Новости отношения индии и китая

Пристально наблюдая за эволюцией отношений России и Китая, Соединенные Штаты также должны попытаться повлиять на оценку Индией ее национальных интересов и убедить ее в необходимости дистанцироваться от России. В китайских СМИ и на телевидении говорят о необходимости развивать отношения с Индией – заявления, которые еще месяц назад казались немыслимы: "Индия не одинока в своем стремлении укрепить нормальные отношения с Россией. Подобный инцидент между Китаем и Индией произошел в июне 2020 года.

Эксперт: Индия не поддержала единую валюту БРИКС из-за сложных отношений с Китаем

В район стянуты войсковые подразделения обеих стран, в том числе артиллерийские, танковые и авиационные соединения. После серии переговоров производится постепенный отвод войск. Постоянный адрес новости: eadaily.

Целью является расширение индийской обрабатывающей промышленности для увеличения экспорта и помощь своим предприятиям в достижении мирового уровня за счёт партнёрства с иностранными компаниями.

Рост экспорта электроники, по мнению экономиста Fathom Consulting Эндрю Харриса Andrew Harris , вероятно, является результатом увеличения инвестиций Foxconn в Индию. Экспорт индийской электроники на ключевых рынках. Доля в экспорте Китая источник изображения: Bloomberg, LSEG Datastream, Fathom Consulting Прогресс Индии в завоевании доли рынка оказался менее заметным в Европе и Японии, что указывает на стремление этих регионов к созданию двойных цепочек поставок «Китай плюс один», а не к полному отказу от производства в Китае, по крайней мере пока.

Компания Foxconn , которая собирает устройства Apple, ощутила на себе все «прелести» этих ограничений. Ее работники были вынуждены ночевать в цехах, а некоторых насильно удерживали в общежитиях, не выпуская даже в магазин за продуктами. Рабочие устроили бунт и попытались сбежать, но их поймали и избили. Однако 20 тыс. Их пытались заманить обратно денежной компенсацией, сперва мизерной, позже довольно крупной, но тщетно. Деньги — главное Жесткая политика властей Китая по отношению к ковидным ограничениям вылилась в массовые протесты по всей стране. В итоге были введены послабления, но это не спасло Apple от финансовых потерь. Из-за перебоев в работе Foxconn она завершила IV квартал 2022 г.

Apple — это в первую очередь крупный бизнес, а цель любого бизнеса — деньги. Не желая терять их из-за Китая, Apple решила по-крупному вложиться в Индию. Эксцесс с заводом в Хосуре, вероятно, не единственный, просто наиболее крупный.

И уже к концу года профицит в торговле в пользу России превысил 31 млрд долларов — в 6,4 раза больше, чем профицит годом ранее.

А по итогам первого квартала текущего года он увеличился еще больше. А вот весь индийский экспорт в РФ едва дотянул в прошлом году до 3 млрд долларов. И уже нынешней весной стороны признали, что механизм расчета в рупиях не работает. Последней попыткой Индии сохранить его было предложение Москве вкладываться в индийский фондовый рынок и облигации, но о согласии это делать пока не слышно.

Равно как и о росте инвестиций индусов в РФ в виде хотя бы совместных предприятий. Какая-то часть расчетов в торговле сохраняется при этом в дирхамах ОАЭ и даже в долларах. Однако известно, что из-за американских санкций, например, Индия пока не может до конца расплатиться за российские старые военные поставки в этих самых долларах. Индийские нефтеимпортеры — за некоторыми исключениями — соблюдают установленный Западом потолок цены в 60 долларов за российскую нефть, транспортируемую морем.

В последнее время этот режим ужесточился, индийские банки инициативно перестают проводить платежи за нефть по ценам выше «потолка».

Китай и Индия обязались поддерживать мир на спорных приграничных территориях

Хотя столкновения в приграничных районах между Китаем и Индией не являются новыми из-за неопределенных границ, частота вторжении дают повод задуматься над дальнейшими отношениями между двумя растущими гигантами. Обострение китайско-индийских отношений не просто на руку США, оно прекрасно вписывается в американскую стратегию сдерживания Китая. Индия и Китай – самые густонаселённые страны мира, претендующие на экономическую и политическую гегемонию. Подобный инцидент между Китаем и Индией произошел в июне 2020 года. Военные Индии и Китая провели 19-й раунд переговоров по ситуации на границе.

Индия присоединяется к вашингтонской программе «сдерживания Китая»

Военные КНР, пишет агентство, вышли на линию фактического контроля, разделяющую страны, после чего их остановили индийские солдаты. По информации ANI, несколько военнослужащих обеих стран получили «легкие ранения». Позже стороны отступили от района. Подобный инцидент между Китаем и Индией произошел в июне 2020 года.

Подписанный в Дели пакет соглашений в частности, о масштабных инвестициях только лишний раз подтверждает перспективность двусторонних экономических отношений. Да и к идее "шёлкового пути" отношение в Индии постепенно меняется. Так, в ходе визита китайский и индийский лидеры обсудили идею транспортного коридора БКИМ Бангладеш — Китай — Индия — Мьянма , а также другие крупные инфраструктурные проекты, способствующие интеграции всех стран региона. Но значение визита Си Цзиньпина в Индию выходит далеко за рамки экономики. Ещё важнее его геополитическая составляющая.

Сегодня в стремительно меняющемся мире формируется совершенно новая архитектура глобальной экономики, политики и безопасности. И от того, как будут складываться отношения двух ведущих экономик Азии, зависит стабильность не только этого региона, но и направления развития глобальной политики на десятилетия вперёд. Главный геополитический фактор, который объективно способствует сближению Китая и Индии, заключается в том, что обе страны в равной степени не приемлют идею однополярного мироустройства, попытки сохранения которого приобретают в последнее время всё более агрессивный характер. Вряд ли можно считать случайным тот факт, что новое обострение международной обстановки — будь то в Восточной Европе, на Ближнем Востоке или в Восточной Азии — выпало на время, когда страны БРИКС а Китай и Индия вместе с Россией по праву могут считаться тремя главными опорами этого объединения приступили к реализации планов создания Банка развития. Ведь очевидно, что этот банк, равно как и переход во взаиморасчётах между странами БРИКС на национальные валюты, уже в среднесрочной перспективе может создать угрозу для монопольного положения американского доллара и для всей системы, базирующейся на принципах Бреттон-Вудского соглашения.

Отчасти повторив мысль Вана И, которую тот озвучил на встрече с Путиным, министр иностранных дел России Сергей Лавров во время январской пресс-конференции назвал Индию одной из стран, участвующих в «объективном и неостановимом процессе» «формирования многополярного мира». Лавров также включил в этот список Китай, Турцию, Египет, страны Персидского залива и Латинской Америки, чтобы дать Западу четкое представление о государствах, которым Россия отдает приоритет в своем стремлении ослабить глобальное влияние Соединенных Штатов. В феврале пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что мир уже начал «долгий и болезненный» переход к многополярности. Стремительное увеличение численности населения Индии, рост ВВП и интереса к технологическому сектору в стране делают её наиболее перспективным партнером России среди перечисленных выше регионов. Но одним из важнейших факторов для Москвы является то, что Индия соперничает с Китаем.

Это может показаться нелогичным, но на самом деле именно это позволит России отчасти избавиться от статуса младшего партнера в отношениях с Китаем. К примеру, инициативы Москвы в ее отношениях с государствами Латинской Америки и Ближнего Востока будут часто оказываться в тени аналогичных интересов Китая, поскольку Пекин, располагающий гораздо более значительной экономической мощью, уже добился успехов в развертывании там своей инициативы «Один пояс, один путь». Между тем углубляющееся соперничество Индии с Китаем может заставить ее направить больше ресурсов на Россию. В свою очередь, Кремль попытался привлечь молодых и талантливых индийцев в российские технические и медицинские университеты. Китай лидирует в абсолютных цифрах, но по темпам роста числа студентов Индия далеко впереди. В России научных работников привлекает наличие двусторонних соглашений, которые облегчают процесс подачи заявок для индийских студентов, а также низкая стоимость обучения по сравнению с западными странами. Кроме того, ученые из Индийского технологического института Харагпура и Московского авиационного института получили грант на разработку беспилотного летательного аппарата, который они намерены отправить на Марс. В январе Российско-Индийская рабочая группа по науке и технологиям собралась на свое 12-е заседание, чтобы пригласить индийских исследователей для работы на российских ядерных объектах, в обсерваториях и университетах.

Венесуэла, Афганистан, Пакистан, Сирия, Судан — открыто проблемные страны с внутренними распрями и вечными драками с соседями. Аргентина — рекордсмен по дефолтам, и это притом, что с возможностями страны и жесткой ДКП можно довольно быстро выстроить сильную экономику — неспроста запустились слухи об объединении валюты с Бразилией. Уругвай — то же самое, но чуть легче. Таиланд, Сенегал, Тунис — им это чисто для поддержки инвестиций, в том числе в туризм. Мексика — чтобы насолить США и диверсифицировать экспорт. Остаются Египет, Алжир и Саудовская Аравия. Что здесь? Для саудитов такой шаг — чисто имиджевая история. Это укрепит их максимально независимые позиции в нефтеторговле, добавит вистов в продажах топлива в Китай и заодно этим Аравия утрет нос ЕС и США, которые начали вести себя слишком нагло. С Алжиром и Египтом история сложнее. Здесь многое завязано на Китай. Итого — для РФ от новых стран пользы не так уж и много, сильно на экономику это не повлияет. Теперь по нынешним участникам.

Востоковед объяснил нежелание Индии расширять БРИКС

Теперь же, когда российские нефтяные поставки в Индию бьют рекорды, Вашингтон выражает удовлетворение таким состоянием дел, поскольку это соответствует его целям при установлении ценового потолка, а именно поддержки стабильности на нефтяном рынке и одновременно сокращения нефтегазовых доходов российского бюджета. Но и это еще не все. Нельзя исключать, что послабления теперь при расчетах в пользу китайского юаня, притом что с Китаем у Индии отношения не очень хорошие, были сделаны в качестве жеста доброй воли в адрес Москвы — как раз, чтобы смягчить возможное недовольство крепнущими индийско-американскими отношениями. Недавно состоялся успешный визит индийского премьера Нарендры Моди в Вашингтон, в ходе которого были достигнуты ряд важных соглашений. Новая дорожная карта военного сотрудничества предусматривает организацию совместного производства передовых оборонных систем. США снимают ряд ограничений на сотрудничество с Индией в области передовых гражданских технологий. Корпорация General Atomics в присутствии Байдена и Моди объявила о планах сборки в Индии боевых беспилотников. А компания GE Aerospace подписала Меморандум о взаимопонимании с базирующейся в Бангалоре компанией Hindustan Aeronautics Limited для передачи технологий и совместного производства двигателей для истребителей ВВС Индии. После этого визита последовал важный телефонный разговор между советником Моди по нацбезопасности Аджитом Довалом и секретарем Совбеза РФ Николаем Патрушевым. Довал заверил российского коллегу, что многолетнее сотрудничество Индии с Россией в области обороны, безопасности и энергетики будет продолжаться, а сближение Индии с Америкой ему не повредит.

Впрочем, существуют и определённые опасения относительно осуществимости поставленных задач. И связаны они главным образом с тем, что в отношениях Китая и Индии существует целый ряд серьёзных проблем, создающих атмосферу недоверия между двумя странами. Одна из таких проблем связана с тем, что пограничные споры до сих пор окончательно не разрешены. Буквально накануне прибытия Си Цзиньпина в Индию китайские войска, по сообщениям индийских СМИ, пересекли Линию контроля в Кашмире и вторглись вглубь контролируемой Индией территории на 500 метров. И хотя индийская сторона не собиралась педалировать эту тему на переговорах, не упомянуть о ней премьер Моди не мог. С пограничными проблемами связана и застарелая проблема Тибета. Индия ещё в 2003 году признала суверенитет Китая над Тибетом, однако Китай тогда признал индийский суверенитет только над Сиккимом, не отозвав свои претензии на штат Аруначал-Прадеш, который в Китае именуется Южным Тибетом.

За несколько дней до визита представитель Далай-ламы в Индии Темпа Церинг призвал Индию занять более активную позицию по Тибету, а во время переговоров тибетские активисты устроили демонстрацию в Дели. Другой комплекс проблем, осложняющих двусторонние отношения, связан с тем, что Китай всё активнее проникает в акваторию Индийского океана и усиливает своё влияние в странах — соседях Индии по этому бассейну. В англоязычной литературе эта китайская стратегия получила название "нить жемчуга", и в Индии многие полагают, что цель стратегии — окружение Индии с моря.

Си Цзиньпин вступил в должность Председателя КНР в марте прошлого года и, согласно принятой в Китае практике, вероятно, сохранит эту должность до 2023 года. Так что с этой стороны реализации масштабных планов ничего не угрожает.

Впрочем, существуют и определённые опасения относительно осуществимости поставленных задач. И связаны они главным образом с тем, что в отношениях Китая и Индии существует целый ряд серьёзных проблем, создающих атмосферу недоверия между двумя странами. Одна из таких проблем связана с тем, что пограничные споры до сих пор окончательно не разрешены. Буквально накануне прибытия Си Цзиньпина в Индию китайские войска, по сообщениям индийских СМИ, пересекли Линию контроля в Кашмире и вторглись вглубь контролируемой Индией территории на 500 метров. И хотя индийская сторона не собиралась педалировать эту тему на переговорах, не упомянуть о ней премьер Моди не мог.

С пограничными проблемами связана и застарелая проблема Тибета. Индия ещё в 2003 году признала суверенитет Китая над Тибетом, однако Китай тогда признал индийский суверенитет только над Сиккимом, не отозвав свои претензии на штат Аруначал-Прадеш, который в Китае именуется Южным Тибетом. За несколько дней до визита представитель Далай-ламы в Индии Темпа Церинг призвал Индию занять более активную позицию по Тибету, а во время переговоров тибетские активисты устроили демонстрацию в Дели.

После мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, когда сильно пострадавшие рынки западных стран стали менее привлекательны для Китая, он начал проявлять все больший интерес к азиатским экономикам, в том числе и Индии.

В этой связи ежегодно увеличивающиеся показатели двустороннего товарооборота между Индией и Китаем являются свидетельством их более активного сотрудничества2. Индия занимает восьмое место среди крупнейших торговых партнеров Китая4, в то время как Китай начиная с 2008 года и вплоть до прошлого года оставался ведущим торговым партнером Индии. Однако в 2022 году незначительно уступил США, оборот торговли которых с Индией, вследствие стремительного восстановления после пандемии Covid-19 и медленного выхода из «ковидных» ограничений Китая, достиг рекорда в 157 млрд долларов5. Об особой значимости торгового сотрудничества для двусторонних отношений Китая и Индии говорит тот факт, что даже на уровне политической риторики Пекин уделяет особое внимание этому вопросу.

Особенность структуры торговли двух стран состоит в том, что Индия в основном поставляет в Китай сырье и продукцию с относительно невысокой добавленной стоимостью, включая товары нефтяной, химической и сталелитейной промышленности, а также сельского хозяйства и рыбоперерабатывающей отрасли. Основными товарами, которые традиционно являлись ведущими в экспорте Индии в Китай, были хлопок, алмазы, а также медь, железная руда и органические химикаты. Индия много лет была вторым по величине экспортером алмазов в Китай8. Китай, напротив, экспортирует в Индию более высокотехнологичную номенклатуру товаров, например электрические машины, компьютеры, оборудование и его компоненты, энергетическое оборудование ядерные реакторы, котлы и др.

Вместе с тем данная непропорциональность обусловлена объективными причинами и совпадает с общим трендом в развитии экономик Китая и Индии. Индийские исследователи также выделяют проблему неравномерного развития экономик Китая и Индии как одну из причин низкой конкурентоспособности индийского производственного сектора. Например, развитие экономики Китая начиналось с сельского хозяйства, затем перешло к промышленности, а позже затронуло и сферу услуг. Однако в Индии развитие экономики фактически происходило сразу от сельского хозяйства к сфере услуг, практически минуя сектор промышленности.

Иными словами, для увеличения экспорта и снижения торгового дефицита, по мнению индийских исследователей, целесообразнее направлять больше инвестиций в наиболее слабые секторы экономики Индии - обрабатывающую промышленность и инфраструктуру. Это будет способствовать привлечению большего объема ПИИ и, как следствие, приведет к расширению экспорта. В 2018-2019 годах в Индию ввозилось 375 категорий товаров, из которых больше половины приходилось на Китай, включая 70-процентную долю электронной продукции10. Если изобразить китайско-индийскую торговлю в стоимостном выражении в долларах США в долях от их общей внешней торговли, то получится наглядная картина большей зависимости экономики Индии от Китая.

Китайские эксперты подчеркивают серьезную зависимость индийского рынка смартфонов от импорта из КНР. Сильная зависимость индийского рынка от КНР наблюдается и в автомобилестроении. В этой связи закономерно, что Индия испытывает хронический дефицит торгового баланса с Китаем, который также является и самым большим из всех торговых партнеров Нью-Дели. Посольство Индии в КНР отмечает, что увеличение дефицита торгового баланса с Китаем объясняется двумя основными факторами: «узкой товарной корзиной» и серьезными препятствиями для большей части индийской продукции сельского хозяйства и секторов, в которых Нью-Дели обладает высокой конкурентоспособностью, включая фармацевтику и сферу услуг, чтобы попасть на китайский рынок13.

Говоря о последней, стоит отметить, что она же является одной из ключевых статей индийского экспорта в целом, и проблемы в поставке услуг в Китай негативно сказываются на отрицательном для Индии сальдо торгового баланса. Ряд исследователей отмечает, что важнее даже не сами тарифные ограничения, которые регулируются нормами Всемирной торговой организации ВТО , а нетарифные ограничения, к числу которых можно отнести сложные таможенные процедуры, требования соответствия стандартам, длительные и непростые процедуры сертификации. Именно их часто называют индийские производители в числе самых серьезных препятствий для доступа к китайскому рынку. Это стало прямым результатом усилий премьер-министра Индии Нарендры Моди по поддержке отечественных и иностранных компаний15.

Реализации этих задач призвана способствовать объявленная в 2014 году Н. Моди программа «Делай в Индии» Make in India. Кроме того, развитие торговли между Индией и Китаем сталкивается со многими другими преградами, включая языковой барьер, ограничения на перемещение рабочей силы и повышенные визовые требования. К коренным проблемам повышения качества двусторонних экономических отношений китайские эксперты относят так называемых трех «внутренних демонов» индийской политической элиты иньду чжэнцэ цзинин дэ «синь мо» : внешнеполитическое позиционирование Китая в качестве стратегического конкурента чжаньлюэ цзинчжэнчжэ ; неверная оценка и преувеличение роли торгового дефицита в качестве неизбежного «проигрыша» индийской стороны; неверное предположение, что в укреплении торгово-экономического и стратегического сотрудничества с США для подавления Китая Индия сможет заменить Пекин в качестве главной «фабрики мира» шицзе гунчан.

Наметившаяся в последнее время тенденция на перенос части производства международных предприятий из Китая в Индию, обусловленная длительными ограничениями вследствие локдауна и усиливающимися трениями в американо-китайской «торговой войне», хотя и носит пока ограниченный характер, в перспективе может способствовать развитию внутреннего индийского производства и сказаться на снижении торгового дефицита с Китаем. Так или иначе, Р. Раджагопалан подчеркивает, что в целом торговое сотрудничество - это одна из тех немногих областей, где отношения Китая и Индии продвигаются вперед, несмотря на растущий дефицит двусторонней торговли. Отмечается также и значительный потенциал роста в таких секторах, как фармацевтика, информационные технологии и инфраструктура.

Хотя Индия и Китай прибегают к определенным протекционистским мерам, рыночные силы и экономическая выгода часто перевешивают, что позволяет, например, китайским компаниям в сотрудничестве с местным бизнесом участвовать в инфраструктурных проектах на территории Индии, а также усиливать присутствие в некоторых секторах индийской экономики, включая энергетику. Взаимодействие в рамках многосторонних механизмов в сфере экономики и устойчивого развития Заинтересованность Китая и Индии в углублении экономического сотрудничества особенно заметна на уровне взаимодействия в рамках международных многосторонних площадок, включая АБИИ и НБР. Так, Индия является одним из крупнейших заемщиков, привлекая средства на цели развития и для обновления инфраструктуры. Выделение финансирования, например в рамках АБИИ, не представляется возможным без поддержки Китая, который является крупнейшим держателем голосующих акций.

НБР был создан в 2014 году, а уже в 2015 году первым в истории президентом банка был назначен крупный индийский предприниматель, председатель «Infosys Limited» вторая по величине индийская ИТ-компания Кундапур Ваман Камат. В 2016 году, когда банк впервые начал осуществлять операции по финансированию проектов национального и инфраструктурного развития, Индия из всех пяти членов получила наибольший объем финансирования в размере 500 млн долларов19. По данным на 2019 год, банк одобрил 70 проектов во всех странах-членах, четверть из которых 18 проектов стоимостью почти 7 млрд долларов приходится на Индию20. Некоторые исследователи также отмечают сотрудничество Китая и Индии на многосторонних площадках по продвижению интересов развивающихся стран, в том числе в области торговли и устойчивого развития.

Первый представляет собой блок из четырех крупных новых индустриальных стран - Бразилии, Южной Африки, Индии и Китая, - образованный в 2009 году с целью согласования совместных действий на Копенгагенском саммите по климату.

Российский институт стратегических исследований

На спор за эти земли соседние государства были обречены еще в колониальную эпоху. Конфликт берет начало в 1914 г. Приглашенные на переговоры китайские делегаты реально повлиять на ситуацию не могли. Итогом переговоров стало подписание Симлской конвенции , утвердившей границу между Индией и Тибетом по линии Мак-Магона. Тогда Британской Индии достались территория бывшего тибетского княжества Ладакх, включая Аксай Чин, а также северо-восточные приграничные территории Агентство Северо-Восточной границы — North-East Frontier Agency , преобразованные в штат Аруначал Прадеш после обретения Индией независимости. Неру, верный принципам борьбы с колониализмом и дороживший дружбой с северным соседом, признал за Китаем право на Тибет. Однако тем самым Индия поставила себя в невыгодное положение: сразу же возник вопрос о пересмотре китайско-индийской границы.

Китай никогда не признавал линию Мак-Магона, так как считал, что Тибет не имел права подписывать конвенцию в Симле, поскольку, являясь частью Китая, не обладал суверенитетом. Осенью 1962 г. Войска двух государств были разделены линией фактического контроля. Ущерб, нанесенный Индии в этой войне, носил скорее репутационный характер и отрезвляюще подействовал на индийское руководство, которое пересмотрело свое отношение к северному соседу. Холодный мир Несмотря на попытки урегулировать конфликт, предпринимавшиеся на протяжении 1990—2000-х годов, вооруженные столкновения на линии фактического контроля не прекращались. Последнее значимое противостояние произошло в апреле 2013 г.

Этот инцидент подтолкнул стороны к подписанию Соглашения о военном сотрудничестве на границе в октябре 2013 г. Документ заложил принципиально новый механизм урегулирования приграничных конфликтов : теперь их разрешение возлагалось на генералов, а не на высшее политическое руководство двух стран.

Однако тем самым Индия поставила себя в невыгодное положение: сразу же возник вопрос о пересмотре китайско-индийской границы. Китай никогда не признавал линию Мак-Магона, так как считал, что Тибет не имел права подписывать конвенцию в Симле, поскольку, являясь частью Китая, не обладал суверенитетом. Осенью 1962 г. Войска двух государств были разделены линией фактического контроля.

Ущерб, нанесенный Индии в этой войне, носил скорее репутационный характер и отрезвляюще подействовал на индийское руководство, которое пересмотрело свое отношение к северному соседу. Холодный мир Несмотря на попытки урегулировать конфликт, предпринимавшиеся на протяжении 1990—2000-х годов, вооруженные столкновения на линии фактического контроля не прекращались. Последнее значимое противостояние произошло в апреле 2013 г. Этот инцидент подтолкнул стороны к подписанию Соглашения о военном сотрудничестве на границе в октябре 2013 г. Документ заложил принципиально новый механизм урегулирования приграничных конфликтов : теперь их разрешение возлагалось на генералов, а не на высшее политическое руководство двух стран. Несмотря на полную непригодность Аксай Чина в хозяйственном отношении, для Китая этот район чрезвычайно важен с военной точки зрения — по нему проходит шоссе, связывающее Синьцзян-Уйгурский автономный район с Тибетом.

Если перестрелки на линии фактического контроля случаются все реже, то на полях географических карт сражения за спорные территории не стихают. В июне 2014 г. Безусловно, такие шаги на фоне заверений в скорейшем урегулировании конфликта не способствуют укреплению доверия между двумя странами. На первый взгляд прагматичному поколению руководителей во главе с Си Цзиньпином и Нарендрой Моди для них обоих приоритетны задачи экономического развития не так уж сложно положить конец затянувшемуся территориальному спору. Достаточно пойти на взаимные уступки: Индия отказывается от претензий на более значимый для Китая Аксай Чин, а Китай — от притязаний на освоенный индийцами Аруначал Прадеш.

Первый представляет собой блок из четырех крупных новых индустриальных стран - Бразилии, Южной Африки, Индии и Китая, - образованный в 2009 году с целью согласования совместных действий на Копенгагенском саммите по климату. В 2010 году страны заявили о расширении сотрудничества и в других областях, в том числе было объявлено о совместной программе разработки спутников. Все участники в целом разделяют позиции по сокращению объемов выбросов парниковых газов и привлечению средств, необходимых для борьбы с изменением климата. Например, на 26-й Конференции ООН по изменению климата в 2021 году министр окружающей среды Индии от имени «BASIC Countries» представил «Дорожную карту» по оказанию финансовой поддержки для развивающихся стран по борьбе с изменениями климата в размере 100 млрд долларов на период с 2021 по 2025 год. Отдельного внимания заслуживает координация действий Китая и Индии по усилению представительства развивающихся стран на ведущих международных финансовых площадках. Так, например, обе страны традиционно выступают за реформирование Всемирной торговой организации ВТО и Всемирного банка, а также увеличение квот для развивающихся стран в Международном валютном фонде МВФ и совершенствование системы голосования с тем, чтобы их роль в международной монетарной политике стала более весомой. Вместе с тем вслед за усилением процессов региональной политической и экономической конкуренции между Китаем и Индией в ИТР Нью-Дели пытается привлечь к себе больше сторонников среди стран «глобального Юга» и выступает с критикой Китая, который якобы заманивает бедные страны в «долговой капкан». Подобная риторика звучала на онлайн-саммите «Голос глобального Юга» в январе 2023 года с участием более 120 государств афро-азиатского и латиноамериканского мира, в котором Китай не принял участие, хотя и был уведомлен индийской стороной. Проблемы инвестиционного сотрудничества Слабость динамики инвестиционного сотрудничества объясняется как сохранением политической напряженности двусторонних контактов вследствие пограничного спора, так и политикой Нью-Дели по усилению контроля за инвестиционной деятельностью со стороны ближайших соседей, принятой в апреле 2020 года21. Процедуры контроля за ПИИ стран-соседей были усилены, с одной стороны, чтобы избежать поглощений индийских предприятий, оказавшихся в сложной финансовой ситуации вследствие экономических проблем, спровоцированных Covid-19, а с другой - в связи с активизацией китайско-индийских политических трений, вызванных обострением пограничного конфликта. Хотя поправки в инвестиционное регулирование и затронули другие страны, включая Афганистан, Бутан, Мьянму, Непал, Пакистан и Бангладеш, которые теперь вынуждены получать специальное одобрение правительства Индии для осуществления любых проектов с привлечением ПИИ, считается, что данная мера в первую очередь направлена против Китая. В итоге в результате введенных ограничений Индия в прошлом году одобрила лишь 80 из 320 предложений о ПИИ со стороны китайских компаний22. Объемы китайских инвестиций в экономику Индии остаются достаточно скромными: приток ПИИ из Китая в Индию в период 2014-2019 годов составлял примерно 360 млн долларов в год. Вследствие негативных экономических последствий от пандемии Covid-19 в 2020-2021 годах объемы инвестиций упали еще больше - до 200 млн долларов, что стало самым низким уровнем за последние несколько лет23. Усиление контроля за китайским капиталом в Индии продолжилось и в 2022 году, когда правительство страны инициировало дисциплинарные разбирательства против более чем 400 руководителей финансово-бухгалтерских и правовых подразделений фирм за их предполагаемую роль в регистрации подставных китайских компаний в обход существующих норм. Тогда же многие китайские компании в сферах телекоммуникации, финансовых технологий и производства, работающие в Индии, подверглись проверкам налоговых органов по обвинениям в уклонении от уплаты налогов. Кроме того, китайские компании, якобы находящиеся в Индии для уклонения от уплаты налогов, обвинялись в сборе личных данных индийских пользователей для последующей передачи их властям КНР. Начиная с 2020 года Индия также продолжает расширять «черный список» китайских приложений, которые попадают под блокировку на территории страны: с первоначальных 59 из них, включая «TikTok» от компании «ByteDance» и некоторые программы «Tencent», ограничения коснулись более чем 300 подобных приложений в 2022 году25, а в 2023 году к ним было добавлено еще 232 программы и веб-сайта26. Необходимо отметить, что, хотя различные ограничения и могут восприниматься как попытка снизить влияние китайского капитала особенно после инцидента 2020 г. Так, согласно Индексу экономической свободы за 2023 год, Индия находится на 131-м месте в мире и 27-м среди 39 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это связано со многими факторами, включая не очень привлекательный инвестиционный климат, а также большое количество формальных и неформальных барьеров. Например, правительство страны налагает определенные ограничения на иностранный капитал, связанные как с правом иностранного владения, так и с принадлежностью организаций, которые должны находиться только в собственности индийских граждан или компаний. Так как инвестиционное сотрудничество значительно зависит от политической конъюнктуры, решением сложившейся проблемы пассивных темпов роста взаимных инвестиций может стать лишь улучшение общего климата двусторонних отношений. В случае эффективного развития существующих механизмов координации по пограничным вопросам, налаживания более доверительного политического сотрудничества и преодоления опасений индийской стороны по отношению к китайскому капиталу, а также большей открытости китайских компаний к сотрудничеству с индийскими контрагентами может последовать и улучшение инвестиционного взаимодействия в целом. Проблема отрицательного торгового баланса Индии Нью-Дели испытывает настолько серьезные опасения по поводу увеличения экономической зависимости от Китая, что даже на официальном уровне власти относят их к основным рискам для экономики страны. Китай и Индия неоднократно подходили к проблеме растущего дефицита торгового баланса и даже предпринимали ряд шагов к взаимной либерализации торговли. Так, в 2003 году Китай и Индия создали совместный межгосударственный диалоговый механизм - Группу a Joint Study Group JSG по расширению торгово-экономического сотрудничества. Начиная с создания в 2003 году JSG обе страны двигались в сторону большей экономической открытости. В 2005 году JSG подготовила отчет о китайско-индийском торгово-экономическом сотрудничестве29, в котором содержались рекомендации о целесообразности заключения торгового соглашения между Китаем и Индией, охватывающего инвестиционное сотрудничество и торговлю товарами и услугами30. Однако, как отмечают некоторые исследователи, продолжающаяся в течение длительного времени публичная дискуссия о растущем дефиците торгового баланса Индии с Китаем замедлила продвижение двустороннего соглашения о свободной торговле31. Как раз в период активной фазы переговоров о заключении регионального торгового соглашения 2005-2007 гг. В случае заключения торгового соглашения Индия могла бы значительно нарастить объемы экспорта в Китай. Для этого есть определенная экономически обусловленная целесообразность. Стороны пытались подойти к проблеме несбалансированной структуры торговли за счет возможности увеличения импорта со стороны Китая индийских товаров и услуг в фармацевтической и ИТ-отраслях. Что касается фармацевтического сектора, то длительный и сложный процесс лицензирования в Китае не позволяет индийским компаниям в полной мере закрепиться на его рынке. Однако в зависимости от изменения вектора двустороннего сотрудничества в сторону большей кооперации данная тенденция может измениться в будущем33. Так, в 2018 году после успешных встреч лидеров двух государств - Си Цзиньпина и Нарендры Моди - для преодоления взаимной враждебности, усиленной пограничным конфликтом на плато Доклам летом 2017 года, начались переговоры об освобождении от тарифного регулирования 28 видов индийских медицинских препаратов34. На 11-м заседании Совместной индийско-китайской группы по экономическим отношениям, торговле, науке и технологиям 26 марта 2018 года в Нью-Дели обе стороны подтвердили позитивные результаты предыдущих переговоров по заключению соглашения о зоне свободной торговли35. Однако в 2020 году произошло резкое изменение вектора переговоров, и в ответ на события в Ладакхе Индия стала заявлять о планах серьезно ужесточить регулирование импорта некоторых товарных позиций, включая активные медицинские компоненты, необходимые в том числе и для производства дженериков. Кроме того, в том же году премьер-министр страны Н. Моди заявил о планах сделать индийскую экономику полностью самодостаточной «Atmanirbhar Bharat Abhiyan» self-reliant India campaign , не только в производственном плане, но и «громко заявлять о местной продукции» «local mein vocal» vocal about local для стимулирования потребительского спроса. Премьер-министр Индии также запустил совместную с Японией и Австралией Инициативу по обеспечению надежности цепочки поставок Supply Chain Reliance Initiative , с тем чтобы увеличить экспорт Индии в эти страны.

У Китая и Индии существует нерешенный территориальный спор относительно участки площадью 60 тысяч квадратных километров.

Индия догоняет Китай по населению — а может ли догнать по экономике?

Саудовская Аравия является крупнейшим поставщиком нефти на мировой рынок и поддерживает отношения с обеими сторонами конфликта — Эр-Рияд плотно сотрудничает с Москвой в области политики нефтяного рынка, так же как и Китай. Отношения Китая и Индии характеризуются совокупностью определенных экономических и политических факторов, которые отражают, с одной стороны, наличие положительной динамики в торговых вопросах и взаимодействии по проблемам глобального развития и международного. Вооруженный конфликт между Индией и Китаем переносит конфликтный потенциал в Шанхайскую организацию сотрудничества. Военные Индии и Китая в ходе очередного раунда переговоров договорились поддерживать мир и спокойствие на границе, а также как можно скорее уладить пограничный.

СМИ: на границе Индии и Китая произошли боестолкновения

китай, индия, территориальный конфликт, гималаи, история Неоднократно встречаясь, лидеры Индии и Китая Нарендра Моди и Си Цзиньпин говорили о желании установить добрососедские отношения. Отношения Китая и Индии характеризуются совокупностью определенных экономических и политических факторов, которые отражают, с одной стороны, наличие положительной динамики в торговых вопросах и взаимодействии по проблемам глобального развития и международного. Однако теперь индийское правительство вдруг вспомнило про ограничения и, боясь испортить свои отношения с США, отказывается принять судно. Визит Си Цзиньпина в Москву обеспокоил Индию, у которой тесные отношения с Россией и враждебные — с Китаем.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий