Самый значимый праздник для еврейского народа – Песах – в 2023 году начнут отмечать с заходом солнца в среду, 5 апреля, а закончится празднование с наступлением ночи в четверг, 13 апреля.
Зачем Воскресение Христово называть еврейским словом «пейсах»?
Поэтому все время в пустыне им приходилось питаться пресной мацой. С момента добавления в муку воды и до конца выпечки мацы должно пройти не больше 18 минут — считается, что дальше уже начинается процесс брожения, а это недопустимо. А вот форма значения не имеет — маца может быть и круглой, и квадратной, разница в том, что первая характерна больше для домашних лепешек, а прямые углы получают при производстве в фабричных условиях. На праздничном столе во время седера ужина в первый вечер праздника присутствует маца, харосет смесь из тертых фиников, яблок, орехов и вина , хазерет тертая зелень , марор салат-латук, хрен и базилик. По традиции зелень едят, обмакивая в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые еврейским народом во время рабства. Все участники трапезы проходят пять обязательных этапов мицвот : читают повествование, поют или читают хвалебные псалмы, едят мацу, едят марор и выпивают четыре бокала вина. После седера следуют пять так называемых «будней праздника», а завершает Песах выходной, в который проводят «церемонию разделения морских вод». Согласно Ветхому Завету, фараон, поначалу отпустивший евреев из Египта, позже, все-таки, бросился за ними в погоню. Но, воды Красного моря расступились перед беглецами, а перед их преследователями сомкнулись обратно и поглотили египетское войско.
В память об этом читают соответствующий отрывок из священной книги иудаизма Торы. В первый и последний день Песаха запрещена также любая работа.
Покупатель обязуется прийти к продавцу на исходе Песаха, заплатить остаток оговоренной суммы и вступить во владение хамецем; 4. Стороны соглашаются, что если покупатель не выполнит предыдущее условие, то есть не придет к покупателю на исходе Песаха и не заплатит остаток полной цены, хамец в определенный час вновь переходит в собственность продавца. Запрещается аннулировать заключенную сделку изначально.
Тот, кто совершает такую продажу, не нарушает заповеди Торы, так как его бывший хамец в течение всего праздника находится во владении нееврея. Хотя, в принципе, совершенно ясно, что нееврей не выполнит третий пункт договора, то есть не явится на исходе праздника, не заплатит остаток оговоренной суммы и не заберет хамец, продавец должен в момент продажи искренне рассматривать его как окончательную, реальную и необратимую. Ведь все купли-продажи завершаются не иначе, как в сознании человека, и приобретенные предметы переходят из собственности одного человека в собственность другого после того, как они мысленно одобряют эту перемену. Другими словами, человек перестает быть владельцем проданной вещи лишь после того, как решает для себя, что с этого момента она принадлежит другому. Если же сделка сопровождалась реальным действием — вручением денег, передачей проданного предмета новому владельцу и т.
В случае, если продажа хамеца нееврею совершается с выполнением всех этих условий, Тора рассматривает ее как полностью совершившуюся, и продавец-еврей, в доме которого находится этот хамец в Песах, не нарушает заповеди. Поэтому если, например, проданные виды хамеца подорожают и покупатель-нееврей придет в указанный срок для того, чтобы завершить сделку, еврей должен выполнить все ее условия, если же он воспротивится этому — покупатель имеет право отнять купленный хамец по закону Торы. Продажу хамеца нееврею можно осуществить при посредстве специально назначенного представителя. В наше время принято продавать весь свой хамец представителю бейт-дина еврейского суда — каждый, имеющий хамец для продажи, является в бейт-дин и передает ему права на хамец и на место, в котором он собран, с тем, чтобы бейт-дин продал хамец всей общины нееврею на условиях, которые сам установит. Такая сделка является абсолютно законной согласно законам Торы о купле-продаже.
Уничтожению или продаже подлежит только видимый глазу хамец. Хамец, впитанный посудой, не продается. Посуду, стенки которой содержат хамец, достаточно тщательно вымыть и сложить в специально отведенном месте до конца праздника. В некоторых общинах принято рассматривать вопрос о ха-мецной посуде более строго и также продавать ее нееврею. В таком случае продают не саму посуду, а только хамец, который содержат ее стенки — дабы избежать необходимости окунать посуду в микву после праздника, как приобретенную у нееврея.
Продажу хамеца нееврею можно совершить до тех пор, пока этим хамецем разрешено пользоваться еврею, то есть до конца пятого солнечного часа 14-го Нисана. Тот, кто пропустил этот час, уже не может продать свой хамец, поскольку он больше ему не принадлежит. Более того, если он и попытается осуществить такую сделку после конца пятого солнечного часа, она не будет иметь силу. В таком случае он должен уничтожить весь свой хамец, даже если это приведет к большим убыткам — нет никакого другого способа предотвратить нарушение заповедей. Этот обычай объяснялся тем, что в пасхальную ночь всегда возникает множество вопросов, связанных с кашерностью тех или иных предметов — ведь запреты, связанные с мацой и хамецем — одни из самых суровых в Торе.
Однако Галаха запрещает преподавать Тору или отвечать на галахические вопросы тому, кто выпил более, чем ревиит примерно 130 миллилитров вина или другого алкогольного напитка. Стало быть, этот запрет распространяется даже на того, кто сделал праздничный Кидуш. Поэтому раввины и знатоки Торы откладывали возвращение домой и Кидуш до того часа, когда большинство членов общины уже приступали к пасхальной трапезе, завершающей Седер. К этому моменту все вопросы, возникавшие у членов общины, уже были заданы, а все проблемы разрешены. О рабби Шмуэле Саланте, главном раввине Иерусалима, рассказывают, что он создал новый мудрый обычай для того, чтобы в течение всей пасхальной ночи в городе было к кому обратиться с галахическим вопросом.
Он собирал в своем доме миньян из десяти человек, которые очень быстро завершали вечернюю молитву. Затем он немедленно приступал к Седеру и завершал его так быстро, как мог. Сразу после завершения Седера он шел спать и проводил в постели с полчаса. В большинстве еврейских домов еще продолжали читать Пасхальную Агаду, а рабби Салант уже вставал с постели, освеженный сном. Согласно Галахе, после этого он уже мог преподавать Тору и отвечать на вопросы.
Что же до тех, у кого вопросы возникали раньше, то они обращались с ними к знатокам Торы, которые еще не сделали Кидуш. Однако все остальные — даже те, кто обычно посвящает много времени подготовке к исполнению заповедей — должны в эту ночь спешить домой и немедленно приступить к Седеру. Только так можно исполнить заповеди пасхальной ночи самым полным образом. Хотя в субботу и другие праздничные дни разрешается присоединять часть будня к празднику и начинать трапезу еще до захода солнца, в Песах дело обстоит по-другому. Дело в том, что Тора определила, что мацу, так же как и мясо пасхальной жертвы, можно есть для исполнения заповеди только ночью.
О пасхальной жертве в Торе говорится: «И будете есть ее мясо в эту ночь», а исполнение заповеди о маце связано с пасхальной жертвой, как сказано: «С мацой и горькими овощами будете есть ее». А поскольку заповедь о маце, предписанная Торой, может быть исполнена только ночью, заповедь, обязывающая выпить четыре бокала вина , введенная еврейскими мудрецами, также может быть исполнена только ночью, — ведь условия, поставленные мудрецами для выполнения заповедей, введегных ими в дополнение к тем или иным заповедям Торы, всегда совпадают с условиями, поставленными самой Торой. Поэтому и бокал, выпиваемый при Кидуше и являющийся одним из этих четырех бокалов, может быть выпит только после наступления ночи, то есть после появления звезд. Заповедь обязывает нас выпить четыре бокала вина, которое должно быть самым лучшим, которое только можно достать. Однако оно не должно быть настолько крепким, чтобы усыпить пьющего прежде, чем закончится Седер.
Следует предпочесть красное вино белому, — если только белое вино не является явно и намного лучшим. Необходимо запастись «оберегаемой» мацой самого высокого качества. Те, кто исполняют эту заповедь особенно ревностно, едят в ночь Седера три мацы, испеченные в послеполуденные часы в канун Песаха. Если от этой мацы не была отделена хала, необходимо сделать это еще до захода солнца и наступления праздника. Для этого вся маца заворачивается в скатерть и от одной из мацот отделяется хала сразу за все имеющееся количество мацы — все это при условии, что общее количество мацы, от которой хала не была отделена, достаточно велико, чтобы такое отделение было обязательным, или же, если количество мацы недостаточно велико, она была испечена из теста, вес которого был достаточным для этого, то есть оно было замешано на не менее, чем на 1,680 граммах муки.
Если ни одно из этих условий не выполняется, отделение халы производится без благословения. Следует помнить, что отделение халы — женская заповедь, поэтому выполнение ее муж должен предоставить жене. Затем три выбранные мацы помещаются в специальный футляр одна под другой. Разрешается просто завернуть их — одну под другой — в чистую сложенную салфетку. Оно должно быть достаточно большим, чтобы на нем разместилимсь все шесть установленных законом и обычаем предметов.
Эти предметы должны быть размещены в установленном порядке и не прикасаться друг к другу. Берется кусок мяса с костью внутри и жарится на огне еще до захода солнца. Очень важно, чтобы это было сделано до наступления праздника. Дело в том, что в пасхальную ночь запрещено есть жареное мясо, похожее на мясо пасхальной жертвы. Из этого запрета следует другой: в эту праздничную ночь запрещено жарить мясо которое запрещено есть , если оно с самого начала не предназначено для утренней трапезы.
Этот кусок мяса с костью, зроа, размещается в правой части блюда. Вареное, печеное или печеное уже после варки. Часто кладут яйцо из чолнта, то есть после длительной варки вкрутую, поэтому его скорлупа имеет темную окраску. Яйцо размещается в левой части блюда, напротив зроа. Оба они — и зроа, и яйцо — призваны напоминать о жертвоприношениях: зроа — о пасхальной жертве, яйцо — о Хагиге.
Поскольку эти жертвы были непосредственно связаны с заповедями пасхальной ночи, зроа и яйцо размещаются во главе блюда — как мы уже говорили, соответственно, справа и слева. В качестве марора берутся листья или стебли но не корни хасы салат-латук , цикория или иного горького овоща, при употреблении которого в пищу произносится благословение «Сотворивший плоды земли». Существует обычай использовать листья для исполнения заповеди о мароре, а стебли — для исполнения заповеди о корехе «бутерброде». Овощи тщательно проверяются на наличие червей и иных насекомых. Если таковых не обнаружено, овощи тщательно моют и размещают на блюде между яйцом и зроа, только чуть ниже последнего, поскольку марор сопутствует пасхальной жертве, как сказано: «С мацой и горькими травами будете есть ее».
Поэтому марор размещается чуть ниже зроа, напоминающего о пасхальной жертве. Он готовится из протертых яблок впрочем, некоторые готовят его из протертых фиников с добавками из толченого миндаля, грецких орехов, корицы и имбиря, смешанных с вином. Внешне он напоминает глину, смешанную с соломой и водой. Харосет приготовляется в канун Песаха, однако тот, кто забыл или не успел приготовить его вовремя, может сделать это и после захода солнца. Принято готовить его густым и вязким и разбавлять вином с тем, чтобы он стал почти жидким уже ночью, перед началом Седера, чтобы в него можно было макать марор.
Его ставят в правой части блюда, сразу за зроа, чуть ниже марора. Ведь харосет изготовляется для того, чтобы обмакивать в него марор — значит, марор должен располагаться выше. Отметим, что харосет — это арамейское слово, обозначающее это кушанье. Еврейская традиция утверждает, что это название содержит важный намек: харосет напоминает глину и кирпичи, которые евреи изготовляли во время египетского рабства, и не случайно это слово перекликается с еврейским словом харсит — «глина». Это один из овощей с таким названием в современном значении — сельдерей , картофель, свежая редька или другой съедобный негорький овощ.
Карпас размещается в левой части блюда, позади яйца и напротив харосета. Поскольку карпас как бы «обслуживает» марор, так же как и харосет об этом мы еще будем говорить , он располагается в одном ряду с харосе-том — слева от него. Это листья салата-латука или любого другого овоща, который может быть марором, независимо от того, использован ли он в этом качестве за данным столом. Хазерет располагается на другом конце блюда — между харосетом и карпасом, под ними и за марором. Все, что может использоваться в качестве марора, годится для хазерета и наоборот, так что они отличаются только названиями.
Дополнительное название для горького овоща — хазерет — было введено для того, чтобы отличить марор, с которым связана заповедь, от другого горького овоща, введенного в Седер мудрецами в качестве напоминания о чуде об этом ниже. Таким образом, шесть предметов, расставляемых на пасхальном блюде, располагаются на нем двумя треугольниками, один над другим. В верхний треугольник входят зроа, яйцо и марор, в нижний — харосет, карпас и хазерет. Предметы, входящие в верхний треугольник, связаны с выполнением заповедей, предметы, входящие в нижний треугольник, являются вспомогательными и сопровождают их. Три мацы, завернутые в скатерть или помещенные в футляр, как уже было объяснено, кладутся под блюдо или рядом с ним.
Ведь в наше время только с мацой связано действительное исполнение заповеди Торы, в то время, как все предметы, размещенные на блюде, к сожалению, связаны сегодня либо с заповедью, установленной мудрецами марор , либо с воспоминаниями о чуде. Поэтому принято размещать мацу отдельно, а не рядом с предметами, располагаемыми на блюде. Впрочем, существует и другой обычай, в соответствии с которым мацу также располагают на блюде. Кроме всего этого, заранее готовят сосуды с соленой водой, в которую обмакивают карпас, а также крутые яйца — в тех домах, где следуют обычаю есть их в ходе Седера. Если 15-е Нисана выпадает на субботу, а соленая вода не была заготовлена до захода солнца в канун праздника, ее делают относительно слабой, поскольку в субботу запрещается смешивать соль и воду в пропорции два к одному и выше, — поэтому вода должна составлять более трети смеси.
Принято споласкивать всю посуду, которую ставят на праздничный стол, еще в канун праздника. Существует обычай использовать в качестве «приправы» к карпасу вместо соленой воды воду, смешанную с лимонным соком. Ее также готовят до начала праздника. Закончив приготовления к Седеру, мы отправляемся в синагогу, где читаются две молитвы — Минха и Маарив. Во многих общинах читают Минху раньше обычного, поскольку в нее включается дополнение — «Порядок принесения пасхальной жертвы», чтение которого занимает немало времени, а также из опасения, что многочисленные и трудоемкие обязанности, исполняемые в канун Песаха, могут стать причиной того, что молитва не будет прочитана вовремя.
Все многочисленные заповеди, связанные с этим днем, исполняются дома, за пасхальным столом. В молитве они не отражены. Тем не менее, особенности этого дня накладывают свой отпечаток и на происходящее в синагоге. Если первый праздничный день праздника Песах выпадает на субботу, из вечерней молитвы исключается фрагмент Маген авот «Защитник отцов» , поскольку он был введен специально для того, чтобы несколько удлинить молитву. Ведь евреи, работающие далеко в поле, иногда опаздывают на молитву, и если она закончится слишком рано, они могут застать синагогу пустой, — а заходить в пустую синагогу считается небезопасным, ибо там можно столкнуться с бесами.
Однако в канун Песаха все без исключения приходят в синагогу из дома, поскольку полевые работы в этот день запрещены. Как мы уже писали, в этот день стараются начать Седер как можно раньше, чтобы в нем приняли участие маленькие дети. А поскольку в этот вечер в синагоге читается Галлель, молитва все равно оказывается длиннее обычной. Кроме того, пасхальная ночь — «ночь сбережения», когда Всевышний охраняет нас от всех напастей, в том числе и от бесов. Несмотря на все это, в некоторых общинах не изменяют обычаю и читают фрагмент Маген авот и в пасхальный вечер.
Другое отличие пасхального вечера в синагоге связано с Кидушем. В течение всего года после субботней или праздничной вечерней молитвы в синагоге производится Кидуш над бокалом вина. Однако в первый пасхальный вечер а вне пределов Эрец Исраэль — и во второй вечер Кидуш в синагоге не производится, поскольку выпиваемый во время Кидуша бокал вина входит в число четырех бокалов, предписанных заповедью, и он должен быть выпит дома — вместе с остальными. Кроме того, следует иметь в виду, что Кидуш в синагоге производится прежде всего ради тех оказавшихся в городе странников, у которых нет пристанища, где они могли бы провести субботнюю трапезу, в то время, как в пасхальную ночь такое пристанище есть у каждого, и никто не проводит ее в синагоге. Другая причина, по которой в субботу и праздники в синагоге производится Кидуш, — чтобы все посетители синагоги услышали произносимые при этом благословения, запомнили их и не допускали ошибок, устраивая Кидуш дома — также не актуальна в Песах, так как при проведении Седера все без исключения пользуются текстом Пасхальной Ага-ды, содержащей церемонию Кидуша.
Но самое большое отличие этого вечера а вне пределов Израиля — и второго праздничного вечера от субботних и праздничных вечеров заключается в том, что во время вечерней молитвы в синагоге, в соответствие с обычаем, введенным большинством еврейских общин, читается Галлель. Хотя обычно он читается только днем, на пасхальную ночь, которая сама как ясный день, это ограничение не распространяется. Поэтому в этот вечер читается полный Галлель и произносятся два благословения — в начале и в конце чтения. Обычай читать Галлель в этот вечер упоминается уже в Трактате Софрим гл. Галлель читается с огромной радостью и воодушевлением, чтение сопровождается пением и плясками для того, чтобы выполнить слова пророка: «И прославим Его Имя все вместе».
Несмотря на возражения некоторых выдающихся еврейских мудрецов, обычай читать Галлель в синагоге в праздничный пасхальный вечер, произнося при этом положенные благословения, был принят большей частью еврейского народа. Важная тому причина — решение мудрецов распространить благословение на Галлель, произносимое в синагоге, на Галлель, читаемый во время Седера за праздничным столом. Но почему они решили распространить благословение, произносимое в синагоге, на Галлель, читаемый во время Седера? Почему мы не произносим его за праздничным столом? Ведь центральным и обязательным является чтение Галлеля в ходе Седера, а не в синагоге!
Дело в том, что за праздничным столом Галлель читается, как составная часть Агады, и считается частью рассказа об Исходе из Египта. А, как известно, мудрецы не установили особого благословения на этот рассказ. Естественно спросить, почему они не ввели специальное благословение на чтение Пасхальной Агады точно так же, как на исполнение других заповедей? По мнению некоторых авторитетов, это совершенно правильное решение, — посколько в пасхальную ночь каждый еврей досыта вкушает свободу и независимость, а вся Агада — одно долгое благословение и изъявление благодарности Всевышнему, пославшему нам это духовное угощение. Таким образом, сама Агада представляет собой благословение, а в тех случаях, когда исполнение заповеди сводится к произнесению благословения, мудрецы не устанавливают отдельное благословение на эту заповедь.
Так чтение Биркат гамазон «Благословение после трапезы» является отдельной заповедью Торы — ведь в ней сказано: «Будешь есть, насыщаться — и благословлять». Однако чтение Биркат гамазон не предваряется никаким особым благословением — ведь весь этот текст — одно большое благословение, чтение которого не предваряется другим благословением. Существуют и другие интересные объяснения этого обычая. Согласно одному из них, благословение на чтение Галлеля во время Седера не произносится потому, что в качестве его выступает фрагмент Кидуша, в котором упоминается Исход из Египта. Согласно другому объяснению, дело в том, что Агада содержит слова: «Тот, кто освободил нас», представляющие собой благословение.
Согласно третьему, благословение не произносится потому, что в ходе чтения Агады Галлель разбивается на две части — первая читается до начала трапеза, а вторая — уже после ее окончания. К этим объяснениям можно добавить и другие. Поэтому Он сказал: «Песнь будет у вас, как ночь освящения праздника» Йешаягу, 30,29. Это значит, что песня станет тем же, чем является сейчас пасхальная ночь. Необходимо отметить, что пророк сказал «как ночь», а не «как песнь ночи».
Речь идет не только о той ночи, в которую Израиль вышел из Египта, не только о том часе, когда он пересек море и запел песню, — ведь тогда праздник еще не был освящен. Более того, заповеди праздника, данные евреям в Египте, еще не стали их вечным достоянием, — это произошло позже, во время странствования по пустыне. Ночь освящения праздника принадлежит всем поколениям еврейского народа, она сопровождает его из года в год, входит в каждый дом, где евреи рассказывают о чудесах, совершенных Всевышним, прославляют Того, кто вывел их из Египта, — в один и тот же час одной и той же ночи. Все людские сердца возносят хвалу Всевышнему. Его прославляют жители земли и Небес, стены домов и все находящиеся в домах предметы, Небеса и подземное царство, море и его волны, — весь мир наполнен песней в ночь освящения праздника.
Песня этой ночи, которую поет вся Вселенная, не всегда слышна человеческому уху. Случается, что ухо просто не внимает этой песне, случается, что оно слышит ее, но не узнает. Завеса забвения отделяет ее от нас. Земные вожделения сбивают нас с толку. Однако человек, сердце которого чисто и спокойно, слышит и узнает эту песню, рвущуюся из него самого и всего, что его окружает: «Галлелуя.
Славьте, слуги Г-спода, славьте Имя Г-спода»! В этот час сердце само возглашает: «Да будет благословенно имя Г-спода отныне и вовеки! Когда, в конце времен, весь мир признает власть Всевышнего и наполнится любовью к Нему, когда весь мир запоет прославляющую Его песню, она ни в чем не превзойдет песню ночи освящения праздника. Только сердца людей будут в те времена обращены к Всевышнему, а уши — раскрыты для звуков песни. В те времена все будет ясно и открыто.
Поэтому каждый из нас должен стремиться очистить свое сердце перед началом святого Седера, который мы намереваемся провести, — чтобы сердце было способно воспринять, а ухо — услышать песню этой ночи, чтобы мы могли радоваться присутствию Всевышнего. Вот что написано в святой книге Шело. Следует поставить на стол золотую и серебряную посуду, надеть самую дорогую одежду — все, чем одарил нас Всевышний Все это, — чтобы каждому видны были наши благополучие и радость, вызванные благосклонностью Всевышнего. Святость этой ночи и относящихся к ней законов очень велика, ибо именно в нее Всевышний избрал нас из числа других народов и освятил Своими заповедями. Поэтому мы и все наши домочадцы должны остерегаться в эту ночь любых посторонних разговоров.
Мы должны думать только о своей близости к Всевышнему, заниматься исключительно исполнением заповедей, относящихся к этой ночи, и говорить со своими домочадцами только о чудесах, совершенных Всевышним во время нашего Исхода из Египта». О великом Магариле рассказывают, что в его доме постоянно находились оставленные там в качестве залога золотые и серебряные приборы, принадлежащие неевреям. В течение всего года он не пользовался ими, но в пасхальную ночь расставлял на отдельном столе, чтобы Седер выглядел более праздничным. Магариль поступал так для того, чтобы сердца присутствующих были открытыми и радостными, ибо священная песня этой ночи входит только в радостное сердце. Некоторые авторитеты объясняют этот обычай тем, что белый цвет — это цвет савана, в который заворачивают мертвых, и, надевая ее в пасхальную ночь, мы тем самым напоминаем о траурных обычаях и избегаем греха излишней гордости.
По той же причине мы едим в эту ночь крутые яйца — пищу людей, находящихся в трауре. Эти признаки траура призваны напомнить нам о разрушении Храма, происшедшем 9-го Ава, выпадающем всегда на тот же день недели, что и первый день Песаха. Однако другие авторитеты отвергают это объяснение. По их мнению, простые белые одежды имеют противоположное значение: они превосходят любые другие красотой, ибо именно их надевал первосвященник в Храме, заходя в Святая святых. Поэтому-то и надевают их в пасхальную ночь те, кто намереваются проводить Седер, — ведь тем самым они исполняют священную службу, точно так же, как первосвященник в свое время.
Необходимо отметить, что обычай надевать белые одежды в пасхальную ночь не нашел распространения среди сефардских общин. Если первый праздничный день Песаха приходится на будничный день недели, свечи зажигаются сразу после молитвы, а благословения произносятся до зажигания свечей. Если этот день выпадает на субботу, свечи зажигаются еще до ее наступления, а благословения произносятся после зажигания свечей. В таком случае в первое благословение вставляется упоминание о субботе, и оно станосится таким: «Благословен Ты… который повелел зажигать субботние и праздничные свечи». Затем произносится Шегехеяну.
Хаг ха-авив — «праздник весны», когда отмечается праздник. Месяц нисан также называется месяцем авив. Хаг ха-херут «праздник свободы» — в память об исходе из Египта. Основная статья: Исход В религиозной традиции праздник посвящён освобождению еврейского народа из египетского рабства. Раши на Быт. Бог, чтобы освободить богоизбранный народ , послал на египтян десять казней , и только после десятой фараон отпустил евреев на свободу Исх. Согласно Торе Исх. Раши к Быт. В награду за самоотверженность, вопреки опасности быть побитыми египтянами камнями за убийство их священных животных Исх. По мнению некоторых[ каких?
При этом употребление в пищу опресноков, возможно, изначально было отдельным праздником, связанным с первым урожаем [5]. В Торе упомянуто о празднике Песах неоднократно. Помимо 12-й главы книги Исход , где рассказывается история возникновения праздника и подробно приведены законы, касающиеся порядка празднования, о Песахе говорится в Исх. В Чис. О праздновании Песаха при вхождении евреев в землю Израиля говорится в Нав.
Аналогично, религиозные евреи — владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность. Иудеи продают весь свой «хамец» соседям-неевреям с риском, что последние не вернут его обратно [7]. Формальный поиск хамеца «Бдикат хамец» [ править править код ] После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного «Бдикат хамец». Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом».
Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и его благословение не пропадёт даром. Сжигание хамеца «Биур хамец» [ править править код ] Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются «Биур хамец». Глава семьи объявляет любой «хамец», который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец» будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи. Посуда на Песах Пасхальное блюдо, XIX век , фаянс Из-за строгого отделения «хамеца» на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха.
Песах 2024: точная дата, история, традиции, запреты и важные дела
Горькая зелень марор символизирует горечь египетского рабства, а харосет смесь из тертых яблок, орехов и фиников — глину, из которой евреи в этом рабстве делали кирпичи. Конечно, подают — в основном во второй части ужина — и обычные еврейские праздничные блюда, например, фаршированную рыбу. При этом не всю пищу на седере едят — некоторые блюда имеют исключительно символическое значение. Например, зроа жареный кусок баранины с косточкой призван напоминать о жертвоприношении в храме Иерусалима. Фото: Philippe Lissac, globallookpress. Пятый бокал наливают, но оставляют нетронутым — он предназначен для пророка Элияха. Во время седера также читают молитвы и благословения, это очень важная составляющая вечера. А в конце праздничной трапезы съедается небольшой кусочек мацы афикоман , который взрослые прячут от детей, а те должны его найти. После седера следуют пять так называемых «будней праздника», а завершает Песах выходной, в который проводят «церемонию разделения морских вод».
Согласно Ветхому Завету, фараон, поначалу отпустивший евреев из Египта, позже все-таки бросился за ними в погоню. Но воды Красного моря расступились перед беглецами, а перед их преследователями сомкнулись обратно и поглотили египетское войско. В память об этом читают соответствующий отрывок из священной книги иудаизма Торы. Запреты в Песах: почему нельзя есть дрожжевой хлеб Одно из главных правил Песаха — запрет на продукты, приготовленные с использованием закваски или путем брожения. Прежде всего это хлеб, но нельзя также пить пиво и другие спиртные напитки на основе солода и т.
В своем поздравлении президент Федерации еврейских общин России Александр Борода отметил, что маца стала символом не только праздника освобождения евреев, но в какой-то мере и самого еврейского народа. И лишь маца объединяет кухни каждой общины: пресный хлеб, заповеданный нам самой Торой, одинаков для всех евреев мира", - напомнил раввин Борода.
Теперь мы понимаем, почему хаос всегда присутствовал в жизни всех людей в нашем мире. Потому что истинный смысл Песаха был абсолютно неверно истолкован. Традиция собираться в семейном кругу, чтобы праздновать освобождение израильтян от физического рабства, затмила собой более значимую возможность, доступную нам в этот праздник. Кстати, в каббале не существует понятия "праздники" прим. Эти дни не для того, чтобы праздновать события, произошедшие когда-то в истории. В каббале они скорее как "абсолютные дни" прим. Их нужно рассматривать не как ношу или заповедь, которую нужно соблюдать, а как возможность. Из объяснения Зоара можно сделать вывод, что народ Исраэль абсолютно не хотел уходить из Египта. Там им было комфортно, были доступны все наслаждения жизни. Но так как народ Исраэль еще не достиг высокого уровня сознания, они, как и многие люди в наши дни, были рабами убеждения, что хаос — это неотъемлемая и неизменная составляющая жизни. Именно по этой причине Песах считается чудом. Наша жизнь могла навсегда остаться в реальности боли и страдания, потому что мы были абсолютно не способны и не готовы подключиться к этому невероятному сознанию свободы от хаоса. Естественная природа народа Исраэль к тому моменту еще не подверглась значимым изменениям. Моисею пришлось уговаривать их покинуть Египет. Чудом являлось то, что сила Света взяла на себя инициативу покончить с хаосом. Хотя мы еще не достигли уровня сознания Желания Даровать, тем не менее, мы можем с помощью инструментов каббалы подключиться к этой мощной энергии — к той самой энергии, которая устранила хаос из народа Исраэль в Египте. Это был необычный период в истории. Закон Хлеба Стыда, не допускающий помощь Творца в момент нужды, боли и страдания, не действовал. Впервые в истории человечество получило милосердие Света, несмотря на то, что человек еще не заработал это милосердие Света. Эта возможность была доступна только один раз за всю историю человечества, и это было время пребывания народа Исраэль в Египте. Теперь можно ответить на вопросы, поставленные в начале нашего разговора. Период времени между Песахом и Откровением на горе Синай был дан израильтянам специально для того, чтобы они изменили свою природу. Когда Откровение произошло, народ Исраэль был готов к полному устранению хаоса из нашей вселенной. К сожалению, когда эта возможность появилась, Желание Получать Только для Себя у народа Исраэль стало настолько сильным, что оно привело к созданию Золотого Тельца, и, как результат, к падению их сознания.
Даже нерелигиозные евреи отмечают седер, ведь он символизирует освобождение еврейских рабов из Египта и начало еврейской нации. На седере все подчинено строгому порядку — отсюда и само его название. Вкушают мацу, марор горькая трава, символизирующая горечь египетского рабства. На самом деле обычно это салат, не очень горький, другие предпочитают хрен, который ближе к горечи марора. Другое блюдо — харосет — делается из измельченных и смешанных орехов и яблок. Оно символизирует глину, из которой евреи делали кирпичи для строительства египетских городов. Несмотря на горечь марора и харосета, седер — радостная трапеза.
Песах в 2024 году: Что это за праздник и как приготовить мацу
ПЕСАХ (евр. פםח – миновал, обошёл), один из гл. библейских праздников, соблюдаемых в иудаизме. В Библии они ещё различаются, но в эллинистич. эпоху практически сливаются в единый праздник, носящий имя Песах. В 2024 году Песах начинают отмечать после захода солнца с 22 апреля по наступление ночи до 30 апреля (8 дней). Рассказываем, с какого числа начинают отмечать Песах в Израиле в 2024 году, в чем суть торжества, а также что можно и нельзя делать во время иудейского праздника. Песах 2024: какого числа и как его отмечают, история и традиции. Иудейский праздник Песах в память об исходе евреев из Египта начнется в этом году на исходе среды и продлится до следующего четверга, 13 апреля. Собственно, отмечают в Песах как раз это событие — Исход из Египта и освобождение еврейского народа от рабства.
Истинный смысл Песаха
Главный раввин России Берл Лазар поздравил еврейскую общину с праздником Песах, напомнив о том, что в праздник нужно понять важность обретения внутренней свободы. В 2024 году Песах начинают отмечать после захода солнца с 22 апреля по наступление ночи до 30 апреля (8 дней). Эту хитрость с бараньей кровью подсказал евреям их бог. То есть Песах – Пасха означает буквально «прошёл мимо» или «прошедший мимо». Песах — это древний праздник, который отмечается уже более 3500 лет. Евреи всего мира скоро начнут отмечать Песах — самый важный иудейский праздник, посвященный исходу из Египта и освобождению евреев от рабства в Древнем Египте.
Еврейская Пасха или Песах 2024: отличие от православной, традиции, история, как отмечать
Поделиться Вопрос читателя: Что за праздник «Светлая Пасха»? Насколько мне известно, Пасха, или, правильнее Пейсах, — это древнееврейский праздник. Есть ведь прекрасный праздник «Светлое Воскресение Христово», зачем же эта замена на «Светлую Пасху»? За сходством названий праздников скрыто больше, нежели простое заимствование. Во-первых, у Песаха и христианской Пасхи — глубокий общий смысл избавления от неизбежности греха и смерти, рабства греху и идолослужению.
Напомню о том, о чем уже отвечал ранее мой собрат, протоиерей Андрей Ефанов: «Светлое Христово Воскресение называется Пасхой, потому что события Страстной седмицы — предательство Иуды, взятие Христа под стражу, суд над Ним и распятие — произошли накануне еврейской Пасхи, Воскресение Христово — в ночь на Пасху.
Употребление харосета: Харосет — это сладкая смесь из яблок, орехов и вина, которая символизирует глину, из которой евреи делали кирпичи в Египте. Употребление яиц: Яйца — это символ жизни. Употребление пасхального ягненка: Пасхальное ягненок — это символ жертвоприношения, которое совершили евреи в Египте. Запреты Песах Во время Песаха есть несколько запретов: Нельзя есть хамец: Хамец — это закваска, которая содержится в хлебе, выпечке и других продуктах. Нельзя есть мясо и молочные продукты вместе: Это называется кашрут.
Нельзя работать: Во время Песаха запрещено работать, за исключением работ, необходимых для поддержания жизни. Важные дела в Песах Вот некоторые важные дела, которые можно сделать в Песах: Участвовать в седер: Это отличный способ узнать историю Исхода из Египта.
Барашков, которые для египтян были священными животными, требовалось не просто съесть, но сделать это открыто, на глазах у египтян, а за несколько дней до этого необходимо было при свете дня пометить косяки дверей своих домов кровью этих баранов. А в ночь, когда в каждой семье египтян погибли первенцы, смерть обошла стороной все еврейские дома, помеченные таким образом. Во время седера на столе должны быть определенные продукты Фото: diligent, по лицензии Shutterstock. Правда, есть свидетельства, что пастушеский праздник опресноков отмечали еще до Моисея. Но до сих пор маца — пресные лепешки, которые полагается есть в Песах, — напоминание о хлебе, который ели евреи, спешно покидая Египет. Спешка была не напрасной — египетская армия во главе с фараоном гналась за ними по пятам. Но на седьмой день Исхода Красное море расступилось перед евреями, а затем сомкнуло свои воды над головой египтян.
Праздник длится семь дней с 15-го по 21-е число весеннего месяца нисана по еврейскому календарю. Песах, так же как Суккот и Шавуот , — это праздник паломничества в Иерусалим для жертвоприношений. Празднование начинается 14 нисана вечером, когда вся семья и гости, пришедшие в дом, собираются за праздничным столом и читают Пасхальную Агаду — историю Исхода евреев из Египта.
В день начала Песаха все идут на праздничное богослужение, а вечером всей семьей собираются за столом. На ужин зовут дальних родственников, соседей, у которых нет родных, и тех, кто не может себе позволить продукты из седера. На стол обязательно ставят пресный хлеб, который евреи называют мацой: он готовится из муки и воды. Еще одно обязательное блюдо на Песах — марор.
Это смесь из перетертых яблок, орехов, фиников или других плодов. Зелень на ужине принято обмакивать в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые еврейским народом во времена рабства. У марора обычно горький вкус, он означает тяжесть рабства. Еще за ужином едят харос — блюдо из смеси орехов, сушеных или свежих фруктов, специй и десертного вина. Оно символизирует глину, их которой евреи строили египетские дворцы. Как и на Пасху, в Песах на столе обязательно присутствуют вареные яйца, которые обозначают жизнь. На ужин готовят кусок жареного мяса с костью, но его никто не ест.
Это угощение оставляют как дань Богу, а само оно напоминает о жертвоприношениях в Египте. Перед едой все обязательно молятся, а отец или старший сын строго следит, чтобы все соблюдали традиции. Глава семейства руководит всем ужином, во время которого каждый обязан выпить четыре бокала вина.
Зачем Воскресение Христово называть еврейским словом «пейсах»?
22 апреля президент России Владимир Путин выразил свои поздравления российским евреям с этим знаменательным событием. Владимир Путин подчеркнул, что традиционное поздравление с Песахом стало уже устоявшейся практикой. Вечером 5 апреля 2023 года начнется Песах – самый древний из иудейских праздников. Часто Песах называют еврейской Пасхой, однако это совсем разные и никак не связанные друг с другом праздники. Когда отмечают Песах — центральный иудейский праздник в память об освобождении евреев от рабства в Древнем Египте.
Еврейская Пасха или Песах 2024: отличие от православной, традиции, история, как отмечать
Праздничный ужин — седер — наиболее торжественный обряд из всех существующих в иудаизме. Его проводят в первый и второй дни Песаха. На него приглашают родственников и тех, кто на время праздника остался один. На столе помимо мацы обязательно должно быть шесть блюд: зроа — кусочек жареного мяса на кости, марор — горькая трава и карпас — любая зелень с огорода, харосет — микс из перетертых яблок и орехов, хазерет — тертый хрен и бейца — вареные яйца. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время исхода. Считается, что еврей должен выпить четыре бокала вина или виноградного сока.
Это символизирует четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига египтян…"; "И избавлю вас…"; "И спасу вас…"; "И приму вас…". Пятый бокал наполняют и оставляют для пророка Элияха Илии , который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного".
RU - Иудейский праздник Песах в память об исходе евреев из Египта начнется в этом году на исходе среды и продлится до следующего четверга, 13 апреля. В пасхальный вечер все блюда праздничного ужина отличает простота, которая должна напоминать о горечи египетского рабства: например, смесь из орехов, яблок, вина и фиников напоминает о глине, из которой древние евреи, будучи рабами, лепили кирпичи. На праздничный стол непременно ставятся тарелки соленой воды - символ слез древнееврейских женщин, у которых по приказу фараона отнимали первенцев, поскольку египетская власть опасалась роста мужского населения среди порабощенных евреев.
Её называют «харосет» Цвет блюда напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи. День, следующий за седером, — это первый день праздника. Для религиозных людей — это время молитвы и отдыха, когда запрещена всякая работа. Для светской части населения - день, который принято проводить с семьей, друзьями, близкими.
Далее следуют так называемые «будни праздника». В последний день Песаха, связываемый с переходом евреев через Красное море, в синагогах читают поминальную молитву. Уже скоро и по календарю православной церкви начнутся значимые события. В пятницу, 7 апреля, христиане отмечают Благовещение Пресвятой Богородицы. Этот праздник относится к великим двунадесятым событиям годового богослужебного цикла. В этот день верующие вспоминают, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии о том, что в будущем она родит Иисуса Христа. В это время существуют особенные традиции и запреты.
На праздничный стол непременно ставятся тарелки соленой воды - символ слез древнееврейских женщин, у которых по приказу фараона отнимали первенцев, поскольку египетская власть опасалась роста мужского населения среди порабощенных евреев. Главный атрибут пасхального стола - маца, "хлеб бедности". В своем поздравлении президент Федерации еврейских общин России Александр Борода отметил, что маца стала символом не только праздника освобождения евреев, но в какой-то мере и самого еврейского народа.
Иудеи собираются отметить Песах
Песах - самый древний из множества еврейских праздников. В течение 7 дней празднуют самое главное событие в еврейской истории - освобождение евреев от египетского рабства около 3300 лет назад. Празднуется целая цепочка событий, в результате которой евреи стали народом. Это был первый праздник, который евреи отмечали вообще. По традиции израильские праздники, как и шаббат каждую неделю, начинаются с вечера.
В первой половине этого же дня все работают, но после обеда начинают закрываться учреждения и магазины, а израильтяне пораньше возвращаются домой. Песах - не исключение. Слово Песах происходит из библейской истории о 10 казнях, которые Бог послал египтянам за то, что они не желали освобождать евреев из рабства. История Песаха записана в Библии, 12-я глава книги Исхода.
Моисей попросил фараона освободить израильтян, чтобы они отправились в Землю обетованную, но тот отказался.
Это отчасти помогает им оставаться единым народом в условиях многовекового рассеяния. Сначала подготовка — генеральная уборка. Казалось бы, нет в этом ничего специфичного, обычно все праздники начинаются и заканчиваются приборкой. Секрет в том, что кроме стандартного, вернее сказать, тщательного наведения чистоты, хозяйки обязаны вычистить весь дом от квасного: мучных изделий, злаков, соусов и многого прочего.
Некоторые все подъедают или сдают в аренду не еврею. Продолжается Песах семь дней, а начало всегда проходит очень торжественно. Вечером 14 нисана принаряженная в белоснежные одежды семья в полном составе вместе с гостями собирается за ужином и читает Пасхальную Агаду. Суть трапезы — в ее названии: седер или порядок. Как бы ни соблазнял запах фаршированной рыбы , церемония седера соблюдается крайне педантично: каждому действию отведено свое место и время.
На целую неделю весь еврейский мир лишен простого хлеба. Убегая из Египта, евреи торопились так, что пришлось прихватить с собой приготовленное, но еще не забродившее тесто. Несли его на спинах, под палящим солнцем оно превратилось в сухие и пресные лепешки или знаменитую мацу — главный символ Песаха.
Сын Божий в христианстве рассматривается как агнец, являющийся последней пасхальной жертвой. Он умер на кресте, чтобы знак его крови отвел смерть от его народа. Пощадив сынов израилевых, Всевышний не пощадил своего сына. Христос умер, а затем воскрес ради того, чтобы освободить человечество, дав ему жизнь вечную. Благодаря этому мы имеем надежду на лучшее.
Во время ужина читают молитвы и обращаются к Богу. В самом конце — съедают небольшой кусок мацы, который взрослые обычно прячут от детей. Дети же, в свою очередь, должны найти его. Вот так в еврейских семьях отмечают первый день Песаха. Далее идут пять «будней праздника», а завершается всё выходным днём, в который обычно проводится «церемония разделения вод». Известно, что фараон, отпустив евреев, всё же решился догнать их и перебить. Но воды Красного моря по воле Божьей расступились и пропустили евреев. Когда же в проход бросились египтяне, воды сомкнулись, поглотив их всех. В память об этом читают отрывок из священной Торы. На этом и завершается великий еврейский праздник. Как уже видно, с христианской Пасхой у него теперь мало общего. Также стоит запомнить одно из главных правил Песаха. Во время празднеств запрещены продукты с использованием закваски или изготовленные путём брожения. Нельзя есть хлеб, пить пиво и иные спиртные напитки на основе солода. Квасное запрещено не только потреблять в пищу, но и хранить дома.