Считалось, что Чур сурово карает за самовольный захват чужой земли, так что изначально чурбаны представляли собой изображения этого языческого идола и служили своеобразным оберегом-предупреждением для возможных нарушителей. Устаревшее Возглас, означающий запрет касаться чего-либо, совершать какое-либо действие (в заклинаниях против «нечистой силы», в играх и т. п.). Так что же опасного? я скажу: «Наше место свято: чур меня» — и все рассыпется! Чур, нареч. и междомет. выражает условие, уговор, запрет, требованье, постановляя что правилом, законом, мерилом, пределом. В статье рассказывается о происхождении, значении и использовании фразы «чур меня».
Советы преподавателя
- Чур меня - Традиция
- «Чур меня!»: что значит это выражение на самом деле
- Старина и современность
- Чур меня́!
Предки и их духи
- Происхождение слова чур. Чур меня - что значит
- Что означает "чур меня"?
- Что такое "ЧУР" ??? Вот говорят - чересЧУР,ЧУР не я,выЧУРный - что значит этот ЧУР ???
- Предки и их духи
- Нарушить границу
Что означает выражение ЧУР меня?
Слово «чересчур» значит «слишком». Исторически оно образовано от предлога «через» и существительного «чур». Таким образом, последовательность звуков «Чур» означает необходимость открыть рот, чтобы привести свои голосовые связки в нормальное состояние. Бог Чур не является представителем Высокого божественного пантеона, но это вовсе не умиляет его значение. т. е. «храни меня дед!». чур ('цур') — междометие в восточнославянских языках. чур ('цур') — междометие в восточнославянских языках.
Старина и современность
- Разбираем выражение «чур меня»: происхождение, значение и употребление в современном русском языке.
- «Чур, это мое!»
- Предки и их духи
- Хитрое словечко, «Чур».: Персональные записи в журнале Ярмарки Мастеров
- Кто такой "чур"?
- Выражение «чур меня»: почему люди на Руси так говорили
Чур меня что значит выражение
Чур меня! Помню как в детстве 90 год мы во дворе очень часто употребляли это слово: ЧУР и выкрикивали: "Чур меня! Это как забытые слова, приравненые к чему то другому, но не к тому, что оно в действительности значит, а ещё хуже изменённые. А теперь это заменяется на болезненный, дружно, телогрейка, отзывчивый, потребность... Скоро в русском языке совсем души не останется… Сколько было прекраснейших моментов, без единого бранного слова на улице. Вот нашел о чур и спустя столько лет это слово не перестаёт вызывать улыбки. Русский историк В. Ключевский 1841-1911 так описывал захоронения у славян: "Обоготворенный предок чествовался под именем чура в церковно-славянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур. Значение этого деда-родоначальника как охранителя родичей доселе сохранилось в заклинании от нечистой силы или нежданной опасности: « чур меня!
Охраняя родичей от всякого лиха, чур оберегал и их родовое достояние... Нарушение межи, надлежащей границы, законной меры мы и теперь выражаем словом «чересчур»... А также выражение "Чур меня! Потому что наши предки знали, что смерть это не конец жизни... Подробнее на встрече с Николаем Левашовым 4 декабря 2010 года. Исследователи прошлого века ввели в славянский пантеон еще одно родовое божество - Чура.
Уже не раз замечаю, что эти два бога были наиболее близки к проблемам смертных. Чуров День Конечно, такой бог-защитник не мог обойтись без праздника, посвящённому ему. Главным днём чествования Чура было 27 июля. В Чуров День, как называлось это празднество, народ отправлялся к межевым столбам с дарами. Хозяйки варили кутью, которая считалась самым любимым угощением бога. Главы семейств проходили вокруг своих земельных владений, прося бога освятить их поля. Завершался день ужином в семейном кругу, где каждый произносил заветное слово — имя Чура. Оберег Чура Оказывается, «Чур меня! И пусть Чур не участвовал в эпических битвах богов, не был покровителем воинов или царей, он довольствовался своим призванием. В защите свыше нуждается не только весь народ, но и отдельные семьи, которые и оберегал Чур. Разговорное упоминание пусть и неосознанное об этом боге прошло через многие века, сохранившись до сих пор. Источник «Чур меня! И вроде бы обычное слово «чересчур» оказывается отражением языческих верований наших предков. Это наречие, которое означает: «чрезмерно, слишком». В разговорной речи может употребляться в качестве сказуемого, выражая действие, выходящее за рамки допустимых в обществе норм и правил. Очевидно, что это слово возникло в результате соединения двух частей. Предлог «через» является общеупотребительным для русского языка. Он широко используется в настоящее время в значении «сквозь или поверх чего-либо», когда какое-то действие преодолевает явную или мнимую преграду. Так, можно пройти вброд через ручей или построить мост через реку, а также передать хлеб через стол, провезти груз через таможню и т. Вторая часть этого слова — «чур» более непонятно. Оно относится к устаревшей лексике и в настоящее время встречается только в отдельных устойчивых выражениях вроде: «Чур меня! То есть, в самом общем смысле, слово «чересчур», которое в современном русском языке принято писать слитно и через букву «с», означает нарушение или преодоление каких-то очевидных границ, установленных Чуром. Так кто же это такой? Черт, фаллос или дух предка? Историки, этнографы и филологи сломали немало копий, споря о том, кем считать этого загадочного Чура, оставившего явный след в целом ряде устойчивых словосочетаний и выражений. Одни считают его языческим богом, которому поклонялись славяне до эпохи христианства, другие принимают его за доброго пращура или, вообще, фаллический символ. Так, российский историк Василий Ключевский считал, что славяне-язычники обожествляли некого предка, которого называли Чуром или Щуром — в зависимости от транскрипции. И отсюда, в частности, появилось слово «пращур». Если следовать этой версии, то славяне поклонялись Чуру как духу предков, защитнику семьи. И делать что-либо чересчур означает нарушать древние законы, установленные пращурами. Кардинально противоположной версии придерживался филолог-фольклорист Никита Толстой. В своей научной работе «Русские чур и чушь» ученый отметил, что славяне часто поминали мужские гениталии в словесных формулировках, призванных защитить человека от всякой нечистой силы. И Чур — это никакой не языческий божок и не дух предков, а пенис, который почитался нашими предками как символ плодородия и, в то же время, мог оградить от беды, насланной мистическими существами. Некоторые ученые считали, что Чур — это то же самое, что и Черт. Дескать, славяне боялись помянуть рогатого демонического монстра, и специально коверкали это слово. Однако большинство специалистов уверены, что Чур — это языческий божок, и тому есть немало доказательств. Полубог и защитник Известный писатель-этнограф Сергей Максимов в своей книге «Крылатые слова», которая была впервые издана в 1890 году в Санкт-Петербурге, называет Чура языческим полубогом. По версии ученого, это мифическое создание широко почиталось нашими предками. Его уважали и боялись, потому что Чур устанавливал и охранял: границы миров потустороннего и людского ; границы земельных наделов; границы природных зон, озер и лесов; имущественные границы. Чур был покровителем и помощником, который мог наказать любого, кто нарушает установленные им правила. Поскольку славяне были землепашцами, то их главным достоянием были земельные участки. По границам своих владений люди устанавливали чурбаны — небольшие деревянные столбики-кругляши, на которых были вырезаны обозначения хозяев данного надела. Считалось, что Чур сурово карает за самовольный захват чужой земли, так что изначально чурбаны представляли собой изображения этого языческого идола и служили своеобразным оберегом-предупреждением для возможных нарушителей. Наши предки верили, что Чур сильнее Черта, поскольку является помощником самой Матери-земли. Это мифическое создание призывали знахари, рисуя магический круг, призванный защитить людей от происков приспешников зла. Поэтому и сегодня, восклицая «Чур меня!
Опубликовано 09. Как известно, междометия почти не несут смысловой нагрузки, они больше определяют эмоциональный окрас речи. Но в слове «чур» часто есть свое яркое значение, близко связанное с его происхождением. Согласно мнению ученых, это слово произошло от имени одного из славянских богов, который был призван защищать земельные владения. Ключевский говорит, что бога этого называли Чур Щур в церковнославянской культуре. Иногда можно встретить и другое предназначение Чура — нажива, приобретение.
В определенные дни глава семейства обходил владения по этой черте, гоня перед собою жертвенных животных, пел гимны и приносил дары божеству; здесь же, на некотором расстоянии друг от друга, ставились крупные камни или древесные стволы, носившие названия термов. В яму, в которой утверждался терм, клали горячие угли, хлебные зерна, караваи, плоды, лили мед и вино. Здесь все было подвластно Чуру, и место, где он главенствовал, а порою и показывался, получало таинственное освящение, и потому за черту родовых владений не дерзали переступить враждебные духи. Позднее на межах начали ставить изображение самого Чура. Несмотря на грубость работы и ничтожность того материала, из которого вырубались, они почитались священными и неприкосновенными.
Разбираем выражение «чур меня»: происхождение, значение и употребление в современном русском языке.
Posted on by admin Выражение «чур меня» активно используется в современной речи, но не все знают его истинное значение и происхождение. В этой статье мы подробно разберем эту фразу. Статья: «Чур меня» — простая по форме фраза, но очень сложная по значению. Она может иметь негативный или позитивный оттенок, но обязательно вызывает внимание слушателя или собеседника. Что же означает это словосочетание?
Считалось, что круги, образовывающиеся на воде это послания от Вил с предсказаниями будущего. Жрицы, посвященные в таинства Вил, расшифровывали информацию круговоротов вилков на воде и оглашали пророчества вслух. До сих пор «вилы» в некоторых русских диалектах означают «круги». По другой версии вилами назван Триглав - три растопыренных пальца или ритуальная палочка, вырезанная из одного из священных деревьев, имеющая форму руны Аз 3х-лучевой вилки. Плюс, любое троекратное увеличение чего либо - это тройная сила.
Вот таким 3-главом Волхв писал по истолченной в ступе воде, рисуя Руны, создающие определенную программу, необходимую той или иной семье, а чаще и всей деревне или городу, для помощи или защиты, лечения или защиты от хвори и так далее. Затем он брал эту запрограммированную воду и разносил по всему поселению, добавляя кружку такой воды в каждую домовую бочку. Зная свойства воды, мы можем понять, что вся бочка в этот момент приобретала свойства того самого вылитого в нее стакана с запрограммированной водой. А из этой бочки глава семейства каждое утро разносил воду по всем домашним запасам. И так получалось, что всем поселением пили и использовали уже подготовленную для общего дела воду. Вот вам и ленивая обязанность Волхва. Упоминание о легендарном белгородском киселе встречается в «Повести временных лет» 12 века. Однажды Белгород осадили печенеги и долго стояли под стенами крепости. У осаждённых начали кончаться припасы.
Тогда один из старцев предложил остроумный выход. Собрали все остатки муки и отрубей и сварили из них кисель, затем его вылили в деревянный колодец, а рядом вкопали бочку с остатками мёда. После этого пригласили послов от печенегов для переговоров. Те увидели два бездонных колодца, дающих пропитание жителям, очень удивились и приняли это за чудо. Поняв, что измором город не взять, печенеги сняли осаду и отошли от города. С тех пор это выраждение означает «ловкий обман, остроумную хитрость». На следующий день после свадьбы невестка должна была выполнить два задания: принести воды и подмести полы. Собранный мусор нельзя было выносить из избы, его сжигали в печке, так как считалось, что любая вещь живущего в этом доме человека, даже такая мельчайшая, как пыль, может быть использована для колдовства против него. В последующем это выражение получило более широкий смысл - "не разглашай домашние секреты".
В словаре Ожегова ЧУР, межд. Возглас обычно в детских играх , к-рым запрещают касаться чего-н. Возглас, к-рым требуют соолюдать какое-н. Только ч. Потебня , РФВ 3, 192 и сл. ЕW 37. Сравнение со ср. Хольтхаузен, Awn. Младенов РФВ 71, 455 реконструирует и.
Пытаются произвести чур из чув. Совершенно нелепа гипотеза о заимствовании из др. Чурово в Новгор. Рожнецкий, AfslPh 23, 474 , ср. Ушакова ЧУР, межд.
А также выражение "Чур меня! Потому что наши предки знали, что смерть это не конец жизни... Подробнее на встрече с Николаем Левашовым 4 декабря 2010 года.
Исследователи прошлого века ввели в славянский пантеон еще одно родовое божество - Чура. Афанасьев определял его как божество пылающего в очаге огня, охранителя родового достояния, почти домового. Ему вторил знаменитый историк В. Ключевский: "Обоготворенный предок чествовался под именем Чура... Охраняя родичей от всякого лиха, Чур оберегал и их родовое достояние". Чур - имя древнего славянского бога сохранилось в обиходе до наших дней. Чур был покровителем подземельных владений, всякого имущества, охраняя дома от нечистой силы, а потому, найдя что-то, надо сказать: «Чур, моё! Ну, а если испугался или что-то ужасное покажется, нужно, конечно, перекреститься, но не помешает и древнего Чура помянуть, сказавши: «Чур меня, чур!
Не ступай за чур , за черту. Не лей, через чур ; это чересчур много, мало, против нужного, должного. По чур наше! Чур нар.
Магия слова “чур”
Афанасьева, историков С. Соловьева и В. Ключевского, в книге бытописателя С. Максимова «Крылатые слова». Два новейших этимологических словаря объясняют его проис хождение по-разному. Согласно «Этимологическому словарю сла вянских языков» под редакцией О. Трубачева, междометие чур представляет собой «Достаточно стар, восклицание, выражающее запрет, первонач. Семантика черты, линии, рубежа хорошо ощутима в примерах... Славского т. Мы не будем обосновывать какую-либо этимологию слова чур, а попытаемся очертить его культурный контекст. Междоме тие чур и его производные известны главным образом в восточнославянских языках: русское и белорусское диалектное чур, украинское, белорусское и русское диалектное цур, диалектные формы: чуру смоленское , чиру могилевское , чура тверское, калужское ; польское диалектное cur в выражении niech cie cur wezmie «черт бы тебя побрал» является заимствованием из украинского.
Для семантики междометия чур особенно важны те случаи, когда оно выступает в функции существительного. В словаре В. Даля чур толкуется как «край, предел, мера», старинное «грань, граница, рубеж, межа», например, не ступай за чур, за черту, по чур наше. В русских диалектах широко представлены фразеологизмы с субстантивированным чур: без чуры чура «слиш ком, без меры» рязанское , без чура «то же» псковское, тверское , без чуры говоры Приамурья ; не знать понимать чуры «не чувствовать меры, не знать границ» рязанское , не знать чуру «не знать меры» донское , «не придерживаться установленных правил» говоры Приобья , не понимать чуру «то же» омское. Даля ; Через чур и конь не ступит Афанасьев А.
Каждая из гадающих поочередно ложится на середину круга, прислоняет ухо к земле и внимательно слушает.
Можно думать, что в какой-то первоначальной ситуации человек произносил "чур! Характерно, что глагол зачураться мог обозначать не толь ко феномены речевой деятельности «словом обезопасить себя от чего-нибудь», «при игре — сказать «чур» в знак отказа участво вать в ней некоторое время» и т. По словам белорусского краеведа А. Богдановича, зачураться в конце XIX века значило «оградить себя от нечистой силы, а также... Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. Грод но, 1895.
Функциональная направленность очерчивания заключается в том, чтобы разделить пространство на две неравноценные части: внутреннее и внешнее, наделяемые соответственно признаками свое и чужое, безопасное и опасное, замкнутое и разомкнутое и т. Таким образом, проведение черты соответствует одновре менно двум процедурам — присвоению внутреннего пространства и отчуждению внешнего. Несмотря на значительное многообразие контекстов, в которых функционирует междометие чур, можно выделить два полю са, к которым тяготеет его семантическая структура: это, с одной стороны, присвоение, призыв о помощи, покровительстве и, с другой, отталкивание, отрицание, запрещение ср. Для позитивного круга значений междометия чур особенно показательны случаи, когда оно выполняет функцию глагола в повелительном наклонении. Например, в одном русском заговоре чур синонимично глаголу спаси: «Чур мене диалектная форма винительного падежа , Господи! Смоленский областной словарь.
Смоленск, 1914. Можно думать, что семантика междометия чур сохранила ту же двойственность, которая характерна для очерчивания магическим кругом - действия, с которым, возможно, связано само происхождение слова чур. Ясно, что один и тот же возглас Чур меня!
Чур - это обрядовая кукла, вырезанная из дерева, древний языческий "божок",хранитель рода. Чурбан, чурка - однокоренные слова того же ряда,указывающие на древесное происхождение буквально означает обрубок дерева Чур идол,божок - грубо рубленный чурбан в форме головы возможно с чертами лица отсюда видимо выражение "чурбан безчувственный" заклинание Чуром - это просьба о защите у древних предков "Чур меня" -"охраните меня ",- это отстранение или отчуждение от неприятного поступка,слова,мыслей чересчур - сомнительное нововведение ,то, чего не было раньше у предков вычурный - не соответствующее общепринятым понятиям и нормам 2.
Это мы можем заметить в старинном слове «пращур» «предок». Древние славяне были мудрым народом с высоким уровнем духовности, а потому верили в могущество душ прародителей. Чур мог принимать облик предков, приходя к человеку во снах и предупреждая его об опасности. Этого бога можно было встретить в поле, неподалёку от межевой черты. Описывали Чура по-разному: то он принимал облик старика с длинной седой бородой, то становился светловолосым юношей. Главная особенность Чура в самых разных обличьях — яркие глаза цвета неба. Что примечательно, Чур мог становиться и удивительным зверем — волком с голубыми глазами. Зла этот бог никогда не творил, а к людям приходил с вестями. Иногда за помощью в спасении народа он обращался к Велесу. Уже не раз замечаю, что эти два бога были наиболее близки к проблемам смертных. Чуров День Конечно, такой бог-защитник не мог обойтись без праздника, посвящённому ему. Главным днём чествования Чура было 27 июля. В Чуров День, как называлось это празднество, народ отправлялся к межевым столбам с дарами. Хозяйки варили кутью, которая считалась самым любимым угощением бога. Главы семейств проходили вокруг своих земельных владений, прося бога освятить их поля. Завершался день ужином в семейном кругу, где каждый произносил заветное слово — имя Чура.
«Чур меня!»: что на самом деле означало это русское выражение
Чур – славянский бог на границе двух миров | Таким образом, фраза «чур меня что значит?» имеет своеобразное значение и может быть использована в различных контекстах. |
Что значит, когда ты говоришь "Чур меня"!? - YouTube | Да и слово чур имеет загадочный ореол – трудно без словаря разобраться в его значении, и, соответственно, понять, слитно или раздельно оно пишется с предлогом. |
Выражение «чур меня»: почему люди на Руси так говорили | В статье рассказывается о происхождении, значении и использовании фразы «чур меня». |
Благородство окрыляет, подлость ползёт и жалит: Чур меня! | это значит?Время течёт, всё меняется, и только крылатые выражения остаются островками стабильности в этом изменчивом мире. |
Чур – славянский бог на границе двух миров | Говорить «Чур меня», значит ограждать себя от предстоящей опасности. |
Откуда пошло выражение “Чур меня”? | Честная история с Екатериной Хазовой
Для позитивного круга значений междометия чур особенно показательны случаи, когда оно выполняет функцию глагола в повелительном наклонении. Слово «чур» и ныне употребляется в значении запрещения. это значит?Время течёт, всё меняется, и только крылатые выражения остаются островками стабильности в этом изменчивом мире. «Чур» – возглас (обычно в детских играх), которым запрещают касаться чего-либо, переходить какой-либо предел («чур меня» – не трогай!), а также возглас, которым требуют соблюдать какое-либо условие («чур я первый», «чур пополам!»).
Значение слова чур меня
По народному поверью, слово «чур» с древних времен помогало тем, кто находил клады. это устное выражение, которое означает ‘‘будь что будет’’, ‘‘на меня не обращай внимания’’. Конечно, нельзя сказать, что чур — это божество высокого ранга, но его значение в жизни наших предков трудно переоценить.
Значение слова чур меня
Теперь, когда кто-то из ребят вдруг воскликнет: «Чур я первый! Гораздо позднее слово «чур» стало употребляться в другом значении — «граница, предел, межа». Вспомните значение слова «чересчур» — «сверх меры». Так время оставляет свои следы в словах, которыми мы продолжаем пользоваться.
Соловьева и В. Ключевского, в книге бытописателя С. Максимова «Крылатые слова».
Два новейших этимологических словаря объясняют его происхождение по-разному. Согласно «Этимологическому словарю славянских языков» под редакцией О. Трубачева, междометие чур представляет собой «Достаточно стар, восклицание, выражающее запрет, первонач. Славского т. Мы не будем обосновывать какую-либо этимологию слова чур, а попытаемся очертить его культурный контекст. Междометие чур и его производные известны главным образом в восточно-славянских языках: русское и белорусское диалектное чур, украинское, белорусское и русское диалектное цур, диалектные формы: чуру смоленское , чиру могилевское , чура тверское, калужское ; польское диалектное cur в выражении niech cie cur wezmie «черт бы тебя побрал» является заимствованием из украинского.
Для семантики междометия чур особенно важны те случаи, когда оно выступает в функции существительного. В словаре В. Даля чур толкуется как «край, предел, мера», старинное «грань, граница, рубеж, межа», например, не ступай за чур, за черту, по чур наше. В русских диалектах широко представлены фразеологизмы с субстантивированным чур: без чуры чура «слишком, без меры» рязанское , без чура «то же» псковское, тверское , без чуры говоры Приамурья ; не знать понимать чуры «не чувствовать меры, не знать границ» рязанское , не знать чуру «не знать меры» донское , «не придерживаться установленных правил» говоры Приобья , не понимать чуру «то же» омское. Даля ; Через чур и конь не ступит Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу.
В современном четырехтомном Словаре русского языка 3-е изд. Обычно в сочетании со словами: «меня», «нас». Возглас, означающий запрет касаться чего-л. Восклицание, означающее требование соблюсти какой-л. Чур часто сочетается с личными местоимениями, например: русское диалектное чур меня от него «не желаю я его, не хочу быть за ним» новгородское, смоленское , белорусское чур мене от цебе, украинское цур тоб1, не хай йому цур и т. Специфика украинского языка проявляется в том, что украинское цур сочетается только с местоимениями 2-го и З-го лица.
Междометие чур цур входит в состав довольно многочисленных формул-оберегов от нечистой силы. Некоторые из них широко распространены, другие имеют локальный характер, ср. В украинском языке с особой устойчивостью бытует двучленная формула-оберег цур тобi йому и т. Поскольку оберег часто направлен против дурного глаза, во многих украинских формулах упоминаются глаза: чур та пек лихим очам Проскуровский уезд Подольской губернии , цур очей поганих Пирятинский уезд Полтавской губернии. На юго-западной Украине известно производное слово цураха: цураха поганем очем; чтобы не сглазить, нужно, если хвалишь что-нибудь, смотреть на ногти или на потолок и говорить: «Hi вроку! Словарь украинского языка.
Киев, 1909. Обычно междометие чур используют при гаданиях. Севера, 1913. Чур могло защитить от нечистой силы и в других случаях.
Он не только защищал землю от посягательств других людей, но и от нападок нечистой силы.
Грозный деревянный идол бога границы не давал преступить её злым духам. Иногда уменьшенную копию кумира устанавливали для защиты и в доме. Она не давала навести порчу или проклятие на обитателей дома. Оберег Чур располагался на самом видном месте в доме, чтобы обидчики не могли ничего сделать. А чтобы заслужить расположение бога, к его пограничному идолу приносили дары.
Чаще всего это были каша и молоко, но некоторые оставляли и мёд, и свежий хлеб, и зерно. Чур — дух предков Некоторые славянские племена чурами или щурами называли духов предков. Отсюда, кстати, и произошло слово «пращур» — предок. Функция щуров была сродни работе бога границы Чура. Чурбаны или чурки — деревянные фигурки, олицетворявшие предка рода, также защищали от нечистой силы.
Чтобы призвать такой дух на помощь, кричали: «Чур меня! Считалось, что его границы не может переступить нечисть, например, леший.
Чураться - избегать чего либо...
Ключевский писал: «Обоготворённый предок чествовался под именем чура, в церковнославянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур… Предание, оставившее следы в языке, придаёт Чуру значение, одинаковое с римским Термом, значение сберегателя родовых полей и границ. Толстой впервые связал возникновение междометия «чур» с фаллической символикой. Эта гипотеза впоследствии пополнилась новыми данными и является актуальной до сих пор.