Новости внешние издержки примеры

Внутренние и внешние издержки становятся объектом пристального внимания всех предпринимателей. затраты на материалы и оплата труда.

ВНЕ́ШНИЕ ЭФФЕ́КТЫ

Внешние издержки — плата за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев данной фирмы. Примерами внешних издержек могут служить затраты на экологию и здравоохранение, которые обычно не отражаются в цене продукции. Когда внешние издержки — разрыв между частными издержками и социальными издержками некоторых типов поведения — велики, у людей возникает побуждение добиваться преимуществ для себя за счет других.

Вопрос 50Внешние эффекты и внешние издержки.

Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты. Поскольку получающие внешние издержки третьи лица не участвуют в зак. Внешние издержки Перевел сам, Комиксы, Черный юмор, Мост, Балтимор, Stonetoss. Примерами внешних издержек могут служить затраты на экологию и здравоохранение, которые обычно не отражаются в цене продукции.

Вопрос 50Внешние эффекты и внешние издержки.

Например, для увеличения объема выпуска продукции в два раза необходимо будет использовать производственных ресурсов больше чем в два раза. Сокращение издержек в определенной степени зависит от комбинации факторов производства, которую отражает изокоста. Изокоста — это линия, демонстрирующая комбинации факторов производства, которые можно купить за одинаковую сумму денег. Изокосту иначе называют линией равных издержек. Известно, что любое предприятие располагает определенным бюджетным ограничением, т. В пределах бюджетного ограничения оно может расходовать эти средства посредством варьирования комбинаций экономических ресурсов, совокупность которых и образует изокоста. Наклон изокосты выражает относительные цены факторов производства. Эти линии прямые, поскольку факторные цены имеют отрицательный наклон и параллельны.

Совместив изокванту и изокосту, можно определить оптимальную позицию предприятия. Точка А рис. В точке А минимизируются издержки производства заданного объема производства продукта. Изокоста и изокванта. Вопрос 61Монопольная власть продавцов ресурсов производства. Со стороны покупателя контроль над ценами ресурсов производства наблюдается в том случае, когда покупатель приобретает значительную часть всего объема определенного ресурса производства. Аналогичная ситуация имеет место, когда продавец ресурса производства, например рабочей силы, коллективный агент — профсоюз, обладая значительной долей предложения труда, может ограничить это предложение с целью повышения оплаты труда работникам — членам профсоюза.

Следовательно, профсоюзы могут оказывать воздействие на предложение рабочей силы, оплату труда и производительность труда. Спрос на ресурсы производства зависит от монопольной власти на рынках готовой продукции. Предприятия, имеющие монопольную власть, заинтересованы выпускать благ в меньшем объеме по сравнению с конкурентными предприятиями. Поскольку они выпускают меньший объем благ, то используют меньше ресурсов производства, нежели конкурентные предприятия. В связи с этим предельный доход от дополнительного объема производства для этих предприятий меньше в сопоставлении с ценой, что обусловливает ситуацию, при которой доход от предельных благ ресурсов производства ниже стоимости их предельного блага. Предприятия, обладающие монопольной властью на рынке, имеют возможность пользоваться меньшим объемом трудовых услуг при одинаковом размере оплаты труда в сравнении с предприятиями, функционирующими при совершенной конкуренции. В условиях монопольной власти продавцов ресурсов производства продавец определенного ресурса производства обеспечивает все предложение на рынке этого ресурса, у которого или мало, или совсем нет заменителей.

Наиболее распространенным продавцом рабочей силы силы являются профсоюзы — организации, представляющие интересы работников — членов профсоюза во время переговоров с собственниками предприятий относительно оплаты и условий труда. Профсоюз как коллективный агент ведет переговоры от имени своих членов. Роль профсоюзов в известном смысле двоякая: с одной стороны, защищает интересы своих членов, прежде всего, отстаивая определенный уровень заработной платы и нормальные условия труда, а с другой — выступает как организация, обладающая монопольной властью при продаже услуг рабочей силы. Профсоюзы контролируют предложение рабочей силы с целью установления уровня оплаты труда выше конкурентной заработной платы в точке равновесия. Более высокая заработная плата членов профсоюза сопровождается уменьшением численности работников, что вызывает рост дохода предпринимателей от предельного продукта труда, усиливая замещение труда капиталом, в результате чего повышается производительность труда работников. Профсоюзы сдерживают текучесть рабочей силы, что сокращает затраты собственников предприятий на их подготовку. Способность профсоюзов воздействовать на рост заработной платы более заметна во время экономического подъема и менее заметна в периоды спада экономики.

О роли профсоюзов, например, в США свидетельствуют следующие данные. В США сравнительно сильны профсоюзы в обрабатывающей промышленности, строительстве и на транспорте и менее сильны — в сфере услуг, в оптовой и розничной торговле, финансовом деле. Поэтому в последней группе отраслей профсоюзным движением охвачена незначительная доля рабочей силы. В американской литературе отмечается, что в последние десятилетия позиции профсоюзов существенно ослабли. Если в 70-е гг. Снижение доли членов профсоюза американские экономисты объясняют такими обстоятельствами. Во-первых, произошло изменение в составе и структуре рабочей силы и в экономике.

Считается, что занятые в сфере услуг менее склонны к членству в профсоюзах в сравнении с занятыми в промышленности. Во-вторых, утверждается, что женщины менее склонны вступать в профсоюз, нежели мужчины. А после 1950-х гг. В-третьих, профсоюзы искусственно вели дело к сдерживанию числа своих членов, обеспечивая тем самым поддержку достаточно высокой оплаты труда. И наконец, происходит сокращение разрыва в оплате труда членов профсоюза и не членов профсоюза, что наглядно иллюстрирует положение дел в строительстве США. Таким образом, чем неэластичнее спрос и, следовательно, круче кривая спроса, тем больше рыночная власть монополии и сильнее воздействие на цену реализуемого товара. Из этого вытекает, что монополия в своих действиях ограничена условиями рыночного спроса.

При неэластичном спросе на произведенный товар фирма с рыночной властью сокращает выпуск, причем ее доход и общая выручка нарастают. Максимальная величина выручки и прибыли монополиста образуется на эластичной площади кривой спроса. Максимум прибыли монополиста означает, что предельная выручка и предельные издержки одинаковы, а цена на товары монополиста выше в сравнении с предельными издержками. Монополист при реализации своего товара может использовать ценовую дискриминацию посредством дифференциации покупателей, разделяя рынок на сегменты, что создает условия для извлечения максимальной прибыли. Вопрос 62Акерлоф Дж. Шведская Королевская академия наук присудила Нобелевскую премию по экономике за 2001 г. Акерлофу, М.

Спенсу и Дж. Стиглицу — за фундаментальную разработку нового научного направления в экономической науке: теории асимметричной информации, согласно которой продавец и покупатель располагают различными объемами знаний о товаре. Для российского рынка эти исследования актуальны в настоящее время. Спенсом и Дж. Стиглицом за фундаментальную разработку теории асимметричной информации. Акерлоф получил степень бакалавра в 1962 г. Впервые в 1966 г.

Акерлоф был замечен в Калифорнийском университете как исследователь проблем социологии, психологии, антропологии и других отраслей, влияющих на экономику. Сфера научных интересов Акерлофа весьма разнообразна: макроэкономика, микроэкономика, бедность, семейные проблемы, криминал, дискриминация и др. Акерлоф показал влияние социологии и психологии на развитие и обогащение экономической теории и практики. Председатель Экономического департамента Калифорнийского университета в Беркли А. Авербах, характеризуя фундаментальный вклад Акерлофа в экономическую науку, подчеркнул, что Акерлоф продемонстрировал экстраординарную широту научных взглядов и интересов. Неслучайно именно Акерлоф возглавил разработку теории асимметричной информации. Концепции Нобелевских лауреатов по экономике 2001 г.

Акерлофа, Спенса и Стиглица, исследующих рынки с неполной информацией, берут начало из одного источника — из теоретико-методологического положения английского экономиста австрийского происхождения, либерала, лауреата Нобелевской премии по экономике 1974 г. Фридриха фон Хайека 1899—1992 , содержащегося в статье «Использование знаний в обществе», опубликованной в сентябре 1945 г. Эта небольшая по объему 12 страниц , но емкая по своему содержанию работа вобрала в себя глубокие научные идеи, которые оплодотворили не только концепции вышеупомянутых лауреатов Нобелевской премии по экономике, но и теоретические взгляды многих экономистов мира, изучающих проблематику асимметричной информации. Значительный вклад в исследование рынков с асимметричной информацией внес американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике М. Имеет премию за выдающуюся докторскую диссертацию 1972 , премию за прекрасное обучение 1978 , медаль Джона Бейтса Кларка за вклад в экономические исследования Американской Экономической Ассоциации 1981 , председатель Бизнес-экономической докторско-философской программы 1981—1983 , декан факультета Гарвардского университета 1984—1990 , декан Стэнфордского университета 1990—1999. Спенс — автор многочисленных научных трудов: «Инвестиции, стратегия и рост на новом рынке» 1979 ; «Сигналы рынка: информационные потоки, продажа информации и относительные процессы» 1974 и др. В микроэкономической литературе рыночные сигналы часто иллюстрируются на примере рынка труда.

Аналогичным образом поступил и Спенс. Он показал, как участники рынка оказываются вовлеченными в процесс передачи подачи сигналов, используя такие методы, как создание брендов и рекламы, выплачивая более высокие дивиденды для обозначения высокой производительности труда. Наиболее известным из трех лауреатов Нобелевской премии по экономике за 2001 г. Стиглиц — известный исследователь и преподаватель новой ветви экономической науки, которую он создал, — «экономики информации», автор многих учебников, которые переведены на ряд языков мира. Стиглиц оказывает большую помощь молодым исследователям теории неблагоприятного отбора и моральных рисков. Стиглиц внес существенный вклад в разработку проблем рынка с асимметричной информацией. Им опубликованы многочисленные оригинальные статьи, показывающие, как неполная и неточная информация становится причиной различных проблем в экономике — от возникновения безработицы до дефицита земельных участков для сдачи в аренду.

Стиглиц изучал проблемы взаимосвязи между асимметричной информацией, с одной стороны, безработицей и распределением — с другой, а также влияние искаженной информации на эти процессы. Характеризуя кредитный рынок, он замечает следующее: экономическая теория утверждает, что не существует никаких ограничений в объеме получения кредитов, однако в реальной действительности ограничители существуют. Это ошибочное теоретическое положение экономической науки он связывает с наличием рынка кредитов с асимметричной информацией. Стиглиц является активным противником программы форсированной организации финансовых рынков в развивающихся странах, поскольку эти рынки могут нормально функционировать лишь при полной и достоверной информации и устойчивой законодательной системе, которых в этих странах не было и нет до настоящего времени. Стиглиц и Акерлоф, будучи друзьями, начали разрабатывать теорию асимметричной искаженной информации с 60-х гг. Высокую оценку научным достижениям Акерлофа, Спенса и Стиглица дает американский экономист, профессор Калифорнийского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике 2000 г. Даниэль Макфадден, заявляя, что они совершили революцию в науке и, в частности, в новом ее направлении — теории асимметричной информации.

Они показали отсутствие механизмов, гарантирующих качество товаров, что позволяет улучшить организацию рынков труда, медицинского страхования, финансов и др. Лауреаты Нобелевской премии по экономике 1994, 1996, 2001 гг. Исследуя важную проблему рынков с асимметричной информацией, они показали слабые стороны «невидимой руки» свободного рынка. Выдвинув концепцию рынков с асимметричной информацией, они доказали, что экономические субъекты не располагают исчерпывающей и точной информацией, не могут принимать наиболее эффективные деловые решения. Несовершенная информация требует активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Вопрос 63Канэман Д. Шведская Королевская академия наук присудила Нобелевскую премию по экономике за 2002 г.

Канэману и В. Первому — «за исследования проблем экономической психологи», второму — «за исследования в области экономических интересов». Гражданин Израиля и США. Получил образование в Еврейском университете Иерусалим в 1954 г. В том же году ему была присуждена степень бакалавра психологии и математики. С 1961 г. В 1986—2002 гг.

Вудро Вильсона США. Канэман применил метод психологических исследований в экономике и тем самым открыл новую область исследований. Научные идеи Канэмана имеют выход на механизм принятия решений в состоянии неопределенности; его теория помогает понять, насколько такие решения могут не совпадать с теми решениями, которые предлагает экономическая теория. Канэман совместно с Амосом Тверским сформулировали концепцию принятия решения индивидом и создали механизм принятия им оптимального решения, не совпадающего с наиболее вероятным решением. Научные разработки Канэмана обогатили экономическую теорию использованием в ней методов психологии для изучения мотивации человека. Когнитивная психология утверждает, что к человеку необходимо относиться как к сложной системе, включающей такие компоненты, как восприятие, внимание, память, эмоции и т. По мнению Канэмана, количество ресурсов, лимитирующих умственные усилия человека в данный момент времени, — величина постоянная, хотя она может и изменяться в определенных масштабах под воздействием тех или иных факторов.

Свою концепцию внимания Канэман демонстрирует на данных исследований одновременного выполнения двух видов деятельности. Он полагает, что существует единый ресурс внимания для любых задач. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Психологическая наука долгое время не уделяла специального внимания изучению поведения человека в области экономики. Попытки осмыслить эту сферу жизни человека с психологической точки зрения впервые были предприняты уже на заре становления психологии как науки. Французский социолог Г. Тард в своем двухтомном труде «Экономическая психология» 1902 утверждает, что он первым употребил этот термин в своей статье в 1881 г.

По Тарду, экономическая психология занимается психологическими основами экономики. Однако его труд долгое время был невостребованным, и его заново открыли для науки только в 1961 г. Свою концепцию принятия решений конкретным индивидом Канэман построил на психологии человека. Исследование психологических проблем в экономике он начал в 60-е гг. Канэман и Тверский классифицировали набор ошибок и описали, как люди принимают решения, которые могут казаться ошибочными или неэффективными. Они создали психологический алгоритм человека, предложили формулу поведения человека, которая дает экономистам возможность проводить объективную оценку того, как функционируют экономика и рынок. В состоянии риска и неопределенности принятие рисков отвечает принципам эффективности.

Научные труды Канэмана обогатили теорию и учебную дисциплину новым понятием экономической психологии, под которой принято понимать науку об экономическом поведении человека. Как самостоятельное направление мировой экономической мысли она сформировалась в 80-е гг. У ее истоков стояли психологи, прежде всего — Г. Саймон, П. Альбу, Дж. Катон и др. Экономическая психология предлагает при выборе экономического подхода учитывать психологию человека.

Она исследует психологические механизмы и процессы, которые находятся в основе экономического поведения человека при принятии экономических решений. Канэман — автор многочисленных научных трудов, член национальной Академии наук США, Общества экспериментальной прикладной психологии, Канадской психологической ассоциации, Американской академии наук и искусств и др. Канэман имеет ряд наград: премию за вклад в науку Американского психологического общества, медаль за прикладную экспериментальную психологию и др. Вопрос 64Смит В. Джорджа Мейсона, лауреат Нобелевской премии по экономике 2002 г. По образованию инженер-электрик. Научная степень бакалавра по электричеству присуждена в Технологическом институте Калифорнии, степень доктора экономических наук — в Гарвардском университете.

Смит — ученик американского экономиста Эдуарда Хейстин-гса Чемберлина 1899—1967 , который является одним из родоначальников экспериментальной экономики. Свои экономические эксперименты Чемберлин проводил еще в 30-е гг. Развивая идеи Чемберлина, Смит создал основы экспериментальной экономики. Являясь в прошлом инженером по электричеству, успешно проводил лабораторные эксперименты. Экономика считалась наукой, базирующейся на теоретических аксиомах, проверяемых статистикой. При этом допускается, что если статистика подтверждает теоретические постулаты, то теория обоснована. Однако Смит выбрал иной путь.

Он приглашал студентов, руководителей фирм, правительственных чиновников, задавал им экономические вопросы, спрашивал, как они будут принимать решения. В ходе решения задач возникали различные ситуации. В простых ситуациях рынки свободно функционировали, а в сложных ситуациях, напротив, рынки не работали. В зависимости от различных вариантов люди принимают разные решения. В результате таких экспериментов выяснилось, что важна не только свободная конкуренция, но и структура рынка. Смит выбрал человеко-модельный экономический эксперимент с упором на его хозяйственную прикладную составляющую как более очевидную. Проводя лабораторные эксперименты, Смит выявил условия, при которых создаются новые рынки.

Свои эксперименты он проверял на примере создания рынка электричества 1993—1996 в Австралии. Эти эксперименты и их апробация дали возможность обеспечить успех в аэропортах США. Практика свидетельствует, что на деятельность авиации оказывают влияние многочисленные негативные обстоятельства. Среди них, например, плохая погода, авиационные катастрофы и т. Данные факты вызывают изменение графика, перегрузку аэропортов и пр. Таким образом, нарушение работы в одном аэропорту влияет на работу всей системы, что сказывается на экономической эффективности функционирования авиасистемы. Применение же предложенного Смитом экономического экспериментального алгоритма к деятельности американской национальной промышленности позволяет обеспечить ей существенный выигрыш.

Смит на основе своего экономического эксперимента в авиапромышленности США пришел к выводу о том, что если разрешить ее работникам торговлю между собой местами взлета и посадки по компьютеру либо телефону, то может быть достигнут значительный положительный результат. Таким образом, он пришел к заключению, что наибольший спрос на взлет и на посадку самолетов имеют те, кто перевозит наибольшее число пассажиров с пересадкой. Например, если самолет летит из Санкт-Петербурга в Новосибирск, то какая-то часть пассажиров делает пересадку и летит в другие города.

Предельная общественная полезность MSB дополнительная полезность, извлекаемая при производстве еще одной единицы продукции. При суммировании предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек последние поднимаются до уровня предельных общественных издержек. Положительные внешние эффекты это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах. В связи с тем что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при подобном учете. Отсюда результатом положительных внешних эффектов являются недостаточный выпуск и занижение цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики. Поэтому, чтобы обеспечить эффективный объем выпуска, необходим такой механизм, благодаря которому третьи лица, использующие внешний эффект, вносили бы свой вклад в его получение и потребление.

При этом одна часть вклада третьих лиц направлялась бы на снижение цены, уплачиваемой потребителями с тем, чтобы стимулировать рост их потребления, а другая часть использовалась бы для компенсации любого увеличения предельных издержек с тем, чтобы поощрять производителей увеличить выпуск продукции. Выделяют следующие виды положительных внешних эффектов. Предельная индивидуальная полезность МРВ товара — предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Чтобы извлечь связанную с данным объемом товара предельную общественную полезность, необходимо к предельной индивидуальной полезности прибавить предельную полезность, извлекаемую третьими лицами.

Предприниматель воспринимает нормальную прибыль как возмещение ему потерь от упущенных возможностей в других сферах деятельности. Поэтому величина нормальной прибыли определяется самим предпринимателем. Следующая классификация издержек основана на зависимости от объема производства. Постоянные издержки FC - представляют собой такие виды расходов, величина которых не меняется в зависимости от изменения объемов работ. Это, как правило, рентные платежи, амортизационные отчисления, страховые взносы, жалование высшему управленческому персоналу и будущим специалистам фирмы, расходы на пожарную и охранную сигнализацию. Постоянные издержки должны быть оплачены, даже если предприятие ничего не производит. К переменным издержкам VC - относятся расходы, величина которых меняется в прямой зависимости от изменения объемов производства. То есть, чем больше продукции нужно произвести, тем больше необходимо затратить сырья, материалов, заработной платы основным рабочим, чей труд оплачивается объема выполненных работ. Сумма переменных и постоянных затрат равна общим валовым, суммарным затратам ТС. Для анализа эффективности деятельности фирмы и принятия решения об объеме производства используются средние и предельные издержки. Затраты ресурсов, приходящиеся на единицу продукта, называются средними издержками АР. Средние переменные издержки - это издержки, приходящиеся на единицу продукции.

Во всех случаях сельское хозяйство вынуждено нести дополнительные издержки; экстерналии межрегиональные. Данная проблема особенно остро стоит в России, так как Россия имеет многочисленные административные единицы, и регионы-загрязнители создают дополнительные затраты для других регионов пример: река Волга ; экстерналии локальные. Этот вид экстреналии более всего известен и ощутим населением. Обычно на какой-то ограниченной территории находится предприятие-загрязнитель, и определяются экстернальные издержки, которые несут окружающие реципиенты другие предприятия, население, природные объекты и прочее. Гетеротипические реакции. Клементс и Шелфорд 1939 взаимодействиям между различными организмами, населяющими данную среду, дали название коакций. Коакции подразделили на два типа. Гомотипические реакции, или взаимодействия между особями одного и того же вида. Реакции этого типа весьма разнообразны. Основные из них — групповой и массовый эффекты, внутривидовая конкуренция. Гетеротипические реакции, то есть взаимоотношения между особями разных видов. Влияние, которое оказывают друг на друга два вида, живущих вместе, может быть нулевым, благоприятным или неблагоприятным. Отсюда типы комбинаций могут быть следующими. Нейтрализм — оба вида независимы и не оказывают друг на друга никакого влияния. Конкуренция — каждый из видов оказывает на другой неблагоприятное действие. Виды конкурируют в поисках пищи, укрытий, мест кладки яиц-и т. Оба вида называют конкурирующими. Мутуализм — симбиотические взаимоотношения, когда оба сожительствующих вида извлекают взаимную пользу. Сотрудничество — оба вида образуют сообщество. Оно не является обязательным, так как каждый вид может существовать отдельно, изолированно, но жизнь в сообществе им обоим приносит пользу.

Понятие издержек производства

  • Издержки производства и обращения | Современный предприниматель
  • 2.5 Постоянные и переменные затраты. Теория ЕГЭ по обществознанию
  • В чем суть внешних издержек рынка | Нифонт Шилов | Дзен
  • Издержки производства и их виды

Вопрос 50Внешние эффекты и внешние издержки.

Миграция может приносить как внешние издержки, так и внешнюю экономическую выгоду за пределами официального и неофициального рынков. Внешние воздействия могут быть отрицательными, когда деятельность одной стороны вызывает издержки другой стороны, или положительными, когда деятельность одной стороны приносит прибыль другой. Внешние эффекты отрицательны, когда социальные издержки перевешивают частные издержки. Лит.: Шаститко А. Е. Внешние эффекты и трансакционные издержки. Лит.: Шаститко А. Е. Внешние эффекты и трансакционные издержки.

Внешние эффекты. Трансакционные издержки. Теорема Коуза

Значение нормальной прибыли для оценки эффективности фирмы Экономическая природа НП заключается в том, что фактически это цена выбора конкретного бизнеса. Когда речь идет об успешном предприятии, показатель нормальной прибыли не должен быть ниже, чем упущенная прибыль от альтернативных видов деятельности. Для предпринимателя это своеобразное замещение того, что он потерял, когда не реализовал возможности в других областях. По этой причине количественный показатель НП не может быть определен никем, кроме него самого. Внутренние и внешние издержки: примеры Подытоживая описанные выше понятия, можно сказать, что неявные издержки — это сумма доходов, которая могла бы принести предприятию необходимые ресурсы в случае ее выгодного альтернативного использования. И внутренние, и внешние издержки должны быть учтены. Эта мера необходима для того, чтобы владелец фирмы получал информациею о реальных экономических конкурентных преимуществах своего бизнеса. К главным экономическим неявным, внутренним расходам относят: Сумму потенциальных трат предприятия на эксплуатацию предметов и объектов, которые принадлежат владельцу фирмы. Расходы на складские запасы, понесенные в прошедшем периоде. Сумму зарплаты, которую предприниматель сам себе не выплачивал. Нормальную прибыль.

Это все - неявные расходы внутренние. Внешние бухгалтерские издержки — это все остальные траты, хотя определяющий фактор заключается в отображении в бухгалтерской отчетности. Внешние издержки: Расходы предприятия на покупку сырья, материалов. Оплата труда сотрудников фирмы.

Расходы некапитального вида, направленные на улучшение качества выпускаемых изделий, а также совершенствование производственного цикла. Расходы капитального вида, направленные на модернизацию оборудования, технологических процессов. Изобретательские и рационализаторские расходы. Ремонтные расходы, связанные с обслуживанием производства и проведением текущих, средних или капитальных ремонтных работ. Расходы, направленные на охрану труда и обеспечение нормальных рабочих условий.

Расходы по поиску персонала. Расходы на поддержание необходимого уровня квалификации, включая переподготовку, работников производства. Транспортные расходы. Расходы по оплате налогов и сборов с зарплаты работников, занятых в процессе производства. Расходы, связанные с гарантийным обслуживанием. Амортизационные расходы по машинам, оборудованию, основным фондам производства. Суммы потерь от выпуска бракованной продукции. Суммы потерь от простоев по вынужденным внутрипроизводственным причинам.

В соответствии с Государственным докладом «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2010 году»13, Государственным докладом «О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2011 году»14, постоянными источниками воздействия действующего предприятия являются: сбросы недостаточно очищенных сточных вод. В 2010 году в озеро Байкал было сброшено 12 499,79 тысяч м3 недостаточно очищенных сточных вод, в 2011 году — 26526,59 тысяч м3. Выбросы загрязняющих веществ в 2012 г. ОАО «Байкальский ЦБК» должен ежегодно проводить оплату за загрязняющие выбросы, однако он не выделял средств на данные расходы, задолженность ОАО «Байкальский ЦБК» по оплате за негативное воздействие на окружающую среду на конец 2013 года составляла 101,4 млн. В связи с неуплатой налогов за вредные выбросы, в связи с превышением по сравнению с нормой выбросов загрязняющих веществ, ОАО «Байкальский ЦБК» был закрыт в 2013 году. После закрытия Байкальского ЦБК необходимо было решить проблемы ликвидации отходов, ликвидации загрязненного купола подземных вод. В соответствии с решениями Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал ОАО «Байкальский ЦБК» совместно с ООО «ВЭБ Инжиниринг» необходимо обеспечить учет требований законодательства при подготовке опасного производственного объекта к консервации и ликвидации, при разработке проектной и технической документации по остановке основного производства, демонтажа оборудования и сооружений. ОАО «Байкальский ЦБК» за время своей деятельности сбросил в Байкал множество неочищенных вредных отходов, что привело к ухудшению экологического состояния самого большого пресного озера в мире. На данном примере мы рассмотрели применение налога Пигу по устранению негативного внешнего эффекта установление платы за вредные выбросы , а также влияние государства на решение проблемы экстерналий. Законодательными мерами государство ликвидировало предприятие, которое не уменьшало отрицательный внешний эффект, а также способствовало заключению соглашения между двумя предприятиями по ликвидации негативных последствий здесь можно наблюдать применение теоремы Коуза о том, что государство должно способствовать заключению соглашений между экономическими агентами. Применяемые в России в настоящее время способы уменьшения загрязнения не являются достаточно эффективными, так как они требуют от государства больших затрат, связанных с соблюдением установленных норм, проверкой качества окружающей среды, взиманием штрафов или предоставлением субсидий, а также взиманием платы за загрязнения. Однако в России, видимо, применение более эффективных способов еще невозможно. Введение «бабл-принципа» в современных условиях рискованно, так как нет уверенности, что владельцы предприятий смогут договориться друг с другом о внедрении очистных технологий, не прибегая к нерыночным методам, а государство не может гарантировать защиту владельцев компаний. В ситуации, когда рынок недостаточно развит и отсутствует спецификация прав собственности, обмен акциями на право загрязнения между предприятиями будет сопряжен с рядом особенностей. К ним относится неполнота информации, неуверенность в надежности участников рынка, трудности поиска подходящего партнера. Список использованных материалов Конституция РФ. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», от 26 декабря 2001 года, ст. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Гальперин В. В 2-х т. Коуз Р. Фирма, рынок и право. Архипова О. Выскребенцев И. Рюмина Е. Трейтман М. Серия «Экономика и экологический менеджмент». Щукина А. Ефремова Т. Глобальная экономика. Куликова И. Государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2010 году». Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2011 году». Российский статистический ежегодник.

Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты. При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных. Предельные общественные издержки MSC это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек. Отрицательный внешний эффект иллюстрируется на рис. На рис. Предельная общественная полезность MSB дополнительная полезность, извлекаемая при производстве еще одной единицы продукции. При суммировании предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек последние поднимаются до уровня предельных общественных издержек. Положительные внешние эффекты это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах. В связи с тем что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при подобном учете. Отсюда результатом положительных внешних эффектов являются недостаточный выпуск и занижение цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики.

Издержки предприятия – 23 вида затрат в бизнесе

Что такое издержки, почему возникают в деятельности предприятий и производств. Примеры внешних издержек: материальные затраты— оплата сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий и полуфабрикатов; затраты на оплату труда— заработная плата наемных работников, а также другие выплаты, предусмотренные трудовыми договорами. В этом случае издержки и ущербы от их деятельности в буквальном смысле внешние, «за воротами предприятия» для загрязнителей, так как они не влияют на затраты его собственного производства, его внутренние издержки. Миграция может приносить как внешние издержки, так и внешнюю экономическую выгоду за пределами официального и неофициального рынков. Ущерб – издержки кого-то другого, т.е. для предпринимателя они являются внешними издержками.

Издержки в экономике - понятие, виды, примеры

Широко распространено мнение, что правительство должно интернализировать внешний ущерб, например загрязнение окружающей среды, используя налоги. Примером товара с отрицательным внешним эффектом внешними издержками может служить продукция, производимая на экологически "грязном" предприятии, вследствие чего люди, проживающие около этого предприятия, несут некомпенсированные потери в форме ухудшения их здоровья. Напротив, начальное образование - пример УСЛУГИ с положительным внешним эффектом внешней выгодой , так как считается, что общество в целом выигрывает от роста среднего уровня грамотности населения см. Одной из общепризнанных функций государства является сведение к минимуму отрицательных внешних эффектов частного производства и максимизация его положительных внешних эффектов.

Государство может, например, облагать специальными налогами товары с отрицательными внешними эффектами и, наоборот, субсидировать или даже производить на государственных предприятиях товары с положительными внешними эффектами. Экономический глоссарий всемирного банка www. Внешние эффекты могут быть положительными и отрицательными.

Например, социальный внешний эффект от инвестиций в образование женщин является положительным и значительным. Опыт многих стран показывает, что образование женщин тесно связано с улучшением здоровья самих женщин и их детей, а также со снижением рождаемости [World Bank 1995, p. Авторы экономических анализов по многим странам указывают на тяжелые отрицательные внешние эффекты от осуществления программ структурного урегулирования, выражающиеся в ухудшении человеческого капитала см.

Это плата за ресурсы, необходимая для того, чтобы привлечь и удержать их в данном виде деятельности варианте использования. Различают бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки — это выплаты владельцам привлекаемых факторов производства. Экономические издержки — это стоимость всех факторов производства, привлекаемых для производства. Экономические издержки состоят из внешних и внутренних. Различия между экономическими и бухгалтерскими издержками неизбежно приводят и к различному определению прибыли. Экономическая и бухгалтерская прибыль. В основании цены находится себестоимость товара. Себестоимость — это непосредственные затраты предприятия на выпуск и реализацию продукции. Выручка — это стоимость, полученная от продажи произведённой фирмой продукции оказанных услуг.

Если выручка меньше издержек, то предприятие терпит убытки. Средства, которые остаются у собственника предприятия от выручки после возмещения всех издержек и уплаты налогов, называются прибылью.

Выбросы загрязняющих веществ в 2012 г. ОАО «Байкальский ЦБК» должен ежегодно проводить оплату за загрязняющие выбросы, однако он не выделял средств на данные расходы, задолженность ОАО «Байкальский ЦБК» по оплате за негативное воздействие на окружающую среду на конец 2013 года составляла 101,4 млн. В связи с неуплатой налогов за вредные выбросы, в связи с превышением по сравнению с нормой выбросов загрязняющих веществ, ОАО «Байкальский ЦБК» был закрыт в 2013 году.

После закрытия Байкальского ЦБК необходимо было решить проблемы ликвидации отходов, ликвидации загрязненного купола подземных вод. В соответствии с решениями Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал ОАО «Байкальский ЦБК» совместно с ООО «ВЭБ Инжиниринг» необходимо обеспечить учет требований законодательства при подготовке опасного производственного объекта к консервации и ликвидации, при разработке проектной и технической документации по остановке основного производства, демонтажа оборудования и сооружений. ОАО «Байкальский ЦБК» за время своей деятельности сбросил в Байкал множество неочищенных вредных отходов, что привело к ухудшению экологического состояния самого большого пресного озера в мире. На данном примере мы рассмотрели применение налога Пигу по устранению негативного внешнего эффекта установление платы за вредные выбросы , а также влияние государства на решение проблемы экстерналий. Законодательными мерами государство ликвидировало предприятие, которое не уменьшало отрицательный внешний эффект, а также способствовало заключению соглашения между двумя предприятиями по ликвидации негативных последствий здесь можно наблюдать применение теоремы Коуза о том, что государство должно способствовать заключению соглашений между экономическими агентами.

Применяемые в России в настоящее время способы уменьшения загрязнения не являются достаточно эффективными, так как они требуют от государства больших затрат, связанных с соблюдением установленных норм, проверкой качества окружающей среды, взиманием штрафов или предоставлением субсидий, а также взиманием платы за загрязнения. Однако в России, видимо, применение более эффективных способов еще невозможно. Введение «бабл-принципа» в современных условиях рискованно, так как нет уверенности, что владельцы предприятий смогут договориться друг с другом о внедрении очистных технологий, не прибегая к нерыночным методам, а государство не может гарантировать защиту владельцев компаний. В ситуации, когда рынок недостаточно развит и отсутствует спецификация прав собственности, обмен акциями на право загрязнения между предприятиями будет сопряжен с рядом особенностей. К ним относится неполнота информации, неуверенность в надежности участников рынка, трудности поиска подходящего партнера.

Список использованных материалов Конституция РФ. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», от 26 декабря 2001 года, ст. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Гальперин В.

В 2-х т. Коуз Р. Фирма, рынок и право. Архипова О. Выскребенцев И.

Рюмина Е. Трейтман М. Серия «Экономика и экологический менеджмент». Щукина А. Ефремова Т.

Глобальная экономика. Куликова И. Государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2010 году». Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2011 году». Российский статистический ежегодник.

Коллекция словарей и энциклопедий. Приложение 1 Использование и обезвреживание отходов производства и потребления по видам экономической деятельности по Российской Федерации 16.

Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются. Предельные внешние издержки МЕС это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц. Предельные индивидуальные издержки МРС это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют. Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты. При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных. Предельные общественные издержки MSC это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек. Отрицательный внешний эффект иллюстрируется на рис.

На рис. Предельная общественная полезность MSB дополнительная полезность, извлекаемая при производстве еще одной единицы продукции.

Издержки производства и обращения

Таким образом, экономические издержки содержат внешние (бухгалтерские или явные) и внутренние (неявные) издержки с входящей в неявные нормальной прибылью. Поскольку получающие внешние издержки третьи лица не участвуют в зак. Если существуют внешние издержки, такие как загрязнение, производитель может произвести больше продукции, чем было бы произведено, если бы производитель обязан оплатить все связанные с ним экологические издержки.

Понятие издержек производства

  • ВНЕ́ШНИЕ ЭФФЕ́КТЫ
  • Внешние издержки - Экономика -
  • ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ: СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ - Студенческий научный форум
  • Для тех, кто ценит свое время
  • Издержки в экономике - понятие, виды, примеры
  • Внутренние и внешние издержки производства

Для тех, кто ценит свое время

  • Внешние издержки (примеры) ЕГЭ обществознание -
  • Что такое издержки?
  • Внешние эффекты и минимизация трансакционных издержек by Dilyara Yunusova on Prezi
  • Что такое издержки простыми словами, какими они бывают и как влияют на прибыль

Внутренние и внешние издержки производства

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты. Отрицательные внешние эффекты негативные экстерналии - это негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта. Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом и производства, и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Чем больше объем сброса отходов в реку, тем больше вред, наносимый полезности, связанной с использованием реки. Выделяют следующие виды отрицательных внешних издержек. Совокупные внешние издержки ТЕС - это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются.

Оба вида называют конкурирующими. Мутуализм — симбиотические взаимоотношения, когда оба сожительствующих вида извлекают взаимную пользу. Сотрудничество — оба вида образуют сообщество. Оно не является обязательным, так как каждый вид может существовать отдельно, изолированно, но жизнь в сообществе им обоим приносит пользу. Комменсализм — взаимоотношения видов, при которых один из партнеров получает пользу, не нанося ущерб другому.

Аменсализм — тип межвидовых взаимоотношений, при котором в совместной среде один вид подавляет существование другого вида, не испытывая противодействия. Паразитизм — это форма взаимоотношений между видами, при которой организмы одного вида паразита, потребителя живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида хозяина в течение определенного времени. Хищничество — такой тип взаимоотношений, при котором представители одного вида поедают уничтожают представителей другого, т. Симбиоз — неразделимые взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов, иногда даже с элементами паразитизма. Протокооперация — простой тип симбиотических связей.

При этой форме совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них, т. Нахлебничество — потребление остатков пищи хозяина, например взаимоотношения акул с рыбами-прилипалами. Сотрапезничество — потребление разных веществ или частей их одного и того же ресурса. Например, взаимоотношения между различными видами почвенных бактерий-сапрофитов, перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом минеральные соли. Квартирантство — использование одними видами других их тел или их жилищ в качестве убежища или жилища.

Гомеостаз экосистемы. В число управляющих механизмов, действующих на уровне экосистем, входят микробные субсистемы, регулирующие накопление, и высвобождение биогенных элементов, поведенческие механизмы и субсистемы "хищник—жертва", регулирующие плотность популяции, и др. Гомеостатические механизмы функционируют в определенных пределах, за которыми может произойти гибель экосистемы, если будет невозможна дополнительная адаптация. По теории Холлинга Holling, 1973 , для экосистем характерно не одно, а несколько состояний равновесия, и после стрессовых воздействий они часто возвращаются не в то состояние, из которого были выведены, а в другое. Например, значительное количество СО2, поступающей в атмосферу в результате деятельности человека, поглощается карбонатной системой моря, но по мере увеличения притока СО2 в атмосфере устанавливаются новые равновесия на несколько более высоком уровне.

Отрицательный внешний эффект иллюстрируется на рис. На рис. Положительные внешние эффекты это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах. При положительном внешнем эффекте предельная общественная полезность превышает предельную индивидуальную полезность. В связи с тем, что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при подобном учете.

Отсюда результатом положительных внешних эффектов являются недостаточный выпуск и занижение цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики. Поэтому, чтобы обеспечить эффективный объем выпуска, необходим такой механизм, благодаря которому третьи лица, использующие внешний эффект, вносили бы свой вклад в его получение и потребление. При этом одна часть вклада третьих лиц направлялась бы на снижение цены, уплачиваемой потребителями с тем, чтобы стимулировать рост их потребления, а другая часть использовалась бы для компенсации любого увеличения предельных издержек с тем, чтобы поощрять производителей увеличить выпуск продукции. Выделяют следующие виды положительных внешних эффектов.

Оптимальное распределение ресурсов в производстве. Для производства благ Х и У имеются два ресурса — i и j. В этом варианте должно соблюдаться равенство, согласно которому соотношение предельных продуктов i и j, используемых для производства блага Х, равно соотношению предельных продуктов i и j в производстве блага У, а именно: Третье условие. Оптимальный объем производства. Граница производственных возможностей показывает количество благ Х и У, которые могут быть произведены в условиях полного использования ресурсов. Оптимальным объем производства для любых двух благ будет при соблюдении следующих соотношений: Это значит, что отношение предельных издержек к предельной полезности должно быть одинаковым для обоих благ. ПАРЕТО Вильфредо 1848—1923 , итальянский экономист, социолог, политический мыслитель и публицист, глава Лозаннской школы в буржуазной политической экономии. Экономическое и математическое образование получил в Туринском университете. Он сформулировал критерий наилучшего распределения ресурсов, вошедший в экономическую мысль как оптимум Парето. Вопрос 54Рынок и цена: понятия, структура, взаимосвязи. ОТВЕТ РЫНОК — это: а совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров; б один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений; в базовый элемент хозяйственного механизма; г регулятор функционирования рыночной экономики. Предпосылками возникновения рынка являются: а общественное разделение труда; б частная собственность на средства и продукты производства. Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена. Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию. Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий: а вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными; б наличие свободных ресурсов и свободное их использование; в свободный доступ к рыночной информации; г отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании. В зависимости от объектов купли-продажи рынки различаются: а рынок товаров: б рынок услуг; в рынок капиталов; г рынок труда; д рынок информации научно-технических разработок. С точки зрения границ и масштабов различают: местный рынок в пределах села, города, района ; национальный внутренний рынок ; мировой внешний рынок. Субъектами рынка выступают: юридические лица фирма, предприятие, учреждение ; физические лица; государство. Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру, основными элементами которой являются: банковская система, страховая система, информационная система. Рынок обладает положительными и отрицательными чертами. Вместе с тем рынок не идеальный механизм экономической деятельности общества. В силу своих внутренних качеств и закономерностей рынок не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей. Цена — денежное выражение стоимости товара. Величина цены товара определяется: а стоимостью самого товара; б стоимостью денежного материала золота ; в соотношением спроса и предложения. Превышение спроса над предложением вызывает повышение величины цены над стоимостью, а превышение предложения над спросом ведет к отклонению цены ниже стоимости. При равенстве спроса и предложения устанавливается цена равновесия. Цена выступает одним из важных показателей, характеризующих состояние и динамику уровня жизни населения. Следовательно, в цене отражаются многообразные экономические и социальные процессы функционирования общества. Различают действующую и реальную цену товара. Действующая цена товара представляет собой его номинальную цену. Реальная сопоставимая цена товара представляет собой цену, рассчитанную относительно совокупного показателя цен — такого, как индекс на потребительские товары ИПЦ. ИПЦ фиксирует, как стоимость большого набора товаров на рынке меняется во времени относительно обширной совокупности потребителей. В микроэкономике чаще всего используются сопоставимые, а не действующие цены на товары. Относительные цены сопоставимы, когда имеется общая база сравнения. Изменение цен в денежных единицах предполагает реальную покупательную способность денежных знаков. Сопоставимые цены рассчитываются по агрегированному индексу цен — такому, как ИПЦ. Различают учетную, стимулирующую и распределительную перераспределительную функции. Учетная функция отражает в цене результаты хозяйствования. Стимулирующая функция цены влияет на эффективность производства, внедрение новейшей техники и технологии, ресурсосбережение, повышение качества продукции. Распределительная перераспределительная функция учитывает в цене налог на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, поступающего в бюджеты различных уровней государственной структуры. Использование распределительной функции цены позволяет обществу решать социальные проблемы. Между категориями «рынок» и «цена» существуют самые тесные взаимосвязи. Необходимо знать, как формируются цены на конкурентных и неконкурентных рынках, анализом которых занимается микроэкономика. Рыночное ценообразование — это синтез рынка и цены, который происходит без централизованного руководства со стороны государства. На реальных рынках действуют различного рода ограничения, монополизирующие те или иные сферы рынка и образование цен. В результате чего цены на конкретные блага зачастую устанавливаются при доминирующем или даже монополизированном положении производителя, продавца или покупателя блага. В таких условиях возникает потребность в государственном или муниципальном регулировании цен. Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики охватывает комплекс мер, нацеленных на поддержание стабильного уровня цен и эффективных соотношений цен на важнейшие группы товаров продуктов, услуг. В данном случае имеется в виду поддержание на рынке конкурентной среды, предотвращение монополизации, проведение социально ориентированной политики цен, воздействие на оптимальное соотношение внешнеторговых и внутренних цен. Государственные меры по регулированию цен осуществляются как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Первый означает выработку принципов и концепции политики цен и ценообразования, законодательное и нормативное их обеспечение, проведение гибкой денежно-кредитной и бюджетной политики, регулирование валютного курса. Микроэкономические государственные меры по регулированию цен включают контроль за естественными и другими монополиями, установление цен на блага, имеющее социальное значение. Вопрос 55Сегментация рынка. Сегментация рынка выступает ключевым понятием концепции маркетинга, ориентированного на спрос; является основой маркетинговой деятельности в условиях насыщенного рынка. Реализация концепции рыночной сегментации определяется необходимостью выделения наиболее важных черт и потребностей для каждой группы потребителей для последующей переориентации своей производственной и сбытовой политики на удовлетворение этих специфических требований покупателей. Овладение знаниями сегментации рынка дает возможность фирме разработать оптимальную стратегию маркетинга, точный выбор его инструментов, экономию средств в процессе реализации коммерческих проектов. Выделяют предварительную сегментацию, реализуемую на этапе выбора рынка, и окончательую сегментацию — при формировании маркетинговой программы. Различают следующие признаки сегментации рынка. Географический, согласно которому производится разбивка рынка на разные географические единицы: государства, штаты, регионы, области, округа, города, общины. Фирма может принять решение действовать либо в одном или нескольких географических районах, либо во всех районах, но с учетом различий в нуждах и предпочтениях, определяемых географией. Демографический, означающий разбивку рынка на группы, в основе которых лежат такие демографические признаки, как пол, возраст, размер семьи, уровень доходов, род занятий, образование, раса, национальность и др. Психологический — разделение покупателей по признакам принадлежности к общественному классу, образу и стилю жизни, структуре личности. Поведенческий — деление на группы в зависимости от знаний, отношений покупателей, характера использования товара и реакции на данный товар. По товарам производственного характера сегментация рынка строится по другим признакам. Здесь на первое место ставится принадлежность потенциального предприятия-покупателя к определенному сектору экономики — машиностроению, строительству, торговле и т. В пределах каждой отрасли выделяются более мелкие профессиональные секторы. В этом случае важно учитывать размеры предприятий. Рассмотрим сегментацию рынка труда, концепцию которой впервые выдвинули П. Доринджер и М. Пайор оба из США в начале 70-х гг. Большинство экономистов Запада исходят из двойственности современного рынка труда, в котором функционируют два сегмента единого рынка труда: а рынок первичных независимых и подчиненных рабочих мест и б рынок вторичных рабочих мест и групп рабочих. К первичным независимым рабочим местам относят специалистов с высшим и средним специальным образованием, управляющих и администраторов всех звеньев и высококвалифицированных рабочих. К первичным подчиненным рабочим местам относят техников, административно-вспомогательный персонал и рабочих средней квалификации. Вторичные рабочие места не требуют специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Разнообразие предлагаемых трудовых услуг и рабочих мест вызывает дифференцированность рынка труда. Еще в 80-е гг. Маршалл выдвинул концепцию неконкурирующих групп на рынке труда. Каждая разновидность труда, профессия, специальность имеет свой более или менее обособленный от других рынок. Именно это обстоятельство нашло отражение в концепции сегментированного рынка труда. Вопрос 56Несостоятельность конкурентных рынков. ОТВЕТ В характеристике сущности и функционирования рынков в микроэкономической литературе наблюдаются два подхода. Первый подход исходит из того, что конкурентные рынки существуют и функционируют. Поэтому необходимо только создавать предпосылки для конкуренции. Второй подход исходит из того, что конкурентные рынки не существуют. Поэтому необходимо выяснить, какие меры требуются, чтобы преодолеть эту ситуацию. Во всех предыдущих вопросах мы исходили из первой трактовки конкурентных рынков. Здесь и далее речь пойдет о позиции несостоятельности рынков. Несостоятельность конкурентных рынков обусловлена следующими основными причинами. Наличием рыночной власти у производителя или продавца ресурсов. Рыночная власть приводит к тому, что одних товаров выпускается с избытком, а других — с недостатком. Производители с рыночной властью в своих действиях применяют цены, которые отличные от цен, которые используют в своих действиях покупатели, в результате чего рынок становится несостоятельным и перестает функционировать. Аналогичная ситуация имеет место при рыночной власти на рынках факторов производства. Допустим, что рабочие имеют рыночную власть над предложением труда в выпуске обуви. В этом случае обувной промышленности будет предложено мало труда при высокой заработной плате, а, например, пищевой — много труда при низкой заработной плате. В результате чего инвестиции будут неэффективными, поскольку эффективность предполагает одинаковые предельные нормы технологического замещения в выпуске товаров. Наличием неполной и неточной информации о рыночных ценах или о качестве продуктов. В этом случае рыночная система будет функционировать неоптимально, ибо, не имея достоверной информации, производители и потребители допускают ошибки в своих решениях. Дефицит информации побуждает производителей выпускать одних товаров в избытке, а других — слишком мало. Подобная ситуация будет наблюдаться среди покупателей. Одни покупатели не будут приобретать нужный и выгодный им товар, а другие приобретать товар, не приносящий им пользу либо даже вредный им. Дело может дойти до фиаско рынка этих товаров. Наличием внешних эффектов. Цены действуют эффективно, когда они дают информацию и производителям, и потребителям. Нередко цены не отражают действий производителей или потребителей, что приводит к несостоятельности рынков. Внешние эффекты образуются в том случае, когда та или иная деятельность, связанная с производством или потреблением, оказывает косвенное воздействие на другие виды деятельности, но не отражаемое прямо рыночными ценами. Предположим, что нефтеперегонный завод сделал выброс в реку, в результате чего ниже выброса нельзя купаться и ловить рыбу. Это и есть внешний эффект. Если этот внешний эффект распространится на всю отрасль, то цена продуктов нефтеперегонного завода окажется ниже в сравнении с условиями учета в издержках производства, затрат, связанных с загрязнением. Рынки не способны предложить так называемые общественные товары, полезные многим потребителям, хотя они могли бы быть выпущены при очень низких издержках производства и несмотря на большую значимость для общества. Вопрос 57Рынки с асимметричной информацией. Так, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Работник знает о своих способностях полнее, нежели предприниматель. Менеджеры знают свои возможности лучше в сравнении с собственниками фирм. Асимметричная информация дает возможность уяснить, почему, например, те или иные фирмы предоставляют покупателям их продукции гарантии и услуги, или почему держатели акций корпораций должны внимательно наблюдать за поведением управляющих и т. Асимметричная информация охватывает различные сферы деятельности: а рынок продуктов; б рынок страхования; в рынок кредитов; г рынок труда. Роль асимметричной информации в определении качества продуктов впервые установил американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джордж А. Акерлоф в статье «Рынок лимонов», опубликованной в 1970 г. За основу он взял работу лауреатов Нобелевской премии по экономике 1996 г. Эта работа, вошедшая в классику экономической литературы, доказывала, что дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен. В ситуации, когда покупателю недоступна вся необходимая информация для приобретения автомобиля, качество продаваемого товара будет измеряться как совокупное среднее, что, несомненно, отразится на цене. Машину, качество которой превышает среднее, может забрать продавец, который знает, что покупатель заплатит за нее меньше, чем она стоит на самом деле. В результате на рынке останутся только самые плохие автомобили, и в конце концов он рухнет. Асимметричная информация охватывает и рынок страхования. Она затрудняет проблему медицинского страхования пожилых людей, у которых риск заболеть очень высок. Поскольку цена страхового полиса не увеличивается в соответствии с этим риском, страховые компании неохотно страхуют пожилых людей. Страхователь знает лучше свое состояние здоровья, чем страховщик, что вызывает необходимость в неблагоприятном отборе. Тем более что застраховаться стремятся люди со слабым здоровьем, о чем свидетельствует тот факт, что доля этой категории лиц в общем количестве страхующихся увеличивается, что, в свою очередь, повышает цену страхового полиса. Рост же цены страховки приводит к тому, что молодые и здоровые люди не страхуются. Таким образом, отбор лиц для страхования чреват угрозой существования страхового рынка. В связи с несостоятельностью страхового рынка страхованием вынуждено заниматься государство. Страхуя людей пожилого возраста, оно тем самым устраняет последствия неблагоприятного отбора. Факт асимметричности информации требует более активного участия правительства в регулировании экономики, ибо недостаточная или ошибочная информация может разрушить рынки. Значительный вклад в исследование рынков с асимметричной информацией внес американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джозеф Стиглиц. Исследования проблем асимметричной информации актуальны для современного российского рынка. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Автор работ по микроэкономике. Акерлоф возглавил разработку концепции асимметричной информации, предполагающей активное участие правительства в регулировании экономики. Автор работ по микроэкономике, исследователь и преподаватель новой ветви экономической науки — «экономики информации». Вопрос 58Концепции прибыли. Выделяют бухгалтерскую, экономическую и нормальную прибыль. Бухгалтерская прибыль — разница между общей выручкой от реализации продукции работ, услуг и явными внешними издержками, т. Бухгалтерская прибыль отличается от экономической прибыли на величину неявных внутренних издержек, поскольку экономическая прибыль не включает в себя экономические издержки. Экономическая прибыль — общая выручка за вычетом всех издержек явных и неявных , включая в неявные издержки и нормальную прибыль предпринимателя. Под экономической прибылью имеется в виду чистая прибыль, означающая разницу между выручкой и экономическими альтернативными, вмененными издержками. Экономическая прибыль показывает, что на данном предприятии производственные ресурсы используются более эффективно. Поэтому экономическая, а не бухгалтерская прибыль выступает критерием эффективности использования предприятием затраченных потребленных ресурсов. Когда экономические издержки превышают полученный доход, то предприятие несет убытки. Расчеты бухгалтерской и экономической прибыли покажем на условном примере. Нормальная прибыль — вознаграждение за выполнение предпринимательских функций; элемент внутренних неявных издержек наряду с внутренней рентой и внутренней зарплатой. Нормальная прибыль позволяет удерживать предпринимательские ресурсы в определенной сфере деятельности. Если нормальная прибыль не обеспечивается, то предприниматель либо переориентирует свои усилия с данного направления деятельности на другое, более доходное, либо откажется от предпринимательской деятельности ради получения зарплаты, или жалованья. Балансовая прибыль — разница между выручкой от реализации продукции работ, услуг , с одной стороны, материальными затратами, амортизацией и заработной платой — с другой. Балансовую прибыль иначе называют общей валовой прибылью. Балансовая прибыль выступает основным источником распределения и использования средств производства. Предельная прибыль — разница между предельным доходом и предельными издержками.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий