В марте в издательстве «АСТ» вышла книга «Страдающее Средневековье», получившая свое название от одноименного интернет-сообщества, выкладывающего созданные в Средние века изображения со смешными подписями. Средневековье продолжает страдать, а мы — смеяться, так запоминаются шутки из паблика «Страдающее Средневековье». На них молодые люди и девушки воссоздают изображения из средневековых манускриптов, знакомые аудитории Рунета во многом благодаря паблику «Страдающее Средневековье». Историк-медиевист Михаил Майзульс: «Паблик „Страдающее русское Cредневековье” наверняка бы обвинили в оскорблении чувств верующих».
Они все страдают: история юмора в картинках со «Страдающим Средневековьем»
Может быть, у вас есть любимые группы? У него несколько ансамблей: Labyrinthus, Ensenhas, UniversaliainRe. Транскрибируют тексты, играют, поют на языке оригинала, но готовят переводы на русский для публики. Данилу помогают филологи — он работает с музыкой как настоящий ученый. Средневековые инструменты реконструируются, их можно купить. При этом Данил и другие специалисты по музыке той эпохи говорят, что мы никогда уже не услышим, как она звучала на самом деле. Как не услышим и музыку Баха такой, какой он сам ее играл. Манускрипт с изображением нот, около 1330-40 гг. Мы знакомы. Я его сто лет не видел, но когда-то мы работали вместе и дружили, все диски его коллектива у меня были, и я слушал их много-много раз. Еще я очень люблю все, что про Средние века делали и делают испанский гамбист Жорди Саваль с женой — вокалисткой Монтсеррат Фигерас.
Ensemble Organum все-таки знают любители, а Жорди Саваля знают все, потому что он исполняет разную музыку. И мне кажется, он невероятно талантлив и как дирижер, и как исполнитель на струнных инструментах. Это двухчасовой немой фильм 1928 года. Режиссер-датчанин снял кино про французскую национальную героиню между двумя мировыми войнами. Там все крупными планами — лица, лица, лица… И ты вместе с этими людьми переживаешь Средневековье. Очень сильное впечатление. Без этого фильма кинематограф был бы другим. Первый фильм более знаменит, но второй, по моему мнению, ничуть не хуже. Он страшный. У Бергмана к людям было мрачноватое отношение, без иллюзий.
Из итальянского советую посмотреть фильм Росселлини про францисканцев «Франциск, менестрель Божий» 1950 и работу Пазолини «Птицы большие и малые» 1966 — это такая фантасмагория, где человек из XX века вдруг переносится в XIII век. И то, и другое — серьезные высказывания про Средние века. Но это не значит, что там все так, как было на самом деле. Эти фильмы представляют собой самостоятельные художественные послания, в которых эпоха показана тактично. Европа, которая осталась в Средневековье. Герман снял дорогой, умный фильм, и средневековья там еще больше, чем у Стругацких. Он, конечно, хочет снимать про женщин, это же Кончаловский! Про женщин, при виде которых все ложатся штабелями, про женщин, которые управляют Европой. Но для этого больше подойдет Италия. Флоренция, Медичи, яды.
Не моя эпоха. И я сказал: «Извините, Андрей Сергеевич, не могу помочь».
Главное, подходить к нему с юмором. Кажется, вначале это было экзотично. А художник за словом в карман не лез, говорит ему: «Здрасьте! Ну, покрасил — получилась Сикстинская капелла.
Правда, это уже Ренессанс. Там встречаются какие-то необычные, смешные выражения лиц, позы. Авторы паблика, которых я называю Настрадамусами, потому что они настрадались, выбирают самые графичные картинки. Такие изображения легко считываются. Там 3—4 цвета, и вся выразительность — именно в линии, а не в живописном пятне. Это достаточно простое искусство.
К тому же отдельные фигурки для мемов Настрадамусы вырезают из изображений, где много других героев. Это похоже на то, как мы привозим из поездки маленький магнитик и вешаем его на холодильник. Каждый мем — это шутливый месседж, иногда более удачный, иногда менее. Он ни к чему не обязывает. Подписчик просто посмотрел, хихикнул и пошел дальше. Что вы думаете о попытках реконструировать музыку той эпохи?
Может быть, у вас есть любимые группы? У него несколько ансамблей: Labyrinthus, Ensenhas, UniversaliainRe. Транскрибируют тексты, играют, поют на языке оригинала, но готовят переводы на русский для публики. Данилу помогают филологи — он работает с музыкой как настоящий ученый. Средневековые инструменты реконструируются, их можно купить. При этом Данил и другие специалисты по музыке той эпохи говорят, что мы никогда уже не услышим, как она звучала на самом деле.
Как не услышим и музыку Баха такой, какой он сам ее играл. Манускрипт с изображением нот, около 1330-40 гг. Мы знакомы. Я его сто лет не видел, но когда-то мы работали вместе и дружили, все диски его коллектива у меня были, и я слушал их много-много раз. Еще я очень люблю все, что про Средние века делали и делают испанский гамбист Жорди Саваль с женой — вокалисткой Монтсеррат Фигерас. Ensemble Organum все-таки знают любители, а Жорди Саваля знают все, потому что он исполняет разную музыку.
И мне кажется, он невероятно талантлив и как дирижер, и как исполнитель на струнных инструментах. Это двухчасовой немой фильм 1928 года. Режиссер-датчанин снял кино про французскую национальную героиню между двумя мировыми войнами. Там все крупными планами — лица, лица, лица… И ты вместе с этими людьми переживаешь Средневековье. Очень сильное впечатление.
Зайцы с рисунков на полях средневековых рукописей — с маргиналий?
С того места серьезной книги, куда средневековый человек смотрел, чтобы отвлечься и развлечься. Зайцы воюют, зайцы казнят... Сочетание несочетаемого — заяц, который совершенно не заячью работу делает. Получается, средневековые люди над этим смеялись, и сейчас это тоже смешно? Прекрасно, что это полностью передалось нам. Если средневековый человек попадет из прошлого в современный мир, он здесь вообще ничего не поймет, просто сойдет с ума в первый же день.
Но есть смешные вещи, которые нас эмоционально с ним связывают, ну то есть мы вместе с людьми из Средневековья смеемся над этим. Суета сует из «Псалтири Робера де Лилль». Начало XIV века Телепорт такой. В другое сознание. Да, да, телепорт... Вообще, интересно было бы показать мемы средневековому человеку.
А можно персонажей этих картинок на полях, тех же зайцев или гибридов, назвать средневековыми мемами? В нашем мире мем — это то, что очень быстро распространяется, то, что можно использовать в разных вариациях и приложимо к разным ситуациям. Сложно переносить наши понятия в Средние века, но в принципе персонаж, который переходит из рукописи в рукопись, выполняя разные действия... Да, вполне похоже на мем. О различиях Для средневекового человека хотя мы его представляем себе очень серьезным было естественно, когда что-то священное соседствует с тем, что смешно. Например, в часословах XIII века рядом с молитвами и благочестивыми иллюстрациями — обезьяна в короне, которая всякие непотребства вытворяет.
Странное соседство по современным меркам. Нас сейчас удивляет такое на одной странице, а для человека той эпохи ничего плохого в этом не было: он специально заказывал такие вещи, чтобы и помолиться, и посмеяться. Нормально это воспринималось. Это все очень понятно объясняют специалисты в книжке «Страдающее Средневековье», которую издали по нашей инициативе. То, что мы ее задумали, захотели об этом рассказать, связано с событиями в Москве в 2015 году, когда активисты движения «Божья воля» громили выставку в Манеже погромщики заявляли, что произведения авангардистов оскорбляют чувства верующих. А в чем заключается эта визуальная игра?
Мне кажется, что сегодня для нас, как в тех часословах: миниатюра без подписи — это молитва, а текст, который мы наносим, — маргиналии.
Наши исследователи многие годы изучали ту эпоху: имена, даты, системы летоисчисления, научились распознавать неточности в источниках. Они знают, в чем мог ошибиться человек, а в чем не мог. Например, днем рождения часто называли именины. Крестили новорожденного на девятый день. Благодаря этим деталям Федору и Анне удалось вычислить точную дату — 2 августа по старому или 12 августа по новому стилю 1552 года. Я вот ни одного открытия не сделал. Правда, я опубликовал первое критическое издание публикация оригинального текста с историко-литературным комментарием — прим. Один из этих двух трактатов — изложение космологии, а другой был первым на средневековом Западе латинским текстом о физиогномике.
О Скоте что-то помнили потомки. Данте отправил его в ад, а в Шотландии о нем складывали баллады. Но с его реальными текстами была знакомы по рукописям лишь дюжина специалистов в мире. Думаю, я сделал полезное дело для науки и для будущих поколений медиевистов. Но вряд ли это сенсационное открытие. Так живет медиевистика: из небытия, из прожорливой пасти времени выхватывает фрагменты прошлого и открывает их миру. В какой момент вы присоединились к этому проекту? Жена Юры Сапрыкина Вера работала у меня на кафедре ассистенткой по истории искусства еще в 2013 году. Я был у них на свадьбе в Казани.
Они младше меня почти на поколение, но мы друзья. С Костей Мефтахудиновым то же самое. Правда, он пока не женат, поэтому я еще не пил у него на свадьбе. Изначально это была шуточная, полухулиганская выходка однокурсников. Они создали группу во «ВКонтакте» под названием «Бойцовский клуб», потому что у них вел историю Средних веков Михаил Анатольевич Бойцов. Однажды он показал студентам средневековую картинку и сказал: «Видите, как тут все страдают, как им тяжело». С шуток и даже неприличных картинок. Но через пару лет после открытия в паблике стали уже не просто смеяться над мемами, а спрашивать, что это на самом деле значит. Почему зверушка так изображена?
Почему герои картины совокупляются? Почему сверху, а не снизу? И мои друзья-историки стали отвечать на эти вопросы. В 2018 году появилась книга «Страдающее Средневековье» — веселая и познавательная. Она получила премию «Просветитель» и стала самым успешным научпопом за всю историю российского книгоиздательства последних 20 лет. Для меня это было лакмусовой бумажкой: стало понятно, что сейчас всплеск интереса к Средневековью и этот интерес надо куда-то направлять для общего блага. Подумал, что это шанс издавать и продвигать средневековые тексты и книги о той эпохе.
«Страдающее Средневековье»: так всё и было
В подборке ниже мы покажем фотографии про страдающее средневековье. Эпоха Средневековья одарила человечество богатым наследием изображений котов, лижущих свои зады. Собралась очередная порция Страдающего Средневековья. Удобный и быстрый онлайн генератор мемов, создать мем, 100000+ шаблонов, загрузка фото / картинок. проект, давно переросший изначальный формат паблика в социальной сети "ВКонтакте". Мемы и мысли о Средневековье.
Такое страдающее средневековье (25 фото)
ADPASS сделал подборку различных работ петербургского художника и мемов из сообщества «Страдающее Средневековье», которое вдохновляет иллюстратора. Страдающее Средневековье обложка книги 30 %. Паблик «Страдающее Средневековье» выпустил новогодние открытки, которые нужно сжечь. Средневековье продолжает страдать, а мы — смеяться, так запоминаются шутки из паблика «Страдающее Средневековье».
Бренды погрузили в Средневековье
Страдающее средневековье. 2.5K views04:58. Главная» Новости» Страдающее средневековье зарплата ветка. Отец-основатель (хотя какой он отец, молодой еще) паблика "Страдающее Средневековье" поделился с нами супер-популярными в интернете картинками. ADPASS сделал подборку различных работ петербургского художника и мемов из сообщества «Страдающее Средневековье», которое вдохновляет иллюстратора.
Подписчики
- Как носили? — Подкаст «Страдающее Средневековье»
- Стикеры страдающее средневековье (56 фото)
- Курсы валюты:
- Страдающее Средневековье – Telegram
«Страдающее Средневековье»
Страдающее Средневековье, изображение №1. Исследуйте Страдающее средневековье картинки из категории 'Общее', включающий 73 HD фотографий, доступных с Июнь 16, 2023. Отец-основатель (хотя какой он отец, молодой еще) паблика "Страдающее Средневековье" поделился с нами супер-популярными в интернете картинками. Отец-основатель (хотя какой он отец, молодой еще) паблика "Страдающее Средневековье" поделился с нами супер-популярными в интернете картинками. Страдающее средневековье. 2.5K views04:58. проект, давно переросший изначальный формат паблика в социальной сети "ВКонтакте".
Страдающее Средневековье
Они показывали, как сильна власть женщины над мужчиной, напоминая о том, как важно контролировать плотские желания. Битвы рыцарей и улиток Типичный поединок Ещё одна причуда средневекового искусства — изображение сражений рыцарей и улиток. Один из учёных отметил, что эти изображения можно обнаружить на полях почти каждой страницы любой из книг того периода. В попытках объяснить эти рисунки учёные выдвигали разные версии: демонстрация классового неравенства, дискриминация, борьба человека с неизбежной смертью. Но истинный тайный смысл картинок так и не был разгадан. Может всё было и не так уж замысловато? Представьте, насколько тосклива была жизнь монаха в XIV веке.
Переписывание библии вряд ли у кого-то вызывало восторг, поэтому монахи развлекали себя как могли. Рогатый Моисей Почётное звание первого рогоносца относится к Моисею На протяжении достаточно долгого времени было принято изображать Моисея с рогами на голове. Этот человек вывел евреев из Египта, а его образ демонизировали, причём традиция эта длилась достаточно долго, ещё Микеланджело рисовал его с рогами. Но это не значит, что люди хотели испортить образ Моисея, многие считают, что у него и правда были рога. В большинстве библейских изданий говориться, что он спустился с горы Синай с десятью заповедями, и его лицо «сияло». Слово «keren» в переводе с иврита может иметь два значения: «луч света» и «рог».
Поэтому версия о том, что у Моисея на самом деле были рога, имеет право на существование. В Средние века даже существовали версии Библии, в которых было написано, что у Моисея были рога. Это может показаться странным, но многие до сих пор верят, что этот вариант перевода единственно верный. Кто знает, может Моисей и правда был рогоносцем. Мария Магдалена с густым волосяным покровом Когда наступила зима и можно больше не бриться На полотнах готических художников Мария Магдалена больше напоминает участника шоу уродов: её тело полностью покрыто густым волосяным покровом от шеи и до пят, как будто она принимала ванны из средства для роста волос. На одной из картин художник переборщил с волосатостью груди, и Мария Магдалена стала похожа на козла.
Легенда гласит, что после смерти Иисуса она стала пренебрегать мирскими делами, перестала мыться, ходила в одной и той же одежде, которая обветшала до такой степени, что рассыпалась прямо на теле. А волосы покрыли её тело чудесным способом, чтобы скрыть наготу. Мария Магдалена скиталась до конца жизни и была похожа на голого дальнобойщика.
Ежедневные публикации за сегодня Наш сайт - ваш источник юмора! Все опубликованные материалы являются произведениями народного творчества. Администрация shutok.
В ней он, в частности, объясняет, почему этот журнал трудно представить себе где-либо, кроме Франции по сути имея в виду, что его трудно представить в России. Такой тип политического юмора — с его грубой телесностью и постоянными отсылками к сексу — отзвук средневековой и ренессансной традиции осмеяния вспомним Рабле. По его мнению, специфика западного христианства Ревзин говорит только о Франции, но я бы посмотрел шире в том, что там носителями скабрезного, в том числе обращенного на саму церковь, юмора долго было и духовенство. В этом он видит одну из причин «радикализма европейской свободы».
Юмор маргиналий был понятен всем средневековым людям? Или в нем были какие-то более глубокие уровни, скрытые смыслы для образованных и посвященных? Скорее всего, существовали разные уровни восприятия, но наверняка сказать сложно. У историков есть изображения — зачастую довольно странные. Мы сами часто не уверены, что толкуем их правильно, и не знаем, как это делал средневековый читатель: дневников, авторы которых писали бы что-то вроде «сегодня видел уморительную картинку в часослове», к сожалению, нет. Вообще свидетельства конкретных средневековых зрителей о конкретных да еще дошедших до наших дней изображениях — огромная редкость. И обычно они касаются монументальных образов — скульптурных порталов соборов или изображений, считавшихся чудотворными, а потому привлекавших взоры паломников. Есть вероятность, что такие тексты еще найдутся? Кое-что найтись может. Но важно понимать, что люди редко записывают свои рутинные впечатления.
У нас в небольшом количестве есть инструкции для миниатюристов. Иногда на полях или в пустых пространствах, оставленных для художника, попадаются короткие заметки по поводу того, что следует нарисовать. Но они касаются основных элементов декора — миниатюр и инициалов. Как правило, маргиналии не были жестко привязаны к текстам, которые шли на тех же листах. Поэтому что именно изобразить на конкретном листе, мог решать сам художник — без консультаций с заказчиком или клириком-консультантом. Но не надо представлять их творцами, мучительно пытающимися создать что-то уникальное и оригинальное, чтобы быть лучше, чем коллега Жан. Идеи брались из какого-то общего фонда и кочевали из одних рукописей в другие с незначительными вариациями. Как вы думаете, почему мемы «Страдающего Средневековья» создаются только на основе западноевропейских рукописей? Ведь миниатюры были в российских летописях — в Радзивилловской , в Лицевом летописном своде. Во первых, изображения из русских летописей которые вообще-то иллюстрировали нечасто менее разнообразны и более стереотипны.
В Лицевом своде Ивана Грозного тысячи миниатюр с множеством разных сюжетов из библейской, римской, византийской и русской истории, но эти сцены комбинируются из ограниченного числа визуальных элементов «горок», видов городов и зданий и так далее , а персонажи по своему облику и костюму очень слабо индивидуализированы. Из-за такой стереотипности придумать к ним смешной комментарий намного сложнее, чем к западным миниатюрам. Во-вторых, если западные рукописи оцифровывают очень активно, то для древнерусских источников этот процесс пока только начинается хотя уже, скажем, есть потрясающий проект с оцифровкой собрания Троице-Сергиевой лавры. Ну и в-третьих — безусловно, есть древнерусские рукописи со светскими сюжетами. Те же летописи, космографии или «физиологи» — аналоги западных бестиариев энциклопедий, где за каждым животным закреплено множество богословских и аллегорических толкований. Но подавляющее большинство визуального материала — это все-таки иллюстрации к житиям святых, библейским текстам и так далее. Мне кажется, что в современных российских реалиях паблик «Страдающее русское Средневековье», в котором изображения из житий Сергия Радонежского или Савватия Соловецкого кто-то решил снабдить ироничными комментариями, быстро бы обвинили в кощунстве и оскорблении чувств верующих. Католические сюжеты не ощущаются как «свои». Они не похожи на привычный сакральный язык восточнохристианского искусства. Поэтому, с одной стороны, они более безопасны, с другой — более странны и потому притягательны.
Во II в. Ириней Лионский, один из влиятельнейших христианских богословов того времени, впервые интерпретировал четырех «животных» из Апокалипсиса как указание на четыре Евангелия. По его убеждению, лев соотносится с Евангелием от Иоанна, поскольку оно раскрывает царственную природу Христа; телец жертвенное животное — с Евангелием от Луки, так как оно начинается с рассказа о священнике Захарии, приносящем жертву Богу; человек — с Евангелием от Матфея, ведь оно повествует о земном родословии Христа и представляет его «смиренно чувствующим и кротким человеком»; а орел — с Евангелием от Марка, ибо он «указывает на дар Духа, носящегося над Церковью». Четверовидны животные, четверовидно и Евангелие и деятельность Господа». Ириней Лионский. Перевод П.
Преображенского Августин 354—430 переформатировал эту схему: у него человек олицетворяет Марка, который подробнее других описывал земную жизнь Спасителя, а лев — Матфея. Матфей, по его словам, представил «царственный лик Христа», поэтому его символом должен быть лев. Иоанна он ассоциирует с орлом, так как автор четвертого Евангелия «парит, как орел, над мраком человеческой немощи и созерцает свет неизменной истины острейшими и сильнейшими своими очами». Однако самой влиятельной оказалась версия, предложенная на рубеже IV—V вв. Иеронимом Стридонским, создателем самого распространенного, а потом и вовсе ставшего официальным латинского перевода Библии — Вульгаты. Он твердо обозначил все соответствия в своих комментариях к Новому Завету, которые пользовались в Средневековье большим авторитетом: «Первое лицо — лицо человеческое — обозначает евангелиста Матфея, который начал писать о Господе как бы о человеке: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Второе лицо обозначает Марка, в Евангелии которого слышится как бы голос рыкающего в пустыне льва: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Читайте также:
- О компании
- 2. «Зачатие Александра Великого»
- Страдающее средневековье, часть 17 |
- «Страдающее Средневековье»: все, что нужно знать о паблике и книге
- Как паблик «Страдающее Средневековье» стал брендом
- Читайте также: