18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Господь Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в городе Вифлееме. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Вместе с ведущими – актрисой Олесей Железняк, шеф-поваром Максимом Сырниковым, Романом Головановым и гостями: актрисой Натальей Варлей, актёром Николаем Перминовым, телеведущим Владимиром Березиным.
О Рождестве Господа нашего Иисуса Христа.
Рождество Христа не просто праздник, это истинное поклонение нашему Создателю и Спасителю. Рождество Иисуса Христа отмечается православными верующими 7 января, оно входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом, пишет Тысячи северян ночь на седьмое января провели на торжественных службах в молитвах во славу рождения Иисуса Христа. Христианские лидеры города, где родился Иисус Христос, говорят, что отмена празднования Рождества — это размышление о духовном значении праздника на фоне кровопролития в регионе. Царь Ирод Великий, при котором, согласно Матфею, родился Христос, умер в 4 году до н. э. Выходит, если Иисус существовал, то он появился на свет до Рождества Христова.
Рождество Христово — 2023: история, традиции и обычаи праздника
Приходит в эти последние времена мира Иисус Христос, Сын Божий, сходя с Небесного Престола, но не отступая от славы Отца, являясь новым Рождеством в новом облике». Обычно в ходе торжественного богослужения ночь адепты РПЦ прославляют рождение Иисуса Христа во плоти от его земной матери, Царицы Небесной Девы Марии. Кандидат богословских наук Иоанн Клименко поясняет, что Рождество — это не день рождения Иисуса Христа, но это изменение отношений человека с Богом и принципов существования. Богослужебные песнопения, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, исполнил хор Знаменского кафедрального собора, под управлением регента – Аллы Кавешниковой.
Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
К сожалению, ничего конкретного. Мы знаем, что пастухи были тогда со своими стадами в поле от Луки 2:8 , так что это, скорее всего, была не зима, а теплое время года, но и это не точно. С другой стороны, когда ангел возвестил Марии о грядущем рождении Сына, Елизавета была на шестом месяце беременности от Луки 1:26. Сама эта беременность началась вскоре после того, как ангел возвестил ее мужу Захарии о грядущем рождении Иоанна от Луки 8:1-11 — и если предположить, что всё это произошло на День умилостивления, отмечавшийся в сентябре или октябре по нашему календарю, то мы прибавим к этой дате шесть и еще девять месяцев, и у нас как раз получится зимнее Рождество. Но, к сожалению, в тексте нет никаких прямых указаний, что ангел явился Захарии именно в этот день. Год Рождества не назван в Евангелиях. Датирован только год начала общественного служения Иисуса — это 15-й год правления императора Тиберия от Луки 3:1-2 «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе». Исходя из этой датировки получаем 29-й г. Но это нам ничуть не помогает, как известно на Свое общественное служение Иисус вышел когда ему было «лет тридцати» от Луки 3:23 ; точно говориться, Ему еще явно не было пятидесяти от Иоанна 8:56-57 «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
На это сказали Ему иудеи: Тебе нет ещё пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Слишком туманно… О годе Рождества Евангелия сообщают нам лишь то, что в Иудее тогда правил Ирод Великий Матфея 2:1, 16 , римским наместником в Сирии был Квириний, а император Август велел сделат ь перепись от Луки 2:1-2. Ясно следующее из Евангелие, что произошло Рождество не позднее смерти Ирода 4 г. Когда именно происходила та самая перепись, неизвестно — подобные события периодически случались. А вот Публий Сульпиций Квириний был назначен в провинцию Сирия в 6 или 7 г. Не обязательно. Лука говорит о «первой переписи», а историки знают лишь об одной при Квиринии. Вполне вероятно, что Квириний и прежде исполнял некоторые правительственные поручения в Сирии и Иудее, и тогда как раз была проведена «первая перепись».
Наши сведения о жизни глухой провинции Римской империи, какой тогда была Иудея, обрывочны. Так же из Евангелие, из преданий и описания жития святых.
Перед Рождеством верующие соблюдают пост. Он длится с 28 ноября по 6 января.
Последний и самый строгий день — сочельник. Тем, кто придерживается церковного устава, нельзя есть до первой звезды на небе. Для верующих это возможность укрепить силу духа и очиститься перед праздником Рождества Христова. Соблюдают пост и в наше время.
В России рождество отмечают со времен крещения князя Владимира, то есть с конца X века. Правда, в древности праздновали 25 декабря, по старому стилю. Впрочем, как бы ни менялись эпохи и даты, в России отношение к Рождеству всегда было особым.
Потому что начинает тебя бояться. Когда ты движешься к Богу — будет сопротивление, будут препятствия, будут страхи. Дьявол сам боится, и будет тебя пугать: «Не приближайся к Нему так близко! Не переходи эту черту, ты привык жить в своей палаточке своим умишком, полагаться на себя. Куда ты идешь?
Побереги себя. Что это за жизнь, в которую тебя зовут? Что это за жизнь без ограничений? Что это за жизнь веры, в духе? Он боится, что ты станешь действительно человеком веры, потому что «всё возможно верующему». Мудрецы, выслушав царя, пошли. Они не остановились. Не останавливайся на полпути следования за Господом!
Некоторые люди хорошо начинают, а потом глядишь — уже нет его. Мудрые люди на полпути не останавливаются. Мудрые люди двигаются и достигают цели, как говорил Апостол Павел «не достигну ли и я Его, как Он достиг меня». Это так здорово, когда Иисус — твоя звезда, и ты идешь за Ним. Когда Он твоя путеводная звезда, тогда ты не потеряешься в этой жизни, не заблудишься. Главное, чтобы ты не остановился на полпути. Когда ты встречаешься с Иисусом — это действительно радость весьма великая. Свет Божий, мир и радость наполняют тебя.
Когда они увидели, что достигли того, к чему стремились, то возрадовались радостью весьма великой! Не так давно мы были на Филиппинах. Когда мы вошли в католический храм, первое что я увидел — это была огромная Мария с маленьким Иисусом. Я хочу, чтобы вы увидели, что они упали не перед Марией. Слава Богу за Марию, это была не «просто Мария». И Господь свершил чудо. Но мудрецы поклонились Младенцу. Они не просто склонились, они упали на лицо свое, воскликнув: «Господь!
Есть великий смысл в том, чтобы поклоняться лежа. Когда мы стоим на своих ногах — это наша точка опоры, мы твердо стоим, уверенные в себе. Когда мудрецы пришли к Иисусу — они упали, тем самым, показав, что Он есть их основание, крепость и сила. Они показали, насколько сильно любят Его: «Мы недостойны стоять в присутствии царя! Они видели не просто младенца, а Спасителя Иисуса, Великого Царя. Поклонением они показали свое посвящение, отказавшись от своих пониманий, суеверий, сомнений: «Ты — наш Царь, мы пришли поклониться Тебе. Мы искали Тебя, видели Твою звезду, стремились к Тебе и вот, наконец, мы встретились с Тобой». Их сердца переполнялись от радости и восторга.
Переживал ли ты когда-нибудь такую встречу с Богом, когда забываешь обо всем? Мудрецы забыли о том, что они важные люди, что у них почетные степени, они поклонялись Господу, благодарили за то, что эта встреча произошла. За то, что они нашли эту звезду и находятся здесь, в присутствии Самого Царя. И они пришли туда не с пустыми руками. Мы иногда приходим к Богу, протягиваем руки: «Дай мне, Господь, чтобы они наполнились». Мудрецы принесли Ему подарки, дары. Подарки говорят о многом. Когда ты даришь подарок какому-то человеку, то думаешь о том, что это за человек, какой подарок ему можно подарить.
Царю нельзя подарить то, что можно подарить простому человеку. Наш подарок говорит о том, насколько мы уважаем, ценим эту Личность, и насколько Она достойна подарка. Мудрецы подарили золото, это говорит о Божественности и чистоте. Ладан говорит о благоухании Христа, смирна говорит о Его жертвенной смерти на кресте. Сами подарки берут начало от Иисуса. Мы дарим подарки на Новый Год, но подарок — это Иисус. Главный подарок, который подарил нам Господь — это Иисус. Ты не можешь купить себе подарок.
Его покупает кто-то другой. Кто-то другой заплатил за этот подарок, чтобы подарить тебе. Всё, что нужно тебе — это принять его. Господь отдал нам самое лучшее, драгоценное. Насколько Господь любит, ценит, уважает человека! Казалось бы за кого, за грешников, недостойных Бога людей, Он отдал Самое Лучшее. Но когда мы смотрим на этот подарок, мы начинаем понимать, насколько Он нас ценит! Разве после этого можно сказать: «Бог меня не любит, я не нужен Богу, я такой несчастный».
Ты глупый! Потому что мудрые люди видели, какой подарок Бог сделал для человечества. Они так обрадовались этому подарку, это была весьма великая радость, торжество. Прими сегодня эту радость, которую Бог приготовил в Иисусе Христе. Разве кто-то может сравниться с Иисусом, разве что-то может сравниться с Ним? Никто и ничто не может сравниться. Так же как мудрецы принесли Ему свои дары, нам нужно приносить свои дары, когда мы приходим к Богу, которые говорят о том, насколько мы чтим Бога, поклоняемся Ему, насколько посвящаем Ему свои жизни. Когда мы отдаем Ему самое ценное, что имеем — свою жизнь, тогда Бог может двигаться в тебе и через тебя, потому что ты тоже подарил себя Ему.
Слава Богу, что мы тоже можем что-то дать нашему Господу. Мы можем Ему отдать самих себя. Когда ты встречаешься с Господом по-настоящему, никакой Ирод тебя больше не интересует. Никакая старая жизнь больше не интересует тебя. Ты не можешь вернуться на старую «блевотину». Ты пойдешь другим, новым путем. Новый путь — это Иисус, которого Господь дает тебе и мне. Иисус сказал: «Я — есть путь, истина и жизнь, и никто не приходит к Отцу, как только через Меня» Иоан.
Иди новым путем, который Господь дает нам через Иисуса. Нам не нужно возвращаться в старое, к этому «Ироду», который хочет нас украсть, убить и погубить. Там нет ничего доброго и хорошего. Он человекоубийца, злодей, который думает только об одном, как затащить нас в свои оковы, во тьму, и погубить нас в аду навеки. Но для этого и родился Иисус. Луки 19:10 «ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее». Вот цель Бога. Он пришел, чтобы найти и спасти нас, погибших.
Иисус пришел, чтобы отдать Свою душу для нашего искупления, освобождения от замысла врага. Мы должны смотреть не только на рождение Иисуса — это только начало. Мы должны смотреть на всю Его жизнь, потому что Его жизнь, Его путь — это нам пример.
К этому дню в деревнях был приурочен забой скота.
Потому на столе вместо рыбы, которую дозволялось есть в некоторые дни Филиппова поста, появлялся жареный поросёнок, гусь в яблоках, заливное из рыбы, холодец и блины. Обязательными были кутья, пироги и пряники. Последние служили угощением для детворы, которой в этот день обязательно надо было устроить праздник. Следили в этот день за погодой.
В случае метели она предвещала много мёда. Иней на деревьях сулил много хлеба, а звёздное небо обещало, что уродится много бобовых. Что нельзя делать на Рождество Под запрет попадали также любые виды рукоделия или стирка. В большой праздник считалось как минимум неприличным надевать тёмные вещи.
Считалось, что тем самым можно навлечь на себя беду. Много традиций было связано с застольем. Так, нельзя было вставать из-за стола раньше гостей. Взятую в руки ложку нельзя было класть на стол.
А незамужним девушкам и холостым парням запрещалось садиться на углу. В этом случае искать вторую половинку предстояло ещё не один год. Плохой приметой считалась тяжёлая работа на праздник.
Православные христиане начинают праздновать Рождество Христово
Позже эти два торжественных события разделили на разные даты. Однако такое решение приняли не все: например, армяне до сих пор отмечают праздник по старому принципу. Христос родился, естественно, по лунному календарю. Мы можем приблизительно высчитать соответственно солнечному, поэтому сделали проще — отсчитали девять месяцев от Благовещения 7 апреля.
А с Богоявлением его развели. До начала XIX века не принято было устраивать массовые гуляния. Известные сейчас обычаи открывать ярмарки, украшать елки и делать подарки пришли из европейских стран.
Однако с приходом советской власти, которая пыталась упразднить религию, елки и все прочие символы Рождества запретили. В послевоенные годы ели вернулись в дома в виде новогоднего атрибута, никак не связанного с религиозным праздником. Власти поняли, что несправедливо лишать детей праздника и эмоций, связанных с этим символическим деревом.
Однако масштабно праздновать Рождество начали лишь в 1991 году. Викимедиа Традиции православного Рождества Христова Священник отметил, что в честь Рождества в православных церквях проходят торжественные службы. Их начинают проводить утром 6 января — в сочельник, а вечером этого же дня верующие собираются на всенощное бдение с литией.
Ровно в полночь 7 января начинается рождественская заутреня и ранняя Божественная литургия. Традиционно в канун праздника рядом со святынями возводят снежные рождественские вертепы. Внутри кукольного театра показывают сцену Рождества.
Объемные фигурки отсылают к истории праздника.
Мы сохраняем традиции и стараемся подчеркнуть в России религиозный смысл этого праздника. На Западе о нем говорят как о хорошем светском мероприятии с подарками и добрыми хорошими пожеланиями. Это прекрасно, но нельзя забывать об и истории и значении этого дня для христиан. Рождественский пост Рождественский пост готовит православных христиан к самому важному — Рождеству Христову. Рождественский пост является последним многодневным постом в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января. Он длится сорок дней, поэтому называется в церковном уставе Четыредесятницей, как и Великий пост.
Также Рождественский пост называют Филипповым, так как заговенье приходится на день памяти святого апостола Филиппа. Рождественский пост в 2023 году: когда начинается, сколько длится, зачем поститься Рождественский пост является единением с Богом и подготовкой к празднованию светлого Рождества Христова. Он помогает православным очистить свою душу покаянием и молитвой и с чистым сердцем встретить рождение Иисуса Христа. Как рассказал «Вечерней Москве» священник Максим Филонов, главное в Рождественский пост — не забывать о молитвах и помогать ближним. Но нужно помнить, что в эти 40 дней важно молиться, наполнять свое сердце и душу добрыми мыслями и делами. Помогайте своему ближнему, нуждающимся и тем, кому необходима поддержка в это сложное время, — сказал священнослужитель.
Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников — людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос?
Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан — Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение — умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной. Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим — им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы.
Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет Иер. Святые мученики 14 000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные, миниатюра Минология Василия II, Константинополь, 985 год Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя. История празднования Рождества Христова Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Этот праздник назывался Богоявлением. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа — Солнца Правды. В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием.
Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник — день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон», во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог! Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти. С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог! В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем. Устав и Богослужение Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником.
В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы».
Наша вечность и наше божественное происхождение делают нас особенными и вносят надежду на более светлое будущее. Хотя вмешательство змея изменило всё, мы можем находить утешение в знании, что Бог пришёл на свет в образе Младенца Христа и дал нам надежду на вечную жизнь.
Рождество Христа — это время чудес, когда Бог воплотился в человеческом обличье, чтобы спасти человечество. В ту ночь маленький Младенец, родившийся в хлеву в Вифлееме, окружённый дарами волхвов и пастухов, стал надеждой всего человечества. Иисус стал Светом, который проникает во тьму и наполняет человеческие сердца светом утешения и милости.
Ведь рождение Христа свидетельствует нам о бесконечной Божьей любви. Рождество Христа не просто праздник, это истинное поклонение нашему Создателю и Спасителю. Это время для размышлений о глубоком значении рождения Христа, о Его жертве и божественном плане спасения.
Христос принёс в этот мир надежду и пролил Свою Кровь ради искупления, чтобы дать нам вечную жизнь. Великое событие вдохновляет нас быть добрее, мудрее, смиреннее. Учит проявлять заботу, щедрость, любовь и прощение.
Оно напоминает нам о сильной вере и возможности изменить себя и мир вокруг нас. Время, когда Христос родился, стало началом новой эры, наполненной надеждой, миром и любовью.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Рождество не может быть без Иисуса Христа. Господь Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в городе Вифлееме. Бога-Сына, он символизирует примирение человека с Богом.
7 января. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока — Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: "не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился". К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки , который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда "бе Иисус лет яко тридесять" Лк. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков.
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех.
В этом нет ничего удивительного: из тех времен история донесла до нас даты великих битв и сроки жизни великих царей, да и то не всегда точно. Младенец Иисус родился совсем не во дворце, его почтили вовсе не придворные летописцы, и величие этого события ничуть не похоже на то, что принято считать великим в этом мире. Подлинность Рождества удостоверяется не архивными документами, а опытом веры. Когда бы оно ни произошло тогда, оно действительно произошло, оно происходит везде и всегда, где и когда люди готовы принять Младенца. Но мы всё же для себя постараемся разобраться в этом величайшем для человечества событии в хронологическом порядке. Проведем некие исторические изыскания и проанализируем святые писания. В древности существовало много календарей, и еще больше систем летоисчисления: годы считали от основания Рима, или от начала правления того или иного царя, или вовсе не считали их, а обозначали по именам правителей.
Откуда же мы можем узнать точную дату Рождества? Источников может быть в общей сложности три: текст Писания, церковное предание и косвенные данные. Независимых от христианской традиции источников у нас просто нет. Но и церковное предание тоже не особенно помогает: день празднования Рождества установился не сразу, сначала оно вообще отмечалось вместе с Богоявлением Крещением 6 января, и лишь затем было перенесено на 25 декабря, когда римляне привыкли праздновать «день рождения непобедимого солнца». Так сказать, старый праздник наполнился новым содержанием, а в Армянской церкви так и продолжают отмечать Рождество и Богоявление 6 января по «новому стилю», на который и перешла эта церковь. Что касается года Рождества, он тоже был записан в церковной истории далеко не сразу. В частности, решено было отказаться от принятого тогда летоисчисления «диоклетиановой эры». За отправную точку в ней принималось начало правления римского императора Диоклетиана, одного из самых жестоких гонителей христиан. Вполне естественным было желание заменить ее на другую дату — и что подходило здесь лучше Рождества Христова!
Дионисий привлек все доступные ему источники а их было не слишком-то много и рассчитал, что 248 год эры Диоклетиана должен соответствовать 532 г. С тех пор мы так и считаем года, разве что сегодня это летоисчисление часто называют «нашей эрой», не упоминая Рождества. И надо сказать, не зря.
Первыми поклониться Иисусу пришли простые пастухи. А за ними явились вавилонские мудрецы, волхвы. Они вручили Младенцу свои дары — ладан, золото и смирну. Это были не просто ценные подарки, а символы.
Золото указывало на царское достоинство Спасителя, ладан означал Божество, а смирна — Его будущее погребение. В те времена смешанной с маслом благовонной смирной помазывали умерших. Узнав о рождении Христа, царь Ирод, правивший тогда Иудеей, задумал убить его. Жестокий тиран приказал избавиться от всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. О планах царя Ирода Святое Семейство предупредил Ангел. Его праздновали всей семьей — накрывали на стол, пекли пироги и открывали двери своего дома для гостей. К этому светлому дню готовились заранее: наводили порядок в избах, топили баню и готовили новую одежду.
В Сочельник было принято колядовать. Дети наряжались в костюмы ангелов, пастухов или животных и ходили из дома в дом. Ряженые пели рождественские песни — колядки — и просили у радушных хозяев угощения и подарков. Также в Рождество каждый верующий считал за честь накормить и приветить одинокого путника или подать милостыню нищему. На Рождество девушки, по традиции, гадали на любовь, урожай, детей и семью. Для "магических" ритуалов чаще всего использовали зеркала, кольца, иголки, башмаки и воск. Хотя отметим, что любые "магические" ритуалы и гадания в православии считаются грехом.
Это дерево имеет большое значение в христианской традиции. По преданию, когда царь Ирод приказал убить всех младенцев, Дева Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру, где родился Иисус, ветками ели. А в Европе существует легенда о том, что, когда деревья приносили Спасителю в дар свои плоды, ели было нечего предложить. Она стояла у подножья пещеры, не решаясь приблизиться. И тогда Младенец сам протянул к ней руку. Еще одним важным символом Рождества считается Вифлеемская звезда. Она взошла на небо, чтобы возвестить миру о рождении Спасителя.
Лучи этой яркой звезды указали путь к пещере волхвам. С тех пор Вифлеемская звезда изображается на многих иконах, а в домах ей украшают верхушку рождественской ели. На Руси символами Рождества также были сочиво и кутья — блюда из пропаренных злаков с медом.
Пусть наши сердца не останутся равнодушными к страданиям и нуждам ближних, особенно же тех людей, которых мы привыкли не замечать. Рождество Господа пришло две тысячи лет назад неожиданно для многих. И сегодня истинное значение этого величайшего события человеческой истории для большого количества людей остается сокрытым под спудом праздничной мишуры.
Желаю всем тем, кто только открывает для себя путь ко Христу, чтобы нынешний праздник стал моментом пробуждения души. Пусть Рождество Христово наполнит ваши сердца радостью, миром, верой и надеждой. Пусть каждый почувствует тепло Божественной любви, увидит свет Христовой истины и услышит ангельскую песнь благословенного мира.
Рождество Иисуса Христа отмечают православные верующие
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Рождество Иисуса Христа является одним из главных христианских праздников, который отмечают и католики, и православные, и протестанты. 7 января 2024 года празднуется великое событие для христиан — Рождество Иисуса Христа.
Рождество Иисуса Христа отмечают православные верующие
По традиции, в этот день православные не едят до первой звезды. Богослужения Празднование Рождества Христова совершается в ночь на 7 января. Ровно в полночь в храмах начинается богослужение. Около храмов и церквей устанавливаются рождественские вертепы с фигурками Святого Семейства, а также ангелов, волхвов и животных. В этот день читается молитва "Царю Небесный". Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы и ей открываются многие богослужения, а не только праздничные. Далее идет ектенья и гимн "С нами Бог". Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение", — сообщается на портале "Правмир". Далее идет песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Христа в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на 40-й день жизни. Кроме того, на праздничном богослужении в Рождество поется ирмос — заголовок Рождественского канона.
В каноне девять песен, начало девятой песни ирмос — это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно "всенощное бдение". Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве", — сказано в материале. Утреня Рождества поется ночью. Верующие считают, что в эту ночь слышно Ангельскую песнь: "Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение".
Христиане благодарят Бога за спасение. Звучит также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие — краткое песнопение, славящее Бога. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову.
Именно потому надлежало персам, «получившим в то время первенство, прийти и поклониться первому и единственному царю веков — явившемуся на земли Христу Богу нашему — с принесением Ему даров». Этим они «засвидетельствовали бы, что родившийся царь есть Владыка и Господь и царь и над теми, которые владели над всею почти землею и имели первенство пред всеми, которому они долженствовали и покланяться, и сопутствовать как щитоносцы Его».
Джон Дункан. XIX в. Знаете ли вы, почему именно две тысячи лет назад пришел в мир Спаситель? К моменту Рождества Христова человечество созрело настолько, что было способно принять весть о Рождении Сына Божия. Апостол Павел пишет: Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного , Который родился от жены, подчинился закону,чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление Гал. Святитель Лев Великий, папа Римский, так толкует данные слова святого апостола: «Итак, возлюбленные, настал срок, предназначенный для искупления людей. Приходит в эти последние времена мира Иисус Христос, Сын Божий, сходя с Небесного Престола, но не отступая от славы Отца, являясь новым Рождеством в новом облике». Можно подумать, что Бог медлил в деле спасения человечества от власти диавола и греха. Святитель Лев по этому поводу пишет: «Воплощение же Слова всегда стремилось к свершению, и Таинство Спасения человеческого никогда ни в какое время не медлило.
Его проповедали Апостолы, возвестили пророки, и не запоздало с исполнением то, что всегда было предметом веры». Помимо этого, Сын Божий родился именно 2000 лет назад, так как не мог нарушить Своего пророчества, данного пророку Даниилу. Пророчество гласит: Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатани были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семьседмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена Дан. Иеромонах Иов Гумеров толкует данное пророчество следующим образом: «Под седминой пророк разумеет семь лет. Семьдесят седмин составят 490 лет. В пророчестве прямо указан Мессия… Отсчет семидесяти седмин 490 лет начинается с даты восстановления Иерусалима». Таким образом, Спаситель пришел в мир 2000 лет назад, так как наступила полнота времен, а также на это время указывало пророчество, полученное пророком Даниилом от Самого Бога. Бумага на картоне, гуашь, золото.
Эскиз росписи алтарной стены южного предела на хорах Владимирского собора. Знаете ли вы, какие события обычно изображают на иконе Рождества Христова? Первые изображения Рождества Христова находятся в христианских катакомбах Рима. Росписи, датируемые II веком, изображают Матерь Божию со Святым Младенцем, восседающую на престоле, и волхвов с дарами, пришедших поклониться Царю. На этих росписях всегда разное число персидских волхвов, но очень скоро сложилась традиция изображать именно трех волхвов разного возраста: молодой, зрелый и старый. Уже гораздо позже, в эпоху Возрождения, на изображениях Рождества Христова будут фигурировать чернокожий, европеец и азиат в персидских одеждах, как бы в свидетельство того, что все народы преклонятся перед воплотившимся Господом. Вскоре на иконах Рождества Христова Дева Мария начала изображаться лежащей на одре рядом с Младенцем. Когда Церковь при Константине Великом обрела свободу и вышла из катакомб, церковное искусство стало быстро меняться и развиваться. Стали появляться очертания пещеры, в которой, согласно Евангелию, родился Христос и был положен в ясли кормушку для скота.
Изображается и та самая Вифлеемская звезда, проливающая свой свет на рожденного Спасителя. В верхней части иконы появляются небесные воинства, возвещающие благую весть, пастухи, Иосиф Обручник, сидящий у ног Богородицы, и сюжет омовения Младенца в нижней части иконы. Помимо стада пастухов, у яслей традиционно начинают изображаться осел и вол, смотрящие на Младенца. Окончательно византийская традиция иконографии Рождества Христова канонически сформировалась лишь после окончания борьбы с иконоборчеством, в IX веке. Именно эту традицию впоследствии восприняла русская иконопись. Икона XV века, приписываемая Андрею Рублеву, стала образцом изображения этого светлого праздника. Как мы уже знаем, волхвы, скорее всего, пришли к Спасителю лишь после Его Рождества. Поэтому нередко они изображаются несколько раз на одной иконе: идущими в Вифлеем или на конях и приносящими дары Спасителю в вертепе. Чем к более поздней эпохе относится изображение Рождества, тем это изображение более сложно и многословно.
Вместе с Русской православной церковью 7 января 25 декабря по старому стилю Рождество отмечают Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Польская поместные церкви, а также афонские монастыри, старообрядцы, греко-католики и некоторые протестанты, придерживающиеся юлианского календаря. Август повелел сделать тогда всенародную перепись по всей Римской империи. Праведный Иосиф Обручник и Богородица отправились для этого в город своих предков Вифлеем, но там все места в гостиницах были заняты. Они смогли найти ночлег лишь в пещере, предназначенной для скота, где и родился Богомладенец. Христиане верят, что Мария зачала непорочно, от Святого Духа. Таким образом младенец Иисус стал сыном и человека, и Бога.
Отверзем же мы души и сердца наши для Господа. Уста наши да возвещают Ему пение и хваление, руки же наши да творят дела милосердия. Господу, лежащему в яслях, вместе со славословием и хвалением, принесем каждый от сердца какое-либо доброе дело".
Святитель Иоанн Шанхайский "Настоящая ночь доставляет мир и тишину вселенной. Эта ночь принадлежит Кроткому, поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость; принадлежит Смиренному, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого. Это день благоволения, да удержится же всякая лютость; это день безоблачный и ясный, да обуздается же гнев, возмутитель мира и спокойствия; это день, в который Бог нисшел к грешникам, да устыдится же праведник превозноситься пред грешником... Это день, в который ниспослан нам дар, которого мы и не просили, поэтому справедливо ли было бы, если бы мы отказали своим братьям, вопиющим к нам и просящим у нас милостыни?
Рождество Христово 2025 в России
Рождество Иисуса Христа: история и установление праздника. одного из главных христианских праздников. Почему Рождество Иисуса Христа имеет для нас важное значение? Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. В завершение праздничного богослужения Владыка Алексий обратился с архипастырским словом: «Рождество Христово ожидало человечество весь Ветхий Завет.
Е.С. Гончаренко: Рождение Иисуса чудо, тайна, миссия
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ | О том, как правильно отметить рождение Иисуса Христа, о традициях празднования, об истории и обычаях Рождества — в материале «». |
Рождественские литургии в Москве посетили около миллиона прихожан // Новости НТВ | Для христиан Рождество является прекрасной возможностью и поводом засвидетельствовать об Иисусе Христе и спасении, дарованном человечеству через веру в Него. |
Рождество Христово в России — Википедия | В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. |
Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать
Рождество Иисуса Христа | Перед рождеством Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя. |
Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа — 2024 | Главная > Новости обители > «Сегодня Дева рождает Творца всего»: Сретенский монастырь празднует Рождество Иисуса Христа. |
Католическое Рождество 25 декабря 2023: традиции и символы праздника, как отмечают - | Важнейшая концепция христианства — непорочное зачатие, согласно которой Дева Мария чудесным образом зачала Иисуса Христа от Святого Духа, при этом оставаясь девственницей. |
Рождество Христово / | Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском. |
РОЖДЕНИЕ ХРИСТА ЗИМОЙ – МИФ ИЛИ ПРАВДА? | В городе, который считается местом рождения Иисуса Христа, в этом году не празднуют Рождество из-за войны в секторе Газа. |
Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа — 2024
Рождество Господа в 2024 году выпало на Воскресный день, в тридцать первую Неделю по Пятидесятнице, поэтому согласно Церковному Уставу совершилась Божественная Литургия святителя Василия Великого, звучащая лишь десять раз в году и отличающаяся особой торжественностью и длительностью. Из года в год в наш храм на праздничные богослужения Рождественской ночи, несмотря на ночное время и крепкий мороз, поклониться Богомладенцу Христу и прославить неизреченное Боговоплощение неизменно приходит большое количество верующих. К десяти часам вечера 6 января наши прихожане уже торопились на совершение Великого повечерия с Утреней, где впервые был полностью пропет рождественский канон, и по традиции все приложились к праздничной иконе, возложенной на аналое: "Христос раждается - славите! Христос на земли - возноситеся! Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися... Особенную духовную радость в Рождественскую ночь получили те христиане, которые причастились Святых Христовых Таин. Богослужения возглавил настоятель храма протоиерей Андрей Овчинников , ему сослужило духовенство храма - протоиерей Павел Феоктистов , архимандрит Филарет Радаев , иерей Боян Попов и иерей Арсений Черникин. Рождественское послания Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с амвона прочитал отец Арсений, а по окончании богослужений верующих поздравил с великим праздником настоятель храма.
Это один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. Отметим, в храме Христа Спасителя в Москве проходит рождественская служба. Прямую трансляцию можно посмотреть на сайте РИА Новости.
Затем отец Роман совершил полное каждение храма, после чего возгласил евангельское чтение. Во время праздничного канона, которое читали чтецы, прихожане подходили к помазанию святым елеем. Богослужебные песнопения исполнял мужской митрополичий хор Благовещенского кафедрального собора под управлением регента Михаила Перфильева.
Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август Октавий объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере вертепе , куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Когда Сам Господь пришел на землю спасти человека, то ему не нашлось места в доме Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть — им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Пастухи и волхвы пришли поклониться рожденному Богомладенцу Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы — волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля» Числа 24:17. Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему Мф. Восточные мудрецы узнали о рождении Христа по необычной звезде Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, то есть был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников — людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан — Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение — умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.