Кинокритики проводят параллели с криминальной группировкой «Тяп-Ляп», которая орудовала в Казани в 1970-х годах, отмечается на портале Группировка Хади Такташ в Казани 90 е. ОПГ Хади Такташ Казань. Первопроходцами криминального террора в СССР были казанские банды, ещё в 1970-е.
Как появилась банда «Хади Такташ»?
- Подростки в Татарстане подражают героям «Слово пацана». Выдумывают ОПГ как в 80-х и делят район
- Что произошло с группировкой универсам в Казани - новости, последствия и тайны раскрыты -
- Универсам | Слово пацана Вики | Fandom
- Группировка «Универсам» на самом деле существовала в Казани в 80-х годах »
- Telegram: Contact @ghestarhangelska
37 фактов о «Слове пацана» — сериале, который обсуждает вся страна
В Казани заключили под стражу экс-лидера ОПГ "Киноплёнка", скрывавшегося 16 лет | После и вовремя просмотра сериала режиссера Крыжовникова «Слово пацана» многие зрители задумывались, существовала ли группировка «Универсам» в реальности. |
Группировка «Универсамовских» существовала на самом деле в Казани | Видео от Ульяновские пацаны | Новости и Юмор 21+. |
Кто стал прототипами главных героев «Слова пацана» | Ни одной группировки в Казани не было по национальному признаку. |
В Казани заключили под стражу экс-лидера ОПГ "Киноплёнка", скрывавшегося 16 лет | Видео от Ульяновские пацаны | Новости и Юмор 21+. |
«Не пойму, как живой остался»: казанцы вспомнили прототипы группировок из «Слово пацана» - МК | Казань наводнили многочисленные подростковые банды, а в Екатеринбурге группировки создавали спортсмены. |
Универсам.Кто такие_Логотипы Казанских Группировок.
Главная» Новости» Опг тукаевские казань последние новости на сегодня. Группировка Хади Такташ в Казани 90 е. ОПГ третьевские Казань. Молодежные группировки в Казани существуют и по сей день. Конечной целью борьбы с группировкой универсам в Казани является наказание и пресечение незаконной деятельности. «Казанский феномен» — собирательное название образовавшихся в 1970-е и 1980-е годы в Казани и ряде городов Татарской АССР многочисленных банд, составленных из малолетних и несовершеннолетних лиц. Универсам — это одна из основных группировок города Казань в сериале, но в реальности группировка была мелкая и неважная.
Новые лица: 12 молодых героев электронной сцены Казани
«Казанский феномен». Вернутся ли молодежные банды? | Силовики задержали в Ростове 61-летнего экс-лидера казанской ОПГ «Кинопленка», он скрывался от следствия 16 лет, пишет |
Группировка универсам казань в реальной жизни | Это была первая преступная группировка, осуществлявшая в СССР заказные убийства. |
Жив ли казанский феномен? | Вероятно, «Универсам» из сериала представляет собой смесь всех группировок, существовавших в Казани в конце 80-х годов. |
«Слово пацана»: очевидцы рассказали о противостоянии казанских ОПГ // Новости НТВ | По словам Дмитрия, в сериале группировка «Универсамовские» – собирательный образ многочисленных ОПГ Казани. Хотя опрошенные нами горожане неожиданно вспомнили, что в районе Кварталов действительно была такая группировка – «Универсам». |
«Эхо бандитизма затихло только в нулевые»: 8 криминальных воспоминаний жителей Казани | Следствие полагает, что участники ОПГ «Кинопленка» совершили не менее пяти убийств и двух покушений на убийства в 90-е в Буинске и Казани. В середине нулевых правоохранители задержали 15 членов группировки, но лидера ОПГ и еще троих ее членов найти не удалось. |
Казань пацанская. Как молодёжные уличные банды держали в страхе столицу Татарстана
Логотипы Казанских Группировок. Кинокритики проводят параллели с криминальной группировкой «Тяп-Ляп», которая орудовала в Казани в 1970-х годах, отмечается на портале 1:16:09 ОПГ Хади Такташ, убийство, молодые против старших, казанский феномен, казань. © 2024, RUTUBE. такие_Логотипы Казанских Группировок. 18+.
Реальные прототипы Вовы Адидаса и Кощея из «Слово пацана»: они поразительно похожи на своих героев
Потом наркоманы исчезли. Когда привыкла к группировкам и воспринимала их как должное Elya Страница автора В 1970—1980 годы я жила на Адельке, школа была у Кремля. Многие ровесники, кто мотался и не мотался, в 1990-е и позже сгинули от наркоты или были убиты. А в 1980-е пацанские и бабские конторы воспринимала как должное, повсеместное явление. Впервые поняла, что не везде так, когда начала покидать Казань, выезжать за пределы Поволжья. Когда местные — будь то Кавказ или Украина — узнавали, откуда мы, часто спрашивали, как нам вообще удается выходить на улицу и оставаться живыми. А после мы перешагнули в 1990-е, и именно тогда начался окончательный беспредел, когда тебя просто хватали на улице и запихивали в машину. Говорят, победителей не судят, и это подтверждается их нынешним статусом и даже медийностью.
Прав тот, кто выжил. Когда родители не выпускали гулять, потому что страшно Светлана Луговина Страница автора Мое детство пришлось на семидесятые — начало восьмидесятых. Коммунизм уже не построили. Эпоха дефицита — ты счастливчик, если достанется эскимо, и грустно, если прямо перед тобой оно закончилось. Стали появляться талоны на продукты. Сначала мы жили в самом центре Казани.
Во времена асфальтных войн «Домобувские» то ли в шутку, то ли из принципов развешивали на своей территории ботинки Фото: Владимир Зотов На территории «Дома обуви» существовало аж 8 дворов: «32-й двор», «Западный», «Краматорка», «Ленская», «Мутный», «Пьяный», «Спортивный», «Черный» и «ФБР» — по некоторым воспоминаниям, пацаны расшифровывали аббревиатуру как «Федеративная ботиночная республика». Во времена «асфальтных войн» «Домобувские» развешивали на своей территории ботинки. Примерно то же самое, согласно городским легендам, делали выходцы другой коалиции — ОПГ «Чайники». Но массовости не было, вспоминают наши эксперты. Пару раз настоящие железные чайники наблюдали на территории остановки «Океан», еще видели их на территории самих «Чайников»: пр. Ибрагимова — ул. Волгоградская — ул. Декабристов — ул. Свое название они получили, как говорят старожилы, якобы не из-за этого. Чайник на улице был всего один — на вывеске местного кинотеатра как его атрибут. Ходил и другой слух, связанный с некой чайной, которая существовала на территории еще до постройки многоквартирных домов. Днем там пили чай, а ночью — водку. Но и это лишь легенда. Дружила «Телестудия» с «Савинкой» и «56-м кварталом», но воевала за асфальт с ребятами из хрущевок в районе остановки «Солнышко». Это «20-й двор», который в конце 1980-х подмял под себя «Матвеевский» и «18-й дворы», «2-й двор», «11-й двор» и «Мебельку». Все они территориально находились в районе от остановки «Океан» до улицы Миля. Эти дворы административно относились к Ленинскому району. Завершим историю о Кировском районе его окраинами. Это Юдино и Залесный, чьи одноименные группировки порой терпеть друг друга не могли. Воевали «Юдинские» с «грязевской» коалицией, в то время как пацаны из Залесного, наоборот, находили в «Грязи» поддержку. Вместо Кремлевской набережной, поселка нефтяников, новых домов в районе улицы Зои Космодемьянской, Дворца земледельцев и прочего шика здесь была застройка Красной слободы. У берега Казанки все еще стояли деревянные дома, многие из них были многоквартирными. Все было аварийно и напоминало трущобы. По другую сторону Кремля также не было богатых автосалонов, как и бизнес-центров. Все здесь было жилым. Еще в 1970-е в Булак сливались стоки, помои и прочее. В 1980-е стало чуть красивее, но все равно не было современного европейского вида. Там почти все группировки являлись серьезной силой. Просто кого-то было больше, а кого-то — меньше», — говорят эксперты очень обтекаемо. В 1980-е стало чуть красивее, но все равно не было современного европейского вида Фото: Владимир Зотов ОПГ «Кремль» территориально собирала в себе все улицы от Ленинской дамбы до улицы Пушкина, шла вдоль Профсоюзной и ограничивалась улицей Дзержинского. Удивительно, но практически на ее территории существовала еще одна маленькая группировка — «Пьяный двор». Ныне это двор Национального музея РТ. Название «Пьяный двор» ОПГ наверняка получила из-за постоянных посиделок. К слову, дворов с таким названием в Казани было несколько. В каждой ОПГ было человек по 70—80, а к 1990-м годам группировки начали проводить общие сборы. Правда, были со стороны «Кремлевских» несогласные с этим решением, поэтому конфликты имели место. В 1990-е после расселения обе ОПГ влились в состав «Телестудии». Ближе к нынешней Кремлевской набережной главенствовали две группировки — «Тельмана» по одноименной улице и «Рабочий квартал» как раз места, где были деревянные дома. Так вот главные противостояния и проходили между «Кремлевскими» и «Карлмарксовскими». Про них немного отдельно. На территории «Кировских» находится знаменитый магазин ЦУМ, где в 1980-е появились наперсточники. Ими «подрабатывали» сами «Кировские», в результате здесь была образована своя банда — «Цумовские». По сути, сегодня она может праздновать свое 50-, а то и 60-летие. Эта ОПГ, пожалуй, самая первая придумала в Казани рэкет, начав зарабатывать деньги, пользуясь устрашением и влиянием. Хотя, по другой версии, первые зачатки рэкета в его современном понимании были еще во времена «Тяп-Ляпа». А что было в 1980-е и 1970-е?.. Через озеро — территория ОПГ «Суконка». Это самая древнейшая ОПГ Казани. Здесь еще в 1940-е годы ужасные дела творила банда Кормакова, убивая и грабя местных жителей. Здесь, на озере, едва ли не всю историю Казани проходили кулачные бои об этом еще писал Федор Шаляпин, когда жил неподалеку. Вместо парка Тысячелетия были старые многоквартирные деревянные дома. Здесь родился «казанский феномен». Ее численный состав сложно оценить и ныне, а тогда это была первая группировка города, собравшая десятки единомышленников. Считается, что она появилась в начале 1950-х годов, т. Сейчас на ее территории практически нет жилых домов, все превратилось в солидный квартал. Из старого здесь можно увидеть лишь пару кирпичных домов. О последней мы не раз писали исторические справки, телеканалы снимали документальные фильмы, о ней писали книги. Эта ОПГ в 1990-е наведет шума на всю страну, очернив имя татарского поэта-модерниста, одного из основоположников татарской советской поэзии. Поэтому по озеру Кабан мы плавно перетекаем в район Приволжский. Ее «земля» расстилалась от парка им. Тинчурина до поселка Отары! Здесь и речпорт, и автовокзал, и все крупные улицы района Магистральной. К 1980-м годам группировка объединила все конторы и дворы по данной ветке. О взаимоотношениях между этими ОПГ мы писали в самом начале материала. До и после той «пробежки» лидеры «Тяп-Ляпа» получили большие сроки, четверых так вообще приговорили к высшей мере, правда двоих потом помиловали. Этот район знал весь город, туда никто лишний раз не совался. Своей жестокостью «Тяп-Ляп» породила массу легенд, из-за которых ее боялись еще долгие годы. Они заработали авторитет своей жестокостью еще до массового появления группировок.
Трек «Пыяла», который не раз звучит в сериале, возглавил мировой музчарт Shazam. Название банды «Универсам» было выдумано киносоздателями. А вот такие преступные группировки, как « Хади Такташ », « Кинопленка », « Чайники », « Перваки », упомянутые в фильме, реально существовали в Казани в 70-е, 90-е. Сериал со старта стал высокорейтинговым на Кинопоиске, войдя в ТОП-20 из 250 лучших российских и западных сериалов. Кстати говоря, выше «Слово пацана» только такие сериалы, как «Во все тяжкие», «Игра престолов» и «Семнадцать мгновений весны», «Офис», «Сопрано», «Друзья». Кинорежиссер Жора Крыжовников вопреки критике некоторых людей в том числе госслужащих не пытался романтизировать подростковые банды, а хотел показать , что любое зло будет рано или поздно наказано. Также он наглядно продемонстрировал, что во всем этом беспределе вне закона люди каким-то невероятным образом умудрялись выживать. На волне популярности сериала в Сети стали хитами шуточные мемы. Ну конечно, а куда без юмора в нашей жизни. Особенно на фоне того, что «Слово пацана» — мрачное кино. Кстати, соавтор картины Андрей Золотарев не против продолжения.
О «казанском феномене» написаны книги, буквально недавно возмущенная общественность не дала снять о нем художественный фильм, его проявления помнят большинство жителей республики в возрасте примерно от 30 лет. Не будем вдаваться в подробности — историография казанских группировок широко распубликована, просто вспомним о том, каким был, пожалуй, самый черный и кровавый «бренд» Татарстана. Кандидат наук, пионервожатый и сотрудник Дома пионеров: ловцы душ человеческих Криминальное объединение «Тяп-Ляп» было основано в начале 1970-х годов. Его лидером был Сергей Антипов по кличке Антип. Название группировка получила по названию казанского завода «Теплоконтроль», который стоял на окраине города, контролируемой бандой. У Антипова была мощная харизма — ничем другим невозможно объяснить, почему ему удалось в относительно спокойные и неголодные годы увлечь за собой по криминальной тропе десятки молодых людей. Кроме того, он не пил, не курил, занимался боксом. Знакомые подмечали за ним, что если Антип ставил перед собой цель, то обязательно ее добивался. А еще он был властолюбивым, любил командовать, несправедливо относился к собственным товарищам. Не мог разговаривать с людьми на равных, мог внезапно ударить и свалить с ног. В книге «Бандитский Татарстан» зампред Верховного суда РТ Максим Беляев и старший помощник руководителя СУ СКР по РТ Андрей Шептицкий приводили характеристику Антипова, разительно похожую на описание среднестатистического злого гения или слишком гротескно обрисованного криминального авторитета из кинофильма. Но это был не кинофильм — этот дурной гротеск воплотился в реальной жизни. Вместе с ним группировкой командовали Михаил Зарахович Захар, кандидат медицинских наук, педиатр , Сергей Скрябин Скряба, много лет проработал пионервожатым , Валерий Степин Степа. Все они были прекрасно физически подготовлены и отлично знали, как работать с подрастающим поколением. Селекция в коллектив на первых порах была очень жесткой — самых перспективных мальчишек в банду присматривали на соревнованиях по боксу, а дальнейшее уже было делом техники. Напрямую с рядовыми пацанами общался электромеханик Молодежного центра Завдат Хантимиров. Он был «официальным представителем» лидеров банды и пользовался серьезным авторитетом среди молодежи. Казань, поделенная между бандами Через некоторое время у группировки появились «филиалы» — в Мирном, на Горках, на Тукаевской, на Павлюхина, на улице Татарстан и в других местах. Вся эта организация напоминала боевые комсомольские дружины — авторы «Бандитского Татарстана» приводят именно такую аналогию. У «дружин» были командиры, заместители, отдельные «интенданты» и организаторы сборов. Группы эти делились на пятерки, других членов банды не знали как не знали и о том, кто же ими все-таки руководит. Банды эти к концу семидесятых разрослись до немыслимых пределов: в случае необходимости за считаные часы «тепловские» могли собрать до 200 бойцов, отлично подготовленных в подвальных секциях, вооруженных ножами и, конечно, арматурой. Такие десанты отправлялись усмирять несогласных. В ту пору они держали в страхе весь город, а не только весь район. Тьма распространялась по всему городу. Группировки росли и ширились, банды бесконечно делили город, повсюду в Казани были вполне явные и ощутимые границы: вот здесь человеку, который «мотался» входил в состав группировки , ходить было можно, а вот через этот мост переходить уже нельзя — можно было живым не вернуться. Разные группировки заключали между собой пакты о перемирии, были и воюющие стороны. Казань была вся разделена на зоны влияния. Например, члены «Тяп-Ляп» воевали с «ново-татарскими» — и даже как-то раз убили одного из лидеров. Закат «дедушки казанских группировок» Милиция с бандами до поры до времени не связывалась — у нее просто не хватило бы на это ресурсов. Шептицкий и Беляев в своей книге пишут: «Даже те преступления, которые попадали в поле зрения органов МВД и прокуратуры, сходили бандитам с рук. Но в 1978 году не выдержала даже совершенно «вегетарианская» на тот момент казанская милиция.
«Казанский феномен». Вернутся ли молодежные банды?
Тогда четверых приговорили к расстрелу, остальных к длительным срокам лишения свободы. Но расстреляли только двоих, двоих помиловали с учетом смягчающих обстоятельств. Именно после появления «Тяп-Ляп» молодежь из обычных дворовых компаний стала сплачиваться в ОПС для защиты своих районов. Группировки 90-х уже почувствовали свою безнаказанность и слабость власти, которая в то смутное время не смогла с ними справиться. В итоге от драк ОПС перешли к вымогательствам, грабежам, а потом и к убийствам. А также лидер группировки «Жилка». Ожидают приговора члены 2 ОПС - «56-й квартал», «Курицынские». В 2001-м были осуждены. До этого дела не было ни следственного опыта, ни судебной практики, которая бы охватывала эти две труднодоказуемые статьи. Нам пришлось на ходу сочинять новую методику расследования бандитизма. Остальные ОПС пошли за решетку по проторенной дорожке.
Но таких немного. В основном продолжают работать по «специальности» - крышевание, вымогательства, организация проституции и незаконный оборот наркотиков. Многие подались в Москву и за границу. В Казани им неуютно из-за постоянного уголовного преследования. И чем они отличаются? Однако ноги растут от первых ОПС.
Соответственно, у них было другое восприятие жизни, это не были дворовые банды, как в Казани, — говорит наш эксперт. В Екатеринбурге, несмотря на то, что название также носили по территории, например «Уралмаш», «Центр», принцип организации был другой, соорганизовывались спортсмены. В Казани была уличная шпана, которая объединялись в уличные банды, а в Екатеринбурге — преступные организации. Важно отметить: банда и преступное сообщество — это разные понятия, они различаются в законодательной формулировке. Словосочетание ОПГ в законодательстве не используется. Есть организованная группа и преступная организация. Это разные формы групповой преступности, — объясняет ученый. Организованная группа, то есть банда, менее масштабна. Казанская «Хади Такташ» — это пример банды. У нас тоже были банды, например братьев Коротковых действовали в середине 90-х, на их счету 46 разбойных нападений и более 20 убийств. Свое наименование получили по названию улицы, на которой выросли основные члены группы. Бессмысленные и жестокие драки между бандами — яркая черта казанских молодежных группировок Источник: кадр из сериала «Слово пацана» — Постепенно та же «Хади Такташ» переросла в более серьезную структуру, в ней появилась иерархия. Как объясняет криминолог, специфика криминальной Казани в том, что город наводнили многочисленные банды, которые состояли из несовершеннолетних. В Екатеринбурге же были некие центростремительные силы, которые привели к тому, что появились две серьезные группировки: «Уралмашевская» и «Центровые». В «Березках» принимали к оплате чеки Внешпосылторга — это такие инвалютные рубли, которые выплачивали советским работникам, служившим за рубежом. На эти чеки можно было приобрести дефицитные товары: видеомагнитофоны, импортную одежду. Оборот инвалютных рублей был запрещен законодательством, то есть человек, получивший такие деньги за работу, мог потратить их только в «Березке». Другого варианта не было. Но не все стремились что-либо там покупать, тем более цены были завышены, поэтому появился теневой оборот. В районе этих магазинов начали собираться спортивные молодые люди, предлагавшие обменять чеки на рубли. Курс мог быть один к двум-трем, то есть инвалютный рубль был дороже советского. На этом месте был валютный магазин «Березка». RU — Вместе с тем появились те, кто хотел обдурить владельцев чеков. Их просто обсчитывали. Владелец чека, к примеру, давал сто рублей и должен был получить условно 200. При пересчете выявлялась недостача. Ломщик чека снова пересчитывает, и в этот момент из этой пачки ловким движением рук убирает еще купюры, при этом докладывая сверху недостающую пятерку. Доложил 5 — выложил 25. Более того, они даже крестились вместе — в одно время, в одной церкви. Потом между ними пробежала черная кошка, не совпали бизнес-интересы. Изначально «уралмашевские» обитали на Уралмаше, а «центровые» — в центре. Оттуда и пошли стычки, которые переросли в убийство старшего Цыганова и Вагина. Постепенно «Уралмаш» затмил собой «Центр», приобретая всё большее влияние в регионе и за его пределами, — продолжает экскурс в историю Данил Сергеев.
Это в селе чада росли в труде, на глазах и слушались взрослых. Родители перестали быть авторитетом. Позже многие журналисты, исследователи искали национальную подоплеку «казанского феномена», ведь здесь живет много национальностей, русских — меньше половины. Но это явление было полностью интернациональным. Ни одной группировки в Казани не было по национальному признаку. Другое дело, что национальный момент сыграл свою определенную роль. Дело в том, что нерусские вчерашние селяне не имели общего языка со своими детьми в прямом смысле слова. Дети стеснялись своих родителей за плохой русский язык, акцент всегда высмеивался. Из истории известно ярчайший пример — США , что «плавильный котел» народов дает бурный синергетический эффект для страны, но на первых порах — со знаком минус. Вот и в Поволжье вначале образовалась «гремучая смесь». Основным же катализатором стала критическая масса молодежи в огромных «спальных» комплексах городов. Для формирования же криминальной среды достаточно двух-трех «лидеров отрицательной направленности» и с десяток «шестерок» вокруг них. Для остальных же важно было сообщество, некая защищенность. В вопросах автора, которые он задавал мне во время интервью, я почувствовал определенную заданность. Дескать, это были те же группировки, только создававшиеся и крышевавшиеся милицией, и в них состояли отщепенцы. Что ж, расскажу, как было на самом деле. В университете я увидел, что есть команда, близкая мне по духу, — Боевая комсомольская дружина БКД. Официально такие организации по всей стране назывались «Оперативный комсомольский отряд дружинников — ОКОД». Законодательно ОКОДы не были никак формализованы и официально не защищены законом. Поэтому действовали под эгидой Добровольных народных дружин — ДНД. Это такие аморфные организации, в которые поголовно в «добровольно-принудительном» порядке записывали сотрудников предприятий и организаций. За каждый выход на дежурство давали отгул. БКД же держалась на полном энтузиазме. Создавался ореол, что «в наших рядах — только избранные, спортсмены». Но попасть в дружину было несложно. Я вступил в нее, как и многие, в 17 лет. В отряде много было выпускников престижных казанских школ, детей известных людей из творческой интеллигенции, технократии, власти. Романтики, которые были не против подраться за правое дело. А драться приходилось часто. Чувства самосохранения у нас не было. Много было и иногородних студентов благодаря мифу, что всем бэкэдэшникам дают общежитие, а тогда с этим было очень сложно. Лично я так и не получил общагу за все годы учебы. БКД действовала под эгидой комсомольской организации, подчинялась комитету комсомола университета. Командир, комиссар, начальник штаба избирались на общем собрании отряда. В этом плане была полная демократия, но в остальном — единоначалие и жесткая дисциплина. В первом ряду третий справа - А. Маликов» Фото из личного архива Анвара Маликова Скрытое патрулирование Всего у нас насчитывалось человек пятьдесят активных бойцов. Отряд делился на десятки, а те — на пятерки. Из-за проблемы с набором кадров и их большой текучести в десятках на самом деле было по 5-7 человек. На следующий год я сам набрал команду из своих знакомых и стал командиром десятки. Так было принято. Выручали отряды имени Дзержинского ОиД из подшефных школ. Так уж сложилось, что действенные ОиДы были в элитарных школах нашего Вахитовского района — 18-й «английской», 131-й физико-математической и 116-й. Рослые и безупречно воспитанные старшеклассники участвовали в наших дежурствах на равных с нами. Мы же, в свою очередь, защищали эти школы от гопоты, не пускали ее на танцевальные вечера. Основной работой было патрулирование улиц. Каждая десятка выходила на дежурство по два раза в неделю. Пятерки шли отдельными маршрутами. Патрулировали центр от улицы Баумана до парка Горького и район университетских общаг на Гвардейской и Красной Позиции. Чувствовали себя очень уверенно, даже вдвоем могли делать обходы. Прочесывали проходные дворы, заброшенные дома… Увидев любое правонарушение или шумных подростков, подходили и делали замечание. Милиция не совалась туда, где работали мы. Хулиганов задерживали и вели в свой штаб. Слава о БКД была такая, что нас боялись и беспрекословно подчинялись. Но мы это не любили, предпочитали скрытое патрулирование. Какой смысл выставлять свое присутствие напоказ? Шпана должна знать, что мы можем появиться в любой момент. Бывало, один из наших, помельче ростом, шел вперед, туда, где кучковалась молодежь. Если до него докапывались, подтягивались остальные... Как-то году в 1975-м прямо перед университетом появились «бауманские», причем во главе с известным авторитетом. Зацепили нашего оидовца. Тот прибежал к нам. Нас было девять, их — вдвое больше. Но сработал эффект неожиданности — так стремительно мы налетели. Была скоротечная драка, прямо перед Ленинской библиотекой. Авторитета мы скрутили и привели к себе. От «бауманских» после не было никакой ответной реакции. Помимо патрулирования нас постоянно привлекали для охраны порядка на многочисленных городских и своих университетских мероприятиях. Благодаря этому мы много чего и кого интересных повидали. Например, Эрих Хонеккер, последний лидер ГДР, когда посещал университет, прошел мимо меня, чуть не задев локтем. Первое бегство Я не знаю ни одного случая, чтобы такие отряды создавались милицией — у нее не было для этого ни полномочий, ни реальных возможностей. Желание контролировать было, да. Больше на потребительском уровне: заполучить окодовцев на рейды, оцепления. Одним словом, чтобы компенсировать недостаток милицейских кадров. Но отряды официально подчинялись только комсомолу, а на практике действовали автономно, с милицией же взаимодействовали в разной степени, насколько сложились отношения. А они далеко не всегда складывались ровно. Но она держалась в основном на нескольких вузах. Элитным считался отряд при горкоме комсомола. В нем состояли два десятка интеллигентных и бесстрашных бойцов, с которыми мы выезжали в рейды в самые отдаленные районы города и на дискотеки в заводских клубах. Заправлявшие там группировщики по отношению к нам вели себя тихо… «Когда подняла голову банда «Тяп-ляп» на фото , мы получили первый ощутимый отпор» Фото: МВД по Республике Татарстан Но этот авторитет пошел на спад пропорционально подъему группировок. Когда подняла голову банда «Тяп-ляп», мы получили первый ощутимый отпор. Как-то мы, восемь бойцов, зашли на «чужую» территорию — в глухие места частного сектора. Сделали замечание группе подвыпившей молодежи и пошли дальше по дороге через пустырь. Через минут десять услышали топот ног и воинственные вопли. На нас неслась возбужденная толпа с дубинками. По самонадеянности мы встали плечом к плечу поперек дороги лицом к неприятелю, плохо организованному на наше счастье. От нескольких мчавшихся впереди мы легко отбились, но наш строй был нарушен. И мы организованно пустились бежать. Когда отставшего товарища сбили с ног и начали пинать, мы вернулись и отбили его у авангарда преследователей. Пока они ждали прибытия основных сил, растянувшихся на сотню метров, мы добежали до троллейбусной остановки. Это было первое бегство БКД от шпаны.
Фото: Съемки сериала «Считаю, что сериал практически соответствует эпохе 80-х, которая в нем отражена», — отмечает Дмитрий Имя изменено — Ред. Сам он вступил в ряды группировки из Ново-Татарской слободы Казани еще в 15-летнем возрасте. Постепенно тогда перешел из разряда «молодых» в «старшие», а потом уже и в «старики». При Дмитрии на улицах стали звучать такие слова, как «чушпан», «скорлупа» и «супера». Их, к слову, активно используют в сериале «Слово пацана». Сам Дмитрий при просмотре первого эпизода сразу же нашел несоответствие действительности. Речь о сюжетной линии, когда у примерного ученика чушпана — человека не с улицы Андрея начинают вымогать деньги, и он подтягивается к группировке, чтобы решить свои проблемы. Фото предоставлено героем публикации «У нас был свой круг дворовых пацанов. А всякого рода такие вот тихони жили своей жизнью, и мы их особо не подтягивали к себе. Предлагали, конечно, прийти на сборы, но те отказывались. Потом мы стали их щемить и даже отбирали одежду», — вспоминает мужчина. Хотя опрошенные нами горожане неожиданно вспомнили, что в районе Кварталов действительно была такая группировка — «Универсам». Не такая многочисленная, как другие, да и территория у нее была маленькая. Это члены группировки в 90-х компенсировали своей жесткостью.
«Слово пацана»: очевидцы рассказали о противостоянии казанских ОПГ
Жив ли казанский феномен? | Согласно нашему исследованию, в котором помогли эксперты, в том числе сами прошедшие путь из ОПГ 1980-х, в Казани того времени насчитывалось порядка 140 реально действующих группировок. |
Реальные прототипы Вовы Адидаса и Кощея из «Слово пацана»: они поразительно похожи на своих героев | Главная» Новости» Опг тукаевские казань последние новости на сегодня. |
Казань пацанская. Как молодёжные уличные банды держали в страхе столицу Татарстана
Почему банды возникли именно в Казани? «Казанский феномен» — собирательное название образовавшихся в 1970-е и 1980-е годы в Казани и ряде городов Татарской АССР многочисленных банд, составленных из малолетних и несовершеннолетних лиц. Участников группировки «Суконка» обвиняют в устройстве погрома на рынке стройматериалов и в ТЦ «Алтын», сообщает пресс-служба МВД по РТ. Это одна из самых кровожадных группировок в Казани и в России, на счету ОПГ больше 60 убийств. Группировка Хади Такташ в Казани 90 е. Казанский феномен Хади Такташ.
Кто стал прототипами главных героев «Слова пацана»
Молодежные группировки в Казани существуют и по сей день. В Ростове-на-Дону 26 ноября был задержан 61-летний главарь казанской организованной преступной группы (ОПГ) «Кинопленка». И всё же скорее всего, группировка «Универсам» из сериала — это собирательный образ всех банд, существовавших в Казани в конце 80-х годов. Начиная с конца 80-х группировка считалась самой влиятельной в Казани: бандиты захватили местный завод и создали четкую структуру с боевыми подразделениями и контрразведкой.
Статья на БИЗНЕС-онлайн. Что думаете, дорогие подписчики?
Вот мама, папа — кто они в этой иерархии? А девочка, которая тебе нравится? А если милиционерша молодая, красивая и вообще хорошая — поэтому презирать и избегать ее не получается? И как быть с пацаном из своей группировки, еще и вожаком, — если тот зарвался и пытается подменить «закон улиц» на «воровской закон»? Мы видим и драму взрослых, у которых почва уходит из-под ног. Как быть, когда ты честный советский человек, а твой сын — воришка? Как быть, если ты милиционер, отвечаешь за порядок, а твои враги — наглые мальчишки, которые врут и хамят? Наконец, грядут экономические реформы — скоро уголовно наказуемая спекуляция превратится в законную коммерцию, а значит, привычный мир окончательно вывернется наизнанку. Крыжовников ворвался в кино с горькими комедиями — дилогией «Горько! Но и юмора в сериале предостаточно, а чего стоят стильно снятые, смонтированные побоища под космическую музыку Аигел — электронного хип-хоп-дуэта из Набережных Челнов.
На слезу прошибет тоже не раз. В обществе с опасением встретили новости о проекте, опасаясь романтизации криминала. Но премьера все расставит на свои места. Конечно же, «Слово пацана» — это антиреклама преступного образа жизни.
Отношение к девушкам варьировалось от банды к банде: в одних действовал закон «Не смейте защищать девчонок, девчонки — не люди» [84] ; в других запрещалось бить представителя «чужих», если он шёл с девушкой [18] , хотя в последние годы существования СССР нападению подвергались и парни, гулявшие с девушками [85] ; в третьих у состоящего в банде парня девушка обязательно должна была быть девственницей до 1988 года это правило действовало во многих бандах [71]. Девушка, подвергавшаяся групповому изнасилованию, часто получала психологическую травму и иногда готова была предпочесть смерть подобному позору: об этих случаях члены банд вспоминали со стыдом [71]. Законы банды Одежда и знаки отличия Состоящий в банде подросток или юноша должен был носить опрятную и удобную для драки одежду и иметь аккуратную стрижку: в бандах часто приветствовались спортивные костюмы и кроссовки [53]. В середине 1980-х годов новым элементом их зимней одежды стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, наглухо завязанная под подбородок: эта шапка защищала при ударе арматурой по голове [15]. В конце 1980-х годов в качестве зимнего головного убора вместо норковых «формовок» пришли разноцветные кооперативные шапки-«петушки» [53]. Требования к одежде варьировались от банды к банде: так, банда «56-го квартала» носила синие шапки-помпоны, «Чайники» и «Жилка» — красные шапки, а члены других банд носили шапки с помпонами другого цвета или без помпонов, за неправильную шапку «своего» могли избить [26]. В некоторых бандах «мотальщики» должны были носить белые носки, калоши, телогрейки и шапки типа «фернанделек» или вязаных «карандашей», а носить джинсы запрещалось. Для внешности казанских гопников также были характерными короткая стрижка или стрижка налысо, а также галоши на толстый носок домашней вязки, которые не мешали в драке. Несмотря на общую схожесть с одеждой и внешним видом гопников других городов, казанские малолетние банды явно выделялись на этом фоне [86]. Чтобы отличить «своих» от «чужих», банда могла использовать отличительный знак, роль которого могли играть значок, тип вязаной шапочки [87] , причёска члена группировки [88] , татуировки или вышивки на одежде например, LVI для «56-го квартала» или определённый пароль [2]. Так, банда «Чайники» чётко очерчивала свою территорию, вешая на фонарных столбах своей улицы чайники [65] позже их снимали милиционеры [47] , а банда «Грязь» оставляла на стенах домов надпись GRZ [1]. Члены банд дежурили на автобусных остановках, в парках и на детских площадках — ключевых точках, необходимых для контроля над территорией [65]. По негласным законам любой банды, в ответ человек должен был сказать, в какой банде он состоит. Если он не понимал, о чём речь, то его могли ограбить для описания грабежа использовали слово «доить» [18] и избить, иногда имели случаи избиения до смерти [2]. Если он врал, то его могли и вовсе изгнать из банды [37]. У членов казанских банд был собственный жаргон: в 1991 году в книге Л. Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» был представлен словарь жаргона казанской молодёжи из «контор» [42] , а в 2019 году в журнале «Идель» появилась ещё одна версия словаря казанских подростков, в составлении которой участвовали писатели Айдар Сахибзадинов и Булат Безгодов, поэт Алексей Остудин, режиссёр Тимур Садыков и продюсер Ильхам Сафиуллин [89]. Дисциплина Банды функционировали на основе коллективной ответственности и железной дисциплины, что превращало их в подобие военизированных структур: за нарушение закона «старшими» избивался не только нарушитель, но и все представители его возрастной группы [3]. У каждой банды был свой кодекс чести, который отчасти ориентировался на здоровый образ жизни и патриотизм, а отчасти базировался на блатной романтике [3] , уголовных понятиях и воровском законе , хотя «воры в законе» не пользовались таким авторитетом в Казани [18]. В большинстве группировок действовала жёсткая дисциплина: строго запрещалось курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также беспричинные оскорбления и употребление конкретных слов. Участникам банды нельзя было сотрудничать с милицией, барыжить или сбегать с драки [53]. У отдельных «контор» мог быть свой подвал, переоборудованный в тренажёрный зал, где они могли бы заниматься спортом и качать мышцы. Эти традиции вскоре перекочевали и в места лишения свободы [15]. Помимо запрета на курение, алкоголь и наркотики, от каждого члена банды требовали быть в хорошей физической форме это выражалось в виде занятий спортом для младших возрастов , контролировать речь и сохранять самообладание [68]. Среди обязанностей членов банды были участие в сборах дани и «войнах» против соседних группировок [3] : стычки назывались «пробежками» и могли носить как «тренировочный», так и «боевой» характер [15]. Банда могла проводить «сборы», которые делились на «простые» и «строгие». На простых сборах члены банды собирались во дворе и могли вести разговоры, «постоять часок без дела», посидеть в подъезде или поиграть в карты. На строгих сборах наказывали провинившихся например, «суперов» за самовольную отлучку или куда-либо бегали. Сборы приводили к тому, что у школьников ухудшалась успеваемость: они не успевали делать уроки, а также не могли ничем развлечься [76]. Ряд членов банды занимался в спортивных школах: те были освобождены от обязанностей присутствовать на всех сборах [91]. Молодых людей, кто посещал тренировки по карате , общественность почти всегда считала состоящими в одной из «контор» [43]. В 1990-е годы вместо слова «сборы» стало употребляться «сходняк» [16]. Драка с более сильным противником с 1970-х годов стала важнейшим элементом вступления во многие банды: этот ритуал назвали «пришиванием», иногда от новичка требовали напасть на прохожего или члена другой «конторы» [71]. Иногда человека могли «пришить» к банде путём его же избиения [92]. В драках между группировками обычно использовались арматура или ножи [26] в частности, ножи при себе всегда имели члены «Жилки» [68]. Черепно-мозговую травму, наносимую в драках между бандами, казанцы называли в разговорной речи «копилкой» [49] , а под выражением «сделать копилку» подразумевалось причинение такой травмы с помощью арматуры. Иногда такую травму называли «доброе утро», а по аналогии с такими ударами в речи членов «контор» появилось выражение «добрый вечер», иллюстрацией которого могла быть ситуация, когда около 10 человек перебегали на другую сторону дороги и били врагов арматурой [53]. В драках могли использоваться бомбочки из баллончиков от сифонов, от которых чаще страдали не члены «контор», а посторонние люди [15]. Имели место драки «район на район» одна такая драка была на пляже реки Казанки с участием по 200 человек с каждой стороны [26] или «коробка на коробку» [93] , иногда банда могла приказать участвовать в драке тем «мотальщикам», которые боялись выходить из своего района [94]. Некоторых новичков «контор» избивали, надев им на голову оконную раму, что называлось «пропиской» подобные вещи проделывали и в колониях для малолетних преступников [43]. Главари группировок враждовали друг с другом настолько, что из принципа не шли на заключение мира, считая, что в таком случае исчезнет надобность в существовании «контор» [95]. В то же время некоторые лидеры «контор» считали организацию драк и вражды с районами единственным, на чём вообще могла держаться группировка — имели место случаи, когда дрались две банды, лидеры которых спокойно сидели вместе в кабаке [96]. Члены банд полагали, что у подростков с исчезновением структуры «контор» пропадёт стимул к развитию, но в качестве альтернативы «мира» между группировками предлагали райкомам комсомола учредить регулярные встречи представителей контор [97]. Драки могли иметь место на глазах у прохожих, которые иногда просто не реагировали [26]. В городе часто можно было встретить группы по 10-15 молодых парней, которые целенаправленно шли строем на какую-либо встречу [15]. По словам Анвара Маликова, двор мог собраться на драку по первому же крику о нападении: члены банды, как правило, бросались в бой, лишь на ходу узнавая, где и с кем их ждала драка. Все бои велись до первой крови, однако соблюдались ряд правил — не бить ногами, не избивать лежачих, никого не увечить и не убивать [13]. Для них были характерны полное безразличие ко всему, что выходило за интересы группы: воспитывалась своеобразная жёсткость к «чужакам» [99]. В некоторых письмах утверждалось, что в большинстве банд характерными видами деятельности были «драки, изнасилования и пьянки» [21] , а из развлечений — кино- и видеосеансы, тренировки и походы на танцплощадки не столько с целью развлечения, сколько с целью подраться и самоутвердиться [100]. Некоторых за отказ приходить на дискотеку подвергали наказанию группировка могла и «опустить» провинившегося, помочившись на него [85]. Лица с активно выраженным чувством достоинства или с увлечениями, отличными от интересов «конторы», не приживались в ней [73]. В то же время в некоторых бандах обязанностей участвовать в драках или «мотаться» иным образом не было, а сами они говорили, что спокойно могли заниматься спортом, ходить в кино или клуб [90]. Существовали банды, члены которых могли позволить себе купить мотоцикл «Ява» , чтобы спокойно на нём выезжать из района и возвращаться обратно [43]. Некоторым «конторам» запрещалось нападать на любого парня с девушкой, на детей в возрасте до 10—12 лет и на взрослых, хотя в 1990-е годы во время бандитских войн «мотальщики» чаще нападали на родителей или близких родственников жертвы. По воспоминаниям Романа Лебедева, состоявшего в группировке «Рабочий квартал», в 1980-е годы угрозы родителям или близким родственникам воспринимались городскими авторитетами крайне серьёзно, и в случае совершения подобной выходки всю группировку могли серьёзно наказать [68]. Члены банд, по словам Гараева, всегда следовали принципу «слова чести», сдерживая любые данные обещания этот принцип стал характерным для многих дворовых молодёжных группировок в России и в последующие годы [3] ; верность идее группировки, взаимная поддержка и обязательство отомстить за любого из друзей также составляли кредо многих банд [93]. Недопустимость предательства была главным правилом для каждой из группировки: также многим запрещалось просить у кого-то что-либо, «крысятничать», воровать у своих и иногда смотреть на жён своих друзей [43]. Защищая идею лидерства в бандах, некоторые члены «контор» говорили, что дворовый лидер всегда стоит выше других по уму и жизненному опыту и способен научить не только плохому: для выживания в банде якобы было достаточно соблюдать «законы социальной справедливости, принятые в мальчишеском мире», хотя такие законы были далеки от норм обычного общения [101]. По словам члена группировки «Юдино» Олега Николаева, члены банд наподобие «Грязи» запоминали все случаи нападения на своих людей и обязательно мстили нападавшим, прививая чувство страха своим противникам [1]. На танцплощадках и дискотеках группировщики появлялись в мохеровых шарфах и меховых шапках местного производства: по сложившейся традиции, они в такой одежде собирались в круг на весь зал и переминались с ноги на ногу, исполняя символический ритуальный танец и не подпуская в этот круг. Позже они стали строиться в колонну по четыре и танцевать «квадрат», делая шаг назад, шаг вперёд и ленивый выброс ноги вверх. Их походку называли «пингвиньей», а вскоре её переняли студенты и члены комсомольских дружин. Члены группировок стали чаще появляться в кафе и ресторанах Казани [15] [13]. Выход из банды Выход из банды на жаргоне называли «отшиванием» [102]. Покинуть банду добровольно было психологически сложно: к покинувшим группировку домой приходили бывшие «соратники» и вымогали деньги, нередко избивая при посторонних и обвиняя в предательстве хотя сами «авторы» считали бессмысленным пребывание в уличной банде [103]. Те, кто стремился выйти из «конторы», старались получить в драках как можно более серьёзную травму — повреждение головы автоматически означало, что группировка больше не будет беспокоить [104]. Другие же откупались суммой в размере 250 рублей [105]. Из банды могли изгнать за ряд провинностей, включая кражу у своих «крысятничество» , беспричинные оскорбления, нападения без причины [106] , прогул сборов без уважительной причины [107] , нарушение данных ранее слов использовался термин «пропацанить» [68] , проявление трусости [52] , неумение держать удар о таких говорили, что он «сломился» [106] , а также употребление наркотических веществ за употребление алкоголя или курение не исключали, но сильно избивали [107]. Многих, кто пытался по собственной воле выйти из банды, постоянно избивали [108] или публично унижали — «гасили», оплёвывая и уничтожая его репутацию [16] [92] , или «опускали», совершая публичный акт мочеиспускания на пострадавшего и превращая его в изгоя. Имел место случай, когда группировка района Дербышки забила до смерти человека, которого было решено изгнать из банды [71]. Если человек выдерживал избиение всей бандой «пацанский» способ выхода из банды , то обретал свободу и возможность при необходимости перейти в другую группировку; оплёванный же «чушпанский» способ навсегда становился изгоем и не мог больше стать членом дворовой банды [92]. В 1980-е годы отслужившего в армии признавали автоматически «стариком» и давали ему право выйти из банды без последствий и остаться её почётным членом [60]. Страх перед главарём банды и нежелание прослыть трусом оказывались порой сильнее страха перед уголовным наказанием за драку или убийством: главным образом поэтому члены дворовых банд почти никогда не выдавали кого-нибудь из своих даже в суде [109]. В то же время имели место случаи, когда родители заступались за своих детей перед «мотальщиками», путём угроз заставляя последних оставить некоторых ребят в покое [110]. Мотивация По данным опроса И. Юсупова и Э. В 1990 году Ю. Фисин и С. Опрос показал, что каждый пятый член «конторы» совершал противоправные деяния под влиянием «группового эмоционального заражения». Некоторые из хулиганов говорили, что только в группе обретали уверенность в своих силах [91] ; многие также констатировали, что только в группировках они могут быть самими собой, поскольку у них отпадает необходимость врать и изворачиваться [95]. Представители «контор» нередко осуждали открытое письмо школьника Валерия в газету « Вечерняя Казань », в котором тот описывал «кухню» типичной группировки, называли предателем и обвиняли в искажении подлинной картины уличных группировок Казани [112]. Авторы ряда писем считали свои практики нормальными для советской молодёжи и говорили о поддержке ценностей товарищества и патриотизма; другие же романтизировали банды, представляя их боевой элитой [113]. Так, некоторые авторы утверждали, что все члены группировок активно занимались спортом [91] и считали для себя честью как службу в армии, так и работу на заводе у станка [18]. На фоне этого группировки пользовались поддержкой от многих школьников, для которых грань между «правильным» и «неправильным» была размыта [114]. Мальчишек в группировках также привлекала некая психологическая общность, которая обеспечивала им защиту в условиях города, поделённого на враждебные территории: в связи с этим они доверяли меньше закону и больше «конторе». Наконец, юноши рассчитывали благодаря своему статусу и силе добиться расположения со стороны девушек [115]. Представители отдельных группировок утверждали, что именно из членов уличных банд вырастают настоящие «защитники Родины»: в одном из писем говорилось, что восемь членов одной «конторы» служили в Афганистане, а один был посмертно награждён орденом за спасение девушки [116]. Отслужившие в армии становились почётными членами «конторы» и могли участвовать в её делах в том объёме, в каком посчитают нужным [16]. В то же время авторы некоторых других писем утверждали, что упоминаемая «мотальщиками» мотивация является ложью от начала до конца [117]. Согласно письмам в редакцию «Вечерней Казани», драки между «мотальщиками» происходили исключительно по их желанию, и вмешательство взрослых в том числе представителей органов правопорядка в дела банд вызывало у них крайнее недовольство, порой выражавшееся в угрозах ответных действий. В то же время образование банд носило исключительно оборонительный характер, чтобы позволить подросткам защитить себя в драке; некоторые из них готовы были применять арматурины и шары только в случае прямой угрозы жизни [118]. Быкова, после разгрома державшей в страхе Казань банды «Тяп-ляп» стали поднимать голову другие группировки, каждая из которых захотела занять своё место на вершине преступного мира Казани. В то же время руководство Быкова осталось крайне недовольным результатом исследования Соцгорода , по итогам которого Быков сделал вывод о наличии там идеальных условий для образования преступных группировок [119]. Танеева сообщила в Приволжский отдел милиции, что в училище многие ребята надевают значок одного образца — красный треугольник Речфлота РСФСР, а в течение недели было раскуплено 2500 таких значков. Много позже милиция выяснила, что банды придумывают таким образом собственные знаки различия. В дни майской и ноябрьской демонстраций 1982 года активизировались несколько группировок, которые попытались испытать силы милиции: так, когда за злостное хулиганство и групповое изнасилование были осуждены несовершеннолетний Хабибуллин с сообщниками, после судебного процесса банда их сообщников напала на конвой [87]. В подростковые банды входили дети из неблагополучных семей: у таких ребят формировалась склонность к преступлениям, начиная от драк и взлома трамвайных касс [120] и заканчивая кражами радиостанций и угоном мотороллеров и мотоциклов: дефицитные запчасти украденной аппаратуры перепродавались, а ненужные выбрасывались [121]. У некоторых подростков обнаруживали оружие пистолеты или обрезы [122]. Особо тяжёлая ситуация отмечалась у тех детей, чьи родители выпивали [123]. По мнению начальника республиканской инспекции по делам несовершеннолетних А. Патуляна , пики активности дворовых группировок приходились на годы «спячки» правоохранительных органов — после разгрома банды «Тяп-ляп» обществу внушили, что больше угрозы безопасности нет, вследствие чего милиция «проспала» становление дворовых банд, ограничиваясь частными изменениями и не занимаясь профилактикой в достаточной мере [124]. Тесис констатировал, что Казань шла к этому кризису в течение 15 лет и подошла к нему раньше других городов [125]. Бывший заместитель министра МВД по Республике Татарстан Ренат Тимерзянов констатировал, что появившиеся во время Перестройки проблемы социально-экономического характера сыграли свою роль в усугублении ситуации: с правоохранительных структур перестали «жёстко спрашивать за раскрытие преступлений» [126]. Драка на Глубоком озере Озеро Глубокое Одним из наиболее известных событий периода «казанского феномена» стала драка на Глубоком озере , известная как «ледовое побоище». Она состоялась между двумя крупнейшими бандами — «Грязь» и «Жилка», отчаянно враждовавшими друг с другом и ранее устраивавшими стычки. По версии Любови Агеевой, драка произошла в январе 1984 года [35] , по версии Анвара Маликова — в январе 1987 года [15] [13]. Считается, что в драке приняло участие около 60 группировок с обеих сторон, но точное число разнится: по словам одного из членов молодёжной банды «Киноплёнка», в драке участвовали около 30 человек из банды «караваевских» и около 200 человек из сторонников «Жилки»; по словам представителя «Жилки», она привела на встречу от силы 50 человек [1]. Участники встречи говорили, что в день драки на озере несколько групп школьников играли в футбол, когда появились первые агрессивно настроенные молодчики. Банды построились в две шеренги ровным строем, выгнав с озера находившихся ребят: хулиганы были вооружены арматуринами и цепями, а в качестве щитов использовали детские ледянки. В начале встречи один из представителей «Жилки» подошёл к лидеру противников, обговорив с ним что-то и обменявшись рукопожатиями: когда «жилковские» стали уходить, с горы поднялся дикий крик и свист, что стало поводом для «жилковских» обратно побежать к противникам. Драки, по словам очевидцев, толком не состоялось [1]. По свидетельствам Маликова, кавалерийский наряд на Лебяжьем узнал от женщины, что на противоположных сторонах озера собрались агрессивные группы молодёжи. Когда кавалеристы сообщили в дежурную часть и отправились к озеру, уже около 300 человек стали сбегать на лёд, и милиция предприняла все попытки, чтобы не дать обеим сторонам начать драку. Хулиганы били милиционеров и лошадей металлическими прутами, однако при звуках сирен патрульных машин разбежались. Милиция задержала несколько десятков хулиганов, ещё несколько человек были арестованы после того, как в травматологических пунктах объявились пострадавшие одних поймали на выходе из леса, других задержали у «Нарата». Лидер «Жилки» Хайдар Закиров получил 4 года тюрьмы за хулиганство, но вскоре вышел на свободу [1]. Иные драки Групповые драки имели место в местах массового отдыха: в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького , на Лебяжьем , в Зелёном Бору, Матюшино и на Светлой поляне.
Члены группировки «Универсам» состояли из опытных преступников, обладающих различными навыками и контактами в мире преступности. Они использовали свои таланты, чтобы совершать преступления, оставаясь незаметными и избегая ответственности за свои действия. Однако, правоохранительные органы города не оставались бездействующими. Они активно вели расследование и проводили оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления и задержания членов группировки «Универсам». Большой вклад в борьбу с преступностью внесли сотрудники полиции, которые работали под прикрытием, чтобы получить информацию о деятельности группировки и ее членах. Они проводили тайные операции, осуществляли контроль, прослушивание и наблюдение. Кроме того, правоохранительные органы сотрудничали с другими специализированными службами, включая наркоконтроль, пограничную службу и международные агентства по борьбе с организованной преступностью. Это помогло раскрыть ряд крупных преступлений и задержать нескольких влиятельных членов группировки. Борьба с преступностью группировки «Универсам» не оказалась простой задачей, но благодаря совместным усилиям правоохранительных органов удалось значительно ослабить ее влияние и причинить серьезный удар по преступной структуре. Успехи правоохранительных органов в противодействии группировке универсам Правоохранительные органы города Казани смогли добиться значительных успехов в противодействии группировке универсам. Благодаря совместным усилиям сотрудников полиции, ФСБ и других специальных служб, активности этой влиятельной преступной группировки были значительно ограничены. Выявление и задержание руководителей группировки Одним из главных успехов было выявление и задержание руководителей группировки универсам. Были проведены тщательные расследования, которые позволили собрать достаточно доказательств вины этих людей. После чего была выполнена операция по их задержанию. Это позволило ослабить влияние группировки и разрушить ее иерархию. Раскрытие криминальных схем и обнаружение складов Благодаря активной работе правоохранительных органов были раскрыты криминальные схемы, использованные группировкой универсам. Сотрудники полиции и ФСБ сумели установить факты незаконной деятельности и найти склады, на которых хранились запрещенные товары и материалы.
Войны удалось избежать, хотя «универсамовские» жестко ответили, избив до полусмерти одного из главарей банды. В реальности «Хади Такташ» — самый вероятный прототип «Универсама», а Вова Адидас напоминает одного из их лидеров. Группировка «Хади Такташ» сформировалась в 1982 году в Вахитовском районе Казани. Часть участников уже отсидела в тюрьме в сериале — Кощей и его близкие , они и стали «старшими». Банду составляли подростки, которые нападали на прохожих и дрались за территорию с другими бандами. Период возвышения «Хади Такташ» — 90-е, когда банда стала большой силой в городе. Именно они спровоцировали раскол банды на две бригады — «стариков» и «молодых». В сериале молодежь открыла видеосалон, где показывала иностранные фильмы и мультики.