Почерк связан со многими факторами, в частности с мелкой моторикой, особенностями нервной деятельности, работой головного мозга. О взаимосвязи почерка с характером рассказал известный столичный специалист, профессор-психолог Борис Хигир, исследовавший эту зависимость на протяжении ряда десятилетий. Какие тайны о характере человека может раскрыть его почерк?
Психолог объяснила, что может рассказать почерк о человеке
Это сложнейший комплекс последовательных движений и действий, связанных с мелкой моторикой, с фонетико-фонематическим восприятием, перекодировкой звучащей фонемы в графему. В этом процессе задействованы функции внимания, восприятия, зрительной и слухо-моторной памяти. Это огромный комплекс когнитивных функций, который к школьному возрасту должен развиться до определенного уровня. Ребенок ведь не просто рисует крючки — он должен услышать звук, понять, какая это буква, а затем ее написать.
Все это происходит одновременно и поэтому очень сложно. Если ребенок пришел в школу с недостаточно зрелыми когнитивными функциями, то быстро научиться писать ему будет крайне сложно. Второй фактор, который затрудняет освоение навыка письма, а за ним и возможность писать красиво, — это огромные темпы в современной российской школе.
За последние 20 лет время обучения письму сократилось как минимум в пять раз. Уроки чистописания — это не столько про само чистописание, сколько про формирование навыка. А этот навык не формируется быстро, он развивается медленно и постепенно.
Если мы перескакиваем через этапы развития навыка письма, то, естественно, теряется его качество, и, как результат, мы получаем ужасный почерк. Во многих зарубежных странах детям разрешают писать печатными буквами, не курсивом, и это значительно проще. Таким образом они выигрывают время, хотя внешне это, возможно, выглядит не так красиво, как слитное письмо курсивом.
Еще один фактор, который мешает становлению красивого почерка — это то, что мы начинаем обучение в 6-6,5 лет. Будет гораздо лучше, если ребенок приступит к школьной программе в 7-7,5 лет. В современную школу по всем показателям, не только из-за письма, стоит пойти на год позже, если есть такая возможность.
Ребенок будет больше готов к тем нагрузкам, требованиям и интенсивности работы, которые сейчас требуются. Что должно насторожить родителей? Иногда родители жалуются: «У ребенка ужасный почерк, наверное, с ним что-то не так».
Мы не можем говорить о нарушениях на начальных этапах становления навыка. Некрасивый почерк в первом классе — это не повод тревожиться. А вот если дальше ребенок не может провести ровную линию, все они дрожащие и прерывистые, разнонаправленные, буквы разной высоты и с разным наклоном, овалы похожи на каракули — тогда можно показать ребенка специалисту, и я бы начала с логопеда.
Логопед проверит, с чем это связано — с развитием речи, фонетико-фонематическим восприятием или чем-то еще. Ведь плохой почерк может быть из-за неврозоподобного состояния, а может быть и нормой. Просто ребенок торопился.
И здесь возникает вопрос: ребенок никогда не может написать ровные понятные буквы, или у него «Классная работа» написано хорошо, а дальше он поспешил и получилось не очень? В таких случаях дело не в лени или отсутствии старательности, а в чрезмерно высоком темпе, который задали ребенку в школе. Если все-таки говорить о почерке как об индикаторе состояния ребенка, то нужно обращать внимание на внезапные его изменения.
То есть важно поставить именно такую задачу — четкие и читаемые буквы. Они должны быть примерно одинаковой высоты, ширины, все прямые линии параллельны. Такое определение красивого почерка звучит понятнее, оно более универсально, и достичь этой цели проще, чем какой-то эфемерной красоты. Поэтому именно на такую задачу я рекомендую настраиваться родителям. Почему дети пишут как курица лапой? Письмо — это сложнейший когнитивный навык. Причем не только моторный, как многие думают. Это сложнейший комплекс последовательных движений и действий, связанных с мелкой моторикой, с фонетико-фонематическим восприятием, перекодировкой звучащей фонемы в графему. В этом процессе задействованы функции внимания, восприятия, зрительной и слухо-моторной памяти.
Это огромный комплекс когнитивных функций, который к школьному возрасту должен развиться до определенного уровня. Ребенок ведь не просто рисует крючки — он должен услышать звук, понять, какая это буква, а затем ее написать. Все это происходит одновременно и поэтому очень сложно. Если ребенок пришел в школу с недостаточно зрелыми когнитивными функциями, то быстро научиться писать ему будет крайне сложно. Второй фактор, который затрудняет освоение навыка письма, а за ним и возможность писать красиво, — это огромные темпы в современной российской школе. За последние 20 лет время обучения письму сократилось как минимум в пять раз. Уроки чистописания — это не столько про само чистописание, сколько про формирование навыка. А этот навык не формируется быстро, он развивается медленно и постепенно. Если мы перескакиваем через этапы развития навыка письма, то, естественно, теряется его качество, и, как результат, мы получаем ужасный почерк.
Во многих зарубежных странах детям разрешают писать печатными буквами, не курсивом, и это значительно проще. Таким образом они выигрывают время, хотя внешне это, возможно, выглядит не так красиво, как слитное письмо курсивом. Еще один фактор, который мешает становлению красивого почерка — это то, что мы начинаем обучение в 6-6,5 лет. Будет гораздо лучше, если ребенок приступит к школьной программе в 7-7,5 лет. В современную школу по всем показателям, не только из-за письма, стоит пойти на год позже, если есть такая возможность. Ребенок будет больше готов к тем нагрузкам, требованиям и интенсивности работы, которые сейчас требуются. Что должно насторожить родителей? Иногда родители жалуются: «У ребенка ужасный почерк, наверное, с ним что-то не так». Мы не можем говорить о нарушениях на начальных этапах становления навыка.
Некрасивый почерк в первом классе — это не повод тревожиться.
Одна из самых распространенных — это неудобная поза при письме. В лучшем случае это легко исправить, подобрав правильную ученическую мебель: колени должны быть согнуты под углом 90 градусов, а расстояние от стола для глаз быть не меньше 30-35 см. Если же все условия созданы, а школьник все равно не может выдерживать правильную позу хотя бы 15-20 минут, это может говорить о слабости мышечного корсета, плечевого пояса, шеи и кистей рук. Почему у детей по ночам могут болеть ноги Что еще мешает детям писать аккуратно? Гипермобильность суставов, когда суставы слишком подвижны — появляется небрежность в письме, сложно удержать строку, буквы неровные, нажим слабый. Такое состояние суставов может быть связано с особенностями обмена веществ. Повышенный или пониженный мышечный тонус в плечевом суставе. Напряжение в большой грудной мышце.
Подвывих или перелом ключицы. Смещение шейных позвонков. Часто все это — следствие родовых травм. Младенческие рефлексы, которые по разным причинам вовремя не интегрировались, то есть не угасли.
К психофизиологическим событиям, способствующим изменению почерка, относят психические травмы, процессы старения, алкогольную зависимость.
К патологическим процессам, изменяющим структуру почерка, относят зрительные и слуховые нарушения, проблемы в работе опорно-двигательной системы. В качестве диагностических критериев, свидетельствующих о патологиях почерка, различают макро- и микрографию, письмо по буквам, излишнюю вычурность почерка. Также может наблюдаться нарушенная координация в движениях. Линии при письме становятся слишком извилистыми, человек не может держать строку и т. Причины макрографии и микрографии Макрография или мегалография — явление, когда высота строчных букв становится слишком высокой.
В норме она должна составлять не больше 0,5 см. Мегалография характерна для людей, которые только начинают учиться писать.
Психолог Деулин рассказал о связи почерка с характером человека
Ниже — семь базовых советов, которые помогут сделать первые шаги на пути к исправлению почерка. В психологии достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности. Такое определение красивого почерка звучит понятнее, оно более универсально, и достичь этой цели проще, чем какой-то эфемерной красоты. Книга «Психология почерка» является восьмой книгой серии «Секреты почерка» Инессы Гольдберг. почерк — самые актуальные и последние новости сегодня. Будьте в курсе главных свежих новостных событий дня и последнего часа, фото и видео репортажей на сайте Аргументы и.
Истерик или шизофреник? Как узнать характер по почерку
Анализ выявляет не только личностные качества, но и будущие перспективы или склонности. На самом деле связь между почерком и характером человека была замечена еще в средневековье. Основой графологии принято считать книгу, которую написал римский историк Светоний в далеком 16 веке. А через пару столетий данные о почерковедении были систематизированы Мишоном. Заключительным доказательством этой связи стали эксперименты, проведенные В. Прейером при помощи гипноза - он внушал одному и тому же человеку, что он обладает различными чертами характера, и почерк подопытного кардинально менялся.
Общая организованность почерка При анализе в первую очередь проверяется ровность почерка. Крупный, но не совсем организованный почерк говорит об импульсивности. Мелкий и организованный говорит о том, что его владелец разумно использует собственные силы. Нерешительных и робких людей проявляет мелкий и очень плохо организованный почерк - это неуверенная в себе личность, отступающая при первых же сложностях. Размер Об отношении человека с окружающими его людьми расскажет крупный или мелкий почерк.
Что говорит о человеке маленький размер букв - узнать хотят многие люди, потому как статистика показывает, что количество личностей с мелким почерком немного превышает количество людей, привыкших к крупным буквам. Для начала следует обозначить границы - средними считаются буквы, достигающие 3 миллиметров в высоту. Соответственно, мелкие - до 3 мм, а крупные - от 3 мм. Владельцы крупного почерка всегда общительны и активны, они могут поддержать любой разговор и развеселить самую скучную компанию. Чересчур мелкие буквы говорят о скромности и нежелании привлекать к себе внимание.
Хотя следует отметить, что люди, пишущие мелким почерком, любят размышления, но смелых действий от них дождаться трудно. А буквы среднего размера достаются людям, умеющим всегда находить компромиссы. Они реально оценивают свои силы и могут приспособиться к любой ситуации. Линии и строки Не менее важное значение имеют линии и строки, характеризующие реакцию человека на различные внешние раздражители окружающие события. Тут играет роль подсознание человека, так как линия для написания слова выбирается не на физическом уровне, а именно на подсознательном: Ровные строки соблюдает надежный человек, который всегда выполнит просьбу друга и не подведет в сложных ситуациях.
Вычурно ровные строки указывают на слишком большое количество вопросов контроля знаний.
Недаром такая популярность у всех психологических тестов. Каждый хочет лучше понять себя, понять свои сильные и слабые стороны. И графология помогает в этом не хуже, а даже в чем-то лучше в сравнении с другими методами психодиагностики.
Потому что это объективный метод диагностики, обладающий своим инструментарием. Почерк — это «след» работы мозга, нервной системы, психики человека на бумаге, и в основе его — бессознательные механизмы психики. Рука нога, рот — всего лишь проводник, обученный писать, рисовать или что-либо делать. Это вспомогательный инструмент, с помощью чего человек проявляет себя, оставляя след на листе бумаги холсте, камне, дереве, коже, металле.
В основе графологических знаний физиология, неврология, психология, патопсихология. И раз графология — метод психологической диагностики, то в идеале специалист-графолог должен обладать психологическими знаниями, иметь психологическое образование. В том числе и почерк» Людвиг Клагес В чем преимущества графологии перед другими методами психодиагностики: к нему невозможно подготовиться даже если ты графолог и знаешь все о том, как писать надо и как не надо ; невозможно натренироваться на социально-желательную оценку или ответы, которые позволят выглядеть в лучшем свете перед собой и другими что возможно при прохождении тестов ; данный метод диагностики защищен от субъективного отношения к самому себе исследуемого что может сильно сказываться при тестировании ; он не теряет эффективность при последующих анализах этого же почерка, то есть может использоваться как динамичный инструмент психодиагностики, материалы которого интересно посмотреть в ретроспективе прошедших лет; есть возможность применения графотерапии то есть через работу с отдельными признаками и элементами в почерке влиять на определенные неблагоприятные личностные проявления. Где применяется графоанализ: в индивидуальном и парном психологическом консультировании, когда человеку нужна психологическая помощь и есть вопросы, на которые ему сложно ответить самому; в профориентационных целях при работе с подростками и не только, для определения профессиональной направленности, сильных сторон, на которые человек может опираться при выборе профессии; в кадровой работе, при подборе персонала; и других областях, где важно составить психологический портрет человека.
Конечно же, графология как и психология, медицина, философия, социология наука в том смысле, что есть теоретическая база, методология, выявлены и систематизированы закономерности, есть многочисленные научные труды. Однако, как и в психологии, только знания теории и подходов недостаточно при работе специалиста для проведения качественного графологического анализа. Его опыт, знания, профессиональная грамотность и чутье, умение быть в диалоге с клиентом — незаменимы при подготовке и проведении графологической консультации. И это уже на грани искусства.
Никакие графологические таблицы, обозначения и расчеты не заменят точную интерпретацию вариантов, сочетаний и нюансов графических признаков живого специалиста, от которого требуется способность синтезировать из многочисленных признаков целостную картину исследуемой личности.
Если же к концу подписи буквы как бы уменьшаются и заваливаются, то это говорит о низком уровне энергии. Такие люди обычно пессимисты со слабой волей и неуверенностью в себе.
А вот ровная подпись, как можно догадаться, встречается у уравновешенных людей, которым знакомы и падения, взлеты. Длина подписи Короткая подпись до трех букв встречается у человека, который легко схватывает суть происходящего и быстро реагирует на меняющиеся обстоятельства. Но порой ему не хватает терпения и усидчивости для вдумчивой и серьезной работы.
Монотонность угнетает его, поэтому ему сложно с медлительными людьми. Люди с длинной подписью отличаются аналитическим умом, но при этом им сложно сделать что-то быстро. Ему потребуется время, чтобы вникнуть в суть дела, узнать все детали, сопоставить факты и сделать вывод.
Наличие различных элементов в подписи Петельки означают осторожность и упрямство, круг — зацикленность на проблемах и идеях, рисунки — творческое мышление, комбинация разных элементов — любовь к планированию. Если декоративных элементов много, то такой человек хвастлив и склонен к самолюбованию. Петлеобразный росчерк в конце — нетерпимость к мнению других.
Перечеркнутая подпись говорит о самокритике и рациональном уме.
Это же касается умения вести тетрадь, соблюдая правила «клеточек и красных полей». Если мозг в состоянии это усвоить, значит, и другие занятия, где требуется самоконтроль и дисциплина, ребенку по силам. Поэтому почерк — действительно важный диагностический показатель для нейропсихологов.
Валерия Солтан Клинический психолог, эксперт по здоровому развитию, основатель школы «Как Здорово! Однако, по словам клинического психолога, это не так: нестандартное мышление и умение аккуратно писать не связаны друг с другом. Ребенок пишет неаккуратно, потому что не может иначе. Какой почерк считается «плохим»?
Глядя в тетрадь ребенка, нейропсихолог обратит внимание на следующие критерии: читабельность: наклон и размер букв, их форма; нажим: царапает ли ребенок бумагу ручкой или едва касается поверхности листа при письме; организованность письма, проще говоря, почерк: мельчит ребенок или пишет широко, соблюдает ли отступ между буквами и словами, соединяет ли буквы между собой; количество помарок: учителя часто используют термин «грязная» тетрадь, когда ребенок делает много исправлений. Красивый и аккуратный почерк — это не врожденный талант, дети учатся ему постепенно. Если развитию ничего не мешает, с 6 до 11 лет у детей формируется навык сознательного письма. То есть писать бегло еще не получается, но ребенок в этом возрасте пишет сосредоточенно и может контролировать написание каждой буквы.
Примерно к 14 годам появляется графическая зрелость — почерк сформирован, навык письма автоматизирован.
О чем можно узнать по почерку
- Истерик или шизофреник? Как узнать характер по почерку
- Графология: как определить характер по почерку и подписи - Российская газета
- Причины изменения почерка
- Графолог Кузнецова раскрыла секреты почерка человека : Общество :
Новости по теме: почерк
Выяснилось, что почерк психастеников характеризуется запутанностью начертаний, конфигураций рисунков, растянутостью. В графологии мелкий почерк говорит о скупости или эргономичности, о скрытности или зажатости его хозяина. Разбираем темы и погружаемся в психологию почерка. Графология, или наука о почерке, раскрывает индивидуальные особенности человека, которые отражаются в определенном написании букв и строк.
Психолог объяснила, что может рассказать почерк о человеке
Графологи убеждены, что почерк самодостаточен, а дополнительные наблюдения и тесты для экспертизы не обязательны. Разбираем темы и погружаемся в психологию почерка. Ведущая: Можно ли узнать по почерку сокровенные тайны человека, и о каких болезнях могут сигнализировать крючки и закорючки, которые мы выводим на бумаге? Из новостей: сегодня мы продолжили обучение на 1-м курсе в моем Центре изучения почерка "Современная Графология" уже в новом формате #zoom. Причины изменения почерка диагностируют с помощью ультразвукового исследования, томографии и других методов.