Новости почему украину назвали украиной

Просто изначально Украина бало не название госудорства а наименование. Запишитесь на Бесплатный вебинар "День открытых дверей": чего всё же произошло название «УКРАИНА»? Но слово Украина в России и раньше не вызывало особых споров, не то, что история названия Русь, а вот значение слова Украина оказалось достойным отдельного исследования. вопрос интересный.

Происхождение топонима "Украина"

Украина сегодня: важнейшие события, происшествия, новости политики и экономики. «Украи́на» — историческое название ряда территорий, а также название современного государства Украины. позволят читателям лучше понять проблемы Украины, которые, как и многое связанное с этим государством, как оказывается, начинается с названия. Ложь и мистификации о происхождении названия Украина: как окраинная территория стала этносом.

Войти на сайт

Один раз Украиной он назвал область длиннее и шире Мало и Велико Польши, вместе взятых, что неверно даже если считать украиной Волынь, Подолию и Северское Заднепровье. Именно так называли не желавших подчиняться деспоту беглецов из армии Чингисхана, которые осели в степных районах нынешней Украины. Украина сегодня: важнейшие события, происшествия, новости политики и экономики. это наглая ложь, провокация и подтасовка. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — «Украина» — историческое название ряда территорий, а также название современного государства Украины.

Почему Украину назвали Украиной? История происхождения названия страны

это польское изобретение, которое было введено в оборот в том числе и в пропагандистских целях. Узнайте историю происхождения названия Украины и почему страну так называют. Название Украины — «Украина» название государства Украина, а также историческое название ряда территорий. Один раз Украиной он назвал область длиннее и шире Мало и Велико Польши, вместе взятых, что неверно даже если считать украиной Волынь, Подолию и Северское Заднепровье. Число украинцев постепенно росло и название «Украина» распространилось на регионы за пределами первоначальной территории.

Откуда есть пошла Украина?

Почему статья называется проект Украина? Рассмотрим становление государства Украина, ее георгафию. Почему Украина названа Украиной? тэги: название страны, украина. 5. Когда «украинцами» начали называть всё население Украины-Малороссии? 5. Когда «украинцами» начали называть всё население Украины-Малороссии? это наглая ложь, провокация и подтасовка.

Краткая история Украины: как образовалось государство

Например, в украинском языке есть множество слов, заимствованных из польского, литовского, немецкого и русского языков. Также терминология в политике, экономике и других областях может отражать влияние соседних государств и их языков. Исторические связи с соседними государствами также перекликаются с границами Украины. Например, на западе Украины граница проходит с Польшей, а на востоке — с Россией. Это создает особую географическую и политическую динамику, которая оказывает влияние на развитие страны и формирование ее исторического наследия. Политические события В процессе формирования украинской идентичности и политической истории, терминология, культура, язык, география и происхождение Украины сыграли ключевую роль. Эти факторы оказали значительное влияние на выбор названия «Украина» и его историческое значение. Важным политическим событием в истории Украины стало формирование украинской государственности в начале XX века, когда Украина провозгласила независимость от Российской Империи. В это время украинцы активно боролись за право на свободу и самоопределение, а также за признание своей национальной и культурной идентичности.

Одним из ключевых элементов в возникновении и развитии украинской национальной идентичности стало использование украинского языка и терминологии. Украинский язык стал основным средством общения для украинцев, и его использование помогло укрепить идентичность нации. В это время были разработаны и введены украинские правописание и грамматика, а также была создана украинская литература и пресса. Географическое положение Украины также имело важное значение для ее исторического развития и выбора названия. Украина располагалась на пересечении различных культурных и политических влияний, что способствовало формированию уникальной украинской идентичности. Происхождение названия «Украина» тесно связано с историей и культурой этой страны. Оно отражает географическое положение Украины, которая находилась на восточном краю Европы и была окружена различными государствами. Читайте также: Как найти и просмотреть телефонные контакты на почте Gmail.

Название стало выражением идентичности и исторического развития украинского народа. Таким образом, политические события в истории Украины существенно повлияли на выбор названия «Украина» и его историческое значение. Они способствовали формированию украинской национальной идентичности и отражали борьбу украинского народа за свободу и самоопределение. Влияние иностранных языков Объяснение происхождения названия Украины имеет связь с влиянием иностранных языков на терминологию, которая применяется в различных областях, таких как география и история. На протяжении истории Украины название этой страны часто подвергалось изменениям. Возникновение названия Украина связано с использованием в разных языках различных терминов для обозначения этой территории. Изначально, в русском языке, Украина называлась «на границе» или «околицей», поскольку эта территория располагалась на южной границе Российской империи. Однако, из-за влияния польского языка, который использовал термин «Украйна», появилось альтернативное название для этой территории.

Со временем, используя географические и исторические критерии, объяснение происхождения названия Украины стало более сложным. Термин «Украина» получил значительное распространение и использовался как в русском, так и в украинском языках. Влияние иностранных языков на происхождение названия Украины является одним из факторов, которые способствовали формированию и утверждению этого названия в современном смысле.

К тому же российское руководство продолжало относиться к Украине как к братской республике, и надеялось, что украинцы рано или поздно это тоже осознают и заживут с Россией как добрые соседи. Полномасштабная братская война Но, беда в том, что «настоящие украинцы» уже никогда не пожмут по братски руку помощи, протянутую из Москвы, поскольку проект «Украина» изначально создавался как враждебный России. Именно так и поётся в популярной ныне украинской песенке: «Никогда мы не будем братьями». Не осознав этого, мы никогда не сможем правильно проводить свою политику на Украине. Для того, чтобы правильно строить отношения с Украиной надо понять что она из себя сейчас представляет. Скачущая толпа на площади под крики: «Кто не скачет тот москаль» наглядный пример состояния значительной части украинского общества. Факельные шествия бандеровцев уже стали привычными. Полномасштабная война против своих же сограждан на Донбассе это не противостояние сепаратизму, а «сознательная» борьба с «агентами Кремля на Украине». Закрывать глаза на это нельзя. К великому сожалению приходится признать, что изгнание Русского Духа с территории «незалежной» приобрело системный характер. Оно является закономерным результатом многовекового проекта под названием «Украина». Да, на территории Украины много сторонников союза с Россией, или, по крайней мере, людей не враждебных нам. Они пока ещё не заражёны идеей «незалежности Украйны». Но правят там совсем другие. Итак, всё по порядку Понятия окраина и украйна Историческая география утверждает, что государственного образования с названием «Украина» или «украинский» вплоть до 1917 года не существовало. А вот понятие «окраина» или «украйна» мы можем обнаружить ещё в ранних русских летописях. Так назывались многие земли, расположенные по краям границам Руси: рязанская, смоленская, мещерская, мордовская, псковская, литовская украины. Окская украина проходила по линии Тула-Серпухов. С XV века такое же понятие стало употребляться в Речи Посполитой «польская украйна» , и обозначало оно Поднепровье и Киевщину. Стефан Баторий свои универсалы рассылал старостам «на краине русской, киевской, волынской, подольской и брацлавской живущим». Такое обозначение «украины» как пограничной от поляков области Руси, теперь пытаются использовать для доказательства существования «Древней Украины». Карта с сайта freemap. Волыняне есть, галичане есть, даже белые хорваты есть.

Грушевский - а в том, что по этим учебникам уже 100 лет пытаются учить истории детей. Правда, я лично сделал большое открытие, прочитав эту книгу — так, именно из нее я узнал, что во все те частые, но недолгие периоды, что земля Украины не находилась под гнетом каких-то внешних сил — Польши, Турции, Московского царства или Российской Империи, она превращалась в полигон для политических баталий между гетманами, радами, старшинами. За что ж? За то ль, что в бездну повалили Мы тяготеющий над царствами кумир И нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир?.. Пушкин - Этнический западный украинец — кто это? Откуда там появились его предки? Происхождение этого славянского субэтноса. Скажу даже более. Из-за того, что Западная Украина — Волынь, галиуия, Подкарпацкая Русь долгое время входили в состав нерусских и неукраинских, неправославных, а подчас и неславянских государств — Речи Посполитой, Священной Римской империи, Венгрии, Австро-Венгрии, Чехословакии, их этнический состав был более стойким, так как эти народы часто выступали в роде национальных меньшинств в этих государствах. Нацменьшинства и диаспоры всегда более однородны, стараясь сохранить веру, обычаи, язык, они держатся друг друга, заключают браки между представителями одной народности и веры, и т. По степени распространения галогруппы R1a, общей для всех восточноевропейских народов, жители Западной Украины даже ближе жителям центральной и северной частей России, чем жителям средне части самой Украины. На землях западной Украины славяне жили издревле, анты уже в VIвеке. К моменту образования Киевской Руси это в основном земли белых хорватов. А последующие отличия от основной массы русских и украинцев были вызваны долгим нахождением в ареале неправославных нерусских государств — Литвы, Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Польши, Чехословакии. Это отличия в языке, в вероисповедании, архитектуре, жизненном укладе, ориентирах и ценностях. Иль старый богатырь, покойный на постеле, Не в силах завинтить свой измаильский штык? Иль русского царя уже бессильно слово? Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? Пушкин - Согласны ли вы с мнением, что лучшая часть старого запорожского казачества переселилась на Кубань, дав начало трём казачьим войскам-субэтносам: линейцам, кубанцам, черноморцам? Не знаю, лучшая или худшая, скорее всего, просто большая часть запорожских казаков, именуемых после упразднения Запорожского войска Войском Верных Запорожцев, после Русско-турецкой войны 1787—1792 заселила выделенную Екатериной IIв знак благодарности территорию левобережной Кубани. Это факт. Субэтнический состав... Соответственно, русские, украинцы по тогдашней терминологии малороссы , белорусы были в приоритете. Потом болгары, греки, сербы, немцы, армяне. Собственно, это отражает и современный состав населения области. Как тогда объяснить у них наличие греко-католической веры? Несмотря на то, что исторически так получилось, что так называемые «мировые религии» в Старом Свете имеют региональное распространение — христианство протестантского толка — на северо-западе Евразии, католичество — на юго-западе и в центре, православие — на востоке, ислам — на ближнем Востоке и в Средней Азии, буддизм - на Дальнем Востоке, все-таки это имеет отношение к политико-экономическому развитию этих регионов, а не к биологии. Среди славянских народов исторически есть и католики, причем рьяные, как, например, поляки, хорваты, большинство католиков среди чехов и словаков, словенцев, лужичан. Есть среди славянских народов и мусульмане — это босняки. Изначально жители Западной Украины исповедовали христианство в его восточной форме, ведь именно таким его принес на Русь и утвердил в качестве официальной религии общерусский князь Владимир в конце X столетия. Отличия между западным и восточным исповеданием христианской веры уже тогда были достаточно сильными — западные священники давали обет целибата, то есть не должны были вступать в брак, существовали отличия в крестном знамении, в ведении богослужения, архитектуре, церковном пении, устройстве храма, но главное - в догматике. Основные догматические различия, не принимаемые православием, сводились к двум нововведениям латинской церкви: 1. Учение о филиокве — об исхождении Святого Духа от Христа. О верховной власти Римского папы как наместника Бога на Земле. В XII веке церкви «разошлись» официально, когда верховные иерархи Рима и Константинополя, к чьей юрисдикции относилась тогда вся Русь, взаимно прокляли друг друга.

По мере роста национального самосознания местного населения значимость понятия «Украина» повысилась, и само слово стало восприниматься не только как географический термин, но отчасти и как название этнического пространства. Особенно заметно это стало к концу XIX века [17] :186. Согласно мнению А. Пономарёва, на рубеже XIX и XX веков термин «Украина» как название всей этнической территории стал полностью самостоятельным и самодостаточным, вытеснив другие самоназвания, которые с тех пор употреблялись только на региональном уровне [17] :186. Альтернативные версии Некоторые украинские историки и лингвисты придерживаются версии, что в самоназвании «Украина» слово «край» актуализировано не в значении «порубежье», «граница», а в энантиосемичном ему значении «страна», « родная сторона», «земля, заселённая своим народом» [27] , аналогично бесприставочному «краина» совр. Она, в частности, приводится в некоторых школьных учебниках по истории Украины [34] [35]. Российский историк Фёдор Гайда пишет, что этимология сторонников этой версии встречает в современной России методологическую критику и обвинения в сознательном мифотворчестве [36] [ неавторитетный источник? Украинский историк Даниил Стаценко указывает на тот факт, что в древнерусских летописях ни разу не употребляется словосочетание «Русская украина» вместо распространённого термина « Русская земля ». Это, по его мнению, свидетельствует о том, что термин «Украина» не имел значения «земля, страна» [37]. Рецепция версий Российский славист Андрей Зализняк , поддерживавший основную академическую версию, в своей лекции, прочитанной на фестивале мировых идей «Вокруг Света», критиковал лингвистов-любителей за поиски альтернативных объяснений, которые связывает с «неприятностью» национального названия Украина, «в котором содержится намёк на то, что это периферийная часть чего-то другого» [6]. Украинский историк Кирилл Галушко связывает стыд подобного национального названия с распространённым среди украинцев комплексом неполноценности , однако не видит для этого объективных оснований. Первая летописная «украина» означала пограничье не каких-либо имперских образований, а Русской земли в узком смысле, то есть Южной Руси, чья граница со степью и кочевым миром пролегала близко от её центров.

Этимология :: Украина, Украинец

позволят читателям лучше понять проблемы Украины, которые, как и многое связанное с этим государством, как оказывается, начинается с названия. Территория современной Украины в середины 1790-х гг. – 1917. Русь, потому что мы, украинцы, есть прямые потомки Киевского Русского государства, его законные наследники.

Происхождение топонима "Украина"

Само собой ничто не образуется. Только ухудшится. Крайне необходима многоплановая программа действий на украинском направлении. Только так мы сможем рассчитывать на положительный результат.

Только тогда украинский брат — малоросс раскроет нам свои братские объятия. Проект «Украина» Сразу же после февральского переворота 2014 года я попытался разобраться в причинах произошедшего. Постепенно вырисовалась очень неприглядная картина.

По всему выходит, что «революцию достоинства» подготавливали… пятьсот лет. Пол тысячелетия! Америки ещё и в помине не было, а проект «Украина» уже был.

Он возник в годы противостояния Московского Царства и Речи Посполитой. Поляки для борьбы с Москвой применили римский принцип «разделяй и властвуй». Для этого надо было стравить две части русского народа между собой.

Понятно, что просто так никто воевать друг с другом не будет. Нужно серьёзное идеологическое обоснование. Оно и было положено в проект «Украина», согласно которому «москали всё украинское сало съели».

Это в упрощённом, но очень наглядном виде. А если серьёзно, то главная идея проекта состоит в том, что великороссы москали погубили Киевскую Русь-Украину. И вообще они не русские, а перекрасившиеся в русских татары.

Обратите внимание, что нелюбовь к «москалям» сохранилась с тех времён, хотя это слово больше нигде кроме Украины не употребляется. А теперь всё рассмотрим подробно После возвращения Крыма «в свою родную гавань» безкровно и решительно многие надеялись, что за ним также победоносно последуют области юго-востока Украины, тяготеющие к России. География Украины Однако, последующие события пошли наихудшим путём — мучительным и кровавым.

Дело в том, что Крым, по сути, никогда не был украинским.

Жители Руси по-прежнему именовали себя русскими, так же их именовали и иноплеменники. В польских и русских источниках того же времени называются «церкви Русские» в Луцке, «Духовенство Руское» и «релия [религия, вера] Руская», а также «народ наш Руский» тут же — «обыватели тутейшие Украинные» , «Русин», «Люди Рускiе», «Руские люди».

В тексте Гадячского договора Выговского с Польшей говорится о населении Украины как о «народе Руском» и «россиянах». Подданные Московского государства именовались так же: «Руские люди», «твои великого государя ратные люди, Руские и Черкасы». Где и как впервые стало употребляться слово «украинцы»?

В Московском государстве «украинцами» изначально называли воинских людей пограничников , несших службу на окской Украйне — в Верхнем и Среднем Поочье — против крымцев. В марте 1648 г. Слово «украинцы» думный дьяк никак не пояснял; очевидно, в Москве оно было на слуху и в пояснении не нуждалось.

Что оно означало, становится ясно из последующих документов. Весной 1648 г. В наказе воеводам Буйносову-Ростовскому и Вельяминову от 8 мая, составленном по докладу дьяка Гавренёва, в частности, было сказано: «…в те города воеводам отписать же, чтоб воеводы детей боярских и дворян и всяких служилых людей на государеву службу выслали к ним тотчас».

На службе Московского государства в 1648 г. В грамоте 1607 г. Хорошо известен также думный дьяк Е.

Украинцев правильнее: Украинцов; 1641-1708 , подписавший в 1700 г. Константинопольский мирный договор России с Османской империей. В 1694 г.

Емельян Украинцов составил для Разрядного приказа родословную рода Украинцовых, в соответствии с которой основателем фамилии был рязанский дворянин середины XVI в. Фёдор Андреев сын Лукин по прозвищу Украинец; его отец был «испомещен на Рязани», то есть несколько восточнее вышеупомянутых городов окской Украйны, в результате чего и могло возникнуть отличительное прозвище «Украинец», а затем и фамилия «Украинцовы». Скорее всего, Федор Украинец не был личностью мифологической: именно его внуки упоминались в книгах 1594-1597 гг.

Сама окская Украйна формировалась еще для обороны от ордынцев и приобрела особое значение с начала XVI в. В 1492 г. Против крымцев в 1507-1531 гг.

В 1541-1542 гг. В Повести об Азовском сидении «украинцы» упоминаются в том же смысле «ево государевы люди украиньцы», «воеводы государевы люди украинцы», «ево государевы люди руские украинцы». Жителей Малороссии «украинцами» не называли.

Например, в Двинской летописи под 1679 г. По мере продвижения на юг российской границы слово «украинцы» с Поочья распространяется и на пограничных служилых людей Слободской Украйны. В 1723 г.

Петр Великий упоминает «Украинцов Азовской и Киевской губерний» — украинных служилых людей, в том числе и со Слободской Украйны. При этом он четко отличает их от «Малороссийского народа». В 1731 г.

Анонимный автор «Записки о том, сколько я памятую о Крымских и Татарских походах», участник похода 1736 г. При Елизавете Петровне из «Украинцов» формировались полки Слободской ландмилиции. В 1765 г.

В 1816-1819 гг. Когда и в каком смысле слово «украинцы» впервые стало употребляться в Малороссии? Грушевский приводит цитаты из 2 донесений коронного гетмана Н.

Потоцкого от июля 1651 г. Поляки никогда не распространяли его на русское население Украины. Среди крестьян с.

Снятынка и Старое село ныне — Львовская область в польском документе 1644 г. Происхождение такого имени не вполне понятно, но очевидно, что остальное население «украинцами», таким образом, не были. С середины XVII в.

Московские послы А. Прончищев и А. Иванов, отправленные в Варшаву в 1652 г.

Хмельницкого, среди которых был «Ондрей Лисичинский з Волыня, украинец, а ныне живет в Богуславе». Остальные представители Хмельницкого были уроженцами центральной или левобережной Украины. Примечательно, что среди всех послов «украинцем» был назван лишь один Лисичинский; таким образом, Прончищев и Иванов имели в виду, что Лисичинский являлся бывшим польским шляхтичем, то есть пользовались польской терминологией.

Хорватский выходец Ю. Крижанич в своем труде, написанном в тобольской ссылке в 1663-1666 гг. Свой труд, позднее получивший название «Политика», Крижанич писал латиницей на искусственном эклектическом языке — смеси церковнославянского, простонародного русского и литературного хорватского.

Слово «украинцы» Крижанич мог заимствовать из русского языка или самостоятельно сконструировать: он родился в Бихаче неподалеку от Крайны, где проживали краинцы то есть хорутане, или словенцы. С последней трети XVII в.

Украинская «Матрица». Перезагрузка О замене названия Малороссия на Украина Украина: откуда и зачем? Ипатьевская летопись, издание Археографической комиссии, Санкт-Петербург, 1908, с.

О князе Ростиславе Берладниче, которого пригласили в Галич править галицкие бояре. Полное собрание русских летописей, т. О князе Данииле Галицком и его брате Василько. Украинский перевод Л. О князе Ольгерде.

Цитируется по: Баран В. Псковские летописи, т. В «Словаре к текстам» данной хрестоматии разъяснение: «украина - окраинная, пограничная земля» с. Русина О. Полное собрание законов Российской империи", т.

I, собр. Полное собрание законов Российской империи, т. Историография начала имени, славы и расширения народа славянского, СПб, 1722 г. Архимандрит Досифей «Географическое, историческое и статистическое описание Ставропигиального первоклассного Монастыря» М. Фасмер «Этимологический словарь русского языка», М.

Срезневский И. Материалы для Словаря древнерусского языка, М. Украинский сепаратизм России, М. Цитируется по: Русина О. Баран В.

Первые Романовы. II, гл. Старинные карты России из фондов Государственного Исторического Музея. Из собрания А. Постников А.

Карты земель российских: очерк истории географического изучения и картографирования нашего отечества. Рыбаков Б. Чекин Л. Rerum moscoviticarum commentarii. Basiliae, 1556.

Katalog dawnych map Rzeczypospolitej Polskiej w kolekcji Emeryka Hutten Czapskiego i w innych zbiorach. Polskiej Akademii Nauk. Instytut Geografii i Przestrzennego Zagospodarowania. Аннинский С. Москва-Ленинград, 1940.

Украинские земли накануне восстания Б. Современная карта из Энциклопедии истории Украины Название «Украина», которое сегодня является обычным как название государства Украина и соответствующей территории, в течение предыдущих веков имело очень изменчиво е применение. Далеко не всегда это название имело этническую окраску то есть не было связан о с целой территорией определенного народа. На протяжении веков он о употреблялось в разных контекстах и имел о иногда различную локализацию даже для современников. Иногда он о был о даже « экстерриториальным «, автоматически расширяясь или сокращаясь одновременно с распространением или сокращением влияния казачества и Войска Запорожского.

Относительно происхождения самого слова существуют две версии: 1 окраина, пограничь е и 2 край, страна. В первом смысле слово «украйна», «оукраина» бесспорно употреблялось в древнейшие времена его известного из источников существования XII-XVI вв. Упоминания этого слова во втором смысле — более поздние и очень эпизодические, и поэтому вторая версия не выдерживает конкуренции с первой. Однако, происхождение названия нашей страны от «окраины», или относительно поздний охват названием всей современной территории отнюдь не мешает Украине быть страной с солидной древней историей. Просто одна и та же территория, и народ, который на ней живет, могут менять свои названия.

В прежние времен а шире использовались другие варианты названия этой территории — например, «Русь». До ХХ в. Среди многочисленных названий территории современной Украины нынешнее выиграло своеобразное «историческое соревнование» с другими параллельными названиями Русь, Малая Русь, Россия, Малороссия , для чего были необходимы определенные исторические условия и факторы. Результатом является то, что только «Украин е » удалось охватить всю территорию современной Украины, а термин у «украинские земли» — все территории, заселенные украинцами. Во всех случаях она обозначала приграничные территории руських княжеств.

Местные жители назывались «украинникам и » или «украинными людьми». В то же время понятие «Украина» могло охватывать и юг государства в целом. Так, в письме 1500 г. В Польше до Люблинской унии 1569 к нашим землям ни к Галичин е , ни к Подоль ю , ни к други м слово «Украина» не применяли. Однако после унии слово входит в обиход благодаря канцеляристам из бывших подлитовских земель.

В 1580 г. Так что «Украин ой » здесь считаются все рус ь кие владения польской короны, причем не только новые, но и старые — Рус ь кое с центром во Львове и Подляшское воеводства. В траурной поэме 1585 на смерть киевского кастеляна князя Михаила Вишневецкого Киев щина назван а «Приднепровской Украин ой ». Фрагмент страницы Пересопницкого Евангелия 1561 г. По мнению некоторых историков, здесь «Украина» впервые в источнике используется в смысле «страны» здесь « у краин ы » — аналог старославянского «пределы».

В 1621 г. Одновременно большая «Украина» распадалась на много отдельных «украин»: б рацлавскую , киевскую, приднепровскую, заднепровскую и др. XVII в. Хмельницкого после 1648. Теперь это слово означает уже не пограничь е , а владения Войска Запорожского, — однако «Украина» не была официальным названием.

Ее земля по ряду соглашений охватывала территори и Киевского, Брацлавского Восточное Подолье и Черниговского воеводств. Документы польского сейма 1669 и 1670 гласят: «[…] господин Олизар, киевский подсудок, говоря читал артикул украинских воеводств … […] а дальше все послы Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств поднялись с места и вышли с протестом »; и: «[…] вскочили с возмущением брацлавян е , киевляне и черниговцы на господина черского хорунжего … Большой шум поднялся от мазовецких послов и взамен от у краин цев ». В 1685 г. Как писал об И. Выговско м шведский посол Веллинг, то т требовал уступки «права на всю древнюю Укра и ну или Роксоланию … до Вислы».

Гетман заявлял о своем желании стать «Великим князем Украины и соседних областей». Выражение «вся Украина» мог ло означать и «вся Русь». Но в Гадячском договоре 1658 г. Выговский все же титулуется как «гетман войск руських». Соратник И.

Мазепы Ф. Орлик говорил: чтобы «руський народ скинул московское ярмо и был свободный». Смешение актуальных названий Украины видим в клятве И. Мазепы, цитируемой Орликом: «[…] для общего блага матери моей отчизны бедной Украины, всего Войска Запорожского и народа Малороссийского […]» смотри. Название «Украина» встречается в многочисленных актах, документах и переписке гетманов Б.

Хмельницкого, И. Выговского, П. Дорошенко, И. Самойловича, И. Мазепы, Ф.

Орлика и др. Во второй половине XVII в. После Андрусовского перемирия 1667 , разделившего Украину по Днепру, в употреблении появляются названия «сегобочная Украина», «тогобочная Украина» и «Малороссийская Украина». Украина попадает на европейские карты как страна «с провинциями» Г. В издании Боплана 1648 г.

Украина показывается в пространстве от Карпат до Слобожанщины, подписанном « Червонная Русь или Украина» или «Украина — земля казаков» Й. Комментарии к французской карте Ж-Б. Нулена 1742 утверждают: «Русь Червонная является частью государства Польского и делится на Русь отдельную и Украину. К этому времени относятся и в качестве национальной самоидентификации. Слободско-Украинская губерния, 1800.

Одновременно распространяется и применение названия «Малороссия» к Левобережной Украине и Киев у с небольшой территори ей вокруг него. С ликвидацией Гетманщины сфера у потребления названия «Украина» существенно сужается. Зато в официальное делопроизводство широко внедряются такие определения как «Малороссия», «Малороссийский край» и др. С образованием в 1764 году Малороссийской губернии и после ее окончательного разделения на Полтавскую и Черниговскую губернии 1802 , название Малороссия получило широкое распространение и употреблял о сь в узком смысле в отношении этих территорий Левобережья. В то время ни одн о из других официальных или неофициальных названий территорий современной Украины или земель, заселенных украин цами , не охватывало все современное украинское пространство.

В это время название Украина постепенно приобретает значение национального символа. К середине XIX в. Если в империях, владевших украинскими землями, больше ценили локальные названия Галиция, Малороссия , то «Украина» в конце- концов превратилась в национальн ое трансграничн ое название страны украин цев. Чубинского и К. Михальчука, 1871 Карта Украины из французского учебника общей географии Реклю 1885 В 1861 петербургский журнал «Основа» писал об Украине: «страна, населенная южнорусами украинцами, малороссами , занимает часть Восточной Европы.

Протяженность ее с запада на восток занимает почти 20 градусов долготы, то есть от 38 до 58 градусов восточной долготы, что составит более 1800 верст. Наибольшая ее протяженность с севера на юг простирается до 900 верст, то есть от 44 градусов 30 минут до 53 градусов 45 минут северной широты. По рассмотрению границ Южной Руси читатели увидят, что край этот обладает довольно разнообразной фигурой и входит в состав двух государств: России и Австрии; меньшая часть его одна четырнадцатая принадлежит последней. На всем этом пространстве находится 14300000 жителей, которые говорят на южнорусском языке. Таким образом, по пространству Украина или Малороссия превышает Францию н а тысячу географических миль, а по абсолютному населению уступает Испании двумя миллионами жителей».

По совету В. Антоновича в переводных трудах «Русской исторической библиотеки» 1886-1904 стал о употребляться прилагательное « украин о -русский» как контраверсия относительно термина «великорусский». Это предложение фактически «унаследовала» монументальная «История Украины-Руси» 1898-1936 М. Для украинского национального движения на Большой Украине «украинскими землями» являлись те территории, где большинство населения составляли украинцы — малороссы официальной статистики Российской империи см. В Австро-Венгрии была аналогичная ситуация: земли заселенные украинцами — русинами австрийской статистики.

Первым международным соглашением, признающ им украинское государство и его границы, был Брестский мирный договор 27. Суверенитет Украины в ХХ веке основывался на принципе национального самоопределения, а не исторической государственности хотя таковая и была в предшествующие столетия. Фрагмент «Этнографической карты Австрийской монархии» К. Чернига, 1855. Упоминается в конституции Западноукраинской Народной Республики в 1918 г.

В Ипатьевской летописи под 6695 1187 годом упоминается переяславская "оукраина", под 6697 1189 годом - галицкая "оукраина", под 6721 1213 - перечисляются пограничные города этой галицкой "оукраины": Брест, Угровск, Верещин, Столп, Комов. В I Псковской летописи под 6779 1271 - говорится о селах псковской "украины". В русско-литовских договорах XV века упоминаются "вкраинъные места", "Украiные места", "Вкраиныи места". Под ними понимаются Смоленск, Любутск, Мценск.

Прежняя империя неосмотрительно отпустила свой край в независимость, а другая - просто использовала его как инструмент в решении сиюминутных политических задач. Российской империи сегодня не существует, правительство России чурается имперского прошлого и картинно разводит руки, когда кто-либо заводит речь о претензиях хотя бы на Донбасс, не говоря уже об остальном. Россия не вернула в свои границы ни Приднестровье, ни Осетию, ни Абхазию, нет пока оснований ожидать и возврата в состав государства 40-миллионной окраины, региона у западного края исторических рубежей.

Американской империи Украина нужна не более, чем Югославия или Ирак. Поиграть и бросить. Не станет Украина новым американским штатом - это совершенно очевидно. Европа - это вообще не империя, а союз, который и без того расширился на восток более, чем следовало. Новых стран, тем более с такой массой проблем как на Украине, Евросоюз включать в свой состав не готов и не намерен. Это ясно всем, кроме самых убежденных оптимистов, заклеивших еврообоями всю свою комнату, включая окно и телевизор. Польша - вообще не способна на масштабные расширения.

Чисто экономически. Речь Посполитая - не более, чем мечта патриотов, воссоздать которую практически невозможно. Принять к себе Украину целиком Польша не в состоянии даже при согласии всех сторон конфликта. Максимум - это присоединение Галиции и Волыни, возврат к границам 1940 года. А Украине нужна империя. Без империи, краем которой она снова могла бы стать, территория с этим названием и населением не может быть стабильной, наполненной смыслом, не может найти свою историческую миссию, не имеет задач, которые могли бы консолидировать общество. Дело не только в названии.

Дело в том, что край, который на протяжении веков был местом противостояния России, стран Европы и Османской империи, в результате многочисленных войн и изменения границ оказался населен потомками русских, поляков, венгров. Украинцы - это не единая нация, это смесь наций. И сами по себе они не могут договориться, их внутренний спор не имеет суверенного решения. Только решение некоторого более крупного государства может служить основой для решения внутренних противоречий украинцев. Фактически, кто возьмет к себе Украину - тому она и будет новым краем у границ. Но пока - не берет никто. Европа - не может.

'+obj.error+'

Согласно мнению А. Пономарёва, на рубеже XIX и XX веков термин «Украина» как название всей этнической территории стал полностью самостоятельным и самодостаточным, вытеснив другие самоназвания, которые с тех пор употреблялись только на региональном уровне [18] :186. Альтернативные версии[ править править код ] Некоторые украинские историки и лингвисты придерживаются версии, что в самоназвании «Украина» слово «край» актуализировано не в значении «порубежье», «граница», а в энантиосемичном ему значении «страна», « родная сторона», «земля, заселённая своим народом» [28] , аналогично бесприставочному «краина» совр. Она, в частности, приводится в некоторых школьных учебниках по истории Украины [35] [36]. В то же время украинский историк Даниил Стаценко указывает на тот факт, что в древнерусских летописях ни разу не употребляется словосочетание «Русская украина» вместо распространённого термина « Русская земля ». Это, по его мнению, свидетельствует о том, что термин «Украина» не имел значения «земля» [37]. Рецепция версий[ править править код ] Российский славист Андрей Зализняк , поддерживавший основную академическую версию, в своей лекции, прочитанной на фестивале мировых идей «Вокруг Света», критиковал лингвистов-любителей за поиски альтернативных объяснений, которые связывает с «неприятностью» национального названия Украина, «в котором содержится намёк на то, что это периферийная часть чего-то другого» [6]. Украинский историк Кирилл Галушко связывает стыд подобного национального названия с распространённым среди украинцев комплексом неполноценности , однако не видит для этого объективных оснований. Первая летописная «украина» означала пограничье не каких-либо имперских образований, а Русской земли в узком смысле, то есть Южной Руси, чья граница со степью и кочевым миром пролегала близко от её центров.

Таким образом, данный термин является для Среднего Поднепровья своим, а не принесённым извне и унизительным [27]. Тезис о политизации данного вопроса поддерживает и украинская оппонентка «пограничной» версии, филолог Инна Хоменская, называя её «недостаточно обоснованной» [39] [40]. Основная статья: «На Украине» или «в Украине» В норме русского языка, сложившейся к концу XX века, был зафиксирован оборот «на Украине», возможно, украинизм по происхождению [41] , который в настоящее время является нормативным в России, в то время как на Украине в различных речевых ситуациях используются оба варианта: «в Украине» и «на Украине» [42]. Профессор Владимир Лопатин указывает на то, что исторически нормативным является употребление «на Украину», «с Украины», «на Украине», но «в государстве Украина» [44].

По мнению польского графа, русский народ происходил от словен новгородских, а кривичи, дреговичи и бужане влились в состав украинского, русского и отчасти польского народов.

Более к украинской теме автор не возвращался, а сама концепция ни в других трудах Потоцкого, ни у его современников развития не получила. Однако почины Ригельмана и Потоцкого восприняты не были. Слово "украинцы" в литературных и политических произведениях до середины XIX в. Харьковский писатель И. Квитка, одесский историк А.

Скальковский, а также А. Пушкин вероятно, вслед за Марковичем и Квиткой именовали "украинцами" малороссийских казаков. В драме " Борис Годунов " 1825 Г. Отсюда видно, что в русском варианте слово изначально имело ударение на второй слог укрАинец , в то время как в польском по правилам польского ударения - на предпоследний украИнец. Использовалось и прежнее петровское значение слова.

Декабрист П. Пестель 1792-1826 в своей " Русской Правде " делил "народ русской" на пять "оттенков", различаемых, по его мнению, лишь "образом своего управления" то есть административным устройством : "россиян", "белорусцев", "русснаков", "малороссиян" и "украинцев". Харьковский драматург Г. Квитка Основьяненко 1778-1843 , племянник И. Квитки, в небольшом очерке "Украинцы" 1841 писал: "Народы, населившие нынешнюю Харьковскую губернию, большею частью были украинцы и имели с малороссиянами один язык и одни обычаи, но со времени своего здесь поселения значительно отклонились от них до заметной разности...

Рылеев в набросках своей поэмы "Наливайко" 1824-1825 писал: "... Этот отрывок "Весна" был впервые опубликован только в 1888 г. В 1834 г. Максимович издал в Москве "Украинские народные песни", в комментариях к которым писал: "Украинцы или Малороссияне составляют восточную половину Южных или Черноморских Руссов, имевшую своим средоточием богоспасаемый град Киев". Однако позднее, принявшись за изучение истории и культуры Малороссии, Максимович сузил понятие "украинцы": по его мнению, так именовались потомки полян - казаки и жители Среднего Поднепровья.

Максимович не считал "украинцев" особым этносом. Когда под "украинцами" стали понимать отдельный славянский народ этнос? На рубеже 1845-1846 гг. Владимира Н. Костомарова ученика Максимовича возникло "Кирилло-Мефодиевское братство", поставившее перед собой задачу борьбы за создание славянской федерации, куда должна была войти и свободная Украина.

В Уставе братства Костомаров написал: "Принимаем, что при соединении каждое славянское племя должно иметь свою самостоятельность, а такими племенами признаем: южно-руссов, северно-руссов с белоруссами, поляков, чехов с [сло]венцами, лужичан, иллиро-сербов с хурутанами и болгар". Таким образом, автор Устава использовал искусственное слово "южно-руссы", противопоставленное им "северно-руссам с белоруссами". Сторонник Костомарова Василий Белозерский написал пояснительную записку к Уставу, в которой содержалась следующая фраза: "Ни одно из славянских племен не обязано в той мере стремиться к самобытности и возбуждать остальных братьев, как мы, Украинцы". Именно с этого документа можно вести историю употребления слова "украинцы" в этническом смысле. Белозерский, черниговский уроженец и преподаватель истории, не мог не знать рукопись Ригельмана, хранившуюся у его сына, черниговского поветового маршала А.

Ригельмана, и активно использовавшуюся историками. Его брат Н. Ригельман чиновник канцелярии киевского генерал-губернатора, сотрудник Временной комиссии для разбора древних актов дружил с членами "Кирилло-Мефодиевского братства". В 1847 г. Бодянским - еще одним их хорошим знакомым.

После появления записки Белозерского Костомаров написал свою прокламацию "Братья Украинцы", в которой говорилось следующее: "... Мы принимаем, что все славяне должны между собою соединиться. Но так, чтоб каждый народ составлял особенную Речь Посполитую и управлялся не слитно с другими; так, чтоб каждый народ имел свой язык, свою литературу, свое общественное устройство. Оборот "обе стороны Днепра" часто употреблялся и в труде Ригельмана, вдохновившем Белозерского и Костомарова. Интересна также эволюция употребления слова "украинцы" у другого участника "Братства" - П.

В 1845 г. Кулиш в тогдашнем написании: Кулеш приступил к публикации в журнале "Современник" своего романа "Черная рада". В первоначальной версии на русском языке упоминались "Малороссийский народ", "Малороссияне", "Южно-Русский народ", "Украинский народ", присущий им "дух Русский", а также указывалось, что жители Украины - "Русские". Это слово также встречалось и в более ранних произведениях Кулиша. Например, в повести "Огненный змей" содержалась следующая фраза: "Народная песня для Украинца имеет особенный смысл".

Повествование было связано с местечком Воронеж близ Глухова родиной самого Кулиша - на границе с Слобожанщиной и недалеко от мест, где по Марковичу селились потомки казаков. Важно отметить, что в другом труде Кулишом восхвалялись именно "козацкие песни". Представления Кулиша, таким образом, были близки взглядам Максимовича. Однако именно с 1846 г. Кулиш наполняет слово "украинцы" иным смыслом.

С февраля этого года то есть одновременно или сразу после появления записки Белозерского он начал печатать в петербургском журнале "Звездочка" свою "Повесть об украинском народе". В ней фигурировали "народ Южнорусский, или Малороссийский" и "Южноруссы, или Украинцы". Автор отмечал, что этот особый славянский народ, проживающий в России и Австрии, и от "севернорусских" отличается "языком, одеждою, обычаями и нравами", а история его начиналась еще с князя Аскольда. Однако употребление слова "украинцы" в этническом смысле в середине XIX в. Оба эти понятия в равной степени не считались самоназваниями.

Сила воздействия ее была очень велика, она существенно поддерживала политические претензии польской аристократии на «утерянные земли» на Востоке. Этими претензиями объясняется живучесть польского мифа об отдельной от Руси «Украине». Постепенно данная польская концепция получила распространение и среди русского населения Малой России. В комиссиях с пограничными реестровыми казаками комиссары польского короля в преамбулах договоров с ними пишут: «прибыв сюда на Украину» Ольшанская комиссия 1617 г. Тут в «Украине» еще слышится семантический оттенок «пограничье». Но в данном случае важно другое: такое общение казаков точнее их верхушки с поляками, получение от них своего экземпляра договора с ними, где фиксируется понятие «Украины», приводит к тому, что они понемногу начинают также воспринимать данный термин. Вместе с внедрением «Украины» как заменителя Руси у поляков, данное понятие воспринимается и казачьими старшинами, получившими польское образование. При этом они еще отграничивают его использование как внешнее т.

Но со временем казачья старшина, во многом равнявшаяся на обычаи и образование польской шляхты, начинает использовать название «Украина» наравне с «Русью» и «Малой Русью». Особенно хорошо это иллюстрируют универсалы и письма Богдана Хмельницкого, который в письмах и договорах с поляками использует термин «Украина» или как общий термин, например: «ani go cierpiec w Ukrainie kozacy moga» «ни терпеть его в Украине козаки не могут» , или в понятии приграничья: «urzdow ukrainnych» «украинных урядников». Но в своих посланиях, написанных «руским писмом» Хмельницкий пишет, например о правах малороссийской шляхты так: «Шляхта, которые в России обретается», или о «самой столицы Киева, також части сие Малые Руси нашия». Аналогичное словоупотребление характерно и для многих современников Богдана Хмельницкого, например, для кошевого атамана Запорожской Сечи Ивана Серко. Иван Серко говорит как о «всей Малой Росии», «ратных Руских», «отчизне нашей Малой Росии», так и об «Украине» «наших украинных городов» и т. Выше рассматривались в основном сведения, исходившие или от высших и образованных классов Польши и Малороссии, или от иностранцев. Но важен вопрос народного понимания и народной самоидентификации. К сожалению, по понятным причинам источники для выяснения этого вопроса крайне немногочисленны.

Это в первую очередь народные думы и духовная литература, которую писали такие близкие к народной стихии авторы, как И. Вишенский, И. Копинский выше цитировались примеры их понимания Южной Руси как «Малой России» , «старчик» Григорий Сковорода и другие.

Рязанская Украина включала земли Рязанского княжества. Эта обширная территория простиралась к югу от Мещорских лесов и терялась в степях. На ней упоминались рязанские казаки. К югу от среднего течение Оки, где эта река ближе всего подходит к Москве, пролегала Окская Украина. Муравский Шлях. Поэтому по мере выдвижения оборонительных линий Московского государства дальше на юг, в степь, на этих путях возникла Крымская Украина. Здесь образовалась Северская Украина, также населённая казаками северскими. Об особом этносе этих земель до сих напоминает своим названием город Севск в Брянской области. Наряду с южными украинами, очень редко упоминаются также Немецкая Украина — на пограничье с Ливонским Орденом в Прибалтике и Швецией, и Литовская Украина — на границе с Литвой Белоруссией. В Литве и Польше эти земли также назывались Украиной.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий