Новости кронштадт во время блокады ленинграда

Кронштадт не только не потребовал продовольствия от Ленинграда, но вместе с флотом даже помог ему. Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда.

Кронштадт. Военные традиции и судьба во время блокады Ленинграда - Хочу всё знать

защитники которой погибали но не сдавались. 1. Город Ленинград не был блокирован во время войны, блокады города, как таковой, никогда не было. В Музее истории Кронштадта состоятся мероприятия, приуроченные к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Роль Кронштадта в наступательных операциях советских войск под Ленинградом. Блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944. Кронштадтское Сражение в истории Великой Отечественной войны и частности в истории героической обороны Ленинграда является событием чрезвычайной значимости.

Военные моряки организовали акцию "Свеча Памяти" в честь годовщины прорыва блокады Ленинграда

В это время армия врага насчитывала в своем составе 741 тыс. Но наши силы, благодаря перевозке 2-й ударной армии, на этом участке фронта превосходили фашистские в 2,7 раза. И когда все было готово для наступления, заговорили пушки Кронштадта. Это было 14 января 1944 года. И в результате хорошо спланированной операции блокада была снята.

Вот что говорил ветеран Великой Отечественной войны капитан второго ранга в отставке Иван Сакшин: «Кронштадт стал главным защитником Ленинграда от немецких захватчиков. Если бы не Кронштадт, я не знаю, удалось бы Ленинграду выжить или нет.

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда произошло только два незначительных наводнения. Подъем воды начался в полдень 25 октября и всего за 4 часа достиг максимума в 174см. Спад уровня был долгим и неравномерным. Начиная с вечера 25 октября и в последующие сутки, с интервалом в 6-8 часов, уровень воды снизился до 150 см, затем до 140 см и далее до 60 см. Писатель B.

Шефнер в те дни писал: «В октябре 1942 г. Вода в Неве поднялась довольно высоко, но потом природа одумалась, ветер присмирел, из берегов Нева не вышла. А если бы вышла?..

С 14 сентября начались обстрелы каждого крупного корабля из тяжелых орудий с 16-го - атаки авиации. В тот день в «Марат» попали две бомбы и 6 снарядов, линкор ушел в Кронштадт исправлять повреждения.

На следующий день пострадал крейсер «Максим Горький». Эти удачи обрадовали фашистов. Первый налет враг совершил 19 сентября. Основная часть экипажа ушла на сухопутный фронт. Орудия главного калибра били по врагу прямой наводкой с позиций между Дудергофом поселок Можайский и Пулковскими высотами.

На крейсере оставались только зенитные пушки. Авроровцы достойно встретили немецких стервятников, плотным огнем заставили их беспорядочно сбросить бомбы в воду. Но этот налет, по замыслу врага, был только репетицией… 21 сентября к Кронштадту прорвалось 180 меченных свастикой самолетов. Воздушная тревога, объявленная в 11 часов, не прекращалась до 18. В небе было черно от бомбардировщиков «Ю-87» и «Ю-88».

Группами по 30-40 машин они устраивали «карусели» над целями, поочередно с воем ложились в пике и бросали бомбы. Вода в гаванях закипала, земля сотрясалась от взрывов. У берегов Котлина в те дни стояло много кораблей: у стенки Лесной гавани - крейсер «Киров». Были заняты все причалы Морского завода. Сюда главным образом и целил враг.

На Восточном рейде, накрытый серией бомб затонул эсминец «Стерегущий». Лег на дно сторожевой корабль «Вихрь». Немецкие пикировщики сбросили более 300 бомб на линкор «Октябрьская революция», стоявший на якоре у Петергофа. Враг метил не только в корабли. На территории предприятия упало 16 бомб.

Погибло более 50 человек, в том числе начальник одного из цехов С. Превратились в развалины несколько жилых домов. Перестали действовать водопроводная и электрическая станция. Три большие бомбы разрушили приемный покой и терапевтическое отделение Морского госпиталя. Получили повреждения миноносцы «Сильный» и «Грозящий».

В Морской завод попало 20 бомб. Особенно тяжелым для Кронштадта и флота выпал день 23 сентября. На крейсер «Киров» «юнкерсы» сбросили 90 бомб. Однако экипаж флагмана КБФ мужественно выдержал шесть «звездных» налетов противника, продолжая в то же время обстрел дальних целей. Орудия главного калибра обрушили на них свыше 200 снарядов.

Все же одна бомба разорвалась на палубе. Но матросы хладнокровно погасили пожар и уже в сумерках отразили последний налет. Трагичнее сложилась судьба других кораблей. Сел на грунт лидер «Минск», затонули подводная лодке «М-74», буксир и транспорт. Весь флот, весь Кронштадт болезненно переживали тяжкие раны «Марата».

Линкору оторвало носовую часть до 2-й башни. Погибли более 300 человек, в том числе командир корабля капитан 2-го ранга П. Иванов и комиссар С. Город-крепость отвечал огнем всех калибров. На стволах зениток обугливалась краска.

Подвиги бесстрашия совершали летчики Г. Костылев, Т. Усыченко, Н. Ткачев, А. Руденко, С.

Впятером они сражались с десятками «юнкерсов» и «фокке-вульфов» и одерживали победы. Налеты на Кронштадт дорого обошлись немецкой авиации. За три дня она потеряла 37 машин. Но одни вражеские самолеты, объятые пламенем падали в залив, другие успевали нанести чувствительные удары. На Котлин срочно перебазировали полк истребителей ПВО и зенитный полк, Это сразу же сказалось на результатах боев.

Бондаренко, М. А, Ефимов, И. Каберов, М. Мартыщенко, А. Мясников, А.

Но эти эпизоды не имели существенного значения. Операция фашистов, в которой в общей сложности участвовало около 400 самолетов, успех не имела. Стратеги третьего рейха официально признали крушение своих планов захватить город Ленина с ходу. Впервые во второй мировой войне германские вооруженные силы перешли к долговременной обороне. Это стало залогом полного их разгрома.

В том, что зловещие синие стрелы на немецких картах бессильно застыли на подступах к Ленинграду, огромная заслуга и кронштадтцев. Ни один форт крепости не замолчал, ни один орудийный расчет не дрогнул, Морская артиллерия пригвоздила оккупантов к земле у ворот великого города революции, только в сентябре подавила огонь 673 батарей врага, уничтожив более 100 пушек. В основном благодаря главному калибру Красной Горки и Серой Лошади, других фортов Кронштадта и кораблей советские войска сумели удержаться на Приморском плацдарме - будущей стартовой площадке нашего наступления. Особую роль сыграли матросские десанты, высаженные с целью упредить возможный удар противника на опасном участке, постараться ликвидировать Петергофско-стрельнинскую группировку немцев. Командующий фронтом Г.

Жуков, по существу, не отвел времени для подготовки десантов. Раллю, а в ночь на 3-е рота 6-й бригады морской пехоты, занимавшей оборону в районе Урицка, была переправлена на катерах и шлюпках к заводу «Пишмаш». В ночь на 5 октября катера охраны водного района Кронштадта под командованием капитана 2-го ранга И. Ворожилов и полковой комиссар Л. Каждый день был подвигом.

Поэтому еще в первые дни войны жители города стали разводить огороды. Работники Морского госпиталя получили в загородном районе Котлина участок в 4 с половиной гектара, очистили его от камней и засадили картофелем. Кроме того, разбили грядки на каждом свободном клочке земли на территории госпиталя. И хотя прямые медицинские обязанности отнимали почти все силы, за три года войны вырастили 200 тонн овощей. На острове оказалось мало пригодной для огородов земли.

Сотни кроштадтцев занялись овощеводством на южном берегу залива. Собирать урожай пришлось под огнем. Его перевозили на виду у захватчиков, на шлюпках и плотах, не отвлекая для этого плавучих средств крепости и флота. Собирали грибы, ягоды. Руководители города создали несколько рыболовецких бригад.

И Кронштадт не только не потребовал продовольствия от Ленинграда, но вместе с флотом даже помог ему. Из кронштадтских запасов до ледостава было перевезено более 3000 тонн продуктов. Помощь Кронштадта пришла в тяжелую пору, когда Ладожское озеро начало замерзать, но ледовая Дорога жизни еще не действовала, и ленинградцы получали самую скудную блокадную норму. В гаванях Котлина лишенные маневра корабли превратились в малоподвижные мишени. Они почти ежедневно подвергались интенсивному обстрелу.

Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая. В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить.

Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое. Открытие театра. Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков. Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей.

Подвиги вчерашних школьниц. Их батальон называли "девичья команда". Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов. Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него.

Татьяна освоила эту специальность. Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него. После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот. Так все страшные годы войны она проработала на заводе за двоих.

Героизм подростка, тушившего бомбы на крыше. Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные. При падении бомбы дежурный быстро хватал ее железными щипцами и бросал в специальную бочку с водой, засыпал песком. А иногда взрывные устройства бросали на землю и обезвреживали уже там. Среди дежурных был подросток Павел Ловыгин.

Однажды в его смену на крышу попали сразу две зажигательные бомбы, прожгли кровлю и упали на чердак. Мальчик схватил их за стабилизаторы и бросил в бочку. Однако от осколков перекрытия чердака оказались охвачены огнем. Паша бросился тушить их, но на крышу упали еще две бомбы. Получивший сильные ожоги мальчик все равно встал на ноги и потушил все бомбы.

Награды за освобождение Ленинграда В декабре 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". Ею награждены полтора миллиона человек, среди которых жители города и участники боев за его освобождение. Свыше 350 тысяч солдат и офицеров Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Всего на северо-западном направлении Ленинградский, Волховский и Карельский фронты звания Героя Советского Союза удостоены 486 человек из них восемь человек — дважды. Факты о блокадном Ленинграде Вот еще несколько фактов о блокаде города-героя.

В блокадном Ленинграде были открыты три храма: Князь-Владимирский собор, Спасо-Преображенский собор и Никольский собор. Почти полностью отсутствовали водопровод, канализация и отопление, но это не привело к крупным эпидемиям. В декабре 1941-го в Ленинграде умерли 53 тысячи человек, в январе, феврале и марте 1942-го — больше 100 тысяч, в мае — 50 тысяч, в июле — 25 тысяч, в сентябре — 7 тысяч. В мирное время смертность в городе составляла около 3 тысяч человек в месяц. Тяжелейшие бои в 1941—1942 годах происходили на "Невском пятачке" — узкой полосе земли на левом берегу Невы шириной по фронту 2—4 км и глубиной всего 500—800 метров.

Этот плацдарм, который советское командование намеревалось использовать для прорыва блокады, части Красной армии удерживали около 400 дней.

Кронштадт во время Великой Отечественной войны

В Кронштадте прошли памятные мероприятия, посвященные 79 годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады. Кронштадт не только не потребовал продовольствия от Ленинграда, но вместе с флотом даже помог ему. В Музее истории Кронштадта состоятся мероприятия, приуроченные к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Огромную роль сыграл Кронштадт в деле обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. день полного снятия блокады Ленинграда. Немногие знают, что Петербургский дацан принимал самое непосредственное участие в защите города.

Коридор смерти: как снабжался Кронштадт в годы блокады Ленинграда

Смерть настигала людей везде Число умерших горожан с декабря 1941-го по февраль 1942-го составило более 252 тысяч человек. В обратном направлении везли станки и главным образом людей — детей, женщин, пожилых и больных. За зиму 1941-1942 годов на Большую землю эвакуировали более 514 тысяч человек. Со второй половины мая 1942 года, когда на Ладоге началась навигация, до ноября 1942-го из Ленинграда вывезли еще 448 тысяч жителей. Несмотря на бесконечные обстрелы, бомбежки, голод и холод, защитники города не собирались капитулировать, отвлекая на себя большое количество боеспособных немецких соединений, необходимых на других направлениях. В ней он приказал войскам на юге осуществить прорыв в направлении Кавказа, а на севере «добиться падения Ленинграда и установить связь с финнами по суше». Таким образом, вновь реанимировалась идея штурма. Ее осуществление фюрер поручил фельдмаршалу Георгу фон Кюхлеру, сменившему Лееба на посту главкома группы армий «Север». Материалы по теме:.

Доннер писал: «Ленинград окружен; так же, как и при падении Ревеля, произойдет катастрофа проклятого флота. Кронштадт с военными гаванями находится под артиллерийским огнем и бомбами, многие русские корабли уже уничтожены, а к остаткам флота все ближе продвигаются германские минные заграждения. Видимо, скоро придет конец». Действительно, корабли не могли выйти в море. Самый короткий переход - из Ленинграда в Кронштадт - превращался в сложную боевую операцию. Ее заранее разрабатывали в штаб, обеспечивали огнем артиллерии, дымовыми завесами с катеров, прикрытием авиации. Немецкие пушки в Лигове, Стрельне, Петергофе били прямой наводкой даже по рыболовным баркасам, а зимой — по автомашине или по человеку на льду залива. Но балтийцы верили: придет время, и они вырвутся на морские просторы.

По решению райкома партии на помощь ослабевшим людям пошли бытовые отряды. В Морской госпиталь были направлены 30 добровольных санитарных дружин. Город-крепость, осыпаемый бомбами и снарядами не отступал от своих привычек. Всю войну ежедневно работала Центральная библиотека. Несмотря трудности с топливом, в ней было тепло. Об этом же позаботился райком партии — организовал разборку на дрова около ста деревянных домов разрушенных бомбами и снарядами. Действовали баня и парикмахерская. Как до войны, в клубах, на кораблях и портах выступали артисты — Клавдия Шульженко, Софья Преображенская, Леонид Кострица.

При Доме Флота ныне Дом офицеров существовала постоянная труппа Ленинградского театра комедии и сатиры, давала спектакли и концерты. Осенью 1941 года политуправление флота создало группу писателей-моряков во главе со старым балтийцем, автором сценария фильма «Мы из Кронштадта» Всеволодом Вишневским. Александр Зонин поселялся па линкоре «Октябрьская революция» и писал документальную повесть «Железные дни». О ратных делах балтийцев страна узнала из очерков Николая Тихонова и Александра Фадеева. В ночь на 1 февраля 1942 года от форта «П» в сторону врага вышли две пары дозорных: матросы Вихров и Епихин, Зябков и Лукин. Шел густой снег. Близкий берег, на котором засели оккупанты, терялся во мгле. Но враг оказался еще ближе.

По первой паре дозорных неожиданно открыли огонь около 20 фашистских солдат, притаившихся в торосах. Лукин и Зябков, шедшие в другом направлении, тоже натолкнулись на засаду. Лукин был ранен в ногу, но, лежа, истекая кровью, повел, яростный огонь. На льду залива трещали автоматные очереди, гремели взрывы гранат. Звуки боя донеслись до матроса Шиншикова, находившегося в секрете. По его сигналу гарнизон форта изготовился к отпору. Но враг не дошел до укрепления. Пост боевого охранения обратил его в бегстве.

В этом бою погибли младший сержант Н. Королев, матросы Н. Вихров и А. Двое дозорных были буквально изрешечены пулями, изрезаны ножами. Удар финского ножа прошел сквозь комсомольский билет Н. Герою Советского Союза В. Федоров и его товарищи уходили в смелые рейды по тылам фашистов. Крохотный островок буквально кишел фашистами.

Умирали лучшие мастера. А враг все бил и бил по заводским корпусам, по докам. На территории предприятия в 1941 году взорвались 1241 снаряд и 31 бомба. И за то же время завод выполнил 1800 оперативных заданий командования флота и фронта. Гитлер еще раз потребовал от своих генералов, и адмиралов уничтожить корабли Краснознаменного Балтийского флота. Вечером 4 апреля одновременно с артобстрелом фашисты предприняли массированную атаку с воздуха. Однако к заранее намеченным целям прорвались лишь 58 бомбардировщиков. В течение апреля захватчики устроили еще 5 налетов.

Операция «Айсштосс» провалилась. Тогда гитлеровцы решили запереть Балтийский флот, прежде всего—подводные лодки. Чтобы избавиться от этой угрозы, противник минировал Морской канал, фарватеры и рейды Котлина, Сескара и Лавепсари. Специалисты всего мира издавна считали Балтику труднейшим морским театром военных действий. С этой угрозой советские воины боролись всеми средствами. Зимой дозоры непрерывно курсировали на буерах и лыжах по трассе Морского канала, вокруг Котлина и островных фортов. Они обнаруживали вражеские мины, спущенные под лед. Бдительно несли вахту зенитчики кораблей и береговых батарей.

Лучшие летчики В. Корешков, И. Сербин, П. Бискуп, К. Соловьев, А. Алексеев, выполнив боевое задание, пересаживались на заранее подготовленные самолеты и снова взмывали в небо. Каждый из них за ночь проводил 10—15 воздушных боев. Как только появилась чистая вода, дивизионы тральщиков М.

Безбородова, Ф. Пахольчука, В. Кимаева принялись очищать от мин фарватеры от Ленинграда до Кронштадта и дальше—к Сескару и Лавенсари. На Морском заводе переоборудовали рыболовные суда «Скат», «Поводеп», «Пикша», «Сиговец» и катера типа «КМ-5» в тральщики, оснащенные средствами борьбы с магнитными и акустическими минами. Основные силы бригады траления базировались в Кронштадте. Ее возглавили капитан 1-го ранга Г. Левченко и бригадный комиссар П. В, Боярченко.

Охрану водного района Кронштадта возложили на капитана 1-го ранга Ю. Афанасьева, быстро увеличивался. Особо отличившиеся «Щ-406» Е. Осипова и «С7» С. Им приходилось отражать вражеские атаки. В «КТЩ-702» попала бомба. Но и для них атаки не проходили безнаказанно. Чернышева и «МО-308» М.

Самолеты противника сбросили на каждый катер до 80 бомб. Первая лодка второго эшелона, «Л-3», пробралась в самое логово врага — на меридиан Берлина, в Померанскую ныне Поморская бухту. Советские моряки во главе с П. Грищенко быстро нарушили безмятежную жизнь фашистов. Транспорт водоизмещением 10000 тонн мог перевезти 200 танков или 2 тысячи солдат с оружием и боеприпасами либо полугодовой запас продовольствия для пехотной дивизии. Эти блестящие победы достались дорогой ценой. Из боевых походов не вернулись «М-97», «С-7» и 9 «щук».

Об этом сообщила пресс-служба Смольного. Памятный знак находится рядом со зданием бывшей пятой Северной оборонительной казармы. Он установлен в качестве напоминания о ледовой дороге, проходившей по Финскому заливу.

Вот что было подписано Гитлером в его ставке 21 сентября 1941 года: «Сначала мы блокируем Ленинград герметически и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией… Остатки «гарнизона крепости» останутся там на зиму. Весной мы проникнем в город, …вывезем все, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии». Декабрь 1941 года. Пианист Владимир Софроницкий дает концерт в театре имени Пушкина. В зале стояла температура в три градуса. Современные историки утверждают, что это событие не было критическим с точки зрения снабжения мегаполиса, но так или иначе оно стало мрачным предвестником наступивших событий.

В Ленинграде уже к началу декабря 1941 года свирепствовал голод. В ту зиму в городе сотрудниками НКВД фиксировались факты каннибализма. В декабре — 26 случаев трупоедства, в январе — 336, а в феврале — 612.

Блокада Ленинграда. 872 дня и ночи. Полная хроника

Кронштадт С питанием совсем плохо. С 13 ноября получаю 150 грамм хлеба на день. В столовой за тарелку супа отрезают 25 грамм крупы, за порцию пшённой каши 50 грамм крупы, причем сама порция каши весит не более 50 грамм. Итак, чтобы пообедать из двух блюд, мне нужно отдать 75 грамм крупы. На месяц мне по карточке полагается 950 грамм крупы, это только на 14 дней. Прибавим к этому восемь мясных котлет без гарнира, итого 22 дня. Восемь дней я вынужден сидеть на одном хлебе. Восемь дней только 150 граммов хлеба. Не знаю, выдержит ли организм или я свалюсь в постель, трудно сказать, во всяком случае, впереди мрачно и безрадостно. Как долго будет продолжаться блокада никто не знает?

Одно мне ясно, больше двух месяцев подобного режима в питании мой организм не выдержит. Пишу тебе это письмо, а совсем, где-то близко рвутся артиллерийские снаряды противника. Со стиркой белья плохо. Все прачки требуют платы хлеба, а где мне его взять? Я сам получаю крохи… Зимнюю куртку починил и хожу на работу в ней, правда вид у нее печален и грустен, но и время не лучше, главное же, в ней все же теплее. Купил себе парусиновые ботинки за 30 рублей, и пять пар носок, починил желтые баретки, в общем на зиму хватит. Пиджак у меня хороший благодаря перелицовке, за что благодарю тебя и бабушку. На работу хожу в синих брюках, отворот отпорол и подшил сам, короче одет как денди. Письмо от 13 ноября 20 ноября 1941 года, г.

Кронштадт С питанием все хуже и хуже. С 20 ноября норма выдачи только 125 грамм на день. Я до выдачи новых продуктовых карточек, с сего дня питаюсь только одним хлебом. Чувствую колоссальную слабость, все тело налито свинцом, ноги положительно отказываются передвигаться, и кажутся пятипудовыми, начинается головокружение. Все данные голода ощущаются раньше, чем я это предполагал, а впереди еще долгих десять томительных дней. Каждый из нас с нетерпением ждет прорыва блокады, а с ним с прорывом и улучшения в питании. Но весь вопрос в том, когда мы сумеем прорвать блокаду? Уменьшить норму нельзя больше, нельзя, потому, что приходится работать. Сейчас у каждого человека энергии затрачивается больше, чем он может восстановить питанием, а потому и ощущается головокружение и полная немогота.

Да… Положение критическое, но не катастрофическое. В голове только одна мысль: прорвать блокаду, прорвать блокаду! Наши бойцы после обращения Ленинградской правды прилагают все силы к тому, чтобы прорвать кольцо окружения и дать возможность подвоза продуктов, в них наше спасение, наша сила, производительность труда, короче жизнь, жизнь для уничтожения подлого врага… Милая Клава! Как я устал… Война может затянуться, как говорит товарищ Сталин, до года. Многое зависит от того, как скоро появится второй фронт на континенте, чем скорее, тем ближе день поражения проклятого фашизма.

Отдельный раздел посвящен затонувшим кораблям. Выставка будет работать еще три месяца. Фото: YouTube.

Они выступили с рассказами о мужестве и героизме защитников Ленинграда. Под удары метронома участники акции почтили память тех, кто защищал город и погиб в период блокады, минутой молчания, сообщает департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ.

У берегов Котлина в те дни стояло много кораблей: у стенки Лесной гавани - крейсер «Киров». Были заняты все причалы Морского завода. Сюда главным образом и целил враг. На Восточном рейде, накрытый серией бомб затонул эсминец «Стерегущий». Лег на дно сторожевой корабль «Вихрь». Немецкие пикировщики сбросили более 300 бомб на линкор «Октябрьская революция», стоявший на якоре у Петергофа. Враг метил не только в корабли. На территории предприятия упало 16 бомб. Погибло более 50 человек, в том числе начальник одного из цехов С. Превратились в развалины несколько жилых домов. Перестали действовать водопроводная и электрическая станция. Три большие бомбы разрушили приемный покой и терапевтическое отделение Морского госпиталя. Получили повреждения миноносцы «Сильный» и «Грозящий». В Морской завод попало 20 бомб. Особенно тяжелым для Кронштадта и флота выпал день 23 сентября. На крейсер «Киров» «юнкерсы» сбросили 90 бомб. Однако экипаж флагмана КБФ мужественно выдержал шесть «звездных» налетов противника, продолжая в то же время обстрел дальних целей. Орудия главного калибра обрушили на них свыше 200 снарядов. Все же одна бомба разорвалась на палубе. Но матросы хладнокровно погасили пожар и уже в сумерках отразили последний налет. Трагичнее сложилась судьба других кораблей. Сел на грунт лидер «Минск», затонули подводная лодке «М-74», буксир и транспорт. Весь флот, весь Кронштадт болезненно переживали тяжкие раны «Марата». Линкору оторвало носовую часть до 2-й башни. Погибли более 300 человек, в том числе командир корабля капитан 2-го ранга П. Иванов и комиссар С. Город-крепость отвечал огнем всех калибров. На стволах зениток обугливалась краска. Подвиги бесстрашия совершали летчики Г. Костылев, Т. Усыченко, Н. Ткачев, А. Руденко, С. Впятером они сражались с десятками «юнкерсов» и «фокке-вульфов» и одерживали победы. Налеты на Кронштадт дорого обошлись немецкой авиации. За три дня она потеряла 37 машин. Но одни вражеские самолеты, объятые пламенем падали в залив, другие успевали нанести чувствительные удары. На Котлин срочно перебазировали полк истребителей ПВО и зенитный полк, Это сразу же сказалось на результатах боев. Бондаренко, М. А, Ефимов, И. Каберов, М. Мартыщенко, А. Мясников, А. Но эти эпизоды не имели существенного значения. Операция фашистов, в которой в общей сложности участвовало около 400 самолетов, успех не имела. Стратеги третьего рейха официально признали крушение своих планов захватить город Ленина с ходу. Впервые во второй мировой войне германские вооруженные силы перешли к долговременной обороне. Это стало залогом полного их разгрома. В том, что зловещие синие стрелы на немецких картах бессильно застыли на подступах к Ленинграду, огромная заслуга и кронштадтцев. Ни один форт крепости не замолчал, ни один орудийный расчет не дрогнул, Морская артиллерия пригвоздила оккупантов к земле у ворот великого города революции, только в сентябре подавила огонь 673 батарей врага, уничтожив более 100 пушек. В основном благодаря главному калибру Красной Горки и Серой Лошади, других фортов Кронштадта и кораблей советские войска сумели удержаться на Приморском плацдарме - будущей стартовой площадке нашего наступления. Особую роль сыграли матросские десанты, высаженные с целью упредить возможный удар противника на опасном участке, постараться ликвидировать Петергофско-стрельнинскую группировку немцев. Командующий фронтом Г. Жуков, по существу, не отвел времени для подготовки десантов. Раллю, а в ночь на 3-е рота 6-й бригады морской пехоты, занимавшей оборону в районе Урицка, была переправлена на катерах и шлюпках к заводу «Пишмаш». В ночь на 5 октября катера охраны водного района Кронштадта под командованием капитана 2-го ранга И. Ворожилов и полковой комиссар Л. Каждый день был подвигом. Поэтому еще в первые дни войны жители города стали разводить огороды. Работники Морского госпиталя получили в загородном районе Котлина участок в 4 с половиной гектара, очистили его от камней и засадили картофелем. Кроме того, разбили грядки на каждом свободном клочке земли на территории госпиталя. И хотя прямые медицинские обязанности отнимали почти все силы, за три года войны вырастили 200 тонн овощей. На острове оказалось мало пригодной для огородов земли. Сотни кроштадтцев занялись овощеводством на южном берегу залива. Собирать урожай пришлось под огнем. Его перевозили на виду у захватчиков, на шлюпках и плотах, не отвлекая для этого плавучих средств крепости и флота. Собирали грибы, ягоды. Руководители города создали несколько рыболовецких бригад. И Кронштадт не только не потребовал продовольствия от Ленинграда, но вместе с флотом даже помог ему. Из кронштадтских запасов до ледостава было перевезено более 3000 тонн продуктов. Помощь Кронштадта пришла в тяжелую пору, когда Ладожское озеро начало замерзать, но ледовая Дорога жизни еще не действовала, и ленинградцы получали самую скудную блокадную норму. В гаванях Котлина лишенные маневра корабли превратились в малоподвижные мишени. Они почти ежедневно подвергались интенсивному обстрелу. Военный совет КБФ решил перевести большинство кораблей в Ленинград. В Кронштадте остались только линкор «Марат», лидер «Минск», канонерские лодки «Волга и «Кама», а также отряд охраны водного района под командованием капитана 2-го ранга И. Святого: 5 сторожевых кораблей, 18 тральщиков, катера разных типов. В начале ноября в Ленинград переехали штаб политуправление и тыл флота. В связи с этими переменами Кронштадтскую военно-морскую базу 21 октября 1941 года преобразовали в крепость. Ее возглавил генерал-лейтенант А. Елисеев позже — генерал-лейтенант И. В связи с приближением зимы и новыми задачами, командование фронта и флота провело перегруппировку сил. На островах и берегах Балтики советские воины еще удерживали немало опорных пунктов: Моонзунд, Ханко, Бьёркский архипелаг, Гогланд, Большой и Малый Тютерс. Их гарнизоны до конца выполнили свой долг. Да и силы балтийцев, распыленные на сотни километров, были теперь нужнее у стен Ленинграда. Для обороны плацдарма была создана Приморская группа войск. В нее вошли уже находившиеся там части морской пехоты, гарнизоны островов Выборгского залива, Гогландского сектора и Ханко. Они многократно пересекали минные поля, выдержали вражеские артобстрелы и налеты авиации, боролись со штормами и льдами.

Экскурсия в Морской собор г. Кронштадта, посвященная 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда.

По «Малой дороге жизни» было эвакуировано около десяти тысяч человек. Более того, в последующем, она обеспечила успешное начало наступления 2-й ударной армии несколько десятков тысяч человек , которая зимой по льду Финского залива перешла сначала из Ленинграда в Кронштадт, а потом из Кронштадта на «Ораниенбаумский пятачок». Несмотря на блокаду, Кронштадт оставался важнейшим промышленным районом. Непостижимо, но рабочие Морского завода под непрерывными обстрелами и бомбежками, страдая от холода и голода, работали один за троих, ушедших добровольцами в народное ополчение. За годы блокады они отремонтировали более 600 кораблей и судов, изготовили 126 шлюпок и баркасов, большое количество боеприпасов и оружия... Это о них говорила писательница В.

Кетлинская «Сила города - в цехах, где куют оружие, в сердцах, где куется победа, в людях, готовых лучше умереть, чем отступить». Оборона города Ленинграда и Кронштадта стала символом стойкости и веры в победу.

Большинство достопримечательностей Кронштадта объединены морской темой, что задаёт прогулкам немного романтическое настроение. Чтобы их осмотреть, достаточно одного дня. А если задержаться в городе ещё на сутки, то можно съездить в отдалённые объекты — парки, бастионы и природные заказники. Как добраться От Москвы до Санкт-Петербурга на поезде или самолёте. Также в город можно попасть за полчаса по воде, сев на «Метеор» около Тучкова моста или Дворцового моста в Санкт-Петербурге. День 1: пешая прогулка по центру Чистый и ухоженный центр города сохранил военную выправку строгих улиц, даже несмотря на многочисленные туристические кафе и сувенирные лавки. В одних районах можно прогуляться среди стройных рядов двухэтажных купеческих и дворянских домов, в других — попасть в советскую атмосферу дворов между военных казарм.

Якорная площадь Традиционно гости города начинают прогулку с Якорной площади, на которую удобно выйти со стороны эффектного Макаровского моста. Неподалёку от него можно найти бесплатную парковку. Уже здесь, в сквере, можно почувствовать влажный морской воздух и постоянный ветер. Так что даже в тёплую погоду лучше взять с собой на прогулку шарф. Архитектурная доминанта Якорной площади — грандиозный Никольский военно-морской собор. Многоярусное нарядное строение с большим количеством фантазийных арок завораживает своей красотой и торжественностью. В ясную погоду можно долго любоваться отражением солнца в ажурном золоте куполов. По замыслу архитекторов они, как маяки, должны были быть заметны морякам издалека. Храм построили в первое десятилетие XX века.

В советскую эпоху кресты были сбиты, купола разрушены, интерьеры утрачены. Сегодня в храме ведутся активные реставрационные работы, и многое уже восстановлено. Собор обязательно стоит осмотреть изнутри, чтобы увидеть масштабные контрастные росписи в бело-бордовых тонах, грандиозные люстры, а также любопытные отсылки к морской тематике в оформлении. Например, мозаичного кальмара на полу. С колокольни собора хорошо заметен огромный якорь, выложенный на площади светлой плиткой. Ансамбль Якорной площади также дополняют несколько важных для истории города объектов: скульптура причисленного к лику святых адмирала Фёдора Ушакова перед входом в храм, вечный огонь в память о погибших революционерах и памятник вице-адмиралу С. Макарову, русскому полярнику и океанографу, начальнику Кронштадтского порта. Около этого монумента принимают присягу молодые моряки. Также на площади можно заметить любопытный фрагмент мостовой, собранный из чугунных шашек.

Однако вода еще выступала из-подо льда у берега залива. Двери у них были открыты на случай, если провалятся, чтобы выпрыгнуть, — поясняет глава музея. Путь пустой транспорт прошел за шесть часов — это очень долго". После погрузки в Лисьем Носу караван отправился в обратном направлении уже ночью. Чтобы он не сбился с пути, на берегу поставили автомобиль-маяк с включенными фарами. Круглосуточная работа ледовой трассы Расстояние ледового маршрута от Ораниенбаума до Лисьего Носа — 24 километра, Кронштадт был расположен посередине. Ежедневную работу этой Дороги жизни обеспечивали дорожные службы.

В блокадный период маршрут южной части ледовой дороги отличался от пути, действующего в мирное время. Она примерно такой была до и оставалась после войны", — говорит Кобчиков. Щитом ледовой трассы стали фортификационные оборонительные сооружения, возведенные на искусственных островах и побережье с 1704 года до войны 1914 года. С южной и северной сторон вокруг острова Котлин было построено около 20 фортов. Она шла в основном за линией фортов, которые могли прикрыть движение по этой трассе". Кронштадтская дорога, как и ладожская, была оборудована специальными фонарями, которые имели узконаправленный луч. Они светили с берега и были хорошо заметны водителям автомашин, говорит Кобчиков.

Движение по Малой Дороге жизни осуществлялось днем и ночью, однако люди старались не рисковать и передвигаться только в темное время суток, учитывая погодные условия. Чтобы максимально обезопасить движение, велись измерения при помощи прогибографа — прибора для регистрации колебаний льда и фиксации проблемных участков дороги. Кроме ледовой Дороги жизни, была еще ледовая оборона, которая насчитывала несколько десятков километров вокруг острова Котлин. Это то, что фактически обороняло от возможного прорыва противника по льду в сторону Кронштадта", — перечисляет Кобчиков. По дороге ходили в основном легковые, полутора- и трехтонные машины, отмечает Шатров. Но были грузы и значительно тяжелее. По льду на Ораниенбаумский плацдарм проводили даже тяжелые танки по традиционной классификации машины весом более 40 тонн считались тяжелыми, для примера: вес одного из самых распространенных тяжелых танков начала Великой Отечественной — КВ-2 — составлял 52 тонны — прим.

Ещё одно памятное место — Усть-Рогатка. Живой памятник героизму моряков — наверное, самых бесстрашных и яростных защитников Кронштадта и Ленинграда — Стояли подводные лодки, здесь они готовились и в Великую Отечественную войну заправлялись топливом, продовольствием, боеприпасами и после этого уходили на выход из Финского залива, в Балтийское море, — отметил Пирогов. Именно отсюда в поход отправилась знаменитая субмарина С-13 под командованием легендарного Александра Маринеско, торпедная атака которого практически лишила Германию кадров для подводного флота Кригсмарине. Фото: 78.

Только эта традиция работает исключительно для представительниц прекрасного пола. Почти половину населения Кронштадта составляют женщины, чьи сыновья, мужья или отцы, уходят в морской поход. И не сложно догадаться, какое именно желание они загадывают.

«Разорванное кольцо» города Ленинграда

  • Мемориал "Малая дорога жизни" в Кронштадте обрёл подсветку
  • Материнская забота
  • Мы из Кронштадта
  • Комментарии

Роль Кронштадта в снятии блокады Ленинграда

В Кронштадте прошли памятные мероприятия, посвященные 79 годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады. город-герой наравне с Ленинградом, выстоявший 900 дней блокады, не давший немецким захватчикам победить. 1. Город Ленинград не был блокирован во время войны, блокады города, как таковой, никогда не было. В самые тяжёлые месяцы блокады Кронштадт делился с жителями Ленинграда продуктами и обеспечивал поставку необходимых припасов в осаждённый город. На выставке «Подвиг блокадного учителя» представлен материал об истории кронштадтских школ в период блокады. С днем полного снятия блокады Ленинграда!

Петербуржцам расскажут об истории кронштадтских школ в период блокады

Корабли Балтийского флота также принимали участие в сражениях, в прорыве (1943 г.) и ликвидации (1944 г.) Блокады Ленинграда. Кольцо блокады было прорвано 12 января 1943 года: во время операции «Искра» удалось прорвать позиции германской армии в районе Шлиссельбурга. Участники блокады Ленинграда и защитники города Кронштадта! Таким образом, маленький Кронштадт помогал своему старшему брату в тяжелые блокадные дни.

Что посмотреть в Кронштадте за один день

Это документы из архивов Петербурга, а также фотографии из личных семейных архивов жителей города, которые будут продемонстрированы впервые - заявления учителей в 1942 году о приёме в партию, тетради с конспектами уроков учеников, фотографии военного времени. Перед зданием музея в сквере Желобовского на стендах будет развернута выставка "Кронштадт в фотографиях. Перед зданием также будет размещена инсталляция "Мы слышим сердце Ленинграда...

Положительно все болит, ноет, полнейшая немогота. На днях меня встретил Абраша, Абрам Иванович ахнул! Ничего я не ответил ему, так как ему и так все понятно. Да и что я ему мог ответить? Керосину, свечей, в продаже нет. Кронштадт Как я изголодался!! Все мысли только об еде. Только и мечтаешь покушать.

Человек становится ко всему пассивен и равнодушен, голод притупляет чувства и мыли, и что уж совсем плохо, я заметил, человек становится в сотню раз эгоистичнее, жаднее, ненасытнее и горе другого человека ему становится чуждо и непонятно. Клава, Родная! Я благославляю тот день отъезда вас из Ленинграда, т. Какое счастье знать, что вы там не испытываете все муки жуткого-кошмарного голода. Голод-самый страшный бич человечества и рождает его война. В перспективе есть надежда на улучшение в питании, чем скорее оно осуществится, тем легче вздохнет изголодавшийся народ. Как хорошо и то, что народ прекрасно понимает положение и создавшуюся обстановку без единого ропота, без единого намека на трудное положение работает и дает фронту то, что фронт требует… Внутренний голос мне подсказывает, война будет нами выиграна к маю месяцу. Это будет один из самых грандиознейших праздников на планете. Письмо от 20 декабря 18 декабря 1941 года, г. Кронштадт Еще раз напоминаю, что я буквально сижу на 125 граммах хлеба, ну что бы ты стала делать в Ленинграде с ребятами на таком пайке.

Очевидно, также как и я, медленно умирать голодной смертью. Убедительно прошу, вышли посылку шпика на мой военный адрес, иначе мне не дотянуть до улучшения в питании. Кронштадт Клава, извини за лаконизм. Устал, болит живот, чего я вчера покушал вредного для желудка, что нестерпимая боль принуждает лечь в постель?. Последнее письмо Это было последнее письмо Алексея. Оно написано уже на клочке бумаги сильно изменившимся почерком. Через неделю 24 января 1942 года Алексея не стало. Алексей Тимофеевич Иванов был похоронен в блокадной могиле на Кронштадтском кладбище. Семья узнала о его смерти только через четыре месяца из письма его друга Горохова. Письмо друга Алексея о смерти 12 мая 1942 года Клавдия Семеновна!

Писал Вам бесчисленное множество писем и телеграммы три шт. От Вас не было ни разу ответа. У нас хранятся вещи, которые были с ним в больнице и часть денег не знаю, когда и куда Вам выслать деньги… Алексей умер от истощения вследствие голода, получал он карточку служащего и только полтора последних месяца получал рабочую карточку. Окончила Санкт-Петербургский университет, стала этнографом, защитила кандидатскую диссертацию. Где похоронен отец она так и не узнала.

Брат все сделал, как сказал офицер, и за это тот дал ему одну буханку хлеба. Брат не отломал от нее ни кусочка и не съел. Все принес домой. Было и такое время, что от недоедания и недосыпания у отца и старших братьев пухли ноги. Русские сапоги у отца было не снять. Пришлось сначала разрезать голенища, а потом только сняли сапоги. Голодающему Ленинграду из Кронштадта пошли баржи с продовольствием, и в связи этим военным урезали нормы питания. Немцы баржи ужасно обстреливали с другого берега, некоторые баржи шли на дно, а мешки с мукой не все тонули. Однажды братья нашли на берегу залива такой мешок с мукой, прибитый течением. Это нам было очень кстати. Блины мама пекла на воске. Молока корова стала давать мало. Ведь у коровы молоко на языке, как покормишь, так и подоишь. А что она ела — только одну траву. Мама молоко разводила водой, чтобы всем хватило. Нашего отца оставили на брони. Он работал вулканизатором, заваривал в горячем цеху шины и покрышки для машин, которые в этом очень нуждались. Особенно когда открылась Дорога жизни. Как ее называли: Ладога, родная Ладога. Даже песня такая есть. И пошли по льду Ладожского озера и Финского залива машины с продовольствием. Машины всегда шли с открытыми дверцами, чтобы шофер мог выскочить при бомбежке. Однажды в цех, где работал отец, попал снаряд. Кто тогда пострадал, я не знаю. Отца нашего только контузило. Со временем контузия прошла, и он снова стал работать. Потом, спустя много лет, когда он уже был на пенсии, его приглашали на работу учить молодых своей специальности. В райсобесе, когда увидели ее, просто обалдели и указывая на дверь, стали говорить на повышенных тонах: — Как, это вы с такой семьей еще не уехали???!!! Вон отсюда! Вот вам сроку 24 часа, уезжайте срочно, чтобы духа вашего здесь не было. Если не уедете сами, то пришлем машину и вывезем вас! Деньги, конечно, дали. Пришлось уехать. Когда мы уехали, отец корову зарезал. Мясо пришлось что продать, а что так отдать соседям и на работе. Ведь холодильников тогда не было. Но этого надолго не хватило. Из Кронштадта на барже привезли нас на железнодорожную станцию Лисий Нос. Перед нами только что был обстрел. Солдаты увезли убитых и раненых, а лужи крови засыпали песком прямо при нас. Нас посадили в обыкновенные вагоны для скота. А в теплушки эвакуированных сажали только в холодное время года. Скамеек не было. Сидели прямо на своих тюках. Народу было много.

Посылал Кронштадт и пополнение для Ленинградского фронта. Оно формировалось из числа рабочих и военнослужащих. В конце 1943 года перед моряками Балтийского флота была поставлена очень сложная задача: перевезти на малых судах баржи, буксиры, катера личный состав 2-й ударной армии с мыса Лисий Нос на Ораниенбаумский плацдарм, соблюдая глубокую тайну. В начале января 1944 года темп перевозок еще более возрос. За 14 дней января с Лисьего Носа было переброшено столько же войск и техники с боеприпасами, сколько за последние полтора месяца прошедшего года. Все эти перевозки осуществлялись по проделанному во льду Финского залива каналу вдоль восточной оконечности острова Котлин. В это время армия врага насчитывала в своем составе 741 тыс.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий