Мария Капнист (Мариетта Капнист-Серко). В 1931 г. Мария попала в Ленинград, поступила в театральную студию. "Частная история": Мария Капнист. 1956 год. Красноярская железная дорога. « Я ходила в детский сад при лагере. Маме уже недолго оставалось отбывать срок, но однажды она увидела, как воспитательница бьет меня и приговаривает: “Я выбью из.
Мария Капнист Графиня рудников
В судьбе дворянки Марии Капнист были и 15 страшных лет сталинских лагерей, и роли в 120 кинофильмах. После всех суровых испытаний, мук и пыток, она сохранила чувство. Причиной ухода из жизни 80-летней Марии Капнист стало ДТП, в которое на оживлённой улице попала женщина, из-за клаустрофобии избегавшая подземных переходов. Мария Капнист прошла через жестокие испытания и выстояла, не посрамив своих замечательных предков. Bookmark the permalink. Ольга Николаевна Дьяконова представляет книгу «Мария из рода Капнист», составителем которой она является. Мария Капнист – биография актрисы и как выглядят ее дочь. Родители Марии были потомственные дворяне. После революции отца девочки взяли под арест, а их усадьбу снесли.
Мария Капнист
Мария Капнист с дочерью Радой Мария Капнист с дочерью Радой. Ее дочь Рада родилась в тюремной больнице Степлага в Казахстане, где Мария жила на поселении. Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. Мариэтта Капнист-Серко, также известная как Мария Капнист, родилась 9 (22 по новому стилю) марта 1914 года в Санкт-Петербурге. Мария (Мира) Ростиславовна КАПНИСТ (Капнист-Серко). Заслуженная артистка Украины Мария Капнист погибла под колесами автомобиля в 1993 году. Когда узнаешь, как складывалась судьба украинской актрисы Марии Капнист, невольно начинаешь в этом сомневаться. Граф Сергей Капнист, прямой потомок русского поэта и драматурга Василия Васильевича Капниста.
Мария Капнист Графиня рудников
Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. Трагическая судьба актрисы Марии Капнист. В «Бронзовой птице» Мария сыграла экономку графа, которую пионеры прозвали «графиней» за ее осанку и аристократическую выдержку. В возрасте 79 лет Марию Капнист сбила машина, когда она переходила одну из самых оживленных дорог Киева – проспект Победы, прямо у киностудии им. Довженко. Представительницу одного из древних дворянских родов Марию Капнист знали, как известную актрису. Речь о Марии Ростиславовне Капнист.
Голубая кровь: графиня Капнист , пройдя через ужасы лагерей и репрессий...
Когда в 1958 году Марию Капнист освободили, выглядела она ужасно, хотя ей было всего сорок четыре – тёмная от руды кожа, морщины, обвисшее лицо, выбитые зубы. Мария Ростиславовна Капнист, урождённая Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (9 (22) марта 1913[3], Санкт-Петербург — 25 октября 1993, Киев) — советская и украинская актриса. Мария Ростиславовна Капнист, урождённая Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (9 (22) марта 1913[3], Санкт-Петербург — 25 октября 1993, Киев) — советская и украинская актриса.
Голубая кровь: графиня Капнист , пройдя через ужасы лагерей и репрессий...
Потомственная дворянка, графиня, воспитанная в лучших традициях русской культуры, в первые же годы советской власти потеряла всё: дом, близких людей, свободу. Каторжные работы в самых дальних и страшных уголках страны, разлука с маленькой дочкой, полная потеря былой женской красоты, а вместе с ней и самоотречение от единственной на всю жизнь любви — она выдержала все испытания и нашла в себе силы заняться любимым делом. После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, лазать через заборы, пресекать любые проявления хамства. Она нередко давала благотворительные концерты, а главное — добилась возвращения Украине из забытья имени одного из своих славных предков, писателя Василия Капниста. Заслуженная артистка Украинской ССР 1988.
Из тюрьмы Мария вышла 42-летней женщиной, но внешне напоминала старуху. После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. В 1958 году после ряда мытарств ей удалось получить роль игуменьи в фильме "Таврия" молодого режиссёра Юрия Лысенко.
Успех этой дебютной работы обратил на неё внимание многих режиссёров киностудии имени Довженко, где Капнист в дальнейшем активно снималась. Получила известность своими характерными образами - графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек. В 1972 году Мария сыграла роль одного из ключевых персонажей в ленте "Руслан и Людмила". Ей доверили образ Наины. В приключенческой ленте "Бронзовая птица" актриса перевоплотилась в таинственную, вызывающую страх у пионеров, графиню. В картине "Новые приключения янки при дворе короля Артура" Марии досталось одновременно три образа - рыцарь, Фатум, игуменья.
Молодая и красивая девушка, с аристократичным лицом, прекрасной осанкой и манерами делала всю чёрную работу. Там она влюбилась, родила дочь. Малышка была в саду, пока мать работала, но воспитательница не давала ребёнку покоя, постоянна поднимая на неё руку. Мария пыталась защитить дочь из-за этого её срок увеличили.
Дочь попала в детский дом, однако, подруга Марии удочерила её. И ждала когда-подруга выйдет на свободу. Это случилось лишь после кончины Сталина в 1956 году. Подруга просто не узнала Марию, той было лишь 40 лет, а выглядела она как старуха. Тяжёлая работа, суровые условия, жуткая жизнь в лагерях ничего не оставили от её красоты. Но не сломили дух и внутренний стержень.
Тогда на фоне отдыхающих графиня после рудников представляла собой бесподобную фактуру. Пройти мимо не вздрогнув было невозможно. А ведь тогда ей было всего пятьдесят два: уже в семьдесят она выглядела на все сто. Художница рассказывала, что поразилась, как долго не вымывалась угольная пыль из пор и морщинок лица. Гораздо дольше она не хотела уходить из мельчайших складок на кистях рук. А траурный ободок на пальцах вокруг ногтей в борьбе с мылом годами держался намертво. Со стороны казалось, что у Марии Ростиславовны не было комплексов. Она всегда делала то, что чувствовала. Понятие «время» потеряла. Могла запросто явиться в гости в час, два ночи. Могла взглянуть на постороннего и начать вещать как прорицательница. Она обращалась с вопросами к животным, была нежна даже с тараканами. Правда, особой привилегией у нее пользовались цветы. Никогда не проходила мимо увядающего брошенного цветка. Приносила домой, отрезала головку и клала в воду. У нее в ванне часто плавали цветы. Еще шокировала прохожих с букетами. Наклонялась и заговаривала с цветами, словно они были ее давними знакомыми. Со стороны она производила впечатление сверхобщительной и разговорчивой дамы. Но стоило затронуть не ту тему, тут же замыкалась или отвлекалась. Жизнь ее предков овеяна легендами. Ее судьба — кромешная борьба. Внешность — мистическая, колдовская, а душа и сущность…... На острове Занте в Ионическом море находятся руины первого родового замка Капнистов Капниссос — по-гречески. Особенной храбростью и героизмом в боях с турками за независимость греческих островов отличался Стомателло Капниссос, которому был пожалован в 1702 году графский титул правителем Венецианской республики Алоизием Мачениги. Внук Стомателло, Пётр Христофорович воевал с турками на стороне российского императора Петра I, осел на Украине и вскоре умер. Там у него родилось шестеро сыновей, младший из которых, Василий Васильевич, стал великим украинским поэтом и драматургом. Каждый из рода Капнистов имел много детей. Сыновья женились, дочери выходили замуж, отсюда их родственная связь с Апостолами, Голенищевыми-Кутузовыми, Гиршманами, Новиковыми, Гудим-Левковичами и многими другими известными фамилиями. Среди них есть род знаменитого запорожского атамана Ивана Дмитриевича Сирко. Из 55 великих битв он не проиграл ни одной. Жила семья в шикарном доме на Английской набережной, где всегда царили любовь и взаимопонимание. В гости к Капнистам приходили самые известные и уважаемые петербуржцы, среди которых был и Федор Шаляпин, безумно влюбленный в Анастасию Дмитриевну. Благородная, красивая женщина, она знала восемнадцать языков, умела поддержать любой разговор, и прославленный певец не отходил от своей «дамы сердца», целовал ручки и сыпал комплиментами. Мудрый супруг, человек не без юмора, смотрел на это дело сквозь пальцы: «Что ж поделаешь, артисты не могут жить без вдохновения... Он давал ей уроки вокала и хвалил ее первую сценическую работу в домашнем спектакле. Казалось, жизнь будет такой размеренной и счастливой всегда... Переворот 1917 года не был для Капнистов неожиданностью. Жить в Петербурге становилось всё тяжелее, и вскоре Капнисты переехали в Судак. Мария Капнист — самая младшая из пятерых детей в дворянской семье. У юной Марии были гувернантки, учителя, шикарный особняк в Судаке на 70 комнат, но в семь лет для Марии Ростиславовны детство закончилось. Чудный сад, виноградники и винные погреба с бочками прекрасного крымского вина, грандиозная домашняя библиотека — таким запомнился Марии Ростиславовне этот город. Добрая и мудрая бабушка, красивая и гонористая мама, душевный и справедливый отец — такими остались в памяти домочадцы. Отца Мирочка боготворила. Когда в 20-м году большевики заняли Крым, он должен был, как и все дворяне, ходить в местную управу отмечаться. Мира каждый раз выбегала за ворота и ждала, вглядываясь вдаль до боли в глазах, — не идет ли папа. И он приходил. Брал малышку на руки и смеялся: «Ну что ты, маленькая? Все же хорошо, я дома». Он ушел. А у нас был такой круглый стол. И вот я помню стакан — вдруг сам разбился на мелкие кусочки, как будто кто-то его ударил. Поздно вечером папа вернулся, но на следующий день его забрали… Ростислава Ростиславовича расстреляли зимой 21-го года. Не выдержав смерти отца, умерла его старшая дочь Лиза. Сыновьям Андрею и Георгию пришлось скрываться. На глазах Марии убили ее тетю. Один из «палачей» указал своему напарнику на девочку: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее! У вас нет приказа! В 16 лет Мария Капнист попала в Ленинград. Там она поступила в театральную студию Юрьева, а после ее закрытия уехала в Киев. Там вышла замуж и стала заниматься на финансовом факультете Института народного хозяйства. Учиться на финансиста было скучно, и Капнист вновь вернулась в Ленинград и пришла в театральный институт. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Там же, в Ленинграде, состоялись две знаменательные для нее встречи. Первая — с другом детства Георгием Холодовским, женихом ее покойной сестры Лизы. Еле узнал он в стройной красавице с косами до пят ту маленькую озорницу Мирочку, докучавшую влюбленной паре своими выходками. Начинающая актриса и молодой инженер-энергетик стали неразлучны и вскоре полюбили друг друга. Тогда же произошла вторая встреча — с Сергеем Мироновичем Кировым, которого обожала вся молодежь Ленинграда, и Мария в том числе. Киров прекрасно знал семью Капнистов и, встретившись с ее младшей представительницей, стал расспрашивать обо всех. Мария поведала ему о своих несчастьях, чем вызвала страшное негодование с его стороны. Он пообещал разобраться в этой истории и помочь молодым влюбленным во всех бытовых и прочих вопросах. А потом Кирова убили, и вновь началась страшная чистка. Среди «неблагонадежных элементов» оказалась и Мария Капнист. Так и не дали ей толком доучиться. Судьба кидала ее из Ленинграда в Киев, из Киева — в Батуми... Работать ей приходилось бухгалтером, хотя Мария Ростиславовна не оставляла занятий музыкой и театром. Стройная, красивая, эксцентричная, она называла себя Итальянкой. Итальянку пометили, и в начале 1941 года «за антисоветскую пропаганду и агитацию» дали 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Могла ли она тогда подумать, что это только начало? Этапы, этапы... Многое пришлось пережить хрупкой молодой женщине. Ей обрезали чудные косы, выбили зубы — «чтоб не кусалась». В Карлаге заключенные делали саманные кирпичи — это была изнурительная работа в невыносимой жаре. А тут еще одна беда: пометил Марию начальник лагеря Шалва Джапаридзе. Вызвал как-то к себе и попытался повалить на кровать. Мария что было сил вдарила ему ногой в пах и выскочила вон. Натолкнулась на охранника из лагерных: «Кажется, я Шалву убила... Но Шалва выжил и приказал кинуть строптивую девчонку в мужской лагерь к уголовникам. А те могли делать, что им вздумается — они не несли наказаний. Мария затаилась в углу, ждет. К ней вразвалочку подошел старший. И откуда силы взялись? Закричала: «Черви вонючие! Чем вы тут занимаетесь? Война идет, на фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь! Были бы у меня пули... Ты не признаешь меня? Эта неожиданная встреча спасла ей жизнь, однако на другой день Марию жестоко избили конвоиры. Вскоре Капнист переправили в Джезказган на добычу угля. На заре каторжан опускали в шахту, а поднимали глубокой ночью. В лагерях, как известно, перебывало немало артистов, режиссеров, писателей. Они ставили спектакли, чем хоть как-то поддерживали дух и силы товарищей по несчастью. Да и сами держались. Поздними вечерами разыгрывала перед каторжанками пьесы, рассказывала романы, сказки, жизненные истории. Косы мои уже отрезали… Я уже хорошо знала цену ночным допросам, когда тебя или ослепляют и обжигают сверкающе-яркой лампой, или бросают в ледяную ванну. Знала, что бывает, когда тебя заприметит начальство… В женских лагерях были свои законы, может быть, ужаснее, чем в мужских. В Карлаге я познакомилась с Анной Васильевной Темировой, невысокого роста, необычайно красивой женщиной — корнями из терских казаков. Мы подружились, и тогда я узнала, что она — жена Колчака. К моменту нашей встречи Темирова отсидела почти 18 лет. Анна была натура артистическая — лепила, рисовала. Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли. Женщины нас благодарили, и мы были благодарны всем, ибо это нас морально поддерживало. Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук за день наловчились делать. Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо.
Злой рок Марии Капнист
Заслуженная артистка Украинской СССР Мария (Мариэтта) Капнист называла свою жизнь адом – уже в раннем детстве она стала свидетельницей казни тети. Когда узнаешь, как складывалась судьба украинской актрисы Марии Капнист, невольно начинаешь в этом сомневаться. Заслуженная артистка Украины (1988) Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. звезда легендарного фотографического клана.
Мария Ростиславовна Капнист
А через два года случилось чудо: ей предложили эпизодическую роль в картине «Одна ночь». И даже постоянную работу на известной киностудии имени А. Ее фильмография стала, поистине, богатой. Это советские шедевры: «Война и мир», «Руслан и Людмила», «Старая крепость» и «Бронзовая птица», «Цыган», культовый фильм «Табор уходит в небо» и другие знаменитые картины. Восемь десятков кинолент, в которых Мариэтта Ростиславовна создавала потрясающие образы самых разных героинь. Вот она, с копной пышных седых волос, примеряет платье знатной дамы. А поверх надевает бутафорскую золотую цепь и такие же искусственные сережки-подвески. Бархатный наряд, кружевное жабо и брошь-камея под воротничком дополнены благородной шляпкой. Зловещая сказочная корона с бутафорскими каменьями особенно ярко выделяется на фоне спутанных прядей морщинистой старухи. Как только дубль снят, Капнист тут же возвращается к себе настоящей, интеллигентной, сильной духом и характером женщине с прекрасными манерами. Ну а в «киношной» диадеме и сияющем колье Капнист выглядит также органично, как в лохмотьях средневековой ведьмы или в одеянии строгой монахини.
В семьдесят пять Мария Капнист стала заслуженной артисткой Советского Союза. Спустя пять лет, в 1993-м году, пожилую женщину сбила машина, когда та переходила оживленный проспект недалеко от киностудии. Каторжные работы в угольных шахтах навсегда поселили в ее душе страх перед закрытыми пространствами и подземными переходами. Ну а в Киеве в честь нее назвали одну из городских улиц. Мы любим все фильмы с участием этой звезды.
Работа женщин-заключенных заключалась в изготовлении саманных кирпичей, трудились они в тяжелейших условиях — на изнурительной жаре, при острой нехватке воды. В своих воспоминаниях Мария Капнист рассказывала о многочисленных и изощренных издевательствах лагерного начальства над заключенными. В Степлаге Капнист встречалась с отбывавшей срок актрисой Татьяной Окуневской. Марии джезказганский лагерь, где заключенные занимались добычей угля, запомнился особо: люди там умирали как мухи. В молодости Мариэтта Капнист была красавицей, и чтобы не стать наложницей лагерного начальства, она втирала в лицо лагерную пыль, которая в итоге настолько въелась в кожу, что следы от нее долго оставались и после освобождения из лагерей. В заключении у Марии Капнист родилась дочь Радислава, отцом которой был польский инженер Ян Волконский его впоследствии расстреляли. Беременная женщина продолжала работать в угольном руднике. Заключенной приказали сделать аборт, но она отказалась. По воспоминаниям Радиславы Капнист, новый, 10-летний, срок ее мать получила за то, что избила воспитательницу лагерного детсада, куда ходила Рада. Мариэтта увидела, как женщина бьет Раду, набросилась на воспитательницу и отлупила ее. Сотрудница детсада оказалась сожительницей сотрудника НКВД.
Крымские татары, для которых память о Капнисте была священна, помогли вдове и дочке Маше бежать из Судака в национальной одежде. Шестнадцатилетней Мария Ростиславовна попала в Ленинград, где поступила в театральную студию Юрия Юрьева, а после ее закрытия — в институт. Из-за "чистки партийных рядов", развернувшейся после расстрела друга семьи Капнистов Сергея Кирова, актерское образование пришлось прервать и спешно выехать из Ленинграда. Однако от упрямого замысла судьбы, исполненного трагизма, убежать не удалось: в начале 1941 года "за антисоветскую пропаганду и агитацию" Марии дали восемь лет. В итоге срок растянулся на все пятнадцать. В лагере она познакомилась с фактической супругой флотоводца и ученого Александра Колчака Анной Тимиревой, с которой играла в спектаклях тюремного театра. К примеру, писатель Даниил Фибих в мемуарной книге "Двужильная Россия" вспоминал, как Мария Ростиславовна исполняла роль Констанции в спектакле по пьесе Карло Гольдони "Забавный случай". По словам дочери актрисы Радиславы Капнист, если в лагерь та отправилась с весом 92 килограмма, то оттуда вернулась 47-килограммовой. Первую роль ее матери предложил украинский режиссер Юрий Лысенко в кинокартине "Таврия". В фильме она исполнила роль монахини. Затем последовали более ста ролей, в том числе неповторимые образы инокинь, ведьм, старух и даже графинь. А простудилась она, закаленная лагерными бараками, в больнице, куда попала сбитой автомобилем. Как рассказывала актриса Раиса Недашковская, незадолго до смерти Капнист "успела попрощаться с дорогими ей местами". Сотрудница вспоминала, что, уходя, она несколько раз порывалась зайти в Красный зал. Когда на третий раз та напомнила актрисе, что зал закрыт, ей показалось, что Капнист немного не в себе, — рассказывала Недашковская.
Однако большинству зрителей она запомнилась угрюмыми ролями старых цыганок, жестоких старух и манерных аристократок. Речь о Марии Ростиславовне Капнист. Ей было всего 7 лет, когда отца, русского дворянина расстреляли в Крыму. Семья тайно сбежала в Ленинград. Там Мария Ростиславовна поступила в театральную студию, и встретила свою любовь - инженера Георгия Холодовского, который станет на время её ангелом-хранителем. Однако после убийства Кирова, Капнист по причине дворянского происхождения запретили жить в Северной Пальмире, а через несколько лет последовал и первый арест. Начались зловещие круги ада. В знойных пустошах казахского Джезказгана она добывала уголь: утром заключённых опускали на бочке в шахту, вечером поднимали назад.
Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»…
Малышка была в саду, пока мать работала, но воспитательница не давала ребёнку покоя, постоянна поднимая на неё руку. Мария пыталась защитить дочь из-за этого её срок увеличили. Дочь попала в детский дом, однако, подруга Марии удочерила её. И ждала когда-подруга выйдет на свободу. Это случилось лишь после кончины Сталина в 1956 году.
Подруга просто не узнала Марию, той было лишь 40 лет, а выглядела она как старуха. Тяжёлая работа, суровые условия, жуткая жизнь в лагерях ничего не оставили от её красоты. Но не сломили дух и внутренний стержень. К сожалению, у женщины было много фобий, например, клаустрофобия.
Однако, она не позволяла страхам властвовать над ней.
Грустная история,сложная судьба... Мария Ростиславовна Капнист Она родилась в богатой дворянской семье. Другом её матери был сам Фёдор Шаляпин. Он же и давал маленькой девочке первые уроки вокала и театрального мастерства. Она говорила на нескольких языках и могла бы стать разноплановой актрисой или певицей. Однако большинству зрителей она запомнилась угрюмыми ролями старых цыганок, жестоких старух и манерных аристократок.
Речь о Марии Ростиславовне Капнист. Ей было всего 7 лет, когда отца, русского дворянина расстреляли в Крыму.
А у нас был такой круглый стол.
И вот я помню стакан — вдруг сам разбился на мелкие кусочки, как будто кто-то его ударил. Поздно вечером папа вернулся, но на следующий день его забрали… Ростислава Ростиславовича расстреляли зимой 21-го года. Не выдержав смерти отца, умерла его старшая дочь Лиза.
Сыновьям Андрею и Георгию пришлось скрываться. На глазах Марии убили ее тетю. Один из «палачей» указал своему напарнику на девочку: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит.
Пристрели ее! У вас нет приказа! В 16 лет Мария Капнист попала в Ленинград.
Там она поступила в театральную студию Юрьева, а после ее закрытия уехала в Киев. Там вышла замуж и стала заниматься на финансовом факультете Института народного хозяйства. Учиться на финансиста было скучно, и Капнист вновь вернулась в Ленинград и пришла в театральный институт.
Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Там же, в Ленинграде, состоялись две знаменательные для нее встречи. Первая — с другом детства Георгием Холодовским, женихом ее покойной сестры Лизы.
Еле узнал он в стройной красавице с косами до пят ту маленькую озорницу Мирочку, докучавшую влюбленной паре своими выходками. Начинающая актриса и молодой инженер-энергетик стали неразлучны и вскоре полюбили друг друга. Тогда же произошла вторая встреча — с Сергеем Мироновичем Кировым, которого обожала вся молодежь Ленинграда, и Мария в том числе.
Киров прекрасно знал семью Капнистов и, встретившись с ее младшей представительницей, стал расспрашивать обо всех. Мария поведала ему о своих несчастьях, чем вызвала страшное негодование с его стороны. Он пообещал разобраться в этой истории и помочь молодым влюбленным во всех бытовых и прочих вопросах.
А потом Кирова убили, и вновь началась страшная чистка. Среди «неблагонадежных элементов» оказалась и Мария Капнист. Так и не дали ей толком доучиться.
Судьба кидала ее из Ленинграда в Киев, из Киева — в Батуми... Работать ей приходилось бухгалтером, хотя Мария Ростиславовна не оставляла занятий музыкой и театром. Стройная, красивая, эксцентричная, она называла себя Итальянкой.
Итальянку пометили, и в начале 1941 года «за антисоветскую пропаганду и агитацию» дали 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Могла ли она тогда подумать, что это только начало? Этапы, этапы...
Многое пришлось пережить хрупкой молодой женщине. Ей обрезали чудные косы, выбили зубы — «чтоб не кусалась». В Карлаге заключенные делали саманные кирпичи — это была изнурительная работа в невыносимой жаре.
А тут еще одна беда: пометил Марию начальник лагеря Шалва Джапаридзе. Вызвал как-то к себе и попытался повалить на кровать. Мария что было сил вдарила ему ногой в пах и выскочила вон.
Натолкнулась на охранника из лагерных: «Кажется, я Шалву убила... Но Шалва выжил и приказал кинуть строптивую девчонку в мужской лагерь к уголовникам. А те могли делать, что им вздумается — они не несли наказаний.
Мария затаилась в углу, ждет. К ней вразвалочку подошел старший. И откуда силы взялись?
Закричала: «Черви вонючие! Чем вы тут занимаетесь? Война идет, на фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь!
Были бы у меня пули... Ты не признаешь меня? Эта неожиданная встреча спасла ей жизнь, однако на другой день Марию жестоко избили конвоиры.
Вскоре Капнист переправили в Джезказган на добычу угля. На заре каторжан опускали в шахту, а поднимали глубокой ночью. В лагерях, как известно, перебывало немало артистов, режиссеров, писателей.
Они ставили спектакли, чем хоть как-то поддерживали дух и силы товарищей по несчастью. Да и сами держались. Поздними вечерами разыгрывала перед каторжанками пьесы, рассказывала романы, сказки, жизненные истории.
Косы мои уже отрезали… Я уже хорошо знала цену ночным допросам, когда тебя или ослепляют и обжигают сверкающе-яркой лампой, или бросают в ледяную ванну. Знала, что бывает, когда тебя заприметит начальство… В женских лагерях были свои законы, может быть, ужаснее, чем в мужских. В Карлаге я познакомилась с Анной Васильевной Темировой, невысокого роста, необычайно красивой женщиной — корнями из терских казаков.
Мы подружились, и тогда я узнала, что она — жена Колчака. К моменту нашей встречи Темирова отсидела почти 18 лет. Анна была натура артистическая — лепила, рисовала.
Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли. Женщины нас благодарили, и мы были благодарны всем, ибо это нас морально поддерживало. Мы делали саманные кирпичи.
Сначала не выходило, а потом по 180 штук за день наловчились делать. Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо. Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин.
Я пошла… Когда он попытался меня схватить, ударила его от страха и ненависти… И Шалва решил отомстить. Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду.
Подходит вразвалку старший. И где у меня силы взялись. Война идет!
На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Между ними началась свалка, конвоиры пришли, забрали меня. Лежу на нарах, думаю в отчаянии: не выживу.
И приснился мне сон, помню до сих пор: лежит мешок с зерном на дороге, а люди смотрят на него и не знают, как взять. Не пойму, как очутилась возле мешка, подняла его и закинула на спину. И для меня он показался легким, как пух.
Раздала людям пшеницу… На душе стало легко, светло. Проснулась и поняла: сон вещий. Делай людям добро и станешь всесильной.
С тех пор стараюсь так делать... Этапы, пересылки, лагеря. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами.
Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган. Палящее солнце. Сильный ветер с песком… Люди мерли как мухи.
Мучила всех жажда. Запомнилась казашка, которая вышла с кувшином воды. Ей разрешили напоить самых слабых.
Джезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью… Нестерпимо болели руки и нога.
Я была бригадиром. Однажды утром выписывала в конторе наряд и встретилась с конвоиром-казахом из карагандинского лагеря. Как же он воскрес?
Ведь там, когда он выстрелил прямо в лицо той, которая отказалась стать его наложницей, мы сами скрутили его и живого засыпали песком… Узнав меня, ехидно усмехнулся и тут же начал страшно бить. Меня спасало, что мой друг Георгий Евгеньевич присылал посылки. Их появление было дивом, волшебной соломинкой жизни.
Куда я ни попадала, как вездесущий дух он находил меня: объявлялся письмами, посылками. Каким чудом были эти посылки! Сколько было за эти годы ужасного, тяжелого… Но были и встречи, осветившие душу на всю жизнь.
Надежда Ивановна Тимофеева, старая большевичка, из Ленинградского обкома партии. Участвовала в революции, встречалась с Лениным. Как убежденно она говорила, что все это скоро кончится, партия вскроет истинных виновников зла!
А забрали ее тоже вскоре после убийства Кирова. В лагере держалась гордо и достойно. И за это ее особенно ненавидело лагерное начальство и уголовники.
Гляжу — исхудала, не выживет. Как же помочь? Умолила одного проверяющего из Ленинграда перевести мою Надежду в зону поселенцев.
В ту же неделю ей разрешено было по лесу пройтись. Надежда Ивановна пошла и не вернулась, нашли ее мертвой. Так погибла замечательная женщина.
А сколько их бесследно исчезло в пропасти лагерей… Еще одно знакомство — с Даниилом Фибихом, писателем, тоже ленинградцем.
В 1949-м она в тюремной больнице родила дочку Радиславу. К слову, вскоре после этого отец девочки, польский инженер Ян Волконский, был расстрелян. А 2-летнюю Радиславу забрали у матери и отдали в детдом. Саму же Марию вскоре после освобождения арестовали повторно. За якобы антисоветскую агитацию ее приговорили еще к десяти годам заключения.
Однако в 1956 году благодаря Анастасу Микояну многострадальная Мария Капнист всё же оказалась на свободе. Но кто вернет полтора десятилетия жизни, проведенные в тюрьмах и лагерях на самых тяжелых работах — лесоповал, шахты, лепка и обжигание кирпича? Отметим, что даже в тюремных условиях Мария находила силы для творчества, чтобы ставить спектакли для заключенных. А чтобы избежать домогательств со стороны охраны, графиня втирала в кожу лица угольную пыль. Бесконечные лишения, потери и переживания еще сильнее состарили женщину. Неудивительно, что освободившись в 42 года, Мария Капнист выглядела на все 70.
Она долго не могла наладить отношения с дочерью, ведь та просто не признавала в Марии мать, не помнила ее. Найти общий язык матери с дочкой удастся только через годы, когда Радислава уже станет подростком. Улыбка судьбы После освобождения Мария переехала в Киев. Жилья не было, поэтому женщина ночевала прямо на вокзале или в парке, а также работала дворником, чтобы хоть как-то выжить. И в один момент ей улыбнулась удача. Режиссер Юрий Лысенко заприметил колоритную барышню, которая в гриме должна была выглядеть очень эффектной.