Правительство Санкт-Петербурга. Русский музей 1 декабря открывает самую масштабную в новейшей истории выставку Василия Сурикова к 175-летию со дня рождения художника. Первая столь масштабная выставка произведений Василия Сурикова почти за 90 лет покажет признанные шедевры художника – «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове» и многие другие. О жизни и творчестве Василия Сурикова и других художников в Санкт-Петербурге.
На выставке Сурикова в Петербурге побывали 250 тысяч человек
В первом зале экспозиции - "Степан Разин", хотя это одна из поздних работ художника. Специально для этой выставки эпическое полотно было отреставрировано впервые за 60 лет - сняв холст с подрамника, чтобы очистить его от пыли, грязи, позднейших наслоений лака, реставраторы обнаружили на изнаночной стороне надпись: "Реставрировалось в 1962 году". Так что зрители увидят картину, которая считается эмоциональным автопортретом самого художника, такой, как ее задумал автор. С Суриковым это особенно важно. Для самых масштабных работ, имеющих огромное значение для понимания Сурикова как певца русской истории и выдающегося мастера колористики, в залах Корпуса Бенуа на первом этаже возвели специальные внутренние стены, расположенные немного под углом к основным.
От этого картины как будто пришли в движение: режет воду реки деревянная лодка, в которой задумчиво расположился казачий атаман Степан Разин с боевыми товарищами... Сходятся в боевой сече казачья дружина Ермака и воины сибирского хана Кучума на батальном полотне "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем"... Неудержимо катятся русские войска - это "Переход Суворова через Альпы". Зрителям известно, что Швейцарский поход будущего генералиссимуса не был удачным, но солдаты еще об этом не знают - их лица веселы и сосредоточены.
Впервые организаторам выставки удалось собрать воедино все работы Сурикова на религиозные сюжеты. В 1937 году, как поясняют организаторы, в силу идеологических причин эта часть его творческого наследия практически не экспонировалась. Сегодня под них отдан отдельный зал. Едва ли не единственной работой Сурикова, за всю жизнь сделанной на заказ, стали картины для храма Христа Спасителя в Москве на темы четырех Вселенских соборов.
Когда храм был взорван, они считались погибшими, но после Великой Отечественной войны одну обнаружили в фондах Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге. Как туда попало из столицы полотно размером четыре на четыре метра, неизвестно.
ГТГ Суриков В. ГРМ В. Казаки в лодке. Между 1891 и 1894.
В лодке. Богач и Лазарь. Академический эскиз. Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей материи Иродиане. Вид на Красноярск с сопки.
Портрет генералиссимуса А. Переход Суворова через Альпы в 1799 году. Солдат, спускающийся по склону снежной горы. Этюд для картины «Переход Суворова через Альпы в 1799 году».
Больше всего мне понравилось рассматривать в этом зале эскизы Сурикова к «Боярыне», я бы назвал их отдельными произведениями искусства. В следующем зале сразу вспомнился урок по географии в 5-м классе про атамана Ермака Тимофеевича 1532-1585. Эпический дух открытия новых земель передан художником на полотне «Покорение Сибири Ермаком».
Еще больше подчеркивает эту историческую фигуру, стоящее рядом скульптурное изображение Ермака работы Марка Антокольского. В зале полотна Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы» юный зритель может сравнить образ великого полководца с персонажем российского мультфильма «Суворов: Великое путешествие» 2022 , особенно если смотрел на большом экране. Яркие краски, детальная проработка деталей и драматичная композиция делают картину Сурикова поистине впечатляющей. Она заставляет зрителя почувствовать напряжение и трудности, с которыми столкнулись воины во время этого подвига.
Кроме того, на выставке живописные произведения дополнены подлинными предметами декоративно-прикладного искусства — резными наличниками, коврами, платками, накосниками, старообрядческими четками-лестовками. Каждое историческое полотно было результатом многолетнего в среднем три-четыре года труда мастера — разработка композиции, поиск человеческих «типов» и подлинного антуража, походы в музеи и архивы, поездки по стране и за границу, десятки и сотни подготовительных этюдов. Таким образом зрители словно имеют возможность побывать в святая святых художника — мастерской и заглянуть в его знаменитый сундук с коллекцией старинных артефактов.
Его работы неизменно становились гвоздями передвижных художественных выставок — и приобретались в лучшие коллекции за огромные деньги. Таким образом, Сурикову удалось в свое время добиться практически невозможного: стать абсолютно независимым, работающим вне частного или государственного заказа историческим живописцем. Безупречная репутация и популярность Сурикова остаются неизменными сквозь века. Огромный успех и рекордная посещаемость 100 тысяч человек только за первые полтора месяца работы юбилейной выставки в Русском музее — еще одно тому подтверждение. Анастасия Мамаева, искусствовед.
В Русском музее открылась масштабная выставка с работами красноярского художника Василия Сурикова
Подобного масштаба не было 90 лет. Сегодня в залах корпуса Бенуа идет активная подготовка. Из постоянной экспозиции Михайловского дворца доставлена картина «Переход Суворова через Альпы». Для этого полотно замотали в специальный вал и в ближайшее время его установят в подрамник. После реставрации петербуржцы также увидят «Степана Разина» и «покорение Сибири Ермаком».
Кстати, вместе с полотном «Покорение Сибири Ермаком» в Красноярск везут ещё десять работ Сурикова, в том числе — «Взятие снежного городка». В Красноярске выставка картин пройдет в музейном центре «Площадь Мира» в конце апреля.
Скажем, показывать не на прямой плоскости, а слегка повернув к зрителю произведение».
Встречать зрителей в первом зале неслучайно доверили «Степану Разину». Мятежного атамана Суриков наделил собственными чертами — получился эмоциональный автопортрет. Столь важного героя к вернисажу подготовили особенно тщательно, предварительно сильно «омолодив». Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея: «Нашей основной задачей была консервация, стабилизация структуры красочного слоя. Мы должны были закончить в преддверии открытия выставки. Реставрация длилась чуть больше месяца».
Она посвящена 175-летию великого русского живописца, гения исторической живописи — Василия Ивановича Сурикова. Впервые почти за 90 лет мы видим полноформатную выставку, которую условно можно назвать «весь Суриков». Последняя выставка в 1937 году проходила одновременно в Москве и Ленинграде», — отметила гендиректор Русского музея Алла Манилова. В экспозицию вошли живописные и графические работы Сурикова, его самые известные картины и эскизы к ним. Рядом с картинами в историческом жанре расположены старинные сани, тканые ковры, резные ставни для окон и другие предметы народного быта, которые можно увидеть на полотнах.
Масштабная выставка картин Василия Сурикова впервые за 90 лет открылась в Петербурге
Выставка Сурикова стала отличной причиной, чтобы вместе с мужем посмотреть ее и Михайловский дворец. В Русском музее открылась выставка произведений Василия Ивановича Сурикова (1848–1916), приуроченная к 175-летию со дня рождения художника. Грандиозная выставка произведений Василия Ивановича Сурикова (1848–1916) приурочена к 175-летию со дня рождения прославленного живописца.
Экскурсия на юбилейную выставку Василия Сурикова.
Туристический бизнес Санкт-Петербурга. "Василий Суриков" в Русском Музее в СПб до конца декабря, продлены часы работы. В этом году санкт-петербургский «Манеж» продолжает вечеринку. Концепция выставки, детали которой пока неизвестны, заявлена максимально амбициозно — ни много ни мало, а история русского балета. В рамках воспитательной работы слушатели мастерских Академии Н.С. Михалкова посетили выставку «Василий Суриков. Навигатор по государственным сайтам Санкт-Петербурга.
Суриков: заказчики, приёмы, недоброжелатели. На выставку с Серафимой Коломейцевой.
В зале она установлена так, чтобы у зрителя возник эффект присутствия, уточнили в пресс-службе НГХМ. Художнику позировали его родственники и знакомые. Поэтому стоит внимательнее вглядеться в лица персонажей — некоторые могут показаться знакомыми, — отметили в Художественном музее. Можно записаться на экскурсию Источник: пресс-служба Новосибирского государственного художественного музея В экспозиции есть этюды к картине «Боярыня Морозова». Они расположены на фоне черно-белой репродукции полотна в натуральную величину. Зритель так может сравнить этюда с готовым произведением.
Также на выставке можно увидеть сразу две картины «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге».
К 175-летию со дня рождения». Об этом сообщила пресс-служба городского комитета по культуре. В связи с ажиотажем учреждение продлило выставку до 10 июня, - отметили чиновники. Отметим, всего в Корпусе Бенуа на всеобщее обозрение представлено более 120 произведений мастера масштабных исторических полотен.
Поэтому стоит внимательнее вглядеться в лица персонажей — некоторые могут показаться знакомыми, — отметили в Художественном музее. Можно записаться на экскурсию Источник: пресс-служба Новосибирского государственного художественного музея В экспозиции есть этюды к картине «Боярыня Морозова». Они расположены на фоне черно-белой репродукции полотна в натуральную величину. Зритель так может сравнить этюда с готовым произведением. Также на выставке можно увидеть сразу две картины «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». Посетитель может сравнить два произведения, которые обычно хранятся в разных уголках России. Ранняя версия содержится в Красноярском художественном музее имени В.
Суворова, С. Разина, а также современников живописца, которые зачастую служили прообразами для персонажей его картин. Специальный раздел экспозиции посвящен уникальным картинам, написанным на библейские и религиозные темы. Отдельное внимание уделено большим произведениям автора - картине «Милосердный самаритянин» и полотну «Благовещение». Эти произведения переданы на выставку из Красноярска, родного города живописца. Из Москвы привезена картина «Исцеление слепорожденного» - неповторимое глубокое произведение, незнакомое зрителю.
Выставка работ Василия Сурикова в корпусе Бенуа Русского музея
Мария Голубкова (Санкт-Петербург). Санкт-Петербург, Русский музей, Корпус Бенуа (набережная канала Грибоедова, 2). Новости СМИ2. В Русском музее в Петербурге в четверг открылась выставка картин Василия Сурикова, приуроченная к 175-летию живописца. Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге впервые за 90 лет представил масштабную выставку картин художника Василия Сурикова. Фото: телеканал «Санкт-Петербург». «Выставка художника проводилась 90 лет назад, такая комплексная, представляющая полностью его творчество. 1 декабря 2023 года в Русском музее начинает работу масштабная выставка «Василий Суриков.
Не только собрать шедевры вместе: как создаются выставки-события
Такое решение позволяет зрителям в яркой и образной форме познакомиться с игровой национальной культурной традицией, составляющей содержание одноименной картины. В условиях проживания в мегаполисах в плену технологичных сервисов игра напоминает о сибирских зимних забавах с историческим и мифологическим контекстом. У Русского музея уже есть ряд художественно-исторических компьютерных игр, в которые играют посетители его виртуальных филиалов, но впервые такая игра становится дополнением реальной художественной экспозиции. В последнем зале выставки Сурикова посетители попадают в предметно-цифровое пространство, где представлена мультимедийная инсталляция «Красота вещей». Здесь произведения народного искусства дополняют цифровую проекцию на огромные поверхности стен экспозиции. Увеличение фрагментов картин и сопоставление их с предметами фондов и музыкальным сопровождением привлекает внимание зрителя к мельчайшим деталям, предлагая вернуться к реальным картинам в залах и еще раз рассмотреть, с какой любовью к фактуре и отделке художник наполнял свои картины жизнью реальных вещей.
Видео распаковки картин появилось в телеграм-канале издания « Наш Красноярский край ». В Красноярск привезли полотна, среди которых «Взятие снежного городка» и «Покорение Сибири Ермаком» — эта картина не покидала Русский музей в Санкт-Петербурге со времен Великой Отечественной войны. Для транспортировки холст вынули из рамы и намотали на специальный вал.
Неудержимо катятся русские войска - это "Переход Суворова через Альпы". Зрителям известно, что Швейцарский поход будущего генералиссимуса не был удачным, но солдаты еще об этом не знают - их лица веселы и сосредоточены. Впервые организаторам выставки удалось собрать воедино все работы Сурикова на религиозные сюжеты. В 1937 году, как поясняют организаторы, в силу идеологических причин эта часть его творческого наследия практически не экспонировалась. Сегодня под них отдан отдельный зал. Едва ли не единственной работой Сурикова, за всю жизнь сделанной на заказ, стали картины для храма Христа Спасителя в Москве на темы четырех Вселенских соборов. Когда храм был взорван, они считались погибшими, но после Великой Отечественной войны одну обнаружили в фондах Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге. Как туда попало из столицы полотно размером четыре на четыре метра, неизвестно. Зато на юбилейной выставке Сурикова можно увидеть живописные эскизы, которые он выполнил для храма.
А еще - "Благовещение", которое до 1980-х годов хранилось в семье потомков художника, а после было передано в Красноярский художественный музей. Здесь же представлена последняя значительная работа Сурикова "Посещение царевной женского монастыря", на которой он изобразил девушку, "к которой имел душевную склонность", по выражению заведующего отделом живописи второй половины XIX - XXI веков Павла Климова. То есть эта работа тоже имеет отношение к судьбе самого Сурикова, как и картина "Исцеление слепорожденного" из коллекции Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Ее мастер создал под влиянием потрясения, вызванного ранней смертью жены, в которой Суриков винил себя, и в силу "прописки" это полотно практически неизвестно широкой публике. Суриков с ранней молодости отказывался работать на заказ: и сюжеты, и героев, и моделей для обширнейшей галереи портретов он всегда выбирал сам. Порой требовал от них поведения на грани стоицизма: например, для "Боярыни Морозовой" выводил полураздетыми на мороз, чтобы увидеть, как на холоде сбегают краски с лица.
На трехметровом полотне изображен в раздумье атаман — предводитель крестьянского восстания 1669-1671 годов в Поволжье. Вместе с боевыми товарищами его струг направляется в бескрайний волжский простор. Я, чье детство прошло на берегах Волги, зачарованно стоял перед картиной, вглядываясь в родную волжскую даль, все больше погружаясь в атмосферу русской истории, ловя дух времени и мощь изображенного героя.
Больше всего мне понравилось рассматривать в этом зале эскизы Сурикова к «Боярыне», я бы назвал их отдельными произведениями искусства. В следующем зале сразу вспомнился урок по географии в 5-м классе про атамана Ермака Тимофеевича 1532-1585. Эпический дух открытия новых земель передан художником на полотне «Покорение Сибири Ермаком». Еще больше подчеркивает эту историческую фигуру, стоящее рядом скульптурное изображение Ермака работы Марка Антокольского.
Выставка к 175-летию живописца Сурикова откроется в Русском музее Санкт-Петербурга
Видео распаковки картин появилось в телеграм-канале издания « Наш Красноярский край ». В Красноярск привезли полотна, среди которых «Взятие снежного городка» и «Покорение Сибири Ермаком» — эта картина не покидала Русский музей в Санкт-Петербурге со времен Великой Отечественной войны. Для транспортировки холст вынули из рамы и намотали на специальный вал.
Впервые на выставке Русского музея представлена визуализированная реконструкция Итальянского похода А. Суворова в Альпийских горах и знаменитого перехода через непроходимый перевал — по картине Сурикова «Переход Суворова через Альпы в 1799 году». Здесь использованы технологии воссоздания трехмерной среды горный ландшафт, примерно 22 500 кв. Для маленьких посетителей специально к выставке создана детская компьютерная игра по мотивам картины «Взятие снежного городка». Такое решение позволяет зрителям в яркой и образной форме познакомиться с игровой национальной культурной традицией, составляющей содержание одноименной картины. В условиях проживания в мегаполисах в плену технологичных сервисов игра напоминает о сибирских зимних забавах с историческим и мифологическим контекстом.
Она приурочена к 175-летию со дня его рождения. Всего там собрали 120 произведений, в том числе те, которые ранее выставлялись в Красноярске в музейном центре «Площадь Мира». Уверена, что в каждом наша выставка оставит невероятное чувство гордости за нашу страну, нашу историю, наше национальное искусство, давшее миру гениев подобных Василию Сурикову, — рассказала гендиректор музей Алла Манилова.
Сурикова провели комплексную научную реставрацию картины «Степан Разин». Теперь полотно восстановлено, очищено от слоев потускневшего лака и пыли. Произведения художника являются воплощением высокого мастерства, глубокого художественного мышления и любви к отечественной истории. Вместе с другими зрителями мы получили возможность увидеть важных исторических персонажей глазами великого художника, ощутить атмосферу тех времен, побывать в увлекательном путешествии сквозь века. Картины Сурикова впечатлили нас своей детальностью, глубоким историческим контекстом и неповторимым стилем. Рядом с картинами художника также можно увидеть произведения декоративно-прикладного искусства из коллекции Русского музея — старинные сани, резные ставни, тканные ковры.