"Московский патруль": в Подмосковье отреставрировали храм преподобного Пимена Угрешского. В документах Николо-Угрешского монастыря времени его послушничества он значился как Егор Егоров, а в «Воспоминаниях архимандрита Пимена» как Егор Егорович.
Запреты дня Вдовьи помочи
- Осенью 2023 года патриарх Кирилл освятит храм Пимена Угрешского в Оренбурге
- Главное сегодня
- Елена Егорова. Преподобный Пимен Угрешский и его последователи. История Угреши. Выпуск 1
- Преподобный Пимен Угрешский: традиции и верования в День Вдовьи помочи
- Жизнь в Церкви
- Новости партнеров
Житие святого Пимена Угрешского и в чем помогает верующим, молитвы
Осенью 2023 года патриарх Кирилл освятит храм Пимена Угрешского в Оренбурге - новости Орска | В храме Пимена Угрешского прошел чин малого освящения, который провел временно управляющий Оренбургской епархией митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. |
Преподобный Пимен Угрешский: «обычный» святой / | последние новости по тегу: пимен угрешский. |
"Православный календарь": День памяти Пимена Угрешского
В октябре 1853 года благодаря стараниям Пимена Николо-Угрешский монастырь превратился из штатного в общежительный. В документах Николо-Угрешского монастыря времени его послушничества он значился как Егор Егоров, а в «Воспоминаниях архимандрита Пимена» как Егор Егорович. русский святой второй половины XIX столетия, многолетний настоятель знаменитой подмосковной Николо-Угрешской обители. самые актуальные и последние новости сегодня. Храм преподобного Пимена Угрешского, расположенный на территории Николо-Угрешского ставропигиального монастыря, является единственным в России храмом-памятником. Два века спустя, в продолжение традиции духовного просвещения, в день памяти преподобного Пимена Угрешского после Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе.
Оценки жизни и деятельности
- Новости по теме
- Новости Татарстанской митрополии
- В Оренбурге прошел чин малого освящения храма Пимена Угрешского
- День памяти преподобного Пимена Угрешского в Николо-Угрешском монастыре 30.08.2021
- Оренбургская епархия РПЦ
- Путь преподобного Пимена Угрешского
В Оренбурге продолжается роспись храма Пимена Угрешского
Говорить о святом Пимене невозможно в отрыве от Николо-Угрешского монастыря, что находится в подмосковном городе Дзержинский. Возобновление почитания архимандрита Пимена произошло вместе с открытием обители в 1990 году. Храм преподобного Пимена Угрешского стал местом, где могут обратиться к молитве сотрудники ФСИН и их близкие. Богослужебные песнопения Божественной литургии исполнили архиерейский хор под управлением иерея Александра Ромашкова и хор храма преподобного Пимена Угрешского. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил определить преподобного Пимена Угрешского (1810-1880) небесным покровителем работников. Лента новостей.
О преподобном Пимене Угрешском
Ежегодно 30 августа в древнюю подмосковную обитель приходят ее многочисленные прихожане и паломники, чтобы молитвенно почтить память преподобного Пимена. Архимандрит Угрешский удивительным образом сумел соединить в своей жизни духовное и материальное. Для него, строителя и молитвенника, сорок шесть лет, проведенные на Угреше, были наполнены неустанными трудами на ниве Христовой и молитвой благодарности Господу. Святой архимандрит Пимен наставлял людей, обращающихся к нему за советом, каждое дело начинать с молитвы.
В 21 год Пётр Дмитриевич поступил в Новоезерский Кириллов монастырь, затем год подвизался в Оптиной пустыни, а в 1934 году оказался в Николо-Угрешском монастыре, который возглавил его духовный наставник отец Иларий. В 1853 году по уходу на покой настоятеля иеромонах Пимен был возведён в сан игумена и назначен настоятелем обители. При отце Пимене значительно выросло число братии. Начался расцвет монастыря. Архимандрит Пимен построил множество зданий и 5 храмов на территории обители.
Он обустраивал хозяйство, открывал доходные дома в Москве, создал в монастыре народное училище для детей. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов здесь был открыт лазарет. Из оскудевшей обители Угреша превратилась в духовный центр России. Тогда её начали называть второй Лаврой.
В октябре 1853 года Николо-Угрешский монастырь был преобразован из штатного в общежительный. Отец Пимен был глубоко и искренне благочестив, всегда усерден к церковному богослужению, строго придерживался устава церковного и не позволял никаких отступлений ни в самой службе, ни в часах богослужения, которые, однажды установленные, никогда не были изменяемы. Новый настоятель прилагал множество усилий, чтобы упрочить вещественное благосостояние вверенной ему обители, при этом памятовал о своем монашеском звании и с великой осмотрительностью принимал пожертвования благотворителей. Требовательный к себе и братии, игумен умел строго взыскать и наказать провинившегося и в то же время мог утешить достойного из братии, наградить и поощрить. Он всегда носил в кармане множество серебряных монет и когда при встрече с ним прохожий, нищий, рабочий или странник просили у него, никогда не отказывал и давал столько, сколько считал нужным и достаточным. За все годы, что он возглавлял монастырь, трудами отца Пимена было выстроено пять церквей: Николаевский собор, церковь преподобной Марии Египетской, Успенская, Скорбященская и Петропавловская скитская.
За несколько дней до смерти архимандрита Пимена в монастыре был заложен грандиозный Спасо-Преображенский собор. В августе 1858 года за выдающиеся заслуги по устроению монастыря он был возведен в сан архимандрита. В 1866 году при монастыре было открыто народное училище, а 1869 году архимандрит Пимен был назначен благочинным общежительных монастырей Московской епархии. Все эти монастыри под наблюдением и руководством отца Пимена пришли в более устроенный вид, он везде заботился о водворении порядка и благочиния. Архимандрит Пимен скончался 17 30 августа 1880 года. Почитание святого началось сразу же после его блаженной кончины, множество паломников приходило к месту его погребения. Часовня над могилой отца Пимена никогда не бывала безлюдной.
В храме молились игумении и насельницы женских монастырей и священнослужители Московской митрополии, многочисленные прихожане и паломники. Богослужебные песнопения исполнил хор Николо-Угрешского монастыря под управлением регента Сергея Маркелова. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия. Указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и к празднику Святой Пасхи иерей Дионисий Казанцев, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по Московской области, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа села Усово Одинцовского городского округа, был возведен в сан протоиерея с возложением палицы и наперсного креста с украшениями. Добросовестно, мужественно, невзирая на трудности, исполнял свое служение. В благодарность за эти труды считаю возможным возложить на Вас крест с украшениями из Патриаршей ризницы», — сказал Святейший Владыка. Указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и к празднику Святой Пасхи иерей Василий Лосев, секретарь епархиального совета Одинцовской епархии, руководитель Юридической службы Московской митрополии, настоятель храма святителя Николая Мирликийского г.
В оренбургском храме Пимена Угрешского к приезду патриарха Кирилла завершаются отделочные работы
"Московский патруль": в Подмосковье отреставрировали храм преподобного Пимена Угрешского. "Московский патруль": в Подмосковье отреставрировали храм преподобного Пимена Угрешского. В документах Николо-Угрешского монастыря времени его послушничества он значился как Егор Егоров, а в «Воспоминаниях архимандрита Пимена» как Егор Егорович.
В Пензе отметили день памяти Пимена Угрешского
Для него, строителя и молитвенника, сорок шесть лет, проведенные на Угреше, были наполнены неустанными трудами на ниве Христовой и молитвой благодарности Господу. Святой архимандрит Пимен наставлял людей, обращающихся к нему за советом, каждое дело начинать с молитвы. И сам всю свою жизнь следовал этой заповеди, возводя обитель не только материально, но и духовно. Он непрестанно молился о том, чтобы на этом святом месте Господь воссоздал монашескую общину, которая готовила бы людей для вечной жизни, для горнего Иерусалима. Преподобный Пимен, сам в детстве не получивший образования, в 1866 году открыл на Угреше народное училище, которое могли посещать дети из бедных семей.
Также не стоит поднимать ничего с земли, чтобы не привлечь неприятности в дом. По преданию, в этот день не следует проводить магические ритуалы и обряды гадания, чтобы не повернуть судьбу в плохую сторону. Вдовьи помоиь — день поддержки и заботы, праздничные традиции День Вдовьи помочи — это не только запреты, но и рекомендации, направленные на добро и поддержку. По традиции в этот день стоит помнить о тех, кто нуждается в помощи, и помочь им — ведь добро всегда возвращается вам троекратно. Кроме того, это время для посещения храма и молитвы о здравии, для избавления от лишних вещей, которые могут навлечь печали, и для привлечения удачи в дом. Важные дела Со временем многие из древних традиций уходят на второй план, но их смысл и значение остаются актуальными. День Вдовьи помочи напоминает нам о важности поддержки и заботы о ближних, о том, что добро, сделанное сегодня, обязательно вернется к нам в будущем. Таким образом, день преподобного Пимена Угрешского и Вдовьи помочи олицетворяют духовное богатство, мудрость и традиции, которые несмотря на время сохраняют свою актуальность и призывают нас не забывать о важности заботы и поддержки в мире, где каждый день так ценен.
Самары; Военно-патриотический клуб «Белый Крест»; Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» название на русском языке «Мизантропик дивижн» , оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md»; Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае; Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» ; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Абинска; Общественное движение «TulaSkins»; Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода; Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»; Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста; Община Коренного Русского народа г. Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. S», «The Opposition Young Supporters» ; Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Краснодара»; Межрегиональное объединение «Мужское государство»; Неформальное молодежное объединение «Н.
Абинска; Общественное движение «TulaSkins»; Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода; Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»; Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста; Община Коренного Русского народа г. Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. S», «The Opposition Young Supporters» ; Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Краснодара»; Межрегиональное объединение «Мужское государство»; Неформальное молодежное объединение «Н. Круглосуточная служба новостей.
О преподобном Пимене Угрешском
21 сентября 2023 года епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий осмотрел строящийся храм в честь преподобного Пимена Угрешского в Оренбурге. 28-30 августа 2022 года в Николо-Угрешском монастыре в городе Дзержинский Московской области впервые пройдет фестиваль «Спас на Угреше». Словом, нам всем стоит взять на вооружение принцип, которым руководствовался в жизни преподобный Пимен Угрешский. 21 сентября 2023 года епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий осмотрел строящийся храм в честь преподобного Пимена Угрешского в Оренбурге. 7 сентября закончили монтаж икон в иконостас храма Пимена Угрешского в Оренбургской области. Пимен Угрешский известен как неутомимый строитель подмосковного Николо-Угрешского монастыря, наместником которого последние 20 лет был епископ Вениамин.
"Московский патруль": в Подмосковье отреставрировали храм преподобного Пимена Угрешского
русский святой второй половины XIX столетия, многолетний настоятель знаменитой подмосковной Николо-Угрешской обители. Храм преподобного Пимена Угрешского стал местом, где могут обратиться к молитве сотрудники ФСИН и их близкие. иерей Алексий Орехов, клирик храма преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии. Сам Петр был послушником в Оптиной пустыни, затем принял монашеский постриг с именем Пимен в Николо-Угрешском монастыре, со временем став там настоятелем. русский святой второй половины XIX столетия, многолетний настоятель знаменитой подмосковной Николо-Угрешской обители. 7 сентября закончили монтаж икон в иконостас храма Пимена Угрешского в Оренбургской области.
В Оренбурге освятили храм, который будет открывать патриарх Кирилл
Неудивительно, что в столице всерьёз задумывались — не упразднить ли монастырь вообще... На место нерадивых настоятелей пришёл игумен Иларий, искренний молитвенник и человек добрый, но далёкий от понимания мирского, ошибающийся в людях, кроме того, он был весьма несведущ во всём, что касалось хозяйственной стороны, как описывал его Пимен. Есть такой глубоко прочувствованный возглас почти любого православного человека: «Господи, дай мне способность не видеть чужие грехи! Молиться, любить всех ближних и дальних и видеть только свои грехи». Это спасительно и для нас, простых, грешных мирян, и для великого святого. Но для отца Пимена возможен ли был такой путь? Была ли у него такая возможность — не видеть чужие грехи? Похоже, что не было. Потому что и по судьбе своей, и по должности настоятеля он обязан был Божиим даром видеть насквозь человеческую природу. И он видел всё ясно. Есть такой особый прищур понимания на его бесценной фотографии.
Видеть всё и при этом остаться со спокойным мирным сердцем. Десятилетия отец Пимен был рядом с настоятелем, не ища никаких должностей. Тайный, тихий ангел-хранитель монастыря. И монастырь оживает строится, растёт, украшается каким-то чудом. Никто мне этого не поручал, я сам по моему желанию быть полезным обители просил отца игумена разрешить это... И не подозревали мы, какой подлежали ответственности, ведь наш план строительства был высочайше утверждён, самим императором… Перед масленицей отправили мы для найма рабочих во Владимир весьма благонадежного послушника. Он нанял 12 каменщиков, самых лучших». Будущий преподобный вспоминал, как рабочие сразу начали заготавливать белый камень и тесать его, вспоминал, что «одеты они были грязно, с заплатами», «речь их была груба». Но уже через некоторое время эти оборванцы и стали его первыми учителями в строительном деле. В те времена, жертвуя деньги на храм они, наши соотечественники 1850-го года, сознавали, что при этом дают средства на всё.
И на детей сирот, и на сохранение культуры, и на образование. На всё, ограждённое от хищной жизни пространство. Эти русские предприниматели, покоящиеся ныне под алтарями монастырских церквей — такая же часть истории Угреши, как цари, которые в этих церквях молились, как и святые. Господь дал тебе талант, удачу, деловую хватку, здоровье, трудолюбие и как следствие этого пришли к тебе деньги. Ему же и отдай, верни в его дом, то есть, в храм, в монастырь или бедным раздай. Эту простую истину не надо было никому объяснять. Но эти-то богатейшие купцы — не чета некоторым сегодняшним, каждый рубль они заработали сами. И, стало быть, они и в людях прекрасно разбираются, и характер у них не простой, недоверчивый, стать их другом не просто. Но видно отец Пимен их требованиям соответствовал. Тогда за праздничным пасхальным столом в монастыре обедали, бывало, 8 тысяч гостей, и семинария была построена, а значит ожило богословие, молодая, горячая православная кровь пришла в стены Угрешские.
Всё, всё это можно увидеть на фотографиях тех лет. Паломников стало приходить до 20 000 в год, и богадельня была построена, и больница монастырская возникла — бесплатная больница. Митрополит Филарет, будущий святой, на похвалы скупой более чем, приехав как-то раз и увидев полностью готовый расписанный храм, вдруг сказал с несвойственной ему горячностью, обращаясь не к настоятелю игумену Иларию, а к его подчинённому, монастырскому казначею Пимену и к благодетелям: «Совершеннейший рай, вы создали вторую лавру». Согрелось строгое сердце владыки Филарета. Немногим позже игумен Иларий неожиданно для всех попросил архиепископа Леонида отпустить его на покой. Преподобного же Пимена владыка назначил исполняющим обязанности настоятеля и лишь много-много позже его возведут в сан архимандрита. К началу весны 1877 г. Отец Пимен сам выбрал десять молодых послушников и отправил их в Москву учиться в фельдшерском отделении Военного госпиталя. Выучившись, они несли послушание в госпитале Угрешском, уже квалифицированно помогая раненым. Как не вспомнить, что святой благоверный князь Дмитрий Донской умер от ран, полученных на Куликовом поле всего через несколько месяцев после сражения.
Такой был тогда у нас князь, сам шел с клинком в руках впереди русских войск в решающей атаке. И ровно пятьсот лет спустя через преподобного Пимена вновь проявилось особое назначение Николо-Угрешского монастыря, его таинственная связь с воинским служением, которое было явлено при основании монастыря. Но при этом отец Пимен, человек взявший на себя все эти огромные государственные труды, в первую очередь — монах и молитвенник строжайший. Его сила и ясность душевная… Откуда она, откуда поразительное внутреннее спокойствие, с которым он жил и строил, как он Дух Святый стяжал? Говорят, что Царствие Божие нельзя выиграть по очкам, только вчистую. Здесь нет никаких ответов заранее. Мы ждём от святого чего-то яркого — мучений, чудес... А здесь —монах, администратор, строитель, собиратель, стяжатель. А за ним — святая страна. Может быть, времена мучеников прошли, но времена администраторов святых не прошли.
Похоже только-только они и наступают, и если не возникнут сегодня такие святые, как преподобный Пимен — придут последние времена. Епископ Дмитровский Феофилакт говорил на одном из богослужений, на котором нам довелось быть: «Ну как не чтить Пимена Угрешского. Это величайший был человек. Это образец и для монахов, и для мирских. Это труженик. А как он прощался с братией. Как он позволил всем очевидцам сосчитать всё до последней копейки, чтобы ничто не тяготило его в будущей вечной жизни. Уникальный пример и образец для всех, кто хочет жить благочестиво на русской земле». Может быть, и правда нам сейчас более всего нужны святые администраторы.
Он часто также ходил в Духов монастырь и, встречаясь там с одним подвижником, познакомился с ним. Он был человеком благочестивым и кроме храма Божьего почти нигде не бывал. Жил он в уединенной келейке, которую для него выстроили у себя на дворе всеми уважаемые в Вологде пожилые девицы Ачябьевы. Этот подвижник, к которому Петр начал ходить, поддерживал в юноше его благочестивое настроение. Достигнув семнадцатилетнего возраста, Петр достал себе книгу " Алфавит Духовный " и, прочитав ее, окончательно утвердился в мысли отказаться от мира. Зная крутой и несговорчивый характер своего отца, не слишком расположенного к монашеству, Петр весьма опасался открыться ему, предвидя с его стороны сильное сопротивление. К счастью, две из его младших сестер отпросились у отца вступить в Горицкий Троицкий монастырь. Это облегчило и Петру объяснение с отцом, и тот, хотя и не весьма охотно и не вдруг, однако согласился не мешать благочестивому юноше последовать примеру сестер. Юный послушник Петр находился на послушании в келарной, помощником келаря. Не без пользы провел он время своего новоначалия в Новоезерском монастыре и по прошествии многих лет, вспоминая о своем там жительстве, рассказывал многие подробности виденного им и различные обстоятельства тамошнего житья, глубоко врезавшиеся в его память. После кончины архимандрита Феофана, последовавшей 3 декабря 1833 года, Петр прожил еще несколько месяцев в Новоезерском монастыре, а в июне отправился на родину, в Вологду, хлопотать о своем увольнении от общества. Отец Игнатий Брянчанинов , бывший в то время игуменом Лопотова монастыря, снабдил Петра двумя письмами, из которых одно было адресовано известному Оптинскому старцу и учителю, отцу Леониду Наголкину , другое - к отцу Иларию младшему, жившему когда-то в Свирском монастыре вместе с Брянчаниновым. Благодаря этим двум письмам, Петр был радушно принят в Оптиной пустыни. Иеромонах Иларий, к которому Петр также имел письмо от отца Игнатия, был в Оптиной пустыни ризничим, и так как кроме него был еще и другой Иларий, то в отличие от того этот назывался младшим. По рекомендации игумена Игнатия Брянчанинова в 1834 году иеромонах Иларий был назначен настоятелем Николо-Угрешского монастыря Московской епархии, с возведением в сан игумена, и, отбывая на свое новое место служения, взял с собой послушника Петра в качестве своего келейника. При поступлении своем на Угрешу Петр был совершенный юноша, и хотя от роду ему шел уже двадцать четвертый год, он казался на вид несравненно моложе; небольшого роста, крепкого телосложения, но не слишком плотный, с живыми, проницательными глазами, которые все видели, все замечали; с темными широкими бровями и густыми, как шелк, темно-каштановыми волосами; бороды и усов не было еще и признаков. Он приехал из Вологды в подряснике из толстого черного сукна "оптинского" покроя и в кожаном поясе из тюленя, известных под названием "соловецких" поясов. Такое одеяние показалось очень странным Угрешской братии; много над ним трунили; говорили, что в штатном монастыре так не одеваются; называли его кожухом, однако Петр нисколько этим не обижался и, не обращая внимания на то, что говорят другие, и хорошею ли, дурною ли находят его одежду, продолжал носить свой подрясник, пока он ему годился. Недели через две по приезде он подал прошение о своем принятии в братство монастыря. При настоятельских келиях для келейника особой каморки не было, а в передней был отгорожен угол с окном, и здесь прожил Петр первые пять лет своего пребывания на Угреше. После того он целую неделю неисходно пребывал в Успенской церкви, где был пострижен, и в скором времени, уволенный от должности келейника, получил отдельную келию. Все прежние его послушания остались за ним, а вместо келейного он получил послушание церковное.
Он отметил, что памятное мероприятие очень важно и ценно. Сейчас в нем возобновились службы. Это большое дело: родственники погибших имеют возможность приехать сюда и помолиться за души своих родных. И сам храм, и аллея, высаженная здесь сегодня, увековечивают память о ребятах, отдавших жизни за нашу Родину», — подчеркнул Владимир Викторович. В 2000 году Министерство юстиции РФ и Федеральная служба исполнения наказаний организовали сбор средств на постройку храма в память о сотрудниках уголовно-исполнительной системы, погибших при исполнении служебных обязанностей. Впоследствии их имена появились на мраморных плитах, расположенных на западной и южной стенах церкви. Наместник Николо-Угрешского монастыря, тогда епископ Люберецкий, а ныне митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин и братия поддержали благое начинание. Возвести храм решили на месте бывшего монастырского кладбища, рядом с часовней, где покоился преподобный Пимен Угрешский. За образец взяли церковь Покрова Божией Матери на Нерли. Помощь в строительстве оказало Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции ныне Федеральная служба исполнения наказаний РФ. Святой, канонизированный в 2004 году на Архиерейском Соборе 2004, был настоятелем Николо-Угрешского монастыря с 1853 по 1880 год. К юбилейной дате в Пименовском храме силами и на пожертвования сотрудников Федеральной службы, а также при активной поддержке ее ветеранов проведен ремонт и обустроена территория. Внутри установили плазменный информационный терминал.
Но у каждого свой путь, свой неповторимый подвиг. В чем же его, Пимена, святость? Но надо понимать, что всё-таки суть святости не в том, что человек построил храм, а в чём-то другом. Вот эта суть порой ускользает», — говорит насельник Николо-Угрешского монастыря иеромонах Филарет. Как в сердце человека приходит это понимание: как же холодно в безбожном мире. И где она «Теплота» — «Угреша»? Святитель Игнатий Брянчанинов писал «Когда я был пятнадцатилетним юношей, несказанная тишина возвеяла в уме моем и сердце». И отец Пимен говорит в своей книге о любви к безмолвию как о высшей ценности монашества. И одно из имён Господа — «Начальник тишины». Святые непостижимым образом видят друг друга, опознают безошибочно, и обязательно прикасаются друг к другу где-то на жизненном пути, передают эту тайну святости. Судьба послушника Петра как никакая другая говорит о том, что Ангел-хранитель есть у каждого — и небесный, и земной. Для него таким ангелом был святитель Игнатий, впоследствии епископ Кавказский и Черноморский, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, величайший богослов, златоуст XIX века. Они были земляками, оба из Вологды. Отец Дмитрия был Вологодским предводителем дворянства. В Прощенное воскресение я пришел в церковь Успения Пресвятой Богородицы. Брянчанинов уже стоял впереди... Когда они встретились, их беседа началась в два часа дня, а закончилась утром, когда ударили к утрене. После беседы с ним Пётр утвердился в намерении вступить в монашество. Отец Филарет, один из нынешней братии Николо-Угрешского монастыря говорит: «Наше поколение, наш призыв, скажем так, пришёл в церковь в 1980-е гг. Да, мир меняется с пугающей скоростью. Но монастырь — это всё же то, что вне времени. Днесь и вовеки. Один из признаков, что монастырь жив и свят, это — паломники, богомольцы, которых можно увидеть здесь множество, в любое время года. Так было всегда, и сегодня, и сто, и тысячу лет назад. Пеший богомолец, странник, паломник, идущий по русской дороге, от монастыря к монастырю в поисках истины, Духа Святаго — неотъемлемая часть тогдашнего Русского мира. Кто-то становился странником, то есть, посвящал этому всю жизнь. Котомочка с сухарями, жестяная кружка или походный чайник и обязательно посох. Так они шли через всю Россию: к чудотворной иконе, к источнику целебному, к мощам святых, к старцу за советом, который изменит судьбу. Всё это можно увидеть на старых фото. Вот так из Вологды в Киев шёл и паломник Пётр. В своих воспоминаниях он подробно перечисляет многочисленные монастыри. Для будущего созидателя, строителя это — бесценный опыт. Их красота и полнота ведь означает, что в каждом из них подвижник, святой. Как происходит эта встреча: учитель — ученик, старец — послушник? Вновь в судьбе Пимена рука Святителя Игнатия. Я имел от отца Игнатия, к тому времени настоятеля Лопотова монастыря, письмо к двум старцам Оптиной пустыни — Леониду и Иларию, — писал Пимен. Дух старчества, воспоминание о нём, бесценные беседы и наставления остались в сердце на всю жизнь». Дальше в его жизни — Угреша, и это само по себе чудо. Когда-то, ещё в Вологде, юродивый Николка предсказал ему: «Ой, попадешь ты к Николе, а Никола никуда не ходит». И точно, будущий преподобный безвыездно прожил сорок лет в обители Святителя Николая. И остаётся до сих пор. Здесь покоятся его святые мощи. И вновь в его судьбе, уже в третий раз, святитель Игнатий. Отца Игнатия Брянчанинова назначили настоятелем в Николо-Угрешский монастырь, но как лично знакомый императору он был направлен в Сергиевскую пустынь. Митрополит московский Филарет спросил святителя Игнатия, не укажет ли он кого на своё место в Угрешу, и отец Игнатий указал на отца Илария, у которого Пётр будущий Пимен был келейником. Лазил я с фонарем и под собор, и на паперть. Помню до мелочей те свои ощущения… Всё монастырское было мне так дорого и близко, как будто было оно моей родовой собственностью, отеческим наследием, мною полученным», — вспоминал Пимен. До 1764 года обитель Угрешская имела рыбные ловли на Волге, соляные варницы в Тотьме, две приписных пустыни, не говоря уже о лесных угодьях, которые измерялись вёрстами… Несчастье ли, искушение ли это было в истории Угреши... В 1825 г. Знали, что в ризнице хранятся ценности и большие деньги. Заказали молебен Пресвятой Богородице. Все пятеро были вооружены кистенями и ломами. А братии тогда всего-навсего было десять человек, к тому же рассеянных по кельям. Но Господь уберёг верных своих монахов. Разбойники не совершили убийство и не смогли забрать деньги. В смятении они взяли, что смогли. Ограбили ризницу, ободрали оклады с икон и ушли. Утром иеромонах увидел разорённый храм. Послал за настоятелем. Игумен Израиль собирался в Москву к владыке, однако переменил намерения и вернувшись, пошёл проверять ризницу.