Слово «страда» имеет несколько лексических значений, которые связаны с терпением, болезнью и страданием. В Викиданных есть лексема страда (L166925). Напряженная летняя работа в период косьбы, уборки урожая.
Значение «Страда» в словарях
- Значение слова страда: что это такое?
- Страдá: почему жатва — такой неоднозначный период | Царёв город | Дзен
- Перевод слова страда на другие языки
- Морфологический разбор «страда»
- Страда от слова страдания - YouTube
- Разобрать другое слово
Страдá: почему жатва — такой неоднозначный период
Значение слова страда — | Значения слова страда, примеры употребления. |
Значение слова страда | Есть версия, что "страда" связана с "радеть", то есть "блюсти, исполнять добросовестно". |
Что такое Страда? Это... Значение на СловоПоиск.ру | Лексическое значение значение это. |
Страдные страдания и эстрадные страсти | Морфологический разбор слова «страда» и всех его словоформ, значение слова. |
Определение слова «страда»
Слова «страда» и «страдания», похоже, одного корня. И почему-то это не удивляет. Иногда кажется, что яблоки созданы строго для созерцания и просветления. Страды, страд, страдам, ж. Напряжённая летняя работа в период косьбы, уборки урожая. Применяется слово «страда» в значении любого труда на полях по сбору урожая. страда в русском языке, значение, написание, этимология, синонимы и антонимы, перевод на английский | Словник.
"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль
- Ежедневное сражение
- СТРАДА Словарь Ушакова
- Что значит страда - Значения слов
- Значение слова страда: что это такое?
- страда - опрелеления слова для кроссворда
Значение слова "страда" в словаре русский языка
Нанимашеся на дневную страду, Пролог. Женка с дочерью, тем страды по гривне на лето, стар. Одна пора: страда! Страда, вост. Страдьба, труд, работа, сев. От многой страдьбы изнемог, от тяжкой работы. Страдуха пск.
Страдатель, -ница, страдалец, -лица, о страждет, страдает, терпит муку, гнет, боль, телесно или душевно; мученик, подвижник, много претерпевший, Царь Грозный, за взятие Казани, восхваляем был страдальцем. Страдальный, ко страданью относящий,с мучительный, мученичий; -льческий, страдальцам свойственый, приличный. Страдний, страдный, страдовой, ко страде относящийся. Страдная пора. Страдной казак, новг. Страдная земля, стар.
Страдник м. Страдник, стар.
Если рожь выросла высокой и густой, либо полегла от дождей и ветров или тяжести зерен, либо опутана вьющимися травами — во всех этих случаях предпочитали серп. Не очень густую и невысокую рожь косили «под крюк», то есть такою косою, на древко которой приделаны зубья или грабли, чтобы скошенная рожь не перепутывалась и одновременно с косьбою сгребалась в рядки. Выбор между косой и серпом зависел еще и от степени влажности зерна — утреннее сырое зерно от косы не осыпалось, а подсохшее можно было уже только жать серпом; подобное же различие делалось между перезрелым и недозрелым хлебом.
Таким образом, косу и серп один и тот же человек мог менять в течение дня в зависимости от погоды, времени дня и участка поля. Меняли также и виды кос. Наряду с крюком применяли литовку и горбушу. Так же поступали с пшеницей и ячменем — жали или косили в зависимости от того, какими они выросли. Овес почти всегда косили, но и здесь бывали исключения.
При дождливом лете на хорошей почве овес вырастал высоким и густым, тогда его жали. Горох нередко косили простыми косами, без «крюков». Гречу убирали преимущественно крюками. Выбор лучшего варианта продолжался и в самой жатве: если рожь полностью созрела и чиста, то есть нет сорняков, то ее, сжатую, сразу же связывали в снопы; если же много было травы, то жали «на горсти» — складывали кучками «горстями» , чтобы трава засохла на солнце, потом уже вязали снопы. Не было рутины и в крестьянских способах кладки, сушки, хранения хлеба.
На юге южнее Калуги , где можно было рассчитывать высушить колосья прямо в поле, сжатые горсти и снопы долго лежали не увязанными, а когда укладывали связанные снопы в крестцы и копны, обращали их колосьями наружу. В северных районах с большой влажностью Вологодчина, например снопы вязали сразу же и в скирды укладывали колосьями внутрь. В таких районах хлеб досушивали в овинах. Русская деревня знала овины нескольких типов. Простейшие из них состояли из дощатых колосников, на которых укладывали снопы; огонь раскладывали прямо на земляном полу в середине овина.
Другие овины делали с глинобитной печью и топили ее сухостойным лесом или соломою. Делались в овинах и добротные кирпичные печи со сводом, косыми продушинами и закрывающейся трубой, которые исключали попадание искр в снопы. В Олонецкой губернии, например, делалось строение из двух частей: одна часть — с потолком, полом и печью для просушки хлеба называлась ригач; другая — без потолка, но с очень плотным полом, служила для молотьбы и называлась гумно, или овин. Одновременно с завершением жатвы зерновых начинали уборку овощей. Хорошо просушенные овощи — морковь, свеклу, редьку, репу, картофель и др.
Огурцы, арбузы и даже дыни — солили. Часть овощей старались убрать уже в конце августа, особенно те, которые закладывали в подполье под картошку. Считалось, что после Ивана Постного 29 августа можно начинать копать картошку, а к середине сентября копку картошки, как правило, заканчивали и начинали рубить капусту. Крестьяне владели разнообразными способами заготовки овощей на зиму. Помимо сухого хранения в погребах, амбарах и ямах, применялись соление, малосольная обработка и квашение капусты рубленой и пластовой, соление огурцов, лука, квашение свеклы и пр.
К числу поздних осенних работ относилась уборка и первичная обработка технических культур — льна и конопли. Снопы конопли, погруженные для вымачивания в озеро, например, 4 октября, вынимали из воды 1 ноября; «мяли» коноплю после просушивания в ноябре. Крестьяне знали, что промедление в сроках уборки конопли грозило потерей масличной части ее продукции прядильное сырье сохранялось и в случае наступления морозов и выпадения снега. Но другие осенние работы не всегда позволяли убирать технические культуры в точно выбранный срок. Дивная красота страды Во всех делах, связанных с жатвой и уборкой, сама атмосфера дружных совместных усилий воспитывала добросовестное отношение к работе.
Щапов, — я не только во всех речах, но и во всех неустанно-деятельных хлопотах, и в самих лицах крестьян замечал полнейшую, в высшей степени серьезную, вседушевную озабоченность полевыми работами». Щапов подчеркивает дружный и умелый труд способных к работе людей всех поколений крестьянской семьи в страдную пору: Рано утром, часа в три-четыре, отец семьи, старик 70 — 80 лет, озабоченно будит всю свою семейную рабочую артель.
На горизонте виднелась старинная страда, напоминающая о прошлых временах.
Заключение Слово «страда» является многозначным и может использоваться в различных контекстах. Знание его значения и происхождения поможет вам более точно и точно использовать его в речи. Оцените статью.
Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова. Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия. Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов. Напряжённая летняя работа в период косьбы, уборки урожая.
Лексическое значение слова страда
С 1903 по 1907 — участник революционного движения, … АМП в Литературной энциклопедии: Пьер [Pierre Hamp, 1876—] — настоящая фамилия Bourdillon, французский писатель. Основным произведением А. Свойственный страде [страда 1. Свойственный страде [ страда 1.
Третье значение слова «страда» связано с моральным страданием, когда человек испытывает психологические трудности, такие как горе, печаль, одиночество и т. В целом, слово «страда» имеет отрицательную коннотацию и связано с негативными эмоциями. Однако, благодаря страданиям, человек может стать сильнее и мудрее, поэтому это слово имеет и положительный аспект. Происхождение Слово «страда» имеет древнюю историю происхождения. Оно происходит от санскритского слова «stha», что означает «стоять» или «быть установленным». В древнерусском языке это слово приобрело значение «место, где стоит дом», а затем — «место, где происходит судебное разбирательство».
Панаева, Воспоминания. Для гвардейского истребительного авиаполка --- день прорыва танковой армии был началом боевой страды. Полевой, Повесть о настоящем человеке. Орфографический словарь Лопатина: страда, -ы, мн. Напряжённая летняя работа в период косьбы, уборки урожая. Деревенская с. Боевая с.
Напряженная работа, деятельность, наступающая время от времени, а также время, пора такой работы. Наступила масленица — страда артистов. Спектакли шли утром и вечером. Панаева, Воспоминания. Для гвардейского истребительного авиаполка --- день прорыва танковой армии был началом боевой страды. Полевой, Повесть о настоящем человеке. Напряжённая летняя работа на полях в период косьбы, жатвы, уборки хлеба ; время, пора такой работы. Сенокосная, посевная с. Конец, начало страды.
Значение слова страда. Что такое страда?
В мыслях моментально возникают нехорошие аналогии про очередное явление отечественного быта, преисполненного мучений и безнадежной тоски. Однако под «страшным» термином скрывается всего лишь процесс уборки урожая. Непростая работа Если весна — пора надежд, когда торжествующий селянин только выбирается на поля, чтобы расчистить и засеять территорию, то конец лета и осень заставляют его постараться еще сильнее. Применяется слово «страда» в значении любого труда на полях по сбору урожая. Сюда входят: косьба и жатва; уборка хлеба. Емкое определение описывает не только процесс, оно стало названием для всего сезона. Поэтому граждане присовокупили сюда сбор урожая в огороде, в садах. Даже у грибников с ягодниками и сборщиками кедровых орехов есть собственная страда.
Помимо сухого хранения в погребах, амбарах и ямах, применялись соление, малосольная обработка и квашение капусты рубленой и пластовой, соление огурцов, лука, квашение свеклы и прочее К числу поздних осенних работ относились уборка и первичная обработка технических культур — льна и конопли. Снопы конопли, погруженные для вымачивания в озеро, например, 4 октября, вынимали из воды 1 ноября; «мяли» коноплю после просушивания в ноябре. Крестьяне знали, что промедление в сроках уборки конопли грозило потерей масличной части ее продукции прядильное сырье сохранялось и в случае наступления морозов и выпадения снега. Но другие осенние работы не всегда позволяли убирать технические культуры в точно выбранный срок. Во всех делах, связанных с жатвой и уборкой, сама атмосфера дружных совместных усилий воспитывала добросовестное отношение к работе. Находясь в ленских деревнях в самый разгар жнитва, — писал А.
Щапов, — я не только во всех речах, но и во всех неустанно-деятельных хлопотах, и в самих лицах крестьян замечал полнейшую, в высшей степени серьезную, вседушевную озабоченность полевыми работами». Щапов, как и другие наблюдатели, отмечает дружный и умелый труд способных к работе людей всех поколений крестьянской семьи в страдную пору. Начало и конец жатвы у русских повсеместно сопровождались молитвами и благочестивыми обычаями. Общины принимали решения о приглашении священника для совершения водосвятного молебна в поле. Служили перед иконами. Срок начала жатвы и характер зажина определялись также на сходке.
Жать по найму в соседней деревне можно было и до установленного общиной срока, но начать жатву своей полосы нельзя было до общего зажина. Для начала жатвы на сходке назначали определенный вечер, но без указания часа, так как зажин окружали обычно некоторой таинственностью: никто не должен был видеть, как это произойдет. Совершить зажин должна была выбранная общиной женщина. Чаще всего выбор падал на старушку вдову, известную своей тихой и безупречно нравственной жизнью. К ней направляли представителей — просить от мира. Старушка должна была, по традиции, отвечать им неопределенно: «Добрые люди найдутся — зажнут».
В самый вечер зажина никто не работал. В деревне возникала напряженная и торжественная обстановка ожидания важного события. Избранная на сходе женщина зажигала у себя в избе свечу перед иконами и, положив несколько земных поклонов, отправлялась жать. Пробиралась к своей полосе, стараясь остаться незамеченной. В поле она повторяла земные поклоны в древний варианте — молилась «во все четыре стороны» и, сжав три снопа, складывала их крестообразно друг на друга. Вернувшись домой, жница молилась и гасила свечу.
После этого по деревне распространялось известие о том, что зажин, слава Богу, состоялся. На следующее утро жницы со всех дворов шли на жатву. Сходка могла выбрать по жребию целое семейство для «почина жнитва» Владимирская губерния. Могла принять решение и об ином способе зажина — совместном.
Нанимашеся на дневную страду, Пролог.
Женка с дочерью, тем страды по гривне на лето, стар. Одна пора: страда! Страда, вост. Страдьба, труд, работа, сев. От многой страдьбы изнемог, от тяжкой работы.
Страдуха пск. Страдатель, -ница, страдалец, -лица, о страждет, страдает, терпит муку, гнет, боль, телесно или душевно; мученик, подвижник, много претерпевший, Царь Грозный, за взятие Казани, восхваляем был страдальцем. Страдальный, ко страданью относящий,с мучительный, мученичий; -льческий, страдальцам свойственый, приличный. Страдний, страдный, страдовой, ко страде относящийся. Страдная пора.
Страдной казак, новг. Страдная земля, стар. Страдник м. Страдник, стар.
Российская империя и Советский Союз периодически проводили неэффективные экономические политики, которые приводили к нищете, нехватке товаров и ухудшению жизни людей. Натура культуры и изоляция. Русская культура и идеологии традиционно включали элементы мучений и страдания как средства саморазвития и спасения. Это могло повлиять на общественное восприятие страды и привести к ее распространению. Человеческий фактор. В причинах страды в истории России также играл важную роль человеческий фактор, то есть ошибки и коррупция властей, низкая компетентность и эгоизм. Примеры из истории России 1. Крестьянская реформа 1861 года Самая значимая страда, произошедшая в истории России — это крестьянская реформа 1861 года. В результате этой реформы, крестьяне получили свободу личности и право владения сельскими участками, но им пришлось выкупить землю у помещиков, что привело к тяжелому экономическому положению большинства крестьян. Первая мировая война Во время Первой мировой войны 1914-1918 Россия потерпела значительные страдания. Солдаты были заброшены на фронт без достаточного вооружения и снаряжения, что привело к огромным потерям. Кроме того, отсутствие продовольствия и медикаментов привело к голоду и эпидемиям, которые унесли миллионы жизней. Октябрьская революция 1917 года Октябрьская революция 1917 года стала одной из самых значимых страд в истории России. Революция привела к свержению царя Николая II и установлению власти большевиков. Это событие разделило общество и привело к длительной гражданской войне, которая потребовала миллионы жизней. Коллективизация и голодомор 1932-1933 годов Коллективизация сельского хозяйства в 1930-х годах стала еще одной страдой в истории России. Отбор земли у крестьян и создание коллективных ферм привели к массовым голодам и голодомору, который унес жизни миллионов людей на Украине и в других регионах СССР. Великая Отечественная война Великая Отечественная война 1941-1945 также принесла огромные страдания русскому народу. Миллионы солдат и гражданских лиц погибли в боях и в результате нацистских репрессий.
Определение слова «страда»
Художник Маковский Александр Владимирович «Время сенокоса почитается за праздничное событие и ожидается с нетерпением, в особенности молодыми людьми», — писал в Географическое общество информатор из этой волости в 1866 году. Молодые умудрялись веселиться, несмотря на тяжелый и напряженный по срокам труд. В деревне каждый шаг был на виду, а обстановка на покосах создавала относительно большую свободу. Парни здесь одевались на сенокос щеголевато, заигрывали с девушками; в воскресенье, когда никто не работал, ловили рыбу, играли в горелки, катались на лодках, «играли песни».
В Тамбовской губернии Кирсановский уезд мужчины и женщины, а в особенности девушки, на сенокос «убирались в самое хорошее одеяние», как на «самый торжественный праздник», в то время как на уборку хлеба надевали самое худшее. Причину этого различия современник видел в том, что на сенокосе собирались «в один стан», а на жатве каждая семья работала отдельно. Сроки жатвы Как важно было точно определить срок жатвы для каждой культуры!
Здесь, разумеется, учитывали, прежде всего, степень зрелости, но также и погодные условия, надобность в рабочих руках для других срочных дел, особенно для посева озимых, сроки которого отчасти накладывались на жатву. Считалось грехом убирать хлеб недозрелый, с зерном «восчаным», клейким. Однако иногда, в силу местных особенностей, делались исключения.
Так, в Оренбуржье, как писали в журнале Вольного экономического общества, ячмень жали «всегда в прозелень, для того, что у спелого солома и колос пополам ломятся и спадают». В этом случае сжатый ячмень расстилали, чтобы дозрел. Рожь в средней полосе Европейской России начинали жать обычно около Ильина дня 20 июля, то есть 2 августа нашего стиля.
Несколько позже сеяли озимые. Так, в Тульской провинции в 60-е годы XVIII века лучший срок сева озимой ржи определяли около 1 14 августа, второй срок — 6 19 августа. Считалось, что хороший хозяин, хоть десятинку, хоть две, но непременно посеет до Преображения то есть до 6 19 августа.
Но был и третий срок — около 15 29 августа. Их так и определяли — ранний, средний и поздний сроки сева озимых. Близкие сроки были и за Уралом.
В Енисейском уезде и северной части Ачинского 1 14 августа сеяли озимую рожь; в южных частях этих уездов и в соседнем Канском с этого числа начинали жать, а сев мог пройти и раньше. В Красноярском уезде сеяли озимь после 20 июля 2 августа. С 6 августа старого стиля жатва в этой части Сибири становилась почти повсеместной.
Художник Николай Корнильевич Пимоненко В рамках выработанных сроков происходили определенные колебания, вызванные разными возможностями отдельных крестьянских хозяйств, а отчасти и тем, что крестьяне по-разному оценивали, какого роста должны достигнуть к началу морозов всходы озими. Семьи многочисленные и зажиточные за счет большого числа работников справлялись с одновременным исполнением различных видов летних работ. Одиночки, малосемейные и бедняки вынуждены были распределять их во времени.
Для соотношения сроков жатвы и сева озимых имело значение также наличие семян: если были резервы из прошлогоднего урожая, то можно было засеять озимые до начала уборки. Каждый крестьянин в своем хозяйстве был одновременно и агрономом, и экономистом, — наблюдения за вызреванием он должен был увязать с хозяйственными возможностями семьи. Одне стараютца посеять озимые так, чтобы она озимь до снегу из краски вышла.
Она, как только вырастет с вершок, с полтора, красна бывает, а после, как станет подрастать, краску теряет и начинает разнеживатца. Другие стараютца угадать, чтобы озимь успела до снегу разгнездиться». Сочетание двух этих признаков считалось верной гарантией хорошего урожая озимых — «хлеб уйдет от мороза».
Гагемейстер, основываясь на местных материалах Енисейского округа середины XIX века, так излагал представления крестьян: Как скоро покажется отверстие в зерне и оболочка его покраснеет, то уже иней не повредит зерна. На сроки жатвы оказывала влияние и степень обеспеченности хозяйства работниками. Одиночки и малосемейные жали сначала озимую рожь, потом, около Успенья 15 28 августа , принимались за уборку яровых; большие семьи и те, в которых нанимали работников, нередко жали все хлеба одновременно, если, конечно, созревание их позволяло.
Существенно различались сроки жатвы северной и южной хлебопахотной полосы.
Начиналась искупительная страда великого народа, повинного в целых веках терпеливого рабства В. Родственным страде приходится и существительное «страсть», также буквально означающее «страдание». А вот слово эстрада ему вовсе не родственник, хотя эстрадные артисты, можно сказать, тоже потом и кровью добывают свой кусок хлеба во время гастрольной страды. У него даже ударение на другой слог падает, и происходит оно не от древнерусского, а от латинского stratum — «ковёр, покрывало».
Период такой работы. День убывает, жара прибывает. Кукушка перестает куковать, а соловей - петь. Самый разгар лета. С 1903 по 1907 — участник революционного движения, … АМП в Литературной энциклопедии: Пьер [Pierre Hamp, 1876—] — настоящая фамилия Bourdillon, французский писатель.
Страница ответа Скажите, правильно ли употреблять выражение "что-либо миновало экватор" в значении "прошла половина времени", "сделана половина работы" например: "лето миновало экватор", "чемпионат миновал экватор", "сессия миновала экватор", "уборочная страда миновала экватор"? Устойчивого сочетания миновать экватор с таким значением нет. Но это сочетание может использоваться как авторское, если в контексте ясно, что имеется в виду.
Значение слова «страда»
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СТРАДА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. На данной странице представлено лексическое значение слова «страда», а также сделан звуко-буквенный разбор и разбор слова по составу с транскрипцией и ударениями. тяжелом труде земледелия. СТРАДА — СТРАДА СТРАДА, страды-страды, мн. страды, жен. 1. Тяжелая летняя работа в период косьбы, жнитва и уборки хлеба. тяжелый, напряженный труд переносное значение. СТРАДА, -ы,мн. страды, страд, страдам, ж. Напряжённая летняя работа в период. Значение слова СТРАДА в Большом современном толковом словаре русского языка.
Значение слова страда: что это такое?
Страда правильное лексическое значение слова в словаре Ожегова. тяжелый, напряженный труд переносное значение. В Викиданных есть лексема страда (L166925). Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное.
Разбор слова «Страда»
Страдьба, труд, работа, сев. От многой страдьбы изнемог, от тяжкой работы. Страдуха пск. Страдатель, -ница, страдалец, -лица, о страждет, страдает, терпит муку, гнет, боль, телесно или душевно; мученик, подвижник, много претерпевший, Царь Грозный, за взятие Казани, восхваляем был страдальцем. Страдальный, ко страданью относящий,с мучительный, мученичий; -льческий, страдальцам свойственый, приличный. Страдний, страдный, страдовой, ко страде относящийся. Страдная пора. Страдной казак, новг. Страдная земля, стар. Страдник м. Страдник, стар.
И не вступатися мне в тыя земли, ни в страдников чернецких, монастырских крестьян. Князь Трубецкой лаял и позорил, и называл страдником, Разрд. Страдник божий, зап. Велел их страдничьи вины отдати, простить недоимки.
Кукушка перестает куковать, а соловей - петь. Самый разгар лета. С 1903 по 1907 — участник революционного движения, … АМП в Литературной энциклопедии: Пьер [Pierre Hamp, 1876—] — настоящая фамилия Bourdillon, французский писатель. Основным произведением А.
Свойственный страде [страда 1.
Начало сенокоса В Зарайском уезде тогдашней Рязанской губернии, как и всюду, косить начинали «со светом», то есть по росе. Помните, в известной пословице: «коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой»? На дальние луга «крестьяне с бабами, девками и грудными младенцами» выезжали. Располагались станом около реки или ручья в тени деревьев, устраивали шалаши и оставались там до конца сенокоса.
В котелках, подвешенных на жердочках, варили обед и ужин. Художник Федот Васильевич Сычков «По вечерам картина таборов очень живописна и оживлена», — отмечает В. Предоставим ему слово и для рассказа о том, как сушили сено. Скошенную рядом траву бабы и девки немедленно разбивают, то есть растрепывают рукоятками граблей для того, чтоб солнце и ветер могли лучше ее просушивать. Разбивка эта производится целый день под палящими лучами солнца.
К вечеру разбитое и почти сухое сено сгребают в валы, то есть длинные гряды, а из них уже образуют копны, то есть высокие кучи, имеющие весу от 3,5 до 8 пудов, судя по тому, крупное или мелкое сено. Копна крупного сена при равном объеме всегда легче мелкого. На другой день, когда роса уже поднялась, копны эти разваливают кругами … , а потом опять сваливают в копны и мечут в стога. Этот порядок обыкновенно бывает при уборке в ведренное время, но ежели случайно находят тучки и перепадают дожди, то при уборке сена бывает много хлопот. Когда тучка еще находит или невзначай пойдет дождь, стараются сено, если оно еще в копнах или если копна развалена, немедленно скопнить, и сено остается в копнах во все время ненастья.
Но как только проглянет солнце, сейчас копны разваливают и перебивают сено до тех пор, пока оно совершенно просохнет. Казалось бы, несложные приемы. Но сколько нужно было внимания, трудолюбия, заинтересованного и добросовестного отношения, чтобы четко и вовремя выполнить их. Сенокос превращался в праздник При благоприятных условиях уборка сена считается одною из приятнейших сельских работ. Время года, теплые ночи, купанье после утомительного зноя, благоуханный воздух лугов, — все вместе имеет что-то обаятельное, отрадно действующее на душу.
Бабы и девки имеют обычай для работы в лугах надевать на себя не только чистое белье, но даже одеваться по-праздничному. Для девок луг есть гульбище, на котором они, дружно работая граблями и сопровождая работу общей песней, рисуются перед женихами. Радостной картине, обрисованной Селивановым, вторят многие другие рассказы о сенокосе из разных губерний и уездов. Все участники наряжались в лучшее платье, особенно девушки; на покосе много пели. Обед подавали сытный и с традиционным набором блюд: пшеничная каша с маслом и соленое свиное сало.
Лучшее, праздничное платье ярких расцветок на общих покосах отмечено и в материалах по Орловскому уезду Орловской губернии. Здесь на лугу составляли хороводы, играли на гармониках и пищиках или на жалейках тростниковые дудочки. Особенное веселье молодежи начиналось, когда копнили: сначала сгребали сено в валы в сажень высотой, а затем группами катили эти валы под общую «Дубинушку» к тем местам, где предполагалось ставить копны. В Скопинском уезде Рязанской губернии молодые женщины, девицы и парни также одевались во время покоса в лучшее платье. Убирая сено, пели, шутили.
В Вельском уезде Вологодской губернии мужчины на покос надевали ситцевые рубахи, а женщины — ситцевые сарафаны; и то, и другое — по большей части красного цвета, из покупной ткани в обычное время здесь ходили в рубахах и сарафанах своей работы. Для обеда объединялись по нескольку семей. После обеда старики отдыхали, а молодежь отправлялась за ягодами или заводила песни «в кружке». Художник Голынский Василий Андреевич Сенокос продолжался дней двадцать, а то затягивался и на месяц, и соответствующий настрой сохранялся в течение всего этого времени. По окончании сенокоса устраивался праздник всей общины.
Для оплаты общего угощения выделяли часть луга, и сено с этого луга продавали — покупатели были свои же односельчане.
Ворчал даже близнец Райнер: - В Самуре сейчас самая страда - виноград давят, ульи окуривают, а у нас все Датчанка да Язычник! К огорчению моему, в этот полуденный час народ на улице был редок, деревенский люд еще не окончил весеннюю страду. Уже в начале лета ее полуденный дремотный покой, настоянный густым и терпким запахом чабреца и полыни, как вечерний благовест напоминал, что пришла пора летней страды , наступило время особых забот человека о хлебе насущном. И когда обвиненными оказываются обрядовые дублеры быка, нож и топор, их бросают в воду, подобно чучелам полевых обрядов Этот праздник происходит между концом июня и серединой июля, в разгар лета, во время страды Конечно, если в буфониях доискиваться формально-логического смысла, то можно им приписать все то, что содержится в толкованиях современных наших ученых Но дело в том, что буфонии, как и майская обрядность, как свадьба, еда, похороны и т. Не успел еще сойти с наших лиц загар от летней трудовой страды , закончившейся решением нескольких тактических задач на местности, как мы снова оказались в академических стенах и разместились в более просторной и светлой аудитории старшего курса.
Страда в половине, которые семьи управились с кошениной, а ежели есть свои мужики, так поставят сено и без старика.