Восстание в Твери Причиной восстания жителей Твери против монголо-татарских захватчиков явились жестокие притеснения, которым подвергал горожан присланный в Тверь из Орды баскак Чол-хан Шевкал, Щелкан. Тверское восстание 1327 года было одним из самых крупных на Руси народных выступлений против монгольского ига. Тверское восстание 1327, антиордынское выступление жителей г. Тверь. Поводом к нему послужило прибытие в столицу Тверского княжества в 1327 г.
Кожевки: что было в Твери на месте огромного пустыря
В данной статье рассмотрим антиордынское восстание в Твери: его предпосылки, ход и исторические последствия. Причины и предпосылки Находясь под властью Золотой Орды, жители Руси в целом и города Твери в частности страдали от необходимости постоянно платить высокую дань, подчинятся насилию, проявляемому баскаками, терпеть унижение и боль. Баскаками в то время называли монгольско-татарских воинов, которые производили поборы на русской земле и подавляли местных жителей. В 1326 году великий князь Александр Михайлович, получив от представителя Золотой Орды Узбека ярлык на княжение Владимирское, вступил во власть в тверском княжестве. Спустя время, в город Тверь приехал родственник Узбека — Щелкан, являющийся его двоюродным братом. Также он известен под именем Чолхан. Хан решил поселиться во дворце Великого князя. Сам князь тверского княжества — Александр Михайлович был вынужден покинуть свой собственный дом. Щелкан, поселившись во дворце, начал проявлять жестокость по отношению к местным жителям, совершал грабежи и насилие. Тверичи стали ожидать худшего в своей жизни. В городе среди жителей появились слухи о планах баскаков совершить убийство князя, с целью занять его место в тверском княжестве.
Как говорили жители города, русские люди должны были под давлением монголо-татар отказаться от православия и принять мусульманскую веру — ислам. Против Щелкана назревало народное недовольство, но Великий князь Александр, зная о жестоком нраве татарского Хана, просил сохранять спокойствие жителям города. Участники Тверское восстание, как любое историческое событие, имело своих участников: с одной стороны выступали тверичи и их предводитель Александр Михайлович его личное участие остается у историков под вопросом, хотя со своей стороны Александр не предпринял каких-либо действий для усмирения горожан ; с другой стороны выступали: представитель Золотой орды — Хан Узбек, князь из города Москвы — Иван Калита, суздальский князь Александр Васильевич. Начало восстания Народное недовольство росло и неожиданно проявило себя.
Согласно сведениям новгородского летописца, приказ убивать татар отдал Александр Михайлович. Отряд Чолхана целый день сражался с местными жителями, а к вечеру, когда силы ордынские ослабли, посол отступил в княжий двор и укрепился там. Тверской князь приказал поджечь двор, чем и предопределил участь Чолхана погибнуть в огне. Восстание в Твери стало одним из ключевых событий в политической борьбе Твери и Москвы. После тверского восстания московский князь Иван Калита поспешил в Орду, чтобы использовать удобный случай и погубить своего соперника.
Татары повоевали города Тверского княжества — Кашин и Тверь: "И людей множество Погубиша, и иныа в плен поведоша, а Тверь и все гради огнем пожгоша". Дошедшие до нас летописи, прошедшие через руки московских летописцев, пытавшихся скрасить разорение Твери и участие в этом Московского войска, не дают ни картины карательной экспедиции, ни даже точных сроков падения Кашина и Твери. До сих пор Тверь хранит на себе следы страшной Федорчуковой рати: здесь нет даже остатков средневековых защитных сооружений, нет ни одной церкви старше XVI века. Бодрихин Восстание в Твери в 1327 г.
Только Данилу Козловского не звать и грязи поменьше. В год 6834 1326. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный дьяволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабеж, избиение и поругание.
Восстание в Твери в 1327 году против Чолхана и Золотой орды
Целью Тверского антиордынского восстания было освободить город от монголо-татарских поработителей. События развивались достаточно стремительно. Участники и руководители восстания В Твери стали бунтовать почти все жители города и близлежащих деревень независимо от сословия. На противостояние действительно вышел народ. Чолхан Щелкан До сих пор существуют сомнения по поводу того, кто возглавил это событие: В первой версии указывают князя Александра Михайловича. В некоторых источниках говорится, что он лично руководил поджогом Щелкана в княжеских хоромах. В других летописях указано стихийное возникновение восстания. Многие историки склоняются к тому, что события настолько накалились, что руководители не нужны были. Народ, таким образом, выразил свой гнев и недовольство. Вряд ли он подталкивал людей к бунту. Главные участники в Твери были простые люди.
Александр Михайлович симпатизировал повстанцам. После первого победного столкновения с ордынцами он позвал на помощь других русских князей. Только больше никто не захотел участвовать в этих событиях. Некоторые князья даже стали предателями и помогали монголо-татарам в подавлении восстания. Основные моменты восстания В противостоянии 1327 года историки выделяют 3 ступени. Каждая из них связана с возрастанием повстанческого движения. Стадии Тверского восстания: Расправа над ордынцами «Федорчукова рать» Этот этап назван в связи с управлением княжества Щелканом Дудентьевичем. Произвол, который чинили его подчиненные, вызвал у горожан большое недовольство. Страсти накалялись на протяжении всего лета 1327 года. Разгневанные горожане княжеский дворец сожгли, а всех татар, которые находились в Твери, убили.
Всю осень продолжались кровавые стычки. Узбек решил, что горожан надо наказать. Он нашел себе помощника — московского князя Ивана Даниловича Калиту. Тот отправил для подавления восстания русско-татарское войско под командованием Федорчука. События происходили зимой 1327-1328 года. Это был карательный поход. Восстание отличилось крайне жестоким характером.
Участники восстания В восстании Против ханских корзин, большая часть тверских жители. Поводом послужила попытка татар отобрать лошадь у дьяка. Он начал сопротивляться и позвонил вечером.
Народ собрался очень быстро. Вскоре в толпе появились лидеры. Разъяренная толпа без разбора уничтожила все полчища. Историки расходятся во мнениях относительно роли князя Александра Михайловича. По словам Карамзина, губернатор собрал вооруженное ополчение и повел его в резиденцию хана Стены. Современные историки считают, что восстание произошло без вмешательства Александра, но с его молчаливого согласия. Сам Холхан был одним из первых, кто пострадал от рук горожан. Тверичи убивали не только уважаемых ордынцев, но и простых сотрудников посольства и татарских купцов. Только пастухам, покинувшим город накануне, удалось спастись. План и этапы Антиордынские настроения «Щелкановщина» Бесчинства Чолкана и его окружения, которые грабили и оскорбляли местное население.
В городе распространились слухи, что Чолкан скоро сядет на трон Твери и обратит все население в ислам. Недовольство народа и положение князя Александра. Грабежи и насилие привели к большому недовольству среди населения. Люди обратились к князю за защитой и помощью, но он лишь посоветовал им «держаться». С другой стороны, князь и его друзья способствовали распространению слухов о скором восшествии на престол татарского монарха. Начало восстания 15 августа 1327 года Попытка татар отобрать лошадь у некроманта встретила сопротивление. Прозвучал сигнал тревоги, призывающий к бою. Массовое уничтожение захватчиками Твери и гибель самого Халкана. Призыв о помощи. Оставшиеся в живых пастухи орды бросились в Москву.
Александр обратился за помощью к соседям, но никто не захотел ему помочь.
Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Пошёл даже слух сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения , будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам ; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы [1] [2] [3] [4]. Федорчукова рать[ править править код ] Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси. Он отправился в Орду и предложил помочь восстановить власть над взбунтовавшимся княжеством.
К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал Чолхан , или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.
Восстание в Твери в 1327 г.
Восстание в Твери в 1327 г. Татарский отряд племянника хана Чолхана (Щелкана), разместившийся в княжеском дворце в Твери, вел себя вызывающе и нагло, грабя и насилуя отдельных жителей. Бунт Твери против Орды. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Восстание в Твери против баскака Чолхана (Щелкана) – когда и как произошло кратко.
Восстание в Твери
Тверское княжество запылало! Татары жгли все городки и деревни, встречавшиеся на пути, уничтожали все, что попадало под руку, чтобы и дети детей помнили о погроме. Сопротивление было бесполезным, тверской князь бежал сначала в Новгород, затем в Псков, а потом в Литву, так как татары требовали его выдачи и готовы были идти по пятам. Новгород сумел откупиться от татар, другим городам, которые бы укрыли князя, это было не по силам... Когда татары готовы были повернуть на Псков, а митрополит отлучил его жителей и князя от церкви - разрешая резню, Александр решил спасти их все своим бегством. Татары обязали всех русских подданных искать и выдать его.
Разгромленные земли разделили между русскими князьями, причем ярлык получил слабейший из них - так татары провоцировали конфликты, чтобы разделять русские земли, а Москва чужими руками убрала своего главного врага на Руси. А что же князь тверской? Он получал письма и посланцев от русских князей, которые упрашивали его поехать самому в Орду, принять наказание, чтобы кара не пала на других русских жителей - вдруг хану надоест терпеть существование на свете такого преступника. Однако князь отвечал уклончиво. В 1336 году, Александр едет в Орду, желая вновь получить тверские земли во княжение.
Он просит прощения у хана и "вверяет ему свою судьбу". Неожиданно, хан прощает князя, указывая на то "как смиренен и мудр он в кротости!
Призыв о помощи.
Оставшиеся в живых пастухи орды бросились в Москву. Александр обратился за помощью к соседям, но никто не захотел ему помочь. Разрушение Твери Армия Федорчука Московский князь Иван Калита вместе со своим суздальским князем отправил карательную экспедицию в Тверь.
Их поддержали войска хана Узбека. Тверь была полностью разрушена и сожжена. Ход восстания В восстании 1327 обычно делится на 3 фазы.
Они связаны с динамикой развития повстанческого движения. Этапы Тверского восстания: «Щелкановщина». Название этот период получил по имени ставленника хана Узбека в Твери Щелкана Дудентьевича.
Это предварительный этап, в ходе которого копилось недовольство горожанами действиями ханских баскаков. Длился на протяжении лета 1327. Расправа с ордынцами.
Кровавые стычки начались 15 августа 1327 с инцидента с дьяконом Дудко, продолжались в течение всей осени. На финальном этапе восстание было жестоко подавлено русско-татарским войском под командованием Федорчука. Это произошло зимой 1327-1328.
Восстание носило крайне жесткий характер. Жители Твери, уставшие от жестокости орды, приняли не только друзей Джелькана, но и всех лиц монголо-татарского происхождения, включая купцов. Только пастухам из орды удалось спастись.
Они взяли с собой лучших коней, приехали с ними в Москву, а затем в Орду, где сообщили о произошедших трагических событиях. Щелкан и его приближенные были заперты в резиденции князя и сожжены заживо. Останки свиты убитого хана были спрятаны во дворце накануне.
Они были сожжены вместе с другими полчищами. Участники и руководители восстания В Тверском восстании В нем приняли участие все жители города и его окрестностей, независимо от их статуса.
Но летом 1327 года в Тверь приехал с огромной свитой двоюродный брат хана Узбека Чол-хан. В русских источниках чаще всего в его отношении используют имя Щелкан, но встречаются и другие варианты: Шевкал, Чолхан, Щелкан Дудентьевич или Дюденевич. Монгольский Хан Щелкан со своими помощниками поселились в княжеском дворце, вели себя вызывающе, грабили и избивали местное население. По городу распространились слухи, что Щелкан хочет сместить тверского князя, а сам занять его место. Кроме того, местные жители опасались, что их силой начнут переводить в ислам. Непосредственным поводом, то есть «спусковым крючком» к началу восстания стал инцидент с дьяконом Дудко, произошедший 15 августа 1327. Летописи гласят, что он повел поить свою кобылицу на Волгу.
Там он был замечен одним из членов свиты Щелкана, который попытался отнять у него лошадь. Дьякон призвал на помощь горожан, между ордынцами и местными жителями произошло первое кровавое столкновение. Ход восстания В восстании 1327 года обычно выделяют 3 этапа. Они связаны с динамикой развития повстанческого движения. Этапы Тверского восстания: «Щелкановщина». Название этот период получил по имени ставленника хана Узбека в Твери Щелкана Дудентьевича. Это предварительный этап, в ходе которого копилось недовольство горожанами действиями ханских баскаков. Длился на протяжении лета 1327. Расправа с ордынцами.
Кровавые стычки начались 15 августа 1327 с инцидента с дьяконом Дудко, продолжались в течение всей осени. На финальном этапе восстание было жестоко подавлено русско-татарским войском под командованием Федорчука.
Иван Калита московский князь — давний соперник Тверского княжества за великокняжеский престол быстро воспользовался восстанием в Твери для утверждения собственного главенства в Русской земле.
Он отправляется в Орду и вызывается помочь монголам полностью восстановить над Русью власть. При этом, в случае успеха хан обязуется сделать Калиту великим князем и дать ему пятьдесят тысяч воинов возглавляемых пятью темниками. К такому ордыно-московскому войску присоединились силы Александра Суздальского, а в народе данный поход принято было называть «Федорчуковой Ратью».
Князь Твери сбежал в Новгород, а потом Псков. Новгород смог откупиться от Калиты. Интересные материалы: Столешницы из массива: бетонная столешница.
Почему Иван Калита подавил восстание в Твери
Впоследствии свалку убрали, однако даже сейчас там можно наткнуться на торчащие из-под земли остатки бетонных плит. Справа, как и в наше время, был стадион , только тогда еще действующий, а слева — та самая загадочная роща. Туда мы почти не ходили, боясь заблудиться. Бывшая свалка, апрель 2024 года. Фото: Сергей Савинов Но самая, пожалуй, яркая и интересная деталь той эпохи — это бабушки, пасущие козочек. Старушки жили поблизости в деревянных домах, коих еще было много в последние годы СССР, и держали скотину. Последней, конечно же, требовалось гулять, и пасущиеся парнокопытные создавали особую атмосферу, контрастирующую с типичной советской панельной застройкой. Говорят, бабушки, погонявшие козочек хворостиной, встречались и в девяностых, но лично я их уже не видел. Остатки снесенных деревянных кварталов северной части переулка Трудолюбия.
Март 2007 года. Фото из архива Сергея Савинова Итак, это место было загадочным пустырем и в двадцатом веке, и даже в девятнадцатом. Значит, разгадка в еще более древней эпохе. Разгоняем велохронометр. В те времена это был посад, защищенный с запада стеной острога и рвом. Приказ укрепить Затьмачье и Загородье еще один городской посад к востоку от кремля отдал тверской князь Борис Александрович, и было это в 1452 году. Где именно проходила граница, сейчас уже сложно сказать наверняка, но скорее всего в районе церкви Иоанна Предтечи. А за стеной острога кипела жизнь — основу средневекового Затьмачья составляли ремесленники.
Примерная граница острога могла проходить здесь. Улица Карла Маркса на пересечении с Советским валом. Справа находится храм Иоанна Предтечи. Апрель 2024 года. Фото: Сергей Савинов В большинстве своем это были кузнецы и литейщики, однако известно также о псарях и слободе «ловчего пути», то есть охоты. А вдоль берега Волги, как раз там, где сегодня пустырь, была Кожевая слобода, она же Кожевки.
Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы. Основное соперничество шло теперь с князьями Суздальско-Нижегородскими. Федорчукова рать — последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. После успеха совместных действий двух княжеств и татар по подавлению антиордынского мятежа политика мирного отношения к Орде привела к ослаблению междоусобной борьбы и принесла на Русь определённое спокойствие. Нахождение московских правителей на великокняжеском столе было прервано лишь в годы малолетства Дмитрия Донского 1360-63 гг. Другим случаем совместного выступления древнерусских княжеств против соперника с привлечением на свою сторону татар стало подавление восстания в Смоленске в 1340 году. В литературе.
Особенно сильно оно появлялось, когда монгольские чиновники приезжали в города и бесчинно вели себя. Летом 1327 года один из представителей монгольской знати Чолхан в летописях его имя пишется по-разному, например, Шевкал приехал в Тверь. В то время правитель этого города Александр Михайлович имел великокняжеский ярлык, то есть был главным князем на Руси. В результате в Твери обосновалось достаточно много монголов. В течение лета они притесняли местных жителей. Прошел слух, что Чолхан намеревается остаться сам править в городе и что жителей собираются заставлять принимать ислам. В итоге население поднялось на восстание. Он узнал о событиях в Твери. В источниках сообщается, что он отправился в Золотую Орду к Узбеку и предложил свое участие в походе против Твери. В науке считается, что Иван Данилович хотел сам получить великокняжеский ярлык. Было ясно, что вследствие восстания у Александра Михайловича Узбек должен был забрать его и совершить карательный поход на город. Хан выделил достаточно многочисленное войско для подавления антиордынского восстания в Твери. Его возглавил, согласно летописям, военачальник Федорчук.
И Александр Невский, и его внук не командовали монгольскими войсками. Равно, как не были они предателями, а действовали лишь в рамках феодальной парадигмы своего времени. Любопытно, что Тверская летопись вообще умалчивает о каком-либо участии Калиты и других русских князей в карательном походе: «... Беззаконный царь зимой послал войско на Русскую землю, воеводу Федорчука и пять темников. И множество людей погубили, иных в плен повели, а Тверь и все города огнем пожгли»8, но куда большее недоумение вызывает фраза «Бог Своею милостью защитил благоверного великого князя Ивана Даниловича, его город Москву и всю его отчину от иноплеменников, поганых татар»9. В отличие от событий десятилетней давности теперь на Тверь шло походом не сравнительно небольшое московско-суздальское войско, в составе которого находилось не более тысячи всадников Кавдыгая, а главные силы Золотой Орды, усиленные все теми же московско-суздальскими дружинами. Шансов устоять против такой армии не было, поэтому Александр благоразумно бежал вместе с женой в Псков. Разорив мятежное княжество, Узбек, вероятно, усомнившись в лояльности как московских, так и тверских Рюриковичей, предпочел разделить Великое Владимирское княжество между участниками карательного похода. Александр Суздальский10 получил Владимир возможно, вместе с номинальным великим княжением, хотя все летописи именуют великим князем Ивана11 и Поволжье, а Калита — Новгород Великий и Кострому. Тверь же в полном соответствии с правилом «разделяй и властвуй» была оставлена за старой династией — ярлык на княжение получил младший брат Александра Михайловича Константин. Переформатировав «Залесскую Орду», Узбек отдал приказ найти и доставить к нему бывшего тверского князя. Далее «показания» летописей разнятся, но в общем виде картина выглядит следующей. Во исполнении ханского «циркуляра» Иван Калита, созвал всех князей, в том числе и младших братьев беглеца Константина и Василия! Из Новгорода в Псков было отправлено посольство с требованием выдать Александра, однако псковичи наотрез отказываются выдать изгнанника. Весьма красочно этот момент описан у М. Карамзина: «Так народ действует иногда по внушению чувствительности, забывая свою пользу, и стремится на опасность, плененный славой великодушия. Чем реже бывают сии случаи, тем они достопамятнее в летописях»13. Впрочем, если псковичами и в самом деле была проявлена «чувствительность» и «великодушие», то хватило этого душевного порыва ненадолго. Неизвестно, что образумило горожан, проклятие митрополита Феогноста или угрожавшее городу войско Калиты, но они предпочли «выпроводить князя Александра от себя, а к князю Ивану и новгородцев прислать послов с поклоном... Похоже, таким исходом остались довольны все стороны. Калита доказал свою преданность хану да и псковские просьбы о мире, наверняка, были подкреплены весомыми финансовыми аргументами , новгородцы избежали совершенно не нужной им войны со своим пригородом, псковичи сохранили город от неизбежного разгрома. Что же касается Александра, то пересидев грозу в соседней Литве, он спокойно вернулся в Псков, где и продолжил княжить. Возможно, на берегах реки Великой и закончил бы свои дни тверской князь, но он принимает решение попытаться вернуться на родину. Скорее всего, им двигала не ностальгия, а лествичное право — «Если умру здесь, то что будет с детьми моими? Все знают, что я выбежал из княжения моего и умер на чужбине: так дети мои будут лишены своего княжества»15. Рискнем также предположить, что Александра не устраивало его положение в Пскове, где, в отличие от Твери, он был всего лишь «свадебным генералом», «данью традиции», а настоящая власть полностью принадлежала городскому вече. Доказать это на основании летописей, оставивших нам слишком мало подробностей о псковском княжении Александра, невозможно, но если провести аналогии с Новгородом, то такое предположение выглядит вполне резонным. В Новгороде даже великие князья отнюдь не были абсолютными властителями, что уж говорить о «политическом эмигранте», не имеющем за своей спиной какой-либо реальной военной силы. Реализовывать свои планы Александр начал в 1336, совершив кратковременный разведывательный визит в Тверь, после чего вернулся в Псков и отправил своих бояр в Москву к митрополиту Феогносту «для благословения и прося его молитвы, и получил благословение и молитву от него и от всех святителей... Эти шаги Александра сильно напоминают «политический зондаж». Сначала он выяснил умонастроения в Твери, а через Феогноста, тесно связанного с Калитой, отношение к своему возвращению великого князя. Кроме того, через православную епархию в Орде митрополит мог прояснить позицию Узбека. Далее «показания» летописей несколько разнятся, но в целом картина дальнейших событий выглядит следующим образом. В том же году Орду поехал сын Александра Федор вероятно, зондаж дал надежду на успешный исход "реэмиграции" с просьбой о помиловании, а на следующий год и сам опальный князь. И хотя В. Татищев говорит о том, что Узбек простил Александра, удивившись "сладости слов его и смирению"17, но мы снова будем настаивать на политической целесообразности — каким бы верным вассалом ни зарекомендовал себя Иван Калита, хан предпочел не казнить Александра, а создать в его лице противовес московскому князю. Что же расчеты Узбека полностью оправдались — его «месседж» был услышан и правильно расценен недовольными чрезмерным усилением Калиты в 1331 году ему удалось объединить под своей властью Владимирское княжества Рюриковичами. Поэтому, вернувшись в сопровождении ордынских послов в Тверь и сместив безропотно отдавшему старшему брату престол Константина, Александр вольно или невольно стал центром притяжения всех сил, враждебных московским князю18. Почувствовав угрозу, Калита в ответ прибег к хорошо проверенным средствам — клевете и подкупу. Зимой 1338—1339 годов он вместе с двумя старшими сыновьями отправляется в Орду, после чего последовало резкое изменение отношения Узбека к Александру19, который вместе с другими князьями был вызван в ханскую ставку.
Восстание татар
Мог ли князь поддерживать народ? Вряд ли. Он понимал, что это конец его великокняжеской власти и угроза для мирных людей. А мог ли остановить? Наверное мог, князя бы послушались. Вот только совесть и гордость князя из Тверского дома не позволила: сколько можно терпеть и выю гнуть?! Последствия А они были. Не так скоро, ввиду трудностей в распространении новостей, но неотвратимо. Иван Калита поспешил в Орду, предложив хану Узбеку помощь в наказании непокорной Твери.
И наказал: была Федорчукова рать, по имени ордынского военачальника Федорчука, христианина, к слову. А великокняжеский ярлык достался Ивану Калите.
А объединенное войско занялось самой настоящей карательной операцией. Они сожгли не только Тверь, но и пригород, близлежащие села. Несколько тысяч людей взяли в плен, все вокруг сжигали. Историки выделяют несколько причины поражения восстания: силы были неравные; другие древнерусские князья не поддержали Александра Михайловича; велись политические распри между Москвой и Тверью. У Александра Суздальского был свой интерес от военного похода на Тверь. Он получил от хана ярлык на княжение во Владимире и Нижнем Новгороде. Через 5 лет Александр умер, и его владениями стал управлять Иван Калита.
Итоги и последствия Тверского восстания Во время столкновения тверичи потерпели полное поражение. Итоги противостояния такие: Московско-ордынское войско разорило Тверь и окрестности. Погибло много тверчан. Около 5 000 человек оказалось в плену, потом их отдали в рабство. К власти в Твери пришел новый князь — Константин Михайлович. Укрепился союз московских правителей и Орды. Иван Калита добился своей цели и укрепил позиции Москвы в длительном противостоянии с Тверью. Это событие послужило в будущем объединению русских княжеств вокруг московских земель. Древняя Тверь Летописи о восстании в Твери Несмотря на поражение народного восстания, оно имеет большое историческое значение.
Тверь потеряла свое политического влияние. Москва смогла объединить вокруг себя русские княжества. Монголо-татары были напуганы народной расправой над Чолханом и в будущем больше не бесчинствовали. Из тверского восстания русский народ вынес много уроков. О нем упоминали в летописях и преданиях. Храбрость русских людей в борьбе с монголо-татарами воспели в наиболее значимом произведении древнерусской литературы «Песнь о Щелкане Дудентьевиче». Кроме него написана песня о Щелкане, входящая в несколько сборников. Эти творения характеризуются ярко выраженными антиордынскими мотивами. Литература: Карамзин Н.
Конявская Е. Поделиться в соц.
Сжатый и деловой текст летописи под 1327 г. Перед началом рассказа помещена краткая запись о получении князем Александром великого княжения, резко отличная по характеру от фольклорного начала рассказа о Шевкале: "Того же лета князю Александру Михайловичу дано княжение великое, и прииде из Орды, и седе на великое княжение". После заключения рассказа о восстании, в котором уже сообщено о гибели Шевкала, снова идут типичные летописные записи: "Той же зыми преставися Пётр Митрополит и убиень бысть Шевкаль", а дальше, под 1328 г. Дублирование сообщения о смерти Шевкала и отличие по языку рассказа о Тверском восстании от окружающего летописного текста свидетельствуют о его интерполяции и ином происхождении. На это же указывает его начальная словесная связка с предшествующим летописным текстом о получении князем великокняжеской власти: "потом, за мало дней за умножение грех ради наших". Она напоминает те связки, когда летописец, внося в текст чей-либо рассказ, затрудняется привести его точное хронологическое определение и ограничивается общим указанием, вроде "в те же времена", "в лета те" и пр. Здесь подобная связка выглядит странно, так как в рассказе указан точно день восстания, и можно удивляться, что дата появлений Шевкала в Твери выпала.
Текст Рогожского летописца, отражающий редакцию Тверского свода 1455 г.. После заключения рассказа 1327 г. Попытка упразднить повторение путём его некоторого изменения лишь ярче подчёркивает факт разрыва последовательного летописного текста вставным повествованием о Шевкале. Всё изложенное приводит к выводу, что интерполированный в Тверскую летопись рассказ о Шевкале представляет запись народного живого рассказа, сохранившего непосредственную свежесть пережитых событий. Для уточнения даты записи существенно то обстоятельство, что она не содержит описания последовавшего за восстанием 1 Соловьёв С. Летописные своды Тверского княжества. Ноябрь - декабрь 1926 г. Рогожский летописец, ст. В этом можно видеть указание на то, что рассказ записан в том же, 1327 году, до прихода карательной экспедиции Калиты. Как увидим ниже, эта же особенность характерна и для "Песни о Щелкане", что отмечалось исследователями как историческая погрешность "Песни", образовавшаяся в результате позднейших её переработок.
Рассказ о 1327 г. Политический смысл этого включения очевиден: согласно этому рассказу, Александр не повинен в восстании, это - стихийное возмущение народа, не внявшего призывам князя к терпению. Это было очень существенно для тверского князя, только что облечённого, волею хана, великокняжеским достоинством. Эта версия оправдывала его перед судом истории и ограждала от возможных преследований со стороны хана1. В этом смысле вторая версия рассказа о Шевкале отражает противоположную тенденцию. Не народ восстал, но князь призвал тверичей к оружию, он приказал зажечь двор отца своего, где скрывались татары, - за это и обрушивается на Тверь карательная экспедиция Калиты и затем начинается преследование Александра. Мы уже отмечали книжный характер данной обработки сюжета. Решив истребить тверичей, собравшихся в день праздника Успения, Шевкал не знал? Александр, призывая народ к оружию, говорит: "Не аз почах избивати" и пр. Столкновение с татарами изображено как организованное выступление народа.
Но в то же время во второй версии сохраняется вступление к рассказу вполне фольклорного типа, отражавшее носившиеся а народе в связи с приездом Шевкала тревожные слухи. Сохраняется и точная дата события - 15 августа, на праздник Успения. Для этой второй летописной версии о восстании 1327 г. Эта особенность рассматриваемого рассказа позволяет выяснить время его возникновения. Повествование о Шевкале нашло вторичное отражение в том же Тверском сборнике, в его последней части - "Летописце княжения Тферского благоверных великих князей тферьских", составленном по инициативе князя Бориса Александровича3. Задачей этого произведения, возникшего в 1455 г. Центральной фигурой "Летописца" является князь Михаил Александрович, которому посвящен обширный текст. Приступая к биографии князя Михаила, автор упоминает о его отце, а в связи с этим рассказывает и историю о Шевкале. Шевкал представлен как "притеснитель православного града Твери", "христианский губитель" и "церковный боритель". Александр выступает защитником православия.
Напротив, пришедший с татарами "Иван Московский... Гибель Александра в Орде 1339 изображена как мученическая кончина за веру: "Получи желание свое, еже за христианы течение съверьшити, и въсприят мучениа добро победный венец от рукы Вседрьжителя"4. В этой версии "Летописца" князя Бориса Александровича, повидимому, и следует видеть источник вполне книжной версии рассказа о Шевкале, условно названного нами вторым типом рассказа и носящего на себе следы московской политической редакции5. Лурье показал связь сюжета "Песни о Щелкане" с изображениями на рогатине князя Бориса Александровича тверского, тем самым вскрыв большую популярность этого произведения в Твери первой половины XV века. Автор склонен отнести к этому времени возникновение и "Песни о Щелкане"6. Тем самым он положил конец попытке истолковать "Песню о Щелкане" как сатирическое произведение скоморохов Москвы XVI в. Лурье дополнительно отметил, что отношение "Песни" к татарам, которые представлены в ней без издевки и насмешки, как реальная и грозная власть, не позволяет 1 Любопытно, что в Симеоньевской летописи, отразившей свод 1327 г. Летописные своды Тверского княжества, стр. В смысле проведения той же тенденции любопытна замена новгородского архиепископа Василия в рассказе об обучении юного князя Михаила Александровича "митрополитом Киевьским Фегнастом". Однако эта же черта песни, как нам кажется, ведёт не к первой половине XV в.
С конца XIV в. В это время и в первой половине XV в. Международный авторитет Тверского княжества этого времени также способствовал переоценке отношения к недавно безраздельной власти монголов. Это позволяет думать, что "Песня о Щелкане" с её ясно выраженным пиететом к монголам возникла ещё до периода князей Михаила и Бориса Александровичей, с именами которых связан зенит политического могущества Твери. Нам представляется более вероятным отнести появление "Песни" ко времени второй четверти XIV в. Реализм и историческая конкретность "Песни" указывают, как мы отмечали, что она слагалась под свежим впечатлением события, сохранив многие бытовые и исторические его подробности, особенно яркие в варианте Кирши Данилова, стоящем, несомненно, ближе других к первоначальному содержанию и характеру произведения. Мы видели выше, что ходячий народный рассказ о шевкаловщине был внесен в Тверскую летопись, сохранив почти в нетронутом виде свою непосредственную свежесть и простоту. Не менее симптоматично появление в великокняжеском своде 1305 г. Это повествование носит характер устного народного рассказа, сложившегося из сообщений купцов, как предполагает М. Приселков, где-либо во Владимиро-Суздальской или Новгородской области3.
Едва ли есть необходимость в этом территориальном ограничении, так как Тверь была одним из крупнейших торговых центров русского средневековья, и здесь этот бродячий рассказ мог услышать тверской сводчик 1305 года. Стоит напомнить сюжет данного повествования: некий "бесерменин злохитр и вельми зол", по имени Ахмат, державший "баскачьство Курьскаго княжениа", откупал дань, отягощая князей и чёрных людей. Его отрады, стоявшие в двух слободах на земле князя рыльского Олега, опустошали поборами и насилиями округу.
Вспомним главные события того времени в Золотой Орде. В 1313 году на ханский престол взошёл Узбек убив своих конкурентов, как это обычно делалось. Поддержку ему оказали мусульмане. Золотая Орда того времени была государством, где ещё боролись разные верования, и ни одно не было государственным. А некоторые члены ханских фамилий даже крестились. Узбек же в 1320 году заявил, что единственной религией в Орде может быть только ислам. Этот резкий поворот насторожил многих на Руси, где татарское господство терпели лишь потому, что татары были безразличны в вопросах веры.
Вероятно, в это время возник нажим на русских купцов, прибывавших в большом количестве в Орду, с целью обратить их в ислам. Вероятно также, что многие русские феодалы, с целью возвыситься на прямой службе у хана, стали переходить в ислам. Одним из этих отступников от православия и был Федорчук. Возможно, что в целях Чолхана и значилось утвердить ислам на Руси. Если так, то его печальная участь должна была впредь отвратить ордынских наместников от подобных предприятий, несмотря на наказание, постигшее Тверь. Действительно, в дальнейшем мы не видим, чтобы Золотая Орда как-то вмешивалась в религиозные дела своего «русского улуса».
Иван Калита (1325-1340)
- Тверское восстание — Википедия с видео // WIKI 2
- Антиордынское восстание в Твери: когда был бунт против Чолхана и как произошло его подавление
- Иван калита 1327 г событие. Антиордынское восстание в твери. Поход объединенных сил | На ксида ру
- Восстание в Твери в 1327 году против Чолхана и Золотой орды
- Антиордынское Тверское восстание. Кто подавил восстание в твери? -
- Причины и повод
Кратко об антиордынском восстании в Твери
Поводом к бунту против ордынцев в Твери стала попытка людей из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона. Смотреть что такое Тверское восстание в других словарях: Восстание в Твери 1327 года. Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды. Ярлык на Костромское княжение и титул князя Новгородского стали наградой от хана Узбека для Ивана I Даниловича за то, что он помог ордынцам подавить восстание против татар в Твери. Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.). Повести о Шевкале — летописная повесть и другие повествования о восстании в Твери против ханского наместника Шевкала (Щелкана, Чол-хана) в 1327 г. Наиболее обширная Повесть читается в Летописце Рогожском и Летописи Тверской, содержащих за 1285—1375 гг.
Первое русское восстание против Орды
1327 г. – население Твери восстало против сборщика налогов Чолхана (Щелкана), родственника хана Узбека. Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы. Восстание в Твери против баскака Чолхана (Щелкана) – когда и как произошло кратко. О них может говорить, например, такой факт: в тверских селах Троице-Сергиева монастыря обрабатывалась лишь одна шестьдесят седьмая часть пашни, пахавшейся накануне Смуты. В 1327 году в Твери вспыхнуло яростное антимонгольское восстание. Впрочем, об этом в третьем очерке, а пока перейдем к эпизоду номер три так никем и не отснятого исторического блокбастера «Москва против Твери»12.