Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) заработает с начала 2024 года. Об этом сообщили журналистам в секретариате первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова. Пять федеральных проектов составят нацпроект по развитию БАС в России. Проект БАС (беспилотные авиационные системы) – это уникальный проект по своему масштабу, сложности и уровню финансирования.
Работа компании «БАС» отмечена премией «Архитектура неба»
Он добавил, что сам национальный проект разрабатывается по поручению президента РФ и включает пять основных направлений. Второе направление - вот оно, наверное, главное, центральное - это производство, планка сейчас поднята достаточно высоко. Третье направление - все, что связано с регуляторикой, как в части сертификации, так и открытия неба, регулирования безопасности полетов, безопасности инфраструктуры.
Благодаря этой методике была определена потенциальная емкость рынка беспилотных авиасистем еще до его формирования. Куканов также добавил, что работа ГТЛК была высоко оценена и использована в качестве расчета для определения параметров рынка, заложенных в нацпроекте. Деятельность в этом направлении продолжается, пишет newizv. Он подчеркнул, что компания находится на начальном этапе своего пути, перед ней стоит еще множество задач.
В секретариата подтвердили, что речь идет о выделении суммы свыше 800 млрд руб.
Уточняется, что в Рудневе уже произвели 1490 дронов, ожидается, что до конца года их число увеличится до 5000. Согласно поручению президента Владимира Путина, нацпроект по развитию БАС должен быть утвержден до 1 сентября 2023 г. Куратором нацпроекта назначен вице-премьер Андрей Белоусов, руководителем — вице-премьер, министр промышленности Денис Мантуров.
Главной целью в документе называлось появление в России новой отрасли экономики, связанной с производством и использованием гражданских беспилотников. Стратегия включала в себя пять основных направлений, среди которых — подготовка кадров для беспилотной авиации. В апреле Forbes узнал , что нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем получит меньше бюджетных средств, чем планировалось изначально.
По словам источника издания в правительстве, новые параметры нацпроекта БАС были рассмотрены на совещании кабмина, которое прошло после послания президента Федеральному собранию.
Виктория Абрамченко: БАС окажут помощь в защите экологии
В ходе заседания участники обсудили вопросы подготовки четырех федеральных проектов в рамках национального проекта: «Стимулирование спроса на отечественные БАС», «Стимулирование разработки. передает его слова ТАСС. С начала 2024 года в России начнёт работать национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС). Летом прошлого года Белоусов сообщил, что национальный проект по развитию отрасли беспилотных авиационных систем (БАС) заработает в полную силу с 1 января 2024 года. передает его слова ТАСС.
На «Архипелаге-2023» компания «БАС» представила онлайн-игру по применению БАС
Цель третьего федерального проекта, паспорт которого представил замминистра транспорта Игорь Чалик, заключается в создании возможности эффективного и безопасного применения БАС в России. Первый вице-премьер Андрей Белоусов сообщил об утверждении Правительственной комиссией по вопросам развития беспилотных авиационных систем (БАС) пяти федеральных проектов, входящих в состав Национального проекта по развитию БАС. Напомним, национальный проект «Беспилотные авиационные системы» был утвержден в конце 2023 года. Мероприятия федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем» нацелены на решение четырех задач, которые охватывают различные уровни и виды образования, все основные направления подготовки БАС и позволят создать целостную систему подготовки.
Кадры решают: как в России реализуется программа по развитию отрасли беспилотных авиасистем
Правительство России анонсировало запуск нового национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем (БАС), который заработает с января 2024 года. Программы развития Приоритет-2030 Национальный проект «Наука и университеты». Всероссийский проектно-образовательный интенсив «Архипелаг-2023» и деловая игра «Масштабирование применения БАС в регионах» стали мощным импульсом для развития беспилотных авиасистем в регионах Российской Федерации. Новости Ставрополя и СКФО. Мероприятия федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем» нацелены на решение четырех задач, которые охватывают различные уровни и виды образования, все основные направления подготовки БАС и позволят создать целостную систему подготовки. Второй блок сессии был посвящен госрегулированию рынка дронов в России и в целом перспективе развития отрасли БАС в России.
Национальный проект по развитию дронов утвердят до 1 сентября
По словам первого вице-премьера, необходимо прежде всего упростить регулирование отрасли, а также стимулировать развитие импортозамещения в рамках всей отрасли. Помимо этого, мы должны обеспечить мерами поддержки отечественных производителей как самих беспилотников, так и производителей комплектующих и рынка в целом, - отметил первый вице-премьер. В свою очередь первый заместитель главы Минпромтора Василий Осьмаков сообщил, что основной задачей является стимулирование спроса на продукцию производителей БАС, а также стимулирование разработки серийного производства отечественных беспилотных систем и их комплектующих. Среди первоочередных задач он назвал запуск программу грантовой поддержки разработки комплектующих через Агентство технологического развития. Также заместитель министра анонсировал создание отдельного структурного блока Минпромторга России, который сфокусируется на задачах поддержки отрасли. Кроме того, он обозначил еще несколько стратегических направлений, в том числе работа с Минтрансом России по развитию инфраструктуры беспилотной отрасли, систем сертификации и стандартизации БАС, с Минэкономразвития по формированию экспериментальных правовых режимов, а также обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами при участии АСИ, НТИ и Минобрнауки. Таким образом, беспилотные авиационные системы становятся стратегической отраслью российской экономики, а их развитие объявлено первоочередной и ключевой задачей промышленной политики. Рассмотрим, в каком состоянии находится отрасль сегодня и какие задачи стоят перед ней.
Двигателестроение: на пути к полной локализации За последние 10 лет российская беспилотная отрасль развивалась довольно активно. Появились такие флагманы как тяжелые беспилотники «Форпост», «Альтиус», «Охотник», «Орион», разведывательный беспилотник «Орлан». С 2014-15 гг. В том числе надо признать и отсутствие гособоронзаказа в этом направлении, и это при том, что ГОЗ фактически является основным двигателем прогресса в отечественной промышленности. В то же время Алексей Николаев отмечает, что за последние годы в этом направлении произошли колоссальные подвижки. Изначально на нем использовался австрийский Rotax 914, но затем в этот проект включился рыбинский инженерный центр «Итлан», который изготовил уже целую серию двигателей, пока официально известно о 17 изделиях. В 2020 г.
Эксперт также сообщил, что отдельные проекты перестраивались на отечественные рельсы сразу по ходу их разработки. Однако еще на стадии разработки КБ им. Климова создало для него турбовальный двигатель ВК-800В. Эксперт отмечает, что большая часть разработок отечественного двигателестроения предназначена в первую очередь для тяжелых беспилотников. Однако появились прорывные разработки и в нише легких ударных БПЛА. Так, минувшим летом холдинг «Росэлектроника», входящий в ГК Ростех представил на Международном военно-техническом форуме «Армия-2022» синхронный электродвигатель, который предназначен в первую очередь для беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа. При этом именно такие двигатели предназначены для того чтобы запустить серийное производство лёгких ударных БПЛА, в которых сейчас очень остро нуждаются российские вооруженные силы, поскольку именно такие беспилотники способны кардинально изменить всю ситуацию на линии соприкосновения.
Вероятно, разработка Росэлектроники призвана и здесь улучшить ситуацию, - считает Николаев. В то же время эксперт отметил, что в России есть технологически сложности в производстве комплектующих для производства в первую очередь электродвигателей. В частности, до сих пор нет единой программы и даже стандартов по производству электромоторов как для двигателей коптеров, так и беспилотников вертолётного или самолётного типа. При этом руководитель фонда «Наше Небо» также отмечает большой прогресс в развитии водородных двигателей. Компания уже давно занимается разработкой беспилотников на водородных двигателях. Сейчас они перешли к созданию электрохимического генератора на основе водородных топливных элементов мощностью 100 кВт. Этот электродвигатель приводится в действие с помощью реакции водорода и кислорода.
Ранее «Известия» сообщили, что также Минтранс подготовил паспорт федерального проекта по развитию инфраструктуры для полетов беспилотных авиационных систем. Уже выбраны первые девять аэродромов, с которых начнется внедрение систем, которые затем будут распространены на аэродромы по всей России.
Участники мероприятия обсудили вопросы развития производства необходимых комплектующих, создание программы стандартизации и отраслевых цифровых программных продуктов, систем воздушной логистики и смешанного типа функционирования БАС. Развитие беспилотной авиации выступает катализатором для целого ряда смежных технологий, в том числе в области связи и навигации, искусственного интеллекта, микро- и радиоэлектроники. В настоящее время в России уже действует девять стандартов в сфере беспилотной авиации, еще три находятся в разработке. Кроме того, отечественные эксперты активно участвуют в работе профильного подкомитета Международной организации по стандартизации ИСО , при этом именно наша страна в 2013 году инициировала создание данного подкомитета.
Следующий этап был посвящен разработке и представлению концепций региональных программ развития БПЛА. Алексей Варятченко подчеркнул, что игра дала толчок для развития беспилотной авиации в регионах. Информация о ходе игры и ее результатах опубликована в телеграм-канале. По итогам игры Гран-при получила команда из Республики Башкортостан. Уже совсем скоро появится федеральный рейтинг программ для субъектов, который будет составлен на основе показателей эффективности концепций, созданных участниками игры. Проекты, которые были представлены командами, во многих регионах уже стали руководством к действию.
Кадры решают: как в России реализуется программа по развитию отрасли беспилотных авиасистем
В ходе заседания обсуждалась разработка цифровых платформ в рамках национального проекта по развитию БАС, сообщается на сайте правительства. Президент России Владимир Путин поручил кабмину до 30 сентября 2024 года доложить о включении новых мероприятий в национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС). Новости АО «ГТЛК»: Оператор беспилотников «БАС» договорился о сотрудничестве с «Беспилотными системами» при реализации проектов в Томской области. Первый в России оператор беспилотников с государственным участием — ООО «Беспилотные авиационные системы» («БАС») — на проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг-2023» в Новосибирске представил онлайн-игру «Масштабирование БАС в регионах». Правительство начало сокращать финансирование национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) в России, узнал Forbes.
Виктория Абрамченко: БАС окажут помощь в защите экологии
Тогда как объем финансирования кадрового проекта сократят более чем вдвое. Раньше паспорт кадрового проекта предусматривал 200 тыс новых сотрудников для отрасли БАС в 2025 году. Теперь же речь идет о 90 тыс человек, а финансирование сократилось вдвое. Согласно документу, был пересмотрен объем российского рынка БАС: теперь в планах выпуск 25,6 тыс БПЛА в 2023 году с ростом до 46,2 тыс за семь лет. Ожидается, что потенциально спрос на дроны может возникнуть в образовательной сфере, а также в логистике. БАС уже используются в геодезии, мониторинге газопроводов, ледовой разведке и ряде других сфер.
Справится ли наш главный распорядитель воздушного пространства — ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с задачей организации полетов несметного числа пилотируемых и беспилотных судов? Начальник центрального банка данных предприятия Светлана Хапачева считает, что особых проблем не будет. Цифровая платформа предназначена для обеспечения полетов пилотируемых беспилотных воздушных судов, информационной поддержки всех пользователей», — пояснила Светлана Хапачева. По ее словам, платформа будет способствовать решению трех основных задач: обеспечивать полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов, оказывать информационную поддержку пользователям воздушного пространства на основе цифровых данных и технологий и, что существенно, снижать планку административных барьеров, тем самым упрощая доступ к воздушному пространству. Возможности этого модуля учитывают потребности эксплуатантов и в то же время обеспечивают контроль за беспилотными воздушными судами. Система позволит определять на интерактивной карте места запуска БВС, формировать представления на издание режима полета непосредственно на картографической подложке, составлять план полета БВС с учетом действующих ограничений ИВП и взаимодействовать с оперативными органами ЕС ОрВД в режиме онлайн. Пользователям будут предоставлены аэронавигационная информация и данные, соответствующие карты и сервисы eAIP России.
Фундаментом цифровой платформы в части информационной среды деятельности ЕС ОрВД является централизованная интегрированная база данных. Она будет содержать аэронавигационную, плановую, метеорологическую, справочную информацию, а также полетные данные, запланированные и фактические 4D—данные о местоположении воздушных судов и БПЛА. Кстати, Светлана Хапачева сообщила, что доступ к использованию воздушного пространства планируется предоставлять в том числе через сервис «Госуслуги». Система трансформируется максимально под возможности самого обычного пользователя. Не для профессиональной авиации, а именно для простого пользователя. Все работает, все динамично, ничто не зависает». Не наступать на грабли «Работа проделана колоссальная, — так оценил по итогам конференции начальный этап проекта развития беспилотной авиации в России заместитель начальника Управления Президента РФ по обеспечению деятельности Госсовета РФ Александр Юрчик.
Теперь самое главное, о чем мы все с вами должны подумать, — как намеченное реализовать в практических конкретных действиях. Чтобы они не превратились в какое—то реагирование на проблему, а стали результатом понятных, плановых действий». Он подчеркнул, что очень важно при реализации программ не наступать на те же грабли, на которые наступали раньше наши коллеги из других сегментов транспорта. Реализация этой программы не должна создать тот хаос, в который превратилась реализация прорывных технологий индивидуальных средств мобильности, которые сейчас беспорядочно носятся по городу, сшибают пешеходов, детей. Руководитель предостерег и от другой крайности: «Наш системный чиновничий, годами вырабатывающийся внутренний настрой требует от нас достаточно твердо все выстроить и зарегулировать. Нам это привычно и понятно. Важно, чтобы здесь не пошло в другую сторону: посмотрите, какие мы площадки красивые посадочные предлагаем.
Не годятся. У нас нет автоматизированных посадочных площадок, так называемых дронопортов. Полмира уже ими оборудовано. А у нас нет. У нас ангары, дорожки… По—прежнему дядя Вася будет в ангар беспилотник закатывать? Нет единого заданного стандарта, систем связи, подходов. Все полностью вразброд.
Поэтому нормативное регулирование — как можно летать, где можно летать, и так далее, — это вообще ключевая вещь для нормального использования беспилотников в стране», — сказал замглавы Минпромторга. Василий Осьмаков отметил также, что в Москве доставка еды и товаров беспилотниками может стать доступной после 2025 года. По его словам, технически это уже возможно, но необходимо решить юридические моменты, так как столица с точки разрешения пролетов — город сложный. Вопрос развития беспилотных авиационных систем сегодня обсуждался на первом заседании президиума правительственной комиссии, которое провел первый вице-премьер Андрей Белоусов. Сейчас по поручению президента разрабатывается Национальный проект по развитию БАС.
Документ предусматривает координацию усилий сторон по интеграции беспилотных авиационных систем в национальное воздушное пространство, а также запуск перспективных проектов в сфере беспилотного транспорта в регионе. В рамках сотрудничества первый в России оператор беспилотников с госучастием «БАС» может принять участие в испытаниях и оказании услуг с помощью беспилотников разных типов под задачи Томской области. На совещании также обсуждались вопросы создания Авиационного учебного центра, состоялась презентация программы обучения операторов БПЛА.
Глобальная программа развития беспилотников будет запущена в 2024 году
Новости Покупка отечественных БАС будет субсидироваться Минпромторгом России Сегодня Минпромторг России объявил о разработке проекта постановления Правительства Российской Федерации о предоставлении изготовителям беспилотных авиационных систем БАС субсидий на компенсацию части затрат, связанных с предоставлением скидки покупателям их продукции. Он опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation. Документ подготовлен в рамках разработки федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные БАС», который станет частью национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем.
В первой части участникам приходится работать с теорией, с бланками для определения своих потребностей. Затем, когда игрокам становится понятно, как работает рынок беспилотников и его услуги, они могут перейти в онлайн-часть, чтобы решать уже практические задачи. Финальное задание, по сути, является подготовкой проекта по собственному региону с реальными показателями.
Игра базируется на трех типах заданий. Задания первого типа связаны с мониторингом лесного хозяйства кейсы с лесными пожарами, подсчетами особей диких животных , второй тип имеет отношение к перевозке и доставке грузов, третий затрагивает тему сельскохозяйственных работ например, кейс с химобработкой угодий от вредителей. Участникам приходилось осуществлять подсчеты площади лесов и протяженности маршрутов, выявлять ограничения грузов по весу — в общем, им предоставили большой простор для творчества. Стало известно, что по итогам защиты программ, сформированных в процессе игры, были объявлены регионы-победители и обладатель Гран-при. Оценка деятельности команд была комплексной.
Одним из важнейших направлений, в том числе в части изменения регуляторики, является совместная работа Минэкономразвития и Минпромторга в развитии экспериментальных правовых режимов. В прошлом году запущены 2 таких ЭПР для доставки грузов дронами-беспилотниками в 5 регионах. Сейчас на рассмотрении заявка от Республики Башкортостан по установлению ЭПР по аэродоставке грузов, проведении аэрофотосъёмок, а также выполнению дронами авиахимических работ для борьбы с вредителями в сельском хозяйстве.
Механизм ЭПР постоянно совершенствуется благодаря открытому диалогу с бизнесом и отраслевыми регуляторами. Увеличивается количество направлений, по которым может устанавливаться специальное регулирование, в том числе, для проектов, использующих решения на базе искусственного интеллекта и больших данных. Готовы оперативно запускать новые ЭПР по использованию беспилотных авиационных систем в соответствие с задачами будущего нацпроекта», — прокомментировал заместитель министра экономического развития Максим Колесников.
Предприятие является инициатором развития инфраструктуры БАС и совершенствования нормативной базы в этой отрасли. Кроме этого, компания выполняет функцию технологического полигона для тестирования и отбора инновационных решений и разработок для эффективной интеграции беспилотников в пилотируемое пространство. В этом году среди ключевых субъектов отрасли БАС она проводится впервые — при содействии Фонда поддержки проектов национальной технологической инициативы в формате отдельной номинации премии «Технологический прорыв». Как отметил специальный представитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, глава АНО «Платформа НТИ» Дмитрий Песков, в следующем году в рамках этого мероприятия ожидают еще больше новых достижений и прорывных проектов.
Всего сорок четыре компании, работающие в сфере БАС, стали обладателями премии в пяти категориях.