Фигура Святого Патрика стала символом ирландской истории и культуры, и его праздник, День Святого Патрика, стал одним из самых известных и популярных праздников в Ирландии и за ее пределами. Святой Патрик — миссионер и покровитель Ирландии, который проповедовал в V веке. О жизни святого Патрика, небесного покровителя Ирландии, известно из его собственных произведений: так, будущий проповедник христианства родился в IV веке в римской Британии в состоятельной семье, а в 16 лет был похищен пиратами и увезен в Ирландию. В саму Ирландию, впрочем, День святого Патрика пришел только в 1903 году — тогда 17 марта официально объявили национальным праздником и выходным днем. Хотя сегодня Святого Патрика считают покровителем Ирландии, сам он не был ирландцем, и даже не был рожден на изумрудном острове.
Кем был святой Патрик, и как он стал символом веселого праздника
Однажды ночью невольник внял гласу Божьему, который призывал его спешить к берегу, где ждет корабль, на котором пленник сможет вернуться домой. Чудом ускользнув от охраны, Магон спустился к морю и действительно увидел здесь судно, готовое к отплытию. Изначально капитан корабля не хотел брать на борт пассажира в лохмотьях, так как у того не было ни единой монеты, чтобы заплатить за проезд. День святого Патрика. После этих событий наш герой вернулся в Ирландию, но уже в качестве христианского миссионера. Чем знаменит святой Патрик Патрику выпала тяжелая миссия!
Известно, что немалую часть времени после возвращения и до вторичного отправления в Ирландию уже в епископском сане он провёл вне Британии. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой Патрик несколько лет провел в Галлии, обучаясь в тамошних монастырях. Другая версия гласит, что он уже тогда отправился снова в Ирландию. Через некоторое время после возвращения во сне ему является человек, который приносит с собой послание, озаглавленное «Голос ирландцев». В этом послании обитатели земель около леса Воклют в Ирландии просят «святого отрока» вернуться и снова «ходить среди них» очевидная евангельская аллюзия.
Несмотря на слёзы и просьбы родителей и близких, Патрик принимает решение опять отправиться на землю своего пленения. Возможно, для этого ему потребовалось продать всё свое имущество. Принятие сана Видимо, Патрик становится служителем церкви и готовится к тому, чтобы стать новым епископом. Критическим моментом в жизни Патрика стало совещание каких-то «старейшин» или «старших» — seniores — по поводу того, достоин ли он епископского сана. У него очевидно были противники, которые в конечном итоге одержали верх; во всяком случае в том эпизоде, который описывает Патрик. Его старый друг выступил и рассказал перед всеми о грехе Патрика, который тот совершил ещё в пятнадцать лет, когда, как он сам пишет, «ещё не был достаточно силен», и в котором признался своему другу, перед тем как стать диаконом. Патрик отмечает, что с тех прошло уже больше тридцати лет: ему важно показать читателям «Исповеди», что он изменился после обращения к Господу, что Бог избрал его проповедовать Евангелие язычникам на «краю земли». Примечательно, что и после многих лет, проведенных Патриком в Ирландии, тема оправдания своих действий как миссионера продолжает волновать его — этой теме, в первую очередь, и посвящено Confessio. Прибытие в Ирландию На этом месте в повествовании происходит разрыв.
И, с Божьей помощью, стадо свиней появилось перед нами на дороге». Дома ему было видение мужа, «как бы пришедшего из Ирландии, неся с собой послания». Так святой получил повеление вернуться обратно, но уже с проповедью Евангелия. Перед миссией св. Патрик отправился в Галлию. Некоторое время он жил в известных монастырях. Затем он поселился при знаменитом св. Епископ при рукоположении в сан диакона дал ему имя Патрик. Вскоре св. Герман отправился в Британию бороться с ересью Пелагия. Вместе с группой священников он взял с собой и св. Так в общении с подвижниками Галлии св. Патрик узнал всё, что было необходимо для будущей миссии. В 432 г. Патрик получил благословение Папы Целестина II. Тогда же в возрасте 45 лет был рукоположён в епископа Ирландии. Последующие 60 лет жизни он провёл в странствиях, тысячами обращая и крестя людей. В те времена народ Ирландии был разделён на кланы во главе с вождями, которых называли королями. Таких «королей» насчитывалось около сотни, число подданных каждого не превышало нескольких тысяч человек. Страна тогда жила скотоводством с элементами земледелия, городов не было. Даже известные по сагам «великие столицы» Темра Тара или Круахан-Ай представляли собой большие поместья, обнесённые земляными валами, внутри которых было несколько деревянных построек. Патрик старался обратить в христианство вождя клана. По его примеру обращались и подданные. Патрику удалось сделать Ирландию христианской страной и создать поместную Церковь. Святой учил новопоставленного священника читать, выстригал ему тонзуру и снабжал «азбукой веры» с изложением основ христианского вероучения, которое чаще всего переписывал собственноручно. Если под рукой не оказывалось пергамента, Патрик использовал покрытые воском деревянные таблички. Христианизация Ирландии проходила практически бескровно; культ мученичества в Ирландской Церкви так и не развился. Правители оказывали святому всяческое содействие. Это объясняют ещё и политическими причинами. Бескровная смена идеологии была выгодна королям и воинам, которые стремились выйти из-под власти друидов магов-прорицателей , налагавших на них различные ограничивающие обязательства. Ирландские короли, становясь христианами, выделяли земли под строительство церквей. Церкви выглядели так: внутри круглого земляного вала стояло несколько построек.
Считается, что именно благодаря Патрику, христианство на территории Ирландии было принято практически бескровно. Именно поэтому святого именуют не иначе как покровителем этой страны. Символом праздника считается трехлистный клевер и зеленый цвет. Существует поверье, согласно которому, во время проповеди о святой Троице, Патрик, сорвал растущий под ногами клевер, чтобы наглядно продемонстрировать собравшимся единство Бога отца, Иисуса Христа и святого Духа. Также символом праздника считаются лепреконы, — маленькие мифические человечки, которые хранят золото в горшочках, чинят обувь мифическим существам и исполняют желания. Девизом праздника является слово — Craic, что можно перевести как «веселье и наслаждение».
День святого Патрика в 2025 году
На рисунках лепреконы, как правило, одеты в остроконечную шляпу и кожаный фартук. На улицы выходят люди, одетые в экстравагантные костюмы, а также духовые оркестры, которые не могут обойтись без знаменитой волынки. Народная молва гласит о том, что эта традиция родилась в Ирландии. Нью-Йорк и Бостон оспаривают пальму первенства. Ньюйоркцы утверждают, что первый парад состоялся в 1762 году именно в их городе. Тогда Ирландия находилась под властью англичан, и вполне возможно, что жители непокорных североамериканских колоний выражали таким образом свою солидарность с ними.
О подготовке еды и питья для королевского пира рассказывается и в саге «Пир в Гусиной крепости», да и еще много где. Так что можно сказать, что День святого Патрика 17 марта связан не с религией как таковой, а скорее с архаическими ритуалами, имеющими в первую очередь социальную направленность. Кем Патрик был на самом деле? Эдвард Реджинальд Фрэмптон. Святой Патрик, приплывший к берегам Ирландии. Дело в том, что существуют разные предания о человеке по имени Патрик. Он родился в конце IV века, а в юности был захвачен ирландскими пиратами и попал в рабство. Через шесть лет ему удалось бежать из Ирландии в Галлию, а потом в Рим. Второе — о человеке, который в 432 году начал проповедовать в Ирландии христианство, называя себя епископом хотя неясно, кто и где его рукоположил. Однако исследователи Ирландской церкви сомневаются в том, что это один и тот же человек. Это предположение позволяет увязать разброс датировок смерти святого в ирландских анналах — от 461 до 492 года или даже еще позже. Главным источником биографических сведений о Патрике стала «Исповедь», якобы написанная им самим. Ее ранние редакции не сохранились — только список 630 года, подлинность которого остается под вопросом. В 1905 году ирландский историк Джон Бьюри предположил, что Патрика не было вообще, а его биография — продукт компиляции монахов. В 1962 году вышла работа специалиста по ирландскому праву, филолога и лингвиста Дэниела Бинчи: с его точки зрения, Патрик не только существовал, но и сам написал «Исповедь». Одним словом, проблема восстановления реальной биографии крестителя ирландцев очень сложна и не имеет однозначного решения. Если Патрик не ирландец, почему он стал символом Ирландии? Джеймс Бэрри. Крещение короля в Кашеле святым Патриком. Если верить «Исповеди», рабу Патрику явился ангел и велел бежать из Ирландии: на берегу моря его ждал корабль, отплывающий в Галлию. Ангела послал Бог, который хотел, чтобы юноша крестил ирландцев, поэтому потом Патрик вернулся обратно на остров. Пелагианство было осуждено на соборе 418 года, а в 431 году папа Целестин отправил в Ирландию епископа Палладия, чтобы вернуть ирландских христиан в лоно Католической церкви.
В этот день люди одеваются во все зеленое и крепят на одежду трилистник. Обязательным является утреннее посещение церкви. Отмечают праздник и в Америке, где живет много ирландцев. Кроме этого, во многих городах проходят парады. В древности существовал ритуал распивания виски в день Патрика. На дно бокала клали трилистник, и после того, как алкоголь выпивали, его доставали и бросали через левое плечо. Что касается лепреконов, то исторически с этим днем они никак не связаны. Предпринимателям просто нужно было придумать коммерческий символ этого дня, и строгий Патрик на эту роль не подходил, поэтому решили использовать это сказочное существо. День святого Патрика — интересные факты Существует информация, которая не является распространенной и может заинтересовать многих. Есть свидетельства, что святой Патрик носил синие одежды, а зеленый цвет с этим днем стали ассоциировать в конце 18 века. Среди известных личностей есть поклонники этого праздника. Торжество отмечает семья Мэрайи Кери, и все члены семьи наряжаются в зеленые одежды. Королева Елизавета II осуществляет торжественный выход, надевая зеленый костюм, а принц и герцогиня принимают участие в параде. Описывая факты о дне святого Патрика, следует упомянуть и о праздничных блюдах. Хоть торжество выпадает на период Великого поста, в этот день разрешено есть мясо. Согласно легенде сам святой мясные продукты превращает в рыбу. Традиционные блюда — баранина с тушеной капустой , запеканки с беконом и хлеб из картофеля. Согласно поверью, если человек в день праздника найдет лист клевера с четырьмя листиками, то он обретет счастье.
Кто такой святой Патрик Это проповедник и покровитель Ирландии, который принес христианство в страну. Однако его личность до сих пор вызывает у историков вопросы: маловато достоверных фактов и много мифов. По преданию, Патрик известный в миру как Мэвин Суккат был родом из зажиточной верующей романо-бриттской семьи. Родился в конце IV века, а в возрасте примерно 16 лет попал в плен к ирландским пиратам. В рабстве будущий святой провел шесть лет, а потом смог сбежать в Галлию и далее в Рим — по легенде, ему это удалось именно благодаря усердным молитвам. Освободившись из плена, он начал изучать богословие и стал служителем церкви Вернувшись в Ирландию, Патрик, уже в сане епископа, начал проповедовать христианство. Обратив в христианство Ирландию, миссионер, по народным верованиям, вместе с кельтским богом плодородия, изображавшимся в виде змеи, изгнал с острова всех змей, которые якобы причиняли местным жителям немалые неудобства. Основные биографические сведения о Патрике историкам удалось получить из жития под названием «Исповедь», которое, по одной из версий, написал он сам. Однако некоторые исследователи ирландской церкви предполагают , что было два Патрика — одного похитили пираты и что с ним стало, неизвестно , а другой, миссионер, прибыл из Галлии и принес ирландским язычникам новую веру. В начале XX века появилось мнение, что Патрика вообще никогда не было, а вся его биография — не что иное, как разрозненные легенды и домыслы, соединенные монахами в одну историю. Правда, для ирландцев это уже не имеет значения — они столетиями почитают святого Патрика, а главное, всегда рады весело отметить праздник. В XVII веке дату 17 марта внесли в литургический календарь и рекомендовали прихожанам-католикам посещать в этот день мессу и проводить ужин с семьей.
День святого Патрика: как клевер стал символом Ирландии
Известно, что Патрик родился в римской Британии, в местечке Баннавем в 387 году в состоятельном семействе римского офицера — чиновника. День святого Патрика: интересные факты об известном ирландском празднике. один из самых зрелищных праздников Ирландии. Это торжество отмечается в честь покровителя всех ирландцев в день смерти Св. Патрика 17 марта.
Святитель Патрикий просветитель Ирландии
В саму Ирландию, впрочем, День святого Патрика пришел только в 1903 году — тогда 17 марта официально объявили национальным праздником и выходным днем. В ознаменование годовщины смерти святого покровителя Ирландии День Святого Патрика отмечается как национальный праздник и является витриной ирландской гордости. Святой Патрик — такой же всемирно известный символ Ирландии, как, например, трилистник или герои местного фольклора лепреконы. Апостол Крайнего Запада святой Патрикий (Патрик) родился в Британии около 383 года в галло-римской семье, которая уже давно приняла христианство. Патрикий Ирландский. Более 60 церквей и соборов Ирландии носят его имя, самый известный из них — собор Святого Патрика в Дублине. В католицизме День святого Патрика сопровождается шумными гуляниями и богатыми застольями.
День святого Патрика: как клевер стал символом Ирландии
По тем же преданиям, чтобы тело не было вырыто, было определено положить его на локоть в землю; несмотря на это, между двумя народами после смерти святого разгорелась война за его мощи, ничем не кончившаяся из-за божественного вмешательства [Л 13]. Хронология событий [ править править код ] Точное датирование событий из жизни святого является дискуссионным вопросом [Л 3]. Патрик упоминает о том, что народ франков придерживается язычества ; их обращение в христианство началось с 496 года, так что данное упоминание не может сильно помочь. Другая привязка — римское знатное происхождение Патрика и упоминание, что его похитили в 16 лет, но достоверно ориентироваться в связи с этим и временем исчезновения римлян с северо-запада Британии тоже невозможно [Л 3].
В целом и «Трёхчастное Житие», и жития Муирьху и Тирехана, и анналы, и прочие источники из Книги Армы связывают историю Патрика с людьми, умершими, согласно записям, к концу V или началу VI века [Л 16]. Учитывая получение сана, Патрику предположительно в 432 году было 30 лет [Л 3] , однако летописи сообщают о смерти святого на 60 лет позже в возрасте 120 лет [Л 18] , что плохо согласовывается с обычной продолжительностью жизни [Л 3]. Встречаются упоминания о смерти в 461 году, но они, предположительно, возникли из-за смешения образа святого Патрика с образом папы Льва I [Л 3].
В 1905 году историк Дж. Бьюри пересмотрел традиционную хронологию с учётом своей специализации на римской истории и признанием даты смерти в 461 году [Л 3] ; в его модели святой родился в 389 году, был похищен в 405 году год большого налёта на те земли Ниалла Девять Заложников , освобождение произошло в 411 году, святой вернулся в Ирландию в 432 году, основал первую церковь в Арме в 444 году и умер в возрасте 72 лет в 461 году [Л 3]. В настоящее время правление Ниалла обычно датируют позднее, считая, что он умер около 452 года [Л 19] [Л 20].
Модель Бьюри во многом основывалась на авторитете её создателя; её критика в итоге была основана на отсутствии объяснений двух разных дат смерти, указанных в летописях, и привела к созданию «Концепции двух Патриков» [Л 3]. Хьюз в «Новой истории Ирландии», отмечая значительную литературу вопроса и его сложность, считает наиболее вероятной датировку деятельности Патрика 461—492 годами [Л 21]. Мурьху пишет, что нашёл четыре имени Патрика, записанные в этой книге: Магон Magonus, знаменитый , Суккет Succetus, бог войны , Патрикий Patricius, знатный человек — по ряду свидетельств, это прозвище было дано ему в насмешку в рабстве и трансформировалось позже в имя [8] и Котиртиак [Л 13] Cothirtiacus, так как он обслуживал четыре дома друидов [36] [П 9] , а также свидетельства об имени матери Патрика [П 7].
Монастырь в Арме весьма активно пользовался именем своего легендарного основателя, чтобы стать главным религиозным центром Ирландии что предполагало и большое политическое влияние [Л 5]. В преданиях упоминаются чудеса, происходившие вокруг жадного хозяина, не желавшего честно отдать святому Патрику часть местных земель [Л 2] , и легенда о смерти святого, согласно которой он, чувствуя смерть, спешил в любимый город, но был остановлен ангелом с целью, чтобы в Арме святой запомнился живым [Л 2] [26]. Вероятно, связь святого и Армы является исключительно вымышленной; однако это весьма ранняя традиция, не имеющая строгой локализации [Л 3].
Две наиболее популярные легенды, связанные с именем Патрика, говорят о том, что он принёс в Ирландию письменность и что он изгнал оттуда всех змей [8] [Л 23] [1]. Однако письменность на остров проникла ещё раньше через романизированную Британию , а змеи исчезли независимо от Патрика [37]. Академик Н.
Кареев приводил легенду о змееборстве св. Патрика в качестве примера чисто словесного происхождения мифов: «Напр. Патрикия в искоренении ядовитого гнезда ересей и язычества в Ирландии был переведён в легенду о том, как этот святой истребил всех змей до одной на этом острове» [38].
Оно было написано по просьбе епископа Аэда к которому в «Житии…» есть обращение [Л 13] , умершего в 700 году [Л 5]. И Мурьху, и Аэд участвовали в соборе 697 года в Бирре , вследствие чего, по мнению Л. Билера, «Житие…» и было написано после достижения соглашения, по которому во всей Ирландии принимались римский счёт Пасхи и форма тонзуры, а святой Патрик признавался апостолом всей Ирландии [Л 5].
Произведение было написано в том числе с целью утверждения первенства монастырского центра в Арме, с чем связан ряд содержащихся в нём легенд [Л 5]. Житие святого Патрика авторства Мурьху сохранилось в трёх рукописях: в Книге из Армы [39] , написанной до 845 года в этом году умер её писец Фердомнах [Л 25] , в рукописи из Брюссельской королевской библиотеки XI века [40] , и в рукописи из Венской национальной библиотеки конца VIII века [41]. Текст «Жития…» скорее содержит представления церковных кругов VII века о древней Ирландии, нежели является достоверным описанием [Л 5].
Согласно Мурьху, после первого пленения Патрик попал на семь лет в услужение к выкупившему его друиду по имени Милух мокку Бойн; далее в тексте проясняется, что Патрик служил в хозяйствах четырёх друидов, откуда происходит одно из его имён — Котиртиак искаж. При дворе короля служило множество друидов; двое из них заранее предсказывали [26] , что из-за моря придёт новый обычай, который «изничтожит богов их со всеми их искусными деяниями». При этом Мурьху, упоминая, что древний язык малопонятен [Л 5] , приводит всё же стихотворный текст пророчества учитывая отсылку на алтарь на западе — древний, вероятно, восходящий к V веку [Л 27] : Придёт бритоголовый Его плащ с дырой для головы, Его посох загнут наверху, Его стол на западе его дома; Все его люди ответят: «Аминь, аминь» [Л 28] Негативно относящийся к друидскому наследию агиограф ссылается на него не однажды, в том числе упоминая « Старину мест » [Л 5].
Самое крупное и известное столкновение Патрика с друидами происходит на Пасху , когда король и его двор собираются праздновать некий языческий праздник судя по близости дат — вероятно, белтайн [Л 5]. Патрик зажигает пасхальные свечи раньше, чем загораются священные костры белтайна, вызывая этим гнев короля и друидов; во время последовавшего разговора с друидом Лохру Патрик желает, чтобы тот немедленно умер, и друид подлетает, падает и разбивает себе голову о камень [Л 5] ; напавшее после этого события на святого войско покрывает мгла и охватывает паника, в результате чего почти все нападавшие гибнут [Л 13]. После этого Лойгуре, по одним преданиям, приказывает запрячь для Патрика колесницу с девятью конями, как то полагается богам, но святой отказывается [27] , по другим — король лишь преклоняет колени перед святым [Л 2].
На следующий день [Л 13] Патрик является ко двору, и единственный вставший поприветствовать его, филид Дувтах мокку Лугир [Л 5] , уверует в Бога. В результате дальнейших состязаний с друидами в котором сам Патрик и далее проявляет магические способности [Л 5] [Л 13] , в список которых входит выделение яда из кубка, удаление с целой долины насланного друидами снега и управление огнём и водой [Л 2] [Л 13] Лойгуре и многие другие ирландцы Тары принимают крещение [Л 2] [Л 13]. Разрушение идола В другой сохранившейся поэме [42] повествуется о том, как святой Патрик разрушил золотой идол бога Кромма , которому приносились человеческие жертвоприношения [Л 29] [Л 30] ; по свидетельству «Трёхчастного жития святого Патрика», святой не разрушал идол, а лишь подошёл к нему, при этом божество покинуло своё изваяние, которое упало наземь в знак покорности [Л 30].
Если до Дублина вы в этом году не доедете, узнайте, что происходит у вас в городе. Там, где проводятся парады, в них обычно участвуют лучшие местные танцевальные коллективы, марширующие ансамбли, гимнасты, музыканты, готовятся тематические платформы, а люди наряжаются в самые красочные костюмы. Вы можете просто полюбоваться парадом как зритель, а можете связаться с организаторами и приняться более активное участие. Есть разные способы участвовать в параде. Можно нарядиться и присоединиться к шествию, помогать создавать костюмы или платформу, заниматься организационными вопросами.
Дело найдется каждому! С 1999 года парады на День святого Патрика проходят и в некоторых российских городах, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге. Большинство баров и пабов вполне резонно любят День святого Патрика, ведь в это день резко увеличивается потребление алкоголя, так что многие бары специально готовятся. Это относится не только к украшению интерьеры; в меню также могут быть специальные предложения. Можно порекомендовать поход по разным барам.
Заранее составьте список баров и пабов если вы вы живете в большом городе и хотите повысить ставки, пусть их будет 17, ведь дело происходит 17 марта и договоритесь с друзьями, что в каждом выпьете по пол-литра пива. В этот день как-то неловко пить неирландское пиво, где бы вы ни были. Главное, не пейте зеленое пиво.
Также в праздник проводятся шествия.
В честь святого все стараются одеться в зеленый цвет. К одежде прикрепляют украшения в виде листа клевера, но не четырехлистного, а трилистника. По преданию, с помощью именно этого растения Патрик объяснял язычникам христианский догмат о святой Троице. Также в форме листка этого растения пекут печенье с изумрудной глазурью, а еще готовят капусту с беконом и различную солонину.
Еще одним известнейшим символом праздника является лепрекон - что-то в стиле Ирландского домового. Лепреконы считаются хранителями сокровищ. Есть даже легенда, что если поймать волшебного человечка в День святого Патрика, он обязан показать, где спрятаны богатства, ну или исполнить три желания. Однако, к святому какого-либо отношения это мифическое существо не имеет и связь их была придумана из-за маркетинга.
Она содержит известняк и собирается в небольшой водоем. Источник можно найти в конце парка, известного как «лес Св. Среди других посвященных Свт. Патрику мест в Англии упомянем католическую церковь Св. Патрика в лондонском районе Сохо — один из первых католических храмов в Британии, построенных после выхода Билля об эмансипации католиков в 1829-м году. Церковь Св.
Петра в Хейшаме, Ланкашир любезно предоставлено приходом Св. Петра в Хейшаме В Шотландии Есть несколько связанных со свт. Патриком великих святынь и на шотландской земле. Во-первых, это выходящий из воды так называемый «камень Св. Патрика» в реке Клайд округа Ренфрушир, недалеко от известного моста Эрскин соединяет округа Ренфрушир и Западный Дамбартоншир. По легенде, именно с этого камня ирландские пираты захватили в плен Патрика, когда он здесь рыбачил.
Правда это или нет, но камень до сих пор считается великой святыней и освещается по ночам установленным на нем маленьким «маяком Св. Некоторые считают ее окрестности местом рождения свт. Деревня в первые века нашей эры была римским городом там обнаружены остатки римских крепости и гарнизона , а позднее здесь выстроили церковь в честь Свт. Патрика, ставшую в Средние века подворьем огромного клюнийского аббатства Пейсли. Хотя церковь перестраивалась, она сохранилась до наших дней принадлежит Пресвитерианской церкви Шотландии , а рядом с ней — целебный источник. В деревне также действует католический приход в честь Св.
Именем просветителя Ирландии даже назван целый ряд холмов вулканического происхождения в центральной Шотландии, известных как «холмы Килпатрик». Среди церквей, освященных в честь Свт. Патрика Ирландского Предположительно, старейшая из сохранившихся церквей Уэльса стоит на северном побережье острова Англси и носит имя Свт. Она находится в очень живописном месте — на берегу залива Семэйс в приходе Лланбадриг «церковь Патрика». По легенде, на пути из Галлии в Ирландию корабль Патрика попал в сильный шторм близ берега Англси, и угодник очутился на крошечном необитаемом островке рядом с Англси, который ныне называется Инисбадриг «остров Патрика». С огромным трудом епископ добрался до основного острова Англси, где некоторое время жил в пещере и пил кристально чистую воду из местного источника и пещера, и источник сохранились.
В благодарность Богу за спасение святитель воздвиг на вершине утеса часовню или церквушку. Первоначальная постройка была простой, а нынешнее каменное здание восходит к XII веку. В церкви выделяется дохристианский «стоячий камень», который в VII веке был украшен изображениями пальмы символ древа жизни и двух рыб символ Христа. Это не единственная в Уэльсе церковь в честь святого апостола Ирландии. Упомянем церковь Св. Патрика в Грейнджтауне, пригороде столицы Уэльса Кардиффа.
На острове Мэн Полностью или частично сохранившиеся церкви и часовни в честь Св. Патрика можно найти практически по всему острову Мэн. К таковым относятся руины очень ранней часовни Св. Патрика в поселке и приходе Майкл: рядом с часовней сохранились развалины келлии и святой источник, а поблизости расположен высокий водопад остров Мэн славится своими водопадами. Очевидно, его воду в древности использовали для таинства Крещения. В приходе Мароун, в южной центральной части острова, находится святыня под названием «кафедра Св.
К нему в поле ведет тропинка. В приходе Мароун находится святыня под названием «кафедра Св. Считают, что это древнее специальное место для проповеди Евангелия Считают, что это древнее специальное место для проповеди Евангелия: проповедники провозглашали с таких мест Благую Весть перед тем, как строить рядом храм или часовню. Крошечный островок к западу от острова Мэн называется «островом Св. Сегодня он соединен с основным островом мощеной дорогой, а совсем рядом находятся величественные собор Св. Германа и замок в городе Пил.
Во времена свт. Патрика здесь существовала христианская община, а позднее — кельтский монастырь с большим кладбищем. От обители сохранились руины церкви и часовни Св. Патрика, а также круглая башня, не считая многочисленных крестов VII века. По легенде, свт. Патрик посещал этот островок в 444-м году, а вскоре назначил св.
Германа первым епископом Мэнским. Патрика в нефе собора свт. Патрика в Дублине работы Мелани ле Броки любезно предоставлено собором Свт. Патрика в Дублине Чтобы помочь читателям лучше понять масштаб деятельности свт. Патрика и его роль в духовном становлении Ирландии, предлагаем неполный список святых, бывших его прямыми учениками и преемниками. Их имена даются в соответствии с их днями памяти, начиная с сентября.
Патриком, который посвятил его во епископа Коннора; основал знаменитый монастырь в Келлсе, всегда носил Евангелие на своих плечах, а не в специальной сумочке, и совершил много чудес ; 12 октября: Фиак епископ, друг и последователь свт. Патрика, в честь которого написал гимн ; 9 ноября: Бенигн любимый ученик и певчий свт. Патрика, чьим преемником в качестве главного епископа Ирландии он, скорее всего, стал, проповедуя в областях Клэр, Керри; основал монастырь Друмлис в области Лейтрим и принял участие в составлении «Кашелской Псалтири» ; 27 ноября: Секундин ученик свт. Патрика, ставший первым епископом Даншафлина , затем епископом Армы; составил алфавитный гимн в честь свт. Патрика, сохранившийся до наших дней ; 6 декабря: Авксилий, Изернин и Секундин соратники свт. Патрика в деле просвещения Ирландии ; 28 декабря: Могольд обращен свт.
Патриком и отправлен им на остров Мэн, большую часть которого он просветил ; 24 января: Гуасахт сын ирландца, у которого свт. Патрик в юности был рабом; свт. Патрик обратил его ко Христу, и св. Гуасахт помогал ему в качестве епископа Гранарда ; 1 февраля: Кинния принцесса ольстерская, обращенная свт. Патриком и ставшая монахиней ; 1 февраля: Ярлат преемник св.
ПАТРИК ИРЛАНДСКИЙ
Чем знаменит святой Патрик. День святого Патрика: Трилистник и пиво. Святой Патрик считается покровителем Ирландии и известен тем, что принес христианство в страну. День святого Патрика превратился в один из самых популярных религиозных праздников в мире вовсе не по мановению волшебной палочки. День святого Патрика (St. Patrick's Day) — исторический ирландский праздник, имеющий британские корни. В католицизме День святого Патрика сопровождается шумными гуляниями и богатыми застольями.
В чём смысл Дня святого Патрика? Интересные факты о самом зелёном празднике в году
Он был канонизирован до разделения Церкви на Западную и Восточную, поэтому как святой признается обеими. В начале XVII века этот день был включен в литургический календарь католической церкви. Церковное торжество переносится, если 17 марта выпадает на Страстную неделю неделю перед Пасхой. В миру же праздник практически повсеместно проводится 17 марта, а в некоторых странах он затягивается на несколько дней. В 1903 году День святого Патрика стал официальным выходным днем в Ирландии. Правда, шумно праздновать его ирландцам было запрещено - в том же году был принят закон закрывать все питейные заведения 17 марта, из-за неумеренного употребления алкоголя - этот закон отменили в семидесятые годы. Постепенно 17 марта стал выходным днем в Северной Ирландии, Ньюфаундленде и Лабрадоре канадская провинция , а также на острове Монтсеррат остров в Карибском море, территория Великобритании. В этот день во многих городах мира проводят парады святого Патрика. Также есть традиция прикреплять в одежде флаги Ирландии и трилистники, символизирующие крест. Еще одна народная традиция - осушить хотя бы одну рюмочку спиртного в каком-нибудь ирландском пабе.
Раньше пили виски, а сейчас большей популярностью стал пользоваться эль. Существует так называемая "Чарка Патрика" - единица измерения выпиваемого виски. Предание предписывает положить в бокал лист клевера до того, как выпить бокал виски. В народе так и говорят - "осушим трилистник". В этот день "Вечерняя Москва" вспоминает легенды о святом Патрике. Святой Патрик и друиды Во дворце короля Логайре святому было предложено потягаться силами с сильнейшими из друидов. Друиды вызвали непроглядную тьму - Патрик рассеял ее молитвой. Один из друидов с помощью магии взлетел в воздух, но по молитве святого упал и разбился об камни. Верховный друид поднес Патрику отравленное питье, но оно замерзло в руках святого.
Участники надевают национальную кельтскую одежду, демонстрируют ирландские, шотландские и бретонские танцы. В российских клубах в этот день звучат ирландские песни, устраиваются мастер-классы ирландского танца. Интересные факты Символы праздника: трилистник, зеленый цвет, ирландский флаг и лепреконы. Зеленый цвет символизирует начало весны и живую природу. Лепрекон — фольклорный ирландский персонаж, который носит высокую шляпу и прячет горшочек с золотыми монетами. Он стал символом благодаря коммерческим полиграфическим компаниям, которые печатали открытки. Они посчитали образ святого Патрика неподходящим для праздника и решили заменить лепреконом. Девиз Дня святого Патрика: Сraic, что означает «веселье». Сиднейский оперный театр и парижское кабаре «Мулен Руж» по случаю праздника включают зеленую подсветку. В День святого Патрика британская королева Елизавета II надевает праздничный наряд зеленого света и устраивает выход в свет.
Пиво «Гиннес» — неофициальный символ Ирландии и Дня святого Патрика.
Среди захороненных в соборе знаменитостей упомянем Брайана Бору, верховного короля Ирландии 1002—1014. В соборе можно увидеть много памятников, посвященных свт. Патрику и другим ирландским святым. Из них упомянем потолочное рельефное украшение в честь свт.
Патрика над центральной частью хоров; «Миллениумное окно» с изображениями святых Брендана Мореплавателя, Патрика, Бригиты и Колумбы, окружающих писца Фердомнаха, создателя «Книги Армы»; самое западное окно южного бокового нефа с двумя изображениями свт. Патрика; а также центральное нижнее изображение на восточном окне в приделе Богоматери. Оба его шпиля имеют 64 метра в высоту, что делает его самым высоким зданием графства Арма! Один из двух главных соборов города Дублин освящен в честь Свт. Примечательно, что настоятелем этого собора был Джонатан Свифт Один из двух главных соборов города Дублин, столицы Ирландской республики, освящен в честь Свт.
Это самое большое церковное здание Ирландии, а его башня поднимается на 43 метра в высоту. Первая церковь в честь Св. Патрика построена на этом месте еще в 1191-м году. Вскоре ее статус подняли до коллегиальной церкви, а в 1212-м году она стала католическим кафедральным собором после Ирландской реформации собор стал принадлежать англиканам. Примечательно, что настоятелем этого собора с 1713 по 1745 годы был Джонатан Свифт — знаменитый ирландский сатирик, поэт и клирик, известный всему миру как автор «Путешествий Гулливера»!
В соборе можно найти множество памятников свт. Патрику в виде витражей и статуй. К ним относятся, например, древняя статуя святителя в южном трансепте и современное изображение угодника работы ирландского скульптора Мелани ле Броки 1919—2018. Патрика на витраже в южном нефе англиканского кафедрального собора в Арме любезно предоставлено настоятелем собора в Арме По преданию, свт. Патрик крестил на этом месте язычников около 450 года.
Напротив кафедрального собора, в местечке, известном как «Парк св. Патрика», находится очень старинный источник Св. Однако в наши дни он спрятан на несколько метров под землей. О нем напоминает маленькая табличка в парке рядом с собором. Источник обнаружен случайно в 1901-м году, вместе с несколькими кельтскими надгробиями.
Кафедральная хоровая школа этого собора основана в 1432-м году и действует по сей день — старейшая школа такого типа в стране! Сол — это маленький пригород Даунпатрика в графстве Даун. Его первоначальное ирландское название: «Sabhall Bhadraig», то есть «амбар Патрика». Это место, где свт. Патрик высадился как миссионер и преставился несколько десятилетий спустя, многие считают святым.
Там, где стоял амбар, который свт. Патрик использовал для совершения служб, построена современная мемориальная церковь в честь Св. Здесь также стоит точная копия круглой башни. Поблизости находится массивная бронзовая статуя св. Патрика со сценами из его жития.
В озере Лох-Дерг ирландского графства Донегол находится остров под названием Стейшн. С V века остров считается святым, особенно для кающихся грешников и паломников. Согласно католической традиции, восходящей к концу XII столетия, Спаситель явился свт. Патрику во время посещения им острова Стейшн и показал ему пещеру, якобы являющуюся «вратами в чистилище». В результате кающиеся грешники со всей Ирландии а позднее — всей Западной Европы стали стекаться на этот остров каждый год для покаяния, молитвы, духовного исцеления и различных практик, включавших полную самоизоляцию в пещере на 24 часа.
Отсюда второе название островка — «остров святых». Считалось, что паломничество на Стейшн — «самое тяжелое христианское паломничество на свете». Кельтский монастырь существовал на острове Стейшн с V века, а в XII веке на его месте появился августинский монастырь. На острове сохранились церковь, колокольня, места для кающихся первоначально — келлии-ульи для пустынников и другие святыни, а рядом стоит статуя святителя. Католические паломничества на остров Стейшн продолжаются и в наши дни, а с июня по август посещение острова разрешается только кающимся паломникам.
Каждому паломнику предписывается оставаться здесь на 3 дня, ходить по острову босиком, питаться один раз в день небольшим количеством хлеба и черного чая, молиться всю ночь в современной базилике и произносить особые молитвы в местах для кающихся. В наши дни для паломников построены небольшие хостелы. Десятки и десятки храмов и источников по всей Ирландии освящены в честь Свт. Современное почитание свт. Патрика во всем мире Свт.
Патрика обычно изображают в епископских облачениях, попирающим змей, благословляющим или держащим трилистник в руках Свт. Патрика обычно изображают в епископских облачениях, попирающим змей, благословляющим или держащим трилистник в руках. Трилистник — это разновидность маленького белого ползучего клевера, у которого три листа на одном стебле три в одном. Согласно поздней традиции, свт. Патрик на примере трилистника объяснял новокрещенному ирландскому народу сложный догмат о единстве Пресвятой Троицы.
Сегодня трилистник является национальной эмблемой Ирландии. Неф собора свт. Патрика в Дублине Среди сохранившихся святынь, напрямую связанных со свт. Патриком, назовем зуб и личный колокол святителя, хранящиеся в Национальном музее Ирландии в Дублине. Существуют православная служба и всенощная с полиелеем свт.
Патрика и слава о нем давно проникли в такие страны, как США и Австралия, где есть значительные ирландские общины. Многочисленны храмы, посвященные этому угоднику в разных англоязычных странах, как, например, римско-католический собор Св. Патрика на Манхэттене в Нью-Йорке и католический собор малая базилика Св. Патрика в Мельбурне. Освященные в честь него храмы или соборы имеются в таких странах, как Канада католическая базилика Св.
Патрика в Монреале , Новая Зеландия католический собор Свв.
Но для осуществления этой миссии Патрику необходимо было пройти обучение. Из Британии он переправляется на континент, на Северо-Запад нынешней Франции, и становится учеником великого святителя Германа Оксерского. Получив большой и важный для себя опыт, Патрик принимает святительский сан от Римского папы Целестина и в 432 году возвращается в Ирландию в качестве миссионера.
Все последующие годы жизни он проводит в странствиях, тысячами обращая и крестя людей, совершая великие чудеса и рукополагая новых священников и диаконов. За полвека свой миссии святителю Патрику удалось не просто христианизировать некогда дикий языческий остров, ему удалось создать Поместную Церковь, с епископатом, с духовенством и с огромным количеством последующих монастырей. Умер святитель Патрик в 461 году. Говорят, что место его смерти было окружено поющими птицами, и многие думали, что это были ангелы Божьи, принявшие вид птиц.
В 2017 году решением Синода Русской Православной Церкви в наш месяцеслов были включены имена 15 западных святых, среди которых совершенно особе место занимает и святой равноапостольный Патрик, просветитель и первый епископ Ирландии.
ПАТРИК ИРЛАНДСКИЙ
Ее ранние редакции не сохранились — только список 630 года, подлинность которого остается под вопросом. В 1905 году ирландский историк Джон Бьюри предположил, что Патрика не было вообще, а его биография — продукт компиляции монахов. В 1962 году вышла работа специалиста по ирландскому праву, филолога и лингвиста Дэниела Бинчи: с его точки зрения, Патрик не только существовал, но и сам написал «Исповедь». Одним словом, проблема восстановления реальной биографии крестителя ирландцев очень сложна и не имеет однозначного решения. Но в чем-то это не так уж и важно: за много столетий его легендарная биография выстроилась достаточно полно, и ирландцы верят, что благородный юноша действительно вернулся, чтобы вывести народ из тьмы язычества, его посох достался ему прямо от Христа и что именно Патрик изгнал с острова всех змей. Если Патрик не ирландец, почему он стал символом Ирландии? Потому что он крестил ирландских язычников в христианство. Если верить «Исповеди», рабу Патрику явился ангел и велел бежать из Ирландии: на берегу моря его ждал корабль, отплывающий в Галлию. Ангела послал Бог, который хотел, чтобы юноша крестил ирландцев, поэтому потом Патрик вернулся обратно на остров.
Пелагианство было осуждено на соборе 418 года, а в 431 году папа Целестин отправил в Ирландию епископа Палладия, чтобы вернуть ирландских христиан в лоно Католической церкви. Когда этот день стал популярным праздником? Какой талантливый маркетолог его придумал? Это произошло примерно в середине XVIII века, но не в Ирландии, а в Америке, где было много ирландских эмигрантов, которые начали активно отмечать этот день. До этого дату смерти святого Патрика — 17 марта — помнили лишь в узких церковных кругах. Кто именно все это придумал, неизвестно, но определение «талантливый маркетолог» очень точное. Что говорил про возлияния сам Патрик? Это неизвестно.
Историк-медиевист Дороти Брей в своем «Указателе мотивов ирландских житий» пишет о том, что Патрик превращал воду в вино, ссылаясь на трехчастное житие святого Патрика — «Vita Tripartita». Однако в тексте жития описан несколько другой случай: юный Патрик как-то зачерпнул кувшином воду из реки и превратил ее в мед, который чудодейственным образом излечивал все болезни. Так что определенного ответа на вопрос об отношении святого Патрика к возлиянию не существует. Другое дело — святая Бригитта. Почему Патрик ассоциируется с клеверами и лепреконами? Практически все христианские праздники связаны с днями, почитаемыми язычниками.
В своей "Исповеди" он написал: "Я молился по многу раз в день.
Любовь к Господу и страх Божий все больше и больше приходили ко мне, и вера моя укреплялась". Спустя шесть лет, как повествует легенда, юноша услышал голос, который, как он полагал, принадлежал Богу: "Скоро ты вернешься домой". А потом голос добавил: "Смотри, твой корабль ждет". Молодой пастух бежал и добрался до побережья, он упрашивал моряков взять его на борт, уверяя, что его семья оплатит расходы, однако капитан отказал. Тогда Патрик, как гласит легенда, снова стал молиться, и капитан неожиданно изменил свое решение и принял пассажира. Попав домой, Патрик, несмотря на радость семьи, вновь обретшей сына, твердо решил стать на духовный путь. Он познакомился с французским епископом Германусом Сен-Жерменом , который укрепил его в этом стремлении.
А позже вернулся в Ирландию в качестве миссионера по поручению Папы Целестина I.
Все, что касается пребывания Патрика в Ирландии, овеяно легендами и окружено домыслами, так как письменных источников об этих событиях практически не сохранилось, а сам Патрик оставил после себя только два документа — «Исповедь», в которой он больше размышляет о своем духовном росте, но обходит стороной свою биографию, и письмо некоему Коротику, который, возможно, был разбойником. Легенды же гласят, что Патрик путешествовал по Ирландии и порой за день крестил до сотни человек, так как его красноречие было столь велико, что люди сами собирались вокруг него и просили о крещении. День святого Патрика: история, традиции и обычаи Считается, что святой Патрик на примере трилистника листа клевера объяснял язычникам принцип христианства: как на одном стебле срослись три листа, так и Отец, и Сын, и Святой Дух едины в одной вере. С тех пор трилистник стал символом Ирландии. Еще одна легенда рассказывает о том, что святой Патрик изгнал из Ирландии змей, собрав их у своих ног, он повелел им навсегда покинуть страну. Правда, по другой версии, эту легенду не стоит понимать буквально, так как Патрик боролся в первую очередь с язычеством и «изгнал» из Ирландии не змей как таковых, а культ кельтского друидского бога плодородия Сернунноса, который как раз и изображался в виде большого змея. И, кстати, это больше похоже на правду, так как змей в Ирландии уже тогда не было по климатическим условиям.
Тем не менее, святой Патрик остался в памяти ирландцев как человек, несущий христианство и постоянно совершавший чудеса. И вот уже несколько веков день смерти святого — 17 марта - отмечается как национальный ирландский и не только праздник. Что характерно, раньше это было чисто религиозным событием, во время которого закрывались все питейные заведения, люди проводили время в покаянных молитвах и служили мессы. Сейчас же, напротив, праздник стал более светским, он сопровождается народными шествиями, карнавалами , песнями, танцами и соревнованиями музыкальных коллективов. Хотя для глубоко верующих католиков он по-прежнему начинается с мессы. Обычаи и традиции Зеленый цвет В Ирландии День святого Патрика начинают отмечать 12 марта, к нему готовятся чуть ли не весь год. Придумываются и шьются костюмы, выпускается сувенирная продукция, пишется музыка и разучиваются новые танцы. В период с 12 по 17 марта Ирландия зеленеет полностью.
Даже волосы и бороды солидных граждан приобретают зеленый, изумрудный или салатовый цвет. Есть поверье, что если на праздник святого Патрика на человеке нет хотя бы одной зеленой детали, то любой прохожий может его ущипнуть. Американцы в этом деле пошли еще дальше — в Чикаго в честь Дня святого Патрика в зеленый цвет красят даже реку. Также во всех странах, где отмечают этот день, невероятной популярностью пользуется зеленое пиво.
Считая свое рабство наказанием за забвение Божиих заповедей, святой Патрик на протяжении шести лет неволи ежедневно молился и постился. Услышав однажды голос с повелением вернуться на родину, он бежал от землевладельца и сумел добраться домой. Однако дома ему явился ангел со множеством писем, в первом же из которых святой Патрик прочел, что именно ему суждено проповедовать в языческой Ирландии Священное Писание. После этого он уже осознанно отправился в ирландскую землю.