Один из американских военных идеологов Финлеттер отмечал: «НАТО никогда бы не появился на свет, если бы ему не предшествовал план Маршалла». В данной статье вы рассмотрите предпосылки и историю создания НАТО, а также перспективы развития этой организации.
Зачем создали НАТО и почему у этой организации всегда плохие отношения с Россией
Генсек НАТО Столтенберг попросил Россию отменить выставку поверженной техники альянса. Даже СССР в 1954 году подал заявку на вступление в НАТО, что стало довольно неожиданной новостью. Образование блока НАТО базировалось на «доктрине Трумэна» (противодействие советской угрозе). Интерфакс: Министры иностранных дел НАТО на своей весенней встрече в Брюсселе 3-4 апреля отметят 75-летие основания Североатлантического альянса. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что рискованные решения, принимаемые Североатлантическим альянсом, обусловлены соседством с Россией. Лайф перечисляет список государств – членов НАТО, которые подписали Вашингтонский договор и теперь входят в состав Североатлантического альянса.
4 апреля исполняется 75 лет с образования НАТО.
Создана Организация Североатлантического договора (НАТО) | Будущим союзникам по НАТО на «сдерживание коммунизма» и «защиту свободы» выделялось $400 млн. |
Эволюция НАТО | Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран. |
Государства – члены НАТО: актуальный перечень членов альянса
Это выравнивание обеспечило рамки для военного противостояния, которое продолжалось во время всего хода холодной войны 1945-1991. И единственный, в который вступили Соединенные Штаты. Конфликт между западными нациями включая США, Великобританию, Францию и другие страны и коммунистическим Восточным блоком возглавлял его Советский Союз начался почти сразу же после того, как пушки замолчали по окончании Второй мировой. В ответ США и их западные союзники искали способы предотвратить дальнейшее расширение коммунистического влияния на европейском континенте. В 1947 году лидеры США представили "План Маршалла", дипломатическую инициативу, которая предоставила помощь дружественным странам, чтобы помочь им восстановить поврежденную войной инфраструктуру и экономику. Странам Европы необходимо было не только восстанавливать экономику, но и обеспечивать безопасность своих границ. Некоторые нуждались в массовом притоке помощи для восстановления промышленного комплекса продовольственного производства. Другие опасались вторжения Советского Союза и просили защиты.
Кроме того, все с опасением смотрели в сторону Германии, которая начала возрождаться. Соединенные Штаты хотели предотвратить коммунистическую экспансию на европейском континенте. Они понимали, что Европа должна быть экономически сильной и перевооруженной. В результате государственный секретарь Джордж Маршалл выступил с программой масштабного экономического подъема Европы. Его план предполагал европейскую экономическую интеграцию.
Кроме этого, блок постоянно проводит различного рода военные учения у границ РФ и дружественной нам Республики Беларусь. После объявления о проведении специальной военной операции по защите Донбасса, Путин, в очередной раз, предупредил руководство альянса о необходимости невмешательства стран блока в ситуацию на Украине. И снова никто не хочет его слышать: Польша провела учения своих войск на границе с Украиной.
На саммите блока в 2016 году сдерживание России было признано основной задачей организации. Многие из них, такие как страны Прибалтики, Польша, Венгрия, Словакия, Румыния и Болгария были приняты в состав блока в нарушение данных, самим же альянсом, обязательств. Чтобы держать под контролем альянса страны, не входящие в блок, была создана программа, которую назвали «Партнерство во имя мира». На момент создания в программе участвовали 34 государства Европы, в основном страны-участницы бывшего Варшавского Договора, а также бывшие республики СССР, в том числе Россия. Некоторые из этих стран позднее вошли в состав НАТО на правах постоянных участников. Руководство блока с восторгом приняло эту весть, как бы говоря Путину — не хотел вступления Украины, получи вступление Финляндии. Обе страны, Украина и Финляндия, имеют значительную сухопутную границу с Россией. В случае с Финляндией, это 1200 км.
Однако, Финляндия — это не Украина, на её территории не проживает большого числа русскоязычного населения. В случае возникновения чрезвычайной ситуации, против Финляндии никакой спецоперации проводиться не будет — будет война. Война жестокая, с уничтожением мест расположения воинских частей, центров принятия решений и стратегических объектов. Учитывая пожелания, находящихся в то время в нейтральном статусе, Швеции и Финляндии, Россия отвела свои крупные воинские части на 1500 км вглубь страны от российско-финской границы. В случае вступления этих стран в НАТО, наша страна будет вынуждена снова выдвинуть эти части к границе. Основным требованием устава является то положение, по которому принять страну-претендента в состав можно только на основе единогласного решения всех членов альянса. Но против вступления Швеции и Финляндии резко выступила Турция — турки считают, что эти страны дают прибежище террористам. Являясь членом блока с 1952 года, Турецкая Республика, как и все остальные члены альянса, обладает правом «вето» на те решения руководства НАТО, которые её не устраивают.
Турецкий президент Эрдоган считает, что Швеция и Финляндия, давшие приют членам Рабочей партии Курдистана, считающейся в Турции террористической организацией, покрывают террористов. Объясняя своё высказывание, Президент России сказал, что, несмотря на значительную протяженность совместной границы, особой тревоги он не испытывает. Тревогу у России может вызвать только размещение на территории этих стран инфраструктуры альянса, однако и в этом случае, России есть чем ответить. Новостью последних минут можно назвать смягчение позиции Эрдогана и подписание трехстороннего договора с Финляндией и Швецией, где подробно указаны все действия, которые должны предпринять скандинавские страны.
Вот так, очень коротко, я хотел бы охарактеризовать эволюцию НАТО. Почему я считаю это важным? Потому что это организация, к которой принадлежат демократические страны. У каждой есть своя история, свои особенности, свои точки зрения. Есть большие, средние и даже маленькие страны. Но тем не менее что-то их объединяет, и они ведут различные дискуссии.
Не бывает такого, чтобы союзники встречались за столом переговоров со стопроцентным консенсусом: у них разные точки зрения, имеют место дискуссии и дебаты. Быть может, это прозвучит нескромно от чиновника НАТО, но обычно союзники умеют достигнуть общего понимания и выработать общую позицию по тем темам, которые они считают главными и в которые организация может внести свой вклад. Если бы этого не было, то в течение 65 лет члены НАТО, общество и люди, которые платят налоги, могли бы давно прийти к выводу, что организация не нужна. Но к такому выводу вопреки всему люди не пришли, и это самое хорошее доказательство того, о чем мы говорим. Я думаю, что благодаря этим условиям и принципам, о которых я говорил, — привязанности к ценностям и готовности к диалогу и спору с точки зрения безопасности союзников и международного сообщества, — баланс между коллективной обороной, защитой безопасности стран-членов и партнерскими отношениями, тоже построенными на основе совместных ценностей, сохраняется. Это включая и страны, с которыми у нас раньше была крупная конфронтация. В таком смысле ничего не изменилось. Еще раз хочу подчеркнуть, что для членов НАТО готовность к партнерству, развитию диалога и сотрудничеству тоже зависит от готовности полного соблюдения международных принципов и международного права у наших партнеров. Так оно было в 1949 году, так оно осталось и сейчас, спустя 65 лет. Вот это все Североатлантический союз снял.
Второе — это какая-то консолидация Западной Европы перед лицом советской угрозы. Если без пропаганды, то, конечно, одним из вариантов советской политики в Европе был удар группировкой, которая у нас находилась в Германии. То, что там создали НАТО, позволило смягчить эту угрозу, но не ликвидировать полностью. Отсюда возникновение двух проблем, которые были у России с НАТО: первая — применение силы в Европе, вторая — это проблема расширения. И поэтому появился новый раскол Европы, так сказать, на «натовское» и «ненатовское» — фактически Россию.
В 1952 г.
Штаб-квартира организации — в Брюсселе Бельгия. Официальные языки — английский и французский. Новое здание штаб-квартиры Организации Североатлантического договора. Брюссель Бельгия. САС — высший политический орган, обладающий правом принятия решений по всем вопросам деятельности альянса. В него входят представители всех стран — участниц блока, пользующиеся равными правами при обсуждении и принятии решений.
Организационно-правовой формой деятельности САС являются сессии, которые различаются уровнем представительства главы государств и правительств, министры иностранных дел, министры обороны, постоянные представители государств-членов и периодичностью проведения плановые и внеочередные. Место, время и уровень их проведения определяет генеральный секретарь НАТО после соответствующих консультаций. Полномочия САС и принятые решения имеют одинаковый статус и юридическую силу независимо от уровня представительства. Сессии САС на уровне глав государств и правительств саммиты проводятся для решения особо важных вопросов, как правило, раз в 2 года. Не реже 2 раз в год на уровне министров иностранных дел проходят летняя и зимняя сессии САС, в которых в зависимости от характера обсуждаемых вопросов возможно участие министров экономики и финансов, а также других министров государств — членов альянса. Решения на заседаниях этого органа принимаются по принципу консенсуса, оформляются в виде заключительного документа и подписываются представителями государств-участников.
Летние сессии проходят поочерёдно в странах блока, зимние — в штаб-квартире альянса. При необходимости принятия безотлагательных решений могут созываться внеочередные сессии САС. В период между министерскими сессиями не реже 1 раза в неделю проводятся заседания постоянных представителей государств — членов альянса в ранге послов. На них рассматриваются политические аспекты текущей деятельности блока, осуществляется согласование позиций стран-участниц по актуальным международным проблемам, координируются действия национальных правительств по проведению военно-политических мероприятий, разработанных руководящими органами альянса. КВП является высшим военно-политическим органом по решению вопросов организации руководящих военных органов и объединённых командований НАТО, утверждения планов строительства и использования коалиционных сил, выработки стратегических концепций блока, военного участия стран в союзе. Заседания комитета с участием министров обороны государств — членов блока кроме Франции проводятся 2 раза в год перед сессиями САС.
На них обсуждаются проблемы, относящиеся к планированию совместной военной деятельности, включая строительство ОВС НАТО, планы их совершенствования и всестороннего обеспечения, а также производятся назначения командующих коалиционными органами военного управления. В период между заседаниями КВП министерского уровня руководство военно-политической деятельностью альянса осуществляется постоянными представителями стран блока, которые в ходе заседаний рассматривают проблемы текущей военно-политической деятельности альянса, обсуждают и решают административно-финансовые вопросы, а также вопросы функционирования подчинённых военных органов. ГЯП — высший руководящий орган альянса по вопросам ядерной политики. Он предназначен для изучения общих проблем ядерной стратегии Североатлантического союза, разработки планов развития ядерных сил блока, рассмотрения вопросов развёртывания, обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия , контроля над вооружением и распространением оружия массового поражения. Представитель Исландии участвует в работе группы в качестве наблюдателя. Подготовительную работу заседаний ГЯП проводит штабная группа, которая заседает не реже 1 раза в неделю.
В её состав включены высокопоставленные представители военных ведомств и государственных учреждений государств — членов блока, а также эксперты, специализирующиеся в области коалиционной ядерной политики. Заседания этой группы проходят несколько раз в год под председательством представителя США.
Политика закрытых дверей: четыре истории о том, как Россия могла вступить в НАТО
Особенно — рыцарские романы. Это ведь их западная традиция — выставлять трофеи напоказ. Ну, скажите, какой может быть замок без пиршественной залы с трофейными доспехами, мечами и знамёнами? Англичане-то не постеснялись учредить орден «Крест Виктории» и штамповать его из бронзы наших орудий, вывезенных из Севастополя в 1856 году. Что уж говорить о сокровищах британской короны — там и драгоценности дома Романовых, и индийские алмазы — ворованные, а не завоеванные.
В западных музеях и частных коллекциях до сих пор горделиво скальпы индейцев выставляются, и сушеные головы пигмеев. А мы их наемников честно утилизируем целиком, не отрезая уши, как это делали американские варвары во Вьетнаме. Так что натовским коровам мычать в нашу сторону неуместно. Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине читайте в теме «Свободной Прессы».
Это может включать выполнение определенных реформ, участие в миротворческих операциях или увеличение военных расходов. После завершения переговоров, страна-кандидат должна получить одобрение всех членов НАТО для вступления. Это требует единогласного решения всех членов альянса.
Первое расширение произошло в 1952 году, когда Греция и Турция присоединились к альянсу. Некоторые из потенциальных кандидатов включают Грузию и Украину. Однако, процесс принятия новых членов может быть сложным и требует согласия всех членов НАТО.
Расширение НАТО имеет своих сторонников и критиков. Сторонники считают, что расширение укрепляет безопасность и стабильность в регионе, а также способствует демократическим преобразованиям в странах-кандидатах. Критики же считают, что расширение НАТО может привести к напряженности с Россией и усилению геополитической конкуренции.
Альянс создан для защиты своих членов от внешних угроз и агрессии. В случае нападения на одну из стран-членов, остальные члены обязуются оказать ей помощь в соответствии с принципом коллективной обороны, закрепленным в статье 5 Североатлантического договора. Сотрудничество и партнерство НАТО также играет важную роль в развитии сотрудничества и партнерства с другими странами и организациями.
Альянс поддерживает диалог и сотрудничество с партнерами по всему миру, включая страны-неприсоединившиеся, а также другие региональные и международные организации. Это способствует укреплению стабильности и безопасности в мире. Кризисное управление и миротворчество НАТО также играет активную роль в кризисном управлении и миротворчестве.
Альянс может принимать участие в миротворческих операциях, направленных на предотвращение конфликтов, поддержание мира и обеспечение гуманитарной помощи. НАТО также может предоставлять помощь в случае природных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Сотрудничество в области обороны и военной техники НАТО способствует сотрудничеству своих членов в области обороны и военной техники.
Альянс поддерживает совместные учения и тренировки, обмен опытом и информацией, а также сотрудничество в разработке и производстве военной техники. Это позволяет укреплять обороноспособность стран-членов и повышать их эффективность в случае возникновения угрозы. Продвижение демократических ценностей НАТО также продвигает демократические ценности и принципы правового государства.
Альянс поддерживает развитие демократии, защиту прав человека и основных свобод, а также принципов правового государства. НАТО также поддерживает страны-кандидаты в их усилиях по демократическим преобразованиям и соблюдению международных норм и стандартов. В целом, НАТО играет важную роль в обеспечении безопасности, стабильности и сотрудничества в современном мире.
Альянс является ключевым форумом для обсуждения и решения международных проблем и угроз, а также для сотрудничества и партнерства с другими странами и организациями. Критика и противодействие НАТО Несмотря на свою значимость и роль в международных отношениях, НАТО также подвергается критике и сталкивается с противодействием со стороны некоторых государств и организаций.
В 2003-2014 годах альянс руководил Международными силами безопасности в Афганистане. В 2009-2016 годах силы блока участвовали в операции по противодействию пиратству у берегов Африканского Рога "Океанский щит" Ocean Shield. В 2011 году силы НАТО провели операцию "Объединенный защитник" Unified Protector в Ливии, объявив ее целями соблюдение режима эмбарго ООН на поставки оружия в эту страну в условиях гражданской войны, обеспечение бесполетной зоны и защиту гражданского населения. Это одна из крупнейших операций блока, наряду с "Союзнической силой" в Югославии в 1999 году. Повышенное внимание альянс уделяет вопросам безопасности на восточном фланге. В рамках сил быстрого реагирования в 2014 году была создана Объединенная оперативная группа повышенной готовности Very High Readiness Joint Task Force, VJTF , способная к размещению в течение 48 часов. Изначально она состояла из многонациональной сухопутной бригады численностью около 5 тыс.
Для обеспечения быстрого развертывания этого контингента были учреждены штабы в шести восточноевропейских странах. На начало 2023 года VJTF насчитывает 11,5 тыс. В 2016 году было принято решение о размещении четырех многонациональных боевых групп "расширенного передового присутствия НАТО" в Польше, Латвии, Литве и Эстонии дислокация началась в ноябре 2016 года, полностью батальоны были укомплектованы в июне 2017 года, общая численность военнослужащих превысила 4,5 тыс. В 2022 году были развернуты еще четыре боевые группы - в Болгарии, Румынии, Венгрии и Словакии. В 2019 году была утверждена военно-космическая стратегия НАТО, предполагающая усиление противоракетной обороны мониторинг космического пространства, защита коммуникаций, выявление запусков ракет и отслеживание их траекторий в атмосфере Земли. В том же году было принято решение активизировать работы по созданию эффективных систем противоракетной обороны. В декабре 2020 года Йенс Столтенберг представил программу "НАТО - 2030: Единство в новой эре", в которой главными угрозами альянса названы "Россия, терроризм, кибератаки, технологии, подъем Китая и климатические изменения". В октябре 2021 года альянс утвердил глобальный план обороны в случае кризисов и конфликтов. Он определяет действия НАТО на случай крупномасштабного военного конфликта с Россией и включает возможность боевых действий от Балтийского до Черноморского региона.
Заявка, поданная СССР в 1955, была отклонена. Для Европы началось непростое напряженное время, символом которого стало строительство Берлинской стены в 1961 году. Цель этой доктрины заключалась в том, чтобы удержать любую сторону. В 1960 годы этот непростой, но стабильный статус-кво начал меняться. Несмотря на такое неблагоприятное начало, к концу десятилетия то, что прежде было оборонной организацией, стало ориентироваться на ослабление напряженности между западным и восточным блоками, вызванное принятием статус-кво. У НАТО появились новые задачи — забота о безопасности за пределами стран НАТО, борьба с международным терроризмом, недопущение распространения оружия массового уничтожения и снижение угрозы. В течение этого десятилетия НАТО неожиданно сменило локацию. В марте 1966 года Франция объявила о своем намерении выйти из объединенной структуры военного управления НАТО и потребовала убрать все штабы союзников с территории Франции.
Этот шаг был реализацией политики президента Франции Шарля де Голля по возврату Франции статуса великой державы, которая включает в себя создание собственного ядерного оружия, избавление от зависимости от США в военном, экономическом и в финансовом отношениях. При этом Франция оставалась в Североатлантическом союзе и постоянно подчеркивала свое намерение выступить в случае военных действий.
Страны-члены НАТО и кандидаты на вступление в альянс: инфографика
Принятие в Альянс "несевероатлантических" членов лежит в основе доктрины Трумэна — расширение военной и экономической помощи государствам, уязвимым для советской угрозы. Вторая волна расширения Германия стала членом Североатлантического альянса 9 мая 1955 года. Получила право на формирование вооруженных сил, но не имела права иметь собственное оружие массового поражения. Третья волна расширения Испания была принята в Альянс 30 мая 1982 года.
В 1996 году испанский парламент одобрил участие страны в общей командной структуре НАТО. Путь к расширению Альянса открыла программа "Партнерство ради мира" 1994 год , активизировавшая сотрудничество со странами бывшего соцлагеря. С этого началось расширение НАТО на восток.
Тогдашний президент России Борис Ельцин еще в феврале 1999 года в обращении к парламенту призывал противостоять концепции "натоцентризма", поскольку расширение Альянса "остается для России неприемлемым". Это расширение стало самым крупным в истории Альянса. Шестая волна расширения В 2009 году к Североатлантическому альянсу присоединились Албания и Хорватия.
Новое расширение произошло 1 апреля. В сентябре того же года тогдашний президент России Дмитрий Медведев отмечал, что у Москвы "ровные, нормальные отношения с Североатлантическим альянсом", однако "НАТО — это все-таки военный блок, и его ракеты направлены в российскую сторону". Страна была принята в Альянс спустя 11 лет и два дня после провозглашения независимости.
Присоединение происходило на фоне утверждений о вмешательстве РФ в выборы в республике.
НАТО и Россия 1991 год. Россия присоединилась к натовской программе "Партнерство во имя мира". Этот документ стал основой для укрепления отношений Москвы с натовскими столицами. Главной целью этого органа стала координация военно-политических действий Москвы и Брюсселя, в первую очередь, в сфере борьбы с терроризмом. В частности, РФ и альянс сотрудничали в рамках проводимой натовцами антитеррористической операции в Афганистане. Москва предоставила возможность натовским военным совершать транзит грузов в Афганистан через свою территорию.
После проведения Россией операции по принуждению Грузии к миру с целью защиты мирных граждан Южной Осетии и российских миротворцев, в НАТО резко осудили действия Москвы. Альянс оказывал всяческую поддержку Тбилиси по восстановлению военной инфраструктуры и ее оборонного потенциала, а впоследствии активно продвигал идею скорейшего вступления Грузии в блок. В Брюсселе заявили об "угрозах европейской безопасности" из-за действий Москвы и призвали полностью пересмотреть весь спектр взаимодействия с ней. Альянс фактически отказался от выполнения договоренностей в рамках Основополагающего акта, приостановив любое политическое и военное сотрудничество с Москвой. Неоднократно Брюссель объявлял персонами нон грата российских дипломатов, аккредитованных при НАТО, блокировал работу российского постпредства. На саммите руководство блока официально признало Россию "главной угрозой безопасности для альянса", а основной целью организации было обозначено "сдерживание". Встреча НАТО на высшем уровне подтвердила такой подход и обозначила вектор организации на наращивание военного потенциала, включая военную инфраструктуру у границ с Россией.
После очередной высылки российских дипломатов из постпредства при НАТО российское министерство иностранных дел объявило о "закрытии на неопределенный срок" диппредставительства при блоке. В опубликованном Москвой варианте договора с США и НАТО предлагалось закрепить соглашения об отказе от развертывания ракет средней и меньшей дальности наземного базирования вне своей территории и недопустимость дальнейшего расширения НАТО на восток. Ответа из западных столиц не поступило. Несмотря на некоторую нормализацию отношений с Россией после развала СССР, в НАТО никогда не отказывались от политики экспансии на Восток, а также наращивания своего военного потенциала. По словам президента России Владимира Путина, он неоднократно задавал представителям блока вопрос: "Зачем вы это делаете, в чем смысл? Вы думаете, на вас кто-то нападет? Ну хорошо, достаточно заключить договор".
В рамках конфликта на Украине натовские страны оказывают активную помощь украинским войскам, осуществляют масштабные поставки военной техники и вооружений Киеву, а также проводят подготовку и тренировки украинских военных. Его заседания проходят еженедельно на уровне постоянных представителей стран-членов, два раза в год - на уровне министров иностранных дел, три раза в год - на уровне министров обороны. Отдельно назначаются саммиты на уровне глав государств. Североатлантический совет принимает решения по ключевым вопросам повестки деятельности альянса. Решения принимаются на основе всеобщего согласия. Председателем Совета является генеральный секретарь. В его функции входит руководство процессом принятия решений, помощь союзникам в преодолении противоречий, а также обеспечение реализации принятых инициатив.
Генсек также является главным официальным представителем НАТО. Традиционно, на этот пост выбираются представители политических кругов европейских стран. Изначально предполагалось, что его полномочия истекут в 2018 году, однако на фоне обострения кризиса на Украине в НАТО неоднократно принималось решение о продлении срока руководства. По мнению аналитиков, это свидетельствует о неспособности стран-союзниц прийти к консенсусу относительно достойной политической фигуры, способной возглавить альянс в новых условиях. Параллельно с Североатлантическим советом в НАТО действует Группа ядерного планирования - руководящий орган, отвечающий за вопросы политики, связанной с ядерными силами и оружием.
Они должны быть подписаны всеми участниками организации.
Ратификация протоколов о присоединении. Правительства стран-членов должны утвердить документы. Процедуры варьируются в зависимости от государств. Приглашение генерального секретаря присоединиться к альянсу. Глава НАТО формально предлагает государству стать участником организации. Страны-кандидаты становятся участниками НАТО в соответствии с их национальными процедурами.
Взносы делятся на два типа: прямые и косвенные. Прямые взносы. Их государства-участники ежегодно вкладывают по формуле, которая основывается на ВВП. Чем этот показатель выше, тем больше страна платит. Косвенные взносы. Эти нерегулярные вложения — самые крупные.
Как говорится на сайте НАТО, они «поступают, например, когда государство-член выделяет потенциалы и или войска для участия в военной операции и несет расходы, связанные с таким решением». Структура НАТО Структура альянса представляет собой сложную и многостороннюю бюрократическую систему. Ее можно разделить на две категории: гражданскую и военную. Каждое государство-участник имеет место в САС. Он заседает на разных уровнях не реже одного раза в неделю, либо когда в этом возникает необходимость. Председателем САС является Генеральный секретарь, который помогает членам достичь согласия по ключевым вопросам.
Группа ядерного планирования. Она обладает аналогичными САС полномочиями в отношении вопросов, которые касаются ядерной политики Сеть комитетов. Они занимаются необходимыми делами: от политических до технических вопросов. В них регулярно заседают представители государств-участников НАТО и их эксперты. К военной категории относятся: Военный комитет. В случае начала военной операции он состоит из начальников штабов обороны государств-членов НАТО, которые руководят своими вооруженными силами, представляемыми странами на добровольной основе Стратегическое операционное командование.
Объединенный союзнический штаб, который руководит на трех уровнях: стратегическом, оперативном и тактическом. Трансформационное командование. Руководит трансформацией вооружения в соответствии с новыми технологиями, в том числе кибернетическими Должность главы альянса называется «генеральный секретарь».
Генеральный секретарь имеет заместителя и помощников по различным вопросам деятельности НАТО. Брюссель, Бельгия. Исмей 1952—1957 , П. Спаак 1957—1961 , Д. Стиккер 1961—1964 , М. Брозио 1964—1971 , Й. Лунс 1971—1984 , П. Каррингтон 1984—1988 , М. Вёрнер 1988—1994 , С. Баланцино и. Клас 1994—1995 , Х. Солана 1995—1999 , Дж. Робертсон 1999—2004 , Я. Расмуссен 2009—2014 , Й. Столтенберг с 2014. Франция представлена в ВК военной миссией, Исландия — наблюдателем. В период между заседаниями контроль за выполнением принятых ВК решений и координацию деятельности высших военных командований осуществляет Постоянный военный комитет в составе национальных военных представителей государств — участников военной организации блока. Центр круглосуточно отслеживает военно-политическую обстановку во всех регионах мира и оперативно доводит её до руководства альянса. Создание НАТО в условиях начавшейся «холодной войны» способствовало расколу Европы на военно-политические группировки, усилению гонки вооружений и обострению конфронтации между Западом и Востоком. Политические и правовые основы функционирования НАТО были заложены в содержание Североатлантического договора. Их детализация и военно-теоретические положения по применению вооружённых сил альянса отражались в стратегических концепциях НАТО, директивах, руководящих указаниях и других концептуальных документах, содержание которых менялось по мере расширения альянса и эволюции взглядов военно-политического руководства на способы ведения войны. В период «холодной войны» были приняты 4 стратегические концепции 1950, 1952, 1957, 1968 , последняя из них в вопросах применения вооружённых сил блока имела универсальный характер и действовала до конца 1980-х гг. С распадом международной системы стран социалистического содружества и ОВД руководство НАТО приступило к пересмотру военно-политических целей, провозгласив, что политика альянса в области безопасности базируется на трёх элементах: диалоге, сотрудничестве и обеспечении потенциала коллективной обороны. В Стратегической концепции 1991 г. Так, было заявлено, что потенциальная угроза для стран — членов НАТО исходит не от спланированной агрессии, а от нестабильности на Европейском континенте, вызванной социально-экономическими и политическим проблемами, этническими разногласиями и территориальными спорами. Кроме того, в документе подчёркивалось, что, хотя сложившееся положение в Европе в ближайшей перспективе делает крупномасштабное нападение на союзников маловероятным, всё же такая возможность не может исключаться. Таким образом, НАТО пошло по пути расширения списка возможных угроз для обоснования проецирования силы за традиционную зону ответственности, открывая возможности для вмешательства во внутренние дела других государств.
Какой союз возник раньше – НАТО или ОВД?
НАТО исполнилось 74: хроники старческого маразма | — НАТО образовался, прежде всего, как инструмент ведения войны против СССР. |
Вы точно человек? | Целью НАТО официально является «обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе». |
Вы точно человек? | Таким образом, действующая стратегическая концепция НАТО является логическим продолжением проводимой агрессивной политики по расширению границ и глобализации роли альянса через подмену им институтов ООН. |
Страны, входящие в НАТО: какие страны ОВД вошли в альянс | Репутация НАТО в глазах западной интеллигенции и бывших колоний, таких как Индия, после этого дипломатического фортеля сильно упала. |
Как расшифровать аббревиатуру "НАТО"
- 4 апреля исполняется 75 лет с образования НАТО.
- НАТО исполнилось 74: хроники старческого маразма
- НАТО отмечает 73 года со дня образования. Чем отличился альянс за все эти годы?
- История НАТО на пальцах - YouTube
История НАТО: как происходило расширение на восток вопреки обещаниям
В 1954 году заявку на вступление в НАТО подал СССР, однако прошение было отклонено — североатлантический альянс изначально создавался именно в противовес мощному Советскому Союзу. Аналитик Станкевич: за 74 года существования НАТО стал инструментом агрессии США. Боевые части НАТО уже на Украине: Запад задумал предотвратить крах ВСУ.
Не НАТО бояться? Зачем создавали Североатлантический альянс. Его история
В этой статье мы рассмотрим историю создания и развития НАТО, его цели, структуру и роль в современном мире, а также критику и противодействие, с которыми. Отдельные государства НАТО определяют, какие именно формирование и подразделения национальных вооруженных сил будут переданы в распоряжение Североатлантического союза для выполнения согласованных задач или операций. Вспоминаем, как советское и российское руководство пытались вступить в НАТО, и что из этого вышло.
Расширение НАТО: этапы и предпосылки
Что такое НАТО — расшифровка, создание и назначение организации | В состав постоянных членов НАТО в 2024 году входят следующие страны. |
AT: НАТО направляет на Украину боевые части с целью предотвратить победу России | Командование НАТО по операциям осуществляет руководство оперативными командованиями объединенных сил блока в нидерландском Брюнссуме, итальянском Неаполе и американском Норфолке. |
НАТО: что это, расшифровка, страны, цели | РБК Тренды | Считается, что толчком для образования НАТО послужили события в Чехословакии 1948 года, а также Берлинский кризис 1948 – 1949 годов. |