А как уже было сказано выше, во время поста человек должен думать прежде всего о душе. Пост – не диета! Надо сказать, что аскеза в виде ограничений в еде свойственна не только православной церкви, но и другим христианским конфессиям, а также исламу, буддизму, иудаизму, синтаизму и является очень древней традицией. Поэтому перед постом нужно произнести намерение: «Я намерился держать пост месяца Рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха». Современный пост сформировался уже на других принципах, в IV-V веке, во времена развития монашества.
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
Каковы правила питания в Великий пост, как надо молиться, как ходить в храм, что нужно делать, чтобы провести Великий пост с Господом и Его учениками, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты. В сердце человек должен иметь намерение совершить обязательный пост этого дня. Психолог Мария Паршенкова считает, что во время поста дети не просто могут, но и должны радоваться: никакой пользы не будет, если ограничить малыша в развлечениях и насовсем забрать гаджеты. Во-первых, необходимо заранее понимать, что пост — это тяжело, особенно в первое время.
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
Пророк сказал: «Вставайте во время сахура, потому что еда для него благословлена» (Бухари, Саум, 20). Пост – не диета! Надо сказать, что аскеза в виде ограничений в еде свойственна не только православной церкви, но и другим христианским конфессиям, а также исламу, буддизму, иудаизму, синтаизму и является очень древней традицией. После утреннего принятия пищи (имсак) до начала поста, необходимо тщательно очистить полость рта и между зубами от остатков пищи, так как если во время поста проглотить мелкие остатки пищи, то это нарушает пост. Для поста кадаа (пост-долг) и поста каффарат (пост-искупление) нельзя опаздывать с намерением, и делать его после времени имсак.
Уроки Великого поста: каких правил придерживаться, чтобы вырасти духовно и сохранить здоровье
Также не рекомендовано воздерживаться от животных продуктов кормящим матерям и беременным женщинам. Да, путешественники могут отступать от правил, им разрешена еда животного происхождения. Однако исторически поблажка давалась странникам из-за того, что в дороге было сложно найти пищу. Сегодня же найти постную еду в путешествиях не так сложно. Интимные отношения во время поста — вопрос очень тонкий и личный. Пост предполагает воздержание от супружеской жизни. Но здесь оба партнера должны быть согласны на воздержание.
Если пара не знает, как поступить, то она должна обратиться за помощью к духовному наставнику. Этот контент относится к развлекательному. А как уже было сказано выше, во время поста человек должен думать прежде всего о душе. Однако здесь нет строгого табу на телевизор. Отказываться или нет от просмотра любимого сериала - каждый решает для себя сам. И опять же, в этом вопросе, если есть сомнения, можно посоветоваться с духовником.
Они разрешены в пост?
Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом. Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, — беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая — это не развлечение, а помощь ближнему. Доброе отношение к ближним иногда оборачивается к нам самой неприятной стороной: человекоугодием. На самом деле никакого доброго отношения здесь, как правило, нет — есть собственная слабохарактерность и зависимость от чужого мнения. Именно Великим постом эта страсть обостряется. Чтобы освободиться от греха человекоугодия, можно вспомнить совет, данный старцем Паисием Святогорцем : мы должны скрывать наши личные посты, чтобы не поститься напоказ, но пост общецерковный — это стояние в вере. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали.
Чаще всего люди понимают вежливые объяснения и входят в положение. А еще чаще оказывается, что наши мудреные толкования — надуманы. Подругу в кофейне совсем не смущает наша пустая чашечка эспрессо, соседи будут рады встрече и после службы, а родственница с удовольствием угостит постящегося гостя картошкой с грибами. Наконец, самое главное правило Великого поста — помнить, ради чего существует этот период. Великий пост — время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения. Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдем к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдем во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдем за Ним Крестным путем, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе… Наконец, вместе с мироносицами мы придем к открытому Гробу и вновь, и вновь переживем радость: Его здесь нет. Христос Воскресе! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба.
Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Тот факт, что вы на это решились, уже похвален. Поймите, что ограничения в чем-то — не самоцель поста. Да, мы отказываемся от самого очевидного: еды, суеты и развлечений — от всего, что может нас отвлекать. Но все лишения не имеют смысла без молитвы и покаяния. Перечисленные ограничения важно соблюдать, потому что они действительно работают: помогают сосредоточиться не на первичных потребностях, а на духовных — вынести Бога и Церковь на первое место, а мирские заботы отложить на потом. Эти зависимости, которым мы подвержены ежедневно, развлекают, а не наполняют духовно.
Освободившееся от просмотра телевизора время заполните чтением духовной литературы: прочитайте или перечитайте Евангелие. Ближе к Страстной седмице прочитайте и книгу Иова. Это требует духовных усилий, но начните с малого: если вы не привыкли молиться, попробуйте это делать. Если вы читали молитвы кратко или своими словами, постарайтесь обратиться к церковному правилу. Помимо этого, дважды в день читайте молитву Ефрема Сирина или покаянные тропари. Постарайтесь внести в свое расписание и посещение храма не только по выходным. Во время поста службы особенные, у них своя атмосфера: распевы меняются на великопостные, грустные, перед иконами горят лампады, пространство храма освещено лишь свечами, а прихожане совершают многочисленные поклоны. Я по себе знаю, как трудно по неопытности привыкнуть и выдержать службы, не сорваться и не убежать к многочисленному списку дел. Но я настоятельно рекомендую заходить в храм хотя бы ненадолго — это поможет проникнуться великопостным духом и настроиться на молитву.
Итак, если пост — это не есть средство угождения Богу, тогда - что же это? Пост Пост — это особое состояние в жизни христианина, когда он в той или иной степени ограничивает себя в пище и питии для того, чтобы сконцентрировать все силы своего организма на молитве. Пост нужен тогда, когда христианин ожидает каких-то положительных перемен от Бога, как естественных, так и сверхъестественных. Так как пост часто упоминается, как в Ветхом, так и в Новом Заветах, то правильнее было бы рассмотреть несколько конкретных описаний, чтобы из них сделать выводы. Моисей постился на горе Синай в присутствии Божием на протяжении сорока дней и ночей Исх. В книге Судей Суд. Победа наступила только после усиленной молитвы с постом. Давид молился и постился о младенце, которого родила Вирсавия 2Цар. Перед этим пророк Нафан обличил его в страшном грехе, поэтому Давид, по-видимому, горько раскаивался в своем грехе, который привел к смерти невинного ребенка. В результате такого раскаяния появился 50-й псалом, в котором есть такие слова: "…ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" Пс. Когда Аман, один из вельмож царя Артаксеркса в престольном городе Сузах, замыслил уничтожить всех Иудеев, то они, узнав об этом, возопили к Господу. И "было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль; вретище и пепел служили постелью для многих" Есф. И Господь услышал их молитву и, более того, еще задолго до этой проблемы уже предусмотрел выход из этой сложной ситуации, когда позволил еврейской девушке Есфирь стать царицей. Есфирь также прекрасно сознавала, что без сверхъестественной помощи Божией она и сама, пытаясь помочь Иудеям, рискует не только своим положением, но даже и жизнью, поэтому решила поститься три дня сама со служанками своими, а также попросила, чтобы и все Иудеи в городе Сузах молились и постились, поддерживая ее. И Бог услышал вопль и глас Есфири и Иудеев и чудесным образом избавил народ от гибели. Библейские герои Очень интересен также случай с покаянием языческого города Ниневии от проповеди Ионы Ион.
О том, как правильно делать намерение для поста
Как постимся мы? Не похожи ли и мы на Израильский народ? Мы можем поститься, молиться, ходить в дом Божий. Но, закончив пост, продолжаем жить такой же греховной жизнью, как жили до этого.
И в результате наши проблемы остаются годами не решенными. И мы тоже задаем Богу вопрос: «Почему Ты видишь наши проблемы и не отвечаешь нам? Что такое пост и молитва для меня лично?
Ответим для себя на эти вопросы. Пение гимна «Научи меня, Боже, молиться». ПВ 23.
Пропойте этот гимн, вникая в его смысл. Пост, который избрал Господь Пост и молитва должны совершаться, прежде всего, лично за себя, за свое духовное состояние с тем, чтобы приблизиться к Богу. Вспомните свой путь следования за Богом.
Какие испытания встретились в вашей жизни, как ваше сердце смирялось перед Богом? Какие заповеди вы храните в сердце своем? Наша христианская жизнь неразрывно связана, с окружающим миром, с нашими ближними.
Заповеди и повеления Божии обращены к нам. Пост я молитва нужны для того, чтобы исполнить заповеди Божии, увидеть свое состояние перед Богом, и черпать у Него силы, чтобы побеждать грех, потому что грех имеет природу сатаны. Бог ждал от избранного народа покаяния в том, что их сердце далеко отстояло от Него, они были связаны узами греха и роптали на Бога.
Не будем судить своих неверующих детей, мужей, родственников за то, что они живут греховной жизнью; не станем роптать, как нам трудно жить с ними. Мы судим их неправедным судом, так как сами живем неправедной жизнью, не являемся для них светом, а, напротив, заковываем их в оковы неправды. Скольких родных и близких мы раним своим языком!
Всегда ли просим прощения у них? Сколько людей причиняют нам раны? Всегда ли мы прощаем?
Ярмо непрощения мы вешаем друг на друга. Прощать нелегко. Нелегко просить прощение.
Путь к прощению - это борьба! И мы должны побеждать этот грех, иначе у нас не будет радости, не будет свободы, и мы останемся в узах ярма. Путь к радости и свободе лежит через покаяние, прощение наших обидчиков и смирение перед Богом.
Вот пост, который хочет видеть Бог! Вот молитвы, которые желает Он слышать от нас! Победа над грехом совершается через пост и молитву.
Дуа для сухура ният и ифтара во время поста Дуа для сухура ният и ифтара во время поста Сухур и ифтар являются важными составляющими, предвещающими и завершающими пост, которыми в наше время часто пренебрегают. Хорошо будет, если вы выучите дуа, которые делаются во время утреннего сухура в начале поста и после ифтара. Дуа намерение после сухура В сухуре есть огромная благодать, так как Пророк с.
Причиной тому может быть чрезмерное употребление пищи во время «ифтара» и «сухура», а также малоподвижный образ жизни. Поэтому в таких случаях необходимо соблюдать определенные условия. Пренебрежение завтраком может привести к тому, что уровень сахара в крови понизится. Не рекомендуется есть на завтрак жирную пищу. Перед едой сначала необходимо выпить стакан теплой воды, а пища должна быть легкой. Пост и здоровье сердца Наиболее важное преимущество поста заключается в том, что голодание также полезно для здоровья сердца, то есть у человека улучшается работа сердечно-сосудистой системы. Более того, голодание снижает риск развития инфаркта.
Точнее говоря, голодание снижает уровень гомоцистеина, который является главной причиной сердечного приступа. С другой стороны, пост помогает при сердечной недостаточности, а также уменьшает риск развития сердечно - сосудистых заболеваний за счет снижения артериального давления и улучшения частоты сердечных сокращений. Пост и нормализация давления Ученые утверждают, что голодание снижает артериальное давление, помогает больным с сердечными заболеваниями, а также снижает риск заболевания атеросклерозом. Атеросклероз - это закупоривание кровеносных сосудов частицами жира. Во время и после голодания запасы глюкозы расходуются для выработки энергии. Также снижается уровень метаболизма. Уменьшается количество гормонов, таких как адреналин и нейроадреналин, что приводит к постоянному и ограниченному сжиганию жира. Результат - снижение артериального давления. Помогает ли пост во время Рамазана выведению токсинов? По мнению врачей, пищевые жиры, которые потребляются в течение долгих месяцев, в результате соблюдения поста выводятся из организма.
Речь идёт о пищевых добавках, которые со временем становятся токсичными. Когда человек голодает, его тело не расходует энергию на переваривание пищи, а вместо этого тратит свою энергию на сжигание токсинов, в результате чего происходит регенерация организма, образуются новые клетки. Как голодание влияет на кожу? Соблюдение поста в месяц Рамазан также положительно влияет и на кожу, поскольку в это время тело очищается. В первые дни Рамазана это очищение проявляется в виде пятен на лице. Как только организм адаптируется к новым условиям, эти пятна исчезают, но при условии, что постящийся во время ифтара и до утра будет употреблять достаточное количество воды, так как вода помогает избавиться от этих токсинов. Кроме того, голодание помогает быстрее излечиться от кожных заболеваний.
Если в тридцатую ночь шабана человек произнёс намерение соблюдать пост завтра в случае, если этот день окажется первым днём Рамадана, то этот пост не будет считаться. Если же ему скажут те, кому он доверяет, будь то женщина, нечестивец или ребёнок , что завтра начинается месяц Рамадан, и он будет соблюдать пост, то его пост засчитывается, если это действительно окажется первый день месяца Рамадан, а если окажется, что это последний день месяца шабан, то не считается. Пост человека , который прочитал намерение, если завтра наступит месяц Рамадан, соблюдать обязательный пост, а если это окажется последний день шабана, то соблюдать желательный пост, принимается только как желательный суннат в последний день шабана если онимел привычку поститься в последний день каждого месяца , потому что в основе намерения — остаток шабана. Если этот день окажется первым днём месяца Рамадан, пост его не будет считаться. Если человек в тридцатую ночь Рамадана прочитал намерение поститься завтра и это действительно оказался последний день Рамадана, пост его будет считаться, так как в основе намерения — остаток Рамадана. Порядок, условия и место совершения намерения Место намерения — сердце. Произнесение намерения словами не является условием, это желательное действие сунна. Совместное произнесение помогает укрепить намерение в сердце. Необходимо самому себе напомнить суть намерения — желание на целый день отказаться от действий, нарушающих пост. Произнесение слов намерения без понимания смысла намерением не считается. При намерении соблюдать обязательный пост необходимо указать, какой именно пост соблюдаешь — пост месяца Рамадан, каффарат или обещанный. Существуют разногласия по поводу того, следует ли говорить слово «обязательный» фарз. По достоверным источникам, его можно не произносить. Достаточно будет, если скажем «…соблюдать пост Рамадана», не подчёркивая, что это обязательный пост. Но недостаточно сказать «…соблюдать пост завтра», не уточняя, что это пост месяца Рамадан. Произнесение намерения Необходимо произнести намерение словесно и подтвердить сердцем : «Я намереваюсь соблюдать завтра пост месяца Рамадан ради Аллаха ». С таким вариантом текста намерения согласились все алимы.
Великий пост 2024: что категорически нельзя делать
Пост начинается 27 февраля и длится до 16 апреля. Казалось бы, сладкое вообще нужно исключить на время поста, но это опять издержки рвения новообращённых. Каковы правила питания в Великий пост, как надо молиться, как ходить в храм, что нужно делать, чтобы провести Великий пост с Господом и Его учениками, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты. За время поста мы должны остро почувствовать, что лишены рая и постараться этот рай приобрести. Об обязательности соблюдения поста в месяце Рамазан было сказано в Коране только во второй год переселения в Медину. Вопрос: Что нужно говорить перед сухур?
Рамадан-2024: что нужно и чего нельзя делать во время поста
Сосредоточенно работать над текущими целями и задачами Триллионерный Рамадан. Выстраивать добрые отношения с близкими простить, навестить, сделать приятное. Рассчитать и выплатить годовой закят; передать милостыню, начиная с нуждающихся из числа близких и родных. Читать, например, по 10 страниц богословского перевода смыслов Корана.
В зависимости от вашего распорядка дня следует подобрать конкретный промежуток времени и строго именно его посвящать чтению каждый день. Тем, кому не надо рано вставать на работу или учебу, рекомендую читать по 30-60 минут после утреннего приема пищи сухур и совершения намаза Фаджр. Читать, например, по 10 страниц богословского перевода хадисов высказываний пророка Мухаммада.
Заниматься спортом хотя бы по часу в день, например, пилатесом или йогой. Аэробные и силовые занятия планировать ближе ко времени вечернего приема пищи к ифтару , за два-три часа до него. Начать слышать себя и понять свои истинные желания, а для этого перестать слушать новости по телевидению и читать их в Интернете.
Уделите больше внимания самоанализу, себе и своей жизненной истории — чего достигли и чего намерены достичь в ближайшее время; что вас гложет и постоянно беспокоит, как обрести душевное спокойствие. В этом контексте рекомендую прочитать обе части моей книги «Стань самым умным и самым богатым». Ежедневно совершать молитву Таравих, хотя бы дома, хотя бы 8 ракяатов.
Прочитать хотя бы одну книгу про совершенствование нравственных качеств, например, мою «Мир души». Кстати, в этом году у нас состоится очередной раунд игры «Триллионерный Рамадан» на cel. Подробности на сайте cel.
В этом созидательном забеге мы ставим цели на Рамадан и достигаем их в течение месяца поста. Общение с противоположным полом Если вы недавно приняли Ислам, то должны понимать, что мусульманин мусульманка не может общаться близко и наедине с противоположным полом. Рамадан — отличное время на деле применить мусульманские принципы в этом вопросе: общаться лишь с той с тем , с кем вы намерены создать семью, стать мужем и женой на всю жизнь, и лишь в присутствии других людей, в общественном месте, без объятий и поцелуев.
Спорт в Рамадан Умеренный спорт в дни поста полезен и актуален. Не бойтесь физических нагрузок! В первой половине дня рекомендую ограничиться легкими нагрузками пробежка, растяжка, зарядка, планка, подтягивания и отжимания.
Задача этих легких нагрузок каждые час-два — активизировать кровоток; включив мышцы особенно мышцы ног , разгрузить сердце и содействовать поступлению кислорода в мозг, что придаст ясности мышления и активирует эмоциональное пробуждение. В итоге вы приобретете бодрость и будете поддерживать ее до 14:00. После, например, в рабочий обеденный перерыв найдите возможность вздремнуть хотя бы 20-40 минут.
Это — полная перезагрузка мозга, энергетический заряд на вечер и на следующее утро. Спать днем следует не больше часа. После пробуждения с новыми силами также продолжайте легкие нагрузки каждые час-два.
Но при этом за два-три часа до ифтара вечернего разговения полезно запланировать ежедневную серьезную часовую нагрузку. В итоге ежедневно, а особенно по завершении месяца Рамадан организм будет вам очень и очень благодарен! Можно ли бегать марафон 21 километр во время поста?
Обезвоживание как результат такой нагрузки может серьезно навредить вашему здоровью. Особенно сердечно-сосудистой системе. Грехи в Рамадан Следует помнить, что месяц поста — это воспитание души и тела, а потому его следует наполнить самодисциплиной, воспитанностью, добротой и благонравием.
Следует воздержаться от очевидных грехов, в первой десятке среди которых — грехи языка ругать, сплетни, наговоры, ложь. А потому — больше молчать. Если говорите, то лишь благое [26].
Рамадан — очень благоприятный период для роста и взросления личности. Важные периоды в месяц Рамадан. Во время поста можно выделить важные события и периоды.
Например: 1. Первые три-четыре дня организм привыкает к новому режиму питания и сна. Каждый день во время предрассветного приема пищи сухур и сразу после него вместе с намерением на пост молить Всевышнего о конкретном в земной перспективе и вечной.
Последние десять вечеров стараться совершать Таравих именно в мечети. В ночное время уделить внимание молитве и чтению того, что усиливает вашу целеустремленность и обязательность, самодисциплину и набожность. Ночь могущества Ляйлятуль-кадр.
Смотрите подробнее здесь. Ночь перед праздничной молитвой. Все организовать так, чтобы непременно посетить праздничную молитву в мечети.
Это касается мужчин. А женщинам следует поспособствовать созданию дома настроения праздника для всей семьи и близких, а также соседей. Праздничная молитва.
Она не обязательна, но в этот день мечети и улицы вокруг них переполняются верующими, собравшимися поблагодарить Бога за прошедший месяц поста. И так во всем мире. Около миллиарда людей разных культур, взглядов и возрастов.
Сильное и укрепляющее веру зрелище. Садака в Рамадан. Важно выделить особый тип садаки.
Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности. Обычно верующие передают свой закятуль-фитр в местные мечети [27].
Подробнее смотрите здесь. Я не смог выдержать пост весь день, прервал. Если вынужденно прервали, постарайтесь не нарушать график приема пищи и сна.
Прервали — пейте просто воду до ифтара вечернего разговения. Сразу после завершения месяца поста и праздничного дня восполните пропущенное. У меня остались вопросы про пост.
У нас на сайте есть целый проект про пост с подробными пояснениями, с цитированием аятов из богословского перевода Корана, хадисов высказываний пророка Мухаммада и со ссылками на труды авторитетных мусульманских ученых прошлого. Смотрите здесь. Смотрите подборку видео здесь.
Тематическую подборку аудио слушайте здесь. Читайте богословский перевод Корана здесь. А еще подпишитесь на наш телеграм , фейсбук и вконтакте , ютуб , чтобы весь месяц получать важный контент по посту и не только.
Подписывайтесь на umma. Это — здоровье [сохранение его и развитие] и свободное время [которое люди в основном не заполняют чем-то полезным, будь то в земной перспективе либо в вечной]». Сахих аль-бухари.
Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. Сунан [Свод хадисов].
Похожий хадис есть от Хафсы в св. Абу Дауда. Данный хадис касается всех трех упомянутых пунктов.
Подробнее см. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Нейль аль-автар [Достижение целей].
Достоверно известно, что пророк Мухаммад пользовался мисваком во время поста. Ахмада, Абу Дауда и ат-Тирмизи. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи].
Бейрут: Ибн Хазм, 2002. Нейль аль-автар.
Не ешь ты мясо, но поядаешь брата. Воздерживаешься от вина; но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера; но тратишь день в судебных местах». Пост не должен пройти впустую, то есть мы должны не просто пройти это время, но принести плод, достойный покаяния, переплыть это море, как корабль торговца полный товаром, а не порожняком.
Пост для того и дан, чтобы мы приблизились к Богу молитвами, чтением житий святых и их творений, воздержанием от всякого зла, от зрелищ, от пустословия и праздности. Мы тоскуем по той радости, чистоте, которая была когда-то у нас, которую мы потеряли и растратили, как блудный сын различным грехом: лукавством, жадностью, ненавистью, злорадством, блудом, завистью… «Потщимся же паки слезами восприяти, яже погубих» канон в неделю Сыропустную. Пост — орудие духовной борьбы. Это путь домой к нашему Богу и Отцу. Вы говорите о музыке, фильмах. Лучше от этого воздержаться, имея в виду ту цель, ради которой мы постимся.
Слова апостола Павла «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Вот, к примеру, преподобный Герасим, иже на Иордане, в Великий пост ничего не вкушал, только по воскресеньям причащался с братией в церкви. А всю неделю проводил в уединенной молитве к Богу. Мы же хоть в малой части да будем таковым святым подражать. Они никого из людей не видели, а нам бы отстать от просмотра телевидения и интернета, соц. Пусть наш ум, наше внимание тоже попостятся, душа истрезвится от непрерывных суетных, а то и греховных впечатлений.
Мы окружены постоянным шумом информационным, музыкальным и т. Порой с болью смотришь на современного человека: он постоянно окружен шумом, суетой, так называемой музыкой. Даже на природу человек приезжает и не может побыть в тишине, наедине с природой. Громыхает музыка, которая заглушает работу души, размышления, тихое созерцание красоты Божьего мира. Молчание же научает нас ответственно относиться к произносимым словам, уметь слушать и слышать других. Вот, что пишет авва Исаия: «Ни в одном труде не будь нерадив.
Потому что труд, страдания и молчание рождают смирение». Сегодня очень у многих людей работа так или иначе связана с интернетом. Нужно избегать развлечений не говоря уж об игрушках. А вот душеполезные материалы — поучения святых отцов, проповеди, аскетические, исторические и апологетические материалы, информацию о жизни Церкви — вовсе не возбраняется изучать в это время. Но в любом случае надо помнить, что предпочтительнее молитвы нет ничего. Возьмем на себя хоть малый, но постоянный подвиг: дополнительные молитвы, обязательное чтение святого писания и святых отцов определить, что и сколько , милостыня помня слова Спасителя: «Милости хощу, а не жертвы» Мф.
Все это мы делаем, чтобы стяжать духовный плод: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание Гал. Хорошо бы определить свою страсть, которая наиболее борет человека. И начать с ней бороться, например, с гневом, с блудными помыслами, тщеславием. Да и просто трудиться, заниматься воспитанием детей и прочими семейными обязанностями. Тогда не будет времени на пустое времяпрепровождение. Итак, в эти наступившие дни углубимся в себя, сосредоточимся на духовном делании.
Надо как бы вырвать эти дни из обычного хода жизни и отдать десятину времени Богу. Иерей Иоанн Севастьянов: Мне очень понравился рассказ наших батюшек, которые ездили к христианам в Уганду. В этой беднейшей стране христиане постятся так: во время поста они кушают помидоры без соли, а на Пасху разговляются помидорами с солью. Вот это прекрасная иллюстрация правильного понимания поста. Мне кажется, что главный принцип поста — это воздержание от того, что тебе привычно.
Пост не гарантирует нам то, что мы обязательно получим ясное руководство от Бога. Однако, если мы будем правильно его практиковать, он сделает нас более и более восприимчивыми к Тому, Кто любит вести и направлять нас. Для того, чтобы выразить свою печаль и горе Первые три из четырех ссылок на Писание о посте связаны с выражением горя. Как говорится в Книге Судей 20:26, одной из причин, почему израильтяне плакали и постились перед Господом, было не только то, что они искали Его руководства, но через это они также выражали свою скорбь за сорок тысяч братьев, погибших во время битвы. Когда царь Саул был убит в битве с филистимлянами, мужи Иависа Галаадского шли целую ночь, чтобы отобрать тело царя и его сыновей. В Первой книге Царств 31:13 говорится, что после погребения они, скорбя о погибших, постились семь дней. В следующей главе говорится о реакции Давида и его людей на эти новости: Тогда схватил Давид одежды свои, и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним. И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и о доме Израилевом, что пали они от меча Вторая книга Царств 1:11-12 Пост может также быть средством выражения скорби и огорчения за грехи других людей, например, за грехи людей в вашей церкви или в вашей стране. Когда царь Саул в своей неправедной ревности хотел убить Давида, то сын Саула Ионафан сделал следующее: И встал Ионафан из-за стола в великом гневе, и не обедал во второй день новомесячия, потому что скорбел о Давиде и потому что обидел его отец его. Первая книга Царств 20:34 4. Для поиска освобождения или защиты Одним из наиболее распространённых видов поста в библейские времена был пост с целью искать спасение от врагов или обстоятельств. Самый известный совместный пост, описанный в Писании, был пост, о котором говорится в 4 главе книги Есфирь. Этот пост был назначен царицей Есфирью как часть её прошения Богу о Его защите от ярости царя. Она планировала войти в царский двор царя Артаксеркса, не получив на это приглашения, для того чтобы просить его защитить евреев и спасти их от массового уничтожения. Она сказала своему дяде по имени Мардохей: Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну. Есфирь 4:16 В качестве нашей защиты против гонений за нашу веру со стороны нашей семьи, коллег по учёбе и работе, соседей мы должны употреблять не плотские усилия, а пост. Обычно мы попадаем в искушение отвечать злом за зло, давать сдачу в гневе, в оскорблении, отвечать обвинением на обвинение или даже обращаться в юридические инстанции. Но вместо того чтобы прибегать к политическим махинациям, сплетням и подражанию мирским приемам, которыми пользуются наши враги, мы должны обращаться к Богу в посте, прося у Него защиты и освобождения. Для выражения покаяния и возвращения к Богу Пост этого рода очень похож на пост, при котором выражается скорбь и печаль по поводу содеянных грехов. Но как покаяние является изменением мышления, приводящим к изменению поступков, так и пост может выражать нечто большее, чем печаль о содеянных грехах. Пост также может быть знамением того, что человек обязуется быть послушным Богу и идти по новому направлению. Израильтяне выразили свое покаяние через пост в Первой книге Царств:... Первая книга Царств 7:6 В Книге пророка Иоиля Господь конкретным образом повелел Своему народу ознаменовать постом свое покаяние и возвращение к Нему: Но и ныне ещё говорит Господь: «Обратись ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании». Иоиль 2:12 Пост не только может выражать покаяние, а наоборот, без покаяния пост может быть просто напрасным. Как и в случае со всеми духовными дисциплинами, пост может превратиться всего лишь в «мёртвое дело», если мы упорно продолжаем ожесточать свое сердце на Божий призыв покончить с определёнными грехами в нашей жизни. Мы никогда не должны окунаться в духовные дисциплины с целью заглушить Божий голос, конкретно говорящий нам об оставлении тех или иных грехов. Чтобы смирять себя перед Богом Когда пост производится по правильным мотивам, он может быть физическим выражением смирения перед Богом, так же как и преклонение колен и поднятие рук в молитве может отражать смирение перед Ним. И так как есть времена, когда вы ощущаете нужду выразить смирение перед Господом, молясь на коленях или упав на лицо, так же существуют и времена, когда вы желаете выразить своё смирение в деятельности всякого рода на протяжении дня через пост. Многие из тех, кто привыкли выражать смирение в молитве через преклонение колен, могут спросить, зачем нам нужно выражать смирение, постясь целый день. В ответ на этот вопрос Жан Кальвин также ответил вопросом: А почему бы и нет? Ибо если он пост является святым упражнением как для смирения человеков, так и для исповедания этого смирения, то почему наша нужда должна быть в нем меньше, чем нужда древних?...
При этом не следует доводить до изнурения. Как поститься больным людям? Когда нет здоровья, то благодушие во время болезни и терпение заменяют пост. Поэтому больным разрешается употреблять пищу, которая требуется в связи с их заболеванием, хотя она и не постная. Но на ослабление поста надо спрашивать благословение священника. С какого возраста следует поститься детям? Определенного правила нет. Когда приучать к посту и какова мера детского поста, нужно решать индивидуально со священником. В христианской семье этот вопрос иногда решается просто: постятся родители — постятся и дети, и если здоровы — с самого раннего возраста. Какие бывают однодневные посты и как в них поститься? Однодневные посты бывают в среду в этот день вспоминается предательство Иуды и пятницу день, когда распяли Господа Иисуса Христа каждой недели. В эти дни не употребляют мясную, молочную пищу и яйца, а рыбу употребляют в период от Пасхи до Троицы. Посты делятся на нестрогие воздержание от всех видов мясной, молочной пищи и яиц и строгие воздержание от всех видов мясной, молочной пищи, яиц, рыбы и елея. Надо ли соблюдать пост в среду и пятницу, если на эти дни приходится какой-либо праздник, например, Крещение Господне? Если на среду или пятницу приходятся двунадесятые праздники: Рождество Христово и Крещение Господне, то пост отменяется. Как поститься в Великий пост и для чего он установлен? Великий пост установлен для подготовки к Пасхе — главному христианскому празднику, в память о сорокадневном пребывании Господа Иисуса Христа в постном подвиге в пустыне, а следующая сразу за Великим постом Страстная Седмица посвящается последним днем земной жизни, страданиям, смерти и погребению Господа Иисуса Христа. Во время Великого поста из употребления исключают мясную, молочную пищу, яйца. Рыба разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он приходится не на Страстную Седмицу, и в Вербное воскресение. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. Как поститься в Петров пост и для чего он установлен? Петров пост установлен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла и в воспоминание того, что после сошествия на них Святого Духа святые апостолы разошлись из Иерусалима по всем странам, постоянно пребывая в подвиге поста и молитвы. Петров пост менее строг, чем Великий. Во время Петрова поста исключается мясная, молочная пища, яйца.
Поститься нужно для определённой цели
Во-первых, необходимо заранее понимать, что пост — это тяжело, особенно в первое время. – Вы сказали, что нужно стараться брать отпуск вне поста. Ветхий Завет часто говорит о посте, соблюдавшемся отдельными людьми или всем народом Израиля, но слово цум в пяти книгах Моисея не употреблялся. Во время поста верующие исключают из своего рациона мясные и молочные продукты. Вы должны сказать, является ли это намерение обычным соблюдением предписаний поста или восполнением поста, пропущенного ранее.
О том, как правильно делать намерение для поста
Ты не знаешь особенностей работы его организма кстати, в семинариях часто студентам дают молочные продукты. Съел сосиску и на следующий день пошел причащаться, тогда как ты начал евхаристический пост еще до Всенощного бдения? Это дело его и допустившего его к таинству священника. В наше время существует такой персонаж, как мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей. И тут уже возникает другая тенденция: он не ест растительного масла — а зато я дома кладу сто земных поклонов перед сном! Он не употребляет никакого алкоголя — а зато я каюсь каждые выходные! Поэтому хочется повторить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку! Как бы ни набила оскомину эта простейшая истина, Великий пост только в наименьшей степени — изменение режима питания. Вегетарианцы никогда животной пищи не едят — к Богу их это ни приближает, ни удаляет, в точности в соответствии со словами апостола. Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим», — идеально подходит к великопостному периоду, когда чтению Библии — слова Божьего — уделяется особенное внимание.
За Великий пост принято прочитывать целиком Евангелие. Также в этот период в храмах ежедневно читается Ветхий Завет. Небесполезно будет почитать Святых Отцов — «Лествицу», Избранное Добротолюбие, толкования на Евангелие… Хорошо бы сочетать уменьшение интереса к содержимому чужих тарелок с увеличением внимания к ближним в целом. Сосредоточение на собственном духовном состоянии не должно превращаться в равнодушие к окружающим. Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним. Святитель Иоанн Златоуст призывал тратить сэкономленные на постной трапезе средства на помощь бедным. Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом. Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, — беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая — это не развлечение, а помощь ближнему.
Доброе отношение к ближним иногда оборачивается к нам самой неприятной стороной: человекоугодием. На самом деле никакого доброго отношения здесь, как правило, нет — есть собственная слабохарактерность и зависимость от чужого мнения.
Фагфирли йа гаффару ма каддамту ва ма аххарту». Прости мне прошедшие и последующие прегрешения, о Всепрощающий!
После молитвы можно поесть. Время когда нужно поститься Люди, которые первый раз в жизни решили поститься, не знают где и как смотреть время держать уразу, во сколько закрывать утром, во сколько можно кушать, сколько дней держать, можно ли держать уразу в пятницу. Для точного определения времени можно воспользоваться временами намаза конкретного населенного пункта. Обычно в них указывается время завершения сухура утром, а время разговения закат солнца совпадает с временем намаза Магриб ахшам.
А также в интернете можно найти времена восхода и заката солнца для определенного города. Сухур заканчивается за два часа до восхода солнца, а ифтар разговение сразу после заката. Пост следует держать в течение всего месяца Рамадан, по пятницам тоже. Неправильно поститься только по три дня в начале в конце или в середине, как говорят некоторые незнающие люди, а необходимо держать уразу именно на протяжении всего месяца.
Можно ли держать уразу не делая намаз Многие задаются вопросом — можно ли держать только уразу без совершения намаза? Не только можно, а нужно. Как и совершение намаза, пост является обязанностью мусульман перед Всевышним. Намаз является отдельным столпом Ислама, а Ураза отдельным.
Поэтому за несоблюдение намаза человеку будет засчитан отдельный грех, а за несоблюдение поста — отдельный. Следовательно, если соблюдать лишь пост, а намаз не совершать, то за оставление намаза будет засчитан грех, но пост считается действительным.
Дуа для сухура ният и ифтара во время поста Дуа для сухура ният и ифтара во время поста Сухур и ифтар являются важными составляющими, предвещающими и завершающими пост, которыми в наше время часто пренебрегают. Хорошо будет, если вы выучите дуа, которые делаются во время утреннего сухура в начале поста и после ифтара. Дуа намерение после сухура В сухуре есть огромная благодать, так как Пророк с.
Даже дар испытаний, даже трудностей, которые есть в жизни, потому что они закаляют подлинно крепкую душу.
Помните, у Пушкина: «Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат»? Так вот, благодарение — за все, а прежде всего — за то, что вечное, непостижимое, безмерное вошло в нашу жизнь. И наоборот: в отчаянных обстоятельствах, в болезнях, в трудностях, в испытаниях — вот тут-то, когда гром грянул, мужик и перекрестится. Значит, нас только нужда, как оказывается, побуждает к молитве. Значит, если бы у нас было все благополучно, если бы Господь дал нам все дары, о которых обычно мечтают люди: здоровье, успех, благополучие в семейной жизни, в работе — мы, может быть, тогда и молиться бы не стали? Мы бы, поблагодарив Его холодно, рассеянно, быстро бы забыли об этом?
Да, так бывает, и все мы знаем это по своему горькому опыту. Так бывает… Но вот в псалме 26-м, который часто повторяем — «Господь просвещение и Спаситель мой: кого убоюсь я? Вот самое главное — возлюбить Господа Бога всем сердцем своим, всем помышлением своим, всею крепостию своею. Значит, «взыщите не только даров Моих, которые Я даю вам, а взыщите Самого Меня». Любовь ко Христу есть основа нашей духовной жизни. Если этого не будет, мы будем, как язычники, которые приходят получить у своих богов то, что им сегодня нужно.
Наша молитва должна очиститься от корысти. То, что мы просим, как дитя просит у матери, — так и нужно делать, но ведь дитя любит свою мать. Оно же не только тянется к руке, которая дает подарок или что-нибудь нужное. Дитя тянется к самой матери, потому что она любит его и потому что у него есть любовь к той, которая его родила и носила на руках. И наша молитва должна быть именно такой! Не только дающую руку Господню видеть и тянуться к ней, но и Самого Господа видеть, Который всегда должен быть перед нами, — как бы распятый перед нашим лицом.
Прошение О внутренней тишине Второе воскресенье Великого поста Церковь посвящает памяти святителя Григория Паламы , покровителя христианских молчальников и молитвенников, которых называли в старину безмолвниками, подвижниками. Они старались сохранять тишину в сердце, скрываясь в далеких обителях на горе Афон, отрезанные от всего мира морем, скалами. В пещерах, где они жили, многие живут и до сих пор. Почему же именно этого святого, покровителя молчальников, мы прославляем во дни Великого поста? Потому, что именно в это время нам важно узнать и напомнить себе о молчании и безмолвии. Какова наша жизнь?
Она проходит в бесконечном шуме и суете. Весь быт современного человека сопровождается массой звуков окружающей жизни. Человек, особенно живущий в городе, постоянно слышит шум: ревут автомобили, идут толпы… Врачи говорят, что это разрушает здоровье. Но мы с вами будем говорить о другом. Это прежде всего рассеивает наше душевное сосредоточение. Многие из нас, оказавшись на мгновение в тишине, уже чувствуют себя неловко и неспокойно: мы уже отвыкли от тишины, и вместе мы не можем спокойно помолчать.
А сколько лишних слов!.. И вся эта сумятица и суета, пожирающая нашу жизнь, не дает человеку обратиться к себе, вспомнить самое главное. И это продолжается до последнего нашего издыхания… Иногда, когда болезнь жестко остановит наш бег, прикует к постели и мы вдруг окажемся оторванными от всеобщего бега, нам удается побыть наедине с собой. В такие минуты мы начинаем думать: «А для чего же мы жили? Куда бежали, чего ради торопились? Если вы хотите его услышать, постарайтесь вырвать из суток хотя бы несколько мгновений.
Для этого нам Церковь дает правило: несколько минут почитать молитвы, прийти в себя и подумать, каков был мой прошедший день, каков будет мой следующий день. Это важно, так важно… Кто хочет узнать волю Божию, ищите тишины. Кто хочет собрать свои мысли и чувства, ищите тишины, потому что наши мысли и чувства разбегаются, не подчиняются нам. Мы живем всегда в рассеянности, но истинная духовная жизнь человека происходит только в собранности, внутреннем уединении. Надо собрать свои мысли и чувства в тихий очаг в глубине сердца, чтобы там наступило молчание, в котором Бог произносит Свое слово, обращенное к тебе. Если мы не будем заставлять, принуждать себя к молчанию, если мы останемся подвластными житейскому шуму, бесконечному бегу, то у нас вся жизнь пройдет на поверхности, без глубины, без духовности, без настоящей встречи с Господом.
Вот для чего нам сегодня напоминают о молчальниках, вот почему сегодня Церковь призывает нас бороться с пустословием, празднословием, напрасной болтовней, употреблением дара языка во зло себе. Вот об этом мы молимся, мы просим Господа, а Он ждет от нас, чтобы и мы поучаствовали, чтобы захотели этого, чтобы мы получили дар Божий — молчание в тишине Его благословения. О ниспослании Святого Духа «Восстань, спящий, и воскресни из мертвых, и воскресит тебя Христос! Так пели христиане с первых дней существования Церкви. Этот призыв обращен и к нам, потому что душа наша спит глубоким тяжким сном: сном лености, косности, греха. И говорит нам Церковь: «Да воскресит тебя Христос!
Великий пост есть то самое время, когда нужно услышать это слово, проснуться наконец. Может быть, целый год мы спали — день за днем идут так быстро, и мы не замечаем проходящего времени. Почему не замечаем? Потому что дремлем, плывем по течению, потому что мы ослабели. Но Церковь говорит нам: «Восстань, спящий, и воскресни из мертвых! Бывает, идешь по полю, видишь — стоит человек и машет руками.
Подходишь ближе — а это, оказывается, пугало: его поставили, чтобы отгонять птиц от посева. Мертвая вещь — шапка, рубаха и палка. Вот и наша душа, кажется, вроде живет, а присмотришься поближе — жизни нет: ни мыслей ясных, ни веры живой, ни чувств добрых — все оцепенело, все покрылось льдом. Чудесно, что Великий пост совпадает со временем весны, когда как бы мертвые деревья начинают оживать, земля, покрытая снегом, вот-вот откроется, и слово Церкви звучит нам: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и воскресит тебя Христос». И вот тут-то мы постигаем самое главное о вере нашей. Я спросил как-то одну женщину: «Ты верующая?
Так разве в этом наша вера? Конечно, надо поминать усопших. Но ведь их поминают и язычники, и даже совсем неверующие люди. Когда наступает воскресный или субботний день, часто на кладбище приходят толпы. Но все ли они пришли туда помолиться? Значит, не это главное в нашей вере.
А что же главное? У кого спросить? Кто даст нам ответ? А ответ ясный, единственный, исходящий из уст Христовых, другого ответа нет, все остальное — ложь, человеческие заблуждения, человеческие предания. Что же говорит нам Господь? В чем суть веры нашей, которая может нас поднять, пробудить и воскресить?
Когда книжник по имени Никодим захотел узнать, в чем суть веры Христовой, он пришел к Самому Господу.
Что можно и что нельзя делать в месяц Рамадан: правила и молитвы
Существуют хадисы, в которых сказано, что пост человека, который не выразил намерение на пост в ночное время, не является действительным. Все освобождённые от поста по пяти вышеперечисленным пунктам должны восполнить пропущенный пост, как только будут соответствовать критериям возможного участия в посту. Однако во время чистки зубов надо быть предельно осторожным, чтобы не проглотить ни воду, ни пасту, иначе пост нарушается. Пост – не диета! Надо сказать, что аскеза в виде ограничений в еде свойственна не только православной церкви, но и другим христианским конфессиям, а также исламу, буддизму, иудаизму, синтаизму и является очень древней традицией. Во-первых, необходимо заранее понимать, что пост — это тяжело, особенно в первое время. Во время поста нужно много молиться, восхвалять Всевышнего и читать Коран, раздавать милостыню и помогать нуждающимся.
Первый в жизни Великий пост
«Когда постишься, время пролетает быстро»: хазрат о том, как правильно держать уразу | Желательных действий во время поста много, среди них. |
Рамадан-2024: что нужно и чего нельзя делать во время поста | Во время поста человек пытается полностью отдаться поклонению Всевышнему. |
Великий пост. Что важнее — аскеза или молитва? | Вопрос: Что нужно говорить перед сухур? |
Мирской пост. Для кого нужны послабления в посту? – статьи от Елицы Записки | Поэтому во время поста надо навести порядок в своей душе, восстановить правильную иерархию жизненных ценностей, во главе которой должен стоять Царь и Господь Иисус Христос, и когда Бог будет во главе нашей жизни, тогда всё остальное. |
Можно ли в месяц Рамадан заниматься любовью и целоваться | Время великого поста – время обновления, очищения и, самое главное, время подготовки к принятию Божественной исцеляющей Благодати. |
Важные аспекты
- Великий пост в 2024: даты, суть, что можно и нельзя, молитвы - Российская газета
- Дуа после разговения (ифтара)
- Почему Рамазан считается благословенным?
- Рамазан — 2024: правила восполнения пропущенных дней во время поста
- Поститься нужно для определённой цели
- Традиции и обряды
Поститься нужно для определённой цели
Пение гимна «Научи меня, Боже, молиться». ПВ 23. Пропойте этот гимн, вникая в его смысл. Пост, который избрал Господь Пост и молитва должны совершаться, прежде всего, лично за себя, за свое духовное состояние с тем, чтобы приблизиться к Богу. Вспомните свой путь следования за Богом. Какие испытания встретились в вашей жизни, как ваше сердце смирялось перед Богом? Какие заповеди вы храните в сердце своем? Наша христианская жизнь неразрывно связана, с окружающим миром, с нашими ближними. Заповеди и повеления Божии обращены к нам. Пост я молитва нужны для того, чтобы исполнить заповеди Божии, увидеть свое состояние перед Богом, и черпать у Него силы, чтобы побеждать грех, потому что грех имеет природу сатаны. Бог ждал от избранного народа покаяния в том, что их сердце далеко отстояло от Него, они были связаны узами греха и роптали на Бога.
Не будем судить своих неверующих детей, мужей, родственников за то, что они живут греховной жизнью; не станем роптать, как нам трудно жить с ними. Мы судим их неправедным судом, так как сами живем неправедной жизнью, не являемся для них светом, а, напротив, заковываем их в оковы неправды. Скольких родных и близких мы раним своим языком! Всегда ли просим прощения у них? Сколько людей причиняют нам раны? Всегда ли мы прощаем? Ярмо непрощения мы вешаем друг на друга. Прощать нелегко. Нелегко просить прощение. Путь к прощению - это борьба!
И мы должны побеждать этот грех, иначе у нас не будет радости, не будет свободы, и мы останемся в узах ярма. Путь к радости и свободе лежит через покаяние, прощение наших обидчиков и смирение перед Богом. Вот пост, который хочет видеть Бог! Вот молитвы, которые желает Он слышать от нас! Победа над грехом совершается через пост и молитву. И если мы вступим на этот путь, то Бог дарует нам силу противостать всем козням дьявола. Христос будет виден в нас и прославлен через нас. Исцеление наше скоро придет. Мы будем возрастать духовно, и к нам возвратится физическое здоровье. Божие благословение будет сопровождать нас и наши семьи.
Программа молитвы и поста С чего начать пост и молитву? Начните с чтения Слова Божия и молитвы за 2-3 дня до проведения поста, чтобы Господь помог вам избрать свободный от работы и от житейских забот день. Просите Бога подготовить вас к посту.
Если человек, впавший в куфр, покается до рассвета, ему необходимо намерение обновить. Намерение, произнесённое ночью, во время близости с женой, тоже достаточно для поста. Если намерение произнесено после рассвета, пост не засчитывается.
В хадисе сказано: «Пост не совершившего намерение ночью, до рассвета, не будет приниматься». Пост человека, совершившего намерение, сомневаясь, наступил рассвет или нет, не засчитывается, так как в его намерении было сомнение. А если он уже после намерения засомневается, был рассвет или нет, то его пост будет считаться, так как в основе его сомнения — наступление рассвета. Если после наступления рассвета человек засомневается в том, что он произнёс намерение до рассвета, то пост этого человека не засчитывается, так как в основе сомнения — не произнесение намерения вовремя. Но если он вспомнит о том, что произнёс намерение ночью или до наступления рассвета, пост его будет считаться соблюдённым. Если после разговения т.
Если в тридцатую ночь шабана человек произнёс намерение соблюдать пост завтра в случае, если этот день окажется первым днём Рамадана, то этот пост не будет считаться. Если же ему скажут те, кому он доверяет, будь то женщина, нечестивец или ребёнок, что завтра начинается месяц Рамадан, и он будет соблюдать пост, то его пост засчитывается, если это действительно окажется первый день месяца Рамадан, а если окажется, что это последний день месяца шабан, то не считается.
Вот снова запели всеми нами любимое песнопение, которое начинается словами: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — приближается время Великого поста. Как после долгой дороги путник чувствует близость воды, ощущает свежесть реки, так и мы с вами приближаемся к великому очистительному времени. И каждый пост мы должны встречать так, как будто он последний в нашей жизни. Но что же может сделать человек?
Какие усилия воли, какие старания могут избавить нас от греховности? Мы с вами уже не дети и хорошо понимаем, что они чаще всего бывают бесполезны. Мы обычно возвращаемся все к тем же мелким, нудным, повседневным грехам, и все так же нас пожирают раздражительность, уныние, мрачность, зависть, суетность, озлобленность. Кто же нас выведет из тупика, вытащит из болота, в котором душа наша погрязает и погибает? Нет у нас иной помощи и иного спасения, кроме Господа Иисуса Христа, кроме Его любви — второй любви. Потому что первая нас создала, первая дала нам жизнь и мир; а вторая любовь Его, видя, что мы не способны этими дарами воспользоваться, что мы все доброе обращаем во зло и живем во зле, вторая Его любовь нам протягивает руку и говорит: «Встань, спящий, пробудись, пробудись!
Я, Господь, к тебе пришел. Я умер, хотя бессмертен, Я все испытал твое, кроме греха, чтобы быть с тобой рядом и тебя очистить и оживотворить. Вот перед твоими глазами Мой Крест, на котором Я принимаю твои страдания и твои грехи, чтобы ты очистился Моею благодатью». Кто верует Христу — тот спасен, кто призывает имя Иисусово — тот спасен, кто идет за Господом — тот спасен. Но для этого надо пойти за Ним, а для того, чтобы пойти, надо увидеть, что мы недостойны, что мы не можем сами себя спасти — а для этого надо постичь покаяние, то есть увидеть себя правдиво и честно. Поэтому мы молимся этой молитвой — «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — ибо мы уже привыкли ко всему, и двери покаяния для нас закрыты.
Нам кажется, что мы живем обычно, как и все, иногда, подобно фарисею из притчи [см. Об иисусовой молитве Между Творцом и тварью лежит бездна — как между абсолютным и условным; ее нельзя перепрыгнуть ни логически, ни бытийственно. Но есть мост, который перекинут над этой бездной. И почувствовал этот мост Павел. Потому что он увидел Христа и внутренне с Ним соединился, бесконечной любовью был к Нему прикован — так, что ему казалось, что он носит раны Христовы на себе, что он с Ним вместе на кресте умирал и с Ним воскрес. Он так и говорит: «Уже не я живу, но живет во мне Христос… Вместе с Ним я умер и вместе с Ним я восстаю к жизни» [см.
Если с Богом нельзя слиться, то с Богочеловеком можно, ибо Он принадлежит одновременно двум мирам: нашему и запредельному. И на этом построен весь путь христианских мистиков, от Павла до сегодняшнего дня. Путь к Отцу — только через Сына. Я есть дверь, врата в небо. Повторяя различные молитвы, христианские подвижники могут быть уподоблены восточным, индийским, которые повторяют разные мантры. Здесь есть сходство и параллель.
Но одна из главных молитв христианского подвижничества называется «Иисусовой молитвой», где повторяется постоянно имя Родившегося, Жившего на земле, Распятого и Воскресшего. И вот эта христоцентричность главной христианской молитвы радикально отличает ее от всех остальных медитаций и мантр, потому что здесь происходит встреча: не просто концентрация мысли, не просто сосредоточение, не просто погружение в некий океан или бездну-духовность, а встреча личности с Иисусом Христом, Который стоит над миром и в мире. Мне вспоминается стихотворение в прозе, написанное Тургеневым, — когда он стоял в деревенском храме и вдруг почувствовал, что Христос стоит рядом. Повернувшись, он увидел обычного человека. И потом, когда отвернулся, он опять почувствовал, что Он здесь. Это правда, оно так и есть.
И Церковь Христова потому и существует и развивается, что Он стоит внутри нее. Все мы отпали от Бога, все мы пошли своими путями. Все мы находимся в непослушании, в самовольном блуждании, и все мы стоим перед Лицом Божественного милосердия. Как бы ни был грешен и слаб человек, если он захочет изменить свою жизнь, Господь пошлет ему для этого силы. Наша подготовка — в наших руках. Господь Иисус говорит: «Если вы хотите, чтобы вас простил Отец Небесный, то и вы должны прощать тем, кто виноват перед вами» [ср.
В самом деле, как это понятно, как это просто и логично! Можем ли мы говорить: «Господи, забудь, изгладь, вычеркни», когда у нас в сердце сидит злоба, оберегается и охраняется злопамятство? Нет, конечно. Поэтому сегодня Церковь призывает нас к прощению. Мы не можем жить друг с другом без прощения, ибо каждый человек всегда виноват перед другими: муж перед женой, дети перед родителями, родители перед детьми, соседи перед соседями. Мы люди, живые люди, и если бы не умели прощать друг друга, то весь мир превратился бы в ад, хаос злобы.
И давайте начнем сегодня. Давайте вспомним все то злое, что есть в нашей жизни, и оставим это за порогом Великого поста. Я, конечно, знаю, что это трудно, но ведь это дело Божие, это призыв Христов, ради этого стоит поступиться собой. И научи меня каяться, научи меня видеть свои грехи, и не оставь меня тогда, когда я в отчаянии увижу, как велик их сонм, как велика их сила, как неодолима сила греха. Чтобы в тот момент, когда я скажу себе, что нет мне спасения, нет мне прощения, нет мне исцеления, — я узнал, что оно есть. Оно есть и даруется нам Духом Христовым, Христом Спасителем, невидимо присутствующим здесь, живущим среди нас, пришедшим в этот мир, чтобы ни один человек не погиб, но имел жизнь вечную [см.
Ефрема Сирина Каждый день Великого поста, кроме субботы и воскресенья, читается молитва: «Господи и Владыко живота моего». Молитва эта написана, по преданию, в IV веке в Сирии подвижником Мар-Афремом, или, как мы привыкли его называть, Ефремом Сирином — сирианином. Это был монах, поэт, богослов, один из славных сынов сирийской Церкви, вошедший в мировую литературу как знаменитый писатель. Слова молитвы, довольно точно переданные стихами Александра Сергеевича [Пушкина], в переводе с сирийского звучат так на церковно-славянском: «Господи и Владыко живота моего», то есть: Властелин моей жизни, Тот, Кто дал мне жизнь, Тот, Кто является центром и средоточием моей жизни. Невинная вроде вещь — леность, но она порождает очень много темного, черного. Это есть у каждого; не думайте, что такие вещи, как культ личности, — это только в политике: это может быть и в семье, и в любом малом сообществе.
Каждый человек несет в себе зерна вот этих стремлений: подавить волю другого, задушить ее, подчинить себе. Когда дети болтают, они учатся общению, они упражняют свой язык; но когда этим «детям» уже больше двадцати, а иногда — больше сорока… Это значит: быть беспощадным к своей жизни. Подумайте давайте будем честными перед собой : сколько нам осталось жить всем? Совсем немного. Поэтому, я повторяю, мы должны ценить жизнь, любить тот дар, который Бог дал нам, и помнить, что в вечность мы унесем только то, что у нас будет в сердце. А празднословие, болтовня — это страшное слово, это значит убивать время.
Далее в молитве сказано: «Дух же целомудрия… терпения и любви даруй мне, рабу Твоему». Целомудрие — это чистота отношений к миру и людям, цельность души, без раздвоенности, без того, чтобы страсти тобою овладели. Не раздувать себя, как лягушка в басне Крылова, — она же лопнула. Не надо раздувать, а надо знать свою цену. Мудрость скромности — она необычайна, она прекрасна. Мудрость скромности — это не уничижение паче гордости, а это здравость души.
Вот вам пример. Когда человек начинает воображать о себе то, чего в нем нет, несколько движений вперед — и уже мания величия. Мания величия — это патологическое состояние, гордыня. Как только кто-нибудь заявит, что он председатель Совета министров или Наполеон, то его кладут в психиатрическую больницу, а тот кто так не заявляет, он не в больнице, но в душе-то думает, что он выше всех.
Если человек дал обет, что будет поститься в определённый день, но затем имел намерение соблюдать в этот день другой пост категории ваджиб например, каффара , его пост будет засчитан как пост ваджиб, а пост назр он обязан возместить в другое время. Если человек вместо обещанного поста назр имел намерение на пост нафль, его пост засчитается как пост согласно данному обету. Пример: человек произнёс обет в следующей форме: «Если Всевышний Аллах вылечит этого больного завтра, я буду держать пост в следующую среду», — а затем в ночь со вторника на среду выразил намерение соблюдать в среду пост каффара. В данной ситуации его пост засчитывается как пост каффара, а пост назр он обязан восполнить позднее. Если же он вознамерился совершить пост нафль, его пост в среду будет засчитан как пост назр. Ко второй категории относятся четыре вида поста: Восстановление када поста месяца Рамадан. В данном случае обязательно иметь ният на возмещение поста, начиная с ночного времени. Если человек не успел выразить намерение до начала времени утренней молитвы и не уточнил, какой именно пост он собирается держать, его восполнение поста за месяц Рамадан не будет действительным. Восстановление када поста нафль, который был прерван по какой-либо причине не имеет значения, была причина уважительной или нет. Такой пост обязательно нужно восполнить. Для данного вида поста намерение с ночи и конкретизация вида поста также являются обязательными. Пост согласно обету, для которого при произнесении обета не было конкретизировано время. Например, если человек сказал: «Если Всевышний Аллах излечит моего родственника, я буду поститься один день», — при этом не было сказано, какой именно день. В таком случае человек обязан выразить намерение с ночи и указать в нём, какой именно пост собирается держать. Пост каффара. Каффара налагается на человека в трёх случаях: 1. В качестве каффары человек должен отпустить раба; если раба нет, то он должен держать пост два месяца подряд.