Всемирно известный собор Святой Софии в Стамбуле вновь станет мечетью. Посещение храма Святой Софии в Стамбуле для иностранцев и молящихся будет раздельным. Собор Святой Софии (Айя-София) сегодня — В Стамбуле умерла знаменитая кошка Айя-Софии Гли.
Вход в храм Айя-София в Турции стал платным для всех, кроме молящихся
Владимир Путин обратил внимание коллеги на значительный общественный резонанс, который вызвало в России решение изменить статус храма Святой Софии в Стамбуле. Государственный совет Турции проголосовал за придание собору Святой Софии в Стамбуле, одной из главных христианских святынь, статуса мечети. Государственный совет Турции проголосовал за придание собору Святой Софии в Стамбуле, одной из главных христианских святынь, статуса мечети. Айя София Стамбул: История, особенности, архитектура, мозаики в соборе Святой Софии, как попасть, купить билеты в 2024. Вход в мечеть Айя-София (Святой Софии) в Стамбуле станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года, сообщил министр туризма Турции Мехмет Нури Эрсой.
Восток и Запад: что стоит за решением Турции превратить Святую Софию в мечеть
- В Турции отреставрируют мечеть Айя-София
- Кто построил Собор Святой Софии в Турции, и почему вокруг постройки возник скандал
- Плачущая колонная в Соборе Святой Софии (Стамбул, Турция)
- Музей Айя-София в Стамбуле: интересные факты и рекомендации по посещению
- "Россия может объявить Святую Софию в Стамбуле своей реликвией" - МК
- Собор Святой Софии. Стамбул веб камера онлайн
Не будите крестоносца. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию
При этом ни христианское, ни мусульманское сообщества не оставляли попыток вернуть в Софию богослужения. Вопрос поднимался неоднократно: в 2006 году музейный комплекс выделил небольшое помещение для мусульманских обрядов правда, для сотрудников музея ; в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма; в 2016 году в соборе во время Рамадана проходили чтения Корана с трансляцией в прямом эфире телеканала, что вызвало критику со стороны МИДа Греции. При этом еще в сентябре 2018 года Конституционный суд Турции назвал недопустимым требование одной из частных организаций вернуть собору статус мечети. Однако уже в 2020 году решение Госсовета Турции было прямо противоположным. Кто против?
Решение изменить статус собора Святой Софии с музея на мечеть вызвало волну критики по всему миру — причем критики вполне официальной. Например, в ЮНЕСКО заявили, что государство должно обеспечить такие условия для объекта, чтобы ничто не могло отразиться на его исключительной ценности. Против высказались представители разных христианских церквей, политики и другие деятели, в том числе российские. Критика решения Эрдогана и Государственного совета слышна и в самой Турции.
Так, экс-министр иностранных дел Турции Яшар Якыш заявил, что все это было решением исключительно президента, которому нужно оправдать ожидания консервативной религиозной части своего электората. Эти люди, считает бывший чиновник, воспринимают вопрос Софии как вопрос национального суверенитета. Кстати, он напомнил, что на территории Греции остаются сотни мечетей в качестве наследия Османской империи, при этом некоторые из них лежат в руинах, другие приспособили под христианские церкви, склады, тюрьмы и даже ночные клубы. Что же касается Софии, то рядом с ней и так есть открытая для всех мусульман Голубая мечеть, и недостатка мест для верующих поблизости нет.
Турецкая оппозиция на этот раз была сдержанной — там не поддержали и не критиковали решение суда, но все же призвали не использовать 1500-летний собор в политических целях. Резко раскритиковали решение в Греции, где любые новости о наследии Византийской империи в Турции воспринимают болезненно.
Неоднократно заявлялось о том, что статус Святой Софии — это внутренне дело Турции и страна сама решает, что делать с этим храмом. Поэтому сейчас очевидно, что Турция не захотела идти на компромисс, не пожелала услышать голоса христианских лидеров и политических деятелей, которые призывали не предпринимать этот шаг. Как известно, вслед за заявлением Святейшего Патриарха Кирилла с обращением выступила Государственная Дума Российской Федерации, но оно также было проигнорировано. Сейчас в некоторых околоцерковных средствах массовой информации на Украине и в России высказывается мысль, что через это решение турецких властей Бог наказал Патриарха Варфоломея за раскол мирового Православия. Я с этим никак не могу согласиться, потому что удар нанесен не по Патриарху Варфоломею и не по Константинопольской Церкви, а по всему мировому Православию и по всему христианству. Когда в 1934 году Мустафа Кемаль Ататюрк принимал решение о музейном статусе храма Святой Софии, его целью было превращение Турции в светское государство, символом которого и стал музейный статус Святой Софии. Сегодняшнее решение, несомненно, принято под влиянием радикальных исламистов, которые набирают силу в современной Турции.
Полагаю, мы не должны входить в дискуссию относительно внутреннего положения этой страны, однако очевидно, что сегодняшнее решение скажется негативным образом и на отношении нашего народа к турецкому народу, и на межрелигиозных отношениях. На протяжении уже целого ряда лет у нас существует диалог с Управлением по делам религий Турции, а именно в ведение этого учреждения Госсовет Турецкой Республики передал сейчас храм Святой Софии. Конечно, мы будем поднимать имеющиеся у нас вопросы в диалоге с Управлением по делам религий Турции, однако судя по атмосфере, в которой принималось сегодняшнее решение и велась его подготовка, судя по звучавшим при этом высказываниям, турецкие власти к диалогу не готовы и на него не настроены.
Собор Святой Софии я впервые увидела в декабре 2019 года. Тогда ничто не предвещало ни пандемии, ни дальнейших исторических потрясений с обстрелами и полетами дронов. Как и того, что президент Эрдоган, дай бог ему здоровья, сделает собор-музей действующей мечетью.
Первое, что бросается в глаза — широкая елочная гирлянда между минаретами с выложенной лампочками надписью. Надпись в переводе на русский ожидаемо гласит: "Нет Бога, кроме Аллаха". Кто бы спорил, но ни на одну другую мечеть турецкие власти такую иллюминацию не повесили. Это, как официально сообщалось, "печать", которая закрепляет новый-старый статус бывшего музея. Что бы сказал их Ленин - Кемаль Ататюрк, интересно знать. Пускают в Святую Софию по часам, строго между намазами.
Бесконечная туристическая очередь опоясывает восточную стену храма и выпрастывается на торговую площадь. Нам надо в аэропорт, а наш гид говорит, что это будет стоить не меньше 300 долларов. А в отеле предложили вызвать за 6 тысяч лир". Фактически хитрые турки сказали девушке и ее спутнику: "Глупые и богатые белые люди, заплатите, пожалуйста, за нашу гиперинфляцию". Но эти соображения я держу при себе, а вслух говорю: "Не бойтесь подойти к любому таксисту на улице, до аэропорта вас довезут лир за 800". Очередь тем временем движется стремительно.
Спустя минут десять я уже набрасываю на голову шарф и оказываюсь у входа в Святую Софию. Сразу за порогом, в галерее, все разуваются, как и положено в мечети. Если у кого-то слишком короткая юбка или глубокое декольте, выдают хламиду болотного цвета с капюшоном и эмблемой Айя-Софии на спине. Хламида сварена из какого-то пластикового флизелина и напоминает медицинский мешок для тех, кому уже никуда не надо. На туристов кротко взирает мозаичный Иисус над центральным входом. У ног Иисуса — мозаичный император Лев Мудрый и сложенный матерчатый "парус".
Вдоль изображения протянуты тросы, на которых этот "парус" поднимают, чтобы закрыть лик и не смущать мусульман, по канонам которых изображение живых существ запрещено. Я уже знаю, что пройти на галереи, где сохранились прекрасные исторические мозаики, нельзя. Так что не скрытый "парусами" Спаситель — настоящая удача. Но радость длится недолго. Прежняя Святая София с первого же шага поражала объемом, воздухом, высотой. Этой атмосферы больше нет.
Каменный пол, напоминавший море, закрыт ярко-зеленым ковром. Ковер пушист и приятен на ощупь, но ядовитый цвет напоминает то ли коридор недорогой гостиницы, то ли чистую зону аэропорта. Сходство усиливают раздвижные заборчики, которые разделяют бывший музей на несколько "загонов". Носить свою обувь в руках можно только в самом первом, дальше не пустят, пока не оставишь кроссовки в ящике у входа.
Разве только менялись легенды о причинах. В 11 веке рядом с колонной явился Григорий Чудотворец — после этого камень стал выделять целительные слезы.
Когда собор Святой Софии превратился в мечеть Айя-Софья, в медном листе у основания колонны сделали отверстие для пальца, с помощью которого можно загадать желание. Вот уже шестьсот лет огромный купол Святой Софии слушает шепот миллионов, пришедших просит чуда к плачущей колонне. Найти колонну в огромном храме легко: ее основание покрыто медными листами, потемневшими от времени и влаги. На одном листе подобно Солнцу сияет окружность размером примерно с ладонь или чуть больше. Сколько прикосновений помнит это отверстие — не сосчитать.
Плачущая колонная в Соборе Святой Софии (Стамбул, Турция)
Хотя туристы теперь смогут гулять только по второму ярусу, им по-прежнему придётся соблюдать дресс-код: закрытая одежда для всех посетителей и платок для женщин. Собор Святой Софии в Стамбуле считался музеем с 1934 года. В 2020 году власти Турции официально признали его мечетью, с тех пор в храме проводятся богослужения. В 2023 году Турция оказалась в топе стран, куда россияне поехали на Новый год. При этом туроператоры распродавали туры дешевле прямого перелёта.
Стамбул единственный город в мире, который находится на двух континентах Европы и Азии. Была построена в 1459 году архитектором Атиком Синаном но была разрушена в результате землетрясения в 1766 году. Через некоторое время мечеть заново построил архитектор Узун Хусейн Эфенди в 1798-1800 г. Парк расположен на красивейшем европейском побережье залива Босфор в городе Стамбул. Стамбул крупный многомиллионный город Турции, торговый и культурный центр страны, крупный портовый город. Отель Драгос, элитный четырех звездочный отель в центре города Стамбул.
С окон отеля открывается восхитительный вид на Мраморное море и городской массив. Стамбул всегда радует своих гостей, поэтому, проживание в отеле настоящая сказка, которая останется навсегда.
Это вызвало крайне негативную реакцию министерства иностранных дел Греции [56]. В марте 2019 года стало известно, что власти Турции могут изменить статус собора Святой Софии, чтобы его смогли посещать бесплатно. Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать аналогично» [58].
В этот же день президент Турции Тайип Эрдоган подписал указ о превращении Айи-Софии в мечеть [4] [60]. Всемирный совет церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии [68]. Намаз совершил также сам Реджеп Тайип Эрдоган. Изображения христианских святых на время намаза были закрыты тканью. Молящиеся разместились как внутри здания, так и на территории перед ним [69]. Это базилика с четырёхугольным средокрестием , увенчанным куполом.
Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня [70]. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола [71]. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна их также 40 , благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса [72]. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов, — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре [71]. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой , глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод , содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы , впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами.
Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами , вывезенными из храмов Малой Азии и Египта [71] ; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея , а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах. Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе. Стены храма также были полностью покрыты мозаиками как сюжетные композиции, так и орнаменты. Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме.
Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в. В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери , и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити , оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей см.
Мозаичный цикл[ править править код ] Значительное число мозаик Святой Софии было выполнено во времена императора Юстиниана в VI веке. Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе , нефах , галереях и главной арке [74]. Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век. Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75].
В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77]. Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах. Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание. Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79].
По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году. Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью.
Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин.
В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах. В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского.
Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой.
Святая София — духовная реликвия России. И тут падает второй тяжеловесный вопрос: зачем нам это делать? Если Россия — светское государство с тысячелетней историей, то Святая София — самый первый, самый древний артефакт, который сопровождал ее от истока. От колыбели. Три ветви русского народа — чтобы оценить значение этого символа, совсем не обязательно быть религиозным человеком. Безусловно, для многих россиян по разным причинам эти слова — пустой звук. Но даже тем, кому неважно прошлое и будущее, важно настоящее. А в настоящем люди без смыслов проигрывают людям со смыслом.
В той же Казани — из-за той же мечети Кул-Шариф — недавно затравили радиоведущего Антона Боровикова, который в Инстаграме грубо отозвался о ее внешнем облике и его сходстве с турецкими образцами. Ему угрожали, к нему пришли на работу — ему пришлось удалять запись и извиняться. И это происходит в месте, которое всего тридцать лет назад было прямо-таки образцом светской ипостаси ислама. Но, бесконечно уступая, мы сами это разрушили. Не остановится и турецкая власть — ведь ей сейчас незачем останавливаться. Люди со смыслами — в отличие от людей без смыслов — всегда имеют за спиной дополнительную опору и перед собою — щит. Они всегда могут провести линию, сказать, что выходящее за нее оскорбляет их чувства, и понемногу, по мере привыкания публики, эту линию двигать. Прямо пользуясь тем, что за ними признано, что они эти чувства имеют и «могут обидеться».
Плачущая колонная в Соборе Святой Софии (Стамбул, Турция)
Кроме того, ранее уже появлялись другие свидетельства пользователей, заметивших похожие на следы ударов отметины на внутренних стенах сооружения, передает Tengrinews. В соцсетях были опубликованы снимки, указывающие на возможные акты вандализма в мечети Айя-София, в которую превратили древний собор Святой Софии в Стамбуле. Считается, что императорские врата собора сделаны из дерева от Ноева ковчега. Турецкие власти уже распорядились провести расследование и оценить причиненный ущерб. Выложенные в соцсети фотографии вызвали широкое возмущение в связи с тем, что Турция не может защитить памятник, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
У ног Иисуса — мозаичный император Лев Мудрый и сложенный матерчатый "парус". Вдоль изображения протянуты тросы, на которых этот "парус" поднимают, чтобы закрыть лик и не смущать мусульман, по канонам которых изображение живых существ запрещено. Я уже знаю, что пройти на галереи, где сохранились прекрасные исторические мозаики, нельзя. Так что не скрытый "парусами" Спаситель — настоящая удача. Но радость длится недолго. Прежняя Святая София с первого же шага поражала объемом, воздухом, высотой.
Этой атмосферы больше нет. Каменный пол, напоминавший море, закрыт ярко-зеленым ковром. Ковер пушист и приятен на ощупь, но ядовитый цвет напоминает то ли коридор недорогой гостиницы, то ли чистую зону аэропорта. Сходство усиливают раздвижные заборчики, которые разделяют бывший музей на несколько "загонов". Носить свою обувь в руках можно только в самом первом, дальше не пустят, пока не оставишь кроссовки в ящике у входа. В "загон" напротив алтарной части пускают только мужчин. Слева и справа заборчики выстроены змейкой и ведут в "загоны" у колонн. Подойти к колоннам нельзя. Да, знаменитая "колонна желаний", в отверстие которой надо было вложить большой палец, описать ладонью круг и почувствовать влагу, больше недоступна, и теперь плачет своими волшебными слезами в полном одиночестве. В каждом "загоне" сидят и даже лежат прямо на ковре босые люди.
Многие из них все утро ходили по жаре за экскурсоводом. Внутри Святой Софии пахнет немытыми ногами и потными носками, - в отличие от мусульман, туристы не привыкли к омовениям в специальном фонтане перед входом в мечеть. Всего этого Иисус уже не видит, потому что его младенческий образ на руках у Богородицы в апсиде над бывшей алтарной частью надежно закрыт "парусами". Люстры спущены чуть ли не на головы посетителям, вытяни руку — и сможешь коснуться плафона. Под центральной, самой большой, собираются туристические группы. В этот момент у меня, придавленной между люстрами и ядовитым ковром, возникает некоторый вопрос. Задать его хочется криком. Но я молчу. Если я внезапно ощутила себя крестоносцем без отряда, случайно запертым в теле сорокалетней тетеньки, то остальные-то тут при чем. Спустя минут пятнадцать над зеленым ковром и лежащими на головах люстрами проносится механический голос.
По-турецки и по-английски он сообщает, что время туристов истекло и помещение необходимо освободить для верующих. Затем на зеленый ковер выходит охранник в форме. Выкриками и жестами он сопровождает посетителей к выходу. Изгоняет, так сказать, из храма. Замечаю, что справа, высоко, на недоступной теперь галерее за перилами, стоит кто-то невысокий и подглядывает за этой странной процедурой.
The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Performance". It does not store any personal data. Functional Functional Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features. Performance Performance Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.
Так, многие храмы на территории нынешней Белоруссии, построенные в пределах Речи Посполитой как католические костелы, после присоединения этих территорий к России в XIX веке были превращены в православные храмы. Например, Покровский собор в Витебске. А в Финляндии после провозглашения независимости некоторые православные соборы превратили в лютеранские... Подобные метаморфозы понятны для обществ, где церковь не отделена от государства. Но в новое и особенно новейшее время ситуация меняется. Религию стараются вывести за пределы государственных и общественных институтов. Власть, по крайней мере формально, не продвигает свое влияние через храмы. Секуляризация, которая проходила в разных формах, затронула практически весь мир. В Европе не было такого острого негатива, как в России в 1920 — 1930-х годах, но процесс закрытия храмов продолжается там до сих пор. При этом если мы говорим о ценных архитектурных памятниках, то у государства остается ответственность за сохранение их как объектов культуры и истории: поэтому исторически значимые здания храмов передавали музеям. И именно поэтому обратное превращение — музея в храм — совершенно особая ситуация. Связано это, по всей видимости, с тем, что сейчас, в XXI веке, политики вновь, как и когда-то прежде, пытаются использовать религиозную карту для своих чисто утилитарных целей. По моему личному мнению, это не идет на пользу ни государству, ни самой религии, а к вере вообще не имеет никакого отношения. Церковный вопрос пытались раскручивать и на постсоветском пространстве. В прошлом году президент Украины Петр Порошенко включил «веру» в свою предвыборную программу и... Всем памятен конфликт вокруг Исаакиевского собора... Во-первых, в нашей истории был трагический опыт борьбы государства с духовенством и религией в целом, поэтому желание верующих возродить отдельные приходы представляется естественным. Во-вторых, мне кажется, церковная власть и общество, к счастью, не отделяются у нас друг от друга глухой стеной и все время стараются найти точки соприкосновения, не допуская совсем уж конфликтных моментов. И хотя с разных сторон порой звучат резкие безапелляционные высказывания, все же изначальная позиция нашей церкви объединять, а не разделять людей. И, в-третьих, самое главное: политическое руководство России не разыгрывает религиозную карту. Существует идея помощи религиозным учреждениям, сотрудничества с ними, но ничего подобного уваровской формуле «самодержавие, православие, народность» нет. В Турции же мы видим совершенно очевидное намерение использовать религию как консолидирующую идею. Этот процесс начался еще при предшественнике Эрдогана — президенте Абдуллахе Гюле, который, между прочим, считался сторонником европейской интеграции. В 2011 году церковь Святой Софии в Никее Изнике , где в 787 году проходил Седьмой Вселенский собор, также была лишена музейного статуса и начала функционировать как мечеть. А ведь этот храм также с 1960-х годов являлся музеем... Поэтому предпринятая еще в2016 году Эрдоганом попытка начать мусульманские богослужения в стамбульской Святой Софии — лишь продолжение этой линии. Четыре года назад он не решился довести начатое до конца, столкнувшись с единодушной критикой извне, инспирированной прежде всего Грецией. И греки считают историю Византии своей, а Софию — собственной национальной святыней. Однако нельзя забывать, что Айя-София является неотъемлемой частью и турецкого прошлого, причем более чем полтысячелетнего. Мотивы действий Эрдогана, его демонстрация собственной независимой позиции как лидера не только политического, но религиозного достаточно понятны. Совершенно очевидно, что его решение не имело исключительной целью раздразнить Россию. Но там явно усматривается греческое влияние... В любом случае: церковные деятели говорят то, что должны говорить, но мне бы хотелось, чтобы религия — любая — не разделяла людей на своих и чужих, политики не извлекали бы из «веры» свои сиюминутные дивиденды, а общемировое культурно-историческое наследие не становилось бы предметом их манипуляций.
Что произошло?
- В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София - Лента новостей Крыма
- Святая София. Стамбул. Что мы потеряли - Телеканал «Моя Планета»
- 1. Предшественники собора Айя-София
- Зачем христианский собор Святой Софии превратили в мечеть, и Почему это важно для атеистов
Веб камера онлайн транслирует Собор Святой Софии в Стамбуле.
- Решение о превращении храма Святой Софии в мечеть — это удар по всему мировому Православию
- Любопытные факты
- Кто построил Собор Святой Софии в Турции, который объединил две религии
- Не будите крестоносца. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию
- Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София
Знаменитые мозаики собора святой Софии в Стамбуле, который в этом году по решению президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана стал мечетью, прикрывают шторами, а. Реставрационные работы начались в мечети Айя-Софии в Стамбуле для усиления сейсмоустойчивости конструкции, пишет Habertürk. Решение президента Турции вернуть статус мечети собору Святой Софии в Стамбуле вызвало бурю протестов в христианском мире. мечеть Айя-София - стал платным: иностранцам за билет придется отдать 25 евро (830 турецких лир. То, что Собор Святой Софии в Стамбуле снаружи похож на турецкую баню не удивляет.
Святая София. Стамбул. Что мы потеряли
Возможно, ты помнишь, как в июле 2020 года власти страны вернули Айя-Софии статус мечети после долгих лет работы в качестве музея. Ранее власти Турции пообещали, что в то время, когда Айя-София не будет использоваться для богослужений, мозаики будут раскрывать, а храм будет доступен для посетителей и туристов. стоимость билета мечеть Айя София (Святая София) в Стамбуле. стоимость билета мечеть Айя София (Святая София) в Стамбуле. Храм Святой Софии в Стамбуле станет мечетью. Принятое 10 июля 2020 года турецкими властями решение о лишении храма Святой Софии статуса музея и превращении его в мечеть прокомментировал в интервью телеканалу «Россия.
10 фактов о соборе Святой Софии
Собор Айя-София, Босфор и мечеть, построенная Эрдоганом — фотоколлекция из Стамбула | Каждый раз, посещая Стамбул (Константинополь), невозможно перестать восхищаться чудом архитектурного искусства, главным императорским собором Византийской империи Айя. |
Кто построил Собор Святой Софии в Турции, который объединил две религии | Ранее власти Турции пообещали, что в то время, когда Айя-София не будет использоваться для богослужений, мозаики будут раскрывать, а храм будет доступен для посетителей и туристов. |
10 фактов о соборе Святой Софии | myDecor | Обращаем внимание, что с 15 января 2024 года вносятся изменения в порядок посещения Собора Святой Софии (Айя Софья) в Стамбуле, Турция. |
Туристы возмущены ограничениями при посещении Айя-Софии в Стамбуле | В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся разрушительному нападению крестоносцев, собор Святой Софии был разграблен и осквернён. |
Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью | Верующие и туристы смогут посещать мечеть Айя-София без ограничений во время работ по реставрации, сообщили РИА Новости в министерстве туризма Турции. |