11-17 марта 2024 гола отмечается Масленица, или, как это называется правильно, Сырная (мясопустная) неделя, которая предваряет начало Великого поста. Кульминацией праздника станет последний день Масленицы, 17 марта, совпадающий с православным Прощёным воскресеньем. Неделя Масленицы в народной традиции делится на две части: первые три дня — это Узкая Масленица (завершаются хозяйственные работы, ведется подготовка к празднику); следующие 4 дня — Широкая Масленица, когда начинаются гулянья. Своим мнением о праздновании Масленицы перед Великим постом поделился настоятель храма Сретения Господня в селе Чемурша Максим Курленко. В христианстве Масленица вообще не относится к сугубо церковным праздникам.
Масленица, Пасха и Родительский день: даты главных православных праздников и постов на 2023 год
После молебна 8 марта в воскресной школе храма Иверской иконы Божией Матери прошел праздник "На Масленицу не скучаем, блинами угощаем". Именно этот день можно считать главным в Масленице христианской. Поэтому логически более правильно предположить, что это именно язычники использовали христианский праздник для того, чтобы внедрить в сознание христиан языческие идеи.
Патриарх Кирилл объяснил, можно ли православным есть блины на Масленицу
17 марта 2024 года, в день Прощеного воскресенья, после Божественной литургии на территории Казанского кафедрального собора Альметьевска прошел праздник веселой Масленицы. Очевидно, что это празднование не связано с двунадесятым христианским праздником и получило календарную привязку уже после утверждения христианства. один из древнейших и уж точно самых веселых русских народных праздников, пришедший из языческой культуры и сохранившийся после принятия на Руси христианства. В годы богоборчества, как уже было указано, празднование Масленицы превратилось в широко отмечаемый праздник Проводов Зимы. Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Поэтому логически более правильно предположить, что это именно язычники использовали христианский праздник для того, чтобы внедрить в сознание христиан языческие идеи.
Масленица - языческий праздник?
Если родители одобряли выбор, иногда в Масленицу оно и происходило. Конечно, изначальные масленичные обряды во многом утрачены, существовали какие-то местные традиции, восстановление которых в полной мере вряд ли возможно. История праздника во многом не полна, а иногда, увы, ложна. Наряду с сохранившейся традицией продолжает развиваться целый пласт ее имитаций. Массовый культпросвет и интенсивная антирелигиозная пропаганда, прежде всего, борьба с христианством, создали весьма популярный в советское время, как в деревне, так и в городе, праздник — Проводы Зимы. Многое в нем было и от традиционной языческой Масленицы, но еще больше от фантазии работников культуры, передававших друг другу разнообразнейшие сценарии праздничного действа. Передавались они, в том числе, и благодаря специальным периодическим изданиям. Современная Масленица — целое переплетение отголосков прошлого и разнообразных нововведений ничего общего с древней народной традицией не имеющих. Масленица в православии Противоречивое отношение православия к Масленице очевидно.
Начнем с того, что такой религиозный праздник как бы и не существует, свое наименование он устойчиво сохраняет лишь в народной традиции. Церковь отмечает православный праздник Пасхи, корни которого не имеют ничего общего с культурой древних славян. Пасха — древний дохристианский праздник семитских племен, скотоводов обитавших на Ближнем Востоке, у которых она так же была связана с весенним равноденствием. Однако в христианской традиции, когда отмечаться стала лишь та Пасха, которую праздновал вместе с учениками Христос. Время этого праздника стало смещаться, поэтому ежегодно он празднуется не по дате, а отсчитывая новолуния от Рождества. Лунный и солнечный календари не совпадают, именно поэтому каждый год время празднования Пасхи смещается. Вместе с ней смещается и предшествующая ей Масленичная неделя. Согласно православной традиции в это время происходили важнейшие для всего христианства события.
Христос с учениками-апостолами пришел проповедовать в Иерусалим. Приближался праздник Пасхи, который он хотел отпраздновать со своими самыми близкими учениками. Преданный Иудой Христос был схвачен, подвергнут суду и пыткам, а за тем и распят. Христиане всего мира празднуют чудесное воскрешение Иисуса Христа, с чем они и поздравляют друг друга. Исторически так сложилось, что в сознании народа неразрывно сплелись две важнейших традиции — языческая Масленица и христианская Пасха, в которую распятый Христос воскрес из мертвых. Первые христианские проповедники не смогли переломить тысячелетнюю традицию, они избрали более мудрый путь, осторожно вплетая в нее новые для того времени представления.
С одной стороны, это праздник наступающей весны, хорошее время, чтобы сходить в гости, встретится с друзьями и родными, повеселиться… Правда, этот праздник приводит порой к гастрономическим излишествам, нередко приобретает элементы языческого разгула, а кому-то дает повод просто хорошенько напиться. С другой стороны, масленица — это подготовительная неделя к Великому посту , да уже и сами полупостные дни, когда из рациона исключаются мясные продукты, когда в среду и пятницу не совершается Божественная литургия и читается покаянная молитва прп. Ефрема Сирина. Мы попросили пастырей высказать свое мнение по поводу масленицы, ответить на вопрос: как нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии праздника и предначинания постнического делания? Как христианину правильно провести эти дни? А то, что люди в эти дни встречаются, устраивают застолья — не вижу в этом особой беды и греха. Застолье, блины — это ведь тоже неспроста! Смысл масленицы, конечно, не в разгульных гуляниях и бесчинствах. Это — очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений. Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! И начали веселиться» Лк. Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе — блины. Все это настолько живо, понятно всякому человеку, настолько естественно, что, честно говоря, всегда немного удивляет излишнее морализирование по поводу масленицы в наши дни. Уверен, что для большинства православных христиан вся эта предстоящая неделя, которая будет включать в себя и службы по великопостному чину в среду и в пятницу, и дружеское общение, и прощение обид, и гостеприимные застолья, — все явит особый, неповторимый и радостный праздник предвкушения, подготовки к Великому посту. Иеромонах Макарий Маркиш Иваново-Вознесенская епархия; преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии : — Надо на масленицу посмотреть в более широкой перспективе — и тогда все встает на свои места. Да, разумеется, колоссальное количество всяких злоупотреблений, глупостей, прямого безумия, нечестия и безверия… Но разве это специфические черты масленицы? Нет, это просто свойства нынешней околоцерковной, псевдоцерковной, суеверной и бессмысленной жизни впрочем, отнюдь не только нынешней! Свойства очень скверные. Но ветерок оптимизма несет надежду: чем чаще люди слышат о масленице и связанных с нею предметах, тем в большем числе и с большей вероятностью обратят они внимание и на дальнейшее. Обратив же внимание — задумаются. Задумавшись — поймут или почувствуют нечто. И приступят к делу… Иеромонах Симеон Томачинский насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря : — К сожалению, при всем обилии гражданских и церковных «красных дней календаря» мы часто не умеем ни праздновать, ни веселиться. Это целое искусство, которому стоило бы поучиться. Но, к примеру, человек, который не соблюдает поста, никогда не поймет и не оценит таких событий, как заговенье и разговенье, — не только в гастрономическом смысле, а вообще как состояние души. Ведь именно пост придает связанным с ним праздникам особую цену и неповторимый аромат… Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение. Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе. Но ведь это и хороший повод навестить родственников или друзей, с которыми в суете обычной жизни не удается спокойно посидеть-поговорить. Это и последняя разминка перед великопостным марафоном. Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом. Однако на самом деле здорово, что «не всё коту масленица». Потому что «время всякой вещи под солнцем… время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» Еккл. Протоиерей Димитрий Моисеев кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии : — На самом деле это не парадокс. Дело в том, что для христианина богослужебная жизнь — это основной элемент подготовки к Великому посту. Соответственно, православный христианин, конечно, должен посещать в эти дни богослужения. Тем более, что они носят особый характер. В то же время, перед Великим постом христианину дается послабление, что касается пищи, то есть утешение на трапезе. При этом масленица — не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится. Устав трапезы на масленицу — это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту. Сжигание чучела масленицы, залезание на столб — это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку.
Простыми словами расскажем о каждом дне и приметах Масленой недели. Эти дни календаря наши предки называли Комоедицей и отмечали на неделе с 21 по 28 марта. У масленичных гуляний же даты плавающие и совпадают с Сырной седмицей — периодом, когда православные завершают последние приготовления к Великому посту. Масленица в 2024 году: когда праздновать Когда в 2024 году начинается Масленица, даты Великого поста и Прощёного воскресенья. Воскресенье, 17 марта, конец блинных утех, будет Прощёным, оно предваряет Великий пост, который в этом году православные верующие будут держать с 18 марта по 4 мая. Сожжение чучела Масленицы, которое принято мастерить в понедельник, пройдёт 17 марта. Что такое узкая и широкая Масленица? Узкая Масленица — период блинной недели с понедельника по среду, когда можно прибираться в доме, заниматься разбором старых ненужных вещей. В широкую Масленицу нужно отдаться празднованиям, встречаться с друзьями, а в кульминационный день — воскресенье — сжигать чучело. В 2024-м она выпала на 11, 12 и 13 марта. Чем отличаются две части масленой седмицы? В понедельник — среду на Масленицу можно прибираться в доме, разбирать старые вещи, избавляться от всего, что испорчено. Наши предки считали, что таким нехитрым способом можно привлечь обновления в жизнь. Почему говорят "широкая Масленица"? Широкой Масленицей называют остальные дни блинной недели — с четверга по воскресенье в 2024-м — с 14 по 17 марта. Главные гулянья проходят как раз в этот период, когда нужно забыть про домашние заботы и дела. Кульминацией праздника станет последний день Масленицы, 17 марта, совпадающий с православным Прощёным воскресеньем. Что означает каждый день Масленичной недели? У каждого дня весёлого праздника Масленицы своё значение и чёткие традиции, которые передались нам от древних славян.
Она открывает всем зрителям секрет настоящего счастья: «Молиться надо так, как будто все в твоей жизни зависит от Бога, а работать так, как будто все зависит только от тебя». Масленица в школе может стать очень увлекательным и поучительным праздником. Зачастую, обращаясь к народной культуре, наши современники стараются возродить языческие обряды. И наша задача — не лишить детей праздника, а наполнить его глубоким христианским содержанием, да и просто научить отдыхать полноценно, с пользой для души. Фото Ивана Привалова Участники фольклорного ансамбля «Вечора» Саратовской государственной консерватории им. Желательно подготовить музыкальное оформление пожара. Странник: Жили-были две бедные вдовы. Одна из них была жадная, а другая — добрая. Если кто, бывало, попросит: «Дай водички попить», добрая ему еще и молочка и хлебушек вынесет и скажет… Добрая вдова: Мир тебе, добрый человек! Покушай ради Христа и помолись обо мне. Странник: А жадная вдова и воды-то нальет полкружечки, да еще и поворчит… Жадная вдова: Ходят, ходят тут, воду выпрашивают. Так скоро всю воду из колодца выпьют. Странник: Так они и жили в своих избушках, каждая по-своему, пока однажды… стучится к Жадной вдове. Мир дому сему! Есть тут кто живой? Жадная вдова из-за двери : Есть пока. Что тебе нужно? Странник: Я, матушка, собираю старые вещи для погорельцев. Не подашь ли чего ради Христа? Жадная вдова: Старые вещи, говоришь? Нет у меня старых вещей. Странник: Так, может, новые пожертвуешь? Жадная вдова: Ишь ты, новые ему подавай! Нового я отродясь не имела. Странник: Что же, матушка, так ничего и не уделишь погорельцам? Жадная вдова: Так он вовсе от меня не отвяжется. На вот тебе новую галошу!
Масленица – праздник из языческих времён. В чём его суть?
- В православной семейной гостиной “Радонеж” прошёл праздник “Широкая масленица”
- История праздника Масленицы
- Масленица 2024: какого числа, суть, история, традиции и обычаи праздника - ВФокусе
- Наследие. Православные традиции. Масленица
- Поговорим о масленице /
- Смысл и традиции Масленицы
Масленица - языческий праздник?
С приходом Христианства день Коляды поменялся на Рождество Христово, но обрядовая часть древнеславянского праздника сохранялись вплоть до наших дней. Поэтому логически более правильно предположить, что это именно язычники использовали христианский праздник для того, чтобы внедрить в сознание христиан языческие идеи. Масленица является исконно языческим праздником, отмечающимся задолго до христианства, во времена, когда люди поклонялись Яриле, Перуну и прочим языческим богам. Масленица – традиционный праздник восточных славян, уходит своими корнями в языческие времена.
Патриарх Кирилл объяснил, можно ли православным есть блины на Масленицу
Венчание Венчаться в этот день нельзя. Таинство венчания не совершается в течение Сырной седмицы — Масленицы. Как просить прощения и прощать Просить прощения нужно в первую очередь у тех, кого вы действительно чем-то обидели. Делать это лучше при личной встрече. Если такой возможности нет — по телефону или письменно. Просите прощения искренне и от чистого сердца. Уберите свое высокомерие и гордыню. Формулировать конкретную вину не обязательно.
Можете просто сказать: «Прости меня». Собеседник и так все поймет. Держите в уме свои провинности и пообещайте себе больше не повторять их. Прощайте открыто и осознанно. Поцелуйте собеседника в щеку и произнесите: «Бог простит, и я прощаю! Ритуал прощения необходим для того, чтобы наладить отношения с окружающими, признать свою вину и отпустить обиды. Что можно кушать в Прощеное воскресенье Прощеное воскресенье предваряет Великий пост.
Это последний день, когда можно употреблять в пищу яйца, молоко, сыр, масло, сметану. Мясные продукты запрещены. В этот день хозяйки выпекают блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками. Традиционные праздничные блюда: вареники, пироги с творогом, сырники.
По примеру взрослых маленькие дети мастерили свою куклу Масленицы и возили ее на салазках по деревне. К началу масленичной недели достраивали снежные города с катальными горками, каруселями и качелями, разбивали ярмарки, подготавливали кукольные представления, размещали балаганы с шутами-скоморохами. Скатиться на санках с горы старались как можно дальше: люди верили, что это принесет богатый урожай. Начинали готовить блины. Традиционно самый первый спекшийся блин хозяйка отдавала обездоленному и просила помянуть покойных родственников. Вторник Второй день — Заигрыши. Молодежь заигрывала друг с другом, парни перемигивались с девушками, а те обсуждали понравившихся ухажеров. В этот день устраивали смотрины невест. Молодые люди приглашали барышень покататься с гор и поесть блинов. Согласно поверью, во вторник нужно хотя бы раз съехать с горки, чтобы не обидеть Масленицу. Заигрыши — время ходить по гостям. Люди посещали ярмарки и кулачные бои, участвовали в состязаниях и не переставали лакомиться блинами. Среда Традиционно именуется Лакомкой. В этот день каждая хозяйка старалась приготовить самые вкусные блины по своему секретному рецепту, а каждый зять отправлялся к любимой теще отведать ее фирменное угощение. Эти визиты нашли отражение в шутливых поговорках: «Зять на порог — стены в масле», «Хорош блин хрустящий, а зять говорящий», «Зять по двору — блины на стол». В среду завершался период так называемой Узкой Масленицы. Четверг Четвертый день именуется Разгуляем, Переломом, Широким четвергом. С этого отрезка недели вступала в свои права Широкая Масленица: все хозяйственные работы останавливались, а празднование разворачивалось во всю ширь и мощь. Пировали с блинами и горами икры, устраивали пышные маскарады, выводили медведей на потеху публике, мерились силой в кулачных боях. Главным действием в четверг был штурм и захват снежной крепости. Сопровождались масленичные гулянья ритуальными прыжками через костер. С началом Широкой Масленицы к людям приходило осознание, что со следующего понедельника их ждет строгий пост со всеми физическими и духовными ограничениями. Поэтому народ гулял как в последний раз, наедаясь вкусностями на семь недель вперед. Четвертый день именуется Разгуляем, Переломом, Широким четвергом. Фото Комсомольская правда Пятница Название пятого дня масленичной недели — Тещины вечерки. В пятницу теща, прихватив подруг, радовала зятя ответным визитом. Соответственно, блины готовила уже ее дочь, хозяйка дома. В старину зять обязан был с вечера лично пригласить тещу, а утром прислать к ней нарядных приглашателей — зватых. Большое число зватых свидетельствовало о проявлении особого уважения к теще. По традиции накануне званой трапезы теща присылала в дом к молодым необходимый для приготовления блинов кухонный инвентарь — кадушку для теста и черпак, а тесть выручал молодую семью мукой и маслом. Суббота Шестой день носит название Золовкины посиделки.
Суббота — Золовкины посиделки Молодые невестки приглашали в дом сестер мужа и незамужних подруг. Хозяйка дарила подарки и угощала блинами на кефире. Считалось, что чем пористей блинок, чем больше в нем дырочек, тем больше денег появится в ближайшем будущем в доме. Угощая, брали символическую монетку и клали в карман со определенными словами. Также в субботу собравшиеся девушки и женщины гадали на будущее. Воскресенье — Прощеное воскресенье Совершалось заговенье перед Великим постом. На самом высоком холме сжигали чучело Масленицы и ходили на кладбище, чтобы помянуть умерших родных. Люди обязательно просили друг у друга прощения и сами старались забыть прошлые обиды. При встрече говорили: «Прости меня», а в ответ слышали: «Бог тебя простит», чтобы начать Великий пост без отягчающих душу мыслей. История и традиции Масленицы История Масленицы уходит в глубину веков. Яркая, шумная, веселая и сытная Масленица объединяет в себе народные традиции русской культуры и глубокий смысл христианской веры. Появился праздник еще на языческой Руси. Изначально это были проводы зимы и приветствие скорого прихода весны. Жизнь и достаток человека в то время зависели от сезона и погоды за окном. После тяжелой, холодной и нередко голодной зимы люди искренне радовались потеплению. Они ждали, когда скотина сможет насытиться зеленой травой, а на столе в достатке появится еда. Имя праздника произошло от слова «кома» — медведь. Животное считалось одной из ипостасей языческого бога Велеса. Кстати, присказка «Первый блин комом» относится к тем же медведям. По тогдашней традиции часть первых блинов отдавали медведям. Люди верили, что так можно задобрить Велеса и ускорить приход цветущего сезона. Изначально на Масленицу пекли не блины, а пряники, которые подавали с киселем. Ученые высказали предположение, что самый первый масленичный блин получился именно из киселя в IX веке. Но популярность он обрел не сразу. Главным кушаньем долгое время считался «сладкий хворост». Блины перешли в разряд символа Масленицы лишь спустя семь веков. Бытует мнение, что народ подметил сходство румяного угощения с солнцем и сделал его ключевым блюдом праздничного стола.
Когда Иисусу было 30 лет, он также пришел к реке Иордан и попросил Иоанна крестить его. Во время крещения, согласно Евангелию, на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя. При этом все услышали слова с небес: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». Поначалу ранние христиане отмечали праздник Рождества и праздник Крещения Богоявления в один день, но с IV века Рождество и Богоявление стали отмечаться в разные даты. Православная церковь ежегодно празднует Крещение 19 января. Главная традиция праздника Крещение Господне — освящение воды, которое происходит в храмах и на водоемах. Считается, что святая вода в этот праздник обладает чудодейственными свойствами и способна снимать порчу и исцелять от болезней. Благовещение Благовещение Пресвятой Богородицы — евангельское событие и христианский праздник в память о дне, когда архангел Гавриил принес Деве Марии весть о предстоящем рождении Иисуса, сына Божия. Благословенна Ты между женами». По мнению ряда богословов, слова «Радуйся, Благодатная» стали первой «благой» вестью для человечества после истории с грехопадением. Великий пост Великий пост, посвященный духовному очищению и единению с Богом — самый долгий и строгий из всех многодневных постов. Установлен Великий пост был в первые века христианства в память о том, как Иисус 40 дней голодал в пустыне перед выходом на проповедь. Даты начала и окончания поста каждый год разные, поскольку они зависят от даты празднования Пасхи. Продолжительность Великого поста — 48 дней, начинается он по окончании Масленицы за семь недель до Пасхи. В 2024 году поститься православные будут с 18 марта по 4 мая. Исключаются из рациона на время поста мясо и птица, все производные продукты — мясные полуфабрикаты и колбасные изделия; рыба и морепродукты, за исключением некоторых дней в посте; молоко и кисломолочные продукты, в том числе сливочное масло и сыр, сливочные соусы; яйца и все содержащие их продукты; алкогольные напитки, за исключением вина в отдельные дни; сдобные, кондитерские изделия, выпечка, шоколад; слишком соленые или сладкие продукты. Страстная неделя С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание», оно и дало название этому периоду времени. Страстная неделя посвящена последним дням земной жизни Иисуса, его распятию, крестной смерти и погребению. Каждый из дней Страстной недели верующие называют Великим, или Страстным: Великий понедельник, Великий вторник и так далее. В храмах в это время проходят особые службы, которые считаются самыми величественными и торжественными во всем церковном году. При этом ни в один из семи дней не празднуют дни святых, не поминают умерших, а также не проводят венчания и крещения — все обряды в это время посвящены подготовке к Христову Воскресению. Значение дней: Великий понедельник — предание о патриархе Иосифе, которого братья продали в Египет, а также чудо, явленное Иисусом, когда он словом иссушил бесплодное дерево инжира. Великий вторник — последняя проповедь Христа в Иерусалимском храме, напоминание об основных заветах. Великая среда — день, когда Иуда предал Христа за 30 сребреников. Великий Чистый четверг — Тайная вечеря, последняя встреча Иисуса с апостолами перед распятием. Великая Страстная пятница — распятие Христа, день великой скорби. Великая Страстная суббота — снятие Иисуса Христа и его пребывание во гробе, сошествие Мессии в ад. Масленица в 2024 году Нельзя, конечно, ни сказать о Масленице, которая предваряет Великий пост, который завершается главным праздником христиан Великой Пасхой. В языческие времена восточнославянский праздник Масленица отмечали в день весеннего равноденствия, прощаясь с зимой и приветствуя весну. После принятия христианства дату празднования привязали к Пасхе, дата которой каждый год меняется, поскольку исчисляется по лунно-солнечному календарю.
Масленица в 2024 году
В празднике приняли участие прихожане собора, учащиеся Православной гимназии и Воскресной школы, жители города. В программе было чаепитие, угощение блинами, хороводы, песни и конечно же яркие фотографии с праздничной фотозоны. Вот так с играми, шутками и прибаутками прошла наша Масленица в Альметьевске. После Масленицы, по православной традиции, наступает особое время — Великий пост — дни покаяния и воздержания. С началом поста прекращаются все веселья и праздники, начинается время молитвы и труда.
В данном случае речь идет не только о повышении урожая, но и рождаемости. Тем не менее, существуют различные предположения, согласно которым масленица и ее «обрядовая сторона» претерпели изменения под влиянием христианства, что дает многим повод относиться к этому празднику как к одобряемому христианской Церковью. А раз Церковь одобряет гуляния и увеселения, то перед постом можно досыта наесться блинами и вдоволь нагуляться и навеселиться.
Возможно, христианские традиции и оказали какое-то влияние на внешнюю составляющую масленицы, что связано с неоднократными попытками церковных деятелей «приручить» языческий праздник, но нисколько эти традиции не повлияли на ее сущность. Теперь перейдем к рассмотрению значения Сырной Седмицы. Сырная Седмица — последняя подготовительная неделя перед Великим постом. Отсюда значение Сырной Седмицы заключается в адекватной подготовке к Великому посту, что выражается в назначении ограничения в пище — на этой неделе нельзя употреблять в пищу мясо, и в усилении молитвы — на этой неделе, в среду и пятницу, совершаются особые постовые богослужения. Вместе с усилением телесного поста усиливается пост духовный — это аксиома христианской жизни.
При этом масленица — не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится. Устав трапезы на масленицу — это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту. Сжигание чучела масленицы, залезание на столб — это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют. Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни. И если такой человек собирается Великим постом попоститься, то есть серьезнее обратить внимание на свою душу, то, конечно, можно проявить к нему снисхождение и не ругать за то, что он масленицу празднует. Опять же, празднование должно быть разумным: не в пьянстве нужно проводить время, не в объедении, а в каких-то достаточно безобидных развлечениях и увеселениях, потому что Великим постом все это будет вообще неприемлемо. Думаю, что по мере духовного роста каждый христианин будет постепенно отказываться от подобных чисто мирских, светских увеселений на масленицу и все более понимать духовный смысл этой подготовительной недели. Все-таки Сырная седмица масленица проходит между неделями воскресеньями о Страшном суде и воспоминанием Адамова изгнания. То есть два воскресенья, обрамляющие масленицу, говорят нам о достаточно серьезных событиях в истории человечества, не особо располагающих к веселью. Здесь невозможно подойти с одной меркой к каждому человеку, но вектор движения должен быть понятен. Стремиться нужно к тому, чтобы увеселения занимали все меньше и меньше внимания человека, а богослужения и серьезное отношение к молитве, к посту — все больше и больше. На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному. Алексеевского монастыря, что в Красном Селе : Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя пред Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют на масленице мясной пищи, зато вкушают молочное в том числе, в среду и пятницу. Многие находят затруднительным совмещение веселых хлебосольных застолий масленицы с пронизывающей церковное богослужение этих дней мыслью о Страшном суде Господнем. Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания. Спешим развеять это мнимое противоречие. Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице. Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию! Протоиерей Димитрий Мерцев председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол» : — Несмотря на то, что в наше время масленица — уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет. Проводить масленичную а, вернее, Сырную, или мясопустную неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние допустим, балладу о Кудеяре — о двенадцати разбойниках. Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны. Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу». В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа — потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек — Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост — это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично. Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский.
Узкая Масленица — период блинной недели с понедельника по среду, когда можно прибираться в доме, заниматься разбором старых ненужных вещей. В широкую Масленицу нужно отдаться празднованиям, встречаться с друзьями, а в кульминационный день — воскресенье — сжигать чучело. В 2024-м она выпала на 11, 12 и 13 марта. Чем отличаются две части масленой седмицы? В понедельник — среду на Масленицу можно прибираться в доме, разбирать старые вещи, избавляться от всего, что испорчено. Наши предки считали, что таким нехитрым способом можно привлечь обновления в жизнь. Почему говорят "широкая Масленица"? Широкой Масленицей называют остальные дни блинной недели — с четверга по воскресенье в 2024-м — с 14 по 17 марта. Главные гулянья проходят как раз в этот период, когда нужно забыть про домашние заботы и дела. Кульминацией праздника станет последний день Масленицы, 17 марта, совпадающий с православным Прощёным воскресеньем. Что означает каждый день Масленичной недели? У каждого дня весёлого праздника Масленицы своё значение и чёткие традиции, которые передались нам от древних славян. Дело в том, что у праздника, который отмечали ещё древние славяне, есть чёткие традиции. Безусловно, сейчас они не соблюдаются в полной мере, но значение дней Масленицы народ хранит, передаёт из поколения в поколение. Что делают в понедельник Масленицы? Понедельник — первый день Масленой недели — называют Встречей, в него принято делать горки изо льда. Согласно примете, чем дальше сани покатятся при спуске с горки, тем лучше будет качество урожая. Конечно же, в понедельник Масленицы начинается приготовление блинчиков. Первый нужно обязательно отдать бездомному.
Масленица: почему сегодня в России её празднуют неправильно
Так скоро всю воду из колодца выпьют. Странник: Так они и жили в своих избушках, каждая по-своему, пока однажды… стучится к Жадной вдове. Мир дому сему! Есть тут кто живой? Жадная вдова из-за двери : Есть пока. Что тебе нужно? Странник: Я, матушка, собираю старые вещи для погорельцев. Не подашь ли чего ради Христа?
Жадная вдова: Старые вещи, говоришь? Нет у меня старых вещей. Странник: Так, может, новые пожертвуешь? Жадная вдова: Ишь ты, новые ему подавай! Нового я отродясь не имела. Странник: Что же, матушка, так ничего и не уделишь погорельцам? Жадная вдова: Так он вовсе от меня не отвяжется.
На вот тебе новую галошу! Странник вздыхает и идет к дому Доброй вдовы. Странник: Мир дому сему! Добрая вдова: С миром принимаем! Заходи, добрый человек. Добрая вдова: Как не подать! Выносит мешок.
Вот тебе тулупчик, и валенки, и кастрюльки. Странник: Сама-то, матушка, с чем останешься? Добрая вдова: Я, миленький мой, с Богом останусь, а бедным погорельцам надо помочь, у них ведь все добро пропало. Странник: Отдала добрая вдова все, что было у нее в доме, оставила только образ Божией Матери. Но только странник ушел, небо затянуло тучами, грянул гром, страшно засверкали молнии и ударили в домики обеих старушек.
Священник Симеон Нечаев пишет: «Начало свое этот праздник ведет, без сомнения, от времен дохристианских и служит вероятною аргументацией того, что в этой местности поклонялись медведю». И далее: «В этот день приготовляются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготовляется сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительной пищей, травами; на второе блюдо подается кисель, потому, что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, от чего и самый день получил название комоедицы». Академик Б. Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя. По мнению профессора Л. Клейна, название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских». В одном из изданий словаря Брокгауза и Эфрона также можно найти и следующее описание традиций этого празднования: «Mасляница — праздник новообвенчанных, молодых, торжество вновь сложившейся семьи. Время от 6 января вплоть до масляницы слывет у нас свадебным, в XV в. В народе нередко издеваются над теми, которые не успели пойти под венец в период свадеб; такой характер в Белоруссии и Малороссии носит обряд, известный под названием колодки; это — завернутое в холст полено или палка; бабы в прощеное воскресенье привязывают колодку девушкам и парням к ногам, как бы в наказание за то, что не вступили в брак в минувший мясоед; обшитую ленточками колодку девушки также навязывают парубкам, которые должны от нее откупаться. Характерную черту М. В старину на М. Все эти потехи, а равно и ряженые в маски, так называемое москолоудство, были в обычае еще в XVI в. Любопытная картинка с изображением масляничного веселья помещена в шлезвигском издании Олеария 1656 г. В некоторых местах Симбирская и Пензенская губ. Мальчики разделялись на две партии — наступающую и защитников позиции. Отражение производилось помелами и метлами; осаждающие, после долгой борьбы, въезжали в ворота, и город считался взятым. Взявшие городок купали в проруби своего предводителя, потом все вместе разрушали городок и с песнями возвращались домой. Миллер полагает, что основа этой масляничной игры — символическая: снежный городок представляет собой зиму, которую изгоняют или разрушают силы весны. С этой же идеей мы встречаемся в обрядах так наз. Во многих местах масляничная неделя заканчивается обрядом сжигания М. Об обрядах последнего дня М.
Считалось, что если звери благосклонно примут дары, то весь год не будут губить скотину и разрушать пасеки. Хорошо всем известная поговорка: «Первый блин — комом» связана именно с этим ритуалом. Правда выглядела она раньше как «Первый блин — комам», то есть медведям. Пока угощение не будет отнесено в лес, никто не приступал к поеданию блинов — это означало бы грубое оскорбление «хозяина». Но перед этим, на самой заре первого дня Масленицы, славяне шли с песнями на перекрестки дорог и возвышенности, чтобы рассыпать там зерно. Это угощение предназначалось для нечистой силы, которая по древнему поверью могла превращаться в сорок. Птицы должны были склевать подношение и на протяжении всех праздничных дней нечисть не вредила людям. В славянских городах и деревнях Масленица считалась самым сытным праздником. Ни одно торжество не предполагало такого обилия угощений. Столы выставляли на улице, и они ломились от разных яств. Пироги, булки, печенье, закуски, мед, кисель, квас — все это было второстепенными блюдами, так как на всех столах царили блины. Круглые и румяные, они символизировали весеннее солнце, проснувшееся после зимы. Смазывание поверхности блина маслом имело ритуальное значение — таким образом наши предки задабривали светило и просили его быть благосклонным к людям и урожаю. Блины пеклись и поедались в невероятных количествах, но это не имело отношения к чревоугодию и праздничному разгулу. Изначально обильное застолье было неразрывно связано с культом предков. Считалось, что, насыщая себя, люди помогают передать яства и напитки в загробный мир, угощая умерших. Никто не хотел, чтобы его пращуры в праздник оставались голодными, поэтому все ели на Масленицу как никогда старательно.
Дети и взрослые ходили по веревке с закрытыми глазами, пекли блины на импровизированной сковороде, украшали праздничный стол. Народные песни исполнили солисты ансамбля «Казачья воля». Организаторы угостили всех блинами, а также напомнили о значении каждого дня Масленицы. Во вторник праздник продолжится Заигрышами, в среду будут отмечать Лакомку. По четвергам ходят к теще на блины.
Патриарх Кирилл объяснил, можно ли православным есть блины на Масленицу
один из древнейших и уж точно самых веселых русских народных праздников, пришедший из языческой культуры и сохранившийся после принятия на Руси христианства. Празднование Масленицы по языческим традициям — грех для христианина. Масленица — не христианский праздник, однако представители духовенства видят в нём возможность примирить близких людей и провести время с семьёй. Масленица – традиционный праздник восточных славян, уходит своими корнями в языческие времена.
История и суть праздника
- Когда сжигать чучело зимы в 2023 году - Парламентская газета
- Масленица-2024. Что можно и чего нельзя на неделе 11-17 марта 2024 года
- Празднование Масленицы
- Смысл и традиции Масленицы
История Масленицы
- Поговорим о масленице /
- Календарь православных праздников 2024. Когда будет Пасха, Великий пост, Крещение, Троица
- История Масленицы
- Священник о Масленице: "К православию это не имеет отношения, особенно сжигание чучела"
Масленица в православии: когда празднуется, христианский или языческий праздник
Главные гулянья проходят как раз в этот период, когда нужно забыть про домашние заботы и дела. Кульминацией праздника станет последний день Масленицы, 17 марта, совпадающий с православным Прощёным воскресеньем. Что означает каждый день Масленичной недели? У каждого дня весёлого праздника Масленицы своё значение и чёткие традиции, которые передались нам от древних славян. Дело в том, что у праздника, который отмечали ещё древние славяне, есть чёткие традиции. Безусловно, сейчас они не соблюдаются в полной мере, но значение дней Масленицы народ хранит, передаёт из поколения в поколение. Что делают в понедельник Масленицы? Понедельник — первый день Масленой недели — называют Встречей, в него принято делать горки изо льда. Согласно примете, чем дальше сани покатятся при спуске с горки, тем лучше будет качество урожая.
Конечно же, в понедельник Масленицы начинается приготовление блинчиков. Первый нужно обязательно отдать бездомному. Ещё сегодня важно смастерить и выставить на улицу чучело Масленицы, которое сжигают в воскресенье. Что делают во вторник Масленицы? Вторник Масленицы величают Заигрышем. В этот день устраивают весёлые игры, а ещё много гуляют на свежем воздухе, катаются на каруселях и санях. Как отмечают Масленицу в среду? Среда Масленой недели — Лакомка, когда нужно потчевать гостей блинами собственного приготовления.
В этот день нужно встречать гостей, потчевать их блинами и другими угощениями. Много веков назад на Лакомку наши предки устраивали кулачные бои и проводили конные соревнования.
Даты начала и окончания поста каждый год разные, поскольку они зависят от даты празднования Пасхи. Продолжительность Великого поста — 48 дней, начинается он по окончании Масленицы за семь недель до Пасхи. В 2024 году поститься православные будут с 18 марта по 4 мая. Исключаются из рациона на время поста мясо и птица, все производные продукты — мясные полуфабрикаты и колбасные изделия; рыба и морепродукты, за исключением некоторых дней в посте; молоко и кисломолочные продукты, в том числе сливочное масло и сыр, сливочные соусы; яйца и все содержащие их продукты; алкогольные напитки, за исключением вина в отдельные дни; сдобные, кондитерские изделия, выпечка, шоколад; слишком соленые или сладкие продукты. Страстная неделя С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание», оно и дало название этому периоду времени. Страстная неделя посвящена последним дням земной жизни Иисуса, его распятию, крестной смерти и погребению. Каждый из дней Страстной недели верующие называют Великим, или Страстным: Великий понедельник, Великий вторник и так далее.
В храмах в это время проходят особые службы, которые считаются самыми величественными и торжественными во всем церковном году. При этом ни в один из семи дней не празднуют дни святых, не поминают умерших, а также не проводят венчания и крещения — все обряды в это время посвящены подготовке к Христову Воскресению. Значение дней: Великий понедельник — предание о патриархе Иосифе, которого братья продали в Египет, а также чудо, явленное Иисусом, когда он словом иссушил бесплодное дерево инжира. Великий вторник — последняя проповедь Христа в Иерусалимском храме, напоминание об основных заветах. Великая среда — день, когда Иуда предал Христа за 30 сребреников. Великий Чистый четверг — Тайная вечеря, последняя встреча Иисуса с апостолами перед распятием. Великая Страстная пятница — распятие Христа, день великой скорби. Великая Страстная суббота — снятие Иисуса Христа и его пребывание во гробе, сошествие Мессии в ад. Масленица в 2024 году Нельзя, конечно, ни сказать о Масленице, которая предваряет Великий пост, который завершается главным праздником христиан Великой Пасхой.
В языческие времена восточнославянский праздник Масленица отмечали в день весеннего равноденствия, прощаясь с зимой и приветствуя весну. После принятия христианства дату празднования привязали к Пасхе, дата которой каждый год меняется, поскольку исчисляется по лунно-солнечному календарю. В 2024 году Масленица выпадет на 11-17 марта. Масленица — это шумный и веселый праздник. В былые времена популярными забавами масленичной недели были кулачные бои, катание на санях, лазанье на столб за призом, поедание блинов на время, сжигание чучела, купание в прорубях. Каждый день масленичной недели имеет свое название и традиции, как его нужно проводить. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались. Вознесение Господне Вознесение Господне — один из двунадесятых праздников церковного года, который отмечается православными на 40-й день после праздника Великой Пасхи. В 2024 году — 13 июня.
Произошло оно, по мнению историков, в середине мая 30 года первого века нашей эры на горе Елеон к востоку от Иерусалима. Праздник неслучайно отмечается через сорок дней после Пасхи. Дело в том, что именно на этот день по закону Моисееву родители приносили младенцев после рождения в храмы к Господу. Соответственно, и на 40-й день после своего Воскресения Иисус Христос должен был войти в небесный храм. Согласно Евангелиям от Марка и от Луки, а также книге Деяний святых апостолов, после своего воскресения Иисус в течение 40 дней являлся апостолам, рассказывая им о Царстве Божием, готовя их к грядущему служению.
Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно. Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды. Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций». Тут и язычество не спит, но проявляет дивную резвость в эпоху информационных технологий. Оно всем желающим предлагает свое видение смысла масленицы с символикой увеличивающегося дня, блинами, по форме напоминающими солнце и проч. Церковь столетия потратила на воцерковление языческого календаря и народной обрядовости. До конца, как уже было сказано, язычество так и не умерло. Оно теперь в любой момент будет готово, украсив голову в зависимости от сезона то русалочьим венком, то скоморошьей шапкой, явиться на народное гулянье и предложить свой вариант понимания мира. Отражение языческих нападок на историческую Церковь теперь будет одним из если и не самых тяжелых, то самых постоянных занятий церковных апологетов.
Нет у меня старых вещей. Странник: Так, может, новые пожертвуешь? Жадная вдова: Ишь ты, новые ему подавай! Нового я отродясь не имела. Странник: Что же, матушка, так ничего и не уделишь погорельцам? Жадная вдова: Так он вовсе от меня не отвяжется. На вот тебе новую галошу! Странник вздыхает и идет к дому Доброй вдовы. Странник: Мир дому сему! Добрая вдова: С миром принимаем! Заходи, добрый человек. Добрая вдова: Как не подать! Выносит мешок. Вот тебе тулупчик, и валенки, и кастрюльки. Странник: Сама-то, матушка, с чем останешься? Добрая вдова: Я, миленький мой, с Богом останусь, а бедным погорельцам надо помочь, у них ведь все добро пропало. Странник: Отдала добрая вдова все, что было у нее в доме, оставила только образ Божией Матери. Но только странник ушел, небо затянуло тучами, грянул гром, страшно засверкали молнии и ударили в домики обеих старушек. Домики сразу загорелись, и вдовы успели только сами выскочить, в чем были. Добрая вдова выбегает с образом Богородицы в руках. Домики сгорели, а гроза кончилась. Вот, матушки, как получилось. Не зря я просил у вас подать на погорельцев. Прими, добрая сестра, свое добро отдает Доброй вдове ее мешок. Прими и ты, бедная, свое отдает Жадной вдове ее галошу. Вперед будет тебе и всем наука: что мы пожалеем отдать Богу, то вовеки погибнет, а что пожертвуем ради Христа, то пребудет с нами вовеки. Марина Шмелева.