Молодые люди могут испытывать проблемы с памятью по следующим причинам. Для пожилых людей такой симптом более привычен, но в молодом возрасте нарушение памяти, неадекватное поведение, нарушение речи, изменения в характере сильно настораживают», — говорит Элен Мхитарян. — Проблемы с памятью связывают с болезнью Альцгеймера, потому что это одно из ведущих проявлений этой болезни. Проблемы с памятью, головокружение или спутанность сознания отмечались у трети или более респондентов. Ухудшение памяти и забывчивость у людей 20-30-летнего возраста можно предотвратить, если понять истинные причины этого явления 14.02.2022, Sputnik Казахстан.
Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость — что делать
«Проблемы с памятью и работой мозга у молодых людей часто связаны с неосознанным нарушением нормального и здорового ритма жизни. Проблемы с памятью могут появиться из-за разных причин. «Невнимательность — самая частая причина проблем с памятью, — говорит профессор Рестак. Если у подростка или молодых людей начались проблемы с памятью, снижается внимание, то решить, что делать и какой врач назначит лечение, необходимо как можно скорее. У молодых людей, проблемы с памятью могут возникать по разным причинам. Если появились проблемы с памятью в молодом возрасте, то в первую очередь следует провести определение причины данного состояния.
Проблемы с памятью: причины, лечение
Жалобы на нарушения памяти часто связаны со сниженным вниманием. Внимание человека может ухудшаться при многих состояниях: при переутомлении, при любых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры, в период восстановления после инфекций, отравлений. Для врача-психотерапевта, столкнувшимся с жалобами на нарушения памяти, важна объективная оценка состояния памяти. Самая простая объективная проверка памяти — тест десяти слов, когда обследуемому предлагают прослушать десять слов, затем просят повторить их, после чего его отвлекают на пять минут и снова просят воспроизвести эти слова.
Более сложные методики проверки памяти используются при патопсихологическом исследовании. Проблемы с памятью В наше время проблема ухудшения памяти является одной из важнейших проблем. Она может проявиться независимо от возраста.
Нездоровое питание, вредные привычки, недостаток кислорода, большой поток информации, стрессы, высокие психо-физические нагрузки и недостаточное умение управлять своей памятью, всё это влияет на работу памяти. Ликвидировать и предупредить проблемы с памятью, можно, только если выяснить причины её возникновения, и вовремя устранить их. Факторы влияющие на ухудшение памяти Наверное, одним из самых главных факторов, влияющих на память это прием психоактивных веществ, а это — употребление наркотиков, чрезмерное употребление алкогольных напитков, табакокурение, курение кальяна, спайсов и др.
Если вы заботитесь о своём здоровье, и вам не безразлична ваша память, оградите себя от этих вредных привычек, которые часто уже не привычки, а зависимость от алкоголя , наркотическая зависимость, табачная зависимость или от иного пихоактивного вещества. Каждый наверняка замечал, что иногда он сам, да и многие люди вокруг умудряются получать информацию сразу из нескольких источников, например, читать газету и смотреть телевизор. Из-за такого избытка информации человеку не всегда удаётся концентрироваться на том предмете, информацию которого необходимо запомнить.
Таким образом, большой поток информации может стать причиной бездумного восприятия всей этой информации. Все это приводит к отсутствию желания концентрировать свое внимание на одном источнике информации. К одной из причин, которые оказывают влияние на проблемы с памятью, относят неправильное питание.
Стрессовые ситуации , депрессии и неприятности на работе, всё это далеко не положительно влияет на нашу память, которая ухудшается из-за постоянных переживаний человека. Тем самым проявляя беспокойство, даже о своей забывчивости, вы только усилите свои проблемы с памятью. Факторы влияющие на улучшение памяти Учеными было доказано, что здоровое и сбалансированное питание не только сохраняет, но и позволяет улучшить нашу память.
Для того чтобы стимулировать обмен веществ в клетках головного мозга, нашему организму необходимы витамины и микроэлементы, которые этому способствуют. Прогулки на свежем воздухе и занятия спортом положительно влияют на нашу память. Недостаток кислорода в организме нарушает работоспособность головного мозга, и негативно влияет на память человека.
Здоровый сон является основой здорового организма, а значит и хорошей памяти. Особенно сон в тёмное время суток, ведь именно тогда клетки головного мозга восстанавливаются. Таким образом, при соблюдении режима здорового сна, память будет работать в полную силу на уровне нейронов.
Любое нарушение сна практически мгновенно скажется на качестве памяти. Болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона это тяжелые заболевания головного мозга, которые так же непременно связаны с ухудшение памяти. Поэтому, если у вас появились проблемы с памятью и ещё некоторые проблемы с функционированием головного мозга, стоит обратиться к врачу.
Но не всегда проблемы с памятью связаны с физическими и биологическими проблемами. Наверняка вы не раз замечали, что некоторую информацию вы запоминаете лучше другой. Например, одни не могут запомнить и несколько десятков названий продуктов, но помнят сотни чисел, в области, которая им интересна, при этом, не тратя особо времени на их запоминание.
Такие ситуации не стоит воспринимать как проблемы с памятью, скорее то, что вы пытаетесь безуспешно запомнить, вас не интересует, а на запоминание такой информации уходит достаточное количество времени. Ухудшение памяти, связаные с наложение информации В психологии встречаются теории, которые объясняет природу существования забывания. Например, как результат угасания следа памяти описывается в теории затухания.
Но существующая теория интерференции утверждает, что воспроизведение более раннего следа памяти становится мало вероятным из-за наложения старой информации на более позднюю.
По работе и дома большие психофизические нагрузки. Обратилась к врачу-психотерапевту со следующими жалобами: «Три года назад обследовалась у невролога по поводу снижения памяти и концентрации внимания.
Головная боль напряжения. Курс лечения прошла сразу после обследования кавинтоном, актовигин, мильгамма, никотиновая кислота, сирдалуд, грандаксин. Проведенное лечение не помогало.
Незначительные улучшения были. В настоящее время очень жалуюсь на снижение памяти, работаю бухгалтером, а пару цифр запомнить не могу. Общее состояние — вялость, усталость, плохое засыпание, наличие навязчивых мыслей.
Прошла амбулаторный курс интенсивной комплексной терапии под руководством врача-психиатра, психотерапевта врач-психотерапевт в течение двух месяцев. Под наблюдением врача-психотерапевта находилась год. Результат — полное восстановление работоспособности, социальная сфера не страдает.
Жалоб на состояние здоровья не предъявляет. Проблемы с памятью у мужчины Пациент, 23 лет, мужчина, житель большого города. Алкоголь потребляет умеренно.
Наркотики не принимал. Обратился за консультацией к врачу-психотерапевту по направлению невролога. При этом состояние очень сильно варьируется в течение дня и день ото дня.
Много лет терпел, стал заниматься спортом, стал придерживаться режима сна, но лучше не становилось. Кое-как окончил школу, кое-как учусь в институте, теперь живу жизнью амёбы: целыми днями за компьютером или телевизором. Более полутора лет назад обратился в поликлинику к терапевту.
Попытки решить проблемы с памятью Сначала сдал простые анализы — норма. Состояние сердца — норма. Глазное дно тоже в норме.
Эффекта не было. Побывал еще раз у невролога. Направили на РЭГ, он показал какие-то ужасы.
Назначили «Гинос» и «Церепро». И электрофорез с «Эуфиллином» на воротниковую зону, наверное, из-за шейного остеохондроза. УЗДГ показала что всё нормально.
МРТ — норма. ЭЭГ — норма. Потом был у невролога, но уже у другого.
Прописал на 2 месяца курс из таблеток «Фенотропил» и «Негрустин». По этой проблеме никак не помогло, но «Негрустин» временно снизил тревогу, которая была с детства. Но через месяц стала возвращаться, приходится пить больше таблеток.
Трейси Эллоуэй показала, что детям с подобными проблемами тяжело решать задачи, где нужно определить размер объекта, его положение в пространстве или расстояние до предмета. С нейрологической точки зрения координационное расстройство может быть следствием незрелости моторной части неокортекса, которая ответственна за то, чтобы передавать двигательные команды телу. К сожалению, подобная неразвитость коры часто сохраняется и во взрослом возрасте, приводя к социально-эмоциональным проблемам. Судя по всему, неразвитость визуально-пространственного блокнота постепенно охватывает всю рабочую память, влияя и на фонологическую петлю, из-за чего появляются проблемы с чтением. Фил понял, что связь нарушений в компонентах рабочей памяти с расстройствами обучения можно использовать для своевременного обнаружения последних. Он стал применять специальную батарею тестов на рабочую память Working memory test battery for children , чтобы диагностировать расстройства и разрабатывать специальные программы обучения. Подобные программы включают в себя специальные упражнения, направленные на тренировку двигательных навыков и внимания.
Помимо этого, так как сегодня вариантов лечения немного, Фил предложил физическую терапию, основная идея которой в том, что чем больше двигаешься, тем больше учишься делать это правильно. Он постарался создать благоприятную и комфортную среду на своих занятиях, ведь одна из проблем таких детей — низкая самооценка, которая формируется отчасти из-за насмешек сверстников. Фил рекомендует детям быть изобретательными: например, если у них не получается что-то записать, он предлагает использовать другие средства памяти — диктофон, маркерную доску и т. Пример Фила и его учеников показывает, что плохая рабочая память может служить фактором риска в развитии расстройств обучения. А это означает, что ее можно использовать для скрининга таких детей, чтобы вовремя разработать для них специальные программы обучения, которые помогут компенсировать когнитивные недостатки. Расстройства обработки информации Депрессия и руминации Франц, Эрнст и Эдгар — три таланта, которые во взрослой жизни столкнулись с серьезным расстройством, отнимающим ресурсы у рабочей памяти. Они страдали от резких перепадов настроения, ощущали гнетущее одиночество, а порой не могли заставить себя что-либо делать, даже есть.
Психиатры обозначили все симптомы простым, но многозначным названием — большое депрессивное расстройство. Трем молодым людям, а также лицам, имеющим сходные диагнозы, ученые предложили пройти исследование. Целью было понять, как их заболевание влияет на рабочую память. Для этого использовали методику «n-back-задача», описанную выше. Оказалось, что у пациентов с депрессией активность префронтальной коры была значительно выше , чем у обычных испытуемых. Впрочем, на результаты выполнения задачи это не влияло. Дополнительно у пациентов наблюдалась сильная активность в передней поясной извилине.
Лобно-теменная сеть и поясная извилина. Источник Префронтальная кора — хаб многих когнитивных функций, она играет важную роль в организации общения нейронов коры больших полушарий с древними лимбическими структурами мозга, которые мы традиционно ассоциируем с эмоциями. Именно эту зону мозга отождествляют с центральным процессором рабочей памяти, который выделил Алан Бэддели. Нарушения в работе центрального процессора могут приводить к патологическим изменениям в этой области уменьшение нейронов и их связей друг с другом , и вызывать проблемы эмоционального контроля. С чем же связана увеличивающаяся активность данной области? Видимо, это попытка мозга компенсировать эмоциональные влияния, затормозить ненужные мысли, чтобы рабочая память проявила себя на полную мощность. Более того, гиперактивация может быть стратегией мозга для компенсации уменьшения в размерах нейронов, возникающего при депрессии.
Подобные наблюдения позднее подтвердились в метаисследованиях. У трех наших героев — Эдгара, Эрнста и Франца — также гиперактивировались некоторые другие зоны например, правая височная извилина. Однако наблюдался и ряд областей со сниженной активностью инсулярная кора. Более того, было показано, что степень гиперактивации коррелирует с уровнем сложности решаемой задачи. Возможно, как предположил Джозеф Калликот, это своеобразный сигнал нейронной неэффективности: мозг не способен контролировать свою гиперсеть, из-за чего для выполнения одной и той же задачи включаются разные зоны мозга, активность которых может пересекаться — способствовать друг другу или мешать. Может быть интересно Где хранится наша память, как можно картографировать мозг и почему внимание — это фикция Специфическая картина распределения активности по мозгу при депрессивном расстройстве служит способом его диагностики. Логично предположить, что если нормализовать активность мозга в определенных областях, то можно снизить и симптоматику депрессии.
Подобное торможение осуществляется с помощью медикаментов и транскраниальной электрической стимуляции, при котором слабый электрический ток подается в нужную область мозга. Он изменяет способность нейронов к возбуждению их порог активации. Биполярное расстройство личности Источник Винсент и Авраам решили поучаствовать в исследовании рабочей памяти, так как порой им казалось, что они ничего не могут запомнить. На этом исследовании они повстречали Франка, Эрнста и Эдгара, у которых депрессивное расстройство сочеталось с биполярным. Все они время от времени испытывали гнетущее ощущение тщетности бытия, которое сменялось маниакальной гиперактивностью, ощущением бесконечной внутренней энергии и безудержным желанием двигаться. Ученые предложили им протестировать рабочую память с помощью задачи «Комплексная фигура Рея». Участникам показывают рисунок из большого числа деталей.
Его нужно запомнить, а через некоторое время нарисовать по памяти. Источник Оказалось, что участники хуже выполняют задачу на запоминание, которая, по сути, задействует все компоненты рабочей памяти.
Неврология Ничего не помню, ничего не знаю: признаки и причины раннего склероза К старости у многих людей развивается возрастная забывчивость. Ее причинами, кроме мозгового атеросклероза, являются деменция позднего возраста, болезни Альцгеймера и Пика. Записаться на прием Термином «старческий склероз» называют болезни, связанные с расстройством памяти у пожилых.
На самом деле такого заболевания нет. К старости у многих людей развивается возрастная забывчивость. Ее причинами, кроме мозгового атеросклероза, являются деменцияпозднего возраста, болезни Альцгеймера и Пика. Почему ухудшается память Это замечают многие — с возрастом сложнее вспомнить, где вы оставили ключи или телефон. Имена и фамилии, которые раньше буквально всплывали в голове, приходится «вытягивать из памяти».
Майкл Яссы, невролог из Университета Джона Хопкинса США выяснил, что ухудшение памяти связано с процессами деградации в гиппокампе — этот отдел височной части мозга осуществляет оперативную обработку и хранение данных. Он чем-то схож с оперативной памятью и жесткими дисками компьютера: при необходимости человек отыскивает в мозговом «архиве» нужную информацию. С возрастом мозгу это делать труднее. Это связано не с перенасыщением ресурса, а со снижением скорости и эффективности мозговых процессов. Атеросклероз сосудов вызывает ухудшение кровоснабжения тканей головного мозга и гибель мозговых клеток.
Нейроны в нервной ткани погибают и не восстанавливаются.
Невролог назвал причины появления проблем с памятью
Если работа связана с многозадачностью, информационными перегрузками, можно также наблюдать ухудшение памяти. При таком режиме вы не можете сосредоточиться на одной задаче, отвлекаетесь. Постоянный стресс влияет на концентрацию, из-за этого сложно запоминать кратковременную информацию, — объяснила Нэя Георгиева. По ее словам, прием некоторых препаратов также может стать причиной кратковременного ухудшения памяти. Среди таких лекарств могут быть антидепрессанты, транквилизаторы и даже противоаллергические средства. Когнитивные способности могут быть нарушены и из-за недостатка сна.
Поражения головного мозга. Неблагоприятное воздействие внешних факторов, нарушение режима дня.
Хроническая интоксикация организма. Нарушения в работе головного мозга — основная причина ухудшения памяти За работу долговременной памяти отвечает кора головного мозга. Гиппокамп, который расположен в височных долях, запускает процессы перевода кратковременной информации в долговременную память. Существуют и другие центры памяти в мозге. Поэтому любые повреждения этого органа провоцируют развитие забывчивости, невнимательность. Причины проблем с памятью у молодых людей: Черепно-мозговые травмы. Область поражения не имеет значения.
После любого удара наблюдается кратковременная или длительная потеря памяти, ретроградная или антеградная амнезия. При нарушении кровообращения нарушаются функции центров памяти. Злокачественные и доброкачественные новообразования. Опухоли поражают близлежащие ткани, в том числе центры памяти, расположенные в них. Энцефалит, менингит. Инфекция негативно влияет на работу головного мозга и память. Постхирургический астенический синдром.
После любых травм и болезней головного мозга необходимо постоянно наблюдаться у невролога. Это поможет своевременно выявить нарушения памяти и когнитивные расстройства. Какие болезни внутренних органов негативно влияют на память Нормальная работа головного мозга во многом зависит от слаженной работы всего организма. Многие дисфункции косвенно могут повлиять на концентрацию внимания, память. Гормональный фон влияет на процесс запоминания. Тестостерон, вазопрессин, пролактин, эстроген помогают преобразовывать кратковременную память в долгосрочную.
Это и затрудняет диагностику на ранних стадиях. То есть когда общее состояние организма возвращается в хорошую форму, то и эти симптомы проходят. Это может встречаться и у молодых людей, и тем более у пожилых — когда просто происходит естественное старение при других сопутствующих заболеваниях. Но это проходит, это временное состояние, оно может быть то лучше, то хуже. Доктор говорит, что если симптомы не проходят после качественного отдыха — это уже тревожный звоночек. Со временем человек начинает плохо справляться с обычными повседневными делами, плохо переносит какие-то изменения в привычном ритме жизни, начинаются резкие нарушения настроения, если нужно сделать что-то, что выбивается из обычной рутины. В дальнейшем он перестает усваивать новую информацию. Вся старая информация и навыки, включая профессиональную деятельность, пока сохранны на первых стадиях, а новое человек не может запоминать. Теряется многозадачность, человек путается сначала на незнакомой местности, а потом и в привычной обстановке.
Если плохая память сопровождается снижением способностей к рассуждению, запоминанию, изучению новой информации и другими расстройствами когнитивных функций, необходимо обращаться к врачу. Это признак заболевания. Проблемы с памятью у молодых выходят за рамки клинической нормы, если имеют место следующие проявления: забываются не только мелкие детали, но и значимые события в жизни; трудно сосредоточиться, часто теряется нить разговора, человек задает одни и те же вопросы, с трудом соображает, хотя ранее таких проблем не наблюдалось; нарушена ориентация во времени и в пространстве, даже в привычном месте больной не всегда может сразу вспомнить дорогу домой; ухудшаются навыки устной и письменной речи, человеку приходится делать паузы в разговоре, чтобы подобрать слова или ясно выразить свою мысль. Иногда наблюдается дислексия, когда пациент с нарушением памяти меняет местами слоги или вместо слов использует вокализацию; плохо вспоминаются недавние события, и окружающие обращают на это внимание; путается хронология. Ухудшение памяти, невнимательность может быть первым признаком тяжелого заболевания, которое в отсутствие лечения приводит к потере навыков самообслуживания. Поэтому важно вовремя обращаться к врачу. Причины ухудшения памяти Чаще всего нарушения памяти и внимания наблюдаются у людей пожилого возраста вследствие естественного старения организма. В возрасте после 60-65 лет снижается функциональная активность головного мозга. Старый человек может быть забывчивым, невнимательным, но это не всегда свидетельствует о патологии. Усугубить течение болезни может коронавирусная инфекция, лишний вес, не леченная артериальная гипертензия, низкая двигательная и социальная активность, недостаток образования. Нарушение процессов памяти у молодых людей может быть обусловлено следующими причинами: травмы головы, особенно с потерей сознания; деменция различных видов, в том числе при болезни Альцгеймера, с тельцами Леви и другие; опухоли, инфекционное поражение головного мозга; нейродегенеративные заболевания, такие как болезнь Крейтцфельдта-Якоба; психические расстройства, включая затяжную депрессию, стресс, тревожные состояния; прием лекарственных препаратов с соответствующими побочными эффектами; нарушение функции щитовидной железы; нарушение режима труда и отдыха; алкоголизм, наркомания, токсикомания и другие вредные привычки. В зависимости от причины, проблемы с памятью могут прогрессировать, и процесс необратим. Так происходит, например, при болезни Альцгеймера. Доктор будет лечить пациента, но не с целью выздоровления, а чтобы память не ухудшалась дальше. Если нарушения вызваны усталостью, эндокринным заболеванием, то процессы можно обратить. Совместная работа врача и пациента восстановит функцию памяти. Диагностика нарушений памяти Начинать обследование необходимо с приема у врача-невролога. В зависимости от состояния пациента может потребоваться консультация терапевта или психиатра. Врач собирает анамнез, проводит осмотр. Существует несколько диагностических тестов, которые помогают определить степень выраженности и причину снижения памяти и внимания; Проверка кратковременной памяти.
Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость — что делать
Однако каждый случай уникален, поэтому может потребоваться дополнительная консультация психиатра, нейропсихолога или других докторов при наличии хронических заболеваний. Нарушение когнитивных функций — сложная проблема, проявляющаяся как на соматическом, так и на психологическом уровнях. Для таких пациентов крайне важно провести тщательную диагностику. При обращении с жалобами на ухудшившуюся память, применяются такие методы исследования состояния пациента: изучение анамнеза, когда возникли неприятности, были ли у родственников подобные явления; подробная беседа с пациентом, выяснение проявившихся симптомов; осмотр человека неврологом, психиатром и нейропсихологом; беседа с родственниками, так как, возможно, были проявления болезни, которых сам пациент не замечал; лабораторные анализы: общий, биохимический анализ крови, анализ уровня гормонов нужно женщинам после родов, в возрасте климакса ; МРТ-сканирование головного мозга, функциональная МРТ; компьютерная томография при необходимости; нейропсихологическое тестирование, выясняется скорость когнитивных процессов, уровень внимания, скорость принятия решений и выбора из нескольких вариантов; электроэнцефалография ЭЭГ , в том числе и ЭЭГ-мониторинг, запись ритмов мозга на протяжении часов, ночи. Краткосрочное нарушение памяти и внимания, зачастую не требует сложного лечения. Как правило, хватает откорректировать образ жизни, пропить витаминный комплекс и пройти курс процедур, активирующих деятельность нейронов. Однако, если вы чувствуете, что тупеете, ухудшается память и внимание, стали значительно медленнее соображать, часто забываете, что делать, нужно пройти полное обследование.
По итогам диагностики составляется полноценный курс терапии в соответствии с выявленным заболеванием. Лечение памяти Как и чем лечить потерю памяти или плохое внимание, будет решаться после анализа результатов всех исследований. Врач оценит состояние пациента, поставит диагноз и подберет терапию. Курс составляет так, чтоб не только остановить процесс деградации умственных способностей, но и восстановить утерянный уровень, если это возможно. Лечение включает в себя разнонаправленные методы воздействия: Лекарства, вылечивающие или корректирующие сопутствующие заболевания, спровоцировавшие ухудшение когнитивных функций. Психотерапия, допускающая и специализированные препараты, если причиной стало психиатрическое расстройство.
Препараты из категории ноотропов , улучшающие кровообращение и питание тканей коры головного мозга, улучшающие мышление. Биодобавки и витаминные комплексы, повышающие стойкость нейронов к повреждающим факторам. Физиотерапия, включающая в себя магнитное и электрическое воздействие на кору головного мозга. Грамотно подобранные процедуры способствуют повышению активности ослабевших участков [6]. Рекомендации по изменению питания и образа жизни, поведению. Оздоровление образа жизни улучшает самочувствие, помогает восстановить способность запоминать и концентрировать внимание.
Хирургическое вмешательство при обнаружении в тканях головного мозга новообразований или аномалий кровеносных сосудов. Что конкретно делать и как лечить человека, если он жалуется, что память стала плохая и подводит или ее нет совсем, в голове резко пропадают воспоминания, слабеет внимание, должен решить только опытный специалист. Занимаясь самолечением и затягивая решение проблемы, вы можете пропустить причины плохой памяти и усугубить ситуацию. Cognitive reserve may outperform age, mood and psychiatric comorbidities as a predictor of executive functioning in bipolar disorder and healthy adults. J Clin Exp Neuropsychol. Adjunctive multi-session transcranial direct current stimulation for neurocognitive dysfunction in schizophrenia: A meta-analysis.
Asian J Psychiatr.
Проблемы с памятью у молодых людей основные причины : Наличие бессонницы, хроническая усталость. Нездоровый образ жизни, вредные привычки: алкоголь, курение. Частый прием антидепрессантов, обезболивающих лекарственных препаратов. Например, лечение многими фармацевтическими средствами имеет побочные эффекты в виде ухудшения памяти. Недостаток аминокислот, витаминов групп А, В. Черепно-мозговые травмы. Болезни внутренних органов: почечная и печеночная недостаточность, цирроз печени, туберкулез легких зачастую сопровождаются нарушениями мозговой деятельности и далее - нарушениями памяти.
Различные патологии головного мозга: аденома гипофиза, злокачественные новообразования и другие. Если имеются проблемы с плохой памятью у молодых людей, причины должен устанавливать специалист. В зависимости от наличия того или иного заболевания данный симптом сопровождается отсутствием аппетита, общей подавленностью, раздражительностью, головной болью, бессонницей, субферильной температурой и тому подобным. Данные признаки могут указывать на возможные переутомления организма либо на наличие воспалительных процессов. В результате информационной перегрузки мозга также может возникнуть нарушение памяти. Например, каждый студент знаком с состоянием во время сессии, когда после зубрежки кажется, что в голове ничего не осталось. Такое нарушение памяти имеет временный характер, здесь не требуется специфического лечения. В данном случае достаточно сосредоточиться, успокоиться, функции придут в норму, и все выученное восстановится в мозге.
Болезнь Альцгеймера Болезнь Альцгеймера - это сложное заболевание центральной нервной системы. Сопровождается необратимыми процессами снижения умственных способностей. В группе риска пожилые люди после 65 лет, но возможны и исключения. Ученые до сих пор не могут установить истинную причину возникновения заболевания. Располагающие к этому факторы: перенесенные черепно-мозговые травмы, гипотериоз, опухоли головного мозга. Кроме ухудшения памяти, болезнь сопровождают такие симптомы: пространственная дезориентация, апатия, частые судороги, галлюцинации, снижение интеллекта. Чаще всего эта болезнь передается по наследству. На первых этапах она может быть незаметной.
Но при первых признаках нарушения памяти лучше сразу обращаться к доктору. Человек, страдающий этим заболеванием, начинает забывать последние события, а со временем становится эгоистичным, трудным в общении, перестает ориентироваться во времени и пространстве. Болезнь неизлечима, но если обеспечить правильный уход и лечение, то процесс протекает ровно, тихо, без осложнений и страшных последствий. Рассеянный склероз Если появились проблемы с памятью у молодых людей, причины и первые симптомы могут указывать на сложное заболевание центральной нервной системы - рассеянный склероз. В ходе болезни разрушаются составляющие структуры спинного и головного мозга. Причину возникновения заболевания до сих пор не определили, считается, что она имеет аутоиммунное происхождение в организм проникает некий вирус. Все чаще рассеянный склероз поражает молодых людей. Прогрессирует болезнь достаточно медленно, большой промежуток времени определенные симптомы могут никак себя не проявлять.
Болезнь Паркинсона По тем или иным симптомам можно определить, есть ли проблемы с памятью у молодых людей. Причины, что делать в это случае — обо всем расскажет доктор.
Стрессовые ситуации , депрессии и неприятности на работе, всё это далеко не положительно влияет на нашу память, которая ухудшается из-за постоянных переживаний человека. Тем самым проявляя беспокойство, даже о своей забывчивости, вы только усилите свои проблемы с памятью. Факторы влияющие на улучшение памяти Учеными было доказано, что здоровое и сбалансированное питание не только сохраняет, но и позволяет улучшить нашу память.
Для того чтобы стимулировать обмен веществ в клетках головного мозга, нашему организму необходимы витамины и микроэлементы, которые этому способствуют. Прогулки на свежем воздухе и занятия спортом положительно влияют на нашу память. Недостаток кислорода в организме нарушает работоспособность головного мозга, и негативно влияет на память человека. Здоровый сон является основой здорового организма, а значит и хорошей памяти. Особенно сон в тёмное время суток, ведь именно тогда клетки головного мозга восстанавливаются.
Таким образом, при соблюдении режима здорового сна, память будет работать в полную силу на уровне нейронов. Любое нарушение сна практически мгновенно скажется на качестве памяти. Болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона это тяжелые заболевания головного мозга, которые так же непременно связаны с ухудшение памяти. Поэтому, если у вас появились проблемы с памятью и ещё некоторые проблемы с функционированием головного мозга, стоит обратиться к врачу. Но не всегда проблемы с памятью связаны с физическими и биологическими проблемами.
Наверняка вы не раз замечали, что некоторую информацию вы запоминаете лучше другой. Например, одни не могут запомнить и несколько десятков названий продуктов, но помнят сотни чисел, в области, которая им интересна, при этом, не тратя особо времени на их запоминание. Такие ситуации не стоит воспринимать как проблемы с памятью, скорее то, что вы пытаетесь безуспешно запомнить, вас не интересует, а на запоминание такой информации уходит достаточное количество времени. Ухудшение памяти, связаные с наложение информации В психологии встречаются теории, которые объясняет природу существования забывания. Например, как результат угасания следа памяти описывается в теории затухания.
Но существующая теория интерференции утверждает, что воспроизведение более раннего следа памяти становится мало вероятным из-за наложения старой информации на более позднюю. Данную теорию можно объяснить следующим образом: что может произойти, если человек запомнил сначала одну информацию, а следом изучил подобную информацию, но отличающуюся в некоторых моментах от предыдущей. Тогда возможно два исхода: либо первый поток информации не дает запомнить новый, либо второй поток информации замещает первый, тем самым стирая старую информацию из памяти. Бывают случаи, которые отражают данную теорию. Например, у Вас на работе и дома есть клавиатуры у компьютера, настройки которых отличаются друг от друга.
И когда Вы работаете, дома то начинаете сбиваться и нажимать клавиши, соответствующей раскладке на работе и в случае, если Вы работаете на рабочем компьютере, то может произойти та же ситуация, так как Вы попеременно привыкаете к каждой клавиатуре. Снижение памяти, связанные с затуханием информации Существует такая теория, согласно которой информация, которой не пользовались долгое время, постепенно исчезает из памяти человека. Это так же может быть связано с прожитыми годами, и возрастом человека. Но я не могу согласиться с этой теорией, по крайней мере, не полностью. Дело в том, что науке и истории известны случаи, когда в раннем возрасте некоторые люди умели говорить на каком-либо не родном языке, но после многих лет этот язык забывался, что в принципе подтверждало бы эту теорию.
Но к старости некоторые из них начинали вспоминать этот язык, и даже спокойно говорить на нём, к удивлению всех окружающих. Это можно объяснить тем, что информация хранится в нашей памяти в разных «хранилищах», и при долгом отсутствии использования этой информации адрес и код к этому хранилищу теряется. А у тех людей, которые к старости внезапно вспоминали ту, утерянную, информацию, этот адрес непонятным образом находился. Снижение памяти связанные с кодированием информации Информация, как известно, хранится в разных ячейках или хранилищах и по-разному кодируется. Поэтому извлечь ее достаточно сложно и порой невозможно.
Это подобно тому, если Вы изменили пароль на домашнем компьютере. Потом долгое время им не пользовались.
И они также являются типичной причиной снижения памяти у молодых. Лечение — подбор лекарств у психиатра или невролога в зависимости от тяжести расстройства психики. С легкими и среднетяжелыми случаями, когда нет мыслей о самоубийстве и удается как-то справляться с повседневными делами, можно обратиться к неврологу. Хронические болезни Снижение функции щитовидной железы, или гипотиреоз, часто маскируется под депрессию. Более того, антидепрессанты помогают отчасти решить проблему постоянной сонливости и сниженного настроения.
Однако посещение эндокринолога и проверка функции щитовидной железы — обязательная часть программы обследования молодого пациента, который жалуется на снижение памяти. Часто жалуются на проблемы с памятью пациенты с диабетом. Им нужно быть особенно щепетильными в вопросах здорового образа жизни, чтобы избежать перехода легких когнитивных нарушений в умеренные и это не предел, деменция у безалаберных диабетиков вообще обычная история : контролировать уровень сахара крови и артериального давления, не забывать о посильной физической нагрузке и максимальном ограничении рафинированной еды. Люди с повышенным давлением, не пьющие прописанные врачом таблетки, еще одна уязвимая категория. В каждом случае лечение будет направлено на причину болезни. Хотя в нашей стране снижение памяти у диабетиков любят лечить разнообразными «сосудистыми» лекарствами, первоочередной задачей является нормализация уровня глюкозы крови. Постоянный прием соответствующих лекарств, ежедневная физическая активность и сбалансированный рацион работают куда лучше, чем целый комплекс «капельниц для сосудиков».
Отсутствие мотивации Один мой пациент очень хотел переехать в Париж в обозримом будущем. Однако ему не давался французский язык. Он просто не мог заставить себя выучить хотя бы десяток новых слов ежедневно, а учебник грамматики вызывал у него пароксизмальную зевоту. Нейропсихологическое тестирование не показало отклонений. Зато доверительная беседа помогла выявить полное отсутствие мотивации. Мужчина был уверен, что ему «пора валить», но зачем, для чего и каким образом, он сказать не мог. Отсутствие мотивации не болезнь.
Если проблему не решать, а только ходить вокруг да около, результата не будет.
Почему возникают провалы в памяти у людей и что с этим делать
Эксперт также добавил, что одной из главных причин ухудшения работы головного мозга является хронический недосып. По его словам, недосып приводит к нехватке времени на восстановление и синтез новых клеток, что также негативно влияет на запоминание и воспроизведение информации. Ранее специалист Московской службы психологической помощи населению Анна Полестерова заявила , что синдром эмоционального выгорания, который люди могут испытывать во время работы, может привести к безразличию как к положительным, так и к отрицательным событиям в жизни.
Кроме этого, важно уменьшить воздействие факторов, усугубляющих состояния, связанные с потерей памяти. Исключить алкоголь и наркотики, спать не менее 8 часов, регулярно питаться например, не пропускать завтрак , разнообразить меню овощами и фруктами. Подборка сайтов для тренировки памяти Можно тренировать свой ум и с помощью специальных онлайн-тренажеров. Занимательные головоломки, тесты, игры способствуют развитию различных возможностей человеческого мозга: памяти, скорости мышления, внимательности и вычислительных навыков. MedAboutMe рекомендует 7 популярных интернет-ресурсов для тренировки интеллекта: Риск развития старческой деменцииСтарческая деменция — это серьезный диагноз, прогрессирование этой патологии приводит не только к снижению качества жизни самого пожилого человека, но и к множеству хлопот для его близких родственников. Насколько велики риски подобных расстройств нервной системы именно у вас, поможет оценить наш тест, его результаты помогут в проведении активных профилактических мер. Симптомы и лечение амнезии потери памяти Провалы в памяти — одно из загадочных явлений наших дней.
В младенчестве мало кто из нас помнит о происходящих событиях. Память пропадает у молодых, здоровых парней и у пожилых. Причины амнезии, так называют потерю памяти, бывают самыми разными, и они не все изучены досконально. Утрата воспоминаний о важных событиях, неспособность восстановить мысленно обстоятельства, приводит человека в состояние шока, пугает. В одних случаях индивидуум не может восстановить полную картину происшествия, помнит лишь отдельные части события. Абсолютная потеря памяти приводит к тому, что субъект забывает лица и имена родственников, свое имя, биографию. Такие люди часто начинают жизнь на новом месте, с новыми друзьями, под другим именем. Возвращаются воспоминания тоже по-разному, вскоре, через несколько минут или через несколько лет. В таком случае человек может позабыть новую биографию и друзей.
Что такое амнезия или потеря памяти Острая потеря памяти знакома нам по рассказам о бабушке, которая вышла из своего подъезда и забыла, как вернуться домой, где она живет. У молодых людей такое тоже случается, при алкогольном опьянении. Правда пьяницы таинственным образом возвращаются домой на «автопилоте». Но зато совсем не помнят, что творили под воздействием алкоголя. Читать еще: Болит голова после прогулки на морозе — причины, лечение, профилактика В одних случаях воспоминания возвращаются быстро, через несколько часов или минут. Такие сюжеты называют: кратковременная потеря памяти. Но бывают случаи, когда память теряется медленно и верно, навсегда, это касается пожилых людей. И не всегда это происходит от старости, причиной может быть травма головы, заболевание головного мозга. Симптомы амнезии проявляются по-разному.
Один человек помнит, как его зовут, но вдруг забывает, что он прекрасный портной. Другой помнит все, что было с ним в пятом классе и девочку, которой нес портфель, но не знает, что делал полчаса тому назад. Виды амнезии Различают виды амнезии по скорости ее появления, забытым навыкам, распространенности, длительности и по тем событиям, что исчезли из головы: По продолжительности Утрата памяти делится на кратковременную, когда амнезия наблюдается краткий отрезок времени, и долгосрочную. Во втором случае воспоминания человека теряются на долго. По распространенности Амнезия бывает частичной, если произошла потеря незначительных фрагментов воспоминаний, и полной, когда потеряны все воспоминания. По событиям, утраченным из памяти Описываемую проблему относят к ретроградной и антероградной. Ретроградная форма заключается в потере воспоминаний о том, что случилось до появления причины болезни. Потеря памяти у пожилых людей относится к этой разновидности недуга. Она случается, если у человека диагностируется болезнь Пика, Альцгеймера, токсическая энцефалопатия.
Антероградная амнезия Не дает вспомнить индивидууму все, что было с ним после травмы, хотя, он прекрасно знает, что было до нее. Такие изменения в памяти случаются после черепно-мозговых травм, ужасных психических потрясений, эмоциональных стрессов, длятся короткое время. По скорости развития Рассматриваемый недуг бывает острым, внезапным, наступившим вследствие неожиданного происшествия — это травматическая амнезия, другими словами — конградная. Ее причиной может стать сильный ушиб, падение на голову. Конградная амнезия — часто временное нарушение памяти. Медленный, постепенный процесс, как следствие наступления слабоумия, угасания мозговой деятельности приходит со старостью. Естественное старение может закончится потерей воспоминаний на долгое время, навсегда. По забытым навыкам Потеря памяти классифицируется на: семантическую, процедурную, эпизодическую, профессиональную. Семантическая амнезия мешает общему пониманию окружающего мира.
Тогда человек не способен различать растения или мебель окружают его. Процедурная характеризуется потерей воспоминаний о простых манипуляциях. Субъект не помнит, как расчесывают волосы. Человек, страдающий эпизодической амнезией, никак не вспомнит отдельные моменты и части происходящего. Мужчина, не способный ориентироваться на своем рабочем месте, страдает профессиональной амнезией. Музыкант разучивается играть и даже не узнает ноты. Антероретроградная амнезия Простое сочетание ретроградной патологии с антероградной. Фиксационная амнезия Потеря воспоминаний о текущих событиях, на некоторое время, но больше, чем на 5 минут. Составляющая часть проявления синдрома Корсакова.
Синдром Корсакова Полное исчезновение памяти при алкогольном опьянении, плохом питании, хронических запоях, недостаточном поступлении в организм витамина В1, часто сопровождается травмой головы. Синдром сочетается с выдуманными воспоминаниями. Субъект вспоминает то, чего с ним не было никогда. Молодые люди способны вылечиться, если бросают пить. У тех, кто перешагнул границу 60 лет, с проблемами алкоголизма, прогнозы не утешительные. Транзиторная глобальная амнезия Случается с пожилыми и молодыми людьми. Таких показывают по телевизору. Мы видим аккуратно, чисто одетого человека, который вышел в магазин без документов и вдруг забыл, кто он, где живет. Причины кратковременной памяти не известны.
Это может быть началом болезни Альцгеймера. Предполагают, что причиной бывает мигрень. У таких больных случаются приступы головной боли. Очевидно спазм сосудов головного мозга приводит к утрате памяти, до нескольких часов. Таким больным следует иметь при себе записку, с телефонами родных, где указано, что такое может случиться.
В еде с пищевыми красителями может содержаться алюминий, который накапливается в организме и плохо выводится. Он становится причиной ухудшения памяти, мышления, концентрации внимания. Действие кофе длится всего 20 минут, сначала человек испытывает резкий подъем энергии, а затем резкий спад, для мозга такие перепады крайне нежелательны», — констатировал психолог. Длительный и бесконтрольный прием транквилизаторов, седативных и антигистаминных препаратов, нейролептиков негативно сказывается на работе мозга Разрушают мозг и вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики.
Например, от употребления алкоголя и даже разового употребления запрещенных веществ клетки мозга погибают, напомнил собеседник «Ленты.
Когнитивные способности могут быть нарушены и из-за недостатка сна. Чаще всего это происходит из-за того, что организм дает защитную реакцию в ответ на стрессовый фактор, например экзамены. На «остроту» памяти влияют алкогольные напитки и табак. Но даже если человек ведет здоровый образ жизни и не испытывает стресса, у него все равно могут возникать проблемы с запоминаем.
Гипотиреоз ведет к дефициту йода в организме, что также влияет на процесс запоминания. Нарушения памяти, связанные с возрастом, говорят о наличии деменции, болезни Альцгеймера, энцефалопатии.
6 причин проблем с памятью в молодом возрасте
Ухудшение памяти и внимания у людей старше 60 лет | Если причиной проблем с памятью стали патологические процессы в головном мозге или его повреждение, то к признакам забывчивости добавляются. |
Почему память становится хуже и как ее улучшить: 5 советов от невролога | Несмотря на масштабность проблемы, точные причины болезни Альцгеймера пока неизвестны. |
Улучшите свою память и концентрацию: методы борьбы с когнитивными нарушениями в молодом возрасте | Проблемы с памятью и усталостью. — вопрос №1480130. Андрей. 490 просмотров. |
Сопутствующие симптомы
- Нарушения памяти
- Проблемы с памятью в 28 лет. | Пикабу
- 6 причин проблем с памятью в молодом возрасте
- Почему память становится хуже и как ее улучшить: 5 советов от невролога
- Какой бывает потеря памяти
- Причины и симптомы болезнь Альцгеймера у молодых - АКАДЕМФАРМ
Не по возрасту. Почему развивается деменция у молодых?
Аргументом этого мнения выступает предположение, что причиной проблем с памятью является продолжительное кислородное голодание головного мозга, которое происходит во время общего наркоза. «Цифровое слабоумие»: невролог Говорин объяснил, почему у молодёжи всё чаще возникают проблемы с памятью. Чаще всего можно заметить ухудшение памяти в молодом возрасте и у пожилых людей, что объясняется процессами функционирования мозга. Какие же причины могут обусловить нарушение памяти в молодом и зрелом возрасте? Также проблемы с памятью испытывают люди, употребляющие препараты на основе статинов для понижения уровня холестерина в крови. То, что деменция поражает всё более молодых людей, отмечает и руководитель проекта «Дедсад», который создали в Красноярске для людей с когнитивными нарушениями.
Невролог Киндарова заявила, что при деменции человек может часто переспрашивать одно и то же
Причины проблем с памятью. Всего отмечается более 200 причин, на фоне которых может развиваться забывчивость. Потеря памяти у молодых и пожилых людей: причины и восстановление. Проблемы с памятью могут случиться у любого человека, столкнувшись с ними важно не паниковать, успокоиться.
Почему молодые часто жалуются на проблемы с памятью?
Диагностика деменции Диагностика деменции на ранней стадии может помочь замедлить разрушение мозга. Поэтому при первых признаках нарушения мыслительной деятельности нужно обратиться к врачу — неврологу или психиатру. На приёме специалист выслушает жалобы пациента и уточнит, насколько они соответствуют картине болезни. Тревожные симптомы — прогрессирующее нарушение памяти, апатичное настроение, повышенная утомляемость при умственной работе, сложности с подбором слов, снижение слуха и зрения. Нейропсихологическое тестирование Нейропсихологический тест позволяет оценить основные функции мозга. Пять функций мозга, которые проверяет тест: память; восприятие и распознавание гнозис — способность распознавать информацию, которая поступает от органов чувств; праксис — способность сохранять и использовать двигательные навыки; речь; интеллект. Для оценки памяти пациента могут попросить запомнить на слух список слов или небольшой фрагмент текста. Для оценки восприятия изучают, как пациент узнаёт привычные предметы. Например, пациенту показывают простой предмет ручку, кружку, телефон и спрашивают, что это такое и для чего предназначено.
Чтобы разобраться, сохранился ли у пациента праксис, обычно просят показать, как выполнять простые бытовые действия. Например: «Покажите, как нужно резать бумагу ножницами» или «Покажите, как расчёсывать волосы». Также используют пробы Хэда: психиатр или невролог показывает пациенту определённые движения руками например, прикасается руками к подбородку и просит человека повторить их. Оценить состояние речи можно по высказываниям пациента — врач обратит внимание, как разговаривает человек: легко ли подбирает нужные слова, удерживает ли в памяти предмет беседы. Для оценки письменной речи просят пациента написать на листочке первую фразу, которая придёт ему в голову. Для оценки интеллекта используют пробы на обобщения, категориальное мышление, пространственное, абстрактное мышление, способность выносить умозаключения и др. Так, врач может спросить у пациента, что общего между помидором и огурцом или между курткой и пальто, попросить назвать как можно больше слов на определённую букву за 1 минуту. Способность к устному счёту оценивается с помощью теста обратного счёта: пациента просят из 100 вычесть 7, затем из получившегося числа вычесть ещё 7, и т.
Пример нейропсихологического теста: пациенту нужно нарисовать часы круг и циферблат и стрелки, указывающие на названное врачом время; запомнить и воспроизвести слова с карточек или на слух; нарисовать такую же геометрическую фигуру, как в образце; переписать с образца предложение; найти среди рядов одинаковых букв или цифр отличающийся символ например, на картинке с рядами девяток найти цифру 6. Для комплексной оценки мыслительных функций разработаны специальные опросники разной степени сложности.
Как страх перед микробами отражается на активности разных областей мозга? Никита Отставнов рассказывает о том, как расстройства рабочей памяти влияют на людей, а ментальные расстройства — на рабочую память. Плохая пространственная и звуковая память СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности Фил казался обычным ребенком, неугомонным, стремящимся изучать окружающий мир. Он с интересом проводил опыты в компании сверстников, записывал полученные, по-детски наивные результаты, пытался утолить постоянную жажду знаний. Когда пришла пора идти в школу, родители вздохнули с облегчением: наконец-то Фил получит доступ к тому, что так активно искал, — к информации. Источник Однако в школе дела складывались не лучшим образом. Учителя жаловались на Фила: он постоянно ерзал на стуле, раскачивался, без остановки задавал вопросы, далеко не всегда связанные с изучаемой темой.
Ребенок всё время отвлекался , не мог сконцентрироваться, плохо решал задачи и тесты, а в домашних работах делал много ошибок. Вскоре педагоги отметили, что он хуже остальных читает и считает, однако никто не спорил с тем, что ребенок очень смышленый. Дома Фил не переставал заниматься своими экспериментами, но теперь родители обратили внимание, что он редко доводил их до конца. Более того, мальчик стал чаще жаловаться на усталость и плохой сон. Что такое рабочая память и как она устроена Анатомия принятия решений: что такое рабочая память и можно ли ее улучшить Учителя пригласили родителей для беседы. Они утверждали, что у Фила синдром дефицита внимания и гиперактивности. Мысль, что их ребенка считают «ненормальным», возмутила родителей. Через несколько месяцев Фила перевели в другую школу, где ситуация повторилась… В конце концов родители прислушались к советам учителей, ведь жалобы на Фила не прекращались. Несмотря на укоренившийся в сознании родителей стереотип, что поход к психологу — фактически признание «ненормальности», они всё же решились на этот шаг.
Невролог попросил родителей внимательно наблюдать за поведением ребенка, он проводил многочисленные интервью с Филом и его учителями, заставлял мальчика выполнять различные психологические тесты. Через 6 месяцев работы он поставил диагноз — СДВГ, потому что как минимум 6 симптомов данного расстройства непременно проявлялись в течение всего периода обследования. СДВГ — один из самых противоречивых синдромов в неврологии. Однако цифра приблизительная, так как немногие родители решаются пойти с этой проблемой к врачам и боятся навесить на ребенка ярлык «психически нездорового». Взрослые же просто не признают СДВГ. Американский психолог Вайолет Оклендер писала , что дети, подобные Филу, «не владеют своим телом», «суетливы и много двигаются на месте», «испытывают трудности в учебе, вызванные недостаточной способностью к восприятию зрительных, слуховых, а иногда и тактильных образов». СДВГ — это расстройство, с которым нужно бороться, поскольку пренебрежительное отношение к нему зачастую оборачивается образовательными и социальными проблемами. Ученый проводил исследования с применением функциональной магнитно-резонансной томографии фМРТ и с ее помощью продемонстрировал, что у Фила и других подобных детей немного отличается анатомия мозга: объем префронтальной коры и мозжечка чуть меньше, чем у обычных детей. Впрочем, к 15 годам разница нивелировалась.
Кастелланос также показал, что у людей с поражениями в этих областях никогда не наблюдается СДВГ. Исследователь Рассел Барклей, наблюдая за развитием ситуации, предложил свою интерпретацию событий. Так как префронтальная кора связана с рабочей память, возможно, именно ее нарушения лежат в основе СДВГ. Эту идею подхватил другой ученый, Ларри Сьедманн, который, используя задачу на рабочую память n-back-задачу , показал, что у взрослых с СДВГ наблюдается меньшая активность в левой нижней затылочной доле и мозжечке. N-back-задача позволяет проверить способность рабочей памяти к обновлению ее содержимого. Участникам показывают серию букв звуков, изображений и т. Они должны сказать, является ли данный стимул таким же, как N шагов назад. Соответственно, N может быть равным единице, двум, трем и т. Чем больше N, тем сложнее задача.
Модель рабочей памяти по Алану Бэддели. Источник За время проводимых исследований Фил вырос и сам стал заниматься научными изысканиями. Он заинтересовался идеей проблем с рабочей памятью и изучил модель рабочей памяти, предложенную Аланом Бэддели. Поскольку дети с СДВГ показывали низкие результаты при решении аудиально-пространственной задачи на память, исследователи сделали вывод, что СДВГ вызван проблемами в развитии фонологической петли — компонента, ответственного за обработку вербальной и объектной информации. Дальнейшее углубление в изучение проблем, возникающих в рабочей памяти при СДВГ, позволило обнаружить, что расстройство может быть связано с нарушением обмена нейромедиатора дофамина во фронтальной коре и проблемами мозжечка. А это означало, что если как-то повлиять на них, то можно избавить человека от данного синдрома. Фил был удивлен, выяснив это. Он уже знал, что рабочая память зависит в первую очередь от деятельности лобно-теменной сети. Однако, углубившись в исследования СДВГ, он убедился, что мозжечок, долгое время считавшийся исключительно двигательным центром нашего тела, также играет значительную роль в деятельности рабочей памяти.
Хотя обычно этой части мозга ученые не уделяли должного внимания.
Кроме того, Фил некоторое время работал с психологом Вайолет Оклендер. На занятиях она использовала успокаивающие виды деятельности, которые снимали психологическое напряжение: работа с глиной, песком, водой, пальчиковое рисование красками. В своей практике Оклендер применяла и работу с деревом строительство, моделирование — это помогало детям активировать кинестетику. Конечно, всё это время Фил принимал ряд лекарственных препаратов , которые позволяли контролировать активность нейромедиаторов мозга. В итоге освобождение от синдрома дефицита внимания и гиперактивности стало следствием как психотерапевтических воздействий, так и лекарственных. Расстройства обучения Теперь Фил работает в школе: обучает детей с особенностями. И параллельно изучает их, пытаясь выявить проблемы рабочей памяти и их связь со способностью к обучению. К Филу приходит всё больше родителей, которые жалуются на школьные результаты своих детей.
Удивительно, но, как правило, эти результаты не связаны с СДВГ, а тесты на интеллектуальные способности говорят, что дети смышленые и способны на многое. Фил предположил, что у таких детей расстройство способности к обучению. Они почти ничем не отличаются от сверстников, однако им гораздо сложнее читать, считать и писать. Изучив литературу, Фил узнал о существовании 4 подобных расстройств: Дискалькулия — невозможность решать математические примеры. Дислексия — нарушение способности к овладению навыками чтения и письма фонемно-графическими знаниями. Дети с дислексией читают значительно медленнее сверстников и из-за этого почти не понимают смысла прочитанного. Таким детям трудно осваивать формы слов и грамматические конструкции, у них возникают сложности с пониманием семантических конструкций, что может впоследствии вылиться в проблемы эмоциональной сферы. Это расстройство отличается от дислексии, хотя некоторые симптомы общие и обе проблемы могут сосуществовать. Дисграфия — нарушение способности осмысленно и правильно писать.
Из-за названных проблем дети учатся хуже и медленнее. Успехи, которых они теоретически могли бы достичь, на практике оказываются значительно скромнее, чем ожидалось. Эти дети получают средние и высокие результаты при выполнении интеллектуальных тестов, однако испытывают трудности с правильным произношением, быстрым чтением, написанием и подсчетами. Фил познакомился с известным исследователем Ли Свенсоном, который посвятил себя изучению расстройств рабочей памяти. Свенсон предположил, что и чтение, и письмо, и счет зависят от рабочей памяти. Логично , что ядром развития подобных расстройств также служит фонологическая петля, ведь все названные проблемы связаны с символами и словами. И чтение, и письмо требуют от человека удерживать в активной зоне памяти смысл, извлекать значения слов из долговременного хранилища, интегрировать их с получаемой информацией. Всё это происходит в рабочей памяти. Основываясь на данном предположении, Свенсон разработал целый ряд тестов для рабочей памяти, с помощью которых можно диагностировать текущие или будущие проблемы с обучением.
Одна из задач, которая часто использовалась учеными, — заполнение пропусков в тексте. Для ее выполнения требуется как понимание текста и представление его смысловой картины, так и поиск нужного слова и кодирование его в ряд мелких моторных действий, осуществляемых при письме. Позже Фил встретился с Уэйном Лазаром и Франком Ятчиком, которые продемонстрировали , что расстройства обучения могут быть связаны с лобной корой, левой теменной корой, а также с той областью мозга, которая связывает два полушария, — мозолистым телом. Читайте также Как депрессия и эпилепсия влияют на память? Левое полушарие мозга чаще всего активируется при выполнении тестов на вербальную связь, поэтому идея о влиянии проблем в развитии фонологической петли получила распространение. Свенсон предположил , что дети, которым трудно читать, могут не проговаривать текст про себя, из-за чего у них нарушается кратковременное запоминание. И здесь нужно вспомнить про скорочтение, в рамках которого именно проговаривание про себя считают главной причиной медленного темпа чтения. Фила задался вопросом: почему у людей с проблемами в вербальном компоненте рабочей памяти не наблюдаются проблемы с интеллектом. Свенсон предположил, что, возможно, такие пациенты используют различные компенсаторные стратегии, к примеру, опираются на визуальную память вместо аудиальной, когда учатся.
Последующие эксперименты показали Филу, что не только фонологическая петля — причина всех бед его учеников. На самом деле у студентов с расстройством способности к обучению были проблемы и с другим компонентом рабочей памяти — визуально-пространственным блокнотом. Они плохо выполняли тесты на визуальную память, если имели проблемы со счетом, и наоборот. Фил нашел график, из которого ясно видно, что дети с трудностями в чтении или в счете хуже решают задачи на вербальную память, а если оба расстройства проявляются вместе, то вербальная рабочая память ухудшается еще больше. В то же время собственно визуальная рабочая память влияет лишь на навыки счета и ситуацию, когда присутствуют оба нарушения. Алекс, мальчик из класса Фила с таким нарушением, очень неуклюж. Его рисунки выглядят странно, потому что ему трудно прорисовывать детали. Он плохо контролирует свое тело и его позы, из-за чего с ним сложно общаться. На уроках физкультуры Алекс часто становится объектом насмешек, потому что не может даже просто бросить и поймать мяч.
Записаться на прием Термином «старческий склероз» называют болезни, связанные с расстройством памяти у пожилых. На самом деле такого заболевания нет. К старости у многих людей развивается возрастная забывчивость. Ее причинами, кроме мозгового атеросклероза, являются деменцияпозднего возраста, болезни Альцгеймера и Пика. Почему ухудшается память Это замечают многие — с возрастом сложнее вспомнить, где вы оставили ключи или телефон. Имена и фамилии, которые раньше буквально всплывали в голове, приходится «вытягивать из памяти». Майкл Яссы, невролог из Университета Джона Хопкинса США выяснил, что ухудшение памяти связано с процессами деградации в гиппокампе — этот отдел височной части мозга осуществляет оперативную обработку и хранение данных. Он чем-то схож с оперативной памятью и жесткими дисками компьютера: при необходимости человек отыскивает в мозговом «архиве» нужную информацию. С возрастом мозгу это делать труднее. Это связано не с перенасыщением ресурса, а со снижением скорости и эффективности мозговых процессов.
Атеросклероз сосудов вызывает ухудшение кровоснабжения тканей головного мозга и гибель мозговых клеток. Нейроны в нервной ткани погибают и не восстанавливаются. Физиологическим причинами Майкл Яссы объясняет и склонность пожилых людей к ностальгии и воспоминаниям молодости. Мозгу легче выдавать имеющуюся информацию, чем обрабатывать новую, особенно кратковременную.