это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.
Читайте также
- Социальные группы и общности
- Виды социальных групп
- Малые и большие социальные группы – примеры, виды и их признаки кратко по обществознанию
- решение вопроса
- Смотри также
Обществознание
Остались вопросы? | 13. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют. 1) социальными отношениями 2) социальной структурой. |
Социальные группы и общности | Социальная группа, совокупность индивидов, формирующих между собой социальные отношения, а также обладающих коллективной идентичностью. |
Социальные группы и общности
Класс — большая социальная группа, различающаяся по её роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов. Большие социальные группы – это группы людей, объединенных одним социально-значимым признаком, в которых состоят более нескольких десятков человек. это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними. Совокупность больших социальных групп составляющих общество называют -Социальная структура.
Задание Lecta
Социальная группа. Большая российская энциклопедия | Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют. 1) социальными отношениями. |
Что такое большие социальные группы, их отличия | Социальным перемещением, социальной дифференциацией, социальной адаптацией, социальным поведением? |
Социальные общности, группы, их типы.
Ответил (1 человек) на Вопрос: Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют. Большая социальная группа. Профессиональные социальные группы. совокупность больших социальных групп составляющих общество называю 1)социальными.
Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют1)
Но причинивший боль человек, даже не извинился. Аркадию было жутко больно и неприятно. Он постарался ус.. Elvinarasalmanova 27 апр. Человек, например ты учишься , а у тебя друг не учиться, дурак, разговаривая с ним ты начинаешь разговаривать на его языке и у тебя независимо от себя меняются поведения.
Без дружбы никакое обще.. Пословицы про общение с объяснением? Voriskhashimov 27 апр. R2Online 26 апр.
Социальные группы, особенно малые, играют огромную роль в жизни индивида. Они - агенты социализации, средства отстаивания человеком своих интересов в обществе в целом. Социальные группы воспитывают человека. Личность выстраивает своё поведение по отношению к группам, тем самым развивая свои коммуникативные умения умения общаться. Возможны две формы поведения по отношению к группам: - конформизм - человек подчиняет свои интересы группе; готов принимать безусловно требования и пожелания группы. Психологи отмечают, что конформизм наиболее часто проявляется в больших вторичных группах. Человек в них зачастую опасается идти против преобладающего мнения группы; - нон-конформизм - человек противопоставляет свои интересы, желания группе; ведёт себя вразрез с требованиями группы. Как правило, нон-конформизм более ярко проявляется в первичных социальных группах. Все права защищены. Копирование материалов сайта без разрешения правообладателя и указания ссылки не допускается.
Материалы сайта предназначены для лиц старше 6 лет.
Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения. Масса — совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально-психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает субъектом широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные. Сознательно-регуляционный компонент психологии больших социальных общностей — общественное сознание, а импульсивно-регуляционный компонент — массовидные явления общественное настроение, паника и др. Общественное сознание — духовная сфера жизнедеятельности общества, обобщенное отражение объективных условий его существования, исторического типа общественного бытия, системы духовных ориентиров и общесоциальных ценностей.
Можно выделить идеологический и социально-психологический уровни общественного сознания. Социальнопсихологический аспект общественного сознания состоит в осмыслении и эмоциональном переживании членами общества общественных процессов и отношений, концентрирующихся в поле их сознания. Поле внимания общественного сознания организуется как устойчивыми факторами, так и случайными обстоятельствами захваченность общественного сознания экстремальной ситуацией, политической борьбой и т. Общественное сознание нации детерминировано ее историческим прошлым, этическими социостереотипами, длительно действовавшими в истории народа условиями его существования, культурными и экономическими традициями. Общественное сознание — система духовно-опосредованных, социально-ценностных отношений людей к миру и самим себе, возникающих в процессе жизнедеятельности социума. Общественное сознание отражает общественное бытие, определяется им и воздействует на него. Общественное сознание образуется совокупностью его форм — науки, соционормативной сферы мораль, идеология, право, политика , искусства и религии. Пройдя определенные общественно-исторические этапы регионального развития, общественное сознание в настоящее время перерастает в общечеловеческое сознание.
Разновидность общественного сознания — массовое сознание. Оно всегда уже общественного сознания, за его пределами остаются специализированные формы духовного освоения действительности научные, этические и эстетические концепции. Массовое сознание характеризуется фрагментарностью, противоречивостью, повышенной динамичностью и стереотипностью.
На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию от лат. В психологии этнических общностей выделяется психический склад этноса — его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические национальные чувства. Для межэтнического взаимодействия характерны стереотипы восприятия, обусловленные историческим прошлым народа. Оценки достоинств этнических групп, основанные на расхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаются этноцентризмом — приданием своему этносу эталонных качеств. В сознании этноса формируется этническая картина мира — особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипизировано в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникает поляризация социальных общностей по этническому признаку.
Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия. Однако в нарастание межэтнического конфликта неизбежно включаются негативные этнические стереотипы, возрастающий этноцентризм, актуализируется националистическая идеология. При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов. Подобное урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, миротворческой позиции национальных лидере, снижении значимости объекта межэтнического конфликта. По месту больших социальных общностей и системе общественного производства различаются общественные классы от лат. Существование общественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности. Различия между классами проявляются в образе жизни, социально-психологическом кладе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие социальные группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур. Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса. Публика — большая социальная группа людей, имеющая общие интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции на основе общих значимых объектов внимания участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ.
Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения.
Социальные группы и общности
Глава группы представлен неформальным лидером. К примеру: дружеские компании, фанатские сообщества. Аутгруппа — индивид, не принадлежащий к группе, и оценивающий её как чужую другая семья, конфессия, класс. Референтная группа — реально существующая или мнимая группа, в которой главенствует присущая ей система ценностей и правил, которые служат индивиду идеалом.
В обществе референтная группа выполняет следующие функции: нормативная — даёт индивиду систему норм, оценок и ценностей, сравнительная — позволяет человеку определить своё место в социальной системе общества, путём сравнения себя и других индивидов. Черты малой группы: малый количественный состав 2-30 человек ; межличностные отношения и близость индивидов; длительное время существования; наличие общих целей и задач; наличие общевыполняемых правил, целей, норм; высокий уровень информативности каждого члена; наличие лидера; разделение социальных ролей; эмоциональное общение индивидов; Большая группа — совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип трудовой коллектив Виды и характеристика больших социальных групп Целевые группы — созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.
Территориальные группы — обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос — совокупность людей по национальным признакам язык, религия, культура, традиции , связанных особым отношением. Общество — самая большая социальная группа.
В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.
В зависимости от социально значимых признаков - реальные и номинальные. Реальные группы - это группы, выделяемые по социально значимым критериям: пол - мужчины и женщины; возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые; доход - богатые, бедные, зажиточные; семейное положение - женатые, холостые, разведенные; профессия род занятий - врачи, экономисты, управленцы; место жительства - горожане, сельские жители. Номинальные условные группы, иногда их называют социальными категориями, - выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т. Социальная структура общества - это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами взаимодействия частей. Социальная структура организует общество в единое целое. Кроме понятия «группа», в социологии существует понятие «квазигруппа».
Квазигруппа - малоустойчивая неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм Существуют следующие разновидности квазигруппы: аудитория - объединение людей во главе с коммуникатором например, концертная или радиоаудитория. Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств; фан-группа - объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу; толпа - временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей. В современных условиях, когда требуется огромная работа по координации деятельности и ресурсов, возрастает значение организаций. Организация - это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей больницы, учебные заведения, фирмы, финансовые компании, банки, правительственные учреждения и т.
Социальные общности и группы имеют много общих черт, предполагая объединение людей по какому-либо признаку.
Социальная общность. Социальная общность — это более широкое понятие, её участники могут не взаимодействовать друг с другом на постоянной основе и не обладать чётко установленными социальными ролями, но воспринимают общий признак как социально значимый и на основании его определяют свою принадлежность к данной общности например, люди одного социального класса, одинакового уровня образования, года рождения и др. Социальная общность — это эмпирически опытным путём фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая субъектом социального действия. Виды связи между участниками социальной общности: осознанная молодёжь, студенты ; неосознанная пассажиры в транспорте, покупатели в магазине, зрители в зале. Признаки, объединяющие людей в социальные общности: природные пол, возраст ; социальные религия, национальность, профессия и др.
Виды социальных общностей. По количественному составу: от нескольких человек друзья до масс массовое движение антиглобалистов. По продолжительности существования: от кратковременных зрелищное мероприятие до существующих тысячелетиями этносов. По характеру связей между индивидами: от сплочённых коллективов работники фирмы до аморфных образований, то есть лишённых чёткости образования участники клуба фанатов. В зависимости от признака, по которому образована общность: демографические, культурные, религиозные и др.
Виды общностей по количеству: массовые, групповые. Массовые общности квазигруппы — это реально существующие совокупности людей, случайно объединенные общими условиями существования и не имеющие устойчивой цели взаимодействия. Квазигруппы имеют следующие отличительные черты: спонтанность образования; неустойчивость взаимосвязей; отсутствие разнообразия во взаимодействиях это либо только прием или передача информации, либо только выражения протеста или восторга и т. Примеры: толпа, аудитория слушателей кого-либо например, оратора , социальные круги. Толпа — это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов.
Толпа имеет определенные характеристики: внушаемость люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне ее ; анонимность индивид чувствует себя незначительным и неузнанным в толпе ; спонтанность люди, составляющие толпу, как правило, не задумываются над своими действиями и их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций. Групповые общности — это совокупности людей, которые отличаются устойчивым характером взаимодействия, высокой степенью сплоченности, однородностью.
Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение. Миллионы долларов тратятся промышленными компаниями на рекламу, обследование рынка, телевизионные кампании и поддержку того или иного кандидата. Все они адресованы публике.
Толпой называют любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия. Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как посторонние. Французский ученый Густав Лебона 1841 — 1931 гг. Группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами, готова следовать за любым лидером, особенно если он обладает какими-то способностями психологического воздействия Гитлер. Отличительные качества толпы — анонимность, психическое заражение, внушение и подражание.
Ход мыслей в толпе направляется общим настроением и чаще всего подчиняется низменным инстинктам. Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявляется рациональный контроль, тем сильнее восприимчивость ко всякому злу. Другая особенность — физическое соприкосновение людей и скученность. Чрезмерная плотность вызывает вначале психологический, а затем физический дискомфорт. Типичный пример — давка. Различают четыре основных типа толпы: — случайная; — экспрессивная; — активная. Случайным называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные цели.
Такова очередь в магазин или на автобусной остановке. Конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью. Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта. Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни. Напротив, футбольным болельщикам разрешается громко кричать, разговаривать, распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься. Таково неформальное соглашение конвенция о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставшее обычаем. Когда в 1980-е годы чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили болельщикам громко выражать свои эмоции, советские стадионы погрузились в траурную тишину.
Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость резко упала. Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того чтобы выразить свои чувства и интересы. Городские танцплощадки, молодежные дискотеки дают примеры экспрессивной толпы. Активная толпа — это любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Футбольные фанаты, устраивающие погром после матча, представляют собой активную, или агрессивную, толпу. Когда мы говорим о судьбах цивилизации, мировом сообществе, мы характеризуем мегамир социологии.
Социальные группы
Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени зрелости политические организации, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет. На рубеже ХХ в.
В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений. По мнению Г. Тарда, публика — продукт нового времени. Однако подлинный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже — радио и телевидения. Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.
Миллионы долларов тратятся промышленными компаниями на рекламу, обследование рынка, телевизионные кампании и поддержку того или иного кандидата. Все они адресованы публике. Толпой называют любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия. Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как посторонние. Французский ученый Густав Лебона 1841 — 1931 гг. Группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами, готова следовать за любым лидером, особенно если он обладает какими-то способностями психологического воздействия Гитлер.
Отличительные качества толпы — анонимность, психическое заражение, внушение и подражание. Ход мыслей в толпе направляется общим настроением и чаще всего подчиняется низменным инстинктам. Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявляется рациональный контроль, тем сильнее восприимчивость ко всякому злу. Другая особенность — физическое соприкосновение людей и скученность. Чрезмерная плотность вызывает вначале психологический, а затем физический дискомфорт. Типичный пример — давка. Различают четыре основных типа толпы: — случайная; — экспрессивная; — активная.
Это пример деятельности в сфере 1 науки 2 искусства 3 религии 4 познания 11. Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван? Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На каком уровне образования находится Анна? Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют 1 социальными отношениями 2 социальной структурой 3 социальной нормой 4 социальной мобильностью 14. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире? Наука систематизирует знания об окружающем мире. Наука помогает обществу в решении глобальных проблем. Верны ли следующие суждения о системе образования в РФ?
Узнаем, какими могут быть большие и малые группы. Первичные и вторичные Большие и малые группы могут отличаться по характеру взаимодействия. Первичная социальная группа представляет из себя общность людей, в которой происходит социализация человека, то есть усвоение им знаний и навыков общения, норм поведения, правил взаимодействия. Такие объединения состоят из ограниченного количества людей, по численности их можно соотнести с видом малых социальных групп. Ярким примером является семья, в которой ребёнок приобретает первый опыт коммуникации. Вторичная группа ориентирована прежде всего на достижение общих для всех участников целей, выполнение определённых функций. Например, сотрудники организации заинтересованы в увеличении прибыли, улучшении качества продукции. Часто такие организации по численности соотносятся с большими социальными группами. Собрание рабочих завода. Формальные и неформальные По способу образования большие и малые группы делятся на формальные и неформальные. В основе выделения формальной группы лежит официальная документация, в которой чётко расписаны отношения соподчинения, состав, правила поведения.
Термин «организация» применительно к социальным объектам употребляют в трех смыслах: искусственное объединение институционального характера, которому отводится определенное место в обществе и предназначено для выполнения относительно четко очерченной функции, то есть представлена социальным институтом, рассматриваемым в качестве самостоятельного объекта; определенная деятельность внутри некоторого социального образования, направленная на распределение функций и налаживание устойчивых связей и пр. Организация создается в качестве одного из инструментов для решения общественных задач и средство достижения целей. Организация формируется как человеческая общность и особый тип социальной среды. Возникновение организации тесно связано с достижением индивидуальных и количественных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления. Любую организацию можно описать, учитывая целый ряд компонентов: цель, тип иерархии, характер управления и степень формализации. Цель выступает неким прообразом ожидаемого результата, в котором заинтересована организация и к достижению которого она стремится.
Тест по обществознанию 9.кл.
Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют. 13. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют. 1) социальными отношениями 2) социальной структурой.
3.2 Социальные группы
Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют. 1) социальными отношениями. 1 социальными отношениями. 2 социальной структурой. 3 социальными нормами. 4 социальной мобильностью. Среди больших социальных групп можно выделить регулярные и нерегулярные (стихийные) группы. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют.
Тест по обществознанию 9.кл.
К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения бабушка, дедушка, отец, мать, дети. Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю. Племя — более высокая форма социальной организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией вождь, племенной совет. Численность племен доходила до десятков тысяч человек.
В ходе культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те — на высших стадиях развития — в нации. Народ — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковые, территориальные, экономические и культурные общности. Народы более многочисленны, чем племена, и далеко не все их представители состоят между собой в кровнородственных связях. Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая общность.
Реальные группы выделяют в соответствии с каким-то реально существующим признаком, который осознается самим носителем данного признака, например, уровень доходов или пол, возраст и пр. Интерактивные группы — это группы, члены которых находятся в непосредственном взаимодействии и участвуют в процессах коллективного принятия решений. Номинальные группы — это группы, в которых каждый участник действует в относительной независимости от других. Такая группа характеризуется косвенным взаимодействием участников.
Термин «организация» применительно к социальным объектам употребляют в трех смыслах: искусственное объединение институционального характера, которому отводится определенное место в обществе и предназначено для выполнения относительно четко очерченной функции, то есть представлена социальным институтом, рассматриваемым в качестве самостоятельного объекта; определенная деятельность внутри некоторого социального образования, направленная на распределение функций и налаживание устойчивых связей и пр. Организация создается в качестве одного из инструментов для решения общественных задач и средство достижения целей. Организация формируется как человеческая общность и особый тип социальной среды.
Смелзер выделяет следующие функции групп: Социализации: только в группе человек может обеспечить своё выживание и воспитание подрастающих поколений; Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей; Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии; Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Социальные группы в настоящее время[ править править код ] Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире — среднего слоя среднего класса [7].
По прогнозной оценке С. Лэша и Джона Урри Lash S. Групповая структуризация характеризуется «радикальным плюрализмом» в упорядоченности внутригрупповых структур, а также нестабильностью и неустойчивостью субординационных взаимосвязей между ними при сохранении согласованности основных компонентов системы групповой активности и поддержании баланса интересов [8]. Так, Ульрих Бек отмечает влияние на развитие групповой идентификации процесса индивидуализации, в ходе которого человек утрачивает все традиционные связи — с семьёй, знакомыми, друзьями, с социальным классом. Индивиды становятся все более самостоятельными в осуществлении выбора, формировании собственной идентичности и групповой идентификации [9]. Бек полностью поддерживает идеи постструктурализма о неодетерминизме и нелинейном развитии, отмечая, что тот, кто «всё ещё находится в плену мифа о линейности и разделяет тезис о культурной конвергенции как непосредственном следствии экономической унификации, — попросту невежественный человек» [10]. Сетевая инфраструктура, двигаясь в направлении интегрированной глобальной сложности в режиме реального времени, оказывает значительное влияние на все социальные связи и отношения, перенастраивая их каждый раз.
В то же время состав индивидов, входящих в «хвост» группы, непрерывно меняется вследствие того, что каждый индивид занимает множество социальных позиций и может переходить с одной позиции на другую ситуативно, из-за демографического движения возраст, смерть, болезнь и т. Реальная группа имеет не только свою структуру или конструкцию, но и свою композицию а также декомпозицию. Композиция лат. Композиция группы — это сочетание её элементов, образующих гармоническое единство, которое обеспечивает целостность образа её восприятия социального гештальта как социальной группы.
Композицию группы обычно определяют через индикаторы социального статуса. Декомпозиция — противоположная операция или процесс разделения композиции на элементы, части, показатели. Декомпозиция социальной группы осуществляется путём проекции на различные социальные поля и позиции. Нередко композицию декомпозицию группы отождествляют с набором демографических и профессиональных её параметров, что не совсем верно.
Здесь важны не сами по себе параметры, а в той степени, в какой они характеризуют статусно-ролевую позицию группы и выступают в качестве социальных фильтров, позволяющих ей осуществлять социальное дистанцирование, чтобы не слиться, не быть «размытой» или поглощенной другими позициями. Что касается членства в группе конкретного индивида как элемента композиции, то действительно он сталкивается с окружающим миром, который окружает его и позиционирует его как члена группы, то есть его индивидуальность в этой ситуации становится «несущественной», в нём как в личности, как члене группы, видят прежде всего целую группу. Функции социальных групп[ править править код ] Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп.