Таким образом, ХХII cъезд КПСС, укрепив позиции Хрущева как «руководителя строительства коммунизма», способствовал усугублению кризисной ситуации и в самой партии, и в государстве.
XXVII съезд КПСС не дал добро на горбачёвскую перестройку
И на XXVII съезде КПСС никто не вел разговоров о сломе системы, самороспуске партии и уж тем более о распаде СССР. Указания XXV съезда КПСС стимулировали дальнейшее развертывание критики и самокритики в партии. 3 марта 1981 года. Кремлевский Дворец съездов. Делегаты Ровенской области Украинской ССР читают приветственные телеграммы съезду.
Выступление Ельцина на съезде
- Экспонат #1. Делегаты и гости съезда в холле КДС
- Подпишитесь на рассылку
- Последние делегаты XXVIII съезда КПСС - МК Хабаровск
- Решения XXVI съезда КПСС — ленинизм в действии
XX предательский Съезд КПСС.
Поэтому моральное право довести начатые реформы до их логического завершения или же стать могильщиком партии принадлежало только инициатору «перестройки». Но ни одни 29 Шахназаров Г. Цена свободы: реформация Горбачева глазами его помощника. Не следует забывать, что посредством Горбачева компартия обеспечивала себе некое демократическое алиби.
И хотя некоторые «дилетанты» высказывались против дальнейшего совмещения Горбачевым партийно-государственных постов, наиболее «продвинутые» партийцы прекрасно понимали ценность этого ресурса. Более интересно выглядело избрание заместителя генсека эта должность впервые предусматривалась новым Уставом. Заместитель, выполняя текущую работу, должен был разгрузить Горбачева от партийных забот, при этом целиком и полностью разделять политические воззрения своего патрона и ни в коем случае не затмевать его.
Но и здесь не обошлось без альтернативы. Свою кандидатуру выдвинул А. Дударев ректор Технологического института.
Но если Дударев изначально выглядел как фигура непроходная он получил лишь 150 голосов «за» , то выдвижение Лигачева могло внести сумятицу в горбачевский сценарий. Для самого Егора Кузьмича, превращенного стараниями «демократических» СМИ в жупел консерватизма, это выдвижение стало отчаянной попыткой преодолеть политическую изоляцию, в которой он находился в те дни. Лигачев старался быть в центре событий, активно выступал с трибуны, отвечал на вопросы, давал интервью.
Однако, как человек вспыльчивый, прямолинейный и в чем-то наивный, он легко велся на провокационные вопросы, сердился, чем вызывал лишь смех и неодобрительный гул аудитории. Партийная номенклатура, понимая дальнейшую несовместимость Горбачева и Лигачева, не оценила порыва последнего. Лигачев получил 776 голосов «за»; замом генсека был избран Ивашко 3109 «за» 31, человек, как характеризовали его сослуживцы, мягкий и безвредный.
Поражение Лигачева означало не просто частную неудачу отдельного политика. Оно знаменовало собой постепенное удаление или переформирование тех функционеров КПСС, которые привыкли осуществлять непосредственное руководство всеми сферами жизни общества. Политические перемены вели к тому, что партия утрачивала свои прежние контрольно-распорядительные функции, 31 Горбачев М.
Жизнь и реформы. В этом отношении весьма примечательно интервью, которое дал Г. Разумовский программе «Семь дней» февраль 1990.
Секретарь ЦК, ведавший вопросами партийного строительства, сетовал на то, что во всех хозяйственных неурядицах люди по-прежнему винят КПСС. Между тем, по словам Разумовского, партийные руководители в новых условиях уже не должны выступать в роли диспетчеров-хозяйственников32. Лигачев по своей сути как раз являлся одним из главных диспетчеров партийно-советской системы.
И хотя она рушилась буквально на глазах, Егор Кузьмич, не желая мириться с этим, произнес на февральском 1990 Пленуме ЦК знаковую фразу: «Чертовски хочется работать! Однако эти слова стали чем-то вроде гласа вопиющего в пустыне, ибо партийной номенклатуре, особенно после XXVIII съезда, оставалось лишь дорабатывать то есть досиживать. Непросто проходили выборы в новый ЦК, который претерпел существенные метаморфозы.
Теперь он состоял из 412 членов34 без кандидатов. Из прежнего состава из числа бывших членов и кандидатов в члены ЦК осталось всего 54 чел. Расширялось представительство региональных комитетов в т.
Заметно увеличилась прослойка трудящихся, если в предыдущем составе ЦК 1986 г. Однако данные метаморфозы свидетельствовали не столько о демократизации ЦК, сколько о его общей хаотизации и падении политического статуса. В новый состав ЦК выдвигалась кандидатура Ельцина.
Однако он решил использовать трибуну съезда для того, чтобы заявить о своем выходе из КПСС. Формально, Ельцин следовал решениям, принятым I СНД России, которые запрещали совмещение партийно-государственных постов38. Горбачев, дабы не превращать это заявление в политическую акцию, решил придать поступку Ельцина рутинный характер.
Однако уход Ельцина из КПСС, благодаря телевидению, получился эффектным: под неодобрительный гул он не спеша покидал зал. Но этот уход со съезда не был отступлением: ровно через год Ельцин вновь будет идти по залу КДС, но уже не «на выход», а к самой сцене, чтобы, взойдя на нее, принести присягу первого всенародно избранного Президента России. Этот шаг знаменовал собой перерастание личного противостояния между Горбачевым и Ельциным в институциональное противоборство партийно-союзного центра и суверенной России, которое вылилось в т.
Ее лидер В. При этом он призывал коммунистов не выходить из партии поодиночке, а вступать в ряды «Демплатформы» с тем, чтобы осенью 1990 г. Как и заявление Ельцина, выступление Шостаковского было встречено гулом неодобрения, однако того эффекта, который произвел демарш Ельцина, уже не получилось.
Более того, выступавшие после Шостаковского представители «Демплатформы» фактически дезавуировали его заявление, чем окончательно запутали делегатов39. Горбачев склонен объяснять столь странную позицию «демплатформовцев», исходя из сугубо практических соображений: «Левые не хотели отказываться от своей доли партийного наследства: зданий, газет, финансовых средств и т. Если это действи- 37 Бузгалин А.
Ибо, если программно-идеологическими принципами аппарат ЦК еще как-то мог поступиться, то делиться партийной собственностью с неформалами никто не собирался. Тем более что новый Устав легализовал «производственно-хозяйственную» деятельность КПСС и теперь собственность партии становилась «стартовым капиталом»41. Этот документ, регламентирующий внутреннее устройство партии в условиях стремительно менявшейся политической ситуации, имел гораздо большее практическое значение, нежели Программное заявление.
Устав, сохраняя верность принципам демократического централизма и подтверждая авангардный тип партии, одновременно предусматривал децентрализацию КПСС. Декларировался ряд демократических норм при избрании руководящих органов, радикально расширялись права первичных организаций, провозглашалось толерантное отношение к инакомыслящим, а коммунисты наделялись определенной свободой политического маневра. Разумеется, как показала последующая практика, сила бюрократической инерции препятствовала подлинной демократизации КПСС и многие демократические положения Устава на деле так и остались для рядовых партийцев бумажными правами.
При этом представители республиканской партийной элиты добилась по новому Уставу значительных прав. Документ декларировал самостоятельность компартий союзных республик. Отныне они могли разрабатывать на базе общих документов КПСС собственные программные и уставные положения, самостоятельно решать организационно-политические, кадровые, финансовые и прочие вопросы.
Действительно, ослабление прежней партийной вертикали явилось мощным фактором союзной дезинтеграции. Однако, на наш взгляд, процесс распада СССР не был детерминирован децентрализацией КПСС, которая происходила в общем контексте реформирования унитарного государства. Некоторые аспекты «производственно-хозяйственной деятельности КПСС 1990-1991 гг.
В этой связи вполне логично выглядели новации при формировании Политбюро, когда первые секретари нацкомпартий добилась своего поголовного включения в состав этого органа43. Новое ПБ практически полностью состояло из одних партийных функционеров. Именно этот факт, по мнению многих историков и современников, свидетельствовал о реальном разделении партии и государства после XXVIII съезда.
Однако это верно лишь отчасти, поскольку до этого обозначилась тенденция, связанная с вхождением тех же партийных иерархов в состав новых госорганов. В марте 1990 г. Несмотря на радикальное обновление Политбюро из прежних членов здесь остались лишь Горбачев и Ивашко , нельзя сказать, что оно стало подлинным союзом единомышленников.
Скорее, ПБ превратилось в политический клуб, состоящий из людей с весьма неодинаковыми воззрениями. Здесь был и А. Муталибов, сторонник «жесткой руки», и профессиональный дипломат А.
Дзасохов, неожиданно поставленный на идеологию, и «раскольник» Э. Силлари, лидер самостоятельной компартии Эстонии, и журналистка Г. Семенова, единственная женщина — «полноценный» член Политбюро за всю историю этого органа44, и О.
Шенин, претерпевший эволюцию от горбачевца до сторонника ГКЧП. Вся политическая несовместимость этих людей в наибольшей степени обнажится в августе 1991г. Горбачев, выступая с заключительным словом, обнадеживающе заявлял: «И тот, кто рассчитывал, что это последний съезд и на нем состоятся похороны КПСС, тот опять просчитался.
КПСС живет, и будет жить.. Тем не менее, ровно через год похороны КПСС все-таки состоялись.
Игнорируя резолюцию XXVIII съезда высшего органа партии , в которой партия лишь год назад смело обязалась «утверждать право крестьян на владение землей», в проекте обещают крестьянам лишь некое «наделение землей включая аренду с правом наследования ». На последнем месяце фактического существования КПСС из недр ее ЦК вышел документ, свидетельствующий о сомнительных способностях коллективного теоретического творчества «высшего разума» партии, демонстрирующий хаотичность мысли и непоследовательную логику ее «нового мышления». Разложившаяся высшая партийная элита, защищенная от любой критики, не находила себе места в стране, доведенной ею же до критической экономической ситуации. В ночь на 19 августа 1991 года под руководством председателя КГБ она решилась на проведение очередного мероприятия: «Группа заговорщиков захватила власть с намерением осуществить государственный переворот». Вечером 20 августа заговорщики, к своему полному удивлению, из доклада соучастника Олега Бакланова узнали, что в бюджете страны давно нет денег, не на что содержать карательные органы, нет резервных запасов продовольствия, нет средств на проведение популистских обещаний, зафиксированных в двухдневных декларациях ГКЧП к народу!
На этом бесславный путч закончился. Но и его надо было еще организовать. Парадоксально, но КПСС практически перестала существовать в соответствии с решениями, принятыми депутатами-коммунистами. Продолжая совершенствовать властные органы, распоряжением президента СССР 21 сентября суетливо образовали очередной синклит — Политический консультативный совет при президенте. Это историческое событие не вызвало в стране ни шока, ни протеста, ни попыток выступить на защиту того, чему многие присягали. Золотые резервы — всего 240 т, они не соответствуют статусу великой державы и одной из ведущих золотодобывающих стран. В письме сообщалось: «По размерам золотых запасов мы уступаем и развивающимся странам, таким как Китай, Индия, Венесуэла, Ливан».
Результат хозяйствования КПСС характеризуется следующими данными: задолженность Советского Союза иностранным кредиторам составила 83,4 млрд долл. К обязательствам советского государства перед населением страны традиционно относились с пренебрежением — за все ошибки платит народ, а внутренние долги перед населением составили: — по невыкупленным облигациям госзаймов — 185,5 млрд руб. Главы 11 бывших союзных республик 21 декабря в столице Казахстана подписали Алма-Атинскую декларацию, излагавшую цели и принципы создания СНГ и объявившую, что Союз ССР прекращает свое существование. Таким образом, 21 декабря 1991 года по причинам того, что руководимое большевиками государство не смогло построить безубыточную экономику, средства в бюджете иссякли, золотой запас и валютные поступления проели, Союзу ССР оказалось не на что существовать. Его не стало. Социализм как общественная система не выжил. Дальнейшая имитация существования союзного государства стала невозможной.
На пленарном заседании выступит Владимир Путин, об этом ранее сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Глава государства уже не первый раз принимает участие в таком съезде. Тем для обсуждения много.
Именно этой сферой он руководил, работая в сельских райкомах партии в Сибири, и будучи секретарём Красноярского крайкома и Пензенского обкома партии, и возглавляя отдел пропаганды и агитации в ЦК Компартии Молдавии. Следовательно, в проблемах идеологии он ориентировался профессионально.
И нельзя не обратить серьёзного внимания на его статью «На уровень требований развитого социализма», опубликованную в 18-м декабрьском номере журнала «Коммунист», даже помня о том, что в её написании принимали активное участие его помощники. Прибытков вспоминал: «Гранки этой статьи мы — я и Вадим Печенев — обсуждали с Константином Устиновичем, когда он уже был тяжело болен, буквально у его постели в специальном отсеке ЦКБ. Черненко одобрил последний вариант статьи, внеся в текст незначительные поправки. Своё видение магистральных направлений развития СССР Черненко стал излагать сразу же после избрания главой партии. Уже на первом заседании Политбюро ЦК 13 февраля 1984 года, которое Черненко вёл в ранге генсека, он подчеркнул необходимость ставить в центр внимания «рост технического прогресса».
Встречаясь через два с половиной месяца с трудовым коллективом московского металлургического завода «Серп и молот», он увязал задачу внедрения научно-технического прогресса с необходимостью перехода от экстенсивных методов хозяйствования к интенсивным. Понятно, что это — составные части крупной проблемы соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социализма. Пленум ЦК на эту тему был задуман ещё в конце 1970-х годов, но постоянно откладывался. Ценную инициативу брежневского руководства, став Генеральным секретарём ЦК, решил реализовать Черненко. В мае 1984 года в Политбюро была представлена записка за подписью генсека о необходимости ускорения научно-технического прогресса и совершенствовании управления им во всех звеньях экономики.
Но рассмотрена она была только через полгода. Однако в ноябре 1984-го, когда состояние здоровья генсека заметно ухудшилось, Горбачёв настоял на том, чтобы пленум о научно-техническом прогрессе перенести. Поскольку Черненко рассматривал декабрьскую 1984 года статью в «Коммунисте» как основу подготовки к XXVII партсъезду, то в ней мотив внимания к научно-техническому прогрессу звучит настойчиво и сильно. Читаем: «Усилия партии направлены прежде всего на завершение интенсификации экономики страны на основе значительного ускорения научно-технического прогресса, всестороннего совершенствования и улучшения форм и методов социалистического хозяйствования. Только так может быть создана самая передовая, отвечающая строгим меркам развитого социализма материально-техническая база… Важна именно политэкономическая суть этого вывода.
Если она остаётся непонятой, то, как показывает опыт, теоретически глубокая и верная идея во многом утрачивает мобилизующее, направляющее значение для практики… Собственные успехи советской экономики поставили предел её экстенсивному развитию». Черненко не стало. Заниматься партийной Программой новому генсеку было некогда и неинтересно. К тому же к моменту его избрания документ был практически готов. Горбачёв и его команда сосредоточились на Политическом докладе ЦК съезду.
Новинкой сезона было отсутствие в повестке дня отдельного доклада, посвящённого проекту Программы партии. Политический доклад, с которым выступал Горбачёв, представлял собой «три в одном флаконе». Впрочем, ингредиенты, как подчеркнул докладчик, были неравноценны. Действительно, из 100 страниц доклада Программе было уделено лишь четыре, а изменениям в Уставе — и того меньше. Переходя к вопросам Программы, докладчик очень внятно сказал: «Товарищи!
В Политическом докладе ЦК КПСС рассмотрены программные цели партии, её современная экономическая и политическая стратегия, проблемы совершенствования внутрипартийной жизни, стиля и методов работы — всё то, что составляет суть новой редакции Программы и изменений в Уставе КПСС. Поэтому нет необходимости излагать их содержание». Однако следовало бы обратить внимание делегатов на положения, которые к числу бесспорных отнести трудно. Начнём с ключевого положения Программы, которое стало причиной её обновления, — на каком этапе находится советское общество. В действовавшей до XXVII съезда Программе утверждалось, что страна находится на этапе развёрнутого строительства коммунизма.
В то же время они обострили потребность чётко определять этап, на котором находится общество, так как без этого невозможно правильно поставить задачи, которые должна решать Коммунистическая партия, чтобы успешно вести за собой общество. На это обратил внимание Черненко в предсъездовской статье, которая открывалась следующим методологическим положением: «В традициях нашей ленинской партии давать на каждом крупном, переломном историческом рубеже краткую, но ёмкую теоретическую формулу, выражающую существо наступающего этапа, своеобразие новых задач, и выдвигать политические лозунги, позволяющие соединить новейшие выводы революционной теории с практической деятельностью масс, идеи и волю партии — с помыслами и волей миллионов». Далее следовала характеристика этапа, на котором, по его мнению, находилось советское общество: «Сегодня наша страна находится в начале этапа развитого социализма. Вступление в него — закономерный результат напряжённой созидательной деятельности партии и народа, итог труда десятилетий, которым мы по праву гордимся. Вместе с тем это и начало большого и сложного поворота к решению задач совершенствования построенного у нас социализма.
Выраженный этой глубокой формулой политический, идейно-теоретический и методологический подход к принципиальным вопросам дальнейшего развития социализма и продвижения к коммунизму и положен в основу работы над новой редакцией Программы КПСС, которую предстоит обсудить и принять на очередном, XXVII партсъезде». А вот по сути другая точка зрения: «Уместно напомнить, что тезис о развитом социализме получил распространение у нас как реакция на облегчённые представления о путях и сроках решения задач коммунистического строительства. Но в дальнейшем акценты в трактовке развитого социализма постепенно смещались. Нередко дело сводилось лишь к констатации успехов… Вольно или невольно это служило своеобразным оправданием медлительности в решении назревших задач. Сегодня, когда партия провозгласила курс на ускорение социально-экономического развития, такого рода подход неприемлем… Речь идёт о наиболее глубоком подходе к решению кардинальных задач общественного прогресса…» Это не из речи делегата, получившего слово в порядке обсуждения проекта Программы.
Это оценка Генеральным секретарём ключевого положения главного партийного документа в его Политическом докладе. К сожалению, вопросы Программы в прениях вообще всерьёз не поднимались. А Горбачёв поставил под сомнение саму необходимость определения исторического этапа, на котором находится общество. По сути он предложил ограничиться указанием на ускорение его развития.
26 съезд кпсс год - 86 фото
Делегаты, да и все общество ждали ответа на вопрос: какой же должна быть КПСС, в чем смысл ее обновления? Стало ясно, что партия переживает глубокий кризис. Это был переломный момент для партии и всей страны. Накануне съезда Весь 1990 год страну лихорадило. Случились кровавые события в Баку армянские погромы, ввод войск для подавления выступлений сторонников Народного фронта Азербайджана. Затем, в феврале, начались столкновения на межнациональной почве в Душанбе Таджикистан , а в июне нечто подобное имело место в Оше Киргизия.
Через две недели в Вильнюс были введены танки. Объявление независимости не вело к немедленному выходу из Советского Союза. В стране продолжал углубляться продовольственный кризис. Пустые полки и огромные очереди стали повседневными явлениями. Николай Рыжков, председатель Совета министров СССР, предложил план поэтапного перехода к регулируемой рыночной экономике.
Ситуация еще больше обострилась. За два дня до закрытия последнего съезда КПСС на более чем 100 шахтах Донбасса прошла суточная забастовка.
Были приняты основные направления экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года. По мнению историка А. Безбородова , после XXIII съезда остальные съезды брежневской эпохи не содержали принципиально новых решений и проводились рутинно [2].
Самым знаменитым и значимым съездом КПСС является 26 съезд, который проходил в феврале 1981 года. Этот съезд был важным этапом в развитии советской политики и имел огромное влияние на политическую ситуацию в стране. Во время 26 съезда КПСС были обсуждены и утверждены новые экономические и политические программы, направленные на модернизацию и укрепление Советского Союза. Были приняты важные решения о советской внешней политике, а также о направлениях развития советской науки и культуры.
Все это имело прямое влияние на политическую ситуацию в стране и определяло новые тенденции в развитии социалистической системы. Его решения и программы стали отправной точкой для реализации новых политических и экономических инициатив, которые были проведены в последующие годы. Они оказали значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Советского Союза, и стали важным этапом в развитии истории страны. Оцените статью Впереди нечто светлее — отблески сквозь плотные тучи на горизонте Время идет неумолимо вперед, затягивая за собой наши.
Символическое совпадение: день в день через 30 лет после доклада Хрущёва на закрытом заседании ХХ съезда КПСС, ставшего первым шагом к разрушению советской социалистической державы, — 25 февраля 1986 года — открылся XXVII съезд КПСС, утвердивший у власти тех людей, которые пару лет спустя развернули «перестройку», приведшую к уничтожению социалистического строя в нашей стране, а в конечном итоге т самой нашей страны. Но перечитывая материалы съезда, убеждаешься, что партийный форум не давал добро на такие действия Горбачёва и компании. Да и они сами даже не заикались о пересмотре основных принципов социализма, напротив, присягали им в верности. Ни Политический доклад ЦК, с которым выступил М. Горбачёв, ни выступления делегатов, ни новая программа КПСС не предвещали грядущего поворота на путь, приведший Советский Союз к катастрофе.
Три четверти того, о чём говорили на съезде, было вполне разумным с точки зрения развития социалистического общества. И само слово «перестройка», не раз произнесённое Горбачёвым, тогда ещё отнюдь не имело того разрушительного смысла, который оно вскоре получило. Призывы к перестройке касались частностей, совершенно не затрагивая общих принципов, и она рассматривалась как инструмент решения главной задачи, выдвинутой Политдокладом и резолюцией съезда: «Ускорения социально-экономического развития страны,… чтобы осуществить переход к экономике высшей организации и эффективности со всесторонне развитыми производительными силами, зрелыми социалистическими производственным отношениями, отлаженным хозяйственным механизмом» здесь и далее выделено мной — В. В докладе Горбачёва и документах, принятых съездом, выдвигалась задача «значительного повышения эффективности идеологической деятельности», а главным ориентиром в идеологической работе провозглашалось «воспитание трудящихся в духе коммунистической идейности». Были клятвы в «верности марксизму-ленинизму» и призыв «наступательно вести борьбу с буржуазной идеологией и моралью». Прозвучало требование «вести бескомпромиссную борьбу с… отступлениями, от основного принципа социализма «От каждого — по способностям, каждому — по труду».
1986г. Москва. 27 съезд КПСС. 6 марта, заключительный день 📽️ 18 видео
На митинге, посвященном открытию съезда, все выступавшие отметили огромную заботу партии и правительства о развитии сельского хозяйства. Несмотря на крайне неблагоприятные погодные условия последних двух лет, нам удалось поднять урожайность зерновых... Мы распахали почти все освободившиеся после сселения мелких деревень земли и только благодаря этому дополнительно ввели в хозяйственный оборот более 500 га пашни...
В целом программа сохранила утопический характер, о чём свидетельствует её структура: «Часть первая. Переход от капитализма к социализму и коммунизму — основное содержание современной эпохи»; «Часть вторая. Они касались процедуры приёма в партию, который теперь должен был проводиться на открытых партийных собраниях с учётом мнения беспартийных. Были расширены обязанности членов КПСС, которые отныне были обязаны за любой свой проступок отвечать перед первичными партийными организацией, полномочия которых были увеличены. Съезд обратился от имени КПСС ко всем правительствам, партиям, общественным организациям и движениям, «действительно озабоченным судьбами мира на Земле», с призывом к более тесному и продуктивному сотрудничеству ради достижения успеха в битве против войны Политический доклад Центрального комитета КПСС.
Рыжков в докладе «Об основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на перспективу до 2000 года» обратился к теме построения коммунизма. Это подспудно означало, что он и другие представители консервативных кругов КПСС были не согласны с выступлением Горбачёва 25 февраля о коммунизме как далёкой перспективе. Рыжков считал возможными удвоение объёма национального дохода и промышленной продукции, а также создание «экономического потенциала, примерно равного накопленному за все предшествующие годы Советской власти». В докладе отмечалось, что высшей целью «общественного производства при социализме» является «неуклонное повышение материального и культурного уровня жизни народа», в связи с чем задачей КПСС на текущем этапе было повышение благосостояния населения «на качественно новую ступень». Приоритетным направлением председатель Совета Министров СССР назвал решение социальных проблем в сфере труда более чем в 2 раза снизить долю ручного труда. На нём М. Членами Политбюро были избраны Горбачёв, Г.
Алиев , В. Воротников , А. Громыко , Л. Зайков , Д.
Да Не сейчас 25 апреля 2024, 12:12 В Москве проходит съезд Российского союза промышленников и предпринимателей В Российском союзе промышленников и предпринимателей участвуют представители крупного бизнеса, руководители федеральных органов власти и Банка России. На пленарном заседании выступит Владимир Путин, об этом ранее сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Глава государства уже не первый раз принимает участие в таком съезде.
И нельзя не обратить серьёзного внимания на его статью «На уровень требований развитого социализма», опубликованную в 18-м декабрьском номере журнала «Коммунист», даже помня о том, что в её написании принимали активное участие его помощники. Прибытков вспоминал: «Гранки этой статьи мы — я и Вадим Печенев — обсуждали с Константином Устиновичем, когда он уже был тяжело болен, буквально у его постели в специальном отсеке ЦКБ.
Черненко одобрил последний вариант статьи, внеся в текст незначительные поправки. Своё видение магистральных направлений развития СССР Черненко стал излагать сразу же после избрания главой партии. Уже на первом заседании Политбюро ЦК 13 февраля 1984 года, которое Черненко вёл в ранге генсека, он подчеркнул необходимость ставить в центр внимания «рост технического прогресса». Встречаясь через два с половиной месяца с трудовым коллективом московского металлургического завода «Серп и молот», он увязал задачу внедрения научно-технического прогресса с необходимостью перехода от экстенсивных методов хозяйствования к интенсивным. Понятно, что это — составные части крупной проблемы соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социализма. Пленум ЦК на эту тему был задуман ещё в конце 1970-х годов, но постоянно откладывался. Ценную инициативу брежневского руководства, став Генеральным секретарём ЦК, решил реализовать Черненко. В мае 1984 года в Политбюро была представлена записка за подписью генсека о необходимости ускорения научно-технического прогресса и совершенствовании управления им во всех звеньях экономики. Но рассмотрена она была только через полгода.
Однако в ноябре 1984-го, когда состояние здоровья генсека заметно ухудшилось, Горбачёв настоял на том, чтобы пленум о научно-техническом прогрессе перенести. Поскольку Черненко рассматривал декабрьскую 1984 года статью в «Коммунисте» как основу подготовки к XXVII партсъезду, то в ней мотив внимания к научно-техническому прогрессу звучит настойчиво и сильно. Читаем: «Усилия партии направлены прежде всего на завершение интенсификации экономики страны на основе значительного ускорения научно-технического прогресса, всестороннего совершенствования и улучшения форм и методов социалистического хозяйствования. Только так может быть создана самая передовая, отвечающая строгим меркам развитого социализма материально-техническая база… Важна именно политэкономическая суть этого вывода. Если она остаётся непонятой, то, как показывает опыт, теоретически глубокая и верная идея во многом утрачивает мобилизующее, направляющее значение для практики… Собственные успехи советской экономики поставили предел её экстенсивному развитию». Черненко не стало. Заниматься партийной Программой новому генсеку было некогда и неинтересно. К тому же к моменту его избрания документ был практически готов. Горбачёв и его команда сосредоточились на Политическом докладе ЦК съезду.
Новинкой сезона было отсутствие в повестке дня отдельного доклада, посвящённого проекту Программы партии. Политический доклад, с которым выступал Горбачёв, представлял собой «три в одном флаконе». Впрочем, ингредиенты, как подчеркнул докладчик, были неравноценны. Действительно, из 100 страниц доклада Программе было уделено лишь четыре, а изменениям в Уставе — и того меньше. Переходя к вопросам Программы, докладчик очень внятно сказал: «Товарищи! В Политическом докладе ЦК КПСС рассмотрены программные цели партии, её современная экономическая и политическая стратегия, проблемы совершенствования внутрипартийной жизни, стиля и методов работы — всё то, что составляет суть новой редакции Программы и изменений в Уставе КПСС. Поэтому нет необходимости излагать их содержание». Однако следовало бы обратить внимание делегатов на положения, которые к числу бесспорных отнести трудно. Начнём с ключевого положения Программы, которое стало причиной её обновления, — на каком этапе находится советское общество.
В действовавшей до XXVII съезда Программе утверждалось, что страна находится на этапе развёрнутого строительства коммунизма. В то же время они обострили потребность чётко определять этап, на котором находится общество, так как без этого невозможно правильно поставить задачи, которые должна решать Коммунистическая партия, чтобы успешно вести за собой общество. На это обратил внимание Черненко в предсъездовской статье, которая открывалась следующим методологическим положением: «В традициях нашей ленинской партии давать на каждом крупном, переломном историческом рубеже краткую, но ёмкую теоретическую формулу, выражающую существо наступающего этапа, своеобразие новых задач, и выдвигать политические лозунги, позволяющие соединить новейшие выводы революционной теории с практической деятельностью масс, идеи и волю партии — с помыслами и волей миллионов». Далее следовала характеристика этапа, на котором, по его мнению, находилось советское общество: «Сегодня наша страна находится в начале этапа развитого социализма. Вступление в него — закономерный результат напряжённой созидательной деятельности партии и народа, итог труда десятилетий, которым мы по праву гордимся. Вместе с тем это и начало большого и сложного поворота к решению задач совершенствования построенного у нас социализма. Выраженный этой глубокой формулой политический, идейно-теоретический и методологический подход к принципиальным вопросам дальнейшего развития социализма и продвижения к коммунизму и положен в основу работы над новой редакцией Программы КПСС, которую предстоит обсудить и принять на очередном, XXVII партсъезде». А вот по сути другая точка зрения: «Уместно напомнить, что тезис о развитом социализме получил распространение у нас как реакция на облегчённые представления о путях и сроках решения задач коммунистического строительства. Но в дальнейшем акценты в трактовке развитого социализма постепенно смещались.
Нередко дело сводилось лишь к констатации успехов… Вольно или невольно это служило своеобразным оправданием медлительности в решении назревших задач. Сегодня, когда партия провозгласила курс на ускорение социально-экономического развития, такого рода подход неприемлем… Речь идёт о наиболее глубоком подходе к решению кардинальных задач общественного прогресса…» Это не из речи делегата, получившего слово в порядке обсуждения проекта Программы. Это оценка Генеральным секретарём ключевого положения главного партийного документа в его Политическом докладе. К сожалению, вопросы Программы в прениях вообще всерьёз не поднимались. А Горбачёв поставил под сомнение саму необходимость определения исторического этапа, на котором находится общество. По сути он предложил ограничиться указанием на ускорение его развития. Если по поводу определения, данного Черненко, можно дискутировать, то по поводу отказа называть этап развития страны приходится лишь изумляться. Генсек оспаривает Программу И совсем любопытный итог.
Арабский халифат и его распад
- [26 съезд кпсс знак] в категории главная
- За материалы XXVI съезда КПСС — 10 лет тюрьмы: maysuryan — LiveJournal
- Подпишитесь на рассылку
- XXVI съезд КПСС — Рувики: Интернет-энциклопедия
- Подпишитесь на рассылку
Last Congress of the CPSU
- 65 лет назад начал работу XX съезд Коммунистической партии СССР -
- За материалы XXVI съезда КПСС — 10 лет тюрьмы: maysuryan — LiveJournal
- Последние делегаты XXVIII съезда КПСС
- 1986г. Москва. 27 съезд КПСС. 6 марта, заключительный день 📽️ 18 видео
- Арабский халифат и его распад
- Смотрите также
Хроника пикирующей империи. К 30-летию запрета КПСС и распада Союза ССР
Алмаз 26 съезд кпсс фото. XXII съезд КПСС впервые проходил в дворце съездов. Длинный тяжелый доклад на 26 съезде КПСС, прерываемый многочисленными аплодисментами и овациями слушателей.
Подробности пожара траулера "26 съезд КПСС"
В 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, на котором в своем докладе разоблачил. XX съезд КПСС положил начало широкому процессу реабилитации репрессированных в 1930-е — 1950-е годы. Новую Программу КПСС представил съезду (и все делегаты её единодушно поддержали) руководитель редакционной комиссии А.Н. Яковлев.
65 лет назад начал работу XX съезд Коммунистической партии СССР
Историческое значение: безусловно, съезд вошел в историю, как осуждение культа личности Сталина. Хрущёв выступил с закрытым докладом «О культе личности и его последствиях». В нём были перечислены многочисленные преступления Сталина в годы его руководства страной. Кроме того, в докладе была поднята проблема реабилитации репрессированных партийных деятелей и военных. Документ вызвал фурор во всем мире, появились переводы на различные языки. XX съезд принято считать концом сталинской эпохи и началом ослабления идеологической цензуры. Кто участвовал: присутствовало 4394 делегата, а также делегации 80 зарубежных партий. Историческое значение: во-первых, продолжилась борьба с культом личности Сталина. На этом съезде было принято решение вынести его тело из Мавзолея.
Съезд КПСС 1966. Значок 23 съезд КПСС. Значок делегата съезда КПСС. Нотариус 26 съезда КПСС. Санаторий 27 съезда КПСС место расположения. Делегаты 24 съезда КПСС. Архив делегаты 24 съезда КПСС. Черненко съезд КПСС. Брежнев 1981. Советские значки 25 съезд КПСС. Значок 25мм СССР. Купить значок 26 съезд КПСС. Делегат 23 съезда КПСС. Делегаты 20 съезда КПСС. Часы победа 26 съезд КПСС. Карандашница 26 съезд КПСС. Знак 24 съезд КПСС тяжёлый металл. Приглашение на съезд партии КПСС. Марки делегатам 26 съезда КПСС. Значок 26 съезд КПСС ветвь. Подарочные ручки 28 съезд КПСС.
Каково место партии в новых условиях, какой она сама должна стать политически, идейно и организационно, что мы должны сделать для возрождения КПСС как революционной организации трудящихся, пользующейся доверием народа? Горбачев, как всегда, говорил много и обо всем и, как всегда, не забывал и критику, и самокритику. Сначала о текущем моменте, затем обо всем остальном. В адрес многих из нас было высказано немало критических замечаний и, наверное, будет еще добавлено на съезде. Ведь в критике проявляются и полемика, столкновение позиций, отражающие состояние партии и общества. И только жизнь может окончательно внести полную ясность в ту или иную дискуссию. Нам надо и дальше сохранять во всех звеньях партии здоровую атмосферу, поддерживать дух дискуссий, заботиться об их плодотворности и, что особенно важно, о том, чего нам недоставало в эти годы,- о партийном товариществе, партийной этике. Надо овладевать политической культурой, ибо только при этом условии можно рассчитывать на конструктивность обсуждения проблем и выработку необходимых совместных решений. И вообще надо, чтобы на наших форумах, тем более на таком уровне, отсутствие аргументов или данных анализа не перекрывалось и не заменялось острыми выражениями... Я заканчиваю доклад. Перед нами, товарищи, труднейшие задачи, и решение их, выход из кризисной ситуации партия видит только впереди, только на пути дальнейшей демократизации и углубления перестройки. Выход из кризисной ситуации коммунисты видели по-разному: Демократическая платформа в КПСС, сложившаяся в 1988—1989 годах и возглавляемая Г. Поповым и Б. Ельциным поддерживали продолжение реформ, начатых Горбачевым. Консервативное большинство, находившееся под влиянием партийного аппарата и все больше переходившее в оппозицию М. Горбачеву, было против реформ. Они уже потеряли «руководящую и направляющую» больше терять власть не намерены! Рыжков Н. Вам предстоит оценить нашу деятельность в этот крайне напряженный период. За пять лет сделано многое, что с полным основанием можно отнести к активу КПСС. Вместе с тем мы видим и другое: снижение политического влияния партии, приверженность изжившим себя стереотипам, нехватку политического опыта и культуры, навыков свободного демократического обсуждения проблем, отсталость общественных наук. Все это, безусловно, усиливает социальную напряженность, подталкивает к митинговому демократизму, накаляет эмоции. Съезд должен определить роль КПСС, ее программные установки, функции и методы действий в современных условиях. Это внесет целенаправленность в работу местных партийных комитетов и организаций, позволит укрепить ослабевающую связь партии с трудящимися массами. Прошло пять лет. Пять необычайно напряженных перестроечных лет. Это были годы сложных поисков, взлетов общественной мысли, больших свершений и разочарований от неисполненных надежд. Эти годы можно оценить по-разному. И сделают это советские люди. Но я верю, что наша страна имеет огромные возможности для того, чтобы быть великой державой, обеспечить благополучие и свободу народу. Абалкин Л. Я готовился к съезду, просил слова и благодарен делегатам, которые проголосовали за то, чтобы я его получил. На нашем съезде вопрос стоит очень крупно - вопрос о судьбах партии. А ее судьбы напрямую связаны с ее идейно-теоретическими основами, причем такими основами, которые опирались бы на выводы науки, на осмысливание реального исторического опыта, а не на мифы и не на догмы. Самое главное в обновлении партии, скорее всего, не только в обновлении организационных форм ее построения и порядков, регулируемых Уставом, сколько в обновлении ее идейно-теоретического фундамента. Здесь должна быть полная ясность. И мы не можем уйти со съезда, не внеся эту ясность до конца. За два года, прошедшие после XIX партийной конференции, страна оказалась втянутой в глубокий и затяжной кризис. Произошел крах общественно-политических систем, господствовавших десятилетиями в ряде стран Восточной Европы. Нарастал и нарастает вал критического осмысливания того, что было сделано с Октября 1917 года. Именно в этих процессах обнаружилось, что идея социалистического выбора начала утрачивать среди населения страны свою притягательную силу, ставиться под сомнение. Она перестала быть той идеей, которая объединяла и сплачивала людей.
Производство должно быть жизненно заинтересовано в том, чтобы быстрей и лучше осваивать плоды мысли, плоды труда ученых и конструкторов. Решение этой задачи — дело, конечно, непростое, требующее ломки устаревших привычек и показателей. Но оно совершенно необходимо для страны, для народа, для нашего будущего. Другой момент — это уровень требований, предъявляемых к качеству продукции. Думаю, что он должен быть самым высоким. Соответствие лучшим мировым и отечественным образцам — ни на что меньшее мы не можем и не должны соглашаться. К этому надо себя приучать, этого надо добиваться, решительно отбрасывая ясе устаревшее, отставшее, уцененное самой жизнью. И еще один вопрос. Решая задачи, которые мы перед собой поставили, нельзя больше мириться с отставанием научной и конструкторской базы ряда отраслей — легкой, пищевой, медицинской промышленности, сельскохозяйственного и некоторых других видов машиностроения. Наверное, стоило бы Академии наук, Государственному комитету по науке и технике, министерствам провести работу по оценке научной и конструкторской базы различных отраслей, внести предложения по известной перегруппировке научных сил. Мы вправе рассчитывать здесь и на помощь отраслей, обладающих особенно сильной научной базой, в том числе оборонных. Короче говоря, товарищи, тесная интеграция науки с производством — настоятельное требование современной эпохи. Центральный Комитет КПСС убежден, что деятели науки и техники, инженеры и проектировщики, руководители отраслей и производств сделают все, чтобы быть на высоте этого требования. Основа основ научно-технического прогресса — это развитие науки. Но широко распахнуть двери для нового может прежде всего машиностроение. То передовое, что создает научная и инженерная мысль, машиностроение призвано без промедления осваивать, воплощать в высокоэффективные, надежные машины, приборы, технологические линии. Поистине революционные возможности открывают создание и внедрение миниатюрных электронных управляющих машин, промышленных роботов. Они должны получить самое широкое применение. Сегодня, заглядывая вперед на пять, на десять лет, мы не можем забывать, что именно в эти годы будет закладываться и создаваться народнохозяйственная структура, с которой страна вступит в двадцать первый век. Она должна воплощать основные чарты и идеалы нового общества, быть в авангарде прогресса, олицетворять собой интеграцию науки и производства, нерушимый союз творческой мысли и творческого труда. Главные направления повышения благосостояния народа Товарищи! На одиннадцатую пятилетку и 80-е годы в целом партия выдвигает широкую программу дальнейшего подъема благосостояния народа. Эта программа охватывает улучшение всех сторон жизни советских людей — потребление и жилье, культуру и отдых, условия труда и быта. Удельный вес фонда потребления в национальном доходе намечается повысить в 1985 году до 77,3 процента. Напомню, что в 1980 году было 75,3 процента. Существенно вырастут общественные фонды потребления. На централизованные мероприятия по повышению заработной платы и других выплат и льгот населению предусмотрено выделить в пятилетке более 16 миллиардов рублей. Будет повышен минимальный размер пенсий по возрасту и инвалидности рабочим, служащим, членам колхозов, а также осуществлены другие меры по дальнейшему улучшению социального обеспечения населения. Будет усилена государственная помощь семьям, имеющим детей. Намечено приступить к проведению такого важного мероприятия, как повышение минимальной заработной платы до 80 рублей в месяц, ставок и окладов рабочих и служащих. Среднемесячная заработная плата возрастет за 1981— 1985 годы на 13—16 процентов и достигнет 190—195 рублей. Доходы колхозников от общественного хозяйства увеличатся на 20— 22 процента. Предусмотрено расширить ряд льгот по заработной плате — надбавки за стаж работы в отдельных восточных районах, районные коэффициенты. Разумеется, повышение уровня жизни трудящихся не сводится к росту денежных доходов. Сейчас, как считает Центральный Комитет КПСС, на первый план выдвигается задача улучшить снабжение населения продовольствием, а также промышленными товарами широкого потребления. На протяжении последних пятилеток производство продуктов питания увеличилось. Вместе с тем Центральный Комитет партии, Политбюро ЦК КПСС, хорошо зная положение в каждой республике, в каждой области, видят, что трудности со снабжением населения продовольствием все еще имеют место. В этой связи принимались и принимаются меры за счет как внутренних ресурсов, так и внешней торговли. В целях радикального решения проблемы признано необходимым разработать специальную продовольственную программу. Она должна обеспечить значительное увеличение производства сельскохозяйственной продукции. Она должна теснее сомкнуть сельское хозяйство с отраслями, занимающимися хранением и переработкой его продукции. И, конечно, с торговлей. Другими словами, ее цель — в возможно более сжатые сроки решить задачу бесперебойного снабжения населения продуктами. Работа над программой только началась, и тем больше оснований заострить внимание на стоящих здесь вопросах. Основой продовольственной программы является дальнейший подъем сельского хозяйства. Главные направления предстоящей работы в области сельского хозяйства были намечены в решениях июльского 1978 г. Первая задача — поднять производство тех видов сельскохозяйственной продукции, нехватка которых вызывает особенно ощутимые перебои в снабжении. Я имею в виду прежде всего мясо и другие продукты животноводства. В одиннадцатой пятилетке намечается увеличить производство мяса более чем на 3 миллиона тонн и довести его в 1985 году до 18,2 миллиона тонн в год. Но это минимум. Центральный Комитет КПСС обращается к партийным организациям республик, краев и областей, к районным партийным организациям, ко всем труженикам села: животноводство — это сегодня ударный фронт па селе. Нужно, товарищи, проявить максимум настойчивости, максимум инициативы и гибкости, использовать все резервы и возможности, чтобы не только выполнить, но и существенно перевыполнить намеченные планы. Главные трудности — в нехватке кормов. Проектом Основных направлений предусматривается увеличить в одиннадцатой пятилетке среднегодовое производство зерна до 238—243 миллионов тонн. Учитывая, что потребность в продовольственном зерне удовлетворяется полностью, упор должен быть сделан на выращиваемо фуражных зерновых культур. Их доля в валовом сборе зерновых должна быть значительно повышена. Целесообразно, в частности, расширить посевы кукурузы на зерно, а также сои в Молдавии, южных областях Украины, на Северном Кавказе, в Средней Азии и Закавказье. Многие районы страны имеют хорошие условия для возделывания гороха, ячменя и овса. В общем, настало время активно взяться за обеспечение планомерного перехода — с учетом природно-экономических условий — на более рациональную структуру зернового клина. Решающее слово в этом деле за наукой и специалистами. Наряду с зерном надо, конечно, увеличивать производство грубых и сочных кормов, белковых добавок. Одновременно следует улучшать породность и повышать продуктивность скота, развивать промышленное птицеводство. Если говорить о сельском хозяйстве в целом, то перед ним стоит та же главная проблема, что и в других отраслях народного хозяйства,— повышение эффективности и качества. Мы и впредь будем выделять селу крупные финансовые и материальные ресурсы, продолжать планомерный перевод этой отрасли на индустриальную основу. Но центр тяжести теперь — и это отличительная особенность аграрной политики в 80-е годы — переносится на отдачу от капиталовложений, рост продуктивности сельского хозяйства, на углубление и совершенствование его связей со всеми отраслями агропромышленного комплекса. Речь идет о том, чтобы решительно повысить эффективность использования земель, особенно мелиорированных, машин, удобрений, кормов, увеличить урожайность всех культур. Это требует еще большего внимания к повышению квалификации кадров, рекомендациям науки, изучению и использованию мирового и отечественного опыта. Речь идет также о дальнейшем росте технического оснащения сельского хозяйства, повышении производительности, долговечности и надежности поставляемых селу машин к оборудования, повышении качества средств химической защиты растений и удобрений, улучшении сельского строительства. Наконец, трудно представить себе эффективный агропромышленный комплекс и современное село без развитой дорожной сети, надежного транспорта, элеваторов, хранилищ, складов, холодильников, тарного хозяйства. Непорядок, отставание в любом из этих звеньев неизбежно сказываются на количестве и качестве конечной продукции. Уже сегодня объемы продукции, производимой сельским хозяйством, позволяют заметно улучшить снабжение населения многими видами продовольственных товаров. За прошлую пятилетку, например, среднегодовое потребление овощей и фруктов на душу населения увеличивалось значительно медленнее, чем их производство. И основная причина этого — потери. Следовательно, продолжая наращивать производство овощей и фруктов, нужно улучшать их транспортировку, хранение и переработку. Заняться этим — прямая задача колхозов и совхозов, Министерства плодоовощного хозяйства. Партийные и советские органы в республиках, краях и областях, соответствующие центральные ведомства должны оказать новому министерству всемерную поддержку. На повестке дня — расширение ассортимента, увеличение выработки наиболее ценных продуктов питания, повышение их качества. А это требует развивать мощности перерабатывающей промышленности, оснащать ее современным, высокопроизводительным оборудованием. Думаю, что следует предусмотреть в пятилетнем плане более заметный рост вложений для указанных отраслей. Уверен, что это встретит полное одобрение в партии и народе. И, конечно, обязательное слагаемое эффективности — дальнейшее совершенствование экономических условий работы колхозов и совхозов. Успех всех планов, всех программ зависит от отношения к делу, от добросовестной работы сельских тружеников, а значит, и от системы морального и материального стимулирования. В нем осуждается практика необоснованного вмешательства в хозяйственную деятельность колхозов и совхозов со стороны некоторых партийных и советских работников. В постановлении со всей определенностью говорится: республикам, краям и областям, районам, колхозам и совхозам должен устанавливаться единый план закупок сельскохозяйственных продуктов на пять лет с разбивкой по годам. Одновременно вводится система стимулирования хозяйств, которые увеличат продажу государству продукции по сравнению со среднегодовым уровнем прошлой пятилетки. В результате должна усилиться связь материальных стимулов с конечными результатами и особенно с улучшением качественных показателей. Очень важно, чтобы перечисленные меры последовательно проводились в жизнь. Основой социалистического сельского хозяйства были и остаются колхозы и совхозы. Но это вовсе не означает, что можно пренебрегать возможностями личных подсобных хозяйств. Опыт свидетельствует о том, что такие хозяйства могут быть существенным подспорьем в производстве мяса, молока и некоторых других продуктов. Принадлежащие трудящимся сады, огороды, птица, скот — это часть нашего общего богатства. Центральный Комитет КПСС счел необходимым принять постановление о дополнительных мерах по развитию личных подсобных хозяйств. В нем предусматривается создание условий — и материальных, и моральных,— которые повышали бы заинтересованность граждан в ведении подсобных хозяйств, и прежде всего — в выращивании скота и птицы. Надо помогать колхозникам, рабочим совхозов молодняком и кормами. Это относится и к тем, кто держит скот в личной собственности, и к тем, кто готов выкармливать скот, принадлежащий колхозам и совхозам. Такой опыт имеется в ряде республик и областей, и он заслуживает распространения. Всемерной поддержкой должны также пользоваться подсобные хозяйства промышленных предприятий. Позвольте от имени съезда выразить глубокую убежденность, что в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции труженики села, работники промышленности умножат свои усилия, достигнут новых высоких рубежей. Первостепенное значение в усилиях партии по подъему благосостояния народа приобретает расширение производства и улучшение качества товаров народного потребления, развитие сферы услуг. Мы добились здесь успехов, и успехов немалых. Однако на партийном съезде важно сосредоточить внимание на другом. Ведь это факт, что из года в год не выполняются планы выпуска многих товаров народного потребления, особенно тканей, трикотажа, кожаной обуви, мебели, телевизоров. Нет должных сдвигов и в качестве, отделке, ассортименте. Во всех этих делах нужно без промедления наводить порядок. Необходимо предусмотреть оснащение легкой промышленности современным оборудованием, улучшать ее снабжение сырьем и материалами, совершенствовать планирование и управление отраслью. Надо улучшать условия труда и быта работников легкой промышленности. Должна быть повышена роль торговли в определении ассортимента и качества товаров. Следует также значительно поднять техническое оснащение коммунально-бытовых предприятий, более равномерно распределять их по стране, готовить для них квалифицированные кадры. В рамках предусмотренной Основными направлениями программы развития производства товаров народного потребления и услуг большая роль отводится отраслям тяжелой промышленности. Они производят больше половины непродовольственных товаров народного потребления. Не так давно была изменена структура управления химической промышленностью. Это имеет прямое отношение к вопросу, о котором я говорю. Мы ждем от нового Министерства химической промышленности существенных сдвигов в производстве синтетических тканей и волокон, пластмасс, красителей, других материалов, которые нужны, чтобы увеличить количество, а главное — улучшить качество потребительских товаров. И, наконец, огромное значение имеет инициатива на местах. Пожалуй, ни в какой другой сфере народного хозяйства местные возможности, местные резервы не играют такой роли, как в удовлетворении повседневного потребительского спроса, в обслуживании населения. Надо, чтобы Советы народных депутатов на всех уровнях приняли конкретные меры для улучшения производства и продажи промышленных товаров, для развития сферы услуг. Как вы знаете, товарищи, в проекте Основных направлений на следующую пятилетку заложено известное ускорение темпов развития группы «Б» — они будут несколько превосходить темпы роста группы «А». Это хорошо. Задача состоит в том, чтобы создать действительно современное, отвечающее потребностям народа производство потребительских товаров и услуг для населения. Завершая эту тему, хотел бы выйти за рамки собственно экономической проблематики и поставить вопрос несколько шире. То, о чем мы говорим,— продукты питания, товары народного потребления, сфера услуг — это вопросы повседневной жизни миллионов и миллионов. Магазин, столовая, прачечная, химчистка — здесь люди бывают каждый день. Что они могут купить? Как их встречают? Как разговаривают с ними? Сколько они тратят времени на всякого рода бытовые хлопоты? По тому, как решаются эти вопросы, люди в большой мере судят о нашей работе. Судят строго, взыскательно. И это, товарищи, нужно помнить. Конкретная забота о конкретном человеке, его нуждах и потребностях — начало и конечный пункт экономической политики партии. Я напоминаю об этом для того, чтобы еще раз подчеркнуть простую, но и очень важную мысль: производство товаров для населения, развитие сферы услуг — это первейшее партийное дело. Так и нужно к нему относиться. Совершенствовать методы руководства экономикой Товарищи! Решение проблем, которые перед нами стоят, использование возможностей, которыми мы располагаем, во многом зависят от уровня руководства народным хозяйством, уровня планирования и управления. Это, наверное, хорошо ощущает каждый хозяйственник, каждый партийный работник. В современных условиях многократно возрастает значение дисциплины, значение личной ответственности. Особенно — ответственности хозяйственных, советских и партийных руководителей. Общегосударственные интересы всегда должны стоять выше интересов отдельных министерств и предприятий. Права — и права большие — даются руководителям для Того, чтобы они в полной мере использовали их. Но при этом каждый руководитель должен постоянно помнить и о своей высокой ответственности — ответственности перед людьми, которыми ему доверено руководить, перед партией и народом. И первое, о чем я хочу сказать,— это ответственность за выполнение государственных планов. Партия всегда рассматривала план как закон. И не только потому, что он утверждается Верховным Советом. План — это закон, потому что только его соблюдение обеспечивает слаженную работу народного хозяйства. Будем говорить откровенно: эта очевидная истина стала забываться. Широкие масштабы приобрела практика корректировки планов в сторону их понижения. Такая практика дезорганизует хозяйство, разлагает кадры, приучает их к безответственности. Я меньше всего склонен становиться на формальные позиции. Могут быть и бывают случаи, когда корректировка планов необходима. Но это должны быть именно случаи, исключительные обстоятельства. Когда же с исключениями приходится сталкиваться все чаще и чаще, возникает понятная тревога. Не слишком ли часто мы идем на поводу у тех, кто хочет облегчить себе жизнь — ходить в передовиках, получать премии, фактически не выполняя планов. Видимо, настало время ужесточить требования как к плановой дисциплине, так и к качеству самих планов. План, безусловно, должен быть реальным, сбалансированным. Но столь же безусловно он должен и выполняться. Еще одна насущная задача — преодолеть несогласованность действий различных ведомств. Это шаги в правильном направлении. Они помогают лучше управлять территориально-производственными комплексами, лучше учитывать и сочетать региональные и отраслевые интересы. Такую работу надо продолжать. Особо хотел бы сказать об управлении на уровне объединений и предприятий. Испытывались, как вы знаете, разные варианты, разные схемы. Накоплен большой и многообразный опыт. И как раз этот опыт говорит о том, что поиски надо продолжать. Их общее направление, как представляется,— расширение самостоятельности объединений и предприятий, прав и ответственности хозяйственных руководителей. Разумеется, одновременно должны создаваться надлежащая экономическая обстановка, организационные и управленческие отношения. Надо последовательно проводить их в жизнь. И в то же время нужно идти дальше, решая накопившиеся проблемы. Следует вообще заметить, что совершенствование организационных структур управления не терпит косности. Нельзя приспосабливать живой, развивающийся организм управления хозяйством к устоявшимся, привычным формам. Наоборот, формы должны приводиться в соответствие с изменяющимися хозяйственными задачами. Только так может ставиться вопрос. Задачи, которые выдвигает жизнь, требуют развития теории, экономической науки, ее приближения к нуждам хозяйственной практики. Нужна мобилизация творческого потенциала всего нашего общества. В центре и на местах, во всех звеньях, во всех ячейках народного хозяйства должно расти понимание встающих проблем, должны лучше выявляться и использоваться имеющиеся возможности. Речь идет о выработке такого стиля работы, в котором органически сочетались бы исполнительность, дисциплинированность со смелой инициативой и предприимчивостью. Практичность и деловитость — с устремленностью к большим целям. Критическое отношение к недостаткам — с незыблемой уверенностью в исторических преимуществах избранного нами пути. Вопросы руководства экономикой не просто хозяйственные, а политические, партийные. Давно известно: партийные лозунги, программы живут в деятельности масс. Чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, говорил В. Ленин, «тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в этой необходимости новые и новые миллионы и десятки миллионов» [3]. Экономическая политика, которую выдвигает партия на одиннадцатую пятилетку и 80-е годы, отражает коренные, жизненные интересы советского народа. Соединяясь, сливаясь с творчеством, инициативой, энергией масс, она обеспечивает неуклонное продвижение нашего общества по пути роста благосостояния трудящихся, создания материально-технической базы коммунизма! Бурные, продолжительные аплодисменты. Социально-политическое и духовное развитие советского общества и задачи партии Товарищи! В условиях зрелого социализма все теснее становится взаимосвязь прогресса экономики с социально-политическим и духовным прогрессом общества. Исходя из этого, Центральный Комитет КПСС уделял постоянное внимание вопросам развития социально-классовой и национальной структуры советского общества, совершенствованию социалистического образа жизни, пашей государственности и демократии. Развитие социально-классовой структуры и национальных отношений В 70-е годы продолжалось сближение всех классов и социальных групп советского общества. Это — объективный, но отнюдь не стихийный процесс. Важную роль играет в нем социальная политика партии и государства. Наша цель — создание общества, в котором не будет деления людей на классы. И можно сказать определенно: мы постепенно, но уверенно продвигаемся к этой великой цели. Что дает основание для такого вывода? Повышается роль рабочего класса в жизни общества. Растет его численность. Ныне в стране около 80 миллионов рабочих: — две трети занятого населения. Значит, рабочий класс стал у нас не просто самым многочисленным классом, но и большинством трудового народа. В состав партийных, профсоюзных и комсомольских комитетов, высших и местных органов государственной власти приходит все больше рабочих. Это очень правильно, товарищи, это мы приветствуем! Укрепление ведущей роли рабочего класса, безусловно, связано с ростом его идейно-политической зрелости, образованности и профессиональной квалификации. Десять лет назад лишь немногим больше половины рабочих имели среднее полное и неполное и высшее образование, а сейчас — три четверти. Радует, что улучшается профессиональная подготовка молодого пополнения рабочего класса. В 60-е годы только треть юношей и девушек получили специальность в системе профессионально-технического образования, а за одну десятую пятилетку — 12,5 миллиона человек, то есть две трети рабочих, пришедших на производство. Меняется и сам характер труда современного рабочего. Этот труд все больше наполняется интеллектуальным содержанием. По мере индустриализации сельскохозяйственного производства глубокие перемены происходят в жизни колхозного крестьянства. Его труд постепенно сближается с трудом рабочих. На селе становится все больше механизаторов, других работников, связанных с новейшей техникой. Неудивительно поэтому, что число колхозников со средним полным и неполным и высшим образованием увеличилось за десять лет с 39 до 60 с лишним процентов. На социальную структуру села большое влияние оказывает сближение двух форм социалистической собственности, развитие межхозяйственных организаций, в которых участвуют и колхозы, и государственные предприятия. Немалое значение имеют и изменения форм организации, оплаты труда колхозников, распространение на них системы социального обеспечения, установленной для рабочих и служащих. Все это, товарищи, ведет к тому, что Ленин характеризовал как уничтожение разницы в социальном положении рабочего и крестьянина. Конечно, есть у нас еще немало отсталых хозяйств, немало сел, которые нуждаются в перестройке, обновлении, благоустройстве. Без этого нельзя добиться создания стабильных трудовых коллективов, эффективно использовать производственный потенциал, созданный на селе, в интересах успешного выполнения продовольственной программы. Словом, потребуется еще много усилий, времени и средств для улучшения культурно-бытовых условий жизни на селе, для преодоления существенных различий между городом и деревней. Но уже сегодня приятно побывать во многих колхозах и совхозах. Приятно войти в просторные, светлые дома, где городские удобства сочетаются с особенностями и потребностями сельской жизни. Новый характер труда, современный быт и облик таких сел — это и есть, товарищи, добрые плоды нашей социальной политики! Быстрее всех в отчетный период росла численность нашей интеллигенции.