Майевтика, сократический метод отыскания истины и способ обучения, основанный на допущении, что истина как форма врождённого знания «скрыта» в уме. майевтика, позволяющий создавать условия для формирования различных личностных позиций, является первым основанием методологии гуманитарного проектирования.
Метод Сократа: способ рассуждения, который проявляется в современной педагогике
Медиаконтент иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы может быть использован только с разрешения правообладателей.
Все равно одними вопросами его ничему не научишь. И применение сократического метода в современной школе часто всего лишь очередная утопия.
Современные философы также активно применяют метод майевтики в образовании. Они используют его для активного вовлечения студентов в процесс изучения и развития мышления. Майевтика помогает развить критическое мышление, способность анализировать и рассуждать, а также поощряет активное исследование интересующих тем. В современной философии также появилось разветвление метода майевтики на различные направления и подходы. Некоторые философы разрабатывают специализированные методы майевтики, адаптированные к конкретным областям и проблемам. Например, майевтика может применяться в медицине для поиска и разрешения этических дилемм, или в политической философии для анализа истоков и последствий политических решений.
Таким образом, метод майевтики продолжает развиваться и применяться в современной философии. Он остается ценным инструментом для поиска истины, развития мышления и самопознания. Разветвление метода и его адаптация к различным областям деятельности придает ему новые возможности и расширяет сферу его применения. Применение метода майевтики в образовании Метод майевтики, разработанный древнегреческим философом Сократом, исследует и развивает способность человека к саморазвитию и самопознанию. Этот метод имеет большое значение в образовательном процессе и применяется в различных областях педагогики и психологии. Метод майевтики в образовании подразумевает создание условий, при которых учащиеся сами приходят к разрешению проблем, а не получают готовые ответы от учителя.
Учитель выступает в роли фасилитатора, помогая студентам осознать свои мысли и идеи. Основная цель применения метода майевтики в образовании — развитие мыслительных и критических навыков, умения анализировать информацию, генерировать новые идеи и решать творческие задачи. Через вопросы и диалог учитель подталкивает студентов к самостоятельному исследованию и обобщению знаний. Майевтический подход может быть использован во всех предметных областях. Например, в учебных занятиях по математике учитель может задавать вопросы, которые помогут студентам разобраться в причинах и связях между математическими концепциями.
Поэтому был приговорён к казни путём принятия яда. История Чтобы вам был более понятен смысл этого метода, хочу привести в пример историю беседы с Евтидемом, который собирался стать государственным деятелем. В силу новых обязательств ему следовало обладать мудростью, но Евтидем никак не мог дать чёткое определение таким понятиям, как справедливость и несправедливость. Философ вызвался помочь другу таковыми он считал всех своих учеников, даже не беря оплаты за обучение , и предложил создать список дел, разделив его, соответственно, на две графы. Первое утверждение Евтидема После чего начал спрашивать, к примеру, куда именно отнести ложь, воровство, торговлю людьми и прочее. Будущий государственный деятель, конечно же, все эти определения отправил к несправедливости. Тогда Сократ поинтересовался, действительно ли тогда графа справедливости сейчас пуста, потому что всё вышеперечисленное находится в противоположной колонке? Получив утвердительный ответ, он переходит ко второму шагу — индукции. То есть интересуется, считает ли правильным взятие в плен, рабство людей жителей города, с которым ведётся вражда и война? Евтидей подтвердил, что это справедливо. А обворовать их, отобрав всё имущество, или обмануть, тоже будет верным и достойным решением? Услышав и в этот раз согласие, мудрец предложил тогда все эти понятия перенести в колонку справедливости. Удивлённый такому ходу событий, Евтидей указал, что эти поступки считал по отношению к друзьям, поэтому отнёс в графу неправильных. Окончательное умозаключение Но и тут мыслитель не отступал, вернувшись к методу индукции, он решил выяснить, а будет ли неверным поступком то, если командир скажет своим военным, чтобы не отчаивались и не теряли боевой дух, ведь им на помощь идёт подкрепление, но на самом деле это будет неправдой? Или родители дадут лекарство тяжело больному, но капризному ребёнку незаметно, спрятав в еде? Будет ли такой обман, ради сохранения жизни несправедливым по отношению к малышу? А как быть с женщиной, которая, заметив, что любимый долгое время страдает и замышляет самоубийство — украдёт у него на всякий случай оружие и спрячет кухонные ножи? Стоит ли её осуждать и считать воровкой, которая должна ответить перед законом за свой проступок? Евтидей понял, что ошибался, и был вынужден признать, что даже близким и друзьям ложь и обман могут быть в пользу, а воровство совершается, чтобы не причинить вред, а наоборот, защитить. В конце разговора он пришёл к выводу, что несправедливость — это действия, совершённые с целью нанести ущерб. Заключение Великий философ Сократ изобрел уникальный метод ведения дискуссии под названием майевтика. Это весьма эффективный прием, которым пользуются и в наше время. По сути, он является едва ли не единственным способом убедить своего оппонента в обратном. При этом собеседника можно умело загнать в тупик его же утверждениями. В чем же сущность и уникальность этого метода? Попробуем в этом разобраться. Сократ и его жизнь О жизни Сократа известно не очень много, однако та информация, которая дошла до нас через века, представляется весьма интересной. Сократ — афинский философ, родившийся в 469 году до н. Именно его фигура ознаменовала собой так называемый поворот в философии — от рассмотрения природы к рассмотрению человека. Что касается жизни и судьбы философа, то некоторые богословы периода патристики проводили аналогии между Сократом и Иисусом. Известно, что первый был сыном скульптора. В зрелом возрасте он женился на Ксантиппе — очень сварливой женщине, имя которой даже стало нарицательным.
Майевтика - это... Майевтика в философии
Майевтика — это инструмент диалектики, позволяющий приблизить оппонента к пониманию сути предмета путем задавания конкретных вопросов в определенной последовательности. МАЙЕВТИКА — МАЙЕВТИКА (греч. maieutike, букв. — повивальное искусство) — метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Ценность метода майевтики в современном мире В современном мире метод майевтики остается востребованным и ценным инструментом, который помогает людям разобраться в сложных вопросах и проблемах. МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike повивальное искусство) метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Более развёрнуто метод майевтики был описан Платоном. Ценность метода майевтики заключается в том, что он позволяет человеку исследовать.
Сократ: диалектика и метод майевтики
Майевтика - это... Майевтика в философии | Ценность метода майевтики в поиске истины заключается в том, что он помогает нам стать более осознанными и размышляющими людьми. |
Майевтика и некоторые другие идеи Сократа | Ценность майевтики заключается в том, что она помогает развить критическое мышление, способность к саморефлексии и анализу собственных мыслей. |
Майевтика — Карта знаний | Майевтика — составная часть так называемого сократического метода наряду с иронией, индукцией и определением. |
Метод майевтики: ценность и краткое описание философии
повивальное искусство) - метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, спе. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Ценности среднего класса отличаются от ценностей всех остальных людей? Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует саморазвитию и развитию мышления.
Интенсивное общение
Метод Майевтики: незаменимый метод постижения истины | Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины. |
Ценность метода майевтики Сократа - основные принципы и преимущества - | В данном контексте майевтика ведет к переоценке привычных жизненных ценностей, поскольку под напором наводящих вопросов теряется ее самоочевидность и изменяется, порой даже в противоположную сторону, ее смысловой вектор. |
В чем ценность метода майевтики кратко | Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует саморазвитию и развитию мышления. |
Интенсивное общение | майевтика. Под майевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку "родить" истину. |
Майевтика — Колчевики | Колчаньки считают себя полноправными наследниками Сократа и Платона, поэтому майевтика является основным методом ведения политических, религиозных, экзистенциальных и даже личностных споров между посетителями колчеподобных ресурсов. |
Майевтика как философский метод
- Майевтика - это... Майевтика в философии
- Метод Майевтики Сократа: искусство преодолевать противоречия
- Майевтика: ценность и философия
- Майевтика в педагогической деятельности
- Что такое майевтика: ценность метода Сократа и его полное объяснение
- Использование интерактивного метода сократа как средство борьбы с табакокурением среди студентов
Сократ и его жизнь
- Методы познания истины
- Ответы : В чем ценность метода майевтики?
- Метод Сократа: способ рассуждения, который проявляется в современной педагогике / Skillbox Media
- Майевтика - это... Майевтика в философии
- Методы познания истины Николай Павлович Кормаков Проза.ру
Метод майевтики Сократа: ценность и преимущества
Саморазвитие через майевтику Один из ключевых принципов майевтики — самообучение. Сократ верил, что истинное знание уже присутствует в каждом человеке, и его задача — лишь помочь выявить и раскрыть это знание. Через постановку вопросов и совместное обсуждение Сократ стимулировал мышление и помогал людям осознать свои убеждения и идеи. Этот процесс не только помогает открыть новые знания, но и развивает интеллектуальную и эмоциональную интеллигентность.
Майевтика также помогает развивать навыки самоанализа и самооценки. Понимание личных убеждений, ценностей и мировоззрения является важным шагом к саморазвитию. Диалог с другими людьми под руководством профессионального майевтика также способствует развитию навыков коммуникации и межличностной эмпатии.
В результате использования метода майевтики, человек не только получает новые знания и навыки, но и обретает новый уровень самосознания и самоопределения. Он становится более открытым к новым идеям, готовым обсуждать разные точки зрения и искать альтернативные решения. Майевтика — это не только метод обучения, но и инструмент саморазвития.
Он является основой формирования критического мышления, развития аналитических и абстрактных способностей, а также улучшения коммуникативных навыков. Путешествия в мир майевтики помогают расширить свой кругозор, добиться понимания себя и других людей, а также стать более гармоничной и интеллектуальной личностью. Развитие мышления с помощью майевтики Майевтика помогает развить критическое мышление, способность анализировать информацию, аргументировать свои взгляды и логически мыслить.
Путем постепенного проникновения в суть проблемы и раскрытия аргументации, майевтика позволяет участвующим в диалоге людям лучше понять себя, свои убеждения и ценности, а также узнать новые точки зрения и взгляды.
Иностранная литература. Именно эти искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужный вопрос в нужный момент. Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов МАЙЕВТИКА буквально - повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования. Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину. Именно этим искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужные вопросы в нужный момент и тем самым принуждая их «припоминать» элементарные математические законы или универсальные истины морали. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ, методы духовного, софийного возрождения личности.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я Майевтика греч. Сократ сравнивал умение философа помочь рождению у человека правильной мысли, определения с искусством повивальной бабки, которая помогает рождению здорового ребенка. Источник: Философия и методология науки понятия категории проблемы школы направления. Благодаря М. Образец М. Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Это вопросно-ответный процесс, направленный на установление истинного смысла.
Это помогает не только устанавливать более глубокую связь с собой, но и лучше понимать собственные потребности и цели, что важно для личного роста и развития. В-третьих, майевтика способствует развитию эмпатии и межличностного общения.
Когда мы задаем вопросы и искренне интересуемся мнением и опытом других людей, мы проявляем уважение к ним и создаем условия для глубокого диалога. Это способствует формированию более глубоких и доверительных отношений, помогает разрешать конфликты и находить общие точки зрения. Таким образом, майевтика Сократа является ценным инструментом для внутреннего и внешнего развития человека.
Она помогает развить критическое мышление, самопознание и навыки межличностного общения, что важно для достижения успеха в различных сферах жизни. Стимуляция критического мышления Сократ учил своих учеников думать самостоятельно и анализировать свои убеждения и знания. Он не давал им готовых ответов, а помогал им самих найти истину.
Майевтика помогает развить критическое мышление, так как требует глубокого анализа и рассмотрения разных точек зрения. Ставя вопросы и провоцируя на размышления, Сократ помогал ученикам осознать свои предположения и проверить их на прочность. Стимуляция критического мышления является ценным навыком в современном обществе.
Она помогает принимать осознанные решения, не принимать информацию на веру и быть критичным к различным точкам зрения. Майевтика помогает развить этот навык, позволяя задавать вопросы, анализировать информацию и искать истину. Важно отметить, что стимуляция критического мышления требует открытости и готовности к самокритике.
Этот метод не просто дает ответы, а помогает пройти путь к пониманию истины. В итоге, метод майевтики Сократа стимулирует критическое мышление и помогает развить навык осознанного анализа и поиска истины через диалог и вопросы. Поиск истинных ответов Метод майевтики Сократа преследует несколько целей.
Поэтому его ученики должны были задавать вопросы, выявлять и обсуждать свои убеждения, а также сомневаться в них и искать альтернативные точки зрения. Майевтический метод включает в себя несколько этапов. Сначала Сократ задавал вопросы, чтобы разрушить установленные верования. Затем он анализировал ответы своих собеседников, выявляя неглубокие знания и противоречия в их мыслях. В конечном итоге Сократ стремился привести их к осознанию своей невежественности и стимулировать мышление, чтобы они могли найти истину самостоятельно.
Майевтический метод Сократа считается одним из ключевых элементов западной философии. Он оказал огромное влияние на многих мыслителей и ученых, таких как Платон и Аристотель. Идея самоанализа и самостоятельного мышления до сих пор ценится в образовательной и научной среде, и метод майевтики остается актуальным и полезным до сегодняшнего дня. Основные принципы метода Метод майевтики, разработанный Сократом, основан на нескольких ключевых принципах, которые позволяют достичь глубокого понимания истины: Ирония: Сократ ставил под сомнение знания и убеждения людей, чтобы их сознание открылось для новых идей. Майевтика: Сократ помогал людям самостоятельно искать истину, задавая им провокационные вопросы и подталкивая их к размышлению.
Диалог: Сократ предпочитал обсуждать истину с другими людьми, ведь в процессе общения можно обнаружить новые аргументы и найти решения. Критическое мышление: Сократ завлекал людей к анализу, оценке и обсуждению своих убеждений. Он не давал легких ответов, а искал истину вместе с другими. Все эти принципы позволили Сократу создать уникальный метод, который активно используется до сих пор для обсуждения важных философских и этических вопросов.
В чем ценность метода майевтики кратко
Источник: Краткий словарь современной педагогики. Ориентирует на литературоведческий анализ произведения, приближающий читателя к замыслу писателя, глубинам текста и дающий наслаждение от исследовательской работы, постижения мастерства художника слова [15]. Источник: Методика преподавания литературы. Майевтика гр.
В современном варианте метод Сократа заключается в том, что свою мысль вы расчленяете на маленькие звенья, и каждую подаете в форме вопроса, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ. Метод Презентация к методическому семинару на тему "Использование метода майевтики метод сократической беседы на уроках самопознания " было нравственную задача сократического Основная диалога состояла в нахождении «всеобщего» как основы истинной морали и нравственности. В диалоге необходимо установить всеобщую основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача решалась при помощи «индукции» и «общих определений». Если этическая цель дискуссии — объективно существующее Добро понятие то стратегическая цель — поиски истины, которые оформляются в некий результат — новое для собеседника знание. В сформулировано определенное мнение, которое мы как бы внушаем навязываем собеседнику. Например, задавая вопрос: «Вы, наверняка, заинтересованы в получении хорошего образования? В какой степени эти попытки были успешными?
Что вам не удалось сделать? В каком отношении? Презентация к методическому семинару на тему "Использование метода майевтики метод сократической беседы на уроках самопознания " почти заставляют правильность В большинстве случаев наводящие вопросы звучат крайне навязчиво, они ученика признать ваших суждений и вынуждают согласиться с ними. Ученик может заподозрить, что им пытаются манипулировать, что может вызвать у него внутреннее сопротивление. Потому использовать наводящие вопросы нужно с осторожностью. И не забывайте следить за тем, чтобы заданный вопрос вызывал у ученика положительную реакцию. Презентация к методическому семинару на тему "Использование метода майевтики метод сократической беседы на уроках самопознания " Всего можно насчитать семь «шагов» этой беседы-дискуссии по Сократу: 1. Согласие оппонента по поводу общего определения.
Поиски противоречия. Сократовская ирония.
Майевтика помогает осознавать собственные знания, верования и убеждения через постановку вопросов и анализ собственных ответов. Целью майевтики является достижение истины и самосознания. Философ способствует осознанию истины и раскрытию новых знаний, что приводит к самопознанию и саморазвитию. Майевтика позволяет философу исследовать глубинные аспекты человеческой природы, а также постигать сущность мира. Преимущества и ценность майевтического подхода Развитие критического мышления: Майевтический подход помогает развивать умение критически мыслить, задавать вопросы и анализировать информацию.
Это позволяет не только искать истину, но и выявлять ошибки и недостатки в рассуждениях. Стимулирование творческого мышления: Майевтический метод способствует развитию творческого мышления, поскольку требует генерации новых идей и переосмысления старых. Это помогает найти нестандартные решения проблем и создать новые концепции. Поиск истины: Основной целью майевтики является поиск истины. Метод позволяет обнаруживать противоречия в мнениях и доходить до глубокого понимания темы или проблемы. Развитие коммуникативных навыков: Майевтика помогает развивать навыки эффективного общения и диалога. Данный подход предполагает активное участие участников в обсуждении, высказывание своих мыслей и аргументацию своих взглядов.
Поиск смысла и ценностей: Майевтика способствует поиску смысла и ценностей в жизни и обществе. Она помогает задавать глубокие вопросы о значениях и целях, что позволяет получить понимание смысла человеческого существования.
К сожалению, в последнее время у колчанек стало становиться все меньше свободного времени для философских дискуссий, поэтому B вместо последней фразы вполне мог ответить: « B: Узнай, почему твой рот затягивает. Советы в ведении спора методом майевтики[ править ] Давайте определения. Несмотря на неизбежную потерю информации, так вы по крайней мере определите, что, к примеру, «Колчок» — это чей-то рот, а не интернет-сайт.
Выражайтесь лаконично.
Майевтика - это... Майевтика в философии
IT-майевтика XXI века: чем хорош метод трекинга для бизнеса и трекера | майевтика. Под майевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку "родить" истину. |
Метод Майевтики Сократа: искусство преодолевать противоречия | Саморефлексия и самопознание: Применение метода майевтики позволяет глубже понять себя, обнаружить собственные убеждения и ценности, а также проанализировать мотивы своего поведения. |
Что такое майевтика — в чём ценность метода Сократа (Диалог) — полное объяснение
Спрашивать о том, что человек говорит в данный момент — бессмысленно. А вот узнать его отношение к тому, о чем он не стал говорить, имеет больший смысл. Если он вовремя выкрутился, увернулся от ответа, скрыл за эмоцией своё мнение на этот счет — это знак, что нужно копать сюда. Уводить в общее. Клиент часто говорит абстрактно и обобщенно. Например: «в моей жизни все плохо». Нужно подвести его к конкретному «плохо».
Что именно? Разве здоровье близких — плохо? Любящий муж — плохо? Любимая работа — плохо? Навязывать свою точку зрения. Цель психотерапевта — помочь найти конкретное решение для клиента, которое подойдет именно ему.
Причём ценности психотерапевта и клиента могут быть разными, но это не даёт право склонять второго к верному и правильному решению. Для каждого из нас «правильное» своё. В чем смысл майевтики? Самое главное в этом методе — помочь собеседнику найти ответы на его вопросы. При этом важно: Не направлять в правильную сторону. Не склонять к своему мнению.
Идти рядом как наставник. Фото автора Tima Miroshnichenko: Pexels Задавать правильные вопросы, конкретные. Не все виды вопросов подходят для диалога. Ориентироваться на ответы собеседника. Быть гибким. Строить новые вопросы в зависимости от ответов и пути собеседника.
Этот метод подходит для людей, стремящихся осознать истину, найти ответы на вопросы, разрешить внутренние конфликты. В быту вести такой диалог нет смысла. Скорее всего, он превратится в спор и ничем полезным не закончится для обоих собеседников. Невозможно направить того, кто не хочет никуда двигаться. Ты можешь тянуть его за руку, толкать, уговаривать. Но, если человек, твердо стоит на своем, то сдвинуть его с этой точки практически невозможно.
Максимум, он сделает пару шагов вперед, а потом вернётся. Источник Майевтика — это. Майевтика в философии Великий философ Сократ изобрел уникальный метод ведения дискуссии под названием майевтика. Это весьма эффективный прием, которым пользуются и в наше время. По сути, он является едва ли не единственным способом убедить своего оппонента в обратном. При этом собеседника можно умело загнать в тупик его же утверждениями.
В чем же сущность и уникальность этого метода? Попробуем в этом разобраться. Сократ и его жизнь О жизни Сократа известно не очень много, однако та информация, которая дошла до нас через века, представляется весьма интересной. Сократ — афинский философ, родившийся в 469 году до н. Именно его фигура ознаменовала собой так называемый поворот в философии — от рассмотрения природы к рассмотрению человека. Что касается жизни и судьбы философа, то некоторые богословы периода патристики проводили аналогии между Сократом и Иисусом.
Известно, что первый был сыном скульптора. В зрелом возрасте он женился на Ксантиппе — очень сварливой женщине, имя которой даже стало нарицательным. Пожалуй, все слышали эту фразу, которая, как считают исследователи, принадлежит именно Сократу. По этому принципу он и жил. Известно, что философ не оставил после себя ни строчки. О его мыслях и убеждениях человечество узнало лишь из трудов его учеников — Ксенофонта и Платона.
Сократ был убежден, что записывание собственных мыслей ослабляет человеческую память. К истине своих учеников мыслитель подводил с помощью умело выстроенного диалога.
С помощью этого приёма оппонент соискателем истинного знания. Майевтика была создана Сократом как искусство в каждом извлекать человеке помощью наводящих Другими этого приёма словами Сущность состоит в том, чтобы посредством постановки подвести собеседника пониманию действительного положения вещей. Таким образом, майевтика — это искусство задавать вопросы. Сократ был уверен, что «знать — это значит знать, что это такое». Сократ впервые возвел знание к уровню понятия. Его Алкивиад, Ксенофонт, Евклид.
Диалектический метод Сократа является одним из интерактивных методов и вполне заслуживает более широкого применения. Понятие интерактивный «Inter» — взаимный, «act» —действовать — означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. В современном варианте метод Сократа заключается в том, что свою мысль вы расчленяете на маленькие звенья, и каждую подаете в форме вопроса, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ. Метод Презентация к методическому семинару на тему "Использование метода майевтики метод сократической беседы на уроках самопознания " было нравственную задача сократического Основная диалога состояла в нахождении «всеобщего» как основы истинной морали и нравственности. В диалоге необходимо установить всеобщую основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача решалась при помощи «индукции» и «общих определений». Если этическая цель дискуссии — объективно существующее Добро понятие то стратегическая цель — поиски истины, которые оформляются в некий результат — новое для собеседника знание. В сформулировано определенное мнение, которое мы как бы внушаем навязываем собеседнику.
Например, задавая вопрос: «Вы, наверняка, заинтересованы в получении хорошего образования? В какой степени эти попытки были успешными? Что вам не удалось сделать? В каком отношении?
Она характеризуется отсутствием выполняемой профессиональной или какой-либо случайно организованной деятельности, отношения к людям только как источникам поступления необходимых ресурсов. Социальные связи у человека, занимающего такую позицию, случайные, ситуативные. Объединения с другими людьми возможны как стихийно складывающиеся группы выживания или так определившиеся люди существуют в роли «приживальщиков» при обладающих материальными ресурсами людях. У них отсутствует логическое мышление, критическое отношение к себе и ценность саморазвития. Человек, занимающий позицию «иждивенца», легко подвергается манипуляции, подвержен различным формам зависимости ПАВ, компьютерные игры и т. На следующем уровне развития находятся люди занимающие позицию «имитатора».
По отношению к деятельности, занимающие эту позицию люди имеют не совпадающие цели и средства, поэтому, они никогда не могут достичь положительного результата. Рассматривают других людей как средство для достижения своих целей. Имеют склонности к организации или участию в асоциальных группах. Обладают непродуктивным мышлением поскольку не находятся ни в одной из культурных традиций. Для выживания и карьерного роста широко используют техники и приемы манипулирования. Ценность саморазвития не является ни приоритетной, ни актуальной. Значимыми ценностями являются «выгода», «ресурсонакопление». На следующем уровне находятся люди, принадлежащими определенной культурной традиции. Эту позицию мы назвали «исполнитель», так как самое существенное ее качество — выполнение деятельности в соответствии с культурной нормой. Так определяющиеся люди реализуют в своей деятельности чужие цели чужими освоенными ими средствами.
Они гарантируют положительный результат только в нормальной обстановке. Если же ситуация становится проблемной они снимают с себя всякую ответственность. У так определившихся людей отношение к другим людям как к полезным в жизненных обстоятельствах функциям. С точки зрения организации объединений люди с таким типом самоопределения могут быть администраторами или участниками рабочей группы. Мышление у них репродуктивного типа. Ценность саморазвития не является ни актуальной, ни ведущей. На следующем уровне развития находятся люди занимающие позицию «организатора». Они имеют свои собственные цели и средства. За счет развитых рефлексивных способностей и хорошего образования они также имеют способность приведения проблемной деятельностной ситуации в нормальную. У них отношение к другим людям как к равноправным партнерам, вместе преодолевающим проблемную ситуацию.
Люди занимающие позицию «организатора» любят преодолевать проблемные ситуации, одним из средств преодоления которой для них является создание проектной команды. Мышление у них продуктивное, то есть дающее положительный результат в решении проблемных ситуаций. Ценность саморазвития является одной из ведущих и определяющих их мышление и деятельность. Люди, занимающие эту позицию уверены в себе и обладает собственными стилями и способами деятельности. Позиция «новатора» встречается значительно реже. В деятельности человек, занимающий эту позицию, ставит новую цель и разрабатывает новые средства, дает новый ответ на определенную проблемную ситуацию. Отношение к другим людям у него как источнику саморазвития. Он в рамках трансляции разработанного им новшества является создателем культурно-ценностного сообщества. Ценность саморазвития является для него самой главной. И на самом высоком уровне находится позиция самореализовавшегося в жизни человека, позиция, ставшая актуальной, образцом для всех культурных людей.
Ее мы назвали позицией «классика». Эту позицию характеризуют: универсальные, необходимые другим людям цель и средство, нужный всем культурным людям результат; отношение к людям у такого человека как к ответственным хранителям определенной культурной ценности. Он также является автором трансцендентного, то есть преодолевающего любое время и пространство сообщества. Человек, занимающий эту позицию, разрабатывает, предъявляет и обучает других новому способу мышления, а также указывает вектор саморазвития для других людей на протяжении определенного отрезка культурной истории человечества. Какой «продукт» необходимо получить на третьем этапе обучения ученику «Школы майевтики»? Определить вектор интенциональности, ведущей ценности. Выявить свой способ понимания, его возможности и ограничения. Построить понятие о своем способе понимания. Разработать программу его развития. Под мини-проектами понимается переписывание культурных текстов с обязательным предъявлением нового собственного смысла.
Кроме того, этот метод способствует развитию эмоционального и интеллектуального интеллекта. В целом, метод майевтики представляет собой ценный инструмент для развития понимания и самоосознания. Он помогает человеку искать истины внутри себя, развивать внутренний диалог и сознательный выбор. Майевтический метод может быть востребован в краткой философии, так как позволяет эффективно и систематично рассматривать различные тактики и теории философских систем, параллельно заставляя задуматься над собственными убеждениями и мировоззрением. Майевтика как философский метод Суть майевтики заключается в том, чтобы поставить перед собеседником вопросы, которые помогут ему осознать свои собственные знания и преодолеть ошибки в мышлении. Сократ верил, что истина уже присутствует в каждом человеке, и его задача как философа — лишь помочь этой истине проявиться. Майевтика может быть эффективным методом поиска истины и разрешения философских проблем.
Она позволяет развивать логическое мышление, критическое мышление и самоанализ. Через диалог и вопросы философ предлагает собеседнику самому найти ответы на свои вопросы и открыть для себя новые пути познания.
IT-майевтика XXI века: чем хорош метод трекинга для бизнеса и трекера
Свой метод собеседования Сократ называл майевтикой («повивальным искусством»), имея в виду, что только помогает «рождению» знания, но сам не является его источником: так как не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то «знающим» считался собеседник. МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог прежде всего по отн. Свой метод собеседования Сократ называл майевтикой («повивальным искусством»), имея в виду, что только помогает «рождению» знания, но сам не является его источником: так как не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то «знающим» считался собеседник. В психологии майевтика используется как метод исследования и помощи клиентам в обнаружении их собственных ресурсов и решении проблем. Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует саморазвитию и развитию мышления.
Метод майевтики Сократа: ценность и преимущества
В чем ценность этого метода – так это действительно в том, что он помогает найти ответы на сакральные и даже порой экзистенциальные темы. Что такое майевтика и в чём заключается ценность метода Сократа — полное объяснение метода диалога с применением сарказма и иронии. Майевтика была создана Сократом как метод извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов[2].