Страшная авиакатастрофа произошла на острове Тенерифе 27 марта 1977 года. Крупнейшая в истории авиационная катастрофа произошла 27 марта 1977 года на острове Тенерифе (Канарские острова).
Секунда до катастрофы 1 сезон 12 серия (Столкновение на взлетной полосе)
Пилоты не любят этот аэропорт из-за непредсказуемых погодных условий. Из-за близости Атлантического океана за несколько минут солнечная погода может превратиться в туман. Однако, так как Лас-Пальмас был закрыт, все должны были приземляться в Лос-Родео. Местные менеджеры, отдавая приказы на плохом английском, едва справлялись с беспрецедентным наплывом самолетов. Такое "столпотворение" впервые наблюдалось в провинциальном аэропорту.
Скромный Лос-Родео явно не был предназначен для обслуживания такого количества самолетов. Вскоре все места стоянки и даже часть рулежной дорожки были заняты лайнерами, которые ожидали разрешения лететь в Лас-Пальмас. На борту самолета KLM голландской авиакомпании было 235 пассажиров и 11 бортпроводников. Голландский боинг должен был приземлиться в Лас-Пальмасе, высадить пассажиров и с другой туристической группой вернуться в Амстердам.
Американский боинг 747, принадлежащий авиакомпании Pan American, был заказан королевской туристической компанией "Круиз". На борту самолета находилось 378 пассажиров из Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. Они должны были попасть на борт круизного судна "Золотая Одиссея". Спустя несколько часов после взрыва, аэропорт Лас-Пальмас вновь открыл свои двери.
Всего лишь спустя несколько минут, счастливые первые самолеты уже были наготове лететь. Американский и голландский боинги были первыми в очереди и с нетерпением ждали разрешения на взлет. Тем временем, погода начала ухудшаться.
Когда Гран-Канарии, наконец , разрешили вновь открыться, капитан К. Вельд Хюйзен ван Зантен спешил быстрее вылететь, так как у него был еще один рейс, который он мог пропустить. Тем временем самолет Panam Flight 1736, который также находился на туманной взлетной полосе, по-видимому, пропустил свой поворот, чтобы покинуть взлетно-посадочную полосу. Непонятно, то ли незнакомый аэропорт, то ли туман виноват в том, что капитан Виктор Граббс пропустил немаркированный поворот, но он все еще пытался найти безопасное место для парковки своего самолета, когда ван Зантен объявил, что готов к взлету. Этот самолет был бы уничтожен в марте 1977 года в катастрофе на Тенерифе. Он связался по радио с авиадиспетчерской службой, которая ответила: "Хорошо, ждите взлета, я вам позвоню", - и в этот момент в разговор вмешался панам: "мы все еще выруливаем на взлетную полосу. Многие авиакомпании с тех пор изменили свое оборудование, чтобы решить проблему гетеродинов.
Американский самолёт передвигался уже в тумане. Видимость в этот момент составляла меньше ста метров. Он должен был проехать по полосе до третьего съезда и переместиться на рулёжную дорожку, которая в этом месте была свободна. Диспетчеры решили сделать этот манёвр для того, чтобы американский лайнер двигался параллельно со взлётно-посадочной полосой, где будет взлетать самолёт KLM. Ну а дальше роковой просчёт совершил экипаж самолёта Boeing 747 Pan American. Чтобы понять, что они сделали, нужно взглянуть на схему аэропорта. Схема передвижения самолётов перед авиакатастрофой Как видно на схеме, третий съезд с ВПП взлётно-посадочная полоса направлен против движения самолёта Clipper Victor. Пилотам потребовалось повернуть с разворотом в 148 градусов, чтобы заехать на этот съезд. Указания насчёт съезда номер три они сочли ошибкой диспетчера и поехали к четвёртому. Около поворота на него и произошла трагедия.
Переговоры пилотов и диспетчера Между тем, Якоб ван Зантен сильно торопился подняться в воздух, поскольку в запасе было 2 часа. Экипаж ждал лишь команды на взлёт от диспетчера. Сам диспетчер выражался по-английски с сильным акцентом и из-за сильного тумана не видел происходящего на взлётно-посадочной полосе. Завершающим этапом в авиакатастрофе на Тенерифе стал радиообмен между диспетчером и экипажами обоих авиалайнеров. После разворота в конце взлетно-посадочной полосы экипаж голландского Боинга запросил у диспетчера разрешение на взлет. В ответ он передал им инструкцию по набору высоты, которую ван Зантен и остальные члены экипажа по ошибке поняли, как разрешение. В то же время, после передачи инструкции диспетчер в конце добавил следующую фразу: «ОК, будьте готовы к взлету, я вас вызову». В этот же момент экипаж американского Боинга вышел на связь, и сообщил диспетчеру следующее: «Мы все ещё следуем по полосе, Clipper 1736». Из-за того, что обе фразы вышли в эфир одновременно, возник эффект под названием гетеродин. В результате, экипаж самолёта KLM не услышал окончание фразы «Будьте готовы к взлёту, я вас вызову», а только «ОК» и визг гетеродина.
После этого Якоб ван Зантен дал команду вывести двигатели на взлётный режим и стал разгоняться навстречу лайнеру Pan American. Пилоты американского лайнера увидели самолёт KLM за 6 секунд до столкновения. В этот момент до него оставалось примерно 700 метров. Они стали выруливать на газон между ВВП и рулёжной дорожкой, но не успели завершить этот манёвр. Столкновение Экипаж амстердамского Боинга увидел американский самолёт на несколько секунд позже.
Он располагается на высоте в 600 метров над уровнем моря и при определенных условиях довольно часто оказывается выше границы облачности. Так случилось и 27 марта 1977-го. Ближе к пяти часам вечера полностью дозаправленный голландский 747-й наконец выехал на полосу. Погода еще была хорошей, но вслед за огромным самолетом с моря потянулись и облака. Сложилась специфическая, но достаточно типичная для Лос-Родеоса ситуация: пассажирский лайнер ехал к другому концу взлетно-посадочной полосы при солнечном свете, но за ним быстро наступала облачность, по сути, представлявшая собой густой туман. Так как магистральная рулежная дорожка была по-прежнему уставлена самолетами, для взлета появившийся на ВПП Boeing был вынужден проехать всю ее длину и в противоположном конце осуществить разворот на 180 градусов — задача для гигантского 747-го сама по себе непростая, но вполне выполнимая. Экипаж во главе с ван Зантеном с ней прекрасно справился, но это было их последнее успешное действие. Сразу вслед за голландцем на той же полосе появился и американский Clipper Victor. Он двигался уже в тумане видимость составляла менее 100 метров , должен был доехать лишь до третьего съезда с ВПП, через него покинуть полосу и съехать на параллельную рулежную дорожку, которая на этом участке уже была свободна от самолетов. По задумке диспетчеров, американец далее мог ехать параллельно ВПП, по которой в то же время мог взлетать и самолет KLM. Чтобы понять, что произошло далее, необходимо взглянуть на схему аэропорта. Даже человек, не разбирающийся в авиации, обратит внимание, что тот самый третий съезд был направлен против хода Clipper Victor. Чтобы выполнить требование диспетчеров, американцу потребовалось бы осуществить поворот на 148 градусов, а затем еще один, ровно такой же, перед магистральной рулежной дорожкой. Экипаж Pan Am решил, что это физически невозможно, учитывая габариты их самолета, тем более что следующий, четвертый съезд был гораздо удобнее: там их ждало два поворота всего лишь на 35 градусов. Сделав вывод об ошибке диспетчеров, американский Boeing проехал третий съезд и продолжил движение к четвертому. Он не доехал до того самую малость. В это же самое время нетерпеливый Якоб ван Зантен рвался в воздух. У него в запасе оставалось всего два часа, чтобы долететь до Гран-Канарии, высадить-посадить пассажиров с багажом и отправиться в Амстердам. Перед самолетом была стена тумана, где-то в глубине которой двигался его близнец. Ван Зантен ждал лишь команды диспетчера. Диспетчера, который говорил по-английски с чудовищным акцентом и из-за облачности и отсутствия в аэропорту наземного радара не видел, что происходит на летном поле. Финальным звеном в цепи трагических совпадений стал радиообмен, происходивший между вышкой диспетчеров и двумя Boeing. Развернувшись в конце ВПП, голландский экипаж запросил разрешение на взлет. Вместо него диспетчер радировал борту KLM инструкцию по набору высоты, которую ван Зантен и его коллеги ошибочно интерпретировали как нужное им разрешение. Тем не менее диспетчер понял двусмысленность обмена, добавив после инструкции фразу «ОК, будьте готовы к взлету, я вас вызову». Ровно в тот же момент на связь вышел американский экипаж, продолжавший свое движение по взлетно-посадочной полосе от третьего к четвертому съезду и озадаченный происходящим. Пилоты Pan Am сообщили диспетчеру: «Мы все еще следуем по полосе, Clipper 1736». Однако обе фразы были выданы в эфир одновременно, что привело к эффекту, называемому гетеродином. Якоб ван Зантен и его экипаж не услышали ни обращения к ним диспетчера «Будьте готовы к взлету, я вас вызову» , ни сообщения американцев о том, что они еще следуют по полосе.
Ад на Тенерифе: крупнейшая авиакатастрофа в истории
Крупнейшей по числу жертв авиакатастрофе в истории исполнилось 42 года 27 марта 1977 года вошло в историю как черный день гражданской авиации. Наложение обстоятельств 27 марта 1977 года произошла крупнейшая авиакатастрофа в истории гражданской авиации — при столкновении двух самолетов погибло 583 человека. Самая крупная в мире авиакатастрофа произошла на Тенерифе./Фото. Причиной самой крупной авиакатастрофы в истории мировой гражданской авиации стала преступная халатность экипажа одного из самолетов.
СТОЛКНОВЕНИЕ САМОЛЕТОВ В АЭРОПОРТУ ЛОС-РОДЕОС
Хронология и причины авиакатастрофы на Тенерифе | Сегодня в мире вспоминают жертв авиакатастрофы в аэропорту Лос-Родеос, произошедшей на Тенерифе, Канарские острова, в 17:06:50 по местному времени 27 марта 1977 года. |
Секунда до катастрофы: Столкновение на взлетной полосе онлайн | Крупнейшей по числу жертв авиакатастрофе в истории исполнилось 42 года 27 марта 1977 года вошло в историю как черный день гражданской авиации. |
45 лет крупнейшей по числу жертв авиакатастрофе на Тенерифе
27 марта 1977 года шокирующая новость бомбой разорвалась на страницах газет. Авиакатастрофа в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе в 1977 году считается самой крупной авиакатастрофой в истории авиации, если не считать теракты – Самые лучшие и интересные новости по теме: Тенерифе, катастрофы, самолет на развлекательном портале. Наложение обстоятельств 27 марта 1977 года произошла крупнейшая авиакатастрофа в истории гражданской авиации — при столкновении двух самолетов погибло 583 человека. Поделиться Реконструкция трагедии на Тенерифе Авиакатастрофа в Тенерифе Крупнейшая в истории авиации катастрофа произошла на испанском острове Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос 27 марта 1977 года. 27 марта 1977 года на острове Тенерифе (Канарские острова), столкнулись два Боинга 747.
Крупнейшая авиакатастрофа в истории. Тенерифе. 27 марта 1977 года.
Авиакатастрофа В Тенерифе - Самая Ужасная Авиакатастрофа 20 Века : Беседка | Ворвись в IT со Skillfactory всего за 3 месяца: по промокоду AIR 45% до 05.08.2022 без рекламы: https://boo. |
13 причин крупнейшей авиакатастрофы в истории: Тенерифе 1977 | Самая крупная в мире авиакатастрофа произошла на Тенерифе./Фото. |
Самая абсурдная авиакатастрофа в истории случилась 35 лет назад :: Инфониак | Главная» Новости» 27 марта 1977 года авиакатастрофа. |
Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века: vitkvv2017 — LiveJournal | Прошло ровно 40 лет после авиакатастрофы на испанском острове Тенерифе. |
10 самых невероятных авиакатастроф в истории | Ворвись в IT со Skillfactory всего за 3 месяца: по промокоду AIR 45% до 05.08.2022 без рекламы: https://boo. |
Билеты без наценки
- Лос-Родеос
- Спешить нужно медленно
- Тенерифе: самая масштабная авиакатастрофа в мировой истории
- 5 крупных авиакатастроф: По каким причинам они произошли, и кому в них посчастливилось выжить
- Публикации
Содержание
- В круиз – за смертью: Авиакатастрофа на Тенерифе
- Крупнейшая в истории авиакатастрофа произошла 45 лет назад
- 45 лет назад произошла самая страшная авиакатастрофа за всю историю
- Катастрофа, которую никто не ждал
Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века
Это называется полудуплексной связью — радиостанция работает только либо на прием, либо на передачу. Заговорить со своей стороны можно, только дослушав чужое сообщение до конца. Это сделано для того, чтобы диспетчер вызывал и слушал каждый самолет по отдельности. Когда второй пилот рейса 4805 KLM сообщил, что их борт собирается взлетать, диспетчер сказал: «ОК», и в следующее мгновение, чтобы его поняли правильно, снова нажал тангетку и сказал: «Будьте готовы к взлету, я вас вызову».
Эм… мы все еще двигаемся по полосе, 1736! Вторая — в 17:06:20. Любого из сообщений было достаточно, чтобы капитан ван Зантен понял: либо разрешение на взлет еще не получено, либо, что впереди на полосе находится точно такой же 747-й.
Но приемник смешал два входящих сигнала, поданных одновременно, и оба они превратились в наушниках рейса 4805 в гетеродинный шум. Рейс KLM 4805 начал разгон. Он ответил на обеспокоенный запрос Брэгга: «Понял вас, 1736, доложите, когда освободите полосу».
Брэгг ответил: «ОК, мы доложим, когда освободим». Экипаж рейса 1736 в этот момент как раз доехал до четвертого съезда. Ни один из них не знал, что Боинг KLM уже начал разгон.
Но капитан PanAm Граббс, будто предчувствуя что-то нехорошее, выруливая на четвертый съезд, сказал: «Давайте-ка убираться отсюда к черту! Второй пилот Брэгг закричал «Уходим! Но тяжелый самолет не сразу оторвался от земли, ударившись хвостовой частью о бетон ВПП и прочертив по нему двадцать метров, высекая сноп искр.
Его хвостовая часть и кабина с грохотом отвалились. Топливо из оторванного двигателя и развороченных баков KLM хлынуло сверху на PanAm и мгновенно воспламенилось. Потерявший тягу левых двигателей 4805 пролетел два корпуса и рухнул на ВПП, по которой его протащило еще около трехсот метров.
Полностью охваченный пламенем, он развернулся поперек полосы у злополучного третьего съезда, превратившись в крематорий для всех 248 человек на борту. Прибывшие на место крушения пожарные поначалу начинают тушить обломки KLM, не подозревая, что в катастрофе участвовало два самолета. Но через разломы в корпусе и по нетронутому левому крылу самолета рейса 1736 удается спастись 70 людям, 61 из которых впоследствии выживут.
Горящий Boeing рейса 1736 спустя считанные минуты после катастрофы Обломки рейса 4805 Общий план места катастрофы. В центре — обломки Boeing KLM 4805, взлетавшего слева направо по фото, на заднем плане — обломки Boeing PanAm 1736, двигавшегося навстречу. На переднем плане — рулежная дорожка, слева — третий съезд с ВПП.
Официальное расследование катастрофы вызвало обширную дискуссию, но остановилось в результате на вине голландского командира — капитан ван Зантен пошел на взлет без фактического разрешения диспетчера. Однако в этой истории интересно разобрать все хитросплетения факторов, которые к ней привели. Прежде всего, нельзя однозначно назвать катастрофу в аэропорту Тенерифе «цепочкой трагических случайностей».
Все приведшие к ней факторы в тексте статьи выделены жирным, и однозначно хронологическими в этой катастрофе являются только теракт, скопление самолетов, вызвавшее задержку обоих бортов на земле, и затем туман, приведший к фактическому ослеплению всех участников маневров, включая диспетчера. Остальные факторы было бы правильнее рассматривать в рамках теории «сырных дырок». Теория швейцарского сыра или дыр в нем — не важно, суть все равно хорошо передается названием уподобляет надежность системы нескольким ломтикам сыра.
Сами ломтики являются слоями защиты, уровнями отказоустойчивости рассматриваемой системы. Однако у каждой такой системы безопасности есть встроенная либо возникшая со временем уязвимость — дыра в сыре. И если несколько таких дыр окажутся в одном месте, либо станут очень большими и наложатся друг на друга — то внешний фактор проникнет под эти слои «брони», вызвав отказ системы.
Модель «швейцарского сыра», илл. А какие-то «расширились», проявившись там, где их никто не ждал. Например, затор из самолетов парализует работу аэропорта и вносит напряжение в работу диспетчеров, но сам по себе не опасен для машин на земле.
Все могло обойтись, если бы очередь из самолетов взлетала, пользуясь для маневров только рулежной дорожкой, но рулежка сразу двух самолетов по действующей ВПП уже расширила «сырную дыру». Но ведь в ясную канарскую погоду два самолета видели бы друг друга все время маневров. С приходом тумана все по-прежнему было бы хорошо, работай в аэропорту наземный обзорный радиолокатор.
Он позволил бы наблюдать взаимное расположение самолетов и предотвратить столкновение. Но эта большая «сырная дыра» уже была в аэропорту заранее до катастрофы. Даже задержка рейса 1736 на ВПП могла не сыграть роли — но невероятное совпадение по таймингу двух критически важных радиосообщений привело к их наложению в эфире, и полудуплексная технология поочередных сообщений не помогла.
И даже это было не окончательным пройденным «ломтиком» — последнюю роль сыграли лишние 50 тонн топлива на борту KLM, ведь именно из-за них экипаж не смог оторвать машину от ВПП, отчаянно задирая нос самолета в туче искр. Другим комплексным фактором стала небрежность общения по радио. Неформальные слова и акцент диспетчера сопровождали все переговоры с обоими бортами.
В ответ на запрос ATC clearance диспетчер назвал борт ван Зантена «KLM 4705», видимо, от усталости и нагрузки спутав вторые цифры бортов 4805 и 1736 — незначительная, но все же оговорка. Минутой позже в ответ на обеспокоенное сообщение 1736 «Мы все еще на полосе! Спекулятивно, такое обращение могло сбить восприятие номера рейса на слух, как будто оно адресовано какому-то другому самолету.
Да, эти конкретные мелочи никак не повлияли на развитие событий.
Ежедневно более 80 тысяч самолетов по всему миру совершают около двухсот тысяч рейсов и доставляют в пункт назначения более трех миллионов пассажиров. Процент аварий крайне низок, а поэтому — казалось бы — страх перед полетами имеет иррациональную природу. Ничего подобного!
Их капитан успел воскликнуть: «Он приближается… Смотри! Проклятие, этот сукин сын приближается! Голландцам, чтобы осознать происходящее, потребовалось на 3 секунды больше. И кто знает, возможно, авиалайнерам и удалось бы разминуться, если бы голландский B747 не дозаправился перед вылетом. Лишние 40 тонн топлива действительно стали лишними. Лайнер KLM зацепил Clipper Victor двигателями, нижней частью фюзеляжа и шасси, фактически вскрыв его, как консервную банку. По инерции он продолжал лететь, обливая все вокруг керосином, еще около 150 метров, после чего упал, проскользил 300 метров по ВПП и взорвался. Шансов выжить на его борту не было ни у кого. Заживо сгорели 14 человек экипажа и 234 пассажира. Все выжившие находились в передней части самолета и покинули его через дыры в фюзеляже. В общей сложности в результате столкновения двух крупнейших самолетов столетия погибло 583 человека. В условиях густого тумана спасательные службы не сразу заметили, что катастрофу потерпели сразу два Boeing. Первое время они тушили лишь голландский самолет, не подозревая, что в полусотне метров продолжают гибнуть и пассажиры американского. Комиссия по расследованию установила, что она была вызвана спешкой пилота из-за желания поскорее покинуть Тенерифе и уложиться в нормативные сроки выполнения рейса. Свою трагическую роль сыграли также густой туман, интерференция радиопереговоров, использование во время них нестандартных фраз и плохое знание иностранных языков. Второстепенными факторами стали отказ американского Boeing покинуть ВПП на третьем съезде как ему было первоначально указано , задержка с дозаправкой и теракт в аэропорту Гран-Канария, с которого все и началось. Весь радиообмен между пилотами и диспетчерами был стандартизирован, чтобы исключить неправильную интерпретацию команд диспетчеров. Кроме того, авиакомпании стали уделять исключительное внимание тому, что позже назвали Crew Resource Management управление возможностями экипажа. Для перевозчиков стало ясно, что совершенно недостаточно просто обучить экипаж техническому процессу управления самолетом. Трагедия на Тенерифе стала хрестоматийным примером порочности неоспариваемого лидерства в кабине пилотов. Во время того самого финального радиообмена молодой голландский бортинженер высказал сомнение в том, что Boeing Pan Am покинул взлетно-посадочную полосу, однако капитан ван Зантен и его второй пилот проигнорировали замечание бортинженера, понадеявшись на свой опыт. При этом у бортинженера, подавленного авторитетом звезды KLM, не хватило смелости настоять на своей точке зрения.
Посмотрим, что получится в этот раз. В прошлом году летали в Индию, в это время года там очень круто. В выходные грезил попасть в кинотеатр на фильм «Марсианин», но не сложилось. Возможно, что удастся сделать это в эти выходные. Говорят, что фильм очень хороший и смотрится на одном дыхании. Если кто-то уже посмотрел, прошу поделитесь в комментариях впечатлениями. Я размышлял над тем, что у каждого человека своя судьба и каждому что-то предначертано, если хотите, можете называть меня фаталистом. Эта история — яркий пример того, что судьба — это череда случайных событий. Но давайте обо всем по порядку. Первый в мире «Боинг 747» известен под прозвищами «Джамбо Джет» и «Королева небес». Первый полет самолет-гигант, способный взять на борт до 524 пассажиров, совершил в 1969 г. На протяжении 35 лет он оставался самым большим, тяжелым и вместительным авиалайнером. К сожалению, с этим лайнером связана и самая большая трагедия в истории авиации. Террористическая опасность В полдень 27 марта 1977 г. Находившиеся в это время на подлете к аэропорту самолеты, диспетчеры начали направлять на запасной аэродром Лос-Родеос на острове Тенерифе. Резервный аэропорт не был предназначен для обслуживания такого количества крупных самолетов, и вскоре все стоянки были заняты. Среди лайнеров, ожидавших разрешения на вылет в Лас-Пальмас, был еще один «Боинг 747», принадлежавший авиакомпании «Пан Ам». После 4 часов ожидания аэропорт из Лас-Пальмаса было получено сообщение, что местный аэропорт готов к приему задержанных рейсов. Диспетчер Лос-Родеос говорил по-английски с таким ярко выраженным испанским акцентом, что второму пилоту пришлось несколько раз переспрашивать смысл его распоряжений. Тогда же «Боинг» «Пан Ам» получил команду следовать за «голландцем», чтобы затем свернуть на рулежную дорожку. Неразбериха в эфире Аэропорт Лос-Родеос не был оборудован обзорным радиолокатором, и диспетчерам постоянно приходилось уточнять по радио расположение самолетов.
Крупнейшая авиакатастрофа в истории. Тенерифе. 27 марта 1977 года.
Но не 27 марта 1977 года. В 13:15 в цветочном магазине, расположенном в здании его пассажирского терминала, прогремел взрыв, ставший первым звеном в длинной цепочке событий, которые привели к крупнейшей авиационной катастрофе столетия. Вскоре после первого взрыва в полиции раздался телефонный звонок — неизвестный предупредил о второй бомбе, заложенной в здании терминала. Находившиеся в нем пассажиры и персонал были немедленно эвакуированы, а сам аэропорт перестал принимать новые рейсы. Их перенаправляли на соседний остров Тенерифе, где находился аэропорт Лос-Родеос — единственная альтернатива на Канарах, способная обслуживать дальнемагистральные самолеты. Оба выполнялись недавно введенными в эксплуатацию и крупнейшими на то время лайнерами Boeing 747. На борту B747 нидерландской авиакомпании KLM было 14 членов экипажа и 235 пассажиров, среди них 52 ребенка. В общей сложности на его борту было 396 человек, из них 380 пассажиров, преимущественно пенсионеров, для которых Канарские острова должны были стать лишь начальной точкой будущего продолжительного круиза. Этот Boeing, носивший гордое название Clipper Victor, был не совсем обычным. Именно он семью годами ранее выполнил первый коммерческий рейс среди всех 747-х, наконец открыв дорогу в небо славному и самому харизматичному семейству самолетов.
Его же спустя восемь месяцев в том же 1970-м умудрились угнать на Кубу, где невиданный прежде Clipper встречал Фидель Кастро собственной персоной. Относительно небольшой аэропорт, в те годы рассчитанный на обслуживание лишь региональных рейсов, оказался забит рейсами международными. Все оказавшиеся тут не по своей воле самолеты, естественно, не влезли на маленький перрон Лос-Родеоса. Они заняли и почти всю единственную! Это был второй фактор, обусловивший произошедшую через несколько часов главную трагедию в мировой авиации XX века. Якоб ван Зантен на первый взгляд был идеальным пилотом. Богатый опыт и располагающая внешность сделали его лицом авиакомпании. Его большой портрет рядом с фотографией флагмана флота украшал развороты бортовых журналов. Ко всему прочему он возглавлял и программу подготовки новых пилотов для 747-х KLM.
Но этот внешне безупречный фасад скрывал неприятные для самого капитана и его работодателя проблемы. Уже на Тенерифе он одно за другим принял целый ряд решений, ставших катализатором грядущей катастрофы, начав с требования полностью дозаправить его Boeing в Лос-Родеосе. Незапланированная посадка в Лос-Родеосе вылилась в длительное четырехчасовое ожидание, после которого самолет еще должен был вновь оказаться в воздухе, перелететь на соседний остров, высадить там пассажиров, принять на борт новых и вернуться в Амстердам.
Ровно в тот же момент на связь вышел американский экипаж, продолжавший свое движение по взлетно-посадочной полосе от третьего к четвертому съезду и озадаченный происходящим. Пилоты Pan Am сообщили диспетчеру: «Мы все еще следуем по полосе, Clipper 1736». Однако обе фразы были выданы в эфир одновременно, что привело к эффекту, называемому гетеродином. Якоб ван Зантен и его экипаж не услышали ни обращения к ним диспетчера «Будьте готовы к взлету, я вас вызову» , ни сообщения американцев о том, что они еще следуют по полосе. Все, что услышал ван Зантен, — это слово «ОК» и гетеродин, пронзительный визг, в который превратились две наложившиеся друг на друга фразы.
Голландцы окончательно убедились, что диспетчерское «ОК» относится к их разрешению на взлет. Двигатели вышли во взлетный режим, до чудовищной катастрофы оставалось 14 секунд. Их капитан успел воскликнуть: «Он приближается… Смотри! Проклятие, этот сукин сын приближается! Голландцам, чтобы осознать происходящее, потребовалось на 3 секунды больше. И кто знает, возможно, авиалайнерам и удалось бы разминуться, если бы голландский B747 не дозаправился перед вылетом. Лишние 40 тонн топлива действительно стали лишними. Лайнер KLM зацепил Clipper Victor двигателями, нижней частью фюзеляжа и шасси, фактически вскрыв его, как консервную банку.
По инерции он продолжал лететь, обливая все вокруг керосином, еще около 150 метров, после чего упал, проскользил 300 метров по ВПП и взорвался. Шансов выжить на его борту не было ни у кого. Заживо сгорели 14 человек экипажа и 234 пассажира. Все выжившие находились в передней части самолета и покинули его через дыры в фюзеляже. В общей сложности в результате столкновения двух крупнейших самолетов столетия погибло 583 человека. В условиях густого тумана спасательные службы не сразу заметили, что катастрофу потерпели сразу два Boeing. Первое время они тушили лишь голландский самолет, не подозревая, что в полусотне метров продолжают гибнуть и пассажиры американского. Комиссия по расследованию установила, что она была вызвана спешкой пилота из-за желания поскорее покинуть Тенерифе и уложиться в нормативные сроки выполнения рейса.
Свою трагическую роль сыграли также густой туман, интерференция радиопереговоров, использование во время них нестандартных фраз и плохое знание иностранных языков.
Непонятно, то ли незнакомый аэропорт, то ли туман виноват в том, что капитан Виктор Граббс пропустил немаркированный поворот, но он все еще пытался найти безопасное место для парковки своего самолета, когда ван Зантен объявил, что готов к взлету. Этот самолет был бы уничтожен в марте 1977 года в катастрофе на Тенерифе. Он связался по радио с авиадиспетчерской службой, которая ответила: "Хорошо, ждите взлета, я вам позвоню", - и в этот момент в разговор вмешался панам: "мы все еще выруливаем на взлетную полосу. Многие авиакомпании с тех пор изменили свое оборудование, чтобы решить проблему гетеродинов. Никто в обоих самолетах не видел друг друга, пока не стало слишком поздно. Ван Зантен попытался уйти от столковения, чтобы уже поднимающийся самолет просто пролетел над припаркованным "Панамом", но из-за дополнительного веса от дозаправки он пропустил свое крошечное окно, и двигатель "К. Возможно, еще более ужасным был вид с "Панама", капитан которого успел крикнуть: "этот сукин сын идет!
Причиной самой крупной авиакатастрофы в истории мировой гражданской авиации стала преступная халатность экипажа одного из самолетов. Трагическое известие о страшном происшествии в курортном городке на Канарских островах распространилось информационными агентствами в считанные часы. Такой авиационной катастрофы мир еще не знал. Как бы в насмешку над теми людьми, кто боится летать по воздуху, два переполненных аэробуса столкнулись на земле и взорвались. Связавшись с диспетчером аэропорта в Лае-Пальмасе, командир корабля капитан Якоб ван Зантен получил распоряжение следовать на запасной аэродром Лос-Родеос, расположенный на соседнем острове Тенерифе. Оказалось, что Лас-Пальмас временно закрыт, так как утром этого дня в зале ожидания пассажирского терминала боевики «Движения за независимость и автономию Канарских островов» взорвали бомбу.
Известие о том, что придется садиться в Лос-Родеосе, не вызвало энтузиазма у капитана ван Зантена. Один из лучших летчиков KLM, старший пилот-инструктор авиакомпании хорошо знал особенности этого аэродрома. Мало того, что он имел единственную взлетно-посадочную полосу и был расположен в ложбине между двумя горами. Авиаторы не любили его из-за непредсказуемых погодных условий, когда буквально за несколько минут видимость могла упасть до нулевой отметки. Вслед за ним стали заходить на посадку самолеты других рейсов, которых также не принял Лас-Пальмас, и скоро все стоянки и рулежные дорожки аэродрома были заняты разноцветными крылатыми машинами. Среди них был еще один «Боинг-747» рейс РА 1736 авиакомпании Pan American, на борту которого находилось 380 пассажиров из Лос-Анджелеса и Нью-Йорка и 16 членов экипажа.
Через три часа томительного ожидания пришло сообщение о том, что аэропорт Лас-Пальмаса вновь открыт. Экипажи самолетов получили разрешение на запуск двигателей, и турбины засвистели на малом газу. Тем временем погода над Лос-Родеосом стала неожиданно портиться. Ветер принес с океана дождевые облака, и они грозили в любой момент накрыть туманом взлетно-посадочную полосу. Садиться в таких условиях было нельзя, а взлетать — можно. За дальнейшую задержку пассажиров авиакомпаниям пришлось бы платить немалую неустойку и экипажи старались как можно скорее покинуть Лос-Родеос.
Диспетчер аэропорта говорил по-английски с таким сильным испанским акцентом, что второй пилот несколько раз уточнял, какая из рулежных дорожек свободна.
10 самых невероятных авиакатастроф в истории
Авиакатастрофа в Тенерифе — самая ужасная авиакатастрофа 20 века | КОМПАНИЯ. О проекте. Новости. |
45 лет назад произошла самая страшная авиакатастрофа за всю историю | ✈Пассажирская Авиация | Дзен | Сегодня, Уважаемый читатель, я Вам расскажу про авиакатастрофу, которая вошла в историю как самая крупная и страшная авиакатастрофа в истории пассажирской авиации — столкновение двух самолетов Boeing-747 27 марта 1977 года на испанском острове Тенерифе. |
Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века | Пикабу | Самая масштабная авиакатастрофа произошла 27 марта 1977 года: по нелепому стечению обстоятельств в аэропорту на Канарских островах столкнулись два самолета Boeing 747. |
Ровно 37 лет назад произошла самая крупная авиакатастрофа | Крупнейшая авиакатастрофа в истории произошла 35 лет назад. 27 марта 1977 года 583 человека погибли в аэропорту Лос-Родео на Канарских островах в результате столкновения двух лайнеров Боинг 747. |
5 крупных авиакатастроф: По каким причинам они произошли, и кому в них посчастливилось выжить | Авиакатастрофа в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе в 1977 году считается самой крупной авиакатастрофой в истории авиации, если не считать теракты – Самые лучшие и интересные новости по теме: Тенерифе, катастрофы, самолет на развлекательном портале. |
Авиакатастрофа в Тенерифе — самая ужасная авиакатастрофа 20 века
Диспетчер же воспринял эту реплику не буквально и интерпретировал её как готовность KLM к взлёту. В это же мгновение диспетчер сообщил экипажу KLM, что скоро даст разрешение на взлёт. Любого из двух сообщений было бы достаточно, чтобы ван Зантен понял свою ошибку и прекратил движение. Однако он просто не слышал сообщений, которые из-за интерференции наложились друг друга и превратились в треск. Столкновение Несколько секунд спустя произошёл последний разговор перед катастрофой.
Диспетчер попросил экипаж Pan American сообщить об освобождении полосы. Ван Зантен и второй пилот, полностью сосредоточившись на взлёте, вероятно, не слышали этого. Однако бортинженер обратил на разговор внимание и выразил командиру свою обеспокоенность тем, что, возможно, Clipper Victor ещё не покинул полосу. Однако ван Зантен, полностью уверенный в обратном, ответил, что им не о чем волноваться.
В кабине экипажа Pan American также появились подозрения, что что-то идёт не так. Однако уже через несколько мгновений непроницаемый туман разрезали огни Boeing 747 KLM. Всего 600 м отделяло Clipper Victor от несущейся с невероятной скоростью гигантской машины, что не оставляло авиалайнеру ни единого шанса.
Тем временем погода над Лос-Родеосом стала неожиданно портиться. Ветер принес с океана дождевые облака, и они грозили в любой момент накрыть туманом взлетно-посадочную полосу. Садиться в таких условиях было нельзя, а взлетать — можно. За дальнейшую задержку пассажиров авиакомпаниям пришлось бы платить немалую неустойку и экипажи старались как можно скорее покинуть Лос-Родеос. Диспетчер аэропорта говорил по-английски с таким сильным испанским акцентом, что второй пилот несколько раз уточнял, какая из рулежных дорожек свободна.
В это время над полосой нависло темно-серое облако, и капитану ван Зантену пришлось вести самолет практически на ощупь. Тогда же командир «боинга» Pan American капитан Виктор Граббс получил распоряжение от руководителя полетами следовать за «боингом» KLM по взлетно-посадочной полосе, а затем свернуть с нее на третьем съезде на рулежную дорожку. И вновь экипаж с большим трудом понял команды, поступавшие с «башни». Аэропорт Лос-Родеос не был оборудован обзорным радиолокатором, и диспетчерам приходилось постоянно уточнять по радио положение самолетов на земле. Вскоре сквозь пелену проступили огни конца полосы. Готовы к взлету». В ответ экипаж услышал: «KLM 4805, после взлета занимайте эшелон 9,0. Правый разворот на курс 040.
Капитан ван Зантен решил, что разрешение на взлет получено, сказал в микрофон: «Понял», после чего перевел ручку газа на взлетный режим и отпустил тормоза… Все это время «боинг» Pan American медленно двигался по полосе вслед за голландским самолетом. В тумане капитан Граббс проскочил поворот и надеялся свернуть на рулежку на следующем съезде. Американцы заметно нервничали, так как не могли доложить диспетчеру о своих проблемах — эфир был занят переговорами с KLM 4805. Наконец второй пилот борта РА 1736 выбрал момент и доложил: «…мы все еще на полосе». Его слова совпали с окончанием инструкции, которую диспетчер давал экипажу «боинга» KLM: «…будьте готовы к взлету. Я свяжусь с вами, как только освободится ВПП».
Сперва в аэропорту Лас-Пальмас на соседнем острове произошел теракт. При взрыве никто не погиб, пострадали восемь человек, но власти в целях подстраховки решили перенаправить все рейсы в другую авиагавань. Единственным местом на островах, который мог принимать большие современные самолеты, оказался аэропорт Лос-Родеос, расположенный в северной части острова Тенерифе. Однако из-за наплыва дополнительных авиарейсов он оказался перегружен, диспетчеры не успевали принимать и отправлять самолеты — некоторым пилотам приходилось ждать часами на рулежных дорожках. В такую ситуацию попали и рейсы KL4805 голландской авиакомпании KLM и PA1736 ныне не существующей американской компании Pan American — им пришлось вынуждено приземлиться в этом аэропорту. На тот момент, это были два самых крупных в мире пассажирских самолета — Boeing 747. Тем временем начался ранний вечер, и в Лос-Родеос стала проявляться его неприятная особенность — влажный бриз и легкое похолодание принесли с собой туман. И это была не легкая дымка, а на выступающий высоко из воды остров Тенерифе начинала наползать низкая океанская облачность. Пилоты недолюбливают аэропорт Лос-Родеос именно по этой причине: полоса находится между двух потухших вулканов на высоте 600 м над уровнем моря, и резкая смена видимости здесь в течение нескольких минут — это обычное явление. Рядом с ним — второй пилот, 42-летний Клаас Меурс и 48-летний бортинженер Вильям Шредер. Спустя некоторое время после заправки пилотам разрешили проследовать до конца 12-й взлетной полосы и ждать разрешения на взлет. Однако в этот момент американскому чартерному рейсу PA1736, пассажиры которого летели, чтобы пересесть на круизный лайнер, также было предложено следовать по 12-й полосе и сойти с нее на третьем съезде C-3 налево, чтобы продолжить движение по рулежным дорожкам. При этом командир воздушного судна 56-летний Виктор Граббс, 39-летний второй пилот Роберт Брэгг и бортинженер 46-летний Джордж Уорнс изначально вообще не хотели садиться в Лос-Родеосе — в баках было достаточно горючего, чтобы кружиться над Гран-Канарией и дождаться открытия аэропорта после теракта. Однако диспетчер буквально приказал им уходить на запасной аэродром. Там они прождали несколько часов. После того как им дали добро, чтобы выехать на рулевую дорожку, они начали движение.
В тот день на острове Тенерифе целый ряд обстоятельств привел к трагедии. Сперва в аэропорту Лас-Пальмас на соседнем острове произошел теракт. При взрыве никто не погиб, пострадали восемь человек, но власти в целях подстраховки решили перенаправить все рейсы в другую авиагавань. Единственным местом на островах, который мог принимать большие современные самолеты, оказался аэропорт Лос-Родеос, расположенный в северной части острова Тенерифе. Однако из-за наплыва дополнительных авиарейсов он оказался перегружен, диспетчеры не успевали принимать и отправлять самолеты — некоторым пилотам приходилось ждать часами на рулежных дорожках. В такую ситуацию попали и рейсы KL4805 голландской авиакомпании KLM и PA1736 ныне не существующей американской компании Pan American — им пришлось вынуждено приземлиться в этом аэропорту. На тот момент, это были два самых крупных в мире пассажирских самолета — Boeing 747. Тем временем начался ранний вечер, и в Лос-Родеос стала проявляться его неприятная особенность — влажный бриз и легкое похолодание принесли с собой туман. И это была не легкая дымка, а на выступающий высоко из воды остров Тенерифе начинала наползать низкая океанская облачность. Пилоты недолюбливают аэропорт Лос-Родеос именно по этой причине: полоса находится между двух потухших вулканов на высоте 600 м над уровнем моря, и резкая смена видимости здесь в течение нескольких минут — это обычное явление. Рядом с ним — второй пилот, 42-летний Клаас Меурс и 48-летний бортинженер Вильям Шредер. Спустя некоторое время после заправки пилотам разрешили проследовать до конца 12-й взлетной полосы и ждать разрешения на взлет. Однако в этот момент американскому чартерному рейсу PA1736, пассажиры которого летели, чтобы пересесть на круизный лайнер, также было предложено следовать по 12-й полосе и сойти с нее на третьем съезде C-3 налево, чтобы продолжить движение по рулежным дорожкам. При этом командир воздушного судна 56-летний Виктор Граббс, 39-летний второй пилот Роберт Брэгг и бортинженер 46-летний Джордж Уорнс изначально вообще не хотели садиться в Лос-Родеосе — в баках было достаточно горючего, чтобы кружиться над Гран-Канарией и дождаться открытия аэропорта после теракта. Однако диспетчер буквально приказал им уходить на запасной аэродром. Там они прождали несколько часов.
Самая абсурдная авиакатастрофа в истории случилась 35 лет назад
В аэропорту города Тенерифе в 1977-ом году произошло столкновение двух крупных авиалайнеров во время взлёта. авиакатастрофа на Тенерифе (27.03.1977). Поделиться Реконструкция трагедии на Тенерифе Авиакатастрофа в Тенерифе Крупнейшая в истории авиации катастрофа произошла на испанском острове Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос 27 марта 1977 года. Ворвись в IT со Skillfactory всего за 3 месяца: по промокоду AIR 45% до 05.08.2022 без рекламы: https://boo. Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос, Тенерифе, Канарские острова, случилась в 17:06:50 по местному времени 27 марта 1977. Одна из крупнейших авиакатастроф произошла в Лос Родеос, Тенерифе, Испания, 27 марта 1977 года.
Хронология и причины авиакатастрофы на Тенерифе
Авиакатастрофа на Тенерифе, произошедшая 27 марта 1977 года, показательно демонстрирует, как фантастическое стечение обстоятельств приводит к необратимым последствиям. Авиакатастрофа на взлетной полосе аэропорта Тенерифе 27 марта 1977. Авиакатастрофа в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе в 1977 году считается самой крупной авиакатастрофой в истории авиации, если не считать теракты – Самые лучшие и интересные новости по теме: Тенерифе, катастрофы, самолет на развлекательном портале. КОМПАНИЯ. О проекте. Новости.