На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Виктор Сандар, благочинный ставропигиальных приходов и патриарших подворий Московской области, настоятель храма Радонежского на Рязанке. Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Виктор Сандар, благочинный Патриарших подворий и ставропигиальных приходов вне города Москвы, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке г. Москвы; насельники Донской обители в священном сане. Протоиерей Виктор Сандар, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке г. Москвы, освобождается от несомого послушания и назначается штатным клириком храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебино г. Москвы.
Обращение протоиерея Виктора Сандар к ПАТРИАРХУ КИРИЛЛУ.
Рождественское послание патриарха Кирилла огласил протоиерей Виктор (Сандар). После Литургии настоятель храма протоиерей Алексий Зарубин по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с шестидесятилетием был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Протоиерей Виктор Сандар, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке г. Москвы, освобождается от несомого послушания и назначается штатным клириком храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебино г. Москвы. Его Преосвященству сослужили: протоиерей Виктор Сандар, благочинный Ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области, настоятель храма прп. В храмовом комплексе Радонеского на Рязанке Божественную литургию возглавил настоятель храмового комплекса протоиерей Виктор Сандар.
Великое освящение храма
Храм прп. Сергия Радонежского на Рязанке г. Москва | протоиерей Виктор Сандар, благочинный Ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области, настоятель храма прп. |
Братия монастыря приняла участие в престольном празднике храма великомученика Димитрия Солунского | Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Виктор Сандар, рукоководитель секретариата викариатства Новых территорий; иерей Петр Панов, благочинный Одигитриевского округа; протоиерей Дмитрий Кувырталов, благочинный Ильинского округа; иерей Вадим Попов. |
Сын за отца не отвечает | Митрополиту сослужили благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы протоиерей Виктор Сандар, благочинный Ильинского церковного округа протоиерей Димитрий Кувырталов, и.о. |
Совет викариатства
Говоря о значении Крестопоклонной седмицы, митрополит Антоний Сурожский обращает внимание на то, каким образом память о Кресте и Божественной любви Христа-Спасителя может воодушевить человека к исправлению своей жизни: «Бог стал человеком и принял на Себя смерть по любви к нам, чтобы Его смертью мы были спасены от отчаяния греха и от отчаяния смерти. Он все человеческое взял на Себя, кроме греха, и все понес на хрупких и могучих Своих человеческих плечах. Крест нам говорит о том, что мы Богом так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили, только бы мы ожили от смерти греховной». Напоминая нам о страданиях Христа, Церковь воодушевляет нас на новые духовные подвиги, призывает отойти греха, и, возложив упование на Господа, «со страхом и трепетом совершать свое спасение» Флп. Фото: Владимир Ходаков.
По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета. За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального монастыря; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Серпуховской Роман, наместник Высоцкого ставропигиального монастыря; епископ Зарайский Константин, и. Патриаршего экзарха Африки; епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Также сослужили: наместники ставропигиальных мужских монастырей — архимандрит Павел Кривоногов , наместник Саввино-Сторожевского монастыря; архимандрит Феофилакт Безукладников , наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря; игумен Дионисий Шленов , наместник Андреевского монастыря; благочинные церковных округов г.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением Екатерины Кудрявцевой. Проповедь по запричастном стихе произнес клирик храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебино протоиерей Иоанн Кочкин. По окончании богослужения протоиерей Анатолий Родионов от лица духовенства Юго-Восточного округа поздравил владыку Силуана с назначением управляющим викариатством, иерей Марк Кравченко, и.
На приходе действуют воскресная школа, многочисленные детские кружки, театр кукол, фотостудия. Роскомнадзор Главный редактор — Сапаева Елена Владимировна.
Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт "Православное Поволжье". Перепечатка материалов портала в печатных изданиях книгах, прессе возможна только с письменного разрешения редакции.
Неделя о мытаре и фарисее. Воскресная проповедь протоиерея Виктора Сандар.
Майданов, председатель Комиссии Московской городской Думы по здравоохранению и охране общественного здоровья Л. Стебенкова, глава управы Рязанского района Москвы А. Евсеев, мэр города Северодонецка В. Грицишин и делегация Северодонецка Украина , благотворители, участвующие в строительстве и благоустройстве храмового комплекса. По завершении чина великого освящения Предстоятель Русской Православной Церкви совершил первую Божественную литургию в новоосвященном храме.
Такие меры должны были привести к дальнейшему разложению Церкви как института изнутри.
Сложившееся к моменту прихода к власти Н. Хрущёва положение Русской Православной Церкви в государстве, ровное и взвешенное отношение к ней воспринималось как один из «пережитков сталинизма», который надо преодолеть. Сталина и до середины 1960-х гг. Приступая к изложению этапов административных мер 1958—1964-х гг. Своеобразной чертой новой антирелигиозной политики государства стало практически полное отсутствие открытых репрессивных мер по отношению к священнослужителям и верующим.
На этот раз основным направлением стало широкое применение административных методов, которые можно свести к следующим: сокращение количества церквей, монастырей и духовных учебных заведений, изменение Положения об управлении Русской Православной Церкви, подрыв её материально-финансового состояния, установление контроля над кадровой политикой и неформальное запрещение некоторым категориям граждан посещения храмов военнослужащим и подросткам. Начавшиеся гонения в первую очередь осуществлялись через Совет по делам Русской Православной Церкви и аппарат его уполномоченных на местах. Толчком к наступлению на Церковь послужило секретное постановление ЦК КПСС от 4 октября 1958 года «О недостатках в научно-атеистической пропаганде» [1] , в котором говорилось, что местные уполномоченные часто идут на поводу у священнослужителей, не информируют партийные и советские органы об их деятельности — словом, недолжным образом осуществляют свои функции [2]. Во исправление замечаний партии Совет предпринял соответствующие действия. Из протоколов заседаний за 1959 год видно, что основным пунктом повестки всех заседаний был вопрос о «переоборудовании церковных зданий и о снятии действующих церквей с учёта» [3].
Практически со всех концов страны шли ходатайства райисполкомов и уполномоченных на местах о снятии с регистрации или изъятии у религиозных общин храмов для их дальнейшего переоборудования под клубы или иные цели. На все эти ходатайства совет, как правило, накладывал положительные резолюции [4]. Вслед за этим было изменено налоговое обложение на свечное производство, что нанесло значительный удар по «материальной базе» Русской Православной Церкви. Интересно то, что причиной его установления, как сказал уполномоченный совета Г. Карпов в беседе с патриархом Алексием I, стал тот факт, что «за последние годы они то есть совет — Б.
Выражались эти нарушения, как утверждал Г. Карпов, в том, что свечные мастерские в целях уменьшения подоходного налога снижали отпускные цены, в результате чего стали иметь большую прибыль от производства свечей [6]. Возможно, подобные нарушения частично имели место быть со стороны отдельных епархиальных управлений или приходов. Но вопрос заключается в том, только ли в исправлении данных нарушений власть руками совета стремилась изменить налоговое обложение свечного производства или же это использовалось лишь как предлог для последующих административных репрессий. Ответом на этот вопрос являются, на наш взгляд, последствия после вышедшего постановления Совета министров СССР от 16 октября 1958 года «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» [7] , в котором устанавливалось, что подоходный налог на доход свечных мастерских епархиальных управлений отныне устанавливается из расчёта отпускной цены по 200 рублей за килограмм свечей, с учётом вычета произведённых затрат.
Вместе с тем для монастырей отменялись льготы по налогу со строений и земельной ренте, которые были установлены постановлением Совнаркома СССР от 29 августа 1942 года [8]. При этом в беседе заместителя председателя совета П. Чередняка с управляющим делами Московской Патриархии протопресвитером Н. Колчицким, произошедшей вскоре после издания постановления, первый заявил, что несмотря на новое налогообложение считает, что будет нецелесообразно повышать цены на свечи, продаваемые верующим в храме [9]. Таким образом, согласно введённому подоходному налогу от продажи свечей при условии запрета повышения отпускных цен создавались определённые сложности в повседневном функционировании прихода.
Протоиерей Всеволод Шпиллер, служивший в те годы в Москве, в храме Святителя Николая в Кузнецах, в одном из писем так отозвался об этом постановлении: «В Церкви предстоят большие перемены и трудные материальные перемены. Свечи не будут отпускаться по ценам, существовавшим до сих пор. Это грозит катастрофой — новая форма нажима, самая верная, самая результативная» [11]. Особая сложность заключалась не столько в огромном налоге на производство свечей, сколько в том, что постановление объявили лишь 12 ноября 1958 года, тогда как финотделы рассчитывали налог с 1 октября 1958 года. В связи с этим епископ Роман в рапорте патриарху Алексию I просил ходатайствовать перед советом, чтобы налог взыскивался бы в епархии с того времени, когда объявили постановление, то есть с 12 ноября 1958 года, или же выдать Ивановской епархии определённую ссуду на погашение налога [13].
Известен ответ на просьбу изменить сроки вычисления налога, который был дан П. Чередняком архиепископу Макарию, ведущему хозяйственное управление Московской Патриархии, и его заместителю Д. Патриарх на этой встрече не присутствовал в связи с болезнью. Чередняк объявил, что «правительство изменять постановление о подоходном налоге на производство церковных свечей не будет… Налог по новым нормам нужно платить с первого октября с. Из вышеприведённых сведений очевидно, что истинная цель этого мероприятия заключалась не в ликвидации частично имевшихся нарушений, а в подрыве «материальной базы» Русской Православной Церкви.
Следующим шагом стало постановление ЦК КПСС от 28 ноября 1958 года — «О мерах по прекращению паломничества к так называемым святым местам» [15] , которое требовало уже через полгода отчёта от местных партийных организаций о проделанной работе. В этом постановлении призывалось по возможности уменьшить число святых источников и вещественных святынь с целью уменьшения паломничества верующих к этим местам [16]. После его издания совет начал проводить соответствующие мероприятия. Как правило, источники либо засыпали, либо бетонировали. Куроедова происходит новая активизация наступления.
Причина появления этого документа связана с имеющимися расхождениями между существующим законодательством, регламентирующим деятельность религиозных организаций в СССР, и реалий церковной жизни, которые сложились в послевоенный период. В этом постановлении Центральный комитет подчеркнул, что главным звеном в работе совета должен является строгий контроль за выполнением советского законодательства о культах. В связи с этим требовалась ликвидация установившейся практики на приходах и возвращение власти мирянам, которые должны ведать «наймом служителей культа» [17]. В апреле 1960 года состоялось Всесоюзное совещание уполномоченных, повесткой которого стал доклад нового председателя Совета по делам Русской Православной Церкви В. Из этих слов мы можем сделать вывод, что новая цель совета заключалась в вытеснении Церкви из общественной жизни с дальнейшим её уничтожением как института.
Председатель сформулировал и новую задачу уполномоченным: тщательно разобраться в сети церквей и монастырей и наметить конкретные мероприятия по их сокращению [20]. Приведём основные обвинения в нарушении советских законов о религиозных культах, предъявляемые духовенству. Нарушение выражалось прежде всего во владении собственностью. Этот сложившийся факт действительно противоречил существовавшему на тот момент законодательству о культах, где сказано, что «религиозные объединения правами юридических лиц не пользуются» [22]. Но вся сложность заключалась в том, что 24 августа 1944 году СНК принял постановление, предоставляющее Церкви ограниченное право юридического лица [23].
Куроедов весьма интересно толкует их соотношение: «Постановление не отменяло ленинского законодательства и не предоставляло церкви право самовольно приобретать имущество и владеть им» [24]. Суть его суждений сводится к тому, что Церковь может приобретать что-либо лишь в ограниченной номенклатуре и только с разрешения уполномоченного. Но в предшествующее время и духовенство, и совет стали весьма расширительно применять ограниченное право юридического лица, что способствовало укреплению «материальной базы» Церкви. Таким образом, необходимо было ликвидировать нарушения законодательства и изъять «лишнюю» частную собственность. Вторым нарушением являлась благотворительная деятельность Церкви.
В законодательстве сказано, что «религиозные объединения и служители культов не вправе создавать кассы взаимопомощи и заниматься благотворительной деятельностью» [25]. До этого правящие архиереи периодически оказывали денежную помощь так называемым «затухающим приходам» в своей епархии. Теперь же это стало строго пресекаться. Следующим нарушением было то, что священнослужители расширяли границы своей религиозной деятельности и без разрешения райисполкома выезжали за пределы своего района, где совершали требы на дому. Наконец, было нарушение и в практике управления приходом.
В частности, В. Куроедов писал, что «многие настоятели церквей, будучи одновременно председателями церковных советов, узурпировали власть в своих руках, совершенно стеснили от управления церковью исполнительные церковные органы…» [26]. Конечно, предъявляемых обвинений было намного больше, мы перечислили лишь самые основные. В одной из передовых статей журнала «Наука и религия» за 1961 год утверждалось, что «нарушение Советского законодательства о культах постепенно стало нормой поведения церковников» [27]. Невольно напрашивается вопрос, действительно ли духовенство сознательно злостно игнорировало имеющееся советское законодательство о культах.
А понятно, что для того, чтобы исполнять законы, их нужно прежде всего знать» [28]. Стоит уточнить, что незнание этого законодательства со стороны духовенства не было абсолютным. В своём интервью протоиерей Николай Иноземцев вспоминает, что «священнослужители знали о существовании законодательства о религиозных культах, но на руках его не было. При сильном желании его можно было найти, приехать в Москву напомним, что о.
See more Неделя 11-я по Пятидесятнице. See more 19. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла огласил прот. Виктор Сандар. See more Протоиерей Виктор Сандар о Преображенском приходе в с. See more Протоиерей Виктор Сандар. Огласил прот. See more 2017.
Москвы епископа Наро-Фоминского Парамона состоялось заседание Комиссии по погребению при Епархиальном совете г. В мероприятии приняли участие секретарь комиссии протоиерей Виктор Сандар, а также ответственные за отпевание в моргах, крематориях и на кладбищах г. В ходе заседания были рассмотрены вопросы: о создании кладбища для почивших священников, проходивших служение в г.
Протоиерей Антоний Шварев совершил Таинство Соборования в исправительной колонии №7
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Павел Гумеров, настоятель храма благоверных князей Петра и Февронии в Марьине г. Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и молитву у мощей святителя Филарета, после чего обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 45-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил архиепископа Одинцовского и Красногорского Фому орденом преподобного Серафима Саровского III степени.
Москвы А. Цыбин, глава управы Рязанского района г. Царикаев, глава внутригородского муниципального образования «Рязанское» г. Богослужебные песнопения исполнили хор Московской духовной академии регент — иеромонах Нестор Волков , хор храмового комплекса прп.
Сергия Радонежского регент — Мария Осадчук и детский хор воскресной школы храма прп. Сергия регент — Светлана Локоткова. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». На малом входе за труды по созданию храмового комплекса в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского, и за организацию образцовой приходской жизни Святейший Патриарх Кирилл удостоил настоятеля протоиерея Виктора Сандара права ношения креста с украшениями. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Владимир Великий, клирик храмового комплекса преподобного Сергия Радонежского. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Дети представили краткую концертную программу и подарили Его Святейшеству свои поделки, подготовленные к празднику Святой Пасхи.
В 1990 году по благословению митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия Бондаря поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1992 году. Затем обучался в Московской духовной академии. В период обучения выполнял различные общественные послушания. В 1996 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословских наук на тему «Гомилетическое наследие архиепископа Луки Войно-Ясенецкого ». С 10 июня 1996 по 10 сентября 1997 года трудился в должности помощника заместителя ректора академии по административно-хозяйственной работе. Дети: Борис р.
С 19 мая 2002 года — ответственный за строительство [1], а с 10 октября того же года — настоятель строящегося храмового комплекса преподобного Сергия Радонежского на Рязанке города Москвы.
В заседании также участвовали члены Экзаменационной комиссии при Епархиальном совете г. В ходе заседания были проведены собеседования с тремя кандидатами на рукоположение в священный сан. Затем члены совета заслушали доклады викариальных ответственных за профильные виды деятельности по ряду вопросов: настоятель храма Торжества Православия в Алтуфьеве протоиерей Сергий Кляев и настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне священник Алексий Дроздов сообщили об окормлении военнослужащих и военных госпиталей в зоне проведения специальной военной операции; настоятель храма блаженной Матроны Московской в Дмитровском протоиерей Димитрий Синицын выступил с отчетом об окормлении добровольцев, отбывающих на военную службу на СВО; настоятель храма святых Жен-Мироносиц в Марьине священник Михаил Сергеев и клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине священник Симеон Тараканов доложили о подготовке к проведению XI Окружного этапа XXXII Международных Рождественских образовательных чтений Северного, Северо-Восточного и Юго-Восточного викриатств; и.
Введение. "Многая Лета". Приветствия настоятеля протоиерея Виктора Сандар.2021 г.
Сын за отца не отвечает | протоиерей Виктор Борисович Сандар. |
Великое освящение храма – | заглянуть в глубь времен - в нашей студии художник-мозаичист Александр Корноухов. |
Кафедра Церковной истории запустила в работу новый официальный сайт
FM 72,92 МГц | заглянуть в глубь времен - в нашей студии художник-мозаичист Александр Корноухов. |
САНДАР ВИКТОР БОРИСОВИЧ | За малым входом Святейший Патриарх Кирилл возвел настоятеля храмового комплекса на Рязанке священника Виктора Сандара в сан протоиерея. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
За Малым входом Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл возвел настоятеля храмового комплекса на Рязанке священника Виктора Сандара в сан протоиерея. После Литургии настоятель храма протоиерей Алексий Зарубин по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с шестидесятилетием был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Виктора Сандар В Крещение Господне, Богоявление. Сергия Радонежского на Рязанке огласил настоятель протоиерей Виктор Сандар.
Кафедра Церковной истории запустила в работу новый официальный сайт
21 ноября 2023 года, в день памяти Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных, Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев совершил Божественную литургию в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. На богослужении прихожане с молитвой обращаются к Богу об отпущении грехов, после чего совершается помазание принимающего таинство освященным маслом — елеем», — сказал протоиерей Антоний Шварев. Виктора Сандар В Крещение Господне, Богоявление. протоиерей Виктор Борисович Сандар.
Благочинный
Традиции Коптской Ортодоксальной Церкви Потомки древних египтян, копты приняли христианство одними из первых. И христианства египетская пустыня процвела огромным количеством монастырей и скитов. Но не только великие аскеты пустынники составили славу христианства Египта, но и тысячи мучеников коптов-христиан.
Первым настоятелем храма стал епископ Красногорский Савва, бывший в то время председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями. После Литургии и крестного хода отец Виктор вручил сотрудникам и прихожанам храма благодарственные грамоты от епископа Воскресенского Саввы, в ведение которого входило Патриаршее подворье преподобного Максима Исповедника.
Протоколы совета направлены на рассмотрение и утверждение правящему архиерею Московской епархии — Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Оставьте свой комментарий.
Причина появления этого документа связана с имеющимися расхождениями между существующим законодательством, регламентирующим деятельность религиозных организаций в СССР, и реалий церковной жизни, которые сложились в послевоенный период. В этом постановлении Центральный комитет подчеркнул, что главным звеном в работе совета должен является строгий контроль за выполнением советского законодательства о культах. В связи с этим требовалась ликвидация установившейся практики на приходах и возвращение власти мирянам, которые должны ведать «наймом служителей культа» [17]. В апреле 1960 года состоялось Всесоюзное совещание уполномоченных, повесткой которого стал доклад нового председателя Совета по делам Русской Православной Церкви В. Из этих слов мы можем сделать вывод, что новая цель совета заключалась в вытеснении Церкви из общественной жизни с дальнейшим её уничтожением как института. Председатель сформулировал и новую задачу уполномоченным: тщательно разобраться в сети церквей и монастырей и наметить конкретные мероприятия по их сокращению [20]. Приведём основные обвинения в нарушении советских законов о религиозных культах, предъявляемые духовенству. Нарушение выражалось прежде всего во владении собственностью. Этот сложившийся факт действительно противоречил существовавшему на тот момент законодательству о культах, где сказано, что «религиозные объединения правами юридических лиц не пользуются» [22]. Но вся сложность заключалась в том, что 24 августа 1944 году СНК принял постановление, предоставляющее Церкви ограниченное право юридического лица [23]. Куроедов весьма интересно толкует их соотношение: «Постановление не отменяло ленинского законодательства и не предоставляло церкви право самовольно приобретать имущество и владеть им» [24]. Суть его суждений сводится к тому, что Церковь может приобретать что-либо лишь в ограниченной номенклатуре и только с разрешения уполномоченного. Но в предшествующее время и духовенство, и совет стали весьма расширительно применять ограниченное право юридического лица, что способствовало укреплению «материальной базы» Церкви. Таким образом, необходимо было ликвидировать нарушения законодательства и изъять «лишнюю» частную собственность. Вторым нарушением являлась благотворительная деятельность Церкви. В законодательстве сказано, что «религиозные объединения и служители культов не вправе создавать кассы взаимопомощи и заниматься благотворительной деятельностью» [25]. До этого правящие архиереи периодически оказывали денежную помощь так называемым «затухающим приходам» в своей епархии. Теперь же это стало строго пресекаться. Следующим нарушением было то, что священнослужители расширяли границы своей религиозной деятельности и без разрешения райисполкома выезжали за пределы своего района, где совершали требы на дому. Наконец, было нарушение и в практике управления приходом. В частности, В. Куроедов писал, что «многие настоятели церквей, будучи одновременно председателями церковных советов, узурпировали власть в своих руках, совершенно стеснили от управления церковью исполнительные церковные органы…» [26]. Конечно, предъявляемых обвинений было намного больше, мы перечислили лишь самые основные. В одной из передовых статей журнала «Наука и религия» за 1961 год утверждалось, что «нарушение Советского законодательства о культах постепенно стало нормой поведения церковников» [27]. Невольно напрашивается вопрос, действительно ли духовенство сознательно злостно игнорировало имеющееся советское законодательство о культах. А понятно, что для того, чтобы исполнять законы, их нужно прежде всего знать» [28]. Стоит уточнить, что незнание этого законодательства со стороны духовенства не было абсолютным. В своём интервью протоиерей Николай Иноземцев вспоминает, что «священнослужители знали о существовании законодательства о религиозных культах, но на руках его не было. При сильном желании его можно было найти, приехать в Москву напомним, что о. Николай жил в описываемое время в г. Сорочинске Оренбургская область — Б. О нехватке опубликованных сборников законодательства о религиозных культах говорил патриарх Алексий I в беседе от 11. Святейший высказал просьбу, чтобы «в ближайшее время был издан большим тиражом сборник законоположений о культах, так как этих сборников на местах нет и даже у отдельных архиереев» [30]. Таким образом, мы можем заключить, что советское правительство, принимая меры по ликвидации нарушений законодательства о религиозных культах, не стремилось к тому, чтобы его знали сами «служители культа». Куроедовым на апрельском всесоюзном совещании, местные органы власти стали изымать у церковных общин дома для причта, приходское имущество и автомашины. Так, в одном из своих писем игумен Никон Воробьёв сообщает следующее: «Дом у нас взяли. Хотели взять и весь коридор. Про старушек сказали: пусть ходят в окно…» [31]. Протопресвитер Владимир Диваков вспоминает, что приходское имущество в основном изымали под предлогом, что оно «якобы используется не по назначению» [32] , а в Москве, где о. Владимир служил в это время, «практически везде изъяли у приходов машины, за исключением Лефортово имеется в виду храм апостолов Петра и Павла в Лефортовском районе г. Москвы — Б. Интересный случай рассказывает протоиерей Николай Иноземцев. При храме Архистратига Михаила г. Сорочинска, где служил его отец — протоиерей Евгений Иноземцев, была лошадь. На ней обычно батюшки ездили на требы, но когда начали изымать приходское имущество, власти «принудили, чтобы эту лошадь сдали» [34]. Интересно, что заставили её сдать под тем предлогом, что духовенство и церковные служащие, когда косили траву для пропитания данного животного, тем самым осуществляли воровство с государственной земли [35]. Также был ужесточён контроль со стороны уполномоченных на местах. Он выражался в том, что теперь они стали курировать все кадровые назначения и перемещения духовенства, чего раньше не было. В качестве сравнения интересным представляется письмо Г. Карпова от 22 апреля 1953 года, направленное патриарху Алексию, в котором председатель совета отвечал на вопрос Святейшего об ошибке, допущенной уполномоченным по городу Москве А. Трушиным в разговоре с протопресвитером Николаем Колчицким касательно назначения протоиерея Елховского. Карпов согласился с патриархом и написал, что «уполномоченный располагает правами, относящимися к вопросам регистрации, а что касается лиц уже зарегистрированных, то в вопрос их назначения, перемещения, продвижения и т. Трушину разъяснено это и он понял свою ошибку [37]. Теперь же контроль совета существенно усиливался, и при издании правящим архиереем указа на то или иное перемещение священнослужителя в пределах своей епархии стало необходимо согласовывать все эти действия с местным уполномоченным. Как вспоминает протоиерей Николай Иноземцев, в случае, если же прежде издания указа архиерей не согласовал перемещение священнослужителя с уполномоченным, то последний просто не давал регистрацию тому лицу, который получил назначение на новое место, и указ просто «висел в воздухе» [38]. Показательным примером является беседа архиепископа Луки Войно-Ясенецкого с уполномоченным А. Гуськовым, в которой владыка довольно иронично констатировал факт сложившегося положения в своей епархии: «Я охотно теперь буду решать с Вами все вопросы, относящиеся к епархии, которой я руковожу. Я руковожу, а не кто-либо другой» [39]. По нашему мнению, слова архиепископа Луки хорошо иллюстрируют сложившуюся обстановку. Следуя этим указаниям правительства, председатель порекомендовал патриарху Алексию I принять поправку в четвёртом разделе «О приходах» Положения об управлении Русской Православной Церкви с целью отстранения духовенства от финансово-хозяйственной деятельности на приходе и передачи данных полномочий в ведение церковного совета [42]. Ещё одним важным пунктом данного постановления стало разрешение закрывать культовые здания по решениям областных краевых исполкомов при условии согласования с советом, до этого молитвенные здания закрывались только по решению Советов министров союзных республик. Такое изменение ускорило и облегчило процедуру ликвидации храмов. В ней, среди прочего, говорилось, что служители культов и религиозные объединения не могут устраивать религиозные шествия, совершать религиозные обряды и церемонии под открытым небом, а также в квартирах и домах верующих без разрешения исполкомов районных городских советов депутатов трудящихся [44]. Таким образом, местные органы власти брали под свой контроль все требы, которые совершали священнослужители на дому. Вместе с тем религиозным центрам запрещалось организовывать различные собрания, паломничества, благотворительность и использовать средства для поддержки «затухающих» церквей. Следующим толчком к новым мероприятиям по борьбе с Русской Православной Церковью послужил состоявшийся в октябре 1961 года XXII съезд ЦК КПСС, который подчеркнул, что «коммунистическое воспитание предполагает освобождение сознания от религиозных суеверий…» [45]. В связи с поставленной задачей построения коммунизма к 1980 году съезд внёс в Устав КПСС формулировку, которая обязывала каждого члена партии вести решительную борьбу с «религиозными предрассудками» [46]. Куроедов в инструктивном письме уполномоченным на местах от 5. В качестве рекомендации по решению этой задачи председатель указал на усиление научно-атеистической пропаганды, а также на создание и развитие новых гражданских обрядов, связанных с рождением ребёнка, бракосочетанием, и других, которые своей красочностью и эмоциональностью вытесняли бы религиозные обряды [47]. В его постановлении отмечалось: идеологический фронт является важнейшим в борьбе за победу коммунизма [48].