Всё началось со вполне ординарного события: на Путиловском заводе мастер вагонного цеха уволил четверых рабочих.
Кровавое воскресенье: причины трагедии
Расследование показало, что из четырёх рабочих уволен был только один Сергунин, а другие лишь заявлялись к расчёту, фактически же уволены не были. Рассмотрев жалобы, Чижов нашёл их несостоятельными. Своё заключение по этому делу инспектор в письменном виде направил градоначальнику. В конце объявления директор указывал, что «Собрание» проявило явное стремление нарушить свой устав и о таком нарушении устава им доведено до сведения градоначальника. В те же дни священник Гапон лично беседовал с директором Смирновым, фабричным инспектором Чижовым и с заведующим отделом по разбору претензий рабочих на заводе Е. Все трое отказали ему в поддержке, а последний прямо заявил, что если не остановить стремительный рост «Собрания», то в ближайшее время его членами станут все 12000 рабочих завода. Кроме рабочих Путиловского завода, присутствовали представители Семянниковского завода, Резиновой мануфактуры и других предприятий Петербурга.
Избранный председательствующим рабочий Иноземцев разобрал по пунктам объявление директора Смирнова и указал на предвзятое толкование им инцидента с увольнением рабочих. Иноземцев поставил на открытое голосование вопрос, желают ли рабочие поддержать товарищей. Последние дружно ответили: «Желаем поддержать! Рабочих предупредили, чтобы они вели себя спокойно и корректно, чтобы не дать повода для нареканий, и не слушали никаких распоряжений, кроме исходящих из отделов «Собрания» На фото: лесообрабатывающие мастерские Путиловского завода Гапон и Фуллон, на собрании рабочих Путиловского завода Поделиться.
Невской ниточной мануфактуры 2 000 человек. Екатерингофской мануфактуры 700 человек.
Электромеханического завода Гейслер 370 человек. Трубочного завода Военного ведомства 6 000 человек. Российской бумагопрядильной мануфактуры 900 человек. Резво-Островская фабрика акционерного общества мануфактур И. Воронина, Лютш и Чешер 680 человек. Чугунолитейного завода Бейера 100 человек.
Бастующие рабочие составили петицию, в которой перечислили ряд экономических и политических требований. Помимо прочего, в ней были высказаны просьбы о свободе слова и печати, возможности получать образование за счет государства и равенство всех перед законом, ответственность чиновников перед народом и введение подоходного налога, введение 8-часового рабочего дня… Рабочие искренне верили, что «царь не знает наших нужд, мы о них ему скажем.
Всеобщая стачка началась на Путиловских заводах - крупнейших в Петрограде. В то время шла война, продолжительность рабочего дня составляла 14 часов, в цехах было очень холодно, а в городе были серьезные проблемы с продовольствием. Первым к станкам выходить отказался лафетно-штамповочный цех, к нему присоединились и другие рабочие. Руководство предприятия отказалось идти на уступки и уволило большинство работников. Крупнейший артиллерийский завод страны встал.
Администрация предприятий решала свои проблемы за счёт работников. Падение производства из-за нехватки топлива, рост издержек из-за инфляции — всё можно переложить на рабочего. Недоплачивать зарплату и увольнять «лишних». Был закрыт Орудийный завод. Трудовой конфликт начался и на знаменитом Путиловском заводе. Сворачивание военного производства из-за нехватки ресурсов создавало социальную бомбу в столице. Поход к Думе Усиление волнений «низов» не могло не беспокоить власти. Но действовали они привычными репрессивными методами. Полицейское руководство наивно полагало, что причина рабочих волнений — в подрывной деятельности Рабочей группы Центрального военно-промышленного комитета — легальной организации социал-демократов во главе с Кузьмой Гвоздевым. Группа вместе с левыми депутатами участвовала в подготовке демонстрации к Государственной думе в день ее открытия. Демонстрацию хотели провести под лозунгом «мирной революции», которая должна совершиться, «не нарушая спокойствие жителей», «не вызывая полицию на насилие». Но само слово «революция» в глазах режима уже было преступлением, и члены Рабочей группы были арестованы 28 января. Социал-демократы, в том числе и члены Рабочей группы, дежурно повторяли свое программное требование о свержении самодержавия, но на день открытия Думы планировали демонстрацию «к Таврическому дворцу, чтобы там заявить основные требования рабочего класса и демократии». Арест Рабочей группы не мог остановить деятельность социалистов. В день открытия Думы 14 февраля они провели демонстрацию, которую разогнала полиция. До Думы дошло около 500 человек. Зато в этот день бастовали предприятия, на которых было занято более 70 тысяч человек.
22 января 1905 года произошло Кровавое воскресенье
Переговоры с директором возле конторы носили нервный, напряженный характер и ещё больше накалили обстановку, поскольку он пригрозил уволить абсолютно всех, если не вернутся в мастерские. Рабочие отказались и объявили забастовку. Кровавые события 9 января сопровождались многочисленным столкновениями между рабочими и владельцами заводов. В любой момент могло вспыхнуть. Гапон составил новый список условий из двенадцати пунктов, который сразу стали переписывать и разносить по предприятиям. Активизировались малочисленные революционные партии, которые не пользовались популярностью у рабочих, выступали, распространяли прокламации. Рабочие не желали их слушать, выгоняли, избивали.
Доклад сохранился и впоследствии был опубликован, на нем стоит отметка императора о прочтении. Наконец, стало ясно, что забастовка потерпела поражение. Гапон начал призывать к смене правительства и письменному обращению к монарху за помощью. Рабочие поддержали этот призыв с большим энтузиазмом. Развернулась агитация за составление петиции, была озвучена тайная «программа пяти». Предполагалось отправить делегацию рабочих во главе с Гапоном к Зимнему дворцу, где лично передать петицию императору.
Но священник убедил организовать всеобщую мирную демонстрацию рабочих вместе с женами, детьми, стариками. Большевики решили воспользоваться ситуацией и придать шествию революционный характер. Они заявили о сходстве петиции с социал-демократической программой, убеждали рабочих, что уже давно выступают с теми же требованиями, но агитировали не просить, а сразу свергнуть царя. Большевики воспользовались ситуацией и повернули всё в политическую плоскость, развернув агитацию за свержение монархии. Погружение Креста в иордань, как всегда, сопровождалось торжественными холостыми залпами орудий. В одном орудии оказался боевой заряд картечи.
Пули повредили колонны, разбили стекла в Николаевском зале, пробили одно из знамен, ранили городового. Об этом писала газета «Новое время». При расследовании выяснилось, что заряд остался в орудии случайно с предшествующих учений, но придворное окружение и власти подозревали попытку убийства Государя. Царь с семьей уехал в Царское село. Забастовка продолжала стремительно распространяться. Петиция царю - последняя надежда Текст составил Гапон в форме прошения Николаю II от рабочих и других сословий, их жен, детей, престарелых родителей с жалобами Государю на бесправное положение, нищету, унижения, низкую зарплату, опасные для здоровья и жизни условия труда, на произвол чиновников и заводского начальства.
Поп Гапон составил обращение царю, рассчитывая на него, как на последнюю надежду решить всё мирным путём и улучшить жизнь рабочих. Выдвигались экономические и политические требования: сократить рабочий день до 8 часов, отменить сверхурочные, цены на продукцию назначать с участием рабочих, повысить зарплату, обеспечить нормальные условия в мастерских, а также созыв Учредительного собрания, освобождение политзаключенных, предоставление разных свобод, прекращение войны, доступное для всех бесплатное образование, ответственность кабинета министров перед простым народом, всеобщее юридическое равенство и другие. В «Петицию» полностью вошла «программа пяти». Весь день 7 января Гапон ездил по городу, произносил пламенные речи на митингах, подробно объяснял рабочим пункты требований, после чего они ставили подписи.
Тут причина банальная: большинство рабочих грамоте обучены не были. И просили священника помочь. Кстати, это была обычная практика. В частности, когда шло составление наказов в первую Государственную думу, население просило священников помочь в этом деле. Также в составлении петиции участвовали и большевики. Это видно по политическим требованиям в петиции. Георгий Гапон был убит эсерами в марте 1906 года. Причины — скорее всего его работа на охранку. До этого Гапон активно и плотно общался и с большевиками, по крайней мере до царского Манифеста 17 октября. Нашел вот документальный фильм про Кровавое воскресенье и Георгия Гапона. Можно посмотреть на досуге: Последствия Царь к шествующим не вышел, они были расстреляны. В своем дневнике он потом напишет, что ему больно и тяжело. В результате народ разуверился в доброго царя-батюшку, всем стало ясно, кто есть кто. По всей стране начинается стихийный этап Первой Русской Революции 1905 — 1907 годов , который будет продолжаться до октября. С октября революция примет организованный, хотя и менее массовый характер. На мой взгляд эта революция и само Кровавое воскресенье поставило вопрос о существовании реального диалога между государством, властью и обществом. И такого диалога нет до сих пор, потому что низы не могут жить так, как живут, а верхи не хотят ничего менять.
Рабочих Путиловского завода поддержали и на других предприятиях. Причём именно на предприятиях прогрессивных, передовых, высокотехнологичных. Через несколько дней за «Собранием... Никакие левые партии в тот момент не имели никакого влияния на рабочие массы, и это успокаивало власти, так, они полагали поначалу, что все успокоится как-то само собой... Когда уже было известно, что рабочие пойдут к Зимнему дворцу передавать петицию царю, высшее чиновничество больше беспокоилось, чтобы не случилось давки наподобие Ходынской трагедии, и чтобы это не расстроило государя. А государь покинул город... Почему-то чиновники были уверены, что рабочие, увидев солдат с винтовками, послушно разбегутся в страхе. Все получилось совсем не так — рабочие не разбежались, офицеры, согласно уставу, давали команды на огонь, солдаты стреляли.
Но бастующие уже хотели большего - созыва Учредительного собрания: момент требовал радикальной политической повестки дня. К Зимнему дворцу решили идти утром воскресенья. Настроение всего Петербурга было необычайно напряженно. Ждали чего-то необыкновенного, смутного, небывалого... Не только в помещениях, но буквально все улицы и примыкающие к ним ближайшие переулки были полны народом... Жажда слышать ораторов, оценивавших данный момент, была такова, что приходилось выставлять зимние рамы, и ораторы говорили свои речи, стоя на подоконниках, рискуя жестоко простудиться; впрочем, о таких мелочах тогда никто не думал. Пришла пора пролетариату показать, что он не вьючное животное, что он не бык, не баран, на которых ездят и шерсть которых стригут... Мы идем просить, чтобы нас только выслушали, а если в ответ на нашу просьбу братья-солдаты станут в нас стрелять, то подставим наши груди... Идем и будем спокойно и мирно умирать... Читать такое странно и страшно. Пишут, что кровавый исход дела предполагал и сам Гапон - и даже рассчитывал на него как на спусковой крючок дальнейших событий. Что произошло дальше, знают все. Расстрел рабочих в центре Петербурга и жестокий разгон в других частях города повлекли за собой цепочку событий, которые мы объединяем под именем революции 1905 - 1907 годов... Читайте нас в Яндекс.
100 лет революции: забастовка на Путиловском заводе
Через четыре дня администрация завода издала приказ об увольнении всех рабочих лафетно-штамповочной мастерской и закрытии завода на неопределенный срок. Благодаря забастовке на Путиловском заводе, рабочие движение получило новый импульс и стало более организованным и сознательным. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы.
100 лет революции: забастовка на Путиловском заводе
3 января 1905 года в ответ на увольнение нескольких рабочих с Путиловского завода вспыхнула стихийная забастовка (Рис. 2). 3 января (по старому стилю) 1905 года на санкт-петербургском Путиловском заводе началась забастовка, вызванная увольнением нескольких “организованных” рабочих. Забастовка в Петербурге началась на Путиловском заводе, где за несколько дней до того было уволено несколько рабочих. На требования рабочих организаций, в том числе «Собрания русских фабрично-заводских рабочих» под руководством Георгия Гапона, восстановить уволенных, был получен отказ. ЗАБАСТОВКА НА ПУТИЛОВСКОМ ЗАВОДЕ. 3 января 1905 года началась забастовка рабочих Путиловского завода. Забастовка была вызвана незаконным увольнением четырёх рабочих и отказом руководства восстановить их в должностях. 18 февраля (в субботу) на Путиловском заводе — крупнейшем артиллерийском заводе страны и Петрограда.
О компании
- Кровавое воскресенье | Правмир
- Увольнение четырех рабочих Путиловского завода в декабре 1904 г. 1924 г.
- К годовщине январской путиловской забастовки 1905 года
- Другие материалы
- «Тайный агент охранки Гапон», или как царская власть попыталась отвлечь от революции рабочих
Кровавое воскресенье 1905 года: причины, ход событий, последствия
В начале января 1905 года на крупнейшем предприятии Петербурга – Путиловском заводе – вспыхнула стачка, вызванная увольнением нескольких рабочих. Поводом для начала выступления стало увольнение четырех рабочих Путиловского завода. Хронологически события начала января 1905 года можно расположить в следующем порядке: 3 января 1905 года – начало волнений на Путиловском заводе вследствие увольнения рабочих. Утром 3 января прекратили работу 12500 рабочих Путиловского завода. 18 февраля 1917 года рабочие Путиловского завода в Петрограде потребовали повышения заработной платы из-за роста цен на продукты питания и товары.
К годовщине январской путиловской забастовки 1905 года
К слову, в начале 20 века по России прокатилась волна терактов, когда участники боевой группы эсеров убивали высокопоставленных чиновников. Сколько погибло участников? В результате погибло от 130 до 200 человек — так пишет Википедия; ранено от 200 о 800 человек; арестовано более 600 человек. Однако многие исследователи считают, что было убито от 130 — до 150 человек и ранено не более 300. Причины Причины расстрела мирной демонстрации мы перечислили. Почему же вообще это мирное шествие состоялось, каковы его причины? Они совпадают с причинами Первой Русской революции : Отсутствие достойной заработной платы у рабочих, отсутствие социального страхования, безграничный труд женщин и детей, скотские условия труда. Отсутствие банальных политических свобод и свобод личности. На деревне — сохранение выкупных платежей, тех самых, которые были введены еще реформой отмены крепостного права. Почему люди вышли?
Последней каплей стало увольнение по произволу администрации 4-х рабочих Путиловского завода. Это событие стало поводом для забастовки. Рабочие повели себя очень организованно. Они понимали, что если сегодня уволили их товарищей, то завтра уволят кого-угодно. Картина «Кровавое воскресенье в Петербурге 9 января 1905 года». Художник Войцех Гораций Коссак Они выделили охрану объектов от порчи имущества менее сознательными их товарищами. Снарядили делегацию на остальные заводы.
К первичным требованиям бастующих прибавились многочисленные новые, в том числе требование ввести восьмичасовой рабочий день и пересмотреть расценки. Петиция Гапона К 5 января численность бастующих достигла 26 тысяч человек, что, однако, не изменило позиции фабрикантов — они категорически отказались выполнить требования рабочих. Организатором забастовки стало ясно, что забастовка проиграна. В этой ситуации Гапон встал перед выбором: сдаться и стать ненавидимым разочарованными рабочими и гонимым властями, либо идти до конца. Честолюбивый священник выбрал второй вариант — он обратился к бастующим с речью, в которой призвал обратиться за поддержкой к самому царю. Бастующие восприняли эту идею с восторгом. Была составлена петиция, излагающие основные нужды рабочих, под которой стали собирать подписи. Гапон предложил обратиться к царю «всем миром», собравшись в воскресенье 9 января с женами и детьми. Вплоть до субботы продолжалось активное обсуждение петиции с внесением многочисленных поправок. Кроме экономических требований документ содержал и политические требования — свобода личности, печати, собраний, совести, амнистии политических заключенных и другие. На этот момент в городе бастовало уже более ста тысяч рабочих. А что же власти? В начале забастовочного движения реакция властей была очень спокойной — все были уверены, что от легальной рабочей организации, подконтрольной полиции как все были уверены и возглавляемой священником, неприятностей ожидать не стоит. Появление петиции с политическими требованиями её содержание стало известно правительству 7 января и призывы прямого обращения к царю стали для властей полной неожиданностью. Впрочем, осуществить это не удалось — за два дня до этого на круглосуточное дежурство перед его квартирой заступила толпа рабочих в несколько сот человек. Вечером 8 же января на совещании правительства было принято решение разместить на окраинах города войска, что бы не дать колоннам рабочих пройти на Дворцовую площадь. Войска разместили и на самой площади — для самых упорных. Неповиновение было решено подавлять силой. Для предотвращения беспорядков были привлечены все гвардейские полки столицы и остальные части Петербургского гарнизона. Кроме того, в город срочно перебросили военные части из Пскова, Ревеля и Петергофа.
Екатерингофской мануфактуры 700 человек. Электромеханического завода Гейслер 370 человек. Трубочного завода Военного ведомства 6 000 человек. Российской бумагопрядильной мануфактуры 900 человек. Резво-Островская фабрика акционерного общества мануфактур И. Воронина, Лютш и Чешер 680 человек. Чугунолитейного завода Бейера 100 человек. Бастующие рабочие составили петицию, в которой перечислили ряд экономических и политических требований. Помимо прочего, в ней были высказаны просьбы о свободе слова и печати, возможности получать образование за счет государства и равенство всех перед законом, ответственность чиновников перед народом и введение подоходного налога, введение 8-часового рабочего дня… Рабочие искренне верили, что «царь не знает наших нужд, мы о них ему скажем. Если он любит свой народ, он исполнит его смиренную просьбу».
Тёмная личность, несомненный авантюрист, который метался между карьерой вождя рабочего движения и службой институтам власти. Георгий Гапон У него имелись определённые принципы: толстовство, почерпнутое ещё в годы семинарии. Из духовного звания его исключат только в марте 1905-го, после кровавых событий. Но, конечно, не авантюристы-одиночки расшатали ситуацию, как берёзу в бурлацкой песне. Кого считать столпами самодержавия в 1905-м году? Оставалась Церковь и армия, хотя и в этих институтах формировался поток «неблагонадёжных». Есенин писал о тех временах: «продал власть аристократ промышленникам и банкирам». Добавим: эти самые промышленники и банкиры относились к числу социально угнетённых страт. Больше половины капиталов а во многих стратегически важных отраслях — до 80 процентов принадлежало старообрядцам. Немалую роль играл и еврейский капитал, а также французский и армянский. В старообрядческой среде никогда не угасало недовольство системой. В народе старообрядцев называли «двоеданами». Это первый наш император Пётр велел переписать «всех раскольников мужского и женского пола, где бы они ни проживали, и обложить их двойной податью». Можно долго говорить о различных ущемлениях старой веры. С годами ущемлений становилось меньше, но они не сошли на нет. И всё-таки деловой успех пришёл к старообрядческому купечеству в режиме постоянной борьбы с государством. Они закалились и усилились в этой борьбе. В результате для лучшей части российской буржуазии государство не было ни святыней, ни важной ценностью. Причём религиозность в среде миллионщиков постепенно ослабевала, зато сочувствия революционному движению стало больше. Это лишь один аспект великого разочарования, приведшего к революционным потрясениям. Самодержавие не могло переварить реформ 1860-х, после которых последовало усиление новых хозяев жизни — деловых людей, всё тех же представителей купечества. Хозяином земли Русской император назывался уже, по большому счёту, номинально.
Кровавое воскресенье 9 января 1905 года
Куда уютнее жить в пространстве того или иного мифа. Быть может, это и к лучшему… Через 110 лет та империя воспринимается как пряничный городок, в котором «гимназистки румяные, от мороза чуть пьяные» — и только ужас Мировой войны вызвал тёмные силы, которые уничтожат эту идиллию. Исследование революционных волнений 1905 года разбивает такое — очень удобное для нас — восприятие событий. К началу 1905 году во всём мире Россию воспринимали не только как страну медведей и графа Толстого, но и как территорию террора. Вести о покушениях на генералов, министров, губернаторов будоражили общество. Как правило, в Европе с сочувствием относились ко всякого рода бомбистам. У официального Петербурга сложилась недобрая репутация в глазах прогрессивной или «прогрессивной» лондонской и парижской прессы, даже её консервативного крыла. Никто не воспринимал революционный взрыв как гром среди ясного неба.
То есть, новости из России об уличных «классовых боях» мало кого в мире удивили: казалось, что нечто подобное назревало. Старт революционной эпопее дал Георгий Гапон — православный священник, ушедший в политику. Тёмная личность, несомненный авантюрист, который метался между карьерой вождя рабочего движения и службой институтам власти. Георгий Гапон У него имелись определённые принципы: толстовство, почерпнутое ещё в годы семинарии. Из духовного звания его исключат только в марте 1905-го, после кровавых событий. Но, конечно, не авантюристы-одиночки расшатали ситуацию, как берёзу в бурлацкой песне. Кого считать столпами самодержавия в 1905-м году?
Оставалась Церковь и армия, хотя и в этих институтах формировался поток «неблагонадёжных». Есенин писал о тех временах: «продал власть аристократ промышленникам и банкирам». Добавим: эти самые промышленники и банкиры относились к числу социально угнетённых страт. Больше половины капиталов а во многих стратегически важных отраслях — до 80 процентов принадлежало старообрядцам. Немалую роль играл и еврейский капитал, а также французский и армянский. В старообрядческой среде никогда не угасало недовольство системой. В народе старообрядцев называли «двоеданами».
Января 4 дня 1905 г. Чтение отдельных пунктов требований рабочих прерывалось отдельными возгласами, словами, замечаниями, как со стороны о. Гапона, членов депутации, так и директора. Объяснение имело страстный, нервный характер. При требовании о восьмичасовом рабочем дне депутация высказалась также за работу в три смены, т.
Военные, однако, не разобрались в ситуации, открыв огонь в различных точках Петербурга. Началась паника, и случились жертвы. Группы манифестантов были слишком многочисленны и, натолкнувшись на заградительные кордоны, не смогли сразу прервать движение. Хронологию дня в своих мемуарах подробно дал Врангель-старший: «9 января 1905 года, чуть свет, директор опять телефонировал, прося сейчас приехать. Я отправился. Но, проехав через Николаевский мост, вернулся. Там стоял наряд войск. Полицейский офицер мне заявил, что на Васильевский остров ехать можно, но обратно не разрешит. Обратно через Неву никого пропускать не приказано. У Академии стояли стройными рядами рабочие, все прибывая. Сколько я мог заметить, они были одеты в праздничное платье. Я вернулся через Дворцовую площадь. Там стояли войска. Знакомый офицер мне передал, что людям розданы боевые патроны. Рабочие настроены вполне миролюбиво. Я уверен, что Государь к ним выйдет. Офицер удивился: — Разве вы не знаете, что Государя в городе нет? Он выехал. Быть не может! Кто говорит — вчера, кто — раньше. Дальнейший ход событий злополучного 9 января известен. Многочисленная толпа рабочих стройными рядами, с пением «Спаси Господи люди Твоя», двинулась по набережной к площади Зимнего дворца. Впереди, с крестом в руках, шел священник Гапон, несли образа и царский портрет. Дойдя до дворца, толпа встала. Полиция отдала приказ разойтись. Толпа не трогалась. Троекратное предупреждение — и начался расстрел». А вот как выглядели события глазами священника Гапона: «В 10 часов, как я назначил, собралась огромная толпа. Все, безусловно, были трезвы и пристойны, очевидно, сознавая все значение этого дня как для рабочих, так и для народа. Те, которые еще не знали содержания петиции, брали, чтобы прочесть ее. В начале одиннадцатого часа мы двинулись с юго-западной части города к центру, Зимнему дворцу. Это была первая из всех процессий, когда-либо шедших по улицам Петербурга, которая имела целью просить государя признать права народа. Утро было сухое, морозное.
Равносильно, если бы при обороне Москвы в 1941 году Сталин уехал и даже не интересовался, что там происходит. Такое даже допустить невозможно! Николай 2 именно так и сделал, и его при этом еще пытаются оправдать современные либералы. Николай 2 заботился о своей семье и устранился, чтобы защитить семью. Аргумент явно высосан из пальца, но допустим. Возникает 1 вопрос — к чему все это привело? Во время февральской революции Николай 2 точно также, как и при кровавом воскресенье, устранился от принятия решений — в итоге потерял страну, и именно из-за этого его семью расстреляли. В любом случае — царь ответственен не только за семью, но и за страну вернее, прежде всего за страну. Николай 2 перед Генералами События кровавого воскресенья 9 января 1905 года они наиболее четко выделяют причины, по которым распалась Российская Империя — царю было глубоко наплевать на происходящее. Готовясь к этому, вводится армия, издаются хотя и незаметные для масс указы, запрещающие шествия. В такой важный для страны момент, когда все понимают, что готовится серьезное событие — царя нет в столице! Можно себе такое представить, например, при Иване Грозном, Петре 1, Александре 3? Нет, конечно. Вот и вся разница. Николай 2 был «местным» человеком, который думал только о себе и семье, а не о стране, ответственность за которую он нес перед Богом. Кто отдал приказ стрелять Вопрос о том, кто отдал приказ стрелять во время кровавого воскресенья один из самых сложных. Достоверно и точно можно сказать только одно — Николай 2 такого приказа не отдавал, потому что никак не руководил этими событиями о причинах говорили выше. Версия о том, что стрельба была нужна правительству также не выдерживает проверки фактами. Достаточно сказать, что 9 января со своих постов были снят Святополк-Мирский и Фуллон.