Последние пять-шесть лет своей жизни Мусоргский весь был поглощен двумя операми, сочиняемыми одновременно: «Хованщиной» и «Сорочинской ярмаркой».
Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО
Но Мусоргский считал, что оно к лучшему, ведь он хотел писать жизнь народа, а власть — это все же обратная сторона народа. Спас ее Римский-Корсаков: он восстановил оперу, доработал ее, и в 1886 году состоялось первое представление. Однако все устроено несколько сложнее, комическое и трагическое переплетены. Возьмем первую сцену: Красная площадь, утро, боярин Шакловитый диктует подьячему донос на Хованских. В воздухе висит предощущение тревоги, хотя реплики подьячего достаточно забавные.
Столкновение двух контрастов — человека, наделенного властью, и мелкого служащего. Сначала за этим столкновением двух персонажей, двух миров наблюдать забавно, но в какой-то момент становится понятно, что под забавностью и живостью, какими-то очень точными зарисовками, схваченными чертами характеров проглядывает начало разворачивающегося действа, и тревога предощущения с первых тактов оперы выходит на поверхность. Образ Досифея связан с протопопом Аввакумом, который был в 1682 году сожжен. В финале оперы, когда он понимает, что стрелецкий бунт провален, то отправляется в скит.
Это одна из трагичных, трогательных и великих сцен в русской музыке. Образ Марфы очень чистый, честный, принципиальный. Во второй сцене, кода она гадает князю Голицыну, фавориту Софьи Алексеевны, «Силы потайные, силы великие», что князя ожидает опала, она подводит себя под удар. Какие-то режиссеры трактуют ее поведение как политический жест, что она не ведунья, а просто хитрая женщина, но не стоит так упрощать.
Любому человеку, имеющему дело с властью, надо быть политиком, но все-таки в ней есть что-то еще.
В этом спектакле состоялись дебюты трех замечательных вокалистов Мариинского театра - баритона Алексея Маркова в парти и боярина Шакловитого, тенора Ильи Астафурова в партии Подьячего и обладательницы Гран-при XVII международного конкурса им. Чайковского меццо-сопрано Зинаиды Царенко в роли раскольницы Марфы. Вере в спасение ее души и души Андрея Хованского, что все-таки они будут вместе на небесах, несмотря на то, что при жизни Марфа не получает от Андрея тех взаимных чувств, о которых мечтает. У нее невероятно сильный характер, мощный внутренний стержень и непоколебимость решений. Ее знание "сил потайных" дает еще большую многогранность ее характеру, она ясно видит, что будет дальше, и это ее нисколько не страшит. Образ Марфы невероятно многогранен и многие великие певицы прошлого годами выкристаллизовывали его, с каждым разом внося в него что-то новое, обогащая его различными оттенками эмоций. Для своего дебюта я постаралась вникнуть в характер и побуждения моей героини, но в то же время понимаю, что это только начало моей работы над этим образом". Зинаида Царенко достигла в этой партии искреннего уровня понимания внутреннего мира своей героини, способностью проникнуть в глубины любящей женской души.
Царенко действительно удалось выразить состояние нежной и трепетной души раскольницы, бесконечно искренней в своей любви и страданиях. Страсть, испуг и мольба - все переплелось в образе героини.
По Андрусовскому перемирию с Польшей 1667 года к России действительно отошли значительные территории в частности, правобережная Украина с Киевом , но Голицын к этому никакого отношения не имел.
Подписывал он «Вечный мир», закрепивший итоги перемирия, но будет это 26 апреля 1686 года, то есть 4 года спустя. Спаси бог!.. Мы теперь своих местов лишились.
Ты же сам нас удалил, князь, с холопьем поравнял; где присесть прикажешь? Намек на отмену местничества см. Уж не с татар ли ты пример берешь?
Вроде прабабка Голицына была татаркой, так что намек весьма оскорбителен. Впрочем, за ним тоже не заржавеет: ГОЛИЦЫН Хотя и знал я, что вам завиден был боярин тот, что, помните, при царе Алексии за «место» обиделся гораздо и за трапезой затискался под стол, горючими слезами обливаясь и хныча, точь-в-точь наказанный ребенок. Туда, под стол, тишайший царь велел боярину совать и мед, и яства… Неужели описан реальный случай?
К сожалению, ничего о нем не знаю. Такая наглось не может остаться без ответа. Гедимина кровь во мне, и потому кичливости твоей не потерплю я.
Гедимин — Великий князь Литовский 1316-1341 , собиратель земель Литовских, основатель Вильнюса, тесть Дмитрия Грозные Очи и прочая, и прочая. Узнаешь брата Колю? Нет, изволь, скажи мне: чем кичишься?
Небось, не славным ратным ли походом, когда полков тьмы тем без боя ты голодом сморил? Первое, что приходит в голову — Крымские походы 1687 и 1689 годов, когда он с огромным войском 100 и 112 тыс. Впрочем, официально это плюходейство было подано как великий триумф русского оружия: "Правительница сделала, что могла, чтобы изгладить тягостное впечатление, произведенное вторичным фиаско её любимца, и заставить молчать злые языки; в грамоте на имя Голицына она официально признала поход победоносным и осыпала все войско, от генерала до последнего рядового, наградами".
Петр потом ему это припомнит. Но так как Хованский — не Марфа и не может знать, что случится через пять лет, скорее всего, он намекает на Чигиринские походы 1674 и 1678 годов — тоже не очень успешные. Опять появляется Досифей и опять пытается призвать к порядку.
Между делом выясняется, что он — удалившийся от суеты мирской князь Мышецкий впрочем, это место тоже часто купируют — чтобы у бедных слушателей окончательно не взорвался моск. Гугль знает двух Мышецких — Андрея и Симеона Дионисиевичев родные братья? Но первому на момент бунта было только 18 лет, второй же вообще едва появился на свет.
Значит, подразумевается третий Мышецкий? Оказывается, был еще Петр Иванович Мышецкий, единственным известным мне фактом жизни которого было самосожжение в 1690 году. Похоже, это он и есть.
Далее начинается продуктивная дискуссия слепого, немого и глухого — все трое самозабвенно несут какую-то ересь, и никто никого не слушает. Ну что ж, веди на нас Теута с ополчением бесовским его. Изволь, разводи и у нас прохлады и танцы, дьяволу в угоду.
Не знаю, действительно ли Голицын учился за рубежом кажется, нет , но образован он был прекрасно — в частности, владел немецким, греческим и латынью. Разумеется, был ярым западником и ненавидел все русское. Теутом русские староверы называли ложного по их мнению бога — сатанинского идола католической и протестантской Теологии.
Сравните с польским трактатом «Против человека, всечестнаго Божия создания, завистное суждение и злое поведение проклятаго демона»: «Люцифер посла и в нашу страну целой полк демонов или паче тьму ловити и приводити во многая любострастия, а паче в гордость и в пианство, в прохлады и танцы». Голицын хорошо относится к немцам тевтонам — следовательно, продался Сотоне. Досифей переключается на Хованского и его стрельцов.
Маммон - демон скупости и богатства. По народным поверьям, он первым научил людей разрывать землю, чтобы похищать оттуда сокровища. Велиал - в Библии демоническое существо, дух небытия, разврата, разрушения.
В Новом Завете апостол Павел спрашивает: «Kакoe общение праведности с беззаконием? Какоe согласие между Христом и Велиаром? Эх, Тараруй ты, Тараруй!
Буквально — пустомеля. Действительно, Хованский тайно держался старообрядства как и многие стрельцы , и теперь, пользуясь оживлением раскольников, решил половить рыбку в мутной воде. Он встречался с их лидерами, принимал челобитные и в конце концов организовал всенародные прения о вере 5 июля.
Возможно, что на дворе как раз это число и раскольники возвращаются после дискуссии из Кремля. Пререкохом никоньянцев и препрехом! В реале было так: «Раскольники вышли со всеми своими налоями, книгами, образами и кричали во все горло, подымая два пальца вверх: «Победихом!
Вот как веруйте! Расколоучители остановились на Лобном месте и стали поучать народ, а оттуда отправились в церковь Спаса в Чигасах, отслужили со звоном благодарственный молебен и потом уже разошлись по домам». Правда, Хованский принимал в прениях самое живое участие — уговаривал Софью устраниться от дебатов, провожал патриарха в Кремль и без сомнения присутствовал в Грановитой палате — то есть, никак не мог быть в тот день у Голицына.
Но это мелочь, конечно. Вбегает Марфа, спасенная Божественным Провидением «потешными» Петра. Опять неувязочка: потешные полки Петр заведет только год спустя в селе Преображенском, да и состоять они будут на первых порах исключительно из его сверстников.
Царевна велела весть вам дать. В Измайловском селе донос прибит: Хованские на царство покусились. Не в Измайловском, а в Коломенском см.
Усиленная работа над документами дает себя знать, не иначе. А что сказал царь Петр? Все стоят в недоумении.
Недоумение вполне понятное: царю Петру только-только исполнилось 10 десять! К тому же жил он не в Москве, а в Преображенском по сути, в ссылке , и до 1689 года государственными делами не занимался, развлекаясь игрой в солдатики. В следующем акте опять любовная линия, ничего интересного.
Приходит Шакловитый и поет свою арию, из которой следует, что донос его был продиктован не личной злобой, завистью и желанием сесть в кресло Хованского Боже упаси! Пробуждение похмельных стрельцов, их разборки с женами — опять ничего интересного. Приплетается подъячий и приносит очередную хорошую новость.
Близко уж было Белгорода, у самой слободы стрелецкой, налетели злые вороги на жён и детей ваших, и окружили... Вдруг на подмогу рейтарам, откуда взялись, петровцы подоспели, и свалка началась. Как сказано выше, никаких «петровцев» в 1682 году не было и быть не могло.
Мало похоже это и на события 1689 года, где также были замешаны стрельцы — собственно военных столкновений не было, под давлением Петра вожди заговорщиков были быстро выданы и казнены. Видимо, речь идет о мятеже 1698 sic! Но дело этим не кончилось.
Стрельцы надеются, что Подъячий все набрехал со страху слегка сгустил краски и вызывают начальника для прояснения обстановки. Действительно, к 26 годам Петр дозрел до понимания политической важности момента, немедленно прервал загранкомандировку, вернулся в Москву и произвел доследование, вскрывшее некоторые интересные факты. К этому мы еще вернемся.
Переносимся в имение князя Хованского, где старый хрен маститый старец развлекается с персидками, распивает спиртные напитки, слушает непотребные песни и вообще всячески прожигает жизнь, не веря, что не только дни его, но и часы сочтены. Посланнику Голицына, предупредившему об опасности, в качестве благодарности приказывает всыпать по заднице.
По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic. По вопросам, связанным с использованием контента Правообладателей, не имеющих Лицензионных Договоров с ООО «АдвМьюзик», а также по всем остальным вопросам, просьба обращаться в службу технической поддержки сайта на skymuz yandex.
Модест Мусоргский - Опера "Хованщина" (1950)
Эту оперу здесь впервые поставили в 2015 году на празднование столетия театра. Последний раз играли три года назад. И вот после такого перерыва «Хованщина» снова звучит на сцене московского музыкального академического театра Станиславского и Немировича Данченко.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Пскове» mk-pskov. Псков, ул. Петровская, д.
Иван старше Петра, но, по-видимому, страдает умственным расстройством и совершенно не приспособлен к тому, чтобы управлять государством, да и не выказывает интереса к этому.
А Петр еще мал. Первый род — Милославские, он известен советскому зрителю по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Из этого рода происходил сам Федор Алексеевич и его брат Иван. И эти два рода, стоя у власти, начали между собой бороться. Это была первая регулярная армия в России, которая довольно быстро превратилась в достаточно плотное воинское сообщество с традициями наследования: если отец был стрельцом, то сын тоже им становился. Стрельцы жили хорошо, но к концу 17 века экономическая обстановка не была благоприятной, заняться стрельцам было нечем, им приходилось выполнять функции городской полиции. Казна пустела, платить им было нечем, и у них росло недовольство, которое началось еще при Федоре Алексеевиче.
А Софья Алексеевна решила использовать их как таран, чтобы перевернуть ситуацию в свою сторону. На царство были венчаны одновременно Петр и Иван, а Софья был объявлена регентшей при них из-за малолетства Петра и неспособности Ивана управлять государством. Главой стрельцов был поставлен князь Хованский — человек лихой, удалой, пользовавшийся у стрельцов большим уважением. Он не упустил возможность и прибрал власть в стране к своим рукам на какое-то время, но, как мы знаем, царем потом стал Петр I. Они поняли, что власть слаба, и они тоже могут достигнуть своих целей: вернуть старую веру, которую считали истинной. Старообрядцы после никоновских реформ ушли в скиты, но по возвращении начали вести агитацию среди стрельцов и стали требовать диспута с текущей церковью.
Этот этап марафона приурочен к 185-летию со дня рождения композитора, сообщает ТАСС. Выступление пройдёт при участии хора Мариинского театра», — рассказали в пресс-службе.
Днём в Псковской филармонии состоится концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева.
Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове
По общему тону «Хованщина» получилась гораздо мрачнее и безысходнее «Бориса Годунова». Мусоргский назвал оперу «народной музыкальной драмой»; но драматизм достигает здесь уже поистине трагедийной силы. 2011. Прослушать отрывки. Мусоргский: Хованщина. Рассвет над Москвой рекой (Хованщина), Мусоргский - Хованщина, Пляска персидок (Хованщина), Хованщина: Увертюра и другие скачать в mp3 и слушать музыку онлайн бесплатно. Композиция «Хованщины» Мусоргского в кратком содержании проявляется наличием двух линий: рядом политических (государственных) событий и романтическими переживаниями героев. 2 (добавить в избранное) скачать Архиповой - 85. мятеже стрелецкого восстания и церковного раскола конца XVII века.
Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове
Модест Мусоргский - слушать все песни альбома полностью в высоком качестве без регистрации. Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия. Мусоргского без всякого преувеличения можно назвать крупным знатоком отечественной истории, и это обнаруживается тем явственнее, чем больше вдумываешься в смысл его национально-исторических опер. сцена сожжения Марфы, князя Андрея и раскольников (М.П. Мусоргский, Хованщина (в оркестровке Д.Д. Шостаковича), 1992. Модест Мусоргский назвал «Хованщину» народной музыкальной драмой в пяти действиях.
Модест Мусоргский
В конце концов Хованский происходил из знатного княжеского рода Гедеминовичей, и мог рассчитывать на большее, чем на доспехи воеводы. Тем временем, чувствуя слабость власти, активизировались старообрядцы, жестоко притесняемые государством и официальной Церковью. Они, стекаясь в Москву из дальних скитов, проповедовали в стрелецких полках возврат к старым обрядам. Эти претензии с энтузиазмом поддержал Хованский, полагая, что старообрядцы идеологически оформят захват им власти. Для Ивана Хованского, как и для его старшего сына Андрея, авантюра закончилась весьма печально — их убили люди царевны Софьи. Младший сын Хованского, Пётр, был сослан на Север, его потом помилует царь Пётр и отравит его воеводствовать в Киев. Что касается старообрядцев, то их дело не выгорело, и они продолжили сжигать себя в скитах. Крупнейшие эпизоды самосожжений староверов прошли в Карелии — Палеостровские гари в 1687 и 1688 годах, в которых погибло более четырёх тысяч человек и Пудожская гарь 1693 года с одной тысячей жертв. В 1687-м в местечке Березове Олонецкого края сгорело более тысячи старообрядцев, а в Палеостровском монастыре, на северном побережье от Онежского озера — 2700 раскольников.
По общим подсчётам в самосожжениях конца XVII века погибли свыше восьми тысяч блюстителей старой веры. Русский самохолокост, да и только. Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина». Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причём сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Опера заканчивается эпической сценой самосожжения раскольников. В одиночестве скорбит Досифей.
Восстание стрельцов кончилось неудачей: предводители были казнены, а Софья заточена в монастырь. Третий бунт стрельцов в 1697—1698 годах был подавлен, и после массовых казней стрелецкие войска перестали вообще существовать; вместо них Петр создал гвардию. Эти исторические события, ставшие основой для создания либретто «Хованщины», Мусоргский использовал свободно: он объединил события двух первых бунтов и вплел в драматургическую канву — в полном соответствии с исторической правдой — мотив раскольничьего движения. Как и в «Борисе», в «Хованщине» главная движущая сила — это народ, представленный на этот раз не голодающим и бунтующим подневольным крестьянством, а уходящими в историческое прошлое стрельцами, староверами-раскольниками черноризцами и московским пришлым людом. По-прежнему Мусоргский-демократ видит в стихийном народном движении выражение некоей абсолютной силы; но куда направить ее — не знает ни автор, ни, следовательно, его герои. Драматургическое развитие в «Хованщине» весьма необычно.
Софья сказала, что она и другие царевны тоже хотят видеть, как проходит диспут, но на площади появиться по этическим соображениям не могут. Тогда встречу религиозных противников решено было организовать в Грановитой палате. От старообрядцев выступал Никита Пустосвят, последователей Никона представлял патриарх Иоаким. Было бы странно, если бы словесный поединок в этих обстоятельствах выдался честным и аргументированным. Как часто и бывает, последними тезисами противников стали чуть ли не фразы в стиле «сам дурак», после чего с трудом удалось избежать драки. Правда, это не помешало староверам после выхода из Кремля во всеуслышание объявить, что победили в диспуте именно они. Разъярённая Софья начала осыпать стрельцов проклятиями и угрожать им созывом дворянского ополчения. Тогда стрельцы несколько отступили и даже приняли решение в тот же день разделаться с Пустосвятом.
Пирогов бас , орк. ГАБТа , дир. Небольсин 6:11 Оп. Раскольничий хор.
«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
Не только Москва, Санкт-Петербург. Но обязательно регионы должны посещать такие знаменитые оркестры, особенно Мариинский театр. Это вообще что-то», - Ольга Щербова. Это наша культура, это наши корни. Это то, что нас питает морально, духовно. Это то, что нас держит, это наши скрепы», - Жанна Джулай.
Валерия Горькая, Игорь Тринеев.
Это была первая крупная художественная акция Гергиева в новой роли. Подробнее Премьера постановки: 13 июля 1952 года. Последнее возобновление: 1 мая 2000 года. Спектакль идет с двумя антрактами.
Мусоргского 15. Мусоргский начал работу над оперой летом 1872 года, когда еще не был полностью завершен «Борис Годунов».
Он усиленно изучал исторические материалы, обдумывал детали либретто, отдельные музыкальные эпизоды. Мусоргский был увлечен богатством собранных материалов, музыкальные и поэтические образы возникали в его фантазии в неразрывном единстве. Начиная с 1873 года в письмах Мусоргского все чаще встречаются упоминания о «Хованщине», в которой он хотел сочетать верность характеров действующих лиц и драматургию народных сцен, к чему был уже подготовлен работой над «Борисом Годуновым». Упорно добиваясь выпуклости драматургического развития, сочиняя текст и музыку, он постоянно советуется со Стасовым, которому посвятил свой творческий труд. Опера всецело поглотила его мысли и думы, он с полным основанием говорил: «живу в «Хованщине», как жил в «Борисе»». Постепенно, один за другим, складывались номера новой оперы. В августе 1875 года композитор закончил первое действие. Однако в дальнейшем работа шла с перерывами, вплоть до последних дней жизни Мусоргского.
Впереди предстояла громадная работа по оркестровке, но композитору оставалось уже меньше года жизни. После его кончины Римский-Корсаков закончил, отредактировал и оркестровал оперу, и в этом виде она стала известна всему миру. В советское время Шостакович заново оркестровал «Хованщину» по авторскому клавиру. Композитор вольно отнесся к хронологии, соединив события, разделенные промежутком в шестнадцать лет, однако это не помешало ему написать правдивую картину русской жизни. Образы оперы Так же, как и в «Борисе Годунове», действие «Хованщины» развертывается в двух плоскостях: с одной стороны князья Хованские, Голицын, раскольничий вождь Досифей.
Неожиданно появившийся Подьячий, сообщает о скором приближении войск царевича Петра. А молодые крестьянки развлекают его песнями и танцами. Голицин предупреждал его об опасности, но Иван не поверил ему. Шакловитый вызывает его, якобы на разговор к Софье. Князь собирается и, не подозревая подвоза и опасности, выходит.
Шакловитый продолжает плести свои коварные сети. По его приказу князя Ивана Хованского хватают и убивают. Всё вышло так, как он планировал, можно праздновать победу. Картина 2 На площади Кремля стражники увозят Голицина в ссылку. Досифей, Марфа и Андрей понимают, что происходит что-то страшное, ведь к Кремлю уже приближается Преображенский полк Петра. Он понимает, что раскольники обречены. Старообрядцы шествуют со своим гимном. Марфа, поддерживая своего наставника, от своей свечи на поляне разжигает костёр, которому суждено стать погребальным.
«Хованщина» в Рязани
Сцена 2: Москва. Площадь перед собором Василия Блаженного князя Голицына ведут в ссылку. Досифей оплакивает крушение заговорщиков и успех царя Петра и узнает, что Императорский совет постановил, что на очереди - старообрядцы. Он обсуждает с Марфой, что старообрядцы должны подавать вечный пример, и соглашаются с тем, что они должны сами себя принести в жертву.
Князь Андрей Хованский входит и рассказывает Марфе о том, где она спрятала Эмму, но Марфа говорит ему, что она благополучно возвращается в Германию, ее отец и жених. Князь Андрей Хованский грозится сжечь ее как ведьму и рогом зовет стрельцов, но вместо этого раздается грозный звук. Марфа предлагает приют князю Андрею Хованскому со старообрядцами после того, как она сообщает ему об убийстве его отца.
Стрельцов ведут на казнь. Царь Петр через своего агента вмешивается, чтобы помиловать их. Акт 5 Оформление сцены Аполлинарий Васнецов.
Русская частная опера , Москва, 1897 Сосновый лес, уединенный монастырь, лунная ночь Досифей и его последователи укрылись в уединении в лесу. Хотя его отягощают печали и страдания братьев, он остается непокорным и полон решимости завоевать «венец славы» в огне и пламени «Здесь, в этом святом месте». Он увещевает братьев надеть белые одежды и зажечь свечи, готовясь к жертвоприношению.
Они входят в скит. Входит князь Андрей Хованский, воспевая свою потерянную любовь, все еще ища Эмму. Марфа поет ему, напоминая о собственной любви и уверяя, что не бросит его.
Досифей и братья возвращаются, одетые в белое, со свечами в руках. Они строят погребальный костер. Закулисные звуки трубы возвещают о приближении воинов царя Петра.
Марфа поет Андрею о безвыходности своего положения. Труба снова зовет звук. Досифей в последний раз увещевает братьев оставаться сильными.
Нами да стариной паки Русь возвеселится! Но о зачинщице Софье ни звука - словно и нет её. В этот момент против стрельцов царевну поддержал Патриарх великого града Москвы и всея Русии Иоаким. Стрелецкий бунт был повержен. Духовник Софьи оказал той неоценимую помощь. Но сцены в опере "Хованщина" еи глаголят о царевне и в этом действе.
Только о Петре и его брате. Вот уже и "свет мой" Василий Голицин выдворяется из Москвы. Князь Голицин. Но нигде о Софье... Патриарх с которым Софья вступила в единый духовный фронт против старообрядцев - предал её. Перешёл на сторону младшего сына Федора Алексеевича.
Тем и закончилось семилетнее правление Софьи. С тем и отбыл из Москвы в ссылку её фаворит - князь Голицин. София было династическим именем семьи Романовых. Но на этой царевне такая традиция закончилась. Больше никогда не упоминалось при крещении имя София, среди потомства Петра Первого. Да еще Грибоедов дал своей героине имя Софья в комедии "Горе от ума".
СУСАННА Три девушки, составляющие ядро оперы Модеста Мусоргского "Хованщина", возможно, в силу неопытности либо неподготовленности к реалиям беспощадности и бессердечности мира, в котором они живут, или допустим, напротив, ведомые невидимой рукой предназначения, мало сообразующегося с их настоящими личными желаниями, оказываются в конце действа не добрыми женами и матерями своим суженным, ряженым избранникам - становятся, каждая на свой лад, жертвами обстоятельств и материалом истории. Есть ещё одна женская партия в этом произведении. Действо третье. Картина первая. Одинокая мучающаяся от неразделенной любви Марфа доверяет свои мысли небесам, пытаясь найти ответ: как поступать ей дальше со своей любовной историей, которая видится девушке в греховном свете пред богом. Однако речи Марфы слышит другая раскольница - мати Сусанна.
Речи девушки приводят старую женщину в неописуемый гнев, рассвиропевшая староверка обещает бесовке не только кары небесные за речи её срамные, но и собственную месть прямо здесь на месте искусительном: - Боже, боже мой! Беса отжени от меня яростного. Сковала сердце мне жажда мести неугомонная...
Оба раза Фёдор Шаляпин участвовал в постановке и исполнил роль Досифея. В последующие годы оперу поставили в различных театрах по всему миру. В 1958 году Дмитрий Шостакович создал свою версию оркестровки, а в 1959 году появился фильм-опера «Хованщина». В 2018 году в Ростовском музыкальном театре была постановка с финальной сценой, аранжированной Игорем Стравинским. Мусоргский использовал свои характерные методы в музыке и драматургии, включая индивидуализацию персонажей через музыку и введение народных песен. Опера объединяет жанры эпопеи, хроники и лирико-психологической драмы, что привело к использованию термина «монтажная структура» для описания ее построения.
Екатерине Сергеевой удалось создать многоплановый и пластичный образ. Богатство тембра голоса позволило ей с легкостью перевоплощаться из влюбленной девушки в полную страстной веры религиозную фанатичку, идущую за своим духовником на самосожжение. Лауреат международных конкурсов баритон Роман Бурденко предложил слушателям яркую трактовку образа боярина Шакловитого, в чьи уста Мусоргский вкладывает важные для «Хованщины» слова: «Спит стрелецкое гнездо. Спи, русский люд, ворог не дремлет! Ах, ты и в судьбине злосчастная, родная Русь! Кто ж, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет? С другой — приводит убийцу в дом Хованского. В этой роли есть большая радость духовного единения со своей родиной в сложные для нее исторические моменты». По словам Романа Бурденко, такая противоречивость вообще характерна для «баритоновых» персонажей. И все же главный герой «Хованщины» — народ. Опера потрясает масштабными массовыми сценами. И если в «Борисе Годунове» народ «безмолвствует», то здесь он говорит. В «Хованщине» много речитативно-декламационных эпизодов, напоминающих звучание речи. Такой эффект был осознанной целью композитора: «Работою над говором человеческим, — писал он Стасову, — я добрел… до воплощения речитатива в мелодии… Я хотел бы назвать это осмысленною, оправданною мелодией». Москва Мусоргского бурлит разноголосицей — то взволнованно радостной, то бесшабашной, то тоскливо жалующейся, то лирично задушевной: композитор ввел в партитуру оперы несколько подлинных фольклорных мотивов. Мы слышим песни «Исходила младешенька», «Возле речки на лужочке», «Поздно вечером сидела», «Плывет лебедушка». Они еще больше подчеркивают русский колорит музыки. Мощная энергетика Пятиминутные овации, цветы, крики «Браво!
Хованщина - Khovanshchina
Мусоргский — "Хованщина", вступление к опере "Рассвет на Москве-реке" 05:07. По общему тону «Хованщина» получилась гораздо мрачнее и безысходнее «Бориса Годунова». Мусоргский назвал оперу «народной музыкальной драмой»; но драматизм достигает здесь уже поистине трагедийной силы. С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал ее “Хованщина”» (1872), продолжается крестный и славный путь оперы.
Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров
Мариинский театр с 13 по 17 марта представит "Хованщину" Модеста Мусоргского на сцене Большого театра впервые за 20 лет, отметили в пресс-службе ГАБТа. Просмотр содержимого документа «История создания оперы М. Мусоргского "Хованщина"». Хованщина. ШАКЛОВИТЫЙ Но ежели когданибудь, при встрече со мной, ты выдашь меня, оборони тебя господь тогда, помни! Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия.