Обряд сжигания чучела на Масленицу, по поверьям язычников, нужен для того, чтобы уходило все плохое.
Что сжигают на Масленицу – чье чучело и зачем: Зиму или Масленицу
А вот лица такая кукла не имела — просто огромный сноп соломы, на который надевали ношеную рубаху. Славяне боялись воссоздавать облик чучела, так как оно символизировало невзгоды, проблемы, накопившиеся за год, и глядеть им в глаза люди не хотели. В наше время в злых духов мало кто верит, а потому праздник Масленицы из обряда превратился в карнавал. Его главная фигура — чучело Зимы — стала весьма привлекательной, зачастую с красивой прической, макияжем, в платье и с приятным выражением лица. Но даже таких красоток сжигают на костре.
Этим ярким событием ставится условная точка в смене времен года. Есть поверье: как только догорит последняя соломинка, весна сразу вступит в свои права. На костре наши предки сжигали не только чучело, но и старые вещи, мусор. После пепел развеивали по полям, чтобы получить хороший урожай.
В древние времена Масленицу называли земледельческим Новым годом. Язычники считали, что циклическое возрождение наступает через гибель. С сожженным чучелом уходили все беды, болезни, неудачи и напасти прошлого. Масленицу всегда встречали с песнями, плясками.
Сожжение чучела — кульминация Масленицы. Это символизирует уход зимы и периода, когда природа увядает. Долгое время зима ассоциировалась со смертью, которую и олицетворяет чучело. Какие традиции у масленичного чучела? На Руси куклу вывозили на окраину населённого пункта или на площадь. В огонь кидали изношенную одежду и вещи, гнали все неприятности из жизни.
Впервые о данной традиции упоминается еще в первых письменных источниках, касающихся древнерусского государства. Тогда праздник длился не 7, а целых 14 дней, и порой за это время происходило сразу несколько ритуальных поджогов соломенного чучела. Для древних славян было важно не только предать образ масленицы огню, но еще и провести ритуальное захоронение пепла. Считалось, что пепел обязательно стоит зарыть в землю, поскольку это повышало урожайность полей и означало окончательный приход весны. Сейчас подобное захоронение пепла практически нигде не происходит. Особенности создания масленичного чучела Один из самых популярных вопросов, возникающих в преддверии праздника, — о том, зачем жгут чучело на масленицу. Особенности религиозного и языческого подтекста подобного сожжения уже были описаны выше, теперь осталось узнать, какие же существовали нюансы создания самого чучела. Данный символ торжества всегда создавался по следующим правилам: - чучело масленицы выполнялось из соломы либо из соломы, либо из старых тряпок, поскольку эти материалы отлично горели; - данному объекту традиционно придавались черты женского тела; - также масленицу практически всегда обряжали в женскую одежду; - чучело традиционно насаживали на кол или на другую большую, длинную палку, чтобы за его сжиганием было удобно наблюдать всем жителям города. Практически всегда символ торжества создавался еще в понедельник, в первый день празднования масленицы. Тогда его только начинали делать из соломы, попутно обряжая в женскую одежду.
Подобные фигурки изготавливались чуть ли не в каждом доме, но на площади традиционно сжигали лишь самую красивую и большую. Изготовление заканчивалось либо к вечеру понедельника, либо к утру вторника. Далее люди загружали чучело на сани и отправлялись с ним путешествовать по деревне. Ритуальный вывоз масленицы продолжался в течение всей праздничной недели вплоть до воскресенья. Сожжение чучела происходило не только на центральных площадях, но и во дворах многих домов. Пепел после сожжения также закапывался в землю, а у некоторых народов было принято развеивать его по воздуху, как символ полного исчезновения зимы. У некоторых народов было принято не сжигать ритуальное чучело, а топить его в проруби. Однако данный вариант протекания обряда довольно быстро канул в лету из-за своей незрелищности. При создании данной фигурки практически всегда использовались ненужные вещи, от которых человек хотел бы избавиться. Сжигая их вместе с чучелом, каждая семья не только надеялась на отличный урожай, но и очищала собственное пространство, уничтожая все лишнее и мешающее семейному благополучию.
Также люди могли кинуть в костер бумажки с пожеланиями и просьбами. Зачастую религиозному сожжению подвергались и старые вещи, например лапти или рубахи, и с их помощью люди пытались избавиться от напастей. В Костромской фигура «соломенного мужика» губернии существовала традиция сжигания «соломенного мужика». Каждый житель деревни брал небольшой пучок соломы и кидал в общую кучу, под ноги фигуры из соломы. Когда набиралось достаточное количество легко воспламеняющего материала у ног мужика, его поджигали, символизируя таким образом проводы мороза и холода. Также в Костромской губернии многие мужики отправлялись путешествовать на повозках по городу в специальных соломенных колпаках. В наступлением вечера эти колпаки сжигались, как символ наступления весны и прощания с зимой.
Сразу же после сжигания подобного чучела люди отправлялись домой или же в церковь. С последними проблесками костра заканчивался и праздник, а значит наступало время Великого поста. Считалось, что ритуальное сожжение очищало душу каждого человека, и теперь люди могли жить в ожидании чего-то светлого и памятного. Современный смысл традиции Зачем сжигают масленицу сейчас — вопрос совершенно иного порядка, поскольку у современного ритуала нет абсолютно никакого религиозного подтекста. В течение целой недели люди обильно потребляют блинчики, а сжигание соломенного чучела становится скорее развлечением, нежели неким ритуалом с особым смыслом. Само чучело не изготавливается в первый день празднеств в каждом доме, а делается на заказ к воскресенью. Ритуальное сожжение происходит лишь на главных площадях да в местах, где были организованы специальные мероприятия.
Пепел, оставшийся после соломенного чучела, не развевается по полям и не закапывается в землю. Также отпала традиция сжигания старой одежды или остатков праздничной еды. Традиции празднования масленицы постоянно изменялись и трансформировались из-за того, что служители церкви выступали за отмену торжества. И Екатерина II, и Петр I ратовали за отмену праздника, но для простого народа масленица уже давно стала не символом языческих традиций, а важной частью будущих религиозных торжеств. Именно поэтому, несмотря на все усилия монархов и служителей церкви, праздник со всеми его ключевыми обрядами дошел до наших дней. Сейчас сжигание чучела масленицы — это уже не такой важный обряд, но его продолжают повсеместно проводить в воскресенье этой праздничной недели.
Проводы Масленицы: что за праздник и почему надо сжигать ее чучело
Нижний Новгород, ул. Максима Горького, д. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www.
Например, вторник назывался «заигрыш», он давал начало активным гуляниям. Приезжали артисты, музыканты, а главным героем таких балаганов был Петрушка. А завешались масленичные гуляния прощёным воскресением и сжиганием чучела. Наталия Дёмина, заведующая музейно-выставочным центром «Тульские древности»: «Вечером было такое торжественное сжигание чучела Масленицы, которое ещё в понедельник во встречу было наряжено, тем самым по языческим безусловно традициям считалось, что зиму прогнали, весну закликали, встретили и, конечно же, он долгожданная весна-красна должна к нам прийти».
Масленица, по мнению историков, в дохристианские времена праздновалась не одну неделю, а две, причем начинался этот праздник в последних числах февраля. Масленица в языческой традиции древних славян — проводы зимы и большой повод для радости, ведь богиня холода Морена лишалась своей власти над землей до следующей зимы. Поэтому на вопрос, что сжигают на Масленицу — зиму или Масленицу и чьё чучело и зачем бросают в огонь, историки дают однозначный ответ: соломенная кукла, которую сжигают в последний день Масленичной недели, символизирует богиню Морену-зиму.
А сам обряд сжигания чучела — это «похороны» зимы и связанных с нею невзгод. У многих современных людей может возникнуть вопрос, чем так не угодила нашим предкам зима, что именно ее чучело торжественно сжигали, а вот подобных обрядов с весной, летом и осенью не было. Ответ на такой вопрос кроется в условиях жизни древних славян, ведь зима для людей была тяжелым и нередко голодным временем, и праздник в честь окончания зимы для них значил в первую очередь окончание трудного и ненастного периода. Народный обряд проводов зимы и сжигания чучела Так как главное, для чего сжигают чучело — проститься с зимой и ненастьями, важно, чтобы эта кукла хорошо горела. Поэтому чучело зимы делают из соломы и наряжают в старую одежду, причем чем больше тряпок будет на нем, тем лучше. Но обряд проводов зимы не ограничивается одним только ритуальным сожжением куклы, а представляет собой полную пародию на похороны. Традиция требует перед сожжением носить чучело зимы по улицам населенного пункта так, чтобы его смогли увидеть все жители. Наши предки, неся куклу Морены, пародировали участников похоронной процессии — одну девушку наряжали попом, другую — дьяконом, а мужчин — бабами-плакальщицами.
Костер сопровождается песнями, танцами и играми. Обряды символизируют очищение перед Великим постом и изгнание злых духов. Любой человек хоть раз в жизни испытывал ощущение наступления спокойствия и умиротворения, созерцая огонь в камине или костер на берегу озера. Почему так происходит? В психологическом смысле огонь отсылает нас к архетипическому символу домашнего очага, защиты и уюта».
Масленица 2023: сжигание чучела что означает обряд и как его правильно провести
Атеисты считали так — в Масленичное воскресенье проводим зиму, сожгём чучело, залезем на столб, устроим гулянья, попьём водочки и съедим мяса жареного. Forbes Life выяснил, как она появилась и зачем уничтожать искусство, которое несколько месяцев строят десятки человек. Сегодня расскажем кратко историю праздника Масленица, узнаем, почему принято есть блины и что символизирует чучело, которое сжигают в последний день празднования. На саму Масленицу и всю неделю до нее обязательно готовят блины. Сжигать чучело Масленицы — обычай, который восходит к народному обряду начала нового годового цикла. Когда-то славяне верили, что вместе с чучелом Масленицы в костре сгорают все проблемы и напасти.
Зачем на масленицу сжигают чучело
Во многих городах на масленичную неделю запланированы народные гуляния, концерты, сжигания чучела и праздничные программы с призами. Как масленичные традиции связаны с православием, зачем устраивать кулачные бои, жечь чучело и почему нужно просить прощение друг у друга, читателям Бердск-Онлайн объяснил благочинный православной церкви Бердска иеромонах Владимир. В некоторых провинциях масленичное чучело специально изготавливали похожим на человека, уличенного в супружеских изменах. И в данной публикации мы расскажем, зачем на Масленицу сжигают чучело, откуда это повелось и что символизирует. Зачем люди сжигают чучело в завершении Масленицы: суть главного обряда православных. Современное чучело сжигается на Масленицу по тем же самым традициям, но технология его изготовления несколько изменилась.
Кукла и чучело Масленицы: значение оберега
Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [36]. Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода» [37]. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [38] , их гостевания [39] , катания с гор [40] и на упряжках [41] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [42].
Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [43]. Со стимуляцией плодородия В. Пропп связывает поминальную сторону Масленицы. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои , скачки и т.
Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов [К 1]. Пропп отмечает, что блины были обрядовой едой на поминках , и именно в этом качестве, по его мнению, использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник [44] [45]. Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда [46]. Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы [47]. Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном, писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют» [47]. По мнению современного фольклориста А.
Мороза , нет оснований утверждать, что Масленица — это праздник языческого происхождения. Масленичная обрядность переосмысляет то, что предлагает церковь.
Потому и многие обряды праздника связаны с привлечением удачного урожая. Сожжение чучела — это выражение идеи обновления и возрождения через гибель.
Само чучело символизирует собой нечто схожее с птицей Феникс. Потому вместе с ним принято сжигать также старые вещи, а сам пепел развеивается по полям землепашцев и огородам с тем, чтобы обеспечить в наступившем году богатый урожай.
Все знают, зима закончится, придет весна, но после все повторится и опять придет зима, колесо года неизменно. Крестьяне бросали в костер, где горит чучело, старые вещи, одежду или что-то, от чего хотели бы избавиться в новом году. Символическое обновление, прощание со всем дурным.
Кроме того, считалось, что чем ярче и лучше горит чучело, тем богаче будет урожай и плодороднее земля.
И праздник для ребенка становится празд-ником не потому, что он был значимым событием в глубокой древности, а потому, что имеет смысл сегодня и отвечает психологическим запросам детства. Психологопедагогический критерий в «отборе традиций» для внедрения их в жизнь детсковзрослого сообщества, учет детского восприятия мира при работе с детьми совершенно необходим. Прежде чем водружать куклу на костер, нужно подумать, чем она по природе своей является для ребенка. Кукла в игровом детском мире призвана изображать человека. Дети кукол кормят, одевают, укладывают спать — то есть воспроизводят по отношению к ним «родительские» дей-ствия.
Это значит, что кукла — отчасти сам ребенок, что ребенок временами с ней отождествляется. И мы на этом играем, требуя, чтобы дети не бросали кукол на пол, не рвали им волосы, не ломали. Мы говорим: «Нельзя так обращаться с куклой. Кукле больно! Мы изо всех сил поддерживаем отношение ребенка к кукле как к одушевленному существу или хотя бы как к существу, которое может оживать временами. Например, по ночам.
Литература изобилует сюжетами об оживших игрушках. Что же случается с нами, когда мы под предлогом «возрождения национальных традиций» водружаем куклу на костер и попираем традиции педагогической культуры? И проиграет ли празднование Масленицы, если исключить из него обряд сжигания антропоморфной фигуры? Возрождение традиций — дело непростое, оставляющее некоторый простор для творчества. Невозможно построить на месте взорванного когда-то храма новый и делать вид, что это — «тот самый храм». Он похож на прежний по форме и воздвигнут с намерением исправить прошлое.
Но взрыв-то не отменить. И есть существенная разница между храмом Христа Спасителя, воздвигнутым на народные пожертвования в честь победы в войне 1812 года, храмом, стены которого были исписаны именами павших на полях сражений, и нынешним новоделом. Это уже другое здание, другое символизирующее, другие функции выполняющее. Масленица, которую мы справляем сегодня, напоминает обряд, праздновавшийся в старину, но не тождественна ему и по смыслу, и по содержанию. Для людей прошлого это было культовое действо, священный обряд заклинания Солнца. Жертва огню тогда была не эстетическим и не развлекательным дей-ствием, и обойтись без нее было нельзя.
Это, по представлениям наших предков, ослабило бы силу воздействия на высшие силы. Возможно, вообще разрушило бы с ними связь и повлекло бы за собой беду — засуху, неурожай, мор. Сегодня в дни народных гуляний самолеты разгоняют над Москвой облака, а при необходимости опыляют поля и заливают лесные пожары. Конечно, наша независимость от настроения природы весьма условна. Но уж масленичные костры мы точно жжем не с целью когото заклинать — исключительно для развлечения.
Чучело Масленицы
Масленица — это православный или языческий праздник Зачем сжигают чучело в завершении праздника Масленицы Кульминация Масленицы — это сжигание чучела. Символизирует оно зиму и её смерть. А ещё у древних славян чучело воплощало покровительницу мороза, стужи и ночи — богиню Морену. Потому оно всегда похоже на женщину. Сам обряд сжигания куклы — это «похороны» зимы и связанных с нею невзгод. Изготавливали чучело из старых лоскутов, рваной одежды, соломы и берёзы. К нему привязывали ленты, загадывая свои сокровенные желания. Чтобы они сбылись, ленты должны были сгореть дотла.
А вот лица такая кукла не имела — просто огромный сноп соломы, на который надевали ношеную рубаху. Славяне боялись воссоздавать облик чучела, так как оно символизировало невзгоды, проблемы, накопившиеся за год, и глядеть им в глаза люди не хотели. В наше время в злых духов мало кто верит, а потому праздник Масленицы из обряда превратился в карнавал.
Это своеобразные «похороны» Мораны-Зимы и переход к новой жизни. Пепел от костра обычно развеивали по полям.
Считалось,что так они будут более плодородными. Обряд сопровождался хороводами,песнями и плясками,специальными напевами-«закличками», в которых люди зазывали Весну. Чем больше будет костер,тем быстрее придет весна,тем урожайнее будет год. Помимо самого чучела Масленицы в костре сжигали и старые сломанные вещи,изношенную одежду,всяческий мусор,чтобы весной,с наступлением «новой жизни» все это вернулось в обновленном виде и принесло в дом достаток. Все масленичные обряды направлены на то,чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна.
Мертвые не видят живых, поэтому «человеческим духом пахнет» — это ее способ контакта с миром живых, она их чует. Дед Мороз — это некий собирательный образ, он впитал в себя черты Карачуна, Зимника и Позвизда. А прообраз Снегурки — Кострома.
Обычно уничтожают большую фигуру Масленицы — не ниже человеческого роста, но делают также и маленькие фигурки. Их изготавливают из разных материалов: березовых палок, веников, соломы, лыка, старой одежды и тряпок. Нос и рот делают из бусин пуговиц или раскрашивают лицо куклы яркими красками. Глаза Масленицы, согласно традиции, обычно изображают закрытыми.
В старину чучело делали из последнего пука соломы, которая оставалась после сбора урожая осенью. Подобные фигурки изготавливали едва ли не в каждом доме, но сжигали только самую красивую и большую Масленицу. Ее проносили по деревне, а затем, насаживая на кол, устанавливали на самом высоком холме, откуда ее было видно отовсюду. Иногда чучело провозили в санях, а рядом с ним садилась красивая девушка, одетая примерно так же, как и символ Масленицы. После этого его сжигали, иногда — топили в проруби или разрывали на части. Считалось, что вместе с уничтоженным чучелом, олицетворявшим уходящую зиму, люди избавляются от невзгод и напастей, которые сопровождали их в прошлом. В огонь, в котором сжигали Масленицу, бросали старые вещи, чтобы все дурное осталось позади. Костер также символизировал жар земли, пробуждающейся ото сна.
Почему на Масленицу сжигают чучело и пекут блины: народные поверья и обычаи
Подобные фигурки изготавливались чуть ли не в каждом доме, но на площади традиционно сжигали лишь самую красивую и большую. Изготовление заканчивалось либо к вечеру понедельника, либо к утру вторника. Далее люди загружали чучело на сани и отправлялись с ним путешествовать по деревне. Ритуальный вывоз масленицы продолжался в течение всей праздничной недели вплоть до воскресенья. Сожжение чучела происходило не только на центральных площадях, но и во дворах многих домов. Пепел после сожжения также закапывался в землю, а у некоторых народов было принято развеивать его по воздуху, как символ полного исчезновения зимы. У некоторых народов было принято не сжигать ритуальное чучело, а топить его в проруби. Однако данный вариант протекания обряда довольно быстро канул в лету из-за своей незрелищности. При создании данной фигурки практически всегда использовались ненужные вещи, от которых человек хотел бы избавиться. Сжигая их вместе с чучелом, каждая семья не только надеялась на отличный урожай, но и очищала собственное пространство, уничтожая все лишнее и мешающее семейному благополучию.
Подробный сценарий обряда сжигания История чучела на масленицу берет свое начало еще в языческие времена, когда у данного обряда был четкий религиозный подтекст. Тогда сжигать огромную фигуру было принято рано утром в воскресенье. Гигантское чучело водружалось на сани, а рядом с ним садилась красивая девушка, одетая примерно так же, как и символ масленицы. Повозка с соломенной фигуркой и девушкой двигалась к центральной площади поселка, а за ней выстраивалась настоящая процессия. Люди ехали колонной на лошадях или шли за чучелом, попутно напевая колядки и танцуя. Как только чучело пребывало на место сжигания, его устанавливали, а люди принимались веселиться вокруг. Не стоит забывать, что у праздника был религиозный подтекст, а значит, жителям деревни необходимо было полностью повторить обряд, унаследованный от предков. Песни и пляски здесь символизировали религиозное погружение в транс. Спустя пару часов происходило поджигание фигуры.
Факел к соломенному чучелу обычно подносил глава поселения, ведь миссия эта была почетной и важной.
Интересные обряды, связанные с масленичным чучелом Современный смысл традиции Масленица считается одним из самых древних праздников, ведь она существовала на Руси еще в языческие времена. Именно с той поры сохранились некоторые обряды, такие как выпекание блинов, сжигание чучела на масленицу и прыжки через костер. Несмотря на то что часть ритуалов имеет некий языческий подтекст, традиции современного торжества плотно переплелись с религиозными канонами. Зачем и когда жгут масленицу, и какой смысл вкладывается в данный ритуал? Истоки традиции Сжигание чучела на масленицу — обряд очень важный, смысловой, напрямую относящийся к плодородию.
В целом же обряд остается данью уважения, развлечением, окончанием праздничной недели. Как итог, поменялся и подход к изготовлению чучела, и действия, следующие после предания его огню. В древности создавать главный символ Масленицы начинали в первый день празднования, а завершалось все тем, что пепел развеивали по полям или закапывали, чтобы повысить урожайность земли. Масленица Создание чучела по правилам Несмотря на то, что глубокий смысл праздника исчез, оставив лишь веселую забаву проводов зимы, масленичная кукла изготавливается и в наше время также, как и тысячелетия назад. Основные правила можно сформулировать следующим образом: В качестве материалов используются солома и старые рваные тряпки, чтобы горело ярко и хорошо — раз, как символ отживания персонажа — два; Чучело создается с ярко выраженными признаками половой принадлежности одежды встречается не только Масленица, но и Масленок ; Насаживается на длинный шест или кол, чтобы увидеть, как горит, можно было издалека и как можно большему количеству людей; «Одеванию», или по-другому «наряжению» куклы придавалось не менее важное значение, чем непосредственно сжиганию. Рваные тряпки, старая одежда, шуба, надеваемая мехом наверх, служили символом про это после огня должно было явиться в новом виде. В костер, на котором сжигалось чучело, также отправлялись ненужные изношенные вещи, чтобы в итоге вернуться в дом в виде достатка и благоденствия. Изготовлением чучела занимались женщины замужние, имеющие ребенка. В некоторых губерниях России к процессу привлекались молодые мужчины. Одеяние для куклы собиралась со всех крестьянских изб. Пляски, хороводы, блины и прочие атрибуты праздника Блин как солнце Сжигание Масленичного чучела — кульминация гуляний. Само же торжество носило разгульный характер и остается таким до настоящего времени.
Масленица — обожаемый многими праздник, означающий, что конец зимы наступит совсем скоро. И если вы печете блины, участвуете в народных гуляниях и наблюдаете за сжиганием чучела, пять интересных фактов об этом празднике для вас. Изначально Масленица имела другое название. Комами наши предки называли медведей, а праздник весны — комоедицей. Уже тогда было известно о том, что медведи чувствуют приход весны. Потому в качестве подношения им приносили блины. Раньше во время Масленицы мужчины искали себе невест. Колодка из дерева — символ продолжения рода — привязывалась девушками к одежде мужчины, который хотел жениться или к одежде его родителей. Взамен парни угощали девушек сладостями или дарили подарки.
Масленица: самые шокирующие обычаи
Чучела Масленицы, декорированные в стиле традиционной русской росписи разных областей России у Государственного Исторического Музея. Чучело необходимо устанавливать на устойчивой поверхности, при этом учитывать силу и направление ветра. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму в последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре. Изначально жечь чучело на Масленицу было совсем не обязательно: так поступали только в некоторых сибирских регионах, но с огнем Масленица была связана всегда.
Кукла и чучело Масленицы: значение оберега
Давайте разберемся подробнее, чье чучело сжигают на Масленицу, узнаем о традиционных ритуалах Масленичной недели. Во время масленичных гуляний в Москве, которые пройдут с 7 по 13 марта, вы можете узнать, как делали чучела Масленицы и традиционных кукол — кручёнки или мотанки, с не сшитыми, а закреплёнными туго скрученной нитью деталями и неподшитыми краями лоскутков. Зачем на Масленицу кроме чучела в Псковской области жгли «старых дев»?