Главные новости ФСБ: последние новости сегодня, громкие события и заявления, самые свежие и актуальные материалы онлайн. Руководство деятельностью ФСБ осуществляет Президент Российской Федерации. Федеральная служба безопасности Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющий государственное. В постсоветской России была предпринята попытка организации "контрразведки в чистом виде" в форме Федеральной службы контрразведки (ФСК), в состав которой при ее создании в декабре 1993 года не были включены ни следственные, ни пограничные органы.
Служба внешней разведки
Наглядно было видно увеличение фактов проникновения в российские регионы эмиссаров мусульманских государств, играющих на национально-религиозных чувствах верующих. Доминирующим фактором в деятельности ранее дружественных СССР разведывательных сообществ Польши, Венгрии, Румынии стало их явное стремление интегрироваться в блок НАТО, а разведслужб стран Балтии — получать информацию о воинских и военно-морских силах, планах российского руководства по отношению к бывшим союзным республикам: Литве, Латвии, Эстонии. Правительства указанных государств с помощью американских советников стали создавать собственные спецслужбы — департаменты разведки и контрразведки, службы защиты конституции. Федеральная служба контрразведки образовывалась на новой организационно-штатной структуре. Численность личного состава сокращалась вдвое, чем в МБ, и устанавливалась в количестве 75 тысяч человек, включая научные, технические, медицинские вспомогательные службы, и это — на всю страну. Ведь ФСК — это не только центральный аппарат, но и органы управления в более чем восьмидесяти субъектах Российской Федерации. Функция ведения предварительного следствия и представляющее ее следственное управление упразднялись; «Лефортово» и имевшиеся на местах изоляторы предварительного заключения передавались в другие ведомства; мобилизационно-эксплуатационное управление по обеспечению жизнедеятельности руководства страны на особый период бывший 15-й главк переходило в подчинение Администрации Президента РФ. Из ФСК были выделены в самостоятельную структуру Пограничные войска, против чего я протестовал особенно резко. Надо прямо сказать, что любые изменения в системе органов государственной безопасности, сокращение или увеличение полномочий, перестановки кадрового состава всегда носят болезненный характер.
Эти реформы отражаются на общей эффективности работы, морально-психологическом состоянии личного состава. Отрицательные последствия зачастую бывают непредсказуемыми, непредвидимыми и финансово-затратными. В сложившихся условиях трудно решаемыми становились определение государственной линии и оперативных задач в деле обеспечения безопасности страны, подготовка и рациональная расстановка кадров. Не всякий сотрудник, даже самый подготовленный, может быстро освоить новое направление деятельности. Специфика оперативной работы многообразна, в подразделениях органов госбезопасности работают специалисты разносторонних знаний и сотен профессий. Даже имея прекрасную подготовку, вершин разведывательного или контрразведывательного мастерства достигали немногие. Поэтому создание структуры государственной безопасности страны требует и времени, и серьезных профессиональных знаний, и навыков оперативного состава, а также умелого руководства. Лишение волевым порядком ФСК права ведения следствия повлекло за собой передачу уголовных дел свыше двух тысяч в органы прокуратуры.
Для ведения таких дел стали срочно создаваться специальные отделы в военной прокуратуре, куда перешла небольшая часть следователей. Большинство следователей органов госбезопасности отказались переходить в штаты прокуратуры или МВД, предпочли уволиться. Все это отрицательно сказалось на дальнейшем ведении следствия, многие уголовные дела, находившиеся в компетенции и производстве органов безопасности, не были доведены до логического конца или элементарно загублены. В президентском окружении находились советники, которые считали, что следствие в органах госбезопасности не нужно, так как оно осуществляло репрессивные функции во времена культа личности, прославилось в борьбе с диссидентами. Однако в ноябре 1994 года задачи следствия вновь вернулись в ФСБ с мотивировкой «для повышения эффективности борьбы с преступностью, быстрого и полного раскрытия преступлений». Трудно объяснить, какая государственная целесообразность при создании ФСК требовала ликвидации следствия, чтобы через короткое время снова восстановить. Я начинал свою профессиональную деятельность следователем в прокуратуре, а следствие там было на порядок выше, чем в КГБ; будучи начальником Дежурной службы КГБ СССР, создавал и отвечал за организацию работы оперативно-следственных групп в составе следователя, двух оперативных работников, специалистов-взрывотехников, прикомандированных к Дежурной службе. Эти группы трудились круглосуточно, выезжая на места происшествий, имели специальные технические оперативно-следственные средства и реальную возможность, вплоть до самолета, в самое короткое время вылететь в любой уголок страны для проведения расследования.
При устранении следствия сущность ФСК как структуры приближалась к типичным спецслужбам, служба контрразведки переставала быть правоохранительным и, главное, карательным репрессивным органом. Непрерывные изменения задач спецслужб, их дробление и последующее объединение нарушили систему обеспечения безопасности в самое сложное и тяжелое время развала СССР и становления новой России. Можно предположить, что таким образом осуществлялся поиск путей совершенствования деятельности спецслужб, оправданный и естественный при рождении российской государственности. Однако часто это были политически мотивированные шаги, направленные на уничтожение существовавшей в советское время слаженной системы безопасности и чекистских кадров, которые проходили переаттестацию через многочисленные «комиссии по благонадежности», выводились за штаты при каждой реорганизации и оставались без работы до очередного назначения и переназначения. Спецслужба постоянно, целенаправленно и сознательно разрушалась, реорганизовывалась, что создавало условия для разграбления страны, всесилия коррупционной чиновничьей власти. В 1993 году при отстранении от должности Баранникова из Министерства безопасности в подчинение Службы охраны Президента были переданы специально предназначенные для борьбы с террором спецподразделения «Альфа» и «Вымпел». Этим решением Президента органы госбезопасности фактически были разоружены, а в штатах ФСК вообще каких-либо специальных вооруженных подразделений не предполагалось. На заседании Совета безопасности в октябре 1993 года во время обсуждения вопроса о применении силовой составляющей в разрешении конфликта вокруг Белого дома мною было заявлено об отсутствии в МБ военизированных подразделений.
Следует отметить, что все организационные и штатные изменения проводились в спецслужбах по указам Президента. При этом серьезно нарушалось федеральное законодательство, так как основная компетенция органов государственной безопасности должна определяться только законами. Одновременно под маскировкой внедрения цивилизованных методов работы наблюдалось усиленное стремление насаждать западные ориентиры. Из-за бугра российской верховной власти шли рекомендации о необходимости проведения люстрации в отношении сотрудников органов госбезопасности советского периода с целью «коренного реформирования» российских спецслужб, приобщения их к стандартам западных стран. Конгресс США рекомендовал скорректировать деятельность российской контрразведки таким образом, чтобы ограничить или не осуществлять вовсе контроль за пребыванием и передвижением дипломатического корпуса по территории страны. Посол США Страус это ему передавалась документация по расположению технических средств в здании американского посольства в беседе со мной предлагал не «шпионить друг за другом, не вербовать людей из моего посольства». Мой ответ американскому послу: «Мы можем дать обещание пойти на этот шаг, если спецслужбы США прекратят вести разведывательно-подрывную работу против российского государства; тогда и мы не будем вербовать садовников и гувернанток в американском посольстве». После словесного обмена мы оба от души рассмеялись, так как понимали, что подобное для обеих сторон были нереальным.
Государственный секретарь ФРГ Шмитбауэр, курировавший деятельность своих спецслужб, в переговорах предлагал меньшее зло: не работать друг против друга «агрессивными методами, особенно техническим проникновением в дипломатические и жилые помещения, где проживают немецкие граждане». А сколько оказалось западных советников в коридорах российских министерств, и все они проявляли теплую, прямо-таки сердечную заботу о будущем России. В этот период не без влияния и подстрекательства таких господ принимались многие судьбоносные для страны решения, к чему можно отнести и ликвидацию Министерства безопасности. Немалую роль играли чисто субъективные факторы. Депутат Госдумы Алексей Митрофанов отмечал, что Президент Ельцин с настороженностью относился к органам государственной безопасности, особенно после ухода из его команды Баранникова; период правления Ельцина был периодом расцвета МВД. Ельцин не любил чекистов. После августа 1991 года органы госбезопасности страны пережили неоднократную реорганизацию со сменой вывесок, сокращением штатов, оценкой профессиональной и политической пригодности сотрудников. В 1991 после Фороса и в 1993 после октябрьских событий проводилась масштабная аттестация руководящих сотрудников: президентские и депутатские комиссии работали по «чистке кадров».
Все это наносило ощутимый вред интересам безопасности России, обходилось недешево государству. Казалось бы, сокращение оперативного состава приносило некую финансовую выгоду. Однако при более глубоком подходе это далеко не так, все было чревато долговременной перестройкой деятельности спецслужб, ослаблением участия в борьбе с преступностью в стране. Каждая реорганизация — это потеря времени и способных кадров, спад оперативной работы, ослабление агентурных позиций, создаваемых годами благодаря усилиям квалифицированных сотрудников новички к этому не всегда готовы. Что касается лично меня, то в период очередной реорганизации и создания ФСК я чувствовал себя, как обо мне писали, словно на раскаленной сковородке. К непрерывным служебным заботам присоединялись личные переживания: более полугода супруга находилась в Голицынском госпитале Пограничных войск кремлевскими медицинскими услугами я не пользовался. После обращенных к местной правящей элите призывов Президента, гаранта Конституции, «брать себе суверенитета, сколько хотите», органы госбезопасности в условиях творившегося в стране политического и экономического хаоса оставались единственным федеральным институтом власти, который сохранил вертикальную подчиненность и централизованное управление и был способен действовать в масштабах всей страны. Накануне издания указа Президента о создании Федеральной службы контрразведки общественное мнение обрабатывалось насаждаемыми в СМИ провокационными заявлениями.
Они выражали недовольство тем, что Министерство безопасности «действовало в октябрьские события» 1993 года нерешительно, что Президенту не по пути с нынешними органами госбезопасности, поскольку чекисты, как и многие армейские люди, «никогда не простят Ельцину разрушения Союза». Кроме того, утверждалось, что строго подобранные и воспитанные в КГБ «люди из элиты общества» с устоявшимися политическими взглядами стали козлами отпущения за все ошибки политиков. Подобные обвинения в адрес органов госбезопасности звучали как попытка скомпрометировать честно служивших Отечеству людей и растоптать их достоинство. А общий смысл пасквилей был примитивным: органы защиты государства надо разогнать, а в новое ведомство ФСК набрать других сотрудников, угодных псевдодемократам.
Читать полностью Руководство Управления, ветераны и другие почетные гости, прибывшие на мероприятие, возложили цветы к бюсту первого начальника Управления - генерал-лейтенанта Орлова Николая Леонидовича. Далее торжественно открыта обновленная экспозиция Комнаты боевой славы Управления. Почетное право разрезать ленточку предоставлено ветеранам, стоявшим у истоков создания Управления - генерал-лейтенанту Дёмику Николаю Кузьмичу и генерал-майору Коковину Владимиру Борисовичу. Комната боевой славы полностью воссоздана и реконструирована. В ней размещены более 300 экспонатов, иллюстрирующих деятельность сотрудников военной контрразведки, начиная с зарождения органов госбезопасности в Советской России вплоть до настоящего времени.
Об этом сообщили в Центре общественных связей ФСБ. Спустя два месяца были утверждены штаты КРО и его структура, состоящая из десяти отделений. Впоследствии контрразведывательные подразделения будут неоднократно реорганизованы, как и другие органы госбезопасности. В этой структуре контрразведывательное подразделение стало называться Первым Главным управлением, а разведывательное — Вторым Главным управлением. После образования Комитета государственной безопасности КГБ эти два названия «поменялись» и Второе Главное управление стало заниматься контрразведывательной деятельностью.
Ну естественно контроль и надзор за исполнением законодательства, осуществления прав шпионов с прокуратуры никто не снимал. Так в чем смысл создания дополнительного органа? Предлагаю ненадолго окунуться в историю создания легендарного СМЕРШ Итак было создано 3 организации с одноименным названием, но не зависящих друг от друга: Главное управление контрразведки «Смерш» Народного комиссариата обороны НКО - военная контрразведка, руководил которой Абакумов В. У нас пасутся разведки и других стран. Органы контрразведки "СМЕРШ" наделялись широкими правами и полномочиями, в связи с законами военного времени. Контрразведчики могли проводить выемки, обыски и аресты военнослужащих Красной Армии, а также связанных с ними гражданских лиц, подозревавшихся в преступной деятельности. Тем не менее, задержание рядовых военнослужащих и младшего начсостава в экстренных случаях могло проводиться контрразведчиками без предварительного согласования. Однако органы "СМЕРШ" не могли приговорить кого-либо к тюремному заключению или расстрелу, так как не являлись судебными органами. Они проводили расследование, которое в то время также как и в современное проводятся в форме дознания и следствия. В то время приговор выносились военным трибуналом. Также мог приговор вынести особое совещание при НКВД. Фото из сети Интернет Кругом передавались рассказы о том, что смершевцы имеют право расстреливать без суда и следствия, что нагнетало особый ореол загадочности и вседозволенности сотрудников контрразведки - "репрессии против неугодных". Существовала ли практика допросов и расстрелов во внесудебном порядке, "по законам военного времени", остается умалчивать. Зафронтовая агентура представила информацию на 620 официальных сотрудников германских разведорганов и на 1103 их агента. При этом немецким спецслужбам не удалось приобрести ни одного агента из числа сотрудников "СМЕРШ", а также в штабах и иных органах военного управления. Естественно, что они принимали и непосредственное участие в боях: ходили в атаки, нередко в случае гибели командира брали на себя командование подразделениями, руководили выводом личного состава из окружения. Служба оперативного состава "СМЕРШ" была крайне опасной — в среднем оперативник выполнял обязанности три месяца, после чего выбывал по смерти или ранению. Награжденных званием Героя Советского Союза среди смершевцев было только четверо, все посмертно. Только за время Великой отечественной войны, а вернее за 2 года из 3-х лет существования, сотрудники "СМЕРШ" обезвредили свыше 30 тысяч агентов гитлеровской разведки, более 3,5 тысяч диверсантов и шести тысяч террористов.
Обнародовано видео операции по пресечению работы нарколаборатории тверскими сотрудниками ФСБ
Последний в своем выступлении на «Радио Свободы» фантазировал, что Министерство безопасности отказалось в октябрьские дни перекрывать выходы мятежников из Белого дома через «какие-то пятнадцать колодцев», о которых я услышал впервые от вражеского голоса. Из недр Службы охраны Президента распространился слух, будто бы я обратился к властям Украины с просьбой о предоставлении мне украинского гражданства. Все эти наветы старательно доводились до слуха Бориса Николаевича. На закрытом заседании Президентского совета генерал Волкогонов, известный политработник и историк, рекомендовал обратить внимание на силовые структуры. А вот Министерство безопасности вызывает тревогу. Там занимают выжидательную позицию, уклоняются от принятия мер против непримиримой оппозиции, аргументируя тем, что не занимаются политическим сыском». Спасибо покойному генералу за эти слова: указ нас обвинял в том, что система «политического сыска законсервирована», а на Президентском совете — надо расконсервировать и бороться с непримиримой оппозицией тогда главным образом с коммунистами.
Так готовилась для нас политическая правовая ловушка. Пресса ставила внешне наивные вопросы: «А может, кому-то выгодно ошельмовать, обескровить и втоптать в грязь службу, способную не только противостоять преступности, но и вести против нее наступательные действия»[4]. Мне приходилось выслушивать претензии и от Президента Ельцина. Самый тяжелый разговор произошел после выборов в Государственную думу в конце 1993 года, в которых победили коммунисты и жириновцы. Присутствовавший при таком разговоре Степашин вспоминал, «как изменился в лице Николай Голушко, выслушивая разнос от Ельцина». Это было тем более странно, что за месяц до думских выборов Министерство безопасности направило Президенту докладную записку, в которой на основе анализа были предсказаны исход будущих выборов, победа коммунистов и триумф Жириновского.
Перед направлением документа я позвонил в Администрацию Президента РФ Филатову и попросил доложить ему о предвыборной ситуации, раскладе политических сил, тем более что предсказываемые печальные для Кремля итоги выборов были связаны с пассивностью ведения избирательной кампании демократическим блоком во главе с Гайдаром. Это при том, что в его руках находились вся административно-командная власть, мощные финансы, государственное телевидение. Мне неизвестно, почему Ельцину не были доложены указанные материалы, но последствия за провал демократов свалились на руководство Министерства безопасности. Доподлинно известно, что по прошествии какого-то времени Ельцин ознакомился с предвыборной информацией Министерства безопасности и, как отмечали очевидцы, бросил фразу: «Если бы я читал этот документ раньше, то, может быть, подумал над указом о расформировании Министерства безопасности». В декабре 1993 года в связи с таким отношением я написал заявление об отставке, мотивируя болезнью жены я не хотел примешивать политические мотивы , но оно не было удовлетворено. В адрес сотрудников военной контрразведки бросались обвинения в том, что военнослужащие элитной Кантемировской дивизии проголосовали за партию Жириновского.
Куда, мол, смотрели особисты? Меня упрекали в том, что поддерживаю личные отношения с Жириновским. Кто-то из приближенных Президента ознакомил Ельцина с газетной публикацией, в которой Жириновский в свойственной ему манере, празднуя победу на выборах, наговорил, что в Министерстве безопасности сейчас «хороший министр», он-де с ним часто встречается и т. Заявляю, что со своим казахстанским земляком Жириновским я до сих пор не знаком. Служба охраны Президента своими действиями свидетельствовала о намерениях создать сверхструктуру по обеспечению безопасности не только охраняемого лица, но и государства в целом. Мой личный мини-КГБ».
Коллеги из этой охранной структуры, пользуясь близостью к Президенту, настолько осмелели, что могли заниматься несвойственными для них делами: направлять в правительство свои рекомендации по расстановке кадров, указывать, кому из заместителей премьер-министра поручать торговлю нефтью. Более того, они сосредоточили в своих руках боевые подразделения спецназа «Альфа» и «Вымпел», ранее входившие в Министерство безопасности для борьбы с терроризмом; наделили себя функцией защиты государственной тайны в международной торговле оружием и т. Они ставили задачи сбора компромата на высших должностных лиц страны. Служба охраны Президента стремилась стать над финансовыми потоками путем создания при себе отдельного вычислительного центра, который бы занимался сбором данных о коммерческих банках, их учредителях. Ими предпринимались попытки поиска зарубежных вкладов юридических и физических лиц. Учитывая приглашение вместе со Степашиным, я не исключал предстоящей передачи жезла министра своему первому заместителю.
Доморощенные летописцы хорошо владели моими настроениями: «министр лишь формально демонстрирует поддержку Президента», «судя по всему, не знает, на кого ему опереться, если дело дойдет до драки»; «на его лице постоянно присутствовала вся гамма чувств от опасения до отчаяния. Наверное, если бы Ельцин удовлетворил рапорт об отставке, Николай Михайлович был бы самым счастливым человеком». Но случилось иное. Ельцин ознакомил нас с подготовленным указом о создании Федеральной службы контрразведки. Я сразу же заметил, что не понимаю необходимости и целесообразности для государства упразднения Министерства безопасности, ставшего на тот период работающим и стабильным министерством в системе исполнительной власти страны. Контрразведка в области обеспечения государственной безопасности — лишь одна из составных частей комплекса организационных и оперативно-розыскных задач, направленных на борьбу против зарубежных разведок, пресечение разведывательно-подрывной и шпионской деятельности иностранных спецслужб.
Мы со Степашиным старались объяснить, что при образовании контрразведывательного ведомства на первый план выходит противодействие спецслужбам зарубежных государств, и этот шаг международным сообществом во взаимоотношениях с Россией может быть истолкован в нежелательном плане. Нарушалась недавно принятая доктрина международной и оборонной политики России, направленная на расширение добрососедских отношений со многими странами, даже с теми, которые в условиях «холодной войны» рассматривались в качестве «главных недругов». Наши возражения Президенту о возможном политическом ущербе не подействовали, хотя он хорошо был осведомлен не только о расширяющемся оперативном взаимодействии Министерства безопасности с зарубежными спецслужбами, но и начавшемся у нас обмене постоянными представителями со спецслужбами иностранных государств. Мы продолжали обосновывать нашу позицию доказательствами того, что в современных сложных условиях зарождения российской государственности необходимы органы защиты стабильности, территориальной целостности, безопасности страны, общества и каждого гражданина, а не усиление контрразведки. Государству нужны профессиональные и сильные спецслужбы. Граждане нашей страны должны знать, что могут найти любую поддержку в органах безопасности, а не в непонятной для значительной части населения контрразведке.
В истории советских и российских органов государственной безопасности контрразведка никогда до этого не возносилась на уровень федеральной структуры. Необходимое отступление Так в кабинете Президента обсуждалось создание в стране новой спецслужбы — ФСК. В существующих учебных пособиях для подготовки специалистов дается несколько определений самого понятия «контрразведка». Когда разрабатывалось законодательство о федеральных органах безопасности, была предпринята попытка в самом законе дать основательное определение. Вот как оно выглядит. Контрразведывательная деятельность — деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.
Основаниями для осуществления органами Федеральной службы безопасности контрразведывательной деятельности являются: а наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; б необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну; в необходимость изучения проверки лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам Федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе; г необходимость обеспечения собственной безопасности. Перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен и дополнен только федеральными законами. А вот какие формулировки и задачи контрразведки определялись профессионалами в царской России. Контрразведка борьба со шпионством заключается в своевременном обнаружении лиц, занимающихся разведкой для иностранных государств, и в принятии мер для воспрепятствования разведывательных мер этих государств в России. Особому вниманию контрразведывательного органа подлежат: а иностранные военные атташе, сухопутные и морские, за которыми необходимо периодическое наружное и внутреннее наблюдение; б состоящие при посольствах, миссиях и т. Царский генерал Н.
Батюшин, родоначальник российских спецслужб, решающее значение придавал человеческому фактору — личности контрразведчика. Он руководствовался принципом: оперативные работники всегда должны ставить государственные интересы выше личных. Контрразведчики должны обладать «особым синтетическим умом, дабы в мелочах улавливать общую картину, то есть обладать некоторым даром прозрения. По своей природе быть вполне застрахованным от разного рода увлечений, свойственных его возрасту, быть своего рода аскетом, находя выход своей энергии в азарте работы по тайной разведке. Но самое главное, он при огромном хладнокровии должен быть абсолютно честным человеком». Приводимые нами ссылки на необходимость усиления защиты интересов народа также не возымели своего воздействия на Президента.
Москва, ул. Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Но самое главное, он при огромном хладнокровии должен быть абсолютно честным человеком». Приводимые нами ссылки на необходимость усиления защиты интересов народа также не возымели своего воздействия на Президента. Пришлось прибегнуть к последнему, как мне казалось, самому вескому и существенному доводу. Но Министерство безопасности РФ — первое российское и работающее на основе принятого закона о федеральных органах госбезопасности ведомство — создавалось лично Вами; все основные правовые положения его деятельности были утверждены Президентом и Верховным советом России.
Какая необходимость в том, чтобы созданное недавно министерство ликвидировать, начинать очередную реформу? Мне показалось, что некоторые сомнения у него все-таки появились, но… «процесс пошел». Тяжело было расставаться с таким детищем, как Министерство безопасности, в формирование которого было вложено столько усилий сотрудников российских органов госбезопасности. Я сходу дал интервью журналисту В. Якову из газеты «Известия», в котором открыто заявил, что не разделяю решения Президента по ликвидации Министерства безопасности. Обескураженный также и своим назначением директором ФСК, я внутренне отдавал отчет в том, что глава государства вправе принимать наиболее оптимальные, отвечающие вызовам времени варианты образования отечественных спецслужб.
Вот Ельцин и использовал свое право. Другое дело — насколько обоснованно и с какими вытекающими последствиями. В конечном итоге статус органа государственной безопасности в стране оказался существенно пониженным. Произошло сокращение некоторых важных функций, что казалось мне недопустимым в условиях неразберихи, неуправляемого хаоса, сложного внутреннего положения страны и одновременного усиления разведывательно-подрывной деятельности стран НАТО против России. Несмотря на снижение международной напряженности, установление дипломатических отношений с капиталистическими странами на дружеских основаниях, разведывательно-подрывная деятельность иностранных спецслужб против России не уменьшалась. Любое государство отстаивает свои национальные интересы, защищает границы, влияет на свое положение в мире различными способами, в том числе усилением разведывательной и контрразведывательной деятельности, чтобы успешно решать свои собственные проблемы.
У нас же многое делалось вразрез общим закономерностям. В межгосударственных отношениях со слабыми странами никто не считался и не церемонился. Против России, кроме традиционно западных спецслужб, в тот период стали вести разведывательную деятельность ряд стран, которые при существовании СССР не помышляли о подобных акциях — резидентуры государств Балтии, Ближнего Востока. После распада стран Варшавского договора и содружества стран социалистического лагеря стали проявлять активность спецслужбы стран Восточной Европы. Наглядно было видно увеличение фактов проникновения в российские регионы эмиссаров мусульманских государств, играющих на национально-религиозных чувствах верующих. Доминирующим фактором в деятельности ранее дружественных СССР разведывательных сообществ Польши, Венгрии, Румынии стало их явное стремление интегрироваться в блок НАТО, а разведслужб стран Балтии — получать информацию о воинских и военно-морских силах, планах российского руководства по отношению к бывшим союзным республикам: Литве, Латвии, Эстонии.
Правительства указанных государств с помощью американских советников стали создавать собственные спецслужбы — департаменты разведки и контрразведки, службы защиты конституции. Федеральная служба контрразведки образовывалась на новой организационно-штатной структуре. Численность личного состава сокращалась вдвое, чем в МБ, и устанавливалась в количестве 75 тысяч человек, включая научные, технические, медицинские вспомогательные службы, и это — на всю страну. Ведь ФСК — это не только центральный аппарат, но и органы управления в более чем восьмидесяти субъектах Российской Федерации. Функция ведения предварительного следствия и представляющее ее следственное управление упразднялись; «Лефортово» и имевшиеся на местах изоляторы предварительного заключения передавались в другие ведомства; мобилизационно-эксплуатационное управление по обеспечению жизнедеятельности руководства страны на особый период бывший 15-й главк переходило в подчинение Администрации Президента РФ. Из ФСК были выделены в самостоятельную структуру Пограничные войска, против чего я протестовал особенно резко.
Надо прямо сказать, что любые изменения в системе органов государственной безопасности, сокращение или увеличение полномочий, перестановки кадрового состава всегда носят болезненный характер. Эти реформы отражаются на общей эффективности работы, морально-психологическом состоянии личного состава. Отрицательные последствия зачастую бывают непредсказуемыми, непредвидимыми и финансово-затратными. В сложившихся условиях трудно решаемыми становились определение государственной линии и оперативных задач в деле обеспечения безопасности страны, подготовка и рациональная расстановка кадров. Не всякий сотрудник, даже самый подготовленный, может быстро освоить новое направление деятельности. Специфика оперативной работы многообразна, в подразделениях органов госбезопасности работают специалисты разносторонних знаний и сотен профессий.
Даже имея прекрасную подготовку, вершин разведывательного или контрразведывательного мастерства достигали немногие. Поэтому создание структуры государственной безопасности страны требует и времени, и серьезных профессиональных знаний, и навыков оперативного состава, а также умелого руководства. Лишение волевым порядком ФСК права ведения следствия повлекло за собой передачу уголовных дел свыше двух тысяч в органы прокуратуры. Для ведения таких дел стали срочно создаваться специальные отделы в военной прокуратуре, куда перешла небольшая часть следователей. Большинство следователей органов госбезопасности отказались переходить в штаты прокуратуры или МВД, предпочли уволиться. Все это отрицательно сказалось на дальнейшем ведении следствия, многие уголовные дела, находившиеся в компетенции и производстве органов безопасности, не были доведены до логического конца или элементарно загублены.
В президентском окружении находились советники, которые считали, что следствие в органах госбезопасности не нужно, так как оно осуществляло репрессивные функции во времена культа личности, прославилось в борьбе с диссидентами. Однако в ноябре 1994 года задачи следствия вновь вернулись в ФСБ с мотивировкой «для повышения эффективности борьбы с преступностью, быстрого и полного раскрытия преступлений». Трудно объяснить, какая государственная целесообразность при создании ФСК требовала ликвидации следствия, чтобы через короткое время снова восстановить. Я начинал свою профессиональную деятельность следователем в прокуратуре, а следствие там было на порядок выше, чем в КГБ; будучи начальником Дежурной службы КГБ СССР, создавал и отвечал за организацию работы оперативно-следственных групп в составе следователя, двух оперативных работников, специалистов-взрывотехников, прикомандированных к Дежурной службе. Эти группы трудились круглосуточно, выезжая на места происшествий, имели специальные технические оперативно-следственные средства и реальную возможность, вплоть до самолета, в самое короткое время вылететь в любой уголок страны для проведения расследования. При устранении следствия сущность ФСК как структуры приближалась к типичным спецслужбам, служба контрразведки переставала быть правоохранительным и, главное, карательным репрессивным органом.
Непрерывные изменения задач спецслужб, их дробление и последующее объединение нарушили систему обеспечения безопасности в самое сложное и тяжелое время развала СССР и становления новой России. Можно предположить, что таким образом осуществлялся поиск путей совершенствования деятельности спецслужб, оправданный и естественный при рождении российской государственности. Однако часто это были политически мотивированные шаги, направленные на уничтожение существовавшей в советское время слаженной системы безопасности и чекистских кадров, которые проходили переаттестацию через многочисленные «комиссии по благонадежности», выводились за штаты при каждой реорганизации и оставались без работы до очередного назначения и переназначения. Спецслужба постоянно, целенаправленно и сознательно разрушалась, реорганизовывалась, что создавало условия для разграбления страны, всесилия коррупционной чиновничьей власти. В 1993 году при отстранении от должности Баранникова из Министерства безопасности в подчинение Службы охраны Президента были переданы специально предназначенные для борьбы с террором спецподразделения «Альфа» и «Вымпел». Этим решением Президента органы госбезопасности фактически были разоружены, а в штатах ФСК вообще каких-либо специальных вооруженных подразделений не предполагалось.
На заседании Совета безопасности в октябре 1993 года во время обсуждения вопроса о применении силовой составляющей в разрешении конфликта вокруг Белого дома мною было заявлено об отсутствии в МБ военизированных подразделений. Следует отметить, что все организационные и штатные изменения проводились в спецслужбах по указам Президента. При этом серьезно нарушалось федеральное законодательство, так как основная компетенция органов государственной безопасности должна определяться только законами. Одновременно под маскировкой внедрения цивилизованных методов работы наблюдалось усиленное стремление насаждать западные ориентиры. Из-за бугра российской верховной власти шли рекомендации о необходимости проведения люстрации в отношении сотрудников органов госбезопасности советского периода с целью «коренного реформирования» российских спецслужб, приобщения их к стандартам западных стран. Конгресс США рекомендовал скорректировать деятельность российской контрразведки таким образом, чтобы ограничить или не осуществлять вовсе контроль за пребыванием и передвижением дипломатического корпуса по территории страны.
Посол США Страус это ему передавалась документация по расположению технических средств в здании американского посольства в беседе со мной предлагал не «шпионить друг за другом, не вербовать людей из моего посольства». Мой ответ американскому послу: «Мы можем дать обещание пойти на этот шаг, если спецслужбы США прекратят вести разведывательно-подрывную работу против российского государства; тогда и мы не будем вербовать садовников и гувернанток в американском посольстве». После словесного обмена мы оба от души рассмеялись, так как понимали, что подобное для обеих сторон были нереальным.
Впоследствии контрразведывательные подразделения будут неоднократно реорганизованы, как и другие органы госбезопасности. В этой структуре контрразведывательное подразделение стало называться Первым Главным управлением, а разведывательное — Вторым Главным управлением. После образования Комитета государственной безопасности КГБ эти два названия «поменялись» и Второе Главное управление стало заниматься контрразведывательной деятельностью.
Отделение называлось так вплоть до декабря 1991 года. В постсоветской России образовалась Федеральная служба контрразведки Российской Федерации.
Новости ФСБ РФ
Федеральная служба безопасности России (ФСБ) заявила о срыве террористической атаки на Ленинградскую и Калининскую АЭС, которая планировалась спецслужбами Украины на. ФСБ усилила подготовку пограничников к предотвращению вторжений украинских диверсантов. Об этом в интервью ТАСС рассказал первый замдиректора ведомства, руководитель Погранслужбы, генерал армии Владимир Кулишов. В постсоветской России образовалась Федеральная служба контрразведки Российской Федерации. Федеральная служба безопасности выпустила приказ № 547 4 ноября этого года. В России 19 декабря отмечается день военной контрразведки Часть сотрудников Федеральной службы безопасности, выполняющая контрразведывательные функции, отмечает 19 декабря свой профессиональный праздник.
В России запретили писать о спецоперации? Изучаем приказ ФСБ, который вступил в силу 1 декабря
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) — федеральный орган исполнительной власти. Служба внешней разведки Российской Федерации — одна из наиболее подготовленных и эффективных разведывательных структур в мире, готовая адекватно ответить на все вызовы. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) — федеральный орган исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющий. Федеральная Служба Контрразведки (ФСК) — это одна из наиболее тайных и малоизвестных служб в России, отвечающая за контрразведывательную деятельность и защиту национальных интересов страны. По данным российской контрразведки, украинские диверсанты пытается вербовать в первую очередь маргиналов для совершения подрывов, поджогов и других террористических преступлений.
Под грифом секретно: отечественная контрразведка празднует столетний юбилей
Возможно привлечение военной прокуратуры и Следственного комитета, но дирижерами всё равно будет ФСБ, поясняют юристы. Судебные процессы по таким делам в основном проходят в закрытом режиме. Это означет, что слушателям и СМИ доступ на заседания будет закрыт, а адвокаты дадут подписку о неразглашении, и не смогут доносить до общественности позицию своих доверителей. Эксперты, на плечи которых возложат те самые экспертизы, тоже скорее всего будут недосягаемыми для публики. В случаях с таким же разночитаемым законодательством об экстремизме, например, судьи отдают явное предпочтение штатным специалистам из аккредитованных государством ведомств и организаций. Заключения независимых экспертов приобщаются к материалам лишь «для сведения», но не ложатся в основу приговоров. В рамках уголовных дел наличие запрещенных к распространению сведений будет определять лингвистическая экспертиза. По административным делам или в рамках процессов о признании иноагентами, скорее всего, даже на это замарачиваться не станут достаточно будет рапорта сотрудника или протокола обследования страницы из соцсети, - говорит представитель Адвокатской палаты Москвы Дмитрий Джулай. Ошибки и умышленные злоупотребления, как и по всем подобным "политическим" делам, безусловно, будут, особенно учитывая, что экспертизы для СК, МВД и ФСБ проводят их собственные экспертные учреждения. Опротестовывать их даже с рецензиями независимых экспертов удается мало кому, добавляет адвокат. Здесь наверняка сомнения у органов и судов будут минимальные.
Ошибки, конечно, будут. Берем первый пункт перечня - об оценке и прогнозах развития военно-политической и стратегической обстановки — сразу же он вызывает множество вопросов. Что это за оценка и прогнозы?
Установлено, что заражению подверглись несколько тысяч телефонных аппаратов этой марки. При этом, кроме отечественных абонентов, выявлены факты заражения зарубежных номеров и абонентов, использующих СИМ-карты, зарегистрированные на диппредставительства и посольства в России, включая страны блока НАТО и постсоветского пространства, а также Израиль, САР и КНР. Таким образом, полученная российскими спецслужбами информация свидетельствует о тесном сотрудничестве американской компании Apple с национальным разведсообществом, в частности АНБ США, и подтверждает, что декларируемая политика обеспечения конфиденциальности персональных данных пользователей устройств Apple не соответствует действительности.
Сообщается, что они обеспечили украинских боевиков средствами связи и машинами с поддельными номерами.
Картина дня.
Путин добавил, что задача погранслужбы — поставить заслон на пути диверсионных групп и пресекать попытки незаконного ввоза оружия и боеприпасов в Россию. Президент подчеркнул, что нужно пресекать и выявлять деятельность тех, кто пытается расколоть российское общество, «использует как оружие сепаратизм, национализм, неонацизм и ксенофобию». Владимир Путин также поручил ФСБ усилить контроль за выполнением гособоронзаказа и обеспечением войск, которые участвуют в военных действиях на Украине. Путин призвал ФСБ незамедлительно реагировать на факты незаконного использования бюджетных средств, выделяемых на эти цели.
Служба внешней разведки Российской Федерации
Главные новости ФСБ: последние новости сегодня, громкие события и заявления, самые свежие и актуальные материалы онлайн. Сегодня День Святого Николая и День подразделений военной контрразведки Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации, Международный день помощи бедным и День снабженца в России. Совет Федерации одобрил изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части расширения полномочий таможенных органов Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности по производству дознания. По данным российской контрразведки, украинские диверсанты пытается вербовать в первую очередь маргиналов для совершения подрывов, поджогов и других террористических преступлений. LEXPRO (неопр.). Оказывается, делом генерала занимаются сотрудники военной контрразведки ФСБ, вполне вероятно, что задержанный за коррупцию Иванов также подозревается в госизмене.
Итоговое заседание НАК и ФОШ – 2023 год
Взять Гордея». В самом начале фильма главному герою кажется, что теперь его жизнь и работа будут, как сплошной голливудский блокбастер. Но реальность оказывается совершенно иной. Оценить работу и, как говорят киношники, сказать «было-не было» пригласили руководителя департамента военной контрразведки ФСБ Николая Юрьева. Мы увидели настоящего, молодого контрразведчика, который честно делает дела, защищает свою страну, рядом с ним такие же хорошие, молодые ребята», - сказал Юрьев.
В миру - контрразведчики обычные люди. Форму стараются не носить - «чтоб людей не пугать», как они говорят, смеясь. Вычислить их в толпе - практически невозможно. Они сливаются с обществом, причем с любым, независимо от профессиональной принадлежности - работа такая.
Само общество узнает о том, что они делали, и сделали, на самом деле - лишь по прошествии многих лет. Когда с архивных документов снимают грифы секретности. Про работу контрразведчика написано множество книг и, по сути, не написано ничего. Документальные труды об их работе выходят крайне редко, да и то - минимальным тиражом.
Контрразведчики - это обычные живые люди, такие же, как и все остальные.
В январе 1995 г. В соответствии с ним ФСК была переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации , при этом не проводилось организационно-штатных мероприятий, сотрудники службы включая директора и его заместителей оставались на своих должностях без переназначений и переаттестаций. Руководство ФСК России.
В нем 60 пунктов, среди которых, к примеру, прогнозы развития военно-политической обстановки, сведения о прохождении службы конкретным человеком и о мобилизации, о закупках для нужд войск и многом другом. Неужели теперь ни о чем из перечисленного в перечне нельзя будет говорить и писать, чтобы случайно не выдать потенциальную тайну потенциальным иностранным шпионам? Чтобы разобраться, мы изучили документ вместе с юристом. Что это за приказ ФСБ? В самом документе директор ФСБ Александр Бортников ссылается на другой документ — закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», а точнее 1-й пункт части 6 статьи 4 этого закона. Эта часть объясняет, какая деятельность делает человека иноагентом: целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации.
И там же говорится, что ФСБ должна решить, какие именно сведения могут быть использованы против безопасности страны, а какие нет — для этого ведомство должно выпустить перечень.
В 2014 году девять участников группы были приговорены к длительным срокам заключения за серию преступлений, среди которых был теракт. В период с 2009 по 2010 годы участники националистической группы совершили убийство гражданина Гвинеи-Бисау и сняли свои действия на видео, которое впоследствии разместили в сети интернет. Осужденные также сожгли двух женщин без определенного места жительства, спавших в заброшенном автомобиле, и совершили убийство нескольких мужчин, ведущих асоциальный образ жизни.
Контрразведка
Далее торжественно открыта обновленная экспозиция Комнаты боевой славы Управления. Почетное право разрезать ленточку предоставлено ветеранам, стоявшим у истоков создания Управления - генерал-лейтенанту Дёмику Николаю Кузьмичу и генерал-майору Коковину Владимиру Борисовичу. Комната боевой славы полностью воссоздана и реконструирована. В ней размещены более 300 экспонатов, иллюстрирующих деятельность сотрудников военной контрразведки, начиная с зарождения органов госбезопасности в Советской России вплоть до настоящего времени. В обновленной экспозиции раскрыты все этапы становления Управления в наиболее сложные для Отечества периоды истории.
По данным Минобороны России с 8. Понеся значительные потери, противник отброшен. В Федеральной службе безопасности России также подчеркнули, что «нарушений государственной границы не было допущено». По данным ФСБ России на данный момент уже уничтожено свыше 100 украинских диверсантов, шесть танков, французская самоходка «Caesar», 20 единиц боевых бронированных машин и опорный пункт ВСУ.
Одобрение властей не требуется В числе программ, вставших на вооружение у российских силовиков , упоминается софт NetBeholder за авторством «МФИ-софт», пишет NYT Одна из ее функций использует технику, известную как «глубокая проверка пакетов», которая используется провайдерами для анализа того, куда направляется их трафик. Это ПО не может перехватывать содержимое сообщений, но может определить, какие данные куда текут. Это означает, что он может точно определить, когда кто-то отправляет файл или подключается к голосовому вызову в зашифрованных приложениях, таких как WhatsApp , Signal или Telegram. Как утверждает NYT, это дает ФСБ доступ к важным метаданным, которые представляют собой общую информацию о сообщении, например, кто с кем разговаривает, когда и где, а также о том, прикреплен ли файл к сообщению. И только они решали, предоставлять эти сведения или нет. Новые инструменты для слежки встревожили экспертов по безопасности и создателей зашифрованных сервисов. По словам первых, хотя многие знали, что такие продукты теоретически могут существовать, никто не предполагал, что они вовсю производятся российскими подрядчиками. У создателей Signal, Telegram и WhatsApp не так уж средств защиты от такого отслеживания. Шифрование может маскировать определенные сообщения, которыми обмениваются пользователи, но не может скрыть сам факт общения. Она призвала людей, обеспокоенных таким отслеживанием, использовать функцию, которая отправляет трафик через другой сервер , чтобы скрыть его источник и место назначения. В заявлении Telegram, который по умолчанию не использует сквозное шифрование для всех сообщений, также говорится, что ничего нельзя сделать для маскировки трафика, входящего и исходящего, но говорится, что люди могут использовать созданные им функции, чтобы Трафик Telegram сложнее идентифицировать и отслеживать.