Подход предполагающий, что между фашизмом и нацизмом существуют различия принципиального характера, в лучшем случае ошибочен, в худшем –своекорыстен. Желающие могут освежить в памяти "Доктрину фашизма" самостоятельно; но процитированного уже достаточно для того, чтобы понять, что фашизм и национализм – далеко не одно и то же.
Фашизм и нацизм: чувствуем ли разницу?
В остальном почти всё сходилось. Главное - человек ничто по сравнению с государством. Нет ничего вне государства. Человек только маленький винтик, который может существовать только в государственном механизме... И если в "Манифесте коммунистической партии" прямо указывалось, что у пролетариата нет национальности, то только НАЦИЗМ вступал с ним по этому вопросу в противоречие. Но нацизм был полным антагонизмом коммунизму, а вот фашизм был "конкурентом", который имел неоспоримые преимущества. Именно для того, чтобы "очернить" фашизм в глазах населения СССР, его "повесили" на нацистов, идея избранности одной нации была неприемлема в многонациональном СССР. Так, ничего не подозревая, нацисты превратились в фашистов. Сейчас мы даже не задумываемся над тем, что родиной фашизма была Италия. А слышали ли вы о преследовании евреев в фашистской Италии?
О концлагерях в Италии? Вернее, они появились по настоятельному требованию Гитлера, после освобождения Муссолини. Лагеря были очень интересные. Евреи должны были там ночевать... После утренней поверки, все расходились на работу в город. Если кто-то не мог найти себе работу каждый искал себе работу сам , то государство выплачивало пособие. Так как столовая в концлагере была платной... И вот в наш мозг калёным железом было вписано: немцы - фашисты! А оказывается - НЕТ!
А сегодня приходишь к ещё более удивительному выводу. Если разница между коммунизмом и фашизмом только в отношении к вопросу классовой борьбы, а остальное совпадает.
Фашизм и нацизм. Фашизм нацизм национализм. Разгоца нацистов и фашистов. Национализм и фашизм. Различия фашизма и нацизма таблица. Фашизм и нацизм отличия и сходства таблица. Сравнение фашизма и нацизма. Отличия фашизма и нацизма таблица.
Сходства и различия фашизма и нацизма. Различия между фашизмом и нацизмом таблица. Чем отличается фашизм от нацизма. Фашизм и национализм различия. Различие нацизма и национализма. Отличие фашизма от национализма. Национал Социалистическая Трудовая партия Германии идеология. Национал социализм. Фашизм и нацизм отличия. Отгивие фашизма и нацизма.
Фашизм и национал-социализм. Фашисты и нацисты. Национал-социализм и нацизм. Нацизм и национализм разница. Нацизм и национализм отличия. Нацизм и национализм в чем разница. Фашизм и национал-социализм сходства и различия. Сравнительная таблица фашизма и нацизма. Национализм и фашизм отличия. Нацисты и фашисты отличия.
Национализм нацизм фашизм разница. Общие черты фашизма и нацизма. Нацизм и фашизм это разные вещи. Фашизм и национализм разница. Нацизм и национал-социализм разница. Коммунизм и фашизм сравнение таблица. Фашизм и коммунизм разница. Либеральный нацизм.
Оно умеет качественно вклиниваться в правовое поле государства и способно справляться с конструктивной критикой. Тот, кто понимает, что такое нацизм, должен знать, что при нем государство следует тоталитарным устоям, и в нем нет места свободомыслию.
Нацизм Что такое нацизм? Определение этого понятия стало широко известно всему миру после окончания Второй мировой войны. Именно Третий рейх является основным примером, благодаря которому можно понять, что такое нацизм. Под этим понятием понимается та форма общественного устройства государства, при которой социализм объединяется с крайней степенью расизма и национализма. Цель нацизма состояла в том, чтобы объединить на обширной территории общность расово чистых, арийских людей, которые смогут привести страну к процветанию на протяжении веков. По мнению Гитлера, социализм являлся древнеарийской традицией.
В официальных СМИ, выступлениях лидеров партии и государства, в художественных произведениях книгах, спектаклях, кинофильмах , в общественной жизни городов и весей — всюду звучит «фашизм». И в отношении военной тематики, и на бытовом уровне применительно к «извергам», «нелюдям», «мерзавцам» уже нашего времени. Взять хотя бы знаменитый фильм Михаила Ромма — именно «Обыкновенный фашизм», в советском исполнении нет фильма «Обыкновенный нацизм». Минута молчания — она ведь названа «светлой памяти павших в борьбе с фашизмом». В школьных учебниках всюду фашизм, а не нацизм и т. Почему так? Ларчик открывается просто. Нацизм — это сокращение от «национал-социализм». Разумеется, между большевиками, коммунистами, с одной стороны, и национал-социалистами нацистами , с другой, были существенные различия. И все же в стилистике названий прослеживается сходство. У них хоть и национал-, но все же социализм, а это, как говорится, сближает — хотя бы на словах. К тому же в названии гитлеровской партии присутствует слово «рабочая». В то же время на Западе ситуация была изначально противоположной — там в обиходе именно термин «нацизм». Именно о нацизме «наци» , национал-социализме постоянно говорили и политики, включая Черчилля, Рузвельта, Трумэна, де Голля, и некоммунистические СМИ. Тем самым они «исподволь», ассоциативно ставили коммунистов-большевиков близко к национал-социалистам нацистам. В общем, для непосвященных названия «Всесоюзная коммунистическая партия большевиков » — ВКП б , «Коммунистическая партия Советского Союза» КПСС и «Национал-социалистическая немецкая рабочая партия» НСДАП весьма близки: во всех случаях присутствует «левизна», «народность», «защита интересов трудящихся», «революционность». Поэтому уже в довоенные годы в советском обиходе был именно «фашизм», так как «нацизм» и особенно «национал-социализм» порождал нежелательные параллели и ассоциации. Тем более с 22 июня 1941 года в обиходе был именно привычно-негативный фашизм, причем степень его негативного восприятия стремительно нарастала, а не нацизм. Игры «Большой тройки» Таким образом, даже в годы совместной борьбы с Гитлером не говоря уже о временах до и после войны между СССР и западными союзниками — имеются в виду как государственные лидеры, так и преобладающий тренд в общественном мнении — наблюдался своеобразный алаверды. Советские руководители «ненавязчиво» сближали Америку и Британию с фашистами, а Рузвельт и особенно Черчилль ставили коммунистов-большевиков близко к национал-социалистам нацистам. Речь, повторюсь, прежде всего, об идеологии, мировоззрении, а не о международной стратегии, где главным было все же совместное, западно-советское, неприятие фашизма-нацизма — во всяком случае, начиная с 22 июня 1941 года. Иными словами, фашизм, родиной которого была Италия, обозначал в переводе с латинского «фасция» всего лишь пучок прутьев, — символ власти в Древнем Риме, символизирующий общество, сплоченное под единым, жестким руководством вождя царя, императора, султана и т. При беспристрастном подходе жесткое единоначалие легко можно заметить и в политической системе сталинского хрущевского, брежневского СССР, и в коммунистическом Китае, и в современной России. Разумеется, Сталин, как и его «заклятые друзья» по антигитлеровской коалиции, не только оборонялся, но и наступал. Стремясь показать близость западных демократий и Третьего рейха, поставить Берлин рядом с Вашингтоном и Лондоном, советская пропаганда утверждала а в годы союзничества с Западом подразумевала , что различий между Америкой-Британией и фашистской Германией — всего ничего: у англосаксов — «замаскированная диктатура крупного капитала», а у Гитлера эта диктатура уже открытая. Но какое там «рядом», если вместо слова «фашизм» произносить «нацизм» — значит, «национал-социалистический», да еще и «рабочий»?! Для западного общества, для большинства обывателей Америки, Британии или Франции, например, Нюрнбергский процесс — это суд именно над нацизмом, именно национал-социализм — это «коричневая чума» и угроза человечеству, именно с нацизмом воевала, в ее собственной интерпретации, антигитлеровская коалиция за вычетом СССР.
В чём отличие фашизма от нацизма?
Одни исследователи рассматривают нацизм, как вариант фашизма, другие – видят в нацизме отдельный исторический феномен. Сходства и различия фашизма в Италии и Германии. В Италии так и не случилось перехода ко второй стадии развития фашистской идеологии и установления тоталитаризма. Таким образом, разница между фашизмом и нацизмом заключается в том, что фашизм более прогрессивен и старается удержать при власти различные социальные группы, в то время как нацизм (не считая предложения об уничтожении других наций) — более консервативен.
Фашизм и нацизм: в чем разница?
Знаком идейно-политической ориентации консервативных сил стало — вопреки многочисленным публичным протестам — совместное посещение канцлером Колем и президентом Рейганом кладбища солдат и офицеров войск СС в Битбурге Рейнланд-Пфальц 5 мая 1985 г. Рейган при полном одобрении Коля назвал нацистов «такими же жертвами, как и жертвы концлагерей». Ответственным государственным деятелям США и ФРГ полагалось бы знать, что на руках похороненных в Битбурге нацистских злодеев — неотмытая кровь борцов против фашизма, в том числе американцев, погибших во время боев в Арденнах и в концлагерях. Он завлекает нас на тропу, которая уже однажды привела нас к катастрофе».
Образная характеристика опасной возможности поворота в историческом сознании ФРГ была дана Тео Зоммером: «Мы знаем, откуда дует ветер, — это ветер кружащих каркающих воронов над Кифгейзером». Кифгейзер — горная гряда, в недрах которой, согласно преданию, погребен император Фридрих I Барбаросса [ок. Он спит в пещере, его борода приросла к полу, но придет время, разверзнутся каменные своды, и император выйдет, возродив былое могущество германской империи… В этой обстановке неожиданно и ожидаемо!
За кандидатуру Вайцзеккера, который в 1984 г. Свое кредо он выразил следующим образом: «Прогресса можно добиться лишь с помощью консерваторов. Нужно не подавлять их, а привлекать на сторону прогрессивных идей… Настоящие консерваторы должны быть открыты прогрессу.
Тот, кто отвергает прогресс, становится реакционером». В парламентской речи — вслед за Карлом Ясперсом — он исходил преж де всего из нравственной оценки Третьего рейха, мысля в категориях противостояния злу и насилию, защиты прав и достоинства человека. Ни один германский политик послевоенного времени не поднимался до той высоты чувств и высокой честности перед историей, которых достиг в своей речи Вайцзеккер.
Он точно и беспощадно сопоставил тогдашнее и нынешнее восприятие окончания Второй мировой войны. День окончания войны вовсе не был и не мог быть в Германии днем торжества: «Понять сразу, что к чему, было не так просто. Смятение и неясность царили во всей стране.
Капитуляция была безоговорочной. В руках победителей находилась вся наша судьба. Прошлое было ужасно, и таким же оно было для многих из них.
Потребуют ли они от нас стократной расплаты за то, что мы им причинили?.. И все же день ото дня все яснее становилось то, с чем мы все сейчас согласны.
Отметив, что феномен тоталитаризма, как и все социальные явления, может получить много определений, он сформулировал следующие пять основных признаков: 1 монопольное право одной партии на политическую деятельность; 2 наличие у этой партии идеологии, получающей статус единственного авторитета, а в дальнейшем — и официальной государственной истины; 3 исключительное право государства на силовое воздействие и средства убеждения; 4 подчинение государству большинства видов экономической и профессиональной деятельности; 5 политизация и идеологизация всех сфер жизни и возможных прегрешений человека и, как заключительный аккорд, террор, одновременно полицейский и идеологический [4]. Комментируя этот набор признаков, Р. Арон отмечал: «Определяя тоталитаризм, можно, разумеется, считать главным исключительное положение партии, или огосударствление хозяйственной деятельности, или идеологический террор.
Но само явление получает законченный вид только тогда, когда все эти черты объединены и полностью выражены» [5]. Большинство появившихся в 1970-1980-гг. Примером может служить перечень из тринадцати основных характеристик тоталитаризма, предложенных американским ученым Майклом Кертесом в работе «Тоталитаризм» 1980. Сформулировав характеристики тоталитаризма, М. Кертис отметил серьезные различия между нацистской Германией, фашистской Италией и сталинским режимом.
Общие для тоталитарных режимов качества проявлялись в этих странах с разной интенсивностью. К Италии вообще не применим ряд присущих тоталитаризму характеристик в связи с аморфностью фашистского движения, состоявшего из множества соперничавших между собой группировок и течений, высокой степенью автономии ряда институтов монархия, церковь, частично армия. Трем странам понадобились разные сроки для завоевания контроля над политической сферой жизни, уничтожения реальной и потенциальной оппозиции, превращения террора в важнейшую характеристику властных отношений [6]. Неофашизм Неофашизм - термин, который применяют для обозначения некоторых праворадикальных организаций и движений в ряде государств мира, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками фашистских организаций, распущенных после 2-й мировой войны. Неофашисты проявляют склонность к политическому экстремизму, используют террористические формы деятельности.
Стремясь нередко отгородиться в обстановке неблагоприятного для фашизма соотношения сил от скомпрометировавших себя фашистских движений прошлого, неофашисты выявляют на практике тем не менее свою идейно-политическую связь с формами фашизма, сложившимися между двумя мировыми войнами. Важнейшие отличительные черты многих неофашистских политических течений и организаций крайний национализм, шовинизм, расизм, критика с ультраправых позиций правительств, действующих в рамках парламентской системы; применение насильственных, террористических методов политической борьбы. Неофашизм враждебен гуманизму, культивирует иррационализм, часто использует фашистскую атрибутику свастика, заимствованная у славянской культуры и тем самым скомпрометированную, чёрная униформа, фасции и др. Используя модифицированные применительно к складывающейся политической обстановке методы социальной и националистической демагогии, неофашисты пытаются охватить своим влиянием часть населения в первую очередь мелких предпринимателей, среднее чиновничество, некоторые прослойки молодёжи и т. Неофашисты представляют собой малочисленные маргинальные группировки, не имеющие широкой электоральной поддержки.
Усиливающиеся антииммигрантские настроения подпитывают праворадикальные партии, стоящие на позициях крайнего национализма и шовинизма, близких к фашизму. Некоторые из неофашистских группировок имеют международный характер. К таким относится, например, так называемая «Европейская рабочая партия», активист которой 28 февраля 1986 года убил лидера шведских социал-демократов, премьер-министра Швеции Улофа Пальме. В настоящее время внутреннюю политику, схожую по мнению некоторых российских комментаторов с неофашизмом, проводят такие государства как Эстония и Латвия. В этих странах ежегодно проводятся «нацистские парады», парады ветеранов войск СС, награждаются ветераны войск СС, устанавливают памятники «фашистам», и сносятся памятники советским солдатам.
В наши дни неофашистское движение, которое стало возникать сначала в Западной Европе, а на последующем этапе перенеслось в другие страны, распалось на две составные части. Одна — традиционалистский фашизм, то есть приверженность к старым формам, лидерам, утверждениям, ценностям, выводам и т. В Германии это было превозношение СС, Гитлера, попытка оправдать его политику, попытка ориентироваться на тексты. В Италии это была попытка превозносить Муссолини, традиции итальянского фашизма. В Западной Европе оно практически угасло.
Появился «модернизаторский» «ревизионистский» фашизм, который дистанцируется от своего предшественника, даже позволяет критику «классического» фашизма, но сохраняет некие его родовые черты: ориентация на национальность, на нацию как инвариант и основную движущую силу развития человеческого общества и активное неприятие всего того, что выходит за понятие нации, попытка решить социальные проблемы в рамках этих ценностей. Это направление одержало верх в результате конкуренции между традиционным, фундаменталистским фашизмом и новым фашизмом.
Ну да ладно... А что такое нацизм, можно понять из "Моей борьбы" Адика. Но это книжечка уже потолще, и требует устойчивой системы ценностей у читателя. И что оказалось самым интересным! У фашистов нет никаких требований к национальному вопросу! И что получается?
Фашисты были интернационалистами, а нацисты опирались на избранность нации. Но почему Сталин подменил понятия? Впервые слово "фашисты" громко зазвучало во время гражданской войны в Испании, где Франко был типичным фашистом. И воевал он с коммунистами. Но Франко победил. Умудрился спасти Испанию от ужасов WWII и умер своей смертью, оставив у многих испанцев добрую память о себе это не с потолка, сам был этим удивлён, общаясь с испанцами. И никакого холокоста! А потом как-то незаметно слова "фашизм" было повешено на немцев.
Долго думал над тем, зачем Сталин подменил понятия? А потом вдруг понял. Фашизм считал классовую борьбы вредной для государства. Именно государству отводилась роль "решалы" в вопросе урегулирования "корпоративных классовых интересов". Как показал дальнейший ход истории, классовая борьба и была тем камнем, который потянул коммунизм на дно Леты... В остальном почти всё сходилось. Главное - человек ничто по сравнению с государством.
Свастика, Гитлер, Германия. А что, если всё перечисленное, не имеет никакого отношения к фашизму? И так приступим.
Гитлер придумал фашизм? Нечего подобного. Основателем фашизма стал Бенито Муссолини. Итальянский фашизм включал в себя элементы корпоративизма, экспансионизма и антикоммунизма в сочетании с цензурой и государственной пропагандой. Стоит отметить, что сам автор фашизма Бенито Муссолини отвергал расовую теорию, так полюбившуюся Гитлеру. Более того, можно с уверенностью сказать, что Бенито Муссолини считал идею главенствующей расы «отъявленной чепухой, глупой и идиотской» также он говорил, что «…в Италии не существует национального вопроса, поскольку он не может существовать в стране с разумной системой государственного правления». Хибберт К.
В чем разница между фашизмом и нацизмом?
Историю становления строя можно разделить на важные этапы: Создание программы для завоевания широких масс. Агитация и укрепление позиций. Формирование вооруженных отрядов в 1919 году. Агрессивные нападения и погромы после получения финансовой поддержки. Создание Национальной фашистской партии в 1921 году. Занятие Муссолини должности премьер-министра 30 октября 1922 после вооруженного похода фашистов на Рим.
Создание системы тоталитарного фашистского государства. После захвата власти, Муссолини все силы бросил на укрепление идеологии и уничтожение всех возможных политических противников.
Для сравнения, под итальянцами можно подразумевать отдельный народ, а можно включить в это понятие сицилийцев, корсиканцев, австрийцев, греков и представителей любых других наций, разделяющих идеи итальянского фашизма. Соответственно, при фашизме главной ценностью является государство. Социальное равенство, права человека, либерализм резко отрицаются. Принцип здесь такой: человек — это ничто, государство — это всё. Нацизм подразумевает расовое превосходство одного народа, над другим. Это такое же тоталитарное учение, видящее в коммунизме и либерализме врагов. Однако главной ценностью человека является не государство, а его нация.
Если при фашизме, право на достойную жизнь имеют все расы, то при нацизме на достойную жизнь может претендовать только одна раса, все остальные могут, либо прислуживать, либо умереть. Нужно сказать, что к 1938 году итальянцы теорией расового превосходства всё-таки заразились, сказалось влияние Германии.
Если рассматривать итальянский фашизм и немецкий нацизм в рамках методологии, то необходимо отметить, что первый, в отличие от второго никогда не являлся стройной идеологией. В итальянской доктрине если ее можно назвать таким образом сосуществовала масса разных, иногда противоречащих друг другу идей, силлогизмов, пафосных лозунгов и пропагандистских концепций.
Именно поэтому диктаторский по сути итальянский фашизм никогда не был в полном смысле тоталитарным режимом, поскольку не был подчинен единой идеологической цели и не имел методологически обоснованных средств к ее достижению. Его концепция составлялась на ходу, отвечая сиюминутным политическим и экономическим целям. Поход на Рим итальянских фашистов во главе с Муссолини. Фото: 1927 г.
Совсем другое дело немецкий фашизм, безусловно отягченный идеологической риторикой и шитой белыми нитками пропагандой , во все времена своего существования сохранивший теоретическую основательность и методологическую выдержанность. Если, например, в отношении Церкви Муссолини проводил совершенно разную политику, как об этом будет сказано далее, то национал-социализм всегда был подчеркнуто антиклерикален. Если Германия обращалась в будущее, то фашистская Италия сохраняла традиции, что и объясняет разный уровень рассматриваемых феноменов. Пропагандистская открытка с Гитлером Многие историки, философы и политологи задавались вопросом о конкретных сходствах и различиях немецкого национал-социализма и итальянского фашизма.
Так русский мыслитель Н. Бердяев пишет о том [2], что между этими двумя формам фашизма существует разница в стиле и символике. Итальянский фашизм по Бердяеву имеет в своем основании миф о государстве как о высшей ценности и верховном существе, продолжая таким образом традицию Древнего Рима и вписывая себя в классический стиль. По мнению философа итальянская идеология намного менее тиранична по отношению к личности, чем национал-социализм в Германии, поскольку не выдвигает на первый план превосходство расы.
По сути итальянский фашизм это такая своеобразная языческая религия, тогда как немецкая ее форма во главу угла ставит расовое превосходство, а государство отправляет к нему на службу. Государство обязано обеспечить эти средства. Фашизм — тоталитарная идеология, исторически первым местом ее возникновения была именно Италия 1922 г. В Германии фашизм как государственный строй и господствующая идеология сложился к 1933 г.
Коренное отличие немецкого и итальянского фашизма кроется, как было сказано только что, в представлениях о роли государства. В Германии основным лозунгом был: «Партия управляет государством». В Италии партия играла второстепенную роль и была подчинена государству. Помимо этого в Италии идеология уничтожения геноцида против собственного народа, за чистоту расы никогда не выходила на тот уровень, которого она достигла в Германии.
Именно немцы создали целую систему уничтожения людей по расовому признаку, не имеющую аналогов в истории. Для нацизма первичным была даже не нация, а раса. Отсюда и отличия двух режимов: итальянский просуществовал гораздо дольше и был несравненно мягче, потому что преследовал только тех, кто был врагом существующего порядка хотя, конечно, всегда были и невинные жертвы. Нацистский режим своей идеологией обрекал себя и на агрессивную внешнюю политику, и на уничтожение огромных массивов людей не за какие-то преступления против режима, а из-за положений своей расистской доктрины.
Основным стремлением итальянских фашистов было возрождение блеска и величия Римской империи , наследниками которой они себя считали. Немцы же, используя римскую символику орлов, приветствие в виде поднятой руки, красный цвет , ограничились лишь внешней стороной дела. Они в большей степени были заняты поиском нового идеологического и географического пространства для новой формируемой арийской расы, призванной установить свое мировое господство. Эти имперские чаяния итальянцев проявились уже в самом названии их движения.
Этимологически «фашизм» происходит от итальянского «fascio» лиги , а также от латинского «фасция» пучок. В Древнем Риме фасциями назывались пучки прутьев с воткнутым в них топориком. Право ношения фасций закреплялось за ликторами телохранителями. Фасции, связанные в фашину на эмблеме итальянской национальной фашистской партии Немецко-русский социал-демократ Александр Шифрин писал в 1931 г.
Шифрин полагал, что попытка национал-социалистов реализовать их утопические социальные и хозяйственные проекты не выдержит жесткого отпора со стороны немецких капиталистов. Гитлер не понимает законов современного высокоиндустриализированного общества. Отсюда его ненависть к «сокрушительной мощи» крупного капитала. Как считал Шифрин, большинству немецких капиталистов было ясно, что национал-социалистическое мировоззрение идет вразрез с важнейшими хозяйственными принципами тогдашнего немецкого общества.
Известный немецкий социолог Р. В русской эмигрантской газете «Воля России» из номера в номер публиковали снимки и материалы, которые показывали преемственность двух Великих Октябрей революции 1917 г. Аналогий, действительно, было много. Безусловно, большевистские воззрения Муссолини не имели под собой никаких теоретических или философских оснований.
Дуче никогда не предпринимал каких-либо экономических исследований и никогда не изучал отличия диалектики Гегеля от метода Маркса. Однако, практически, на уровне общих смыслов основные черты коммунистической доктрины были им усвоены, особенно в части классовой борьбы, конечной цели и интернационализма. Муссолини понимал и принимал классовую борьбу как фундаментальную действительность эпохи и осознавал ее универсальный характер, поскольку она является определяющей для всех других видов борьбы. То есть таким образом убирался элемент классовой борьбы пролетариата против всех остальных, и создавалась база для сплочения, для единения нации.
Несмотря на то, что в национал-социалистической риторики очень часто встречается слово «раса», к расизму был склонен именно Муссолини, эти его идеи особенно проявились после завоевания Эфиопии в 1936 г. Итальянский фашистский лидер посчитал необходимым объяснить превосходства белой расы и итальянцев как ее основных представителей перед чернокожими эфиопами. В 1937 г. Итальянские солдаты в Эфиопии.
Фото: 1935 г.
И в чем разница На фоне военного вторжения России в Украину звучат высказывания российских официальных лиц и обычных граждан о «денацификации» Украины, о якобы развитых национализме, нацизме, фашизме в этой стране. Эти слова используют как синонимы, не всегда понимая смысл.
Рассказываем, что же все-таки означают понятия национализм, нацизм, фашизм, и чем они отличаются друг от друга. Дисклеймер: Редакция masa. Мы против разжигания любых конфликтов и призывов к насилию.
Этот материал создан исключительно в просветительских целях. Что такое национализм и каким он бывает Национализм, как понятно из самого слова, — идеология, в основе которой лежит убеждение, что нация превыше всего. Для националистов именно нация — основа государства, источник власти.
При этом национализм не обязательно связан с национальностью. Он вполне может быть гражданским — когда единой нацией считаются все граждане государства, вне зависимости от их этнической принадлежности.
Почему Германия не была фашистской. 3 ключевых отличия между фашизмом и нацизмом
И что же приходит на ум? Свастика, Гитлер, Германия. А что, если всё перечисленное, не имеет никакого отношения к фашизму? И так приступим. Гитлер придумал фашизм? Нечего подобного. Основателем фашизма стал Бенито Муссолини. Итальянский фашизм включал в себя элементы корпоративизма, экспансионизма и антикоммунизма в сочетании с цензурой и государственной пропагандой. Стоит отметить, что сам автор фашизма Бенито Муссолини отвергал расовую теорию, так полюбившуюся Гитлеру. Более того, можно с уверенностью сказать, что Бенито Муссолини считал идею главенствующей расы «отъявленной чепухой, глупой и идиотской» также он говорил, что «…в Италии не существует национального вопроса, поскольку он не может существовать в стране с разумной системой государственного правления».
Эти имперские чаяния итальянцев проявились уже в самом названии их движения. Этимологически «фашизм» происходит от итальянского «fascio» лиги , а также от латинского «фасция» пучок. В Древнем Риме фасциями назывались пучки прутьев с воткнутым в них топориком. Право ношения фасций закреплялось за ликторами телохранителями. Фасции, связанные в фашину на эмблеме итальянской национальной фашистской партии Немецко-русский социал-демократ Александр Шифрин писал в 1931 г. Шифрин полагал, что попытка национал-социалистов реализовать их утопические социальные и хозяйственные проекты не выдержит жесткого отпора со стороны немецких капиталистов. Гитлер не понимает законов современного высокоиндустриализированного общества. Отсюда его ненависть к «сокрушительной мощи» крупного капитала. Как считал Шифрин, большинству немецких капиталистов было ясно, что национал-социалистическое мировоззрение идет вразрез с важнейшими хозяйственными принципами тогдашнего немецкого общества. Известный немецкий социолог Р. В русской эмигрантской газете «Воля России» из номера в номер публиковали снимки и материалы, которые показывали преемственность двух Великих Октябрей революции 1917 г. Аналогий, действительно, было много. Безусловно, большевистские воззрения Муссолини не имели под собой никаких теоретических или философских оснований. Дуче никогда не предпринимал каких-либо экономических исследований и никогда не изучал отличия диалектики Гегеля от метода Маркса. Однако, практически, на уровне общих смыслов основные черты коммунистической доктрины были им усвоены, особенно в части классовой борьбы, конечной цели и интернационализма. Муссолини понимал и принимал классовую борьбу как фундаментальную действительность эпохи и осознавал ее универсальный характер, поскольку она является определяющей для всех других видов борьбы. То есть таким образом убирался элемент классовой борьбы пролетариата против всех остальных, и создавалась база для сплочения, для единения нации. Несмотря на то, что в национал-социалистической риторики очень часто встречается слово «раса», к расизму был склонен именно Муссолини, эти его идеи особенно проявились после завоевания Эфиопии в 1936 г. Итальянский фашистский лидер посчитал необходимым объяснить превосходства белой расы и итальянцев как ее основных представителей перед чернокожими эфиопами. В 1937 г. Итальянские солдаты в Эфиопии. Фото: 1935 г. В отличие от Муссолини немецкие национал-социалисты никогда не принимали сегрегационных законов и не вели дискуссий относительно черной и белой расы, но говорили лишь о расе идеальной, арийской, которая определялась совершенно не по цвету кожи. Антисемитизм , в свою очередь, явление целиком немецкое, являющееся краеугольным камнем национал-социалистической идеологии. С 1933 г. В фашистской Италии идеологические, а тем более законодательные преследования евреев не наблюдались. Лишь в поздние годы имели место случаи притеснения евреев. Но они не носили массового характера и были вызваны лишь желанием Муссолини угодить Гитлеру. Несмотря на некоторую близость идеологий в части национального вопроса, нацисты и фашисты не считали себя единомышленниками: немцы никогда не называли себя фашистами, итальянцы не были нацистами. Так, Гитлер постоянно подчеркивал, что антисемитизм является фундаментом его политического проекта, ибо в евреях он видел основных виновников бед немецкой нации; в фашистской Италии государственного антисемитизма практически не было. В частности, Муссолини отклонил биологический расизм, по крайней мере, в нацистском виде, а вместо этого выделил усиленное «италианизирование» частей Итальянской империи, которую он хотел построить. Он заявлял, что идеи евгеники и, в расовом отношении понятие «арийской нации», не могут быть возможны. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путем подчинения одной высшей расе всех других рас и обеспечения ее господства над остальными. Сказанное выше подтверждается высказываниями лидеров этих движений. Нольте отмечает, что в итальянском фашизме практика первична, тогда как в немецком она является завершающим результатом и там первична идеология. Не так с Гитлером, у него идеологическая составляющая превалирует сначала разработка идей расового превосходства, потом создание лагерной системы отделения неугодных, сначала «Майн кампф», потом создание национал-социалистической партии. Итальянский фашизм зарождался как атеистическое и антиклерикальное движение, но затем пошел на компромисс с католической церковью. Латеранский договор 1929 дал церкви большие полномочия и укрепил ее влияние в стране. Помимо значительных государственных дотаций она приобрела далеко идущие права вмешательства и контроля в области воспитания и семейной жизни. С 1929 г. Муссолини хотел, чтобы его считали христианином, он понимал, что союз с церковью обеспечить ему поддержку масс как внутри страны, так и за рубежом. Кроме того откровенное язычество и кондотьерство могло отвратить от фашистской партии интеллигенцию. Еретические и языческие сочинения Муссолини, которые он так любил в юности, перестали печататься, средства массовой информации напротив стали подчеркивать набожность итальянского лидера, публиковались фотографии , представлявшие его благочестивым и набожным человеком. Муссолини делает все возможное, чтобы вернуть себе благосклонность церкви, он поддерживает папский престол в Палестине в идеологической борьбе против православных и англикан, вмешивается во внутренние дела Албании, помогая местной православной церкви перейти под покровительство Ватикана. Он запрещает в стране масонство, освобождает священников от налогов, ссужает средствами через общественные фонды католические банки, спасая их таким образом от банкротства. В целом, хотя Ватикан и осуждал фашизм за применение насилия и знал, что часть ответственности за это лежит непосредственно на Муссолини, все же союз с ним оставался для католической церкви наиболее приемлемой из всех возможных альтернатив. В Германии национал-социалисты укрепляли связи с протестантской конфессией и стремились ограничить влияние католической церкви. Однако, говорить о прочном союзе государства и церкви в Германии, в том виде в каком он сложился в фашистской Италии, не приходится. Религиозный компонент не играл никакой роли в идеологии национал-социалистов. Фактически можно говорить о новоязыческом компоненте, который продвигался усилиями идеолога нацизма А. Альфред Розенберг.
Но выделить черты, с которыми согласны представители всех идеологий, можно. Авторитаризм, вождизм, антилиберализм, антикоммунизм, воинственность и взгляд на мир через призму дарвинизма. Все эти признаки верны и для классического германского нацизма. А вот дальше идёт главное отличие. Братья, но не близнецы Муссолини не отрицал значения расового вопроса и желал, чтобы итальянцы не смешивались с населением колоний , но первостепенным этот вопрос не считал. Он хотел выковать из расслабленных итальянцев «новую расу духа» — политическую нацию, определяемую культурой и стремлением к экспансии. То есть генетический код, по Муссолини, не содержит в себе приговора — из «ленивых итальяшек», как сам называл свой народ дуче, можно вылепить что-то пристойное. Гитлер же думал строго наоборот — именно раса, то есть генетический набор, и определяет человека.
Их отличают яркий публицистический стиль изложения и оригинальность выводов. Незаурядной попыткой исследования фашизма во всём его многообразии стал сборник «Фашизм, неофашизм и их преступная практика» [20], вышедший в свет в 2021 году. Его основу составили материалы одноимённой Всероссийской научно-теоретической конференции, прошедшей в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Жуковского и Ю. Гагарина» Воронеж. Появление сборника работ специалистов по проблематике фашизма, на наш взгляд, стало заметным событием современной российской историографии. Подробнее с его содержанием можно ознакомиться на страницах «Военно-исторического журнала» [2]. В западной историографии при определении фашизма выраженный акцент традиционно делается на его тоталитарную природу 4 , что имея под собой определённые основания, вольно или невольно способствует упрощению, примитивизации как термина, так и самого явления, поскольку «приглушает» значение специфических характеристик фашизма. Есть в этой практике и определённый спекулятивный момент: избыточное внимание к недемократической составляющей фашизма даёт возможность на том же основании «пристегивать» к нему иные авторитарные тоталитарные политические режимы, даже включая антиподов. Вместе с тем, для лучших образцов современной зарубежной историографии, как и для историографии отечественной, характерно разделение всей совокупности признаков фашизма на две группы: отличительных именно для фашизма, и черт, присущих всем разновидностям тоталитаризма. К первой группе относятся: расизм, в своих практических проявлениях доходящий до геноцида других народов; диктатура «национальной элиты» во главе с вождём; создание военизированной партии с жёсткой дисциплиной; определение внутренних и внешних «врагов нации»; абсолютная идеологическая монополия; идея построения тоталитарного государства на основе принципа корпоративности; имперская идея, экспансионизм, глобализм; особый политический стиль лексика; специальные приветствия, символика, униформа и др. Группа признаков, характерных не только для фашизма, но и для других видов тоталитаризма включает: культ вождя; отрицание демократии, подавление оппозиции, репрессивная политика; политическая и социальная демагогия; милитаризация экономики и общественной жизни и др. Надо сказать, что хотя эта классификация далеко не безупречна и содержит в себе определённые пересечения, она, тем не менее, позволяет составить достаточно полное и объёмное представление о феномене фашизма. Тем не менее, постоянно появляются всё новые его определения и трактовки, причём в большинстве случаев, они носят весьма общий и размытый в смысловом отношении характер. Если опираться на них, то к фашизму можно отнести едва ли не всё, что не отвечает либеральным представлениям о демократии 5. В последние годы на Западе оформилась тенденция к проведению смысловой демаркации между фашизмом и нацизмом. Предпринимаются такие попытки и в нашей стране. В общественное сознание настойчиво внедряется мысль, что фашизм является де всего лишь одной из многочисленных форм национализма. Утверждается, что он далеко не столь опасен, как нацизм, с неизбежностью порождающий расизм, геноцид и войну 6. Сегодня даже нередки заявления о большем различии, нежели сходстве между фашизмом и нацизмом. При этом авторы подобных воззрений апеллируют как к генезису этих явлений, так и к соответствующей практике конкретных фашистских режимов [22]. Проблема соотношения понятий «фашизм» и «нацизм» действительно существует. Никто не спорит: это не синонимы. Но и тесную связь между ними отрицать нельзя. Феномен фашизма вовсе не предполагает полного единообразия его проявлений. Итальянская, немецкая, испанская, венгерская, румынская, польская, японская и иные версии фашизма несомненно имеют как общие, так и особенные черты. При этом итальянский фашизм, германский нацизм, испанский фалангизм и т. Об этом, например, говорил Муссолини в 1937 г. Подход предполагающий, что между фашизмом и нацизмом существуют различия принципиального характера, в лучшем случае ошибочен, в худшем —своекорыстен. Цель подобных «интеллектуальных» конструкций состоит в том, чтобы, отделив фашизм от нацизма, добиться его частичной реабилитации. Фашизм — это родовое понятие, а итальянский, немецкий, португальский, украинский и другие виды фашизма — его частные случаи, разновидности. Очевидно также, что термин «фашизм», начиная уже с 30-х годов ХХ в. Узкая трактовка неразрывно связана с итальянским фашизмом, ассоциирующимся прежде всего с именем Бенито Муссолини. В широком смысле, под фашизмом изначально было принято понимать все родственные итальянскому образцу политические режимы, близкие ему в теоретическом и практическом выражении. Термин «нацизм» изначально применяли для обозначения фашистской по своей природе, национал-социалистической идеологии и политического режима в гитлеровской Германии. Таким образом, с исторической точки зрения, нацизм — это немецкий фашизм, обретший государственную форму в 1933—1945 годах. Радикальный террористический характер нацизма национал-социализма , как и формальное признание им примата нации, а не государства, не дают сколько-нибудь серьёзных оснований для того, чтобы противопоставлять его фашизму, а тем более утверждать, что фашизма в Германии будто бы вообще не было [14]. Интересно, что И. Сталин, как известно знакомый с германским фашизмом не понаслышке, вообще отрицал правомерность термина «национал-социализм» 7. Особо отметим, что в последние годы сложилась практика использования термина «нацизм» для обозначения любых крайних форм фашизма, вне зависимости от их национально-государственной принадлежности. Такой подход не вызывает серьёзных возражений. По существу здесь мы имеем дело с той же ситуацией, которая сложилась в отношении узкой и широкой версий термина «фашизм». Поиск адекватного обозначения для существующей сегодня на Украине формы политического режима и соответствующей ей государственной идеологии, заставляет сделать выбор в пользу терминов «украинский нацизм» или «бандеровский нацизм». В этой связи, уместно сослаться на мнение профессора Л. При сложении двух тезисов получается, что, будучи инструментом, украинский нацизм, в отличие от германского, на целевом уровне направлен в сторону не столько возвеличивания всего украинского кроме каких-то маргинальных манипулируемых групп, которые глобальной политической опасности не представляют, хотя и с учётом всех считающихся временными девиаций , сколько подавления всего русского и российского — русского языка, русской культуры, Российского государства, российской истории и т. Иначе говоря, украинский нацизм призван не строить империю, сильное государство, эффективную бюрократию, успешную экономику , а ломать, приобретая характер откровенно нацистской русофобии при весьма толерантном отношении ко всем другим нациям, для борьбы с которыми в случае необходимости конструируются другие инструменты» [7, c. Отдельно следует остановиться на проблеме соотношения феноменов фашизма и коммунизма. Расхожие утверждения об якобы единой природе этих явлений, столь популярные среди недругов России, противоречат исторической правде и кощунственны по отношению к тем, кто отдал свои жизни за Великую Победу. Адепты мифического кровного родства фашизма и коммунизма не желают считаться с фундаментальными сущностными различиями между этими явлениями, но зато абсолютизируют форму. Соответствующие спекуляции строятся на известном сходстве недемократических режимов, персонифицированных именами Гитлера и Сталина. Их общими чертами выступают вождизм, жесткая однопартийность, развитые силовые структуры и др. Но внешнее сходство вовсе не означает сущностной близости и генетического родства. В случае с коммунизмом и фашизмом мы имеем дело с антиподами, поскольку в содержательном смысле эти идеологии и режимы кардинально различаются: коммунизм предполагает социальное равенство и интернационализм, фашизм — социальное неравенство и подавление одних народов другими; коммунизм означает примат общественной собственности, а фашизм, несмотря на соответствующую риторику, — доминирование частной собственности; коммунизм основывается на идее постепенного отмирания государства, а фашизм его обожествляет; коммунизм означает основную опору на рабочих и крестьян, фашизм — на мелкобуржуазную среду; коммунизм предполагает духовный прогресс и расцвет культуры, фашизм глубоко враждебен культуре 8. И, наконец, главное — коммунизм ставит своей целью возвышение человека, его всестороннее развитие, а фашизм делит людей на сверхчеловеков и недочеловеков, обрекая слабых на уничтожение или рабство. Данное различие выступает ключевым и системообразующим 9. Рузвельт, серьёзно воспринимая угрозу распространения нацистских идей в Западном полушарии, в августе 1940 года образовал 10 в составе Офиса чрезвычайного менеджмента администрации Президента США Офис межамериканских дел ОМД , наделив его широкими полномочиями по проведению информационного, экономического и политического противоборства в странах Центральной и Южной Америки. Главным инструментарием ОМД стало интенсивное применение культурных и образовательных программ в странах региона. Руководить офисом президент Рузвельт назначил Нельсона Рокфеллера [4, с. Если говорить о Великобритании, то ряд экспертов на основе анализа идеологии и действий фашистов «Туманного Альбиона», а также тогдашних настроений в английском обществе сделали вывод, что именно: «…насилие оттолкнуло общественное мнение от британских фашистов... Сумевшее быстро мобилизоваться антифашистское движение, сразу увидевшее сходство с континентальным фашизмом, обратило внимание полиции и властей на опасность Британского союза фашистов» [20, c. Применительно к Польше следует заметить, что это государство, пойдя на союз с фашистской Германией, совершило «стратегическую ошибку. Руководители Польши, ослеплённые антисоветизмом и реваншизмом, не смогли адекватно оценить основные цели политики Гитлера… Фашистская дипломатия победила квазифашистскую дипломатию Польши» [20, c. Известно, что для «исторического обоснования» германо-польского сближения фашизм использовал целый комплекс программ в области информационного обеспечения, культуры и образования: 21-27 августа 1933 г. Чем всё это закончилось хорошо известно. В конечном счёте, именно за фашистский эксперимент, с неизбежностью обернувшийся против самой Польши, её народ заплатил миллионами жизней. В конце ХХ — начале XXI века и Польша повторяет свою ошибку, вновь став на путь русофобии, чей фашистский характер становится всё более очевидным. Но на этот раз она делает это под непосредственным руководством США. На те же грабли охотно, даже конкурируя друг с другом, наступают страны Прибалтики и Украина. Сам факт «рождения нового западного мира», похоже ни у кого серьёзных сомнений не вызывает. Но вот каким окажется его будущий, «взрослый» облик? В настоящее время во многих информационно-политических программах отечественных масс-медиа регулярно говорится о том, что западный мир стремительно утрачивает свои демократические качества. Правда, некоторые наблюдатели считают такие утверждения всего лишь пропагандой, элементом идеологической борьбы и уверяют, что Запад давно и навсегда «привит» от фашизма.
Разница и отличия между фашизмом и нацизмом
Чем отличается нацизм от фашизма: объяснение разницы простыми словами. Простыми словами, Нацизм – это идеология полностью зацикленная на одной единственной нации и ее превосходстве над всеми остальными. Одни исследователи рассматривают нацизм, как вариант фашизма, другие – видят в нацизме отдельный исторический феномен. Итальянский фашизм и германский нацизм имеют и свои различия, сравнение которых предоставлены в таблице ниже.
Голос Разума
Их в фашизме и коммунизме больше всего волнует именно тот аспект, где обе идеологии едины — стремление покончить с миром торжествующего либерализма. Данное исследование необходимо для освещения существующих понятий фашизма и нацизма в доктринальных источниках, а также раскрытия попыток внедрить и разграничить указанные понятия в отечественной правовой системе. Разница между диктаторскими режимами фашизма и нацизма.