Недавние раскопки на территории Чукотки, где проживают чукчи, позволили обнаружить древние поселения и артефакты, свидетельствующие о наличии постоянной человеческой активности на этой земле уже более 10 000 лет назад. В XIX веке чукчи-оленеводы жили стойбищами в 2-3 дома. самые аутентичные. Пора уже нам избавиться от мысли, что Чукотка — «это холодно» и «где-то далеко», а живут там «чукчи из советских анекдотов». Сейчас большинство людей живут в домах и квартирах, но еще остались места, где коренные чукчи до сих пор ведут кочевой образ жизни, пасут оленей и живут в ярангах.
15 фактов о чукчах, которые кажутся абсурдными, но являются правдой
Фотограф и путешественник Тимур Ахметов с детства живет на Чукотке и не устает исследовать край, в котором вырос. Чукчи привыкли жить стойбищами, которые снимаются и обновляются, как только закончился олений корм. Как живут чукчи — в фотогалерее «Известий».
Воины, маги, танцоры… Чего мы не знали о чукчах
Возможно, потому что обнюхивание друг друга здесь нередко заменяет объятия. Например, отец-чукча, уходя на работу, прикладывался носом к шеям жены и детей, чтобы втянуть запах их тела и одежды. А еще в годы войн между коряками им чукчами последним лишь по одному запаху костей удалось определять, кому они принадлежат: своим или чужим. Чукчи меняются женами Многие шутят, что чукчи — это первые «свингеры», известные истории. По сути, так и есть. С помощью обмена женами они закрепляют дружеские узы.
Данный ритуал называется «нгэвтумгын» что в переводе означает «дружба по жене» , а сам мужчина, совершающий обмен — «нгэвтумгыт». Подробнее об этой шокирующей для нас традиции вы можете прочитать в другом материале. Чукчи не спасают тонущих людей Что вы будете делать, если вы увидите, что тонет человек? Наверняка, вы либо позовете на помощь, либо сами броситесь помогать, в крайнем случае, бросите бедняге спасательный круг и пожелаете ему удачи. А вот чукча помогать ни в коем случае не станет.
Все потому, что они считают, что в воде обитают сильнейшие духи, которые сами вправе распоряжаться судьбой человека. А препятствовать решению духов — значит навлечь на себя беду. Могли менять пол по велению духов И снова духи!
Речь идет о финансировании для социально-экономического и культурного развития, защиты традиционного образа жизни и среды обитания. Если предприятия или люди нанесли ущерб экологии, коренные жители имеют право на возмещение убытков. Речь идет, например, о вырубке лесов, где они охотятся, о загрязнении водоемов, где ловят рыбу. Рыболовство и охота являются основными видами традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Они участвуют в принятии государственных решений, в том числе касающихся защиты исконной среды обитания и промыслов. Эти советы участвуют в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных госпрограмм освоения природных ресурсов и охраны природы. В Японии протестуют против приостановки РФ положений налогового договора Алфавитов пока нет В России действует Стратегия государственной национальной политики и Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, рассчитанная до 2025 года. По словам главы Комитета Госдумы по делам национальностей Геннадия Семигина , необходимо обновить содержание концепции и продлить срок ее действия. Необходимо развивать «кочевые» школы, медицину в труднодоступных районах в суровым климатом. Семигин отметил, что есть проблемы с мобильной и спутниковой связью, транспортом, с оформлением социальных пенсий. Особый вопрос — языки коренных малочисленных народов.
В 2021 году принят закон о том, что разработка алфавитов, утверждение правил орфографии и пунктуации в отношении этих языков относится к полномочиям Правительства. Но эти алфавиты и новые учебники по родным языкам в кабмине так и не разработали. На круглом столе Министерству просвещения рекомендовали выделить деньги на разработку таких учебных пособий.
Показал мне обложку со словами: "Смотри, какая красивая чукчаночка": Кухня у них на улице под навесом.
Зимой закрывают проход одеялом и внутри становится тепло от печки: Владимир очень гордится своей коптильней, которую построил самостоятельно: В сарае висит копченая рыба: Иногда к ним заезжают рыбаки и обменивают оленье мясо на китовое: У Владимира есть туристический домик. Летом его снимают иностранцы и живут тут по паре недель. Наслаждаются безмолвием и наблюдают за животными: Внутри сейчас все завалено хламом: Какая-то ритуальная палочка, чтобы оберегать жилище от злых духов, но Владимир использует её в основном для того, чтобы спину себе чесать: Еще одно строение. Тут живут его родственники, но сейчас они уехали в соседнюю деревню, за несколько десятков километров, так как их ребенок пошел там в школу: Фаина рассказала о деревце, которое они посадили рядом со своим домом.
Обнесли его веревочным забором и сделали табличку: "Особо охраняемая зона". Приглядитесь к фотографии.
Согласно этой гипотезе, предки чукчей пересекли пролив во время ледникового периода, когда уровень моря был значительно ниже, и осели на северо-востоке Сибири. Эта гипотеза подтверждается генетическими исследованиями, которые показывают сходство генетического материала у чукчей и других народов Северной Азии. Другая гипотеза связывает происхождение чукчей с миграцией народов из Центральной Азии.
Согласно этой гипотезе, предки чукчей мигрировали на северо-восток Сибири через Сибирскую тундру, осваивая новые территории. Эта гипотеза подтверждается археологическими находками, которые указывают на наличие контактов между чукчами и народами Центральной Азии. Однако, несмотря на наличие различных гипотез, точное происхождение чукчей до сих пор остается загадкой.
Почему чукчи до сих пор разводят оленей и охотятся на морских зверей
Ребенок на пляже Берингова моря, Лорино. Работа у них очень опасная: мало того, что Берингово море само по себе строптивое, так бывает, что животные переворачивают лодки, и тогда на помощь оказавшимся за бортом людям приходят коллеги. Многие чукчи, хотя и живут всю жизнь на море, не умеют плавать. А как тут плавать, если вода круглый год ледяная? Здоровье охотников страдает от таких тяжелых условий, но даже в старости они сохраняют любовь к морю. Дмитрий ходил на морского зверя с 15 лет и до самой пенсии.
Сейчас ему 68. От тяжелой работы у него обветрилось лицо, не гнутся пальцы, руки еле слушаются. Он почти ослеп, но приходит на море, и сидя на холодном берегу, вглядывается в проходящие мимо лодки. Тогда было очень тяжело, и ноги болят теперь постоянно». Туризм на краю земли Ольга.
В Лорино продают обереги - символы солнца, традиционные длинные рубашки - комлайки, да резные поделки из кости моржа - это местные умельцы делают. Дорога, которая ведет от берега моря в село Лорино. Мариам родилась в Лорино, но долгое время жила в Хабаровске, крупнейшем городе Дальнего Востока более 600 тысяч человек и недавно вернулась, чтобы помогать маме на пенсии. Но люди везде живут», - говорит она. Мариам пришлось снова вспомнить, каково это - жить бок о бок с медведями, когда на много километров вокруг - только тундра и холодное Берингово море.
Но зато она привезла с собой многие праздники, которые раньше тут не отмечали. А теперь еще стали отмечать Пасху - семье понравилось делать куличи и красить яйца». Дорогие читатели, чтобы не пропустить наши свежие материалы, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Telegram ; VK.
Входили в ярангу между двумя половина ми покрытия, откидывая их в стороны. Для зимы шили покрытия из новых шкур, а для лета использовали прошлогодние. Пол внутри жилища укрывали ветками, на которые в зимнее время настилали шкуры в несколько слоев.
В центре яранги, под дымовым отверстием, устанавливали очаг, который окружали санями, загруженными различными принадлежностями для хозяйства. Напротив входа, у задней стенки яранги, устанавливали спальное помещение полог из шкур, а для отопления жилища чукчи использовали жировую лампу из глины, дерева или камня. У приморских чукчей яранга отличалась от жилья оленеводов тем, что в ней не было дымового отверстия. Каркас их шатров сооружал и как из дерева, так и из костей кита, что делало ярангу устойчивой к штормовым ветрам. Приморский народ покрывал свои яранги моржовыми шкурами, а для вентиляции в стенках делали отверстия, которые затыкали пробками из меха. Мясо оленей ели мороженым в мелко нарубленном виде или слабо отваренным.
При этом летом животноводы старались питаться как вегетарианцы, чтобы сохранить поголовье оленей. А если и ели оленя, то полностью, вплоть до рогов и копыт, даже заготовляли содержимое оленьих желудков, проварив его с кровью и жиром. В кухне чукчей известно своеобразное блюдо под названием «моняло» — это немного переварившийся мох, который извлекался из желудка оленя после убийства животного. Самым распространенным горячим блюдом у чукчей была жидкая похлебка из моняла с кровью, жиром и измельченным оленьим мясом. Также чукчи употребляли свежую и мороженую кровь оленя. Оседлые же чукчи питались мясом моржей.
Свежее моржовое мясо в основном варили. А чтобы оно дольше хранилось, существовал особый метод «копалгын»: из спинной и боковых частей туши вырезали квадратные куски мяса вместе с салом и шкурой, в вырезку закладывали печень и другие очищенные внутренности. Затем края сшивались кожей наружу, в виде рулета. Ближе к холодам края рулета стягивались еще сильнее, чтобы не допустить закисания мяса. Копалгын чукчи ели в свежем, подкисшем и мороженом виде. Несмотря на различия в образе жизни, тундровые и приморские чукчи помогали друг другу.
У них был взаимный обмен продуктами хозяйства, что позволяло оленеводам получать обувь, кожаные ремни и арканы, сделанные из шкур морских млекопитающих, а береговым — оленьи шкуры для зимней одежды. Чукотскую одежду можно разделить на повседневно-бытовую и празднично-обрядовую, которую обильно украшали орнаментом, вышитым цветными нитками и подшейным волосом оленя. Традиционный комплект мужского костюма состоял из меховых штанов до щиколоток, внизу штаны стягивали и завязывали ремешками поверх голенищ сапог, чтобы снег не проникал в обувь. Нижняя одежда была из оленьего меха шерстью внутрь. В зимнее время поверх нижней одежды надевали шерстью наружу верхнюю, которая была немного короче. Одежду подпоясывали поясом.
Украшалась верхняя одежда кисточками из меха нерпы, окрашенного в красный или оранжевый цвет. Женщины носили меховой комбинезон длиной до колен. Комбинезон имел глубокий вырез, поэтому его удобно было надевать через ворот. Вырез ворота украшали меховой опушкой из собачьего или росомашьего меха и завязывали кожаными ремешками. Книзу комбинезон стягивался поверх обуви также при помощи ремешков. Зимой, во время перекочевок или на праздники, женщины надевали верхнюю одежду из тонкошерстных шкур шерстью внутрь, а наружную сторону окрашивали в коричнево-оранжевый цвет ольховым настоем.
Свои волосы женщины заплетали в косы и украшали пуговицами и бусами. Детская одежда имела вид мехового комбинезона. Грудных детей одевали в комбинезон с наглухо зашитыми рукавами и штанинами. В штанах прорезали отверстие, закрываемое специальным клапаном, на который клали в качестве сменяемой подстилки сухой мох или оленью шерсть, что сохраняло ощущение комфорта и сухости на долгое время.
В 1770 году после ряда военных кампаний, в том числе неудачной кампании Шестакова 1730 , Анадырский острог , служивший центром борьбы русских с чукчами, был уничтожен и команда его переведена в Нижнеколымск, после чего чукчи стали менее враждебно относиться к русским и постепенно стали вступать с ними в торговые отношения. В 1775 году на речке Ангарке, притоке Большого Анюя, была построена Ангарская крепостца, где, под охраной казаков, происходила ежегодная ярмарка для меновой торговли с чукчами. Чукчи относились ко всем своим соседям крайне высокомерно и ни один народ в их фольклоре, за исключением русских и их самих, не назван собственно людьми. В чукотском мифе о творении мира предназначением русских считается производство чая, табака, сахара, соли и железа, и торговля всем этим с чукчами.
Но, по непонятой причине, русские презрели своё предназначение и стали воевать. До первой половины XIX века , когда европейские товары доставлялись на территорию чукчей единственным сухопутным путем через Якутск, Анюйская ярмарка имела обороты на сотни тысяч рублей. На продажу привозились чукчами не только обыденные продукты их собственного добывания одежда из оленьих мехов, оленьи шкуры, живые олени, тюленьи шкуры, китовый ус , шкуры белых медведей , но и самые дорогие меха бобров , куниц , черных лисиц , голубых песцов , которые так называемые носовые чукчи выменивали на табак у обитателей берегов Берингова моря и северо-западного побережья Америки. С появлением американских китоловов в водах Берингова пролива и Ледовитого океана, равно как с доставлением товаров на Гижигу судами добровольного флота в 1880-х гг. Хозяйство Первоначально чукчи были просто охотниками на северных оленей, со временем незадолго до появления русских они освоили оленеводство , которое стало основой их хозяйства. Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами по несколько байдар.
Традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копьё, ремённая сеть, со второй половины XIX века распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились. Быт чукчей В XIX веке чукчи-оленеводы жили стойбищами в 2-3 дома. Перекочевки совершали по мере истощения оленьего корма. На лето некоторые спускаются к морю. Род чукчей — агнатный, объединяемый общностью огня, единокровностью по мужской линии, общим тотемным знаком, родовой местью и религиозными обрядами. Брак преимущественно эндогамный, индивидуальный, часто полигамический 2-3 жены ; среди определённого круга родственников и побратимов допускается, по соглашению, взаимное пользование женами; обычен также левират. Калыма не существует. Целомудрие для девушки не играет роли.
Жилище - яранга - представляет собой большой шатёр неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу. Устойчивость против напора ветра придаётся камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша. Огнище — посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями. Собственно жилое помещение, где чукча ест, пьёт и спит, состоит из небольшой четырёхугольной меховой палатки-полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо с пола заделываемой. Температура в этом тесном помещении, нагреваемом животной теплотой её обитателей и отчасти жировой лампой, такая высокая, что чукчи раздеваются в нём донага. Одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьётся из меха пыжиков подросшего осеннего теленка и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи нижней мехом к телу и верхней мехом наружу , таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки.
Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пёстрых покупных материй, а также камлейки из тонкошёрстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками. Костюм грудного ребёнка состоит из оленьего мешка с глухими разветвлениями для рук и ног. Вместо пелёнок подкладывается слой мха с оленьей шерстью, впитывающий в себя испражнения, которые ежедневно выбираются через особый клапан, пристегивающийся к отверстию мешка. Прически женщин состоят из заплетенных по обе стороны головы кос, украшенных бусами и пуговицами. Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей. Утварь, орудия и оружие в настоящее время употребляются главным образом европейские металлические котлы, чайники, железные ножи, ружья и т.
На горбатых китов охота запрещена: и закон нарушишь, и компенсацию не заплатят.
Ещё двадцать минут рысканья по заливу Лаврентия, рассекающего восточную оконечность России на границе Полярного круга, и вот — новая цель. Чёрная тень поднимается из воды, и лодки бросаются наперерез, не давая киту отдышаться. Летит первый гарпун. Буй ныряет — и на сей раз поднимается нескоро. Рядом с буем взлетает из моря огромный плавник. Ближайший катер резко сворачивает в сторону. Киту ничего не стоит перевернуть его и убить охотников.
На одном из прошлых выходов в море взметнувшийся над лодкой хвост сломал шею их товарищу. Но вот рядом с первый буем оказывается второй, за ним — третий. Они тянут наверх, и киту всё сложнее погружаться. Огромное животное бьётся на поверхности. В трёх метрах от лодки с Рустамом поднимается тёмная голова в ракушках — и с плеском падает обратно. Отец готовится заложить вираж, Рустам привстаёт и заносит гарпун. На суше «Морской зверь для нас — не добыча.
Мы каждого кита встречаем как дорогого гостя. Как тебя, — Владимир усмехнулся в короткую седеющую бороду, макнул ломтик чёрного языка в соевый соус, с аппетитом прожевал и сказал блаженно: — Молодой кит, нежный. Только что из Калифорнии пришёл». За десять дней до первой охоты Рустама я сижу на кухне у главы общины китобоев. Типовая мебель, обои с листочками, фотография сына — привычная обстановка, которую встречаешь всюду в России. Жена Владимира Анна режет китовый язык женским ножом-пекулем, похожим на полукруглый тесак и кастет одновременно. У Владимира круглое бронзовое лицо с подвижными чёрными глазами.
В улыбке чернеют провалы, на левой руке не хватает указательного пальца — от волчьего укуса началось заражение, и охотник, не особенно задумываясь, отсёк его топором: «Это ещё что! Приятелю на рыбалке попал в нос крючок. Думали аккуратно откусить клещами, а он воспротивился. Попросил вырезать с куском носа и стал дальше на него ловить. Запасного крючка не было, а рыба клевала, в азарт вошёл». За окном плачут чайки, сопки спускаются к берегу бледно-голубого залива Лаврентия. Пейзаж пересекает череда покосившихся электрических столбов.
Владимир и Анна живут в многоэтажном доме на сваях, вбитых в вечную мерзлоту на окраине села Лаврентия, столицы Чукотского района. В семидесятых правительство решило «уплотнить» регион, построило здесь школу, больницу, ДК и несколько хрущёвок, в которые свезли чукчей и эскимосов из деревень, раскиданных по побережью Берингова пролива. Слушаем и разбираемся в песнях китов и дельфинов в выпуске подкаста «Звуки науки» Взлётно-посадочная полоса рассекает село с населением в тысячу двести человек ровно посередине. Дорога здесь — только до соседнего села Лорино, поэтому, за вычетом приходящего несколько раз за лето старенького теплохода «Капитан Сотников», аэродром — единственное средство сообщения с миром. Во время дождей облака не дают самолёту сесть, а размокшая грунтовая взлётка — подняться, и село на пару недель оказывается отрезанным от континента напрочь. По улицам бродят собаки самого разного вида, но все — с ясными голубыми глазами. Чистых чукчей здесь почти не осталось».
Дед Владимира — казак, отец его ближайшего помощника — ингуш. Оба считают себя чукчами, и не без оснований: язык глава общины знает лучше большинства соседей. Наконец, уазик тормозит возле большого ангара на берегу залива. Он принадлежит общине морских зверобоев «Дауркин», названной в честь первого чукотского картографа. В 1747 году, в разгар русско-чукотских войн, его семья попала в плен к русским. Отец бежал; мать, родственницу одного из чукотских вождей, сожгли заживо, а мальчика отправили в Анадырь. Там Дауркина крестили именем Николай, дали ему образование, и до конца жизни он верно служил российскому государству в качестве первопроходца и географа.
Чукчи встретили русских первопроходцев настолько ожесточённым сопротивлением, что в 1742 году Сенат издал указ «оных немирных чюкч искоренить вовсе». По разным подсчётам, в процессе исполнения указа российские войска уничтожили до трети коренного населения полуострова, но войну всё равно проиграли. В решающей битве чукчи убили главу карательной экспедиции — майора Павлуцкого, захватили полковое знамя и перешли в наступление. Империи пришлось договариваться. В обмен на мир и прекращение нападений на остроги колонистов чукотским вождям предложили дворянство и практически полное самоуправление — в состав империи чукчи вошли номинально, без уплаты ясака. Там, где оказались бессильны ружья и артиллерия, роковую роль сыграли сначала алкоголь, а в советское время — интернаты, куда насильно забирали детей малых народов Севера. В перестройку китобои фактически спасли тающее население полуострова.
Тогда магазины опустели по всей стране, но здесь это вылилось в настоящую гуманитарную катастрофу и полномасштабный голод. Без дотаций, без современного оружия и скоростных катеров китобои кололи морского зверя пиками со старых лодчонок и кормили людей. Владимир говорит о трудных временах просто: «Когда киту зимой нужно вдохнуть, он проламывает лёд». Но вымирание Чукотки, начавшееся в советское время, продолжается. Сегодня чукчей осталось около 16 тысяч, из них родным языком владеют менее трети — в основном старики. Речь не об ассимиляции, поскольку коренные жители Арктики не становятся русскими. Утратив язык и культуру, чукчи в посёлках спиваются и гибнут, особенно если не заняты оленеводством и не ходят за морским зверем.
У ангара китобоев из «Дауркина» тяжёлые железные ворота с двух сторон: одни обращены на село, другие открываются в море. У входа — тёмная комнатка, где пьют чай, чуть дальше — общая мастерская, где китобои точат гарпуны и ремонтируют снаряжение. Над столом Владимира висит большая фотография осетинских гор — напоминание о кавказских корнях. За мастерской — бобина с ржавой цепью и крюком, на котором катера спускают в море и вытаскивают обратно. В углу охотники бросают отрубленные головы нерп — пригодятся для отчёта. Морского зверя коренные народы Чукотки добывают по особым правительственным квотам. Продавать добытое мясо запрещено — только есть самим и делиться с односельчанами.
Сведения о добытых нерпах, моржах и китах вносятся в специальный документ, по которому государство выплачивает потом компенсацию за труд охотника.
Чукотский народ
Не заглядывает в GPS, — хвалит Владимир рулевого. Если кто на охоте за трубку берётся, я его веслом учу. С навигаторами то же самое. Молодёжь к ним привыкла.
Но на море нужен третий глаз. Надо понимать, откуда ветер дует, куда волна идёт, а не пялиться в экран. Иначе сядет батарейка — и ты пропал».
Встречать катера всякий раз сбегается полдеревни: зверобои везут посылки, а порой и попутчиков. Трезвые тут только китобои, дети и приезжие — почти все взрослые чукчи в деревне навеселе. Одни выпрашивают водку, другие зазывают в гости.
Особо щедрый сельчанин дарит мне на память окровавленный моржовый член. Бесконечный заполярный закат плавно переходит в рассвет. Ледяной лабиринт остался позади.
Лодки качаются у берега, растянутые между якорями и причальными канатами. В золотисто-алом океане поднимают любопытные головки чёрные нерпы, порой бесформенной громадиной вдалеке всплывает кит. Мальчик Рустам, который за всю поездку, кажется, ни разу не вздремнул, помогает местным рыбакам.
Те по ряби определяют косяки гольца и камнями загоняют их в сети. Рыбу вытаскивают, глушат и тут же разделывают, вырывая как особое лакомство бьющиеся сердца. За этой работой наблюдает пьяная женщина, удивительно похожая на попрошайку, клянчившую китовую кожу в Лаврентии.
Против ветра Заброшенная деревня Пинакуль стоит на противоположном берегу залива от села Лаврентия. Двадцать минут на катере между ними — это дорога из обломка СССР в мир, обречённый этим государством на гибель — и всё же переживший его. В конце 1970-х Пинакуль попал под «уплотнение» — и всех его жителей переселили в Лаврентия.
Но и теперь китобои приезжают сюда отдыхать и высматривать добычу перед охотой. Морзверь проходит рядом». Галька на узкой косе, закрывающей бухту, преломляется в воде, и кажется, что земля мерно дышит.
В пяти минутах ходьбы от моря Владимир построил дом — большой, неуклюжий и уютный, с деревянной верандой и корабельным гальюном. Жизнь здесь не похожа на быт хрущёвки на сваях на другом берегу залива. Хозяин дома восседает за столом, сделанным из черепа гренландского кита.
Под крыльцом шныряют лемминги. Жена Владимира Анна прибралась в доме веником из журавлиного крыла и теперь старательно отбивает китятину бутылкой: мясо жёсткое, но, если правильно приготовить, на вкус как говядина. Возле дома сидят домашние собаки, за ними издали наблюдает дикий кобель.
Владимир подкармливает его и явно симпатизирует бродяге: от дикарей получаются славные щенки. На стене висит здоровенный китовый ус с резьбой, изображающей охоту косаток на кита. По чукотскому поверью, охотники, не вернувшиеся с моря, превращаются в этих хищников и помогают родичам загонять добычу.
Чукотский полуостров не помещается в общий прямоугольник и торчит над ним. Воспитатели не понимали наших разговоров и заставляли полностью переходить на русский. Но многие чукчи даже без запретов старались с интеллигенцией быть — и позабыли наши обычаи.
А я всё, что мама рассказывала, помню. Она из богатой семьи, у неё даже татуировка на лице была. А Владимира зовут Тэвыл.
Гребущий против ветра. За порогом дома сразу начинается чахлая тундра с пятнами снежников возле воды, но хозяин точно знает границы своей территории. Неподалеку виднеются кости моржей и медведей.
Бурых, забредающих в его владения, Владимир отстреливает. Недавно в соседнем селении медведи разрыли кладбище. Звери, попробовавшие человечину, опасны, пришлось их убить.
Мясо бурых медведей чукчи почти не едят — в нём много паразитов. То ли дело белые, особенно молодые пестуны, ходящие с матерью. По закону это считается браконьерством и грозит тюрьмой, но кто запретит охоту жителю тундры?
Мечтал белого медведя подстрелить. Заплатил долларов триста — тогда это большие деньги были. Я вспомнил одну медведицу, которая ходила на водопой с тремя медвежатами.
Это много, самый слабый вряд ли бы выжил. Легли мы в засаду. Японец тетиву натянул, прицелился.
Трень — и медвежонок упал. Как потом выяснилось, попал в самое сердце. Большой мастер.
Думали, остальные убегут, а медведица принюхалась — и рванула прямо на нас. Я встаю — и стреляю из карабина в снег перед ней. Раз, другой, третий.
Она всё бежит. Поднялась передо мной на задние лапы. Громадная, сильная.
Жаль такую убивать.
Добровольная смерть Тяжёлые условия жизни, недостаточность питания, привели к такому явлению как добровольная смерть. Как пишет В. Богораз : Добровольная смерть — обычное явление среди чукч. Человек, желающий умереть, заявляет об этом другу или родственнику, и тот должен исполнить его просьбу… Мне известно два десятка случаев добровольной смерти… [Так] один из приехавших после посещения русской казармы почувствовал боль в желудке. Ночью боль усилилась настолько, что он потребовал, чтобы его убили. Его спутники исполнили его желание [14]. Предвидя многие спекуляции, этнограф пишет: Поводом к добровольной смерти стариков служит отнюдь не недостаток хорошего отношения к ним со стороны родственников, а скорее тяжёлые условия их жизни. Эти условия делают жизнь совершенно невыносимой для каждого, кто не способен заботиться о себе.
Не только старики прибегают к добровольной смерти, но также страдающие какой-нибудь неизлечимой болезнью. Число таких больных, умирающих добровольной смертью, не меньше, чем число стариков [15]. Фольклор У чукчей богатое устное народное творчество, которое выражено и в искусстве каменной кости. Основные жанры фольклора: мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей был ворон — Куркыль, культурный герой. Сохранилось много легенд и сказок, как «Хранитель огня», «Любовь», «Когда киты уходят? Приведём пример последней: В тундре жило одно семейство: отец, мать, и двое детей, мальчик и девочка. Мальчик пас оленей, а девочка помогала матери по хозяйству. Как-то утром отец разбудил дочь и велел, чтобы она развела костер и заварила чай.
Вышла девочка из полога, а бог поймал ее и съел, а потом отца и мать съел. Вернулся мальчик из стада. Прежде чем зайти в ярангу, посмотрел в дырку, что там делается. И видит — бог сидит на потухшем очаге и играет в золе. Мальчик крикнул ему: — Эй, чего делаешь? Зашел мальчик в ярангу , стали они играть. Играет мальчик, а сам смотрит по сторонам, ищет родных. Понял он все и говорит богу: — Поиграй один, я до ветра схожу! Выбежал он из яранги.
Отвязал двух самых злых собак и побежал с ними в лес. Забрался на дерево, а собак привязал под деревом. Играл, играл бог, есть захотел и пошел разыскивать мальчика. Идет он, нюхает след. Дошел до дерева. Хотел вскарабкаться на дерево, а собаки поймали его, разорвали на куски и съели. А мальчик пришел домой со своим стадом и стал хозяином [16]. Исторические предания сохранили рассказы о войнах с соседними эскимосскими племенами [17].
К наконечнику крепится верёвка с буем. Когда гарпун попадает в кита, тот ныряет, верёвка натягивается и разворачивает наконечник на 90 градусов.
Когда кит выбивается из сил, его добивают из карабинов. Сотрудники заповедника «Берингия» считают, что промысел морского зверя ручным гарпуном не наносит существенного урона популяции. На четырнадцать чукотских сёл годовая квота разрешает коренным легально добывать сто сорок китов в год — меньше одного кита на село в месяц. Старожилы вспоминают, что в пятидесятых китов добывали здесь в промышленных масштабах, расстреливая из противотанковых пушек. Около трети тонули, к остальным успевали подплыть, засунуть внутрь шланг и накачать сжатым воздухом. Мясо после такой процедуры в пищу людям не годилось, поэтому им кормили голубых песцов на зверофермах. Современные экологи называют советские методы и объёмы промышленной охоты на китов одним из самых бессмысленных преступлений против окружающей среды в истории. По подсчетам экологов, с 1930-х по 1980-е в акватории СССР добыли порядка 540 тысяч крупных китов разных видов — в обход всех международных соглашений. Однако к восьмидесятым годам численность крупных китов на планете упала настолько, что усилиями международных организаций был введён мораторий на коммерческую охоту. Тогда мировой объём добычи китов единовременно упал с 50—60 тысяч голов в год до примерно 4—5 тысяч — охота на морского зверя стала почти исключительной привилегией учёных-океанологов и коренных народов Арктики.
В остальном мире профессия охотника на морских гигантов фактически исчезла. Гренландские инуиты сегодня имеют право добывать 170 больших китов в год — немногим больше, чем чукчи в России. СССР короткое время сопротивлялся введению моратория, но вскоре началась перестройка — и вопрос решился сам собой. Остовы старых китобойных судов Чукотки до сих пор догнивают на окрестных отмелях. Новые катера, обзаведясь в ангаре номерами и моторами, покидают залив Лаврентия, чтобы отправиться через Берингов пролив в Северный Ледовитый океан. Лето по арктическим меркам тёплое, море спокойное, и всё равно на полной скорости ветер пронизывает до костей. Рулевой правит на мыс Дежнёва — восточную оконечность Евразии. До него чуть больше двух часов. Справа из воды поднимается чёрная скала — остров Ратманова. Через час из-за неё выглядывает скала поменьше — остров Крузенштерна.
Десятки поколений эскимосов строили там жилища, рыбачили, охотились на китов, пересекали узкую полоску воды, чтобы навещать друзей и привозить невест. Со времен продажи Аляски здесь проходит граница между Россией и США, и на острове Ратманова сегодня никто не живёт: в середине XX века местных эскимосов выселили, и сейчас их потомки живут неподалёку, на побережье Чукотки. Да и мы плавали к эскимосам на Крузенштерна, — рассказывает Владимир, вглядываясь в бинокль. Получают зарплату как пограничники. У них там всё, что нужно для жизни: комфортные дома, магазин, спортзал… Только бухать на острове глава общины запрещает. Хочешь спиваться — езжай в город Ном. Это клоака Аляски, куда стекаются безработные индейцы, алкаши и торчки». Острова остаются позади. На горизонте колеблется тёмное марево — то ли морской мираж, то ли тени далёких американских гор. Зверобои останавливают катера, достают карабины и глушат движки.
Владимир погружает весло в воду, прикладывает ухо к рукояти и долго слушает через него море. Лопасть весла улавливает подводные звуки и передаёт их охотнику по рукояти, как стетоскоп. Владимир вращает древком, выискивая в пучине голоса моржей и нерп. Те на отмель с ляльками приплывают. Ласкают их, обнимают. А дети узнают их по голосам. Это, говорят, дедушка, он уже два года сюда приходит…». Владимир долго вслушивается, но морские звери благоразумно молчат. Китобои прячут карабины и продолжают путь. Мыс Дежнёва — огромный тёмный кулак, выставленный на восток, в сторону Аляски.
Мы проплываем покинутую погранзаставу с маяком, водопады, крутые обрывы, на которых гнездятся тысячи птиц. Пройдя Берингов пролив, катера поворачивают на запад, в Северный Ледовитый океан. За мысом начинаются чукотские сёла — ряды домов на узких полосках суши между морем и пресноводными лагунами. Над ветхими лачугами высятся на металлических сваях футуристические модульные школы, построенные при губернаторе Романе Абрамовиче, с очищенной питьевой водой и скоростным интернетом. Караван петляет среди льдов, нанесённых северным ветром. Их с каждым часом всё больше. Ещё пару дней — и сомкнутся, перекрыв обратный путь. Не заглядывает в GPS, — хвалит Владимир рулевого. Если кто на охоте за трубку берётся, я его веслом учу. С навигаторами то же самое.
Молодёжь к ним привыкла. Но на море нужен третий глаз. Надо понимать, откуда ветер дует, куда волна идёт, а не пялиться в экран. Иначе сядет батарейка — и ты пропал». Встречать катера всякий раз сбегается полдеревни: зверобои везут посылки, а порой и попутчиков. Трезвые тут только китобои, дети и приезжие — почти все взрослые чукчи в деревне навеселе. Одни выпрашивают водку, другие зазывают в гости. Особо щедрый сельчанин дарит мне на память окровавленный моржовый член. Бесконечный заполярный закат плавно переходит в рассвет. Ледяной лабиринт остался позади.
Лодки качаются у берега, растянутые между якорями и причальными канатами. В золотисто-алом океане поднимают любопытные головки чёрные нерпы, порой бесформенной громадиной вдалеке всплывает кит. Мальчик Рустам, который за всю поездку, кажется, ни разу не вздремнул, помогает местным рыбакам.
Основная социальная единица — патрилинейный линидж, владевший у оленных чукчей общим стадом, у приморских — общей байдарой байдарная община — этвэтйырын. Стойбище оленных чукчей и посёлок нымным приморских чукчей состояли из нескольких линиджей. Практиковались левират , отработки за жену и умыкание , многожёнство, обычай «обмена жёнами» между близкими друзьями нэвтумгын и обычай добровольной смерти геронтицид у стариков. Существовали вера в божественную силу Наргынэн , злых духов кэльэт, лыгикэльэт , духов-«хозяев» этын, этынвыт , культ звёзд и созвездий, сторон света, предков и очага.
Каждая семья имела домашних «охранителей» тайныквыт в виде связок костей животных, изображений предков, антропоморфных огнивных досок и т. Шаманы исполняли обряды с бубном. Праздники у приморских чукчей — праздник Байдары первый весенний выход в море , летний праздник Голов — Грулмын окончание ледовой охоты на тюленей , осенний праздник Хозяина морских зверей Кэрэткун , Китовый праздник по случаю добычи кита; у оленных чукчей — весенний праздник Рогов после отёла важенок Килвэй , праздники-жертвоприношения Тааронгыргыт в связи с переходом стад на летние пастбища и возвращения с них и др. Фольклор: мифы о Сотворении мира с главным героем — демиургом Вороном Куркыль , сказки мифологические, бытовые, о животных , исторические предания , бытовые сказания. Традиционно у каждого человека имелось не менее трёх персональных напевов, на праздниках ими сопровождались сольные танцы — мужские и женские; на них основаны и шаманские напевы, исполняемые от лица духов-покровителей. Известны длительные песенно-танцевальные соревнования. Характерны пантомимные танцы «Ворон», «Гуси» и др.
Женское искусство — т. Музыкальные инструменты: круглый бубен ярар , пластинчатый варган ванны ярар , аэрофоны включая гуделки , идиофоны главным образом погремушки , лютневидные инструменты эйнгэнэнг. Развиты резьба по кости, вышивка и аппликация по меху. Тураев Вадим Анатольевич. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2017. Актуализация: редакция этнологии и антропологии, 2023.
Культура, обычаи и традиции чукчей
Жизнь в Анадыре. Некоторые используют балаклавы. А еще на Чукотке есть понятие "летняя шапка". Вопреки ожиданиям, северное сияние в Анадыре бывает нечасто. Для того, чтобы увидеть это явление всей красе, лучше ехать за полярный круг, на север.
Потому что незачем. Нет железных дорог, а благоустроенные автодороги проложены только в пределах населенных пунктов. За вокзал в Анадыре туристы принимают здание казначейства. Прямо по улице - здание казначейства в Анадыре.
Рядом с районными центрами обычно находятся одно-два маленьких села, к которым идут грунтовые дороги. Зимой дорожная сеть расширяется за счет обустройства зимников. На небольшие расстояния местные жители ездят на внедорожниках, самостоятельно модифицированных автомобильных вездеходах они здесь часто встречаются или собаках. В остальных случаях только по воде или воздуху.
Транспорт в Анадыре. У него особое расписание, которое не всегда выполняется, потому что погода может подвести.
Их численность составляет приблизительно 15,9 тысяч человек, среди которых 12,7 тысяч проживает на территории Чукотского автономного округа.
Они называют себя луораветлан или лыгъоравэтлъан, что означает "настоящие люди". Традиции чукчей связаны с охотой на морских животных, таких как киты, тюлени, моржи и др. Кроме того, они владеют уникальными навыками выживания в суровых условиях Арктики.
Жилье чукчей - это большие хижины, называемые йаранами или палатками лавву. Традиционная одежда включает в себя кожаные шубы, шапки и перчатки.
В случае Ванкарема, как и с соседним Рыркайпием, таким источником были моржи. Рядом с мысом Ванкарем до сих пор есть лежбище моржей, а в селе Ванкарем до сих пор существует бригада морских охотников. Само слово ванкарем, кстати, переводится как «клыкастый народ» — понятно, что это прямая отсылка к моржам. Все эти сотни лет чукчи жили в ярангах.
Свой современный вид одноэтажных частных домов село Ванкарем приобрело в 1950-ых годах. Во время губернаторства Романа Абрамовича середина 2000-ых жилищный фонд села был обновлён с помощью канадских коттеджей. В селе только один магазин, который расположен в старом деревянном здании. В нём, несмотря на удалённость села, есть и яблоки, и груши, а также апельсины и лимоны по цене 900 рублей за килограмм цена 2019 года. При этом в магазине можно расплатиться картой. Хотя и наличка пригодится, ведь не всегда есть интернет для проведения платежа по карте.
Мыс Ванкарем. Участников всего 6 человек, но это и не удивительно при общей численности жителей села всего в 122 человека. Бригадир морских охотников — Фёдор Тымнетагин, он является одним из самых опытных в бригаде. До 1995 года в Ванкареме охотились только на моржей, лахтаков, нерп. В 1995-1996 годах в Ванкарем прислали человека из Уэлькаля чукотское село на берегу Тихого океана , чтобы тот показал, как ходить на кита. Сперва даже лодок, подходящих для охоты на китов, не было, поначалу охотились на вельботе, а затем уже приобрели маломерные суда — две маленькие и две большие морзверобойные лодки.
Ещё у общины есть 4 «бурана», вездеход и трактор. Этой техники сейчас достаточно, чтобы вести круглогодичный промысел морского зверя. Чукотские охотники поселка Ванкарем.
И это не «кровожадность», а способ восполнить недостаток витаминов и микроэлементов в суровых условиях Арктики.
Самое знаменитое блюдо чукотской кухни — копальхен копалгын , по названию способа заготовки. Из спинной и боковых частей туши моржа вырезают куски мяса вместе с салом и шкурой. В вырезку закладывают печень и другие внутренности. Края сшивают кожей наружу.
Получившийся рулет квасят в специальных ямах, в результате чего он приобретает резкий специфический запах и вкус.
Чукчи – народ, “богатый оленями”
КАК ЖИВУТ КОРЕННЫЕ ЧУКЧИ НА ОСТРОВЕ АЙОН. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЕВЕРНЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ ЧУКОТКИ. ЧУКОТКА #11 | Почти все знают, что Чукотка — это на севере, там очень холодно и живут олени и чукчи. |
Абсурдные, но правдивые факты о чукчах, которые удивляют » | Как живут чукчи — в фотогалерее «Известий». |
Чукотка: где-то далеко на краю земли | Как устроены правила жизни в мире арктического постапокалипсиса, где не следует убивать мух, надеяться на технику и бояться большого количества крови. |
Как живут Люди Чукотки. Что Вы о них знаете? | Реализуй Мечту | Сейчас большинство людей живут в домах и квартирах, но еще остались места, где коренные чукчи до сих пор ведут кочевой образ жизни, пасут оленей и живут в ярангах. |
1. Могли поменять пол по велению духов
- Культура, обычаи и традиции чукчей Культура чукчей - "7Культур"
- Почему чукчи до сих пор разводят оленей и охотятся на морских зверей | Узнай Россию | Дзен
- Где живут чукчи ?
- Представители более 90 национальностей проживают на Чукотке
- 2. Каким тогда было чукотское население?
- Как живут Люди Чукотки. Что Вы о них знаете? | Реализуй Мечту
Чукотский народ
Рядом с Мысом Шмидта находится национальный поселок Рыркайпий, где живут чукчи-китобои. Здесь живут овцебыки и северные олени, десятки тысяч моржей образуют лежбища на побережье. В селе Канчалан живут 500 человек. Почти все — представители коренного народа Чукотки. С раннего детства они приучены к оленеводству и рыбалке и работают в тундре даже в метель и сильный мороз. Сейчас очень тяжело найти настоящих чукчей, которые живут так же, как и их предки, именно поэтому далее предлагаем вам взглянуть на жизнь как она есть. Сейчас очень тяжело найти настоящих чукчей, которые живут так же, как и их предки, именно поэтому далее предлагаем вам взглянуть на жизнь современных чукчей.
Чукчи: откуда пришли на крайний север предки этого народа
На юге, там где процент ниже, живут русские и камчатские эвены, на севере, как уже понятно — чукчи. Чу́кчи — малочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана. Рядом с Мысом Шмидта находится национальный поселок Рыркайпий, где живут чукчи-китобои. Чукчи составляют около четверти, русские – половину, еще по нескольку процентов приходится на другие северные народности: эскимосов, чуванцев, эвенов. Официальная страница Правительства Чукотского автономного округа. Эксклюзивные и оперативные новости от Губернатора и Правительства.
Народы Севера. Чукчи
На втором месте по численности представители коренного населения округа. Национальность "чукча", а также "лыгъоравэтлъан" или "чаучу" в анкетах указали 13 292 опрошенных. На третьем месте представители украинского народа. К соответствующей национальности причисляют себя 1 526 жителей самого восточного региона России. Среди коренных жителей Чукотки один из самых многочисленных народов — эскимосы. Его представителями считают себя 1 460 человек, еще 1 285 относят себя к эвенам, а 742 человека — к чуванцам.
В чем главные особенности и сложности чукотской войны? Россия не смогла покорить чукотские территории военной силой из-за целого ряда факторов.
Так, на ход войны напрямую влиял суровый климат Чукотки: потерь от простуды и гриппа было не меньше, чем от противника. Поскольку Чукотка удалена от основных центров, у российской стороны постоянно возникали сложности с доставкой провианта, оружия и войск. В Восточной Сибири также всегда ощущалась нехватка финансовых и человеческих ресурсов. Более того, с экономической точки зрения Чукотка в XVIII веке представлялась не самым привлекательным местом: соболь здесь не водился, а полезные ископаемые еще не были найдены. Единственным стимулом оставалась возможность добычи ценных моржовых клыков и бивней мамонта. Немаловажным фактором, повлиявшим на исход войны, было военное искусство чукчей, которые яростно сопротивлялись чужеземцам-захватчикам. С течением времени северным бойцам удалось приспособиться к тактике казаков и научиться справляться с их натиском.
Еще один фактор, мешавший российским войскам покорить Чукотку, — децентрализованность власти на ее территории. Из-за этого казакам приходилось иметь дело сразу с множеством групп и предводителей, что крайне усложняло решение военных задач. Гравюра Дэниела Лерпиньера. Какие кампании были решающими в ходе войны и каковы были потери с обеих сторон? Самые заметные события чукотской войны — это военные походы Дмитрия Павлуцкого на Чукотку 1731, 1744 и 1747 годов. Были возвращены часть трофеев, взятых чукчами у отряда Шестакова. Потери с русской стороны пропавшими, умершими и убитыми составили 23 человека.
Второй поход Павлуцкого 1744 , который длился восемь месяцев, считается самой крупной военной операцией против чукчей: в ней приняли участие 644 человека. Потери Павлуцкого увеличились почти в три раза и составили 62 человека из них 11 солдат и 39 казаков умерли от голода на обратном пути. В свой последний поход в 1747 году отряд Павлуцкого потерпел разгромное поражение в бою с 500 чукчами на реке Орловой: из 299 русских бойцов выжило чуть больше половины; потери противника неизвестны. Погиб и сам Павлуцкий: несмотря на численное превосходство врага, он приказал идти в атаку, не дождавшись подкрепления и не дав своему отряду отдохнуть после похода. Напротив, северный народ продолжил свои разорительные набеги на русских, коряков и юкагиров. Каждая такая атака чукчей уносила жизни примерно десятка человек. Что происходило между боями?
Между боями русские и чукчи находились в состоянии холодной войны: любая случайная встреча могла перерасти в жестокую стычку. Так, в 1734 году русские отпустили пленного чукчу в одежде, которая была инфицирована оспой: в результате на территории неприятеля в течение двух лет свирепствовала эпидемия. Анадырский острог на карте Ивана Львова. Большой по меркам Сибири гарнизон в 588 человек 303 солдата и 285 казаков был расформирован, жители переселились в Нижнеколымск и Гижигу. Снабжение крепостей было местным: служилые люди сами охотились и ловили рыбу. В Анадырске держали оленей. Лечением раненых занимались местные лекари в Нижнеколымске в их роли выступали шаманы.
Чем закончилась чукотская война? Не желая нести дальнейшие людские потери, признав россиян за сильного и равного им противника и нуждаясь в русских товарах, которые поступали нерегулярно, чукчи стали склоняться к мысли о замирении.
Китовое мясо и другие продукты они не могут продавать за деньги. Япония и Норвегия не присоединились к комиссии и продолжают промышленный вылов китов в научных целях.
Познакомиться с серыми китами поближе вы сможете в в туре "Киты и моржи национального парка Берингия" Горбатый кит Горбатые киты из всех самые привлекательные для туристов: во-первых, они охотно идут на общение, подплывают близко и не проявляют агрессии, во-вторых, они выпрыгивают из воды, прямо как дельфины в дельфинарии, такой себе дельфинчик в 30 тонн. Длинна взрослого кита составляет от 13,5 до 18 метров. Грудные плавники горбатого кита огромные и волнистые, достигают трети длинны тела и похожи на крылья. Голова также размером в треть тела.
На спине есть плавник форма которого и дала русское название горбатому киту. Горбатого кита легко узнать в океане по его хвосту, он похож на то, как его рисуют на детских рисунках, как два крыла соединённых вместе с загнутыми назад краешками, посмотрите на фото. Что интересно, на хвосте у каждой особи индивидуальный рисунок, по нему, как по отпечаткам пальца, можно опознать кита. Таким образом ученые узнают горбатых китов во время миграций.
Охота на горбатых китов Чукчи, эскимосы, алеуты и другие северные народности не охотились на горбатых китов из-за их высокой подвижности. Их байдары и каяки были слишком хрупки, чтобы пережить такое столкновение. Местные горбатых китов не ели. Зато европейские китобои на шхунах с начала 17 века по середину 20 века поставили популяцию на грань исчезновения.
Их привлекало большое количество китового жира, больше только у синего кита. В северной Атлантике первоначально водилось около 15 000 китов, к 1950 году их численность сократилась до 700 особей. Численность северотихоокеанской популяции достигала 15 000, а к 1976 году она сократилась до 1200, к 1983 году — до 600—895 голов. В Южном полушарии до начала промышленной добычи поголовье горбатых китов достигало 100 000, к 1965 году осталось 3000.
В северной части Индийского океана в 1980-х годах водилось около 500 китов. К 2022 году численность горбатых китов быстро восстанавливается. Ученые из Вашингтонского университета США сообщают, что южно-тихоокеанская популяция на 2020 год насчитывает 25 000 особей. Мараторий на китобойный промысел не означает, что человек не угрожает китам.
Наибольшую опасность для горбачей представляют столкновения с судами и рыболовные сети, так как этот вид не обладает эхо локацией. Песни горбатых китов Горбатые киты поют и первоначально ученые считали, что они как и дельфины обладают природным сонаром, но оказалось, что это больше похоже на речь. Более того, удалось вычленить не только "слова" но даже "предложения". Журнал акустического общества Америки опубликовал в 2006 году статью, где утверждалось, что по уровню иерархической сложности, язык горбатых китов не уступает человеческому.
Где можно увидеть горбатых китов Горбачи путешествуют по всему миру и могут менять ареал проживания, однако выделяются основных. В северной части Тихого океана горбачи летом собираются на откорм в акватории от Чукотского моря, Аляски до Алеутских островов а зимовать расходятся: до Калифорнийского залива и побережья Мексики; до Гавайских островов; до островов Японии и Тайваня. Понаблюдать за этой популяцией я вам предлагаю в туре "Киты и моржи национального парка Берингия" который я вместе с компанией Adventure Guide организую летом. Оба стада, возможно, встречаются в областях нагула.
Скорее всего это одна популяция, зимующая в районе Антильских островов. Гудым — заброшенная база ракетных войск Подземный комплекс хранения ядерных зарядов и ракет на Чукотке на самом деле назывался Анадырь 1, а в некоторых документах Магадан 11. Объект построили при Хрущева в 1958 году для хранения ракет "Пионер" и ядерных зарядов к ним. Подземное хранилище это тоннель длинной около 800 метров.
Когда писатель об этом узнал, он порадовался за него, но неосторожно проговорился о значении фамилии. С юмором в советские времена было туго, поэтому почти сразу пришло требование: вычеркнуть имя этого кандидата из всех бюллетеней. Впрочем, случая, чтобы девочке давали имя, обозначающее женские гениталии, писатель не помнит. Что касается ругательств, то их в нашем понимании чукчи не использовали вовсе. Самое обидное, что они могли сказать: «Ты совершенно ни на что не похож! И хотя родственные связи ценились, случалось, что близкие так допекали человека, что он или она уходил от них. Особенно сложно приходилось женщинам чукчей-оленеводов. На них возлагалось множество обязанностей от самостоятельной установки яранги до стирки, готовки и присматривания за стадом , и нередко они терпели придирки со стороны тестя или других родных, пока не решались жить самостоятельно или примкнуть к другой семье. До начала XX века существовала традиция группового брака в котором инициатива все-таки принадлежала женщине , но потом постепенно исчезла.
Женщины во время родов не стонали и не просили о помощи Обычай запрещал роженицам каким-либо образом выражать страдание. Им не помогали даже другие женщины. Молодая мать сама обрезала пуповину, выбрасывала послед и делала все для новорожденного. Если роженица просила о помощи — всю жизнь потом терпела насмешки. И даже ее мужа дразнили «повитушный». А на грудничков надевали своеобразные подгузники — подкладки из мха и оленьего меха, которые хорошо впитывали продукты жизнедеятельности. Подросшего мальчика быстро отучали от привычки мочиться в постель: если утром оленья шкура, на которой он спал, была мокрой, то утром его отправляли бегать вокруг яранги, держа ее на себе. Остальные могли лишь роптать, но даже не пытались ему противодействовать. Мужчина мог иметь 2—3 жен, причем во время обеда все лучшие куски мяса доставались супругу, а жены и дети довольствовались остатками.
Кузнецова, которая длительное время прожила в яранге, в своих дневниках отмечала, что количество еды, выделяемое членам семьи, зависело от объемов проделанной работы. Так как у нее не хватало сил выполнять физически тяжелый труд чукотских женщин, при дележе ей доставались самые маленькие, лишенные жира куски мяса или вообще только чай. Не переносили соли, зато ели похлебку с мохом, извлеченным из желудка оленя Пища коренных жителей Чукотки могла показаться отталкивающей неподготовленным людям. Они ели мороженое мясо, нерпичий жир, кашу из щавеля, коренья, внутренности животных, пили их кровь. А в числе самых популярных блюд у этого народа были ферментированное мясо копальхен и горячая похлебка с монялом — полупереварившимся мхом, извлеченным из желудка оленя. Зато соль чукчам казалась горькой, а мягкий хлеб они считали кислым на вкус. Сейчас многие представители этого северного народа едят и консервы, и хлебобулочные изделия.