Новости сколько азербайджанцев живет в иране

Азербайджанцы заявили, что в регион ввозится топливо, являющееся запрещенным товаром из-за санкций США, а также обвинили иностранных водителей в незаконном пересечении границы. alt «В первую очередь иранские азербайджанцы — это иранцы, граждане Исламской республики Иран.

Какова будет численность азербайджанцев в Иране к 2023 году

Как еще называют азербайджанцев? После того, как Южный Кавказ стал частью Российской империи, российские власти, которые традиционно называли все тюркские народы татарами, стали именовать азербайджанцев кавказскими, азербайджанскими или адербейджанскими татарами, чтобы отличить их от других тюркских народов. Сколько азербайджанцев проживает в России? У лидеров азербайджанской диаспоры иные данные: в России ныне проживает до 2 млн. Сколько азербайджанцев по всему миру? Азербайджанцы самоназв.

Общая численность в мире превышает 35 млн чел.

Политика Тегерана направлена на формирование централизованно управляемой шиитской и фарсиязычной нации. Социальная и политическая революция в Иране в 1979 г. Но имелись расхождения.

Исламские социалисты, последователи философа Али Шариати, говорили о бесклассовом обществе, основанном на социальном равенстве отсутствии как унизительной бедности, так и вызывающего раздражение богатства и на братстве самоуправляемых трудовых коллективов заводов. Они требовали автономии — реализации прав этнических меньшинств на местное самоуправление, развитие системы школ на национальных языках. Либеральные демократы, участвовавшие в революции, возражали против радикальных мер, но поддерживали идеи прав человека, представительную демократию и права этнических меньшинств. Все эти варианты «склейки» многонационального общества были отброшены победителями — режимом имама Рухоллы Хомейни.

Диктатура подавила силой самостоятельность народов и оппозиционные группы. Сформировалась теократия — своего рода «государство-церковь» во главе с духовным лидером и экспертами, представляющими шиитское духовенство, которые могут вмешиваться в любые общественные процессы. Религиозные нормы стали обязательными для всех — полиция следит за их исполнением. Читайте также:Перемирие между Арменией и Азербайджаном не удалось установить сразу Нельзя сказать, что проблема этнических меньшинств кроме азербайджанцев в Иране проживает 10 млн курдов, около 5 млн арабов и др.

И персы, и азербайджанцы — шииты.

На протяжении веков языком общения в Иране был не персидский, как заявляет нынешний режим в Тегеране , а азербайджано-тюркский. И сейчас в Тегеране, Мешхеде и других крупных городах представители разных национальностей говорят на азербайджанском языке», — утверждал глава НАНА. Габиббейли далее пустился в рассуждения о том, что персидский язык является средством общения «ограниченных официальных кругов», в то время как азербайджанский — «языком всех народов, проживающих в Иране».

Права южных азербайджанцев должны быть восстановлены, им должны быть предоставлены все свободы, на которые они имеют право», — подытожил академик.

Это происходит по прямому указанию политического руководства республики. Ранее главной мишенью в этом отношении была Армения. Так, выступая 25 ноября на международной конференции «Вдоль Среднего коридора: геополитика, безопасность и экономика» в Баку, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что «вся история Армении, все главные исторические продукты Армении являются фальшивыми». Теперь, как можно понять, Баку решил возглавить процесс «дефальсификации» истории Ирана.

Язык довëл Азербайджан до «тюркского» Ирана: Баку переиначивает историю?

говорится в статье. Но как так получилось, что в соседнем Иране азербайджанцев проживает больше, чем в самом Азербайджане? Роль азербайджанцев в Иране демонстрируют все вышеперечисленные инциденты, и сегодня следует громко заявить, что каждый азербайджанец – иранец, а каждый иранец – азербайджанец. Роль азербайджанцев в Иране демонстрируют все вышеперечисленные инциденты, и сегодня следует громко заявить, что каждый азербайджанец – иранец, а каждый иранец – азербайджанец. Азербайджанцы в Иране проживают в различных регионах, главным образом на северо-западе страны, где расположена историческая область Азербайджан. Сам факт того, что неизвестно, сколько южных азербайджанцев проживает в Иране, 18 или 30 миллионов, сам по себе свидетельствует о дискриминации.

Иранский Азербайджан и армянский след

Талыши живут в Гиляне и Ардебиле. Говорят на талышском языке, который принадлежит к северо-западной группе иранских языков и наиболее близок к говорам тати в Иранском Азербайджане. Талыши ассоциируют себя с древним прикаспийским племенем кадусии. Точных данных по количеству населения нет, но, по грубым подсчетам, в Иране проживает около 800 тысяч. Гилянцы — основное население провинции Гилян, потомки того же племени кадусии. Насчитывается около 2-3 миллионов представителей этноса. Говорят на гилянском диалекте, который схож с мазендеранским и довольно сильно разнится с персидским языком. Гилянцы играют большую роль в развитии экономики Ирана, так как снабжают всю страну сельскохозяйственными продуктами.

Прямо на склонах гор они выращивают рис, пшеницу, чай, табак и цитрусовые фрукты. Среди прибрежного населения распространено рыболовство. Мазендеранцы — народ, проживающий на территории провинции Мазендеран. В древности провинция носила другое название — «Табаристан» и представляла собой отдельное независимое владение местных правителей. Поэтому у населения есть еще одно название «табари». В Иране проживает около 3-4 млн мазендеранцев. Предположительно, предки этого народа переселились с Кавказа.

Занимаются земледелием, рыболовством и скотоводством. Туркмены В Иране проживает крупнейшая группа туркменов за пределами Туркменистана. Основное место поселения — северные и северо-восточные части Ирана, среди которых провинция Голестан, Северный Хорасан и Хорасан-Резави. Долгое время туркмены представляли собой группу кочевых и полукочевых племен. По некоторым оценкам, в Иране проживает от 2 до 3 миллионов. В настоящее время туркменская этническая группа почти ассимилировалась с персами, особенно в Горгане и Гонбад-е Габусе. Балуджи Кочевой и полукочевой этнос, в основном проживающий на юго-востоке страны в провинции Систан и Белуджистан.

Отдельные группы обитают в Хорасане и Кермане. Язык белуджей имеет сходство с древним парфянским и прикаспийскими иранскими языками. Первые упоминания об этносе появляются в географическом трактате «Худуд ал-Алам». В «Шахнаме » Фирдоуси называет их «разбойниками пустыни». В Иране насчитывается не больше 2 миллионов представителей белуджей.

Между тем кризис вокруг Ирана принимал все более острый характер, в связи с чем возрастало значение самого Азербайджана. В конце апреля американская администрация совершенно неожиданно пригласила к себе президента Алиева визита в Вашингтон он безуспешно добивался с 2003 года , чем не на шутку встревожила власти Ирана. А через несколько дней после возвращения из Америки он встречается в Баку с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Ильхам Алиев оказался между молотом и наковальней. Он сам это признавал и после переговоров с Джорджем Бушем заявил, что Баку остается приверженцем мирного разрешения иранского кризиса.

Это же он повторил и во время своих переговоров и встреч с иранцами. При этом многие аналитики в Азербайджане предполагали, что, скорее всего, президент согласился на неофициальное использование территории республики американцами. Они показали, с одной стороны, силу и рост сепаратистских настроений, а с другой — наличие у азербайджанцев действительно серьезных проблем. Началось все с появления в государственной газете «Иран» оскорбительных для азербайджанцев карикатур. Уже через несколько дней почти весь Северный Иран оказался охвачен массовыми митингами протеста, особенно мощным взрыв возмущения был в Тебризе. Большинство персов, особенно государственных служащих, проживающих в азербайджаноязычных районах Северного Ирана, предпочли срочно покинуть свои дома, что временно парализовало деятельность многих учреждений. Власти Ирана быстро осознали опасность и извинились перед азербайджанцами, арестовав и редактора газеты, и автора карикатуры. Одновременно президент Ахмадинежад обвинил в провоцировании беспорядков «иностранные спецслужбы — в первую очередь американские и израильские». Подозрения Ирана вызывала и Турция. Кроме того, в организации выступлений власти Ирана открыто обвинили Махмудали Чехраганлы — ведь именно его имя выкрикивали демонстранты.

Эти меры, однако, не остановили протестующих, выступления в ряде случаев стали принимать характер межэтнического противостояния. В конце мая в руках митингующих появились флаги Азербайджана. Осознав, что ситуация начинает выходить из-под контроля, власти Ирана бросили на подавление демонстраций войска и другие силовые подразделения. К концу мая появились сообщения о почти 50 убитых и более тысячи раненых протестовавших азербайджанцев. Число арестованных доходило до 11 тысяч человек. Примечательно, что, хотя перед посольством Ирана в Баку один за другим проходили митинги протеста, власти Азербайджана отчаянно пытались делать вид, что события в соседней стране их не касаются и являются исключительно ее внутренним делом. Более того, именно тогда, когда в Баку распространились сообщения о погибших соплеменниках, президент Ильхам Алиев вновь заявил, что «Азербайджан не поддержит военную акцию против Ирана». Одновременно посольство США в Азербайджане официально отвергло обвинения в причастности к событиям. Массовые волнения в Иране остались почти вне поля зрения средств массовой информации многих стран на Западе, а также России. В начале июня стало ясно, что иранским властям удалось в целом подавить выступления.

Пессимистические настроения в азербайджанской среде усилились после почти детективной истории с Махмудали Чехраганлы. Однако 9 июня турецкие власти неожиданно его арестовали, а затем депортировали в Азербайджан, сославшись на угрозу теракта в отношении Чехраганлы со стороны иранских экстремистов. В Баку изгнанника ждал не менее неприятный сюрприз: правоохранительные органы без каких-либо разъяснений посадили его в самолет, направлявшийся в Дубай, откуда тот вылетел в США. Все это вызвало в турецком и особенно в азербайджанском обществе интенсивную дискуссию и критику в адрес местных властей, не пожелавших иметь проблемы с Ираном. В феврале 2006-го посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани раздраженно заметил: «Мы дадим отпор агрессорам, а переезд в Азербайджан 40—50 тысяч наших граждан ничего не изменит». Но в Азербайджане прекрасно понимают, что, по сути, происходит миграция и срочная покупка в Азербайджане недвижимости явно связана с приближающейся войной. Тем более что большинство из «гостей» — не азербайджанцы, а иранцы, в том числе родственники представителей правящих кругов Ирана. Иранский вопрос раскалывает азербайджанское общество. Так, Центр экономических и политических исследований FAR CENTRE при поддержке американского Национального фонда демократии провел в апреле — мае в 11 городах Азербайджана опрос по теме, связанной с кризисом вокруг иранской ядерной программы. Активизировавшиеся националистические движения не скрывают удовлетворения по поводу надвигающейся войны.

Они надеются на то, что в случае распада Ирана США, как якобы заявила государственный секретарь Кондолиза Райс, поддержат независимость Южного Азербайджана. На заседании «круглого стола», организованного в марте в Баку Народным фронтом Азербайджана и другими прозападными организациями и посвященного ситуации вокруг Тегерана, практически все выступавшие подчеркивали: война против Ирана неизбежна, и азербайджанцы должны быть готовы использовать шанс воссоединения в едином государстве. Однако большинство населения и экспертов придерживаются иного мнения. Многие опасаются, что, когда начнутся боевые действия, в Азербайджан хлынут сотни тысяч иранских беженцев и тогда цены на недвижимость, продукты питания и товары широкого потребления еще больше возрастут. Это повлечет за собой рост социальной напряженности и повышение уровня преступности. Одновременно, учитывая значительную религиозность населения Ирана, усилится влияние ислама.

Проживают также в Куме, Меркези ,Керманшахе. Крупные азербайджанские общины имеются Кередже, Мешхеде.

Очень сложно дать точную оценку населения, так как сообщалось, что иранские власти вмешиваются в официальную статистику. Северо-запад современного Ирана и территория Азербайджанской Республики является родиной азербайджанцев.

Блеск официальной идеологии померк на фоне растущей бедности. Во время общенациональных протестов в 2018 г. Общество искало замену исламизму. На первый план вышел персидский национализм.

Стихийные массовые собрания у гробницы Кира, основателя Персидской империи, вызвали удивление наблюдателей и репрессии со стороны сил безопасности. Но со временем режим сам стал использовать националистическую риторику в попытке вернуть популярность. Иранские лидеры, как отмечает американо-иранский аналитик Мохамад Аяталлахи Табаар, признали факт отхода общества от исламизма, сделав ставку на национализм и включив патриотические лозунги в государственную идеологию во время празднования 40-й годовщины исламской революции в феврале 2019 г. Ответом на рост персидского национализма стал усилившийся национализм азербайджанцев и других меньшинств. Иран осторожно поддерживает Армению. Он поступает так, чтобы сформировать в регионе противовес усилившейся Турции и ее союзнику Азербайджану, а также в качестве противодействия их попыткам влиять на иранских азербайджанцев.

Но Тегеран не сможет игнорировать значение внутренних азербайджанских протестов. Поэтому его возможности в деле оказания помощи Армении ограничены.

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ В МИРЕ

Обеспокоенность Тегерана этим обстоятельством обусловлена тем, что эта страна является одним из ключевых региональных соперников Ирана, так что усиление его возможностей в наблюдении за Исламской Республикой вряд ли может быть оценено положительно. Подстраховка — лояльные формирования в Закавказье Проиранские СМИ в настоящее время распространяют сообщение о появлении в Азербайджане нового движения исламского сопротивления — «Хусейнитов». Логотип, размещенный на знамени данного формирования, имеет явное сходство с поддерживаемыми Тегераном шиитскими организациями, созданными при поддержке Корпуса стражей исламской революции КСИР. По мнению авторов Telegram-канала «Рыбарь», сейчас «Хусейниты» являются криптогруппировкой, активность которой может выражаться лишь в публикации заявлений в социальных сетях и разного рода медийными акциями. Подобный опыт проиранские организации схожего толка ранее уже продемонстрировали в Ираке. Но такие структуры могут вырасти в нечто большее и стать базой для развития полноценной военно-политической организации. Одним из ярких примеров этого является ливанская «Хезболла». Второй игрок Параллельно с этими событиями усилия Тегерана высоко оценивают противники Баку. На фоне эскалации приграничной обстановки в столице Армении были произнесены слова одобрения в адрес Тегерана. На встрече с иранским послом в Ереване армянский вице-премьер Сурен Папикян поблагодарил Исламскую Республику за «конструктивную позицию» в регионе. Так что на фоне разлада с одним значимым игроком Закавказья, контакты с другим усиливаются, что, безусловно, скажется на развитии двустороннего партнерства.

Благодаря этому Тегеран получает возможность лучше укрепиться в другой соседней стране. Развитие ситуации не за горами На недавно проходившей в Нью-Йорке Генассамблее ООН главы внешнеполитических ведомств Ирана и Азербайджана проводили двустороннюю встречу, обозначив свой интерес к мирному решению разногласий, однако пока это не привело к реальным результатам. Не исключено, что намеченные на завтра учения повлекут за собой новый виток региональной напряженности, если конфликт постепенно не сойдет на нет. В любом случае Баку и Тегеран пока не позволяют себе резких выпадов в адрес друг друга на официальном уровне, в этом вопросе сохраняется относительная стабильность. Отношения иранского лидера Эбрахима Раиси с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым являются подчеркнуто доброжелательными.

Некоторые азербайджанские активисты борются за узнавание азербайджанского языка и создание более равноправных условий для азербайджанцев в Иране. Иранская азербайджанская община продолжает оставаться важным фактором в стране, оказывая влияние на политику, экономику и культуру Ирана.

Азербайджанцы в Иране: кто они? Азербайджанцы, также известные как азербайджанские турки, имеют свою уникальную культуру, язык и историческое наследие. Они говорят на азербайджанском языке, который относится к тюркской языковой семье, и имеют свои обычаи и традиции. Многие азербайджанцы также говорят на персидском языке, который является официальным языком Ирана. Азербайджанцы в Иране занимают различные должности и участвуют в различных сферах жизни, включая политику, экономику, культуру и искусство. Они имеют значительное влияние на политическую арену Ирана и активно участвуют в политических партиях и движениях.

Однако процесс консолидации этого в одночасье объявленного титульным тюркоязычного конгломерата - несмотря на огромные усилия властей Азербайджанской ССР и Республики Азербайджан - до сих пор нельзя считать завершенным. Подтверждение тому - наличие большого количества локальных кланов и субэтнических групп, а также тот показательный факт, что в течение почти двух веков у этой тюркоязычной массы так и не возникло собственного этнонима. Ведь даже сейчас активный поиск приемлемого названия наряду с поиском генезиса продолжается, хотя и превалирует термин «азербайджанцы».

Народ же, проживающий на северо-западе Ирана и говорящий в обиходе на тюркских диалектах часть которого, кстати, все еще сохраняет свой исконный иранский язык, имевший хождение до языковой тюркизации края , имеет исключительно иранское самосознание. Весь ареал обитания данной тюркоязычной группы входит в историческую провинцию Большого Атурпатакана, который и являет собой настоящий Азербайджан. Разумеется, в результате целенаправленной работы азербайджанских властей, СМИ и многочисленной щедро финансируемой агентуры, посредством создания декоративных организаций типа «Всемирной организации азербайджанцев», объединяющей якобы 50 млн. Но совершенно очевидно - и в свое время это было отмечено даже таким ярым поборником «азербайджанского единства», как бакинский академик Зия Буниатов, - что тюркоязычные граждане северо-западных провинций Ирана абсолютно безучастны к тому, что они составляют якобы часть разделенного Араксом народа под названием «азербайджанцы». И, действительно, если до сих пор не завершен сам процесс этнической консолидации титульной нации Азербайджанской Республики, как можно утверждать, что она является частью народа, находящегося в составе другого государства, причем народа автохтонного и тысячелетиями пребывающего в совершенно другом общественно-политическом, культурном и даже цивилизационном пространстве? Я опускаю тот факт, что сегодняшняя титульная нация Республики Азербайджан фактически сформирована на северотатском иранском субстрате общеизвестно, что во время присоединения к России в конце 30-х годов XIX века Дербент, весь Апшеронский полуостров и даже весь Ширван были по большей части татоязычными. Население же северо-западных провинций Ирана, то есть азербайджанцы исконные, иранские, всегда были оплотом иранской государственности. Достаточно сказать, что паниранизм как культурное течение, противостоящее тюркизму, возник именно здесь. Можно ли вообще постулировать наличие этнополитического единства между веками остававшейся аморфной в плане идентичности этно-языковой стихией, лишенной даже конкретного этнонима - на одной стороне и оформленным этно-цивилизационным конструктом, тысячелетиями составлявшим органичную часть монолитного политического образования, - на другой?

С одной лишь поправочкой: «жрицы любви», как все нормальные женщины в стране, должны носить чадор или просто покрывать косынкой голову, когда находятся в общественных местах. Также покрывать ноги, руки и шею. Касаемо лиц нетрадиционной сексуальной ориентации тоже все просто: если мужчина не считает себя мужчиной, то он обязан прооперироваться, поменять пол и стать трансгендером.

Для таких случаев в Иране заложен даже отдельный бюджет. Если же мужчина отказывается оперироваться, то его ждет смертная казнь через повешение. Как вы поняли, Иран живет в своем измерении, отличном от мира сего.

От того многим сложно понять эту страну. Здесь так же чуждо «не детское время». Парки и аттракционы для детей работают в будние дни до часу ночи, а в выходные… до четырех утра.

И все это время взрослые вместе с детьми катаются на каруселях, едят мороженое, гуляют в парках, а последний год и посещают дельфинарий, дающий по два представления в день — в 21. Кстати, дельфинарий в Тебризе был открыт в 2016 году армянским предпринимателем из России Гором Арутюняном. Это первый дельфинарий в Тебризе и второй по счету в Иране.

Один, как вы поняли, находится в Тегеране. Все животные привезены из России — два дельфина, две белухи и два моржа. Однако по стечению обстоятельств дельфиниха Маша и белуха Даша остались вдовами.

Их партнеры погибли от сердечной недостаточности. Самочки выступают без партнеров и исправно выполняют команды своих иранских тренеров исключительно на русском языке, как их учили прежние российские тренеры. Вообще, надо сказать, что персонал дельфинария — пример того, что армяне и азербайджанцы вполне могут жить в мире и согласии между собой.

Здесь трудятся те и другие. Учитывая, что представления начинаются вечером, а рабочий день с 08. Часто они собираются за одним столом, армяне и азербайджанцы азери-торки , едят, пьют чай и поют песни — азербайджанцы на армянском языке, а армяне на азербайджанском.

Даже «Сари ахчик» «Сары гелин» и «Аман, Тело», что являются объектами постоянных споров между Арменией и Азербайджанской Республикой, поются на двух языках. Армяне поют куплеты на армянском, а азербайджанцы дополняют припевами на азербайджанском. Кстати, было замечено, и я этому оказался свидетелем, как во время армяно-азербайджанского пения дельфиниха и белуха машут головами из стороны в сторону, словно радуются такому дружественному тандему.

Такая вот идиллия! Мы своим примером покажем, как это сделать. Представление закончилось поздно ночью.

Пора было возвращаться в отель. Тем более с утра надо отправляться в Джульфу. Мои новые приятели Седжад Мохсензаде и Амир Сербазрешид заехали за мной в дельфинарий, чтобы отвезти в отель.

В машине сидели еще два человека. Ехать почти восемь километров по ночному Тебризу. Ребята включили музыку для драйва.

Седжад улыбнулся, а ребята на заднем сиденье стали громко смеяться. Я не понимал, почему мой вопрос вызвал столько смеха. Амир, едва сдерживая гогот, обратился к Седжаду: — Ну что, врубай Гугуш!

Твоей заднице не привыкать. Седжад засмущался, а остальная компания пуще стала смеяться. Седжад ответил: — Дело в том, что в Иране запрещено слушать в общественных местах Гугуш.

Она политическая эмигрантка. Поссорилась с рахбаром и уехала на Запад. С тех пор за песни Гугуш можно получить 50 ударов палкой по заднице от стражей исламской революции.

У меня уже был горький опыт, когда за слушание песен Энди Мададяна мне «надавали» 30 палок. Поэтому ребята смеются. Теперь смеяться начал я.

Но не из-за ударов. Что за несправедливость? Ребята прояснили.

Оказывается, к Гугуш у властей личная обида. А по всем остальным артистам-эмигрантам — 30 палок. Если что — будем удирать.

Но на всякий случай готовьте задницы. На этот раз веселее будет. Не мне же одному отвечать за всех.

Седжад включил Гугуш на всю громкость. С большой скоростью мы поехали дальше к отелю. Улицы были пусты.

Нам повезло. Ночные приключения на свои зады не состоялись. И слава Богу!

Хотя такси в Иране довольно дешевый транспорт, ребята настояли, что отвезут именно они: «Ты гость. Не траться зря! Что ж, это я часто слышал в Иране и от незнакомцев.

Дорога заняла всего полчаса. Ребята помогли мне поселиться в отеле, и мы попрощались. Номер оказался просторным, уютным — гостиная, спальня, кухня, оснащенная всем необходимым и… окна с видом на Азербайджан.

Именно на Азербайджан, на другую страну. Дело в том, что Джульфа находится прямо на границе с Азербайджанской Республикой, Нахичеванским краем. От моих окон до линии границы — всего-навсего 200 метров.

Там проходит естественная граница по реке Аракс, а на том берегу Аракса — другая Джульфа, принадлежащая уже Азербайджанской Республике. Ведь некогда это был один город. Но после подписания Туркманчайского мирного договора 1828 года между Персией и Российской империей, территории разделили по Араксу.

Северная часть Джульфы отошла России, южная часть осталась у Персии. Джульфа — в прошлом армянский поселок, крупный торговый центр. Старое армянское название города — Джуга.

По преданиям, город был основан легендарным армянским царем Тиграном Ервандяном и впервые упоминается у историка V в. Мовсеса Хоренаци. Согласно летописцу, Тигран Ервандян поселил в Джуге пленных мидийцев.

Между X и XII веками он стал крупным городом, центром армянской торговли прежде всего шелком , сохранявшим свое преимущественно армянское население. Мирная и размеренная жизнь богатой Джуги длилась до нач. В 1604 году, в ходе войн между Персидской и Османскими империями шах Персии, Аббас I Великий, чтобы удержать под своей властью Закавказье, применил в Армении тактику выжженной земли, в ходе которой он изгнал все население Восточной Армении, как христианское, так и мусульманское.

Многие джугинцы отказались переселяться. Но армия не унималась. Начались грабежи и насилия на переправе через Аракс, где персидские всадники безнаказанно похищали приглянувшиеся им вещи джугинцев, а также девушек и юношей.

Множество жителей утонуло, так что «на обоих берегах реки валялись трупы утонувших людей». В это же время по личному приказу шаха солдаты подожгли оставленный город, который сгорел дотла. Население все же было насильственно переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор — Новая Джульфа.

Что касается Джульфы, то позже туда стали постепенно возвращаться армяне и мусульмане. Строились новые храмы, дома, мануфактурные производства. Но это была уже не та Джульфа.

И вот я здесь — в городе, умытом слезами и кровью ее прежних жителей. Теперь уже две Джульфы в двух разных государствах разделяет Аракс. Население одной и другой говорят почти на одном азербайджанском языке.

Однако психология, подобно Араксу, разделяет два родственных народа: в иранской Джульфе армян осталось хоть и мало, но здесь сохранены памятники армянского зодчества, среди которых Часовня Чупан и красивейший монастырь Сурб Степанос. Зато в азербайджанской Джульфе вот уже третий десяток лет нет ни армян, ни их наследий. Власти Азербайджанской Республики сровняли с землей все, что напоминало о присутствии армян в крае.

Были уничтожены почти 10 тысяч хачкаров, а также монастырь IX в. Аменапркич, церковь XII в. Сурб Аствацацин, Помболози и т.

Сохранилась лишь общественная баня XVI в. В отличие от властей соседней страны Иран бережно относится как к собственному зодчеству, так и культурному наследию других народов на своей территории. Сегодня иранская Джульфа состоит всего из трех длинных улиц с населением чуть более 5 000 человек.

Большая часть из них — азери-торки. Остальные персы и армяне. В городе можно встретить и немало азербайджанцев, приезжающих сюда из Нахичеванского края.

В Джульфе и горючее значительно дешевле, и продукты питания. Из-за близости двух городов проникают сюда из Азербайджана и националистические элементы. Баку пытается натравить азери-торков на армян.

Азербайджанцы в Иране: сколько азербайджанцев живет в ИРИ?

Южный Азербайджан имеет большое географическое и экологическое разнообразие, состоящее из гор, долин, лесов, озер. Иранские азербайджанцы - часть азербайджанского этноса, составляющая большинство населения Южного Азербайджана провинции Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Зенджан, Ардебиль, Казвин и части Хамадана ,части Гиляна, Курдистана и Тегерана. Являются после персов второй по численности этнической группой страны и крупнейшим национальным меньшинством Ирана. Многие Азербайджанцы с территории Южного Азербайджана переехали в другие части Ирана, такие как Тегеран.

Численность их в Соединённых Штатах составляет от 80000 до одного миллиона, в Аргентине - 12000, в Бразилии -75000, Канаде - 170000, в Мексике - 27000 тысяч человек. В странах Американского континента Гондурасе, Гватемале, Перу и других, также поселились наши соотечественники. Однако точных сведений об их численности пока нет.

Большинство азербайджанцев, поселившихся на Американском континенте, являются нашими соотечественниками, переселившимися из Ирана. Поток наших соотечественников из Турции, начавшийся с 1970 года и из Азербайджана - с 1991 года, повлиял на состав нашей диаспоры на этом континенте и ее социально - экономическую деятельность. Вторым континентом с обширной географией распространения азербайджанской диаспоры и численному составу является Европа. По последним статистическим данным, численность азербайджанцев в Турции и России составляет миллионы, в Украине и Белоруссии, Германии, Великобритании сотни тысяч, Польше, Испании, Австрии, Албании, Финляндии, Португалии более десятков тысяч человек.

Напротив, я ожидаю от него жесткой позиции в отношении этой страны. Исходя из этого организация, возглавляемая Махмудом Чехраганлы, воздержалась от поддержки Миргусейна Мусави и призвала азербайджанцев бойкотировать выборы. То, что Мусави по происхождению азербайджанец, нас должно беспокоить далеко не в первую очередь.

Настораживать нас должно не этническое происхождение оппозиционного кандидата, а его политические взгляды. Мусави обещает своим избирателям либеральные реформы. Чем увенчались для Советского Союза реформы Горбачева, известно всем. Ясно, что демократические преобразования приведут к ограничению роли исламской идеологии, которая является цементирующей силой многонационального иранского общества. Благодаря либеральным реформам сепаратисты получат свободу действий, что нам совсем не выгодно. Обещанное Миргусейном Мусави снятие запрета на преподавание в школах азербайджанского языка может привести к пробуждению среди иранских азербайджанцев национального самосознания. Именно эти соображения позволяют предполагать, что победа Миргусейна Мусави нам ничего хорошего светить не может.

Для нас лучше, чтоб в Тегеране правила администрация, с которой легче продолжить реализацию достигнутых ранее договоренностей. В этом смысле переизбрание Ахмадинежада на второй срок в полной мере соответствует наших интересам.

Иранские власти, в свою очередь, мобилизовали все свои силы безопасности для подавления демонстраций, в том числе и в южных провинциях Азербайджана.

Репрессии были довольно жестокими, что отражено в подробный отчет представлено группой экспертов: согласно отчету, количество задержанных в Тебризе, крупном городе Южного Азербайджана, «только за первые две недели протестов составило более 1700 протестующих». Кроме того, правительственные рейды в период с сентября по декабрь 2022 г. Не менее 6 этнических азербайджанцев были приговорен к смертной казни.

Реклама Несколько конкретных случаев особенно важны. В сентябре 2022 года подросток из Зенджана Мехди Мусави был убит. Семье и родственникам Мехди угрожали и просили хранить молчание об убийстве.

В другом случае, цель был 22-летний Насим Седги, семья которого была вынуждена объявить, что ее уход был несчастным случаем. Борьба и репрессии против южных азербайджанцев могут не получить достаточного международного освещения, как и многие другие события в Иране и на Ближнем Востоке. Вот почему азербайджанским общинам приходится напоминать о своем деле в разных странах и на разных площадках.

Расширение прав и возможностей гражданского общества и меньшинств в Иране вместе с поддержкой прав человека всех граждан было бы правильной европейской стратегией для сдерживания репрессивного режима аятолл и его деструктивной политики по отношению к Западу и его союзникам. Важно также, чтобы ЕС при поддержке США ясно дал понять, что иранские провокации и нападения на Азербайджан или другие страны региона будут означать дальнейшие санкции и даже помощь Азербайджану, если того требует ситуация, в том числе практическую помощь путем поддержки себя. Позволит ли ЕС Ирану и дальше вмешиваться в дела Южного Кавказа при поддержке России, или ему предстоит задача избежать нового вмешательства в дела суверенных стран европейской периферии и поддержать свободу и права людей, репрессированных в условиях Режим аятоллы?

Время покажет, но ЕС не следует слишком долго ждать.

Sorry, your request has been denied.

alt «В первую очередь иранские азербайджанцы — это иранцы, граждане Исламской республики Иран. Кроме того, значительное количество азербайджанцев также живет в Тегеране, столице Ирана. Азербайджанцы в Иране — основная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана.

Sorry, your request has been denied.

Я полагаю, количество азербайджанцев, проживающих в различных районах Ирана, составляет около 30 миллионов человек, что около 40 процентов всего населения Ирана, которое составляет около 84 миллионов человек. Кроме того, значительное количество азербайджанцев также живет в Тегеране, столице Ирана. говорится в статье. Мы сделаем всë возможное, чтобы защитить наш образ жизни, секулярный вектор развития Азербайджана и азербайджанцев, включая азербайджанцев, проживающих в Иране», – заявил в конце ноября президент Ильхам Алиев.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий