Что такое профицит простыми словами. Рассказываем, что такое Профицит. Даём подробные понятия и определения в нашем глоссарии — Банк Точка. Дефицит федерального бюджета за I полугодие 2023 г. составил 2,6 трлн руб., но в июне зафиксирован профицит в 0,4 трлн руб.
Что такое профицит бюджета
Профицит бюджета — превышение доходов над расходами; экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета. Дефицит и профицит бюджета зависит от своевременности поступления обязательных налогов, выплачиваемых гражданами, а также полноты сумм. Это означает, что в прошлом месяце бюджет был исполнен с профицитом, аналогичным этой сумме, – превышение составило 464 млрд руб. Что такое профицит простыми словами. Ситуация в России: цифры и факты Профицит, что это такое и основные причины возникновения Это хорошо или плохо Бюджетный профицит Причины.
Что такое профицит бюджета простым языком
Это значит, что средств хватает не только на покрытие всех расходов, но и на формирование финансовых резервов. Однако не всегда бюджет является профицитным. Существуют ситуации, когда расходы неизбежно превышают доходы. Такие случаи требуют особого внимания и управления финансами. Как называется бюджет, когда расходы превышают доходы? Это называется дефицитным бюджетом. Дефицит бюджета может быть как временным, так и постоянным явлением, и его причины могут быть различными: от неожиданных расходов до структурных проблем в экономике. Рассмотрим основные ситуации, когда возникают различные типы бюджета: Если доходы равны расходам — это называется сбалансированным бюджетом.
При наличии первичного профицита происходит резервирование основной части доходов, которая предназначена для сокращения долга государства.
Согласно статье 88 Бюджетного кодекса России предполагается разработка бюджетной программы, в случае если возник профицит в бюджете, а именно: все денежные средства в бюджете направлять на погашение кредитов и ссуд, несмотря на договорные обязательства государства; все выплаты с государственного бюджета увеличить для бюджетов других отраслей; сократить реализацию имущества, которое принадлежит государству. Бюджетный дефицит и источники его финансирования Иногда случаются ситуации, когда при сведении бюджета по неизвестным причинам, расходы и доходы невозможны. Но случаются и кризисные ситуации, где дефицит бюджета имеет значительно высокий процент. К примеру, как экономическая ситуация в России в период с 1991 по 1999 года.
Любой случай перевеса — не норма и нарушает баланс бюджета.
Сбалансированностью он отличается только в том случае, если расходы примерно равны доходам. В целом, профицит неплох для экономики — он указывает на стабильность национальной валюты, отсутствие высокого уровня инфляции. Но может стать и негативным явлением — если «профицитные» финансы лежат мёртвым грузом на счетах в банках или находятся на руках у населения в виде наличных, национальная валюта может потерять конкурентоспособность. Дефицит также опасен для экономики. Если профицит бюджета — это избыток денег, то при дефиците их не хватает.
Это может привести к тому, что не будет средств для покрытия финансирования бюджетных учреждений, выплат пенсий, пособий, экономии во всех отраслях. На примере России видно, как бюджет может из дефицитного стать профицитным и наоборот. Например, по итогам прошлого года дефицит составил больше 3 трлн руб. Виды профицита Профицит государственного бюджета — это избыток не только денежных средств. Бывают и другие разновидности — торговый, товарный, платёжный профицит.
Профицит бюджета Профицитом бюджета положительным сальдо является именно превышение доходов над расходами в денежном выражении. Различают первичный, который можно рассчитать без учета государственного долга, а также вторичный, определяемый с учётом всех расходов.
Поэтому, возникшие излишние доходы в бюджете считаются вредным явлением для экономики государства. В связи с этим, на законодательном уровне большого количества государств предусмотрены специальные нормы, которые запрещают формирование бюджета с превышающими расходы доходами. Согласно бюджетному кодексу РФ, утверждение, а также составление местного, федерального или регионального бюджета должно проводиться с учетом профицита. Если специалисты прогнозируют, что в будущем доходы значительно превысят расходы, необходимо принять следующие меры для урегулирования ситуации: Увеличить расходы бюджета. В данном случае, речь может идти о передаче определенной части доходов на другие бюджетные уровни.
Сокращение доходной части от реализации запасов нефти или газа; Средства могут направить на дополнительную оплату долговых обязательств. В некоторых случаях, бюджетный профицит это положительное явление, но только когда он спровоцирован грамотным составлением доходных и расходных статей. Но, если высокие поступления в бюджет полученные на фоне выгодно сложившейся экономической конъюнктуры при возникновении экономического «бума» или же при недофинансировании расходов, такой профицит будет оценен как отрицательный. Но, независимо от того, какие процессы спровоцировали образование излишних средств, нужно правильно распределить их с учётом расходной части, которая ранее утверждалось в бюджете. Зачастую, профицитную часть отправляют на пополнение резервов, погашение государственных займов, а также покрытие расходов, которые были запланированы на следующий финансовый год. Плюсы и минусы профицита Плюсы: В процессе формирования бюджета на следующий финансовый год, государство будет иметь запас, который можно использовать при возникновении форс-мажорных расходов. Например, это могут быть природные аномалии или чрезвычайные ситуации; При возникновении профицита можно снизить давление на бизнес.
Речь идёт о более лояльной налоговой политике, что в результате ускорит темпы развития экономики; Если грамотно подойти к возникновению профицита, таким образом можно избавиться от негативных последствий государственного долга. Для этого средства часто направляются на инвестирование, а также формирование резерва, который будет использоваться как « финансовая подушка безопасности ». Минусы: Снижение возможностей производственных предприятий; Явление провоцирует снижение эффективности органов власти на региональном уровне. Они начинают копить слишком большое количество средств, хотя целесообразнее было бы направить их на улучшение инфраструктуры страны и развитие проблемных отраслей; Если избыток средств хранится слишком долго, постепенно он потеряет свою ценность. Если излишние средства будут поглощены какими-либо накопительными фондами или бюджетом, это скажет об отсутствии грамотного подхода, так как эти деньги не будут направлены на развитие экономики. Заключение Профицит на первый взгляд может создать впечатление исключительно положительного явления независимо от разновидности. Но, чтобы избежать негативного эффекта, следует вовремя принять меры для правильного распределения данных средств.
В противном случае могут возникнуть проблемы, которые ощутят на себе не только предприятия, а и население страны.
Профицит бюджета - это что такое простым языком
Профицит федерального бюджета России с января по октябрь превысил 128 млрд рублей, что вдвое больше профицита месячной давности. То есть, профицит планируется на уровне 0,8% от ВВП, что намного меньше, чем цифра этого года – 3,7% ВВП за первые 9 месяцев. Профицит, что это такое и основные причины возникновения Идеальный баланс между расходами и доходами в бюджете чаще встречается теоретически, а на практике мало какие предприятия могут похвастаться таким положением дел при подведении итогов. Столь сильный профицит бюджета возник вовсе не из-за резкого подъема российской экономики, роста ВВП.
Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе
Казалось бы, это хорошо — у государства есть достаточно денег, чтобы оплатить любые расходы, даже внеплановые. Но именно плановый профицит в экономической теории считается признаком плохого планирования. Ведь, по логике, государство берет у населения и бизнеса ровно столько денег, сколько нужно потратить на основные статьи расходов: армию, полицию, медицину, выплату пенсий и т. Если государство сознательно берет с налогоплательщиков больше, чем может потратить — это признак неграмотного управления экономикой страны. Идеально свести бюджет в 0 невозможно ведь доходы только прогнозируются, да и расходы с точностью до копейки предвидеть нельзя , но общепринятым в мире считается ситуация с очень небольшим плановым дефицитом. В течение года правительство находит какой-нибудь способ этот дефицит свести к нулю. И это еще не все Как мы знаем, в 2018 году власти приняли решение повысить пенсионный возраст и увеличить ставку НДС с 2019 года. Объяснили это решение тем, что в противном случае у государства не останется денег на развитие и выплату пенсий.
Государство, «в противоположность практике хозяйства частного, при выработке плана для наступающего хозяйственного периода, определяет сначала потребности и необходимые для удовлетворения их расходы, а затем уже нужные для покрытия их средства» Эеберг. Поэтому для государства бюджетный профицит — не самоцель, в бюджет нужно изымать столько средств, сколько необходимо для нормального функционирования государства. Принцип сбалансированности бюджета требует соответствия общей суммы расходов общей сумме доходов.
Положительное сальдо доходов и расходов, профицит, представляет собой отклонение от строго сбалансированного бюджета. Из двух названных принципов следует, что профицит — не вполне позитивное явление, хотя избыток средств очевидно лучше их недостатка. Поскольку профицит, в отличие от дефицита, не грозит нарушением финансовой стабильности государства, бюджетное право его не ограничивает. Плановый, или фактический, профицит будет представлять собой не распределённый по расходным статьям бюджета остаток бюджетных средств, лишние доходы. Если в порядке внесения поправок в закон о бюджете не увеличивать расходы периода, в котором образуется профицит, то остаток перейдёт на следующий финансовый год. Он может рассматриваться как своеобразный доход или источник покрытия бюджетного дефицита следующего года. Но при этом хорошей бюджетной практикой будет направление профицита в резервы, а не увеличение текущих бюджетных ассигнований или простой перенос остатка на будущее. Профицит может быть элементом целенаправленной бюджетно-финансовой политики, стремящейся обеспечить формирование целевых резервов, использование которых откладывается до наступления неблагоприятных обстоятельств. Если государство аккумулирует профицит путём создания таких долгосрочных резервов, то различаются два вида профицита — первичный профицит и собственно профицит как таковой. Первичный профицит рассчитывается как разница между ожидаемыми доходами и расходами бюджета, но за исключением доходно-расходных операций, связанных с превышающими средний уровень, экстраординарными поступлениями бюджетных средств, которые направляются не на текущее финансирование государственных нужд, а в резервы.
В мировой практике обычно резервируются сверхдоходы от добычи нефти и газа, возникающие в периоды высоких цен на эти ресурсы. Посредством налогов и таможенных пошлин эти сверхдоходы аккумулируются в бюджете. Разумная долгосрочная финансовая политика состоит в том, что они не проедаются, а сберегаются. В идеале сбережения формируют капитал, который не расходуется на текущие нужды даже в периоды дефицита, инвестируется и приумножается за счёт доходов от инвестиций.
При этом оказалось, что бюджет будет профицитным и на следующие годы. Бюджет сейчас составляется на 3 года: в 2021 году профицит сократится до 612,5 миллиардов, а в 2022-м — до 295 миллиардов рублей.
Эта цифра актуальна не только для федерального, но и для консолидированного бюджета который включает вообще все бюджеты в стране. Почему это плохо Как ни странно, профицит федерального бюджета — ситуация достаточно частая в современной истории России, достаточно взглянуть на официальную статистику Минфина: Самый крупный дефицит был зафиксирован, как видно, в годы кризисов — в 2009, 2015 и 2016. Затем начался период роста доходов — и самый крупный профицит относится к прошлому году. На 2019-й и последующие годы правительство закладывает профицит уже в проект бюджета. Казалось бы, это хорошо — у государства есть достаточно денег, чтобы оплатить любые расходы, даже внеплановые. Но именно плановый профицит в экономической теории считается признаком плохого планирования.
Одним из ключевых терминов в финансах является профицит бюджета. Наверняка многие из нас сталкивались с этим понятием, но не всем знакомо его значение. В данной статье мы расскажем вам все, что необходимо знать о бюджетном профиците новичку и ответим на ключевой вопрос — что такое профицит бюджета. Значение термина «профицит бюджета» Профицит бюджета — это термин из сферы экономики, который значит, что доходы бюджета превышают его расходы. Проще говоря, профицит бюджета — это положительное сальдо. Бюджетный профицит принято разделять на первичный и вторичный. В первичный профицит не входит стоимость обслуживания долга, тогда как вторичный профицит учитывает выплаты по заимствованиям. Функции профицита могут быть различными, он может использоваться на направление денежных средств на погашение вторичных обязательств; на уменьшение доходов от продажи имущества, как государственного, так и муниципального; на увеличение расходов; на сокращение налоговых доходов посредством изменения налогового законодательства. Тем не менее, профицит при составлении бюджета складывается крайне редко.
Бюджетный профицит и дефицит Термин профицит тесно соотносится с понятием дефицит. Дефицит бюджета — это превышение расходов над доходами, то есть понятие противоположное профициту.
Что такое профицит бюджета простыми словами?
При этом профицит всех региональных бюджетов превысил 16,6 трлн рублей, отмечается в статистике. В обычных условиях профицит бюджета – признак того, что государство эффективно управляет доходной и расходной частью. При оценке дефицита и профицита бюджета экономисты чаще всего сравнивают параметры с ВВП, чтобы отразить, какую нагрузку он несет для экономики. Что такое патриотизм и гражданственность. Что такое профицит бюджета: определение и сущность. Мало у какого из предприятий наблюдается абсолютный баланс между расходами и доходами, что уж говорить о целом государстве.