Бизнес-план помогает проложить путь между идеей и прибыльным бизнесом: составить план работы, продвижения, рассчитать расходы на открытие и проанализировать риски.
Бизнес-планирование.
Ключевые принципы бизнес-планирования | Бизнес-план можно назвать гидом, который помогает бизнесменам ориентироваться в проекте, строить продуманный механизм действий и убеждать инвесторов вложить средства в компанию. |
Принципы и подходы бизнес-планирования | При разработке данного раздела бизнес-плана необходимо основываться на следующих принципах. |
Hello World! | Специальные принципы составления бизнес-планов инвестиционного проекта. |
Бизнес-планирование: функции, стандарты, этапы
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция и образец документа | Расскажу, что такое бизнес-план, кому и зачем он нужен и как правильно составить этот документ, а в конце — можно ли скачать готовый план в интернете. |
Бизнес-планирование: функции, стандарты, этапы | Обоснованы основные принципы бизнес-планирования, которые ориентируют предприятие на достижение высоких результатов работы, а также рассмотрены основные этапы разработки успешного бизнес-плана. |
Сущность и принципы бизнес-планирования | Бизнес-план выступает руководством, которое описывает идею проекта, процессы и механизмы его реализации, цели и способы их достижения. |
Основные принципы бизнес-планирования — | Создание бизнес-плана – серьезная и масштабная работа, которую способна осуществить команда разнопрофильных специалистов. |
Вы точно человек? | Методология планирования — это совокупность принципов, подходов, способов организации и методов планирования для эффективного решения проблем.-3. |
Принципы и подходы бизнес-планирования
Принцип необходимости планирования предусматривает обязательность разработки планов при осуществлении производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации. Для инвестора этого типа содержание бизнес-плана должно содержать подробную информацию о маркетинговой политике (принципы ценообразования, пути распространения продукции, план рекламной кампании, организация постпродажного обслуживания). 0/92. Разберемся, как составить бизнес-план, а также рассмотрим его виды, стандарты бизнес-планирования и узнаем — в чем же заключается его эффективность. Бизнес-планирование даже преподают в специализированных вузах, а без убедительного бизнес-плана ни один инвестор не вложится в проект.
Forbes Экспертиза
Бизнес-план: как его написать? | Поэтому в бизнес-плане вы должны все доходчиво и убедительно изложить с помощью расчетов, графиков и таблиц, не забыв приправить все своим убеждающим докладом о том, почему нужно развивать именно ваш проект. |
Как составить бизнес план: инструкция, советы | РБК Тренды | В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки. |
Функции и принципы бизнес-планирования
Принципы планирования бизнеса. Виды бизнес-планов. Что учесть на этапе планирования бизнеса и как избежать частых ошибок. Долгосрочное бизнес-планирование должно являться неотъемлемой частью деятельности любой компании.
Как составить бизнес-план, который поможет прийти к успеху
Согласованные бизнес-планы Подведомственных обществ утверждаются, а отчеты об их исполнении рассматриваются Советами директоров Подведомственных обществ. Утвержденные бизнес-планы не подлежат изменению, кроме случаев корректировки, предусмотренных настоящим Стандартом. Корректировка бизнес-плана Общества осуществляется по инициативе Совета директоров Общества в случае корректировки значений КПЭ, установленных Советом директоров Общества, или по инициативе Общества, согласованной с акционерами Общества, по результатам рассмотрения отчета об исполнении бизнес-плана Общества за первый квартал текущего года. Корректировка бизнес-планов Подведомственных обществ проводится по инициативе Советов директоров Подведомственных обществ в случаях корректировки КПЭ, установленных Советами директоров Подведомственных обществ, или по инициативе Подведомственных обществ по результатам рассмотрения отчетов об исполнении бизнес-планов за первый квартал текущего года. Корректировка бизнес-планов Общества и или Подведомственных обществ осуществляется также по решению Совета директоров Общества в случае возникновения факторов системного характера, существенно влияющих на результаты деятельности компаний. Скорректированные и согласованные в установленном Стандартом порядке бизнес-планы вступают в силу после утверждения Советами директоров. Генеральный директор Общества и исполнительные директора Подведомственных обществ несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность представления электронных версий бизнес-планов и отчетов об их исполнении в соответствии с требованиями Регламента. В случае противоречия между настоящим Стандартом и иными внутренними регламентирующими документами Общества и Подведомственных обществ, действуют нормы настоящего Стандарта, а соответствующие документы должны быть приведены в соответствие настоящему Стандарту. Основные требования к бизнес-плану Формат бизнес-плана включает основные сведения, необходимые для планирования деятельности ДЗО, анализа промежуточных и окончательных результатов, принятия решений менеджерами материнской и дочерних компаний и акционерами. Формат отчета об исполнении бизнес-плана включает сведения о плановых и фактических показателях за отчетный период. Формат бизнес-плана удовлетворяет как требованиям единой формы планирования и отчета, так и потребностям отражения специфической деятельности разнопрофильных ДЗО.
В этих целях он построен на концепции финансового «ядра» — минимально необходимого единого универсального набора таблиц и показателей, применяемого ко всем ДЗО, независимо от вида деятельности, в сочетании с ограниченным набором форм, отражающих специфику деятельности компаний. Формат бизнес-плана обеспечивает возможность свода финансовых показателей на уровне всей существующей и образуемой совокупности компаний и структуре управления ОАО РАО "ЕЭС России", а также по видам бизнеса. Перечень разделов бизнес-плана: Ф. Общие сведения об акционерном обществе Ф. Ключевые и оценочные показатели компании Ф. Программа реализации.
Правильно сделанная диверсификация способна вдохнуть новую жизнь и дать новый виток развития компании, но с этим надо быть очень аккуратным, чтобы не уронить основной бизнес. Что делать с цепочками поставок Вариант в текущей ситуации один — высокая степень локализации товарных групп причем как сырьевых, так и готовой продукции и быстрый переход на других поставщиков. Другими словами, ваша база поставщиков должна быть собрана таким образом, чтобы можно было быстро изменять цепочки между странами и партнерами в зависимости от сложностей на разных логистических направлениях. Тут крайне важны гибкость отдела закупок и профессионализм его сотрудников. Еще один вариант — создание собственного сырьевого подразделения. Но подходить к этому стоит очень аккуратно. Во-первых, нужно взвесить риски срыва поставок. Во-вторых, рассмотреть возможность смены поставщика без потери себестоимости и ухудшения качества. И только если оба эти пункта невозможны, ввязываться в производство собственного сырья. По сути, должны сойтись три показателя: контроль качества, контроль себестоимости и снижение риска по поставкам. Сырьевое производство, которое мы запускали в «Асконе», было экономически оправдано. Но мы не готовы создавать такие фабрики по всем товарным категориям. Потому что уже есть поставщики, которые полностью устраивают нас по эффективности и себестоимости и с которыми нет смысла вступать в открытую конкуренцию. Если вы планируете расширять производство, то к этому тоже стоит подходить крайне взвешенно. Исходя из этого, строим новую фабрику, потому что в ближайшие два года спрос на эту продукцию не упадет. Как спланировать загрузку производства Мы можем сколько угодно говорить про сценарии, но производству и логистике в любом случае нужны цифры. В «Асконе» мы решили этот вопрос следующим образом: команда договаривается, как компания будет развиваться в ближайшие шесть месяцев, и директор Supply Chain готовит под это ресурсы. Если вопрос более точечный, то ежемесячно смотрим, как развивается ситуация и как реагирует спрос на наши действия. В зависимости от обстановки производство и логистика вынуждены оперативно выстраивать и менять свои операционные инструменты: набор персонала, увеличение площадей, дополнительные смены, склады и так далее. Инвестиции в обновление производственного парка Один из главных приоритетов в «Асконе» — безопасность. И мы не можем жертвовать этим принципом ни при каких условиях. Поэтому если необходима замена оборудования, оно меняется. Если даже появляется небольшой риск, что с оборудованием может что-то случиться и это повлияет на здоровье людей, мы принимаем решение о его замене. Отслеживание новинок, безопасность и правильное выстраивание технологических цепочек, безусловно, может требовать инвестиций. Но в то же время достаточно жесткий фокус должен быть на производительности и правильной перегруппировке технологий, в том числе на уровне продаж и маркетинга. И технологически мы не можем часть заказов из одной линии перебросить на другую. Тогда собирается кросс-функциональная команда из продавцов, маркетологов, закупщиков и технологов и думает, каким образом можно уравновесить загрузку. Чаще всего грамотное распределение ассортимента решает проблему, и необходимость в инвестициях отпадает. Принципы ESG больше не в тренде? Я для себя разделяю ESG на две части: хайповую и выгодную для бизнеса и покупателя. Вот, наверное, первая часть в текущих реалиях немного отошла на задний план, а вторая продолжает активно развиваться. Сделать производство безотходным, это ведь про ESG? Но в то же время это и про экономику, и про себестоимость. Если говорить про «Аскону», то мы даже в стратегии прописали, что с точки зрения ESG применяем прагматичный подход. То есть то, что полезно бизнесу и покупателям, мы несомненно делаем. А вот то, что относится к хайпу например, застелить все поле солнечными батареями при 50 солнечных днях в году , делать не будем. Сейчас наша деятельность в этом направлении более прикладная.
Основные понятия, используемые в Политике 2. Автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники; 2. Блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных ; 2. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств; 2. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных; 2. Обработка персональных данных — любое действие операция или совокупность действий операций , совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение обновление, изменение , извлечение, использование, передачу распространение, предоставление, доступ , обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; 2. Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и или осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия операции , совершаемые с персональными данными; 2. Предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц; 2. Распространение персональных данных — любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц передача персональных данных или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом; 2. Трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу; 2. Уничтожение персональных данных — любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и или результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя 3. Фамилия, имя, отчество. Электронный адрес. Номера телефонов.
Другими словами, большинство небольших и средних компаний по факту также используют стратегическое планирование, но, в отличие от крупных игроков на рынке, делают это несистемно и не в полном объеме. Да и в крупных компаниях случается, что разработанные с большими затратами времени и сил стратегические планы развития так и остаются только планами. К этому может привести множество внешних и внутренних факторов, самые распространенные из них — отсутствие целостности в методике планирования и нарушения взаимосвязей между стратегиями, планами развития бизнеса и бюджетами компании. Предлагаем методику разработки наиболее эффективного стратегического плана развития и рекомендации, которые помогут избежать возможных рисков ошибочных прогнозов, расскажем о последовательности формирования стратегического плана развития, раскроем взаимосвязь контекста, целей и ресурсов компании, которая должна найти отражение в стратегическом плане развития. Конечно, стратегические планы развития крупных, средних и небольших компаний будут отличаться в силу разницы масштабов хозяйственной деятельности, специфики бизнеса, сложности организационной структуры и бизнес-процессов. Но в любом случае качественно разработанный стратегический план развития формируется на основе последовательно реализуемых этапов: Анализ внешнего и внутреннего контекста организации На результаты деятельности любой компании оказывает влияние множество различных факторов. Без понимания степени их воздействия невозможно выработать верное стратегическое направление развития компании. Сама компания тоже влияет на внешнее окружение контекст — на рынок сбыта продукции, поставщиков, покупателей, партнеров, контролирующие органы и т. Обратите внимание! Насколько успешно будет реализована стратегия компании, во многом зависит от ее возможностей организовать внутреннее окружение контекст , включающее в себя бизнес-процессы, ресурсы организации, персонал, структуру и технологии производства, а также корпоративную культуру и принципы. Совокупность факторов внутреннего контекста компании по большому счету определяет ее конкурентоспособность. Поэтому прежде чем разрабатывать миссию и стратегию, необходимо провести стратегический анализ внешнего и внутреннего контекста компании, результатом которого должна быть оценка рисков и возможностей конкретного предприятия в окружающей ее рыночной среде. Цель SWOT-анализа Strength — сила, Weak — слабость, Opportunity — возможности и Threat — угрозы — определить сильные и слабые стороны компании, установить их связи с внешними возможностями и угрозами. По итогам анализа вырабатываются стратегии компании, направленные на использование возможностей и устранение угроз для развития. В каждой из матриц возможности и угрозы распределяются по вероятности их наступления и силе воздействия на компанию. Матрицы помогают контролировать внешние факторы и разрабатывать стратегии развития бизнеса. Формирование реестра рисков и возможностей предполагает более детальный анализ по сравнению с двумя предыдущими методами.
Бизнес-планирование
Другими словами, составлять инвестиционный план нужно любому субъекту процесса инвестирования: частному инвестору, предприятию, муниципалитету, региону и государству. Занимаясь планированием, инвестор должен принимать во внимание текущее состояние экономики, существующую инфляцию, особенности системы налогообложения, перспективы развития финансовых рынков и другие существенные показатели. Базовые правила Для того сделать планирование будущих капиталовложений по-настоящему эффективным, инвестору следует придерживаться свода базовых правил. Прежде чем принимать конкретные решения по инвестированию денежных средств, инвестору необходимо разобраться с целеполаганием. Другими словами, он должен сформулировать четкую однозначную цель, на достижение которой будут направлены инвестиции. Без этого невозможно запустить успешный инвестиционный проект. Ведь понимание цели позволяет выбрать оптимальный способ для ее реализации.
Уже на начальной стадии инвестиционного планирования до старта проекта инвестору следует не только представлять себе затраты на приобретение выбранного актива. Следует смотреть на перспективу. Таким образом, можно точно спрогнозировать дальнейшие траты, которые могут понадобиться в будущем. Давайте рассмотрим пример. Если в качестве инвестиционного актива будет выбран объект недвижимости, то в дальнейшем за него нужно будет ежегодно платить налоги. В случае если инвестор вложит деньги в драгоценные металлы или произведения искусства, то у него автоматически возникнут траты, связанные с их безопасным хранением.
Например, ежемесячная оплата банковской ячейки. Прибыльность долгосрочных вложений будет зависеть от огромного количества переменных факторов. Инвестору следует отдавать себе отчет в том, что прошлый успешный опыт инвестирования в любой сфере может не принести желаемого эффекта при реализации следующего проекта. В такой ситуации просто необходимо уметь с помощью анализа основных тенденций развития экономики производить качественное прогнозирование инвестиций.
Если документ предназначен для внешнего использования, то будьте готовы, что информацию проверят. Предприниматель может слегка приукрасить цифры, чтобы точно получить финансирование. Однако это опасно: если уличат в обмане, то добиться положительного решения по проекту будет куда сложнее.
Обещание резкого роста выручки или прибыли без четкого обоснования. Даже когда вы чувствуйте и верите, что бизнес взлетит, не стоит обещать сказочный рост. Исключение — если есть достоверные сведения, которые подтверждают оптимистичные прогнозы. Иначе человек, который будет изучать план, усомнится и решит, что проект не учитывает жизненных реалий. Длинное описание всем известных и понятных услуг или продукции. Такие описания делают план водянистым, похожим на студенческий реферат, портят общее впечатление от него. Если оказываете стандартные услуги, сосредоточьтесь на раскрытии преимуществ, за счет которых планируете обойти конкурентов.
Оптимальный объем — 20-25 страниц без приложений. Никто не будет тратить время на изучение «истории» объемом в 50-100 страниц. Ориентируйтесь на людей, которые будут рассматривать документ, — им должно быть все понятно, проект должен заинтересовать. Делать бизнес план ради бизнес-плана смысла нет. Документ должен стать вашим путеводителем к цели. Добавляйте в план графические элементы диаграммы, графики, схемы, иллюстрации , которые позволяют быстро разобраться с новой информацией, оценить и сравнить данные. Планируйте достаточно времени на разработку бизнес-плана. Если подходить к этому процессу основательно, работа займет минимум 3 месяца. Перед составлением бизнес-плана ознакомьтесь с похожими документами других компаний, которые можно использовать в качестве образца. Применяйте современные инструменты для анализа рынка и бизнес-среды.
Не стесняйтесь прибегать к помощи специалистов, имеющих знания и опыт в этой сфере. После составления бизнес-плана дайте ему какое-то время отлежаться. Возможно, взглянув на документ через неделю, вы захотите что-то откорректировать. Составлять бизнес-план самому или заказать у профессионалов Начинающих предпринимателей часто волнует вопрос, как делать бизнес-план. А вернее — кто его будет делать.
Кроме того, следует избегать двусмысленностей, а тем более не пытаться обмануть инвестора — в этом случае вы сразу лишитесь доверия. Предварительная проверка элементов плана Интерес к вашему проекту резко вырастет, если вы покажете, что данная идея работает. Протестируйте свой бизнес-план, например, маркетинговую стратегию опробуйте на контрольной группе, составленной из представителей целевой аудитории. Полезными окажутся и отзывы экспертов относительно ваших предположений. Чем больше план опирается на практический результат, тем выше у него шансы на успех. Определение целей и задач В конечном итоге бизнес-план оценивается по тому, насколько действительность оправдала ожидания, и начинать следует с четкого выделения того, к чему вы стремитесь — то есть формулировки целей и задач. Их отсутствие лишает весь документ смысла. При этом цели и задачи должны быть конкретными, понятными и реально достижимыми. Если план рассчитан на долгосрочную перспективу, то целевые показатели привязываются к этапам и имеют качественное и количественное выражение. Осознание полезности плана Многие начинающие предприниматели допускают ошибку в планировании, относясь к бизнес-планам как к ненужной формальности, без которой легко обойтись. В действительности этот документ необходим не только для привлечения инвестиций, но и для самого организатора бизнеса — тем самым будет проще оценивать итоги своей деятельности, ставить цели и добиваться их. Принцип планирования бизнеса Единство структуры и отсутствие внутренних противоречий Все части бизнес-плана должны быть взаимосвязаны внутренней логикой изложения. Поэтому если подготовкой разделов занимаются разные специалисты, то нужно потом проверить, чтобы не осталось вызванных этим несостыковок и противоречий. Непрерывность Бизнес-планирование — перманентный процесс. Часто компания одновременно имеет несколько планов на разных стадиях, к примеру один разрабатывается, второй запускается, реализация третьего подходит к концу. Гибкость Современный бизнес очень динамичен, и потому, как бы ни был хорош план, следует предусмотреть возможность внесения в него коррективов и даже отказа, если обстоятельства сделают его неактуальным. Точность Бизнес-план должен содержать не только словесные описания, но и количественные параметры — расчеты, целевые показатели и пр. Именно это придает проектной документации практическую ценность. Основные виды бизнес-планов По целям бизнес-план может быть предназначен нескольким потребителям: Самому предпринимателю — для оценки того или иного проекта, выработки стратегии. В данном случае можно обойтись без формальных элементов — главное, чтобы он был понятен автору и содержал всю значимую для него информацию. Инвестору — такой документ должен иметь четкую структуру, но читателя будет интересовать не оформление, а прежде всего приводимые расчеты. Назначение подобного бизнес-плана — убедить партнера в целесообразности присоединения к проекту. Наиболее важные детали — объем инвестиций и их обоснование, сроки окупаемости, предполагаемая прибыль. Банку — здесь потребуется заполнить форму, установленную финансовым учреждением. Наибольшее внимание тоже следует уделить экономическим расчетам. Если план разрабатывается для последующего обращения в разные банки, то можно ориентироваться на стандарты UNIDO, легко адаптируемые к различным шаблонам. Государственной структуре для получения субсидий, грантовой поддержки и т. В данном случае необходимо правильно оформить заявку, не только изложив бизнес-идею, но и внеся в форму все требуемые сведения. Небрежно заполненный документ, не соответствующий заданным критериям, может быть сразу отклонен даже без рассмотрения. Кредиторам — обычно в виде антикризисного плана. Компании, оказавшиеся в сложном финансовом положении и желающие избежать банкротства, должны доказать кредиторам, что способны выполнить свои обязательства. Разумеется, упор делается на расчеты, демонстрирующие, что компания не исчерпала свои возможности. Самые известные стандарты бизнес-планирования В зависимости от того, чем занимается компания, что является целью проекта, какова направленность планирования, для бизнес-планов используются различные виды и шаблоны. ЮНИДО была основана в 1966 году, и основная цель ее деятельности — содействие индустриализации и инновациям. Организация поддерживает промышленные проекты, которые способствуют модернизации и внедрению новых технологий, привлечению инвестиций в национальные экономические системы, создают рабочие места, содействуют развитию предпринимательства.
Как составить бизнес-план, который работает
Задачи бизнес-плана Бизнес-план может быть составлен в расчете на внутреннюю или внешнюю аудиторию, и от этого будет зависеть его содержание. В первом случае он обращен к тем, кто работает в фирме, а во втором стремится привлечь внимание потенциальных партнеров и инвесторов, в качестве которых могут выступать другие компании, финансовые организации, государственные структуры и т. Приведем примеры, как это может выглядеть на практике: Внутренний бизнес-план — стартап по разработке сайтов. Необходимые ресурсы для запуска проекта — арендуемое помещение, 3 сотрудника, имеющееся техническое оборудование и программное обеспечение. Определяются функциональные обязанности каждого участника проекта, оцениваются потенциальные заказчики и прогнозируются финансовые результаты по итогам первых шести месяцев деятельности.
Документ для внешнего инвестора. Здесь требуется более детальный финансовый расчет, чтобы подтвердить целесообразность вложений и показать их отдачу. Допустим, запрашиваемая сумма оценивается в 571,2 тыс. Структура бизнес-плана Какого-то общепринятого шаблона бизнес-планов не существует, и подобные документы могут сильно отличаться по структуре, объему и содержанию.
Если у вас нет опыта в бизнес-планировании, то, как вариант, предлагаем следующую модель бизнес-плана предприятия: Титульный лист. Чтобы бизнес-план воспринимался как официальный документ, а не как черновые наброски, открываться он должен титульным листом с указанием названия компании или проекта, имен разработчиков, дат реализации программы и контактных сведений. Если бизнес-план очень маленький, то можно обойтись и без него, но объемный документ обязательно должен иметь оглавление, чтобы легко находить нужный раздел. Обычно здесь приводится информация о компании — краткая история ее развития, цели и миссия деятельности, достигнутые результаты.
Инвестор сразу должен понять, с кем он имеет дело. Анализ отрасли и рынка. Здесь указывается состояние дел в отрасли, важнейшие факторы, объем рынка, категории продуктов, производителей и потребителей, конкурентная ситуация, тренды, преобладающие стратегии и т. Это ключевой элемент плана: нужно предложить продукт, который бы отличался от того, что есть у конкурентов, показать его достоинства и недостатки, оценить экономический эффект от его вывода на рынок.
Имеющиеся ресурсы. В данном разделе необходимо продемонстрировать способность реализовать бизнес-идею: организационное устройство компании, производственные мощности, финансовые и людские ресурсы, успешный опыт деятельности на рынке, партнеры, контролируемая доля рынка и пр. Производственный план — как фирма обеспечит изготовление заявленного продукта с учетом объемов, качества, сроков, логистической цепочки и других имеющих значение факторов. Маркетинговая стратегия — каким образом предполагается реализация товаров или услуг каналы распространения, потребительская аудитория и способы ее расширения, рекламные кампании и пр.
Финансовые расчеты с расшифровкой всех затрат и предполагаемой выручки, чтобы выйти на максимальную прибыль. Прогноз обычно дается в перспективе на несколько лет вперед с выделением целевых показателей. Риски — внутренние и внешние угрозы, их влияние на достижимость целей, мероприятия по снижению рисков. Дополнительная информация, которая подтверждает сведения и расчеты, изложенные в предыдущих пунктах.
Как составить бизнес-план Есть ключевые правила планирования, которым стоит следовать, если вы хотите произвести своим бизнес-планом наилучшее впечатление на партнера или инвестора. Информативность в сочетании с краткостью Объемные документы, содержащие много второстепенной информации, никто не будет читать. Включите в бизнес-план самое важное, а прочие сведения, по которым могут возникнуть вопросы, лучше перенести в приложение. Понятность и прозрачность Инвестор должен оценить, в чем суть вашей идеи, что вы просите у него, и что получится на выходе.
Это нужно излагать просто и понятно: не стоит загромождать документ научной или специальной технической терминологией. Кроме того, следует избегать двусмысленностей, а тем более не пытаться обмануть инвестора — в этом случае вы сразу лишитесь доверия. Предварительная проверка элементов плана Интерес к вашему проекту резко вырастет, если вы покажете, что данная идея работает. Протестируйте свой бизнес-план, например, маркетинговую стратегию опробуйте на контрольной группе, составленной из представителей целевой аудитории.
Полезными окажутся и отзывы экспертов относительно ваших предположений. Чем больше план опирается на практический результат, тем выше у него шансы на успех.
Финансовые показатели — данные о прибыли и рентабельности компании за последние три года.
Если компании ещё нет, в этот раздел всё равно включают цель и задачи бизнеса и краткое описание бизнес-модели. Финансовые показатели можно предположить. В Skillbox Media есть статьи о видах прибыли и о рентабельности.
Прочитайте их, чтобы узнать, как рассчитывать показатели. Лучше разбить этот раздел на две части — анализ мирового рынка и анализ рынка страны. Анализ мирового рынка.
В этот раздел нужно включить информацию о его размерах и динамике, крупнейших участниках, основных трендах и ключевых событиях. Основное назначение этого подраздела — показать читателям бизнес-плана, что ваш проект соответствует глобальным трендам и вы учли все важные факторы. Как правило, если проект идёт вразрез с мировыми трендами, он рано или поздно разоряется.
Поэтому нужно заранее избавить инвесторов от опасений. Анализ рынка страны. Этот подраздел носит более практический характер.
В него нужно включить: Показатели динамики рынка — в натуральных и финансовых показателях. Данные о российском рынке можно взять на сайте Росстата. Данные об импорте и экспорте — тоже в деньгах и натуральных показателях.
Нужно также изучить конкурентов. Для этого можно зайти на страницы их социальных сетей и сайтов, прочитать отзывы и вопросы клиентов: чего они хотят, на что жалуются и чего им не хватает. После анализа рынка изучите спрос. Для этого можно использовать: Яндекс Вордстат — сервис, который позволяет оценивать интерес пользователей к определенным темам, сезонность бизнеса и географию поисковых запросов; Google Trends — сервис от поисковой системы Google. Он помогает спрогнозировать тренды и запросы среди пользователей Google. Можно также оценить сезонность, сравнить два запроса друг с другом; Компас от Тинькофф Бизнеса — сервис оценивает конкуренцию в вашей отрасли в выбранном районе города. Компас анализирует обезличенные данные о транзакциях в 16 крупнейших городах России и определяет, как часто клиенты расплачиваются за похожие товары.
Если спрос на продукт есть, можно переходить к изучению целевой аудитории своего продукта. Для этого можно составить примерный портрет клиента. Вот что может в него входить: социально-демографические характеристики: пол, возраст, профессия, образование, география; хобби, интересы и потребности; платежеспособность способы получения информации: соцсети, СМИ и рассылки. Маркетинговый план. Здесь надо продумать будущую маркетинговую стратегию продвижения: обозначить основные каналы и методы, которые бизнес будет использовать, посчитать бюджет на продвижение. Распространять рекламу можно в онлайне или офлайне. Какому способу отдать предпочтение — зависит от бизнеса.
Например, кофейня может разместить несколько билбордов в своем районе. А компании, которая делает футболки на заказ или продвигает сайты, реклама в офлайне не подойдет. В онлайне можно размещать рекламу в соцсетях, мессенджерах, сервисах объявлений, онлайн-картах, онлайн-СМИ и делать электронные рассылки. Гайд: как делать рекламу в интернете В офлайне размещать объявления можно в газетах, на телевидении, радио, билбордах, растяжках, штендерах и листовках. Маркетинг — это не только реклама, а любое продвижение. Расходы на них тоже нужно заложить в маркетинговый бюджет. В офлайне потратить меньше получится только при раздаче листовок.
В онлайне запустить рекламу можно на любой бюджет. Производственный план. В нем прописывают все, что связано с производством и продажей продукта: где вы закупаете товар для перепродажи, сырье и материалы; какие помещения нужны, какой площади; необходимое оборудование; количество персонала, их компетенции и задачи; как будет устроена логистика. Для удобства добавили производственную цепочку и представили ее в виде схемы.
Если предстоит серьезная процедура с привлечением крупных денежных оборотов, а также предполагаются значительные преобразования на предприятии, то наличие бизнес-плана — непременное условие для заключения такой сделки. Чтобы заинтересовать в сотрудничестве грамотных и опытных людей. Не так просто разыскать подходящего сотрудника с отличной квалификацией. Кроме того, конкуренты стараются переманить к себе лучших ваших работников.
И большая зарплата не всегда может оказаться действенным рычагом. А вот роль бизнес-планирования окажется тут решающей. Получив возможность детально изучить цели предприятия, возможные перспективы и доходы, опытный специалист примет решение остаться в компании и найти свое предназначение именно здесь. Для объединения с другим предприятием. Нередко бизнес-планирование становится главной ступенью на пути к слиянию двух компаний. Это позволяет продемонстрировать перспективность будущего тандема, раскрыть возможные риски, дать представление о предстоящих прибылях или убытках. Для осуществления реорганизационных процессов или оптимизации производства. Многие предприятия в процессе роста изменяют направление своего развития, охватывают новые сферы деятельности.
Выбрать грамотную концепцию в этом случае гораздо проще, составив бизнес-план. Это даст возможность четко определить цели предстоящих перемен, наметить задачи и сроки исполнения. Ключевые принципы бизнес-планирования Осуществление бизнес-планирования в организации опирается на несколько основных принципов: Единство. Суть в том, что предприятие следует рассматривать как целостный объект. Его составляющие должны придерживаться одного направления в развитии. Планы отдельных подразделений — неразрывно взаимодействовать с задачами всей компании. Вне зависимости от должности и круга обязанностей к осуществлению бизнес-планирования привлекается каждый работник. Суть этого принципа сводится к тому, что бизнес-планирование является процессом постоянным и непрерывным.
Такой подход позволяет своевременно корректировать тактику с учетом неопределенных и стремительно меняющихся внешних условий. Способность быстро перестроиться в связи с возникновением непредусмотренных факторов, влияющих на работу предприятия. Максимальная точность.
Бизнес-планирование: почему это важно для любой компании
Бизнес-план для себя (иначе – внутреннее планирование) составляют исходя из реального положения дел, чтобы. Бизнес-план не принимается законодательством в отличие от политики, постоянно адаптируется к рыночным условиям и, таким образом, адаптируется к непредсказуемым рыночным ситуациям. Специальные принципы составления бизнес-планов инвестиционного проекта.
Бизнес-планирование: методы и ошибки
Учебное пособие «Бизнес-планирование» дает представление о принципах, концепциях и методике разработки бизнес-плана. принцип непрерывности – процесс планирования осуществляется постоянно, без перерывов (на смену одному плану приходит другой). Что такое бизнес-план Зачем нужен бизнес-план Виды бизнес-планов Структура бизнес-плана Как составить бизнес-план самостоятельно Коротко о главном. Используйте хорошие принципы бизнес-планирования, и вы создадите хороший план, на котором вы сможете построить процветающий бизнес. Поэтому в бизнес-плане вы должны все доходчиво и убедительно изложить с помощью расчетов, графиков и таблиц, не забыв приправить все своим убеждающим докладом о том, почему нужно развивать именно ваш проект.
Hello World!
Одна из самых распространенных ошибок при составлении бизнес-плана — недостаточное исследование рынка и конкурентов. Это важно, чтобы понимать, какие продукты или услуги востребованы на рынке, какие тенденции существуют, и какие конкуренты уже находятся на рынке. Нереалистичные финансовые прогнозы. Еще одна распространенная ошибка — нереалистичные финансовые прогнозы. Важно правильно оценить свои финансовые возможности, учитывая реальные расходы и потенциальные доходы. Отсутствие ключевых показателей эффективности.
Чтобы оценить эффективность своего бизнеса, важно указывать ключевые показатели эффективности, такие как доходы, убытки, окупаемость инвестиций и рентабельность. Отсутствие этих показателей может сделать план нецелесообразным и не поможет в дальнейшем оценить успешность бизнеса. Отсутствие плана маркетинга. Маркетинг является важным фактором успешности любого бизнеса, поэтому необходимо иметь план маркетинга, который описывает способы продвижения продуктов или услуг на рынок. Отсутствие четкой цели.
Неопределенная цель — еще одна распространенная ошибка при составлении бизнес-плана. Важно иметь ясную и четкую цель, чтобы понимать, куда ведет ваш бизнес и какие шаги необходимо предпринять, чтобы достичь успеха. Результаты вышеуказанного исследования также позволили определить ключевые приоритеты в процессе бизнес-планирования в условиях неопределенности: поддержание операционной эффективности; пересмотр стратегии и перестройка бизнес-модели и логистических цепочек; перестройка системы финансов и платежей; цифровая и организационная трансформация; выход в новые ниши и расширение клиентской базы; обучение и развитие сотрудников, корпоративной культуры; устойчивое развитие ESG ; международное развитие; слияния, поглощения и стратегические партнерства. В ситуации неопределенности компании корректируют привычные показатели в системе KPI. Это может быть пересмотр показателей производительности например, от цели увеличить объем продаж «в деньгах» переходят к цели по натуральным объемам продаж - «в штуках, тоннах и пр.
В ряде случаев от KPI переходят к OKR Objectives and Key Results , когда вместо постоянно отслеживаемого объема показателей ставится цель на конкретный временной период с четкими результатами.
Схема кликабельна План должен быть непрерывным — планировать лучше в равных периодах: месяц, квартал, год и т. Таким образом вы получите не только достижение показателей, но и грамотную аналитическую базу для дальнейших стратегий. План должен быть гибким. Сколь точным бы ни был прогноз, корректировки плана неизбежны.
Если корректировки приводят к дополнительным сложностям или затратам, значит, планирование исходит из неправильных данных или выбрана не та стратегия. К тому же, компания находится во внешней среде, и нужно быть готовым к изменениям извне — например, изменению законодательства, уходу клиентов или поставщиков и т. План должен быть совместным и прозрачным. Вообще, существует три основных метода планирования. Ретроградный реактивный метод — план спускается сверху и не подлежит корректировкам и обсуждению.
Его можно выполнить или не выполнить, но не изменить даже по объективным причинам. Такие планы работают, в основном, на оборонных предприятиях и предприятиях с госзаказом, однако ничего не мешает так поступать руководителям малого и среднего бизнеса. Но, в отличие от завода, такой руководитель может столкнуться с потерей кадров или постоянным невыполнением плана ввиду его косности и оторванности от реальных возможностей. Прогрессивный метод — план составляется сперва по каждому менеджеру, затем согласуется и корректируется в подразделении и затем предлагается на утверждение руководству. Это хороший метод, работающий в ритейле, у провайдеров, в филиальных компаниях, но он чреват занижениями плана и KPI — поэтому руководитель должен владеть всей совокупностью реальной информации.
Опять же, на помощь приходит CRM-система , в которой он может просматривать не только планы и факты, но и воронку продаж по каждому менеджеру, проводить АВС-анализ, а также видеть просроченные и выполненные досрочно задачи. Встречное планирование — общий стратегический план спускается сверху, детальный план по реализации стратегии поднимается снизу. Например, руководитель хочет продать за год 1000 моторных лодок, а маркетологи и продажники анализируют результаты прошлых периодов и с учётом сезонности разбивают его: в январе — 10, в феврале — 10, в апреле — 300, в мае — 300 и т. Пожалуй, это оптимальный метод, учитывающий интересы всех сторон. Вернёмся к совместности.
Если вы не оборонный завод, то сотрудники обязательно должны быть допущены к обсуждению и составлению плана, потому что именно за ними стоит тактика, которая воплощает в жизнь стратегию и порой им видны факторы, уходящие из поля зрения руководителя. Но при этом голословное «мы сдохнем, но не сделаем» и «ну вот тут обычно плохо идёт» не должны приниматься — только аналитическое обоснование всех цифр и сроков. В планировании тактика и стратегия должны соответствовать друг другу. Это стратегии. Тактика — это конкретные действия, которые должны быть нацелены на достижение каждой из этих целей.
Приоритизация — важный момент в планировании всех уровней. Всегда есть задачи разной степени важности: и руководитель, и подчинённые должны уметь расставлять приоритеты и рассчитывать ресурсы исходя из сложности и важности этапа или показателя. Кстати, в RegionSoft CRM можно не только расставлять приоритеты по клиентам и задачам, но и проставлять веса коэффициентов KPI — таким образом, сотрудник получит сигнал о том, что сейчас стоит на первом месте, а не будет делать то, что у него быстрее и лучше получается. Автоматизация — помощник при планировании. Мы уже показали примеры автоматизации персонального планирования, рассказали, какие показатели можно для плана вытащить из CRM.
На самом деле, планирование обслуживают практически все программы корпоративного сектора: системы мониторинга и ИТ-аудита помогают спланировать затраты на программное и аппаратное обеспечение ITAM— IT asset management , CRM-система — планировать продажи, закупки, работу с проектами, багтрекер — план работы разработчиков и тестировщиков, ERP-система — производство и т. M — измеримый measurable — должна быть система оценки выполнения плана показатели, точки состояния системы, этапы работ. A — достижимый attainable — компания должна составлять план, исходя из ресурсов и готовности понести финансовые затраты. R— значимый relevant — план должен быть направлен на достижение стратегии, регулировать каждый этап продвижения к цели. T — соотносимый с конкретным сроком time-bounded — у плана должен быть период с датой начала и окончания, внутри которого будет в дальнейшем оцениваться факт.
Вот так выглядит примерная схема работы с планом продаж в компании продавать нужно практически всем, но иногда продажи строятся без плана или план берётся с потолка. Схема кликабельна А что там со сроками? В каждой компании существуют свои сроки планирования, которые определяются продуктом, особенностями модели продаж и т. Но, как правило, они примерно вписываются в общепринятые отрезки времени. Стратегическое планирование — свыше 5 лет.
Определяет перспективы развития компании. Если говорить общеизвестным HR-штампом, то оно отвечает на вопрос «Какой вы видите свою компанию через 5 лет? Такой план определяет, куда стоит инвестировать, каких конкурентов превосходить, для кого работать, как будет двигаться рынок. Сегодня внешняя среда бизнеса настолько динамична, что такой план во многих сферах становится сродни гаданию на кофейной гуще, но тренды всё равно нужно уметь улавливать. И, конечно же, компания, у которой полная бюджетная дыра и денег достаточно только для оперативной работы, стратегическим планированием заниматься не должна вовсе — это просто воздушный замок и мечты о будущих миллиардах.
Финансовое и стратегическое планирование прочно увязаны между собой: стратегия знает что и почему, а финансы — как и когда мы это сможем. Среднесрочное планирование — 3-5 лет.
Связанный с продажей организации. В нём указываются условия продажи и перспективы для будущих владельцев, которые должны их убедить в целесообразности приобретения проекта. Внутренняя среда Управленческий.
Отражает ключевые этапы достижения целей. В бизнес-плане указываются роли, задачи сотрудников, взаимоотношения и связи между ними. Создание данного документа помогает определить результативность каждого сотрудника. Минимизирует возникновение ошибок при расчётах. Его создают на начальных этапах существования организации или в процессе её функционирования.
Программа проекта. Рассчитывает затраты ресурсов и капитала на реализацию идеи. Составляется при организации стартового бизнес-проекта или внедрении новой идеи в производство. Например, разработки новой модификации авто на базе уже существующей модели. Создаётся в дополнение к основному плану компании.
Учитывая масштаб суммы, бизнес-планы, составляющиеся по стандарту ЕБРР, актуальны для компаний средней и крупной формы организации. Стандарт инвестиционной консалтинговой компании BFM Group, основанный на максимальном количестве финансовых показателей с анализом их чувствительности к внешним факторам. Стандарт KPMG. Данная бизнес модель практически не применяется в России. В соответствии с данным стандартом акцент делается на маркетинговые и финансовые показатели.
Разработка бизнес резюме Считается ключевой частью документа. Кратко излагает информацию о компании, её целях. Объясняет причину успешности идеи. Выполняет, в своем роде, функцию «наживки», привлекающей интерес и внимание будущего инвестора. Резюме описывает основные плюсы.
Но, данный раздел составляется и добавляется к документу после окончания работы над всеми остальными статьями. Содержание раздела различается с учётом стадии развития организации: Для организации нового предприятия с нуля Для действующей компании Описание имеющегося опыта и ключевой идеи, послужившей толчком для начала проекта. Цели, миссия, суть проекта Описание компании.
Применительно к управлению бизнесом стратегическое планирование имеет следующие признаки: направляет на достижение определенного набора целей; изучает альтернативные способы выполнения работы и предоставляет оценку необходимых ресурсов; обеспечивает контрольный показатель для измерения того, что было сделано [1]. Методология планирования Методология планирования — это совокупность принципов, подходов, способов организации и методов планирования для эффективного решения проблем. Она определяется пониманием путей, средств и возможностей для достижения поставленных целей [2]. Объект планирования — процесс планирования в различных социально-экономических системах корпорациях, предприятиях, структурных звеньях [2]. Предмет планирования — сама деятельность и отношения между объектами планирования и внешней средой [2]. Подходы к организации процесса планирования в иерархических системах управления: сверху вниз, снизу вверх и встречное планирование сочетания первого и второго подходов [2]. Подходы к организации планирования[ править ] На практике используются следующие подходы [3] : Подход «сверху вниз».
Центральная плановая служба формирует совместно с руководством стратегический план, который доводится до нижестоящих руководителей различных отделений. Стратегии и задачи каждого отделения формируются на уровне предприятия в целом и затем являются руководством к действию для всех руководителей и сотрудников. Подход характерен для однородного специализированного, однопродуктового производства. Подход «снизу вверх». Производственные планы формируются непосредственно в отделениях, а центральная плановая служба лишь сводит данные планы на уровне предприятия. Руководству на местах делегированы полномочия по созданию стратегии, а центральные службы координируют взаимодействия различных отделений. Подход характерен для диверсифицированных предприятий. Комбинированный подход, при котором представители разных уровней управления согласовывают свои цели и представления о путях их достижения в ходе многократно повторяющихся плановых совещаний, являющихся основой формирования и утверждения плана. Планирование начинается централизованным движением сверху вниз, указываются цели, необходимые для достижения, и заканчивается обратным децентрализованным направлением движения снизу вверх, предоставляются пути достижения цели. Новый подход, который декларирует, что в составлении стратегического плана развития предприятия участвуют все сотрудники управления.
Менеджеры среднего звена и специалисты плановой службы лишь оказывают помощь в разработке динамичных планов. У предприятия возникают несколько равновероятных направлений развития предприятия. Определение[ править ] Бизнес-план — это план, программа осуществления бизнес-операций, действий предприятия, содержащая сведения о предприятии, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности [4] [5]. Бизнес-план составляется в целях описания этапов и путей проведения предпринимательской операции, её выгодности и используется для убеждения партнёров кредиторов в целесообразности предстоящей сделки, операции [6]. Бизнес-план может быть и результатом единовременного планирования проекта для решения конкретной стратегической задачи; это основной документ инвестиционного проекта , в котором излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффективность проекта [2]. Бизнес-планирование — это разработка бизнес-плана, то есть процедура по сбору, обработки информации, принятия системы взаимосвязанных управленческих решений с целью получения ожидаемого результата [2]. Бизнес-планирование и планирование Бизнес-планирование имеет следующие отличия от планирования [8] : Бизнес-планирование включает лишь одну из важнейших задач планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта, а не весь комплекс деятельности предприятия. Бизнес-план разрабатывает лишь новую стратегию или тактику развития предприятия, а план может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности. Бизнес-планы разрабатываются в основном на инновационные проекты, и они ограничены чёткими сроками их выполнения, по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается.