Новости гештальт подход в психологии

Простыми словами рассказываем что такое гештальт и как его закрыть — рекомендации специалистов в журнале medalvian. Простыми словами рассказываем что такое гештальт и как его закрыть — рекомендации специалистов в журнале medalvian.

Целое невероятнее частей

  • Техники гештальта в процессе консультирования. Кривая контакта
  • Выбор города
  • Гештальттерапия: что это, как работает, какие проблемы решает
  • Как понять, что гештальт не закрыт
  • Гештальт-терапия - что это такое | Академия СНТА
  • Что такое гештальт простыми словами?

Еще раз о гештальт-терапии

Они уже несли новые идеи, в том числе, влияние экзистенциализма. Макс Рейнгар, основатель театральной школы, в которой обучался Перлз. Именно эта встреча позволила позже создать технику «пустого» стула, также хорошо ассимилированную другими подходами. Вильгельм Райх, «отколовшийся» психоаналитик. Своими работами о «мышечном панцире» и характерологических структурах, он самым активным образом ввел телесное измерение в психотерапевтическую работу. Гештальт-терапия стала первым психотерапевтическим направлением, рассматривающим телесные проявления не как отдельно существующие симптомы, требующие лечения, а как одно из проявлений и способов переживания внутренних, эмоциональных сил и конфликтов. Пол Гудмен, который быстро становится важнейшей фигурой в развитии гештальт-терапии.

Пол Гудмен, непризнанный писатель, эссеист и поэт поставил на службу идеям Перлза все свои литературные, философские и психоаналитические знания. Он сделал гораздо больше, чем просто работу по переписке, которая от него требовалась, и придал стройность, последовательность и глубину перлзовским интуитивным находкам, которые без него, возможно, так и остались бы в черновых набросках. Влияние экзистенциализма. Идеи экзистенциализма 20 — 30 х годов, в частности, философии Мартина Бубера «Я и Ты» и Пауля Тиллиха «Мужество существования» оказали влияние на все любопытствующие умы того времени. Философия экзистенциализма с ее гуманистическими ценностями и сейчас актуальна для всего человечества. Пожалуй, можно лишь напомнить, что гештальт-терапия была первой клинической практикой, которая положила эти ценности в основу своей теории и непосредственной работы с клиентами.

Влияние буддизма и восточных практик. Никаких встреч, которые можно было бы «обвинить» в этом влиянии, не зафиксировано. Однако суть и философия ГТ, ее взгляд на мир, как на процесс, а на человека как на путника, ее любовь к парадоксам, стремление к индивидуальной истине, скрытой в глубине каждого из нас — все это удивительно перекликается с идеями буддизма и даосизма. Хотя есть и отличия, их мы увидим дальше. Теоретические корни ГТ — гештальт-психология и теория поля Курта Левина. Само слово «gestalt» нем.

Приблизительно оно обозначает законченный образ, целостную фигуру. Гештальтпсихология была основана в 1912 году и обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Проще говоря, исследуя феномены человеческого восприятия, они выяснили, что человеческий мозг ленив и не склонен каждый раз заново создавать из деталей новые образы. Мы воспринимаем мир как совокупность целостных образов и явлений гештальтов. Нармипер, бкувы в солве муогт слдеоавть в лоюбм пояркде — мы все рнаво пноиамем сымсл.

Гештальты — атомы нашей психики. Просто, если мы видим что-то не совсем знакомое, мозг сначала ищет в «базе данных», на что же это похоже, и чаще всего находит. Согласитесь, это гораздо удобнее и экономичнее, чем каждый раз изобретать велосипед. И только если совсем не удается найти подходящий «готовый» гештальт, включается ориентировочный рефлекс «что такое? Далее мы увидим, как Перлз переложил эту идею гештальтов на всё функционирование психики в целом. Фигура-Фон Психика человека - целостное образование, основными компонентами которого являются фигуры, то есть те части поля, которые как бы выделяются, и фон - задний план, на котором воспринимаются эти фигуры.

Они являются частью целого, структура которого гибка, так как фигура может стать фоном и наоборот. В «народе» это явление широко известно как двойные изображения: два профиля-ваза, красавица-старуха и многие другие. Несмотря на то, что оба изображения присутствуют всегда, видеть мы можем либо вазу, либо два профиля. Фигура и фон могут меняться местами, но 2 фигуры не могут существовать одновременно: что-то обязано стать фоном, на котором и возникнет фигура. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон. Lamme 1995.

Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. По сути, это открытие показало — в этом мире есть все, что нам нужно, но видим мы только то, что нам важно в данный момент нашей жизни, а все остальное теряется в фоне, проносится мимо, как пейзаж за окном, когда вы за рулем. Когда нам холодно, мы мечтаем о тепле и уюте, когда жарко — о прохладе и свежести, когда ищем сапоги — смотрим всем на ноги. Когда влюблены, все остальные мужчины женщины перестают существовать.

Поле определяется как "тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые" Lewin, 1951, с. Человек живет и развивается в «психологическом поле» окружающей его ситуации. И поведение человека может быть вызвано внутренними потребностями и мотивами, и тогда оно называется волевым, а может — влиянием внешних объектов, и тогда оно называется полевым. Главное открытие заключалось в том, что мы никогда не свободны от влияния поля, и иногда бывает трудно сказать, чем же на самом деле детерминировано наше поведение — нашими внутренними идеями и ценностями или же внешней средой. Человек не может рассматриваться как автономная система, поскольку всегда включен в другую систему, называемую психологической средой. Как мы видим, гештальтпсихология внесла ощутимый вклад в формирование еще одного тренда 20 века - системного мышления.

Еще одна теория - «незавершенных действий», разработанная советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник, ученицей Курта Левина, экспериментально выяснила, что лучше всего запоминаются незаконченные дела. То есть, пока дело не сделано — мы не свободны. Оно нас держит, как невидимый поводок, не давая уйти далеко. Мы все прекрасно знаем, как это бывает, потому что каждый из нас хотя бы раз бродил возле стола с недописанной курсовой, не в силах уже ее писать, но и не в силах заняться чем-то другим. Перлз совершенно справедливо предположил, что это касается не только внешних, бытовых дел, но и внутренних ситуаций. Например, пока отношения не завершены — они продолжаются.

Логично, правда? И мы ведем бесконечные внутренние диалоги, храним обиды многолетней давности и, встретившись, удивляемся тому, что начинаем разговор с того же места, из которого ушли, хлопнув дверью, много лет назад. Теория ГТ В основу своей теории Перлз положил представление о балансе и саморегуляции, по сути — представление о мудрости природы. Если дереву не мешать — оно само возьмет все, что нужно, чтобы вырасти. Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен, как дерево, растущее в хорошем месте. Поскольку мы — дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья.

И вся наша жизнь складывается из взаимодействия с миром. Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой. Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда. Как все начинается? Сначала вы чувствуете голод. Если не будет голода, обедать вы не пойдете.

Из этого ощущения рождается желание — этот голод утолить.

Иван уже взрослый человек, у него никак не получается наладить отношения с пожилыми родителями, все попытки поговорить по душам заканчиваются взаимными претензиями и обидами, чаепития — ссорами, вечера — хлопаньем дверей. Иван злится, но и прекратить общаться с родителями не может. Вместе с психологом они пытаются разобраться в этой ситуации. Специалист интересуется, какие конкретно эмоции вызывают у Ивана эти стычки, какие чувства возникают у него, когда он звонит или приезжает к маме и отцу. Сначала Иван признается, что это злость, но в процессе следующих психологических бесед выясняется, что есть и другие противоречивые ощущения, что он с детских лет ожидает от своих родителей поддержки и одобрения, но при этом и сейчас чувствует себя школьником, которого мама и папа спрашивают: «4 за контрольную? А почему не 5?

Плохо старался…». Задачей психолога в этом случае будет при помощи гештальт-терапии вернуть нашему герою свою значимость, помочь вновь испытывать гордость за свои успехи, вне зависимости от родительской реакции. Еще примеры распространенных незакрытых гештальтов: Из-за отсутствия внимания и недолюбленности родителями в детские годы, взрослый человек будет усиленно искать и требовать от своего партнера проявлений любви и внимания, которых ему не хватало в детстве. Будут ли гармоничными такие отношения, где присутствует постоянное давление? Распавшийся, например, по инициативе мужчины любовный союз может стать причиной того, что женщина будет постоянно проживать разрыв отношений, пытаясь определить причину и виноватую сторону, попутно доказывая бывшему любимому, что у нее все отлично, и без него жизнь стала только лучше. При таком психологическом состоянии вряд ли для этой женщины доступны счастливые отношения. Все эти примеры свидетельствуют о том, что ситуация не прожита до конца и мысленно не отпущена.

То есть, гештальт не завершен и будет и дальше доставлять человеку страдания.

Если дереву не мешать — оно само возьмет все, что нужно, чтобы вырасти. Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен, как дерево, растущее в хорошем месте. Поскольку мы — дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья. И вся наша жизнь складывается из взаимодействия с миром. Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой.

Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда. Как все начинается? Сначала вы чувствуете голод. Если не будет голода, обедать вы не пойдете. Из этого ощущения рождается желание — этот голод утолить. Потом вы соотносите свое желание с окружающей действительностью: когда и как его лучше удовлетворить, выбираете время и место, предпринимаете некоторые действия, чтобы реализовать ваше желание.

И, наконец, наступает момент встречи с объектом вашей потребности в данном случае — собственно с едой. Если все прошло как надо, и вы довольны процессом и результатом, то вы сыты и почти счастливы. Цикл завершен. В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы обедали с кем-то из коллег или друзей, и как-то об этом договаривались, или вы решали, где вы хотите пообедать. Наконец, вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите именно сейчас или пойти в магазин, или соорудить что-то из того, что есть дома. Точно так же, сам обед мог быть включен в бОльший гештальт под названием «Деловая встреча» или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся».

Так вся наша жизнь и жизнь всего человечества — как матрешка, сложена из разных-разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до 50-летней семейной жизни. Таким образом, все наши неудовлетворенности в жизни возникают из-за того, что какие-то циклы контакта где-то прерываются, гештальты остаются незавершены. А мы при этом, с одной стороны, заняты пока дело не сделано, мы не свободны , а с другой — голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано обед съеден, работа получена, свадьба состоялась, жизнь удалась. Есть еще одна особенность: поле приходит в равновесие, только если гештальт завершен, то есть становится хорошо сформированным "сильным" гештальтом. Говоря бытовым языком, если вы пообедали не там, где хотели, не тем, чем хотели, или не с тем, с кем хотели, то вот этого замечательного состояние «жизнь удалась» у вас не возникает. Остается чувство ментального голода, неудовлетворенности, хотя физически вы можете быть сыты.

И здесь — один из ключевых моментов ГТ. Перлз сосредоточил свое внимание не на том, как внешний мир нам мешает, а на том, как мы сами себе мешаем. Поскольку вспоминаем теорию поля в этом мире есть все — то, что нам мешает, и то, что нам помогает. Но для нас существует только то, что мы сами выделяем из фона. А мы можем выделить из фона или свое бессилие перед злыми обстоятельствами, которые не пустили нас обедать, или возможность как-то изменить их. Короче, тот, кто хочет - находит способы, а кто не хочет — причины.

И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них. Очевидно, что тот, кто склонен чувствовать бессилие перед начальником-самодуром гораздо вернее останется голодным, поскольку он сам себя останавливает куда более эффективно, чем начальник. Естественно, умение «наступать на горло собственной песне», так же как и подсказки, где и когда это нужно делать, формируются у нас в детстве. Процесс этот совершенно бессознательный, поэтому неуправляемый. И мы несем эти навыки во взрослую жизнь, не отдавая себе отчета, что все изменилось, и те детские приемы выживания, которые были эффективны тогда, абсолютно не подходят сейчас. Задача терапии — найти это место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот вещей в природе.

А дальше все сложится само. Как хорошо сказал Коэльо, когда человек чего-то очень сильно хочет — вся Вселенная работает на него. А как работает ГТ? Условие любой внутренней трансформации шикарно определил Арнольд Бейссер в своей работе «Парадоксальная теория изменений»: «теория изменения не была явно очерчена Перлзом, но она лежит в основе большей части его работы и подразумевается при практическом использовании гештальт-техник. Я буду называть ее парадоксальной теорией изменения, в силу причины, которая станет понятной далее. Коротко сформулированная, она заключается в следующем: изменение происходит тогда, когда некто становится тем, кто он есть, но не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является».

А объяснение очень простое — когда мы вовлекаемся в процесс собственного бытия «здесь и сейчас», а не «там и тогда» - мы сами становимся частью этого процесса. Мы сами становимся отчасти процессом. И изменяемся неизбежно и ежесекундно, как изменяется река, небо, ребенок. И просто становимся тем, кем нас создал Бог. И главное — получаем очень твердое основание для этих изменений, поскольку небо все же остается небом, а море - морем — при всей их переменчивости. Люди приходят к психотерапевту, когда хотят что-то изменить — в себе или в своей жизни.

А терапевт отказывается от роли «изменятеля» и становится тем, кто способствует встрече человека с его сутью. Цель такой терапии — вернуть человеку самого себя, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Клиент — не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса. Конечно, существует феномен переноса, открытый Фрейдом. Терапевтическая ситуация провоцирует отношение к терапевту как к родительской фигуре, которая знает, как жить, и может спасти, поскольку человек обращается к психотерапии тогда и с тем, когда и с чем не справляется сам или справляется не так, как хотелось бы. В жизни каждого есть ситуации, в которых мы не можем справиться сами, как не можем сами себя вытащить из болота, сколько бы не рвали на себе волосы.

И, несмотря на это, только сам человек знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней. Даже если хорошо забыл или не хочет смотреть в ту сторону, но он — знает. В современном мире эта теория изменения, заложенная в работе Перлза, стала принимаемой, распространенной и ценной, поскольку общество изменилось. Впервые в истории человечества, человек вынужден адаптироваться не столько к существующему порядку, сколько к ряду изменяющихся условий. Впервые в истории человечества продолжительность индивидуальной жизни является бОльшей, чем отрезок времени, необходимый для большого социального или культурного изменения. И скорость этих изменений только возрастает.

И умение человека быстро меняться, не изменяя себе, становится основой успешной социальной адаптации. Более того, в современной ситуации все большее количество людей обретает возможность самим играть роль «личности в истории» и творить эти самые изменения. ГТ — терапия контакта Как же находит человек эту волшебную дверцу? Точнее — как помогает гештальт-терапевт найти ее? Гештальт-терапию называют терапией контакта. В этом ее уникальность.

До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется нейтральная позиция «чистый лист» или НЛП, где работают технологии. В гештальт-терапии терапевтические отношения строятся как безопасная зона эксперимента. Дело в том, что клиент обязательно приносит в кабинет не только свои жалобы, но и те неэффективные способы, которыми он пытается свои проблемы решить.

Здесь могут быть запросы о преодолении финансового барьера или поиске новой профессии. Читайте также: Профориентация для взрослых: как найти призвание Какие приёмы использует гештальт-терапевт? В гештальте специалисты работают в диалоговом подходе, когда терапевт и клиент общаются как субъект с субъектом. Такие отношения предполагают некоторое равенство и замечание индивидуальности друг друга. Это важно для доверительной и надёжной коммуникации.

Помимо техники пустого стула, о которой мы рассказали выше, существует техника диалога полярностей. Терапевт использует её, когда замечает, что у человека есть две противоположные точки зрения. К примеру, одна говорит, что пора менять работу, а другая — боится перемен. Клиенту предлагают по очереди побывать в обеих частях и заметить тенденции в своих внутренних процессах. Тогда у человека появляется возможность выбора. Амплификация помогает людям, которые не понимают, что с ними происходит. Терапевт может обратить внимание клиента на ощущения в теле. Если у человека зажаты скулы или напряжены кулаки, ему предлагают усилить эти ощущения и попробовать что-то сделать.

Например, со сжатыми челюстями может появиться желание кричать: тогда становится понятнее, какие чувства скрываются за физическими ощущениями. Результат гештальт-терапии Результат гештальт-терапии — успешная адаптация человека к миру, потому что человек в гештальт-подходе рассматривается как часть среды. Основное направление работы гештальт-терапевта — это защитные механизмы. Всем знакома фраза «закрыть гештальт». Но в этом подходе нет задачи закрыть все гештальты в психике одного человека. Специалист работает именно с теми процессами, которые начинают нарушать адаптацию. При дискомфорте и неудовлетворённости от жизни работа идёт в сторону восстановления адаптации. Генетически у людей есть набор защитных механизмов, которые помогают справляться со средой и выживать в ней.

Если ребёнок часто слышал фразу «не высовывайся», он не станет лишний раз себя демонстрировать и будет комфортно себя чувствовать с такой привычкой. В будущем этот механизм может мешать, например в карьерном продвижении.

Что такое гештальт-терапия?

Гештальт — это понятие в психологии, которое обозначает потребность довести дело до конца. В статье рассмотрим что такое гештальт, как он формируется, причины. Психолог, преподаватель психологии, гештальт-терапевт с 17-летним опытом, доцент ВШПК (Высшей школы психологического консультирования), тренер, супервизор. Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, президент ОППГП (Общество практикующих психологов Гештальт-подход, ведущий тренер учебных программ и специализаций. В психологии гештальта выделяются фигура и фон. Это отлично показано в классической вазе Рубина.

Читайте также

  • Что такое гештальт и как его закрыть. Простыми словами
  • Как понять, что гештальт не закрыт
  • Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог
  • Гештальт. Что это такое и как использовать гештальт-психологию?

Please wait while your request is being verified...

гештальт терапия это в психологии. Главная психология личности Как не стать психопатом, или мифы о гештальт-терапии. Психология и коучинг. Экологичное ведение групп в гештальт-подходе 3 двухдневки – Online. Гештальт-психология и дизайн. Как закрыть гештальт? Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. это научно-популярный проект посвященный популяризации психологии и поиску наиболее эффективных способов психологической помощи.

Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог

Решая творческие задачи, люди могут исследовать различные перспективы и возможности. Это улучшает навыки преодоления непростых ситуаций, способствует выработке неординарных решений проблем. Это становится стимулом исследовать и экспериментировать с новыми способами существования и отношения к себе и другим, что в итоге способствует большей уверенности в себе, самопринятию и самореализации. Тренировка осознанности В гештальт-терапии большое внимание уделяется развитию самосознания и осознанности.

Это помогает: проникнуть в суть собственных мыслей, чувств и моделей поведения; соединиться со своей аутентичной сущностью и жить в соответствии со своими истинными ценностями и желаниями; исследовать и решать любые нерешенные вопросы или незавершенные дела гештальты из своего прошлого; установить связь со своими телесными ощущениями, эмоциями и физическим опытом; осознать, что есть выбор в каждый момент времени. Все это способствует эмоциональному исцелению и личностному росту. Важность терапевтического альянса в работе с гештальтами: роль терапевта В гештальт-терапии очень важно создать экологичную поддерживающую среду, располагающую к самоисследованию и самоосознанию.

Важную роль в этом играет терапевт. Он устанавливает доверительные отношения с клиентом, организует комфортное безопасное пространство, где можно свободно выражать себя, не опасаясь осуждения или критики. Терапевт направляет клиента на исследование его мыслей, эмоциональных проявлений и поведения, помогая ему глубже понять себя.

С помощью различных методов и техник — таких, как диалог, ролевая игра и творческое самовыражение, — специалист побуждает своего подопечного пристально рассмотреть свои переживания в настоящем моменте, фокусируясь на том, что происходит здесь и сейчас. Терапевт поддерживает клиента в выявлении и понимании его паттернов и незавершенных дел, помогает ему интегрировать разрозненные аспекты своей личности, осознать и взять на себя ответственность за свой выбор и действия, способствуя расширению возможностей, самосовершенствованию. Формирование благоприятных терапевтических отношений, основанных на доверии, эмпатии и раппорте, имеет решающее значение для эффективной терапии.

Они создают основу для самоисследования, исцеления, роста, что в результате способствует достижению клиентами своих терапевтических целей. С какими проблемами обращаются к гештальт-терапевту? Гештальт-терапия как одно из востребованных направлений современной психотерапии исследует вопросы взаимодействия с самим собой и окружающим миром, межличностные отношения, имеет особый взгляд на психику человека.

Все это, а также целостный подход и фокус на моменте «здесь и сейчас» позволяет успешно решать широкий спектр проблем. К гештальт-терапии обращаются в следующих ситуациях: В жизни происходят перемены, к которым трудно адаптироваться. Это может быть переезд или смена профессии, развод или уход из жизни близкого человека и др.

В таких ситуациях человек испытывает сильнейший стресс, его терзают сомнения в правильности выбора, тревога, страх неизвестности, низкая самооценка, не дают покоя внутренние конфликты. С помощью терапевта он будет исследовать свои чувства, сможет обрести понимание и разработать эффективные стратегии преодоления, чтобы успешно пережить эти перемены. Неполадки в отношениях родителей и детей.

Это могут быть трудности в общении, неразрешенные конфликты, взаимные обиды или модели поведения, которые влияют на их благополучие. Гештальт-терапия — комфортный способ осознать эту динамику и работать над созданием более здоровых и полноценных отношений.

К сожалению, это не всегда возможно. Некоторым людям свойственно прерывать собственные действия. Происходит это по причине особенностей темперамента, характера или полученных ранее психоэмоциональных травм. Большое значение в решении определенной задачи имеет и наличие опыта. Вернемся к рассмотренному ранее примеру с поиском информации во Всемирной сети: человек не умеет пользоваться интернетом или получил от знакомых неправильную «наводку» на сайт. Итог такой: интерес остался неудовлетворенным, ведь нужные сведения не найдены. Иногда процесс решения задачи прерывается форс-мажорными обстоятельствами, то есть тем, на что человек повлиять не может: стихией, аварией, болезнью и т. И далеко не каждый настолько морально силен, чтобы быть способным стойко вынести переживания и приспособиться к обстоятельствам.

Давайте разберем такой случай. Неожиданно выключили свет, а глава семьи, чувствуя раздражение, так как только прилег на диван, чтобы посмотреть футбольный матч, выплеснул свою негативную эмоцию на членов семьи. Свое напряжение он, конечно, снял, но удовлетворения от этого не получил. Было лучше, если бы мужчина либо немного потерпел, подождав появления света, либо позвонил в соответствующую службу, чтобы узнать причину его выключения или вызвать дежурного электрика. Иногда бывает и так, что гештальт закрыть невозможно из-за отсутствия в этом мире человека, от которого хотелось бы получить принятие и любовь — он умер. Выход — процесс горевания, при котором можно получить переживания печали, злости, шока, благодарности. Такие чувства помогают понять невозможность удовлетворения своей потребности и тем самым закрыть гештальт. Психологи считают, что есть смысл отменить задачу в случае потери ее актуальности: нужно просто осознать, что это невозможно, и больше не мучится из-за «зависшего» дела. Гештальт-терапия позволяет восстановить коммуникацию человека с окружающей средой. Ее методики помогают восстановить способность человека к запретным на публике эмоциям: горю, обиде, нежности, радости, тоске, любви, а также замечать потерявшее актуальность повторяющееся поведение, затрудняющее контакты.

После прохождения такой терапии индивид начинает самостоятельную жизнь, учитывая только свои ограничения и возможности, а не установленные кем-то представления. Совет от гештальт-терапевтов: если вы испытываете сложности при начинании какого-либо дела, то используйте метод маленьких первых шагов. То есть, разбейте сложное большое на мелкие простые детали. Это приведет к тому, что даже при откладывании такого дела вы будете постоянно к нему возвращаться, чтобы, в конце концов, его завершить. Контакты центра г. Москва ул.

Травмы, косяки воспитания, социально-навязанные установки, какой-то всратый опыт, выученные реакции — всё это может формировать в нас так называемые «интроекты» — убеждения, установки, они есть во всех подходах, но могут иметь разные названия , которые могут вступать между собой в конфликт хочу, но не делаю, например. Травма может отщепить кусок личности, который в моменте защитил и помог выжить, а теперь мешает, как гипс, который давно пора бы снять Почитайте «Мои разные я» Ричарда Шварца на эту тему, интересно. И «Тело помнит всё», конечно. Всё это создаёт «точки напряжения», с которыми ведётся работа.

И после проработки это напряжение расслабляется и часть энергии, которая вертелась там, возвращается в общую систему. Появляется способность действовать в соответствии со сделанным выбором, чему раньше мешал внутренний конфликт. Проблемы понимания Основная проблема — в том, что подход этот происходит напрямую от психоанализа, то есть во многом опирается на его теоретическую базу. И мало того, что её саму достаточно сложно изучить и усвоить, так ещё и на практике она не проявляется слишком явно. То есть, терапевт что-то делает, опираясь на эту базу, но снаружи видно только «что-то делает». Отсюда появляются корявые интерпретации, мифы и стереотипы. Естественно, и сами обучающиеся в процессе могут не всё правильно понять и усвоить. Но ведь это в любом образовании так работает: правильное понимание и применение освоенного навыка переходит в отвественность его применяющего. Студент может сам поработать над углублением своего понимания, для этого есть и список литературы, и практикующие опытные коллеги-преподаватели. Затем он будет сдавать экзамены, проходить практику и проверки, получать супервизии, как раз для того, чтобы свои навыки отработать, и понять, где ещё чего подтянуть.

Или, что он уже готов к работе. И именно поэтому практический подход к обучению в МГИ я считаю топовым: сразу пробудешь, и сразу задаёшь вопросы, и потом снова пробуешь — усвоение информации и навыков идёт сразу на всех уровнях. А на практике отработали? А теперь — поняли? Именно поэтому у любой профессии существует система оценки качества и критерии оценки специалиста. Да, и у психотерапевтов — тоже. Но я не хочу сейчас углубляться в технические дебри, потому что это усложнит картинку и не даст практической пользы, а лучше дам: Понятные критерии оценки непонятного Здесь считаю важным упомянуть критерии, на которые имеет смысл обращать внимание клиенту в терапии любой : Соблюдает ли терапевт Этический кодекс есть ещё свой отдельный у гештальтистов , по стандартам Европейской ассоциации? Сюда входит и соблюдение границ, и сеттинг, и конфиденциальность. Почитайте, это поможет лучше ориентироваться в процессе. И да, при нарушении предусмотрена возможность обращения в Этический комитет.

Но сейчас об этом не будем. Определён ли запрос, над которым вы работаете? Да, он может видоизменяться, развиваться, уточняться, но он должен быть. И его изменение и трансформация тоже обсуждаются. Может ли терапевт в моменте ответить, что он делает, и зачем? Какая у него стратегия и тактика? Нормально, когда не называются точные сроки этих планов, но сами планы должны быть. Хотя бы ответ на «Какую задачу мы сейчас решаем? Выстроен ли процесс «присваивания результата»? Субъективное тоже имеет значение: Насколько вам комфортно и доверительно?

Подходит ли вам лично этот человек? Возможно, вы что-то на него проецируете, что может помешать работе, хотя и не будет иметь лично к нему никакого отношения. Оценивая работу по этим критериям, не обязательно погружаться в дебри глубокого понимания метода любого. Можно, конечно, погрузиться. Но зачем? Ведь в том посте, который поджёг мой зад, основной замес непонимания пошёл из того, что клиент думал, что он понимает, как работает метод при этом имея искажённое понимание , и повесил неудачи в работе именно на метод не «этот специалист мне не подходит», а «этот ваш гештальт — лажа, и мне не подходит». В то время как вышеупомянутые объективные критерии вообще остались за кадром. И осталось непонятным, что именно в работе пошло не так, и как участники процесса разделили ответственность. Особенности обучения гештальту в России на примере МГИ Московский Гештальт Институт , если смотреть на него снаружи, выглядит довольно мутно. Кто-то даже говорит «секта».

Нихрена непонятно, какие-то странные ступени, что вообще происходит. Но, если отойти от условностей, то становится понятно, почему оно так, как есть. То, что они делают, я даже не представляю, как можно легализовать в образовательной системе нашей страны. Помимо легализации необходимо было соответствовать стандартам международной ассоциации ГТ. Но как-то они это легализовали, и на том спасибо. В самые подробные подробности вдаваться не буду, и так большая статья получается. Требуйте у автора отдельный материал по теме. Преподают матёрые гештальтисы с горами опыта за плечами сертифицироваться на тренера довольно сложно, там куча требований и критериев, плюс вредная неподкупная комиссия. Первая ступень Практика начинается с первых же дней первой ступени, которая длится около года. Да, первая ступень по идее «клиентская», и проходит в формате терапевтической группы, но и там уже дают часть теории по групповой и личной терапии посмотрите, вот сейчас происходит то-то и то-то, а после мы будем делать вот это, для вот этого.

Подача идёт плотно, и время между трёхдневками как раз нужно для того, чтобы как следует у себя всё в голове и психике разложить. Особенно на второй ступени это становится заметно. После первой ступени обучающийся принимает решение, хочет ли он становиться именно терапевтом, то есть сам работать с клиентами. Те, кто пошёл дальше, на вторую ступень, уже намерены именно практиковать, как психотерапевт. И в идеале за этот год должны разобраться с собственными клиентскими тараканами, чтобы не тащить их в работу не обязательно прям всё починить, но взять в работу в своей личной терапии, и ловко «выносить за скобки» в работе с клиентами. Вторая ступень На второй ступени сразу начинают наваливать не только практики терапевт-клиент, но и теории, от души. Нам читают лекции, и мы эту базу тут же на практике отрабатываем, задаём вопросы, разбираем, получаем супервизии. Появляются учебные «тройки» — для отработки материала между встречами. Длится эта ступень от 3 до 4 лет, в зависимости от распределения трёхдневок. Появляется обязательство по добору различных часов к сертификации: посещение интенсивов, конференций, личной и групповой терапии, супервизий, специализация.

Дохрена всего, и овердохрена практики. Конечно же, есть и список литературы, который поможет эту базу понять более полно и глубоко. Но его поглощение остаётся на совести студента. Я, как задрот-душнила, пропускаю всю теорию через свои привычные фильтры «научноподходчика», и обязательно вникаю, как это соотносится с нейробиологией, нет ли противоречий. И пока не нашла их. Плюс, мне нравится само целостное восприятие человека: понятно, что внутри нас суп из гормонов и прочая система систем, но давай посмотрим, как это всё вместе работает, и как в текущем моменте выстреливает какая-то недопрожитая ситуация или противоречащее реальности убеждение, усвоенное в детстве.

В этом и заключается гештальт подход. Чтобы помочь человеку удовлетворить свои потребности, гештальтисты используют разнообразные техники гештальт-терапии. Их принято называть упражнениями или играми.

Какой именно метод гештальт-терапии выбрать, гештальтист решает после первой консультации с пациентом. Обычно используется техника «пустого стула», которую совмещают с другими, не менее эффективными упражнениями. Это занятие, требующее от пациента использования воображения. Ему предлагают представить стул, на котором сидит какой-то человек. В зависимости от того, какие проблемы мучают пациента, гештальтист предлагает поговорить с кем-то из близких либо даже с самим собой. В процессе общения гештальт терапевт уточняет вопросы, предлагает темы для разговора, следит за ходом общения, а также он отслеживает феномены — изменение состояния человека. Всё это позволяет составить общую картину проблем пациента, найти их первоисточник и помочь человеку преодолеть трудности. Особенность этой методики состоит в том, что терапевт тоже делится своими эмоциями, ощущениями и мыслями с пациентом. Таким образом, он выстраивает с ним доверительные отношения, создавая комфортную среду.

Она заключается в том, чтобы раскрыть все крайние состояния личности пациента, которые вызывают у него смятение. Так, человек, который любит своих детей, но строго их воспитывает, склонен испытывать чувство вины перед самим собой за неправильное отношение к детям. В его сознании излишняя нежность и строгость конфликтуют между собой. Терапевт помогает обрести умиротворение и примирить человека с самим собой. В данном случае речь идёт о том, что многие пациенты отказываются принимать свою проблему. Они отрицают её существование либо свою вину в её возникновении. Поэтому для того, чтобы помочь решить проблему, терапевту сначала нужно привести пациента к осознанию и принятию ответственности. Конечно, это далеко не все методики, которые применяются гештальтистами. Но на них основывается практика многих терапевтов.

С помощью таких упражнений проще всего научиться жить «здесь и сейчас», обрести внутреннюю гармонию и наконец стать счастливым человеком. Каролина Кораблёва Об авторе: Привет!

Гештальт – Что Это Такое В Психологии?

Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии. Гештальт это огромный и важный пласт психолгии. Рассмотрим основные идеи и термины гештальд психологии, а также методы гештальт-терапии, упражнения и методики для самосовершенствования и решения собственных проблем в духе гештальт-подхода. Гештальт-подход имеет широкое применение в различных областях психологии, включая клиническую, образовательную и организационную. Проявлять психологу собственные чувства – это также подход гештальт-терапии.

Гештальт-терапия. В чем суть метода?

Всё перечисленное мешает человеку стать счастливым, а потому подлежит искоренению. В задачи гештальт-терапии входит оценка психоэмоционального состояния пациента, подбор программы лечения, замещение травмирующих установок на объективные. Проще говоря, терапия поэтапно позволяет выявить причины проблем, избавиться от них и предотвратить их появление в дальнейшем. Методы гештальт-терапии или как закрыть гештальт? Итак, мы рассмотрели основы работы гештальтиста и можем начать разбираться в том, как работает гештальт терапия. Вкратце этот механизм можно описать следующим образом. При возникновении определённой потребности возникает логическая цепочка действий: 1.

Поиск способов удовлетворения потребности. Реализация одного из способов. Осознание полученного опыта. Если все перечисленные шаги выполняются, то гештальт закрывается. Если нет — возникает незавершённый гештальт. Соответственно, гештальтист помогает найти те потребности, которые неудовлетворены по каким-либо причинам.

С его помощью все необходимые действия совершаются и человек достигает желаемого. В этом и заключается гештальт подход. Чтобы помочь человеку удовлетворить свои потребности, гештальтисты используют разнообразные техники гештальт-терапии. Их принято называть упражнениями или играми. Какой именно метод гештальт-терапии выбрать, гештальтист решает после первой консультации с пациентом. Обычно используется техника «пустого стула», которую совмещают с другими, не менее эффективными упражнениями.

Это занятие, требующее от пациента использования воображения. Ему предлагают представить стул, на котором сидит какой-то человек. В зависимости от того, какие проблемы мучают пациента, гештальтист предлагает поговорить с кем-то из близких либо даже с самим собой. В процессе общения гештальт терапевт уточняет вопросы, предлагает темы для разговора, следит за ходом общения, а также он отслеживает феномены — изменение состояния человека.

Определение Гештальт простыми словами — образ, состоящий из нескольких самостоятельных элементов, воспринимаемых человеком как единое целое. Наше восприятие обладает уникальной способностью связывать воедино отдельные объекты и создавать из них нечто новое. Эта способность значительно облегчает жизнь. Например, с помощью нее мы легко распознаем знакомые лица. Для этого нам не нужно разглядывать нос, рот, глаза человека по отдельности. Мы воспринимаем лицо целиком.

В роли гештальта часто выступает определенная последовательность действий, которую мозг стремится завершить. Незакрытый гештальт — это обычно какая-то ситуация, воспринимаемая нами как незавершенная. Например, кто-то нагрубил вам в очереди на почте, а вы не смогли ему достойно ответить. И целый день теперь обдумываете эту ситуацию, прокручиваете в голове, ищете подходящие слова. Это пример того, как незакрытый гештальт заставляет нашу энергию утекать в никуда и мешает нам сосредоточиться на действительно важных вопросах. А вот другой пример — положительный. Вы погладили рубашку, отвлеклись на посторонние мысли и забыли выключить утюг. Хоть сознательно вы этого и не заметили, но мозг зафиксировал, что привычная для него последовательность действий оказалась незавершенной. Выйдя из дома, вы почувствовали сильную тревогу и дискомфорт, что в итоге заставило вас вернуться. Для чего психике нужен гештальт Гештальт помогает человеку удерживать в памяти незавершенные дела.

Расскажу вам интересный случай из жизни двух великих психологов. Как-то один из основателей гештальт-психологии Курт Левин и его ученица Блюма Зейгарник зашли в кафе в центре Берлина. Их внимание привлек официант — молодой энергичный парень. Девушка заметила, что он не пользуется блокнотом, а все заказы держит в уме. Когда парень подошел к их столику, Блюма сделала ему комплимент по поводу его памяти. Он ответил, что никогда ничего не записывает и все прекрасно помнит. Тогда девушка попросила его воспроизвести заказ, сделанный посетителями, которые только что ушли. К своему удивлению, парень не смог вспомнить содержимое заказа, хотя обслуживал людей совсем недавно. На основе этого наблюдения был сделан вывод о том, что память бережно хранит незавершенные дела, а завершенные тут же вычеркивает. Мы постоянно пользуемся этой невероятно полезной особенностью психики.

Она помогает нам рационально расходовать ресурсы и концентрироваться на текущих задачах. Но иногда она дает сбои и действует нам во вред. Уже неактуальные ситуации продолжают удерживать наше внимание и перетягивать энергию на себя, как в упомянутом выше примере про хамство на почте.

Если мы берем фигуру квадрата, и он нарисован не цельными линиями, а штрихами, мы все равно будем видеть квадрат, а не штрихи. Eсли круг по большей части прорисован, но небольшая часть окружности пропущена, то разум человека все равно будет стремиться видеть в нем целостную фигуру. Основатель гештальт-терапии Фредерик Фриц Перлз из-за ряда разногласий с системой классического психоанализа решил отделиться от аналитиков и создать новую форму терапии. За основу он взял принципы гештальт психологии. Таким образом, гештальт-терапия — это практическое направление, которое вдохновлено идеями психологии восприятия. В середине 1940-х немецкий психиатр и психотерапевт Фредерик Перлз начал пересматривать классическую психоаналитическую систему, в рамках которой он работал более 15 лет.

Перлз давно был знаком с наработками гештальт-психологии благодаря своей жене Лоре, психологу-гештальтисту. Вместе с ней и Полом Гудмэном они создают базу нового течения. В 1951 году выходит книга «Гештальт-терапия: возбуждение и рост человеческой личности», написанная Перлзом в соавторстве с Гудмэном и Ральфом Хефферлином. К концу 1950-х гештальт-терапия получает повсеместное распространение в США, в Европу течение приходит в начале 1980-х годов. Историческая справка Продолжительность и особенности курса Выделяют два глобальных течения гештальт-терапии: американскую и европейскую французскую школы. Европейская школа больше внимания обращает на работу с телом, ощущениями, действием. Американская работает в диалоговом направлении, через словесное выражение. Гештальт-подход — дисциплина совместного исследования, которое клиент и терапевт проводят в партнерстве. Семейные сессии могут проходить в течение нескольких месяцев.

Также небольшие текущие запросы могут быть отработаны в рамках 10 сессий если за ними не стоят более глубинные проблемы. В рамках гештальт-терапии очень популярны групповые курсы. Групповая терапия особенно полезна тем, кто испытывает проблемы во взаимодействии с другими людьми, в отношениях и близости. Человек проверяет свои представления, проекции, учится выстраивать коммуникацию по-новому. Это происходит в присутствии терапевта, который обеспечивает конструктивный контакт. Терапия в группе может быть краткосрочной от 2-х недель и долгосрочной около года. Теплое, человечное. Оно про общение, выражение эмоций, про принятие своих мыслей. В ходе сессий психолог дает обратную связь, говорит, какие чувства в нем вызывают те или иные действия, слова клиента.

С терапевтом человек воспроизводит все те же самые паттерны, которые он демонстрирует в общении с другими людьми. Через контакт в рамках сессий он может их осознать».

Гештальт-терапия — это терапия ситуаций. Сам подход во многом ориентирован на чувства и эмоции человека, на их телесные проявления. Гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, как она проявляется на разных «этажах» психики и придумать ей завершение — закрыть гештальт. Откуда берутся гештальты? Вернемся к гештальтпсихологии. Она появилась в 1912 году, в эпоху, когда методов современной нейронауки не существовало. Поэтому понять, что же именно такое гештальт и какова его природа, можно было разве что концептуально.

Тем не менее, теория гештальта господствовала в изучении восприятия всю первую половину XX века. С конца 1950-х годов нейрофизиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визель стали делать записи с отдельных нейронов в зрительной коре кошек и обезьян. Оказалось, что каждый нейрон откликается строго на какое-то свойство изображения: угол поворота и ориентация, направление движения. Они получили название «детекторы признака»: детекторы линий, детектор краёв. Работы оказались крайне успешными, и Хьюбела с Визелем удостоили за них Нобелевской премии. Позднее, уже в экспериментах на людях, были открыты нейроны, реагирующие на более сложные стимулы — детекторы лиц и даже конкретных лиц знаменитый «нейрон Дженнифер Энистон». Эксперимент Хьюбела и Визеля с кошкой Так на смену идее гештальта пришел иерархический подход. Любой объект — это набор признаков, за каждый из которых отвечает своя группа нейронов. В этом смысле целостный образ, о котором говорили гештальтисты, — это просто активация нейронов высшего порядка.

Но не все было так просто. Более поздние эксперименты показывали: мы зачастую схватываем целостную картину гораздо раньше, чем отдельные элементы. Если вам показать начальную картинку с велосипедом на долю секунды, то вы уверенно сообщите, что увидели велосипед, но вряд ли скажете, были ли у него педали. Выводы говорили о наличии гештальт-эффекта. Это шло вразрез с идеей каскада из нейронов, распознающих признаки от самых простых до самых сложных. Как ответ возникла теория обратной иерархии — когда мы на что-то смотрим, быстрее всех реагируют нейроны, отвечающие за общую картину, а уже за ними подтягиваются те, что распознают детали. Такой подход был ближе к концепции гештальта, но всё равно оставлял вопросы. Теоретически вариантов того, что может оказаться перед нашим взглядом, бесконечно много. При этом мозг как будто бы заранее знает, какие нейроны активировать.

В этом «заранее» и есть ключ к пониманию гештальтов. Речь об одной из самых прорывных идей в понимании работы мозга на рубеже XX и XXI веков — предсказательном кодировании predictive coding. Мозг не просто воспринимает и обрабатывает информацию извне. Скорее наоборот — он предсказывает, что происходит «снаружи», а затем сравнивает предсказание с реальностью. Предсказание — это когда нейроны высших уровней посылают сигналы нейронам низших уровней. Те, в свою очередь, получают сигналы извне, от органов чувств, и отправляют «наверх», сообщая, насколько предсказания расходятся с реальностью. Главная задача мозга — свести к минимуму ошибку предсказания о реальности.

Гештальт-терапия. В чем суть метода?

В каждом выпуске ведущая подкаста Анна Ягода и специалисты Уральского института Гештальта и современной психологии подробно и доступно рассказывают о базовых понятиях и инструментах, которые помогают сделать жизнь осмысленнее. Гештальт-психология на службе корпораций. Гештальт-психология"Центре Здорового Сна".Медицинский центр у м. Академия Наук. Обращайтесь 375293118844. Гештальт это огромный и важный пласт психолгии. Рассмотрим основные идеи и термины гештальд психологии, а также методы гештальт-терапии, упражнения и методики для самосовершенствования и решения собственных проблем в духе гештальт-подхода. Практическая психология: ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД.

Please wait while your request is being verified...

Критика гештальт-подхода. Гештальт-подход в других сферах. В каждом выпуске ведущая подкаста Анна Ягода и специалисты Уральского института Гештальта и современной психологии подробно и доступно рассказывают о базовых понятиях и инструментах, которые помогают сделать жизнь осмысленнее. Гештальт-терапия была разработана в 1940-х и 1950-х годах Фрицем Перлзом, психиатром и психоаналитиком, и его тогдашней женой, психотерапевтом Лаурой Перлз, как альтернатива традиционному вербально-ориентированному психоанализу.

Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты

О том, закрыт гештальт или нет, можно узнать так: при попадании в ситуацию, которая вас тяготила, вы больше не испытываете дискомфорт, и мысли об этом вас не беспокоят. Проработать открытый гештальт самому удается не каждому, поэтому если вы заметили свое бессилие, то правильнее обратиться к профессионалу — психологу. Он будет вместе с вами погружаться в ситуацию столько, сколько это понадобится, пока переживания не перестанут вас беспокоить, и проблема сама себя не изживет. Но пациенту следует принять то, что скрывать ему перед специалистом ничего нельзя. Обязательно ли всегда закрывать гештальт Человеку жизненно необходимо удовлетворять свои потребности, а для этого нужно их распознавать, то есть понимать, какие из них стоят на первом месте.

Кроме того, приходится находить способы установки контакта, получения желаемого, а полученный опыт запоминать. К сожалению, это не всегда возможно. Некоторым людям свойственно прерывать собственные действия. Происходит это по причине особенностей темперамента, характера или полученных ранее психоэмоциональных травм.

Большое значение в решении определенной задачи имеет и наличие опыта. Вернемся к рассмотренному ранее примеру с поиском информации во Всемирной сети: человек не умеет пользоваться интернетом или получил от знакомых неправильную «наводку» на сайт. Итог такой: интерес остался неудовлетворенным, ведь нужные сведения не найдены. Иногда процесс решения задачи прерывается форс-мажорными обстоятельствами, то есть тем, на что человек повлиять не может: стихией, аварией, болезнью и т.

И далеко не каждый настолько морально силен, чтобы быть способным стойко вынести переживания и приспособиться к обстоятельствам. Давайте разберем такой случай. Неожиданно выключили свет, а глава семьи, чувствуя раздражение, так как только прилег на диван, чтобы посмотреть футбольный матч, выплеснул свою негативную эмоцию на членов семьи. Свое напряжение он, конечно, снял, но удовлетворения от этого не получил.

Было лучше, если бы мужчина либо немного потерпел, подождав появления света, либо позвонил в соответствующую службу, чтобы узнать причину его выключения или вызвать дежурного электрика. Иногда бывает и так, что гештальт закрыть невозможно из-за отсутствия в этом мире человека, от которого хотелось бы получить принятие и любовь — он умер. Выход — процесс горевания, при котором можно получить переживания печали, злости, шока, благодарности. Такие чувства помогают понять невозможность удовлетворения своей потребности и тем самым закрыть гештальт.

Психологи считают, что есть смысл отменить задачу в случае потери ее актуальности: нужно просто осознать, что это невозможно, и больше не мучится из-за «зависшего» дела. Гештальт-терапия позволяет восстановить коммуникацию человека с окружающей средой. Ее методики помогают восстановить способность человека к запретным на публике эмоциям: горю, обиде, нежности, радости, тоске, любви, а также замечать потерявшее актуальность повторяющееся поведение, затрудняющее контакты.

Да, конечно, ее жизнь не лишена проблем, но теперь у нее есть инструменты для их решения.

Часто бывает и такое: чем моложе клиент, который приходит в терапию, тем меньше встреч с психологом нужно, но опять же, если нет сильно травматического опыта. Какими качествами он обладает? Это личность, которая за пределами кабинета ведет себя примерно так же, как и на сессии с клиентом. Конечно, есть какие-то нюансы, но гештальт-терапия — это терапия контактом, поэтому здесь самое важное — встреча.

И для того, чтобы эта встреча состоялась, терапевт сохраняет естественность. Он живой и честный. Если у него возникают какие-то чувства в ходе работы, он вполне свободен их разместить и проявить, но только в том случае, если это будет полезно клиенту. Не будет выносить быстрых суждений, рассказывать клиенту про то, какой он, будет много наблюдать, слушать и давать человеку столько пространства, сколько нужно.

Вы наверняка замечали: часто на первой встрече с малознакомым человеком возникает много напряжения. Люди порой не справляются с этим: кто-то начинает шутить, кто-то скатывается в грубости, в зависимости от контекста. Так вот одна из профессиональных компетенций гештальт-терапевта — это умение выдерживать это напряжение и оставаться в контакте с человеком, несмотря ни на что. Зачастую первые несколько встреч человек много и быстро говорит.

Такое ощущение, будто он заполняет собой все пространство. Это один из признаков напряжения. Новая ситуация, он в растерянности, не очень понимает, что от него требуется… В таком состоянии встретиться по-настоящему практически невозможно. Терапевт терпеливо ждёт.

Но спустя время темп замедляется, и появляется возможность для контакта. Задача терапевта — не закидывать клиента вопросами, оставаться с ним рядом, дождаться этой возможности. Практически все гештальт-терапевты, которых я знаю, хорошо владеют этим навыком. Стиль работы гештальт-терапевта я бы назвала словами одного моего учителя, Владимира Филлипенко: доброжелательное безразличие.

Это про безоценочность. Я не оцениваю клиента, не сравниваю его с собой или с кем-то еще, а рассматриваю его как уникального, ни на кого не похожего и интересного для меня человека. И именно через это становится возможной терапия. Вот почему важно найти того терапевта, с которым вам приятно и безопасно.

И к ней можно приблизиться в ходе обучения. На кого прежде всего рассчитана программа «Гештальт-подход в психологическом консультировании»? Эта программа точно даст понять, интересен ли тебе гештальт, хочешь ли ты дальше совершенствоваться в этом подходе либо пойти куда-то в другое направление. И при этом та база инструментов, техник, экспериментов, которые студенты получат в ходе обучения, останутся в профессиональной копилке, которую всегда можно брать с собой на консультацию и использовать.

Основная идея в том, чтобы уже как минимум к середине программы ее участники могли начинать практиковать. Мы также рассматриваем вариант контакта с руководителями некоторых агрегаторов, с которыми можно договориться о практике для студентов в качестве начинающих терапевтов. С этим опытом они смогут приходить в супервизорскую группу на программе и отрабатывать навыки. Во-первых, каждому такому студенту в начале обучения предоставляется бесплатный доступ к Вводному модулю, на котором можно получить необходимые базовые знания по психологии.

Во-вторых, в программе есть дисциплина «Основы психологического консультирования», которая даст представление о том, из чего состоит и как выглядит такое консультирование. Все преподаватели на программе — профессионалы с большим опытом практической работы. Студенты точно про себя очень многое поймут. Ведь помимо условно теоретической части, которая дает понимание, что такое гештальт-терапия, как она работает, есть еще терапевтическая группа — место, в котором человек, знакомясь и взаимодействуя с членами группы, проживает и узнает себя через призму других людей.

Эта программа поможет психологическому росту. Но в том случае, если у человека есть мотивация расти. Если другие лекционные и практические занятия можно посмотреть в записи, то терапевтическая группа проходит без записи для сохранения конфиденциальности происходящего в ней. Если человек много пропускает, если у него много сопротивления и он никак не хочет его преодолевать, тогда эффективность обучения будет ниже, чем для других.

Потому что гештальт-терапия — терапия, которая делает человека свободным и ответственным одновременно. А это освобождает от тех социальных условностей и внутренних барьеров, которые есть у подавляющего большинства и которые ограничивают нас в развитии. Расскажите, кто вместе с Вами будет создавать процесс обучения? И опираясь именно на эту идею, я приглашала преподавателей.

Подавляющее большинство из них — люди, которых я знаю лично. Я видела, как они работают, наблюдала за их ростом. Часть людей — те, с кем я встречалась, может быть, вскользь, но они меня чем-то зацепили и поразили как профессионалы. На наших общих собраниях складывается очень теплая и веселая атмосфера.

И точно есть связь между дисциплинами через преподавателей. Процесс обучения выстроен логично, как бы по спирали. Мы начинаем с истории терапии, параллельно подключается дисциплина «Консультирование», чтобы каждый студент освежил в памяти либо узнал основные моменты по этой теме. Далее говорим про современное состояние гештальт-терапии, что тоже важно для построения профессиональной позиции консультанта в гештальт-подходе.

Мы будем изучать базовые понятия и принципы гештальт-терапии, профессиональную этику. И постепенно выйдем на ознакомление с узкими направлениями. Будем говорить про работу с травмой, кризисами, использование творческих методов, рассматривать, как работает гештальт-терапия с семьей, с детьми и так далее.

Поделиться Комментарии Чем опасны незавершённые дела?

Популярный термин «гештальт» всё чаще можно услышать не только от психологов, но и от представителей смежных профессий. С помощью него пытаются объяснить то, как мы принимаем решения, получаем знания, думаем, совершаем те или иные действия и как они влияют на дальнейшую жизнь. Но на чём основан метод, догадываются немногие. Давайте разбираться в деталях вместе с гештальт-терапевтом.

Что означает термин «гештальт»? C немецкого понятие переводится как «форма». А глагол «gestalten» гештальтен означает «придавать форму, задавать определённую структуру». Поэтому, с одной стороны, гештальт — это структурированное целое, несущее смысл.

А с другой — сам процесс придания формы. Используя наглядные образы, гештальт можно сравнить, например, с пылесосом. Прибор будет являться гештальтом, а вот набор запчастей к нему — нет. Что же это за форма, которая имеет определённую структуру?

Юлия Ивлева психолог-гештальт-терапевт Смысл нашего существования заключается в удовлетворении потребностей. Чем больше запросов закрывает человек, тем счастливее и полноценнее он себя ощущает. Как правило, то, что необходимо для удовлетворения потребностей, приходится получать из окружающей среды. А для этого — вступать с ней во взаимодействие.

Процесс взаимодействия с внешним миром и называется гештальтом или циклом контакта. Фото: istockphoto. Человек приближается к объекту, который, как ему кажется, может удовлетворить его потребность, оценивает возможности и его качества, предпринимает определённые действия, направленные на получение необходимого. После полученного результата делает выводы — насколько взаимодействие было удовлетворительным.

Если в результате контакта его потребность была закрыта, то принимается решение взаимодействовать с этим объектом и дальше. Если нет, возникает необходимость искать другие способы реализации запроса. Можно взять в качестве примера поиск информации о каком-то событии. Человек проявляет интерес к чему-то и хочет узнать больше о нём.

Классический эксперимент Б. Зейгарник Кур...

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий