Существует множество способов молитвы за усопших: можно подать записку на проскомидию для поминовения на литургии, заказать панихиду или краткую литию, можно помолиться дома. Православные молитвы за упокой души усопшего. Православное молитвословие предлагает ряд важных молитв об усопшем, которые должны читаться в определенные периоды. Фомина Е. О. "Молитвы и каноны, чтомые по усопшим". Журнал молитвы «Фома» — это особый выпуск православного журнала, посвященный усопшим.
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Однако в это году таких дней только два. Родительская суббота 6 апреля выпала на предпраздничный день — 7 апреля православные верующие отмечали праздник Благовещения пресвятой Богородицы, а потому заупокойной службы не было. Как поминать усопших в храме В дни Родительских суббот можно прийти в храм и лично молиться за усопших. Как поясняет православный журнал «Фома», не смотря на название, в церкви молятся обо всех почивших родственниках и единоверцах. За исключением самоубийц.
Передавая священнослужителю записки с именами усопших, чтобы их помянули во время литургии, нужно помнить, что в православных храмах молятся только за крещёных людей.
Мужу Нелли решила пока ничего не говорить — вдруг не утвердят? Каково же было её изумление, когда на «Мосфильме» она увидела... Он пришёл пробоваться на роль в том же фильме!
В итоге супруги получили роли в картине Маноса Захариоса «Ловцы губок». Мы с Юрой играли главных героев, любящих друг друга, и сами были любящей супружеской парой», — вспоминала Корниенко. Роли в кино и театре приносили Юрию и Нелли много радости. Но главной радостью стало рождение дочери Екатерины в 1967 году.
По воспоминаниям Нелли Ивановны, Юрий был образцовым отцом. Купал дочку, укладывал её спать. Примерно в то же время супруги решили обзавестись собственным домом за городом. И как только выдавалась свободная минута, ехал в деревню — месил раствор, клал кирпичи.
В 1979 году Васильев сыграл одну из своих самых известных киноролей в знаменитой картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — телевизионщика Рудольфа, бросившего главную героиню с маленьким ребёнком. Корниенко вспоминала, что её мужу было очень непросто воплотить такого персонажа. Ведь в жизни Юрий был полной противоположностью! Жарким летним утром 1999 года Нелли и Юрий должны были поехать на дачу.
Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением.
Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе!
Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.
Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего, чадо мое имя , и сотвори ей вечную память.
Молитвы об усопшем муже Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя.
Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину.
Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое.
Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего имя , прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки.
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную.
Яко Ты еси упование наше. Молитвы об усопшей жене Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея имя , в Небеснем Царствии Твоем.
Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию.
Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей имя , и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела.
Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит.
Галина Ивановна 57 подписчиков Молитвы за усопших - Православный журнал "Фома" По учению Церкви, очень важно молиться за новопреставленного недавно умершего человека в первые сорок дней с момента смерти, так как в это время душа человека попадает до Страшного суда либо в рай, либо в ад, но молитвы умершим нужны и после этого срока. После смерти христианин самостоятельно не может облегчить свою участь, но молитвы близких, поминовение на литургии и раздача милостыни с просьбой помянуть человека, могут и...
Видео Православная Молитвы читать умирающему
В молитвенном делании есть ряд норм, которые сформировались на протяжении тысячелетий существования Церкви и собрали в себе весь положительный опыт духовной жизни. В домашней молитве стоит их придерживаться. Следует по возможности читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Это свод молитв, написанных Святыми Отцами Церкви для чтения по утрам и вечерам. Такие правила можно найти в любом православном молитвослове или на православных сайтах «Азбука веры», «Правмир», «Православие. В интернете молитвы следует брать именно из проверенных источников. Конечно, само по себе прочтение таких молитвенных творений не заклинание, оно не творит сиюминутных чудес.
Но правило духовно дисциплинирует, как бы подсказывает, что важно просить. А регулярная сердечная молитва действительно порой творит чудеса. Кроме того, как говорят Святые Отцы, молитва должна быть внимательной. Не стоит сетовать на Господа за невнимательность к твоим обращениям, если мысли во время молитвы совсем не о ее словах. В молитве важны мера, постоянство и качество. Личный утренний и вечерний ряд молитв может быть уменьшен по отношению к общепринятому церковному правилу, если пока вам не по силам.
Но он должен выполняться со вниманием и постоянно. Здесь важно найти своего священника, который подскажет именно вашу меру. Хорошо молиться не только утром и вечером, но и в течение дня вспоминать о Боге, мысленно обращаться к Нему с просьбой благословить начинаемые дела, благодарить за получаемое. Если дома еще нет красного угла — домашнего иконостаса, где собраны основные иконы семьи Господа, Богородицы, святых покровителей по именам членов семьи , — со временем хорошо создать его и совершать домашнюю молитву перед образами и горящей лампадой. Это придаст нотки умиротворения и дополнительно настроит на молитвенный лад. Как молиться святым перед иконами Порой можно услышать вопрос: зачем молиться святым, ведь я молюсь Богу, неужели Бог не слышит меня?
Конечно, Бог слышит каждую искреннюю молитву и дает просимое и нужное в подходящее время. Но святые — это люди, получившие за свою праведную жизнь столь огромную Божью благодать, пребывающие настолько близко к Богу, что их молитвы служат дополнительным ходатайством за вашу просьбу. Молиться святым можно своими словами. В любом православном молитвослове есть молитвы святым, а в церковной лавке можно приобрести тексты акафистов расширенные молитвы с жизнеописаниями либо найти их на православных сайтах. Кому же именно стоит молиться? Ответа-инструкции на этот вопрос нет.
Любой праведно живший подвижник способен услышать нас и молитвенно помочь. Любимым святым может стать тот, кто однажды уже помог в жизни, либо тот, чье имя вы носите. Принято молиться тому, о ком совершается памятование в церковном календаре в этот день. Что же касается так называемой специализации святых, то это условное правило. Например, целитель Пантелеимон при жизни занимался врачеванием, поэтому ему принято молиться об исцелении от болезней, Ксения Петербургская не единожды помогала молодым женщинам достойно выйти замуж, поэтому ей принято молиться о благочестивом замужестве и благоустроении семейной жизни. Однако это вовсе не значит, что, если ваша душа в данный момент расположена к молитве об исцелении блаженной Ксении, она не услышит вас.
Хорошо молиться перед иконами. Наверняка в доме имеются иконы небесных покровителей семьи либо часто молитвенно призываемых святых. Если же у вас еще нет иконы того или иного святого, это не помешает тому, чтобы ваша молитва была услышана. Как молиться утром Молитвы, которые полезно произносить утром, представлены в любом православном молитвослове под названием «утренние молитвы» или «утреннее молитвенное правило». Прочитывая его, мы благодарим Бога за то, что Он подарил нам еще один день жизни, просим избавить нас от греховных мыслей, поступков и чувств, а также просим Божьей помощи на начинаемые дела, дать сил прожить день достойно и безгрешно. Начиная день с молитвы, мы задаем ему добрый и продуктивный настрой.
Утреннее правило составляют 10 коротких и 10 объемных молитвословий. Если по каким-либо причинам вы не можете прочесть все правило, можно ограничиться прочтением части молитв. Преподобный Серафим Саровский советовал в таком случае прочесть по три раза молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся» и один раз молитву «Символ веры». Это главные православные молитвенные труды, в которых заложены основы вероучения и представлены прошения, составляющие суть христианской жизни. Прекрасной молитвой, которой можно начать грядущий день, дополнив ей утреннее правило, будет молитва Оптинских старцев. Источник: Freepik Как молиться вечером Вечерние молитвы призывают нас воздать Богу благодарность за прошедший день, попросить прощение за совершенные грехи, направляют наши мысли в сторону мирного спокойного сна.
Молитва в переводе на современный русский язык означает следующее: «В руки Твои, Господи, Иисусе Христе, Боже мой, предаю душу мою. Ты же меня благослови, Ты меня помилуй и даруй мне вечную жизнь. Как молиться о здравии и об исцелении Телесные болезни и немощи даются нам для исцеления души. Действительно, насколько светлее и чище становятся мысли, когда мы болеем вряд ли придет в голову осудить или рассердиться на кого-то , насколько искренней и горячей бывает молитва заболевшего или за больного близкого человека. А это — самый важный и правильный посыл в обращении к Богу. Кому молиться об исцелении?
Самому Господу и Божией Матери, прося простить грехи, насколько возможно скоро исцелить от болезни, ослабить ее и позволить извлечь из нее пользу.
Христиане молятся об усопших, потому что верят: Господь не оставляет нас после смерти и всем желает спасения. Поминая усопших, мы выражаем свою любовь к ним. Такая молитва, полная светлой надежды на милосердие Божие и любви к нашим родным, делает и их, и нас ближе к Богу. Уже было сказано, что в основе молитвы — наша вера в милосердие Божие. А вера познается по плодам.
Преодоление собственных грехов, помощь страждущим, забота о живущих еще ближних в память об усопшем — такие свидетельства о нашей любви к умершему человеку не останутся незамеченными Богом при определении его посмертной участи. В течение первых сорока дней традиционно читается Псалтирь по усопшему. Также в храме можно подать записку для поминовения на литургии или заказать панихиду. И конечно, верующие могут дополнительно совершать поминовение усопших во время чтения утренних и вечерних молитв. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Утром все домочадцы заходили внутрь и проводили обряды на оставшейся золе. Что можно делать на Радоницу Важнейшая составляющая праздника — молитва за усопших, помин души умерших близких. Поэтому в этот день верующие обязательно отправляются в церковь.
Праздничные службы начинаются накануне вечером и переходят во всенощные литургии. После службы в храме на Радоницу принято бывать на кладбище, где можно самостоятельно совершить литию краткое заупокойное богослужение мирским чином или пригласить для этого священника. Если же его рядом нет, достаточно прочитать молитву "Упокой, Господи" и пропеть "Со святыми упокой" и "Вечную память".
Делать это имеет смысл, когда растаял снег и подсохла земля, — рассказал протоиерей Вознесенского кафедрального собора Димитрий Сальников. Именно в этот день правильно будет приехать на кладбище для уборки, помолиться, спеть пасхальные песнопения — похристосоваться со своими усопшими". А вот поминальную трапезу на кладбище устраивать не стоит.
Сегодня этот обычай как и традиция оставлять на могилах что-то из пасхальных символов — кулич или яйцо считается суеверным, не имеющим ничего общего с православным учением. Тем более не следует на кладбище употреблять спиртное — в этот день от него лучше вообще отказаться. Лучший способ помянуть усопшего — помолиться за него, но никак не выпить.
Поминальную трапезу устраивают уже дома — тихое застолье с простыми блюдами. Традиционно в этот день готовят кутью, блины и любимые блюда усопшего. Во время обеда делятся воспоминаниями об умершем близком, рассказывают истории о нем, сохраняя тем самым память о человеке.
Как правильно поминать близких на Радоницу Согласно христианским верованиям, на кладбище находится только прах усопших, а душа пребывает с Богом, поэтому на Радоницу самое важное — не поминальная еда, а молитва. Молиться нужно дома и на могилах, можно делать это в храме. Так как душа умершего не может творить добрых дел, чтобы умилостивить Бога, она нуждается в молитве близких.
Поэтому перед посещением кладбища верующему необходимо прийти в церковь к началу службы и подать записку с именами усопших для поминовения. Особенно хорошо, если это будет на проскомидии часть литургии, когда заготавливают хлеб и вино , чтобы за покойного вынесли часть просфоры круглый небольшой дрожжевой или квасной хлебец и окунули ее в чашу со Святыми Дарами — в знак отпущения грехов. После литургии следует отслужить панихиду.
Если поминающий в этот день совершит причастие, молитва будет действеннее. Нельзя писать их имена в записках или ставить за них свечи. Можно и нужно молиться о них исключительно дома читая, например, молитву об умершем без покаяния преподобного Льва Оптинского: "Взыщи, Господи, погибшую душу имя : аще возможно есть, помилуй.
Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых. Они могут помочь им и изменить их участь в будущей жизни. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире". Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд. Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи. Где именно пребывает?
Нам знать не дано. Но раз душа бессмертна, раз она "пребывает", пусть даже и неизвестно где, значит, она не только находится в зоне доступа наших молитв, но и нуждается в них. Двухтысячелетний опыт Церкви свидетельствует: загробная участь человека до Страшного суда не предрешена окончательно, и молитва живых, молитва, исполненная горячей и искренней любовью, способна эту участь изменить. Что делать на Радоницу нельзя? Но не стоит формально относиться к церковному поминовению - заказал записку в храме, и пусть они там молятся. Профессор Московской духовной академии А.
Осипов так объясняет, почему важна личная молитва за усопшего и недостаточно просто заказать поминовение. Хотим без труда над собой вынуть рыбку из пруда… Если у меня много денег - так хоть во все монастыри пошлю, в храмы, всем батюшкам и матушкам! И это называется - я помолился.
Видео Православная Молитвы читать умирающему
Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших. Тем не менее, молитвы за усопших играют важную роль в христианстве. Особое значение имеют дни поминовения, когда верующие молятся за умерших и стремятся очистить их души. Молитва об усопших является важной частью православной веры и позволяет верующим помолиться за души умерших, просить Божьего милосердия и прощения для них. Поминальная молитва об усопших родных! Новости журнала «Фома». Православный журнал для сомневающихся «Фома» запустил обновленную версию сайта. Важнейшая составляющая праздника – молитва за усопших, помин души умерших близких.
Игумен Фома (Василенко): Как пережить потерю близких
Православные молитвы за упокой души усопшего. Православное молитвословие предлагает ряд важных молитв об усопшем, которые должны читаться в определенные периоды. Некрещеные умершие — Православный журнал «Фома». Молитвы за усопших. Однако, молясь за усопших, мы даём Богу «право» на вмешательство.
Молитва об усопших за упокой души
Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших. В родительскую субботу православные христиане посещают могилы предков и храм, где молятся об усопших родственниках. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина. Молитвы за на кладбище на годовщину смерти ой.
С глубокой древности христиане говорили о важности молитвы за усопших.
Глубоко верующие люди всегда готовятся к смерти. Поэтому хотя верующие и скорбят в случае потери близких это свойственно человеку, Сам Господь наш Иисус Христос прослезился, когда шел к гробнице Лазаря и увидел Иерусалим, зная, что этот город через несколько десятков лет будет погублен , их утешает вера в то, что без Божией воли ничего не бывает. А наш Бог есть Любовь, и если Он что-то делает, то делает для нашего блага. Если случаются какие-то скорби, значит, Он уберег нас от больших скорбей. Конечно, нам хотелось бы идти по пути земных наслаждений, но это бывает вредно для души, поэтому Бог нас исправляет. Наша человеческая природа в первую очередь духовная. Дух не должен служить телу, наоборот, тело — слуга души, душа подчиняется духу, а человеческий дух стремится туда, откуда он вышел: к Святому Духу, к Господу. Эта трагедия, с одной стороны, всех отрезвила, а с другой — кто-то может и соблазниться. Например, есть одна погибшая девушка, которая исповедовалась и причащалась перед полетом. Возможно, она делала это с такой целью: «Я поисповедуюсь, причащусь — и благополучно вернусь назад».
Может быть, я не знаю. Плохо, если так, потому что происходит подмена. В жизни должно быть следующим образом: наслаждайся Господом Иисусом Христом именно Им, не каким-то другим богом, так как бог — это слишком широкое понятие, под ним может скрываться все что угодно и пользуйся Его творением. А не так: «Я наслаждаюсь творением — и для этого пользуюсь Иисусом Христом: помолюсь, исповедуюсь, причащусь, поставлю свечку». Это неправильно. Каждому человеку нужно меняться. Это произошло непосредственно рядом с нами, а ведь такие трагедии встречаются повсеместно, просто далеко от нас. А здесь это коснулось нас: у кого-то есть знакомые, летевшие в этом самолете. К нам постучался Господь.
Как говорят святые отцы, Он несмело стучится в сердце человека. Не из-за того, что Он несмелый, а из-за того, что Он дал нам право выбора. Он сотворил нас настолько свободными, что мы даже можем выбирать не Его. И Он не забирает нашу свободу. Иначе мы бы не были людьми. Любой смерти есть духовное объяснение, в том числе смерти всех этих людей, которые так скоропостижно окончили свою жизнь. Смерть на пользу любому из них, будь то маленький человек ведь на борту было несколько детей или очень хороший. Почему он погиб? Потому что он созрел для Царства Божия.
Почему погибли дети? Возможно, если бы они выжили, то пошли бы по такому пути, что потом стали непригодны Богу. Может быть, на этом самолете были очень грешные люди не знаю, просто предполагаю. Чтобы облегчить им вечную муку, которая ждет их за грехи, Бог именно по Своей любви послал им сейчас такое страдание. Они все равно будут мучиться, так как не смогут полностью искупить своего греха. Но кто-то искупит свои незначительные грехи такой смертью и совершенно очистится. Готовы ли люди принять все это и так любить Бога, как в свое время Его любил Авраам? Он всю жизнь ждал появления сына, а когда Господь сказал ему «принеси сына в жертву», был готов это сделать, уже занес нож, веруя, что Бог как-то все устроит. И Бог устроил: остановил его, в самый последний момент послав ангела.
Но сердце Авраама было готово это совершить: Господь его проверил. Так и мы. Мы, крещеные, говорим, что любим Бога, — и Он проверяет нас, посылает нам испытания. Кого же мы любим больше: Его или Его творение? В Евангелии написано: «Кто любит отца, мать или детей больше Меня, тот Меня не достоин». Неужели Бог такой жестокий? Нет, но Он знает, что говорит, ведь Он — абсолютная Мудрость, а мы относительная если можно назвать мудростью то, что в нас есть. Начало мудрости — страх перед Творцом. То, что произошло, естественно, внушает страх.
Дни очень лукавы. Нельзя думать: «Доживу до такого-то времени». Нельзя рассуждать так дерзко и надеяться на свою порядочность, свои молитвы. То, что я помолился, обратился к Богу, не значит, что теперь Он мне что-то должен, «куда Он денется»… Ничего подобного. Сколько в истории Церкви встречается таких случаев? Например, Афанасий Афонский. Он постился и молился, это был святой человек. Как он погиб? Зашел в храм — и на него рухнул свод церкви, которую он сам строил.
У него были одни добрые дела. Бог знал, что для Афанасия так полезнее. Земная жизнь — испытательный срок перед жизнью вечной, а она, несомненно, больше. У нас есть вера в это. В Евангелии написано: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
Николай, что усопшие не имеют ног или рта и не могут причащаться осязаемо? Нет, ибо многие, у которых все это было и которые таким образом приступали к таинствам, не получили от того никакой пользы и отошли, подвергшись большему злу». И далее святой отец спрашивает: «Так что же бывает причиною освящения для освящаемых? И чего требует от нас Христос? Это чистота души, любовь к Богу, вера, желание Таинства, ревность к причащению, горячее усердие и то, чтобы мы приходили с жаждою». Но, как мы знаем, это все принадлежит не телу, но душе. И, значит, душа, разлучившаяся с телом, также может воспринимать Святое Таинство. Николай Кавасила, — если души имеют готовность и расположенность к Таинству, а Господь, Который освятил и совершил его, всегда желает освящать и хочет всякий раз преподавать Самого Себя; то что может воспрепятствовать приобщению? Очевидно, ничто. Посему нет ничего необыкновенного в том, что Христос отрешившимся от тела душам, которых не мог обвинить ни в одном из подобных недостатков, преподает эту трапезу. Необыкновенно и чудно то, что человек тленный ест Тело нетленное. А что душа — существо бессмертное — приобщается соответственнейшим ей образом того, что бессмертно, — что в этом удивительного? Разве недостаточно панихиды? Первые панихиды свидетельствуются в Священном Писании. Из Ветхого Завета мы узнаем, что израильтяне просили Бога отпустить грехи их прежде усопшим отцам Неем. Когда у павших воинов под хитонами находили языческие амулеты, что считалось великим грехом для благочестивого израильтянина, народ молился Богу о душах этих усопших, чтобы Он простил их 2 Мак. Дословно греческое слово «панихида» переводится как «всенощное бдение». В древности молитву о покойных совершали вечером, на всенощных службах. Позже панихида как особое моление об усопших выделилась в самостоятельную службу. Панихида состоит из целого ряда песнопений, в которых мы обращаемся к Богу с просьбой помиловать человека, вселить его с праведными, и ектеньи с подобными же прошениями. Однако ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Конечно, нам не следует пренебрегать и панихидами, однако нужно знать, что поминовение как таковое — это именно поминание усопших священником в алтаре, во время Божественной литургии, сразу же после освящения Честных Даров. Оно не может быть сравниваемо с гласным поминовением на той же Литургии на ектениях, даже и на специальной заупокойной ектении. Но многие не знают об этом, полагая, что поминовение — это только краткое последование, совершающееся после Божественной литургии. Поэтому, к сожалению, они и приходят ко времени его совершения, то есть непосредственно на панихиду, не присутствуя на Божественной литургии. Почему на панихидах всегда собирается больше народу, чем на молебнах о живых? Прежде всего, конечно, потому, что живые и сами еще могут что-то исправить в своей жизни, покойные же могут рассчитывать только на наши молитвы. И молитвами за усопших мы просим Бога о том, что угодно Ему Самому, ибо Бог как источник любви и милости хочет, чтобы все люди спаслись 1 Тим. Согласно Иоанну Дамаскину, это-то более всего угодно и «приятно милосердному Господу» — чтобы каждый из нас готов был прийти на помощь ближнему.
Нелли то и дело поглядывала в их сторону. И вдруг услышала: «Девушка, давайте к нам! Нелли смутилась, но приглашение приняла. Накинув на плечи полотенце, подсела к компании. Парень представился Юрием Васильевым. И как-то само собой получилось, что скоро они отсели в сторонку и стали увлечённо общаться вдвоём. Оказалось, что Юра тоже из Москвы. И — вот это совпадение! Прощаясь, парень пригласил девушку на прогулку по вечернему городу, назначив свидание в центральном парке. Две недели отдыха пролетели, как один миг. Каждый день молодые люди встречались. Вернувшись в Москву, Нелли и Юрий поняли, что не могут жить друг без друга. В 1960-м году они поженились. Окончив учёбу, попали в труппу одного театра — Малого. Вместе уходили на работу, вместе возвращались.
Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоей имя теплую молитву мою сию и воздай ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение ея о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя ею о мне моления пред Тобою и за все дары, ею испрошенные мне от Тебе, воздай ей Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя родителем моим, имя , душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего родителя моего имя , но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави. Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Приими днесь о рабе Твоем имя теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего рабу Твою, чадо мое имя , и сотвори ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем.
Дни особого поминовения усопшего
Умоли Господа не отправить душу усопшего в место вечного мрака, а отправить ее в Царствие Небесное, где она найдет вечный покой». Молитва об усопшем до 40 дней. Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего или рабы Твоей , имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Вернувшись с кладбища, дома на подоконник обязательно выставляли воду с кусочком хлеба, а вечером, во время поминального ужина, на стол ставили три лишние тарелки, чтобы умершие могли позавтракать, пообедать и поужинать. Оставшуюся после трапезы еду раздавали нищим. Вечером на Радоницу растапливали баню и оставляли в ней чистую одежду, мыло, полотенца и березовые веники. Баня должна была оставаться пустой, так как считалось, что усопшие родственники придут туда ночью мыться. Утром все домочадцы заходили внутрь и проводили обряды на оставшейся золе. Что можно делать на Радоницу Важнейшая составляющая праздника — молитва за усопших, помин души умерших близких. Поэтому в этот день верующие обязательно отправляются в церковь. Праздничные службы начинаются накануне вечером и переходят во всенощные литургии. После службы в храме на Радоницу принято бывать на кладбище, где можно самостоятельно совершить литию краткое заупокойное богослужение мирским чином или пригласить для этого священника. Если же его рядом нет, достаточно прочитать молитву "Упокой, Господи" и пропеть "Со святыми упокой" и "Вечную память". Делать это имеет смысл, когда растаял снег и подсохла земля, — рассказал протоиерей Вознесенского кафедрального собора Димитрий Сальников. Именно в этот день правильно будет приехать на кладбище для уборки, помолиться, спеть пасхальные песнопения — похристосоваться со своими усопшими". А вот поминальную трапезу на кладбище устраивать не стоит. Сегодня этот обычай как и традиция оставлять на могилах что-то из пасхальных символов — кулич или яйцо считается суеверным, не имеющим ничего общего с православным учением. Тем более не следует на кладбище употреблять спиртное — в этот день от него лучше вообще отказаться. Лучший способ помянуть усопшего — помолиться за него, но никак не выпить. Поминальную трапезу устраивают уже дома — тихое застолье с простыми блюдами. Традиционно в этот день готовят кутью, блины и любимые блюда усопшего. Во время обеда делятся воспоминаниями об умершем близком, рассказывают истории о нем, сохраняя тем самым память о человеке. Как правильно поминать близких на Радоницу Согласно христианским верованиям, на кладбище находится только прах усопших, а душа пребывает с Богом, поэтому на Радоницу самое важное — не поминальная еда, а молитва. Молиться нужно дома и на могилах, можно делать это в храме. Так как душа умершего не может творить добрых дел, чтобы умилостивить Бога, она нуждается в молитве близких. Поэтому перед посещением кладбища верующему необходимо прийти в церковь к началу службы и подать записку с именами усопших для поминовения. Особенно хорошо, если это будет на проскомидии часть литургии, когда заготавливают хлеб и вино , чтобы за покойного вынесли часть просфоры круглый небольшой дрожжевой или квасной хлебец и окунули ее в чашу со Святыми Дарами — в знак отпущения грехов.
Вознося в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Святым Духом всех живущих, накануне праздника Церковь всю субботу посвящает поминовению усопших и молитве о них. Христиане просят Господа, чтобы и для почивших благодать Духа-Утешителя стала источником вечного блаженства. Правда ли, что только в Троицкую родительскую субботу можно поминать самоубийц? Это суеверие. Святитель Афанасий Сахаров предполагает, что в основе этого заблуждения лежит традиция, существовавшая в северной части Руси. Там был особый день поминовения усопших — семек, или семик — в четверг перед Троицей. За зиму умирало много людей, а из-за промерзшей земли невозможно было выкопать могилы. Потому тела и самоубийц в том числе помещали в специальном «Божием доме» — глубокой яме. А перед Троицей, в особо установленный день, их отпевали всех вместе. Если есть необходимость поминовения самоубийц — Церковь утвердила особый «Чин молитвенного утешения сродников, живот свой самовольнескончавшаго». Можно пригласить священника на кладбище совершить этот чин. Литургическое, богослужебное поминовение самоубиенных не имеет под собой никакого канонического основания. Это запрещено. Разрешена милостыня в память о самоубийце и домашняя молитва. Что такое парастас? Слово парастас переводится как «стояние». Этот чин появился в XVII веке в требнике митрополита Петра Могилы как чинопоследование всенощного бдения об усопшем, которое можно было совершить в любой день. Его служили перед заупокойной литургией как в храме, так и дома. Если священника приглашали домой, он приходил с диаконом и псаломщиком, совершал парастас, а с утра родственники шли на литургию. Из храма они отправлялись на кладбище, где служили литию. На литии освящали уставное поминальное блюдо — кутью, которую и раздавали нищим, и несли домой на поминальный обед. Сейчас парастасом мы называем уставную службу в канун родительских суббот. Как лучше всего помянуть усопшего в день его памяти? Лучшее поминовение — это добрая христианская жизнь по заповедям Божиим. Хорошо, когда в день памяти усопшего родные и близкие молятся на литургии, а тем более приступают к таинству Евхаристии. Самая главная ошибка современных людей заключается в том, что они не хотят духовно потрудиться в память об усопшем. Приходят в храм, подают записки, и думают, что этим выполняют свой долг. Сами не молятся на богослужении. Я заплатил деньги — вы молитесь: получаются какие-то товарно-денежные отношения. Или все внимание уделяют организации поминальной трапезы, забывая о ее первоначальном смысле — накормить голодных и нуждающихся. Этот обед должен предназначаться для тех, кто молится за усопшего.
В мир иной уходит только его душа. И душа бывает судима Богом по закону милосердия и справедливости. Если человек в жизни совершил что-то злое, ему приходится нести за это наказание. Но мы, оставшиеся в живых, можем просить Бога о том, чтобы Он облегчил участь этого человека. И Церковь верует, что посмертная участь умершего облегчается по молитвам тех, кто молится за него здесь, на земле. Больше советов в книге митрополита Илариона «О молитве».
Поминовение усопших
В православных молитвословах, в разделе молитв об усопших, можно найти три особые молитвы о новопреставленных: ко Господу, ко Пресвятой Богородице и к Ангелу-хранителю. Сегодня, 26 апреля, Православная Церковь совершает память мученицы Фомаиды Александрийской (Египетской) (476). Молитвы за на кладбище на годовщину смерти ой. Кроме сорокоуста, панихиды, домашних молитв об усопших, еще одним средством их поминовения является милостыня. Предлагаемый вниманию читателей сборник «У Бога все живы» рассказывает о православном обряде погребения, о том, как должно совершаться поминовение усопших по Уставу и традиции Православной Церкви; приводятся молитвы за усопших.
Диалог с Николаем Каровым
Что касается молитвы, из древности идет обычай молиться усопшим христианам или, точнее, просить их, чтобы они молились Богу. Не напрасны бывают приношения за усопших, не напрасны молитвы, не напрасны милостыни. Мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ. Новости журнала «Фома». Православный журнал для сомневающихся «Фома» запустил обновленную версию сайта. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.