Четвертование (от лат. quaternio — четверка) – это методология, основанная на делении объекта на четыре составляющих его аспекта. Русское четвертование было не менее мучительным. Четвертование позволяет увеличить концентрацию полезных ископаемых, а также снизить содержание примесей, что делает добычу рентабельной и экономически эффективной. Четвертовали они преступников таким образом: сначала устраивали частичное повешение, чтобы затем вспороть несостоятельному висельнику живот, выпотрошить его, а тело сжечь, ловя последние проблески меркнущего сознания. толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.
5 казней на Руси (18+)
Четвертование — вид смертной казни. Как видно из названия, тело осужденного делится на четыре части (или более). В Великобритании же счет казненных шёл на сотни, а последний приговор был приведен в исполнение в 1820 году. Русское уголовное уложение 1845 года отменило четвертование, в Великобритании же повешение, колесование и четвертование оставалось нормой до 1870 года. 2017 по математике Что такое четвертование. Что такое Четвертование? Значение слова «Четвертование» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни. Значение «Четвертование» в словарях. Здесь примечательна одна подробность, показывающая новый вид королевской милости: король Карл II разрешил, в виде исключения, некоторых осуждённых не четвертовать, а оставить на виселице до смерти; а тела их целыми отдать родственникам и друзьям для погребения.
Над кем был вынесен последний приговор четвертования в России?
Во Франции Во Франции четвертование осуществлялось при помощи лошадей. Осуждённого привязывали за руки и за ноги к четырём сильным лошадям, которые, подхлёстываемые палачами, двигались в разные стороны и отрывали конечности. Фактически приходилось подрезать сухожилия осуждённому. Затем туловище осуждённого бросали в огонь. Так были казнены цареубийцы Равальяк в 1610 году и Дамьен в 1757 году. В 1589 году такой процедуре подверглось мёртвое тело убийцы Генриха III , Жака Клемана , который был заколот на месте преступления телохранителями короля. В России В России практиковался иной способ четвертования: осуждённому отрубали топором ноги, руки и затем голову. В 1826 году пятеро декабристов были приговорены к четвертованию.
Верховный уголовный суд заменил его повешением. Это был последний приговор о четвертовании в России.
Разные тексты дохристианской эпохи свидетельствуют о его существовании в Китае, Персии, Египте, а потом и в Риме. Четвертование обычно ассоциируется с «работой» лошадей. Однако первоначально в Индии использовали быков, а во многих других странах, в частности в Греции, четвертование называли диасфендонезом и осуществляли, привязывая осужденного к верхушкам двух наклоненных деревьев. Когда перерезали веревки, фиксирующие деревья, стволы резко распрямлялись, возвращаясь в обычное положение, и конечности казнимого отрывались. Четвертование быками. Какое-то время этот способ применяли и римляне, но потом именно они придумали использовать для этой цели лошадей. Сначала четвертование осуществлялось с помощью двух колесниц, позже — с помощью четырех лошадей, по одной на каждую конечность. Тит Ливий описывает, как Меттия Фуфетия, диктатора Альбы, поднявшего в 660 году до нашей эры в городе Фидены бунт против Рима, привязали к двум колесницам, запряженным четверками лошадей, которых погнали в противоположные стороны.
Христиан тоже подвергали четвертованию. К примеру, именно так в 235 году казнили святого Ипполита, епископа из Остии. Он был одним из крупнейших богословов своего времени. По легенде, когда Ипполита привели к префекту Рима, узнав его имя, тот воскликнул: «Так пусть с ним поступят, как с сыном Тесея, и разорвут лошадьми». По свидетельству Геродота, четвертование было в ходу у фракийцев. Такой способ казни применяли практически все народы, вторгавшиеся в Галлию. Иорданес, готский историк VI века, рассказывает, как король Амаларих повелел разорвать дикими лошадьми жену дезертира. Веком позже, в 613 году, восьмидесятилетняя Брунгильда, королева Австразии, была четвертована по приказу Хлотаря II, которому проиграла войну. Некоторые историки придерживаются иной версии ее казни, согласно которой королеву привязали к хвосту необъезженной лошади. В средневековой Европе четвертовали клятвопреступников знатного происхождения, предателей, дезертиров, главарей банд, промышлявших грабежом.
Утвержденный Карлом V кодекс «Каролина» предусматривал четвертование за предательство и дезертирство. Четвертование применялось и в царской России. Руководители восстания декабристов были приговорены к нему при Николае I, но император посчитал казнь варварской и заменил ее повешением. Во Франции к четвертованию как к самой страшной каре приговаривали отцеубийц и покушавшихся на жизнь короля. Мучение святого Ипполита, раздираемого четырьмя лошадьми. Гравюра с картины Тьерри Бута. К преступлениям «против монарха» относилось и посягательство на жизнь принцев крови. Именно по такому обвинению в 1548 году четвертовали Лаверня, стоявшего во главе заговора в Бордо; в 1582 году Сальседа — за организацию заговора с целью убийства герцога Анжуйского, брата Генриха II; в 1588-м Брийо, интенданта Генриха I Бурбона-Конде, обвиненного в отравлении хозяина по наущению жены Шарлоты де Тремуай; и Жана Полтро, сеньора де Мере, ярого кальвиниста, предполагаемого шпиона адмирала Колиньи, смертельно ранившего герцога де Гиза. Его четвертовали в 1563 году, через месяц после убийства. Мишле в «Истории Франции» пишет: «Парижский парламент проявил омерзительное своей жестокостью усердие и низкопоклонство, применив пытку, способную доставить смертному телу все мыслимые и немыслимые муки, не убивая его».
И по поводу самой казни: «Когда осужденного привязали к столбу, палач клещами вырвал куски плоти с его бедер, потом с рук. Четыре конечности или четыре кости должны были тянуть четыре лошади… Четыре человека сели на них и пришпорили, и веревки, к которым были привязаны конечности, жутко натянулись. Но мышцы держались. Палачу пришлось принести тесак и мощными ударами отделить мясо сверху и снизу. Тогда лошади смогли сделать свое дело. Мышцы натягивались, трещали, разрывались. На земле осталось лежать подрагивающее туловище». Историк добавляет: «Ничто не может длиться вечно, и палачу пришлось отрубить ему голову». Четвертование неразрывно связано с именем «славного короля Генриха» и казнью Равальяка. Кстати говоря, за шестнадцать лет на Генриха IV было совершено восемнадцать покушений — ни при одном другом монархе не четвертовали так часто.
Напомним лишь о самых знаменитых казненных по обвинению в покушении на королевскую жизнь. Баррьер, по прозвищу Барр, бывший солдат герцога де Гиза, работал лодочником на Луаре. Этот религиозный фанатик счел короля заклятым врагом католиков. Его руку остановил дворянин по имени Бранколеон. Барра четвертовали в Мелене в 1593 году. В 1600 году, после покушения Николь Миньон перед парламентом встал вопрос о процедуре казни. Можно ли четвертовать женщину, не выходя за рамки приличий? После долгих размышлений решили, что нет, и Николь повесили. Последовало еще несколько неудачных покушений на Генриха, и наконец 14 мая 1610 года на улице Ферронри король получил два смертельных удара кинжалом. Убийцу звали Равальяк.
Преступника схватили полицейские.
Наконец, четвертование позволяет создать баланс между работой и отдыхом. Разделение времени на рабочие и отдыховые периоды помогает избежать переутомления и сохранить высокую энергию и мотивацию в течение всего рабочего дня. Это способствует более продуктивной работе и улучшению общего качества жизни. В целом, четвертование является мощным инструментом в планировании задач, который помогает организовать рабочий процесс, приоритизировать задачи, улучшить планирование времени, повысить концентрацию и создать баланс между работой и отдыхом.
Четвертование: как применить его в разных сферах жизни В деловой сфере четвертование может быть особенно полезно. Например, при планировании рабочего дня можно разбить его на четверти и распределить задачи по этим периодам времени. Это поможет более эффективно использовать ресурсы, сфокусироваться на конкретных задачах и избежать перерывов или бессмысленных отвлечений. Четвертование также может быть полезно в личной жизни. Например, оно может помочь организовать себя на домашние дела или время для отдыха.
Разбивая время на четверти и планируя, каким занятиям будет уделено каждое из них, можно эффективно управлять своим временем и избежать суеты или прокрастинации. Спортсмены и люди, занимающиеся физической активностью, также могут использовать четвертование в своей практике. Например, можно разделить тренировку на четыре части: разминку, основную часть, силовые упражнения и растяжку. Такой подход поможет более эффективно использовать время тренировки и достичь лучших результатов. Вопрос-ответ: Что такое четвертование?
Четвертование — это процесс преобразования аудио или видео файла, чтобы уменьшить его размер, не потеряв при этом качество. В результате четвертования файл становится более компактным и занимает меньше места на диске или в памяти устройства. Какую пользу можно получить от четвертования? Четвертование позволяет сэкономить место на диске или в памяти устройства. Это особенно полезно, если у вас ограниченный объем памяти или если нужно передавать файлы через интернет с низкой скоростью соединения.
Кроме того, четвертование может улучшить производительность приложений, работающих с аудио или видео данными. Какие программы позволяют четвертовать файлы? Существует множество программ, которые позволяют четвертовать файлы. Некоторые из них — это аудио или видео кодеки, которые можно использовать с различными медиа плеерами. Отдельные программы, такие как Adobe Media Encoder или HandBrake, специализируются на четвертовании файлов и предоставляют больше возможностей для настройки процесса.
Какие параметры можно настроить при четвертовании файла? При четвертовании файла можно настраивать различные параметры, такие как битрейт аудио или видео потока, разрешение, частота кадров, формат файла и другие. Настройка этих параметров позволяет достичь оптимального баланса между размером файла и его качеством. Как выбрать оптимальные параметры четвертования для конкретного файла? Выбор оптимальных параметров четвертования зависит от нескольких факторов, таких как цель использования файла, доступное пространство на диске или в памяти устройства, требования к качеству и т.
Рекомендуется экспериментировать с различными настройками и просматривать результаты, чтобы найти наилучшее сочетание размера файла и качества.
Их били дубиной по голове, а затем бесчувственные тела спускали под лед в Яузу. Закапывание заживо в землю применялось только по отношению к женщинам, обвинявшимся в мужеубийстве. Фальшивомонетчикам заливали в горло расплавленный свинец или олово. Особенно часто практиковалось это при Иване Грозном, который вообще любил экзотические виды казней.
В XV веке на Руси стал применяться такой способ казни, как четвертование. Известно, что в 1497 году великий князь Иван III приказал казнить таким образом сторонников своего младшего сына, будущего князя Василия III: «казниша их на Москве реке… Руки, да ноги и голову отсекли». В конце XVII столетия получила распространение казнь через колесование: осужденному ломали кости и привязывали к деревянному колесу, где он умирал медленной смертью. В 1696 году таким образом был казнен «немчин Якушка», перебежавший к туркам во время осады Азова. Сажание на кол также применялось на Руси довольно часто, например, к бунтовщикам и изменникам.
Если верить византийским источникам, этот вид казни был распространен еще у восточных славян. Расстрел не относился к видам «позорной» казни. Введен он был лишь в 1716 году Воинским уставом Петра I. Но он же узаконил и казнь через «повешение на ребро», которой подвергали воров и разбойников: преступнику вонзали в бок железный крюк, связывали руки и так подвешивали. Через несколько дней он умирал от жажды и кровопотери.
Кошмар на Лобном месте Казни совершались, как правило, при большом скоплении народу, о них объявлялось заранее. В Москве местами для публичных казней являлись Лобное место, расположенное на Красной площади напротив Спасских ворот, и Козье болото там сейчас Чистые пруды. Самые жестокие наказания полагались за государственную измену. Помимо отрубания головы, сажания на кол и четвертования, с обвиняемого могли заживо крюками содрать кожу или сварить в кипятке. Но еще хуже считался довольно редко применяемый на Руси способ казни, известный как «хождение по кругу».
Осужденному вспарывали живот, но так, чтобы он не умер сразу от потери крови. После этого извлекали одну из кишок, прибивали к дереву обычно к дубу или тополю и заставляли ходить вокруг этого дерева. Как вариант — наматывали внутренности на палку или валик. При этом за жертвой следом шел солдат, периодически подталкивавший несчастного в спину копьем, чтобы тот не останавливался. Чаще всего казнимые погибали от заражения крови.
Откуда взялся этот вид казни? Скорее всего, «хождение по кругу» не было чисто русским изобретением. Возможно, оно было позаимствовано у пришедших на Русь варягов. У викингов приговоренные ходили вокруг столба. Аналогичный способ казни существовал в Исландии, где, правда, вместо дерева или столба использовали особый камень, на который наматывалась кишка.
Так казнили по приговору правительственного собрания — тинга. В начале нашей эры сходный вид казни применялся римлянами. Осужденного привязывали к вертикальному столу, после чего палач делал небольшой, но достаточно глубокий надрез в боку, извлекал кишки и наматывал их на стоявшую рядом лебедку. Казнь могла продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Кстати, по легенде, именно таким образом пытались умертвить Святого Петра по приказу императора Нерона, но он смог выжить в результате адской процедуры, и в конце концов его пришлось распять вниз головой.
Есть версия, что изначально «хождение по кругу» являлось способом самоубийства у скандинавских языческих жрецов. Они считали почетным не умереть своей смертью, а принести себя в жертву верховному богу Одину. Поэтому, когда жрец становился стар и немощен, он осуществлял над собой вышеописанный ритуал. Правда, историки предполагают, что предварительно служитель богов употреблял какое-нибудь анестезирующее зелье, чтобы не испытывать боли и мучений. А впоследствии кому-то пришло в голову, что можно таким образом казнить преступников.
И, разумеется, уже без всякого обезболивания… В древности, когда о правах человека еще никто слышал, практически у всех народов были широко распространены жестокие пытки и казни. Обвиненные в преступлениях люди подвергались страшным мучениям на вполне законных основаниях. Одним из самых знаменитых способов казни издревле считалось четвертование. Так что означает «четвертовать»? И каковы особенности данной казни в разных странах?
Что значит «четвертовать» человека? Четвертование - один из самых распространенных в мире способов казни, который заключался в рассечении тела на четыре или более частей. Подобной казни подвергались особо опасные преступники, а также предатели, государственные изменники, бунтари и заговорщики. Часто до четвертования преступник был подвержен другим пыткам. Четвертовать могли как живого человека, так и уже мертвого.
Хотя суть пытки понятна без объяснений, в разных странах этот вид казни имел свои отличия. Четвертование в Англии В Англии четвертование являлось частью одной из самых мучительных пыток, которой подлежали государственные преступники. Вначале преступника вешали на виселице. Еле живого его доставали из петли, живот вспарывали ножом и вырывали оттуда внутренности. После преступнику отрубали голову и отсекали конечности.
Король мог проявить свою милость и приказать оставить преступника на виселице до его смерти, что значит, четвертовали уже мертвое тело. В 1867 году четвертование было официально отменено. Четвертование во Франции Во Франции пытка заключалась в том, что заключенного за руки и ноги привязывали к лошадям. При этом петлей опутывали руки от запястья до локтей, а голени - от ступней до колен. Лошадей сначала по очереди отводили в стороны, тем самым принося преступнику страшные мучения.
А после, когда человек был еле жив от боли, лошадей пускали в разные стороны, в результате чего те отрывали казненному руки и ноги. Если суставы у преступника оказывались слишком крепкими, то палач сам отрубал заключенному вначале конечности, а после - голову. Четвертование на Руси Известно, что во времена Древней Руси для четвертования использовали молодые деревца. Их верхушки нагибали вниз, к ним веревками привязывали человека за конечности, после чего деревья отпускали. В Российской империи при четвертовании топором отрубали ноги, руки и голову.
Последнее четвертование в России произошло в 1775 году. Четвертование как официальный вид казни для цивилизованного мира остался в прошлом. October 30th, 2013 30 октября 1653-го года, то есть ровно 360 лет назад, в Русском государстве вышел именной царский указ об отмене смертной казни для разбойников и татей воров. Данный документ государя Алексея Михайловича модифицировал некоторые положения Судебника 1550-го года и Соборного уложения 1649-го года. Его итогом стало то, что всем пойманным и ожидающим экзекуции разбойникам и ворам высшую меру наказания заменили отсечением пальца, сечением кнутом и ссылкою в Сибирь.
Все это выглядит как важный шаг на пути полной отмены наиболее жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство наказания. Однако так ли обстояли дела на самом деле? Попытаемся разобраться в зарождении и развитии смертной казни на Руси. Старинная русская пословица гласит: «Повинную голову меч не сечет». У историков существуют две версии по поводу появления в Древней Руси смертной казни.
Сторонники первой теории утверждают, что она возникла как продолжение древнего обычая кровной мести. Покарать виновного, отомстить и восстановить справедливость, считалось делом обязательным не только для пострадавшего, но и для всей его родни. А Русская Правда вообще законодательно утверждает право кровной мести: «Убьет муж мужа, то мстить брату брата, или сынови отца…». В случае отсутствия родственников в дело мщения вмешивалось государство — с убийцы взимался денежный штраф. Если же у преступника не было денег и имущества, чтобы возместить причиненный ущерб, то он отдавался потерпевшему в подневольное состояние «до искупа», то есть пока личным трудом не отрабатывал всю сумму причиненного урона.
Окончательно же кровная месть была отменена на княжеском съезде 20 мая 1072-го года Вышгородский съезд сыновьями Ярослава Мудрого. Вторая группа исследователей прошлого говорит о возникновении смертной казни из-за византийского влияния. В летописях хорошо описаны стремления византийских епископов присоединить Русь к положениям Кормчей книги, которая говорит о необходимости уничтожения лиц, промышляющих разбоем. Те же епископы доказывали князю Владимиру Святому: «Ты от Бога поставлен на казнь злых». Какое-то время на Руси действительно практиковалась смертная казнь за разбой, однако вскоре Владимир Красное Солнышко её отменил, перейдя к хорошо известной и проверенной годами системе денежных пеней.
Над кем был вынесен последний приговор четвертования в России?
вид смертной казни: рассечение тела осужденного на 4 части или последовательное отсечение конечностей и головы. истор. действие по значению гл. четвертовать; средневековый способ смертной казни, при котором осуждённому рассекали тело на четыре части либо последовательно отсекали руки. в Русском госуд. до 2-й. Четвертование — вид смертной казни. Как видно из названия, тело осужденного делится на четыре части (или более).
Что такое четвертование
Такое несоответствие Р. Г. Скрынников объясняет редактированием московских летописей самим царем Иваном Васильевичем. отдельное отсечение ног, рук и головы. Четвертование — вид смертной казни; как видно из названия, тело осуждённого делится на четыре части (или более).
4.14.Четвертование
Чтобы человек не сопротивлялся, за ним по пятам шёл стражник. Такой способ казни применялся на Руси редко. Вероятно, он был позаимствован у викингов, или, как говорили тогда, варягов. Нередко это была ритуальная казнь или даже самоубийство жрецов.
Престарелые служители культов съедали галлюциногенные травы и коренья, а после самостоятельно наматывали внутренности на столб, якобы принося себя в жертву языческим богам. Но осуждённым на прогулки вокруг столба на Руси обезболивающих средств не предлагали, поэтому люди могли часами оставаться в сознании. Умирали они чаще всего от болевого шока или заражения крови.
Как правило, до такой экзекуции жертв ещё и довольно долго пытали. Таким образом были казнены два главных русских бунтовщика — Стенька Разин и Емельян Пугачёв. Разину повезло меньше — он мучился несколько часов.
Сперва ему отсекли ноги, потом руки и лишь в финале голову. Над Пугачёвым, если можно так сказать, сжалились — в первую очередь ему отрубили голову, а конечности отрубили потом. В защиту Руси можно сказать, что четвертование было довольно популярно в Европе.
Так казнили государственных преступников и бунтовщиков во Франции и в Англии. Четвертование считалось позорной казнью и собирало на площадях толпы жадных до зрелища обывателей.
Когда «пазл складывался», преступника несколько раз сильно били в живот, чтобы сломать позвоночник. После этого пятки несчастного соединяли с его же затылком и укладывали на колесо. Обычно, к этому времени жертва еще была жива. И ее оставляли умирать в таком положении.
В последний раз колесование принялось для самых ярых приверженцев Пугачевского бунта. Закапывание Этот вид казни, чаще всего, применяли к женщинам, которые убили своих мужей. Обычно, их закапывали по горло реже по грудь в каком-нибудь наиболее оживленном месте. Например, на главной площади города или же местном рынке. Пока мужеубийца была еще жива, к ней приставляли специального охранника — часового. Он строго следил за тем, чтобы никто не проявлял к преступнице сострадания и не пытался ей помочь, дав еды или воды.
А вот если прохожие хотели поиздеваться над смертницей — пожалуйста. Такое не возбранялось. Хочешь плюнуть в нее — плюй, хочешь пнуть — пни.
Здесь примечательна одна подробность, показывающая новый вид королевской милости: король Карл II разрешил, в виде исключения, некоторых осуждённых не четвертовать, а оставить на виселице до смерти; а тела их целыми отдать родственникам и друзьям для погребения. Фактически практика оставления казнимого на виселице до получаса что практически гарантировало, что последующие фазы казни будут совершаться уже над покойником существовала и ранее, с начала XVII века. В 1803 году Эдуард Марк Деспард, ирландский офицер и бывший белизский губернатор, также только замышлявший покушение на Георга III, а также шестеро его сообщников, были приговорены к потрошению и четвертованию, но затем королевским указом приговор был заменён на повешение и посмертное обезглавливание. В 1814 году повешение до смерти перед четвертованием стало законом, а в 1947 году казнь не применявшаяся с 1820-х гг. Во Франции Во Франции четвертование осуществлялось при помощи лошадей. Осуждённого привязывали за руки и за ноги к четырём сильным лошадям, которые, подхлёстываемые палачами, двигались в разные стороны и отрывали конечности.
Фактически приходилось подрезать сухожилия осуждённому. Затем туловище осуждённого бросали в огонь. Так были казнены цареубийцы Равальяк в 1610 году и Дамьен в 1757 году. В 1589 году такой процедуре подверглось мёртвое тело убийцы Генриха III, Жака Клемана, который был заколот на месте преступления телохранителями короля. В России В России практиковался иной способ четвертования: осуждённому отрубали топором ноги, руки и затем голову. К такой же казни был приговорён Емельян Пугачёв 1775 , однако ему как и его сподвижнику Афанасию Перфильеву сначала отрубили голову, а потом уже конечности. В 1826 году пятеро декабристов были приговорены к четвертованию; Верховный уголовный суд заменил его повешением. Это был последний приговор о четвертовании в России. Другая казнь путём разрывания размыкания тела пополам, отмеченная в языческой Руси, заключалась в том, что жертву привязывали за ноги к двум склонённым молодым деревцам, а потом отпускали их.
По византийским источникам, так был убит древлянами князь Игорь в 945 году за то, что хотел дважды собрать с них дань. Четвертование Дамьен на ложе страданий. Четвертование — разновидность казней, заключающихся в разрывании или расчленении. Специфика четвертования состоит в одновременном воздействии на четыре конечности. Речь идет об одной из самых страшных экзекуций, когда-либо порожденных человеческой жестокостью. Четвертование применяли издревле: оно упоминалось еще в индийских законах Ману. Разные тексты дохристианской эпохи свидетельствуют о его существовании в Китае, Персии, Египте, а потом и в Риме. Четвертование обычно ассоциируется с «работой» лошадей. Однако первоначально в Индии использовали быков, а во многих других странах, в частности в Греции, четвертование называли диасфендонезом и осуществляли, привязывая осужденного к верхушкам двух наклоненных деревьев.
Когда перерезали веревки, фиксирующие деревья, стволы резко распрямлялись, возвращаясь в обычное положение, и конечности казнимого отрывались. Четвертование быками. Какое-то время этот способ применяли и римляне, но потом именно они придумали использовать для этой цели лошадей. Сначала четвертование осуществлялось с помощью двух колесниц, позже — с помощью четырех лошадей, по одной на каждую конечность. Тит Ливий описывает, как Меттия Фуфетия, диктатора Альбы, поднявшего в 660 году до нашей эры в городе Фидены бунт против Рима, привязали к двум колесницам, запряженным четверками лошадей, которых погнали в противоположные стороны. Христиан тоже подвергали четвертованию. К примеру, именно так в 235 году казнили святого Ипполита, епископа из Остии. Он был одним из крупнейших богословов своего времени. По легенде, когда Ипполита привели к префекту Рима, узнав его имя, тот воскликнул: «Так пусть с ним поступят, как с сыном Тесея, и разорвут лошадьми».
По свидетельству Геродота, четвертование было в ходу у фракийцев. Такой способ казни применяли практически все народы, вторгавшиеся в Галлию. Иорданес, готский историк VI века, рассказывает, как король Амаларих повелел разорвать дикими лошадьми жену дезертира. Веком позже, в 613 году, восьмидесятилетняя Брунгильда, королева Австразии, была четвертована по приказу Хлотаря II, которому проиграла войну. Некоторые историки придерживаются иной версии ее казни, согласно которой королеву привязали к хвосту необъезженной лошади. В средневековой Европе четвертовали клятвопреступников знатного происхождения, предателей, дезертиров, главарей банд, промышлявших грабежом. Утвержденный Карлом V кодекс «Каролина» предусматривал четвертование за предательство и дезертирство. Четвертование применялось и в царской России. Руководители восстания декабристов были приговорены к нему при Николае I, но император посчитал казнь варварской и заменил ее повешением.
Во Франции к четвертованию как к самой страшной каре приговаривали отцеубийц и покушавшихся на жизнь короля. Мучение святого Ипполита, раздираемого четырьмя лошадьми. Гравюра с картины Тьерри Бута. К преступлениям «против монарха» относилось и посягательство на жизнь принцев крови. Именно по такому обвинению в 1548 году четвертовали Лаверня, стоявшего во главе заговора в Бордо; в 1582 году Сальседа — за организацию заговора с целью убийства герцога Анжуйского, брата Генриха II; в 1588-м Брийо, интенданта Генриха I Бурбона-Конде, обвиненного в отравлении хозяина по наущению жены Шарлоты де Тремуай; и Жана Полтро, сеньора де Мере, ярого кальвиниста, предполагаемого шпиона адмирала Колиньи, смертельно ранившего герцога де Гиза. Его четвертовали в 1563 году, через месяц после убийства. Мишле в «Истории Франции» пишет: «Парижский парламент проявил омерзительное своей жестокостью усердие и низкопоклонство, применив пытку, способную доставить смертному телу все мыслимые и немыслимые муки, не убивая его».
Страница частично защищенных Четвертование Четвертование Четвертование Четвертование Четвертование сигнал Из Википедии, свободной энциклопедии Для другого использования, см Четвертование значения. Повешенный, четвертовать Из Википедии, свободной энциклопедии Изменения должны быть рассмотрены, прежде чем появится на этой странице.
Осужденные были прикреплены к препятствие , или деревянной панели, и обращается лошадью к месту казни, где они были повешены почти до самой смерти , выхолощенном , выпотрошить , обезглавлен и четвертины нарезанный на четыре части. Их останки были часто отображается на видных местах по всей стране, таких, как Лондонский мост. По соображениям общественной морали , женщины, осужденные за государственную измену, вместо этого были сожжены на костре. Тяжесть наказания была измерена против серьезности преступления. Как нападения на власть монарха, измена считалась плачевное акт, требующий наиболее крайнюю форму наказания; хотя некоторые осужденные были их приговоры изменены и пострадали менее бесславный конец, в течение нескольких сотен лет многие мужчины признаны виновными в государственной измене, были подвергнуты конечной санкции закона. Среди них много английском католические священники, выполненные во время елизаветинской эпохи , и некоторые из цареубийц , участвующих в исполнении 1649 Карла I. Хотя Закон о парламенте определении государственной измены остается на своде законов Соединенного Королевства, в течение длительного периода правовой реформы 19-го века предложении повешение, рисование и Четвертования было изменено на чертеже, не висит, пока мертв, и посмертная казнь и Четвертования до отменяется в Англии в 1870 году. Смертная казнь за измену была отменена в 1998 году. Содержание [ скрыть ] 1 Измена в Англии 2 Исполнение приговора 3 В дальнейшем история 4 Ссылки Измена в Англии [ править ] Как показано в Матфея Париже "с хронике губ , Уильям де Мариско обращается к его казни, привязанной к спине лошади.
В Средневековья тех, кто в Англии виновным в государственной измене, были наказаны в различными способами, в том числе рисунок и висит. В 13 веке были введены и другие, более жестокие наказания, такие, как потрошения, жжение, обезглавливание и Четвертования. Его счета записи в ужасной подробно, как бы-убийца был казнен: "тащили куски, а затем обезглавили, а тело разделено на три части, каждая часть была то тащили через один из главных городов Англии, и впоследствии повесить на стреловые для грабителей ". Де Мариско был захвачен в 1242 году и на порядок Генри вытащили из Вестминстера в Тауэр , чтобы быть выполнены. Там он был повешен на виселице , пока мертв. Его труп был выпотрошить его внутренности сожжены, его тело четвертовали и части распространены городах по всей стране. Таким образом, после его захвата и судебного разбирательства в 1283 году за его предательства он был составлен на лошади, чтобы его место казни. За убийство английские дворяне, он был повешен в живых. За убийство этих дворян на Пасху он потрошеная и его внутренности сожжены.
Сговор с целью убийства короля в различных частях королевства, его тело было Четвертованного и части, посланные по всей стране; голова была помещена в верхней части башни в Лондоне. Захваченные и попытался в 1305 году, он был вынужден носить корону из лавровых листьев и было обращено на Smithfield , где он был повешен и обезглавлен. Его внутренности были затем сожжены, а его труп четвертовали. Это определено в законе, что составляли государственную измену. Эти и другие казни, такие как те, Эндрю Harclay, 1-й граф Карлайл , [ 9 ] и Хью Despenser Младший , [ 10 ] , который произошел во время каждого короля Эдуарда II правления "ей, произошло, когда акты государственной измене в Англии, и их наказания, не были четко определены в общем праве. Поэтому Эдвард представил Закон Измена 1351. Он был принят в то время, в английской истории, когда право монарха править был непререкаем, и поэтому написал в основном для защиты от престола и суверенное. Мужчины, виновные в государственной измене мелких были сделаны и повешены, в то время как женщины были сожжены. Попытки подорвать авторитет царя относились с такой же серьезностью, как будто обвиняемый напал на него лично, что само по себе было бы нападение на его статус в качестве суверенного и прямую угрозу его право на управление.
Как это может подорвать государство, возмездие считалось абсолютной необходимостью и преступление заслуживает высшую меру наказания. Он содержал оговорку, дающий английские судьи по своему усмотрению продлить этот объем в случае необходимости, процесс более широко известный как конструктивного измене. Он был казнен в январе 1676 [ 24 ] Более поздние предложения привело либо в помиловании или повешение. Подозреваемые были впервые допрошены в частный по Тайного совета , прежде чем они были публично пытался. Они не были допущены ни свидетелей, ни обороны совет , и, как правило, предполагается виновным с самого начала. Это означало, что в течение многих столетий каждый человек, обвиняемый в измене оказались серьезно юридически обездоленных, ситуацию, которая продолжалась до конца 17-го века, когда несколько лет политически мотивированным обвинениям в государственной измене, выдвинутых против вигов политиков посещение введение закона Измена 1695. Формулировка приговора выжил и точность, с которой был описан способ исполнения; он должен был быть "положил на барьер и так тянет к месту казни, и там повесили, сократить жив, ваши члены будут отрезаны и литые в огне, ваши недра сожгли перед вами, ваша голова поразил от , и ваше тело четвертовали и разделен на воле короля, и Бог помилует вашей души. В раннем средневековье это путешествие, возможно, было сделано непосредственно связаны с задней части лошади, но впоследствии стало обычаем быть закреплены, а в плетеной препятствие , или деревянные панели, сам привязан к лошади. Один из Оксфордского словаря английского языка в определениях розыгрыше "вытянуть внутренние органы или кишечник; выпотрошить птицу и т.
В статье, опубликованной на его сайте, он пишет, что отдельные упоминания о потрошения является относительно современное устройство, и что в то время как это, конечно, имело место во многих случаях, предполагается, что рисунок средства выпотрошить это ложный. Вместо этого чертежа как метод транспортировки могут быть указаны после висит потому что это было дополнительной частью выполнения. Liuely Представительство образом, как его величество поздно был обезглавлен uppon эшафот Ян 30: 1648; Представление исполнения судей короля. В верхней панели, Карл I , показана в ожидании казни. В нижней панели, один цареубийство повесили и четвертовали другой, в то время как голова последнего показано в толпу. Хотя некоторые отчеты показывают, что в Queen Mary I царствования прохожих "с вокалом были в их поддержку, в то время как в транзитных осужденных иногда страдали непосредственно в руках толпы. Уильям Уоллес был взбитые, атаковали и имели гнилую пищу и отходы брошены на него, [ 34 ] и священник Томас сардины , как сообщается, еле живой, когда он достиг виселицы в 1587 другие нашли себе увещевают по "ревностный и благочестивых людей"; [ 29 ] стало привычным для проповедника, чтобы следовать осудил, прося их покаяться. По Самуэль Кларк , пуританская священник Уильям Перкинс 1558-1602 один раз удалось убедить молодого человека на виселицу, что он был прощен, что позволяет молодежи идти на смерть "со слезами радости на глазах... Правительство шпион Джон Мандей, был в 1582 настоящее время для выполнения Томас Форд.
Мандей поддержал шерифа, который напомнил священник его исповеди, когда он заявлял о своей невиновности. Многие священники-иезуиты пострадал от рук своих похитителей, но были часто наиболее вызывающе; наоборот, те из высшего станции часто наиболее извиняющимся. Такое раскаяние может возникнуть из ужаса чувствовал те, кто думал, что они могли бы быть выпотрошить, а не просто, как они обезглавили, как правило, ожидать, и любая кажущаяся принятие своей судьбы, возможно, вытекает из убеждения, что серьезный, но не изменнической акта, было совершено. Хорошее поведение на виселице может также быть связано с желанием осужденного за его наследников не будет обездоленных. Священник Джеймс Белл был в 1584 году, чтобы смотреть, как его спутник, Джон Финч , был "четверть-Инге". Эдвард Джеймс и Фрэнсис Эдвардс были сделаны, чтобы засвидетельствовать Ральф Крокетт выполнение "с в 1588 году, в целях выяснения их сотрудничество и принятие Элизабет I религиозного превосходства »с прежде чем они были сами по себе выполнены. По приказу шерифа корзина отберут или, если лестнице, оказалось , оставляя человека, взвешенных в воздухе. Цель, как правило, вызывает удушение и близкой смерти, хотя некоторые жертвы были убиты преждевременно, священник Джон Пейн смерть "с 1582 будучи поспешил группой мужчин, тянущих на ногах. Наоборот, некоторые, такие как крайне непопулярного Уильям Hacket ум.
Цареубийство генерал-майор Томас Харрисон , после повесили в течение нескольких минут, а затем разрезать в октябре 1660, как сообщается, наклонился и ударил его палач-в результате быстрого удаления головы. Его внутренности были брошены на соседнем огня. В 1584 Ричард Уайт палача с убрал кишечник кусок за куском, через небольшое отверстие в животе, "какое устройство не принимая хороший успех, он наломать грудь с топором мясника, чтобы очень Chine наиболее жалобно". Я видел их исполнение не, но встретил их кварталы, искаженное, и вырезать, и вонючая, как они были привезены из виселицы в корзинах на препятствие" [ 59 ] Такие останки обычно пропаренный и отображается в виде ужасной напоминанием о казни за государственную измену, как правило, там, где предатель сговор или найти поддержку. Несколько видных комментаторов заметил на дисплеях. В 1566 году Джозеф Юстус Скалигер писал, что "в Лондоне было много голов на мосту... Я видел там, как если бы они были мачты кораблей, и в них сверху, четверти мужских трупов". В 1602 герцог Померании-Штеттин подчеркнул зловещий характер их присутствия, когда он писал "в конце моста, на стороне пригороде, были застрял головы тридцати джентльменов высокого положения, которые были обезглавленных за счет измене и тайные практики в отношении королевы ". Его помещения были приведены к родственникам, которые оперативно, расположенных в "большой" похороны; это ярость следователя настолько, что он приказал отдать тело выкопали и установить на городских воротах.
Стали было в прошлом глава быть размещены на London Bridge. Французский шпион Франсуа Анри де ла Мотт был повешен в 1781 году почти за час до его сердце вырезали и сожгли, [ 67 ] и в следующем году Дэвид Tyrie был повешен, а затем обезглавили Четвертованы в Портсмуте.
Самые жуткие казни, которые придумали на Руси
Слабонервным не читать! Четвертование зарплаты учителя | Что такое четвертование? |
Значение слова «четвертование» | Что такое четвертовать? |
Значение слова «четвертование» | В Англии четвертование применялось вплоть до 1820 года, формально отменено только в 1867 году. |
Четвертовать это что значит | Средневековый способ казни, при котором последовательно отсекались руки, ноги и голова. |
Что означает четвертование
Что такое четвертование | Четвертование. Четвертование — вид смертной казни. Как видно из названия, тело осуждённого делится не менее чем на четыре части. |
Самые жуткие казни, которые придумали на Руси | Значение слова четвертование в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка. |
Четвертование - Ужасные пытки девушек в средние века | Что такое четвертование. В народных приметах четвертование – это один из способов предсказывать будущее или узнавать информацию о событиях, которые произойдут в течение ближайшего времени. |
ЧЕТВЕРТОВАНИЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - Энциклопедические словари - | Это сожжение на костре, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи. Четвертование – это когда осужденного за преступление привязывали за руки и за ноги к четырем лошадям, которые двигались в разные стороны и отрывали несчастному конечности. |
Слабонервным не читать! Четвертование зарплаты учителя
Четвертование. Четвертование — вид смертной казни. Как видно из названия, тело осуждённого делится не менее чем на четыре части. это жестокая казнь, когда человека привязывали за руки и ноги к четырем лошадям и разрывали на четыре части. Также была казнь при помощи отсечения конечностей. Узнайте ответ на этот вопрос на Quiz Club! Четвертование — вид смертной казни, при котором тело осуждённого делится на четыре или более частей. Четвертование — вид смертной казни. Как видно из названия, тело осужденного делится на четыре части (или более). это процесс, который включает в себя объединение различных источников информации и данных для создания полной и точной картины ситуации.
Над кем был вынесен последний приговор четвертования в России?
Четвертование что это такое. Четвертование — вид смертной казни. После казни части тела выставляются на публичное обозрение отдельно (иногда разносятся по четырём заставам, воротам города и т. п.). Четвертование перестали практиковать в конце XVIII — начале XIX века. Такое несоответствие Р. Г. Скрынников объясняет редактированием московских летописей самим царем Иваном Васильевичем. Что такое крипипаста.
Четвертовать: что это значит и как понять
Толпа ринулась к эшафоту Между отцом и сыном разгорелась ссора. Вспыльчивый кузнец схватил кувалду и попытался ударить сына. Тот его разоружил и, не желая драться с отцом, пошел к двери, а на пороге бросил молоток через плечо. Инструмент попал отцу в голову, и он скончался. В июле 1788 года судьи Версаля приговорили юношу к колесованию. Предоставленный ретентум должен был сократить его страдания. Толпа собралась со всего города и соседних коммун. Люди не возражали, когда этой ужасной казни подвергали опасных преступников, извращенцев, колдунов и еретиков, но за мелкие проступки такое наказание считалось неоправданным.
В данном случае речь шла об убийстве, однако по неосторожности. Люди начали роптать и грозить кулаками. Палач, Шарль-Анри Сансон, сказал осужденному: "Если кто-то здесь и стоит на пороге смерти, то это не вы, а я". Неожиданно толпа ринулась к эшафоту, смяв охрану. Через несколько секунд осужденного развязали. Помощники палача убежали, и Сансон последовал их примеру. Эшафот разнесли на куски, равно как и андреевский крест с колесом.
Сожгли все обломки и принялись танцевать фарандолу. Несколько последующих месяцев Шарль-Анри Сансон только вешал и рубил головы. Казнь колесованием в XVII веке. Нередко на колесе ломали мальчиков и девочек, едва достигших пятнадцати лет, и даже моложе. Национальная библиотека. Четвертование Дамьен на ложе страданий. Четвертование - разновидность казней, заключающихся в разрывании или расчленении.
Специфика четвертования состоит в одновременном воздействии на четыре конечности. Речь идет об одной из самых страшных экзекуций, когда-либо порожденных человеческой жестокостью. Четвертование применяли издревле: оно упоминалось еще в индийских законах Ману. Разные тексты дохристианской эпохи свидетельствуют о его существовании в Китае, Персии, Египте, а потом и в Риме. Четвертование обычно ассоциируется с "работой" лошадей. Однако первоначально в Индии использовали быков, а во многих других странах, в частности в Греции, четвертование называли диасфендонезом и осуществляли, привязывая осужденного к верхушкам двух наклоненных деревьев. Когда перерезали веревки, фиксирующие деревья, стволы резко распрямлялись, возвращаясь в обычное положение, и конечности казнимого отрывались.
Четвертование быками. Какое-то время этот способ применяли и римляне, но потом именно они придумали использовать для этой цели лошадей. Сначала четвертование осуществлялось с помощью двух колесниц, позже - с помощью четырех лошадей, по одной на каждую конечность. Тит Ливий описывает, как Меттия Фуфетия, диктатора Альбы, поднявшего в 660 году до нашей эры в городе Фидены бунт против Рима, привязали к двум колесницам, запряженным четверками лошадей, которых погнали в противоположные стороны. Христиан тоже подвергали четвертованию. К примеру, именно так в 235 году казнили святого Ипполита, епископа из Остии. Он был одним из крупнейших богословов своего времени.
По легенде, когда Ипполита привели к префекту Рима, узнав его имя, тот воскликнул: "Так пусть с ним поступят, как с сыном Тесея, и разорвут лошадьми". По свидетельству Геродота, четвертование было в ходу у фракийцев. Такой способ казни применяли практически все народы, вторгавшиеся в Галлию. Иорданес, готский историк VI века, рассказывает, как король Амаларих повелел разорвать дикими лошадьми жену дезертира. Веком позже, в 613 году, восьмидесятилетняя Брунгильда, королева Австразии, была четвертована по приказу Хлотаря II, которому проиграла войну. Некоторые историки придерживаются иной версии ее казни, согласно которой королеву привязали к хвосту необъезженной лошади. В средневековой Европе четвертовали клятвопреступников знатного происхождения, предателей, дезертиров, главарей банд, промышлявших грабежом.
Утвержденный Карлом V кодекс "Каролина" предусматривал четвертование за предательство и дезертирство. Четвертование применялось и в царской России. Руководители восстания декабристов были приговорены к нему при Николае I, но император посчитал казнь варварской и заменил ее повешением. Во Франции к четвертованию как к самой страшной каре приговаривали отцеубийц и покушавшихся на жизнь короля. Людовик XI, по свидетельству историка Анкетиля, приказал четвертовать человека, который собирался его отравить по наущению Карла Смелого. В древности, когда о правах человека еще никто слышал, практически у всех народов были широко распространены жестокие пытки и казни. Обвиненные в преступлениях люди подвергались страшным мучениям на вполне законных основаниях.
Одним из самых знаменитых способов казни издревле считалось четвертование. Так что означает «четвертовать»? И каковы особенности данной казни в разных странах? Четвертование - один из самых распространенных в мире способов казни, который заключался в рассечении тела на четыре или более частей. Подобной казни подвергались особо опасные преступники, а также предатели, государственные изменники, бунтари и заговорщики. Часто до четвертования преступник был подвержен другим пыткам. Четвертовать могли как живого человека, так и уже мертвого.
Хотя суть пытки понятна без объяснений, в разных странах этот вид казни имел свои отличия. Четвертование в Англии В Англии четвертование являлось частью одной из самых мучительных пыток, которой подлежали государственные преступники. Вначале преступника вешали на виселице. Еле живого его доставали из петли, живот вспарывали ножом и вырывали оттуда внутренности. После преступнику отрубали голову и отсекали конечности. Король мог проявить свою милость и приказать оставить преступника на виселице до его смерти, что значит, четвертовали уже мертвое тело. В 1867 году четвертование было официально отменено.
Четвертование во Франции Во Франции пытка заключалась в том, что заключенного за руки и ноги привязывали к лошадям. При этом петлей опутывали руки от запястья до локтей, а голени - от ступней до колен. Лошадей сначала по очереди отводили в стороны, тем самым принося преступнику страшные мучения. А после, когда человек был еле жив от боли, лошадей пускали в разные стороны, в результате чего те отрывали казненному руки и ноги. Если суставы у преступника оказывались слишком крепкими, то палач сам отрубал заключенному вначале конечности, а после - голову. Четвертование на Руси Известно, что во времена Древней Руси для четвертования использовали молодые деревца. Их верхушки нагибали вниз, к ним веревками привязывали человека за конечности, после чего деревья отпускали.
В Российской империи при четвертовании топором отрубали ноги, руки и голову. Последнее четвертование в России произошло в 1775 году. Четвертование как официальный вид казни для цивилизованного мира остался в прошлом.
В числе реформ и судебных установлении Шан Яна была такая запись: "Тот, кто не донесет о преступнике, будет разрублен пополам" 4.
Заливание горла расплавленным металлом Сведения о таком способе казни относятся еще к античности. Известно, что греческий царь Митридат в 88 году до н. Однако мать Артаксеркса выпросила у сына убийцу, и по ее приказу ему выкололи глаза, а затем залили в горло расплавленную медь. В средневековой России до 1672 года подобным образом казнили фальшивомонетчиков.
Поскольку они подменяли в своих изделиях благородный металл суррогатами, то в горло им тоже лили не золото или серебро, а горячий свинец 4. Посажение на кол Эта казнь заключалась в надевании осужденного на заостренный кол через анус.
Чистякова, а так же сочинения Андрея Михайловича Курбского, в частности, его переписку и Иваном Васильевичем Грозным [4]. Историография работы: «Иван Грозный» Р. Скрынникова [5] и новая редакция работы «Великий государь Иоанн Васильевич Грозный» [6] ; кроме того, «Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного» И. Курукина и А. Рожнова [8] , «Смертная казнь» М.
Гернета [9]. Степень изученности вопроса довольно высока, если иметь в виду рассмотрение обозначенной темы в рамках правления Ивана Грозного. Противоречивый характер царя, а, следовательно, субъективный фактор его поведения у власти, прогрессивные реформы и, словно в пику им, жесткие, а подчас и жестокие репрессии создают интерес историков к этой фигуре. Можно с уверенностью сказать, что Иван IV интересовал, интересует и будет интересовать и как политический лидер, реформатор и как личность со всей его религиозностью. Это подтверждают труды современников: Генриха Штадена, «предателя» князя Андрея Курбского; многочисленные работы более позднего периода начиная с С. Соловьева и оканчивая Р. Действительно, и в настоящий момент жизнь Ивана Грозного представляет огромный исторический интерес.
Особенно важной и острой проблемой является поиск причин реформ, их социально-политический смысл, различные черты характера царя, повлиявшие на смену социально-политического курса. В этом и заключается актуальность моего исследования на сегодняшний день. Для моей работы особенно важен аспект репрессий и казней в годы правления царя. Гипотезы о причинах опричнины, да и вообще всей смены «мирного» политического курса Ивана IV на «кровавый» чрезвычайно многочисленны, притом многие из них, как мне кажется, довольно сомнительны. А потому, я не буду акцентировать внимание на этой проблеме, однако освещу ее в рамках своей исследовательской работы. ГЛАВА 1. Иван Грозный как «фактор» развития русских казней.
Перед своей смертью, в 1533 году, отец Ивана IV, не нарушая вековые традиции царского рода, передает своей жене Елене «вдовий удел» и выбирает семерых приближенных бояр-душеприказчиков, позже названных «Семибоярщиной» и опекунов юного царя — Михаила Глинского и Дмитрия Бельского. Это было сделано для ограничения влияния Боярской Думы и упреждения от покушения со стороны могущественной боярской аристократии. Однако Семибоярщина просуществовала всего лишь год, до ареста Михаила Глинского [10]. В 1534 году власть «захватывает» мать Ивана — Елена Глинская и почти сразу приближает к себе фаворита — князя Ивана Овчину-Телепнева-Оболенского. Немного позже она — носительница социально-политических идей и реформ предыдущего царя, законная царица. Однако псковская летопись повествует совсем иное. В ней Елена не преемница Василия Ивановича по его воле, она, согласно древним традициям, не претендентка на царство, а лишь его вдова.
Такое несоответствие Р. Скрынников объясняет редактированием московских летописей самим царем Иваном Васильевичем. Видимо, из-за своей любви к матери будущий грозный царь считал ее достойной трона и хотел таким образом подтвердить легитимность ее власти [11]. Как бы то ни было, в 1538 году Елена Глинская умирает и начинается эпоха так называемого «боярского правления» [12]. Вплоть до 1547 — венчания Ивана IV на царство — власть фактически принадлежала двум враждующим группировкам или крупным аристократическим родам — Шуйским и Бельским. Сведения о боярском правлении отражены в летописях, которые были составлены, когда царь Иван достиг зрелого возраста. Летописцы исходили из того, что после смерти Василия III единственным законным носителем высшей власти в государстве был монарх, независимо от его возраста.
Не стоит и упоминать, что власть находилась в руках бояр, правивших государством на основании закона, традиций и последней воли Василия III [13]. Этот период Иван Васильевич впоследствии отразит в необычайно негативных красках. В письмах к Андрею Курбскому он расскажет о беззаконии, казнокрадстве и неуважению к нему, царю [14]. Точно сказать, из-за каких именно факторов сложился характер будущего тирана, трудно. Я думаю, на это повлияла нестабильная внутриполитическая обстановка, непрекращающаяся борьба между боярскими группировками, жестокость и интриги, которые царь впитал с детства. Кроме того, воспитанием царя занималась лишь мать, а после ее смерти оно стало отрывочным: то строгим и полноценным, то отдавало полнейшей безнаказанностью. После смерти его дяди, Ивана Ивановича Челядина, старая система воспитания молодого царя окончательно рухнула.
В 12-13 лет от его «проделок» страдали не только приближенные, но простой люд [15]. Возможно нежелание бояр обратить внимание на молодого Ивана и подстегнуло в нем желание возвыситься над ними, отомстить за пренебрежение и равнодушие. Однако московский мятеж 26 июня 1547 года и последующие пожары не только зародили в нем страх к народу, но и стали причиной его последующего обращения к вере, даже к некоему религиозному фанатизму, мнительности и жажды абсолютной, непререкаемой власти [16]. В этот период особенную роль в жизни царя сыграл священник Сильвестр, ставший впоследствии одним из членов Избранной Рады. Он выгодно отличался от других церковных деятелей своей набожностью, бескорыстием и честностью. Я считаю, что именно приближение Сильвестра довольно сильно повлияло на складывание личности Ивана IV. Священник стал духовным наставником царя, объяснил ему необходимость набожности, критиковал его предыдущие поступки, рассматривая пожар и недовольства как расплату за них.
С этого времени наступает период прогрессивных реформ. Скрынников, например, связывает его с выделением некой «Избранной Рады» подле царя, упоминая, что данный термин был введен Андреем Михайловичем Курбским, бывшим членом Рады [17]. А вот А. Филюшкин, наоборот считает, что это всего лишь мистификация и «Избранная Рада» не существовала как определенный политический орган или как какая-либо группировка. Действительно, ее члены обладали существенной властью, однако действовать лишь своими силами при создании и претворении реформ в жизнь, они, как мне кажется, не могли. Доподлинно можно утверждать лишь одно: Алексей Адашев, Сильвестр, Андрей Курбский — это существовавшие на самом деле исторические личности, обладавшие, видимо, не малой властью. И, судя по всему, они действительно каким-то образом повлияли на принятие реформ, в большей или меньшей степени.
Однако власть их была недолгой. Царя, что можно понять довольно легко, окружали люди, желающие подобраться к власти путем устранения конкурентов: Алексей Адашев был обвинен в смерти жены Ивана Грозного — Анастасии Захарьиной — и арестован [18] ; позже от власти был отстранен Сильвестр [19] ; за ним последовал побег Андрея Курбского в Литву [20]. А вскоре после этих событий, в 1565 году, была принята опричнина, которая и стала «официальным» началом многочисленных казней [21]. Итак, я постаралась наиболее полно и логично рассмотреть предпосылки и внутриполитические причины смертных казней во времена Ивана Грозного. Это были придворные интриги, незаметно подтачивающие царя изнутри, предательство, которое, как считал Иван Васильевич, окружает его; многие «ростки» тирании происходили из детства и обиды на опекунов, боярскую аристократию. Кроме того, некоторые измышления государя подтверждались на практике: предательство Андрея Курбского — яркий тому пример. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что предпосылки казней носили комплексный характер, но в большинстве своем были субъективным выражением власти государя.
Это доказывает, что особенность личности Ивана Грозного — одна из причин череды многочисленных казней «кровавого века». Параллели между эволюцией казней Западной Европы и России. Смертная казнь — один из древнейших видов наказания, однако свое законодательное закрепление в России она получила лишь в Двинской уставной грамоте в 1397-1398 г. В последующий период такая же мера наказания была закреплена в Судебнике Ивана III 1497 [23] за «коромолу» крамолу , «подым», что трактуется как шпионаж или разглашение секретных сведений, либо как призыв к бунту и неповиновению, либо как поджог или клевета при хищении чьей-либо собственности; «зажигательство» умышленный поджог двора или дома, либо крепости с целью сдачи врагу ; «государское убойство», то есть, видимо, убийство господина своим холопом; церковную, «головную» или повторную татьбу, а так же любое преступление, субъектом которого был «лихой человек», то есть человек, имевший дурную репутацию [24]. Следующий крупный юридический документ — Судебник 1550 года Ивана IV [25] — представлял собой несколько смягченный процесс регулирования. Например, карательная политика по отношению к татьбе стала таковой: преступник подлежал смертной казни только в случае подтверждения своей вины под пытками при повторной татьбе. А в остальном, наказанию подвергались все те же виды преступления закона [26].
В данном случае, даже при отрицании вины под пытками, разбойник все равно подвергался смертной казни. Это объяснялось тем, что «лихие люди», перетерпев пытки, выходят на свободу, и, сбиваясь в группы, подвергают окружающих разбою снова и снова. Во время правления Федора Ивановича политика по отношению к разбойникам была частично смягчена. Однако к перечню видов преступлений Судебника 1550 года, за которые полагалась казнь, добавились следующие: срыв церковной службы, «измена судебного поверенного своему клиенту, обусловленную его подкупом противной стороной» [28] , должностные преступления губных и земских чиновников, фальшивомонетничество, разбой, отягощенный убийством или поджогом, либо повторный третий разбой, изнасилование и внутрисемейное убийство помимо убийства отцом или матерью своего ребенка. Таким образом, анализ эволюции казней указанного периода на Руси, показывает, что на данном временном отрезке она была подробно урегулирована на законодательном уровне и подтверждена соответствующими нормативными документами. В законах нашел отражение весь комплекс аспектов смертной казни, как формы наказания. Учитывался вид преступлений, способы казни, порядок ее исполнения, лица, избегающие наказания по определенным установленным причинам.
Данная мера наказания в Московской Руси служила одним из методов упреждения преступности, однако нельзя утверждать, что она являлась основным видом уголовных наказаний. Для того, чтобы определить ее долю в системе права следует воспользоваться сравнительным методом. Прежде всего, стоит рассмотреть «Каролину» 1532 года — уголовное и уголовно-процессуальное Уложение Императора Карла V [29]. Особенность данного юридического документа в том, что он практиковался в качестве общегосударственного закона на всех территориях Священной Римской Империи, в состав которой входили Германия, Австрия, Венгрия, Сардиния, Фландрия, Бургундия и некоторые другие земли. Именно на основе Каролины было создано общее германское право. Итак, согласно данному своду законов, смертной казнью карались следующие преступления: богохульство, нарушение присяги, колдовство с причинением ущерба, клевета распространение «пасквильных писем» , фальшивомонетничество, подделка печатей или документов, подделка мер и весов в особо крупных размерах , нетрадиционная ориентация, инцест, похищение замужней женщины или девушки без согласия, изнасилование, прелюбодеяние, двоебрачие, измена государству или господину, умышленный поджог, злостный разбой, бунт против власти, «злостное бродяжничество», умышленное убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, «квалифицированные виды кражи», умышленное причинение вреда имуществу [30]. Конечно же, данный перечень не полон, так как не затрагивает все аспекты жизни, следовательно, он был еще обширнее.
Сопоставляя Каролину с синхронными ей законами, например с Судебником 1550 года, становится ясно, что германское законодательство значительное суровее русского обозначенного периода. Представленная система наказаний представляет собой что-то похожее на древневосточные законы вавилонского царя Хаммурапи [31]. К тому же, Каролина имела ярко выраженный репрессивный характер, что выражалось в размере перечня преступлений, карающихся смертной казнью и более изощренными способами наказания. Это можно определить на примере наказания за татьбу. В Каролине смертной казнью карается любая кража, совершенная впервые, тогда как в Судебниках так же сурово карается лишь церковная и головная татьба.
А потому, я не буду акцентировать внимание на этой проблеме, однако освещу ее в рамках своей исследовательской работы. ГЛАВА 1. Иван Грозный как «фактор» развития русских казней. Перед своей смертью, в 1533 году, отец Ивана IV, не нарушая вековые традиции царского рода, передает своей жене Елене «вдовий удел» и выбирает семерых приближенных бояр-душеприказчиков, позже названных «Семибоярщиной» и опекунов юного царя — Михаила Глинского и Дмитрия Бельского. Это было сделано для ограничения влияния Боярской Думы и упреждения от покушения со стороны могущественной боярской аристократии. Однако Семибоярщина просуществовала всего лишь год, до ареста Михаила Глинского [10]. В 1534 году власть «захватывает» мать Ивана — Елена Глинская и почти сразу приближает к себе фаворита — князя Ивана Овчину-Телепнева-Оболенского. Немного позже она — носительница социально-политических идей и реформ предыдущего царя, законная царица. Однако псковская летопись повествует совсем иное. В ней Елена не преемница Василия Ивановича по его воле, она, согласно древним традициям, не претендентка на царство, а лишь его вдова. Такое несоответствие Р. Скрынников объясняет редактированием московских летописей самим царем Иваном Васильевичем. Видимо, из-за своей любви к матери будущий грозный царь считал ее достойной трона и хотел таким образом подтвердить легитимность ее власти [11]. Как бы то ни было, в 1538 году Елена Глинская умирает и начинается эпоха так называемого «боярского правления» [12]. Вплоть до 1547 — венчания Ивана IV на царство — власть фактически принадлежала двум враждующим группировкам или крупным аристократическим родам — Шуйским и Бельским. Сведения о боярском правлении отражены в летописях, которые были составлены, когда царь Иван достиг зрелого возраста. Летописцы исходили из того, что после смерти Василия III единственным законным носителем высшей власти в государстве был монарх, независимо от его возраста. Не стоит и упоминать, что власть находилась в руках бояр, правивших государством на основании закона, традиций и последней воли Василия III [13]. Этот период Иван Васильевич впоследствии отразит в необычайно негативных красках. В письмах к Андрею Курбскому он расскажет о беззаконии, казнокрадстве и неуважению к нему, царю [14]. Точно сказать, из-за каких именно факторов сложился характер будущего тирана, трудно. Я думаю, на это повлияла нестабильная внутриполитическая обстановка, непрекращающаяся борьба между боярскими группировками, жестокость и интриги, которые царь впитал с детства. Кроме того, воспитанием царя занималась лишь мать, а после ее смерти оно стало отрывочным: то строгим и полноценным, то отдавало полнейшей безнаказанностью. После смерти его дяди, Ивана Ивановича Челядина, старая система воспитания молодого царя окончательно рухнула. В 12-13 лет от его «проделок» страдали не только приближенные, но простой люд [15]. Возможно нежелание бояр обратить внимание на молодого Ивана и подстегнуло в нем желание возвыситься над ними, отомстить за пренебрежение и равнодушие. Однако московский мятеж 26 июня 1547 года и последующие пожары не только зародили в нем страх к народу, но и стали причиной его последующего обращения к вере, даже к некоему религиозному фанатизму, мнительности и жажды абсолютной, непререкаемой власти [16]. В этот период особенную роль в жизни царя сыграл священник Сильвестр, ставший впоследствии одним из членов Избранной Рады. Он выгодно отличался от других церковных деятелей своей набожностью, бескорыстием и честностью. Я считаю, что именно приближение Сильвестра довольно сильно повлияло на складывание личности Ивана IV. Священник стал духовным наставником царя, объяснил ему необходимость набожности, критиковал его предыдущие поступки, рассматривая пожар и недовольства как расплату за них. С этого времени наступает период прогрессивных реформ. Скрынников, например, связывает его с выделением некой «Избранной Рады» подле царя, упоминая, что данный термин был введен Андреем Михайловичем Курбским, бывшим членом Рады [17]. А вот А. Филюшкин, наоборот считает, что это всего лишь мистификация и «Избранная Рада» не существовала как определенный политический орган или как какая-либо группировка. Действительно, ее члены обладали существенной властью, однако действовать лишь своими силами при создании и претворении реформ в жизнь, они, как мне кажется, не могли. Доподлинно можно утверждать лишь одно: Алексей Адашев, Сильвестр, Андрей Курбский — это существовавшие на самом деле исторические личности, обладавшие, видимо, не малой властью. И, судя по всему, они действительно каким-то образом повлияли на принятие реформ, в большей или меньшей степени. Однако власть их была недолгой. Царя, что можно понять довольно легко, окружали люди, желающие подобраться к власти путем устранения конкурентов: Алексей Адашев был обвинен в смерти жены Ивана Грозного — Анастасии Захарьиной — и арестован [18] ; позже от власти был отстранен Сильвестр [19] ; за ним последовал побег Андрея Курбского в Литву [20]. А вскоре после этих событий, в 1565 году, была принята опричнина, которая и стала «официальным» началом многочисленных казней [21]. Итак, я постаралась наиболее полно и логично рассмотреть предпосылки и внутриполитические причины смертных казней во времена Ивана Грозного. Это были придворные интриги, незаметно подтачивающие царя изнутри, предательство, которое, как считал Иван Васильевич, окружает его; многие «ростки» тирании происходили из детства и обиды на опекунов, боярскую аристократию. Кроме того, некоторые измышления государя подтверждались на практике: предательство Андрея Курбского — яркий тому пример. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что предпосылки казней носили комплексный характер, но в большинстве своем были субъективным выражением власти государя. Это доказывает, что особенность личности Ивана Грозного — одна из причин череды многочисленных казней «кровавого века». Параллели между эволюцией казней Западной Европы и России. Смертная казнь — один из древнейших видов наказания, однако свое законодательное закрепление в России она получила лишь в Двинской уставной грамоте в 1397-1398 г. В последующий период такая же мера наказания была закреплена в Судебнике Ивана III 1497 [23] за «коромолу» крамолу , «подым», что трактуется как шпионаж или разглашение секретных сведений, либо как призыв к бунту и неповиновению, либо как поджог или клевета при хищении чьей-либо собственности; «зажигательство» умышленный поджог двора или дома, либо крепости с целью сдачи врагу ; «государское убойство», то есть, видимо, убийство господина своим холопом; церковную, «головную» или повторную татьбу, а так же любое преступление, субъектом которого был «лихой человек», то есть человек, имевший дурную репутацию [24]. Следующий крупный юридический документ — Судебник 1550 года Ивана IV [25] — представлял собой несколько смягченный процесс регулирования. Например, карательная политика по отношению к татьбе стала таковой: преступник подлежал смертной казни только в случае подтверждения своей вины под пытками при повторной татьбе. А в остальном, наказанию подвергались все те же виды преступления закона [26]. В данном случае, даже при отрицании вины под пытками, разбойник все равно подвергался смертной казни. Это объяснялось тем, что «лихие люди», перетерпев пытки, выходят на свободу, и, сбиваясь в группы, подвергают окружающих разбою снова и снова. Во время правления Федора Ивановича политика по отношению к разбойникам была частично смягчена. Однако к перечню видов преступлений Судебника 1550 года, за которые полагалась казнь, добавились следующие: срыв церковной службы, «измена судебного поверенного своему клиенту, обусловленную его подкупом противной стороной» [28] , должностные преступления губных и земских чиновников, фальшивомонетничество, разбой, отягощенный убийством или поджогом, либо повторный третий разбой, изнасилование и внутрисемейное убийство помимо убийства отцом или матерью своего ребенка. Таким образом, анализ эволюции казней указанного периода на Руси, показывает, что на данном временном отрезке она была подробно урегулирована на законодательном уровне и подтверждена соответствующими нормативными документами. В законах нашел отражение весь комплекс аспектов смертной казни, как формы наказания. Учитывался вид преступлений, способы казни, порядок ее исполнения, лица, избегающие наказания по определенным установленным причинам. Данная мера наказания в Московской Руси служила одним из методов упреждения преступности, однако нельзя утверждать, что она являлась основным видом уголовных наказаний. Для того, чтобы определить ее долю в системе права следует воспользоваться сравнительным методом. Прежде всего, стоит рассмотреть «Каролину» 1532 года — уголовное и уголовно-процессуальное Уложение Императора Карла V [29]. Особенность данного юридического документа в том, что он практиковался в качестве общегосударственного закона на всех территориях Священной Римской Империи, в состав которой входили Германия, Австрия, Венгрия, Сардиния, Фландрия, Бургундия и некоторые другие земли. Именно на основе Каролины было создано общее германское право. Итак, согласно данному своду законов, смертной казнью карались следующие преступления: богохульство, нарушение присяги, колдовство с причинением ущерба, клевета распространение «пасквильных писем» , фальшивомонетничество, подделка печатей или документов, подделка мер и весов в особо крупных размерах , нетрадиционная ориентация, инцест, похищение замужней женщины или девушки без согласия, изнасилование, прелюбодеяние, двоебрачие, измена государству или господину, умышленный поджог, злостный разбой, бунт против власти, «злостное бродяжничество», умышленное убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, «квалифицированные виды кражи», умышленное причинение вреда имуществу [30]. Конечно же, данный перечень не полон, так как не затрагивает все аспекты жизни, следовательно, он был еще обширнее. Сопоставляя Каролину с синхронными ей законами, например с Судебником 1550 года, становится ясно, что германское законодательство значительное суровее русского обозначенного периода. Представленная система наказаний представляет собой что-то похожее на древневосточные законы вавилонского царя Хаммурапи [31]. К тому же, Каролина имела ярко выраженный репрессивный характер, что выражалось в размере перечня преступлений, карающихся смертной казнью и более изощренными способами наказания. Это можно определить на примере наказания за татьбу. В Каролине смертной казнью карается любая кража, совершенная впервые, тогда как в Судебниках так же сурово карается лишь церковная и головная татьба. Многие иностранцы, жившие в Москве в указанный период, отмечают, что первая кража не каралась смертной казнью несмотря на размер и ценность украденного [32]. В этом плане в Каролине все иначе: наказание соответствует размеру похищенного. При анализе представленных данных, возникает закономерный вопрос: была ли Каролина одинока в своей жестокости и характере репрессивных мер. На этот вопрос можно дать твердый ответ: нет, не была. Это доказывает тот факт, что такие «оплоты цивилизации» как Англия и Франция имели гораздо большее количество преступлений, карающихся смертной казнью [33]. Например, законодательство Франции указанного периода имеет более 40 пунктов преступлений, наказание которых — смерть [34]. Что касается Англии, то в ней смертной казнью каралось порядка 50 различных преступлений. Таким образом, проведенный анализ показывает, что российское уголовное право XV-XVI веков и по количеству противозаконных действий, которые наказывались смертной казнью, и по самому характеру этих казней было заметно гуманнее, чем европейское, хотя активно пропагандировалось как наиболее «варварское». Виды наиболее распространенных форм казней на Руси обозначенного периода и обоснование этого явления. Сравнивая системы наказаний, реализующихся благодаря смертной казни в Западной Европе и России, следует учитывать также их реальный потенциал, так как сами по себе они не отражают реальное уголовное право. Другими словами, следует рассматривать именно практику применения смертных казней и именно это считать решающим критерием в суждениях. Стоит признать, что по масштабам казней и количеству проведения русская судебная система не идет ни в какое сравнение с европейской. Уголовному праву Руси были присущи здравомыслие, отсутствие бессмысленной жестокости и христианское милосердие, чем, конечно же, не могла похвастаться «просвещенная» Европа. Действительно, система права Франции, Англии и других крупных западноевропейских держав отличалась изощренностью наказания и беспощадностью. Европейские казни были представлены в следующих формах: сожжение с использованием сырых дров, при помощи качелей; повешение за шею на широком ремне, на крюке за ребро, вверх ногами, за волосы; подвешивание заживо в клетке или обмотанного цепями ; окунание головой в кипящее масло; кипячение в воде, вине, смоле и масле; вырывание сердца; потрошение внутренностей; сажание на кол; побитие камнями; погребение заживо; колесование; разрывание лошадьми и многое другое. А вот на Руси смертная казнь применялась очень умеренно.