Центризбирком опубликовал список из 24 регионов, где на выборах 2023 года (пройдут 10 сентября) будет работать дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Электронное голосование там является досрочным, многодневным, а в сам финальный день голосования можно свой электронный голос заменить бумажным.
Электронное голосование: зачем это нужно и как принять участие
ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно | Интернет-голосование, как и другие формы дистанционного голосования, не позволяет избирательным комиссиям обеспечить тайное голосование избирателей, которое является фундаментальным стандартом выборов. |
На выборах мэра в Москве этой осенью можно будет проголосовать через электронные терминалы | Впервые на выборах такого уровня будет применяться дистанционное электронное голосование — ДЭГ. |
Электронное голосование. Большая российская энциклопедия | На президентских выборах будет доступно онлайн-голосование, в котором смогут поучаствовать жители 29 регионов. |
Выборы перешли на цифру: что нужно знать об электронном голосовании | Москва | ФедералПресс | Электронное голосование — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. |
Что известно об электронном предварительном голосовании на выборах | В России начался прием заявок на участие в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ) на президентских выборах. |
Эксперты обсудили достоинства и риски дистанционного электронного голосования
ВЦИОМ. Новости: Электронное голосование: новые технологии меняют электоральные привычки | Дистанционное электронное голосование на выборах в сентябре 2023 года будут применять 24 региона РФ, ДЭГ затронет более 20 млн избирателей. |
Что хотите найти? | В России начался прием заявок на участие в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ) на президентских выборах. |
В России пройдёт электронное голосование. Как оно устроено и насколько безопасно | Центризбирком разрешил 29 регионам провести дистанционное электронное голосование на выборах президента. |
Как устроено электронное голосование простым языком и в рисунках / Хабр | Электронное голосование — термин, определяющий различные виды голосования, охватывающий как электронные средства голосования (электронная демократия), так и технические электронные средства подсчёта голосов. |
Как будет проходить дистанционное голосование? | Аргументы и Факты | С 2020 года граждане России получили возможность голосовать на выборах при помощи федеральной системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ). |
Вы точно человек?
Электронное голосование на думских выборах в 2021 году. Почему горит Россия? и силовиков заставляют регистрироваться на госуслугах для электронного голосования на выборах. До 13 сентября продлится прием заявлений избирателей Курской области для дистанционного электронного голосования на предстоящих выборах депутатов Государственной Думы, Курской областной Думы и местных выборах.
Госдума приняла закон о распространении электронного голосования на все выборы в РФ
Эксперты обсудили достоинства и риски дистанционного электронного голосования - МК Новосибирск | До 13 сентября продлится прием заявлений избирателей Курской области для дистанционного электронного голосования на предстоящих выборах депутатов Государственной Думы, Курской областной Думы и местных выборах. |
Электронное голосование: зачем это нужно и как принять участие | На сентябрьских выборах в Свердловской области впервые будет использовано дистанционное электронное голосование (ДЭГ). |
«Единая Россия» запускает электронное предварительное голосование-2023 | Дистанционное электронное голосование — это единственный способ принять участие в выборах для людей, которые находятся за пределами региона проживания. |
Как работает онлайн-голосование и почему это безопасно | Электронное голосование — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. |
Электронное голосование на выборах президента 2024: какие регионы и как могут проголосовать онлайн | 10 сентября 2023 года в России назначен единый день голосования, в который пройдут выборы различного уровня. |
ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно
Ему ничего не мешает изменить одно число так, чтобы голоса за одного кандидата ушли другому. И уже этот бюллетень с обратно переписанными номерами кандидатов относит на витрину к наблюдателям. Демонстрация итоговых результатов выборов. Вся информация о результатах выборов приходит от ДИТ, который никак не ограничен от корректировки итоговых цифр. Первая проблема: У нас нет открытого кода. Мы не знаем, как он работает на самом деле, все, что вы видите на картинках, получено опытным путем через метод наружного исследования системы электронного голосования. Вторая проблема: Мы не можем независимо понять, за кого проголосовал избиратель! Технически есть возможность подменить голоса за другого кандидата. Просто в табличке, где есть связка реальных и фальшивых номеров, можно поменять одно число, и голоса уйдут другому кандидату.
Третья проблема: Происходит секретное шифрование тех вещей, которые должны быть доступны для наблюдателей. То есть представьте: Вы приходите на избирательный участок, а Вам на голову надевают черный пакет, чтобы вам ничего не было видно. Поэтому мы считаем, что чтобы доказать, что ДИТ не подделывал результаты выборов, имея при этом все возможности для этого, должен: Опубликовать исходный код системы электронного голосования для независимого аудита. Опубликовать ключ шифрования, которым шифруют транзакцию перед попаданием в блокчейн. Опубликовать логи системы за время голосования и подсчета результатов.
Рассказываем, как работает онлайн-голосование на выборах и почему оно превосходит по уровню безопасности традиционное. Как работает дистанционное электронное голосование Согласно закону «Об основных гарантиях избирательных прав» дистанционное электронное голосование ДЭГ — это голосование без применения бумажного бюллетеня, с помощью специального программного обеспечения. Говоря проще, это голосование через интернет с обычного смартфона или ноутбука. Протокол дистанционного голосования похож на обычный, просто осуществляется при помощи электронных технологий. Вот как это происходит: 1. Подача заявления на портале Госуслуг Избирателя из регионов подают заявление на Госуслугах в разделе «Мои выборы», москвичи — на портале mos. Заявителем может стать любой гражданин с активным избирательным правом и регистрацией в одном из субъектов, участвующих в ДЭГ. Личные данные заявителя сверяют с регистром избирателей системы ГАС «Выборы». Если с данными все в порядке, человек попадает в список избирателей программно-технического комплекса ДЭГ. Его участие в электронном голосовании подтверждается уведомлением — оно приходит в личный кабинет Госуслуг. Идентификация на портале ДЭГ через Госуслуги Посетить избирательный участок означает зайти на сайт vybory. Избиратель должен пройти процедуры аутентификации — подтвердить свою личность, и идентификации — получить отметку в избирательных списках. И то, и другое происходит с помощью авторизации в Госуслугах. Завершением этих процедур станет ввод проверочного кода, который поступит на телефон.
Наконец, в ДЭГ каждый избиратель может самостоятельно проверить не только тот факт, что его бюллетень хранится в блокчейне — но и что он не был никем изменён. Для этого достаточно сверить электронную подпись, которой каждый бюллетень заверяется после заполнения избирателем и до отправки в блокчейн. Кто может стать наблюдателем на Дистанционном электронном голосовании? Наблюдатели за ДЭГ на выборах президента РФ в 2024 году разделены на две категории — дистанционных и очных. Очные наблюдатели обязаны иметь на руках направление, работать будут строго по очереди и подчиняться всем прочим требованиям для наблюдателей. Их могут назначать кандидаты, доверенные лица кандидатов, партий, которые выдвинули кандидатов, региональные отделения этих партий, а также Общественная палата РФ либо региональные общественные палаты. Те, кто имеет право назначить наблюдателей, заходят на портал наблюдения с 4 по 10 марта, логинятся через Госуслуги и там же направляют приглашение будущему цифровому дистанционному наблюдателю. После принятия этого приглашения человек станет официально зарегистрированным наблюдателем, работающим удаленно. Никаких бумажных писем выдавать не надо. Наблюдатель может физически находиться в другом городе и в другом регионе, поскольку доступ к порталу наблюдения возможен везде, где есть доступ в интернет. Как происходит наблюдение за ДЭГ? Мониторинг электронного голосования производится не глазами, а аппаратным способом, с помощью специально разработанных наблюдателями утилит. Наблюдатели в ЦИК и в ОП получат доступ к ноде наблюдения блокчейн — специальному программному обеспечению, позволяющему в любой желаемый наблюдателем момент получить доступ ко всей хранящейся в блокчейне информации. В ноде наблюдения транзакции — события выдачи и приёма бюллетеней, запуска и остановки голосований, подведения итогов — проходят в реальном времени, поэтому наблюдатели могут фиксировать абсолютно всё происходящее в ДЭГ с секундной точностью. Как и в обычном голосовании, работа наблюдателем в ДЭГ требует профессиональной подготовки — но уже не столько знания нюансов работы комиссии и сценариев возможных провокаций на избирательных участках, сколько понимания технических и математических основ работы ДЭГ. Профессиональные наблюдатели имеют доступ к технической документации на комплекс ДЭГ, описанию используемых алгоритмов шифрования и электронной подписи, а также техническим средствам наблюдения — вспомогательным программам, автоматизирующим, облегчающим и упрощающим работу наблюдателя. Многие из этих программ были написаны самими наблюдателями в предыдущие годы. В течение дня голосования эксперты в режиме онлайн отслеживают динамику подачи голосов, стабильность работы комплекса ДЭГ, отсуствие аномалий. По окончании голосования наблюдатели с помощью автоматических средств проверяют целостность всех без исключения бюллетеней и корректность подведения итогов голосования — математика позволяет им доказать, что ни один бюллетень не был искажён или не учтён при подсчёте голосов. Эффективность работы наблюдателей в ДЭГ крайне высока — даже один человек может анализировать ход голосования по всей России.
Человек захотел проголосовать — он три кнопки нажал и пошел по своим делам. Можно проголосовать хоть с работы, хоть откуда... Понятно, что при электронке голосовали в основном сторонники власти, либо молодежь — ей интересно», —считает политолог Дмитрий Журавлев. Еще по теме В ЦИК заявили о корректности итогов онлайн-голосования на выборах в Госдуму ДЭГ способствовало не только повышению явки, но и привлечению новых столичных избирателей — тех, кто раньше по каким-либо причинам игнорировал выборы. Как считают политологи, повышение явки увеличивает представительство и легитимность выборов, а также опровергает миф о якобы намеренной «сушке явки». Кроме того, по мнению политтехнологов, подделать результаты выборов невозможно за счет сложных технологий. Идет распределение информации о волеизъявлении и размещается в разных data-банках. При этом открытие общего «ящика» для голосования происходит только после инициирования восьми ключей. Это восемь ключей раздавались в том числе четырем парламентским партиям и ЦИК», — рассказал «ФедералПресс» политтехнолог, автор телеграм-канала «Политджойстик» Марат Баширов. По его словам, в электронном голосовании невозможно схемы фальсификации, используемые в отдаленных населенных пунктах.
Как будет проходить дистанционное голосование?
Любая ГИС государственная информационная система после изменения её компонентов должна проходить сертификацию и аттестацию заново. Власть не предоставила убедительной информации и касательно соответствия используемых систем требованиям безопасности персональных данных граждан и защиты от взлома и хакерских атак. Электронное голосование тотально подрывает доверие граждан к самому институту выборов в стране в целом и её столице — Москве. Неприемлемы попытки свести к нулю голосование бумажными бюллетенями. Сокращение числа избирательных участков в Москве и максимальное продвижение терминалов электронного голосования ТЭГ — ещё одна афера мэрии. ТЭГи не прошли никакой нормальной проверки. Доверять этой технике нет никаких оснований.
Фактически система ДЭГ стала очевидным инструментом узурпации власти, способом воспроизводства диктатуры буржуазии. Организаторы и воплотители этой системы присвоили себе право на произвол, прикрываясь лживой, декларативной заботой об удобстве избирателей. Анализ разворачивающихся в настоящее время политических процессов, готовность федеральной власти продолжать распространение системы ДЭГ на новые субъекты Российской Федерации, готовность Правительства Москвы использовать ДЭГ во время приближающихся выборов мэра столицы уже сейчас свидетельствуют о намерении правящих кругов продолжать прежний антинародный курс, о стремлении готовить новые очевидные фальсификации. Неприкрытое выхолащивание института выборов, фактический отъём у народа полноценной возможности мирным путём повлиять на смену власти создают не лишённую взрывоопасности основу под социально-политическими процессами в России. Закрытость системы ДЭГ от широкого надлежащего общественного контроля, отсутствие доступа к полному программному коду системы, возможность бесконтрольного голосования одним лицом от имени одного или нескольких избирателей и т.
Обеспечить анонимизацию процесса, а также исключить двойное голосование помогает криптографический алгоритм — «слепая подпись». Во время голосования пользователь переводится на другой домен, где отображается бюллетень и происходит обработка голоса.
Исходный код на устройстве пользователя можно увидеть в браузере. Зашифровка бюллетеня происходит с применением специальной схемы шифрования, построенной на базе блокчейн-платформы. Данный алгоритм предполагает использование двух ключей — открытого для шифрования голоса и закрытого для его расшифровки. Для предотвращения преждевременного расшифрования закрытый ключ делится между несколькими участниками голосования. Одна из частей не извлекается из модуля Hardware Security Module. Подсчет голосов начинается только после того, как ключ собран. В отдельности бюллетени не расшифровываются.
Все результаты фиксируются в блокчейне. Часть кодов системы специально остается открытой на GitHub, чтобы избиратель мог проверить, учтен ли его голос. Там размещены исходные коды основных компонентов системы — утилиты разделения ключей, коды голосования и анонимной зоны ДЭГ, смарт-контракт и т. За три года использования ДЭГ в России участие в нем приняли лишь жители 12 регионов. Первый опыт использования электронного голосования в истории отечественных выборов был в 2008 г. Таким образом ЦИК обкатал имеющиеся программно-технические средства и наработки, а главное — проверил готовность избирателей к новому виду волеизъявления. Желающим поучаствовать в эксперименте выдавался компакт-диск, воспользоваться которым можно было в любом удобном месте: как в компьютерных классах школы, где проводилось голосование, так и дома.
Отмечалось, что диск был защищен от повторного применения. По словам организаторов, случаев двойного голосования не было. Тогда Центризбирком остался доволен итогами экспериментального электронного опроса и оптимистично оценил перспективу введения в стране голосования через интернет, сообщал журналистам председатель ЦИК РФ Владимир Чуров. В комиссии всерьез задумались о распространении онлайн-голосования в масштабах всей страны. Однако осуществить это оказалось не так-то просто. Столичный эксперимент Настоящее онлайн-голосование, результаты которого были учтены, впервые экспериментально провели в 2019 г. За основу была взята платформа Ethereum, разработанная в 2015 г.
Предварительно четыре раза проводилось тестирование столичной системы электронных выборов на устойчивость к вторжению. Сумма вознаграждения в случае успешного взлома была установлена на уровне 2 млн руб. Было зафиксировано несколько десятков попыток взлома системы, которые удалось отбить. Однако абсолютно успешным эксперимент все равно не назовешь — иногда система зависала и сбоила. Разработчики в лице департамента информационных технологий ДИТ Москвы не сочли неполадки существенными.
Закрытость системы ДЭГ от широкого надлежащего общественного контроля, отсутствие доступа к полному программному коду системы, возможность бесконтрольного голосования одним лицом от имени одного или нескольких избирателей и т. Пугающая народ «революционными потрясениями» власть сама собственными руками ещё сильнее создаёт предпосылки к подъёму волны справедливого народного гнева, сама подталкивает массы покрепче задуматься о том, не пора ли трудящимся освободиться от оков своих угнетателей.
В условиях проведения спецоперации по денацификации и демилитаризации Украины, необходимости противодействовать натиску русофобского Запада трудно придумать лучший подарок нашим стратегическим противникам, мечтающим добиться подрыва обстановки изнутри страны. Те, кто проводит практически преступные антинародные реформы и препятствует проведению свободных и честных выборов, вольно или невольно становятся фактически пособниками иностранных держав, самыми настоящими иностранными агентами влияния вражеских государств, деятельность которых угрожает национальной безопасности нашей страны. Таким образом, ДЭГ несёт серьёзную угрозу национальной безопасности и может привести к подрыву суверенитета России. Фактически инициаторы очевидных электронных фальсификаций становятся прямыми пособниками недоброжелателей России, служителями «пятой колонны», воспринимаются обществом в качестве отпетых преступников, способных погубить своё Отечество. Публика такого рода должна понести самую суровую ответственность! Мы решительно требуем отказаться от системы электронного голосования. Подобные процедуры однозначно девальвируют институт выборов как высшую форму волеизъявления граждан и прямо попирают положения Конституции РФ, провозглашающие народ единственным источником власти в нашей стране.
Одновременно мы ставим вопрос об острой необходимости создания условий, позволяющих провести честные и свободные выборы, — для этой цели КПРФ уже предложила свой проект Избирательного кодекса, способного осуществить глубокое оздоровление всего института выборов и референдумов в России. Как видится, сегодня дары прогресса и плоды цифровизации вместо несения блага обществу обращаются криминально-олигархическим режимом в прообраз надвигающихся «электронной диктатуры» и «цифрового фашизма». Молчать больше нельзя — на карту поставлено будущее России, народа, будущих поколений.
В Москве избирателям подавать заявление на участие в ДЭГ заранее не нужно. В других регионах это необходимо сделать до 23:59 5 сентября в Калужской и Томской областях — до 23:59 6 сентября. Без ошибок и фальсификаций ДЭГ, в основе которого лежит система блокчейн, исключает возможность ошибок и фальсификаций. В этом году в Москве появится специальный электронный список — после голосования в него внесут пометку о том, что человек уже сделал выбор — онлайн или на участке. После этого второй способ блокируется, что исключает возможность двойного голосования. В остальных регионах двойного участия в выборах поможет избежать подача заявлений на ДЭГ заранее.
ДЭГ исключает возможность злоупотреблений. Так, зарегистрироваться на онлайн-голосование с фейковым аккаунтом невозможно, так как подать заявку могут только пользователи с полной учетной записью на «Госуслугах». Принять участие в выборах с IP-адреса за пределами России невозможно.
Что такое ДЭГ? Как проголосовать на выборах президента 2024 онлайн – полная инструкция
Дистанционное электронное голосование — опасная «дубина» и «афера» буржуазной власти Заявление Бюро Московского городского комитета КПРФ Мы, делегаты и гости конференции, считаем, что проведённые в 2019, 2021 и 2022 годах выборы депутатов Мосгордумы, Государственной Думы VIII созыва и депутатов местного самоуправления Москвы с использованием системы дистанционного электронного голосования ДЭГ наглядно доказали отсутствие гарантий прозрачности проведения процедуры выборов и подсчёта итогов волеизъявления граждан, а также невозможность объективного выявления победителей в избирательной гонке. Скандальное переписывание результатов реального голосования на «живых» участках и лишение очевидной победы кандидатов от КПРФ прочно закрепило за электронным голосованием репутацию нового способа искажения итогов выборов, подконтрольного лишь узкой группе «программистов и спецслужбистов». Избирательный процесс в столице оказался подчинён органам исполнительной власти, в частности органу Правительства Москвы — Департаменту информационных технологий ДИТ города Москвы, который даже законодательно не уполномочен осуществлять подготовку, организацию и проведение голосования. Сегодня ДЭГ — это своего рода электоральная «дубина» в руках олигархической власти, позволяющая «выколачивать» нужный результат, когда не получается это сделать посредством обычного применения административного ресурса. Департаментом информационных технологий Москвы и Центризбиркомом в нарушение закона не предоставляется доступ к документации о системе электронного голосования даже депутатам федерального парламента, нагло и цинично попираются ключевые принципы выборов — гласность, прозрачность, достоверность. Система ДЭГ юридически надлежащим образом не проработана и нарушает базовые принципы проведения выборов в РФ, прописанные в федеральном законе 67-ФЗ. Есть серьёзные вопросы к технологическому и техническому обеспечению.
При проведении ДЭГ функции аутентификации и идентификации избирателя, изготовления и выдачи избирателю «электронного бюллетеня», хранение, подсчёт бюллетеней осуществляет ДИТ, что однозначно представляет прямое вмешательство в выборный процесс не уполномоченной на то организации. Более того, фактически ДЭГ неподконтролен системе избирательных комиссий, но подконтролен департаменту правительства Москвы, руководителем которого является действующий столичный градоначальник. То есть электронное голосование организует структура, подчинённая одному из кандидатов на выборах! Система ДЭГ не застрахована от иностранного вмешательства. Применение созданных за рубежом электронных устройств не даёт гарантий от вмешательства враждебных стран в избирательный процесс.
Но этого не произошло, они и не собирались этого делать. Получается, что эксперты были нужны Венедиктову и Общественной палате для того, чтобы потом сказать: «смотрите, они ничего не нашли». Но во многих случаях оказывалось, что мы и не можем ничего найти, потому что нам негде искать. Условно говоря, нам надо проверить, что находится вон за той дверью, а дверь закрыта. И так было все последующие два года.
Представитель мэрии Артём Костырко нам говорил: да-да, мы откроем её на следующей неделе, ничего не мешает. Но она по-прежнему закрыта. Сейчас, после проведения более подробного исследования, даже того кусочка программного кода, который опубликован, достаточно, чтобы понять, что там были все возможности для «внутреннего нарушителя». Что персонал Департамента информационных технологий имеет возможность вмешиваться в выборы. Основное требование «протокола двух агентств» они реализовывать так и не стали. На сегодняшний день у нас нет ни одного нормального документа на эту информационную систему, который бы говорил о том, как они реализуют эти выборы. У айтишников принято публиковать код своих систем, чтобы их могли использовать или проверить. Так вот, для Москвы этот код полностью не опубликован. Самые важные, самые интересные куски, связанные с тем, как проверяется избиратель, изъяты. Если московскую систему у нас пропагандирует Венедиктов, то для федеральной системы, начиная с её появления в 2020 году, федеральная общественная палата завела своих карманных пропагандистов.
Это так называемая Партия прямой демократии, известная в народе как «танчики». Их возглавлял тогда Вячеслав Макаров, бывший директор «World of Tanks», который работал в Фонде эффективной политики - а этот фонд сейчас почти в полном составе работает в Администрации Президента. Но они больше айтишники и не такие искушённые политики, как Венедиктов. И они начали пробалтываться. Они думали, что раз эта рабочая группа при Общественной палате Москвы, то она такая же карманная, как и группа при федеральной Общественная палате, и с нами можно говорить о чём угодно. Например, они проболтались о том, что администрация президента поставила задачу реализовать электронное голосование, чтобы управлять «электоральными султанатами». И вторая задача — знать реальные результаты в этих регионах. Осенью 2021 года нас с коллегами позвали наблюдать за электронным голосованием в Эстонии, там были муниципальные выборы. Там всё значительно более открыто — и разработчики, и комиссия. Электронное голосование там является досрочным, многодневным, а в сам финальный день голосования можно свой электронный голос заменить бумажным.
Видно, что многие вещи, которые у нас реализуются, внешними признаками скопированы с эстонской системы. Но там развита электронная инфраструктура, электронные паспорта у всех граждан, наличие электронной подписи, государство не скомпрометировало себя злоупотреблениями при использовании информационных систем. У нас с этим очень плохо. В России, конечно, применяется электронная подпись, в том числе подтверждённая государством. Но у нас регулятором всей этой сферы является ФСБ: естественно, они этот бизнес под себя подмяли и то, как они к этому относятся, серьёзно останавливает развитие рынка электронной подписи. Мы вынуждены сделки с банком подписывать эсэмэской, что очень небезопасно в ряде случаев. Во-первых, голосование должно быть организовано независимой комиссией. Второе: избиратель голосует лично, в его личности вы убеждаетесь с помощью паспорта, а эти документы массово подделать сложно. Активное избирательное право проверяется по прописке, то есть даже если вас нет в списках, при её наличии вы всё равно сможете проголосовать. Сохраняется тайна голосования.
Эстонская система электронного голосования позволяет всё это реализовывать. А в чём проблема нашей системы? Кто убеждается в том, что избиратели голосуют лично? Портал мэрии Москвы или портал Госуслуг. Электронная комиссия, в которую входят и представители КПРФ, просто сидит рядом и смотрит, как чьи-то фамилии раскрашиваются зелёным цветом. То есть комиссия не убеждается в том, что избиратели голосуют лично. Кто включён в список избирателей, комиссия не могла убедиться — как раз из-за того, что она не видит прописку. Основная проблема в том, что в списке избирателей под электронное голосование могло появиться какое-то количество людей, которые вообще не являются избирателями. Подсчёт голосов тоже не является прозрачным для избирательной комиссии. Отдельная история — это нарушение тайны голосования.
В интернете вы оставляете следы — IP-адрес, тип устройства и всё остальное. Даже если вы голосуете с телефона, про вас будет передано очень много информации. Какой зашифрованный голос, с какого устройства, был получен на финальном этапе голосования и с какого устройства происходила авторизация на Mos. Собственно, в эстонской системе комиссия, которая знает, как вы голосовали, не знает, откуда вы голосовали. Условно говоря, там с применением криптографических технологий ваш голос упакован в «конверт», который подписан вашим именем, а потом в какой-то момент зашифрованные голоса достаются из «конвертов», которые уничтожаются, голоса перемешиваются и считаются отдельно. А в Германии, к примеру, оно запрещено Конституционным судом… - Да, там решили, что пока все не поймут, как работает этот «чёрный ящик», это внедрять нельзя.
Его можно отозвать, если передумаете. Обратите внимание, что данные в учётной записи должны совпадать с данными регистра избирателей ЦИК России. Какие ещё сервисы доступны избирателям Для тех, кто в день голосования будет далеко от дома, на Госуслугах работает сервис «Мобильный избиратель».
ЦИК России сформирована территориальная избирательная комиссия дистанционного электронного голосования на период проведения выборов Президента РФ.
В ее состав вошли 12 человек от политических партий и общественных палат. Москвичи смогут воспользоваться этой услугой на портале mos.
Эксперты обсудили достоинства и риски дистанционного электронного голосования
Анонимность Результаты голосования подводятся на основании гомоморфного шифрования. Это означает, что используется криптографический алгоритм, позволяющий суммировать зашифрованные данные по каждой графе. Как поясняет Олег Качанов — замглавы Минцифры — значения в бюллетене шифруются так, что их нельзя увидеть, но можно сложить как цифры. Например, возьмем значения 1 и 0, то есть «да» и «нет». Эти результаты складывают с другими результатами, считают и получают вывод. Таким образом, бюллетень отдельного избирателя не расшифровывается. Поэтому невозможно вычислить, как проголосовал участник ДЭГ. Неизменность результатов По завершении голосования бюллетени шифруются и попадают в распределенную сеть, основанную на технологии блокчейн. В браузере пользователя или на сервере информация не сохраняется. Блокчейн-платформа безопасно хранит данные о результатах голосования.
Во всех узлах сети одновременно хранится одинаковый набор данных. Все узлы связаны друг с другом, и если попытаться изменить данные в одном узле, цепочка не поддержит изменения. Узел будет помечен как взломанный, и платформа выкинет его из общей системы. Но благодаря другим блокам данные сохранятся в неизменном виде.
У айтишников принято публиковать код своих систем, чтобы их могли использовать или проверить.
Так вот, для Москвы этот код полностью не опубликован. Самые важные, самые интересные куски, связанные с тем, как проверяется избиратель, изъяты. Если московскую систему у нас пропагандирует Венедиктов, то для федеральной системы, начиная с её появления в 2020 году, федеральная общественная палата завела своих карманных пропагандистов. Это так называемая Партия прямой демократии, известная в народе как «танчики». Их возглавлял тогда Вячеслав Макаров, бывший директор «World of Tanks», который работал в Фонде эффективной политики - а этот фонд сейчас почти в полном составе работает в Администрации Президента.
Но они больше айтишники и не такие искушённые политики, как Венедиктов. И они начали пробалтываться. Они думали, что раз эта рабочая группа при Общественной палате Москвы, то она такая же карманная, как и группа при федеральной Общественная палате, и с нами можно говорить о чём угодно. Например, они проболтались о том, что администрация президента поставила задачу реализовать электронное голосование, чтобы управлять «электоральными султанатами». И вторая задача — знать реальные результаты в этих регионах.
Осенью 2021 года нас с коллегами позвали наблюдать за электронным голосованием в Эстонии, там были муниципальные выборы. Там всё значительно более открыто — и разработчики, и комиссия. Электронное голосование там является досрочным, многодневным, а в сам финальный день голосования можно свой электронный голос заменить бумажным. Видно, что многие вещи, которые у нас реализуются, внешними признаками скопированы с эстонской системы. Но там развита электронная инфраструктура, электронные паспорта у всех граждан, наличие электронной подписи, государство не скомпрометировало себя злоупотреблениями при использовании информационных систем.
У нас с этим очень плохо. В России, конечно, применяется электронная подпись, в том числе подтверждённая государством. Но у нас регулятором всей этой сферы является ФСБ: естественно, они этот бизнес под себя подмяли и то, как они к этому относятся, серьёзно останавливает развитие рынка электронной подписи. Мы вынуждены сделки с банком подписывать эсэмэской, что очень небезопасно в ряде случаев. Во-первых, голосование должно быть организовано независимой комиссией.
Второе: избиратель голосует лично, в его личности вы убеждаетесь с помощью паспорта, а эти документы массово подделать сложно. Активное избирательное право проверяется по прописке, то есть даже если вас нет в списках, при её наличии вы всё равно сможете проголосовать. Сохраняется тайна голосования. Эстонская система электронного голосования позволяет всё это реализовывать. А в чём проблема нашей системы?
Кто убеждается в том, что избиратели голосуют лично? Портал мэрии Москвы или портал Госуслуг. Электронная комиссия, в которую входят и представители КПРФ, просто сидит рядом и смотрит, как чьи-то фамилии раскрашиваются зелёным цветом. То есть комиссия не убеждается в том, что избиратели голосуют лично. Кто включён в список избирателей, комиссия не могла убедиться — как раз из-за того, что она не видит прописку.
Основная проблема в том, что в списке избирателей под электронное голосование могло появиться какое-то количество людей, которые вообще не являются избирателями. Подсчёт голосов тоже не является прозрачным для избирательной комиссии. Отдельная история — это нарушение тайны голосования. В интернете вы оставляете следы — IP-адрес, тип устройства и всё остальное. Даже если вы голосуете с телефона, про вас будет передано очень много информации.
Какой зашифрованный голос, с какого устройства, был получен на финальном этапе голосования и с какого устройства происходила авторизация на Mos. Собственно, в эстонской системе комиссия, которая знает, как вы голосовали, не знает, откуда вы голосовали. Условно говоря, там с применением криптографических технологий ваш голос упакован в «конверт», который подписан вашим именем, а потом в какой-то момент зашифрованные голоса достаются из «конвертов», которые уничтожаются, голоса перемешиваются и считаются отдельно. А в Германии, к примеру, оно запрещено Конституционным судом… - Да, там решили, что пока все не поймут, как работает этот «чёрный ящик», это внедрять нельзя. Они не запретили, а отложили на будущее.
Это логично. К примеру, 200 лет назад далеко не все умели читать и писать. А сейчас каждый может прочитать, что написано в бюллетене. Может быть, когда-нибудь все будут хорошо понимать, как работает IT-инфраструктура, и тогда электронное голосование реализуют и в Германии. Например, что у нас будет переголосование — якобы для защиты от административного давления.
На вопрос: «а как вы гарантируете, что вы сами не переголосуете за избирателя», нам обещали представить математическое доказательство корректности выбора последнего голоса. Нам его, естественно, не предоставили. За день до голосования правительство Москвы приняло постановление о дистанционном электронном голосовании. Причём оно даже не опубликовано на сайте правительства, его нашли только в бумажных вестниках. И про московскую систему у нас больше ничего официального нет.
Но, как вы знаете, у нас недавно совершенно прошла, я бы тогда сказала, супермасштабная тренировка, в процессе мы вообще охватили огромный массив всех регионов нашей России, вообще проверяли запас прочности федеральной системы голосования, многие другие аспекты. Мы решили дать добро», — отметила Элла Памфилова. Сегодня же Центризбирком зарегистрировал группу избирателей, которая была создана для поддержки выдвижения Владимира Путина на выборах президента, и разрешил открыть специальный счет, чтобы начать сбор подписей. По закону, необходимо не менее 300 тысяч.
Эти результаты соотносятся с данными Росстата о доле населения, постоянно использующей персональный компьютер и смартфон. При этом стоит отметить, что электронное голосование на старте его внедрения становится жертвой репутационных проблем самого института выборов в России.
Россияне по-разному представляют себе организацию электронного голосования У граждан нет одного наиболее предпочтительного способа голосования через интернет. Предпочтительнее проверенные способы коммуникации. Потенциал и функционал электронного голосования требует раскрытия. В странах, где система дистанционного голосования функционирует не первый год, существуют разные уникальные функции, которые в принципе недоступны при использовании традиционных способов волеизъявления. Например, граждане Эстонии в течение дня голосования могут изменить свой выбор до закрытия участков. Около половины россиян позитивно относятся к электронному голосованию.
При этом в обществе нет явного негативного или предвзятого отношения к новой технологии. Это создает благоприятную базу для развития института электронного голосования в будущем. Электронное голосование позволит привлечь к выборам новых избирателей. Наибольший уровень поддержки голосования через интернет фиксируется в возрастной группе от 18 до 34 лет, представители этой же возрастной группы меньше других участвуют в традиционном голосовании и чаще придерживаются стратегии ситуативного участия. В связи с этим можно предположить, что в результате обеспечения возможности голосовать дистанционно через интернет электоральное поведение молодежи может стать более активным. Новым технологиям потребуется время для внедрения.
В ближайшие несколько лет, выбирая между дистанционным и традиционным голосованием, большинство россиян явно отдаст предпочтение в пользу последнего как привычного и знакомого способа.
Что такое ДЭГ и как оно работает?
Дистанционное электронное голосование На выборах Президента проголосовать онлайн с помощью платформы смогут жители 28 регионов страны. К 2024 году дистанционное электронное голосование может быть внедрено в масштабах всей страны. В ходе осенних выборов мэра Москвы в 2023 году на каждом участке можно будет голосовать с помощью электронных терминалов (ТЭГ). 10 сентября 2023 года в России назначен единый день голосования, в который пройдут выборы различного уровня.
Онлайн-голосование впервые применят на выборах президента РФ
В ходе осенних выборов мэра Москвы в 2023 году на каждом участке можно будет голосовать с помощью электронных терминалов (ТЭГ). Дистанционное электронное голосование в городе Москве проходит на базе государственной информационной системы «Дистанционное электронное голосование». Решение не запрещало электронное голосование как таковое, но требует, чтобы все существенные шаги на выборах были доступны для общественного контроля.[89][90]. Команда Романа Юнемана рассказывает о том, как электронное голосование стало инструментом фальсификаций на выборах в России. Трехдневное голосование, а также дистанционное электронное голосование (ДЭГ) вызывает «рабочие вопросы», сказал представитель партии «Родина» Никита Габов. Сайты электронного голосования и ЦИК столкнулись с беспрецедентными кибератаками, особенно в финальный, третий день выборов.
Что такое ДЭГ и как оно работает?
Он может воспользоваться техническими средствами для участия в ДЭГ непосредственно в помещении для голосования или ином помещении в случаях, определенных порядком такого голосования. Для участия в онлайн-голосовании на федеральной платформе избирателю необходимо зарегистрироваться на портале vybory. Подать заявление на участие в ДЭГ можно в период от 45 до 3 дней до дня голосования. Голосование проходит с 08:00 первого дня голосования до 20:00 последнего дня по местному времени. Для подготовки и проведения онлайн-голосования формируется территориальная избирательная комиссия ДЭГ. В Москве ДЭГ проводится с использованием специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг, являющегося частью государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование". Электронное голосование в 2022 и 2023 годах В сентябре 2022 года в ходе единого дня голосования система ДЭГ применялась в восьми регионах. Еще в одном субъекте РФ - Москве, где состоялись выборы депутатов муниципальных образований, онлайн-голосование прошло на региональной платформе. В сентябре 2023 года ДЭГ было проведено в 25 субъектах Федерации, в том числе на довыборах депутатов Госдумы в одномандатных округах в Республике Крым и Липецкой области, на выборах глав Алтайского края, Воронежской, Московской, Нижегородской, Новосибирской и Псковской областей и др. В 24 регионах в 18 - впервые электронное голосование состоялось на федеральной платформе. В Москве для ДЭГ использовалась собственная платформа.
Подготовка к президентским выборам 2024 года 7 декабря 2023 года Совет Федерации назначил выборы президента РФ на 17 марта 2024 года В тот же день, 7 декабря, председатель Центризбиркома Элла Памфилова сообщила, что на президентских выборах ДЭГ будет проходить только в тех регионах России, где оно уже было реализовано ранее, их будет не более 30.
По данным Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации с 29 января по 11 марта 2024 года осуществляется прием заявлений о включении мобильных избирателей в единый список избирателей по месту нахождения. Таким образом, жители 28 регионов России имеют возможность участвовать в дистанционном электронном голосовании ДЭГ , предварительно подав заявление. Мобильный избиратель сможет участвовать в выборах президента Российской Федерации в рамках ДЭГ - 17 марта 2024 года.
Что такое ДЭГ Дистанционное электронное голосование ДЭГ —является одним из современных способов голосования, не требующего посещение избирательного участка, поскольку проводится онлайн на специальном портале, который доступен для избирателей с компьютера или мобильного устройства с возможностью подключения к сети «Интернет».
Общественный штаб по наблюдению за выборами в Москве и территориальная избирательная комиссия дистанционного электронного голосования по итогам тестового электронного голосования пришли к выводу, что обе платформы выдержали нагрузку и готовы к голосованию [61]. Минцифры сообщило, что порядка 4,9 млн человек из 28 регионов, где применяется ДЭГ, подали заявления, чтобы проголосовать дистанционно в электронном виде, 3,7 млн человек — с помощью сервиса «Мобильный избиратель», а 23,5 тыс. Олег Артамонов сообщил, что система дистанционного электронного голосования полностью готова к процедуре наблюдения за президентскими выборами и начнет свою работу 14 марта в 23:00 по московскому времени [66]. Минцифры сообщило, что в первый день голосования проголосовало более 3 млн россиян, зарегистрированных на платформе дистанционного электронного голосования [68]. Основным ударам подвергался непосредственно портал голосования — 130 тысяч атак. Почти 30 тысяч атак — на портал наблюдения за ДЭГ [69].
Согласно исследованию Brand Analytics, дистанционное электронное голосование на прошедших выборах президента РФ вызвало рекордный интерес в русскоязычных социальных медиа, при этом подавляющая часть упоминаний была позитивной. Среди отзывов отмечалось, что ДЭГ удобен, дает возможность проголосовать быстро и особенно удобен для маломобильных граждан [73]. Селькова была уволена директором ЕР за отказ от участия именно в электронном голосовании Эксперимент был воспринят экспертным сообществом скептично и вызвал неоднозначную оценку. Гибридный админресурс на службе исполнительной власти» [76] и сайта о рисках и уязвимостях электронного голосования в России. Организаторами публичных обсуждений результатов эксперимента выступили политик и бывший кандидат на выборах в Мосгордуму Роман Юнеман и его команда.
Все изменения в нем фиксируются и проверяются. Если же у членов комиссии возникают сомнения в корректности списка, они связываются с избирателем и уточняют необходимую информацию. Тайна голосования В списках персональные данные есть, а в бюллетенях они отсутствуют. Голосуя с помощью бумажного бюллетеня, избиратель идет в кабинку, чтобы сделать свой выбор, а потом опускает бюллетень в урну, где он смешивается с другими. В электронном хранилище смешиваются не только голоса, но и прочие данные например о том, что избиратель получил бюллетень. Электронный бюллетень существует только на экране пользователя. Данные о нем не остаются ни в браузере избирателя, ни на сервере администратора. В системе остается информация только о том, что избиратель получил бюллетень такую же пометку делают и в списках на участках.