Иран не способен создать ядерное оружие в ближайшее время, несмотря на то, что исламская республика серьезно продвинулась по пути обогащения урана, следует из интервью главы израильской военной разведки АМАН генерал-майора Тамира Хаймана порталу Walla. Что касается любимой западной мантры, что у Ирана не должно быть ядерного оружия, то с этим согласны все, включая сам Тегеран. Инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) обнаружили в Иране уран, обогащённый до 84% чистоты – чуть ниже уровня, необходимого для создания ядерного оружия, сообщает The Hill. В начале 2018 года, были опубликованы некоторые документы по ядерной программе Ирана, из которых стало ясно, что Исламская Республика разрабатывает ядерное оружие с 1990-х годов.
Тель-Авив готовит персам ядерный «Пурим»
Иран не осуществляет разработок собственного ядерного оружия и не имеет его в своем распоряжении. Израиль может применить ядерное оружие на территории Ирана. Принц Саудовской Аравии заявил, что королевству придется обзавестись ядерным оружием, если таковое появится у Ирана. В начале 2018 года, были опубликованы некоторые документы по ядерной программе Ирана, из которых стало ясно, что Исламская Республика разрабатывает ядерное оружие с 1990-х годов. Совет безопасности ООН должен принять меры для разоружения Израиля, иначе потом будет «слишком поздно», заявил глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян.
Американские эксперты сообщили, что Иран может создать ядерную бомбу за неделю
Транспорт уже плывет - США собираются предоставить вооружение на 26 миллиардов долларов. Иными словами, Израиль превращают в некую Украину, которая должна воевать до последнего израильтянина... Ядерные объекты Ирана достаточно хорошо защищены, находятся в базальтовых скалах на большой глубине. Тех бомб, которые способны раскурочить эти объекты, у Израиля нет», - заявила Геворгян.
И когда кто-то говорит, что теперь Израиль не сможет не ответить на действия Ирана, он очевидно ошибается. Конечно, может — не ответить и закрыть тему. Израиль должен быть занят происходящим в секторе Газа и «Хезболлой» на северном фронте, а не Ираном.
Пока израильтяне взяли паузу. Посмотрим, что будет дальше. Сможет ли Иран когда-нибудь мирно сосуществовать с Израилем Конечно, Иран не хочет сосуществовать с Израилем. Но еще более радикальную позицию можно услышать от йеменских хуситов и ХАМАС, где для последних сам факт существования Израиля — экзистенциальный. Первый вариант предполагает смену политического режима в Иране. Предположим, что власти в этом случае кардинально поменяют свою внешнеполитическую ориентацию — как это было, например, при последней шахской династии Пехлеви.
У нее с Израилем были вполне нормальные отношения, как и с США. Все друг с другом уживались. Второй вариант, предполагающий сохранение правящего иранского режима, достаточно эфемерен. Ситуацию теоретически могло бы изменить создание независимого Палестинского государства, однако этот проект практически задушен, учитывая оккупацию Израилем ряда палестинских территорий и блокаду сектора Газа. Соответственно, будет сохраняться конфликтный потенциал. Или ФАТХ, борцы за освобождение Палестины — какими бы коррумпированными они ни были, тоже никуда не денутся.
Избавиться от идеи независимого палестинского государства можно, кажется, только истребив самих палестинцев, после чего говорить будет уже попросту не о чем. Конечно, сейчас каким-то образом сделать так, чтобы Израиль вдруг взял и прекратил существовать на той территории, где он находится сейчас, невозможно. Выросли поколения людей, считающих эту землю своей, и с такой реальностью уже ничего не сделать. Но даже с точки зрения собственных интересов Израилю стоило бы признать Палестину. Держать палестинцев в оккупации, в постоянном унижении, невозможно. И сейчас все это стало буквально неприкрыто безобразным, что увидели многие.
Часто приводится аргумент, согласно которому целью Ирана и оси сопротивления является прекращение существования еврейского государства как такового, а не создание независимой Палестины.
Инициировали этот сомнительный процесс США. Итог — взрыв недовольства палестинцев и гибель десятков мирных жителей. По этому поводу МИД Беларуси выступил с заявлением, в котором выразил обеспокоенность эскалацией насилия на разграничительной черте между израильскими и палестинскими территориями и призвал стороны конфликта к сдержанности и отказу от действий, которые чреваты дальнейшим кровопролитием. Не хотелось бы напускать алармистские настроения, но факты — вещь упрямая. Напомню, что условия соглашения по ядерной программе обязали Иран допустить инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты и отказаться от производства высокообогащенного урана именно его используют для производства ядерного оружия. Взамен страны Запада пообещали снять с Тегерана большую часть санкций, которые фактически закрывали для исламской республики западные рынки. Разрывая сделку, в Белом доме, вероятно, полагали, что иранская экономика не выдержит новых санкций, а власти страны, опасаясь совместного удара США и Израиля, не рискнут возобновить ядерную программу.
Но все ли так просто? Да, европейские участники соглашения поспешили заверить Тегеран, что ЕС от своих обязательств не откажется. Ведь на кону — крупные бизнес-проекты европейских компаний в этой стране. Надо отдать должное и Тегерану, заявившему о готовности начать переговоры о новых условиях реализации прежних договоренностей. А теперь представим на секунду, что эти переговоры провалятся. Или, например, евросоюзники США пойдут на попятную. Кто тогда поручится, что Иран не вернется к программе обогащения урана? Во-первых, нынешняя американская администрация находится под сильным лобби со стороны Израиля и Саудовской Аравии.
Но, похоже, в этот раз не пронесет и все будет по-другому: пронесет всех, ибо теперь противник у Запада гораздо более грозный и способный нагадить Западу в невиданных ранее масштабах. Персы очень долго готовились к войне с Западом, например, Иран имеет ополчение Басидж — миллионы, а возможно десятки миллионов добровольцев, умеющих обращаться с оружием еще Хомейни предполагал довести численность басидж до четверти всего населения Ирана, сейчас это примерно 20-22 млн. Естественно нельзя забывать и о КСИР с армией. Поэтому авиаудары, с которых Запад начнет войну, скорее всего ничего не решат и не сломят Иран, и очень вероятно, что в процессе этих атак западная коалиция получит от Ирана немало неприятных сюрпризов. В случае начала прямого конфликта или даже на этапе подготовки к нему, может произойти несколько вещей: Иран заблокирует Ормузский пролив и перекроет выход для всей нефти и газа, на сколько долго он сможет держать блокаду — неизвестно, плюс, иранцы примутся лупить по странам-союзникам Штатов в Заливе: Катару и Кувейту где располагаются самые большие американские военные базы, очень может быть, что стрелять они станут не только по штатовским военным, но и по нефтегазовым комплексам этих государств — это будет делаться не ради принципа «сгорел сарай - гори и хата», а как возможность ликвидировать конкурентов на рынке нефти. Иранцы не поленятся отвесить мегапендель и своим «лучшим друзьям» - Саудовской Аравии, если имам Али будет благосклонен к шиитам, то ваххабиты лишаться всей своей нефтяной промышленности. Естественно после начала конфликта цены на нефть взлетят в космос и страны, добывающие нефть и газ вне пределов Залива, примутся что называется банковать: их доходы в краткосрочной перспективе возрастут на порядок при тех же объемах экспорта, но вот в долгосрочной все может измениться. Но и не проводить наземную операцию будет нельзя, ибо, ограничиться только авиаударами и объявить о том, что мы де наказали персов и свалить в закат — значит расписаться в своем бессилии перед всем миром.
Блинкен: США считают, что напряжённость после ударов Ирана и Израиля спадёт
Если таковая начнётся, не за горами будет применение ядерного оружия со всеми вытекающими: гибель миллионов людей, крах глобальной экономики. Авторы СМИ полагают, что США и Иран известно, что целью Израиля может быть давняя угроза Тель-Авива — иранские ядерные объекты, но уничтожить их нельзя без согласия США. Но видели ли мы, чтобы у Ирана был ядерный материал, который можно легко использовать в качестве оружия? Теракты в Иране и России происходят потому, что западные страны, а особенно США, поддерживают радикалов, заявил министр обороны Исламской Республики Мохаммад Реза Аштияни. Иран готов отражать атаки Израиля на свои ядерные объекты и располагает точками дислокации всех ядерных объектов Израиля.
Россия в глобальной политике
Иранская военная доктрина прямо предполагает, что в случае военного столкновения с США ракетные удары будут нанесены по ближайшим союзникам Америки в регионе. Почему же тогда Ирану, Ираку, КНДР нельзя иметь ядерное оружие? Кроме того, если попытки Ирана создать оружие массового поражения будут раскрыты, то Израиль и, вероятно, США, просто разбомбят иранские ядерные объекты. В своем интервью для британской газеты The Sunday Telegraph израильский премьер Нафтали Беннет заявил, что власти Ирана приблизились к созданию ядерного оружия (ЯО).
Стало известно, какая страна получит ядерное оружие в ближайшее время
Откуда будут бить не понятно. А это важно. Если ударят сами и со своей территории, то гарантированно получат в ответ. Возможно, что не только от Израиля, но и от США. Если возмездие придёт от иранских прокси с территории Сирии, Ирака или Йемена, то и ответ будет несколько более щадящим. В Тегеране уже предупредили, что если США решат заняться защитой Израиля, то Иран будет рассматривать американские базы в регионе как законные цели. Пока мир замер в ожидании. А немецкая Lufthansa продлила приостановку полётов в Иран ещё на два дня.
Ракетный удар Ирана по Израилю неминуем, предупреждают США Потенциальное нападение, возможно, с использованием высокоточных ракет, может произойти в ближайшие дни, пишет Bloomberg. На фото Тегеран Иран , плакат с тенями ракет и посланием Израилю на иврите: «Ты накопил достаточно еды и припасов? Месть близка». Тель-авивский аэропорт Бен-Гурион утром 11 апреля приостановит работу на несколько часов. Прилетят самолёты для эвакуации дипломатов европейских стран, США и Великобритании. Склады исчерпаны.
То есть они играли против того, кого считали угрозой, а потом начали играть друг против друга. И повторение Нетаньяху, что Израиль ударит по иранским ядерным объектам — то обещание, исполнения которого сейчас боятся все. Ядерная угроза — это самый тяжелый вариант развития событий.
Нетаньяху прекрасно понимает: у Ирана поле для игры еще есть. У Израиля — это военные базы американцев и их союзников на Ближнем Востоке и в Турции. И эти отношения надо обязательно сохранить. Кимберли Дозье, аналитик CNN в области международных отношений: «Им нужны противобункерные бомбы, чтобы поразить наиболее чувствительные части ядерных комплексов, а подобное оружие есть только у США. Таким образом, может начаться война, в которую будут втянуты Штаты». Именно поэтому Госдеп повторяет, что уверен — Иран не готовится к производству бомбы, МАГАТЭ — что до бомбы Ирану еще очень далеко, пусть он и накопил достаточно урана. Именно поэтому вместо победных реляций The Jerusalem Post объявляет — Израиль не признается, что это он, из стратегических соображений. Израильская разведка объясняет: эффект от угроз уже есть, иранцы убрали свое разведывательное судно из Ормузского пролива, которое координировало атаки хуситов. Именно поэтому не было никаких нападений в Красном море в течение последних дней.
Иранцы, кажется, даже подхватывают правила игры.
Комиссия МАГАТЭ также отметила, что отдельные виды оборудования например, спектрометры для определения излучения поражённого человека , были поставлены американскими компаниями. Однако США продолжали настаивать на досмотре демонтированного с объекта оборудования. Ранее Федеральное агентство по атомной энергии РФ заявляло, что поставка ядерного топлива для первого энергоблока АЭС «Бушер» будет осуществлена сразу после подписания протокола о возврате ОЯТ в Россию.
Европейские страны заявляют о намерении резко ужесточить давление на Иран в этой связи. Британский МИД призывает Иран немедленно прервать все работы по обогащению урана. Великобритания , Франция и Германия заявляют, что Иран проводил тайные работы по производству ядерного оружия в течение 12 лет, но подробности этой деятельности стали известны лишь 18 месяцев назад. Это заявление совпадает с требованием США к МАГАТЭ до 31 октября 2004 года представить доклад по результатам проверки ядерной программы Ирана, в котором должны быть полные данные об имеющихся у Ирана ядерных материалах и сведения о поставщиках с чёрного рынка.
Одновременно в администрации США говорят о возможном нанесении превентивных ударов по иранской территории. Столь жёсткую резолюцию иранские власти считают оскорбительной и заявляют, что Иран не примет никаких ультимативных требований, связанных с прекращением обогащения урана. Пробная переработка примерно 37 тонн руды прошла успешно. В дальнейшем переработанная руда будет обогащаться в специальных центрифугах.
По мнению западных экспертов, полученного в результате этого процесса обогащённого урана будет достаточно для производства пяти атомных бомб. Одновременно президент Ирана Мохаммад Хатами заявляет, что Тегеран не стремится создавать ядерное оружие, «так как это будет противоречить нашей религии и культуре». На военном параде в Тегеране демонстрируются новые иранские ракеты «Шехаб-3» с радиусом действия от 1300 до 1700 км, созданные на основе северокорейских ракет «Нодон-1». При этом представители Евросоюза обещают поставлять Ирану ядерное топливо и атомные технологии, а также поставить ему легководный реактор.
Эль-Барадеи заявляет о существенном прогрессе в процессе достижения компромисса по ядерной программе Ирана 31 января — в ходе «европейского турне» госсекретарь США К. Райс подчеркивает, что в обмен на свертывание ядерной программы Вашингтон предлагает Ирану разрешить закупки американских авиационных двигателей и авиационного электронного оборудования и поддержать вступление Тегерана во Всемирную торговую организацию. Путин официально заявил, что Россия выступает за отказ иранской стороны от создания технологий полного ядерного цикла и постановку под контроль МАГАТЭ ядерных объектов Ирана. Тегеран снимает пломбы с ядерного центра в Исфахане и возобновляет работы по конверсии урана.
Иран заявляет о своей заинтересованности в этом предложении, но однозначного ответа не дает. Лебедев констатировал отсутствие на тот момент в его ведомстве «сведений о том, что Иран занимается разработкой ядерного оружия» [10]. Январь[ править править код ] ООН возражает против того, чтобы Иран обогащал уран на своей территории, заявляя, что в этом случае Тегеран непременно приступит к созданию ядерного оружия. Иран, в свою очередь, подчёркивает своё право на развитие мирной ядерной программы.
Москва пытается действовать в качестве посредника — ещё осенью 2005 года Россия предложила Тегерану перенести процесс обогащения урана на российскую территорию и осуществлять его силами совместного предприятия. Тегеран длительное время не рассматривает российское предложение. Москва просит Иран проявлять сдержанность и сотрудничать с ООН. В начале января 2006 года — 7-8 января в ходе визита в Тегеран российской делегации во главе с заместителем секретаря Совета безопасности РФ Валентином Соболевым проходит первый раунд переговоров, однако стороны только договариваются продолжить консультации.
Через две недели Тегеран вновь провляет интерес к российскому предложению. Переговоры продолжаются ещё примерно месяц. Российская сторона, включая президента Путина и главу Росатома Сергея Кириенко , делает заявление — однако, Иран выдвигает условия, которые Запад считает неприемлемыми. В том числе, для России — ограничение работы совместного предприятия двумя годами, после чего обогащение с российской территории должно быть перенесено на иранскую; допуск иранских специалистов на российские объекты; подтверждение права Ирана на дальнейшее проведение собственных исследовательских работ в ядерной области.
Делегация, встретившаяся с представителями МИД РФ, Совбеза и Росатома, потребовала от России присоединиться к широкомасштабным экономическим санкциям Запада против Ирана, но получила отказ. Однако Хейнонен сообщает после завершения инспекции, что инспекторам «не удалось прояснить ряд вопросов, связанных с прошлой ядерной деятельностью Ирана, а также возникли новые вопросы относительно мирного характера его ядерной деятельности». В частности, из его слов следует, что ещё в ноябре 2005 года в руки экспертов МАГАТЭ попали иранские документы, в которых описывался процесс переработки гексафторида урана в металлический уран и изготовления из него полусфер, которые, согласно его словам, применяются лишь в ядерных боезарядах, но не в мирной энергетике. Тегеран вновь заявляет, что готов продолжать диалог, но исследования по развитию в мирной ядерной сфере не является приемлемым.
Однако, Москва и Пекин добиваются ещё одной отсрочки — пока СБ ООН будет лишь «проинформирован» об иранской ядерной программе, но никаких санкций против Ирана не будет вводить по крайней мере до марта. Февраль[ править править код ] Администрации США, которая вот уже несколько лет последовательно добивается ужесточения политики мирового сообщества по отношению к Ирану, к концу января удаётся убедить всех постоянных членов Совета Безопасности ООН, в том числе Россию и Китай, что пришло время передать иранский вопрос в ведение СБ. Несмотря на некоторые вынужденные отсрочки, процесс движется в нужном для Вашингтона направлении.
На данном этапе Тегеран готов только к ограниченным ударам, которых хватит на первое время в случае начала серьёзных боевых действий, но мощности будут наращивать. В стране растёт недовольство новым правительством и проводимой им политикой: люди выходят на демонстрации, ощущается серьёзное внешнее давление из-за якобы недостаточной помощи Украине. Кроме того, самому Нетаньяху очень выгоден замаячивший конфликт с Ираном — удобно перенести недовольство граждан с внутренних проблем на внешние», — сказал политолог. По его мнению, картина сложилась следующая: Тегеран будет стремиться активизировать военные разработки на случай нападения, а Израилю выгодно это нападение произвести, обернув ситуацию в свою пользу за счёт отвлечения внимания.
Ранее Израиль обвинил Иран в нападении 10 февраля на нефтяной танкер в Аравийском море. В ночь на 19 февраля четыре тактических истребителя ВВС Израиля нанесли ракетный удар по сирийскому Дамаску.
Иран пригрозил ударом по ядерным объектам Израиля «в любую минуту»
Хуситы показали своей восьмилетней войной, что даже такая маленькая группировка способна за достаточно ограниченный промежуток времени выйти победителем и оказать не просто сопротивление, а фактически захватить наиболее заселённую территорию Йемена. А Иран - это очень централизованное государство, заточенное именно на ведение войны. То есть там вся внутренняя политика настроена на противостояние с внешним агрессором. В данном случае - с США и Израилем. Поэтому захватить Иран сухопутными силами нельзя, разрушить инфраструктуру тоже нельзя. Массированный удар крылатыми ракетами возможен, но здесь тоже стоит понимать, что США не станут использовать три тысячи «томагавков» американская крылатая ракета большой дальности, которыми вооружены ВМС США. Максимум, что они могут сделать — это задействовать авианосную группировку: авианосцы, палубную авиацию, крейсера типа «Тикондерога» и эсминцы типа «Арли Берк». Это примерно до 500 крылатых ракет «Томагавк». Какую-то часть из них иранская ПВО наверняка собьет. Насколько мощным может быть столкновение США и Ирана сейчас оценить тяжело. Повторюсь, на земле преимущество будет за силами Ирана.
Никто оказать им серьёзного сопротивления не сможет. Борьба, которая будет происходить в воздухе, скорее всего, тоже не будет в пользу США.
Говоря об Иордании, представитель МИД отметила, что ситуация в сфере безопасности там остается стабильной, а перенос на территорию страны боевых действий из сектора Газа представляется в настоящее время маловероятным. Источники сообщают: Учтены все военные и экономические меры реагирования на агрессию сионистского режима, по всей стране развернуты оборонительные системы, также приняты необходимые меры по управлению валютным рынком. Сопротивление вместе с Ираном готово к большой битве. Без сомнения, если Израиль глуп, он заплатит высокую цену.
Речь идет о Третьей мировой войне. Здесь будут самые страшные события», — сказал Жириновский «У Израиля нет будущего. Они не устоят ни в мирном варианте, ни в силовом». Создание ядерной боеголовки, которую можно будет установить на ракету, может занять до двух и более лет. Комментируя ход ядерной программы Исламской Республики Иран, издание пишет, что на тщательно охраняемом обогатительном заводе в Фордо произведено значительное количество обогащенного урана, уровень которого лишь немногим ниже оружейного. По оценкам Washington Post, запасов обогащенного урана Ирана достаточно для производства трех ядерных зарядов.
Тель-Авив и Тегеран не меньше других подогревают интерес к противостоянию, которое некоторые эксперты уже называют неизбежным. Интересно и то, что, по подсчётам ядерщиков, Иран уже мог получить достаточно материала для своей первой атомной бомбы. Персы выпустили трейлер грядущего «сокрушительного ответа Израилю», который американцы считают «неминуемым». Откуда будут бить не понятно.
Трансляция ведется на сайте мероприятия. При этом она подчеркнула, что не обладает полномочиями для того, чтобы говорить о «красных линиях» Вашингтона в связи с иранской ядерной программой. Ранее спецпредставитель США по Ирану Роберт Мэлли заявил, что американский президент Джо Байден готов в крайнем случае пойти на военный вариант решения вопроса о недопущении получения Ираном ядерного оружия.
Мэлли при этом добавил, что в настоящее время в этом нет необходимости, США по-прежнему считают дипломатию лучшим решением по ядерной сделке с Ираном.
Наученный опытом прошлых лет, когда подписанные в шахский период с США и Германией договоры по атомной энергетике и обеспечению её топливом были нарушены, Иран счел вполне легитимным для себя наладить собственное производство для работы будущих АЭС [20]. Рябков заявил, что Россия считает возможным через путь диалога с Ираном «восстановить доверие к исключительно мирному характеру иранской ядерной программы», он отметил, что Россия считает, что «каких-то признаков переключения этой программы на военные цели, о чём говорят многие, на данном этапе нет» [22]. Дверь для мирных переговоров должна быть открыта», — сказал он, выступая в Париже [23]. Против резолюции проголосовали Турция и Бразилия , воздержалась одна страна Ливан. Согласно новым санкциям Ирану запрещено инвестировать в некоторые виды сфер экономики, например, в урановые рудники, также невозможна продажа Ирану восьми видов обычных вооружений. В пакете санкций размещено три дополнения с перечислением предприятий, частных лиц и иранских банков, которым будут заморожены активы за рубежом.
Закреплены пункты о возможности досмотра иранских судов в нейтральных водах. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад прокомментировал введение новых санкций, назвав их «использованными салфетками», заявив о своем видении нового мира, «основанного на равенстве и высоких нравственных целях». Это можно увидеть на примере Афганистана», — добавил Ахмадинежад. Иран обвинил в убийстве «сионистские» спецслужбы [25] 2011[ править править код ] 8 ноября Международное Агентство по атомной энергии МАГАТЭ опубликовало отчёт по поводу ядерной программы Ирана [26]. МАГАТЭ выражает «серьёзную обеспокоенность» по поводу информации, которая, как отмечает агентство, «указывает» на то, что Иран осуществлял шаги, «имеющие отношение к разработке ядерного взрывного устройства», что там разрабатывается ядерное оружие, в том числе проводятся «испытания его компонентов». Часть атомной программы Ирана может быть в любой момент использована в военных целях [27] [28] [29]. Анализируя отчёт МАГАТЭ, Institute for Science and International Security отмечает, что на 1 ноября 2011 года в распоряжении Ирана имеется 4922 кг низкообогащенного гексафторида урана , в том числе 379 кг, произведённых с 14 августа 2011 года.
Этого количества при обогащении до оружейного урана может хватить для создания четырёх единиц ядерных зарядов [30]. В случае использования санкций Иран угрожает перекрыть Ормузский пролив. США и Франция угрожают войной против Ирана. Австралия и Япония заявляют о готовности на случай войны оказывать помощь на стороне США. Февраль Иран заявил об успешности иранской атомной программы развития. США на это никак не отреагировали, однако их союзники, такие как Франция , Германия , Италия , Великобритания , Канада и Япония потребовали ужесточить санкции против Ирана. Австралия и Южная Корея ужесточили санкции против Ирана.
В эти же дни Пакистан поддержал Иран, заявив что в случае войны окажет всестороннюю помощь Ирану. Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху обвинил Иран в этих злодеяниях. Независимая экспертиза подтвердила обвинение, однако иранское правительство не собиралось признавать свою вину. Через некоторое время в этот скандал вмешались США, но и это ничуть не продвинуло переговоры вперёд. Обсуждали возможный ракетный удар по Ирану до апреля по инициативе Израиля, так как Иран угрожает стабильности и безопасности Израиля, по мнению Беньямина Нетаньяху премьер-министр Израиля. Но Израиль настаивал, что удар по Ирану начнётся в начале апреля или в конце марта , если Иран или другие страны в частности США, Япония, Евросоюз не договорятся о прекращении разработки ядерного оружия в Иране. С 26 27 марта по 29 Марта началась всемирная конференция по ядерной безопасности, инициатором и хозяйкой конференции стала Южная Корея.
Конференция не принесла значительных результатов по вопросу Иранской ядерной программы. Иран в Сеуле показал, что и дальше будет обогащать уран. Апрель 2 апреля — Армения подозревает Израиль в том, что он, якобы, начал размещать ВВС и ракеты на территории Азербайджана близ границы с Ираном. Однако в спецслужбах Турции сообщили, что Израиль начал проявлять необычную активность в отношениях с Азербайджаном. Кроме того, многие эксперты полагают, что эскалация конфликта и сценарий мировой войны уже готовятся. Иран также усиливает войска на границе с Азербайджаном. С 10 по 20 апреля в ряде стран, в частности по инициативе Турции и Германии провели переговоры с «шестёркой» и Ираном.
Это вызвало всемирную напряжённость в отношениях многих стран. Ситуация стала напряжённой не только вокруг Ирана, но и вокруг Корейского полуострова. Сентябрь 27 сентября в журнале Foreign Policy опубликована статья, рассматривающая три гипотетических сценария военной операции Израиля против Ирана: массированные бомбардировки иранских ядерных объектов силами израильских ВВС, рейд израильского спецназа в окрестности завода по обогащению урана в Фордо , а также «обезглавливающий удар» по иранскому руководству [32]. Считается, что для создания одного ядерного заряда требуется 250 кг урана такого уровня обогащения [33].
Sorry, your request has been denied.
Ученый из Ирана рассказал об атомной бомбе | Каким он будет, будет ли вообще и почему новый виток обострения ситуации на Ближнем Востоке вряд ли станет прологом к третьей мировой войне, «Парламентской газете» в воскресенье, 14 апреля, рассказал известный дипломат и политолог Яков Кедми. |
В США заявили об отсутствии свидетельств готовности Ирана к получению ядерного оружия | Тегеран пересмотрит ядерную доктрину, если Израиль решит ударить по атомным объектам Ирана. |
Прямая война Израиля и Ирана может получить ядерное измерение / КАРТ-БЛАНШ / Независимая газета | Иран не намерен создавать ядерное оружие, ему нет места в оборонной стратегии страны, заявил президент Ирана Ибрахим Раиси в ходе официальной церемонии инаугурации, передает РИА Новости. |
В шаге от ядерного нокаута: ответит ли Израиль на удар Ирана
Для того чтобы делать прогнозы о том, будет ли ядерное оружие у ИРИ или нет необходимо кратко проанализировать ядерную программу Ирана и нынешнее состояние его ядерной сферы. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Советники бывшего президента США и кандидата на пост американского лидера Дональда Трампа обсуждают возможность введения санкций против стран, которые уходят от использования. Самый негативный сценарий: по Ирану ударят ядерным оружием Израиль, США, Британия и Франция. Так что на дипломатическом фронте вряд ли удастся найти решение, ситуация буквально будет патовой.
СМИ сообщили о скором создании Ираном ядерного оружия
Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Советники бывшего президента США и кандидата на пост американского лидера Дональда Трампа обсуждают возможность введения санкций против стран, которые уходят от использования. израиль, силовой сценарий, сроки, иран, обстрел, западные санкции, ядерная гонка На фото обломки иранской баллистической ракеты, упавшие на Израиль. Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе (СВПД) был подписан с Ираном в 2015 году в целях преодоления кризиса вокруг его ядерных разработок постоянной «пятеркой» Совета Безопасности ООН и Германией.
Ученый из Ирана рассказал об атомной бомбе
Они хотят, чтобы мы были полностью зависимы. Религиозный лидер выступил с критикой новых западных ограничений в отношении Ирана, подчеркнув, что их цель заключается в том, чтобы "оставить страну в экономическом упадке". Соглашение предполагало снятие санкций в обмен на ограничение ядерной программы Ирана как гарантии неполучения Тегераном ядерного оружия.
Вашингтону придется четко провести «красную линию», определяющую, какое поведение он считает недопустимым, и быть готовым применить военную силу, если Тегеран перейдет эту черту. Соединенным Штатам нужно будет также убедить друзей и союзников на Ближнем Востоке в своей приверженности сохранению баланса сил в регионе.
Сдерживать ядерный Иран будет непросто. Это потребует значительного дипломатического мастерства и политической воли. И успех далеко не гарантирован. Ядерный Иран может предпочесть демонстрацию силы и проверку решимости США.
Даже при самых благоприятных обстоятельствах непрозрачность принятия Тегераном решений может усложнить усилия Вашингтона по его сдерживанию. Было бы гораздо предпочтительнее, чтобы Иран остановился или его остановили раньше, чем он станет ядерной державой. Нынешние усилия по ограничению иранских разработок необходимо энергично продолжать, так же как и экономическое давление. Но и военные варианты нельзя снимать с обсуждения.
Однако одних этих шагов может оказаться недостаточно. Если строптивые муллы перешагнут ядерный порог, Соединенные Штаты столкнутся с необходимостью не допустить, чтобы этот малоприятный результат превратился в катастрофический. Тут требуется понимание того, каким станет вероятное поведение ядерного Ирана, какова будет возможная реакция его соседей и что может сделать Вашингтон, чтобы повлиять на развитие событий. Это современная теократия, которая стремится к революционным идеалам, защищая при этом свои практические интересы.
После трех десятилетий экспериментов Иран не преодолел свои идеологические терзания. Основатель Исламской Республики аятолла Рухолла Хомейни оставил своим наследникам клерикальную космологию, которая делит мир на угнетателей и угнетенных и возлагает на Иран миссию по возвращению Ближнего Востока к праведности. Но политическая необходимость оставаться у власти толкала иранских лидеров и в другом направлении: им надо было управлять экономикой, удовлетворять требования населения, численность которого растет, и продвигать интересы страны в неспокойном регионе. Клерикальным правителям приходилось заключать соглашения с соперниками и врагами, иногда сглаживая острые углы своей веры.
Задача государственного управления требовала уступок горьким реалиям и истощала революционную энергию. Столкновение идеологии и прагматизма нередко ставило Иран в парадоксальное положение: обеспечивать достижение своих целей ему приходилось в рамках регионального порядка, который он поклялся подорвать. В соответствии с революционными побуждениями иранские лидеры построили государство на антиамериканизме и жесткой оппозиции Израилю. Тегеран поддерживает такие экстремистские группировки, как ХАМАС и «Хезболла», а также исламистских боевиков, которые противостоят американским силам в Ираке.
Муллы не раз пытались свергнуть правительства союзников США — стран Персидского залива. Режим выжил потому, что иранские правители сознавали границы своей власти и поэтому сочетали революционную агитацию с прагматизмом. Иран клеймил Соединенные Штаты как «большого сатану» и призывал к уничтожению Израиля, но избегал прямой военной конфронтации с ними. Он громогласно защищал палестинцев, но оставался в стороне, когда Россия устраивала резню чеченцев, а Китай угнетал уйгуров-мусульман.
По-видимому, чистота идеологии уступала стремлению получить дипломатическое прикрытие России и совершить коммерческие сделки с Китаем. Несмотря на исламистскую одержимость, муллы слишком любят власть, чтобы становиться мучениками. Иранская ядерная программа возникла не только как важный аспект существования страны на международной арене, но в большей степени и как определяющий элемент ее национальной идентичности. И причины реализации программы менялись по мере ее развития.
Нынешняя более консервативная правящая элита, включая президента Махмуда Ахмадинежада и Революционную гвардию, видят в ядерном потенциале важнейшее средство обеспечения господства Тегерана в регионе. Иными словами, для мощного Ирана требуется прочная и обширная ядерная инфраструктура. И сейчас это более актуально, чем раньше, потому что страна охвачена самыми серьезными внутренними волнениями за многие годы: в наши дни режим, похоже, рассматривает борьбу за ядерную самодостаточность как способ обеспечить собственное политическое будущее. Ядерное оружие повысит мощь Тегерана, но намного меньше, чем он надеется.
Вступление в «ядерный клуб» привело бы Иран поначалу в со-стояние эйфории и, вероятно, побудило бы его стать более агрессивным. Обладание стратегическим оружием усилило бы влияние Тегерана в регионе. Муллы почувствовали бы себя более раскованно в подстрекательстве к шиитским восстаниям против арабских государств Персидского залива. Но судьба любых усилий по дестабилизации суннитских соседей была бы столь же печальна, сколь и при аналогичных кампаниях в прошлом.
Революционный призыв Ирана традиционно находил отклик только среди узкого сегмента шиитов в зоне Персидского залива. Спорадические демонстрации шиитов в Бахрейне и Саудовской Аравии не подразумевали следования идеалам иранской революции; скорее они были выражением протеста против экономического и политического бесправия. У ядерного Тегерана может возникнуть также искушение потребовать от соседей сократить добычу нефти и ограничить присутствие американских военных на их территориях. Однако маловероятно, что ядерное оружие поможет Ирану достичь данных целей, потому что оно по определению настолько узкая категория вооружений, что с его помощью можно добиться только ограниченного набора задач.
Ядерное оружие действительно являет собой потенциал сдерживания: в отличие от Ирака Саддама Хусейна ядерный Иран не подвергнется вторжению, а его лидеров не сместят. Однако безопасность режима и переброска войск — это два очень разных предприятия. Трудно вообразить, что суннитские режимы уступят возрожденному шиитскому государству, ядерное оно или нет. Более вероятно, что государства Персидского залива еще в большей степени доверятся «зонтику безопасности» Соединенных Штатов.
Парадоксальным образом оружие, предназначенное для обеспечения регионального господства Ирана, приведет его к дальнейшему отчуждению от соседей и продлит на неопределенный срок присутствие американских военных сил на его периферии. Иными словами, обладание ядерным арсеналом вполне может помешать гегемонистским амбициям Тегерана. Как и ядерные соискатели до них, хранители теократии могут обнаружить, что атомные бомбы не работают как дипломатические рычаги и не способствуют повышению стратегического статуса. Аналогичным образом, хотя защита ядерного Ирана может позволить ХАМАС, «Хезболле» и другим группировкам на Ближнем Востоке выдвигать более жесткие требования и действовать более дерзко, ядерный арсенал и значительная мощь обычных вооружений Израиля, а также поддержка Израиля Вашингтоном будут держать эти действия под контролем.
Конечно, Тегеран станет бряцать оружием и клясться в солидарности с группировками ХАМАС и «Хезболла», но не пойдет на риск ядерной конфронтации с Израилем, чтобы оказать поддержку действиям этих группировок. В результате недавних столкновений с Израилем ХАМАС и «Хезболла» убедились в том, что вести войну против еврейского государства им приходится в одиночку. Еще одна опасность может заключаться в перспективе того, что Иран передаст примитивное ядерное устройство своим террористическим протеже, но это маловероятно. Несмотря на мессианские притязания, Тегеран четко соблюдал границы, поддерживая боевиков и террористические организации на Ближнем Востоке.
Иран не предоставил «Хезболле» химическое либо биологическое оружие, не занимался поставками иракским боевикам средств для поражения американской авиации. Иранские правители понимают, что такими провокационными действиями они создали бы угрозу своему правлению, вызвав революцию. С другой стороны, сочетая жесткую риторику с ограниченной поддержкой на практике, клерикальный истеблишмент способен одновременно вызвать всенародное одобрение за непокорность Западу и противодействовать Соединенным Штатам и Израилю, не подвергаясь суровой каре. Ядерный Иран, скорее всего, не станет действовать иначе — по крайней мере, с учетом возможности энергичных ответных мер США.
Маловероятно и то, что Иран превратится в новый Пакистан, продающий ядерные материалы и топливо другим странам. Перспектива дополнительных санкций и военной конфронтации с Соединенными Штатами, вероятно, удержит Тегеран от импульсивных действий. Ядерный Иран, несомненно, будет представлять новую опасность на Ближнем Востоке, особенно поначалу, когда он, скорее всего, станет вести себя наиболее безрассудно. Он может начать метаться по региону в попытке использовать предполагаемые преимущества своего нового потенциала и испытать на прочность США.
Но муллы обнаружат, что из ядерного статуса не так просто извлечь ощутимые политические дивиденды. А если Вашингтон недвусмысленно даст понять, что любые поспешные действия могут дорого обойтись Тегерану, тот, скорее всего, их не совершит. Обладание Ираном ядерным оружием не вынудит Вашингтон стать пассивным наблюдателем за событиями в регионе. США сохранят значительную способность влиять на характер действий соседей Ирана.
Они хотят его измотать", - отметила Каринэ Геворгян. Политолог также задалась вопросом о том, каким образом события повлияют на украинский театр военных действий. Это снижает возможности Киева получать вооружение из Соединенных Штатов, Израилю нужнее, как бы то ни было, уже видно категорически. Это означает, что системы ПРО Киев, скорее всего, все-таки получить не сможет. И далее - везде, как говорится. Кроме всего прочего, мы видим, что те же Соединенные Штаты показали, что не все они могут, и не стукнули кулаком по столу. Значит, у Ирана как минимум что-то было в арсенале, что их сдержало.
Когда Вашингтон публично представляет подход к сдерживанию ядерного Ирана, он должен прямо заявить: «нет» началу военных действий с применением обычных вооружений против других стран, «нет» использованию или передаче ядерных вооружений, «нет» активизации поддержки террористов либо подрывной деятельности. США должны также ясно дать понять, что нарушение Ираном этих трех запретов повлечет за собой военное возмездие всеми необходимыми средствами, вплоть до применения ядерного оружия.
Из трех запретов проще всего будет выполнить обещание сдержать нападение с применением обычного оружия. Способность Ирана к переброске войск за пределы страны ограниченна. И вряд ли она значительно возрастет в ближайшее время; если Иран переступит ядерный порог, на него, скорее всего, наложат еще более строгое эмбарго в области вооружений. Американских военных в регионе более чем достаточно, чтобы удержать Иран от набегов на Ирак или десантных операций через Персидский залив либо чтобы прекратить их, если они произойдут. Удержание Ирана от применения или угроз применения ядерного оружия — это совершенно иной комплекс проблем. Пока Тегеран не в состоянии нанести удар по США, используя ракеты с ядерными боеголовками, Соединенные Штаты могут угрожать военным возмездием, если Иран использует или прибегнет к угрозе использования ядерной бомбы против других стран. Но все изменится, если Иран разработает ракеты дальнего действия. Тегеран тоже сможет попробовать сдержать США, угрожая напасть на Европу. Это вызовет известную озабоченность по поводу жизнеспособности так называемого расширенного сдерживания путем устрашения — способности одной страны сдержать нападение на другую.
Это подчеркивает важность развития прочной, многослойной противоракетной защиты. Решение администрации Обамы переориентировать американскую противоракетную оборону в Европе на противодействие ракетам меньшей дальности, продолжая при этом работать над созданием защиты от ракет большей дальности, — это совершенно правильный подход. Более сложная проблема — обеспечение стабильного сдерживания в отношениях между Ираном и Израилем. Поворотным пунктом здесь также может стать предельная степень развития иранской ядерной программы: Иран, имеющий на вооружении ядерные боеприпасы, представит куда бЧльшую угрозу, чем Иран, обладающий лишь потенциалом для их производства. Вашингтон должен продолжать оказывать дипломатическое и экономическое давление, чтобы воспрепятствовать Тегерану, если тому удастся завершить ядерный топливный цикл, сделать этот последний шаг. Соединенные Штаты должны также публично пообещать прибегнуть к любым мерам возмездия по своему усмотрению, если Иран применит ядерное оружие против Израиля. Это, по сути, дополнит потенциал ответного удара, которым обладает Израиль. Если Израилю для дополнительного спокойствия понадобится формальное обязательство, его следует включить в исполнительное соглашение либо договор. США также должны быть готовы развернуть свои войска на территории Израиля в качестве сил прикрытия.
Это показало бы, что в случае иранской агрессии Соединенные Штаты будут неразрывно связаны с Израилем. Еще Вашингтон должен проинформировать Тегеран, что нанесет превентивный удар всеми средствами, которые сочтет нужными, если Иран приведет свои ядерные силы в состояние боеготовности. И Израиль, и его арабские соседи должны быть защищены американским «зонтиком» противоракетной обороны. Чем агрессивнее будет становиться Иран, тем больше его соседи будут склонны сотрудничать с Вашингтоном в области создания систем ПРО на своей территории. Удержание Ирана от передачи ядерных вооружений, материалов и технологий другим государствам или негосударственным субъектам потребует иного комплекса мер. По большому счету у Ирана нет причин совершать такие рискованные действия, но он может поддаться соблазну, воспользовавшись тем, что тайную торговлю ядерными материалами отследить трудно. Чтобы помешать Тегерану получить выгоду на международном ядерном базаре, США и их союзники должны будут действовать решительно — например, в рамках Инициативы по безопасности в области распространения и резолюций ООН, налагающих дополнительные санкции на Иран и его потенциальных партнеров по бизнесу. Чтобы внушить иранским муллам, что для них исключительно важно контролировать каждый созданный либо приобретенный ядерный арсенал, Вашингтон должен считать Тегеран ответственным за любую ядерную передачу, разрешенную или нет. Нельзя позволить ему избежать наказания либо возмездия, ссылаясь на утрату контроля.
Жизненную важность приобретут увеличение инвестиций в мониторинг и шпионаж за Ираном. Соединенные Штаты должны повысить свою способность отслеживать движение ядерных вооружений, материалов и отходов, удостоверяясь, поступили ли они из Ирана или какой-либо другой страны. Такая криминалистика крайне важна для определения ответственных за ядерные передачи и для поддержки любого акта возмездия США против Ирана, если он окажется виновным. Сдержать поддержку Тегераном террористических и диверсионных группировок третий категорический запрет, который должны наложить Соединенные Штаты будет трудно. Подобного рода деятельность происходит втайне, и поэтому нелегко точно установить соучастников. Такие сложности делают приоритетным улучшение способности разведывательной системы США — как самостоятельно, так и совместно с зарубежными коллегами — отслеживать тайную деятельность Ирана. Энергичная дипломатия, смягчающая разногласия между Израилем и его соседями, подорвала бы усилия Ирана, направленные на то, чтобы воспользоваться недовольством в регионе. Дружные и настойчивые меры — дипломатические и экономические — по улучшению жизни палестинцев снизили бы для них притягательность Ирана. Вовлечение Сирии во всесторонний израильско-палестинский процесс мирного урегулирования не только ослабит связи Тегерана с Дамаском, но и затруднит для Ирана поставки оружия «Хезболле».
Вашингтон должен стремиться и впредь ограничивать стратегический размах Ирана, укрепляя институциональный и военный потенциалы Афганистана и Ирака. США следует заверить страны Персидского залива в своей приверженности к сохранению существующего баланса сил. Для этого потребуется расширять торговлю, усиливать аппараты безопасности и разведки этих государств, а также выработать более целостный подход к оборонному планированию в регионе. В то же время Соединенным Штатам нужно убедить правительства указанных стран, что подавление шиитских меньшинств играет на руку Тегерану. И, наконец, Вашингтон должен сделать все возможное для предотвращения вероятности получения ядерного оружия другими странами Ближнего Востока. США не могут больше закрывать на это глаза, как делали в отношении Пакистана в 1980-х гг. Тон и убедительность будут иметь значение. Следует помнить, что вступление Ирана в «ядерный клуб» будет истолковано Израилем и арабскими государствами как недостаток политической воли и демонстрация ограниченности американской мощи. Вашингтон не может ставить под удар свою репутацию дальнейшими колебаниями либо сомнениями.
Нерешительность Соединенных Штатов подорвет усилия и по сдерживанию Ирана, и по убеждению друзей и союзников США в регионе. Вашингтон должен побудить и другие крупные державы к сдерживанию иранской угрозы. Пять постоянных членов Совета Безопасности ООН инициировали многочисленные резолюции с требованиями к Ирану прекратить его ядерную деятельность и сотрудничать с Международным агентством по атомной энергии. В принципе они кровно заинтересованы в наказании Ирана, подписавшего в свое время ДНЯО, если он отступит от своего обещания остаться неядерной державой, данного много десятилетий тому назад. Бездействие подорвет авторитет Совета Безопасности ООН, а вместе с тем и статус стран, которые являются его постоянными членами. Необходимо добиться от Европы, чтобы для обеспечения свободного перемещения транспорта через Персидский залив были предоставлены войска и военные суда. Россия должна прекратить ядерное сотрудничество с Ираном и продажу ему обычных вооружений. От Китая надо требовать сокращения инвестиций в иранскую энергетику, которые в значительной степени способствуют раздуванию воинственности Ирана. Соединенным Штатам придется взять на себя основную тяжесть решения задачи по сдерживанию ядерного Тегерана, но любая согласованная стратегия требует не только региональной поддержки, но и международного оформления.
Не менее важно определить, чтЧ Вашингтону не следует делать для сдерживания Ирана. Если Иран получит ядерную бомбу, США могут поддаться соблазну отреагировать на это существенным расширением американского военного присутствия на Ближнем Востоке. Однако в регионе уже достаточно сил Соединенных Штатов, и их увеличение не повысит способность Вашингтона удержать Иран от ядерного или обычного нападения, но может сыграть на руку Тегерану, пробудив антиамериканские настроения и вызвав гражданские беспорядки в зоне Персидского залива. Вашингтон может также поддаться соблазну попытаться еще больше подорвать экономику Ирана, применив всеобъемлющие экономические санкции эта идея пользуется значительной поддержкой на Капитолии. Но такие меры в конечном счете нанесут ущерб только бесправным иранским гражданам именно потому лидеры оппозиции энергично возражали против санкций. Более дальновидным представляется ужесточение действующего экспортного контроля, дабы препятствовать доступу ядерной и оборонной отраслей Ирана к технологиям двойного назначения, и усиление целевых санкций против иранского руководства и предприятий, контролируемых Революционной гвардией. Вашингтон должен настаивать — как внутри, так и вне ООН — на за-прете поездок иранских лидеров и на мерах по отказу, например, в доступе к рынкам капитала. Он должен также найти способы штрафовать иностранные компании, которые инвестируют в обветшалую нефтяную отрасль Ирана. Умные санкции такого рода могли бы наказать иранских лидеров, но пощадить рядовых граждан, которые не имеют права голоса по поводу действий режима.
Соединенным Штатам следует воздержаться от значительного расширения номенклатуры вооружений, продаваемых странам Персидского залива, которые смотрят на США как на военного гаранта и своего основного поставщика оружия.