23 мая 2007 года Сергей Крикалев был избран почетным гражданином Санкт-Петербурга вместе с дирижером Валерием Гергиевым. Официальный сайт Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Сергей Крикалёв — биография космонавта
Космонавт Крикалев покинул должность исполнительного директора "Роскосмоса" | Смотрите онлайн видео «Сергей Крикалев». Легенды космоса на канале «ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА» в хорошем качестве, опубликованное 26 июня 2023 года в 15:35, длительностью 00:23:59 на видеохостинге RUTUBE. |
Космонавт, которого «забыли» в космосе | Пикабу | советский и Русский космонавт и инженер-механик. |
Крикалёв Сергей Константинович | по состоянию на 11 октября 2005). |
Космонавт Сергей Константинович Крикалёв, биография
Космонавт Сергей Константинович Крикалёв Сергей стал настоящей знаменитостью, после того как одновременно с первым полетом, его фото облетело первые полосы всех газет к ноябрю 1988 года. Биография. Сергей Константинович Крикалёв родился 27 августа 1958 года в Ленинграде. 18 мая 1991 года Сергей Крикалев отправился на станцию «Мир» в составе 9-й экспедиции. Сергей Крикалёв. Биография Сергей Крикалев — космонавт, карьера которого стартовала еще. Вместе с командиром шаттла Робертом Кабаной Сергей Крикалёв впервые открыл люк в МКС.
Сергей Крикалев
Мастер спорта СССР по высшему пилотажу. Заслуженный мастер спорта России. Чемпион СССР в командном зачете 1986. Чемпион Европы в командном зачете 1996. Чемпион мира в командном зачете в пилотаже на планерах 1997. Также кандидат в мастера спорта по многоборью. В 1981 году окончил Ленинградский механический институт по специальности «Проектирование и производство летательных аппаратов», получив квалификацию инженера-механика. Окончив институт, поступил на работу в НПО «Энергия».
Там он занимался испытанием оборудования, которое применяется в космических полетах. Кроме того, он разрабатывал методы работы в космосе, а также принимал участие в работе наземной службы управления. Когда возникли неисправности на станции «Салют-7» в 1985 году, он был членом группы восстановления, в его обязанности входила разработка методов стыковки с неуправляемой станцией. Также он курировал ремонт бортовых систем станции. В 1985 году его отобрали для подготовки к космическим полетам. В 1986-м он окончил курс основной подготовки. Затем был на время направлен в группу по программе корабля многоразового использования «Буран».
Начал подготовку к своему первому долговременному полету на станции «Мир» в начале 1988 года. Программа включала подготовку к выходам в открытый космос, стыковкам с новыми модулями, первым испытаниям установки для перемещения космонавта. Кроме того, он вел подготовку к работе во второй советско-французской научной экспедиции. Первый космический полет 26 ноября 1988 года состоялся запуск «Союза ТМ-7», в котором включенный экипаж представлял собой командира Александра Александровича Волкова, бортинженера Сергея Крикалева и французского космонавта Жан-Лу Кретьена. Предыдущий состав оставался на станции «Мир» в течение дополнительных двадцати шести дней, установив таким образом новый рекорд пребывания на станции для экипажа, состоящего из шести человек. После возвращения предыдущего экипажа на Землю, Крикалев, Поляков и Волков продолжили осуществлять эксперименты на борту станции. Поскольку прибытие следующего экипажа задержалось, они провели работы по подготовке станции к беспилотному полету и вернулись на Землю 27 апреля 1989 года.
В 1990 году Сергей Крикалев готовился к своему второму полету в качестве члена дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир». Второй космический полет В декабре 1990 года началась подготовка Сергея Крикалева к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Через неделю Хелен Шарман вернулась на Землю вместе с предыдущим экипажем, а Крикалев и Арцебарский остались на «Мире». В течение лета они провели шесть выходов в открытый космос, в рамках которых выполнили множество научных экспериментов и работы по обслуживанию станции. Возвращение Крикалева должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 года он согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера с другим экипажем, который должен был прибыть в октябре, так как следующие два полета были объединены в один.
Режиссёр Майкл Бэй в своём фильме "Армагеддон" создавал образ русского космонавта Льва Андропова под впечатлением от истории Сергея Крикалёва и неважно, что Андропов выглядел странновато, мы к такому привыкли - главное, что именно он спас героев-астронавтов. Сергей Крикалёв десять лет удерживал мировой рекорд по продолжительности пребывания в космосе - 803 дня в общей сложности. А его рекорд по количеству полетов - шесть - в России ещё не побит. В комментариях к этой статье написали - мол, это "бородатая история". Конечно, те, кто следит за космосом, знают о Крикалёве давно. Но знаете, с чего всё началось? Мой муж, не чуждый космосу человек, сразу сказал, что это фейк - а я зацепилась. Мне стало интересно: где правда, а где ложь в этом утверждении? В той статье писали, что в свой второй полёт Крикалёв отправился из СССР, а пока он был на орбите, страна развалилась. Сергею пришлось задержаться в космосе на неопределённое время - мол, потому, что у страны не было денег его вернуть. Специально сделала скриншот той статьи. Незаменимый В свой второй полёт Сергей отправился 18 мая 1991 года с командиром корабля Анатолием Арцебарским и химиком-технологом из Британии Хелен Шармен. Она стала первым британским астронавтом. Снизу вверх: Крикалёв, Шарман, Арцебарский.
А по возвращении получил Звезду Героя России за номером один. Космонавт Сергей Крикалев во время медицинского контроля на борту станции "Мир". Высший пилотаж - Ты слышал, Крикалев стал чемпионом мира! Я знал, что Сергей на подготовке к очередному полету. В такой период космонавты особенно себя берегут. Я помнил, что в юности он занимался высшим пилотажем и даже был чемпионом СССР. Но времена-то должны были пройти — есть более важная работа. А, оказывается, в свободное время Крикалев полетел вместе со сборной России в Турцию на чемпионат мира. Первый люк Крикалев первым в 1998 году открыл люк тогда еще состоявшей из двух модулей МКС — тоже прилетал на шаттле. А в 1999-м вместе с Юрием Гидзенко и Биллом Шепердом отправился в первую длительную экспедицию на Международную станцию. Помню, за день до старта я околачивался возле гостиницы «Космонавт» на 17-ой площадке Байконура, где живут экипажи. Подходит ко мне один из офицеров ЦПК и заговорщицкишепчет: - Тихо! Иди за мной, Серега и Юра хотят с тобой повидаться... Попасть чужому человеку к экипажу во время обсервации карантина перед стартом - Ред. Преодолеть заслоны врача экипажа по прозвищу Чума? Да легче границу с Финляндией переползти! На носочках пробираемся на третий этаж, где номер основного экипажа. На кроватях сидят Сергей и Юрий. Им скучно — все предстартовые формальности выполнены, спать еще рано. Я им дарю оттиск разворота в «КП» про первый экипаж, который должен работать на станции. Мы его заранее сверстали, но не опубликовали — суеверие. Вот когда они зайдут в станцию... Обратно спускаюсь чуть ли не через балкон. Оттиск «КП» космонавты отвезли на станцию, расписались, поставили бортовую печать. И вернули на землю. Он висел у меня в кабинете до 2006 года, когда пожар в редакции уничтожил многие важные документы. Крикалев все-таки слетал на шаттле. Единый отряд Крикалев еще раз слетал на МКС в 2005-м. И надолго стал рекордсменом. Шесть полетов, 803 дня на орбите. Но самое, наверное, сложное в его жизни началось уже после — в 2009-м, когда его назначили начальником Центра подготовки космонавтов имени Ю. Тогда вполне логично ЦПК решили передать из Минобороны ну какие военные задачи решают летчики и вообще — на подготовке и американцы, и немцы, и японцы, и канадцы гражданским, в Роскосмос. Никаких документов нет — никто такого еще не делал. Офицеры-инструктора грозят, что уволятся, - они теряли надбавки за звание, очередь на квартиру. Денег у гражданской структуры меньше, чем у военных. Авиаотряд, значившийся как военная часть, нужно переоформлять. Одновременно из четырех отрядов космонавтов, наконец, разумно формируется один.
Когда возникли неисправности на станции «Салют-7» в 1985 году, он был членом группы восстановления, в его обязанности входила разработка методов стыковки с неуправляемой станцией. Также он курировал ремонт бортовых систем станции. В 1985 году его отобрали для подготовки к космическим полетам. В 1986-м он окончил курс основной подготовки. Затем был на время направлен в группу по программе корабля многоразового использования «Буран». Начал подготовку к своему первому долговременному полету на станции «Мир» в начале 1988 года. Программа включала подготовку к выходам в открытый космос, стыковкам с новыми модулями, первым испытаниям установки для перемещения космонавта. Кроме того, он вел подготовку к работе во второй советско-французской научной экспедиции. Первый космический полет 26 ноября 1988 года состоялся запуск «Союза ТМ-7», в котором включенный экипаж представлял собой командира Александра Александровича Волкова, бортинженера Сергея Крикалева и французского космонавта Жан-Лу Кретьена. Предыдущий состав оставался на станции «Мир» в течение дополнительных двадцати шести дней, установив таким образом новый рекорд пребывания на станции для экипажа, состоящего из шести человек. После возвращения предыдущего экипажа на Землю, Крикалев, Поляков и Волков продолжили осуществлять эксперименты на борту станции. Поскольку прибытие следующего экипажа задержалось, они провели работы по подготовке станции к беспилотному полету и вернулись на Землю 27 апреля 1989 года. В 1990 году Сергей Крикалев готовился к своему второму полету в качестве члена дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир». Второй космический полет В декабре 1990 года началась подготовка Сергея Крикалева к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Через неделю Хелен Шарман вернулась на Землю вместе с предыдущим экипажем, а Крикалев и Арцебарский остались на «Мире». В течение лета они провели шесть выходов в открытый космос, в рамках которых выполнили множество научных экспериментов и работы по обслуживанию станции. Возвращение Крикалева должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 года он согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера с другим экипажем, который должен был прибыть в октябре, так как следующие два полета были объединены в один. Он и Франц Фибек, первый космонавт Австрии, вместе с А. Арцебарским 10 октября вернулись на Землю, а командир экипажа Александр Волков остался на орбите с Крикалевым. После смены экипажа Волков и Крикалев совершили еще один выход в открытый космос и вернулись на Землю 25 марта 1992 года. Этот полет вошел в историю тем, что космонавты улетали из СССР, а вернулись уже в Россию - во время экспедиции Советский Союз прекратил существование. Продолжительность полета составила 311 суток 20 часов 00 минут 34 секунды. Он стал последним космонавтом, получившим за полет автомобиль «Волга» в подарок. За первые два полета провел в космосе более года и трех месяцев, совершив семь выходов в открытый космос. В октябре 1992 года руководство НАСА объявило, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт с опытом космических полетов. Крикалев стал одним из двух кандидатов вторым был Владимир Титов , направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 года С.
Космонавт Крикалев Сергей Константинович
Сергей Крикалёв в выпуске ток-шоу "Мой герой" рассказал, как попадают в отряд космонавтов и какой медицинский тест отсеивает самое большое число кандидатов, почему терпение – это главное качество для космонавта. В 1994 году Сергей Крикалев стал первым россиянином, который участвовал в первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования шаттле Discovery. Сергей Крикалев. Но Сергей Крикалев сделал по-своему: нашел причину неисправности, восстановил и заново запустил сложные приборы шаттла. Правила жизни Сергея Крикалева. Космонавт, провел в космосе 803 дня, 59 лет, Москва. Сергей Крикалёв – не только самый опытный космонавт мира, но и блестящий фотограф, своим творчеством ознаменовавший новый этап на пути эволюции фотоискусства и расширивший предмет художественной фотографии до космических масштабов.
КРИКАЛЁВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
Ну, скорее курьез. Все-таки Вы осознанно хотели стать инженером. А космонавтика — это была мечта, как у всех советских детей тогда? Разные дети мечтают по-разному.
Скажу: я знаю своих друзей, которые говорят: «Мне было пять лет, я ещё читать-писать не умел, но уже хотел быть космонавтом». Хотя что такое космонавт, не очень знали. Я скажу: мне желание работать в этой отрасли пришло в старшей школе.
Я хорошо учился, я занимался спортом, я читал много книг, в том числе хорошей фантастики. И в некоторых из этих фантастических рассказов люди путешествуют по Солнечной системе. И это все казалось естественным на фоне того, что у нас уже появились первые космические станции, уже люди начали летать по десятку суток, многими неделями, иногда месяцами.
И казалось вполне естественным, что лет через 15-20 люди уже будут летать сотнями и тысячами. Поэтому хотелось попробовать работать в этой области. Когда в 1975 году я заканчивал школу, в космос полетел Георгий Михайлович Гречко.
Я прочитал его биографию, выяснилось, что он окончил Ленинградский Военмех, затем работал в Королёвском КБ и стал космонавтом. Я тоже поступил в Военмех, сейчас это Балтийский государственный технический университет, на специальность «Ракетостроение», и поскольку я хорошо учился, у меня была возможность выбора, куда идти работать. Я напросился в Королёвское КБ ныне — ракетно-космическая корпорация «Энергия» им.
Подготовка к первому полёту — В качестве бортинженера в 1988 году на корабле «Союз» Вы отправляетесь в свой первый полет. Предполагается долговременная экспедиция — Вы проведёте 5 месяцев на станции «Мир». Научная программа — международная, планируются технические и медицинские эксперименты.
Для неопытного космонавта это сложная миссия? Много работы и впечатлений было много: от первого взгляда в иллюминатор, от невесомости, от того, что Солнце заходит или выходит за окном 16 раз за сутки. Для меня общение с ребятами, которые прошли через такую экстремальную тренировку, стало, конечно, бесценным опытом.
Советско-французская научная программа тоже была интересной, хотя и сложной. Нам надо было снаружи станции установить огромную разворачиваемую конструкцию в 240 кг. Мы испытывали её на устойчивость, на вибрации.
Не всегда всё шло гладко, но мы справились. За каждый международный полёт страна-участница даёт такие высокие награды? Но это не только моя отметка, это оценка труда большого коллектива.
Космонавты находятся на верхушке большой космической пирамиды. А во-вторых, с какого-то момента я начал понимать, что это любой стране нужно, чтобы государство для себя расставило приоритеты — что важно, а что нет. И в этом направлении мотивировало молодое поколение.
В стране путч, государственный переворот. На Земле хаос. Как это выглядело из космоса?
А на Земле какая-то турбулентность началась. Это мы в замкнутом объеме, это, может быть, у нас должна быть стрессовая ситуация, это мы летим на огромной скорости — 8 километров в секунду. Но наша орбита предсказуема, а что там будет происходить на Земле, было не очень понятно.
И мы беспокоились за страну, за близких. Ваш полёт неожиданно продлили. Вместо положенных пяти месяцев — десять.
Даже потом, мне рассказывали, кажется, в Италии организовали общество, которое собирало деньги на мой возврат. На самом деле в середине полёта Земля меня предупредила: «У нас тут возникли проблемы с организацией следующих двух пусков, пытаемся слить их в один. Мы рассматриваем разные варианты, но самым простым будет, если ты останешься ещё на одну экспедицию».
Я тогда спросил, сколько у меня времени есть на «подумать». Ну, следующий виток «глухой», через виток, через три часа давай принимай решение».
С ноября 1986 года по март 1988 года проходил подготовку по программе «Буран». Калери, отстраненного от подготовки по состоянию здоровья. Первый космический полёт С. Крикалёв совершил с 26 ноября 1988 года по 27 апреля 1989 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-7» и орбитального комплекса «Мир» по программе 4-й основной экспедиции ЭО-4 и советско-французской программе «Арагац». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1989 года за успешное осуществление 151-дневного космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир» и проявленные при этом мужество и героизм Крикалёву Сергею Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С мая 1995 года исполнял обязанности заместителя руководителя полетом ОК «Мир».
Инженер-разработчик[ править править код ] Фрагмент беседы С. Крикалёва со студентами МГТУ им. Немного о космических туристах. После окончания института работал в НПО «Энергия». Испытывал оборудование, применяемое в космических полётах, разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985 году , когда возникли неисправности на станции « Салют-7 », он работал в группе восстановления, разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем. Был отобран для подготовки к космическим полётам в 1985 году, в следующем году окончил курс основной подготовки и был на время направлен в группу по программе корабля многоразового использования « Буран ». В начале 1988 года начал подготовку к своему первому долговременному полёту на станции « Мир ». Тренировки включали подготовку к выходам в открытый космос , к стыковкам с новыми модулями, к первым испытаниям установки для перемещения космонавта и к работе во второй советско-французской научной экспедиции. Первый полёт[ править править код ] Сергей Крикалёв надевает тренировочный скафандр 30 июня 2004. Предыдущий экипаж оставался на станции «Мир» ещё двадцать шесть дней, установив тем самым наиболее длительное время пребывания на станции экипажа из шести человек. После того, как предыдущий экипаж вернулся на Землю, Крикалёв, Поляков и Волков продолжили выполнять эксперименты на борту станции. В связи с тем, что прибытие следующего экипажа задержалось, они подготовили станцию к беспилотному полёту и вернулись на Землю 27 апреля 1989 года. Продолжительность полёта составила 151 сут. В 1990 году готовился к своему второму полёту как член дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир». Второй полёт[ править править код ] В декабре 1990 начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Крикалёвым и британской женщиной-космонавтом Хелен Шарман.
И делалось это всё в основном для того, чтобы грамотно создавать фотографии, которые необходимо делать по работе. Очень часто так бывает замечал это за собой, замечал и за многими своими друзьями , когда человек, оказавшись вдруг в интересном месте, хватает какую-то, пусть даже непригодную совсем, «мыльницу», и пытается сделать фотографии. Сам себя и своих друзей я всегда уговаривал: «Ребята, ну, не тратьте время... Есть ведь качественные открытки, которые делали профессионалы. Ну, не сделаете вы этой техникой лучше! Я знаю, что кто-то из моих друзей продолжает жить в Подмосковье, и у него нет возможности увидеть то, что я вижу. Поэтому, залезая куда-то в горы, оказываясь в новом городе, человек вполне естественно делает эти снимки. Оказавшись на орбите, я понимаю, что такой перспективы, которую я вижу в космосе, — только считаное количество людей сможет увидеть своими глазами. Поэтому, естественно, благодаря вот этому инстинкту, может быть, мы и старались сделать фотографии, поделиться с другими, тем, что нравится. Техника становится лучше, появляется больше умения, желания сделать хорошую фотографию — и, в общем, действительно есть некоторые снимки, получившиеся неплохо. Наиболее яркий пример, наверное, когда первый шаттл англ. Слышали, что когда шаттл разбился, было два года перерыва? Я тогда находился на станции вместе со своим партнёром. И проблема гибели людей, разрушения вот этого корабля была в том, что, как они предполагали, у них было нарушено защитное покрытие. Поэтому у первого шаттла, который прилетел после перерыва, задача была такая — они должны были перевернуться к нам «брюхом», чтобы мы аккуратно сделали фотографии. Причём, на самом деле, мы даже придумали это сами, потому что они пытались сделать какую-то систему, чтобы с помощью манипулятора, удлинителя, сфотографировать своё «брюхо». И у них из-за этого переносились пуски, они не могли сделать нормальную систему — всё ведь надо проверить, сертифицировать... И мы сказали: «Слушайте, ребята, мы фотографируем так, что видны мелкие детали на Земле, вот такой оптикой. Вы свой корабль к нам переверните, и мы сфотографируем вам «брюхо». Каждую плитку будет видно». Они говорят: «Хорошая идея! Поэтому технология была следующая: подлетев, они, делали как-бы толчок этот толчок они могли хорошо просчитать , и шаттл просто делал кувырок. Этот кувырок занимал около двух минут, и при этом совершенно точно за это время он не мог к нам приблизиться. Все остальные системы стабилизации были выключены, ничто не могло привести к тому, что он с нами столкнётся. Но это накладывало на нас ограничения: время, которое они будут находиться к нам «брюхом», составляло 90 секунд. И за эти 90 секунд нам нужно было сделать порядка 120 фотографий. То есть, это как, знаете, скоростная стрельба по движущейся цели. Нужно было аккуратно покрыть снимками всё «брюхо» шаттла. И, понимая, что повтора не будет, мы работали вдвоём с партнёром: он делал фотографии более широким углом, а я узконаправленным — таких фотографий нужно было сделать больше, они более детальные. И у нас рядом лежала на всякий случай ещё одна камера — вдруг заест фотоаппарат или еще что-то случится. Так вот, когда шаттл начал делать кувырок под нами, я вдруг понял, что это уникальный вид: космический корабль, который находится очень близко, стоящий «на попа», носом на нас направленный! Причём я увидел, что, когда он поворачивался, мы подлетали к Женевскому озеру. Там есть несколько фотографий на предварительной фазе и несколько на фоне этого озера. У нас оставалось всего 30 секунд, но это была настолько необычная картина, что я сделал несколько снимков, и потом они ходили по всем журналам на первых обложках, потому что, действительно, — уникальные фотографии. То есть, среди профессиональной деятельности, которой мы занимаемся исключительно с технической точки зрения, всегда есть какая-то возможность, для того чтобы сделать что-то необычное, что-то красивое, что-то привлекающее наше внимание с точки зрения уже, скорее, художественной. Есть ли у Вас что-то такое вне Вашей профессии дающее равновесие? Потому что она требует очень разнообразной деятельности и умения переключаться. Потом тебя отвлекает необходимость на что-то третье, и ты должен одновременно делать сразу несколько дел или переключаться с задачи на задачу, например, с медико-биологической на физическую, потом на техническую — нужно исправить какой-то насос, и потом вернуться к первоначальной задаче. Некоторых это раздражает. А я считаю, что мне, наоборот, повезло, потому что это интересно. Интересно, что стоит не одна монотонная задача, а требуется очень много разнообразных навыков. Нужно уметь что-то делать руками, нужно уметь работать головой, нужно уметь программировать, нужно уметь фотографировать. Также нужно устанавливать человеческий контакт и со своими партнёрами, и с людьми, которые со мной работают на другом канале системы связи. И, разбираясь во всех этих вещах, ты начинаешь чувствовать себя комфортно. Поэтому я считаю, что мне повезло, что у меня такая профессия, которая к тому же реализовала все мои детские желания — полетать в космосе, посмотреть Землю сверху. Поэтому у меня нет такого разделения на труд, который мне не нравится, но который я делаю ради куска хлеба, и на какую-то отдушину вне профессии. Отдушина как раз в том и состоит, что моя профессия совпадает с тем, что мне нравится делать. Пребывание на Земле — это тоже часть профессии.
Сергей Крикалёв — биография космонавта
В 1985 году Сергей Крикалев присоединился к 191-му отделу в качестве старшего инженера и принял участие в восстановительных работах на орбитальной станции «Салют-7». Сергей Крикалёв надевает тренировочный скафандр (30 июня 2004). Сергей Константинович Крикалёв – российский космонавт, единственный россиянин, который побывал в космосе шесть раз! Сергей Крикалёв пробыл в космосе вдвое дольше, чем планировалось и считается последним гражданином СССР. Биография. Сергей Константинович Крикалёв родился 27 августа 1958 года в Ленинграде.
Сергей Константинович Крикалев
КРИКАЛЁВ Сергей Константинович. Космонавт Сергей Константинович Крикалёв Сергей стал настоящей знаменитостью, после того как одновременно с первым полетом, его фото облетело первые полосы всех газет к ноябрю 1988 года. Крикалев Сергей занимается авиационным спортом, и даже стал чемпионом мира по пилотажу на планерах. Сегодня Сергей Крикалев — исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым космическим программам.