Новости кто такие отходники

Отходос или отходняк– это совокупность физических и психологических симптомов, которые возникают у зависимых от психоактивных веществ при прекращении. крестьяне, уходящие (отходящие) из мест постоянного проживания на заработки в города.

“Отходничество” рубежа XIX - XX веков как портрет эпохи

Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чем мечтают. Во-первых, отходники могут содержать опасные вещества или быть потенциально опасными для окружающей среды. При этом мало кто из отходников хочет переехать сюда насовсем. У них дома качество жизни лучше, чем в нашей все же довольно грязной столице.

Смотрите также

  • Отходничество в современной России
  • Толковый словарь Ушакова
  • Глава 2.3. Быт русских крестьян 18-19 веков. (Часть 6): 1986vv — LiveJournal
  • Словарь Ушакова

Отходники современной России

Тегиединственный сын отца сапожника плотник кем приходится сапожник плотнику, кто такие поденщики в средние века, поденщик это в истории. Значение крестьян-отходников для государства было огромно. О. глубоко влияло на быт крестьян-отходников, включавшихся в пром. население страны. Крестьян которые в целях заработка уходили на время или сезон называли «отходниками». Вышеуказанный вид заработка являлся значительным источником дохода крестьян. ОТХОДНИК, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. отходник, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город.

Сельские "промышленники" и отходники 19 века.

Имелся лишь ряд ограничений, согласно которым паспорта не могли выдаваться, а выданные документы изымались. По месту жительства крестьяне не наделялись паспортами в обязательном порядке. Их должны были иметь лишь лица покидающие места своего проживания. Согласно Положению о видах на жительство от 3-го июня 1894 года все паспорта за исключением заграничных носили общее название «видов на жительство».

Обязанностью получения вида на жительства обуславливалось оставление места постоянного проживания. Вид на жительство имел двоякое значение: 1 Удостоверение личности. Для работы в пределах своего уезда или вне его, при выезде на расстояние не свыше 50-и верст и на срок до 6-и месяцев, при необходимости могущем быть продленном, вида на жительства не требовалось.

Видами на жительство для крестьян являлись срочные паспортные книжки выдаваемые на 5 лет и годовые паспорта. Государственным Советом 7 апреля 1897 года паспорта выдаваемые сроком на 3 и 6 месяцев отменены. Сельским обывателям паспортные книжки выдавались волостными старшинами.

По приговорам сельских обществ в предусмотренных законом случаях виды на жительство у крестьянина могли быть изъяты. Для волостных писарей, выдача паспортов - золотая пора. На отходнические промыслы направлялось очень много молодежи.

Молодость — время, когда хочется рисковать, повидать новые места, одним словом хочется приключений. Выдавая паспорт подростку с припиской в годах, чтобы последнему не иметь дискриминации при найме на работу, писарь имел свой предпринимательский процент. Если молодые люди не обладали догадливостью, то «штабной» работник не останавливался и перед вымогательством.

Таким образом он всегда имел свои двадцать копеек с паспорта. А все дело в том, что работодатели разделяли рабочих на три группы. Полными рабочими считались взрослые мужчины, способные ко всем сельскохозяйственным работам.

Вторую группу составляли так называемые полурабочие, к которым относились все женщины и мужчина в возрасте до 20 лет или старше, но слабосильные. Полурабочие мужского пола подразделялись еще на две категории: 1 от 12,13 до 15 и 16 лет — собственно основные полурабочие; 2 лет полурабочие большей силы, на экономическом языке нанимателей — «три четверти» рабочего, - это работники в возрасте от 16 до 20 лет, способные выполнять все работы полного рабочего за исключением косьбы. К полурабочим относились и работники пожилого возраста — от 55 до 65 лет, служившие в качестве сторожей.

Третью группу работников составляли полурабочие малой помощи, то есть дети не моложе 8 лет и не старше 14 лет. Работники данной группы исполняли обязанности свинарей, телятников, погонщиков у плугов, занятых на прополке. Каждая категория получала за свой труд разное вознаграждение.

Вот почему так щепетильны были крестьяне при получении паспортов. Изыскание денег на дорогу. К весне материальная нужда в деревнях достигала крайних размеров.

Но чтобы двигаться в путь нужен запас одежды, продовольствия и наличные деньги. Ничего этого, как правило, у крестьянина-пилигрима не было. В путь брали толокно толченый овес который в дороге распаривали в горячей воде.

Может прихватывали немного картофеля или репы. Большой редкостью путника являлся некоторый запас соленого сала. Выпадала иногда удача, когда находился оборотистый извозчик, набиравший себе пассажиров.

По приезде к месту работ, из сумм задатков он покрывал все расходы по перевозке людей и зарабатывал на прогоне пути. Что касалось средств на дорогу, то без денег обходились две категории работников. Первые — те кому деньги высылали работодатели в виде авансов.

Вторые — добирались до намеченной точки прося подаяния — с Христовым именем. Те, кто не мог отправиться в путь с протянутой рукой или не умея в дороге украсть добывали деньги путем продажи живности: овцы, теленка, последнего хлеба, а то и последних пожитков. Имевшие надельную землю отдавали ее в аренду.

Но вот крестьянин не находил денег. Отхожий рабочий занимал у богатого крестьянина, скажем 10 рублей, отдавал в залог десятину земли под посев озимого хлеба, с условием, что если через месяц не вышлет вместо 10 рублей -12 рублей, то к посеву должен выкупить свою землю за 15 рублей. Вот откуда появлялись "кулаки", иногда, кажется, называемые, большими тружениками.

Это разорение. Богатенький мужичок раздавший, к примеру 200 рублей, в любом случае получал барыш рублей сто. Кроме того сдавал в аренду взятые в залог земли.

Жестока жизнь в отношении слабых. Небогат у мужика выбор найти денег. Был еще один кабальный путь.

Крестьяне собирали зипуны, шубы, холсты и отправлялись к кому?... К тому самому мужичку — ростовщику. Мироед со знанием дела осматривает рухлядь и ставил условие: за каждые 10 рублей наличными выкупающий должен будет уплатить по 15 рублей.

Это к примеру. Другие облагодетельствовали мужика не беря ничего в залог, но члены семьи заемщика должны скосить и связать, соответствующей сумме долга, озимый или яровой клин. Если мужику не улыбнулось счастье в чужой стороне и он приходил домой с пустыми руками, то вынужден был продать корову или овец, в противном случае семья оставалась без теплой одежды.

Последним способом добывания денег являлся заем у священников, помещиков и местных кулаков. Деньги брались естественно под неслабые, этак процентов под сто двадцать годовых. Способы передвижений крестьян.

Расстояния на которые отправлялись пилигримы, даже с нынешних позиций скоростного века, не были маленькими. Нередко уходили за сотни верст туда, где предполагались сезонные или же постоянные работы. Ввиду беспросветной бедности собравшись в группы большей частью шли пешком.

Шли с котомками на плечах где размещался походный скарб и необходимая провизия. Косари несли с собою косы. Иногда скооперировавшись нанимали подводы, но в телеги укладывались только котомки и продовольствие, сами же крестьяне шли пешком.

Владельцы подвод не разрешали никому садиться на телеги и тем самым обременять лошадь. Подводчик брал с мужиков по одному рублю и больше с человека, зато он сам ее содержал. По прибытии к месту работ лошадь продавалась, а мужик-владелец присоединялся к артели.

Дополнительные муки доставляли местные власти по пути следования. Это те же крестьяне — деревенские власти, полиция, которые гнали их с улиц и площадей. В начале XX века, когда уже получило развитие железнодорожное и водное сообщение, данный вид транспорта не привлекал наших путников.

Бесплатно, ни железные дороги ни водники пассажиров не возили. Денег путники не имели, поскольку целью их дальних путешествий являлось как раз заработать денег. Впрочем, будет нечестно сказать, что пути сообщения совсем игнорировались крестьянами.

Прогресс проник и в эту отрасль транспорта. Вместо чумацких «шляхов» многочисленные партии мужиков шествовали вдоль железнодорожного полотна и берегов судоходных рек, спокойно наблюдая как мимо них проносились быстроходные поезда или плавно проходили пароходы. Это все было не про них.

Затем на продовольственных и санитарных пунктах вблизи мест работ на вопросы о способе передвижения отвечали, что прибыли по железной дороге. После детального расспроса выяснялось, что действительно прибыли по железной дороге, но только по железнодорожному полотну. Можно себе представить в каком состоянии прибывали люди в те места где находились места производства работ.

Еще один аспект перемещения отходников на дальние расстояния, это вопрос отношения работников железных дорог и пароходств к живому грузу, если мужики предпочли все же ехать, а не идти пешком.. Бесцеремонность с какой обращались к существам в лохмотьях оставивших родные «пепелища» ставила даже последних в тупик. Попадали несчастные в товарные вагоны лишенные каких либо приспособлений для перевозки людей.

Всякий раз проезжая железной дорогой на поезде из Москвы до Сургута пытаюсь представить процесс перевозки крестьян посредством «чугунки» на более близкие расстояния в пределах Центрального федерального округа, например. В те времена так далеко, как нынешние «вахтовики» отходники не ездили. По наблюдениям автора, в настоящее время наиболее квалифицированные рабочие при перемещении из европейской части в Сибирь и обратно используют купейные вагоны.

Хотя купейный вагон за Уралом понятие относительное. Правда, были и другие времена, например, 60-е годы. Однако, плацкартный вагон в любом случае вахтовику обеспечивался.

Обращаясь к прошлому — менее сотни лет тому назад, очевидцы отмечали, что не только полки, но занять место на полу являлось большим счастьем. Другая картина. Тоскливо мерцает вагонный фонарь.

Двери задвинуты наглухо. Люди спят. Одни скорчились на полу, куда в продолжение целого дня бросали корки, огрызки, окурки, плевали, выплескивали чай; другие растянулись на нарах шириной в две доски, не более чистых, чем пол; третьи забились под скамьи».

Последние — самые счастливые, по телам их, по крайней мере никто не прогуливается. Единственным сообщение с внешним миром служит маленькое под крышей окно. Воздух в вагоне такой, каким он должен быть при тридцати шести душах здоровых людей, не привыкших стесняться...

Спирает дыхание сжимает виски". В такой обстановке проходят долгие, долгие дни томительно - медленного путешествия. Пассажиров IV класса дороги использовали как багаж, малой скоростью, подлежащий доставке по мере возможности и досуга.

Нередки ситуации когда в вагонах размещали до 70—и человек, хотя надписи на стенках гласили: «8 лошадей или 40 человек». Совсем как по Ярославу Гашеку. Ворча и кряхта толпа вползала в вагоны, в которых не было ни ступенек, ни лесенок.

На станциях, вагоны зачастую простаивали по несколько суток. Особенно это касалось узловых станций. Поездов не было и неизвестно когда подгонят локомотивы.

И все это еще не гражданская война, а мирные годы начала ХХ века. Живому грузу присуща приятная особенность — ни помещений, ни охраны, ни продовольствия они не требуют. Но, наконец, свет в конце тоннеля — подгоняли локомотив.

Везите даром». Железнодорожники не знали, что делать. Пассажиров набрался целый поезд.

Со временем стало прибывать еще больше. Никто не мог оплатить свой проезд, и освобождать с боем взятые вагоны тоже никто не хотел. Приходилось везти бесплатно.

По поводу перемещения сезонных рабочих по железной дорогой в газетах даже открывались дискуссии. Имелась и такая точка зрения, что к отходникам не следует относиться как к обычным пассажирам. К артелям следует относиться как к такому грузу, который следует перевозить по специальных льготным тарифам, например, таким как хлеб или соль.

Далее говорилось, что при нетребовательности, выносливости и терпении нашего рабочего люда, члены артелей будут чувствовать себя вполне комфортно если их перевозить по образцу воинских формирований в товарных вагонах. Железным дорогам весьма выгодны такие перевозки. Рабочая артель, как живой груз, являлась вторым хлебом для железных дорог.

Хлеб, как груз, затрудняет перевозку тем, что имеют место простои подвижного состава. Перевоз рабочего люда лишен данных недостатков. Никто никаких неустоек, ввиду задержки груза, платить не должен.

Поступали также предложения использовать артельщиков как железнодорожных или пароходных рабочих и за счет возложения на них дополнительных обязанностей кроме пассажирских, удешевлять проезд. Форма трудовых договоров и цена выполняемых работ. С первых же дней освобождения от крепостной зависимости со стороны помещиков начали поступать жалобы на неисправное исполнение трудовых договоров крестьянами- подрядчиками.

Характерными жалобами являлись, например, такие как уход с рабочих объектов до окончания выполнения работ. Как правило, это случалось в страдную пору, когда мужику необходимо было находиться при своем дворе и выполнять неотложные работы по хозяйству. Часты жалобы на пьянство, нечестность.

Документ предусмотрел два вида договоров о найме на работы: в письменной и устной формах. При этом лишь типовые формы письменных договоров подробно регламентировали условия и порядок работы. Форма договора оставалась на усмотрение сторон.

Никто не вправе был ничего навязывать друг другу.

Но в отличие от вахтовых наборов делают они это самостоятельно, и бригады комплектуют также своими силами, нередко вступая во взаимодействие с работодателем на уровне артели, а не отдельного работника [24]. Именно самодеятельность, активность трудового мигранта является для нас существенным признаком, отличающим отходника от вахтовика набранного по оргнабору.

Выделить этот признак весьма затруднительно при удаленном анализе. Естественно, что современные отходники далеко не всегда сами предлагают продукты своего труда на рынке, как это было раньше, когда значительная часть отходников являлись кустарями, выходящими на рынок со своими изделиями [25]. Сейчас такими можно считать немногих, например, плотников, изготавливающих срубы домов, бань и других деревянных построек и предлагающих свою продукцию на обильном рынке Подмосковья и областных городов.

А часть кустарного ранее производства бытовых предметов, необходимых в повседневной жизни, но производимых отходниками, переместилась теперь в иной, так называемый этноформат. Изготовление валяной обуви, плетеных кресел, глиняных горшков и прочих кустарных изделий теперь предлагается в структуре туристского бизнеса. В некоторых местах скопления туристов число отходников, мимикрирующих под местных жителей, бывает немалым [26].

Содержание деятельности отходника изменилось по сравнению с имперскими временами: отходник стал больше наемным работником, чем индивидуальным предпринимателем кустарем. Основные виды занятий современных отходников весьма немногочисленны. Опрос более полутысячи человек позволил нам зафиксировать не более полутора десятков видов деятельности, тогда как столетие назад в каждом крупном селе можно было насчитать до полусотни самых разных видов отхожих профессий.

Сейчас же это преимущественно строительство, транспорт есть и те, кто занимается дальним извозом на собственных грузовиках, но многие нанимаются таксистами или водителями в организации , услуги различные виды коммунальных услуг, сопряженные со строительством , торговля как лоточная на городских рынках, так и в супермаркетах. Особенно популярен охранный бизнес: многочисленная армия охранников в офисах и на предприятиях крупных городов состоит почти исключительно из отходников. Наем на крупные предприятия для производства самых разных видов работ осуществляется организованными группами, бригадами, составленными из знакомых и родственников артельный принцип.

Как правило, такие бригады выполняют вспомогательные, черные виды работ. Факт, заслуживающий особого внимания, — высокая степень консервативности видов отхожих промыслов в традиционных отходнических территориях. Современные отходники «вспомнили» не только дедовы промыслы, они воспроизвели и основные профессии, бывшие характерными для этих мест сто лет назад.

Так, отходники Кологрива, Чухломы и Солигалича в Костромской области основным видом отхожего промысла выбрали строительство деревянных домов изготовление и перевоз срубов , а жители Касимова, Темникова, Ардатова, Алатыря в большинстве своем нанимаются охранниками и идут в торговлю. Направления отхода нынче немного иные, чем столетие назад, но если учесть фактор изменений административно-территориального деления страны, то придется признать, что и по направлениям отхода консервативность велика. Если раньше Заволжье «тянуло» преимущественно в Питер, то сейчас — в Москву.

В обоих случаях — в столицу. То же и с областными городами: при смене областного центра соответственно меняется и направление отхода из районных городов. География отходничества расширилась, но не радикально.

Поскольку скорости перемещения за столетие выросли на порядок, то и сами перемещения отходников стали более частыми. Теперь при расстояниях от 100 до 600—700 км ездят и на неделю-две, а не как раньше — на полгода-год. Но в структурном отношении география отходничества осталась, вероятно, прежней [27].

Люди весьма детально и точно просчитывают экономические составляющие своей трудной деятельности — и не только временные затраты, но и долю заработка, приносимую в хозяйство. Сколько же денег приносит отходник домой? Против распространенных представлений, отходник в среднем не довозит «большие тыщи» до дому.

Заработок на стороне сильно зависит от квалификации и вида деятельности. Строители-плотники за сезон зарабатывают до полумиллиона, исходя из ежемесячной зарплаты в 50 и даже 100 тысяч рублей [28]. Но в пересчете на месяц у них будет выходить 30—50 тысяч.

Работающие в промышленности, на транспорте и в строительстве зарабатывают поменьше — от 30 до 70 тысяч, но работают почти круглый год. Менее квалифицированные отходники зарабатывают до 20—25 тысяч, а охранники — до 15 тысяч но надо иметь в виду, что и работают они две недели в месяц. За год получается 300—500 тысяч рублей у квалифицированного отходника и 150—200 тысяч — у неквалифицированного.

Этот заработок в среднем выше, чем если бы человек работал в своем городе, где средний заработок не превышает 100—150 тысяч рублей в год. В большинстве малых городов и деревень заработок бюджетника составляет сейчас от 5 до 10—12 тысяч рублей, то есть в год около 100 тысяч, однако найти работу даже на 10 тысяч на месте практически невозможно — все места заняты. Так что отходником быть выгодно.

Правда, высококвалифицированным отходником, и то в сравнении со своими соседями-бюджетниками или безработными. Потому что если вычесть расходы, которые принужден отходник нести во время работы, то в итоге получится не столь уж большая сумма. По нашим данным, несмотря на обычно крайне плохие условия жизни отходника на месте его работы, несмотря на его стремление максимально сэкономить заработанное и привезти больше денег домой, при среднем заработке в 35—40 тысяч рублей он вынужден потратить около 15 тысяч рублей в месяц на свое проживание в городе.

Обычно жилье стоит около 5 тысяч в областных городах и столицах тратят на жилье почти одинаково, но в столице снимают жилье на 5—10 человек и спят нередко посменно. Примерно столько же тратит отходник на скверное питание «продуктами быстрого приготовления». Транспорт и прочие расходы крайне редкие развлечения забирают у него еще 5 тысяч.

Так что домой отходник привозит не 50—70 тысяч, как говорит, а обычно не более 20—25 тысяч ежемесячно. Отходники-охранники при невысоком окладе в 15 тысяч имеют бесплатный ночлег и живут в радиусе до 500 км от столиц, так что и им удается привезти домой до 10 тысяч в месяц. Что же дома у отходника?

Здесь у него семья, хозяйство и соседи. Очень важный факт: никто из отходников не собирается переезжать в город или в столицу, чтобы жить поближе к работе. Все они хотят жить там, где живут сейчас.

Да и работать они хотят здесь же. Но не удовлетворяются тем, что имеют или могли бы иметь, поскольку потребности этих людей выше наличного предложения. Этой особенностью — более высокими материальными запросами — и отличаются, между прочим, отходники от своих соседей, которые в отход идти не желают.

Между прочим, этим же качеством отличались от своих соседей отходники и столетие назад [29]. Зачем им более высокие запросы, чем у соседей? Отходник хочет тратить дополнительные доходы по совершенно определенным статьям расходов семьи.

Он желает обеспечивать благосостояние семьи на достойном уровне. Почти у всех отходников основные статьи расходов одинаковы. Их четыре.

Это ремонт или строительство дома в том числе строительство нового для взрослых детей [30]. В среднем на ремонт-строительство тратится в год от 50 до 150 тысяч рублей. Во вторую очередь — автомобиль теперь нередко и два , а также трактор, культиватор, грузовик, снегоход и даже квадроцикл.

Обычные траты на технику — 50—100 тысяч в год. Транспорт необходим отходнику для работы — многие из них сейчас предпочитают передвигаться бригадой на автомобиле расходы на поезд стали существенно выше, чем раньше. Транспорт является средством дополнительного заработка в межсезонье подработка извозом людей и пиломатериалов, дров и навоза; трактор в малом городе и в селе — это как лошадь в прежние годы — вспахать огород, разгрести снег и проч.

Конечно, городскому жителю снегоход и квадроцикл кажутся развлечением это так для него самого , но в провинции этот транспорт помогает людям и в сборе дикоросов грибов и ягод , и в добыче дичины используются в охотничьем промысле. В третью очередь заработанные деньги откладываются на накопления на будущие или текущие затраты семьи, на профессиональное обучение детей и их проживание в городе. Поскольку в большинстве своем дети учатся в областном городе, затраты на обучение составляют также 70—100 тысяч около 30—60 тысяч составляет оплата обучения и до 40—50 тысяч уходит на оплату достаточно дешевого жилья, остальное добавляют сами работающие студенты.

Наконец, это развлечение — отпускные траты — многие отходники ежегодно возят жену и детей на заграничные курорты, затрачивая на такое дело в среднем до 80—100 тысяч. Вот на эти четыре основные статьи необходимых и престижных расходов и тратят все заработанное отходники. Структура расходов, таким образом, в семьях отходников может сильно отличаться от таковой в семьях бюджетников или пенсионеров.

Поскольку по этому признаку отходники выделяются среди своих соседей, это способствует развитию зависти и недоброжелательного отношения к ним. Так и было в 1990-е годы хотя челноки в большей степени вызывали зависть и недовольство , но в 2000-е доля отходников среди населения сильно выросла, и теперь они скорее стали законодателями мод, на них равняются и стараются не отстать завидующие соседи. В целом же отношения с соседями у отходников обычные, добрые; соседи давно поняли, насколько труд отходника тяжел, зависть переложена жалостью.

Да и престижного потребления отходника соседям не видно: рассказы о том, где были и на каких пляжах загорали — это не роскошные автомобили и богатая мебель, воочию завидовать нечему. А вот реальный общественный статус отходника не составляет предмета зависти соседей. Отходник в местном обществе часто не располагает многими ресурсами, к которым допущен бюджетник, особенно бюджетник на государственной службе.

В малом городе человек, получающий жалованье на порядок меньшее, чем заработок отходника, располагает существенно большими возможностями доступа к разнообразным нематериальным ресурсам, к власти, к локальным дефицитам, к информации, наконец. Семья отходника пока еще не ощущает дискриминации в сфере общего образования, но уже есть признаки этого, проявляющиеся в доступности услуг здравоохранения, особенно когда речь идет о сложных операциях и редких лекарствах, распределяемых как дефицит. Резче проявляются различия в доступе к «собесовской кормушке»: отходнику труднее получить разнообразные льготы, практически очень трудно оформить инвалидность очень полезная льгота, о которой мечтают многие; потому, в частности, у нас в стране так много «инвалидов».

В таком авральном режиме добиться качества труднее. Но получалось! Наоборот, шабашники часто исправляли недостатки за государственными строителями.

Почему так? Потому что работник госпредприятия получал зарплату в любом случае — может, без премии, но обязательно. А шабашнику платили за результат.

Как этого добивались? Один опытный бригадир-шабашник как-то написал три обязательных правила успеха: Дисциплина, четкое подчинение приказам своего руководителя, но при этом взаимное уважение внутри коллектива. Правильное обеспечение инструментами, техникой, материалами и технической документацией.

Мастерство всех работников в бригаде. Что для этого было нужно? Отношения внутри коллектива строились неформально, начальника не назначали сверху, но признавали такое право за тем, кто мог обеспечить бригаде заработок.

Потому параллельного лидерства и саботажа удавалось избегать. Кроме того, бригады обычно состояли из земляков, друзей или родственников. Правильного и своевременного обеспечения работ часто добивались через взятки снабженцам.

У работающих на государство простой оплачивался, шабашнику же платили за результат. Вопросы мастерства решались проще: плохой специалист бригаде просто не нужен, а хороший сам ищет высокого заработка. Как относились к шабашникам?

С одной стороны, такова была позиция государства. Советский человек должен был трудиться не ради «длинного рубля», а для построения коммунизма. Еще в 1928 году советская власть определила целесообразным переход от хозяйственного способа строительства это как раз о шабашниках к подрядному через госорганизации.

Отступать от этого, то есть нанимать шабашников и им подобных, можно было лишь при «явной целесообразности или вынужденной необходимости». Основная масса населения — и городского, и сельского — относилась к шабашникам без отторжения, пожалуй, лучше, чем теперь к трудовым мигрантам. Но раздражение иногда проявлялось.

Настоящая причина — наверняка зависть к высоким заработкам. Прямо об этом обычно не говорили, но упоминали про недостатки в работе или повторяли фразы из советских газет. Лучше всего к шабашникам должны были относиться руководители предприятий-заказчиков, потому что приезжие снимали с них обязанности по организации работ.

Остальные ответы Ирина Лаврухина Мастер 1195 14 лет назад Отходничество, временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства. Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного оброка. Играло значит, роль в период становления капитализма.

Отходники и другие наемные работники

И в настоящее время, как бы там ни было местная экономика по-прежнему не в состоянии занять все население горных ущелий, что обуславливает его отходничество, создает ряд политических и экономических проблем как на родине, так и в местах, куда направлен отход. Такие оценки выглядят неправдоподобно завышенными, но все же надо признать, что временная трудовая миграция россиян — явление массовое и оказывающее серьезное влияние на общестрановой, региональные и локальные рынки труда. Недоучет трудовой миграции серьезно осложняет анализ региональных рынков труда, многих социально-демографических процессов. Кириллова, Миграция и рынок труда, 2015 Крестьянские промыслы на рубеже веков не только приносили подсобный заработок, но и служили основным источником дохода для растущей доли хозяйств. Среди промыслов первое место принадлежало рыболовству и морскому звериному промыслу, наиболее развитому в Кольском, Кемском, Печорском и Мезенском уездах[39]. На морской звериный лов ежегодно на побережье съезжалось от 2000 до 4500 промышленников, добывавших до 50 тыс. Также для морского рыбного промысла на Мурман каждой весной прибывало до 3000 рыбопромышленников из Архангельского, Онежского и Кемского уездов[40]. Кроме морских промыслов, во всех уездах крестьяне также занимались ловлей рыбы в многочисленных реках и озерах, покрывавших губернию.

Вторыми по важности были лесные промыслы, особенно распространенные в Архангельском, Кемском и Онежском уездах[41]. Крестьянские артели подряжались на сезонной основе на рубку и сплав леса, а также на распилку древесины на лесозаводах губернии. Из других кустарных промыслов выделялось замшевое производство, преимущественно развитое в Печорском уезде, где было распространено оленеводство. На рубеже веков 64 семейных замшевых завода вырабатывали продукции на 127 тыс. Также в начале ХХ века выросло отходничество крестьян, нанимавшихся на работу в столичные города или работавших на лесных промыслах в Олонецкой губернии[43]. Людмила Новикова, Провинциальная «контрреволюция». При крепостном праве земельный передел производился или контролировался помещиком.

Крупорушка от слов «крупа» и «рушить» — небольшое предприятие или машина по очистке и переработке зерна в крупу, а также машина для приготовления крупы из зёрен. Помещичьи крестьяне — крепостные крестьяне, принадлежащие на правах собственности дворянам-помещикам. Являлись наиболее многочисленной среди других категорией крестьянства Российской империи — в 1859 — 23 млн. Изготавливается из тонкой 60—80 , заранее крашенной пряжи. Внешне похожа на ситец. Были одним из основных элементов земской статистики Российской империи. Главное отличие от плуга в том, что соха не переворачивала пласт земли, а лишь отваливала его в сторону.

Глубина обработки почвы сохой... Отходники — сезонные работники преимущественно крестьяне , приходившие на заработки в Санкт-Петербург, из-за чего в народе назывались «питерщиками». Значительную часть заработка отходники отправляли родным в деревню, а скопив денег, возвращались к семье.

Занимаются полевыми работами у соседних землевладельцев. У 3-х домохозяев имеется до 27 колод пчел.

Князь - Васильевка имеет 162 промышленника: 97 поденщиков местных 5 женщ. У 5 домохозяев имеются 22 колоды пчел. В селе находятся: 3 ветрянки, 1 маслобойка и 1 кабак. Березовке 54 промышленника: 33 отхожих поденщика 1 муж. На полевые работы ходят вообще мало: сами зажиточные.

У трех домохозяев до 24 колод пчел. В деревне 1 ветрянка. В Марьинской волости: в селе Марьино-Троицкое - 12 чел, пастухов 7, мельников 4, плотников 2; в д. Князевке Молокановка : батраков 25, пастухов 13, овчинников 6, мельников, плотников и сапожников по 3. Батраки ходят на полевые работы в соседние экономии.

Павловка; 2 плотника, 2 портных, 1 мельник и 1 сапожник. Деревня Мосоловка Каучиновская : 2 кузнеца, 2 пастуха, 2 писаря, 2 сапожника, 1 повар и I плотник. Лунино: 5 пастухов, 1 сельский писарь и 1 торговец. Ковалевка Лопуховка : батраков 12, пастухов 5, мельников 4, овчинников 4, кузнец 1. Село Беляевка Волжанка : пастухов 7, батраков 4, сапожник 1, садовник 1, приказчик 1, сельский писарь 1, овцевод 1 и оспопрививатель 1.

В селе Колычево часть крестьян занимаются извозом: зимой возят на ст. Ртищево 40 в. Некоторые крестьяне, имеют пчелиные улья, которые зимой держать в мшанниках, а летом в поле. С одного улья получают 10-30 фунтов меда, который продают тарханам по 4 - 5 руб.

В имперские времена отходничество за исключением гужевого извоза на дальние расстояния было со-вершенно чуждо богатым селам и городам Сибири [23]. Население там не нуждалось в поиске дополнительных заработков, будучи немногочисленным, питаясь от пло-дородных земель и имея достаточные денежные средства от охоты, рыболовства, скотоводства, лесозаготовок, добычи драгоценных металлов и многих иных про-мыслов. Нынче же факты явного отходничества открываются в Сибири повсемест-но. Насколько я могу судить, опираясь на пока эпизодические наблюдения этого явления, — структурно отходничество в Сибири отличается от европейского сле-дующими существенными деталями. Во-первых, в нем не участвует сколь-нибудь массово население городов; в основном в отход идут жители небольших поселков и деревень. Во-вторых, отходничество здесь как бы смыкается с вахтовой формой трудовой миграции.

Люди нанимаются на стройки и предприятия, прииски и руд-ники, откликаясь на официальные объявления. Но в отличие от вахтовых наборов делают они это самостоятельно, и бригады комплектуют также своими силами, нередко вступая во взаимодействие с работодателем на уровне артели, а не от-дельного работника [24]. Именно самодеятельность, активность трудового мигранта является для нас существенным признаком, отличающим отходника от вахтови-ка набранного по оргнабору. Выделить этот признак весьма затруднительно при удаленном анализе. Естественно, что современные отходники далеко не всегда сами предлагают продукты своего труда на рынке, как это было раньше, когда значительная часть отходников являлись кустарями, выходящими на рынок со своими изделиями [25]. Сейчас такими можно считать немногих, например, плотников, изготавливаю-щих срубы домов, бань и других деревянных построек и предлагающих свою про-дукцию на обильном рынке Подмосковья и областных городов. А часть кустарно-го ранее производства бытовых предметов, необходимых в повседневной жизни, но производимых отходниками, переместилась теперь в иной, так называемый этноформат. Изготовление валяной обуви, плетеных кресел, глиняных горшков и прочих кустарных изделий теперь предлагается в структуре туристского бизнеса. В некоторых местах скопления туристов число отходников, мимикрирующих под местных жителей, бывает немалым [26]. Содержание деятельности отходника изменилось по сравнению с имперски-ми временами: отходник стал больше наемным работником, чем индивидуальным предпринимателем кустарем.

Основные виды занятий современных отходников весьма немногочисленны. Опрос более полутысячи человек позволил нам зафик-сировать не более полутора десятков видов деятельности, тогда как столетие назад в каждом крупном селе можно было насчитать до полусотни самых разных видов отхожих профессий. Сейчас же это преимущественно строительство, транспорт есть и те, кто занимается дальним извозом на собственных грузовиках, но многие нанимаются таксистами или водителями в организации , услуги различные виды коммунальных услуг, сопряженные со строительством , торговля как лоточная на городских рынках, так и в супермаркетах. Особенно популярен охранный бизнес: многочисленная армия охранников в офисах и на предприятиях крупных городов состоит почти исключительно из отходников. Наем на крупные предприятия для производства самых разных видов работ осуществляется организованными группа-ми, бригадами, составленными из знакомых и родственников артельный принцип. Как правило, такие бригады выполняют вспомогательные, черные виды работ. Факт, заслуживающий особого внимания, — высокая степень консерватив-ности видов отхожих промыслов в традиционных отходнических территориях. Современные отходники «вспомнили» не только дедовы промыслы, они воспро-извели и основные профессии, бывшие характерными для этих мест сто лет на-зад. Так, отходники Кологрива, Чухломы и Солигалича в Костромской области основным видом отхожего промысла выбрали строительство деревянных домов изготовление и перевоз срубов , а жители Касимова, Темникова, Ардатова, Ала-тыря в большинстве своем нанимаются охранниками и идут в торговлю. Направления отхода нынче немного иные, чем столетие назад, но если учесть фактор изменений административно-территориального деления страны, то при-дется признать, что и по направлениям отхода консервативность велика.

Если раньше Заволжье «тянуло» преимущественно в Питер, то сейчас — в Москву. В обоих случаях — в столицу. То же и с областными городами: при смене област-ного центра соответственно меняется и направление отхода из районных городов. География отходничества расширилась, но не радикально. Поскольку скорости перемещения за сто-летие выросли на порядок, то и сами перемещения отходников стали более часты-ми. Теперь при расстояниях от 100 до 600—700 км ездят и на неделю-две, а не как раньше — на полгода-год. Но в структурном отношении география отходничества осталась, вероятно, прежней [27]. Люди весьма детально и точно просчитывают экономические составляющие сво-ей трудной деятельности — и не только временные затраты, но и долю заработка, приносимую в хозяйство. Сколько же денег приносит отходник домой? Против распространенных представлений, отходник в среднем не довозит «большие тыщи» до дому.

Зарабо-ток на стороне сильно зависит от квалификации и вида деятельности. Строители-плотники за сезон зарабатывают до полумиллиона, исходя из ежемесячной зарплаты в 50 и даже 100 тысяч рублей [28]. Но в пересчете на месяц у них будет вы-ходить 30—50 тысяч. Работающие в промышленности, на транспорте и в строи-тельстве зарабатывают поменьше — от 30 до 70 тысяч, но работают почти кру-глый год. Менее квалифицированные отходники зарабатывают до 20—25 тысяч, а охранники — до 15 тысяч но надо иметь в виду, что и работают они две неде-ли в месяц. За год получается 300—500 тысяч рублей у квалифицированного от-ходника и 150—200 тысяч — у неквалифицированного. Этот заработок в среднем выше, чем если бы человек работал в своем городе, где средний заработок не пре-вышает 100—150 тысяч рублей в год. В большинстве малых городов и деревень за-работок бюджетника составляет сейчас от 5 до 10—12 тысяч рублей, то есть в год около 100 тысяч, однако найти работу даже на 10 тысяч на месте практически не-возможно — все места заняты. Так что отходником быть выгодно. Правда, высококвалифицированным от-ходником, и то в сравнении со своими соседями-бюджетниками или безработ-ными.

Потому что если вычесть расходы, которые принужден отходник нести во время работы, то в итоге получится не столь уж большая сумма. По нашим данным, несмотря на обычно крайне плохие условия жизни отходника на месте его работы, несмотря на его стремление максимально сэкономить заработанное и привезти больше денег домой, при среднем заработке в 35—40 тысяч рублей он вынужден потратить около 15 тысяч рублей в месяц на свое проживание в горо-де. Обычно жилье стоит около 5 тысяч в областных городах и столицах тратят на жилье почти одинаково, но в столице снимают жилье на 5—10 человек и спят нередко посменно. Примерно столько же тратит отходник на скверное питание «продуктами быстрого приготовления». Транспорт и прочие расходы крайне редкие развлечения забирают у него еще 5 тысяч. Так что домой отходник при-возит не 50—70 тысяч, как говорит, а обычно не более 20—25 тысяч ежемесяч-но. Отходники-охранники при невысоком окладе в 15 тысяч имеют бесплатный ночлег и живут в радиусе до 500 км от столиц, так что и им удается привезти домой до 10 тысяч в месяц. Что же дома у отходника? Здесь у него семья, хозяйство и соседи. Очень важ-ный факт: никто из отходников не собирается переезжать в город или в столи-цу, чтобы жить поближе к работе.

Все они хотят жить там, где живут сейчас. Да и работать они хотят здесь же. Но не удовлетворяются тем, что имеют или мог-ли бы иметь, поскольку потребности этих людей выше наличного предложения. Этой особенностью — более высокими материальными запросами — и отличают-ся, между прочим, отходники от своих соседей, которые в отход идти не желают. Между прочим, этим же качеством отличались от своих соседей отходники и сто-летие назад [29]. Зачем им более высокие запросы, чем у соседей? Отходник хочет тратить до-полнительные доходы по совершенно определенным статьям расходов семьи. Он желает обеспечивать благосостояние семьи на достойном уровне. Почти у всех от-ходников основные статьи расходов одинаковы. Их четыре.

Это ремонт или стро-ительство дома в том числе строительство нового для взрослых детей [30]. В сред-нем на ремонт-строительство тратится в год от 50 до 150 тысяч рублей. Во вто-рую очередь — автомобиль теперь нередко и два , а также трактор, культиватор, грузовик, снегоход и даже квадроцикл. Обычные траты на технику — 50—100 ты-сяч в год. Транспорт необходим отходнику для работы — многие из них сейчас предпочитают передвигаться бригадой на автомобиле расходы на поезд стали су-щественно выше, чем раньше. Транспорт является средством дополнительного заработка в межсезонье подработка извозом людей и пиломатериалов, дров и на-воза; трактор в малом городе и в селе — это как лошадь в прежние годы — вспа-хать огород, разгрести снег и проч. Конечно, городскому жителю снегоход и квадроцикл кажутся развлечением это так для него самого , но в провинции этот транспорт помогает людям и в сборе дикоросов грибов и ягод , и в добыче дичины используются в охотничьем про-мысле. В третью очередь заработанные деньги откладываются на накопления на будущие или текущие затраты семьи, на профессиональное обучение детей и их проживание в городе. Поскольку в большинстве своем дети учатся в областном городе, затраты на обучение составляют также 70—100 тысяч около 30—60 тысяч составляет оплата обучения и до 40—50 тысяч уходит на оплату достаточно деше-вого жилья, остальное добавляют сами работающие студенты. Наконец, это раз-влечение — отпускные траты — многие отходники ежегодно возят жену и детей на заграничные курорты, затрачивая на такое дело в среднем до 80—100 тысяч.

Вот на эти четыре основные статьи необходимых и престижных расходов и тра-тят все заработанное отходники. Структура расходов, таким образом, в семьях от-ходников может сильно отличаться от таковой в семьях бюджетников или пенсио-неров. Поскольку по этому признаку отходники выделяются среди своих соседей, это способствует развитию зависти и недоброжелательного отношения к ним.

Что же касается заготовки грибов, ягод, коры, мха, лекарственного сырья, то учет такого сырья вообще отсутствует. Поэтому следует признать российскую уникальность именно в такой возможности для значительной части населения поддерживать свое благосостояние за счет использования неконтролируемых ресурсов. Масштабы такого использования поражают - за 1-2 летних месяца семья способна только на ягодах и грибах обеспечить себя суммой денег, эквивалентной 2-5 годовым окладам бюджетника в своем регионе. Что же говорить о предпринимателях, арендаторах лесосек и хозяевах пилорам, если они повсеместно «на каждую сотню кубов официально проданного пиломатериала уводят налево еще пятьсот» [44]?

При этом в лесных регионах едва ли не все предприниматели-производители - это «лесники», а в среднем «лесном» районе в 2000-е гг. Именно в силу этого обстоятельства во всех обследованных нами старых городах и деревнях Архангельской, Вологодской и Костромской областей, как и Пермского края, многие отхожие промыслы связаны с лесом напрямую. Кроме такой работы, отходники из этих областей нанимаются и лесорубами, нередко в соседние районы. В Каргопольском районе, например, есть целая бригада отходников, ездящих в Западную Сибирь, где они валят лес в местах нефтедобычи - обустраивают территорию перед постановкой скважин или прокладкой трубопроводных трасс. Отходники-северяне, не занятые на лесозаготовках или в деревянном строительстве, кроме того работают на отделке квартир, капитальном строительстве многоэтажных домов или промышленных зданий. При этом для северных областей работа отходника в охране - редкость, и, например, в городах Архангельской и Вологодской областей - Каргополе и Никольске - мы не обнаружили ни одного охранника. В Рязанской, Орловской, Саратовской областях, в Чувашии и в Мордовии также, как и в Приморском крае, отходники вообще не занимаются строительством деревянных домов.

Тверская область, по нашим наблюдениям, особенно Торопец и отчасти Кашин и Бежецк, оказалась самым разнообразным регионом по видам отхожих промыслов. Помимо строителей брусовых домов и охранников и тех, и других - примерно каждый десятый , три четверти всех торопецких отходников - это представители рабочих специальностей: строители капитальное строительство , сварщики, связисты, электрики, водители, монтажники-связисты, монтажники уличных рекламных конструкций, сантехники, автомеханики, рабочие пищевых предприятий и прочее. Женщин-отходниц здесь больше, чем в северных областях, но меньше, чем в остальных южных регионах, где женское отходничество является вполне рядовым явлением. Торопецкие отходницы работают штукатурами, малярами, домработницами. А просмотр классных журналов в одной из торопецких школ позволил зафиксировать еще и новые виды отхожих профессий: среди родителей-отходников, указавших место работы в Москве или Петербурге, встречаются такие профессии, как инженер-строитель, ювелир, водитель, электрик, официант, высотник-монтажник, бухгалтер. Есть и такие варианты, как директора фирм в Москве и в Пскове [45]. Менее разнообразны виды деятельности отходников в Рязанской области, в городе Касимове.

Здесь каждый пятый отходник занят в охране, примерно столько же - в капитальном строительстве, ремонте и отделке квартир. Многие работают водителями и в сфере грузоперевозок, сварщиками, монтажниками, экскаваторщиками, токарями. Женщины работают в торговле, в общепите, гувернантками, нянями, домработницами. Помимо охранников, мужчины из Кинешмы, имеющие специальности, ездят работать строителями в мостоотряды, на машиностроительные предприятия, участвуют в капитальном строительстве. Здешние респонденты называли нам в качестве отходников даже юристов, медицинских работников и педагогов. Женщины работают в торговле, швейном производстве что обусловлено текстильной специализацией области , медицине в городе медицинское училище , операторами на складах, гувернантками, горничными, сторожами. Здесь есть даже такие семьи, где в отход уходит только жена, а муж работает дома.

Высока доля охранников и в Мордовии Темников, Ардатов и Саранск ; основываясь на оценках местных жителей, соседей отходников, мы полагаем, что в действительности там таких отходников подавляющее большинство. Мордовские отходники, если заняты не в охране, работают в капитальном строительстве, разнорабочими и водителями. Интересно, что в Мордовии мы не обнаружили обычного четкого деления отхожих профессий на мужские и женские. Но имеются и особые профессиональные предпочтения. В Темникове и Ардатове сохранились медицинские училища, продолжающие готовить медицинские кадры, спрос на которые в условиях «съеживания» здравоохранения падает. Это привело к возникновению медицинского отходничества среди женщин. Фельдшерицы и медсестры ездят в Москву, где работают в частных клиниках.

Отдельно стоит выделить деревни Темниковского района Мордовии, откуда значительная группа жителей ездит работать на алмазодобычу в якутский поселок Айхал, где уже сформировалась большая мордовская диаспора; возможно, этих людей уже нельзя причислять к отходникам. Отходничество в столичном Саранске схоже с тем, что бытует в провинциальных районах Мордовии. Аналогичная ситуация со специализацией отходников и в соседних западных районах Чувашии город Алатырь. В целом чувашское отходничество весьма схоже с мордовским, они нанимаются преимущественно охранниками по данным из Алатыря. Причина очень большой доли охранников среди отходников, проживающих в областях, окружающих Москву, состоит только в том, что в столице высока потребность в этом виде неквалифицированного труда, а в провинции много людей с плохим профессиональным образованием, делающим их по сути неспособными конкурировать за виды работ, требующих специальной профессиональной подготовки. Подпорожское отходничество на северо-востоке Ленинградской области в целом близко к отходничеству из нелесных регионов средней полосы России, но и у него есть своя особенность. Здесь наблюдается самая высокая доля отходников, работающих на заводах Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Нам назывались ювелирные заводы, текстильные предприятия, чайные фабрики, предприятия по производству картонных коробок, и на такие производства, как правило, устраиваются женщины. В селе Вознесенье, расположенном в том же Подпорожском районе, но в истоке реки Свири и на окончании Онежского канала, основная масса отходников - это так называемый плавсостав, то есть люди, работающие на судах Онежского бассейна. Это связано с тем, что градообразующим предприятием поселка в советское время была ремонтно-эксплуатационная база флота. Она существует и сейчас, но если раньше там работало более 1000 чел. Сокращения среди речников создали большой потенциал для так называемого профессионального флотского отходничества. Люди уезжают на весь период навигации, нанимаясь на суда речных и морских флотилий Балтийского, Онежского и Беломорского бассейнов [46]. В Пермском крае Чердынский район отходники, как и на Русском Севере, специализируются в лесной сфере: многие из них уезжают бригадами на лесозаготовки, нанимаются на пилорамы в соседних районах, плотничают.

Немало отходников занимается извозом, становясь дальнобойщиками на транссибирских трассах, обеспечивая перевозку грузов между сибирскими и европейскими регионами но поскольку Чердынь находится в стороне от магистралей, этот вид отходничества не может здесь развиться в достаточной степени. Часть чердынских отходников специализируются в охране. Причиной этого является то обстоятельство, что в районе существовало много исправительно-трудовых колоний и немало жителей Чердыни и района работали охранниками и воспитателями в этих колониях. Но с недавних пор многие колонии расформированы и люди уволены, и им приходится искать соответствующую работу, выезжая на отхожие промыслы в поисках схожей профессии. Наблюдающаяся определенная специализация городов и районов в видах отхожих промыслов может быть обусловлена несколькими факторами: не только историческими - опытом прежних столетий и производственной специализацией населения, как это хорошо видно на Русском Севере, - но также и факторами экономико-географическими - близостью к крупным рынкам труда и происходящим в последние время развитием отдельных видов крупных производств в непосредственной близости от дома отходника [47]. В целом отходники, проживающие в лесных северных областях европейской России и Урала, тяготеют к лесным видам промыслов, основу которых составляет индивидуальная инициативная деятельность с использованием местного ресурса, продукты переработки которого предлагаются ими на рынках мегаполисов. В более южных центральных областях, где такие натуральные ресурсы, легко доступные к использованию населением, отсутствуют, и где население может предложить рынку либо востребованную квалификацию, либо всего лишь свои руки, отходники делятся на две категории, профессионально существенно различные между собой.

Первую категорию составляют те, что обладают профессиями, востребованными на рынке и, как правило, проживающие недалеко от региональных центров. Они вполне успешно работают в крупных городах по специальности в промышленности, строительстве, на транспорте, в сфере услуг и социального воспроизводства воспитание, образование, здравоохранение. Вторая категория - и таких отходников большинство, особенно среди жителей сельских районов, - в отходе занимаются неквалифицированным трудом: преимущественно нанимаются в охрану, в уборщики, в розничную и мелочную торговлю, на домашние работы в прислугу. Отходничество, таким образом, несмотря на неформальный характер занятости, представлено во многих, если не во всех, сферах профессиональной деятельности. Среди отходников большое количество неквалифицированных работников, но немало и людей высокой квалификации и редких профессий. Основанием для специализации регионов хотя и выступают по преимуществу исторические факторы прежде существовавшие виды отхожих промыслов , но в настоящее время не менее важны и ресурсные возможности способность бесконтрольно использовать местные ресурсы , и профессиональная специализация наличие профессиональных учебных заведений. Отходники широко используют все имеющиеся на местах возможности для жизнеобеспечения и тем самым демонстрируют, насколько велик потенциал, которым располагает каждое местное общество.

Оценка численности отходников Определение общей численности отходников в стране является непростым вопросом, поскольку они и власти не видны, и в экономике никак не зафиксированы. В российской официальной статистике численность отходников не фиксируется в связи с ориентированностью государственных служб миграции на контроль миграционных потоков из-за рубежа и с наличием лишь декларируемого внутреннего учета. Кроме того, российская миграционная статистика имеет возможность отслеживать только те перемещения, которые связаны со сменой официально зарегистрированного места жительства. Эти обстоятельства определяют то, что на сегодняшний день никаких а не только надежных статистических данных по рассматриваемому вопросу практически нет, поэтому оценки масштабов отходничества в России со стороны власти носят исключительно экспертный характер и весьма приблизительны. В свое время Независимый институт социальной политики проводил оценку численности работников, не регистрируемых экономической статистикой; в результате сообщалось, что на конец 1990-х гг. На Апрельской конференции в Высшей школе экономики, проходившей 2-5 апреля 2013 г. Голодец были сделаны следующие признания: «Тут накопилась масса негативных явлений.

В России из 86 миллионов граждан трудоспособного возраста только 48 миллионов работают в секторах, которые нам видны и понятны. Где и чем заняты все остальные, мы не понимаем» [49]. Очевидно, что оставшиеся 38 млн граждан, которые не платят необходимые социальные взносы, располагаются где-то в «экономической тени» и немалая их часть, если не большинство, это отходники. Государственная власть в регионах все же время от времени вспоминает, что у нее имеется «неучтенка» объемом до половины трудоспособного населения, и что нужно каким-то образом это учесть, но реальные действия ограничиваются лишь требованиям к местным властям предоставить данные о неучтенном экономически активном населении. Однако вычислить точное количество отходников затруднительно или невозможно и на муниципальном уровне. На местах ни территориальные подразделения органов государственной власти центры занятости населения, местные отделения Росстата , ни местные муниципальные администрации такой статистикой либо не обладают, либо ведут ее обычно в инициативном порядке, да и то эпизодически и в редуцированном виде, учитывая только тех, кто ездит на заработки по оргнабору сезонно на вахты. Однако, как правило, эти данные учитывают только отдельные категории временных трудовых мигрантов, а не всех отходников и не только отходников.

В ряде обследованных районов нам удалось получить данные местной статистики [50] за 2010-2011 гг. В результате мы смогли рассчитать численность всех неучтенных, включая, помимо собственно отходников, «шабашников», «калымщиков», часть неучтенных вахтовиков. Правда, в это число вошли и неработающие в трудоспособном возрасте иждивенцы, инвалиды , и домохозяйки. Тем не менее, по нашим наблюдениям и местным экспертным оценкам, большинство в этой группе составляют все же классические отходники - люди, самостоятельно нашедшие себе работу на стороне. Уже на этом небольшом массиве данных хорошо видно, что даже чуть лучшие возможности трудоустройства людей на местах резко сокращают долю отходников. Там же, где все возможности трудоустройства ограничиваются почти исключительно бюджетными местами, где нет никакой промышленности и недостаточно развито малое предпринимательство, до половины трудоспособного населения вынуждено отъезжать. Полагая, что значительную долю среди них формируют именно отходники, а среди них преимущественно мужчины, и приняв в расчет, что почти всегда только один член семьи отправляется на заработки вне территории проживания семьи, мы вынуждены будем заключить, что, по крайней мере, треть всех семей в провинции живет за счет отхожих промыслов, то есть вида экономической активности, не учитываемой официальной статистикой.

Сравнение полученного нами значения численности отходников с данными, озвученными вице-премьером в 2013 г. Эти данные мы можем дополнить данными об отходниках, публикуемыми в местных средствах массовой информации. Местные СМИ, прежде всего небольшие городские частные издания и районные газеты, могут являться полезным источником информации о масштабах развития отходничества. Изредка в них появляются сводки, позволяющие оценить местный масштаб отходничества. Частные издания, там, где они есть в отличие от 1990-х гг. К примеру, редакция кинешемской частной газеты «168 часов», решив, что отходничество является существенной проблемой для города, провела в конце 2011 г. Однако нередки и ситуации, когда редакции газет не могут представить никаких сведений об отходниках, а главные редакторы могут быть и совсем не осведомлены об этом явлении.

Хотя обычно редакторы местных газет все же имеют некоторое представление о явлении, но, в отличие от редкого случая редактора кинешемской газеты, почти никто не располагает конкретными цифрами. В целом же, если сравнить полученные нами из интервью с сотрудниками местных СМИ результаты их наблюдений относительно распространенности отходничества в районе с проведенными нами расчетами числа неучтенных работников в районе, обнаруживается достаточное согласие оценок. Там, где отходничество менее развито, как в Каргополе, и редакторские оценки согласуются с этим. На тех же территориях, где отходничество развито - в Ардатове, Темникове, Чухломе - и сотрудники редакций хорошо осведомлены о нем. Но вот конкретные оценки их неточны; знают, что многие ездят, но каков масштаб явления - об этом не осведомлены; причина в том, что они знают о явлении не как представители СМИ, а как простые обитатели, и потому оценки масштабов зависят от частных обстоятельств. Многие сотрудники местных администраций и государственных учреждений знают о существовании отходников только из личного опыта, лишь в качестве жителей города, соседей тех, кто уезжает на заработки. Свое представление о масштабах развития явления также имеют сами отходники и другие местные жители.

Это мнение, конечно, не основывается ни на какой объективной оценке численности отходников, но дает целый пласт информации относительно того, как воспринимают социально-экономическую ситуацию в городе разные категории населения, поскольку для многих жителей отъезд кого-либо из соседей на заработки воспринимается исключительно как признак нужды и невозможности найти работу на месте. Других целей отходничества они обычно не видят. Поскольку отходничество понимается многими людьми как вынужденная деятельность, доставляющая человеку много беспокойства, жители склонны завышать долю людей, занятых в отхожих промыслах, представляя ситуацию более масштабной, чем она есть на самом деле. Свою численность склонны завышать, конечно, и сами отходники. Например, в Кологриве меньше половины взрослого мужского населения уезжают на заработки, но самим отходникам кажется, что на заработки уезжают больше половины мужчин. Интересно, что завышать долю отходников в своих оценках склонны и сотрудники государственных учреждений - в центрах занятости населения и в территориальных отделениях Росстата. К примеру, в Центре занятости населения г.

Примечательно, что сотрудники местных администраций, являясь местными жителями, до долгу службы обязаны быть осведомлены о жизни своего города и района, но либо совсем не знают и не видят отходников, либо дают оценки, часто занижающие численность этой категории активного населения, тем более что оценки муниципальных и государственных служащих нередко полярно расходятся. Можно, конечно, предположить, что в данной ситуации мы встречаемся с примером явной дезинформации исследователей, поскольку в то же время заинтересованные сотрудники территориальных учреждений органов государственной власти службы занятости населения, Росстата дают, как и большинство населения, завышенные оценки доли людей, работающих за пределами города или района. Правда, местная власть нигде не ведет учет таких работников и не ставит такую задачу перед своими служащими. А между тем они имеют возможность осуществить простейшую оценку, аналогичную тому, что сделали мы на основе данных из разных, но доступных, источников: например, прямым способом вычисления масштабов отходничества может служить простой расчет разницы между численностью населения в трудоспособном возрасте и численностью населения, занятого в экономике района. В своем анализе численности отходников мы использовали и такие методы, как выявление их по похозяйственным книгам, по записям в школьных классных журналах и опросам классных руководителей или методом прямого выборочного уличного подсчета семей в городах, где есть отходники. Все эти методы имеют свои ограничения, но, как показала практика их применения, сходимость результатов в пределах отдельного города и района довольно хорошая. Таким образом, ситуация с оценкой численности отходников, как специфических трудовых мигрантов, неопределенная.

Официальные данные государственной статистики отсутствуют: данные Росстата ничего не сообщают об отходниках; Центры занятости населения могли бы учитывать этих людей в числе незанятого в экономике района трудоспособного населения, но делать это не могут по разным причинам, и прежде всего потому, что акцентируют внимание исключительно на официально зарегистрированных безработных; в муниципальных отчетах, как и в существующих ныне «паспортах муниципальных образований», люди, не занятые в экономике района, просто «выпадают» из всех учетных данных, для власти они как бы вне экономики. Да и сами представители власти не интересуются этой категорией населения даже в качестве своих соседей по улице и городу.

Оцените масштаб

  • Отходники и другие наемные работники
  • Юрий Плюснин — Отходничество в современной России — Отечественные записки
  • Вы точно человек?
  • Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест
  • Распространение отходничества. Отходники: жизнь вне государства

ВОЕННОЕ ПРАВО

  • Отходники в истории: что это такое и зачем они нужны?
  • Отходничество
  • Отходничество — Википедия
  • Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест
  • Главное меню

Распространение отходничества. Отходники: жизнь вне государства

Кто такие отходники? Отходники появились в городе в начале XVIII века, участвовали в его строительстве. — Отходники обязательно приезжали на побывку, принимали участие в домашних хозяйственных и полевых работах. Кто такие современные отходники, в каких сферах работают и есть ли угроза для государства в росте их количества? Отходники – это важный феномен, который проявляется в разных областях жизни и силно влияет на развитие общества. Отходники – это важный феномен, который проявляется в разных областях жизни и силно влияет на развитие общества.

Отходничество в современной России

Кто такие отходники. Во-первых, отходники могут содержать опасные вещества или быть потенциально опасными для окружающей среды. Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ.

Отходники в истории: понятие и значение

Отходничество в современной России — Журнальный зал Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чем мечтают.
ОТХОДНИКИ | Легенды нашей эпохи В реальности отходники зарабатывают в два раза больше желаемого заработка и в 3-4 раза больше, чем могли бы получить на месте своего проживания, выяснили исследователи.
Отходничество как новый фактор общественной жизни Неземледельческий отход составлял более половины общего числа крестьян-отходников.
отходник — Викисловарь системой мероприятий по удалению и обезвреживанию нечистот, по улучшению санитарно-гигиенических условий какой-либо местности; ассенизатор.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий