Новости храм василия блаженного внутри

собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собором Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве.

Собор Василия Блаженного

Однако новый храм возвели на месте церкви Святой Троицы, а в ней хранились останки знаменитого московского юродивого Василия Блаженного, причисленному к лику святых. Это происходило ещё и потому, что храм Василия Блаженного один, а Покровских храмов и церквей в Москве было несколько. Тегикак разукрасить собор василия блаженного, внутри собор василия блаженно, главный собор в центре москве, храм василия блаженного конспект. Уже более 30 лет собор входит список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Внутри собора Василия Блаженного: что скрывает самый яркий храм столицы.

Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»?

  • Секреты храма Василия Блаженного: sibved — LiveJournal
  • Храм Василия Блаженного: показать всё, что скрыто!
  • Собор Василия Блаженного снова открыт для посещения
  • 12.07.2023 18:41:11
  • Что скрывает Храм Василия Блаженного внутри

Монтаж отреставрированных икон в храме Василия Блаженного

Внутри собора Василия Блаженного: что скрывает самый яркий храм столицы собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собором Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве.
Посещение Храма Василия Блаженного: vsevolodya — LiveJournal Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Москва. Красная площадь. Собор Василия блаженного внутри.
В Москве открылся храм Василия Блаженного после режима КТО 3. Внутри весь собор расписан вот таким орнаментом.

Грандиозная реализация проекта

  • Как бомбардировщики отряда "Циклон" защитили полстраны от радиоактивного облака
  • Собор Василия Блаженного в Москве: краткое описание, фото внутри, виртуальный тур
  • Как бомбардировщики отряда "Циклон" защитили полстраны от радиоактивного облака
  • В соборе Василия Блаженного появились тактильные модели его здания

Храм Василия Блаженного — история и загадки

В церковь храма Василия Блаженного вернули отреставрированный иконостас Однако новый храм возвели на месте церкви Святой Троицы, а в ней хранились останки знаменитого московского юродивого Василия Блаженного, причисленному к лику святых.
Директор музея «Покровский собор» — о храме Василия Блаженного в его прошлом и настоящем Доступ в сам собор Василия Блаженного как раз и начинается с Храма Василия Блаженного, что и находится на первом уровне, в отличие от всех остальных церквей собора.
Храм Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади «Здесь нужно включать фантазию» Директор музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева — о храме Василия Блаженного в его прошлом и настоящем.

Храм Василия Блаженного - Покровский собор

за приглашение; - сообществу mosblog - за информацию о мероприятии; - коллегам-блогерам annataliya, luvida, olster28. Собор Василия Блаженного по праву можно назвать одним из самых узнаваемых и главных символов Москвы. Интерфакс: В центре Москвы открылась после реставрации церковь Святого Иоанна Блаженного в составе храма Василия Блаженного (Покровского собора), которая была закрыта на протяжении 90 лет. Храм Василия Блаженного в Москве открыли для посещений после закрытия на время режима КТО.

Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

Смотрите видео онлайн «Внутри и снаружи Покровского собора (храм Василия Блаженного)» на канале «Фотография Винтажных Объектов» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 11 июля 2023 года в 8:40, длительностью 00:03:10, на видеохостинге RUTUBE. 462 года исполнится храму Василия Блаженного 12 июля. Покровский собор был построен в 1555-1561 годах. Внутри Собора Василия Блаженного: потолок‑калейдоскоп и галереи с видом на Кремль. Покровского собора, он же Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, но самое распространенное его название - Храм Василия Блаженного. храм, увенчанный шатром. это не одна церковь, а много разных приходов, объединённых одним зданием.

Экскурсии в храм Василия Блаженного в Москве

Тайны собора Василия Блаженного. Смотрите видео онлайн «Внутри и снаружи Покровского собора (храм Василия Блаженного)» на канале «Фотография Винтажных Объектов» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 11 июля 2023 года в 8:40, длительностью 00:03:10, на видеохостинге RUTUBE.
Храм Василия Блаженного в Москве открылся после двухнедельного перерыва Так что, стоя рядом с церковью Василия Блаженного, можно понять, где была стена древнего храма.
Внутри Собора Василия Блаженного: потолок‑калейдоскоп и галереи с видом на Кремль | РИАМО | РИАМО Кроме уникальных икон внутри храма Василия Блаженного можно ознакомиться с полотнами русских мастеров портретной и пейзажной живописи девятнадцатого столетия.

Храм Василия Блаженного внутри

Впервые за два последних года двери церкви преподобного Варлаама Хутынского в Храме Василия Блаженного открыты для посетителей. собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собором Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. 462 года исполнится храму Василия Блаженного 12 июля. Покровский собор был построен в 1555-1561 годах.

Собор Василия Блаженного

Внутри храма Василия Блаженного – Самые лучшие и интересные посты на развлекательном портале Храм Василия Блаженного люди, у которых есть проблемы со зрением, могут теперь "увидеть наощупь". Храму Василия Блаженного исполнилось 462 года / Автор. Храм василия блаженного внутри | Фото подборки о путешествиях для туристов.

Вам может быть интересно

  • Грандиозная реализация проекта
  • Собор Василия Блаженного. Взгляд изнутри.
  • От экскурсий для детей до VIP-обслуживания
  • Покровский собор на Красной площади или храм Василия Блаженного
  • В Москве для посещения вновь открыли храм Василия Блаженного
  • Храм Василия Блаженного - Покровский собор | Group on OK | Join, read, and chat on OK!

храм Василия Блаженного - взгляд изнутри

При этом один из престолов, посвященный Входу Господню в Святой Город — ближайший к Спасским воротам Кремля — стал конечной точкой особого богослужебного действа, которое, по ряду данных, начало регулярно совершаться при свт. Это так называемое «Шествие на осляти». В Вербное Воскресенье митрополит позже — Патриарх совершал путь от Успенского собора Кремля до Покровского, сидя на коне, которого вел под уздцы царь. Множество народа, следуя Евангельскому тексту, постилали по пути дорогие ткани с восклицаниями «Осанна Сыну Давидову!

У собора а не внутри, по множеству народа , на Лобном месте служилась литургия. Так Красная площадь становилась Иерусалимом, Священная история входила с мир, преобразуя души. Впоследствии идея сохранилась, хотя престолов здесь стало больше — появился придел свт.

Николая, а с конца XVI в. Интересный факт Первоначально цветовое решение здания соответствовало идее: в нем преобладали белый, красный, золотой на куполах цвета, символизирующие Царство Небесное. Нынешняя многоцветная нарядность появилась значительно позже.

Когда произошло освящение Летопись сообщает, что все приделы, кроме центрального, были освящены 14 октября 1559 г. Время начала богослужений в Покровском храме удалось установить во время реставрации конца 1950-х гг. Тогда под слоями штукатурки нашли надпись, свидетельствующую о том, что Покровский придел освящен 12 июля 1561 г.

Архитектор Источники различным образом передают имя создателя или создателей : по одной версии, это Постник Яковлев, по прозванию Барма; по другой — два мастера, Барма и Постник. Такая разноголосица в исторических документах не случайна: строители тех лет не стремились «остаться в истории», приписывая всю славу возведения дома Божия не себе, но Господу — потому так мало известно о них самих. Было ли ослепление Существует предание о том, что мастер или мастера были ослеплены по приказу Ивана Грозного, дабы они не смогли возвести храм более прекрасный, чем Покровский.

Однако, рассказ этот у историков вызывает сомнения: он восходит к одному из иностранных дипломатов в Москве, повторяя аналогичные легенды о строителях красивейших соборов Европы. А имена зодчих Покровского встречаются среди имен создателей других столичных церквей второй половины XVI в. Архитектура и стиль Собор, каким знали его жители столицы XVI в.

Иоанна, погребенного близ могилы св. Василия в 1589 г. XVIII в.

План собора Современный Покровский собор объединил в себе 10 церквей. Купола К XIX в. Василия Блаженного, на втором — самая большая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, окруженная 8 малыми Высота Высота здания — 65 м.

Вид сверху Собор Василия Блаженного, вид сверху Храм под землей Здание имеет подклет, ранее недоступный прихожанам, так как до 1595 г. Во время реставрации удалось обнаружить потайную лестницу внутри стены; ныне здесь — музейная экспозиция. Интерьер Интерьер церкви Василия Блаженного Церкви, объединенные вокруг Покровской, внутри очень малы по размерам, здесь могут разместиться не более 10-20 человек.

Часть из восьми окружающих её церквей освятили в честь святых, чьё чествование выпадает на дни решающих боёв за Казань. И только несколько десятилетий спустя сын Ивана Грозного повелел пристроить к собору ещё одну церковь и освятить её в честь местного юродивого Василия, которого похоронили возле стен здания. По легенде на могиле святого случалось много чудес и люди приходили поклоняться ему. Я отметил церковь Василия Блаженного красным В названии собора также упоминается ров. Имеется в виду фортификационный ров, который существовал на красной площади до 1814 года. Он назывался Алевизов Ров, в честь его создателя — Алевиза Фрязина.

А вот имени создателя самого самого собора история до нас не донесла. Предположительно это были архитекторы Иван Барма и Постник Яковлев.

Через эту церковь вход в Покровский собор и музейные помещения. Храм Василия Блаженного — это второе, настоящее, название, — рассказывает экскурсовод Татьяна. Реставрация долго шла — к 450-летию собора, вот только с 2011 года стал полностью доступен. Москвичи — редкие гости. Группами идут китайцы, немцы, да, и россияне. Питерцы все сравнивают собор со своим — Храмом Спаса-на-Крови. Говорят, что наш целый храм искусства. За окном мороз -13, а внутри собора не теплее.

Такой холод объясняют особенностью строительства. Сейчас, конечно, могли бы сделать отопление, но церковная роспись не приспособлена к другим температурам. Именно здесь и проводили богослужения ежедневно.

Воссоздание утраченного иконостаса XIX века осуществлено в соответствии с фотофиксацией 1935 года. Большинство икон, бывших некогда в иконостасе этой церкви, сохранились. В церковь возвращена главная реликвия - железные вериги, которые, по преданию, принадлежали Иоанну Блаженному. Построенный в 1555-1561 годах храм Василия Блаженного первоначально состоял из девяти церквей.

Храм Василия Блаженного: почему стоит посетить

Так что даже тогда не было известно, кто построил Покровский собор. Такого сооружения больше нигде в мире не найти. Большую ценность представляет его богатое настенное убранство: и снаружи, и внутри — практически все стены собора расписаны, эти росписи удивительны. Если говорить о предметном мире, внимание привлекает вклад первого царя из династии Романовых — Михаила Фёдоровича. Это серебряный потир сосуд для богослужения. Священное писание, представленное на выставке «Сокровища Покровского собора» в храме Василия Блаженного АГН «Москва» — Храм, несмотря на свою монументальность, не производит впечатления грузной постройки, наоборот, он кажется воздушным, невесомым. Его первоначальный облик в плане архитектурных решений имел тот же вид, что и сегодня? Такое свойство собору прежде всего придавали три открытые галереи. Первая шла по нижнему ярусу, вторая — на уровне церквей второго яруса, а третья — вокруг центральной церкви.

Также нужно уточнить, что изначально у собора не было двух нижних церквей, которые есть сегодня: церкви Василия Блаженного 1588 год и Иоанна Блаженного 1672 год , мощи которого, как и мощи Василия Блаженного, также находятся глубоко под землёй на территории собора. Все пристройки снизу «приземлили» собор. Первоначально же его архитектурный облик напоминал свечу — это было удивительное зрелище. Кроме того, храм находится на холме, его высотность особенно хорошо видна, если подойти к собору со стороны Москвы-реки. В XVI веке это удивляло ещё больше, ведь Покровский собор был самым высоким строением в Москве — 64 м. Позднее пальму первенства перехватила колокольня Ивана Великого в Кремле. Впоследствии к нему пристроили две нижние церкви — Василия Блаженного и Иоанна Блаженного. Но одновременно с пристройкой церкви Иоанна Блаженного к собору пристроили ещё несколько церквей, так что в конце XVII века в соборе было 20 престолов.

При императрице Екатерине II прошёл грандиозный ремонт, всё лишнее от собора отняли, осталось 11 церквей. Кирпич в середине XVI века был дорогим материалом. Храмы, как правило, из него тогда не строили. Это, кстати, тоже может говорить в пользу того, что архитектором был итальянец. В строительстве собора преобладает кирпич, есть ещё и белый камень.

При Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного в 1586 году. Фрагмент декора собора С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного. Ранее службы в нем шли только в теплое время года. Собор не отапливался, а вот храм Василия Блаженного был теплым. Кроме того, поскольку собор сооружался как мемориальный, в его церквях из-за их небольших размеров очень трудно было проводить богослужения. Поместиться могла разве что царская семья. Вскоре и возникает народное название собора — храм Василия Блаженного. Ослепили ли Барму и Постника? Самый распространенный миф о соборе — это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем история об ослеплении строителей собора по приказу Грозного не подтверждается никакими реальными историческими свидетельствами. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова. Роспись галереи Раньше считалось, что собор Василия Блаженного строил иностранный мастер, скорее всего из Италии, если судить по «итальянизированным» элементам в его архитектуре. А поскольку в Западной Европе были распространенными легенды об ослеплении талантливых архитекторов, чтобы они не могли творить дальше, то некоторые иностранные путешественники, попадавшие в Москву, «механически» перенесли их и на мастера, возведшего Покровский собор. То же самое стали потом говорить и про Постника и Барму. Особенно широкое распространение мнимая история об ослеплении получила благодаря стихотворению Дмитрия Кедрина «Зодчие» 1938 , после чего она вошла даже в школьные учебники по истории: И спросил благодетель: «А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма.

Первоначальный облик интерьера церкви XVI века восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979—1980-х годов: кирпичный пол рисунком «в ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль — символ вечности [109]. Иконостас церкви также был реконструирован. Нижнюю часть иконостаса закрывают искусно вышитые подвесные бархатные пелены , на которых изображён традиционный Голгофский крест. Церковь Варлаама Хутынского[ править править код ] Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского, 2011 год Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского , новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря — в честь этого святого отец Ивана Грозного Василий III взял иноческое имя в предсмертном постриге , потому что он особо почитался как покровитель царского рода [3] [44] [121]. Свидетельства указывают, что этому святому молился великий князь Василий, прося послать ему законного наследника, которым стал Иван Васильевич. Также появление этой церкви в Покровском соборе связывают с тем, что 6 ноября 1552 года в день памяти святого состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода [123]. Придел также является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15,2 м. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма было вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной частью храма — церковью Покрова Пресвятой Богородицы [114]. Особенность архитектуры церкви — неправильная форма апсиды — определила смещение Царских врат вправо [111]. Четверик церкви переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV века [109]. Особый интерес представляет отдельно висящая икона « Видение пономаря Тарасия ». Она была написана в Новгороде в конце XVI века. Сюжет иконы основан на рассказе из жития Варлаама Хутынского о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора». Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев [114]. Церковь Входа Господня в Иерусалим[ править править код ] Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим, 2011 год Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим , с которым ассоциировался торжественный въезд в Москву русского войска во главе с Иоанном Грозным после победы над Казанским ханством [48]. Покровский собор с приделом Входа Господня в Иерусалим стал литургическим центром празднования Вербного воскресения. В нём завершалось шествие на осляти патриарха из Успенского собора, поэтому придел и был пристроен с ближайшей к Кремлю стороны [124] [121]. Церковь является одной из четырёх больших церквей и представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства [114]. Во время реставрации были открыты фрагменты убранства XVI века. Их подлинный вид сохранён без восстановления повреждённых деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 года [83] [125]. Существующий ныне иконостас перенесён в придел в 1770 году из разобранного кремлёвского собора Александра Невского [126]. Он богато украшен ажурными оловянными золочёными накладками, которые придают лёгкость четырёхъярусной конструкции. В середине XIX века иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира [114]. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского. В центре иконы представлен благоверный князь, а вокруг расположены 33 клейма с сюжетами из жития: Невской битвой , поездкой князя в ханскую ставку, а также чудесами от иконы после его кончины [109]. Церковь Григория Армянского[ править править код ] Светильник в церкви Григория Армянского, 2011 год Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория , просветителя Великой Армении , умершего в 325 году. Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября 13 октября [121]. В 1552 году в этот день начался штурм Казани [94] , и была взята Арская башня крепостной стены Казани [3] [121]. Церковь является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15 м, также представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Её основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды из-за прохода к центральной части храма. Световой барабан перекрыт сводом [114]. Царские врата смещены влево из-за нарушения симметрии внутреннего пространства.

Вполне возможно, что те же итальянцы получили на Руси прозвища Постник и Барма. Так, под Постником можно понимать человека, который много постится, а под Бармой — который много бормочет, в том числе на иностранном языке. В целом такая ситуация достаточно характерна для той эпохи — когда превозносят не мастера, а его творение. В XVII столетии в записках иностранцев говорилось, что этот чудный собор построил один архитектор. Так что даже тогда не было известно, кто построил Покровский собор. Такого сооружения больше нигде в мире не найти. Большую ценность представляет его богатое настенное убранство: и снаружи, и внутри — практически все стены собора расписаны, эти росписи удивительны. Если говорить о предметном мире, внимание привлекает вклад первого царя из династии Романовых — Михаила Фёдоровича. Это серебряный потир сосуд для богослужения. Священное писание, представленное на выставке «Сокровища Покровского собора» в храме Василия Блаженного АГН «Москва» — Храм, несмотря на свою монументальность, не производит впечатления грузной постройки, наоборот, он кажется воздушным, невесомым. Его первоначальный облик в плане архитектурных решений имел тот же вид, что и сегодня? Такое свойство собору прежде всего придавали три открытые галереи. Первая шла по нижнему ярусу, вторая — на уровне церквей второго яруса, а третья — вокруг центральной церкви. Также нужно уточнить, что изначально у собора не было двух нижних церквей, которые есть сегодня: церкви Василия Блаженного 1588 год и Иоанна Блаженного 1672 год , мощи которого, как и мощи Василия Блаженного, также находятся глубоко под землёй на территории собора. Все пристройки снизу «приземлили» собор. Первоначально же его архитектурный облик напоминал свечу — это было удивительное зрелище. Кроме того, храм находится на холме, его высотность особенно хорошо видна, если подойти к собору со стороны Москвы-реки. В XVI веке это удивляло ещё больше, ведь Покровский собор был самым высоким строением в Москве — 64 м. Позднее пальму первенства перехватила колокольня Ивана Великого в Кремле. Впоследствии к нему пристроили две нижние церкви — Василия Блаженного и Иоанна Блаженного. Но одновременно с пристройкой церкви Иоанна Блаженного к собору пристроили ещё несколько церквей, так что в конце XVII века в соборе было 20 престолов. При императрице Екатерине II прошёл грандиозный ремонт, всё лишнее от собора отняли, осталось 11 церквей.

Директор музея «Покровский собор» — о храме Василия Блаженного в его прошлом и настоящем

Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного. Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов , ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

Очевидцы рассказывали: «По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу». Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей.

Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада.

Эта модель будет интересна для всех посетителей, так как только с высоты птичьего полета можно оценить архитектурную композицию этого сложнейшего творения выдающихся зодчих середины XVI столетия.

Внутренняя модель частично разборная, что позволит незрячим и слабовидящим осмотреть не только собор снаружи, но и посмотреть, как устроен первый ярус. Этот замечательный проект не состоялся бы без поддержки благотворительного фонда Алишера Усманова "Искусство, наука и спорт". Мы признательны, что фонд обратил внимание на выдающийся памятник архитектуры Красной площади», — пояснила заведующая отделом «Покровский собор» Татьяна Сарачева.

Незрячие и слабовидящие посетители смогут осмотреть масштабные тактильные модели самостоятельно или в составе экскурсионной группы. Уличную модель дополняет модель первого московского монумента — памятника Минину и Пожарскому. Расположенная в экспозиции Покровского собора модель оснащена аудиосистемой: тифлокомментарий, составленный Верой Февральских, содержит историческую справку и помогает представить сложную архитектурную композицию храма при тактильном осмотре.

Ещё при строительстве Покровского собора у его стен был захоронен Святой Блаженный Василий, который умер в 1557 году. Вскоре после этого — в 1588 году — его канонизировали, признали местночтимым святым, а над местом его погребения возвели церковь. Сначала она была отдельной церковью, а впоследствии её соединили с интерьерами Покровского собора, сделав его неотъемлемой частью. Богослужения в этой церкви проходили ежедневно, культ святого Василия Блаженного становился всё более популярным. Это происходило ещё и потому, что храм Василия Блаженного один, а Покровских храмов и церквей в Москве было несколько. Так что таким образом его проще было идентифицировать. Возможно, историкам известно о его особых заслугах, например перед народом, о юродстве или о чудесах, которые он совершал? Юродство — один из самых трудных подвигов в христианстве, суть которого состоит в служении Богу. Как правило, юродивые вели праведную жизнь, полную лишений, подавая пример окружающим. Мы знаем, что Василия Блаженного называют ещё нагоходцем, потому что он и в зной, и в стужу едва прикрывал своё тело лохмотьями.

Тем самым Василий давал понять, что ему чуждо всё земное, что он служит Богу. Юродивые, кстати, были единственными, кто смело мог общаться с власть держащими. Из жития Василия Блаженного мы знаем, что он неоднократно общался с Иоанном Грозным. Именно через юродивых народ мог что-то донести до царя. Они были проводниками народных мыслей и чаяний. Также мы знаем о нескольких чудесах, которые Василий Блаженный совершил как при жизни, так и после смерти. После того как стали проявляться посмертные чудеса, его канонизировали. Но сегодня историки архитектуры склоняются к тому, что архитектором храма был итальянский мастер, выходец из архитектурной школы эпохи Ренессанса. Вся архитектурная композиция и детали отсылают нас именно к европейской архитектурной школе, а не к русской. Вполне возможно, что те же итальянцы получили на Руси прозвища Постник и Барма.

Так, под Постником можно понимать человека, который много постится, а под Бармой — который много бормочет, в том числе на иностранном языке. В целом такая ситуация достаточно характерна для той эпохи — когда превозносят не мастера, а его творение.

Ее высота — 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-е гг. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии, в верхнем — Киприана и Иустины.

Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета. Появление в росписи образов мучеников IV в. Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 г. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущева пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь ее небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву.

В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира день первый и четвертый. Недавно она предстала перед посетителями обновленной: в 2007 г. Наверх Церковь Покрова Пресвятой Богоматери Центральная церковь собора освящена в честь праздника Покрова Богоматери, на который пришлось начало удачного штурма Казани войсками Ивана Грозного 1 14 н. Высота церкви — 47,50 м. До конца XVI в. Покровский собор был самым высоким сооружением в Москве.

Четверик с двухъярусным восьмериком перекрыт шатром, который является доминантой в архитектурной композиции собора. Восьмигранный шатер завершается небольшим световым барабаном и сводом с изображением Богоматери Знамение. В центральную церковь ведут три портала входа со стороны внутренней галереи собора. Архитектурное убранство порталов отличается большим разнообразием и оригинальностью, они богато украшены резным кирпичным декором в виде бус, розеток, чешуек, ромбов. Окончательная обработка кирпича происходила на месте, после того как порталы были выложены. В процессе реставрации церкви частично восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" на северной и западных стенах и сохранены фрагменты более поздних наслоений — масляная живопись XVIII-XIX вв.

Под шатром и под оконными проёмами обнаружены фрагменты фресковой надписи позволившие восстановить храмозданную летопись XVI в. Долгое время буквы были скрыты под слоями масляной записи. Лишь в конце 1950-х гг. Летопись содержит точную дату окончания строительства собора — 29 июня 12 июля н. Надпись расположена в пять ярусов. Высота букв нижнего пояса составляет 98 см, верхнего — 56 см.

Существующий ныне иконостас выполнен в стиле барокко. Вместе с иконами он был перенесён в церковь в 1770 г. Иконостас украшают позолоченные карнизы, витые колонны, кокошники, ажурные оловянные накладки. Одна из четырех больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства. Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства ХVI в.

В храме Василия Блаженного в Москве отреставрировали церковь, закрытую 90 лет назад

Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых до наших дней сохранились только петли. До 1595 года в подклете, возможно, прятали царскую казну. Существует предание, что зажиточные горожане также приносили сюда на хранение своё имущество [108] [59]. В подклет вела внутристенная белокаменная лестница из центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, о которой знали только посвящённые.

Позднее этот узкий ход был заложен, однако в процессе реставрации 1930-х годов потайную лестницу обнаружили [109]. Открывшееся при ремонте в начале 2010-х годов потайное помещение представляет собой неглубокое подполье высотой менее двух метров между полом ризницы и верхними сводами находящейся ниже паперти. Архитекторы-реставраторы объясняют существование этого помещения строительными потребностями. На сегодняшний день все желающие могут посетить это помещение [62]. В подклете находятся некоторые иконы.

Вторая написана в 1780-х годах и является списком фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Ранее список располагался над входом в придел Василия Блаженного [112]. Галереи и крыльца[ править править код ] По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой [93] [109]. Галерея окружает центральную церковь Покрова Богородицы.

Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII века галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись , которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке сохранена масляная живопись XIX века — изображения святых в сочетании с растительным орнаментом [113].

Украшение крыльца, 2007 год Роспись галереи, 2005 год В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами [114]. Резные кирпичные входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор. Портал сохранён в своём первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство [109]. Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище.

В настоящее время её освещают слюдяные фонари XVII века, которые ранее использовали во время крестных ходов [109] [113]. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают силуэт собора [114]. Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку», сохранились кирпичи XVI века — более тёмные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи [114]. Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI века инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов квадратов , рёбра которых выполнены из фигурного кирпича [114].

На этом участке галереи пол выложен узором «в розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному [113]. Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора.

Их своды представляют собой «цветочные ковры». На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа [114]. Церковь Василия Блаженного[ править править код ] Картина Николая Дубовского «Церковь Василия Блаженного», 1916—1917 годы Арка, украшенная резной сенью, над захоронением Василия Блаженного, 2012 год Придел был пристроен к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного после его канонизации по повелению царя Фёдора Иоанновича, о чём повествует стилизованная надпись на стене [115] [116]. Придел кубической формы перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие придела выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора [114].

Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья [113]. Масляная роспись придела выполнена в 1905 году — к 350-летию начала строительства собора.

Звук становится сочным и ярким, песнопения, проповеди и молитвы слышны отчетливо. Собор украшен росписью, выполненной масляными красками. На стенах — сюжеты из жития святого Василия Блаженного. На западной стороне — образ Покрова Пресвятой Богородицы.

Верхний ярус расписан фресками святых — покровителей царского дома Романовых: мученицы Ирины, Иоанна Предтечи, святой Анастасии Узорешительницы и Федора Стратилата. На южной стороне — Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга. Паруса свода треугольники под потолком расписаны иконами Евангелистов, а перекрытия — иконами Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Божией Матери. Под куполом — образ Спаса Вседержителя. Иконостас создан по проекту архитектора Андрея Павлинова и украшен резьбой по дереву и прорезным позолоченным кружевом. Он так велик для небольшого храма Покрова, что продолжается на боковых стенах.

Путешествие сквозь время Собор несколько раз был на краю гибели. В 1812 году во время войны с Наполеоном здесь размещались французские конюшни, в Москве полыхали пожары, а храм заминировали, чтобы взорвать. Вопреки всему, он сохранился, будто сама Богородица оберегала его. Разграбив ценности, завоеватели оставили церковь. Во времена запрета на богослужения храм Василия Блаженного не тронули. В 1918 году собор взят под охрану государства как памятник национального и мирового значения.

Богослужения совершались регулярно до начала XX века. Последнего настоятеля храма Иоанна Восторгова расстреляли.

Люди тянулись сюда. Есть версия, что из-за такой популярности, в народе за собором и закрепилось название — храм Василия Блаженного. Их об этом месте предостаточно.

Составила топ самых интересных и известных. Собор — это райский сад. Одна из главных фишек храма — разноцветье. Но таким он был не всегда. В веке 16-ом, его фасад был красно-белым.

Купола же были одноцветные — из луженого железа то есть покрытого оловом. Есть данные, что разноцветным храм стал в 17 веке. Но откуда вообще такое решение? По легенде, когда-то одному юродивому — Андрею Константинопольскому — приснился райский сад. Он был полон цветущих деревьев с золотыми листьями и пёстрых птиц.

Мы предложили детям представить себя поэтом, писателем или художником и отобразить в работах, как выглядели собор и Красная площадь во времена великого поэта более двухсот лет назад.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий