Все отзывы о спектакле «Лавр» – Афиша-Театры.
Модно ли быть русским? Дискуссия о спектакле «Лавр» в Новом Театре
«Лавр» сделал свое дело | Спектакль "Лавр" по бестселлеру Евгения Водолазкина. Такой масштабной постановки в Московском художественном театре ещё не было. |
Лавр, свеча, чудеса! | Лавр — спектакль о каждом из нас. Постановочная группа. |
Мы и сами ничего не понимаем. "Лавр" Бориса Павловича в театре "На Литейном" | 12 декабря состоялась одна из самых ожидаемых театральных премьер этого сезона — спектакль «Лавр» на сцене МХАТа им. Горького по одноименному роману Евгения. |
Состоялась премьера спектакля «Лавр»
Возвращая его на сцену, мы не ставим задачу повторить этот успех — нельзя, да и неинтересно входить в реку дважды. Мы относимся к нашим достижениям, как к трамплину, который может вывести постановку на новый уровень. Продолжая работать с исполнителями главных ролей Дмитрием Певцовым, Леонидо м Якубовичем, Вал ен тином Клементьевым, м ы включаем в актерский ансамбль новых артистов на роли важнейших персонажей. Они встречаются с главным героем на его маршруте, который, как стрела, пронизывает не только пространство от Кирилло-Белозерского монастыря до Иерусалима, но и время от средневековья до наших дней. Эти встречи — важнейших вехи на пути обожения, то есть, приобщения человека к божественной жизни. Невероятны е условия со здает уникальная сцена Центрального театра Российской Армии, самая большая драматическая сцена Европы. Оснащенная двумя поворотными кругами разных диаметров, она дает колоссальные возможности для создания разных картин и перемен декораций.
Все становится масштабнее, в том числе и реквизит: например, кульминационная сцена в Иерусалиме, приобретает 60 дополнительных лампад, опускающихся из-под колосников. Мы усиливаем принцип парадоксальности сосуществования реалий разных эпох. В романе герои в XV веке идут по лесу, натыкаясь на пластиковые бутылки. В переводе на язык театра это может быть сочетание архаичных, «старомодных» атрибутов типа пучков настоящей соломы или обычного веника с самыми высокотехнологичным световыми и сценографическими эффектами, придуманными художником по свету Алексеем Наумовым и сценографо м Александром Цве тным, в творческом багаже которого оформление шоу «Алые паруса».
О том, можно ли отдать свою жизнь за другого человека. Евгений Водолазкин говорит, что хотел написать историю о добром человеке, о диалоге человека с Богом. И оказалось, что для такой истории нужна дистанция — чем больше, тем лучше. Например, взглянуть из современности — на Средневековье. Или из Средневековья — в сегодняшний день. Спектакль «Театра на Литейном» пытается сохранить мерцающую природу романа, где сквозь одно время просвечивает другое, где юродивые и посадники идут по показавшимся из-под талого снега пластиковым бутылкам на будущую Комсомольскую площадь.
Поэтому «Лавр» — это движение навстречу к самим себе. Спектакль рассказывает о духовном пути главного героя, о разных людях, живших в пятнадцатом веке, о сложностях земного пути и их преодолении.
До встречи — пустота, ничто, а после расставания пустоты уже не бывает. Встретившись однажды, полностью расстаться невозможно. Человек остается в памяти как ее, памяти, часть. Эту часть создал он, и она живет и иногда входит в соприкосновение со своим создателем. Иначе отчего же мы чувствуем дорогих людей на расстоянии? Я двигался бы дальше и дальше, пока шли бы мои ноги, ибо не боюсь движения и усилий. Я лишь боюсь, что иду не туда. Ошарашенная, вся в своих мыслях бежала к метро, как неожиданно почувствовала на себе взгляд из арки, это было лицо смотрящее на меня со стены.
Лавровый пинок: премьера Театра "На Литейном"
спектакль "Лавр". 7 ноября 2023 года администрация и студенты ОЦАД посмотрели спектакль «Лавр» — постановку художественного руководителя Нового Театра Эдуарда Боякова по. 4 июля МХАТ имени М. Горького завершил 123-й сезон показом премьерного спектакля «Лавр» по одноименной книге Евгения Водолазкина.
Спектакль Лавр
Историю святого поставили в мультимедийных декорациях - МК | 12 октября 2022 года в Магнитогорском драматическом театре им. А.С. Пушкина состоялся очередной показ спектакля «Лавр» по одноименному произведению Е.Г. Водолазкина. |
«Лавр» — новая театральная легенда | Накануне премьеры Лавра в МХАТ им. Горького писатель Водолазкин был на шоу Урганта, а за пару дней до московских гастролей петербургской инсценировки сидел в студии Познера, и буквально в день показа питерского спектакля попал с виртуальным интервью в Новости. |
«Лавр» сделал свое дело | Музыкальная жизнь | Возвращение спектакля ставит его на новый уровень – «Лавр» 2023 года впитает в себя новую энергию и новые приемы – как постановочных средств, так и режиссерских решений. |
«Лавр»: житие как феерия
Что говорят звезды после просмотра спектакля «Лавр» в Новом театре, премьера которого состоялась 5 и 6 октября 2023 года: что больше всего понравилось, кто из актеров запомнился, отзывы Дины и Арины Авериных, Андрея Бледного и Нелли Кобзон. 12 декабря на сцене Московского художественного академического театра им. М. Горького состоялась премьера спектакля «Лавр» по одноименному роману Евгения Водолазкина. У нас вы сможете купить билеты на спектакль Лавр в МХАТ им. Горького даже в том случае, если билетов уже нет в кассе театра! 12 октября 2022 года в Магнитогорском драматическом театре им. А.С. Пушкина состоялся очередной показ спектакля «Лавр» по одноименному произведению Е.Г. Водолазкина. Режиссер неисторического жития «Лавр» Алексей Вотяков заметил, что за полгода, прошедшие со дня премьеры спектакля, он, действительно «подрос» и иногда удивляет постановщика.
Ирина Текслер в Магнитогорске посмотрела резонансный спектакль “Лавр”
Сценография Александра Цветного использует принцип «жития в клеймах»: декорация — своего рода «иконостас», в каждой ячейке которого «включаются» разные события. Декорации трансформируются то в корабль, то в многоэтажный дом, то в пещеру святого старца. Художник по костюмам Алиса Меликова разработала для каждого персонажа свой облик, в котором узнаваемый стиль средневековой одежды синтезирован с сегодняшними дизайнерскими деталями. Лавр — спектакль о каждом из нас.
Хотелось смотреть и смотреть, с жадностью вбирая в себя себя мудрость и любовь этого человека вне времени. Я долго сидела держалась, крепилась, чтобы не заплакать, и не смогла устоять, в конце я просто разрыдалась! Слёзы катились градом, я вытираю, чтобы никто не видел, а они предательски новой волной скатываются по щекам… Игра актёров потрясающая, а голоса - заслушаешься! Особенно в исполнении женщин, какие голоса… Мне захотелось ещё раз, уже не послушать аудиокнигу, а прочитать живой текст, погрузиться в переплетение тысячелетий.
Столько ярких цитат, щемящих сердце: -«Иногда думаешь, стоит ли привязываться к людям, если потом так тяжело расставаться тут меня прям переклинило. Это же мои мысли… Обнимая брата Гуго, Арсений похлопал его по спине: Знаешь, друже, всякая встреча больше ведь, чем расставание. До встречи — пустота, ничто, а после расставания пустоты уже не бывает. Встретившись однажды, полностью расстаться невозможно.
Конфликт между критиком и театром получил продолжение спустя два дня. Кокшенева продолжила выступать с критикой в адрес Эдуарда Боякова, упрекнув его в том, что гениталии на проецируемом изображении декораторы прикрыли на этот раз трусами с надписью «capitolina». В посте, сопровожденном соответствующей фотографией, она написала: «... Конечно, они трусят. Ну что ж, напомню смысловику Боякову: мое имя — имя Святой мученицы Капитолины Каппадокийской... Судя по тому, что мы видели, это картинка из какого-то древнего анатомического атласа.
Мы — городской театр, мы — театр для буддистов, для агностиков, для православных, для католиков, может быть разве что не для сатанистов… А с остальными надо разговаривать. Театр — искусство светское. Если бы мы ставили спектакль про немецких рыцарей, мы бы поехали в Нюрнберг, где Вагнер писал «Нюрнбергских мейстерзингеров», если бы мы ставили спектакль про Гаутама Будду, то поехали бы в Северную Индию или в Тибет. Теперь что касается благословения: это дело сугубое, дело личное.
Да, я получал благословение, но это не значит, что я артистов по этому принципу привлекаю. Хотя, безусловно, отношение МХАТа к русской православной традиции, конечно, отличается от отношения к какой-то большой великой религии, к даосизму, например. Но да, даосизм есть, но мы же не даосы. Даже если мы не воцерковлены, мы все равно говорим на этом языке, мы дышим этим воздухом, мы находимся в пространстве этого орнамента, этой семиотической системы, и мы даже не догадываемся, насколько мы православные в культурном отношении.
Даже невоцерковленные люди являются православными, потому что они дышат этим воздухом, потому что они слышали, как Варя Котова поет колыбельные — в нас этот код, музыкальный паттерн, он дается через пра-пра-пра, и у многих уже четыре, пять поколений уже закосили, убрали все традиции, но все равно остается эта генетическая память. И в этом отношении поездка в Оптину он была невероятным подспорьем, потому что там очень многие монахи, многие наши близкие люди — это люди, которые имеют потрясающее образование, кто-то из них имеет художественное образование высочайшее, кто-то потрясающий поэт. Буквально несколько дней назад старец Евфимий, который жил в скиту, оно отошел к Господу несколько дней назад — он издавал потрясающие стихи. Мы ездили туда за вдохновением.
А все-таки за благословением нужно ездить отдельно, не группой. Как итог: «Лавр» — это спектакль очень глубокий, объемный, воздействующий эмоционально на все органы чувств, включая обоняние — в избе деда Христофора н. РФ Валентин Клементьев, з. РФ Сергей Галкин звучит запах ладана.
«Лавр» сделал свое дело
Новая версия, безусловно, удалась по точности и глубине драматического прочтения романа Евгения Водолазкина. Режиссер ни в чем не спорит с автором, наоборот, как тонкий учитель-новатор, умеющий рассказать ученикам о "Войне и мире" так, что они захлебываются от неожиданности и потрясения, он "прочитывает" текст романа с такими смысловыми звучаниями и оттенками, что в него нельзя не влюбиться. Наверное, знатоки театра могут задаться вопросом о главных художественных, собственно театральных решениях постановщика, которые, конечно, не складываются арифметически из интересных декораций, старательной психологичности актерской игры, стильных музыки и танцев. Тут нужна не арифметика, а алгебра, и поэтому главные образные решения спектакля не до конца внятны, но его сила все-таки в другом. Самый придирчивый критический настрой буквально через 10-15 минут рассыплется и расплавится от ядерного излучения заново открытой Водолазкиным русской средневековой реальности, от слов псалмов и молитв, от житийной прототипичности действия и в романе, и в спектакле. Ты не успеваешь еще сглотнуть критическое замечание, как обнаруживаешь свои глаза на мокром месте от пронзительности вдруг проступающих сквозь текст и действие самых корневых основ русской культуры и бытия. Но совсем уж зазвенеть от пафоса, к счастью, помешает профилактическая ирония романиста, пересыпавшего трагические сюжеты средневековой реальности смешными современными штампами.
Как чувствовал? В 2013 году «Лавр» Евгения Водолазкина увидел свет. К сожалению или к счастью житийная литература практически не изучается в школах и университетах. Лишь студенты некоторых специальностей читают такие книги в рамках программы, большинство же едва ли знакомо с этой частью литературы. Роман «Лавр» стал сенсацией. История о средневековом враче попала на полки книжных магазинов, но долго там не задержалась — быстро переехала в дома к читателям. Стоило ждать экранизации или театральной постановки такой книги. Мнения о том, сложно или легко ставить классику, зачастую противоположны.
Особенно в исполнении женщин, какие голоса… Мне захотелось ещё раз, уже не послушать аудиокнигу, а прочитать живой текст, погрузиться в переплетение тысячелетий. Столько ярких цитат, щемящих сердце: -«Иногда думаешь, стоит ли привязываться к людям, если потом так тяжело расставаться тут меня прям переклинило. Это же мои мысли… Обнимая брата Гуго, Арсений похлопал его по спине: Знаешь, друже, всякая встреча больше ведь, чем расставание. До встречи — пустота, ничто, а после расставания пустоты уже не бывает. Встретившись однажды, полностью расстаться невозможно. Человек остается в памяти как ее, памяти, часть. Эту часть создал он, и она живет и иногда входит в соприкосновение со своим создателем. Иначе отчего же мы чувствуем дорогих людей на расстоянии?
Архаический быт средневекового отшельника оборачивается бурлением современного мегаполиса. Старославянский язык переплетается с модным сленгом, прошлое, настоящее и будущее существуют в единстве, глубокая религиозно-мировоззренческая тема покаяния раскрывается с позиций сегодняшнего человека, отстаивающего свое право на духовную победу в буре мировых и личных катастроф. Притча, житие, мелодрама, комедия, трагедия интегрированы в высокотехнологичное представление с фантастическими декорациями, светом и оригинальной музыкой. Русский аутентичный фольклор в исполнении известной певицы Варвары Котовой, пение которой сопровождают гусли, колесная лира и бас-гитара, органично сочетается с электроникой.
Мы и сами ничего не понимаем. "Лавр" Бориса Павловича в театре "На Литейном"
Как признается режиссер, помогла ему в этом сама книга, которую он называет «огромной, большой, важной — выдающимся текстом», а также «первым религиозным романом в русской литературе после "Мастера и Маргариты"». Постановка Эдуарда Боякова вызвала восхищение у зрителей и стала одним из самых востребованных и посещаемых театральных проектов в столице. В восторге от спектакля и его воздействия на зрителя оказался и сам автор романа — Евгений Водолазкин. Так он отозвался про увиденный спектакль: «Я сидел в зале и у меня текли слезы. Это совершенно удивительно: высшее искусство, когда актеры не играют, а живут на сцене. Театр воздействует на все человеческие чувства: на зрение, слух, обоняние, — но еще и на шестое чувство. То чувство, которое называется душой».
Роман является победителем премии «Большая книга» 2013 , был переведен и опубликован более чем на 30 языках мира. Жизнь «Лавра» на сцене началась несколько лет назад в МХАТе имени Горького благодаря творческому гению Эдуарда Боякова — он вызвался сделать то, что многие эксперты и актеры считали совершенно невозможным, — вывести «Лавр» на сцену. Как признается режиссер, помогла ему в этом сама книга, которую он называет «огромной, большой, важной — выдающимся текстом», а также «первым религиозным романом в русской литературе после "Мастера и Маргариты"». Постановка Эдуарда Боякова вызвала восхищение у зрителей и стала одним из самых востребованных и посещаемых театральных проектов в столице. В восторге от спектакля и его воздействия на зрителя оказался и сам автор романа — Евгений Водолазкин. Так он отозвался про увиденный спектакль: «Я сидел в зале и у меня текли слезы. Это совершенно удивительно: высшее искусство, когда актеры не играют, а живут на сцене.
Песцов действительно иногда запинался, но посмотрел бы я на вас дорогие в его шкуре, подумайте хорошенько, нашли бы вы в себе силы не то что роль на зубок знать, не то чтобы на сцену выйти, а из дома за хлебом спуститься. Война идёт, а он мягко говоря неравнодушен и серьёзно нагружен. Техническая сторона сцены прекрасна. Актёры действительно с микрофонами, в этом же зале проводят КВН , он огромен, почему вы не возмущаетесь тому что Масляков все эти годы говорил в микрофон? Как же вам угодить милые мои москвичи? Уложить книгу в спектакль совершенно нереально, поэтому ставятся отдельные вырезки, между которыми используются немые и очень атмосферные образы, и надо признать очень удачно. Единственное до чего можно докопаться,- это вставка современности, понять смысл которой без книги просто невозможно. Видимо это дань автору для очистки режиссёрской совести. Познакомьтесь с книгой перед просмотром, оно того стоит, в ней особый, нигде не встречающийся язык, автор лингвист, спец по древнеславянскому. Это всего 13 часов аудио, неделя в дороге на работу, а за рулём и того меньше. Найдёте легко и бесплатно, даже озвучки разные есть. А теперь о главном.
Консервативная революция или свето-представление. Горького 14 дек. Горького состоялась премьера спектакля «Лавр» по знаменитому роману Евгения Водолазкина. Режиссер и худрук театра Эдуард Бояков уверен: с этой постановкой театр совершил «квантовый скачок» и теперь находится на «острие актуальности». Мечта, констатация факта или пиар? Попробуем разобраться. Оживление, царящее последние два года вокруг МХАТа — того «доронинского», «горьковского», «другого», «того» с жестом направления и полушепотом , о котором с 1987 года никто толком не мог сказать, что там вообще происходит, и который чуть ли не обходили по другой стороне Тверского бульвара — без сомнения чудо, коим Москва обязана Эдуарду Боякову. В толпе операторских расчетов, единиц прессы и приглашенных на ген-прогон «Лавра» прямо забывались обстоятельства современной жизни. Программка безапелляционно высекает: «этот спектакль — главное высказывание обновленного МХАТ им. В этом новом театре декларативно и практически насаждается «большой стиль», что с начала сезона ударно продемонстрировали «Красный Моцарт» об Исааке Дунаевском , «Нюрнбергский вальс» о любви во время трибунала и собственно «Лавр». После оркестра Военно-космических сил России и «аутентичного» нюрнбергского зала, от постановки романа Водолазкина тоже стоило ждать чего-то громкого и эпичного. МХАТ обновляется, активно сжигая застоявшийся за три десятилетия ресурс «огромности», из терракотового склепа превращаясь в театр с гулким модернистским эхом. Тем примечательней, что за основу спектакля-гвоздя сезона, выдвигаемого в качестве художественного манифеста или идеологии , взяли постмодернистский роман. Впрочем, противоречия тут нет: постмодерн в версии нового МХАТа осмыслен и применен в своей способности к обильному цитированию и свободному синтезу выразительных средств и идей — скорее, как прикладной метод, нежели установка на кризисное мироощущение.
"Лавр" - возвращение к духовным истокам
Спектакль по времени очень долгий, с одним антрактом, в котором я с удовольствием насладилась чашечкой кофе, пролетел как мгновение. С декабря 2020 года в театре МХАТ им. М. Горького идет премьера спектакля художественного руководителя театра Эдуарда Боякова «Лавр» по одноименному бестселлеру. Перед началом репетиций спектакля «Лавр» я оказался в Пскове по рабочим делам.
«Лавр»: МХАТ. Доказательство от противного
«Лавр» это фэнтази, не имеющее ничего общего с высокодуховностью и православием (Пишу исключительно относительно спектакля в постановке Боякова, книгу Водолазкина, как первоисточник, не читала, посему судить не могу. Спектакль "Лавр" драматический, нестандартный, сложно выстроенный, содержательный и глубокий, длинный по протяженности, несомненно интересный и производит впечатление. Премьера спектакля «Лавр» Эдуарда Боякова по роману Евгения Водолазкина была с успехом представлена на сцене театра Российской армии 5 октября 2023 года.
Во МХАТе Горького прошла премьера спектакля "Лавр"
Автор романа — Евгений Водолазкин определяет жанр своего произведения, как роман-житие, «неисторический роман». Жизнь моя прожита четырьмя непохожими друг на друга людьми, имеющими разные тела и разные имена. Жизнь напоминает мозаику и распадается на части», — говорит Лавр. Так жизнь превращается в житие.
Выступление молодой артистки, которой доверили главную женскую роль Устины оказалось ошеломляюще исповедальным: «Лавр» — роман, который открыл мне мою собственную душу. Я родилась в Екатеринбурге в семье, где есть мусульмане, есть православные, а есть те, кто не причисляет себя ни к одной из религий. Чтобы никого не обижать я приняла для себя решение сохранить нейтралитет. Написала реферат по мусульманству, реферат по православию. И решила, что закрыла тему. Когда начали работать над «Лавром», я поняла что моя душа тянется к Богу, к православию. Я съездила в Оптину Пустынь — одна. До этого я никогда не видела ничего подобного. Я крестилась и стала идентифицировать себя как человек православный, причастный к русской культуре. Надеюсь, что этот спектакль заставит молодых людей услышать свою душу и почувствовать тягу к свету, к добрым поступкам и Богу. С этой точки зрения мы делаем важное дело. Эдуард Бояков передал слово народному артисту России Дмитрию Певцову, который стоял у истоков спектакля. И сейчас его участие в «Лавре» — миссия не столько актерская, сколько личностная. Время было другое, страна была другой. Казалось бы — зачем он сегодня, да еще на сцене театра Армии, главного театра вооруженных сил России? Зачем рассказ о каком-то средневековом русском святом? Я сейчас буду говорить не столько как артист, а как первый заместитель председателя комитета по культуре Государственной думы России. Последние 30 с лишним лет наша культура активно бежала в сторону противоположную духу, душе, традиционным ценностям. И главная проблема того содержания, как теперь говорят, того убегающего «контента» в том, что в главе этого бега стоял кошелек — деньги, бабки. Снять фильм, поставить спектакль — это зарабатывание денег. И если мы возьмем лучшие современные фильмы, мы увидим, что их герой, сюжет история — взяты из советского прошлого. Беда современного российского искусства, театра, кино в том, что нет современного героя — на экране, на сцене. А сами герои есть. Но про их не рассказывают — потому что на этом не заработаешь. Я в последние 17 месяцев, с тех пор как началась СВО, много езжу по разным местам, в основном по госпиталям, где выступаю. И я вижу, насколько важна поддержка штатских не только бойцам, но и врачам. Врачи, которые остаются на своем месте. Они устают душевно, физически. Вот они — настоящие современные герои. Мы знаем, что происходит с верой. Как известно, в окопах атеистов нет. Военные батюшки — истинные герои, многие из них погибли. Фильмы о них пока не сняты. И это понятно: нужен этап осмысления. Даже советский великий кинематограф осмыслил события Великой Отечественной войны через 15-20 лет. Так вот в «Лавре» мы говорим о православном русском святом.
На сцене театра Российский армии мы рассказываем о человеке, который был и молитвенником, и целителем. Это и есть современный герой, который воплощает наш русский дух. Поэтому премьера «Лавра» — не только яркое событие театральной культуры. Администрация и студенты ОЦАД получили радость от посещения спектакля и выражают глубокую благодарность Эдуарду Боякову и всем, кто потрудился над постановкой. В наше время такой спектакль особенно важен — он помогает понять, вокруг каких ценностей следует объединяться русскому народу, и способствует этому объединению. Ближайшие даты показов спектакля «Лавр»: 8 ноября 2023 года, 23 и 24 января 2024 года. За информацией о предстоящих постановках можно следить на официальном сайте Нового Театра.
Сделать героем вроде бы объявленный устаревшим и одряхлевшим текст - особый поступок. И когда ты слышишь "Все поправимо", это звучит, как выписанный лично тебе душевный рецепт. А знаменитый диалог купца Зигфрида с кузнецом Аверкием "Ты в нашей земле уже год и восемь месяцев, а так ничего в ней и не понял". Автор "Лавра" после премьеры признался в том же: "Я сидел в зале, и у меня текли слезы". Это мир, где люди живут большими идеями, а события значимы, если несут нравственный опыт Похоже, Бояков доказал тезис, в доказательстве которого сомневались даже его сторонники. О том, что театр поднимает большая идея. Многие из его критиков и сторонников почти одинаково пожимали плечами: ну какая еще идея после стольких лет почти истребительного для искусства властвования навязанных советской властью идеологий? Он смеется, что ли? А Бояков продолжал повторять: театр не живет без большой идеи. И явил ее в "Лавре". Ни в какие декламации не отлитую и кажется, что до конца растворенную в смешных и страшных изгибах сюжета идею христианского стояния и христианского пути в русском ее изводе. Без каких-либо ядовитых примесей ксенофобии, антисемитизма и изоляционистских упований. Лавра спасают старики-евреи.