Новости азербайджанцы и армяне конфликт

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Исторический конфликт в регионе между армянами-христианами и азербайджанцами-тюрками-мусульманами длится уже более столетия. Армения и Азербайджан в их нынешнем виде были интегрированы в Советский Союз в 1920-е годы. Конфликт между Азербайджаном и Арменией снова обострился. Сегодня Россия не может просто так встать над схваткой — это гарантированно усилит антироссийские настроения в Армении и не заставит Азербайджан пойти на какие-либо уступки. Конфликт Азербайджана и Армении вокруг территории Нагорного Карабаха регулярно задевает спорт.

Немного истории

  • Армения готовится к войне: Пашинян решил «увести» страну от России к США
  • «Недовоёванный» конфликт: что произошло в Карабахе и чем это обернётся для России
  • Обострение в Карабахе: против России пытаются открыть второй фронт - 27.11.2023 Украина.ру
  • Почему вообще Азербайджан и Армения конфликтуют? Объяснение в 5 абзацах

Армянские военные присоединились к акции протеста в Тавушской области

С 1840 года территория региона входили в Шушинский уезд Каспийской области, с 1846 года — в Шемаханскую губернию в 1859 году переименована в Бакинскую , с 1868 года — в Елизаветпольскую губернию. Статус территории после Октябрьской революции 1917 года был неопределенным. Тем не менее уже спустя день Кавбюро пересмотрело вопрос в пользу Азербайджана, такое решение объяснили "необходимостью национального мира между мусульманами и армянами". С 1921 года регион как административно-территориальная единица входил в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии. Тем не менее Армения поднимала вопрос о передаче территории ей. С февраля того же года Азербайджан и Армения стали оспаривать принадлежность территории.

Тогда началось вооруженное противостояние между Азербайджаном и Арменией. Во время столкновений 1992—1994 годов Азербайджан потерял контроль над Карабахом и семью прилегающими к нему районами. Так, обострение было зафиксировано в 2014-м и 2015-м. Эскалация конфликта в 2016 году В ночь на 2 апреля 2016 года на линии соприкосновения произошли столкновения между военными Азербайджана, Армении и Карабаха. Стороны конфликта обвиняли друг друга в нарушении перемирия.

По информации ООН, погибли как минимум 33 человека 18 армянских и 12 азербайджанских военнослужащих, три мирных жителя и более 200 человек пострадали. В апреле 2016-го в Москве при посредничестве российской стороны состоялась встреча начальников генеральных штабов ВС Азербайджана и Армении генерал-полковников Наджмеддина Садыкова и Юрия Хачатурова. Стороны договорились, что Баку и Ереван прекратят огонь на линии соприкосновения.

Кроме того, он в категорической форме потребовал, чтобы транзит по территории Армении осуществлялся без каких-либо проверок. Если маршрут не будет открыт, мы не откроем границу с Арменией», — пообещал Алиев. Но по всей видимости, Пашинян лишь тянул время, надеясь перевооружить свою армию с помощью Франции. Поставки французских вооружений в Армению начались летом 2023 года, и, по словам министра обороны Франции Себастьена Лекорню, уже поставлены бронемашины «Бастион» и готовятся к отправке системы ПВО и радаров GM200, позволяющие обнаруживать самолеты на расстоянии до 250 км.

Ранее газета Le Figaro сообщала о соглашении, заключенном Парижем и Ереваном, об обучении армянских военных и поставках французского стрелкового оружия в Армению. Вряд ли Азербайджан, пока еще имеющий огромное военное превосходство над Арменией, будет спокойно наблюдать за тем, как его соперник становится с каждым днем сильнее. В таком случае Баку не только никогда не получит обещанного ему Зангезурского коридора, но и в будущем вновь может столкнуться с войной с Арменией за Нагорный Карабах. Во-первых, французский президент в 2020 году, пообещав вступить в войну на стороне Греции, сорвал план своего турецкого коллеги Реджепа Эрдогана получить часть шельфа богатых полезными ископаемыми греческих островов, которые находятся вблизи территории Турции.

Нет такого признания со стороны Ильхама Алиева и сейчас. Напротив, лидер Азербайджана продолжает говорить об утраченной «азербайджанской Эривани», «Западном Азербайджане» и прочих грандиозных «исторических азербайджанских территориях». При этом поступок Пашиняна не случайность. Ещё будучи «оппозиционным журналистом», Никол Пашинян опубликовал статью о необходимости сдачи армянских земель, завоёванных во время Карабахского освободительного движения, поскольку они, дескать, «чужие». А некоторое время спустя он же призвал «забыть о героическом прошлом армянского народа» и проклял предков, оставивших современникам «такое тяжёлое наследие».

Уже возглавляя предвыборный штаб первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, Никол Пашинян прямым текстом призвал уничтожать «карабахских подонков». Отметим, что именно с этих выступлений началась десятилетняя травля карабахских армян, нацеленная на то, чтобы внушить: «карабахские - не армяне». При этом использовалась и укоренившаяся нелюбовь к карабахцам, а также их диалект, который плохо понимают в Армении, и то, что карабахские армяне прослыли упрямцами. Но не всё так быстро. Через десять лет после захвата власти в результате цветной революции, которая была осуществлена по известным западным политтехнологиям, Пашинян и его команда арестовывают одного из лидеров освободительного движения - второго президента Армении Роберта Кочаряна. Но заявить, что Нагорный Карабах - это не Армения, он ещё не решается, чем провоцирует Азербайджан, подготовившийся к войне. Креста на нём нет Как известно, Армения - первое в мире государство, принявшее христианство. Именно по Армянской апостольской церкви был нанесён следующий удар. Сразу после прихода к власти Никол Пашинян стал демонстрировать пренебрежение к священнослужителям, настаивал на необходимости разделения церкви и государства, при этом как бы случайно появилось движение «Новая Армения - новый патриарх», устраивавшее акции, направленные против католикоса всех армян Гарегина II.

В конце сентября 2019 года премьер выступил уже с прямой угрозой в адрес оппонентов из числа священнослужителей: «Когда мы говорим, что не вмешиваемся во внутренние дела Церкви, некоторые священнослужители из этого делают следующий вывод: "Это правительство не похоже на прежнее, это правительство - слабое, давайте выроем ему яму". Они получат мощный контрудар. Они будут поставлены на колени - и в прямом, и в переносном смысле». Вслед за этим Минобразования предложило проект школьной программы, отменяющий преподавание истории Армянской церкви. В ответ, уже после поражения в 44-дневной войне с Азербайджаном, Гарегин II призвал Пашиняна «взять на себя ответственность и сложить полномочия премьер-министра, чтобы не допустить потрясений, возможных столкновений и трагических последствий». Но на демократов критика, как известно, не действует, а вот взаимоотношения церкви и премьера окончательно расстроились. Похоже, навсегда.

В ноябре 2020 года контингент, состоящий из 1960 человек, 90 бронемашин и 380 единиц «автомобильной и специальной техники» по факту — джипов и всевозможных грузовиков доставлялся по воздуху, причем через Армению. Как тогда сообщали в Минобороны , в день военно-транспортная авиация выполняла более 20 рейсов из Ульяновска до ереванского аэродрома Эребуни — и так целую неделю. Большая часть военнослужащих при этом была из 15-й отдельной мотострелковой бригады ЦВО из Самарской области. Теперь же и бронетехнику , и личный состав погрузили на заранее пригнанные вагоны. Это, скорее всего, мера экономии — в ноябре 2020 года нужно было развернуть контингент в считанные дни, а теперь спешить некуда. К тому же, по всей вероятности, и новенькие БТРы, и бронеавтомобили «Тигр», и обычные КамАзы из Карабаха поедут вовсе не на полигон базирования, а куда-то в сторону Донецка. Тем более что сослуживцы миротворцев уже там есть, их заслуги даже отметил Владимир Путин. Интрига остается только одна — как российское руководство «похоронит» правовое обоснование для ввода миротворцев, то самое трехстороннее заявление и указ , обеспечивающий порядок их работы. А вот то, как досрочный вывод будет объясняться населению, понятно уже сейчас — всю вину спихнут на Пашиняна, который «сам признал Карабах территорией Азербайджана» и «стал вассалом Запада». А спустя время обвинили в своем поражении Россию». Это, конечно, очень предвзятый взгляд, но разбираться в деталях обыватель не станет. До этого оно лишь планомерно уменьшалось: в 2007 российские войска покинули Грузию имеется в виду территория помимо Абхазии и Южной Осетии , в 2012 — свернули радиолокационную станцию в азербайджанской Габале. И были планы на будущее — поставить российских пограничников в так называемом Зангезурском коридоре, чтобы контролировать новую транспортную артерию региона с большими перспективами. Но это не удалось. Справа красного бьем, а слева — белого В Баку при этом даже не думают скрывать национального триумфа от того, что на их территории больше не будет иностранных солдат — впервые за 30 лет.

«Око за око». Что сделает с Арменией Азербайджан после вывода миротворцев

Сегодня в азербайджанском Евлахе пройдут переговоры представителей Баку и армян Нагорного Карабаха. Будут обсуждать права армянского населения региона в Азербайджане. Исторический конфликт в регионе между армянами-христианами и азербайджанцами-тюрками-мусульманами длится уже более столетия. Армения и Азербайджан в их нынешнем виде были интегрированы в Советский Союз в 1920-е годы. Армянский лидер Пашинян стремится оправдать свои действия, пугая общественность военной угрозой. В настоящее время Азербайджан, Армения и Иран активно стягивают свои войска к сопредельным пограничным рубежам. С сентября 1988 года между армянами и азербайджанцами начались вооруженные столкновения, перешедшие в затяжной конфликт.

Азербайджан и Армения готовятся к войне: на чьей стороне должна выступить Россия

Армения настаивает, что для регулирования отношений между Карабахом и Азербайджаном нужен "международный механизм", но Баку категорически против, поскольку считает эти территории своими и не хочет, чтобы кто-то вмешивался в его внутренние дела. Однако поскольку Армения не может похвастаться сильной геополитической позицией, то вряд ли станет отказываться от растущего товарооборота с РФ из-за последних событий по крайней мере, в ближайшей перспективе , считает доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы "Финансовые инструменты в экономике" РАНХиГС Санкт-Петербург Артём Голубев. В данном случае сила за Азербайджаном — с покровителем в лице Турции, большим количеством денег, населения, территорий. Армения более бедная страна без выхода к морю, а большинство соседей — если не враждебные, то точно не дружественные. Исходя из текущей ситуации и отношений руководителей, нам гораздо удобнее [работать] с Азербайджаном, у которого больше потенциальных возможностей для торговли и доставки за счёт выхода к морю, с которым у нас совместные внешние и морские границы. А с Арменией границ нет и получается либо маршрут через полудружественную Грузию, либо через Турцию, совсем не дружественную для армян. Им можно только посочувствовать", — указывает эксперт. На острие ножа Политологи сходятся во мнении, что на фоне растущего влияния Азербайджана исход конфликта с Нагорным Карабахом был предопределён.

Во многом на этот фактор повлияла политика Армении по снижению военного потенциала, но прежде всего — неоднократные заявления Никола Пашиняна о необходимости признать Нагорный Карабах частью Азербайджана , если Баку найдёт диалог со Степанакертом для соблюдения прав и безопасности проживающих там армян. И хотя в последнее время Армения пытается найти гарантии безопасности на Западе, Ереван понимает — Россия единственная страна на Южном Кавказе, которая может за счёт обязательств по ОДКБ, ЕАЭС и развёрнутой сети военных баз выполнять роль медиатора в регионе и обеспечить, чтобы национальные интересы отдельных стран не мешали гармоничному экономическому и технологическому развитию их соседей и всего региона, уверена доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат политических наук Ольга Дегтярёва.

В ночь на 13 сентября начались боевые столкновения между вооружёнными силами Армении и Азербайджана.

Есть погибшие и раненые. Обе стороны привычно обвиняют друг друга в нанесении первого удара и утверждают, что обострение устроила другая сторона, чтобы сорвать переговоры о судьбе спорной территории. По сообщению Министерства обороны Армении азербайджанские войска интенсивно обстреляли армянские позиции в направлении Гориса, Сотка и Джермука.

Обстрел вёлся из крупнокалиберных орудий, также активно использовались беспилотники. А Азербайджан заявил, что армянские диверсанты пытались заминировать пути между позициями азербайджанской армии, поэтому пришлось принимать меры по предотвращению их действий. Завязался бой.

В ходе боестолкновения с армянской стороны были обстреляны, в том числе из минометов, отдельные позиции, укрытия и базы азербайджанской армии на территории Дашкесанского, Кельбаджарского и Лачинского районов. Азербайджанские вооружённые силы в ответ обстреляли армянские позиции… Впрочем, история перестрелок и взаимных обвинений уже кажется бесконечной. Но приходится вникать в перипетии их противоборства.

На территории Нагорного Карабаха находятся российские миротворцы, да и в Гюмри - российская военная база. Так что агрессивные действия любой из сторон, выходящие за рамки привычных приграничных перестрелок, могут привести к тому, что российские миротворцы вынуждены будут вмешаться. Собственно, в начале августа азербайджанские военные уже заходили в зону ответственности российского миротворческого контингента и заняли несколько важных высот в районе Лачинского коридора.

И второе: вряд ли будет ошибкой предполагать, что как только спецоперация на Украине успешно завершится а я на это очень надеюсь сразу же начнутся какие-нибудь проблемы с бывшими советскими республиками. Надо прямо сказать, что ситуация в большинстве стран, ранее входивших в СССР, крайне сложная. Там очень много внутренних проблем, и в любой момент американцы могут подогреть негативные настроения. И мы получим новый конфликт. Это вполне ожидаемо. Как пример я могу привести Казахстан, а дальше и перечислять не буду.

И мы должны быть готовы к тому, что будем иметь постоянное давление почти по всему периметру. Но в настоящий момент политическая и экономическая ситуация позволяет России вести себя в отношении наших врагов достаточно раскованно. Россия справится и с миротворческой миссией, и с проведением спецоперации. Но надо понимать, что конфликт между Арменией и Азербайджаном - долгоиграющий. И рассчитывать на то, что наши миротворческие силы наведут там порядок и все успокоятся, к сожалению, не приходится. Сейчас проведут переговоры, будет найден компромисс, конфликт затухнет, но в ближайшее время обострится снова.

Это неизбежно, потому что отношения между Арменией и Азербайджаном находятся в сфере интересов не только этих двух стран, но и многих других: России, Турции, Ирана, США, Франции и так далее.

Ереван в последние месяцы неоднократно обвинял Баку в блокировке Лачинского коридора и создании гуманитарного кризиса из-за закрытия этой дороги. Армения и Карабах заявляли, что из-за блокировки коридора были приостановлены поставки продовольствия и топлива. Глава МИД Армении Арарат Мирзоян в августе 2023 года отметил , что из-за блокады Лачинского коридора за последние восемь месяцев уровень смертности в Карабахе вырос в два раза. Заявления сторон конфликта по боевым действиям 19 сентября 2023 года Днем 19 сентября бывший госминистр Нагорного Карабаха Рубен Варданян заявил о массированном артиллерийском обстреле непризнанной республики.

После этого Министерство обороны Азербайджана объявило, что начало «локальные антитеррористические мероприятия» в Карабахе. Баку потребовал роспуска правительства непризнанной республики и вывода оттуда армянских военных. Однако премьер-министр Армении Никол Пашинян утверждает, что в Карабахе нет армянских военных. Он заверил, что Ереван не будет предпринимать «никаких необдуманных действий». Омбудсмен Карабаха Гегам Степанян сообщил, что после начала боевых действий по меньшей мере два человека погибли, один из них — ребенок.

По словам Степаняна, еще 11 граждан пострадали.

Война между Арменией и Азербайджаном может начаться до конца сентября

Армянские пограничники открыли огонь по своим азербайджанским «коллегам». Утверждение границы исключит любую угрозу безопасности армян и азербайджанцев, проживающих на сопредельных территориях. Азербайджанские Вооружённые силы стягиваются к армянской границе.

Запад нарушил нейтралитет в армяно-азербайджанском конфликте — мнение

К демонстрантам присоединился глава Тавушской епархии Армянской апостольской церкви Баграт Галстанян и призвал сельчан объединиться, чтобы провести совместные масштабные акции. Помимо этих сел, как пишет газета Hraparak, первоначально на акцию вышли жители сел Воскепар, Коти, Воскеван и Барекамаван. На следующий день к ним присоединились сельчане из Киранца и Ноемберяна. Все эти населенные пункты находятся рядом с селами, которые будут переданы Баку по соглашению о начале делимитации армяно-азербайджанской государственной границы на севере. Документ предусматривает возвращение Баку четырех неанклавных сел Казахского района Азербайджана Ашагы-Аскипара, Баганис-Айрум, Хейримли и Гызылхаджылы , занятых Ереваном в начале 1990-х.

Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов. Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «... Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование. Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей. Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Кроме того, 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись панельные обсуждения между Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении. Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях. Эти «выборы», как и предыдущие, не были признаны международной общественностью, ни одной международной организацией и государством, напротив, подверглись решительному осуждению и были отвергнуты.

Принимались какие-то принципы урегулирования, однако они ни на шаг не приближали Азербайджан к установлению контроля над Нагорным Карабахом. Армения, опираясь на принцип самоопределения, ничего не хотела отдавать — ни сами территории Нагорного Карабаха, ни т. Решен вопрос был исключительно силой. Добившись тотального численного превосходства над армией НКР, обучив свои подразделения и вооружив их современной техникой, заручившись полной военно-политической поддержкой Турции вплоть до демонстрации ввода войск в Армению с западного направления , Ильхам Алиев смог в конце 2020 года прорвать оборону вооруженных формирований НКР и занять южную часть Нагорного Карабаха, включая знаковый для всех сторон конфликта город Шуши. Собственно, занял бы всю территорию, если бы Москва не желающая гуманитарной катастрофы в регионе не настояла на перемирии и вводе своих миротворцев. Закон второй — готовность применить силу важнее силы. Победа Азербайджана в войне была обеспечена не столько его тотальным превосходством над армией НКР, сколько нежеланием руководства самой Армении вступать в конфликт. В 1992 году когда потенциал Азербайджана также в разы превосходил армянский Ереван полностью поддержал жителей НКР в их восстании и готов был воевать до победного конца. И тогда победил. Но в ходе войны 2020 года армянские власти под руководством Никола Пашиняна от конфликта практически самоустранились. Не объявляли мобилизацию, не бросили все ресурсы на поддержку Карабаха, не угрожали Азербайджану нанесением неприемлемого ущерба в случае продолжения конфликта например, уничтожением Мингечаурской ГЭС, после чего значительная часть азербайджанской территории оказалась бы под водой. Даже официально не признали независимость НКР. Именно поэтому вполне можно сказать, что Армения окончательно потеряла Нагорный Карабах не в 2023 году, и даже не в 2020. А в 2018, когда к власти по итогам переворота пришел Никол Пашинян, который выступал за сдачу Карабаха. Во-первых, потому что это для него был важный элемент многоходовки по переориентации Армении на Запад и, во-вторых, потому что его кровными политическими противниками были игроки, входящие в т. Карабахский клан, в частности бывший президент страны Роберт Кочарян. При котором Армения, конечно же, повела себя в конфликте вокруг НКР совершенно по-другому.

Как и обещали азербайджанские старейшины, дом Ишхама Татуяна стоит до сих пор. Держат слово за своих отцов и те, кто тогда переезжал в Армению еще ребенком. Армянские реликвии десятилетиями оберегают и в центре старого Баку с надеждой, что когда-нибудь , после ссор и разногласий, их тоже вспомнят добрым словом. Армянское культурное и религиозное наследие хранится на десятках стеллажей в армянской церкви Григория Просвятителя, которая уже 20 лет находится на балансе министерства просвещения Азербайджана. По официальным данным, в Баку живут 10 тысяч этнических армян. Библиотекари пускают и помолиться, и набрать святой воды. Народная во всех смыслах дипломатия открывает двери, даже если продолжается война.

Новости о конфликте между Арменией и Азербайджаном

«Сам господин Пашинян многократно говорит армянскому народу, что нам нужно понять, где проходит армянская граница. Я не являюсь адвокатом ОДКБ, но вас действительно удивляет, что в ОДКБ сегодня говорят, что они сами не могут понять, что защищать в Армении? Почему Иран готов оказать военную поддержку Армении. Как пишет РИА Новости, накануне этих договоренностей премьер Армении Никол Пашинян, общаясь с жителями приграничных сел в Тавушской области, припугнул, что если Ереван не выполнит требования Баку о передаче территорий, то начнется война. Читайте последние новости дня по теме Нагорный Карабах: Покинувшие Нагорный Карабах миротворцы РФ не могут остаться в Армении: депутат от власти, Временные пункты дислокации миротворцев РФ в Горисе и Сисиане закроют – Григорян. Алиев назвал разоружение армян условием прекращения операции в Нагорном Карабахе. Как напомнил глава государства, после развала СССР был конфликт и этнические столкновения армян и азербайджанцев, в результате которого Ереван взял под контроль Карабах и прилегающие территории — всего 7 районов или 20% территории Азербайджана.

Угроза новой войны Армении и Азербайджана

Около 120 тысяч армян, считавших Карабах своим домом, уехали в Армению. В чем суть конфликта? Исторический конфликт в регионе между армянами-христианами и азербайджанцами-тюрками-мусульманами длится уже более столетия. Армения и Азербайджан в их нынешнем виде были интегрированы в Советский Союз в 1920-е годы. Нагорный Карабах, территория с преимущественно армянским населением, находилась под контролем Азербайджана. Когда в конце 1980-х годов Советский Союз начал распадаться, региональный парламент Нагорного Карабаха проголосовал за объединение с Арменией. Азербайджан стремился подавить сепаратистское движение, а Армения его поддержала. Эти обстоятельства спровоцировали этнические конфликты, которые переросли в полноценную войну после того, как Армения и Азербайджан провозгласили независимость от Москвы. После этого последовали годы насилия и лишений. За прошедшие годы число погибших достигло десятков тысяч, а более миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома.

Возникла реальная угроза того, что этот участок автотрассы и железной дороги окажется под физическим контролем Азербайджана. Таким образом, проблема анклавов или, если кому больше нравится, «восьми сел» из локальной и экзотической истории после потери Карабаха и бегства оттуда 100 тыс. При этом юридический перевес сейчас на стороне Баку, поскольку Пашинян сперва признал пресловутую цифру территории единого и неделимого Азербайджана, а уже потом понял, что именно он признал. А признал он де-факто возможность того, что Армения в любой момент может превратиться в остров, снабжение которого оказывается в полной зависимости от доброй воли Баку.

Даже «зангезурский коридор» захватывать не надо. Ничего подобного бы не произошло, если бы не фактическое признание Карабаха территорией Азербайджана, сделанное Пашиняном во время переговоров в Праге. Для Армении это будет потерей гораздо худшей, чем текущая карабахская катастрофа. Пашинян собственными руками ведет свою страну к полной потере ключевых опор суверенитета.

Фактически он вольно или невольно добивает все то, что после распада СССР создали его предшественники. Устойчивая конфигурация Южного Кавказа с «большой» Арменией и независимым Карабахом получилась в ходе первой карабахской войны. Она была создана так называемым карабахским кланом политиков и военных, которых в результате своего прихода к власти сверг и растоптал Пашинян. Представители «карабахского клана» были устранены.

Частично посажены, частично отстранены от политики, а большинство огульно опозорены через подконтрольные Пашиняну СМИ «наркоманы», «казнокрады», «мошенники». Тридцати лет жизни целого поколения, которое голыми руками выиграло одну из самых кровопролитных войн на постсоветском пространстве, случившихся после распада СССР, просто не стало. Все это сделал несколькими движениями руки один человек — Никол Пашинян. В этом смысле Пашинян несомненно уникален.

С другой стороны, напрашивается сравнение, близкое к российской истории. Действующий премьер-министр Армении, как ни покажется парадоксальным, более всего похож на Бориса Николаевича Ельцина.

Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы.

Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана.

Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н.

Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «... Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование. Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей. Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Кроме того, 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись панельные обсуждения между Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении.

Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях. Эти «выборы», как и предыдущие, не были признаны международной общественностью, ни одной международной организацией и государством, напротив, подверглись решительному осуждению и были отвергнуты. Армения целенаправленно подрывала формат и суть переговорного процесса с тем, чтобы нарушить мирный процесс, осуществляемый при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сохранить существующий статус-кво, связанный с оккупацией, и добиться аннексии захваченных территорий. В июле 2020 года премьер-министр Армении Н. Пашинян выдвинул неприемлемые «семь условий», связанных с урегулированием конфликта, что откровенно продемонстрировало истинную цель государства-оккупанта. В связи с этим Президент Ильхам Алиев заявил «У нас единственное условие для достижения мира. Армянские вооружённые силы должны покинуть оккупированные территории Азербайджана. Весь мир признает Нагорный Карабах как составную часть Азербайджана». Провокации июля-августа 2020 года В июле 2020 года Армения совершила очередную военную провокацию в товузском направлении государственной границы Азербайджана.

Согласно совместному заявлению властей Армении и Азербайджана, 19 апреля стороны смогли договориться о проведении границы между армянскими селами Баганис, Воскепар, Киранц и Беркабер и азербайджанскими Баганыс Айрым, Ашагы Аскипара, Хейрымлы и Гызылгаджилы. Подробное описание границы должно быть составлено до 15 мая 2024 года. При этом линия соприкосновения в этом районе будет считаться делимитированной с самого начала этого процесса, а не после его завершения. Кроме того, до 1 июля текущего года Ереван и Баку обещают согласовать проект о совместной деятельности государственной комиссии по делимитации всей границы. Причем они сделают это, основываясь на Алма-Атинской декларации от 1991 года, как и хотели армянские власти. Премьер-министр Армении Никол Пашинян призвал соотечественников воздержаться от завышенных ожиданий, но все-таки подчеркнул ее важность. Впервые Армения и Азербайджан решили вопрос за столом переговоров», — сказал он. Международное сообщество высоко оценило достигнутое соглашение. Глава Совета ЕС Шарль Мишель подчеркнул, что соглашение основано на Алма-Атинской декларации, что было ключевым элементом армяно-азербайджанских переговоров в Брюсселе. То же самое сделал глава Госдепа США Энтони Блинкен, подчеркнув, что был сделан шаг на пути к заключению прочного и достойного мирного соглашения.

Пашинян предупредил о новой войне с Азербайджаном: из-за чего наступила эскалация

Алиев назвал разоружение армян условием прекращения операции в Нагорном Карабахе. Алиев назвал разоружение армян условием прекращения операции в Нагорном Карабахе. Армения и Азербайджан идут к миру прямо по селам. Согласие властей Армении передать Азербайджану часть территорий в Тавушской области, включая населенные пункты, вызвало протесты и блокирование дорог в разных регионах страны. Пока армянский премьер Пашинян рвет связи с Россией, пытаясь сделать Армению "европейской страной", Азербайджан выдвигает новые территориальные претензии. Казалось бы, для зоны армянско-азербайджанского конфликта обстрелы и стычки у границы уже давно превратились в почти повседневность, в которой одна сторона обвиняет другую провокациях, а та отвечает тем же.

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОНФЛИКТ

Новости о конфликте между Арменией и Азербайджаном. Почему между Азербайджаном и Арменией вновь разгорелся конфликт. Пока армянский премьер Пашинян рвет связи с Россией, пытаясь сделать Армению "европейской страной", Азербайджан выдвигает новые территориальные претензии. Азербайджанские Вооружённые силы стягиваются к армянской границе.

Почему началось очередное обострение между Азербайджаном и Арменией. Хронология событий

Но вышел по амнистии. А за три месяца до бархатной революции в Армении в 2018 году Фонд Сороса Open Society Foundations признан нежелательной организацией в РФ оказывал поддержку в подготовке журналистов и представителей гражданского общества, приближенных к Пашиняну и команде. Сразу 50 журналистов и 75 общественных активистов, прошедших подготовку в его структурах, выполняли функцию ведущих рупоров «революции» Пашиняна. Никол Воваевич называл Евросоюз главным партнером Армении по реформам и заявлял о намерении ввести безвизовый режим между ЕС и Арменией. В первый год правления Пашиняна британский журнал The Economist признал Армению страной года за достижения в строительстве демократии. Защищала и защищает его, по сути, Россия, имеющая военную базу в Гюмри и миротворцев в Нагорном Карабахе. Большинство армян тоже живут не в Армении, а в России, откуда шлют родственникам на историческую родину деньги, стимулируя местную экономику. А тут еще и «релокация», когда в Армению от спецоперации и мобилизации сбежали десятки тысяч россиян. А жители Еревана, да и других городов, тут же в несколько раз увеличили арендную плату за квартиры. К тому же продолжают хорошо зарабатывать на обслуживании россиян: торговля продуктами, рестораны, кафе и т.

В общем, Никол Воваевич от России много имеет, но вот лояльность, к сожалению, не обеспечивает, — пояснил политолог. Карабахский конфликт При Пашиняне, увы, он разгорелся с новой силой. Осенью 2020 года Азербайджан, на территории которого расположена непризнанная республика Арцах — Нагорный Карабах, решил свои международно признанные земли вернуть. По версии Минобороны Азербайджана, речь шла о контрнаступательной операции «Железный кулак», начатой в ответ на обстрел армянской стороной нескольких азербайджанских населенных пунктов. Но совершенно очевидно, что более богатый Азербайджан с помощью родственной Турции сумел серьезно модернизировать свои вооруженные силы. От полного разгрома армян спасло только вмешательство России. Директор Института политических исследований Сергей Марков уточнил, что после этой кампании, которую сам Азербайджан назвал «Отечественной войной», Нагорный Карабах потерял 70 процентов территории. Дело в том, что Нагорный Карабах как независимое государство практически никто не признавал, включая, кстати, и саму Армению, — пояснил эксперт. А дальше началась катавасия.

Россия, как известно, ввела в Нагорный Карабах миротворцев, которые встали в так называемом Лачинском коридоре, соединяющем Армению с Карабахом. Их миссия — защищать себя и мирных жителей, если их кто-то попытается обидеть. Армяне добывали в Нагорном Карабахе руды цветных металлов и вывозили их. То есть они фактически вывозили природные ресурсы, принадлежащие Азербайджану. Конечно, ему это не понравилось! Сейчас передвижение людей, машин и товаров стало возможным только после тщательной проверки. В июне на этой дороге произошла перестрелка, и Азербайджан временно закрыл въезд в Нагорный Карабах любому транспорту, кроме скорой помощи. Это привело к трудностям с поставками продовольствия в Карабах. Цены на продукты питания резко выросли, армяне заявили о гуманитарной катастрофе.

Пашинян назвал неуместным обсуждение смены внешнеполитического вектора Армении А обвиняют во всем русских. Ведь мирное население никто не убивает, а все эти истории с КПП — дело Азербайджана, это его территория, — пояснил Сергей Марков.

Глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк тогда заявил, что никаких проблем с реализацией товаров у армянских экспортеров нет. Позже в Москве продавцы рынка устроили акцию протеста против взвинченных цен аренды. Сатановский дал рецепт прекратить безобразие Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, комментируя происходящее, констатировал, что конфликт в Закавказье становится фактором внутренней российской политики. Он заметил, что миролюбивая, призывающая к деэскалации позиция Москвы не нравится ни Армении, ни Азербайджану. В армянском мире наметился раскол между националистами в Армении, ругающими Москву, и российскими армянскими общественными деятелями.

Джахандар Байоглу из партии «Туран», призвал в удивительно наглом, но абсолютно безграмотном письме, написанном как бы по-русски, но со всеми мыслимыми лингвистическими несообразностями, к восстанию и удару по России изнутри все, проживающие в ней, тюркские мусульманские народы, хотя назвал их так, что некоторые едва узнаешь, — продолжил Сатановский в Telegram. Он выразил озабоченность в связи с нагнетанием обстановки в России и призвал спецслужбы жестко пресекать любые конфликты. Как будто в стране своих проблем мало. И тут только пресекать. Быстро, жёстко и эффективно.

Хотя в июле было ощущение дежа вю, есть нюансы, указывающие на новую динамику.

Поддержка Анкарой Азербайджана в 2016 году произошла в контексте открытого конфликта с Россией после того, как был сбит российский самолёт у турецко-сирийской границы в ноябре 2015 года. Сейчас Россия и Турция не находятся в открытом конфликте, хотя они поддерживают соперничающие силы в Сирии и в Ливии. Они заключили крупное соглашение о поставках оружия в середине 2019 года и ведут переговоры о новых сделках. Напористость Турции отражает уверенность, обретённую благодаря боевому опыту, который она получает в трансграничных операциях на Ближнем Востоке с 2016 года. Это также свидетельствует об интересах турецкой военной промышленности, близкой к насыщению внутреннего спроса и нуждающейся в новых клиентах, таких как Азербайджан. Реджеп Тайип Эрдоган также больше, чем когда-либо прежде, полагается на авторитарную форму популистского национализма перед лицом экономического спада.

На фоне ослабевающего интереса Америки и её ухода с Ближнего Востока демонстрация силы в регионе также является симптомом глобального сдвига в сторону более многополярного миропорядка. Это важно для армяно-азербайджанского конфликта, потому что многосторонний подход посредничества ОБСЕ является особым наследием однополярного фактора, характерного для конца XX века. Посреднические усилия ОБСЕ, в частности Основные принципы, основаны на Хельсинкском заключительном акте и либеральных нормах разрешения конфликтов, предусматривающих права, избирательные механизмы и инклюзивность. Этим некогда гегемонистским идеям теперь бросает вызов глобальная многополярность, в которой глобальные и региональные державы практикуют совершенно разные модели разрешения конфликтов. Россия и Турция — две такие державы. В их случае бряцание оружием вряд ли приведёт к открытой войне.

Но региональное соперничество ещё больше подрывает международный порядок, основанный на шатких правилах. Таким образом, июльские столкновения являются напоминанием сторонам о том, что, хотя посторонние не являются движущей силой армяно-азербайджанского конфликта, есть сильные внешние игроки, которые могут извлечь из этого выгоду. Более того, эти державы являются драйверами более авторитарных моделей управления конфликтами, над которыми Армения и Азербайджан имели бы меньший контроль, чем над консенсусной моделью посредничества ОБСЕ. Слом статус-кво или очередной инцидент? Расчёт на скорый прорыв на переговорах не кажется верным, политически стороны конфликта не готовы к этому. При таком наборе условий крайне важно вернуться за стол переговоров, толкнуть «карабахский маятник» из точки «эскалация» в точку «переговоры».

Понимая при этом, что возвратные движения вполне возможны, пишет Сергей Маркедонов, ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО. Июльские столкновения показали, что эта идея устарела. Армянские и азербайджанские сообщества в России, Европе и США продемонстрировали беспрецедентную степень мобилизации, что привело к дракам, уличным столкновениям, а в некоторых случаях и к десяткам арестов. Чем это объясняется?

Пашинян вернулся к исполнению обязанностей премьера. Однако недовольных его политикой, особенно по вопросу Нагорного Карабаха, оставалось много. В апреле 2022 года оппозиционная фракция «Честь имею» начала бессрочную акцию протеста с требованием отставки Пашиняна. Поводом стало заявление премьера о необходимости «снизить планку» требований к статусу спорных территорий. Политическая обстановка внутри страны вновь накалилась. И оказалось достаточно небольшой искры, чтобы эта бочка недовольства полыхнула вновь. Азербайджан считает, что Армения не выполняет обязательства по договору 2020 года, подразумевавшему, что страна проводит демилитаризацию Нагорного Карабаха и выводит все свои военные подразделения, оставив только российский миротворческий контингент. В свою очередь, армянская сторона считает, что она всё сделала, и возмущается тем, что Азербайджан нападает на Армению. Не уверен, что там действительно проводятся этнические чистки, сейчас вокруг этой ситуации наблюдается явный эмоциональный перекос в её освещении. Классическая война двух пропаганд. Позиция России Россия в этом вопросе выступает как третья сторона и не готова примкнуть к какому-то лагерю, но сам конфликт значительно осложняет отношение РФ с обоими союзниками. С каждым из них сильны и исторические, и экономические связи. Этот подход раскритиковали обе стороны, каждая из которых ожидала от страны особого отношения. Россия же не собиралась конфликтовать ни с одной из дружественных ей постсоветских государств и хотела со всем дружить. Ей небезуспешно удалось подтолкнуть стороны к перемирию, но сейчас соглашения 2020 года могут начать пересматривать. В частности, руководство Азербайджана считает , что россияне не выполняют пункт соглашения о разоружении армянских формирований в Нагорном Карабахе. В свою очередь, Ереван считает, что русские военные недостаточно делают для того, чтобы сдерживать конфликт. Ситуацию осложняет явная заинтересованность со стороны важного геополитического игрока в регионе — Турции. Она с 2020 года активно вмешивалась в ситуацию, защищая интересы Азербайджана и настаивая, что российского миротворческого контингента в регионе недостаточно. В начале 2021 года в Агдамском районе Азербайджана открылся турецко-российский центр по мониторингу за соблюдением режима прекращения огня в Нагорном Карабахе. Турция и Россия подписались следить за сохранением перемирия. При этом представители Анкары не скрывают, что готовы поддерживать своих союзников. UPD от 13 сентября Очередное обострение в армяно-азербайджанском конфликте случилось в середине сентября 2022 года. Около полуночи 13 сентября Минобороны Армении выпустило заявление, что азербайджанские военные «открыли интенсивный огонь по городам Горис, Сотк и Джермук» с использованием артиллерии, крупнокалиберного и стрелкового оружия. Всего военные силы Азербайджана предприняли наступление по шести-семи направлениям армяно-азербайджанской границы, нанося удары и по военной, и по гражданской инфраструктуре. По предварительным данным, озвученным наутро премьером Армении Николом Пашиняном, погибло 49 военных, и «это не окончательная цифра». Азербайджан, в свою очередь, также сообщил о потерях в личном составе, но представил это как ответ на якобы имевшиеся «масштабные провокации» со стороны Вооружённых сил Армении. Речь шла о минировании путей снабжения азербайджанских войск на Дашкесанском и Кельбаджарском и Лачинском направлениях.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий