Молодежные группировки в Казани существуют и по сей день. Как пацаны покоряли Москву гоп-стопом | Казанский вокзал Леша "Кадыково"из Чебоксар и другие. Нешуточные страсти разгорелись вокруг сериала «Слово пацана», где показана жизнь уличных банд, которые терроризировали Казань в конце 80-х. В этом видео мы расскажем о бандах Казани из сериала Слово Пацана.
Закат «казанского феномена». История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана
Казанский феномен | Кровь на асфальте – Telegram | О феномене казанских преступных группировок когда-то говорила вся Россия. |
Группировки казани сейчас - 76 фото | Группировки Казани 2021. Казанское ОПГ Восьмовские. |
«Для преступного мира неважно, татарин ты, белорус или эскимос» | Группировки Казани 2021. Казанское ОПГ Восьмовские. |
Самая отбитая молодежная группировка 70-х: история казанской банды «Тяп-Ляп»
Кинокритики проводят параллели с криминальной группировкой «Тяп-Ляп», которая орудовала в Казани в 1970-х годах, отмечается на портале " Казанская организованная преступная группировка действует в Москве около пяти лет. Вообще, молодежные группировки в то время зрели по всей стране, но Казань даже на общем фоне оказалась уникальной. В Верховный суд Татарстана направлено новое уголовное дело в отношении членов банды «Тукаевские», одной из крупнейших группировок Казани.
Жив ли казанский феномен?
По оперативным данным, Азат Зарипов был «смотрящим» за рынком в этом микрорайоне. Причем контролировал его настолько тщательно, что оставлял без доходов молодых участников группировки, которые наверняка были весьма обижены. По-видимому, это и стало причиной гибели «жадины». Надо отметить: два предшественника Зарипова — братья Низюмовы — закончили жизнь столь же печально. Что и говорить, быть теневым хозяином рынка совсем не безопасно… «Француза» устранили в Питере 9 июля в Санкт-Петербурге был убит генеральный директор фирмы «Татинвестнефтегазстрой» Рустам Равилов, известный правоохранительным органам как Ромка-татарин или Маршал — лидер альметьевской ОПГ «Французы». Офис фирмы находился напротив здания Артиллерийского университета, филиал которого есть в Казани. Выбор расположения места для офиса был поводом для шуток у милиционеров: мол, так Маршал пытается быть ближе к исторической родине. У офиса киллер и подкараулил автомобиль Рустама Равилова.
Едва «BMW», в котором находился авторитет, остановился, как по нему был открыт ураганный огонь. Убийца стрелял из автомата Калашникова со второго этажа закрытого на ремонт учебного заведения. Равилов получил серьезнейшие ранения и скончался в больнице. Альметьевских и казанских сыщиков расстрел Маршала не слишком удивил: они отметили, что авторитет, на расстоянии пытавшийся жестко контролировать нефтяную столицу Татарстана, мешал слишком многим конкурентам. ОПГ «Французы» образовалась в Альметьевске в 1990 году. Первоначально группировка занималась вымогательствами и заказными убийствами. Ее боевым ядром сразу стала бригада «Маршалы», названная так по кличке ее лидера Рустама Равилова, судимого ранее за изнасилование.
Маршал быстро взял под свой контроль «Французов», а в 1991 году принялся проводить политику ОПГ за пределами Татарстана. Он уехал в Москву, где сошелся с несколькими «ворами в законе». С 1995 года Маршал постоянно жил в Петербурге. Из северной столицы он контролировал деятельность альметьевской группировки, насчитывающей несколько десятков человек. Последние годы «Французы» специализировались на контроле коммерческих структур, краже нефти и оборудования с ОАО «Татнефть». Впрочем, официально Рустам Равилов занимался вполне легальным бизнесом. А криминальные проблемы решал главным образом в Альметьевске.
Наиболее крупная из этих проблем относится к 1993 году, когда «Французы» вступили в масштабную войну с конкурирующей ОПГ «Жулики». Бандиты, делившие центральный рынок Альметьевска, стреляли друг в друга из автоматов прямо у торговых рядов. Ситуация едва не повторилась в 2001-2002 годах. К тому времени Маршал, взявший рынок под контроль, попытался построить новый торговый комплекс, деньги на который «Французы» принялись выбивать из работавших на рынке предпринимателей. Но милиция быстро покончила с вымогательством, а затем и вовсе освободила базар от бандитской «крыши». Этим попытались воспользоваться «Жулики», решившие занять вакантное место. Очередной войне помешали правоохранительные органы Альметьевска: наиболее агрессивные бандиты были арестованы или вытеснены из города, а связанные с ними руководители рынка привлечены к уголовной ответственности.
Известно также, что Равилов водил крепкую дружбу с известным питерским вором в законе Константином Яковлевым по кличке Костя Могила. Кличка питерского «компаньона» Маршала оправдала себя 25 мая прошлого года. Костя Могила был убит во время своего очередного визита в Москву. Как предполагают убоповцы, — его столичными конкурентами. Говорят, на похоронах Яковлева Равилов поклялся отомстить за него. Но не успел. Питерские милиционеры расценили убийство Маршала как продолжение разборок местной братвы с московскими — слишком уж близко к сердцу принял Маршал смерть Кости Могилы и наверняка вынашивал планы мщения.
Но татарстанские убоповцы не убирают из списка версий и «альметьевский след». Лишенного поддержки московской братвы авторитета могли убрать соотечественники — конкуренты- «Жулики».
В середине 90-х эти неформальные молодежные движения выросли до серьезных ОПГ, участники которых до сих пор преследуются законом.
Позже историки это явление назовут «казанским феноменом». Светлана Стивенсон, профессор школы социальных наук Лондонского университета: «В представлении людей, особенно бедных, маргинальные преступные группировки — это не то, что в нашем представлении, это не способ только получать криминальные доходы, но и сообщество, в котором люди могли обрести, по их мнению, поддержку и какую-то уверенность в завтрашнем дне». В конце 80-х Казань стала центром молодежной преступности, а сами группировки — социальным лифтом и путевкой в жизнь для сотен тысяч представителей поколения последних пионеров.
То самое представление о красивой жизни». Загитов на место съемок сериала в Ярославле привез своего 13-летнего сына. Роберт, как и большинство его одноклассников, — фанат сериала.
Роберт Загитов: «Мне нравится то, что это не романтизируют и показывают, как было на самом деле.
В качестве примера Хохорин привел события в Набережных Челнах. Называть их группировками — это громко. Молодежь из этого движения создала сайты в интернете.
Мы туда пошли из любопытства, там сотни подписчиков было, но в каждой из групп реальных человек двадцать. Одни из них распались, по вторым были наши серьезные действия и решение городского суда о признании запрещенными», - сказал Хохорин. Однако в реальности группировки не имеют большого веса. Последнее — в Кировском районе не поделили небольшой бизнес», — сказал Хохорин.
Кончились 90-е, появилась другая экономика и социальная сфера. Часть ОПГшников сгинули в междоусобных разборках и пополнили ряды на кладбищах, большая часть отправились в места лишения свободы, а часть стали хорошими экономистами, предпринимателями, отдельные — с депутатскими значками», — сказал Хохорин.
Когда у мамы диагностировали ВИЧ, бабушка очень постаралась сделать её быт чудовищным: запретила прикасаться к ней, трогать предметы на кухне ей можно было только в перчатках, бабуля выделила отдельную посуду.
Маму вообще никто не обнимал — и я считала её святой, мученицей. Она показывала мне статьи, объясняла, что ВИЧ — это не страшно. Я думала, что она немного поболеет и всё это пройдёт, как грипп.
Чекист с женой, новый 1995 год Мама не оставила никаких записок. Она повесилась, когда мне было 16. Семья приняла решение не разглашать причину смерти.
Документы мы подделали: официально мама умерла от остановки сердца. Всё это снова делалось, потому что бабуля хотела, чтобы мы не теряли лица. Она частично содержит нашу семью сейчас и одновременно говорит, что от меня зависит её счастье.
Психотерапевт объясняет, что это значит ровно обратное — я всегда буду причиной её страданий, так же, как раньше эту роль играла моя мать. Она сама это выбрала, и я не могу нести за это ответственность. На поминках два мужика подошли ко мне и церемонно объявили: «Если тебя какие-то мальчики будут обижать — номер есть, звони, мы тебя всегда прикроем».
Несколько раз в жизни я думала об этой возможности: когда подралась с копами по пьяни или когда моих друзей избивали гопники и они кричали о помощи, — но мне эти разборки казались всё ещё несерьёзными перед опасностью этих людей. Это последняя инстанция, куда я позвоню. Все эти договорённости, как клятвы, активны, мы общаемся семьями.
Повзрослев, я поняла, что мама даже не пыталась выбраться из своей ямы, из зависимости. Я считала предательством, что она покончила с собой прямо накануне моего дня рождения. На отца злилась за то, что он вообще оказался в ОПГ.
Но потом стала узнавать больше, связалась с Робертом Гараевым, изучавшим «казанский феномен», — и что-то будто переклинило. Я поняла, насколько масштабным явлением были эти разборки и что у отца просто не было выбора. Жить в Казани тогда — это как в моногороде: ты ребёнок, но ты уже знаешь, что будешь в банде, когда подрастёшь.
В этом он виноват не был. Казань истыкана местами, которых я избегаю. Мы переезжали раз восемь, и каждая квартира ассоциируется у меня со своим проявлением ужаса: в одной мама унесла всю технику и золото, в другой дед сломал ей рёбра, потому что считал, что наркозависимых нужно хорошенько пиздить, в третьей она повесилась.
Я ненавижу окрестности своего детского сада, потому что оттуда меня часто забирали какие-то страшные папины братки. В 2014 году уехала в Барселону и, прожив год без родственников, поняла, что счастлива общаться с ними только удалённо. Вернувшись в Казань, я сразу же съехала.
Сейчас, где бы я ни встречала ребят из Казани, — завязывается ностальгический разговор, если упомянуть, что твои родители были в группировке.
АУЕ без купюр. Куда свернул «казанский феномен»?
По его словам, каждый участник группировки — а их насчитывалось около 70 — обязан был ежемесячно отчислять в так называемый общак тысячу рублей. Список ОПГ КазаниСписок 140 казанских группировок 1980-х. Предполагаемый вор в законе Джамбульский начал выступление в прениях по делу казанской ОПГ «Чистопольские».
«Не пойму, как живой остался»: казанцы вспомнили прототипы группировок из «Слово пацана»
В 1986 году советская милиция составила список из 3,5 тысячи членов уличных преступных группировок. Во ВЛКСМ считали, что в Казани не менее 80 банд. В этом видео мы расскажем о бандах Казани из сериала Слово Пацана. Жертвы – криминальные авторитеты из казанского ОПГ «Борисовские» и чебоксарского ОПГ «Ново-Южновские». Влияние группировок на молодежь было настолько сильным, что они не дали прижиться в Казани различным течениям «неформалов» – хиппи, панкам и т.п. Били их повсеместно.
Жив ли казанский феномен?
RU , Александра Никитина удалось задержать в 2004 году. Он сначала признался, но потом отказался от своих показаний. Так, Виктор Трифонов получил 19 лет лишения свободы в колонии строгого режима, а Ильдар Бурганов и Олег Тихонов — по 9 лет. На скамье подсудимых было сразу 17 человек. Их обвиняли в том, что они на протяжении 5 лет вымогали деньги у казанских бизнесменов.
Тех, кто не соглашался платить, запугивали. Предпринимателям поджигали машины или торговые павильоны. Иногда у коммерсантов крали товары. В общей сложности их посадили на 117 лет.
Делали всякие бомбочки, особенно из сифонов, хорошо бабахало, одному пацану пальцы оторвало. Когда перед армией в 1987 году переехал в 8-й микрорайон, встретили, как говорится, с монтажками меня в подъезде. Я отбился, ударив главного по носу, и успел запрыгнуть в лифт, правда, по руке монтажкой попало. Добежал до квартиры, схватил железный дрын, выбежал на улицу, а их и след простыл, больше никто не приставал.
Благополучно отслужил два года, и в 1991 году восьмовские предлагали вступить к ним, но отказал им из-за учебы. Больше никто не подходил. А с 1993 все группировки как-то сами рассосались, видимо, власти серьезно взялись за «казанский феномен». Честно сказать, «правильные» уличные группировки были до 1985 года.
У них были правила: женщин, детей и стариков не трогать, не курить, не пить алкоголь, воровство, вранье и предательство жестоко карались, лежачего не били, уважалась смелость, правдивость, сила и послушание, были постоянные занятия спортом. Не зря именно в Казань стремились все особисты и покупатели из элитных родов войск погран, ВДВ и подводники — забирать в армию казанских пацанов. После 1985 года «правильная» мораль группировок пошла спадать из-за появления в них уголовных элементов. Начались убийства, изнасилования, воровство, грабежи.
Следом наступила эра 90-х: бандитизм, крышевание, рэкет. Казань заполонили наркоманы.
Они настолько держали в страхе всю Казань, что во время процесса свидетели боялись попасться им на глаза и давали показания из другой комнаты и только с помощью аппаратуры, меняющей голос. Члены банды даже грозились убить тогдашнего главу Татарстана Минтимера Шаймиева, если Раджу и его людей посадят в тюрьму. Но это не помогло, и Радик Галиакберов вместе с его правой рукой получили пожизненные сроки, остальные члены банды — от 8 до 22 лет. Приговоры были суровыми, но справедливыми. Это не была организованная преступность, просто толпы подростков из разных районов хаотично избивали друг друга иногда до смерти и грабили людей. Сегодня про этот эпизод советской истории сняли нашумевший сериал «Слово пацана», основанный на книге российского журналиста Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х».
Многие города медленно разрушающегося СССР столкнулись с теми же проблемами — «структурные изменения семейного уклада», «деформация общественного воспитания». И лишь по стечению обстоятельств именно в Казани эти процессы вылились в нечто ужасающее. Ярлык «казанский феномен» стал вирусным, и в советской прессе Казань стали изображать неким Городом грехов. Но только после распада СССР столица Татарстана столкнулась с чем-то более серьезным, чем молодежные банды, терроризирующие местных жителей.
Соответственно, нельзя было отказать в приеме в группировку, если человек был неподходящей национальности.
Тем не менее, основной костяк казанских группировок составляли, естественно, титульные национальности, и их было примерно 50 на 50. Татарских банд в Казани не было, хотя были и до сих пор существуют группировки, в названии которых есть корень «татар». Последняя получила такое название, потому что рядом была татарская школа. Но, опять же, нельзя сказать, что там было что-то специфически татарское. Что касается кавказцев, то их, в общем, брали на улицу, но в Казани их было немного, поэтому серьезную силу они не представляли.
Когда я спрашивал участников группировок, как они относятся к приходу людей других национальностей, они говорили: «Ну, ты знаешь, один-два нормально, но потом они начинают быстренько подтягивать своих, и у них внутри группировки появляется своя». То есть они более крепко связаны, для них это важнее, чем уличные понятия. Кроме того, в Казани сейчас есть мигрантские объединения группировочного типа. Например, когда участников «Суконки» переселили из центра на Квартала, в Азино и так далее, они отхватили там какие-то жирные куски и безразмерно разрослись. И там внутри появилась такая бригада выходцев из Центральной и Средней Азии, на которую недавно жаловались в телеграм-канале «Татарская якудза».
Они собираются на Кольце и докапываются до прохожих. То есть это такие уличные пацаны, люди, которым группировочный социальный лифт до сих пор важен и нужен, потому что других у них нет. Кроме того, я слышал о наличии таких ребят во многих современных группировках. И не будем забывать, что в 80-х были цыгане, как раз чисто этническая группировка. Они были деловые и предприимчивые, позволяли себе чуть более широкий набор инструментов, чем у традиционной казанской группировки, были связаны с цеховиками и благодаря этому зарабатывали кучу денег.
И, в общем, в 1989 году союз группировок их изгнал. Поводом стало то, что одной женщине, родственнице «первомайского» авторитета, цыгане продали два сапога на одну ногу. Деньги возвращать отказались, и за это им предъявили. А в казанцах уже кипела неприязнь к цыганам. Потому что они, например, не брезговали изнасилованиями.
Понятно, что ими не брезговали и казанские группировки, но когда чужак насилует вашу землячку, это становится заметным и возмутительным фактом. Там была перестрелка, и кортеж из братвы дал табору недельный срок. Они в спешке продали свои дома в Отарах и переехали в другой город. О том, мог ли криминал погасить национальную волну в Татарстане в 90-е, кто самые известные преступники татарского происхождения и было ли в группировках что-то положительное, читайте во второй части интервью Роберта Гараева «Миллиард.
Война Казанских бандитов
Казанские группировки. Согласно исследованию, проведенному с помощью специалистов, в том числе и из тех людей, которые сами вышли из организованных преступных казанских сообществ 1980-х годов, в столице Татарстана на тот момент времени насчитывалось около 140 реальных ОПГ. Слава о некоторых из них гремела на всю страну, другие были известны лишь узкому кругу лиц и исчезли так же незаметно, как и появились. Какая самая крупная ОПГ Казани?
В итоге цыганский табор во главе с «бароном» снялся с места и покинул город в сопровождении бойцов казанского гарнизона милиции. Попытка «договориться» со стороны цыган, чтобы остаться на обжитой территории на любых условиях, не возымела действия. Позже некоторые цыгане еще приезжали в Казань, но только чтобы продать по дешевке покинутые дома. Последние действительно имели связь с криминалом Рафис Кашапов в 1980-е годы был трижды судим , «крышевали» пару автостоянок в Набережных Челнах. Будучи общественно-политической организацией, отделение ВТОЦ, созданное в этом городе в 1989 году, состояло вначале преимущественно из татарской интеллигенции и служащих. Однако в 1993 году его возглавил Зиннур Аглиуллин, считавший , что во главе организации должны быть не «мягкотелые интеллигенты», а «люди из низов народа», под которыми понимались и криминальные элементы. После ареста Аглиуллина 10 июня 1993 года он вынес смертный приговор первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву за «предательство интересов татарского народа» , отделение ВТОЦ возглавил журналист Дамир Шайхетдинов, в 1998 году уступивший пост руководителя Рафису Кашапову.
Кашапов проявил себя клиническим русофобом и развил бурную деятельность. Например, установил контакты с чеченскими боевиками, лично выезжал для встречи с «президентом Ичкерии» Асланом Масхадовым и лидером боевого крыла чеченских сепаратистов Шамилем Басаевым. Например, в 1993 году «актив» НЧО ВТОЦ выезжал на «стрелку» в Мензелинский район Татарстана, где на свадьбе одного из членов «Азатлыка» в деревне Аю произошел скандал с участием директора Мензелинского ликеро-водочного завода. Последний обиделся на молодоженов и пригласил двух криминальных элементов «поквитаться». В ответ «азатлыковец» позвал своих, и через пару дней из Набережных Челнов выехала большая автоколонна в сторону Мензелинска.
В соседнем юридическом классе учились окодовцы, познакомился поближе с ними и их образом жизни.
Это был 1993 год. Вот здесь начались проблемы серьезнее. На потоке был парняга, который только пришился к какой-то группировке. Так получилось, что объектом вымогательства он выбрал меня. Попытался наехать, я на словах дал отпор. На следующее занятие он своих старших привез на подмогу.
А у друга отец был коммерс, у него крыша была, как и полагается в те времена. Крыша оказалась из бригады «тепловского» Скрябы Сергей Скряба Скрябин — один из авторитетов группировки «Тяп-Ляп», родился в 1956 году, убит в середине 1990-х и очень серьезного «газовского» авторитета Шамона. А я опять оказался ни туда ни сюда. Я деньги не отдавал. Если отдашь, то потом до конца бы не отстали. А Скрябу через полгода застрелили.
Гараев считает, что люди с покалеченной психикой, которые держали в руках оружие, могут быть опасны. Этот тезис также поддерживает Александр Коган, но он склоняется к тому, что рост преступности будет заметен скорее в маленьких городах и поселках, а не в городах-миллионниках. А вот профессор кафедры социологии КФУ Мария Ефлова считает, что прежде всего в России будет развиваться киберпреступность, поскольку на сегодня эта область менее всего контролируется государством — законы, регулирующие цифровое пространство не всегда поспевают за развитием технологий. При этом профессор говорит и о том, что традиционная преступность никуда не денется, поскольку никуда не делись и социально-экономические потрясения, просто масштабы масштабы преступлений будут менее значительные, чем в 90-е. Собеседник убежден, что никто из них не собирается снова вставать на путь криминала. Они будут жить тихо и спокойно, будут жену любимую обнимать и детей. Не надо им этого, —ответил Роберт Гараев на вопрос о потенциальном росте преступности из-за освобождения криминальных авторитетов. Впрочем, когда разговор коснулся конкретных имен — некоторые Гараев отказался комментировать — во-первых, потому что не знаком с ними лично, а во-вторых, он опасается, что они все еще при делах. В том, что освободившиеся из тюрьмы члены ОПГ после 15-20 лет отсидки не хотят возвращаться за решетку говорит Александр Коган — он уверяет, что большинство вернувшихся стремятся построить обычную жизнь в обществе. Поскольку после отсидки у бывших бандитов, как правило, не остается близких: семья отвернулась, жены ушли, квартиры нет.
Профессии, которым себя посвящают бывшие заключенные могут отличаться — это и таксист, и строитель, кто-то даже уходит в религию. Александр Коган говорит, что это заблуждение думать, будто члены группировок никогда не работали — многие из них обладают рабочими специальностями.
Банды из «Слова пацана»: пять самых известных и страшных ОПГ Казани
Роберт Гараев о татарских ОПГ, казанском феномене и молодежных бандах | Главная» Новости» Тукаевские опг казань последние новости. |
Казанский феномен ВКонтакте | В период 70–80-х годов в Казани и других городах Татарской АССР получил распространение так называемый «казанский феномен», связанный с незаконной деятельностью уличных банд. |
Участникам ОПГ «Тукаевские» грозят сроки вплоть до пожизненного | Список ОПГ КазаниСписок 140 казанских группировок 1980-х. |
Война Казанских бандитов | Группировка Хади Такташ в Казани 90 е. ОПГ Хади Такташ Казань. |
«Слово пацана»: очевидцы рассказали о противостоянии казанских ОПГ | начала 2000-х годов. |
«Казанский феномен». Вернутся ли молодежные банды?
Нашумевший сериал «Слово пацана» рассказывает историю подростковых группировок в Казани на рубеже 80−90-х годов прошлого века. 5: Опг ''Хади Такташ'': Интереснейшая История Жестокой Опг Г Казани. В период 70–80-х годов в Казани и других городах Татарской АССР получил распространение так называемый «казанский феномен», связанный с незаконной деятельностью уличных банд.
Война Казанских бандитов
Сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» рассказывает о бандах малолетних подростков, которые держали в страхе столицу Татарстана в конце 1980-х. Очевидцы событий, смотря экранизацию истории, о тех временах вроде бы вспоминают с болью, сожалением, но и с долей ностальгической грусти. Ратмир Загитов, житель Казани в 80—90-е гг. Давайте подчеркнем, что итогом этого конфликта стали два кладбища». Столько убитых, такого нигде не было, как в Казани. Молодые все, спортивные, живые, мозгов еще нет, энергии море.
Кто-то обидел, ты защищаешь честь, достоинство, и вот улица на улицу, и этот ком пошел».
Помимо сборов, группировщики должны были платить в общак установленную сумму. Собранные деньги в основном шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, находящихся в заключении, или на другие нужды банды. Кроме того, все должны были соблюдать определённый свод правил и ограничений. Почти во всех командах действовал уже упомянутый запрет на алкоголь и курение, который был особенно жёстким для «шелухи». Тем, кого ловили за распитием или с сигаретой, грозило избиение. Иногда били весь возраст, к которому относился проштрафившийся подросток. Нельзя было бить участника вражеской банды, если тот шёл по улице с девушкой.
В некоторых группировках участникам запрещалось работать в сфере обслуживания, например официантами, уборщиками или таксистами. Строжайше запрещено было убегать во время потасовок: боец должен был продолжать драться с врагами даже в том случае, если соотношение сил складывалось не в его пользу. Если пацан «сломился» то есть отступил , его ждали серьёзные последствия вплоть до «отшивания» — исключения из группировки. Те, кто желал уйти, либо говорили об этом напрямую, либо просто переставали посещать сборы. Обычно после этого ставился вопрос об их исключении. Чтобы «отшиться», сохранив лицо и возможность перейти в другую группировку, нужно было выдержать испытание. Уходящего жестоко избивали бывшие соратники, но после этого он получал свободу. Существовал и другой вариант: исключённого из рядов группировки могли просто «загасить», то есть оплевать.
Человека при этом не били, но его репутация на улице полностью уничтожалась. О возвращении или присоединении к другой банде больше не могло быть и речи. Тот, кто отслужил в армии, мог не проходить через эти процедуры. После дембеля молодой человек становился почётным членом группировки и имел право принимать участие в её делах в том объёме, в каком захочет сам, или не принимать вовсе. Асфальтные войны Почти с самого зарождения уличных группировок они непрерывно воевали между собой. У этого явления было несколько названий — асфальтные банды «делили асфальт», то есть территорию или монтажные основным оружием в этих сражениях были монтажки войны. Кроме монтажек, в уличных битвах в ход шли кирпичи, монтировки, цепи, ножи и любые подручные предметы, которыми можно нанести урон противнику. В качестве метательного оружия использовали шарики от подшипников и заполненные серой газовые баллоны от сифона.
В 90-е старшие участники группировок массово перешли на огнестрельное оружие. Упомянутые выше набеги «с добрым утром» и «с добрым вечером» были частью асфальтных войн. Масштаб противостояний был самым разным. Подростки могли избить первого встречного прохожего на вражеской территории и разойтись. А иной раз могли организовать масштабную акцию, приехать к врагам на арендованном автобусе и нанести неожиданный и мощный удар. Для участников всё чаще всего заканчивалось травмами различной тяжести, но периодически доходило до убийств — как случайных, так и намеренных. Одним из самых популярных мест для драк была танцплощадка в парке Горького. Пацаны со всего города приходили туда вовсе не потанцевать, а скорее почесать кулаки.
Дискотека заканчивалась дракой почти каждый раз, причём обычно без всякого весомого повода. Даже на танцах у группировщиков были свои ритуалы: каждая банда образовывала свой круг из танцующих, появление в котором чужого человека опять-таки становилось поводом для драки. Местные жители до сих называют танцы в парке Горького 70—80-х «дискотекой гопников». Ещё одним запоминающимся эпизодом асфальтных войн стало «Ледовое побоище». Оно произошло на замёрзшем озере Чабан в январе 1984 или 1987 года источники называют разные даты. С одной стороны выступала группировка «Жилка» из Московского района Казани, с другой — «Грязь» из Кировского района. К бойцам обеих команд также присоединились их союзники из других банд. Однако непосредственные участники тех событий вспоминали, что на самом деле на льду собралось лишь около 100—150 человек с обеих сторон, да и никакого побоища на самом деле так и не произошло: пока подростки готовились к сражению, на месте появилась конная милиция, которая оттеснила две группы друг от друга.
После этого силовики начали задерживать не успевших убежать бандитов. Ветер свободы Приход в СССР рыночной экономики и последующий распад страны полностью изменили казанские уличные банды. Бессмысленный «делёж асфальта» быстро остался в прошлом — у группировок появились экономические интересы.
В 90-е перестали ходить район на район, просто начали стрелять друг друга. Тогда же многие отошли от дел и пошли учиться, как я. Отношения с ребятами мы поддерживаем до сих пор. Кто-то стал бизнесменом. А вот в политику никто не сунулся, по крайней мере я таких не знаю». Амир: «Драки случались разные. Вначале проходили по договоренности «старших» — честные, на кулаках, стенка на стенку, без арматур.
Было принято даже не бить ногами. Позже стали драться с арматурами на поражение, вот там уже началась жесть. Слышал, что в таких драках погибало много парней. Случалось, когда с арматурами нападали на парней из другой «улицы» и целенаправленно забивали насмерть». Тимур: «Группировщики, которых я знаю, были из неблагополучных семей. Например, мой одноклассник Андрей — «супер» из «Чайников» — считался самым крутым пацаном в классе. При этом его отец сидел за убийство, а мать работала дворничихой. Расцвет пришелся на конец 80-х и 90-е. В нулевые закончилось потихоньку. Одни умерли, других убили, третьих посадили.
У всех участников банд плохая судьба. А почему это началось? Мое мнение — от желания быть крутым. Сотрудников милиции не уважали, нравственных примеров не было, а тут ты «лазаешь», получаешь уважение пацанов, любовь девчонок, бесплатный секс, бабло, траву. Сплошные ништяки. А всего лишь требовалось ходить на сборы, стоять за свою «улицу» и мочить «чушпанов» человек, который не состоял в банде. Приходилось иногда драться, иногда умирать, если тебе не повезло. Но тебя убоялись». Происходящее знаю по рассказам знакомых, но какие-то вещи на себе прочувствовал. Когда приезжал в Казань, во дворе меня сразу расспрашивали, кто такой, откуда, чьих будешь, с «улицы» или нет.
Предлагали присоединиться к «улице», то есть к банде подростков. Я отказывался, с детства родители объяснили, что это такое и чем может закончиться. На мой взгляд, все началось от нищеты и потому что подобное стало возможным в условиях того времени. Еще одна причина — низкий уровень образования и родительского воспитания. В школе я ловил себя на мысли, что мне 15 лет, во мне 80 кг чистого мышечного мяса, а какая-то преподавательница учит меня жизни. Учителями были женщины 40—60 лет, они не представляли авторитета. Мы тянулись к лидерам-мужчинам. Хорошо, если лидером оказывался спортсмен, который вел к правильному образу жизни. А когда у лидера в голове жажда власти, то появлялись ОПГ. Существовал строгий запрет на курение, алкоголь и наркоту, требовались занятия спортом.
Когда в Россию хлынули американские боевики с Брюсом Ли, Чаком Норрисом, позже со Шварценеггером, Сталлоне, то подростки мечтали походить на них. Поэтому когда парни видели тренера по качалке и мужиков с мышцами, то прибивались к таким лидерам. В основном группировки возникали из тренажерных залов. Далее случалось, что спортсмен из качалки «вырубал» на улице троих-пятерых дрыщей. У него сносило крышу, это придавало уверенности в собственных силах. А когда таких спортсменов 200—300 человек, то это уже реальная мощь. Возникал вопрос: если мы самые сильные, то почему «дрыщи»-коммерсы не платят нам дань? Вот с этого и началось крышевание «дрыщей». Сначала более сильные пацаны щемили на деньги слабых в школах. Потом пацаны выросли и стали крышевать бизнесы.
Как сказал один бывший криминальный авторитет: «Не оторвать кусок от этого пирога я не смог». Реально в то время было тяжело удержаться, чтобы не взять свое силой. Сейчас молодежь избалованная, откормленная, нужды ни в чем нет. А тогда была голодная во всех смыслах. В фильме есть момент, когда герой картины мечтал подарить утюг бабуле, а другой учился играть на рисованных клавишах на пианино. В то время у людей не было денег, чтобы позволить себе элементарные вещи. Люди жили в бараках, дети уроки делали в варежках, не было отопления.
Крутизна заключалась в том, что врагов необходимо было каждый день мочить. Хрен знает. Наверное, потому что враги. Мы им делали «добрый вечер»: собирались человек десять с арматурой, перебегали на другую сторону дороги и метелили ровесников этой арматурой. Пробить голову арматурой называлось «сделать копилку». На моем счету нет удачных копилок, а вот у меня на голове и у моего друга есть. Мебельские или еще кто-то сделали ему такую операцию. Только она называлась "доброе утро"». Понятия Пацанские понятия были более мягкие, чем блатные. Ключевую роль в них играли запреты: нельзя было курить, употреблять алкоголь и наркотики, сотрудничать с милицией, барыжить и убегать во время драки. Зато можно служить в армии, заводить семью, зарабатывать деньги. Понятия работали только среди своих — с лохами можно было поступать как угодно. Андрей: «Понятия разъясняли гораздо раньше, чем ты оказывался в группировке. Мне это рассказали одноклассники в классе 7-8-м — как здороваться, кто должен первым руку протягивать, что западло, что не западло. Пацан должен следить за базаром: нельзя беспричинно оскорблять человека, употреблять какие-то слова. Или нельзя никого посылать, потому что в ответ тут же надо становиться в отмах. Опять же: ты группировщик, и тебя оскорбляют — не имеешь права промолчать. Должен, несмотря ни на что, встать в отмах. А если ты этого не сделаешь, про тебя могут сказать, что ты, мол, так и так, тебя опустили словами. За это могли спокойно отшить». Антон: «Короче, был у нас такой персонаж, который с одиннадцати лет был в группировке — из интеллигентнейшей мажорной семьи. Семья неполная — вообще большинство было из неполных или неблагополучных семей. Либо из очень благополучных, но где дети были заброшены. И вот он потрясающе рамсил! Мы поехали в ДК, там был выпускной с красными ленточками, и зацепились с местными. И он прямо тринадцати людям отвечал, и он был как МС просто, такой гоп-МС, — все мог рассказать и пояснить. Он, кстати, потом на юрфак пошел, потом в прокуратуру и посадил низовских и кинопленовских, которых особенно ненавидел. Потом занялся строительным бизнесом — интересная история у него такая». Марат имя изменено : «Это лагерная тематика. На лагере распространенная тема, когда задают вопросы человеку новому, который заходит в хату: статья, че как, за что попал, кого знаешь? Ну и всякие такие вопросы с подвывертом: «А че, жена есть? На моей памяти не было, чтобы за такое предьявлялось. Все мы в сексе разные, и все зная, что это косяк, вряд ли будут об этом распространяться. То есть такое если и было, никогда нигде не всплывало». Мода Пацан должен быть одет в опрятную и удобную для драки одежду, иметь аккуратную стрижку. Приветствовались спортивные костюмы и кроссовки. В качестве зимнего головного убора в конце восьмидесятых на смену выходящим из моды норковым «формовкам», помимо «вальтовок» и «фернанделек», пришли разноцветные кооперативные «петушки» и черные или темно-синие вязаные «гондончики». Елена имя изменено : «Белые носки, калоши, телаги — обязательно. И красивые шапки. Это был кокс! Фернандельки, либо еще, знаешь какие были, — они были просто вязаные, не петушки. Карандаши они назывались что-ли. А Михон всегда говорил: "Я джинсы не надену, в них говно убирают"».
Слово пацана по-питерски. История казанской ОПГ в Северной столице
Таким образом, заявление о закате «Казанского феномена», которое на излете своей карьеры сделал предшественник Хохорина генерал-лейтенант Асгат Сафаров, ныне являющийся руководителем Аппарата президента республики, можно признать несостоятельным. Более того, к обычным ОПГ в Татарстане добавились теперь и этнические. Отметим, что исследователи «Казанского феномена» и раньше фиксировали наличие отдельных преступных объединений, имеющих признаки этнических. Так, автор книги «Бандитский Татарстан — 2» 2019 Максим Беляев, заместитель председателя Верховного суда Татарстана, пишет, что в 1970-х годах в юго-западной части Казани, в пригородном поселке Отары, поселился цыганский табор, во главе которого находился «барон» Кертулай Оглы. Члены табора промышляли перепродажей ювелирных изделий, спекулировали косметикой, жевательными резинками, одеждой и обувью, промышляли мошенничеством. При этом вели себя вызывающе и дерзко. Последней каплей стала продажа родственнице одного из членов казанской ОПГ «Первомайские» кожаных сапог на одну ногу: когда обманутая попыталась возмутиться, ей пообещали навести порчу.
Мирно урегулировать вопрос цыгане, уверенные в своей безнаказанности, отказались. В итоге состоялся сход казанских ОПГ, где было принято решение изгнать табор из Казани. Для начала казанские опэгэшники проехались вдоль цыганских домов в поселке, стреляя по окнам. Цыгане ответили, стреляя на поражение. Тогда члены казанских ОПГ, предупредив местных поселковых жителей, уставших от цыганского беспредела, прошлись «огнем и мечом» по цыганской части населенного пункта.
В середине 90-х эти неформальные молодежные движения выросли до серьезных ОПГ, участники которых до сих пор преследуются законом. Позже историки это явление назовут «казанским феноменом».
Светлана Стивенсон, профессор школы социальных наук Лондонского университета: «В представлении людей, особенно бедных, маргинальные преступные группировки — это не то, что в нашем представлении, это не способ только получать криминальные доходы, но и сообщество, в котором люди могли обрести, по их мнению, поддержку и какую-то уверенность в завтрашнем дне». В конце 80-х Казань стала центром молодежной преступности, а сами группировки — социальным лифтом и путевкой в жизнь для сотен тысяч представителей поколения последних пионеров. То самое представление о красивой жизни». Загитов на место съемок сериала в Ярославле привез своего 13-летнего сына. Роберт, как и большинство его одноклассников, — фанат сериала. Роберт Загитов: «Мне нравится то, что это не романтизируют и показывают, как было на самом деле.
Спасение пришло в ту же ночь в лице сторожа, который, услышав странный шум, заглянул в подвал. Всегда и вовсю они старались использовать свою силу, предпочитая ее гуманным способам решения вопросов. Исключений не делали ни для кого, независимо ни от возраста, ни от социального положения. Разговор всегда был коротким.
Воровали в основном фракции и полупереработанное сырье, деньги текли рекой. Как ни странно, преступники использовали всем известную схему: приезжали на предприятие на своей машине, подделав документы, загружали продукцию и по тем же липовым накладным выезжали за ворота. Само собой, некоторые из рядовых работников ОАО догадывались о махинациях, но предусмотрительно держали язык за зубами. Однако один из охранников дал понять преступникам, что в курсе всех их дел и, если те не прекратят безобразничать, доложит руководству. Но у тех настолько велико было стремление показать себя в деле, что они забили жертву насмерть бейсбольными битами. В Нижнекамск прославленный цирк приезжал дважды и в конце 90-х произвел здесь небольшую сенсацию. На представления стремились попасть, как говорится, и стар и млад. Впервые вымогатели подошли к коммерсанту-циркачу, когда тот находился с гастролями в Нижнекамске в первый раз. Однако гордый человек с Кавказа отверг попытки навязать ему чужие условия работы. Но специальный материал горел неважно, так что от этой идеи пришлось отказаться.
Через несколько часов дотла сгорел автобус коммерсанта вместе с реквизитом.
За ними едет «шестерка» и «девятка», следом милицейский бобер. Наблюдаем за происходящим со стороны, на этот забег... Машины резко останавливаются, и сидящие в салоне люди покидают автомобили, присоединяясь к толпе убегающих. Милиция не может их задержать — все бегут в рассыпную. Менты оцепили улицу, начали осматривать брошенные автомобили. В багажниках обнаружили арсенал оружия, состоящий из пистолетов и арматур. Видимо у пацанов были «сборы» и нагрянула милиция». Татьяна, панковала в 90-х: «Я, приходя то бритая, то лысая, каждый вечер слушала лекции, как я позорю «Перваков».
Мне казалось, на меня смотрели как на юродивую на наших Горках. А вот у чужих была откровенная агрессия — каждый день как на выживание. Гопники тоже разные попадались. Иногда видишь, что можно еще поговорить, и тогда начинаешь всякие разговоры: про музыкантов, концерты, даже философские темы затрагивали, о смысле жизни. А иногда вообще нелюди встречались. Тогда уж дурочку включаешь: «Какие панки? Да о чем вы, да разве есть в Казани панки? Ну а на голове, так неудачно вышло». Про Яна Вельмискина знаете?
Его гопники убили 27 апреля 1991 года. Хоронили с проломленным черепом и растоптанной грудной клеткой. Он панком себя считал. Угораздило его и еще трех человек такого же вида оказаться в районе Дома обуви. Вышла толпа гопоты. Так вот эти три человека просто убежали, и Господь им судья. Ну а Яныча забили. Вот за что? За то, что немного другой?
Ну это я на свою мозоль давлю, ибо с той истории очень много во мне перевернулось». В седьмом классе уехал во Владивосток, в восьмом вернулся — Казань не узнал. Какие-то банды, группировки... Пароль, который спрашивала группка молодых лбов. Я жил в районе, который назывался «56-й квАртал» ударение на первый слог — казанский диалект. У него были враги: — «Мебелька» — район через дорогу, единственным отличием которого от нашего было наличие мебельного магазина. Были друзья: — «Чайники». Когда тебя спрашивали «Ты откуда? Били даже лежачих, и до такой степени, чтобы не смог двигаться.
Мог отговориться, сказав «Не при делах», то есть чушпан. Были еще градации вниз: чухан — по нынешнему ботаник, и мареха — зачморенный, закноканный человек. Были девчонки «настоящих пацанов» — матрешки, которые ждали своих парней после тюрьмы-малолетки. Я хорошо учился, был чушпаном, то есть не «мотался», и считал, что это нормально. Пошли разговоры, что типа приехал из Владика, кончай отдыхать, и все такое. К лету я подтянулся, решил стать крутым. Крутизна заключалась в том, что врагов необходимо было каждый день мочить. Хрен знает.
В родные края
- «Два убийства – одно тело!»: спустя 20 лет в Казани всплыли подробности мафиозных разборок |
- Банды Казани: что творилось в столице Татарстана в конце XX века - Русская семерка
- Жив ли казанский феномен?
- Артем Хохорин: «Группировки в Татарстане никуда не пропадали»
- Новости партнеров
- «Казанские» в Питере
«Для преступного мира неважно, татарин ты, белорус или эскимос»
КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН | Кровь на асфальте | В 1970-е и 1980-е в Казани и других городах Татарской АССР появились многочисленные молодёжные банды из малолетних и несовершеннолетних. |
Казанские группировки глазами жителей города: 3 реальные истории | PSYCHOLOGIES | В 1970-е и 1980-е в Казани и других городах Татарской АССР появились многочисленные молодёжные банды из малолетних и несовершеннолетних. |
Казанский спрут: «Асфальтовые войны», групповые изнасилования, кладбищенские аллеи из пацанов | Подростковая группировка «Тяп-Ляп» стала известна в Казани с 1970-х годов. |
ОПГ "Жилка". Организованная преступная группировка Казани, Хайдар Закиров | В этом видео мы расскажем о бандах Казани из сериала Слово Пацана. |
«Не пойму, как живой остался»: казанцы вспомнили прототипы группировок из «Слово пацана»
В 1986 году советской милицией был составлен список из 3,5 тысяч членов уличных преступных группировок Казани. " Казанская организованная преступная группировка действует в Москве около пяти лет. Нешуточные страсти разгорелись вокруг сериала «Слово пацана», где показана жизнь уличных банд, которые терроризировали Казань в конце 80-х.