Таинство церковного соборования или елеосвящения. Суть обряда, для кого проводится, как подготовиться. Более того, Елеосвящение предполагает тщательную подготовку. Участвовать в Таинстве можно только при определенном настрое, поэтому выбирается Великий пост, так как это наиболее благоприятное время для совершения Соборования. — Соборование (или Елеосвящение) — это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов.
Что такое соборование в церкви и как к нему подготовиться
Расскажите, пожалуйста, какие существуют правила по подготовке к Таинству Соборования? За какой срок до участия в Таинстве Соборования христианин должен исповедаться и причаститься Святых Таин? Можно ли участвовать в Соборовании, если никогда прежде ни исповедался и не причащался? Также, я встретила два разных мнения священников о том, зачем нужно Таинство Соборования. В одном случае батюшка сказал, что в этом Таинстве человеку прощаются грехи, совершённые в неведении, а также подаётся здравие душевное и телесное. А другой батюшка сказал, что мнение о том, что в при Соборовании прощаются забытые грехи - это ошибочное народное поверье, на самом деле Соборование - это просто Таинство для исцеления Телесного. Подскажите, пожалуйста, какое из этих мнений верное?
Каковы источники наших знаний о Таинстве Соборования? Таинство Соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадёжно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется. Очень нередко встречаются люди, убеждённые в том, что это Таинство «для того, чтобы полечиться, и чтобы разрешились самые сложные жизненные проблемы». Много вопросов возникает у прихожан относительно содержания Таинства, критериев участия в нём и т.
Постараемся кратко разобраться во всем этом. Елеосвящение в греческом варианте означает буквально «молитвомаслие», то есть помазание освящённым маслом. Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием, поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. Согласно определению, составленному святителем Филаретом Московским в Катехизисе, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». По словам святителя Симеона Солунского, «елей [таинства] есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его». Таинство Елеосвящения имеет евангельское происхождение.
Как мы узнаём из Евангелия от Марка Мк. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Согласно этому свидетельству, ещё до голгофских страданий Спасителя такое священнодействие, подавало помощь больным и телесно, и духовно. Основное же свидетельство установления Таинства содержится в Послании апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак.
Нужно пропускать через свой ум и сердце то, что мы слышим во время богослужения.
Если мы хотим сами помолиться, нужно прийти чуть пораньше или остаться после службы и помолиться своими словами. Все зависит от нашей веры» Протоиерей Алексий Борискин - Что человек должен почувствовать после Соборования? Будут ли какие-то изменения в жизни? Чего ожидать? Некоторые говорят, что у них обостряются болезни и проблемы в жизни. Я считаю, что неправильно искать этих чувственных ощущений, потому что воздействие Таинств на нас происходит не на психологическом уровне, а на духовном.
Человек может почувствовать благодать после Соборования, но искать этого не нужно. Не нужно думать, что если нет радости, легкости и мира, то нет и прощения грехов. Нет прямой зависимости от нашего психологического состояния и действенности Таинств. Все зависит от нашей веры. Не будем сомневаться, что если мы с верой приходим к Богу, то получим от Него помощь! Что Вы думаете на этот счет?
Если день после Соборования не постный, воздержание от мяса не требуется. Супружеская близость - это тайна двух людей, которые во время Венчания получили благословение на продолжение рода, и я считаю, что никто не вправе в это вмешиваться. Что касается мытья, то я не считаю, что помывшись мы потеряем благодать Таинства, так как она действует сугубо на духовном уровне. Если кто-то смущается, то может промакнуть елей салфеткой и благоговейно ее утилизировать. Мотивируется это тем, что человек приемом лекарств якобы выказывает свое недоверие Таинству. А как происходит на самом деле?
Если после Соборования вы вдруг хорошо себя стали чувствовать, то нужно сходить еще раз к врачу, который прописал лекарства и рассказать о вашем самочувствии. Возможно, врач отменит лекарство. А если вы чувствуете себя плохо и отказываетесь от лекарств из-за Таинства Соборования, то это из разряда «не искушай Господа Бога Твоего». Господь может вас исцелить, но это не значит, что вы не должны принимать лекарств.
Вольска: — Таинство Елеосвящения установлено для исцеления человека и прощения грехов. Грехом в мир вошли смерть и тление, грех неразрывно связан с болезнью, проявляя свою разрушительную силу как в теле, так и в душе человека. В молитвах чина соборования часто звучат прошения о прощении больному грехов, об избавлении от страстей и всякого зла. Церковь считает, что при соборовании человеку прощаются забытые и неосознанные грехи. Однако ни в коем случае нельзя думать, будто соборование автоматически освобождает нас от всех грехов и значение Таинства Исповеди поэтому упраздняется.
Напротив, Церковь настоятельно рекомендует прибегнуть к исповеди до совершения Таинства Елеосвящения, которое предполагает покаяние больного и искреннее желание оздоровления телесного, душевного и духовного — избавления не только от последствий, но и от самого греха. Таинства Соборования и Исповеди взаимно дополняют друг друга. Можно ли собороваться людям, которые не живут церковной жизнью? Отвечает священник Андрей Солодко, настоятель храма новомучеников и исповедников Саратовских г. Саратова: — О назначении Таинства Соборования говорится в послании святого апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного Иак. Из этих слов видно, что важными составляющими действенности этого таинства являются вера, молитва и покаяние самого болящего. Собороваться людям, не ведущим полноценной церковной жизни, можно, но это предполагает последующее изменение жизни и воцерковление человека.
Как часто можно прибегать к соборованию? Раньше в храмах Русской Церкви это происходило в Великий Четверг, а уже во второй половине XX века закрепился обычай совершать соборование и в другие седмицы Великого поста или же в дни строгого поста перед праздником Рождества Христова. Хорошо хранить эту традицию и приступать к таинству каждый год в период Святой Четыредесятницы, когда мы стараемся через подвиги воздержания и покаяния подготовить себя к встрече Пасхи. Приходилось сталкиваться с таким абсурдным заблуждением, что таинство имеет свою силу, «действует» на протяжении одного года, по прошествии которого необходимо «обновлять», «продлевать» действительность соборования.
Если Таинство совершается над тяжело больным, то, естественно, его проводят на дому. К больному вызывается священник и совершает чин Елеопомазания. Если человек на грани смерти, то чин совершается укороченный, для того, чтобы успеть помазать освященным маслом его еще живого. В таком случае совершается помазание всего один раз. День Соборования В храме люди, желающие принять Таинство Елеопомазания, заранее сообщают свои имена и выстраиваются в ряд для удобства помазания. Принято заранее приносить крупу, масло растительное, свечи и т. Крупу затем варят и вкушают, но это — народный обычай. Масло приносят для освящения и помазания. Все присутствующие держат зажженные свечи на протяжении всего Таинства. Начинается Соборование с обычных молитв Трисвятое по Отче наш , затем псалом, тропари и мирная ектения, на которой просят Бога освятить масло и исцелить больных.
Что такое соборование и зачем нужно собороваться: подготовка и стоимость таинства
– Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таким образом, соборование во время поста помогает каяться в своих грехах с особым усердием. Таинство Елеосвящения (соборование) установлено для тех, кто страдает от серьезной тяжелой болезни, угрожающей его жизни, тогда прибегать к нему можно в любое время года, по необходимости. Если Соборование будут проводить дома, то следует заранее подготовить жилище к приходу священника. Сложилось поверье, что Соборование не требует какой-то особой подготовки — лишь бы быть крещёным.
Как подготовиться к Соборованию?
Можно ли здоровым людям собороваться и зачем. Наступает ли исцеление после елеосвящения, и что, если человек умер после него. Сколько длится соборование, куда девать маслице после окончания таинства и другие. Что такое соборование, для чего оно нужно? Соборование, называемое еще Елеосвящением елей — это масло , это церковное Таинство, которое проводится либо в храмах в определенные дни чаще всего Великим постом , либо на дому обычно для смертельно больных людей, которые сами не могут прийти в храм на исповедь и причастие. Часто еще приглашают священника на соборование на дому, если человек не смертельно болен, но не может сам по немощи своей прийти в храм. Многие пугаются, думая, что соборование может проводиться лишь над человеком, который уже умирает, и некоторые больные потому наотрез отказываются домой или в больницу приглашаться священника, думая, что этим как-бы подтверждают свою готовность умереть. На самом деле Соборование призывает благодать на больного человека, помогает ему помочь вспомнить свои грехи и быть прощенному Господом, а вследствие этого часты и случаи выздоровления, потому как часто наши болезни — следствие как раз наших грехов. Но это не обязательно.
Иногда наоборот, люди думают, что если пособоровали больного, обязательно должен выздороветь, и спрашивают потом — а вот мы пригласили священника, он соборовал больного, а тот умер. Бывает и так, на все воля Божья, но вы можете утешиться тем, что ваш близкий человек умер после покаяния, а это для его души спасение. То есть, пригласив для этого Таинства священника домой, вы сослужили большое доброе дело своему близкому и облегчили ему участь в вечной жизни. Итак, по определению православного Катехизиса наставления в православной вере , Елеосвящение с греч. Итак, таинство совершается для исцеления, либо же ослабления болезней, притом не только телесных, но в первую очередь духовных. Часто бывает, что при соборовании больной припоминает под воздействием Божьей благодати и рассказывает священнику о каком-то грехе, который он не исповедовал, а тот подсознательно может быть его мучил. И освободившись, раскаявшись в нем, человек получает исцеление и идет на поправку.
К больному вызывается священник и совершает чин Елеопомазания. Если человек на грани смерти, то чин совершается укороченный, для того, чтобы успеть помазать освященным маслом его еще живого. В таком случае совершается помазание всего один раз. День Соборования В храме люди, желающие принять Таинство Елеопомазания, заранее сообщают свои имена и выстраиваются в ряд для удобства помазания. Принято заранее приносить крупу, масло растительное, свечи и т. Крупу затем варят и вкушают, но это — народный обычай. Масло приносят для освящения и помазания. Все присутствующие держат зажженные свечи на протяжении всего Таинства. Начинается Соборование с обычных молитв Трисвятое по Отче наш , затем псалом, тропари и мирная ектения, на которой просят Бога освятить масло и исцелить больных. Потом читается канон, по окончания которого читается апостол.
Прецеденты такого толкования прослеживаются со второй половины XIX века, но в те времена этот смысл не считался главным, таинство совершалось прежде всего во исцеление души и тела и было сопряжено с таинством Покаяния. В настоящее время в практике Русской православной церкви оно часто преподносится как избавление от забытых грехов, и такое толкование начинает доминировать над остальными [6]. Протоиерей Вадим Леонов так оценил данное понимание елеосвящения: «Если в таинстве Елеосвящения отпущение грехов возможно без сознательных покаянных усилий со стороны человека, но лишь в силу того, что над ним прочитали молитвы и помазали святым маслом, то не только таинство Покаяния, но и в целом принцип покаяния как основа христианской духовной жизни ставится под большое сомнение. Зачем совершать этот тяжёлый внутренний труд, когда можно просто забыть свои грехи, а сделать это очень легко, прийти на Соборование, и тебе всё простится? Кроме того, указанное понимание Елеосвящения не прошло церковной рецепции» [7]. В Русской православной церкви существует обычай совершения соборования умирающего человека, даже если он находится уже без сознания когда уже невозможно его причастить , но только если он при жизни своей был активным прихожанином и сотрудником храма.
Совершив последний обряд, батюшка кладет Евангелие на голову соборующемуся и читает разрешительную молитву. Два варианта соборования Таинство Елеосвящения проводят в двух видах: на дому у больного человека или в церкви одновременно со всеми прихожанами. В храме мероприятие приурочивают к разным событиям. Ежегодно ритуал происходит в Великий пост. Во время Рождественского поста обряд проводят реже. Посещают соборование тогда, когда это необходимо. Человек сам приходит к тому, что ему нужно исцеление от запамятованных грехов и болезней. Тяжело заболевшие люди приглашают священнослужителей в дом, чтобы они провели обряд там. Во время болезни ритуал производят только один раз. Как не надо собороваться Церемонию из-за незнания представляют в неправильном виде. Обряд не похож на «последнее помазание» перед смертью. Апостолы проводили таинство Елеосвящения в целях исцеления. Неправильно думать, что болезнь уходит сразу после этого обряда. Ошибочно и восприятие мероприятия как медицинской процедуры. На ритуал приходят только те, кто морально готов к тому, чтобы покаяться в забытых грехах.
Чинопоследование Таинства Соборования
Соборование – шаг веры к тому, чтобы наш «дух и душа и тело сохранились без порока в пришествие Господа Иисуса Христа» (1 Фес 5:23). Таинство соборования, которое часто проводят в храмах Русской церкви во время Великого поста, может помочь лучше подготовиться к празднику Воскресения Христова, РИА Новости, 09.04.2024. Елеосвящение, или Соборование – это Таинство, в котором при помазывании определенных частей тела освященным елеем, то есть растительным маслом, больному испрашивается благодать исцеления от недугов, от болезней телесных и духовных.
Соборование: выздороветь и воскреснуть
Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к Таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. Хотелось бы отметить, что порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия Таинства как «последнего помазания», что не соответствует Священному Писанию.
Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это Таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые из современных людей воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: «Как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет!
Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к Таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни Таинству Покаяния.
Отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда многие боятся этого Таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться.
Сначала вино соединяется с елеем. Теперь в кандиле сосуде с елеем есть вино После ектении первый из священников читает "Молитву над кандилом с елеем", в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого. Остальные священники читают эту же молитву тихо, как во время призывания Святого Духа в таинстве Евхаристии.
Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым Далее начинается третья часть -- помазание святым маслом. Сначала читают Евангелие, потом специальную молитву об исцелении, затем собственно помазание с так называемой, совершительной молитвой: "Отче Святый, Врачу душ и телес... Эта молитва очень важная. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Если совершительная молитва произносится над одним человеком, помазание совершается после слов: "исцели раба Твоего... Такая последовательность повторяется семь раз.
Если людей, над которыми совершается таинство много, то сначала для всех читают совершительную молитву, а потом каждого помазывают маслом Перед самым помазанием, но до совершительной молитвы, священник читает особую молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов. Все священники поминают при этом имена из тех списков, которые были составлены в притворе В Требнике сказано: "Вземлет возьмет иерей стручец палочку, обвитую ватой, в данном случае кисточку , и омочив его во святый елей масло , помазует болящего крестообразно -- на челе, на ноздрях, на ланитех щеках , на устех губах , на персех груди , на руках на обе стране с двух сторон ". То есть иерей помазывает маслом те части тела, через которые грех удобней всего вселяется в душу человека. В храме, где совершается масовое соборование, после чтения Евангелия, молитвы, совершительной молитвы, священники выходят в народ с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином. Они начинают помазывать каждого в своем "секторе". Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подходить к каждому В это время всем храмом поют припев: "Услыши нас, Боже.
Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый". Обычно соборующиеся заранее готовятся к помазанию: освобождают лоб, расстегивают ворот, готовят руки После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но эти салфетки нельзя потом просто выбросить. Их надо либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание Хор начинает петь прокимен перед чтением следующего Евангелия, а рядом продолжается помазывание еще с прошлого чтения Особо чувствуют благодатную силу таинства те, кому оно прямо показано -- больные и немощные люди. Раньше это таинство не совершалось над здоровыми людьми.
В синодальный период, как исключение, в Великий Четверг, оно совершалось в Троице-Сергиевой лавре и в Московском Успенском соборе. Димитрий Ростовский объяснял такое отступление так: если в Великий Четверг, на вечери, Христос установил Завет Новый Тела и Крови Своей, то в этот день может быть прилично ради этого и собороваться перед Причастием даже и здоровым людям, так как и они не знают дня и часа своей кончины. Но, имея в виду под болезнью не только телесные недуги, но и греховное состояние души, в Оптиной пустыни, таинство Елеосвящения совершалось для богомольцев по несколько раз в неделю После седьмого помазывания остатки святого масла выливаются обратно в сосуд.
Продолжается чинопоследование Таинства темой покаяния и сознания своей немощи. Звучит Аллилуйа, ее покаянные стихи: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» и тут же поются покаянные тропари «Помилуй нас, Господи» и псалом 50-й — вершина покаянного псалмотворчества царя Давида. После покаянных тропарей и 50-го псалма поется канон о елее. В нем священники просят Господа «елеем благоутробия утешить души… и телеса человеческие» и «подать люте страждущему благодать свыше». В «молитве елея» звучат прошения: «Неизреченною любовию, Преблагий Господи, ущедри раба Твоего, покровом славы Твоея подай здравие ему и недугов избавление». Далее следуют стихиры, в которых выражена та же мысль: «Помазанием елея Твоего и священников, Человеколюбче, осязанием раба Твоего освяти свыше, недугов свободи, душевныя скверны очисти…, соблазнов избави, обстояние отжени, скорби потреби…». Оканчивается молебное пение молитвами: Трисвятое по «Отче наш» и пением тропаря «Скорый в заступлении…» Соборование. Художник Клавдий Лебедев Освящение елея для помазания Возглашается ектенья: «Миром Господу помолимся», в которой звучит прошение: «О еже благословитися елею сему, силою и действом и наитием Святаго Духа». Елей для освящения вливается в пустой сосуд кандило , стоящий в пшенице; вино доливают туда же и смешивают их лжицей. Вино, добавляемое в елей, символизирует Кровь Христову, пролитую Им на Кресте. Затем возжигаются семь свечей, расположенных вокруг елея, и все те свечи, что держат присутствующие. Первенствующий иерей начинает читать «молитву елея», а сослужащие священники вторят ему вполголоса, читая ту же молитву. В молитве они просят, чтобы Господь Сам освятил этот елей во исцеление помазующегося и в очищение всякой страсти и скверны плоти и духа, и всякого зла. После молитвы поются тропари — Христу Спасителю, святому апостолу Иакову, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребреникам, святому Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице. Помазание елеем Третья часть чинопоследования Таинства Елеосвящения включает в себя семикратное помазание освященным елеем частей тела больного чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук. Причем каждое из этих семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов. Дьякон, чтец или сам священник после возглашения прокимна начинает первое чтение из Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения Иак. Затем первенствующий пресвитер читает Первое Евангелие Лк. Вслед за тем, тот же пресвитер в молитве просит Господа сделать его достойным служителем Нового Завета и сотворить елей, приготовленный для больного, елеем радования, одеждой царской, броней силы, в отгнание всякого диавольского действия, ненаветной печатью, вечным веселием. После этого произносится сугубая ектенья, а затем священник читает первую молитву. Совершается первое помазание больного освященным елеем. Это делает иерей, читавший первое Евангелие. При этом читается тайносовершительная молитва. Эта молитва повторяется каждым из семи священников после очередного чтения Апостола и Евангелия. Если Таинство совершает один иерей, то он один читает ее при каждом помазании. Как только помазание завершено, гасится одна из свечей, стоящих на блюде. Второе чтение. Читается следующее зачало из Апостола, и затем — Евангелия. Апостольское чтение Рим. Во втором Евангелии Лк. Далее следует молитва «Отче святый…» и второе помазание больного. Третье чтение 1 Кор. Третье Евангелие Мф. Далее следует молитва «Отче святый…» и третье помазание больного. Четвертое чтение 2 Кор. А в четвертом евангельском чтении Мф. Далее следует молитва «Отче святый…» и четвертое помазание больного. Пятое чтение 2 Кор. В пятом евангельском чтении Мф. Притча заканчивается призывом: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Далее следует молитва «Отче святый…» и пятое помазание больного. Шестое чтение Гал. В шестом Евангелии Мф. Далее следует молитва «Отче святый…» и шестое помазание больного. Соборование на Валаамском подворье Седьмое, заключительное, чтение 1 Фес.
Оно часто упоминается в Священном Писании и используется в храмах по сей день. Елей использовали с древних времен в качестве лекарства. Например, книге Левит именно елеем исцеляли прокаженных. Помазание елеем в Библии понимается как символ Божественной сущности Иисуса Христа: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих». Таинство Соборования, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Господом. В 6-й главе Евангелия от Марка написано: «Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Апостол Иаков в Соборном послании так изложил суть Таинства: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года.
Как правильно готовиться к соборованию? Отвечает протоиерей Константин Островский
ВСЯ ПРАВДА О СОБОРОВАНИИ | Соборование – шаг веры к тому, чтобы наш «дух и душа и тело сохранились без порока в пришествие Господа Иисуса Христа» (1 Фес 5:23). |
Кто может собороваться | Многие церковнослужители, не первый раз проводящие обряд соборования, утверждают, что особой подготовки от желающего поучаствовать не требуется. |
О правилах Соборования: как происходит это Таинство | Каковы правила подготовки к Соборованию? |
Вопрос священнику | Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но Таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в Таинстве Покаяния. |
Как проходит соборование?
- Как подготовиться к таинству
- Соборование. Таинство для болящих и не только
- В защиту практики Общего Соборования в Великий Пост
- Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы
- Вопрос священнику
- Что это такое?
Что такое Соборование
Затем следует семь чтений из Апостола, Евангелия, семь специальных молитв об исцелении, каждая из которых завершается молитвой "Отче Святый, Врачу душ и телес... После каждого из этих чтений совершается помазание освященным елеем маслом, смешанным с вином. В полном чинопоследовании помазание освященным елеем происходит семь раз, но в больнице или в иных походных и домашних условиях применяется сокращенный вариант с одним помазанием. Он называется "Последование святаго елеа, совершаемаго поскору" название на церковнославянском языке — прим. В конце чинопоследования на голову больного или всех собравшихся возлагается Евангелие и читается заключительная молитва "Царю Святый". После этого бывает отпуст заключительная молитва — прим. ТАСС , где поминается святой апостол Иаков, первый епископ Иерусалима и "брат Божий", в послании которого и рассказывается об этом таинстве. Верующие прикладываются к Евангелию и кресту. Часто можно услышать, что до или сразу после соборования нужно обязательно причаститься.
Так ли это? Исследователи говорят, что еще с древности таинство елеосвящения стало восприниматься как особо действенный покаянный чин, готовящий верующих к таинству причащения о чем свидетельствует, например, св. Симеон Солунский, XV век. Что нужно делать с маслом и свечой, которые остаются после соборования? Им можно помазываться или добавлять его в пищу. Свечу можно также хранить и зажигать в период испытаний. Исповедь — это "купель слезная", обновление человека и очищение от грехов.
Во время болезни ритуал производят только один раз. Как не надо собороваться Церемонию из-за незнания представляют в неправильном виде. Обряд не похож на «последнее помазание» перед смертью. Апостолы проводили таинство Елеосвящения в целях исцеления. Неправильно думать, что болезнь уходит сразу после этого обряда. Ошибочно и восприятие мероприятия как медицинской процедуры. На ритуал приходят только те, кто морально готов к тому, чтобы покаяться в забытых грехах. Те, для кого елеосвящение принимает только материальный вид, не получают от него пользу. Но хуже другое, что такие люди без правильного понимания смысла таинства, быстро разочаровываются в церкви и вере. Находящиеся при смерти далекие от глубокого понимания истинного смысла процедуры отказываются от таинства Елеосвящения, потому боятся, что это ускорит их кончину. Ритуал не влияет на срок наступления кончины, но соборование как раз рекомендуют проводить умирающим или тем, кто находится на грани жизни и смерти в бессознательном состоянии. Те поступки, в которых больной не успел покаяться или не смог по физическим причинам, прощают во время церемонии. Бывает ситуация, когда явиться к началу церемонии не получилось. При опоздании человек чувствует себя неуютно, не зная, может ли он присоединиться к уже происходящему обряду. Если провели хотя бы один процесс помазания, мероприятие считают действительным.
В этом таинстве болящим невидимым образом подается Божия благодать, и она исцеляет немощи телесные и душевные. Никто не может сказать о себе, что он духовно здоров. Болезнь не выбирает, когда ей прийти. Поэтому, если человек болен, то не нужно дожидаться Великого поста, можно подойти к священнику и договориться о Соборовании. Из Священного Писания мы знаем, что первосвященники и фарисеи пытались ограничивать исцеление людей в субботу, говоря им, чтобы приходили в другой день, на что Господь отвечал: Суббота для человека, а не человек для субботы Мк. Есть православная традиция совершать это таинство над всеми православными христианами раз в год, как правило, во время длительного поста, Рождественского или Великого, с тем, чтобы подготовиться к празднику Пасхи или Рождества Христова, встретить их в духовном радовании и телесном здравии. После Соборования следует причаститься Святых Христовых Таин. Вот такой порядок. Не допускаются к Соборованию женщины в период естественной немощи, люди, находящиеся в бессознательном состоянии, которые не понимают, что с ними происходит. Не нужно принуждать к участию в таинстве Соборования людей неверующих или не желающих собороваться, даже если они больны. Это превращает церковное таинство в профанацию, и, конечно, болящий не получает от этого никакого исцеления. Исцеление — дар Бога, а не результат каких-то внешних действий, надо понимать, что Елеосвящение не является магическим ритуалом, после которого непременно последует физическое исцеление. Это таинство требует от человека веры и покаяния. Скажу сразу, что, унеся с собой масло, освященное собором священнослужителей, человек дома сам не может совершить таинство Соборования. Этим маслом можно мазать больные места в надежде исцеления от Господа, но гораздо важнее участие в Соборовании. Поэтому совсем не обязательно набирать елей в большом количестве и хранить его годами.
Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» Мф. При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» Иак. Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, — это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» Иак 5, 15. Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» Мф. Кто выздоравливает после Таинства Елеосвящения и почему? Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах. Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает. Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его. Господь…» Иак 5, 15. Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» Лк. И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в Елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам по себе, а от того, что Господь помог ему. Правда, не все соборованные выздоравливают. Иные из них и умирают. Но от этого нельзя еще говорить и думать, что соборование не помогает больному. О том, какое облегчение в предсмертных страданиях может последовать за совершением сего Таинства, свидетельствует случай, описанный сельским священником Брояковским. Одну его благочестивую прихожанку Параскеву, шедшую в день святой великомученицы Варвары рано утром на службу, в нескольких шагах от храма укусила бешеная собака, нанесши большую рану на щеке. Искусанная немедленно была доставлена к знахарке в соседнее село. Священник, узнавший о происшедшем только через несколько дней, имел намерение отослать пострадавшую на бактериологическую станцию. Но ее родные воспротивились этому, успокоенные тем, что рана зажила и больная чувствует себя хорошо. И действительно, уже 19 декабря она говела в своей церкви, правда, выглядела слишком угрюмою. А через пять дней к священнику явился сын потерпевшей и заявил, что мать его почувствовала себя плохо и просит немедленно прибыть и «обмасловать» ее. Ранним утром следующего дня священник застал больную лежащей на печке и что-то несвязно бормочущей. В ожидании церковного старосты он узнал, что у больной, несомненно, бешенство или иначе — водобоязнь. Четыре дня, как она отказалась от вкушения пищи, а в особенности воды, и страшно боялась холода, вследствие чего и находилась все время на печке. Во время священнодействия больная сидела на лавке. Взор ее был диким и блуждающим, так что она не могла сосредоточиться на одном предмете и вела себя крайне беспокойно: то произносила какие-то невнятные слова, то вдруг, совершенно сознательно и отчетливо выговаривала « слова молитвы, очень часто совершала крестное знамение в особенном возбуждении, порывисто и истово. По временам она бросала недружелюбные взгляды на своих родных, причем в это время раздавался страшный скрежет зубов. Очевидно, она, была поражена психически и сильно подавлена сознанием своего ужасного положения. После чтения первого Евангелия больная со страшным усилием, скрежеща зубами, еле заставила себя поцеловать священную книгу.
Как правильно подготовиться к Соборованию. Сила трех Таинств. После Соборования
Елеосвящение, или Соборование – это Таинство, в котором при помазывании определенных частей тела освященным елеем, то есть растительным маслом, больному испрашивается благодать исцеления от недугов, от болезней телесных и духовных. Как и когда проводится в храмах Соборование, как к нему подготовиться, нужно ли исповедоваться, и держать пост, и другие ответы на вопросы. Особой духовной подготовки к Таинству Соборования нет, отмечают священнослужители.
Соборование
Как готовиться к соборованию? | Подготовка к Соборованию. Прежде чем посетить таинство Соборования, человек должен причаститься и исповедоваться. |
5 вопросов о соборовании | главное таинство в христианстве и соборование является дополнительной подготовкой к Причастию, а не наоборот. |
Соборование как готовиться и что с собой взять, подскажет батюшка | Таинство Елеосвящения (Соборование) установлено Христом Богом, который, послав учеников на проповедь покаяния, дал им власть исцелять людей от телесных и душевных недугов. |
Что такое таинство соборования, как к нему подготовиться и в чем смысл | Как и когда проводится в храмах Соборование, как к нему подготовиться, нужно ли исповедоваться, и держать пост, и другие ответы на вопросы. |
Как правильно готовиться к соборованию? Отвечает протоиерей Константин Островский
У Него искали «помощи» нашей земной жизни, а Он преображал ее, прелагал в общение с Богом. Да, Он исцелял болезни и воскрешал мертвых, но исцеленные и воскрешенные им оставались подверженными неумолимому закону умирания и смерти… Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! Другими словами соборование нужно для того, чтобы человека укрепить в болезни, духовно поддержать его. Прощаются ли в Таинстве Елеосвящения забытые грехи?
Почему-то это мнение сейчас очень распространено. Получается, если человек, на исповеди забудет назвать какой-нибудь грех, то он простится ему во время другого Таинства. Некоторые люди вообще начали думать, что на исповеди можно даже утаивать, то есть скрывать свои грехи: «Все равно потом пойду пособоруюсь, и все простится».
Те, кто так думают, очень сильно заблуждаются. Разве на исповеди нам прощаются не только названные грехи? Подумайте сами, сможем ли мы перечислить все наши грехи обычно называются от последней исповеди?
Иногда трудно удержать все в своей памяти. В таком случае можно всё записать на бумажку и на исповеди зачитать. Однако, составляя список своих прегрешений, мы все равно всё не вспомним.
Даже если будем вести дневник и записывать всё в подробностях, в любом случае есть грехи, на которые мы можем не обратить внимания или не посчитать их за грех. Выходит, что как не старайся, а все грехи на исповеди не назовешь. Тогда что же происходит с неназванными грехами?
Нынешний митрополит Иларион Алфеев рассказывал, что во время лекции в Московской Духовной Семинарии он выразил мысль, что на исповеди кающемуся прощаются все грехи. Один студент возразил и сказал, что поднимет творения святых отцов и докажет обратное. Через полгода работы в библиотеке этот студент подошел к владыке Илариону и сказал: «Вы были правы, прощаются все грехи».
Если человек искренне кается, то прощение он получает во всех своих грехах. Если какой-то неназванный забытый грех сильно беспокоит, то люди обычно называют его на следующей исповеди.
Затем прочитывается молитвенный гимн и прошение. Освящается елей, священники читают семь извлечений из Апостола и Евангелия. Во время прочтения священнослужитель совершает помазание в виде креста. Все действия повторяются семь раз. В конце на голову прихожанину кладется Евангелие и зачитывается Тайносовершительная молитва. В церкви Евангелие раскладывают на специальной подставке-аналое в центре, перед алтарной перегородкой, тут же ставят нарядно покрытый стол. На столешнице размещают: в чаше с пшеницей 7 свечей; елей; семь кисточек.
Все изъявившие желание участники торжества в руках держат горящие свечи. В ходе прочтения молитвы священник зачитывает имена всех записавшихся на соборование. Священник вливает красное вино в масло и освящает елейную жидкость. Согласно установленному чину далее проводится само Таинство. В домашних условиях В критической ситуации Таинство может проводиться в домашних условиях. В таком случае в комнате больного, перед иконами следует поставить прикроватную тумбочку или столик, покрытые нарядной тканью. В чашу насыпается любая зерновая крупа. По центру чаши ставят лампадку и небольшой сосуд для освящения елея. В крупу вставляют семь свечек.
В отдельных сосудах ставят чистый елей и немного красного вина. Обязательным атрибутом является Святое Евангелие и Распятие.
Еще часто снится что мама как будто ожила.
Ничего не понимаю. Помогите понять к чему все это. Что мне делать???
Очень переживаю за мужа. Мария Дорогая Мария, не пугайтесь снов, а все свои страхи поверяйте Господу Богу в молитве. Раз стали беспокоиться о муже, особо помолитесь за него, хорошо святое Евангелие почитать.
Благослови Вас Бог! Хочу поблагодарить Вас, и в вашем лице все православное священство, за неоценимую помощь и благословенный труд! Слава Господу за его заботу о людях Вашими руками и словами!
Такой вопрос. В моем молитвослове есть последование по исходе души от тела, состоящее из одного канона. Подписано, что читается мирянами если нет священника.
Просто я не совсем могу разобраться, это канон о едином умершем или другой канон, который надо читать сразу после смерти человека? Я хотела бы его читать за упокой души своего отца. Можно ли?
И еще. Можно ли протирать лик на иконах тряпочкой или просто надо осторожно сдувать с него пыль? Мне сказали, что лик трогать нельзя.
Это правда? Спаси, Господи! Татьяна Здравствуйте, Татьяна.
Канон о единоумершем и последование по исходе души — это разные последования. Читать его можно. Протирать иконы можно, не трогают и не целуют лик, чтобы не повредить его, а не из сакраментальных побуждений.
Помоги Вам Бог! Меня интересует такой вопрос: Можно ли молиться за здоровье и благополучие не крещеных детей и внуков? Наталья Здравствуйте, Наталья.
Конечно, можно, и нужно молиться, и дома, и в храме. Только в храме поминайте их сами во время чтения часов тогда совершается перед литургией проскомидия , в записках можно писать только крещеных. Благослови Вас Бог.
Екатерина Да, Екатерина, можно. Помоги Бог. Спасибо большое иерею Сергию Осипову за ответ на мой вопрос по поводу"...
Но дело в том,что когда моя жена идет в церковь,в храм и пишет записки с именами,то мое имя вычеркивают бабушки,принимающие эти записки,мотивируя тем,что моего имени нет в списках православных меня зовут Эдуард и такое уже было ни в одной церкви и ни в одном храме. Поверьте,я Вам не жалуюсь,просто хочу знать,как быть в таких ситуациях? Можно ли снять на телефон Ваш ответ и показывать его в церквях и храмах,если опять мое имя будут вычеркивать?
Или поменять имя своего небесного покровителя? Извините меня,если назойлив и безграмотен в церковных делах. Заранее,спасибо большое.
Эдуард Здравствуйте, Эдуард. Этот вопрос решится благословением священника того храма, где свечницы так ревностно проверяют записки. Жена может подойти к нему, но лучше, конечно, Вам самим отстаивать своего святого: Храни Вас Бог.
Моему ребенку 1. Крестили Любовью. Так звали мать ее отца.
Имя на Виталию. Святых покровителей с таким именем среди святых женщин нет как я поняла из инернета. Что мне даже кажется знаковым: пусть в крещении она будет любовью, я любила ее отца хоть и жили мы в блуде, он уходил из семьи первой и даже развелся.
Назови я ее сразу виталией ее бы все равно крестили иным именем, правильно я понимаю, раз святых женского рода с таким именем нет? Меняю ее имя и фамилию потому что трудно выносить напомтнание имени и памяти этого человека постоянно. Я многи погрешу если осуществлю такую смену или я имею право слегка облегчить свое горе своей утраты опоры и надежды на семейное счастье таким шагом?
Ведь это все что я могу. Оговорю сразу что в милосердие божье я не верю и ждать облегчения молитвами и взращиванием в себе веры не могу, слишком тяжело одной остаться. Если Вы решите менять "мирское" имя ребенку, подумайте, не будет ли ей сложно жить с несколько неожиданным, непривычным для девочки именем Виталия.
Батюшка, у меня три крестника - Александр родился 5 января , Сергий 12 января и Павел 29 июля. Каких святых считать их небесными покровителями и когда правильно поздравлять с днём Ангела? Татьяна Дорогая Татьяна, чтобы не гадать и не ошибиться, лучше спросить родителей, какой святой записан в свидетельстве о крещении.
По имени святого можно будет определить день ангела, обратившись, например, к сайту days. Поздравлять можно любыми словами, какие на сердце лягут, а в день Ангела хорошо сводить если крестники малыши еще, конечно в храм ко причастию. У меня маленький ребенок, ее отец мой сожитель в течение двух лет, оставил меня летом этого года.
Отец не против со слов забрать ее. Я сама чувствую что в его семье откуда он уходил ко мне и разводился дочери будет спокойней во всех смыслах. Что грешней- отдать ее ему сама я готова уйти в монастырь, меня здесь ничто коме долга перед ребенком не деожит, мне уже 40, в городе у нас несколько монастырей, уже писала настоятельницам, искать смирения и веры или держать из принципа при себе принцип т.
Врач поможет Вам ее вылечить. Тогда и выбирать из неприемлемых вариантов не придется.
Но, имея в виду под болезнью не только телесные недуги, но и греховное состояние души, в Оптиной пустыни, таинство Елеосвящения совершалось для богомольцев по несколько раз в неделю После седьмого помазывания остатки святого масла выливаются обратно в сосуд. Это масло нельзя употреблять для другого какого-нибудь помазания, но оно должно быть сожжено обычно в храме в лампадке или в кадиле. Если же чин совершался над умирающим больным и больной умер, то остаток святого елея крестообразно возливает на него священник при погребении И вот приготовлены Евангелия и Кресты для заключительной части таинства. На главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Сначала Евангелие возлагается на главы священников. Они тоже участвовали в таинстве Все священники вместе держат Евангелие и каждый по очереди входят под образовавшийся свод. В это время первенствующий священник читает во всеуслышание разрешительную молитву, в которой говорится: "Царю Святый...
Никакого указания, кроме как сжечь его, нет. Но из особого благочестия, некоторые верующие его берут домой и употребляют в пищу. Это, так называемая "благочестивая традиция". Еще одна благочестивая традиция -- брать себе освященного масла с вином после соборования. Как сказано выше, им уже ничего нельзя помазывать, но его можно сжечь в лампадке дома. Выходя из храма, так приятно вдыхать воздух, уже напоенный весенними запахами и чувствовать обновление не только в природе, но и в самой душе Елеосвящение, от греческих слов «масло» -- «элайоа» и «милость» -- «элеос» — таинство помазывания освященным маслом елеем. Еще его называют соборованием от слов «собор», «собрание», потому что таинство это должно совершаться семью священниками, как сказано в Требнике, составленном Петром Могилой в середине XVII века. Таинство может совершать и один священник, но только в случае крайней необходимости. Вообще-то елеосвящение может совершаться не только в пост.
Над больным человеком оно может быть совершено в любое время, так как основная цель Елеосвящения — исцеление от болезни. Как и всякое Таинство Церкви, елеосвящение берет свое начало в Евангельской истории, в деяниях Иисуса Христа и Его апостолов. В Евангелии мы читали о том, как Иисус Христос исцелял больных. Его ученики, апостолы, по Его завету тоже исцеляли больных. Например, в одном из путешествий, апостол Павел гостил в доме у человека по имени Публий. Первоначально таинство исцеления совершалось через возложение рук. В современном чине таинства Елеопомазывания есть напоминание о том, что когда-то для исцеления больных Иисус Христос и апостолы, принявшие от Него благодать Духа Святого, исцеляли через возложение рук на голову больного. Но уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
В защиту практики Общего Соборования в Великий Пост
Елеосвящение (Соборование) – одно из 7-ми церковных священнодействий, сущность которого превосходно выразил протоиерей Александр Гаврилов: «Для чего собороваться? Многие церковнослужители, не первый раз проводящие обряд соборования, утверждают, что особой подготовки от желающего поучаствовать не требуется. – Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. И «пищевой» пост накануне Соборования тоже не предусмотрен: специально поститься нет необходимости. И «пищевой» пост накануне Соборования тоже не предусмотрен: специально поститься нет необходимости. Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (оливковым маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.
Как подготовиться к соборованию, что с собой взять?
Когда Соборование соединяется с исповедью и Причащением больного, то сначала совершается последование о исповéдании, затем Елеосвящение и, наконец, Причащение Святых Тайн. Соборование в церкви Соборование или еще называется елеосвящение — это таинство. Таким образом, соборование во время поста помогает каяться в своих грехах с особым усердием.