сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском князя Юрия Всеволодовича и Бурундая. сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском князя Юрия Всеволодовича и Бурундая. Официальной датой битвы на реке Сить принято считать 4 марта 1238 года. но некоторые исследователи ставят под сомнение эту дату и утверждают, что она состоялось 1 марта. В исторической памяти об эпохе Батыева нашествия сражение под Коломной было вытеснено на второй план рассказом о "битве на реке Сити", произошедшей 4 марта 1238 года, в которой принял участие великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Битва на реке Сить, датой которой традиционно считается 4 марта 1238 года, гораздо меньше на слуху, чем сражение на Калке, Куликовская битва или стояние на Угре.
Злая и великая сеча
Великий Владимирский князь Юрий Всеволодович погиб в битве с монголо-татарами 785 лет назад. Юрий Всеволодович у реки Сить. Юрий Всеволодович искупил свою беспечность, сложив голову на поле боя.
Описание битвы русских и монголов на реке Сить
Великий князь Юрий Всеволодович, бросив город на произвол судьбы, бежал. Итак, в феврале 1238 года войско Батыя взяло Владимир, а владимирский князь Юрий Всеволодович через месяц пал в битве на реке Сити. Его обезглавленное тело нашли на месте побоища и поначалу похоронили в Ростове Великом. Но великий князь Юрий Всеволодович еще не мертв, он продолжает драться со старшей дружиной, вставшей намертво вокруг него. Великий князь Юрий Всеволодович отсутствовал во Владимире, так как начал новый сбор войск на реке Сити. Юрий - в битве на реке Сить.
Чудо Святого благоверного князя Юрия Всеволодовича
“Бегство великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича после Липицкой битвы. Ситская битва не была организованным сражением двух войск. Сам Юрий Всеволодович встал лагерем в районе реки Сить, куда по его призыву стекались сохранившие боеспособность русские полки. Сражения. Битва на реке Лех август 955 г. Ключевым событием окончания монголо-татарского ига стала Куликовская битва, а в первые годы нашествия им была битва на реке Сить.
Загадки князя Ярослава Всеволодовича
Но великий князь Юрий Всеволодович еще не мертв, он продолжает драться со старшей дружиной, вставшей намертво вокруг него. В результате битвы погибли сам Юрий Всеволодович и его племянник Всеволод. Гибель в битве Великого Князя Юрия Всеволодовича Сражение произошло 4 марта 1238 г. на реке Сить, притоке р. Мологи, между войсками Великого Князя Владимірского Юрия Всеволодовича и монгольского темника Бурундая.
Зима близко. Как Русь проиграла битву за независимость
Здесь его и застала весть о падении Владимира и гибели всей семьи — сыновья погибли в бою, а княжна сгорела заживо вместе с другими мирными горожанами, укрывающимися в храме, который татары подожгли. А 4 марта 1238 года последовал внезапный удар 30-тысячного корпуса темника Бурундая. Опытный темник в переводе на русский полковник проведя предварительную разведку и выяснив расположение русских войск, ударил там, где его меньше всего ожидали. Он подошел к русскому лагерю не по льду Сити, где стоял мощный сторожевой полк, а со стороны лесного юга, осторожно снимая русские дозоры. В итоге владимирское войско в большинстве своём даже не успело изготовится к бою.
В отчаянной, кровавой схватке оно было окружено и практически полностью истреблено и пленено. Вместе с другими русскими витязями пал на поле брани и князь Юрий Всеволодович.
Калязина на реке Ширенке, притоке реки Медведицы, то есть около 100 километров от мест Ситской битвы. Он считает, что после битвы Бурундай шел до этого леса 3 дня. Тогда, по его мнению, Ситская битва произошла 1 марта 1238 года.
На наш взгляд если основываться на том же историческом факте, наиболее вероятна дата Ситской битвы 2 марта 1238 года, так как Бурундай спешил на помощь главным силам хана Батыя, уже взявшим Тверь 21 февраля 1238 года и штурмующим Торжок вторую неделю. После чего Бату-хан должен был пойти на Новгород. В случае недостаточно оправданной задержки Бурундай рисковал отсечением головы. Других наказаний у хана не было. Поэтому Бурундай прошел этот путь за 1,5-2 дня.
Однако, по мнению С. Мусина-Пушкина, высказанному в его книге «Очерки Моложского уезда», Ширенский лес находился на границе Угличского и Романово-Борисоглебского уездов, где, как он утверждает, было урочище Ширены и пустоши Васили. Однако на территории Раменского сельсовета нынешнего Борисоглебского округа протекает река Ширенка, а в 10 километрах на территории Ярославского округа находится село Ширенье. От места Ситской битвы до реки Ширенки через Мышкин около 100 километров. Следовательно, этот отряд шел двое суток.
Отсюда следует, что Ситская битва произошла 2 марта 1238 года. Следует заметить, что на урочище Ширены или на реку Ширенку не мог идти Бурундай, так как этот путь уводил бы их к юго-востоку, а не на запад — к Торжку и Новгороду. Пленных с князем Васильком вел другой небольшой отряд которому было поручено увезти награбленное и пленных. В настоящее время по вопросу о месте сражения ученые и краеведы пришли в основном к единому мнению, заключающемуся в том, что в районе селений Могилицы и Божонки было сражение с полком Дорожа Дорофея Семенова ; в районе селений Игнатова, Станилова, Юрьевского, Красного — битва центрального полка под командованием самого князя Юрия Всеволодовича на реке Сить было три деревни с одинаковым названием «Игнатово»: около Сысоева, около Станилова и рядом с Семеновским ; признается сражение в районе селений Семеновское, Игнатово, Княгинино, Покровское, Великое Село, однако умалчивается размах этой битвы, ибо памятник погибшим воинам стоит напротив Игнатова, близ Станилова, что не совсем справедливо. Битва на реке Сити.
Большинство ученых и краеведов признают два направления движения отрядов татар на Сить. Первое — с верховьев Сити от Коя, второе — от устья Сити. Но нет твердого мнения, откуда пришли отряды к устью Сити и к Кою. Были тщательно разработаны планы захвата Переяславля, Ростова, Ярославля, Твери, Торжка, Вологды, Галича который так и не смогли взять и Ситской битвы. Были и другие задачи, например заготовка кормов приблизительно на 300000 лошадей и продовольствия более чем на 100000 , всадников и др.
Взяв Владимир 7 февраля 1238 г. Основные силы Батыя, пройдя Юрьев-Польский, напали и уничтожили в течение пяти дней, Переславль-Залесский. Преодолев расстояние в 205 километров за двое с половиной суток, приступили к штурму Твери. Ситская битва произойдет после взятия Твери 2 марта 1238 года официальная дата 4. Вот почему князь Юрий ожидал нападения татаро-монголов от Твери, через Бежецк и Красный Холм по кратчайшему пути.
Юрий ошибочно считал, что у Батыя в Твери и Торжке все его силы. Можно упрекнуть князя Юрия в отсутствии дальней разведки в южном и юго-восточном направлениях. Некоторые летописи отмечают, что стражи Юрия проспали врага. Из вышесказанного можно сделать еще один важный вывод, а именно — главные силы Бату-хана не участвовали в Ситской битве, и не могли участвовать, так как в это время они вели самый тяжелый, двухнедельный штурм Торжка. У них не было времени участвовать и в штурме Ростова Великого и Суздаля.
Там были другие отряды. Интересен вывод о скорости передвижения хана Батыя, Он дает возможность определить примерные сроки взятия других городов.
Никаких сведений об этом в летописях нет, и поэтому единственное, из чего мы можем сделать хоть какие-то выводы, это являются розыски местных краеведов и народные предания. Длина реки составляет 159 км, а исток Сити находится на северо-востоке Тверской области, в районе села Сабурово, ее же среднее и нижнее течение — в Ярославском регионе.
Протекает река по равнинной, малонаселенной местности — места там глухие, заросшие густыми дремучими лесами, ни вправо, ни влево с дороги не свернуть, поскольку сразу же увязнешь в трясинах и болотах, которых вокруг видимо-невидимо. Историки и краеведы до сих пор спорят о точном месте побоища, некоторые высказывают версию о том, что кровопролитные бои шли на всем протяжении реки. Чаще всего упоминается деревня Божонка на границе Тверской и Ярославской областей, а также деревни Станилово, Юрьевское, Лопатино и Игнатово Некоузского района, села Сить-Покровское и Семеновское Брейтовского района Ярославской области. Из этого следует, что места, где происходили сражения полков Георгия Всеволодовича с туменами Бурундая, были разбросаны на добрую сотню километров вдоль реки, поскольку войска великого князя располагались по различным селам и деревням и, скорее всего, сражались порознь.
Суздальский Кремль. Рождественский собор построен в 1222 г. Фото автора И вот что в итоге получается — одна группа краеведов и ученых считает, что главная битва произошла в среднем течении Сити, в районе деревень Станилово, Игнатово, Рубцово, Юрьевское и Лопатино — некоторые из этих населенных пунктов уже заброшены. Археологи и местные жители часто находили там, в земле, свидетельства яростных боев — черепа и кости павших воинов, на которых остались следы страшных ранений, ржавые фрагменты панцирей, кольчуг и шлемов, поломанные клинки, наконечники копий и стрел.
Да и сами названия сел свидетельствуют о той грозной поре, когда над Русью взлетел монгольский аркан, сохраняя в своих названиях дела давно минувших и страшных дней. Станилово — это где находился главный стан Великого князя, Красное — потому что лед на реке в этом месте после битвы был красный от крови, Рубцово — где рубились русские с монголами, а там, где Юрьевское, погиб князь Георгий Юрий. Место гибели Великого князя жители окрестных деревень укажут довольно точно — на левом берегу Сити, где сейчас стоит деревянная часовня и где раньше находилась древняя каменная надгробная плита Георгия Всеволодовича. А рядом, там, где теперь на берегах Сити высятся сосны, по местным преданиям и легендам, раньше находились курганы воинов великого князя, погибших здесь в страшной сече в начале марта 1238 года.
Недалеко от деревни Лопатино стоит белокаменная стела с металлическим барельефом, высотой в 12 метров, которую открыли в 1980 г. На барельефе изображен князь Георгий, ведущий в бой свои дружины, а также выбита надпись из Лаврентьевского летописного свода, повествующая о трагедии, которая разыгралась на этих берегах. Вот какое описание этого места сделал А. Бобров: «Памятная стела возле села Лопатино — бетонная плита, поставленная на крутом живописном берегу.
А еще сквозь зияющие проемы разрушавшегося тогда храма можно было увидеть рядом со сгоревшим иконостасом остатки стенной росписи с изображениями Юрия Всеволодовича и Василько Ростовского. Оба они выписаны с оружием, что выглядит несколько непривычно, но нельзя забывать, что храм был построен в честь битвы на месте гибели Великого князя. Здесь испокон веков существовал его культ. Юрьев день справлялся особенно широко.
Все пожилые мужчины, местные уроженцы, родившиеся зимой, носили имя Георгий, Юрий, Егор. Окрестные ручьи, урочища и просеки сохраняли древние названия со словом «князь» — Князь-Ивановская, например. Народная память о далеких событиях жила». Казалось, все ясно, все сходится, и битва произошла в среднем течении, но не тут-то было!
И здесь чаще всего упоминается деревня Божонка и ее окрестности, потому что еще в конце XIX — начале XX века тут существовали деревни Станово, Сторожево, Боронишино, Юрьево, которые, как и в среднем течении Сити, привязывали к разыгравшемуся здесь побоищу. Но этим список не ограничивается, его можно и продолжить: Шестихино — там полегли шесть ханов, Раменье, а раньше Раненье — здесь был ранен князь, Добрыни — здесь полегли русские дружины, Кой — стойбище пришельцев, Задорье — где будто бы началась битва задорились войска , а Могилицы — это место, где пало много русских воинов и над ними были насыпаны курганы. Да и название деревни — Божонка, тоже обросло преданиями — по одному из них здесь Батый «побожился» «больше на Сить не ходить» — и не важно, что монгольский хан в этих местах никогда не бывал. По другой версии, название произошло от слова «божница», поскольку во время сражения здесь стоял великокняжеский стан Георгия Всеволодовича с его походной церковью, где была установлена икона — «боженка».
Очень характерно название деревни Шелдомеж — шел до межи, — которая стояла прямо на границе Новгородской и Суздальской земель и где, по легендам, войска князя Георгия пытались устроить засаду монголам. Да и других преданий здесь предостаточно — недалеко от Божонки у Сидоровского ручья, который впадает в Сить, по легенде, спрятаны латы Великого князя владимирского Георгия Всеволодовича, который был здесь же и убит, покажут вам и место гибели Великого князя — небольшой островок в болоте все у того же ручья. В самой Боженке высится громадный искусственный курган, насыпанный, по народному преданию, на месте погребения русских ратников, павших в битве с татарами, а в окрестностях попадались дубы, которые у местных жителей назывались «Батыевы деревья». Когда в середине XIX в.
Воронцов, то он отмечал: «Весь берег реки Сить изобилует человеческими костями, и есть предание, что здесь происходили битвы татар с русскими под начальством Великого князя Георгия Владимиро-Суздальского». В 1889 г. Нижегородская ученая Архивная комиссия во главе с А. Гацисским после обследования местности пришла к заключению, что битва суздальских дружин с монголами произошла именно у Божонок.
По свидетельству ученых, проводивших здесь исследования, «земля в окрестностях Божонки усеяна буграми, как хлебами», что подразумевает массовые захоронения павших ратников. В 1930 году Василий Григорьевич Ян Янчевецкий , автор блистательной трилогии о монгольском нашествии, провел на Сити три месяца, где собирал материал для своего романа «Батый». Писатель также считал, что битва произошла у деревни Божонка, о чем и рассказал ярко и увлекательно на страницах своего произведения. А вот какие наблюдения сделала Г.
Шутова, краевед из поселка Сонково Тверской области: «До сих пор местные жители находят на высоком правом берегу реки Сить черепа и кости. Также они встречаются и в низких пойменных участках, размытых рекой. Старожилы рассказывают, что раньше в окрестностях села Божонка часто, особенно при распашке полей, встречалось оружие — мечи и сабли. Предприимчивые крестьяне сразу же находили им применение: местные кузнецы изготавливали из них серпы, ножи, ухваты и другие предметы крестьянского быта.
В ходе историко-этнографической экспедиции, совершенной краеведческим центром «Истоки» по реке Сить, удалось выяснить, что у некоторых жителей деревень Молоди, Литвиново, Задорье еще до начала 1990-х годов хранились старинные сабли, найденные в этих местах… В селе Божонка находится церковь Покрова Богородицы, построенная в 1858 году. Левая часть придела церкви посвящена Святому Благоверному князю Георгию Юрию. Очень своеобразная живопись храма: она выполнена в технике гризайль с преобладанием холодно-голубого тона, в росписи четко выражена военная тематика. Самые интересные фрески расположены рядом с иконостасом: на них изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский — оба без головных уборов, с оружием».
Ну а что касается памятников, то и они в Божонке имеются — 23 сентября 1972 года по инициативе краеведа В. Попкова там была открыта мемориальная стела. На ней написано: «Здесь 4 марта 1238 года на берегах реки Сити произошла битва русских с войсками монгольского завоевателя хана Батыя». Рядом полуразрушенная церковь с приделом в честь князя Георгия, а на кургане, где, по преданию, похоронены павшие русские ратники, возвышается большой деревянный крест, поставленный уже в наше время.
Но монумент, посвященный битве, есть не только в Божонках — примерно в 12 км к югу от нее, в деревне Добрыни, стоит другой памятник — фигура воина со щитом и мечом, а рядом разбитый на две половины набатный колокол. И вот тут появляется серьезное противоречие — с одной стороны среднее течение Сити и деревни Станилово и Юрьевское, с другой стороны — верхнее течение и деревня Божонка. Расстояние между ними не маленькое, километров 50 будет, и предположить, что битва так растянулась по реке, просто невозможно. И возникает вопрос — а как все это совместить?
Местные предания также привязывают битву к окрестностям Покровского и Семеновского, мало того, начиная с 2003 года, здесь ежегодно отмечают 17 февраля — день именин святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. В самом Сить-Покровском в честь знаменитой битвы и павших в ней воинов в 1808 г. Церковь к сегодняшнему времени утратила главу и шпиль от колокольни, а рядом с селом находится городище с захоронениями — курганами и могильниками. Семеновское городище считается центральным лагерем русских войск во время стояния на Сити, и, по местным преданиям, самый лютый бой произошел именно здесь.
Ведь Юрий и ушел с дружиной на север, на реку Сить, оставив Владимир почти без защиты, чтобы собрать войска для решительной битвы с захватчиками. Но именно Ярослава с войском Юрий за месяц так и не дождался. По одной версии, во время Батыева нашествия Ярослав еще сидел в Киеве, где ему удалось занять престол в 1236 году. Возможно, Ярослав мог находиться и в Новгороде - Никоновская летопись сообщает, что Ярослав прибыл во Владимир из Новгорода. А в Новгороде тогда княжил сын и ставленник Ярослава, молодой Александр, будущий Невский. От Новгорода до Сити километров 300. Рать могла бы и успеть.
Но вот загадка — и в последующем Ярослав ни разу не воевал с монголами. Уже давно у историков есть подозрение, что этот энергичный князь их руками расчищал для себя путь к великокняжескому престолу. Возможно даже, он был в прямом сговоре с монголами. Итак, кто же Ярослав? Предатель, коллаборационист или дальновидный политик, который понимал, что в тот момент на Руси не было приема против монгольского лома? Ярослав и его сын Александр явно как-то связаны с еще одной многовековой загадкой: почему войско Батыя так и не дошло до Новгорода? На исторической карте остался словно знак вопроса: после взятия Торжка Батыево воинство сделало было движение в сторону Новгорода, но вдруг повернуло сверху вниз и направилось к югу.
Тоже результат переговоров? До татаро-монгольского нашествия Ярослав четыре раза становился князем в Новгороде и вооруженной силой принуждал к миру всех, кто угрожал Руси с запада: немецких рыцарей, литовцев и народность емь. Вот и в 1239 году, через год после падения Владимира, Ярослав устроил военный поход. Но вовсе не против монголов, а против литовцев, напиравших тогда на Смоленск. А монголы тем временем провели очередной набег в наши места, взяв по пути Муром и Гороховец. Сын Ярослава Александр Невский явно продолжал военную политику отца с направлением на Запад. И отец поддерживал его в этом, например, направил ему в помощь войско на Ледовое побоище в 1242 году.
Описание битвы русских и монголов на реке Сить
Сам Юрий Всеволодович погиб 4 марта 1238 года в битве на реке Сить. 773 года назад произошла известная битва на реке Сити между князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. #русь #золотаяорда #битванаситиДве крайности в описании нашествия Батыя говорят о том, что якобы Русь почти не сопротивлялась монголам и каждый князь, с мало. Битва на реке Сити – это сражение, произошедшее между русскими и монгольскими войсками.
Спасти других и погубить себя: битва на реке Сить
Старший сын Ярослава Федор поразил современников своей внезапной кончиной в 13-летнем возрасте. Ярослав с малолетства задействовал его в военных походах и политике. Но Федор, которого отец посадил князем в Новгороде, в 1233 году скоропостижно умер прямо в день своей свадьбы с княжной Феодулией, дочерью князя Михаила Черниговского. Феодулии после такого резонансного срыва политически важного брака ничего не оставалось, как уйти в монастырь. Сегодня она известна как святая Ефросиния Суздальская. Все дети Ярослава, семеро сыновей и две дочери - родились от брака со второй женой Феодосией-Ростиславой, дочерью харизматичного князя Мстислава Удалого Удатного , а первой супругой Ярослава была половчанка, о детях от нее историкам ничего не известно. Феодосия в конце жизни тоже ушла в монастырь и приняла в иночестве имя Ефросиния. В 1244 году она умерла, и, как утверждают летописи, была похоронена в Георгиевском храме Юрьева монастыря, рядом «об едину страну» с сыном Федором. Загадка в том, в каком городе погребены сын и мать, в Новгороде или Владимире? Потому что и в том, и в другом городе были одноименные монастыри и храмы. Более того, захоронения подтверждались надгробными надписями, очень схожими по содержанию в обоих храмах.
Эти надписи во владимирском варианте можно увидеть в Георгиевской церкви и сейчас. Ярослав при обстоятельствах кончины сына и жены в летописях не упоминается. Но без его участия похороны не могли обойтись. Так где же покоятся его близкие? Письменные источники либо не указывают, в каком городе расположен тот самый Юрьев монастырь, либо противоречат друг другу. Отец Михаил опубликовал в трудах Владимирской ученой архивной комиссии в 1902 году большую статью на тему о гробницах своего храма. И все-таки он склонился в пользу Новгорода. Во-вторых, при ремонте пола в соборе Сперанский заглянул и в гробницы. В той, где должен был под соответствующей надписью покоиться Федор, оказалось пусто, а на дне - ровный песок. А в той гробнице, которая была под надписью о Ефросинии, нашли женский скелет, а в ногах - еще скелет младенца.
Одно из ранних изображений сохранилось на иконе блгв. Александра Невского с 36 клеймами жития кон. XVI - нач. XVII в. Житие Александра Невского в станковой живописи нач. Единоличные образы святого появились, очевидно, вскоре после обретения его мощей в связи с их почитанием, хотя могли существовать и немного раньше, т.
На крышке серебряной раки, устроенной в 1645 г. Троицы Ветхозаветной; позднее икона стояла в местном ряду иконостаса Успенского собора Антонова, Мнева. Тогда же, ок. Почти без изменений и с образом Св. Троицы вверху рисунок повторяется на шитой иконе сер. Скорее всего ок.
Гурия Казанского ГММК; с 1681 находился в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля , в технике высокой чеканки, с близким, но поясным типом изображения блгв. Важной особенностью ранней иконографии Георгия Всеволодовича является изображение доспехов, которое отличает его от других русских князей, как правило представленных в плащах или шубах. Стремление подчеркнуть воинское достоинство св. Георгий Всеволодович именуется «добропобедным Христовым мучеником» - Путь к граду Китежу. Другим необычным для русской княжеской иконографии признаком является появление головного убора в виде закрытого венца с городчатым ободом, сближающее изображения Георгия Всеволодовича на крышке раки и покрове с образом мч. Возможно, эта деталь подчеркивала принадлежность Георгия Всеволодовича к династии владимирских вел.
Этот типичный извод княжеской иконографии с некоторыми вариациями встречается в храмовых росписях сер. Георгий Всеволодович с благословляющей десницей , в Архангельском соборе Московского Кремля - одеяния святого, в т. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. В это же время создана серебряная позолоченная пластина 1656 г. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве.
К реликвиям имп. Судя по сохранившимся памятникам, особая роль в создании произведений с изображением Георгий Всеволодович принадлежала патриарху Иосифу, очевидно, уроженцу Владимира, инициатору обретения мощей блгв. С его именем связано не только изготовление раки и надгробного покрова святого, но и заказ росписей в соборе Княгинина монастыря, где образ Георгий Всеволодович занимает одно из важных мест. У предстоятеля хранилась икона Г. Георгий Владимирский. По-видимому, по заказу патриарха лучшими московскими мастерами была выполнена и Владимирская икона Божией Матери в киотной раме с избранными святыми, сер.
ГВСМЗ; судя по составу изображений, происходит из Успенского собора во Владимире : на правом поле серебряного с позолотой оклада помещен килевидный киотец с образом Георгия Всеволодовича в молении, без типичных для его ранней иконографии меча и мученического креста; на левом поле - мч. Димитрий Угличский. Парное изображение этих святых располагается и на верхнем поле киотной рамы: здесь Георгий Всеволодович представлен без доспехов, с поднятыми руками, продетыми в рукава шубы, в повороте к изображенному фронтально св. Сочетание изображений 2 святых может быть объяснено текстом описания погребений владимирского Успенского собора в сборнике XVII в. Иосифа патриарха... История кафедр.
Успенского собора в губ. Владимир, 1905. Вероятно, идея уподобления владимирского блгв. Их изображения соседствуют и в росписи юго-зап. Иконописный подлинник. XIX в.
Подлинник иконописный. Достаточно скупое описание внешности Георгия Всеволодовича предложено в руководстве 1910 г. Фартусова: «Типа русскаго, средних лет, со средней величины бородой; в одежде русских князей» Фартусов. Руководство к писанию икон. Во владимирских землях большое распространение получили изображения Георгия Всеволодовича вместе с другими особо почитаемыми там святыми - прежде всего, с его князьями-сродниками. Такие произведения появились уже в сер.
XX вв. Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности. Владимир, 1896. XIX ст. Владимир, 1906. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища Братства св.
Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895. На шитой хоругви сер.
Но всё же скудные летописные сообщения дают нам возможность логической реконструкции событий. Вернемся к основному — к тайне гибели князя Юрия на реке Сить. Отрубленная голова Обезглавленное тело Юрия Всеволодовича будто бы было обнаружено спустя некоторое время епископом Ростовским Кириллом, который возвращаясь в Ростов «пожелал видеть место битвы и увидел — в топком болоте у Сидоровского ручья. И нашёл обезглавленное тело в княжеском одеянии. И принес он тело Юрия в Ростов, и положил его со многими слезами в церкви святой Богородицы».
Епископ находит обезглавленное тело. В 1239 году года останки были торжественно перенесены Ярославом Всеволодовичем во Владимир и положены в Успенском соборе. В «Книге Степенной царского родословия» описано, что «Святая глава его тако совокупно прильпе к честному телеси его, яко ни следа видети отсечения на выи его, но вся составы целы и неразлучьны». Но вернемся к епископу Кириллу. Ехал архиерей по рекам, искал по болотам тело князя Юрия. Милостью Божьей оказался в нужном месте. И озадачимся вопросом. Сколько дней Кириллу понадобилось из Белоозера добраться до Красного на Сити?
Растояние от Белоозера до Брейтова: 366 км по правой стороне и от Брейтова до Красного ещё 41 км. Всего 407 км. Это 17 дней плюс 4 дневки, итого 21 день. Весть о гибели князя Юрия шла в Белоозеро тоже не менее 20 дней. Епископ Кирилл мог прибыть к месту битвы не ранее середины апреля. Это самый разгар весны в тех краях. Трудно себе представить епископа Кирилла, отыскивающего тело князя Юрия в топком болоте у Сидоровского ручья среди разлагающихся, растерзаных дикими зверями тел погибших воинов. И далее.
Тело князя Василька было найдено в Шернском лесу сыном священника и привезено в Ростов. Есть несколько версий об отрубленной голове князя. Основная — он был обезглавлен во время сражения. Отрубленную голову владимирского князя преподнесли хану Батыю в качестве сувенира. Однако существуют и другие мнения. Исследователь М. Приселков полагает, что князь был предан своими же людьми. Вероятно, что Юрий пытался остановить бегущее, деморализованное войско и пал от рук русских воинов.
Многие историки полагают, что он погиб не на поле брани, а принял смерть от мечей своих же подданных, разгневанных его неумелым руководством и попыткой бежать. Любопытное замечание о гибели князя Юрия находим в книге С. Козлова и А. Анкудинова «Очерки истории Ярославского края» Ярославль, 1997.
Выслушав печальную весть, великий князь обратился с молитвой к Богу, в которой просил Всевышнего сподобить его мученической смерти за веру христианскую и народ православный. И молитва его была услышана: в битве на реке Сити великий князь погиб мученической смертью — ему была отсечена голова.
Через некоторое время после битвы возвращался с Белоозера к своей пастве епископ Ростовский Кирилл II. Его путь лежал через поле брани. Среди павших воинов он по одеждам узнал обезглавленное тело великого князя. С благоговением он взял его и перенес в Ростов. Там, при великом плаче всего народа, похоронили его в соборном храме. Через некоторое время была найдена и честная глава великого князя, которая была приложена к телу.
Через два года гроб с телом благоверного князя Георгия с большой торжественностью был перенесен во Владимирский Успенский собор.
Зима близко. Как Русь проиграла битву за независимость
Брат Андрея Боголюбского. Мать - ясская княжна Мария Шварновна, сестра жены Мстислава Черниговского. Крестил Юрия епископ Лука. В начале 1209 года ходил против рязанцев, пытавшихся воспользоваться отсутствием основных суздальских сил и атаковавших окрестности Москвы. В браке с 1211 года, венчание было совершено епископом Иоанном во Владимире, в Успенском соборе. Женат с 1230 года на Марине 1215-1238 , дочери Владимира Рюриковича. Убит в ставке Батыя во время переговоров перед взятием Владимира монголами; - Мстислав после 1213 - 1238 , женат с 1236 года на Марии 1220-1238 происхождение неизвестно. Погиб во время взятия Владимира монголами; - Добрава 1215-1265 В 1226 году выдана замуж за князя волынского Василько Романовича, благодаря этому оказалась единственным выжившим после разорения татаро-монголами Владимира 1238 год потомком Юрия Всеволодовича; - Владимир после 1218 - 1238 , князь Московский, женат с 1236 года на Христине 1219-1238 происхождение неизвестно, предположительно - из рода Мономашичей. Убит во время осады Владимира монголами; - Феодора 1229-1238. В 1211 году Всеволод Большое Гнездо при поддержке специально созванного совещания с участием бояр и епископа Иоанна отдал великокняжеский Владимирский стол Юрию в нарушение прав своего старшего сына, Константина.
На сторону Юрия встал 3-й по возрасту брат Ярослав, а на сторону Константина - 4-й и 5-й братья Владимир и Святослав. Юрий готов был отдать Владимир в обмен на Ростов, но Константин не согласился на такую мену и предложил брату Суздаль, тот отказался. Сначала борьба шла на территории княжества, но затем, когда интересы Юрия и Ярослава пересеклись с интересами смоленских Ростиславичей, в частности Мстислава Удатного, в Новгороде, смоляне с новгородцами вторглись во Владимиро-Суздальское княжество, соединились с Константином и разбили Юрия, Ярослава и муромцев и посадили на великое княжение Константина. Юрий получил в удел Городец Радилов на Волге. Туда последовал за ним и епископ Симон. Уже в следующем году Константин отдал Юрию Суздаль и, оставляя Ростовскую землю в наследство своему потомству, признал брата своим преемником на великокняжеском столе. Константин умер 2 февраля 1218 года, и Юрий вторично стал великим князем. В 1212 году Юрий отпустил из плена рязанских князей, захваченных его отцом в 1208 году, в том числе Ингваря Игоревича, пришедшего к власти в Рязани в результате борьбы 1217-1219 годов и ставшего союзником Юрия. Юрий Всеволодович, подобно своему отцу, добивался внешнеполитических успехов, в основном избегая военных столкновений.
Вскоре авангард был окружен и разбит Бурундаем, спасшийся Дорож принес весть князю: "а уж, княже, обошли суть нас около Татары! Не ожидавший нападения монголов Юрий "сполчившися, и поидоша противу ихъ", но лишившись основной части войска, был опрокинут Бурундаем, который ворвавшись в лагерь завершил разгром русских «не имеющоу сторожи изъеханъ бысь безаконьнымъ Боурондаема, всь городъ изогна» после кровопролитной схватки Юрий был убит, а русские войска бежали «и бысть сеча зла и побегоша наши перед иноплеменники и ту убиен был князь Юрий». Из рассказа летописи о погребении князя Юрия Всеволодовича известно, что у него монголами была отрезана голова. Князь Василько Ростовский был взят в плен и казнен, о его брате Всеволоде летописи больше не упоминают, вероятно, он погиб в битве или умер позже от ран, третий брат - Владимир выжил, как и Святослав Юрьевский. В битве на Сити очередной раз проявилось тактическое превосходство монгольского войска. Князь Юрий Всеволодович не только вывел дружины с укрепленных позиций, но и разделил свое войско, что , возможно, было спровоцировано монголами, благодаря этому Бурундай имел численное преимущество на каждом этапе боя. О легкой победе монголов в этом столкновении свидетельствуют слова Рашид-ад-Дина, который передает монгольские сведения о западном походе: «Эмир этой области Ванке Юрку [Георгий] бежал и ушел в лес; его также поймали и убили. ПСРЛ Т. XV; НПЛ.
Сборник летописей. Каргалов В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси.
Первые два варианта сомнительны, так как в зимнее время глухими болотистыми, заросшими непроходимыми лесами добираться до реки Сить было бы очень трудно. Скорее всего Юрий направился по Волге к городу Мологе, затем по большой северной дороге отошел к тому месту, где эту дорогу пересекала река Сить чтобы не контролировать обе Волжские дороги. Татары же очевидно шли следом за его дружинами и могли подойти к Мологе по Волге с двух сторон.
В летописи отмечено, что ему уже сообщили на Сить: "а татары идут к тебе". Если это предположение верно, то Юрий, отойдя от города Мологи по северной дороге около 40 километров, расположился станом на реке Сить недалеко впадения её в реку Мологу. На расстоянии 5 - 6 километров севернее большой дороги река Сить впадала в Мологу, возможно татары этим и воспользовались и смогли неожиданно напасть на стан великого князя Юрия, подойдя скрытно по льду реки Мологи до устья реки Сить, а затем по ней до русского стана. Юрию Всеволодовичу сообщили, что «княгиня с детьми, со снохами и внучатами от огня скончались». Князь послал на разведку воеводу Дорожа с тремя тысячами воинов узнать о татарах. Дорож вскоре прибежал назад и сказал: «Князь уже обошли нас татары».
Скорее всего татары скрытно подошли к русскому стану по льду реки Сить со стороны реки Мологи, откуда их не ждали. Напрасно ожидал великий князь на реке Сить подмогу новгородскую и своего брата Ярослава. Всеволодом и Владимиром и с воинами своими пошел против поганых. И встретились оба войска и была битва жестокой и побежали наши перед иноплеменниками. И тут убит был князь Юрий, а Василька взяли в плен безбожные и повели в станы свои". Василька Константиновича татары умертвили в Шеренском лесу, за то, что не покорился им.
Значит после битвы на реке Сить татары шли в свои станы от предполагаемого места битвы по льду Волги до Углече Поля, а затем большой дорогой через Шеренский лес. Этим самым это место битвы как бы подтверждается. Так был убит великий князь Юрий на реке Сити и многие из его дружины погибли здесь".
Герои Сражение на реке Сить, произошедшее, согласно летописным данным, 4 марта 1238 года между войском великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича и монголо-татарами Бурундая, стало одной из самых трагических страниц в истории Древнерусского государства. Раздробленная Русь потерпела очередное серьёзное поражение, в котором погибли сам великий князь Юрий и двое его племянников — князь ярославский Всеволод Константинович и ростовский Василько Константинович взят в плен монголо-татарами и казнён за отказ перейти на их сторону. Исторические последствия битвы на реке Сить заключаются в том, что это, по сути, была последняя попытка организованного сопротивления русских князей нашествию Батыя. После гибели русских дружин на Сити Северо-Восточная Русь почти на два с половиной столетия оказалась под игом монголо-татар.