Новости что нельзя делать во время великого поста

Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире. Вход Господень в Иерусалим празднуется за неделю перед Пасхой, в воскресенье шестой недели Великого поста. В пост нельзя вступать в брак, венчаться и крестить детей Венчаться в пост нельзя. В Великий пост нельзя злиться, ругаться, завидовать, сквернословить или распускать сплетни.

Когда начинается Великий пост

  • Великий пост меню на каждый день 2024 для мирян: постные рецепты с пошаговыми фото
  • Рекомендуемые статьи
  • Великий пост: что можно и чего нельзя есть
  • Что нельзя делать в пост перед Пасхой 2024 года. Запреты в Пасхальный пост в 2024 году
  • Великий пост: алкоголь, мясо, секс и другие запреты с 18 марта 2024

Подготовительные недели к Великому посту

  • 42 день Великого поста: что можно и нельзя делать 28 апреля
  • Что можно и что нельзя делать в Великий пост? — Русская вера
  • Великий пост: что можно и чего нельзя есть
  • Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
  • Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле

Священник рассказал, в каком случае можно нарушить диету во время поста

Во время Великого поста следует соблюдать правила, призванные помочь верующему очиститься. Делать приворот нельзя не только в Великий пост, но и в любое другое время года. Что нельзя делать в Великий вторник Страстной недели, народные приметы 30.05.2024. Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть. В Великий пост, время строгого воздержания и говения — растительная пища.

Как правильно подготовиться к посту и завершить его

  • Что можно и нельзя делать в Великий пост 2023
  • Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году – Москва 24, 18.03.2024
  • Что нельзя делать в пост перед Пасхой 2024 года. Запреты в Пасхальный пост в 2024 году
  • О Великом посте

Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней

10 запретов в Великий пост, которые нельзя нарушать. Что можно и нельзя делать в Великий пост — 2024. Пост накладывает определенные ограничения не только на привычки в еде, но и на образ жизни. Что нельзя делать во время Великого поста? Во время беседы с АиФ-Новосибирск отец Дмитрий объяснил, что раньше для христиан пост понимался как полный отказ от пищи. У православных начался Великий пост. Каждый год верующие спорят о том, что можно делать в этот период, а что нельзя.

Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням

Она раскрывается в двух формах. Первая форма гордости, которая обуревает нас — страстное желание выдержать весь Великий Пост по уставу. Мы говорим себе: «Я смогу! Я приложу все усилия! Я выдержу весь Великий пост так, как это полагается! Где сказано без масла, значит, без масла. Где без еды, значит, без еды. Где до звезды, значит, до звезды. Где сухоядение, значит, сухоядение», - рассказал протоиерей Андрей Лоргус в беседе, которая прошла в культурном центре «Покровские ворота», пишет pravmir.

Дело в том, что Великий пост - самый продолжительный в году.

Воздержание от праздных или, что хуже дурных мыслей, слов, дел не менее важно, чем воздержание в еде. Пост — это время сугубого покаяния, трезвения и усердной молитвы. Цели поста: подчинение тела духу, то есть восстановление правильной иерархии духа и тела, умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе. Во время поста особое внимание уделяется борьбе с чревоугодием, поскольку эта страсть часто лежит в основе ряда других страстей — блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния. Пост — это средство для выявления страстей и стяжания добродетелей, в том числе, воздержания. Но вернемся к еде. Православная традиция условно разделяет пищу на постную и скоромную. Различить их довольно просто, постная — это пища растительного происхождения, а скоромная — пища животного происхождения.

Овощи, фрукты, зелень, крупы и т. Мясо, молоко, яйца и т. В определенные дни постов разрешается вкушение морепродуктов и рыбы, им иногда уделяют особое срединное место между постной и скоромной пищей. Сами же посты подразделяются на однодневные среда и пятница и многодневные Великий, Успенский, Рождественский и Апостольский. Различают несколько степеней строгости пищевых ограничений во время постов в нашей схеме — шесть : Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются. Такое происходит раз в году — на Сырной седмице Масленице , которая предшествует Великому посту, и является подготовительной неделей к нему. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба. В эти дни разрешается и горячая растительная пища, растительное масло, вино. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы.

Дозволяется горячая растительная пища, то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т. Воздержание также и от растительного масла и вина. Разрешается горячая пища без масла. Дозволяется вкушение хлеба, воды, сырых, сушеных или моченых овощей, фруктов. Полное воздержание от пищи. Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу. Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи. Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток.

Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками. И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях. Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века. Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский.

Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника.

Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения.

Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости.

А в народе бытует поверье, что такой брак будет пустым: супруги не найдут согласия и быстро разведутся. Можно ли отмечать день рождения Во время поста приветствуется общение с семьей и близкими людьми. Однако на таких посиделках следует воздержаться от переедания, употребления алкоголя, танцев, песен. Можно ли поминать усопших родственников Во время Великого поста можно ежедневно поминать умерших. В храмах проводится литургическое поминовение по субботам и воскресеньям, а также в Великопостные родительские субботы вторая, третья и четвертая недели поста. Николай Савченко советует честно посмотреть в глаза порокам и отказаться от греховного поведения. Это и алкоголь, и азартные, и компьютерные игры, и развлечения, особенно с греховным подтекстом. Это опасно, отвратительно и неуместно в Великий пост», — считает священнослужитель. Ради соблюдения православных канонов Николай Савченко призвал бороться с возникающим искушением и не ограничиваться только приемом растительной пищи, а обращать внимание на возникающие чувства и мысли, направлять свою волю к Богу. Какие молитвы нужно читать в Великий пост В понедельник, вторник, среду и четверг Первой седмицы на Великом повечерии читается канон святого Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В пятницу первой седмицы после Литургии происходит освящение «колива» отварная пшеница с медом , в память святого Великомученика Феодора Тирона. Он оказал помощь христианам для сохранения поста. В первое воскресенье совершается «Торжество православия» в память восстановления почитания святых икон. Во второе воскресенье совершается память святого Григория Паламы, жившего в 14 веке. В третье воскресенье за Всенощной выносится Святой Крест. Верующие поклоняются ему со словами: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Этому будет способствовать память о главной цели поста — преуспеть в любви. Не менее популярный вопрос о том, можно ли проводить обряды крещения в период поста. Ответ на него прост — конечно, абсолютно никаких препятствий для этого в священном писании нет. Еще два вопроса касаются интимной сферы жизни людей. Первый — можно ли заниматься сексом в период поста. Ответить на тему супружеской близости во время можно словами апостола Павла: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

Вербное воскресенье 2024: в чем суть праздника, что можно и нельзя делать

Великий вторник посвящен обличению фарисеев, а также Страшному суду. Во вторник перед распятием Иисус побывал в Иерусалимском храме, где рассказывал обличающие притчи, в том числе и о конце мира. В Великую среду верующие вспоминают о решении предать Иисуса, которое принял Иуда Искариот, а также женщину-грешницу, которая помазала Христа миром маслом , тем самым подготовив его к погребению. Великий четверг посвящен прославлению таинства Причащения, которое было установлено Иисусом Христом во время Тайной вечери со своими учениками. Также в этот день вспоминается, как Иисус омывал ноги своим ученикам, выказывая тем самым свое смирение, и молился в Гефсиманском саду - так называемое Моление о чаше, то есть о предстоящих испытаниях. В Великую или Страстную пятницу церковь вспоминает суд, распятие и смерть Христа.

В этот день в церквях и храмах выносится плащаница, символизирующая мертвого Спасителя. Великая Суббота посвящена погребению Христа, времени, которое он провел в аду и возвращению к жизни.

Принято делать это в заключительный день масленичной недели — Прощеное воскресенье. Прощеное воскресенье 2023: что означает, зачем просить прощения Первые шесть недель Великого поста называются Четыредесятницей в память о Христе, голодавшем в пустыне , а последняя — Страстной неделей, или седмицей. Она же посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни, смерти и погребении Христа. В целом период Великого поста делится на: Святую Четыредесятницу пять седмиц и пять дней ; Лазареву субботу; Вербное воскресенье вход Господень в Иерусалим ; Страстную седмицу длится шесть дней, на седьмой наступает Пасха. Что можно и нельзя есть? Можно употреблять в пост овощи, зелень, фрукты и ягоды; соленья из овощей, компоты; крупы, бобы, чечевицу, сою, нут, фасоль и производные, в том числе, например, соевое молоко, соевое мясо, нутовые котлеты, и так далее; злаки, орехи и сухофрукты; грибы; хлебцы, хлебобулочные изделия, в составе которых нет яиц и сливочного масла; мед, варенье; растительное масло в дни, когда оно разрешено.

Исключаются из рациона на время поста мясо и птица, все производные продукты — мясные полуфабрикаты и колбасные изделия; рыба и морепродукты, за исключением некоторых дней в посте; молоко и кисломолочные продукты, в том числе сливочное масло и сыр, сливочные соусы; яйца и все содержащие их продукты; алкогольные напитки, за исключением вина в отдельные дни; сдобные, кондитерские изделия, выпечка, шоколад; слишком соленые или сладкие продукты. Перед тем, как перейти на ограниченное питание, необходимо проконсультироваться с врачом в зависимости от индивидуальных особенностей организма. В целом поститься не рекомендуется беременным и кормящим женщинам, детям и пожилым людям, пациентам с тяжелыми и хроническими заболеваниями.

Чего постящимся есть нельзя Во время поста запрещены продукты животного происхождения. Самыми строгими считаются первые четыре дня и Страстная седмица — последняя неделя поста. В первый день поста, Чистый понедельник, нельзя есть вообще ничего. Это же правило касается и Великой пятницы — последней пятницы перед Пасхой.

В остальное время питание проходит по определенному графику: понедельник, среда, пятница — сухоядение. Разрешено пить воду и компоты и есть хлеб, фрукты, овощи. Во вторник и четверг можно есть горячую пищу без масла и только вечером, а в субботу и воскресенье разрешены определенные послабления — например, горячая пища с маслом. Как правильно подготовиться к посту Перед тем, как держать строгий пост, важно настроиться психологически, так как это нелегкое испытание длиною в 40 дней. Лучше пойти в церковь и посоветоваться с батюшкой, как сделать так, чтобы воздержание не было отягощением. Возможно, Вы получите благословение на нестрогий пост. Узнайте, какие продукты можно в Великий пост, а какие строго запрещены.

Попросите поддержки у родственников или друзей. Может быть, они не присоединятся к посту, но смогут помочь преодолеть трудности, связанные с плотскими желаниями. Нарушение питания не является большим грехом. Намного хуже, если человека посещают плохие мысли или он совершает недобрые поступки. Будьте осторожны со здоровьем. Пост не должен навредить. Если Вам нельзя поститься по медицинским показаниям, следуйте советам врача.

Чтобы придерживаться поста в таких ситуациях просто готовьте не так вкусно, как привыкли. Например, отварите курицу, не посолив ее. К посту надо быть готовым. Четко продумайте меру своего поста.

Отдельная тема — зачатие ребенка в пост.

В народе бытует страшилка, что такие дети родятся больными, психически неполноценными или обязательно станут грешниками. Но и это чистое суеверие. Православие не связывает зачатие ребенка с датами или любыми другими внешними обстоятельствами. Зачатие и рождение ребенка — это благословение от Бога, каждый ребенок является даром Божьим и уникальным творением. В православной церкви действительно существует требование воздерживаться от половой жизни во время Великого поста и других строгих постных дней, однако это связано не с «вселением демонов» в детей, зачатых в этот период, а с принципом воздержания и самоограничения.

Так, ряд богословов отмечает, что, если взглянуть на даты рождения некоторых святых, то получается, что они как раз зачаты во время великого поста. Но это не помешало им стать почитаемыми в христианстве личностями. Также бытует мнение, что никому не нужно говорить о том, что вы поститесь. Мол, это может нарушить духовную силу вашего поста, уменьшить его эффективность. Корни этого убеждения, однако, не в церковных учениях, а в народной традиции.

В православии нет никакого запрета на разговоры о том, когда и как вы поститесь. Напротив, некоторые делятся своим опытом с другими, чтобы дать поддержку, вдохновить либо, наоборот, получить совет. Большое число мифов и суеверий про Великий пост, никак не связанных с церковной традицией, существует у русского народа. Согласно одной из легенд, Баба-яга выходит из своей избы только во время Великого поста. Она летает по ночам в ступе и преследует тех, кто нарушает запреты поста.

Иногда встреча с ней заканчивается для грешника гибелью, гласит предание. Несмотря на то, что варианты этой легенды порой имеют такой страшный финал, её основной смысл заключается в том, чтобы напомнить людям о важности соблюдения правил поста. Существует легенда о том, как святой Серафим Саровский помогал постящимся своими молитвами. По преданию, он однажды увидел, как ангелы собираются вокруг постящегося человека и помогают ему в его духовной работе.

Навигатор Великого поста: не пропустите главное

Воздержание в пище — одно из средств обращения к духовному совершенствованию. Православный человек ходит в церковь — в пост там совершаются совершенно особенные службы, которые не повторяются потом никогда. В пост стараются исповедоваться чаще, серьезнее, глубоко и осознанно. В пост причащаются, усиливают домашние молитвы. Пост — это не совсем про еду, — говорит отец Максим. Священник рассказал, что после завоевания Новгорода Иваном Грозным царь въехал в покоренный город и увидел юродивого, который протягивал ему кусок мяса. Был Великий пост, Иоанн Васильевич изумился, он ответил: «Я — христианин! Я мяса в пост не ем!

С тех пор иногда говорят: «Главное в пост — не есть друг друга». Клирик отметил, что Великий пост — весь строгий. Это означает отказ от мяса, яиц, молочной продукции, рыбы и растительного масла. Он уточнил, что ослабление поста происходит в праздники: Благовещенье, 7 апреля, Лазареву субботу, 11 апреля, и Вербное воскресенье, 12 апреля.

Что нельзя есть в Великий пост В первую очередь, это все продукты животного происхождения: мясо и любые мясные продукты; птица; рыба за исключением двух дней ; молочные продукты; яйца; сладости, конфеты, выпечка.

При этом важно помнить, что Великий пост — не диета, а один из самых важных периодов в жизни христианина, главная цель которого — не похудение, а духовное очищение. Обед из бургера с вегетарианской котлетой, картошки фри и безалкогольного пива, формально, конечно, не нарушает ограничений по питанию во время поста, но полностью обесценивает саму суть этого ритуала. Кроме того, переедание приравнивается к чревоугодию и считается грехом. Что можно есть в Великий пост Во время Великого поста можно есть любые продукты растительного происхождения. В качестве источников белка можно использовать бобовые и заменители мяса из сои.

Также можно есть овощи как свежие, так и соленые, маринованные или квашеные , фрукты, любые крупы, орехи и сухофрукты. Пить можно чай, квас, кофе без молока, компот, кисель, альтернативное молоко и что угодно, в чем не содержатся продукты животного происхождения. Но опять же, всегда нужно помнить о том, что главная суть поста заключается в отказе от искушений, поэтому если в обычной жизни вы бесконтрольно пьете кофе или газировку, на время поста стоит как минимум ограничить потребление таких напитков. На сладкое постящиеся могут есть горький шоколад, халву, мармелад, козинаки, варенье и выпечку без яиц и молока. К слову, яйца можно легко заменить бананом, который ничуть не хуже выступает связующим звеном в тесте.

Календарь питания в Великий пост по дням Самые строгие периоды Великого поста — первая и последняя Страстная неделя. В первый день поста принято полностью отказаться от еды, такое же правило для Страстной пятницы — это день, в который состоялся суд над Христом и его распятие. Также многие православные христиане отказываются от еды в Великую субботу, которая предшествует Воскресению Христову. В будние дни принято ограничиваться одним приемом пищи вечером, по субботам и воскресеньям можно есть два раза: в обед и вечером. Также по выходным разрешено пить вино, но не больше 200 мл, а людям с зависимостью от алкоголя употребление строго запрещено на протяжение всего поста.

Важно понимать, что строгое соблюдение всех требований Великого поста обязательно только для священнослужителей, монахов и послушников.

Некоторые хранят их потом весь год, полагая, что они излечивают от болезней, охраняют дом и отгоняют нечистую силу. Поскольку праздник приходится на пост, нельзя есть мясо, молоко, яйца, сыр, сметану, творог, животное масло, сдобный хлеб и выпечку. В этот день к постному меню можно добавить рыбу и вино. Накануне праздника, в Лазареву субботу, вместо рыбы можно есть икру. Что можно и нельзя делать на Страстной неделе? В это время соблюдается самый строгий пост: можно есть только растительную пищу без масла. Причем в пятницу и субботу церковь требует от верующих полного отказа от пищи.

На Страстной неделе не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших, венчания и крещения. Особенное значение имеют последние три дня перед Пасхой. В Страстной четверг церковь вспоминает Тайную вечерю. В этот день принято наводить порядок в доме, поэтому его называют также Чистый четверг. Это время, когда можно начинать печь пасхальные куличи и красить яйца. В Страстную пятницу верующие вспоминают о распятии и мученической смерти Иисуса. Литургии не проводятся, вечером совершается служба с выносом полотнища с изображением Христа — плащаницы. Это единственный день в году, когда в церквях не звонят в колокола.

Церковь не оставляет своих верных чад без рассмотрения данного вопроса, разрешение которого есть в Священном Писании и церковных правилах. Апостол Павел в послании к христианам Коринфа пишет: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1Кор. Как видим, апостол, указывает на то, что супругам не должно уклоняться друг от друга, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния, и при этом указывает условия, при которых стоит уклониться от близости — пост и молитва. Воздержание, то есть пост, а также молитва, помогают успешно бороться с искушениями.

Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста. Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени. Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше. У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями. Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения. Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней. Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие. Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором.

В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней. В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т. Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой».

Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление».

Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского. Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными.

В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией. Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями. Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению. Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть. Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий. Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться.

В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? Личный пример христианской жизни, который может наставить на верный путь неверного или невоцерковленного супруга, проявляется не только в соблюдении постов, но, в первую очередь, в соблюдении заповедей любви. Любовь подразумевает готовность к самопожертвованию ради объекта любви. Если один из супругов готов периодически, но не постоянно, жертвовать супружеским воздержанием в посту ради другого, то должен в ином проявить большее усердие. Тогда, возможно, обратившись к истинной вере и встав на путь спасения, несогласный прежде супруг и сам готов будет к духовному подвигу воздержания. Тем не менее, и в таких непростых ситуациях есть моменты, когда даже очень настойчивому супругу стоит отказать в близости — при подготовке к причастию, то есть при соблюдении евхаристического поста. Христос ясно говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» Мф. Можно ли причащаться во время поста? И можно, и нужно. Господь Сам впервые причастил своих учеников и заповедал поступать так в Его воспоминание Лк.

Великий пост — меню на каждый день для мирян в 2024 году

Во время поста нельзя унывать, злиться, раздражаться, ругаться, сплетничать, таить обиды и зависть. Говеть можно как во время Великого Поста так и вне его. Что делать человеку, которому по состоянию здоровья нельзя соблюдать пост, но у него есть такая духовная потребность? В Великий пост нельзя венчаться, так как в этом время супругам рекомендовано воздерживаться от близости. Говеть можно как во время Великого Поста так и вне его. Что можно и нельзя делать на Страстной неделе и как встретить Пасху.

Что нельзя есть во время поста и можно ли заниматься сексом? Отвечает кемеровский священник

Великий пост в 2023 году начинается 27 февраля, а заканчивается 15 апреля, — это самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов, поэтом. Великий пост каждый год имеет разные даты и зависит от того, в какой день будет Пасха. Во время Великого поста нельзя ругаться, злиться, устраивать скандалы, вынашивать планы мести и что угодно, что может навредить духовному росту и что не подходит под понятие «светлого, доброго и вечного».

Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы

Наверное, было бы правильнее и Вам позаботиться о благообразии дома, и Светлый Праздник Христова Воскресения встретить в обновленном ремонтом доме и доведенными до красоты стенами. Бог в помощь! Подскажите, можно ли употреблять белый несдобный хлеб в Великий пост? Также интересует вопрос: могу ли я отвезти другу в армию скоромные продукты например, сгущенное молоко, конфеты, печенье и пр. Не совершу ли я тем самым грех, не соблазню ли этим самым своего друга? Отвечает иерей Никола Муравьев. Употреблять в пищу белый хлеб, конечно, можно, но с осторожностью. На некоторых заводах для улучшения вкусовых характеристик добавляют молочную сыворотку либо сливочный маргарин — добавки ничтожные по размеру, но сам факт может присутствовать. Исходя из этого думайте: с помощью духовного отца или, в случае «самостоятельного плавания» хотя это путь опасный , сами. Если «вредных» добавок нет, то сама «белость» хлеба не является препятствием для его вкушения.

По вопросу доставки скоромных продуктов в армию. А там их постным-то кормят? Смею Вас заверить, что, исходя из своего советско-армейского прошлого, пост в армии, на срочной службе, маловероятен. Опять же, получив посылку, христианину необязательно съедать все сразу. Можно поделиться или сохранить до Светлого Воскресения. Это будет его выбор и ответственность не на Вас. Если же по-серьезному, то степень своей «оскоромленности» человек выбирает себе сам. Даже находясь в дисциплинарно-жестких рамках госслужбы, при желании и духовной крепости, верующий может преодолеть внешние искушения и давление от вышестоящих. Вы знаете своего друга лучше.

Бог в помощь. Посоветуйте, как найти силы воздерживаться от супружеской жизни в долгие посты. С женой в венчаном браке 8 лет, двое детей, но для меня всегда очень тяжело воздерживаться от супружеской жизни. В скоромные периоды приходится уезжать в командировки, болеют дети, болеет супруга, и приходится терпеть. Как удерживаться в пост, когда возникает влечение к жене? Наверное, один из самых сложных вопросов, как для мирян, так и для попов. И сложность его в самодисциплине. Ведь если мы можем воздерживаться в постные дни от определенных видов пищи, то и здесь могли бы легко победить искушения, но… Дело тут в естестве человеческом, как я сам думаю, читал у подвижников ранней Церкви и вынес из общения со старшими, более опытными священниками. Этот «разогрев» и желания естественны для здорового человека, но при этом если есть желание включить не только эмоции и инстинкты, но и «тормозящие» моменты, то с «горящей» страстью можно поработать.

Отцы очень рекомендуют воздерживать себя в глазах и мыслях. На сегодняшний момент — как в реальности, так и в интернете — нужно фильтровать поток приходящей информации. Какие-то мысли можно додумывать, а какие-то не стоит. Необходимо работать над собой в смысле помыслов, того, чем мы занимаем свою голову. От воздержания не случится трагических аварий и отключений, так как в мужском организме предусмотрен «клапан», при превышении «давления» происходит сброс. Так что для здоровья из-за воздержания вряд ли будут проблемы, свидетельство тому — многовековая практика аскетов, в том числе и вне православия. При этом у апостола Павла сказано о воздержании: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1 Кор. Могу Вас успокоить, с возрастом станет легче.

Многие люди, которые придерживаются поста, подчеркивают, что этот период действительно действует на организм благотворно. Просветляется ум, появляется легкость в теле. Новичкам выдержать постное время будет сложно, особенно, когда они узнают, что нельзя делать во время поста. Но это возможно, выдержав пост, шаг за шагом, верующий человек будет двигаться в сторону добра. Необходимо также помнить о том, что соблюдать пост не обязательно беременным и кормящим, старикам и больными людям, а также детям, которые еще не достигли четырнадцатилетнего возраста. Это мяса и рыба, все молочные продукты, яйца, сладости, сдобная выпечка и хлеб. Рыбу можно кушать лишь в великие церковные праздники, выпадающие на постный период: Благовещение и Вербное воскресенье 7 и 25 апреля соответственно. Особенно хвастаться тем, что человек соблюдает пост. Это внутреннее решение каждого верующего и не стоит выставлять его напоказ, проявляя свою гордыню; Необходимо понимать, что список того, что нельзя делать в Великий пост, распространяется в полной мере на священнослужителей. Для мирян допускаются некоторые поблажки в соблюдении Великого поста, особенно, что касается питания. Но любые поблажки необходимо обсудить со священником в церкви и получить на них его благословление.

Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости. Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста? Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей. Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно. За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу. Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки. Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино. Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино. Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр. Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний. Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста. Важно понимать, что вино, веселящее сердце человека Пс. Апостол Павел предостерегает: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Еф. Таким образом, умеренность при употреблении алкоголя важна для христианина не только в посту, но и вне его. Можно ли кушать сладкое во время поста? Правила о постной пище в равной степени относятся ко всей потребляемой еде. Соответственно, если сладкое не содержит в составе скоромных продуктов, например, сливочного масла или молока, то его кушать можно. Заниматься при этом буквоедством и выискивать в составе «следы» скоромных продуктов не стоит. Но в то же время необходимо помнить, что пост — это время ограничения и даже постными сладостями объедаться не стоит. Для сладкоежек отказ от любимых лакомств на время поста будет хорошим делом. Можно ли вкушать в посту морепродукты? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Устав складывался в теплых странах, где морепродукты — это традиционно простая и доступная еда. Поэтому, например, в Греции, даже Великим постом морепродукты в монастырях употребляют в пищу в те дни, когда есть разрешение на масло. В тех странах, где ситуация схожа, морепродукты легкодоступны и дешевы, вкушать их во время поста можно. А порой даже нужно, поскольку это источник белка, которого не хватает во время многодневного поста из-за отсутствия животной пищи. Если же креветки, кальмары, осьминоги и прочие морские гады не являются традиционной пищей и стоят дорого, то, несмотря на дозволение устава, стоит отказаться от их употребления или порадовать себя любимым деликатесом лишь на большой праздник. Нужно помнить, что постная пища — это пища простая, без излишеств. Одним из смыслов поста христиане с древности видели то, чтобы на сэкономленные деньги накормить нуждающихся. К сожалению, сейчас этот важный смысл практически утрачен, большинство людей, достаточно успешно погружаясь в гастрономию поста, не думают при этом о чужих нуждах. Поэтому добрым делом для христианина будет вспомнить эту древнюю постную традицию и исполнить заповедь любви к ближнему.

В частности — от развлечений. Воздержание в пище — одно из средств обращения к духовному совершенствованию. Православный человек ходит в церковь — в пост там совершаются совершенно особенные службы, которые не повторяются потом никогда. В пост стараются исповедоваться чаще, серьезнее, глубоко и осознанно. В пост причащаются, усиливают домашние молитвы. Пост — это не совсем про еду, — говорит отец Максим. Священник рассказал, что после завоевания Новгорода Иваном Грозным царь въехал в покоренный город и увидел юродивого, который протягивал ему кусок мяса. Был Великий пост, Иоанн Васильевич изумился, он ответил: «Я — христианин! Я мяса в пост не ем! С тех пор иногда говорят: «Главное в пост — не есть друг друга». Клирик отметил, что Великий пост — весь строгий. Это означает отказ от мяса, яиц, молочной продукции, рыбы и растительного масла.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий